Меню Рубрики

Сравнительный анализ игр детей разных поколений таблица

Сделайте сравнительный анализ игр детей разных поколений. Постарайтесь охватить анализом четыре поколения: игры современ­ных детей; игры поколения, к которому принадлежите вы сами; игры ваших родителей; игры ваших бабушек и дедушек.

Методика выполнения задания:

— наблюдения за играми современных детей;

— беседа с представителями старших поколений (родители, бабуш­ки, дедушки);

— ретроспективный самоанализ: в какие игры играли вы;

— составление сводной таблицы «Игры разных поколений»;

— формулирование выводов о тематике игр, изменении их содер­жания, причинах этих изменений.

Насколько подтверждает ваши выводы утверждение чешского писателя Ю. Фучека «Игра — зеркало общества»?

Как уже говорилось выше, игра имеет социальную осно­ву. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеж- „ дают, что они связаны с миром взрослых.

хаошстепдет- ° дним из пе Р вы х, кто доказал это поло­ской и ы жение, оснастив его научно-психологи- кои игры ческими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребен­ка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую соци­альную среду, дающую «. материал, гораздо разнообраз­нее и действительнее того, который предлагается игрушеч­ной лавкой» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1954.- Т. И. — С. 483). Образное отражение реальной жизни в иг­рах детей зависит от их впечатлений, складывающейся сис­темы ценностей. К. Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. » (там же, с. 483).

Но окружающая ребенка действительность чрезвычай­на многообразна, а в игре находят отражение лишь отдель­ные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельнос­ти, труда, отношений между людьми. Как показывают ис­следования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков­ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда­ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. По­этому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок гото­вит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «по- л уигрой-полутруд ом».

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюда­ется у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (вос­создания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвое­нию социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Да­выдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Игра Классики

Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется «котел». Также нужно найти биту — это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры:

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image005.gif» />»Простые» классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это — «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться — тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода — прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.gif» />Вариант 2. Разнообразный.

Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно «провести» по всем классам — от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим «классом» и дальше выполняем по очереди задания («классы»):
Первый — обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).
Второй — кидаем биту на цифру «2» с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное — дойти до 10 квадрата.
Третий — «кочерга». Прыгаем на правой ноге, «пиная» биту всегда влево на следующий квадрат. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 5м квадрате.
Четвертый — на левой ноге. Биту «пинаем» все время вправо. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 6м квадрате.
Пятый — прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.
Шестой — прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой — нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.
Восьмой — можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый — кидаем биту на «9» и прыгаем с закрытыми глазами.
и Десятый — ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого — в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия:
— если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.
— с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение — пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).
— если попал в «котел», сгорает целый класс — переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.
— не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

Игра Резиночка

Кто из вас не любит прыгать? Да все любят! Особенно, если ты девочка, особенно, если на улице весна, особенно, если хорошее настроение и много друзей!

Для игры необходима резинка длиной 3 м, у которой связаны концы. Двое игроков, стоя ноги врозь, расстягивают резиночку на высоте 15 см, третий прыгает.

Допустивший ошибку меняется местом с тем, кто держит резиночку. Если участник удачно завершит все комбинации, остальные игроки поднимают резинку выше – на уровень коленей.

Примеры Десяточки и Девяточки

источник

«Сравнительный анализ игр разных поколений»

Прежде чем говорить об играх разных поколений, рассмотрим, а что же такое игра. В свободной интернет энциклопедии Википедия говорится, что игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ , предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Теперь обратимся к рассмотрению следующего компонента – содержанию игры. Итак, содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

Сюжеты детских игр обусловлены социальными условиями жизни – несомненный факт, признаваемый многими. Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой.

Данные о развитии и жизни ребёнка и его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны.

Мы не можем непосредственно проследить процесс возникновения игры. Имеющиеся очень скупые данные позволяют наметить лишь в самых общих чертах гипотезу о возникновении игры, установить, и то приблизительно, исторически условия, при которых появилась потребность в этой своеобразной форме жизни ребёнка в обществе.

Положение ребёнка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производственный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся производителями.

При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ним. То есть это «средство» растёт и совершенствуется вместе с ребёнком (например, нож, лук и т.д.). Говоря о детских играх и игрушках, можно встретить мнения о том, что в куклы девочки играли с самых древних времён, однако если рассмотреть данный вопрос более внимательно, то можно заметить, что кукла выполняет не только роль игрушки, но и в большей мере роль хранительницы семьи, плодородия – её передают по наследству(при этом дарить или отдавать чужим её нельзя). При шитье кукол и нарядов для них девочки приучаются к важному для будущего труду.

