Меню Рубрики

Отцы и дети анализ базаров

«ОТЦЫ И ДЕТИ» БАЗАРОВ

Роман был задуман Тургеневым в 1860 г., а в феврале 1862 г. напечатан в журнале «Русский» вестник». Позже Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось- на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я. напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду. »

И вот в новом тургеневском романе главным героем выступил представитель тех «новых людей», «русских Инсаровых», которые с конца 50-х годов входили в русскую общественную жизнь и во «главе которых на передовых идейных позициях стояли Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И ещё: «Это — торжество демократизма над аристократией».

Как же нарисован Базаров — «новый человек», «нигилист» и бунтарь, ..разночинец, ставивший своей программной задачей «сперва.;, место расчистить», а «строить» потом?

Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил «горькую», тернистую жизнь.

Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бед-ного уездного лекаря, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». К Базарову тянутся простые люди, которые чувствуют, что он «свой брат, не барин». В усадьбе Кирсановых с ним быстро «освоилась» скромная и застенчивая Феничка, «слуги также привязались к нему», лакей Пётр «ухмылялся и светлел», как только Базаров обращал на него внимание, «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».

Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца Базарова: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета. оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Говорит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке». (В деревню к Кирсановым он приехал «в длинном балахоне с кистями»; здороваясь с отцом Аркадия, протягивает ему «обнажённую, красную руку», по-видимому, никогда не знавшую перчаток.

Так с помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей».

Демократизм Базарова отчётливо проявляется в его речи, лишённой каких бы то ни было словесных украшений (Аркадия он просит «не говорить красиво»), насыщенной пословицами и поговорками: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»; «Там хорошо, где нас нет»; «Мёртвый живому не товарищ»; «Бабушка ещё надвое сказала»; «Днём с огнём не сыскать» и т. п.

Свободно владея богатствами народного языка, Базаров часто слегка изменяет народные выражения, легко и естественно вводит их в свою речь; «не богам же, в самом деле, горшки обжигать»; «у твоего отца, видно, губа не дура»; «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела»; «бедность, говорят, не порок»; «дурь из него не вся вышла»; «в тихом омуте. ты знаешь. » и т. п.

Говорит Базаров ясно и просто, свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович — «архаическое явление», «уездный аристократ», «идиот»; Николай Петрович — «божья коровка», «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня. »; «Наша пыль тебе глаз выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас. »

Человек дела, он говорит чётко и сжато и, до предела сгущая мысль в слове, чеканит свои (не всегда верные) афоризмы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Я ничьих мнений не разделяю — я имею свои» и т. д.

В романе нет подробной биографии Базарова, но читателю ясно, что Базаров прошёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Базаров окончил университет, но на своё образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Родители, по словам Писарева, только подсадили Базарова на нижнюю ветвь «древа знания», а на вершину он поднялся сам. Своими знаниями, а они у него очень обширны, Базаров обязан себе. Цот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен,- ну, хоть как я, например. »

Характерная черта демократа-разночинца Базарова — любовь к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, он сейчас же принимается за работу: собирает гербарии, занимается анатомией, физическими и химическими опытами, «по целым часам возится» с микроскопом. «Жизнь в Марьине,- замечает как бы вскользь Тургенев, — текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». К тем, кто, как Павел Петрович, живёт, ничего не делая, Базаров относится с нескрываемым презрением.

Труд, непрестанная деятельность — его «стихия». Из дома своих стариков-родителей он уезжает в Марьино потому, что ему «работать хочется, а здесь нельзя». Вернувшись домой после дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым, Базаров говорит отцу: «Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина. я работать хочу». Не случайно, говоря о Базарове. Тургенев роняет замечание: «На него нашла лихорадка работы».

Роман «Отцы и дети» был написан тогда, когда лучшая часть русской передовой молодёжи была увлечена изучением естественных наук. Это было то время, когда, как писал критик-марксист В. В. Боровский, «разночинец обручился со знанием. понимая под последним естественноисторические науки». То, что Тургенев сделал своего героя врачом, естественником, материалистом,- не случайность, а характерная примета времени.

Разночинцы-демократы 60-х годов не ограничивали свои интересы одной наукой. Они стремились к широкой общественной деятельности, к уничтожению самодержавия, крепостничества.

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров. «В теперешнее время полезнее всего отрицание,- мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё» — и в первую очередь то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны бар вызывает к себе чувство ответной ненависти. Его «схватки» с Павлом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едза ли не презирает его».

