Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Сравнение систем школьного образования России, Англии и США
Учитель иностранного языка
Глава1.Теоретические аспекты системы школьного образования………………………. 4
1.1.Система школьного образования в России……………………………. …………..4
1.2. Система школьного образования в Англии…………………………………..…. 7
1.3.Система школьного образования в США………………………………………….11
Глава 2. Сравнительный анализ школьной системы обучения в России, Англии и США………………………………………………………………………………………….18
2.1. Различия и сходства систем школьного образования в России, Англии и США………………………………………………………………………………………….21
В течение многих столетий важным вопросом является образование и воспитание подрастающего поколения. Успешное развитие страны во многом зависит от уровня образованности граждан. В школе мы получаем все необходимые знания, умения и навыки для закладки, так называемого «фундамента жизни». Поэтому актуальность выбранной темы – неоспорима.
Ни для кого не секрет, что обучение в Англии или США является престижным и ценится во всём мире, а к Российскому образованию относятся с недоверием. Но так ли это? Неужели образование в России находится на столь низком уровне? Почему во многих странах мира не принимают Российские дипломы? Мы решили узнать, чем отличаются системы школьного образования в Англии, США и Росси? Где лучше получить образование в России или за границей? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сравним системы школьного образования в России, США и Англии. Объект исследования: школьная система образования. Предмет: особенности системы школьного образования в России, Англии и США. Цель работы: сравнить системы школьного образования в Англии, России и США. Задачи:
Изучить системы школьного образования данных стран.
Сравнить системы школьного образования данных стран.
Выявить сходства и различия систем школьного образования данных стран.
Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: предположим, что системы школьного образования данных стран имеют сходства и получить хорошее образование можно в любой из этих стран.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источники по данной теме, анализ, обобщение, классификация, наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1.Система школьного образования в России
Система образования в Российской Федерации — это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам. Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы , дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто « средними школами», а школы , дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе (« школа с углублённым изучением предметов », «лицей », « гимназия »). Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего среднего образования:
I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Жизнь в школе регулируется образовательным правом, документами. Документы могут быть как мирового значения, так и государственного. В России главным законом, регулирующим деятельность образовательных учреждений является Закон Р.Ф. «Об образовании». В нем изложены все требования к образовательным документам, все принципы образования заложены в нем. Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы». В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку). По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет. За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе школьники учатся пять дней в неделю. В первых классах обычно нет оценок. В остальных классах система оценки знаний состоит из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Основная школа — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс , школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников. Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день. В последние несколько лет в основной школе активно ведётся профориентационная работа. По окончании основной школы ученики сдают экзамены Основной государственный экзамен ( ОГЭ): математика, русский язык и еще два по выбору. По результатам обучения и сдачи экзаменов выдаётся документ — «Аттестат об основном общем образовании» . По завершению основной школы часть учеников отправляется учиться в средние специальные учебные заведения, а остальные остаются в школе и переходят в старшие классы . Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности. В России — это последние два года обучения — 10 класс и 11 класс. В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день. По завершению обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз. Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем образовании .
1.2 Система школьного образования в Англии.
Система образования Великобритании считается эталоном качества. По крайней мере, образовательные системы других стран постоянно сравнивают с британской. Она сложилась много веков назад, и за это время не претерпела больших изменений. До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Отличительные черты британских школ, например, это «железная» дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе. Социальный заказ британского общества выражается в ожидании от школы выполнения 3-х наиболее общих задач. Первая — передача культурного опыта. Школы и другие образовательные учреждения должны передать новому поколению элементы культурного опыта посредством учебных предметов, представляющие «формы знаний» которые содержат мудрость поколений. Вторая — социализация молодёжи. Школы должны давать молодёжи модели поведения и ценности, для выполнения социальных ролей — профессиональной, личной, семейной, досуговой и т.