Меню Рубрики

Педагогический анализ детей в лагере

Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Я, Сташевская Ольга Юрьевна, учащаяся группы 91но 3-его курса специальности 2 010201«Начальное образование», проходила практику в детском оздоровительном лагере «Солнышко» (Лидский район) в период 3-ей смены (нач. лагеря — Эйсмонт Г.И., ст. педагог — Каспорская О.А.) с 22 июля по 8 августа 2014 года.

Задачи, которые решаются в процессе данного вида практики:

— приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;

— овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охрана жизни и здоровья детей;

— развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:

— организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работы с ними);

— изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания;

— организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.);

— организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;

— проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

В процессе практики я должна овладеть следующими умениями:

— определять цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере;

— составлять план оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;

— организованность самоуправление в коллективе и направлять его деятельность; создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков;

— организовать разнообразную деятельность детей и подростков (сборы и беседы о гуманизме, милосердии, дружбе и товариществе, о культуре поведения; конкурсы рисунков, фестивали песен и танцев, беседы об искусстве, вечера поэзии, сказок; праздники леса, птиц, костры; трудовые десанты и операции по благоустройству лагеря, сбору лекарственных растений; сборы природного и краеведческого материала для выставок; охрана природных богатств; спортивные соревнования и праздники и др.);

— сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;

— использовать всю систему возможных педагогических воздействий в условиях лагеря с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

— устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, с коллегами;

— педагогически осмысливать и англизировать опыт своей педагогической деятельности.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Лагерь «Солнышко» является собственностью УО Лидского Райисполкома, им же данный лагерь и финансируется. Деятельностная направленность лагеря — создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровление детей в период летних каникул. Лагерь располагался в лесном массиве деревни Докудово в 15 км от города Лида. С лагерем «Солнышко» граничит ДОЛ «Спутник», который принадлежит обувной фабрике г. Лиды, чуть дальше находится санаторий «Радуга», который является собственностью Лидской Лакокраски.

Как уже было сказано выше, ДОЛ «Солнышко» расположен в лесу, недалеко от реки Неман, поэтому дети дышали чистым, свежим воздухом. Прекрасная природа, свежий воздух, пение птиц создавало хорошее настроение и ощущение счастья у детей и у работников лагеря.

На 5 отрядов приходилось 2 спальных корпуса. Корпусы находились в центральной части лагеря. В первом корпусе жили дети из первого и второго отрядов, их воспитатели, плаврук, физрук,а также там находился актовый зал(2-ой этаж), столовая(1-ый этаж). Во втором корпусе жили дети третьего, четвертого и пятого отрядов, их воспитатели, старший вожатый и педагог-организатор, также там находился медпункт(1-ый этаж). Около первого корпуса находились душевые(отдельно для мальчиков и отдельно для девочек), напротив первого корпуса — площадка для линейки. Чуть дальше от второго корпуса находился административный корпус, где проживали уборщицы, повара, врач, медсестра и иные работники лагеря. За этим зданием находилось футбольное поле, а вдоль главной дорожки находилась игровая площадка.

Отдельно взятый спальный корпус представлял собой двухэтажное кирпичное сооружение с запасным выходом на втором этаже.

Мой отряд располагался на 1-м этаже спального корпуса № 2 (3 комнаты для девочек и 4 — для мальчиков, мед. пункт). В каждой комнате для детей было по 5 кроватей. В некоторых комнатах кровати стояли одна за другой, без промежутков, так что дети спали в несколько стесненных условиях. Кроме кроватей в комнатах находились по 5 тумбочек и шкаф с большим зеркалом. Тумбочек хватало не всем. В некоторых комнатах было по 3 тумбочки на 5 человек. Что касается комнаты воспитателей, где жила я, в ней стояли пять кроватей, практически одна на одной, три тумбочки и узенький шкаф, вот и все. Хорошо, что в холле стояли несколько столиков, где можно было писать планы и заполнять документацию.

На каждом этаже имелись отдельные для мальчиков и для девочек умывальники (по 5 штук) и туалеты (по 2 штуке). В корпусе горячая вода была только вечером и то не всегда. Зато в душевых горячая вода была круглосуточно, проблем с принятием душа не было никогда. Это огромнейший плюс ДОЛ «Солнышко», так как я знаю, что в соседнем «Спутнике» душевые не работают.

Столовая большая, рассчитана на 38 столов. Раздача находится в зале, которая производится поварами с помощью нескольких человек дежурного отряда по лагерю. Огромное спасибо нашей диетсестре и нашим поварам. Дети в начале практически ничего не ели, так как родительские запасы ещё были не исчерпаны.

Актовый зал достаточно просторный. Там есть сцена, светомузыка, скамейки, огромное количество стульев, несколько столов, аппаратура часто подводила. Декорации на сцене скудные, старые. В принципе, ничего большего в данном лагере я не заметила.

Что касается смен, то их продолжительность — 18 дней и количество за весь летний период — 3.

За весь летний период в лагере отдохнуло 3 смены ребят продолжительностью 18 дней каждая. Общая численность детей: 156 человек, соотношение мальчиков и девочек: 50/50. Всего в течение 1-ой смены было задействовано 5 отрядов: первый (14-17лет), второй (12-13лет), третий (10-11лет), четвертый(9-10лет), пятый (7-8 лет).На третью смену в ДОЛ «Солнышко» приехало огромное количество детей из детского дома, из опекунских семей. Отряды формировали по возрастному фактору.

