Меню Рубрики

Сатурн пожирающий своих детей анализ

В мадридском музее Прадо целый зал посвящен циклу картин Франсиско Гойи, каждая из которых выполнена в градациях черного. Сюжеты до сих пор не разгаданы, о чем честно признаются искусствоведы. Неизвестно, почему Гойя выбрал такую колористу, что повлияло на него, о чем хотел сказать художник. Одно из полотен этого мистического цикла — ужасающее изображение Сатурна, пожирающего своего сына.

Одержимый алчностью Сатурн раздирает тело собственного ребенка. Согласно мифологии, Сатурн (в древнеримской мифологии, в древнегреческой ему соответствует Кронос) почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти. Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов через поедание. Согласно мифу, бог глотал младенцев одного за другим. Однако одного ребенка Рея уберегла. Им оказался Зевс. Преодолев пубертат, он начал войну с отцом. Последний после 9 лет борьбы проиграл и был заключен в Тартар.

Отходя от мифа, Гойя показывает Сатурна не проглатывающим, но терзающим ребенка. Кровавые подробности, усиливающие ужас. Дикие глаза бога. Пропорции его тела не реалистичны. В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована. В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.


«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819−1823)

Мы не знаем точно, почему был создан этот цикл, какие мысли одолевали уже престарелого, измученного болезнями Гойю. Возможно, это было общее впечатление от жизни. Не исключено и то, что таким образом художник мог отреагировать на неудачи Испанской революции. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, жестокость, общее безумие и безысходность.

Полотно известно нам сегодня под несколькими именами: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн». Однако все они — приобретение поздних лет. Сам Гойя не оставил никаких комментариев ни на сей счет, ни на счет того, что значит цикл полотен в целом.


«Читающие мужчины» (1819−1823), одна из цикла «Черных картин»

Картина была сделана как фреска на одной из стен дома художника. Дом этот, который соседи прозвали «Домом Глухого», Гойя купил в 1819 году в пригороде Мадрида. Художник работал над циклом фресок между 1819 и 1823 годами. Всего было написано 14 штук. Позднее Сальвадор Мартинес Кубельс перенес изображения на холст по заказу банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера, желавший представить работы Гойи на Всемирной выставке 1878 года. Однако никто из посетителей экспозиции картинами не заинтересовался, они были подарены музею Прадо, где находятся и сегодня.

Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причем не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.

После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником. Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнет превентивные гонения в своем государстве и позабудет на время об искусстве. В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.


«3 мая 1808 года» (1814)

В 1790-х Гойя перенесет две тяжелые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале XIX века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.

Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жесткая реставрация испанской монархии — все это приводит к тому, что в творчестве Гойи все чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.


Портрет Гойи (1826) кисти Висенте Лопеса Портаньи

Последние годы Гойя провел во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.

источник

В 1821 году художник Франциско Гойя создает одну из самых своих трагических и ужасающих картин — «Сатурн, пожирающий своих детей». В ней он пытается передать тоску и ужас перед течением времени и неотвратимым приближением собственной смерти. Лицо Сатурна, единственного действующего персонажа этой картины, искажено гримасой невыразимого ужаса перед собственным поступком. Он не просто приносит своего сына в жертву, а сам пожирает его. Безысходность и ужас бытия переданы здесь с неподражаемой силой. Сатурн пожирал своих детей, поскольку ему было предсказано, что один из них отнимет у него власть. В этом желании бога сохранить власть проглядывает нежелание перемен, неспособность принять что-то новое, но в то же время — попытка утверждения стабильности, в жертву которой и приносятся собственные дети.

Сатурн изображен в ключевой момент трагедии, когда он непосредственно пожирает одного из своих детей. Потрясающая сила воздействия этой картины связана с необыкновенным реализмом, лишенным какой-либо нарочитой стилизации, драматических эффектов или, напротив, сентиментальности. Огромное тело бога лишено четких очертаний, и его бесформенная фигура то ли сливается с первозданной тьмой, то ли пытается вырваться из этого фона. Лицо Сатурна не кажется ни суровым, ни злым, ни удовлетворенным. Оно скорее выражает космический ужас перед неизбежностью этого сверхчеловеческого и даже сверхбожественного поступка. Вылезшие из орбит глаза говорят о колоссальном усилии, с которым ему приходится заталкивать себе в рот и глотать окровавленное тело сына. Такова плата за власть над временем и пространством. Поскольку бог воплощает мир в целом, ему приходится не просто жертвовать своими детьми, но ради обновления мира убивать собственного сына и пожирать его. Сын умирает, чтобы отец смог возродить или преобразовать мир. Отец поедает плоть собственного сына, чтобы обосновать ритуал причастия, необходимый для возрождения и обожения человека. Бог-отец съедает сына и для того, чтобы подтвердить свой божественный статус: съедая бога, становишься богом (ты — то, что ты ешь).

В то же время цветовая гамма картины дает еще один ключ к ее пониманию. Вся она построена на сочетании трех основных цветов — черного, белого и красного. Однако именно они обозначают и три этапа алхимического Делания (nigredo, albedo, rubedo). Хорошо известно, что в алхимии тайна Сатурна занимает центральное место. В старинных алхимических трактатах именно с ним связываются тайны материи и трансмутации. По словам известного алхимика ХХ века Фулканелли, Сатурн является «истинным золотом» и он — тот самый «камень, имя которого Философы называть не вольны». Сатурн, связанный с черным цветом и свинцом, в то же время оказывается царём Золотого века (Кронос у греков). В этом непротиворечии следует искать разгадку тайны алхимии.

Миф о пожирании Сатурном детей объясняется в алхимии как действие универсального растворителя. Пернети, например, использует алхимическую символику в процессе мифореставрации этого сюжета: «И если утверждалось, что Сатурн съел собственных детей, то это значит, что, будучи первоначалом и первоматерией металлов, он единственный имеет способность и свойство полностью растворять их и обращать их в свою собственную природу». В мифе сообщается, что вместо Юпитера ему подсунули камень. Проглоченный камень, находящийся внутри Сатурна, — это и есть философский Камень в стадии nigredo (чернота). Поэтому считается, что Сатурн содержит в себе Камень (или Золото) скрыто, и его следует добыть при помощи Делания. Алхимики называли это так: «Царь погребен в Сатурне». На картине Гойи как раз и изображены боль и страдание материи во время трансмутации. За разрыванием и пожиранием материи должно последовать очищение и возрождение, как и в ритуалах посвящения. Однако на картине Гойи мы видим только начальную стадию инициации и победу смерти и хаоса.

источник

От Francisco José de Goya y Lucientes

В жизни великого Гоий наступил период, когда он стал затворником. Яркий мастер эпохи романтизма
отгородился от мира и создал свои «Чёрные картины», четырнадцать фресок, которые Гойя написал на
стенах собственного дома. «Сатурна, пожирающего своего сына» он изобразил в своей столовой.
Художник никому не рассказывал об этих работах и не собирался их показывать. Как ни парадоксально,
именно они стали самой знаменитой его работой, вызвав ещё больший интерес, чем «Махa обнажённая».

Художники часто обращались к истории Сатурна (в римской мифологии) или Кроноса (в греческой). Он поедал
своих новорожденных детей, узнав о пророчестве, согласно которому, его свергнет собственный ребёнок,
который появится в будущем. Несмотря на каннибализм, живописцы изображали Кроноса с классическим,
героическим телосложением. Гойя писал в таком же стиле в начале карьеры, но Сатурн в его версии –
бородатый человек-зверь, пойманный за пожиранием не ребёнка, а взрослого человека. В его широко
раскрытых диких глазах читаются стыд, ужас, жажда крови и безумие.