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он не верит в бога, отрицает религию и этому отрицанию остаётся верен до конца: перед смертью он отказывается причаститься, и религиозные обряды над ним совершили тогда, когда «он впал в совершенное беспамятство».

Базаров — человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжёлая» страсть, он сумел одержать над ней нелёгкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием»!

В истории дуэли с Павлом Петровичем Базаров обнаружил своё духовное превосходство над противником, вынужденным признать, что «господин Базаров вёл себя отлично». Несомненна его затаённая под внешней суровостью большая любовь к своим «старикам». Великолепно написанные картины болезни и смерти Базарова дорисовывают образ этого «гиганта» чертами глубокой и жизненной правдивости.

Но во многом правильно, исторически правдиво передав в образе Базарова типичные черты революционеров-демократов своего времени, нарисовав своего героя с несомненной любовью и сочувствием, Тургенев сообщил ему и несвойственные разночинцам-революционерам черты.

Тургеневский герой решительно отрицает всякое искусство: музыку, поэзию, живопись. Нелепым и смешным ему кажется то, что Николай Петрович «с чувством» играет на виолончели сладостную мелодию Шуберта, читает Пушкина. Кстати, ни биографии, ни творчества Пушкина Базаров не знает: он полагает, что Пушкин «в военной службе служил», приписывает поэту такие слова, которых тот никогда не писал и не произносил. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша медного не стоит», а русские худож-ники — «и того меньше». Таким образом, нигилистическое отрицание искусства, которое было присуще небольшой части разночинцев 60-х годов, Тургенев выдал за черту, свойственную всем революционерам-демократам, которые на самом деле отрицали только «искусство для искусства», «чистое искусство».

Материализм Базарова — поверхностный, грубый материализм. Он отождествляет законы природы и законы человеческой жизни, физиологические и психические явления, считает, что у всех людей «нравственные качества» одни и те же, потому что «у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены»; любовь, дружбу, честность он называет «ощуще- ниями».

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью», Подобные взгляды на природу, на любовь также были чуждь) тем революционерам-разночинцам, которые считали своими вождями Чер нышевского и Добролюбова. Тургенев огрубил и обеднил образ своего героя, заставив его высказать мысль о том, что между женщинами «свободно мыслят. только уроды», показав его безразличие к делу освобождения женщины от общественного и семейного угнетения, лишив его мечты о социалистическом будущем родины.

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократа-разночинца.

В романе нет биографии Базарова (нет истории того, как он вырос и сложился как человек), а главное, он показан вне своей деятельности: читатель не видит ни базаровского «дела», ни той среды, где Базаров «свой». Отсюда — некоторая неполнота его образа, в котором не дорисованы черты Базарова-деятеля. Есть и недосказанность в характеристике его политических взглядов, объясняемая тем, что он гостит у «чужих» — у «феодалов» Кирсановых, у «герцогини» Одинцовой. С кем из них он может говорить о своём «деле» всерьёз, найти сочувствие и единомыслие? Якобы передовая женщина Кукшина, «либерал» в «славянофильской венгерке» Ситников ещё менее могут вызвать Базарова на полную откровенность. «Чужой» он и под родительским кровом. Для отца Базаров — будущий знаменитый медик. Для матери — «Енюша» и «красавчик», и когда Базаров с ней, ему «сказать нечего». Либерал, «постепеновец», Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова (но отнюдь не «базаровщину» -практику общественной «ломки») «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Он не хотел придавать ему ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего. » Образом Базарова Тургенев высказал мысль: «русские Инсаровы» пришли, но не пришло ещё их время.

Базаров говорит Аркадию на прощанье: «Мы прощаемся навсегда. для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь- и уже воображаете себя молодцами,- а мы драться хотим. Ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич. Прощайте, синьор!»

В этих словах Базарова выступают главные черты его социального облика, раскрывается и основной замысел романа — конфликт «синьоров» и «нигилистов», «отцов» и «детей», между которыми не может быть примирения и единства.

источник

«Отцы и дети» — величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы — поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего». Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него — это наука и познание мира опытным путем.

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

источник

Базаров Евгений Васильевич – герой романа «Отцы и дети»(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы уклада современной ему общественной жизни, отвергает любые авторитеты, высмеивает принципы, основанные на вере, не понимает восхищения искусством и красотой природы, а возвышенное чувство любви объясняет элементарно, ссылаясь на физиологию человека.