Общее количество педагогов на начало смены составляло 17 человек ( по 3 человека на первый, второй, третий отряды, по 2 человека на четвёртый и пятый отряды, плюс старший педагог, физрук и плаврук, музрук). Подменных педагогов не было, кружки (пионербол, футбол, теннис) вел физрук.

Педагогический совет собирался помимо экстренных совещаний по 2-3 раза в неделю. На обычных собраниях объяснялись и разъяснялись обязанности воспитателя на время смены и на мероприятия ближайшие. Срочные педсоветы собирались по поводу отрядных нарушений дисциплины, устава лагеря и неверного поведения воспитателей.

Моя работа продолжалась в период с 22.07.2014 по 8.08.2014 г. в качестве воспитателя 3-го отряда.

Со мной на отряде было еще 2 воспитателя.

Черепанова Татьяна Олеговна- учитель английского языка в школе №17. Впервые увидев её, честно сказать, я обрадовалась. Она молодая и мне проще оказалось найти с нею общий язык. Она ко всему подходила строго, все записывала и во многом мне помогала.

Лаврик Марина Станиславовна- музыкант. Она педагог I категории. Мне очень приятно было с ней работать. У нее стаж работы в лагере 12 лет. Она знала как заинтересовать детей и многому меня научила.

Мне очень повезло с педагогами-напарниками.

подросток лагерь оздоровительный воспитательный

Наш отряд «Смурфики» в начале смены насчитывал 35 детей: 20 мальчиков и 15 девочек. Общее количество детей на конец смены — 24 человека. Средний возраст детей 10-11 лет.

Никто из детей моего отряда не состоит в той или иной детской организации. Я не знаю с чем это связано. Быть может с тем, что больше предпочтения они отдают спортивным секциям, различного рода кружкам, музыкальной и художественной школам и т.д. Культурно-познавательный уровень детей моего отряда был достаточно высок.

Педагогическое руководство отрядом осуществлялось с помощью методов поощрения и наказания. Самым страшным наказанием для моих детей было запрещение идти на дискотеку. Никто из детей моего отряда не состоит в той или иной детской организации. Я не знаю с чем это связано. Быть может с тем, что больше предпочтения они отдают спортивным секциям, различного рода кружкам, музыкальной и художественной школам и т.д. Культурно-познавательный уровень детей моего отряда был достаточно высок.

С помощью различных методик и игр в отряде были выбраны органы самоуправления. Командир отряда — Пугацевич Евгений. В его обязанности входило сдавать рапорт на торжественных линейках, посвященных открытию и закрытию лагерной смены, а также на больших спортивных мероприятиях. Заместитель командира — Орехво Настя, основной помощник командира отряда. Также существовали санитарный пост, творческая, спортивная, интеллектуальная группы, в которые были распределены дети по своим способностям.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

— оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

— создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

— содействия в создании благоприятного психологического климата.

Каждый член актива имеет право:

— на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

— на защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

— ответственно исполнять порученное дело;

— соблюдать законы общения и культуру поведения.

В коллективе преобладали демократические основы отношений, т. е. мы старались организовать коллективную деятельность, при которой обеспечивали активное, равноправное участие всех членов отряда.

Ничто не объединяло детей так, как общелагерные мероприятия. В течение первой недели ребята налаживали взаимоотношения, находили камни преткновения, узнавали друг о друге через игры, состязания. Особенно эффективна была наша первая игра — знакомство, где каждый рассказывал о себе с точки зрения, что я этим качеством не похож на других, этих умений нет ни у кого из присутствующих.

Лидеров в отряде как таковых не было. Дети сдружились с первого дня, сначала, правда, девочки сторонились мальчишек, но позже в отряде образовалось несколько пар. Причем в знакомстве с ребятами девчонки взяли инициативу в свои руки.

В первые дни совместной жизни в отряде, когда дети друг друга не знали, начали образовываться малые контактные группы по комнатам. Позднее, когда дети стали лучше узнавать друг друга, узнавать интересы других детей, их желания, наклонности, постепенно эти группы начали лихорадочно переформировываться. Можно было выделить несколько контактных групп по интересам (у мальчиков): любители шахмат и шашек, любители баскетбола; любители футбола.

У девочек это разделение можно провести следующим образом: поклонницы дискотек; поклонницы пионербола; любительницы пошептаться с подружкой.

В первые дни поведение детей было далеко не идеальное. И это понятно, новый коллектив, оторванность от школы. Дети скрывали свое «истинное лицо»: скрывали негативные черты характера, привычки. Через неделю некоторые индивиды начали выражать недовольство, появилась некая раздражительность. Многие дети захотели домой, к маме. Такую смену настроения можно объяснить еще и тем, что детям, попавшим в новые условия жизни, приходилось приспосабливаться к существующему в лагере режиму дня.

За 5 дней до конца смены практически все дети имели повышенное настроение: чувствовалось приближение расставания. Наблюдалось снижение деловой активности, т.е. ребята, которые раньше с удовольствием принимали активное участие в играх, конкурсах, программах, теперь просто отказывались участвовать. Не помогали даже уговоры. Дисциплина также «хромала». С каждым днем все труднее и труднее удавалось построить детей на зарядку, в столовую, в актовый зал.