Кроме «Сатурна» Франсиско Гойя написал ещё 13 фресок на мрачные темы: старость, монстры, ведьмы… Около
50 лет после смерти художника фрески оставались неизвестными широкой общественности. Лишь с 1874 года
начался долгий и кропотливый перенос настенных росписей на холст. Они хранятся в музее Прадо в Мадриде,
где завораживают зрителей по сей день.
Мы никогда точно не узнаем, почему Гойя их написал и что творилось в его голове, когда он изображал
своего «Сатурна».

Эван Пущак опубликовал видеоэссе на своём YouTube-канале Nerdwriter, где рассматривает творчество
Франсиско Гойи в тот трудный период, как для художника, так и для его страны. По мнению обозревателя
это самая тревожная картина в истории искусства.

«Какая картина в истории искусства самая пугающая? Имеются такие сильные кандидаты, как «Суд Камбиса»
(или «Сдирание кожи с продажного судьи») Герарда Давида, изображение «Ада» (триптих «Страшный суд»)
Иеронима Босха, «»Ночной кошмар» Генри Фюзели, «Крик» Эдварда Мунка. На самом деле есть лишь одна
картина, которая меня всерьёз встревожила. Вот она: «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи.
То, что вы здесь видите, – знаменитое изображение титана Кроноса, сделанное испанским художником.
После узурпации власти его отца ему было дано пророчество, что один из его детей сделает то же самое
и свергнет его.
Чтобы предотвратить пророчество, Кронос проглатывал каждого из детей, рождённых ему Реей. К несчастью
для него, Рея решила спрятать своего младшего сына Зевса. В итоге он исполнил пророчество о свержении
своего отца и положил конец господству титанов.

Эта история – хорошо известный греческий миф, но только посмотрите, как его показывает Гойя.
Некоторые ключевые изменения сразу же бросаются в глаза. Во-первых, в мифе Кронос пожирает своих детей,
проглатывая их целиком. Фактически они остаются живыми в его желудке. Картина Гойи гораздо более
ужасающая. Он черпает вдохновение у Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца, одного из
основоположников искусства барокко, изобразившего то же самое событие. В «Сатурне» Рубенса титан,
кажется, высасывает жизненную силу своего ребёнка. Даже для такой ужасающей темы Рубенс демонстрирует
всю драму, богатство, даже красоту, выделяющую стиль барокко, которому он помог стать знаменитым.

«Сатурн» Питера Пауля Рубенса, 1636.

В версии Гойи эта красота исчезла. Нам остаётся испуганный сумасшедший монстр, словно обнаруженный в
темноте случайным исследователем с факелом, блуждающим внутри не той пещеры. Сатурн, римское имя
Кроноса, только что обглодал голову своего ребёнка. Его чёрный рот открывается возле локтя левой
руки, готовый откусить сустав. Его угловатое тело скрючено в неудобной позе, его руки копаются в
позвоночнике, кровь поразительно первичного цвета стекает по руке, шее и плечу его ребёнка. И если
посмотреть поближе, мы заметим, что это не совсем ребёнок. Один из детей Сатурна повзрослел.
Есть нечто ужасающее в том, что жертва знала о происходящем и пыталась сопротивляться.

Но самое тревожное из всего того, о чём я думаю: когда и где эта картина была найдена. В конце своей
жизни Франсиско Гойя купил дом на окраине Мадрида «La Quinta del Sordo», что в переводе означает
«Вилла Глухого». Так её назвали при предыдущем владельце. Интересное совпадение, так как к тому
моменту Гойя тоже был глухим. Его физическое и психическое здоровье значительно ухудшилось, Гойя
создал 14 стенных росписей, которые часто упоминаются как «Чёрные картины» («Мрачные картины»),
прямо на внутренних стенах своего дома.

«Атропа», или «Мойры», одна из 14 «Мрачных картин» Гойи, 1821-1823.

«Сатурн, пожирающий сына» был в столовой. Фотографии, которые вы видите сейчас, были сделаны через
50 лет после написания фресок. Гойя никогда не упоминал о них. Он никогда и никому не собирался их показывать.
Но по сей день люди всё ещё пытаются понять смысл «Чёрных картин».
Почему Гойя создал эти пессимистические и фантастические сцены в одиночестве в своём доме?
Возможно, чтобы понять это, следует разобраться в карьере художника.

«Сатурн, пожирающий своего сына». Снимок 1874 года росписи Гойи в Доме Глухого.

Он вырос в Сарагосе, Испания, четвёртым из шести детей в семье мелкого буржуа.
По его словам, он был беззаботным и радостным юношей, когда изучал живопись
в Сарагосе, Мадриде и Риме.

Его первая серьёзная
работа была на фабрике ковров, где он создавал гобелены для украшения дворцов и знатных домов города.
Эти гобелены выполнены в стиле рококо. Элегантные, игривые, светлые сцены отдыха дворян и крестьян,
наслаждающихся типичными занятиями своего времени. В итоге Гойя стал придворным живописцем короля
Карла IV, разочаровывающего монарха, в отличие от своего отца Карла III, любимого народом за реформы,
начавшие приносить в Испанию светские просветительские ценности.

«Мальчики собирают фрукты», 1778.

В 1793 году неизвестная болезнь оставила Гойю глухим. Хотя он всё ещё
принимал комиссионные от своей королевской клиентуры, болезнь
стала тёмным поворотным моментом в его жизни и искусстве. Можно заметить,
что во «Дворе сумасшедшего дома» 1794 года тела скорчены, люди кричат в муках.
Разница между этой картиной и гобеленами шокирует.

Читайте также:  Анализ для детей от паразитов

«Двор сумасшедшего дома», 1794.

Его слух исчез, Гойя начал видеть страну с мрачной ясностью. В серии гравюр под названием Капричос
(Los Caprichos – причуды) он показывает испанскую культуру одновременно с трагической и комической
стороны. Как ученик Просвещения, Гойя видит страну, отступающей с пути развития. Король ушёл в себя,
а люди суеверны и слишком глупы, чтобы понять, что им нужно.
В работе прослеживается поиск анатомической достоверности, потребность в социальной критике и
одержимость тварями и монстрами. Всё это подытожено в гравюре с метким названием
«Сон разума рождает чудовищ».

«Сон разума рождает чудовищ», 1797.

В последующие годы ситуация в Испании ухудшилась. Наполеон вторгся в страну и жестоко покарал
сопротивлявшихся его приходу. Гойя был свидетелем кровопролития, что глубоко на нём отразилось.
На эту тему его картина «Третье мая 1808 года в Мадриде». В ней откровенное описание войны,
восстания и жестокости. До этого война в живописи была сложным театральным сюжетом. Здесь Гойя
не показывает ничего кроме грубой силы. Это эмоция, переданная без посредничества искусства.

Пройдёт пять лет, прежде чем Испания вновь завладеет троном. В период сопротивления была издана
конституция 1812 года (Кдисская конституция), призывавшая к либеральным реформам, национальному
суверенитету, свободе прессы и свободному предпринимательству. Но, получив власть, новый король
Фердинанд VII отменил конституцию и арестовал её создателей. Гойя замкнулся, разочаровался.
Страна, которая в его юные годы двигалась по направлению к новому миру, вновь поглотилась абсолютизмом.