Базаров – разночинец, студент-медик, который прошел школу труда и лишений, добиваясь независимости и самостоятельности. Он убежденный противник крепостнического строя и дворянского уклада жизни. Базаров знает, что такое труд, и считает его единственным необходимым условием для достижения независимости и возможности иметь собственную точку зрения. Базаров – невероятно сильный, но, вместе с тем, дерзкий и циничный человек. Он идет напролом, не признавая чужих мнений, и абсолютно уверен в собственной правоте. Внешность Базарова не слишком привлекательна, одевается он просто, так, чтобы ему удобно было, а не по требованиям моды. Говорит он всегда то, что думает, прямо и открыто, без намеков, и не употребляет иностранных слов. Его можно назвать весьма сдержанным человеком, далеким от романтики и безрассудных поступков.

В начале романа Базаров гостит в доме у своего друга Кирсанова Аркадия. Здесь он неоднократно вступает в словесные поединки с дядей Аркадия – дворянином и либералом, Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Евгений отправляется в губернский город, там происходит его знакомство с помещицей Одинцовой Анной Сергеевной. По ее приглашению он некоторое время живет в ее усадьбе. Неожиданно для себя Евгений понимает, что влюблен в Одинцову, это страстное чувство захлестнуло его, будто стихия. Базаров пытается бороться со своей страстью, но безуспешно, его цинизм и спокойная уверенность в себе разрушены окончательно. Герой решается на смелое признание и открывает свое сердце любимой женщине, но получает отказ. Анна Сергеевна слишком ценит свой размеренный и спокойный уклад жизни, чтобы впускать в него «нигилиста» Базарова. Евгений покидает дом Одинцовой и вместе с Аркадием приезжает к своим родителям, правда, ненадолго. Базаров тоскует, и они снова отправляются к Анне Сергеевне, она встречает их холодно, и друзья вновь приезжают в имение Кирсановых. Базаров не задерживается здесь надолго и возвращается к родителям. Он помогает отцу

лечить крестьян и однажды, заразившись «трупным ядом», смертельно заболевает.

Встретившись лицом к лицу со смертью, Базаров смутно начинает понимать всю значимость таких проявлений жизни, как любовь, красота, поэзия. Обнаруживается, что он обычный человек, со своими слабостями, горестями и радостями. Он такой же, как и другие. Он мог быть счастлив с любимой женщиной, заботиться о родителях, не скрывая свою любовь за пренебрежительным отношением, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, если бы не злосчастная теория «нигилизма», искусственно созданная и обреченная на смерть. В последние минуты своей жизни Базаров прощается с Одинцовой, которая приехала к нему, несмотря на опасность заразиться. Он просит ее утешить родителей, слова героя наполнены нежностью и грустью. Становится понятно, что Евгений – это романтичная, мятежная и трогательная натура, которая на протяжении всего романа скрывалась за маской отрицания. Базаров умирает. Его образ остается одним из самых сложных и противоречивых в истории русской литературы.

источник

Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами. Он выступает против религии и монархии. На мой взгляд, в романе служит антиподом старшему, вовлечённому в рамки традиций и моральных устоев, консервативному поколению. Тургенев нарочно вводит подобного персонажа в роман, так как он олицетворяет образ нового человека, разночинца, который всего добился своим умом. Тургенев противопоставляет его прогнившему аристократичному обществу. Для этой цели автор наделяет Базарова собственно придуманной концепцией нигилизма.

Нигилизм Базарова проявляется во всём: он отрицает искусство, смеётся над модой и откровенно презирает дворянский пафос. Для него действительно важным остаётся только жизнь крестьянского народа. Он считает, что толковать об искусстве в мире где русский мужик умирает с голоду — кощунство. Себя Базаров отождествляет с народом. Хотя и корит его за излишние терпение и рабскую сущность. Смеётся над народными приметами и стремится образовывать людей.

Базаров довольно остро ставит себя в спорах, демонстрируя с порога, что дворянский род, возраст и даже близкое родство с его другом Аркадием не является для него авторитетом, и не обязывает его относится к их мнению снисходительно. В жарких дебатах Базарова и Павла Петровича сталкиваются две противоположные позиции. Их спор достигает кульминации в сцене дуэли.

Авторитетом для Базарова служит лишь наука. Наука эмпирическая, поддающиеся экспериментальному подтверждению и из которой можно получить пользу. Всё остальное это глупости и «художества». Казалось бы, что никаких возможностей как-либо повлиять на этого стойкого и умного человека нет, но всё-таки нашлась та великая сила, что смогла побороть скепсис и нигилизм, та сила, что Базаров недооценил и которая оказалась выше разума. И имя этой силе — любовь.

Базаров не в силах, что-либо противопоставить влюбляется в Ольгу Одинцову. Но так сложилась, что Ольга не любит Базарова вовсе. Огорчённый Евгений погружается в себя и возвращается к родителям, дабы забыться в работе и в науке. Но получив по неосторожности заражение крови, Базаров на смертном одре отказывается от своих идеалов и просит Ольгу приехать. Этим самым автор разрушает придуманною им самим философию и доказывает, что отрицать всё невозможно.

Образ Евгения Базарова является одним из главных в романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель описал много людей и их характер, но Базаров заинтересовал читателя с самого первого момента. Молодой работящий парень, который был заядлым реалистом и нигилистом. Базаров верил лишь в науку, что можно доказать и объяснить при помощи формул и уравнений.

Евгений Васильевич очень жесткий и уверенный в себе человек, который добивался своей цели при помощи своего умения к ораторству и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он сам для себя авторитет.

Базаров приехав погостить к своему другу Аркадию, тут же вступил в спор с его дядей, который был аристократом и не очень любил работу. Кирсанов был очень тонким человеком, любил поэзию, музыку и живопись. Базаров же в свою очередь называл все это чушью и не хотел ничего слышать о любви и романтике. Он считал, что вся это любовь и проявление чувств это слабость для человека и всячески отталкивал от себя мысли о любви.

Родители Базарова его очень любили, но никогда открыто не говорили вслух об этом, потому что знали, что их сын разозлиться. Они понимали, что в глубине души он их тоже любит, хотя Базаров это всегда отрицал и настаивал на том, что любви не существует.

Тургенев описал Базарова как человека, который очень серьезно относится к науке и пытается добиться успеха по максимуму. Он очень уверенный в себе и заявляет об этом прямо всем в лицо и не боится этого. Где бы он ни появился, он заявляет о себе как о лидере и человеке, который стремится поставить науку на первое место.

Иван Сергеевич Тургенев не забыл, и написать о том, как впервые Базаров влюбляется. Он открывает для себя новые ощущения, Евгений Базаров готов идти за своей дамой сердца на край света. Базаров готов отказаться от всего лишь бы Одинцова была рядом с ним и любила его, так же как и он её.

На протяжении всего романа писатель пытается раскрыть душевные качества Базарова и читатель видит, что для таких как он не все еще потеряно. Он, оказывается, может любить, хотя и тщательно скрывает ото всех. Ему самому не нравится чувствовать себя слабым, но он ничего не может с этим поделать.

Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой.

Иван Сергеевич Тургенев – настоящий классик отечественной литературы, написавший огромное количество всеразличных повестей и романов, затрагивающих как экономические, социально-политические проблемы, так и вопросы человеческой души. Трудом всей жизни Тургенева стал роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений отражает новый, только зарождающийся в Российской Империи тип людей – нигилистов.

Базаров – это молодой студент естественнонаучного факультета, нигилист (человек, не признающий авторитетов). Он имеет очень твердые принципы и убеждения, которые раскрываются перед читателем на протяжении всего романа, так, например, Базаров отрицает искусство, отрицает любование природу, называя природу не храмом, а мастерской, в которой человек должен работать, отрицает любовь и аристократические манеры общения в светском обществе.

В произведении встречается целый ряд антиподов главного персонажа, в их число входит все семейство Кирсановых. Посредством открытой дискуссии Петра Петровича Кирсанова и Базарова, главный герой раскрывается более детально, так, например, читатель узнает о некоторых качествах натуры Евгения. Такой прием называется противопоставлением. Также интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа (жена Кирсанова). Но после разговора с крестьянином, читатель видит с каким непониманием простой человек смотрит на Базарова, таким образом, Тургенев показывает, как далеки были от народа не только либералы, коим ярким и явным представителем является Павел Петрович Кирсанов, но и нигилисты, большая часть которых являлась революционер-демократами, представителем которых, в свою очередь, был Базаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Базарова – это ни что иное, как отражения видения Тургеневым революционеров-демократов. Однако не стоит думать, что все было именно так, как описал Тургенев, хотя бы потому, что существует роман Чернышевского «Что делать?», в котором последний описывает нигилистов совсем-совсем по-иному.

Написание произведения пришлось на период в России крестьянской реформы, когда общество раскололось на несколько слоев, демократов, жаждущих изменений в стране и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками.

Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков.

Читайте также:  Хламидии и микоплазмы анализы у детей

Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и сообразительным молодым человеком, увлекающимся естественными науками. Он провел детство в деревенском поместье родителей и завоевал, благодаря своей скромности, уважение простых крестьян.

В настоящий момент Базаров заканчивает университет, собираясь свою жизнь посвятить медицине. Евгений без устали занимается, прочитывая гору литературы, проводит эксперименты, поскольку считает основой работы доктора – познание окружающего через опыт.

Все, что касается проявления различных чувств (любовь, прощение, привязанность, терпение), не имеет для Базарова никакого смысла. Человеческие чувства он считает пережитками устаревшего прошлого. Принятые в обществе ценности, нормы не признаются Базаровым, его нигилистическое мировоззрение – отвергать и отрицать все условности.

Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.

В гостях у семейства Кирсановых Базаров встречается с молодой девушкой Анной Одинцовой и внезапно понимает, что, несмотря на все свои взгляды, влюбился. Евгений начинает испытывать настоящее всепоглощающее чувство и трепещет от нахлынувших эмоций. Однако это чувство остается неразделенным и Базаров вынужден покинуть любимую женщину.

Вскоре он смертельно заболевает и, как профессиональный врач, осознает, что смерть от заражения крови близка. Умирает Базаров в полном одиночестве, переживая за своих престарелых родителей. Именно приближающаяся кончина заставляет Базарова задуматься в правильности и несовершенстве теории нигилизма.

Изображая главного героя, писатель явно дает понять, что Базарову нет места в российской действительности, где он бы мог быть счастливым и обрести долгожданный покой.

Однозначно, Базаров это один из самых интересных персонажей романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров является нигилистом, который отвергает все чувства. Устами этого героя Тургенев излагает взгляды и установки нового течения, возникшее в России в те годы, которое называется «нигилизм».

Евгений Базаров — выходец из среднестатистической семьи, и всю свою жизнь посвятил естественным наукам и служению стране. Поэтому на всем протяжении романа Базаров отвергает все: силу любви, дружбу, природу. Он видит спасение страны и ее народа только в науках: химии, физике, биологии.

Девиз нигилистов – разрушить все старое и придумать что-то новое. Но главное в том, что постройку «нового» мира нигилисты возглавить не желают, они считают это «не их делом».

Базаров знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, в которую, сам того не замечая, влюбляется. Он отвергает свои чувства к ней, отвергает ее саму. Он не может принять того, что все его убеждения потерпели крах. И самое главное то, что Евгений никак не может сам управлять своими чувствами, это вне его сил.

Но на смертном одре он меняет все свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он понимает, что никакой пользы родине не принесет, лишь разрезая лягушек. Своих родителей Базаров просит помолиться о нем и говорит, что спасение в религии. Потом он зовет к себе Анну Одинцову, чтобы увидеться в последний раз. Именно перед этой женщиной Евгений полностью раскрывается. Он говорит, что все его прежние правила – никчемные.

Герой – очень смелый человек. Ведь нужно иметь огромную силу воли, чтобы признать свои ошибки и тем более рассказать о них возлюбленной.

Базаров не боится наступления смертного часа. Наоборот, какой-то частью души он желает покинуть этот мир, ведь весь его прежний мир рухнул, а в новом ничего не построено. Он не сможет жить дальше.

Таким образом, Иван Сергеевич Тургенев в эпизоде смерти Базарова показывает, как развивался герой на протяжении всего романа, к каким умственным заключениям он пришел, как Базарова погубила приверженность к нигилизму. Автор раскрывает все богатство натуры Евгения Базарова.

Сложно найти человека, который не любил бы лето. Яркое палящее солнце и цветущая природа – все это ассоциируется у нас лишь с положительными эмоциями. А что насчет зимы? Неужели найдется человек, которому были бы по душе зимние стужи

Василий Теркин стал главным героем одноимённого произведения. В этом образе автору удалось соединить все положительные черты русского солдата: героизм, отвагу, честь, доблесть.

Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.

Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

Лето. Толпа мальчиков гонят скот на выпас в уютные уральские луга. Удивительное разнообразие ограничено лишь хвойными деревьями, так как тайга пребывала в поредевшем состоянии

источник

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите:
— Все статьи о Евгении Базарове
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова.

Базаров — нигилист по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе.

По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции.

Базаров — яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.

«. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. «

Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. »
«. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. «

Внешность Базарова:
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. »
«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. »
«. Не правда ли, какое у него славное лицо. »
«. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. »

Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. »
«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
«. Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. »
«. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. » (отец Базарова о себе)

Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию)

Базаров — бедный, но гордый человек:
«. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. «

Базаров учится на доктора:
«. Он в будущем году хочет держать на доктора. »
«. А! он по медицинскому факультету. «

Базаров занимается естественными науками:
«. Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. »
«. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. »

Базаров — самоуверенный человек:
«. лицо выражало самоуверенность и ум. »
«. И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. «

Базаров — умный мужчина:
«. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. »
«. лицо выражало ум. «

Базаров — простой человек:
«. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. »
«. чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. «

Базаров не любит «церемоний»:
«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. »
«. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. «

Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей:
«. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. «

Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить:
«. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых». »
«. Я нахожу, что говорить красиво – неприлично. «

Базаров — развязный человек:
«. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. «

У Базарова небрежные манеры:

«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. »
«. встретив его быстрый и небрежный взгляд. «

Базаров любит шутить и подтрунивать:
«. он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. »
«. Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. »
«. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. «

Базаров — самолюбивый человек:
«. И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. »
«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

Базаров — спокойный, флегматичный мужчина:
«. Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
«. флегматически заметил Базаров. «

Базаров — надменный человек:
«. Базаров надменно выпрямился. »
«. с надменною гордостию отвечал Базаров. «

Базаров — циник (по мнению Павла Петровича):
«. Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. «

Базаров — самонадеянный человек:
«. не имеем той дерзкой самонадеянности. «

Базаров ко всему относится критически:
«. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. »

Базаров — презрительный человек:
«. Увы! презрительно пожимавший плечом. »
«. воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. «

Базаров — холодный человек:
«. Базаров и тут остался холоден как лед. »
«. Холодная усмешка скривила губы Базарова. »

Базаров — хладнокровный человек:
«. Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия. »
«. Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. «

Базаров — «хищный», агрессивный человек:
«. Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. »
«. мы драться хотим. »
«. нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. «

Базаров — энергичный, деятельный человек:
«. в энергической по прежнему фигуре. «

Базаров — резкий человек:
«. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. »
«. Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. «

Базаров бывает строг с людьми:
«. Строг же ты сегодня, Евгений Васильич. »

Базаров не признает искусство:
«. Вы, стало быть, искусства не признаете. »
«. не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. «

Базаров ни перед чем не преклоняется:
«. мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. «

Базаров смеется над современной медициной:
«. мы теперь вообще над медициной смеемся. »
«. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. «

Базаров не верит в романтическую любовь:
«. любовь… ведь это чувство напускное. »
«. но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. «

Базаров не верит в брак:
«. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. » (Базаров Аркадию)

Базаров — волевой человек:
«. Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. »
«. человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. «

Базаров рано встает:
«. он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. «

Базаров — хороший лекарь:
«. В ее глазах он и доктор был отличный. »
«. Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. «

Базаров — честный, прямой человек:
«. Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

Базаров — скромный человек:
«. Вы очень скромны. » (Одинцова о Базарове)
«. Не знаю, хвастаться не хочу. «

Базаров — необычный, незаурядный человек:
«. вы человек не из числа обыкновенных. »
«. в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. » (непошлый — то есть незаурядный)

Базаров не любит говорить о чувствах:
«. вы меня извините… я вообще не привык высказываться. »
«. я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. » (отец Базаров о сыне)

Базаров — бескорыстный человек:
«. Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. «

Базаров — совестливый человек:
«. Да и совестно как-то от него запираться. «

Базаров — добрый человек в глубине души:
«. как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. » (мнение Фенечки)

Базаров ценит женскую красоту:
«. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. «

При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»:
«. Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа. » (об Одинцовой)
«. «Вот тебе раз! бабы испугался!». «

Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
«. по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. «

Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией — тифом:
«. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. »
«. Если я заразился, так уж теперь поздно. «

Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

источник

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Читайте также:  Художественный анализ отцы и дети

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович крепко стиснул его руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” – обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик , – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, – начал он с вежливым поклоном, – Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери – проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас – Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать – ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети – все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он – интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других – являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал , положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», – вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, – «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «. Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял. » Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «. У Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» – справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин – «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, – записывал он в дневнике, – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», – с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано – сделано. Заметил Базаров «непорядок» – хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает . Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите . Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью !» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет известности. »

– Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

– Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру – до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров – Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном – без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же – нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» – догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» – «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист – формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», – говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает действительно все – все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей . Россия – в тупике, из которого не видно выхода . Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие – наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», – убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», – с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя – сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, – предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам – это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох – не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету у нее есть свои беспощадные идолы», – ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства – что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит – «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например . А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны – счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя – фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

источник