Во время спортивных состязаний и соревнований (футбола, пионербола, 2 капитана, эстафеты) между отрядами, ребята, не вошедшие в команду, активно поддерживали свой отряд. На поле выносились транспаранты, барабаны, и болельщики старались перекричать друг друга. Если, к примеру, мои ребята обыгрывали ребят другого отряда, они тут же выражали бурную радость воплями и криками

Правда, не все было так гладко. Не обходилось и без конфликтных ситуаций как в лагере, так и в отряде. В отряде это в основном были мелкие стычки: что-то не поделили, кто-то кого-то обозвал или забрал что-то. Ведь без этого не бывает. Все это пресекалось мгновенно. В основном мы просто разводили конфликтующих в разные стороны, выясняли причину конфликта и словами и уговорами решали его, ставили все на свои места. Иногда не обходилось и без небольших наказаний.

1) Так, имела место девиантное поведение Кормильчик Александры.

Она могла избивать других девчонок и мальчишек, не ходить в столовую, не посещать линейку, пыталась 2 раза сбежать из лагеря, убегала в соседний лагерь к другу и т.д.

2) Также произошел конфликт между Анацко Евгением и Могдановым Егором, который закончился дракой. Егор стал снимать Женю на телефон и говорить про него плохие вещи. Егору был объявлен выговор, а также была проведена беседа.

3) В середине смены произошел конфликт между Кель Александрой и Яварович Ариной. Саша выбросила одежду Арины за дверь из-за того, что девочка ее не положила в шкаф. Пришлось наказать двоих девочек и лишить их дискотеки. Также я провела с ними воспитательную беседу.

4) Дияк Артем сорвал огнетушитель на нашем этаже. У меня, правда, в этот день был выходной, но я знаю, что Татьяна Олеговна проводила с ним беседу.

5) В конце смены между Орехво Настей и Кормильчик Сашей произошла драка из-за поведения Саши. Саша мешала Насте рисовать и Настя ее ударила. Девочек пришлось наказать.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Администрация лагеря относилась ко всем педагогам хорошо. Всегда чувствовалась их поддержка. Если мне нужна была помощь или волновал какой-то вопрос, я обращалась к старшей вожатой или начальнику лагеря и мне всегда отвечали. Однако к провинившимся педагогам администрация относилась достаточно строго.

Читайте также:  Анализы на паразитов у детей инвитро

Свободного времени у меня практически не было: с утра до вечера я должна была находиться с детьми и развлекать их, а во время тихого часа составлять планы, оформлять стенд, организовывать отрядные мероприятия, разучивать с детьми программу выступления для общелагерного мероприятия и посетить планёрку. Общение с другими воспитателями проходило во время воспитательного процесса. После отбоя, конечно же, появлялось свободное время, однако его я посвящала сну.

Что касается практической и методической помощи со стороны администрации, то она была организована с первого дня. Вечером первого организационного дня с нами проводили полный инструктаж по обязанностям, по дежурству, по направлениям воспитательной работы, по общению с детьми, играли с нами в игры на знакомство. В общем, настроили на то, что ничего бояться не стоит.

Организаторский компонент: План на смену разрабатывался старшей вожатой. Что касается плана на день, то он разрабатывался мной заранее в соответствии с общелагерными мероприятиями, и вывешивался на стенде в отрядном уголке. Со стороны старшей вожатой был организован контроль за выполнением вожатыми отрядных мероприятий. Каждое утро она обходила корпуса и следила за тем, вывешен ли план на день или нет. Если нет, то на планерках она напоминала, в каких отрядах отсутствовал план.

В течение смены каждое утро в комнатах проводилась уборка: подметали пол, стирали пыль с тумбочек и подоконников. Среди детей отряда была организована группа по проверке санитарного состояния помещений. Кроме того, каждый день проверяли комнаты врач и медсестра. После этого выставлялась оценка каждой комнате в так называемый « табель чистоты».

За нарушение дисциплины наказывали детей непосредственно я с напарницей. Причём меры наказания были достаточно суровые. Мы объяснили детям, что мы — одна семья и если хоть один член нашей семьи нарушит дисциплину, то будут наказаны все.

В работе были использованы такие формы организации совместной и индивидуальной деятельности детей как игра, викторина, конкурс, трудовая деятельность. Организация деятельности детей осуществлялась на основе общелагерного плана работы, который был предложен старшей воспитательницей лагеря. Кроме этого немаловажное место было отведено и для различного рода отрядных дел. Все остальное время было заполнено спортивными играми, кружковой работой и просто общением. Основные обязанности ребенка в лагере — подчиняться нижеследующему режиму:

9.30-10.00 — уборка комнат и территории

10.00-12.30 — отрядные мероприятия

16.30-18.30 — реализация проекта «Тематической смены»

19.30-20.00 — подготовка к общелагерному мероприятию

20.00-21.00 — общелагерное мероприятие

22.20-22.30 — подготовка ко сну

Наибольший интерес у ребят вызвали программы, носящие соревновательный характер и, конечно же, дискотеки.

Неудачных мероприятий не было.