Изуродованный войной, изуродованный болезнью, он начал рисовать сцены кошмаров на стенах своего дома.
На одной молодой человек, пожираемый его отцом, которому предречена узурпация от сына. Теперь Гойя
уже знает, что прогресс не гарантирован, и когда он поражён, это не безболезненно. Это ужасающе и
медленно, и жертва может чувствовать происходящее.
Есть много способов, которыми можно прочитать картину «Сатурн, пожирающий своего сына». Возможно,
Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны. Или, быть может, он
пытался честно рассказать об одном ужасающем аспекте человеческой природы, используя навыки и
методы, которые он изучал, создавал и применял на протяжении всей жизни.

«Сатурн, пожирающй своего сына» Франсиско Гойи.

«Чёрные картины» изменили историю искусства, но, наверное, страшнее всего то, что Гойи всё равно.
Его не волнует, как мы читаем эту картину, потому что он не писал её для нас или для кого-либо ещё.
«Сатурн, пожирающий своего сына» существует вне толкования.

Это жестокая сила. Ужас без посредничества.
Чудовище, выглядывающее с тёмной стены в тёмной комнате… глодающее…».

источник

«Сатурн, пожирающий своих детей» (вариант названия «Сатурн, проглатывающий своего сына» ) – знаменитая фреска Франсиско Гойи, написанная в период 1820-23 годов. В конце XIX века художник Сальватор Мартинес Кубельс перевёл её на холст по заказу банкира Эмиля д`Эрлангера, планировавшего показать, а если повезёт, то и продать шедевр Гойи на Всемирной выставке 1878 года, проходившей во дворце Трокадеро в Париже. В это десятилетие во Франции прогремели импрессионисты, в моду вошли солнечный свет и концентированный воздух. Не удивительно, что купить мрачного «Сатурна» желающих не нашлось, и в 1881-м году он был преподнесён в дар музею Прадо.

В 1819-м году 73-летний Гойя, всё еще формально числившийся придворным живописцем, отошёл от дел и приобрел небольшую виллу в пригороде Мадрида. Еще при прошлом владельце соседи прозвали это имение Quinta del Sordo, «дом глухого». Возможно, именно это название и привлекло Гойю: в 1792-м, после загадочной болезни (назывались диагнозы от апоплексии до осложнений застарелого сифилиса) художник начал испытывать адские головные боли и почти полностью лишился слуха, так что «дом глухого» пришёлся ему как нельзя кстати.

Десятилетие, предшествовавшее покупке Quinta del Sordo, выдалось необычайно сложным для всей Испании и лично для Гойи. Испания была оккупирована французами, Гойя стал свидетелем расстрелов и казней, видел остывающие трупы и дымящиеся развалины домов на улицах Мадрида. В 1812-м году он лишился жены Хосефы, вместе с которой прожил почти 40 лет и похоронил не менее десяти детей (разные источники называют разные цифры). Еще раньше была отравлена возлюбленная Гойи, 40-летняя Каэтана Альба. В 1819-м году Гойя перенёс новую болезнь, поставившую его на грань жизни и смерти (свидетельством о ней стал автопортрет в сопровождении доктора и друга Ариетты, Институт искусств Миннеаполиса).

Оправившись от болезни, Гойя решает расписать стены своего «дома глухого» странными и темными видениями, которые выразили бы пережитые потрясения. Они не предназначались для посторонних глаз современников Гойи (и потому настенные росписи оказались предпочтительнее картин) и должны были стать чем-то вроде завещания пожилого художника потомкам.

Эта идея завладела Гойей целиком. В течение короткого времени он выполнил колоссальный объем работы, набросав эскизы 14-ти огромных картин (некоторые из них превышали размер в шесть квадратных метров!) и начал расписывать ими стены. По образному строю изображения напоминали кошмары и галлюцинации – причём даже больше, чем знаменитая серия офортов Гойи «Капричос». Гойя не дал авторского названия своим фрескам, но нам они известны теперь как Pinturas Negras – «черные картины» («мрачные кратины»). Они написаны в глубоких и мрачных тонах. Густая смесь чёрного и чёрно-серебристого господствует на стенах дома Гойи. Кое-где появляются вкрапления ярких цветов и белоснежно-белого. Мрачные процессии паломников, люди с искаженными страхом лицами, пугающие образы старости, немощи, богооставленности. И среди них – пожалуй, самая знаменитая и жуткая фреска «Сатурн, пожирающий своих детей».

Большинство сюжетов Pinturas Negras и по сей день остаются для нас необъяснимыми и загадочными, однако как раз у «Сатурна» имеется мифологический прообраз. Римскому богу земли Сатурну соответствует древнегреческий Кронос. Детьми Кроноса, рождёнными Реей, были олимпийские боги Гера, Гестия, Деметра, Аид и Посейдон. Однажды Уран предсказал Кроносу, что кто-то из детей лишит его власти, и потому напуганный Кронос проглотил их одного за другим. Родившийся позднее сын Кроноса Зевс, повзрослев, заставил отца изрыгнуть всех, кого он проглотил, на этом власть Кроноса закончилась.

Работу Гойи иногда сравнивают с картиной Рубенса «Сатурн», использующей тот же сюжет и тоже представленной в музее Прадо. Но насколько же «нормальным» выглядит гармоничный по анатомии и колористически уравновешенный древнеримский бог Рубенса в сопоставлении с обезумевшим монстром Гойи! Тело героя Гойи изломано, его пропорции нарушены, он не умещается в пространстве картины, а его глаза выражают какой-то запредельный, хтонический ужас от содеянного. И, что особенно интересно, он не заглатывает сына целиком, как это описано в мифе, а пожирает его кровоточащее тело по частям. Так что, возможно, Гойя не следует мифу, а отображает некий индивидуальный кошмар, создает свой собственный миф.

У всякого кошмара можно найти не только историческую, но и психическую подоплёку, поэтому Гойю так любят исследовать психиатры и психоаналитики.
Антон Ноймайр, автор книги «Художники в зеркале медицины», ищет возможные ключи к «Сатурну» в генеалогии рода Гойи. Предки художника принадлежали к доиндоевропейскому народу басков, в чьих преданиях и легендах превалируют темы жестоких убийств, человеческих жертвоприношений и каннибализма. В их мифах грозные духи природы погружают человека в атмосферу первобытного ужаса. «Наверняка Гойя, как и Шекспир, верил в сверхестественные силы природы» , – полагает исследователь, а значит, кровожадный Сатурн, пожирающий собственные порождения, мог олицетворять стихийную жестокость мироустройства.

Сторонники исторического похода к творчеству Гойи проводят аналогию между «Сатурном, пожирающим своего сына» и Испанией начала XIX века, откровенно бросающей собственных детей в горнило гражданской войны, сжигающей их на кострах инквизиции и приносящей в жертву мнимому национальному величию.

Доктор Ференц Райтман усматривает в жутких видениях Гойи проявления его психопатологического состояния, душевной болезни, лишь усугублённой (но не порождённой!) историческими реалиями. «В ужасающих изображениях гражданской войны , – излагает идеи Райтмана Ноймайр, – Гойя показывал очень много бесчеловечной жестокости. Озлобленный и огорченный страшными преступлениями, он пошёл даже дальше, потому что стал бесчестить и патриотов, рисуя их мёртвые тела в отвратительном виде. Гойя изображал изувеченные, разорванные на куски тела, оторванные конечности и отвратительные сцены именно так, как это делают пациенты психиатрических лечебниц. Фрески Quinta del Sordo (где Сатурн поедает своих детей и великан жует откусанные руки) выражают это еще более ясно».