Читайте также:  Анализ организации летнего отдыха детей

На более поздних стадиях первобытнообщинного строя происходило дальнейшее развитие производительных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим дальнейшее разделение труда. Усложнение орудий труда и связанных с ними производственные отношения должно было сказаться на положении детей в обществе. Дети постепенно как бы вытеснялись из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Вместе с тем усложнение орудий труда приводило к тому, что дети не могли овладевать ими путём упражнений с уменьшенными их формами. Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых. И у детей игра перестаёт быть только соревнованием в силе, ловкости, меткости, выносливости и т.д. она начинает приобретать форму, свойственную и детям нашего времени.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием, каких – либо внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе. Детство удлиняется. Важно при этом подчеркнуть, что это удлинение происходит не путём надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путём своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к сдвигу во времени вверх периода овладения орудиями производства. Возникает такое положение, при котором ребёнка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а также в силу того, что возникшее разделение труда создаёт возможности выбора будущей деятельности, не определяемой однозначно деятельностью родителей. Появляется своеобразной период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобождённые от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра.

Итак рассмотрим, как же меняется игра в истории развития человечества:

— появились тяжёлые плуги, которыми дети управлять не в состоянии – появились подобные игры.

— стали строить дома из дерева или камня – появились игры в камнетёсов и строителей.

— начались военные действия – появились игры в войну.

— появились короли и королевы и дети стали в них играть.

— полетел человек в космос и дети стали играть в космонавтов и инопланетян.

— а в 90-х наши дети как не прискорбно играли в коммерсантов и проституток.

— сейчас они играют в банкиров и вымышленных героев, поскольку этого вымышленного в их жизни становится всё больше и больше. Иногда даже взрослые люди теряют связь с реальностью заигравшись в некоторые игры.

— На современном этапе жизни, даже взрослым уже приходится играть в различные игры с целью приобретения различных навыков, необходимых им на работе и вообще в жизни.

Итак сделаем вывод — меняется время, меняется общественный строй, появляются новые технологии, новые профессии, идут войны, человек мечтает о будущем и все эти общественные и личностные изменения сказываются на содержании игр в которые играют дети.

Особая чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Данная работа подготовлена с опорой на труд Д.Б. Эльконина «Психология игры».

источник

(Выполнил работу ученик 4 «Б» класса Кузьмин Никита)

2. Устный опрос сверстников ………………………………………3

3. Анкетирование трех поколений …………………….…..………4-6.

Самым замечательным способом развлечения является игра.

С помощью её мы укрепляем не только ловкость и выносливость, но и учимся мыслить логически, развиваем речь, формируем дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей. Игра служит становлению и сплочению коллектива.

В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома вытесняются виртуальными развлечениями. Дети становятся все более одинокими, остаются один на один с компьютером, погружаясь в виртуальный мир.

Разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?

А ведь возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Ещё в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лесных славянских племенах(радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.

Целью нашей исследовательской работы стало изучение и, по возможности, возрождение забытых игр; а также проведение сравнения игр разных поколений для выявления изменений в структуре игры.

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:

— изучить игры старших поколений;

— исследовать наиболее интересные игры;

— проследить, как изменялись игры на протяжении десятилетий ( );

— возродить непопулярные сейчас игры;

— развивать умение играть в команде и следовать правилам игры.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. В некоторых литературных источниках говорится, что игры эти разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стекол или гвоздей.

В жизни древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству.

Так игра перешла от взрослых к детям. Она развивает ловкость, меткость, быстроту и силу, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!

Нам бы хотелось, проводя исследования, убедиться в том, действительно ли, возродив игры наших предков, мы укрепим здоровье и сохраним преемственность такого культурного развлечения как игра из поколения в поколение?

В доказательство данной гипотезы было проведено два опроса – устный и письменный.

В устном опросе участвовало 24 человека в возрасте 10-11 лет.

«Играете ли вы в какие-нибудь игры кроме компьютерных?»

«В какой компании вы любите играть больше всего?»

В смешанной компании (взрослые и дети) – 45%;

Таким образом, в настоящее время большинство детей любят совмещать компьютерные и народные игры. Очень жаль, что есть ребята, которые живут только в виртуальном мире, потому что радость живой игры никогда не сможет заменить компьютер. И как хорошо, что разные поколения могут тесно взаимодействовать в одной игре, делиться опытом и навыками, помогать друг другу и радоваться успехам.

АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

Письменный опрос состоял из трех частей, в каждой из которых записаны игры разных поколений. Мои одноклассники опрашивали своих бабушек и дедушек, мам и пап. Затем нами были составлены общие таблицы игр по разным возрастам.

Первыми были проанкетированы наши ровесники. Всего 24 человека: 8 мальчиков и 16 девочек. Все из опрошенных детей любят играть в компьютерные игры, но нас интересовало знание народных игр.

1. Краткая характеристика игр нашего поколения

источник

В этоф работе рассказывается обиграх детей XX века и начала XXI века: бабушек и дедушек, мам и пап, а также детей нынешнего поколения. По итогам работы создан сборник подвижных игр.

Вложение Размер
rabota.docx 34.91 КБ
knizhka.docx 49.34 КБ

Демченкова С.В., учитель математики

Современная жизнь ребенка — это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили нас с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: мы адаптируемся к новому техногенному миру и принимаем его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» — эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.

Особое место в жизни ребенка занимает игровая деятельность.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией богов.. Петр I ввел маскарады, карнавалы, фейерверки. После Петра I «бесовские» игры были запрещены. Однако игры невозможно было «вытравить», и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра стала одним из распространенных видов отдыха и развлечения.

Игра — ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что ему присуща любознательность.

Читайте также:  Анализ описания кладбища отцы и дети

Как-то играя на улице с ребятами в различные игры, задумался: «А в какие игры играли наши бабушки и дедушки, папы и мамы, старшие братья и сестры?» Я решил это выяснить. Вооружившись фотокамерой, я стал обходить жителей своей деревни и брать у них интервью. Задавал всего один вопрос: «В какие игры вы играли в своем детстве?»

Выяснить в какие игры играли дети разных

поколений XX – начало XXI века.

1. Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;

2. Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники, и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки;

3. Изучить литературу по данной теме, поискать необходимую информацию в сети Интернет;

4. Выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры.

5. Разучить с одноклассниками новые игры.

Чтобы узнать любимые игры моих сверстников, родителей, бабушек и дедушек, я провел анкетирование ( Приложение 1, 2 ).

Мной было опрошено 14 учащихся нашей школы. Возраст детей 7-14 лет. В опросе приняли участие 9 девочек и 5 мальчиков.

Предложил ответить на вопрос:

  1. Твои любимые подвижные игры?

Любимые игры наших сверстников приведены в таблице.

(Шашки, шахматы, настольные игры)

Проанализировав результаты, я выявил, что у большей половины детей, у двенадцати из четырнадцати, любимые игры – это компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде. Ведь дети используют его не для учёбы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпровождение без движения приносит детям большой вред.

Некоторые дети, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: в куклы, настольные игры, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры, футбол и пионербол. Но это происходит, в основном, на уроках физкультуры.

Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так и много. А ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. Подвижные игры требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. А главное, они приносят радость и массу положительных впечатлений.

Дети назвали всего пятнадцать подвижных игр. Содержание которых мы описали в сборнике «Детские игры разных поколений!»

В ходе исследования, я выяснил, что наши сверстники недостаточно знают подвижных игр. За помощью мы обратились к нашим мамам и папам. Я провел анкетирование. (Приложение 2).

Многие родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу. А некоторые мамы и папы даже описали нам несколько игр. Все эти игры можно увидеть в сборнике.

В опросе приняли участие одиннадцать родителей: семь мам и четыре папы. Ответы родителей на вопрос, в какие игры вы играли в детстве, приведены в таблице.

(шашки, шахматы, крестики-нолики,

Подведя итоги анкетирования, я отметил, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Они вспомнили тридцать пять игр. Многие игры, как прятки, жмурки, вышибалы, и т.д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это десяточка, садовник, путаница и т.д.

Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое время. Но все равно дети находили время для игры. Когда я задал вопрос бабушке и дедушке, во что они играли в детстве, они назвали немного игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями. Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли с куклами. Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. Любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках.

Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Играя в «Чехарду», прыгали через спину товарища. Мой дедушка любил играть со своими друзьями в «Мушкетёров». Делали из палок шпаги и сражались. Ходили к реке и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения. А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках. Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой занимались рукоделием, устраивали домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.

В ходе исследования я смог познакомиться с играми детей трёх поколений. Выявил, что все дети во все времена очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех трёх поколений. Это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы. У некоторых игр меняются только название. Например, дети называют игру «догонялки», родители — «салки», а бабушки и дедушки – «баташки».

Можно сказать, что мое предположение, что дети разных поколений играют в разные игры, подтвердилось только частично.

Выявились и забытые игры. Это городки, чехарда.

Несколько игр мы уже разучили с одноклассниками. Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем не будет. Несколько игр остались ещё не разученными. Среди них чехарда, городки, и некоторые игры с мячом. Их мы оставили на лето, т.к. они проводятся на свежем воздухе.

Результатом моего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли 25 любимых игр детей трёх поколений: наших сверстников, родителей, бабушек и дедушек. Думаем, что наш сборник будет постепенно пополняться.

Хотелось бы, чтобы в эти игры играли не только наши сверстники, но и в будущем наши дети и внуки.

Мы проводим исследовательскую работу на тему

«Игры детей разных поколений»

Просим ответить тебя на наши вопросы.

Твои любимые подвижные игры?_____________________________________

Мы, дети, очень любим играть.

Но как оказалось, игр мы знаем недостаточно.

Поделитесь с нами, пожалуйста, воспоминаниями о вашем детстве.

Фамилия, имя, отчество________________________________________________________

В какие игры вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Число игроков не ограничено. Один водящий догоняет всех остальных. Кого коснулся рукой, тот становится водящим и догоняет остальных.

Число игроков не ограничено. Водящих может быть 1-3. Водящие догоняют остальных. Кого коснулся водящий рукой, тот останавливается, машет руками и кричит: «Чай-чай-выручай». Остальные игроки должны подбежать к нему и коснуться рукой, тогда все убегают, а в это время водящий не должен подпускать других к «осаленному» игроку. Игра продолжается пока водящие всех не «осалят».

Число игроков не ограничено. Один водящий отворачивается, остальные разбегаются и прячутся. Водящий ищет всех игроков, кого найдут первым (или последним по договоренности), тот и будет водящим.

Число игроков не ограничено. Водящий кидает мяч каждому по очереди. Кидая мяч водящий называет слово, если это съедобное, то игрок ловит, если несъедобное – нет. Если игрок сделал все правильно, то переходит на один шаг вперед, если нет – остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди, подходя к каждому игроку, ведущий проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того, как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот игрок, у кого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь монах называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «монах» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз, «краска» вскакивала и убегала. Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «монах» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Число игроков не ограничено. Игроки сидят в ряд на скамейке. Водящий подходит к первому игроку и на ухо говорит ему какую-то фразу, только очень-очень быстро. Первый игрок второму игроку на ухо пытается повторить то, что услышал тоже быстро и т.д. Когда все игроки получили информацию, ведущий по очереди спрашивает каждого игрока, какую фразу он услышал. Тот кто угадает, становится водящим, если никто не угадал, то игра начинается сначала.

На площадке отчерчивались две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это была дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулил на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

Читайте также:  Анализ организации деятельности детей в доу

Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:

Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме… тюльпана.

Названный цветок должен быстро откликнуться:

— Ой!
— Что с тобой?
— Влюблен!
— В кого?
-В розу!

Теперь аналогичным образом откликается «роза», и игра продолжается.

Ведущий встает в центр, остальные игроки его окружают. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-вандер-Коля». Тот, чье имя названо кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит «Стоп!». Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Водящий выбирает одного из игроков. Прикидывает до него расстояние «на глаз» и говорит, например: «До Кати десять гигантских». И начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна нога плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом (или снова подкидывать мячик в воздух) и еще раз кричать «Стоп!», а все остальные в это время разбегаются еще дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться – он и водит.

Все игроки собираются в круг. Выбираем водящего. Водящий отворачивается, а держатся за руки и «запутываются». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Все!» Водящий должен распутать веселую кучу-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу навстречу водящему, стараясь обежав круг занять свое место первым. Если игрок успевает вперед водящего прибежать, то игра продолжается с тем же водящим. Если игрок не успевает, то он – водящий.

Сначала выбираются двое водящих – кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» – снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать, не пропустить. «Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстренько выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать. Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбираются новые водящие.

Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог сориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Когда водящий поймает игрока, то он (водящий) должен угадать кто это. Если угадал, то игрок становиться водящим, если нет, то игра продолжается.

Играющие делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.

В игре «Десятки» необходима ровная площадка и стена. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:

1. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

2. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.

3. Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.

4. Теперь семь раз, но под левую ногу.

5. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.

6. Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.

7. Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.

8. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

9. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.

10. Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.

После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.

Из всех играющих выбирались два ведущих. Они загадывали число от 1 до 100. Остальные игроки по очереди пытались отгадать число, а ведущие помогали им словами «больше» и «меньше». Когда кто-то, наконец, угадывал число, ведущие спрашивали: «Что тебе?» Изначально предполагалось, что все игроки не имеют ничего: ни одежды, ни жилья. И обычно, первым делом, требовалась хоть какая-никакая одежка. Не сидеть же на скамейке голым! Игрок заказывал, например, платье, и ведущие удалялись на совещание. Каждый из ведущих придумывал свой фасон платья, и оба «товара» предоставлялись игроку на выбор. Платья могли быть от принцессы и наимоднейшие, а могли быть из бумаги, целлофана, мха, колючек, проволоки, железа, с дырками в самых немыслимых местах… Из двух предложенных нарядов игрок выбирал тот, который ему больше по душе, уходил загадывать число вместе с модельером своего платья. А второй ведущий занимал место игрока на скамейке. Игра могла продолжаться до бесконечности или до тех пор, пока игрокам будет уже нечего больше желать: каждый получит и немыслимую одежду, и шикарные дома, и машины, и яхты, и самолеты.

Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Начинают игру. Как волейбол в кругу. Тот кто не отбил мяч, садится в центр круга – это «картошка», остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к первому игроку – число игроков растет. Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к «картошке». Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, вся «Картошка» встает вместо игроков, а игрок, чью передачу он перехватил, садится в круг.

Каждый игрок должен выполнить десять заданий. Если выполняя задание, игрок сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справиться со всеми заданиями.

Задания, выполняемые прыгая на скакалке вперед (скакалка вращается вперед)

1. Десять раз на двух ногах.

2.Девять раз чередую ноги (с левой на правую и т.д.)

3.Восемь раз на правой ноге

5.Шесть раз руки и ноги «крестом»

Задания, выполняемые прыгая на скакалке назад (скакалка вращается назад)

7.Четыре раза чередую ноги

10. Один раз руки и ноги «крестом»

Игрок начинает прыгать через скакалку, приговаривая по одному слову на каждый прыжок: «Я знаю пять имен девочек: Маша – раз, Ира – два…» И так до пяти. Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Два игрока крутят скакалку, а третий пытается впрыгнуть в нее и продолжать прыгая. При этом крутящие скакалку приговаривают: «Бьют часы 12 раз». Как только игрок впрыгнул в скакалку, крутящие проговаривают дальше: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать». После этого игрок пытается выпрыгнуть из скакалки. Ведущие продолжая крутить скакалку проговаривают: «Бьют часы одиннадцать раз» и т.д. если игрок сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закончит все задания.

Число игроков от 4 до 6. Каждый игрок выбирает себе «имя»: роза, береза, мак или табак. Два игрока крутят скакалку, а третий пытается впрыгнуть в нее и продолжать прыгать. Как только игрок впрыгнул в скакалку, крутящие начинают проговаривать: «Роза, береза, мак, табак». И так несколько раз пока игрок не собьется. Если игрок сбился, то следующий будет тот, на каком слове сбился игрок.

Один ведущий берет скакалку и становится в центр круга, игроки располагаются по кругу вокруг ведущего. Ведущий берет скакалку за один конец и начинает ее раскручивать по кругу. Игроки стараются перепрыгнуть через нее. Ведущий с каждым кругом поднимает скакалку чуть выше. Если игрок сбился, он меняется местами с ведущим.

На земле чертятся классики (см. рисунок ниже). Игроки по очереди начинают прыгать. Первый игрок начинает прыгать с первого по десятый классик. Если он не сбился (т.е. не наступил на линию), то следующий кон начинает прыгать со второго и т.д. Если игрок сбился, прыгает следующий игрок. Когда очередь доходит до первого игрока, он начинает прыгать с того кона, на котором сбился. Выигрывает тот, кто раньше всех прошел все классики.

источник