За смену мы с детьми очень сильно сдружились. Не смотря на то, что в моём отряде первоначально было 35 человек, имена детей я запомнила быстро. Однако с некоторыми детьми я общалась не так близко, как с остальными. Одни ребята активно старались рассказать мне, с кем они сегодня на дискотеке танцевали, другие немного стеснялись и боялись. Возможно, это связано с тем, что дети приехали в лагерь первый раз.

На детей эффективнее всего влияла такая форма педагогического воздействия, как убеждение, разговор. Стимулировали деятельностную активность детей с помощью поощрений и похвалы.

К нам ребята относились с уважением, старались показать себя с лучшей стороны.

Неформальных отношений с детьми не наблюдалось.

За смену у меня произошел конфликт с ребенком из детского дома. На мою просьбу она никак не отреагировала, я повторила еще раз, но никакой реакции не последовало. Она могла при нас, воспитателях, ударить ребенка, убежать с линейки или мероприятия. После спортивного соревнования в соседнем лагере она встретила своего друга и тем же вечером пыталась 2 раза убежать в ДОЛ «Спутник». К счастью, рядом оказался физрук и он ее догнал. На ее не действовали ни наказания, ни уговаривания.

4. САМООЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПРАКТИКЕ

Я активно применяла во время летней практики те знания, которые получила на курсе «Педагогика децких летних лагерей» и других дисциплинах психолого-педагогического цикла. Благодаря этим дисциплинам я была уверена в успешном прохождении практики. Полученные знания сыграли большую роль в решении многих проблем. Подготовлена к прохождению практики в летнем лагере я была неплохо, но вынесла для себя одну простую истину: «Ничто не помогает лучше, чем опыт работы». Практически я была подготовлена к лагерю очень хорошо. Я собрала много материала, который мог бы заинтересовать детей. Во многом мне помогали мои напарники. Благодаря им я чувствовала себя увереннее. Первые дни в лагере дня меня были сложны, т.к. я чувствовала себя неуверенно. На 3 день я была как рыба в воде. Я могла проводить мероприятия, задействовав весь отряд. Я активно учавствовала в общелагерных мероприятиях, что давало мне больше уверенности.

Летняя педагогическая практика имеет большое значение в профессиональном образовании, так как помогает закрепить полученные психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки. Работа с детьми приносит огромный эмоциональный заряд и огромную отдачу, не только ты чему-то учишь детей, но и от них можно многому научиться. Я получила удовольствие от прохождения летней педагогической практики, мне понравилась работа с детьми, ответственность. Понравилось проявлять свои творческие способности, самой участвовать в мероприятиях. Это повышало мой авторитет в глазах детей, сплачивало наш отряд. Понравилось помогать детям, проявлять свои способности, разбираться в их душевных переживаниях. Практика дала мне много профессионального и жизненного опыта.Все мои надежды и ожидания от летней практики полностью оправдались, а некоторые и превзошли себя. Честно говоря, особых планов у меня не было, но я смогла реализовать себя и открыть в себе такие личностные качества, о которых я раньше и не подозревала. Удовлетворение от практики я получила огромное.

Нам была предоставлена возможность применить свои знания о поведении детей разных возрастных групп, о методах воздействия на группу детей, на практике.

Знания, умения и навыки, полученные на практике, теперь будет легко применять в жизни и на уроках. Это был огромный опыт работы для меня, т.к. я никогда сама не была в таком лагере.

С удовольствием поработала бы в летнем лагере еще раз, ведь я уже знаю, что это такое из собственного опыта.

Проходя практику в лагере я обозначила для себе сильные стороны и точки роста.

1. Организаторские способности

Организовать детей, умею увлечь;

умею привлечь взрослых: коллег, родителей.

Чётко, образно, содержательно и ясно выражать свои мысли.

3. Коммуникативные способности

Вместе с ребёнком разобраться в сложной ситуации, поддержать его. Требовательность, тактичность, (умею добиваться авторитета у детей, воодушевить своим примером).

4. Рефлексивные способности

Предвидеть последствия своих действий.

Анализировать свои действия. Имею стремление к саморазвитию и самообразованию.

Люблю детей. Умею быть общительным, наблюдательным, внимательным, дисциплинированным, ответственным .

Точки роста (чему надо учиться)

1. Проработать педагогически правильную речь.

2. Научиться вырабатывать у детей стремление к совершенствованию положительных черт характера.

3. Больше уделять внимание индивидуальным качествам детей. (научиться быть ближе к детям).

4. Научиться лучше планировать время проведения занятий (не увлекаться и меньше импровизировать).

5. Углублять свои знания (изучая методическую и энциклопедическую литературу, а так же первоисточники).

6. Получать советы и рекомендации опытных педагогов (развивать в себе знания умения и навыки работы с детьми и взрослыми, находить новые решения педагогических ситуаций).

По моему мнению, с наиболее существенными трудностями, которые могут возникнуть во время работы в детском лагере, могут столкнуться те студенты-практиканты, которые впервые приехали работать. И связаны эти трудности со страхом, что ты чего-то не знаешь, что-то не умеешь и т.д. Необходимо просто иметь хотя бы небольшой опыт работы, чтобы поверить в свои силы, не бояться никаких трудностей и с легкостью справляться с этими трудностями.