Испанские медики Фернандес и Сева называют предполагаемый душевный недуг Гойи аффективным психозом, Мануэль Парео говорит о депрессивной дистимии, Ноймайр склоняется к диагнозу шизофрения и предполагает постепенное отравление организма Гойи входившим в состав красок свинцом, что повлияло на деятельность мозга художника и вызвало к жизни галлюцинаторные видения. Искусствоведение в этой ситуации может лишь констатировать: действительно, живопись до Гойи не знала такой исступлённой дисгармонии. Именно Гойя первым в европейском искусстве делает нас не зрителями, а полноправными соучастниками адского пира и чудовищных преступлений.

источник

Картинку позаимствовала здесь
Как, продолжние про «Шеват /шабат и Сабантуй». Начало здесь.

Кронос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Соответствует римскому Сатурну. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период стал отождествлятся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). Крон Κρόνος стал Хронометром χρόνος chrónos.

Считается, что Сатурн известен людям с древнейших времен; его знали и опознавали издревле. Но например в древнегреческих мифах нет понимания, что утреняя и вечерняя Венера это одна и та же звезда. Вечерняя Венера была юношей Гесперос-Эсперос Ἓσπερος. А утренняя Венера была Фосфор и Эосфор (др.-греч. Φωσφόρος — «несущий свет», др.-греч. ἑωσφόρος, Эосфор — «зареносец»). С пленетай Меркурий была ещё большая проблема для идентификации и визуализации (по причине небольшого углового расстояния от Солнца максимум 28,3°). Меркурий греки называли Στίλβων («Стилбон»), Ἑρμάων «Гермаон», «Аполлон».

Сатурна-Кроноса в средневековых манускритах часто изображают с Косой-Серпом или это отвал-лемех от плуга? Ведь Кронос-Сатурн изначально — это бог земледельцев. Коса в средневековье — символ смерти или символ жатвы, сбора урожая, покоса. Какое отношение к косе-серпу имеет Сатурн-Кронос? Луна бывает “рогата с серпом”. Лунные фазы хорошо видно невооруженным глазом и начало нового месяца/ новой фазы можно приравнять в «покосу-жатве» (смерть с косой ведь женщиной изображают). Фазы Венеры и Меркурия невооруженным взглядом не видно!

Сатурн- Кронос является одной из самых удаленной от Земли и Солнца планет, с периодом обращения около 10 759 суток (примерно 29,5 лет). Как и почему его увязывали с ежегодной жатвой-посевом и что это за период в 29,5 лет, который древние астрономы связали со смертью/ окончанием некого цикла? У этой планеты нет фаз, а есть кольцо которое впервые наблюдал в телескоп Галлилей.

Так о чём рассказывает миф, кто кого “оскопил” и кто и почему “пожирал детей”?

Уран Οὐρανός в мифе означает «небо, рай». Планета Уран, названа в честь греческого бога неба Урана. Её открыл Уильям Гершель 13 марта 1781 года. Несмотря на то, что порой Уран различим невооружённым глазом, более ранние наблюдатели принимали его за тусклую звезду.
Уран Οὐρανός и в латинском Цéлум-Келум-Каелюс (лат.Caelus). В своих первоначальных значениях они означают небо-нёбо-свод. Вот значения и примеры упортебления этих слов:
ουρανίσκος — нёбо в ротовой полости
ουράνιος ισημερινός- небесный экватор (там на горизонте расположены созвездия гороскопа horoscopus, от др.-греч. ώροσκοπειον, из ώρα «время» + σκοπέω «наблюдаю, слежу»).
ουράνιο σώμα — небесное тело
ουράνιο τοξο — радуга
ουρανής -голубой, лазурный, синий
Небо —Уран роняет росу и порой приносит урон сильными ливнями- «божей мощью»- мочёй; (ούρο/ούρος -моча).

Caelus (Coelus), — божество неба, сын Эфира и Дня, отец Сатурна и др., т. е. римский Уран
caelus(coelus) — небо
caelum (неправ. coelum), ī n.
небесная высь, небесный свод, небо
воздух, атмосфера; климат
внутренняя сторона свода

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Так Кронос стал верховным богом. Кронос бросил гениталии своего отца в море. Когда детородный орган Урана попал в морскую пучину, начала образовываться «белая пена», из которой и родилась богиня любви Афродита. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил).
Зевс — бог дневного неба др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий» Proto-Indo-European *Dyeus ph2tēr, Latin Jupiter из Iuppiter, из Proto-Indo-European *dyeu-ph2tēr.
Если Зевс-Юпитер “бог дневного неба”, то Кронос изначально это “ночное небо” (цвета вороного крыла и в колеснице Сатурна чёрные птицы)!?

В картине «Оскопление Урана Кроносом» Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, изобразили Кроноса молодым юношей, стоящим на одной ноге, вместо древнего старика Титана, каким обычно изображают Кроноса. Предполагается, что в образе юноши изображен Джордано Бруно- сторонник гелиоцентризма «оскопляющий» господствовавшую в его время геоцентрическую систему небесных сфер Аристотеля и Птолемея.

1. Иллюстрация геоцентрической системы мира Птолемея «Фигура небесных тел», сделанная португальским картографом Бартоломеу Велью в 1568 году. На этой карте весьма четко изображены все континенты кроме Австралии и Антарктиды.
2. Ещё одна средневековая иллюстрация планет в которой они расположены согласно геоцентризму в следующем порядке Сатурн-Юпитер-Марс-Солнце-Венера-Меркури й-Луна. Этот порядок отражает геоцентрическую систему и если Юпитер — бог дневного неба, а Сатурн — бог ночного неба; далее в цикле следует Луна. А сейчас в череде дней недели между ними стоит Венера — “утренняя звезда”?

В греческой мифологии Мать это Земля- Гея, а Отец Небо-Оуран
А в Египетской мифологии ситуация противоположная Небо соответствует богине Нут (Ну, Нуит), которая является сестрой и женой Геба-Земли. Нут — небо ежедневно «проглатывает» звёзды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). Геб — бог земли и соответствует греко-римским Кроносу-Сатурну= богу земледелия.
На китайском Сатурн 土星 tǔxīng «земляная планета»
На фарси Сатурн zahil زحل кореньز ح ل‏ (z-ḥ-l).
Этимология связана с глаголом:
زَحَلَ (zaḥala) non-past يَزْحَلُ‏‎ (yazḥalu) — to move away-уходить, заходить (о солнце закате), withdraw- уйти, retire-удалиться.
Где арабы это “ЗХЛ захала” взяли, ведь только в русском слово заход означает приход /уход.

Читайте также:  Анализ для детей на дому

Вероятно позднее Кроноса-Сатурн “землю-небо” отождествили с богом Сетом (Сат-Сет= set/ sunset- закат, солнце садится). Cолнце на горизонте пожирает-проглатывает “Земля-Небо/Нут-Кронос”, а утром, на заре, рождается бог дневного неба Зевс-Юпитер. Причем в мифах, он имеет множество «беспорядочных половых связей», оплодотворяет кого то или рожает из головы или бедра. Это означает некую топографию созвездия где на заре встаёт Солнце.
В шумеро-аккадской мифологии Ану (шум. Ан) — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Его титул — «отец богов». Ану был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки. Нередко он враждебен людям (по просьбе Иштар наслал на Урук небесного быка), но чаще пассивен и бездеятелен. Считается, что символ Ану неба — рогатая тиара над неким яйцом-куполом-почкой (4 — Ану, 5 — Энлиль). Причём эта тиара-серп над куполом напоминает подковы лунных узлов.