д. Третья — подготовка к профессии. Школа должна дать подрастающему поколению необходимые знания и умения для выбора и реализации их будущей профессии. Итак, давайте рассмотрим типы школ Англии. Существуют как государственные, частные так и школы-пансионы. Учиться в государственных школах , не тратя средств, может только англичанин. Особенность частных школ — это персональный подход, детальная проработка материала, наличие всех инструментов и оборудования в школе. При каждой частной школе функционирует огромное количество клубов, факультативов и сообществ. Школа-пансион — это статусная учеба, нацеленная на зачисление в вузы. Её особенность в том, что подросток проживает там весь год. Также существует ряд школ со спецификой: Грамматические — это дорожка к освоению академических знаний. Такие школы актуальны в том случае, если подросток планирует попробовать себя в роли представителя университета; В современных типах школ делается акцент на прикладном обучении. Школы этой специфики актуальными становятся тогда, когда человек планирует начать освоение рабочей квалификации; В стандартных школах обучение основывается на стандарте, при котором нагрузка равномерна. Это заведения общего типа. Вся система образования построена на «Едином национальном учебном плане » принятом в 1988 году. В России это ФГОС- федеральный государственный образовательный стандарт. Современная система школьного образования в Великобритании состоит из двух ступеней: начального, среднего. По закону образование в Англии является обязательным для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Большинство до 90 % детей обучаются в бесплатных государственных школах « stateschools »
Начальное образование получают дети с 5 до 11 лет и охватывает первые две стадии. С 5 лет дети посещают двухлетние школы для подготовки к получению начального образования, с 7 до 11 лет — начальные школы. После восьми лет дети могут быть сгруппированы по способностям. В 9-10 лет упор делается на индивидуальное обучение по предметам. Все предметы преподает один учитель. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии. В процессе обучения дети сдают промежуточный экзамен (SAT) после 2 и 6 классов для контроля уровня усвоенных знаний. С 12 летнего возраста для детей начинается этап среднего образования . В старшем возрасте ученики, оставаясь классом ( 15-18 человек) во главе с классным учителем, посещают занятия по предметам в разных группах, которые формируются в соответствии со способностям учеников. Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно – по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education. Он называется 0- level В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, ученики могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. Обучение длится два года, на протяжении которых глубоко изучаются выбранные предметы. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго — A2-levels.Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы ученик подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3-5 лет обучения в университете.
1.3 Система школьного образования в США
Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:
наличие многоуровневой системы образования в США, в основу которой положен возрастной принцип;
разнообразие школ со своими особенными программами обучения, содержанием и методикой образования, традициями и философией (от частной школы до учреждения государственного типа);
существование множества центров приобретения высшего образования, привлекающих студентов со всего мира по причине высокого рейтинга.
Право на образование в США гарантировано Конституцией США и Законом об образовании. Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования — он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. В США много школьных образовательных учреждений, вот основные из них:
Примерно 85% детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых — религиозные. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление. Система школьного образования в США включает в себя 4 этапа: нулевой класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.
Американское и Русское название
Elementary and Primary schools
Junior High and Middle Schools
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу, в нулевой класс. Но в некоторых штатах нулевой класс не является обязательным. Получение образования в Америке, как и во многих других странах начинается с начальной школы . Чаще всего здание начальной школы располагается в парках и скверах, оно имеет один этаж и внутри достаточно уютное. С классом занимается один учитель и проводит все предметы по учебному плану. У малышей, как правило, традиционные занятия: чтение, письмо, родной язык и литература, ИЗО, музыка, математика, география, естествознание, гигиена, труд и обязательно физическая культура. Классы для занятий комплектуются с учетом способностей детей. Перед этим малышей тестируют. Но все тесты больше направлены не на выявление уровня подготовленности к школе, а на раскрытие природных задатков у ребенка и его коэффициента интеллекта т.е. IQ . После тестирования учеников делят на три класса: «А» — одаренные дети, «В» — нормальные, «С» — малоспособные. С одаренными детьми с начальной школы работают более интенсивно и ориентируют их на получение дальнейшего высшего образования. Весь процесс обучения в начальной школе занимает пять лет.
Средние школы, как правило обучают детей в возрасте от 12 до 13 лет — с седьмого по восьмой класс. Средние школы бывают:
Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Обязательные предметы это — математика, английский язык, естественные науки, социальные науки (часто включающим в себя мировую историю) и физкультуру. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии. В средней школе продолжается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. Классных руководителей нет. Экзамены появляются к концу средней школы. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование: тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%. Старшая школа — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. Старшая школа нацелена на поступление в колледжи в США и Канаде, бизнес-школы и вузы. В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее распространённые из них:
В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение коэффициента умственной одаренности. Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских. Объем общего образования на этих пpофилях значительно сокpащён. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В старшей школе ученики могут выбирать свои предметы более свободно, чем раньше, но только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
3 года математики, вплоть до второго года алгебры
2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
Остальные предметы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника – наука об окружающей среде);
иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий);
изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
игровое искусство (театр, оркестр, танец);
компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
Есть и специальный 13 класс — Advanced Placement Programme. Он для тех, кто желает глубже изучить те предметы, по которым планируется специализация в университете. Выпускники этого класса зачисляются сразу на 2-й курс университета. Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную подготовку. Выпускники школ получают диплом High School Сertificate. С 9 по 12 класс школьники готовятся к сдаче, необязательных для всех, выпускных экзаменов ACT (American College Testing — Американское Тестирование), после которых они получают High School Graduation Diploma. Диплом имеет международное признание. Обязательное условие — студенты должны быть старше 18 лет до 1 сентября того года, в котором они закончат обучение. Оценки в школе выставляются так: A -замечательно, B -хорошо, C -удовлетворительно, D -неудовлетворительно, E -плохо. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». Внутришкольные экзамены в старшей школе проводят уже каждые полгода, и как в средней школе могут быть вполне законно подкорректированы. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Средний балл важен для поступления в вузы, он свидетельствует качество усвоения школьного материала. После него второй по важности показатель — результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель — определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются продолжить образование, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два : SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing). Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата со средним баллом и результаты экзаменов. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении — это рекомендации, и самая важная из них — школьная характеристика. Советники, которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании. Учебный год в США длится, как правило, 170-186 дней, делящиеся на 2 семестра . Однако начинается он не в один день по всей стране, а зависит от порядков и климата штата или округа. Учебная неделя состоит из 5 дней. Но уже во многих штатах ввели четырёхдневную учебную неделю, считается, что ученикам очень мало два выходных дня в неделю, притом нужно учитывать, что им совершенно не задают домашних заданий в начальной школе и тем более на выходные. Продолжительность учебных занятий в день — 5-6 часов. Экзамены также проходят в разное время. Учебный год, практически везде, разделен на три триместра, между которыми ученикам полагаются небольшие каникулы. Обычно даётся 2 недели Рождественских каникул, 2 недели весенних каникул и 3 летних месяца Школа в Америке – это не единое здание, как у нас в стране, оно больше напоминает ученический городок с несколькими постройками. На его территории обязательно дополнительно оборудованы:
Актовые залы для проведения различных мероприятий.
источник
Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14
Статья просмотрена: 35914 раз
Фатхиева Н. В. Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России // Молодой ученый. 2016. №17.1. С. 58-63. URL https://moluch.ru/archive/121/33520/ (дата обращения: 22.10.2019).
Между британской и российской системами образования существуют различия. В данной работе представлена попытка проанализировать эти различия, даётся характеристика основных форм школьного и профессионального образования ( начальное образование, среднее, профессиональное, высшее ), типов школ. Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Англии и России. Делается вывод, что системы образования России и Британии имеют много общего по форме, но отличаются по содержанию.
Ключевые слова: система образования, Англия, Россия, преимущества и недостатки образования.
Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения — или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня — или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами.
Современный молодой человек хочет чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни. Что для этого нужно? Как должна школа подготовить своих выпускников к взрослой жизни и помочь найти нужную и любимую работу? Переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, чтобы помочь молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе. Английский язык изучается в школе со 2 класса.
Проведя опрос среди обучающихся I курсов, выяснили, что многие обучающиеся имеют смутное представление о системе образования в стране изучаемого языка. Проблема в том, что обучающиеся совершенно не знакомы с системой образования в Британии. Ни для кого не секрет, что системы образования в России и Англии различаются. Хотя в их основе лежит классно-урочная форма, введенная Яном Амосом Коменским, подходы к образованию иные. Поэтому цель данной работы – определить сущность, разницу между русской и английской системой образования.
В настоящее время активно обсуждается новый закон об образовании, который приносит много западного в нашу систему и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений. Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными образовательными системами мира, в частности системой образования одной из наиболее развитых европейских стран, в прошлом метрополии великих колониальных империй — Британии.
Чтобы оценивать любую систему образования нужно подробно ее изучить. Англия – страна классического капитализма и система образования отражает это полностью.
Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.
«Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», — эту фразу приписывают директору одной из наиболее престижных британских школ. Собственно, это и есть суть тщательно выстроенного бренда британского среднего образования.
Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный
(бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 — 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.
Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью. Изначально эти школы появились при монастырях. Хотя монастырские пансионы-школы были благотворительными, вот уже полтысячелетия британские интернаты являются платными. Сейчас boarding schools имеют репутацию «аристократических» — дело в том, что когда-то именно школы этого типа вырастили несколько поколений британцев, подчинивших себе полмира. И сейчас некоторые из пансионов, что существуют на протяжении уже многих сотен лет под одной крышей и одним названием, можно назвать клубами для потомков самых аристократических родов бывшей империи. Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений.
Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:
- Начальное (Primary School) – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей -NurserySchool, а с 7 до 11 лет – в младшей школе-JuniorSchool).
- Среднее (Secondary School)– для детей от 11 до 16 лет.
Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.
Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.
В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.
Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.
Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.
Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.
Имеется три основных типа неполных средних школ:
— «грамматические» школы (Grammar school) – основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;
— «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;
— «единые» школы – являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.
Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое. По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.
Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A—levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет.
Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.
Рассмотрев подробно систему образования в Великобритании, можно перейти к описанию образования у нас в России. В России выделяют следующие школы:
Начальная школа – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет.
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.
Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают только около 30% выпускников школ.
Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения.
Старейшие университеты Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в XI и XIII веках. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. До 60х годов колледжи этих университетов делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию.
Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет 18 лет. Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра. Продолжившие курс еще на один год (по философским специальностям два) получают степень магистра.
Системой высшего образования в России является создание двухуровневая система высшего образования (Европейская система образования – Болонский процесс). Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. Шесть лет и более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты – заочники.
Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно–заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.
В российских вузах сохранился общемировой подход к проверке качества студенческой учебы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причем не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, госэкзаменами, повсеместно используются контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.
В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик, летних и зимних каникул.
Академический год в Английских университетах разделен на три термина: с октября до середины декабря; с середины января до конца марта; с середины апреля до конца июня или до начала июля. Экзамены проводятся после окончания каждого термина, и существует главный экзамен после каждого курса.
После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают диплом. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.
На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.
В чём же различия и сходства образования в Англии и России? В данной работе были рассмотрены различия между школьными системами образования Британии и России, а также системами высшего и профессионального образования. Проблема была в том, что обучающиеся, изучающие английский язык мало знают о стране изучаемого языка, а именно о системе образования.
В начале исследования было проведено анкетирование среди обучающихся I курсов. Было опрошено 87 обучающихся. По результатам анкетирования выяснилось, что обучающиеся очень мало знают о Британских школах. Более 80% обучающихся знают, что школьные форма обязательна в школах Британии и интересы школьников совпадают с интересами наших ребят. Около 20% учащихся знают о ступенях образования, но лишь 1% обучающихся имеют представление об экзаменах в школах Британии. Это можно увидеть в приведенной ниже диаграмме (Приложение №1)
В ходе исследования выяснилось, что британские школьники носят обязательную школьную форму. В Российских школах также вводится школьная форма. Как в России, так и в Великобритании 11-летнее школьное образование является обязательным для детей в возрасте от 5-6 до 16-17 лет. Обязательное образование состоит из двух ступеней: начальное и среднее образование, называемые Primary и Secondary Education. Российский Аттестат о полном среднем образовании является аналогом британского сертификата о полном среднем образовании, GSCE.
В таблице мы видим разницу между британской и российской школами.
источник
Ученик, проанализировав информацию о системах школьного образования Великобритании и России, выявил их сходства и различия и сделал вывод, что Российская система не уступает английской. Более того, был создан проспект об образовании в Великобритании для расширения знаний учеников 5-9 классов по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_sistem_shk_obr.doc | 148.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.76 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Сравнительный анализ систем школьного образования
Автор: Палишкин Алексей, 5 «А» класс Руководитель: Макух Светлана Сергеевна, учитель иностранных языков
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, зная характерные черты других наций, мы можем лучше понять политические и общественные взгляды этих стран. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо знакомится с культурой других народов, с их обычаями, характерами для совершенствования международных отношений, да и просто для собственного развития. Мне интересно узнавать что-то новое о жизни, истории и народе Англии.
Цель работы: расширить знания о школьной образовательной системе Великобритании, определить образование в школах Великобритании или России более высокого уровня.
- Найти информацию об образовании в России и в Англии;
- Выявить уровень знаний обучающихся (5 классы) об образовании в Англии;
- Проанализировать полученные результаты;
- Повести сравнительный анализ школьного образования Великобритании и России.
- Создать информационный буклет об образовании в Англии.
Объект исследования: образование Великобритании
Субъект исследования: школы
- Изучение литературы и ресурсов интернет;
- Проведение анкетирования
- Анализ результатов.
Выводы: система школьного образования Англии во многом очень близка российской и изучив образование двух стран, нужно отметить что наша система образования ничем не уступает одной из лучших в мире, коей считается английская.
3. Сравнительный анализ школьной системы образования Великобритании и России
Приложение 1. Проспект об образовании в Великобритании
У каждого из нас есть представления о разных странах мира, сформированные по фильмам, книгам и рассказам очевидцев. Эти представления развеиваются или подтверждаются. Всякий образованный человек должен иметь широкий круг знаний в разных областях человеческой жизни. Это не только способствует его становлению, как разносторонне развитой личности, но и делает его интересным собеседником.
Мы живём во времена тесного сотрудничества с разными странами, поэтому необходимо знакомиться с культурой других народов для совершенствования международных отношений и для собственного развития.
Я учусь в пятом классе, на одном из занятий, посвященных образованию в Англии, мы рассматривали школы. Меня заинтересовала данная тема, поэтому при помощи информационных Интернет — источников я решил углубиться в нее и сопоставить образование в Англии с российским. Считается, что английское образование является одним из лучших в мире. Мне захотелось больше узнать о школах Англии и выявить их сходства и различия с русскими чтобы определить образование в каких из них более высокого уровня.
Первым шагом в моем исследовании стало изучение общественного мнения. Я решил провести анкетирование среди учащихся 5 классов. В нем приняло участие: 48 человек.
Были предложены следующие вопросы о школах Англии:
- Во сколько лет дети в Великобритании идут в школу?
- Обучение в государственной школе платное?
- Носят ли английские школьники школьную форму?
- Какие каникулы есть у школьников?
- Сколько лет дети обучаются в школе?
Анкетирование дало неутешительные результаты. Более 70% учеников затруднились ответить на поставленные вопросы.
Таким образом, делаем вывод, российские школьники имеют очень слабое представление о школьном образовании Великобритании. В связи с этим я подготовил проспект о школах Англии с целью расширить знания учащихся в данном вопросе (приложение).
1. Школьное образование в России
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.
Образование в школе обязательно для всех детей в возрасте от 6,5 до 17-ти лет, что означает прием всех детей, независимо от их уровня знаний и способностей. Академический год в России длится с сентября по май и делится на триместры:
- I триместр с первого сентября до конца ноября;
- II триместр с первого декабря до конца февраля;
- III триместр с начала марта до конца мая.
В нашей образовательной системе предусмотрены каникулы:
- Осенние – в начале ноября (5 дней);
- Зимние – с конца декабря до середины января (14 дней);
- Спортивные – в середине февраля (5 дней);
- Весенние – в конце марта (6 дней).
В государственных школах обучение является бесплатным. Их финансирование осуществляется государством и управляются они местными образовательными организациями.
Школы в основном смешанные, т.е. мальчики и девочки обучаются вместе. Все государственные школы дневные, т.е. не предполагают проживания на территории школы.
1.1. Государственный образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Главной особенностью отечественной системы образования является её многоуровневость. Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:
- дошкольное образование;
- общее образование (начальное, основное, среднее (полное));
- профессиональное образование (начальное, среднее, высшее);
- дополнительное образование;
- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).
Таким образом, государство реализует принцип непрерывного образования — «через всю жизнь».
В зависимости от своего желания и возможностей, любой россиянин может официально получить не одну, а две или более специальности, закрепленные в документах государственного образца об окончании учебных заведений, в том числе и на высшей ступени образования.
Форму получения образования субъект образования (обучающийся) выбирает также по желанию: в образовательном учреждении — это очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.
Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительной поддержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации» ставится задача повсеместного создания школьных попечительских советов как общественно-государственных органов, стимулирующих приток в школу дополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль за их целевым использованием. Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательного учреждения разработано Министерством образования России и утверждено правительством РФ 10.12.99. В нем изложены основные функции и направления деятельности совета в рамках школы. Порядок выборов и границы полномочий должны содержаться в уставе школы, учитывающем ее специфику.
Основными задачами развития системы общего образования, сформулированными в Национальной доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования, являются обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество.
Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1 — 4 класс — начальное образование, 5 — 9 класс — основное, 10 и 11 классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования. Дети начинают учиться в 6-7 летнем возрасте.
До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось. Сократилось также количество школ, где обучение ведется в две и более смены.
Школьное образование в России:
Среднее (полное) образование
1.3. Единый государственный экзамен
Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы.
Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами — в качестве результатов вступительных испытаний.
К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.
Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе).
Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, выдаются: аттестат о среднем (полном) общем образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ.
Аттестат выдается общеобразовательными учреждениями, в которых выпускники обучались на момент сдачи ЕГЭ.
Свидетельство выдается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия свидетельства — 1 год со дня его выдачи.
2. Школьное образование в Великобритании
Образование в школе обязательно для всех детей в возрасте от 4-5-ти до 16-ти лет. Академический год в Англии длится с сентября по июль и делится на три триместра:
- Осенний триместр: С начала сентября до середины декабря.
- Весенний триместр: с начала января до середины или конца марта (в зависимости от дат Пасхальных праздников).
- Летний триместр: с начала или середины апреля до середины июля.
Также предусмотрены каникулы:
- Рождественские (2 недели).
- Пасхальные (2 недели).
- Летние (6 недель).
В середине каждого триместра запланирован короткий перерыв, называемый half term, который начинается в конце октября, середине февраля и в конце мая соответственно.
В Англии существуют два типа школ: государственные и частные.
Мы рассмотрим государственные школы.
Государственные школы финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Однако многие государственные школы стараются также найти собственные источники финансирования. В этом случае они называются дотационными школами.
В государственных школах образование также является бесплатным.
Школы в основном смешанные. Все государственные школы дневные, т.е. не предполагают проживания на территории школы.
Поскольку дети проводят основное время в школе, им предлагается широкий выбор мероприятий и кружков.
Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. В нее входят следующие предметы: английский язык; математика; естествознание; физическая подготовка; технология и дизайн; информатика; иностранные языки; история; география; музыка; искусство.
Национальная программа разделена на 3 этапа, которые называются «Ступенями» и зависят от возраста ребенка:
- 1-я ступень, от 5 до 7 лет, изучаются все предметы национальной программы кроме иностранного языка;
- 2-я ступень, от 7 до 11 лет, изучаются все предметы национальной программы кроме иностранного языка;
- 3-я ступень, от 11 до 17 лет, дети изучают обязательные предметы: математика, английский язык, естествознание, иностранный язык, технологию. В дополнение они обязаны изучать хотя бы один гуманитарный предмет: географию или историю; и один из предметов по искусству: искусство или музыка. В зависимости от школьного расписания дети при желании могут изучать все гуманитарные предметы и предметы по искусству.
- Государственные экзамены, сдаваемые в возрасте от 16 лет и старше
- GCSE — General Certificate of Secondary Education. 2-х годичный курс, начинающийся на 10-м году обучения и заканчивающийся экзаменами в мае/июне на 11-м году обучения. Система баллов: от «A» до «G» («U» — непроходной балл). Если ребенок хочет изучать предмет далее на курсе «A» Level, он должен получить отметку не ниже «C» по этому предмету на экзаменах GCSE. Для экзаменов на GCSE можно выбрать до 10 предметов, но в среднем сдают 6 предметов.
- GCE «A» Level — General Certificate of Education Advanced Level. 2-х годичный курс, для тех, кто собирается поступать в ВУЗы, начинающийся на 12-м году обучения и заканчивающийся экзаменами в мае/июне на 13-м году обучения. Система баллов: от «A» до «E», балл «N» приравнивается к сдаче экзамена на уровне GCSE, «U» — непроходной балл. Для сдачи экзаменов выбирают 1, 2 или 3 (иногда даже 4) предмета.
- «AS» Level — годичный курс, результаты которого приравниваются к 1/2 баллов «A» level. Результаты всех вышеуказанных экзаменов сообщаются в третью неделю августа.
- Сравнительный анализ школьной системы образования Великобритании и России
В общеобразовательной школе английские дети учатся 11 лет, столько же, сколько и в России. В Англии дети идут в школу (Primary school) с 4-5 лет. Обучение проходит в игровой форме, сидя на ковре. Постепенно детей готовят к полноценному уроку за столом и увеличивают нагрузку. Много подвижных игр. Домашнего задания практически не задают. Если семья имеет низкий доход, то питание в школьной столовой бесплатное. В России дети начинают свое обучение с 6,5 лет. Сразу садятся за парту и начинается полноценное обучение. Многие уверены, что обучаться в английских школах гораздо проще. Школьное обучение в Англии состоит из двух этапов: начальное, именуемое Primary Education и среднее, так называемое Secondary Education. Школьное обучение в России состоит из трех этапов: начальное, основное и среднее (полное).
В государственных школах Великобритании дети обучаются по единой программе, в Российских школах существует выбор образовательных программ (каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации), что позволяет выбрать для ребенка более подходящую систему.
Переход из начальной школы в среднюю как в России, так и в Великобритании не сопровождается тестированием на определение уровня знаний, все ученики равны, классов для одаренных детей в государственных школах не существует.
Что касается системы оценивания, тут имеются различия. Российская система — балльная (от 1 до 5, где 5 — наивысший балл), английская — буквенная (от E до A, где А- наивысший балл).
Длительность уроков в русских школах составляет 35-45 минут, в английских 30-60 минут. Как было ранее отмечено, учебный год в Англии длится дольше, чем в России, разделение же его на триместры характерно для обеих стран. Но, стоит отметить, в некоторых школах России до сих пор сохранилось разделение учебного года на четверти.
Что касается предметов, нужно сказать, что в нашей стране все они обязательны для изучения, в Англии же ученик имеет право на выбор предметов.
Еще оно немаловажное отличие — ношение школьной формы. Для английских учеников это оно из важнейших требований к посещению учебного заведения. Современное правительство Англии полагает, что единая школьная форма играет важную роль в содействии школьному духу: департамент по делам детства, школы и семьи настоятельно рекомендует сохранять единую школьную форму, поскольку она может помочь поддерживать положительное поведение и дисциплину; поощрять в классе сплочённость и школьные идеалы; обеспечить равенство учащимся всех рас и сословий, чтобы каждый чувствовал себя желанным; оградить детей от социального напряжения; способствует хорошим отношениям между различными группами учеников. Школьная форма в России была отменена в 1992 году. Сделано это было для того, чтобы:
- дать школьникам возможность самовыражения;
- снять бремя с родителей по приобретению школьной формы.
Это привело к тому, что школьное сообщество быстро расслоилось в соответствии с финансовыми возможностями родителей. С 1 сентября 2015 года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся.Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма.
Последний аспект, который стоит рассмотреть — получение документа об окончании школы. После получения полного среднего образования, английским выпускникам выдается сертификат типа GSCE, он подобен российскому аттестату, подтверждающему, что ученик обучался 11 лет и успешно сдал экзамены. Но есть важное отличие. Владельцы российского аттестата о полном среднем образовании имеют право подавать документы на поступление в ВУЗы, так как успешная сдача ЕГЭ позволяет сделать это. В сущности, российский документ приравнивается к английскому сертификату типа GCSE. Для получения права на поступление в высшее образовательное заведение в Англии потребуется пройти специальную двухгодичную подготовительную программу A-levels. Таким образом, сертификат типа GCSE не дает право поступления в высшее учебное заведение. В этом состоит его основное отличие от российского аттестата.
Таблица сравнения российских и английских школ:
источник
Анализ сущности и определение наиболее эффективного подхода к образованию. Рассмотрение этапов обучения в британских и российских школах. Признаки классификации школ в Великобритании. Особенности построения системы школьного образования в России.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Сравнение образования в Британии и России»
Британская школа, общие положения
Система образования в России
Список использованной литературы
Цель данной работы — определить сущность, состояние и выявить наиболее эффективный подход к образованию.
Актуальность исследования: в настоящее время активно обсуждается новый закон об образовании, который приносит много западного в нашу систему и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений.
Мною была выдвинута следующая гипотеза: знание особенностей образования в Британии может помочь оптимизировать учебный процесс в Российских школах.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть этапы обучения в британских и российских школах
2) Определить какой вид образования лучше.
· Школы полного цикла (All-Through Schools) — где обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет.
· Учреждения дошкольного образования (Pre-Preparatory Schools) — их также называют яслями и детскими садами, для детей от 2 до 7 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры. Обычно такие школы организуются совместно со школами для младших школьников. (Pre-Schools — возраст учеников от 2 лет 9 месяцев до 4 лет)
· Учреждения для младших школьников (Junior Schools) — для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — это обязательное условие поступления в старшую школу. (Primary schools — возраст учеников от 4 до 11 лет. Экзамены SATs, проводятся в 2 этапа, на втором и шестом годах обучения. Результаты второго экзамена важны для поступления в Secondary School.)
· Учреждения для старших школьников (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещё одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate. (Secondary school — образование для детей в возрасте от 11 лет. Grammar school — образование для детей в возрасте от 11 лет по углублённой программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form).
· Школы по подготовке к университетам (Sixth Form) — для старших подростков 16-18 лет.
· Смешанные школы — где совместно обучаются и мальчики, и девочки.
· Школы для девочек — где обучаются только девочки. Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.
· Школы для мальчиков — где обучаются только мальчики. Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.
Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 года.
В частных школах в подготовительные (или начальные) классы принимают детей, начиная с 5 лет. Чаще с 4 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет (чаще всего в школу-пансионат), а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.
Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.
Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы в возрасте 11-13 лет. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека — одна из основных задач британской школы. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу. В 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно — по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education.
В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены A-levels, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 5-6 лет обучения в университете
После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование. Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра).
• средняя общеобразовательная школа;
В настоящее время в школе представлены три системы начального образования. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети теперь могут идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень. В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе. школьный образование обучение великобритания
Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю — 30-36.В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Сегодня лицейское образование развивается, прежде всего, в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами. Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения.
Так сложилось, что понятие «гимназия» ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют «элиту» современного общества, в основном, «элиту по крови». В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).
На данный момент считается, что обучение в Британских школах более эффективное. Целью Британских школ является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться. Все задаются вопросом, почему россияне отправляются учиться в Англию? Подобных причин может быть несколько: престижность иностранного диплома, повышение уровня владения иностранным языком, возможность лучше узнать другую культуру, завести новых друзей и перспективы получить работу. Российским школам родители иногда доверяют не до конца. Особенно старшей школе, где очень часто вызывают сомнения и программы, и качество обучения, и профессионализм некоторых педагогов. Модернизация Российского школьного образования страдает половинчатостью. С одной стороны — советские стандарты образования разрушены, с другой стороны — Российские стандарты не вполне сформированы. Учащиеся перегружены различной непрофильной работой, массой дополнительных заданий и физически не могут изучить весь объём требуемого материала. Никто не задумывается о том, что обучение, порой, гораздо более сложный процесс, чем работа. Т.к. работник использует уже полученные навыки не особенно «напрягаясь» в то время, как ученик обязан осваивать новое практически ежедневно. Кроме того, работник защищается трудовым кодексом РФ, где ему гарантирована сорокачасовая рабочая неделя. Нагрузку учащегося же никто не регламентирует. Обучение в школе занимает около шести часов, плюс такое же время занимает подготовка домашнего задания. Таким образом, мы получаем двенадцатичасовую смену. Такой нагрузки лишены школьники в Великобритании, где количество занятий регламентировано. Занятие физической культурой в Великобритании гораздо более массовое, благодаря этому школьники в этой стране более здоровые. Думается, российской школе, чтобы быть эффективной, необходимо частично вернуться к правилам советской школы. Внедрить образовательный стандарт с учетом уровней умственного развития учащихся. Ограничить учебную нагрузку и внедрить эффективную систему контроля, модернизировав ЕГЭ.
Качество среднего образования устраивает 38% опрошенных: по мнению 35% опрошенных ситуация «нормальная», 3% называют ее «отличной». Довольны школами, как правило, недавние выпускники и жители сел.
При сравнении полученных данных с данными опросов ВЦИОМ двухгодичной давности выяснилось, что за два года, прошедших с последнего опроса на ту же тему, изменилось мнение граждан о том, какие у средней школы есть проблемы. Так, стала реже упоминаться недоступность школьного образования (с 27 до 10%), слабая материально-техническая база (с 15 до 8%), низкая квалификация учителей (с 12 до 8%). Меньше стали граждане беспокоиться и о материальных проблемах педагогов (с 9 до 6%). Это не означает, что недостатков с 2008 года стало меньше, просто на первый план вышли другие проблемы: респонденты чаще стали говорить про нестабильность и недостаточную проработку учебных программ (с 5 до 9%), учительское взяточничество (с 0 до 5%), отсутствие мотивации у учащихся и педагогов (с 1 до 4%) и недостаточное внимание к процессу воспитания школьников (с 1 до 4%).
Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.
реферат [29,9 K], добавлен 23.05.2014
Характеристика системы образования в Соединенных штатах Америки, Великобритании и Германии (типы школ, система обучения). Рассмотрение методики преподавания истории в школах в каждой из стран (цели и задачи, осуществление преподавания, методы обучения).
курсовая работа [70,7 K], добавлен 14.03.2015
Получение образования по программе бакалавриата и магистратуры. Высшее техническое образование в Великобритании и России. Создание единого европейского пространства высшего образования. Цели Болонского процесса. Подготовка высших инженерных кадров.
курсовая работа [45,5 K], добавлен 19.04.2016
Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.
реферат [30,1 K], добавлен 19.09.2009
Становление первых институтов музыкального обучения в XVIII-XIX веках. История создания Петербургской и Московской консерватории. Роль Бесплатной музыкальной школы в системе данного образования. Выдающиеся представители российских музыкальных школ.
презентация [4,6 M], добавлен 25.12.2014
Система школьного образования. Проблемы кадрового обеспечения школ и материально-техническая база в школах БССР. Материально-техническое обеспечение и мероприятия правительства СССР по реформированию системы школьного образования (1960-80-е гг.).
дипломная работа [142,9 K], добавлен 21.02.2011
Управление системой образования. Атлантическая модель высшего образования. Качество обучения, система оценивания знаний. Кембридж – выбор возможностей. Система педагогического образования в Англии. Отношение к образованию, достижения британской науки.
реферат [1,2 M], добавлен 08.02.2011
История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.
курсовая работа [45,8 K], добавлен 01.02.2015
Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей, его проблемы и значение в современной системе школьного образования в России. Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования.
курсовая работа [83,9 K], добавлен 01.09.2011
Характеристика образования как социального института; его функции: трансляция знаний, генерирование и хранение культуры общества, обеспечение профориентации. Ознакомление с современными проблемами системы образования США, Индии, Великобритании, России.
презентация [681,5 K], добавлен 26.11.2013
источник