Но намного проще было бы работать в лагере, если бы за несколько дней был известен план реализации проекта. Мы могли бы разработать материал к каждому дню для отрядных мероприятий, т.к. в лагере это сделать сложно.

Общая информация о лагере. Материальная база учреждения. Система работы с детьми в летний период. Режимные моменты дня. Организация психолого–педагогической практики в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Талицкой СОШ.

отчет по практике [52,5 K], добавлен 25.06.2015

Приоритетные направления воспитательной деятельности в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей. Программа реализации маркетинговой стратегии лагеря. Оценка результативности педагогической деятельности. Организация оздоровительной среды.

дипломная работа [488,7 K], добавлен 18.11.2014

Психодиагностика как учет индивидуальных особенностей детей, особенности школьной психодиагностики. Сущность, методика и принципы педагогической коррекции индивидуальных особенностей детей, специфика и основные приемы работы с детьми и подростками.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 05.12.2010

Исследование содержания и приемов организации жизни детей и подростков в условиях летнего отдыха. Изучение методики планирования и проведения основных форм воспитательской деятельности в оздоровительном лагере. Педагогическое взаимодействие с детьми.

отчет по практике [16,8 K], добавлен 16.03.2015

Общая характеристика ЗАО санатория «Лесная гавань». Общие правила поведения. Список экскурсий. Гимн «Лесной гавани». Количество детей. Состав педагогического коллектива лагеря. Распорядок дня. Психолого-педагогическая диагностика детей санатория.

отчет по практике [41,9 K], добавлен 03.10.2008

Особенности физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Основные педагогические правила работы с детьми первых двух лет жизни: единство оздоровительной и воспитательной работы; развитие самостоятельности; предупреждение утомления.

реферат [18,9 K], добавлен 28.09.2013

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие личности в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы со школьниками в летний период. Порядок составления программы работы лагеря.

отчет по практике [23,5 K], добавлен 20.09.2011

Социально-педагогическая парадигма воспитательной работы как система. Образующие факторы воспитательной деятельности. Специфика проектирования воспитательной работы, сочетание нормативных и диагностических подходов. Работа с девиантными подростками.

реферат [17,1 K], добавлен 16.09.2009

Характеристика учреждения образования «Гимназия №34 г. Минска». Ознакомление с педагогическим коллективом и контингентом детей. Организация работы с детьми в период отдыха на базе летнего лагеря «Лучик». Проблемные ситуации и способы их разрешения.

отчет по практике [1,2 M], добавлен 10.08.2014

Задачи воспитательной работы в интернате, ее специфика. Особенности организации учебно-познавательной деятельности. Использование игрового компонента в воспитании глухих детей. Применение коррекционных возможностей арттерапии в условиях интерната.

курсовая работа [24,9 K], добавлен 10.11.2014

источник

Схема анализа дня Вожатым
Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?
Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?
какую задачу решили?
основные этапы этого дела;
в направлении ли решения был продуман и осуществлен ход дела?
как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?
отношение ребят к делу?
как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, задумывались, смотрели)?
Приходилось ли Вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

Анализ ситуации:
краткое содержание и ее участники;
в связи, с чем возникла ситуация?
как проявили себя участники ситуации?
итог ситуации;
выход из ситуации.

Общая характеристика прожитого дня:
был ли отряд организован?
произошли ли изменения в коллективе?
настроение отряда (индивидуально, группировок);
кто обратил на себя внимание?
как изменились ребята, на которых Вы раньше не обращали внимание?

Общий вывод:
удался ли день в целом (дела и мероприятия)?
что нового этот день дал Вам, как вожатому?
какие формы воспитательного воздействия проверил (для чего? почему именно эти?)
задачи на следующий день.

Критерии оценки работы на отряде

А) уровень отряд — ребенок.
преодоление стресса от смены обстановки
организация группировок, распределение в них ролей
принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети — вожатый)
вхождение в состояние успеха
сплочение отряда, осознание коллективом себя
срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)

Б) уровень вожатый
позиционирование вожатого
оценка приехавших детей
анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
формулирование законов существования в отряде и этических норм
ввод отряда в состояние успеха
подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
преодоление срыва отряда

В) Уровень вожатый — вожатый (или воспитатель)
формулирование задач и методов их решений
формулирование этических норм существования в отряде и лагере
подтверждение собственной успешности
введение вожатых в состояние успеха

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто — что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого,

2) Основной период.
поддержание «туннеля реальности»
решение личностных проблем ребенка
решение задач его личностного роста
подтверждение этических установок, заданных в отряде
поддержание вожатых в состоянии успеха
формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе

3) Завершающий период.
психологическая подготовка ребенка к завершению смены
завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)
вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»)
подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд
отъезд

источник

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Цель летней практики – вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период и умением применять их.

Летняя практика проходила в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» с дневным пребыванием, в период 1-й смены.

Дата практики: 01.06.2009 – 26.06.2009 г.

Адрес: 663690, г. Зеленогорск, Красноярского края, ул. Строителей, 19;

Тел. (839169) 3–33–89. E-mail: sch172@zgr.kts.ru

Директор: Аладко Олег Александрович.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с учениками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания.

Содержание деятельности лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летний оздоровительный лагерь (ЛОЛ) «Радуга», с дневным пребыванием и 3-х разовым питанием располагается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №172 г. Зеленогорска.