В мифах до открытия планеты Уран слово Оуран- Нут- Ану -Caelus -Каэлюс kailom (caelum ī n.
[caelo] резец, штихель) означает “Кол небесный”, около которого раскинулся шатёр со звёздами, солнцем и луной.

Не важна “половая приндлежность” бога неба и земли, а так же кто располагаеся сверху, а кто снизу. Важно, что жизнь зарождается на границе взаимодействия этих “двух богов”.
Также во всех мифах прослеживается, что кто то из них циклически пожирает-подсекает других богов (небесные светила)
Caelus- небо
caelum- кол
caedo cecīdī, caesum, caesere
бить, колотить, сечь рубить
разбивать, ломать; выламывать, добывать; разрезать, рассекать
убить, умертвить; разбить наголову; заколоть, зарезать
кроить, выкраивать теснить

Пока искала картинки об “оскоплении урана” попался на глаза римский зажим для кастрации, а ведь они на нём так креативненько по периметру богов наваяли. Марс в римском шлеме и Луна с серпом.

Как изображали Сатурн древние астрологи в египетских зодиаках (версия Носовского и Фоменко)

«Как правило, если планетная фигура на египетском зодиаке имеет на голове полумесяц или бычьи рога в виде полумесяца, то это — Сатурн. Еще один египетский признак Сатурна — это иероглиф в виде быка или тельца, поставленный у головы фигуры. Рядом с планетными фигурами, на голове которых — полумесяц, на обоих Дендерских зодиаках одна и та же иероглифическая надпись. Она выглядит так. Сверху — птица, под ней — бык, а в самом низу — звезда, Перевод всей надписи звучит: «Horus le taureau» (франц.). Что означает «Гор Бык» или «Гор Телец». Иногда Сатурн изображен в виде птицы с полумесяцем на голове в некоторых случаях ибис-Тот обозначал на египетских зодиаках не Меркурия, а САТУРНА».
Также Сатурна изображают с головой шакала. Далее они поясняют «шакал на египетских рисунках означал «бога Анубиса». «Анубис (греч.), Инпу (егип.), в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб или в виде человека с головой шакала или собаки. Согласно «Текстам пирамид», Анубис был ГЛАВНЫМ БОГОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ». Сатурн тоже считался БОЖЕСТВОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ. С другой стороны, считается, что египетский «бог Анубис» отождествлялся греками с Гермесом, а тот, в свою очередь, — с римским Меркурием. Поэтому Анубис на египетских изображениях мог соответствовать не только Сатурну, но и Меркурию”.

Н.А.Морозов писал:
«Сет — считается египтологами за старшего сына Озириса, умерщвляющего его, это — князь Тьмы. Астрологически он представляется . Меркурием, всегда скрывающимся за Солнцем, как в засаде. Он убивает оттуда своего отца Месяца-Озириса из засады, когда тот приближается к Солнцу . Потом, при перенесении зловещих свойств на Сатурна, ЕГО СТАЛИ ПУТАТЬ С ПОСЛЕДНИМ».
Ещё цитаты из Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко (ЕГИПЕТСКИЕ, РУССКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ ЗОДИАКИ)
“Два одинаковых рога, торчащие изо рта мужчины по обе стороны его головы-Солнца — это Меркурий, который высовывается из-за Солнца то с одной, то с другой стороны”
“Сатурн второго (лучевого) гороскопа зодиака «RP». Человек в царском венце яростно кусает свою руку, из которой течет кровь. Он держит знамя с буквой «S» — первой буквой имени Сатурн (Saturn)”
“САТУРН в седневековых зодиаках- обнаженный мужчина, плывущий по реке под мостом. Возможно, это — утопленник, бросившийся с моста, то есть символ смерти. Кроме того, мы уже неоднократно встречались с символикой Сатурна как царя подземного или подводного мира. На некоторых исследованных нами ранее старинных зодиаках Сатурн изображался в виде морского бога Посейдона”

Я совсем запуталась, кто есть кто и как всё же изображалась планета Сатурн? Полумесяц, Рогатый бык (Молох?) Ибис-Тот, Шакал… Или звёзды-планеты всё еще путали в тот период, или идёт некое смешивание символов связанное с лунно-солнечным циклом, или расшифровщики гороскопов что то недопонимают.

Как из симпатичного бога земледельца Сатурналий-Кроналий-Сабантуя Сатурн стал «злым» и «плохим» светилом.

В 1610 г., когда Сатурн еще считался наиболее удаленной планетой нашей солнечной системы, а Уран, Нептун и Плутон даже не были «предсказаны» вездесущими «предсказателями»-астрологами знаменитый Галилей искал на ясном небе Италии все новые и новые астрономические открытия для своей зрительной трубы. Его маленький телескоп ухитрился сделать открытия, которые впоследствии не смог сделать ни один другой даже супер-мощный телескоп. При наблюдениях в 20-кратный инструмент планета оказалась не похожей ни на одну другую. Она выглядела не одной звездой, а как бы состоящей из трех неподвижных почти касающихся звезд, при этом центральная была крупнее боковых, и все три были расположены на прямой линии. В трубу с меньшим увеличением планета выглядела «удлиненной звездой в форме оливы».
«Я наблюдал наиболее удаленную планету и нашел ее тройной. Средняя казалась самой большой; две других, расположенные одна к востоку, другая к западу на одной прямой, не совпадающей с направлением зодиака как бы касались ее (здесь под «зодиаком» Галилей понимал плоскость видимого годового движения Солнца — эклиптики, а не отдельные знаки ). Точно двое слуг помогают старому Сатурну свершать свой путь и остаются всегда у него по бокам»
В то время была традиция сообщать в краткой шифровке (анаграмме) информацию об открытии, достоверность которого вызывала сомнения. Если открытие подтверждалось, то сообщение расшифровывалось для закрепления приоритета автора. И Галилей опубликовал такое сообщение: «Smaismrmielmepoetaleumibuvnenugttaviras» . Число вариантов различных перестановок было просто огромно — число из 35 знаков. Но Иоганн Кеплер попытался его расшифровать. Выбросив из набора пару букв, он составил фразу «Salve, umbistineum geminatum Martia proles» (Привет вам, близнецы, Марса порождение). Иначе говоря, Кеплер решил, что Галилей открыл два спутника Марса.
Кеплер, ища небесную гармонию, решил, что у Марса должно быть именно два спутника. (Так как у Земли -1 спутник, у Юпитера — 4, а Марс находится между Юпитером и Землей). Но Кеплер ошибся. Фраза означала: «Altissimum planetam tergeminum observavi» (Высочайшую планету тройную наблюдал). «Высочайшая» означает самая далекая.
Однако на этом загадки не закончились. В 1612 году «боковые звезды» исчезли.
Галилей, несмотря на солидный уже опыт наблюдения, к своему удивлению не нашел этих „слуг»— они исчезли. «Сатурн пожрал своих детей», — пораженно писал Галилей,
намекая на древнюю легенду пожирания Сатурном (Кроносом) своих младенцев.

Фото 3- Зарисовки системы Сатурна в 17 веке.
1 — Г. Галилей, 1610 год;
2 — К. Шайнер, 1614 год;
3 — П. Гассенди, 1633 год;
4 — Дж. Риччиоли, 1640 год;
5, 6, 7, 8 — Я. Гевелий, 1640-1650 годы;
9, 10 — П. Гассенди, 1645 год;
11 — Е. Дивини, 1647 год;
12 — Ф. Фонтана, 1648 год;
13, 14, 15 — Дж. Риччиоли, 1648-1650 годы;
16, 17- X. Гюйгенс, 1656, 1659 год;
18 — Дж. Кампани, 1664 год;
19 — В. Болл, 1665 год;
20 — Я. Гевелий, 1675 год;
21 — Ж. Кассини, 1676 год

Галилей был первым, кто наблюдал явление «исчезновения» колец Сатурна, т.е. пересечение Землей их плоскости. Галилей и другие наблюдатели терялись в догадках, пытаясь понять наблюдаемую картину. При этом Галилей предположил, что после зимнего солнцестояния 1614 года они появятся вновь. И действительно, в 1614 году «боковые звезды» Сатурна видел в свою трубу иезуит Кристофер Шайнер, в 1616 году — сам Галилей, а в 30-50-е годы XVII века их замечали такие известные наблюдатели, как Пьер Гассенди, Франческо Фонтана, Джованни Батиста Риччиоли и Ян Гевелий. Но хотя отдельные зарисовки планеты определенно показывали кольцевые очертания, разгадать тайну никому не удавалось. Даже Гевелий, обнаруживший периодичность смены фаз видимости «боковых звезд» Сатурна, так и не сумел разобраться в наблюдаемом явлении.
И лишь полвека спустя астроном Гюйгенс разгадал истинную форму планеты.
В 1655 году он наблюдает Сатурн в 12 футовый телескоп (дающий 50-кратное увеличение). 25 марта этого же года во время пересечения Земли плоскости колец он открывает Титан — самый крупный спутник Сатурна, объект 8 звездной величины. Спустя 7 месяцев Гюйгенс предполагает, что Сатурн окружен кольцом. Публикуется анаграмма: «Aaaaaaa, ccccc, d, eeeee, g, h, iiiiiii, llll, mm, nnnnnnnnn, oooo, pp, q, s, ttttt, uuuuu». Продолжив наблюдения с помощью нового 23-футового телескопа, в 1658 году он окончательно убеждается в своем предположении и расшифровывает анаграмму: «Annulo cingitur, tenui, plano, nusquam cohaerente, ad eclipticam inclinato», что означает: «Кольцом окружен тонким, плоским, нигде не прикасающимся, к эклиптике наклоненным». В своей книге » Systema Saturnium», изданной в 1659 году, Гюйгенс в числе прочего правильно объясняет эффект видимого «исчезновения» колец с периодом в 14-15 лет.

источник

Под катом Рубенс, Гойя, Берн-Джонс, Артемизия Джентилески и другие мизантропы и некрофилы, с которыми я чувствую кругозорное родство.

Итак, жил-был царь Терей, вождь фракийского племени (то есть, для приличных греков — из замкадья), сын бога Марса, буйный, ни в чем себе не отказывавший, много ругался матом.

Как-то со своим отрядом проходил мимо города Афины и помог отбиться от каких-то варваров. За это благодарный афинский царь выдал за него замуж свою дочь Прокну.
У нее осталась незамужняя сестра, красавица Филомела — у нее был очень красивый голос, а имя ее переводится как «соловей».

А. Бугро. Прокна и Филомела. 1861.

Терею очень нравилась свояченица, и он задумал хитрый план.
Оставив жену дома, он приехал в гости к тестю и попросил Филомелу приехать к ним в гости, мол, сестра соскучилась, очень просит.
Тут бы тестю заподозрить неладное — разве это нормально, чтобы человек сам просил родственников жены приехать? Но не почуял, и отпустил девушку вместе с Тереем.

По пути Терей убил слуг и телохранителей, которых отец послал с Филомелой, а ее изнасиловал.
Она ему, видно, очень нравилась, потому что он не стал ее убивать. А просто отрезал ей язык и изнасиловал еще несколько раз.

Терей собирается насиловать Филомелу. Гравюра 17 века.

Не доезжая до дома, он спрятал свояченицу в специально оборудованном подвале у себя в гараже, а жене сказал, что ее сестра сбежала к хиппи в коммуну.

В подвале Терей держал девушку достаточно долгое время, переодически наведываясь и снова насилуя.

Чтобы «любимой» не было скучно, он предоставил ей милые женские развлечения — декупаж, вышивание и бисероплетение.
Никак передать весточку на свободу бедная пленница не могла — у нее не было ни языка, чтобы рассказать (Терей отрезал), ни бумаги, чтобы написать (китайцы еще не изобрели).
В итоге она помозговала и придумала, что делать: выткала какую-то ткань, на которой методом комикса/клейм иконы/инфографики поведала весь состав преступления зятя.
(Кстати, либо письменность еще не изобрели, либо барышня была неграмотной).

Э. Берн-Джонс. Филомела, 1896

Очевидно, какие-то слуги Терея приходили, ее кормили. С помощью одного из них — либо дебила, либо, наоборот, очень сочувствующего человека Филомеле удалось передать эту повествовательную ткань сестре. Сестра Прокна развернула, разглядела и ужаснулась.

Э. Берн-Джонс. Филомела. 1864

Прокна пошла и освободила несчастную пленницу.
Нет, выходит, все-таки какой-то сочувствующий слил инфу: не верю, что Филомела знала, по какому адресу ее содержат и сумела бы координаты GPS выткать.

Прокна привела бедную сестру домой, вымыла ее, накормила. Подозреваю, что они еще очень сильно накатили тогда, без закуски. Да и Овидий в «Метаморфозах» прямо пишет, что сестры нарядились вакханками, менадами — почитателями бога Диониса, надели леопардовые шкуры и венки из плюща.
Точно, значит, напились до безумия.

Прокна и Филомела в нарядах вакханок. 1767.

К Прокне в этот момент на свою беду пришел ее сынок, начал льнуть.
— Как ты похож на отца! — воскликнула мать, полная черной злобы, то есть, в состоянии аффекта.

И поразила мальчика мечом под ребро, глядя ему в лицо (цит. по «Метаморфозам» Овидия).

А страдавшая посттравм. синдромом Филомела добила, вспоров ребенку горло.

Филомела и Прокна готовятся убить Итиса. Роспись краснофигурного винного кубка, 490 г. до н.э.
(какой чудесный сюжет для кубка! представляете, осушаете вы бокал, а на дне такое).

Потом они направились на кухню и приготовили из этого мяса ужин.

Терей сидел, ужинал, ел, запивал пивком, да нахваливал.
У него было хорошее настроение: давеча оракул совершенно бинго предсказал, что его сын погибнет от руки кровного родственника, поэтому Терей, хорошенько подумав, решил, что особо вариантов нету (про жену забыл), вычислил подозреваемого и зарубил своего родного брата топором.

Он ел, с горчицей и хлебушком, чавкал, ел с ножа, салфетки не использовал.
Жена сидела рядом и умильно заглядывала ему в лицо, предвкушая.
Свояченица стояла за занавеской и подсматривала.

Читайте также:  Анализ дидактической игры детей раннего возраста

— Где мой сын? — спросил Терей, — позови его!
— Тот, кого ты зовешь — внутри тебя, — тонко потроллила его жена.

Терей сначала не понял, начал переспрашивать. Тогда безъязыкая Филомела вышла наружу и кинула ему в лицо отрубленную голову сына.

П.П. Рубенс. «Терей, Прокн и Филомела», 1636-38

Немного оправившись от состояния шока, Терей начал гоняться за обеими сестрами с топором.

А. Джентилески. Прокна и Филомела. 16 век.

Тогда боги отложили поп-корн и остановили это безумие, превратив его в удода, а женщин — в соловья и ласточку.

Дж. Уорн. Филомела, Прокна и Терей (современная картина, 200 долл. стоит)

А вот еще случай был на районе.
Климен, царь Аркадии, влюбился в свою дочь, Гарпалику. Изнасилования, впрочем, не было — отец-педофил ее по-джентльменски соблазнил, в каком возрасте — не указывается, может, пресловутый возраст согласия уже даже был.

Когда Гарпалика забеременела, отец быстренько выдал ее замуж, но долго без своей лолиты не выдержал, отобрал у мужа и забрал к себе обратно, причем открыто начал жить с ней, как с женой. Люди возмущались, но он игнорировал.

Какая-то переоценка ценностей у Гарпалики в этот период случилась, потому что она перестала быть влюбленной в отца и поняла, что это неправильно. И наверно немножко сошла с ума. И когда у нее родился ребенок, Гарпалика убила младенца, приготовила из него блюдо и накормила отца-любовника.

После этого она тоже превратилась в птицу, а отец ее повесился.

Верховный греческий бог Крон, он же Хронос (названный так в честь хронометров и новой хронологии Фоменко), для римлян — Сатурн, был богом времени. Поэтому его изображали с косой (металлической, как у Смерти, а не как у Юлии Тимошенко).

Оракул предсказал ему (и тоже совершенно бинго), что с должности верховного бога его сместит его сын.
Пользоваться презервативами Крон не хотел (аллергия на латекс), а семенные каналы перевязывать отказывался (боялся хирургов). До изобретения женских гормональных контрацептивов тоже было немножко неблизко. Так что с женой он спал небезопасно, она постоянно беременела и рожала ему детей.

Вместо того, чтобы прибегнуть к традиционному средству, известному каждому кошатнику — топить, Крон почему-то решил, что намного эффективнее будет детей глотать.
Несмотря на то, что оракул говорил о мальчиках, Крон пожирал и новорожденных девочек тоже — что свидетельствует о том, что он был первым сторонником женского равноправия в государственной политике, причем сугубо практиком.

Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей. 1819-1823.

Когда его жена родила ребенка в 6-й раз, по непонятной причине она решила, что данная ситуация ей не нравится. До этого-то было норм: муж оберегал ее таким образом, заботился, лишая и послеродовой депрессии, и ночного недосыпа из-за кормления, и прочего безумия.
А тут почему-то решила, что надо по-другому.
Подружки небось накрутили.

Рубенс. Сатурн, пожирающий своих детей. 1630-е.

Новорожденного Зевса она оставила в бэби-боксе, установленном на острове Крит, а мужу подала камень, завернутый в пеленки, который он доверчиво проглотил.
(Это, кстати, доказывает, что художники, иллюстрировавшие этот сюжет, в кровожадности перебарщивали — младенцев Крон явно не жевал, а заглатывал целиком, иначе б пообломал об этот камень зубы).

Рея подает Крону камень, завернутый в пеленки. Древнеримский рельеф

Когда Зевс вырос, с помощью сайта поиска биологических родителей он нашел свою мать. Они вместе решили как-то отомстить прожорливому папочке.
По подложной трудовой книжке и с фальшивым свидетельством о рождении юноша устроился к родному отцу официантом в его горнолыжную резиденцию на г. Олимп ( 2917 м над уровнем моря).

Крон, пожирающий своих детей. Французская миниатюра 15 века

Как-то Крон попросил медовуху (популярный эллинский напиток, заимствованный древними греками у русских). Зевс подал ему питье, подмешав туда горчицу и соль (запоминайте рецепт, реально работает при отравлениях). Крон выпил, ему поплохело, и он изрыгнул из своей утробы хранившихся там своих детей — Гестию (богиню домашнего очага), Деметру (плодородия), Геру (брака), Аида (подземного царства) и Посейдона (океана). Поскольку он был богом времени, в желудке, очевидно, сложился уникальный температурно-темпоральный баланс, который позволил им прекрасно выжить и даже повзрослеть (поскольку немедлено стали помогать Зевсу в его борьбе с титанами).

Тьеполо. Сатурн, пожирающий своего сына. 1745
Пьетро Муттони. Тот же сюжет

Зевс действительно стал верховным богом, а Крон ушел на пенсию. Все очень гуманно вышло: поколением раньше Крон занял эту должность, кастрировав своего отца Урана с помощью серпа, теперь обошлись просто рвотным. Но не так эстетично, конечно.

Д. Вазари. Крон кастрирует своего отца Урана. 16 век.

Атрей и Фиест Пелопиды были родными братьями, но они активно спорили за трон богатого города Микены и вообще явно не нравились друг другу с детства (это все потому, что их папа с мамой ничего не слышали об «естественном родительстве» и поощряли конкуренцию между сиблингами).

Они подсылали один к другому убийц, воровали ценные вещи и брали чужую машину кататься без спроса, потом Фиест соблазнил жену брата и так далее.
Как-то Атрей послал киллеров убить сына брата, а те перепутали и убили его собственого сына — тогда Атрей затаил особенную злобу и начал вынашивать коварный план. Будто не сам был виноват, дав кривую ориентировку.

В какой-то момент престол Микен остался за Атреем. (Ситуация вообще с этим престолом была изменчивая, как питерская погода; микенцы, просыпаясь поутру, часто не знали, кто у них нынча царь. Хорошо еще, братья не были близнецами, тогда б вообще путаница была). Он отправил к брату послов, попросил прощения и пообещал половину царства. Почему-то Фиест доверился ему и приехал в гости.

В.Ю. Носецкий, М.В. Хальбакс, Пир Фиеста. 18 век

Атрей накрыл ему банкет, посадил на почетное место, и подал главное мясное блюдо.
Вы теперь эрудированы в самой прекрасной и поэтической мифологии Европы, и сами можете догадаться из чего было рагу — из пятерых сыновей Фиеста (причем от двух разных женщин; специально ловили в разных локациях).

Когда Фиест наелся, по приказу брата ему принесли другую тарелку, на котором лежали отрезанные головы, ноги и руки детей Фиеста, чтобы он понял, что только что съел.

Пир Фиеста. Cредневековая миниатюра, ок. 1410

Бедный отец рухнул на пол, изрыгнул съеденное и проклял весь род своего брата — династию Атридов.

Далее он, однако решил, что на богов стоит надеяться, а самому не плошать. Отправился к Дельфийскому оракулу и спросил, что должно сработать, как отомстить?
Оракул (вы уже поняли, что все зло на самом деле от них, провокаторов) ответил, что Атрею отомстит свеженький сын Фиеста, которого должна родить Фиестовская же дочь.

Дж. Годвард. Дельфийский оракул (пифия, сидящая на треножнике). 1899
(смешные они вообще, эти художники-академисты: можно подумать, в прорицательницы действительно брали за спортивную фигуру без обвисших сисек и идеальную эпиляцию, а не за способность переносить наркотические курительные средства, необходимые для прорицания, без серьезных последствий для организма).

Не парясь вообще по вопросу этики, Фиест изнасиловал свою дочь, и уехал подальше. На девушке, не зная, что она беременная и кто ее папа, женился Атрей. Новорожденного Эгисфа он считал своим ребенком. Дальше спустя много лет была бодяга а-ля индийские фильмы: «Иди убей этого чувака в темнице, сын мой Эгисф! — Я твой отец, Люк, Эгисф, а Атрей тебе не отец, иди убей его!». Атрея, в общем, Эгисф убил, поверив незнакомому дяденьке, которого первый раз увидел в тюремной камере. Дочь/мать, кстати, когда узнала, кто ее изнасиловал, покончила с собой.

Следующий сезон проблем с Атридами вы наверняка знаете: сыновьями Атрея были Агамемнон и Менелай, и пока Агамемнон тусил под Троей, Эгисф соблазнил Клитемнестру, жену своего экс-брата, и когда тот вернулся, его топором в ванне (см. у меня по тегу выпуск №1). В следующем сезоне сын Агамемнона Орест вырос и убил маму и Эгисфа.
Ребут сериала про Атридов запустил Фрэнк Герберт, у него действие происходит в космосе, и династические проблемы случаются с кровными потомками Атрея — герцогом Лето, Полом, Джессикой и т.п., см. фильм Д. Линча (но книжка лучше).

Погребальная «Маска Агаменмнона», ок. 1500 до н.э.

5. ТАНТАЛ И ОЛИМПИЙЦЫ (боги, а не сборная РФ)

Любовь к подобным кулинарным изыскам вообще была у Атрея наследственной — ею был знаменит его родной дедушка Тантал. И вообще, зная чем в тот раз это закончилось, странно, что Атрей все-таки решил прибегнуть к рецепту.

А дело было так. Царь Тантал был смертным, но очень был близок с богами. Зевс то ли приходился ему отцом (т.е. №3 в нашем списке Крон был ему дедушкой), то ли каким-то дядей. Тантал часто бывал у Зевса в гостях, тусил с ним, смотрел футбол, обсуждал баб.

Дома, на земле, он хвастался перед братанами своими знакомствами и визитной карточкой Зевса, которая прикрывала его, если останавливали гаишники. Братаны явно не очень верили, поэтому, чтобы доказать свои слова, Тантал, будучи как-то в гостях на Олимпе, тайком припрятал в принесенные с собой пластиковые обеденные судки пищу богов — амброзию.

Рафаэль. Пир богов (свадебный обед Психеи и Амура), 1517

Еще никто не успел застукать его за этим преступлением (а амброзия давала бессмертие, это вам не недоеденный шашлык из ресторана захватить, а скорее плутоний из НИИ свистнуть), как Тантал совершил новое безумство.

Олимпийские боги пришли к нему во дворец с ответным визитом, тоже пообедать. Тантал, очевидно, был человек без тормозов, экстремал — чтобы проверить, действительно ли боги всемогущи и всеведущи, он убил своего сына Пелопа, разрезал на куски, аппетитно так пожарил и подал на стол богам. Боги, разумеется, сразу поняли, что это человеческое мясо, и в ужасе отказались от порций. Только Деметра, которая была в тяжелой депрессии (потому что ее брат Аид похитил ее дочь Персефону; про изнасилования кстати делать сюжет?) в задумчивости съела кусочек плеча бедного мальчика.

Тут, кстати, опять хэппи-энд. Боги собрали все куски Пелопа, свалили в котел, Зевс пошептал заклинания, и мальчик воскрес. Вместо съеденной Деметрой лопатки ему сделали из слоновой кости, с тех пор у всех потомков Пелопа там большое белое пятно.

У. Тараваль. Пир Тантала. 1767.
(воскрешенного мальчика вручают мамочке)

А Тантал был быстренько пинком отправлен в Аид и осужден на муки, прозванные по странному совпадению «танталовыми».
Он стоит по горло в воде, но мучается жаждой — не может выпить ни капли.
Над его головой висят спелые плоды деревьев, но он мучается голодом — достать их не может.
Над головой еще гигантский камень нависает, грозя разможжить (уже избыточность, на мой взгляд).

У воскрешенного Пелопа потом родились два сына — Атрей и Фиест Пелопиды, см. выше.

В Библии всемирный потоп случился, потому что Б-г разгневался из-за падения нравственности: на людей, которых много расплодилось, а также потому что некие Сыны Божии начали спать с женщинами хомо сапиенс, и от этого на земле стали рождаться исполины. Загадочный фрагмент, комментаторы-библеисты много веков спорят, что это за межвидовые скрещевания такие были.
В древнегреческой мифологии тоже был всемирный потоп, только он произошел по другой причине, нашей тематической.

Л. Брамер. Потоп (древнегреческий). 1660-е

Как-то Зевс решил навестить дом царя Ликаона и его сыновей. Вообще, как вы понимаете, ходить по гостям в этой Греции было стремно, кормили вечно всякой пакостью, Онищенко на них не было. Бог переоделся в штатское и под видом крестьянина пришел в гости. Замаскировался Зевс, видно, не очень удачно, потому что Ликаон (или его сыновья) решил проверить всемогущество Зевса методом дегустации. Гениальные идеи витают в воздухе, да, лампочку в рот вот тоже многие вставляют, прочитав о чужом эксперименте.

Перед Зевсом поставили суп из потрохов, в котором внутренности одного из сыновей Ликаона — Никтима, были смешаны с потрохами овец и коз. Но бог, естественно, все понял, опрокинул тарелку и превратил Ликаона в волка. От него и пошли вервольфы (в «Сумерках» вон персонаж-лузер — потомок по прямой линии).

Ж. Коссьер. Юпитер и Ликаон. 17 век.
(посмотрите, бигмак на столе)

Прочих сыновей Ликаона он убил, а убитого младшенького Никтима воскресил.
Младший брат теперь остался на царстве один-одинешенек, и никто его моббингом больше не занимался. Счастье очкарика.

Потом Зевс чего-то приуныл, разочаровался в людях устроил потоп. Правда, в отличие от иудейской истории, в этом варианте спаслось намного больше народу.

Да, это такая веселая древнегреческая мифология, на которой основана вся европейская культура,
добро пожаловать в мир высокой эрудиции.

И это я вам еще не рассказала про благородного героя Тидея (фаворита Афины до Одиссея), который расколол череп врага и выпил его мозг; как Полифем разделывал итакцев на голяшки, грудинки и вырезки; про лестригонов, которые запатентовали шампуры для человеческих тел из закаленных осиновых кольев; как, как титаны скушали Загрея-Диониса (на 7 частей разделили, сварили и съели, осталось только сердце, из которого его клонировали заново); про обряд омофагии во время вакхических мистерий — то бишь сыроедения во время пьянок в лесу; про то, что у греков был специальный термин (sparagmos) для обряда расчленения человеческих трупов — и именно так заживо женщинами был разорван Орфей. Много, много еще неизведанного, чарующего, волшебного и поэтического таит в себе древнегреческая мифология!

Ж. Бин. Вакханки, убивающие Орфея. 1874

Новый тэг ввожу для этого цикла: » омерзительное искусствоведение «. В честь Тарантино.
Читайте по нему предыд. выпуски.
Группа вконтакте

источник