Начальник ЛОЛ : Журомская Галина Александровна

Возраст воспитанников ЛОЛ с дневным пребыванием 6–13 лет.

1 смена – с 01.06 по 26.06.2009 г. 2 смена – с 06.07. по 31.07.2009 г.

Дети находятся в лагере дневного пребывания с 8.00 до 18.00 часов.

Суббота и Воскресенье – выходные дни.

Цель организации ЛОЛ : Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся во время оздоровительного сезона.

1. привлечение учащихся на определенный период летнего отдыха;

2. проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом;

3. развитие коллективистских отношений;

4. развитие творческих способностей детей;

5. создание условий для самореализации учащихся;

6. создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу;

7. укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

8. формирование и закрепление трудовых навыков.

Функциональные обязанности сотрудников ЛОЛ.

— организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

— разрабатывает авторскую программу ЛОЛ «Радуга»;

— обеспечивает безопасность жизни и з доровья детей и сотрудников лагеря;

— оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

— руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

— отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере;

— составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

— составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;

— организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

— обеспечивает реализацию плана работы;

— обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

— несет материальну ю ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Организационный этап смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2–3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

– встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

– формирование органов самоуправления,

– знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

– реализация основной идеи смены;

– вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;

Заключительный этап смены . Основной идеей этого этапа является:

– выработка перспектив деятельности организации;

– анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

— ежедневный осмотр детей медицинским работником;

— принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

— организация пешеходных экскурсий;

— организация здорового питания детей;

— организация спортивно-массовых мероприятий; подвижные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

– коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись».

– Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

– Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк‑2».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

Беседы, проведённые медицинским работником:

– «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?» и т.д.;

– Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ‑62;

– Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;

– Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

– Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы – представители ПЧ‑1);

– Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

– Оформление отрядных уголков, стенных газет;

– Ярмарка идей и предложений;

– Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

– Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены)

– Кружок «Ритм» – занятие хореографией;

– Кружок «Искусство» – оригами, вышивка, плетение из бисера;

– Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

– городские мероприятия: Детская дискотека (МОУ ДОД ДДТ), городской конкурс среди ЛОЛ «Самый, самый, самый…» (МОУ ДОД ЦВР «Истоки), игровая программа «Фестиваль игры» (МОУ ДОД ДДТ), игровая программа «Добро пожаловать на МАРС!» (клуб «Весёлый улей»), детская дискотека «Незнайка и К» (ДК ЭХЗ), викторина «Эрудит» (клуб «Весёлый улей»); Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников ЛОЛ «Радуга»;

– Экскурсия по городу (МОУ ДОД ДДТ);

– Экскурсия в выставочный зал;

– Беседа «Символика Российской Федерации»;

– Экскурсия «Памятники животным» (Городская библиотека);

– Дискуссия «Природа моего края»;

– Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

– Конкурс рисунков – «Мой Зеленый город!»

Работа по привитию навыков самоуправления.

– Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);

– Распределение обязанностей в отряде;

– Закрепление ответственных по различным видам поручений;

– Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням;

Аналитическая деятельность по работе лагеря.

– Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Радуга» (анкетирование родителей);

– Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения)

– Анализ городских и лагерных мероприятий;

– Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

– Анализ работы в заключительный день работы ЛОЛ «Радуга»;

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

— пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

— развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

— привитие навыков самообслуживания;

— уважение к родной природе.

Режим дня детей в лагере дневного пребывания.

Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку!

На линейку быстро стройся!

Всем за стол! Узнать пора, Чем богаты повара!

Кто куда: кто в поход, Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час, Здесь играют все у нас!

Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

Сладок сон после обеда. Тише! Не буди соседа.

Вот и снова горн поет, Сладкий чай в столовой ждет!

Не грустят в семействе нашем, Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить, Все занятия хороши!

А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра снова мы придем!

Каждый день в лагере начинался с утренней зарядки на спортплощадке школы.

Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. В меню включали фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки, кондитерские изделия, мясные и молочные продукты. Лагерь оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства.

Для организации кружковой работы заранее подготовлены кабинет, видеозал, игровая комната, а также спортивный зал и помещение библиотеки.

На территории лагеря имеется: спортивная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле, беговая дорожка, парковая зона, зона отдыха с песочницей, качелями, горкой.

В день приема детей осмотрела и взвесила медсестра школы, воспитатели провели инструктаж по технике безопасности, а также правилам дорожного движения и поведения в общественных местах.

Ежедневно в лагере проводились утренняя линейка, на которой каждый отряд получал план подготовки к общему мероприятию и задание на день

Программа лагеря включает в себя досуговые мероприятия, мероприятия по оздоровлению детей (витаминизация, физкультминутки и спортивные игры и конкурсы). Дважды в неделю посещают бассейн.

В течение всей лагерной смены для оздоровления детей инструктором школы совместно с воспитателями проводились спортивные мероприятия: игры с использованием мяча, скакалки, обруча, эстафеты, конкурсы рисунков на асфальте.

Анкетирование. Отрядные огоньки

Смотр отрядных уголков. Чередование творческих поручений

Мониторинговые исследования. Чередование творческих поручений

Анкетирование. Отзывы о пребывании в лагере

Тема дня: Знакомство. В моем отряде 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Цель: Способствовать разностороннему физическому воспитанию и воспитанию культуры отношений человека с человеком.

Утро. Первая встреча с детьми – регистрация, линейка.

Экскурсия. Провели экскурсию по школе и школьному музею. Познакомили ребят с комнатами и дали время на устройство. Осмотрели все спортивные сооружения, которые находятся на территории лагеря. Показали и рассказали детям все, что им необходимо знать: о режимных моментах (завтрак, обед, игры, соревнования, конкурсы), техника безопасности.

День. Провели диагностику здоровья детей отдыхающих в лагере, выявили различные отклонения в состоянии здоровья, составили списки детей разных медицинских групп здоровья. Согласно здоровью детей спланировали физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятия в лагере.

Форма и способы реализации

Задачи и задания для детей

Организованно построиться, внимательно слушать воспитателя

Организованно выйти на линейку, построиться, быть внимательными и

Старались быть организованными, внимательными.

Совместная деятельность педагога и детей

Аккуратно разложить свои вещи, навести порядок в комнатах

С помощью воспитателей все дети справились с заданием

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, убрать за собой посуду.

Концерт первого дня в лагере.

Провели конкурс «Самый наблюдатель-ный в лагере»

Время закладки традиции собираться всем вместе. Показать план лагеря. Задать вопросы: какого цвета скамейки в лагере? сколько пожарных щитов и где они находятся? какие спортивные сооружения имеются на спортплощадке? какие деревья растут на территории лагеря? какой кабинет в школе самый красивый?

Познакомиться, запомнить имена всех детей и воспитателей

Игры прошли весело и дружно, без конфликтов и ссор

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, покушать, убрать за собой.

Дать возможность детям пообщаться между собой, найти общие интересы

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы

Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.

— Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга».

— Формирование малых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.

— Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.

— Знакомство с программой смены.

— Планирование деятельности малых групп.

Средства и формы деятельности: Коллективно-творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй, лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытие смены.

Результаты деятельности: положительное мотивирование включения детей в деятельность; организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря; запись в кружки и клубы; актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на деятельность, на требования детского лагеря.

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; самореализация; самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная деятельность; деятельностное общение.

— Обеспечение реализации программы смены;

— Предоставление возможностей творческой, лидерской самореализации каждого участника;

— Помощь в решении личностных проблем участников;

— Включение детей в различные виды деятельности;

— Качественная организация совместной деятельности детей;

— Создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью

Средства и формы деятельности: Кружки. Тематические дни или дела по различным видам деятельности. Система «Минутка здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурсная программа «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы. Коллективные творческие дела. Экскурсии.

Результаты деятельности: Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащение личного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимально возможные практические результаты в различных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.)

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; обобщающее. Демонстрация и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.

— Специально организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков;

— формирование программ последействия участников смены;

— анализ качественных изменений, происходящих с детьми.

Средства и формы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малых группах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итогов работы кружков, клубов.

Результаты деятельности: Благополучное состояние каждого участника смены; успешная реализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностных качеств детей.

Анализ организационного периода

Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации (первые 3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах).

В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать и увлечь детей интересной деятельностью.

На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены, сообщили ее название, цели и задачи.

– выбрано название отряда, девиз, отрядной песни;

– распределение поручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);

– составление графиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Были подобраны и проведены в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и с желанием в них участвовали.

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность.

Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.

Каждый старался раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны. Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения детей. Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым условиям проживания, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены.

Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Формы работы в период основного этапа:

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.

2. Совместное планирование, проведение дел.

3. Организация равноправного диалога с детьми.

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Этот этап занимает большую часть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

— участие в межотрядных и дружинных делах.

— самореализоваться, как личность.

— проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

— проявление своей самостоятельности.

Основное внимание в этот период было отведено развитию детского коллектива, реализации темы смены.

Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

Первая половина основного периода (5–11 дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит из двух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации и группы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии на стадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие на стадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВО редко и возможно при специальной педагогическом управлении.

В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структура группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Эмоциональные группировки характеризовались определённой статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.

Выразительнее стала поляризация межличностной структуры, увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп

Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к праздникам и конкурсам.

Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшие межличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого обсуждения.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

4. Способствовать успеху деятельности.

Таким образом, детский коллектив прошел все стадии своего развития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемы проанализированы и на будущее будут более тщательно прорабатываться при подготовке к работе.

Проанализировав работу лагеря, педагогический состав пришёл к выводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно, жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились их творческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.

В своей работе мы использовали методики массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми. У вожатых повысился уровень педагогического мастерства. Воспитателям удалось реализовать свои идеи и раскрыть свой потенциал.

Методические материалы и разработки на смену приведены в Приложениях.

Методическая разработка творческого дела

Творческая игра «Избушка бабы-яги»

Цель : создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности.

1. Подбор участников. Разделить детей по группам.

2. Разработка сценария. Подбираем материал, конкурсы, задания соответственно возрастным группам. Обдумываем образы персонажей, сказочного героя, ведущего. Лучше всего подойдет отрицательный образ. В процессе мероприятия герой становится другом взрослых и детей. Все вместе учатся, спорят, радуются. Костюм героя продуман. Появление будет необычным: на ковре – самолете.

3. Оформление сцены. В зале, где проходит игра, написать название игры «Избушка Бабы-Яги» красочно, большими буквами, поставить сказочную избушку. На стенах повесить сети, паутину, дремучий лес, которые создают сказочную атмосферу. Страна «Лукоморье» для наглядности изображается на карте – листе ватмана. Столы и стулья расставить по количеству команд и их участников.

4. Оборудование. Магнитофон, кассеты, фломастеры, карандаши, краски, ножницы; выставка детских рисунков, призы для победителей, медали; необходимо вырезать из картона замок с кроссвордом, разгадав который можно попасть в «лесное царство Бабы-Яги».

5. Подготовка жюри. Разработать оценочный лист для членов жюри. Жюри и участникам разъяснить критерии, по которым будут оцениваться конкурсы.

6. Подготовка детей. В команде – не более 6–7 человек, из них один человек представляет образ Бабы-Яги в костюме. В качестве домашнего задания командам предлагается: подготовить название команды, эмблему.

Перед игрой проводится жеребьевка участников.

Б-Я.: Я Баба-Яга, костяная нога, Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страшна мне пурга. У меня еще стройный скелет!

Физкультпривет! Я поняла – окончательно, жить просто замечательно, когда здоровый дух в здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы.

Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. – У нас на носу что? Лето на носу, а это значит, что всем надо выглядеть на «5».

Будем заниматься физкультурой и все будет хорошо! Мне в лесу стало скучно, всю зиму вьюга да пурга мои подружки. Скучно мне с ними. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте мое сердечко.

Домашнее задание – каждая участница показывает образ Бабы – Яги.

Б-Я.: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо разгадать заклинание. А для этого вам необходимо расшифровать знаки и прочитать заклинание, обращенное к избушке на курьих ножках (раздаются кроссворды).

III. Конкурс «Следы нечистой силы».

Б-Я. : Чем дальше в лес, тем больше загадок. В моем лесу, по соседству живет много разной нечисти. Зимой они все спят в своих норах, скоро проснутся. Помните у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте как выглядят следы:

Вот по этим следам, ребята, можем узнать, кто по тропке прошел, где и кто живет, кто в лесу хозяин.

IV. Конкурс «Костюм для Бабы-Яги».

Б-Я. : Ребята, вам нравиться мой прикид? Это платье от Юдашкина, по цене Брынцалова. Сегодня одна из крутых профессий – модельер. А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Внимание! Задание!

Изобразите и расскажите о костюме:

2. Парадно-выходной костюм Бабы-Яги;

3. Домашний костюм Бабы-Яги;

4. Спортивный костюм Бабы-Яги;

Б-Я.: Сколько талантов пропадает в Нижнекамске! Вот где живут будущие Зайцевы, Юдашкины, Кардены, Версачи! Защищайте, расскажите о вашем костюме.

V. Конкурс. «Лучший проект жилья для Бабы-Яги»

Б-Я.: Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жилье, в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи. Это несправедливо. Такая красивенькая Баба-Яга, а избушка неблагоустроенная.

Задание: Каждая команда из подручных средств и из самих членов команды «строит» избушку Бабы-Яги.

Б-Я.: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами. Ведь я здесь самая главная волшебница. Что, не верите? Ну вот, что это, по-вашему? Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцует). Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюбивая! Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать. Кому-нибудь бант развязать что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой и устроим шуточные состязания.

VI. Конкурс «Эстафета на метле».

Члены команды строятся в колону, каждая команда получает метлу. Оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время. Сбитая кегля – штрафное очко.

А теперь загадаю для зрителей загадки.

Много-много я их знаю, Вам сегодня загадаю.

Кто внимательным бывает – Тот их быстро разгадает.

Встал, как столбик, под сосной

И стеклянной быть могу! (вода)

Б-Я.: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют. Осталось зазвучать оркестру. Маэстро! Музыку. Приглашаю танцевать на бал подружек Баб-Ежек. Лучшую плясунью награжу.

Игра заканчивается награждением победителей.

Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствием приходили каждый день в лагерь. Дети хорошие и очень веселые. Было приятно с ними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства. Дважды в неделю дети посещали бассейн.

В каждом отряде велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и взаимопомощи.

В дни торжественного открытия и закрытия лагеря состоялись концерты. Дети исполняли песни, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

За время работы лагеря организованы: выход детей в ММВЦ г. Зеленогорска, в городской парк, кинотеатр, в Зоосад, а также просмотр кино и мультфильмов.

В течение смены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах. 12 июня на День России проведена акция, посвященная государственной символике РФ, в рамках которой дети рисовали флаг и герб РФ, учили гимн РФ.

На закрытии лагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся в проведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, диски с фотографиями и презентацией с самыми запоминающимися моментами лагерной жизни. Также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работ детей, выполненных в кружках по интересам.

Основными показателями результативности работы коллектива педагогов и воспитателей детского летнего лагеря стало:

— улучшение состояния здоровья детей;

— осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

— комфортность личности ребенка;

— увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;

— развитие индивидуальных творческих способностей детей.

После окончания учебной практики:

— научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего оздоровительного лагеря;

— научилась проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими навыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.

источник

Название: Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 22:30:43 24 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 19398 Комментариев: 10 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать