Меню Рубрики

Отцы и дети 10 глава анализ конфликта

Главный конфликт романа И. С. Тургенева — противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович — семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он — отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову — он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «. мы действуем в силу того, что признаем полезным . В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже. Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

— Как? Не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.

— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя — жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни — любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10310 — | 7846 — или читать все.

источник

Урок литературы в технологии «критического мышления».

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».

Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания — урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: «критическое мышление».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

  1. Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  3. Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).

  1. Вызов (слайд 1 ) Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

— Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

— Как называют таких людей? (антиподы)

— Дайте определение этому термину.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

Сравнительная характеристика героев романа

1. Происхождение, социальная принадлежность

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижний Ломов

Конспект урока литературы

( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов

Немова Светлана Николаевна

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации .

Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.

Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Как ваших жалоб, ваших пений

Как грустно полусонной тенью,

Навстречу солнцу и движенью,

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.

— мультимедийная презентация к уроку

— компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» — восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему — конфликт поколений мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев)

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»

Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Сквозь мглу и сквозь туман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Кто нам милей – отцы иль дети?

-Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева — Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек — Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.

— Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова. [1]

УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.

— А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/

— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./

— А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/

— Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./

Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену . [2]

— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/

— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.

— А как об этом говорит Тургенев? — /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]

/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/

Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/

-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./

— Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]

/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./

— Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
— А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

— Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]

-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту? /«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/

Читайте также:  Сдать анализ на дисбактериоз кишечника детей

— Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]

— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.

— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]

-Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».

Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

-А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/

— Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.

Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.
— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./

Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.

— Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?

-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.

-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.

-Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/

-Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.

Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».

— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)

— Как вы считаете, на чьей стороне автор?

— Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса

Действительно, смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.

«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель

« Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/

Выставление и комментирование оценок.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»

1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров».
3. Глава10, с.166
4. Глава 10, с.168
5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека»
6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, — Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46
7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»

источник

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

источник

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций» (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций» (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)»

Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». В начале занятия был сформулирован проблемный вопрос, на которой обучающие должны совместно преподавателем найти ответ. Работа строилась по определенному алгоритму. В итоге обучающимися был сделан синтез, тем самым они ответили на проблемный вопрос.

Особое место на уроке уделяет рефлексии (составление модели исследования). Это один из интересных этапов. Она предполагает и культуру мысли, и культуру чувств, и самоконтроль. Это также средство развития монологической речи обучающихся.

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций»

-создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети»;

-способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом обучающихся.

-способствовать развитию исследовательских умений обучающихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения;

-содействовать формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, текст романа (10 глава), тестовый материал, таблица взглядов.

1. Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось начать с мудрой арабской пословицы «Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется». Действительно, ребята, знаний никогда не будет достаточно .человек на протяжении своей жизни учится и должен учиться.

2. Проверка домашнего задания

Преподаватель: Расскажите биографию И.С. Тургенева.

Преподаватель: Расскажите о создании романа «Отцы и дети», жанре, композиции, проблематике.

Преподаватель: Выполните тестирование по содержанию 1-10 глав романа «Отцы и дети» (Приложение 1).

(4 обучающихся выполняют тестирование на карточках, остальные слушают биографию Тургенева, дополняют материал, задают вопросы)

3. Подготовка к изучению нового материала

Преподаватель: Весь роман И.С. Тургенева построен на конфликте. Подберите синонимы к этому слову.

Обучающиеся: Поединок, дуэль, столкновение.

Преподаватель: Действительно, ребята, в романе несколько поединков, столкновений. Между какими героями?

Обучающиеся: Между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Преподаватель: Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Обучающиеся: Мы сегодня поговорим о столкновении Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Преподаватель: Ребята мы поговорим об этих героях. И тема нашего урока: «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций». Запишите в тетрадь число и тему урока (обучающиеся записывают в тетрадь число, тему, эпиграф)

Преподаватель: А что будет целью нашего урока?

Обучающиеся: Выяснить в чем состоит особенность конфликта между Базаровым Кирсановым в романе «Отцы и дети».

Преподаватель: И мы сегодня в конце урока ответьте на такой вопрос: «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» (Новые люди, кто они?)

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. В 10 главе происходит открытый идеологический конфликт. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование или диалог?

Обучающиеся: Диалог в этой главе и в большинстве других является характерной чертой и особенностью композиции романа.

Преподаватель: Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

Обучающиеся: Это один из способов характеристики героев романа.

Преподаватель: Дома вы должны были прочитать эпизод столкновения Базарова и Кирсанова. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

Обучающиеся: В споре наметились 4 линии спора: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству.

Преподаватель: А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе дана определенная линия спора, и вопросы, на которые вы должны, посовещавшись, подготовить ответы. На эту работу у вас 15 минут (Работа в группах)

Об отношении к дворянству

О принципе деятельности нигилистов

О взглядах на искусство и природу

Вопросы для работы в группе.

·Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

·Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

·Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Преподаватель: А теперь, ребята, ваши отчеты. 1 группа расскажет нам об отношении героев к дворянству. А остальные группы в свою таблицу занесите основные моменты.

Обучающиеся: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Преподаватель: Каков итог этого спора?

Обучающиеся: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Преподаватель: Вторая группа, расскажите о принципе деятельности нигилистов.

Обучающиеся: Вторая линия спора о принципах нигилистов. Паве Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Преподаватель: Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Обучающиеся: Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Преподаватель: Об отношении к народу расскажет 3 группа.

Обучающиеся: По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Читайте также:  Сдать анализы на возможность иметь детей

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Преподаватель: О взглядах на искусство и природу сообщит нам 4 группа.

Обучающиеся: Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Герой понимает, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники — передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Преподаватель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Обучающиеся: Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Преподаватель: Как же смотрит Базаров на природу?

Обучающиеся: Он не отрицает её вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

5. Обощение и систематизация знаний (Составление кластера по теме урока)

Преподаватель: Какие же взгляды у Базарова?

Обучающиеся: Базаров отрицает все. Ведь он нигилист.

Преподаватель: А Павел Петрович?

Обучающиеся: Он либерал и взгляды у него старые либеральные.

Преподаватель: А теперь вернемся к проблемному вопросу. «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» Новые люди, кто они? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта?

Обучающиеся: Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

· Перечитать главу 24 «Дуэль», составить подробный план.

· Перечитать главы о любви в жизни героев.

Дополните модель взаимоотношений Базарова и П.Кирсанова. Сделайте анализ.

источник

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

— Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

— Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

— о принципе деятельности нигилистов;

— о взглядах на искусство и природу.)

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

(Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу — старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы — основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие — ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм — бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

(Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

Вторая линия спора.

Вторая линия спора — о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

— Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

(Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

— Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

— Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

— Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

— Что мы знаем об этих героях?

(Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», — так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» — гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», — проговорил он. (Маколей — английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

Третья линия спора о русском народе.

— Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

(По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

— Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

(Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне — грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

— Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

— Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

— Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

— Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

V. Итог урока

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— Докажите, что аристократизм — «бесплодный принцип».

— Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

— Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

— Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

— Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

— Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Домашнее задание

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

источник

Действие романа » Отцы и дети » начинается поздней весною. Дата указана исчерпывающе точно – 20 мая 1859 года. В этот день Николай Петрович Кирсанов, несмотря на то, что «солнце пекло» , выехал к ближайшему постоялому двору. «Барин лет сорока с небольшим» готовится встретить сына.
Остается ровно год и девять месяцев до того, как был опубликован манифест об освобождении крестьян (так называемое «положение 19 февраля 1861 года») . За ним последовали радикальные изменения армии, суда. Реформы ознаменовали начало царствования Александра II. В глазах современников шестидесятые годы девятнадцатого века явились «эпохой великих реформ» , давно ожидаемых. Эти реформы давно чаял И. С. Тургенев. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Ряд эпизодов, которым начинается роман И .С. Тургенева «Отцы и дети» , – возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино. Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

1) Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время — Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” — верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.
2) Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н. К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н. К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н. К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н. К. как «человека отставного» («его песенка спета») . Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства) .
3) Нигилистическую теорию Базарова по-настоящему опровергает в романе тихий и скромный Николай Кирсанов. Николай Петрович, с его тактом, интеллигентностью, открытостью всему прекрасному, противопоставлен Базарову, враждебно настроенному по отношению ко всему миру, в том числе к поэзии, любви, философии, красоте природы. Николай Кирсанов не участвует в идейном поединке своего брата с Базаровым — он, напротив, старается смягчить остроту конфликта между ними. Мягкий и сердечный, этот тургеневский герой вызывает симпатию, как у читателя, так и у автора романа. Если Базаров умирает одиноким, не успев реализовать свои незаурядные способности, не оставив наследника, то Николаю Петровичу дано познать тепло семейной жизни, осуществлять связь поколений, быть подлинным хранителем духовного и эстетического опыта прошлого. Как бы ни старались «нигилисты» потрясать основы жизни, как бы пи отрицали в ней вечные ценности, такие люди, как Николай Петрович, сохранят здоровые основы человеческого бытия, привьют своим детям простые и мудрые жизненные понятия.

Читайте также:  Сдать анализ на аллергены детей

Встреча Аркадия с отцом (анализ второй главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Роман Тургенева «Отцы и дети» открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием «кандидата».
Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку от Марьино. Кроме того, она знакомит и Николая Петровича, и читателей с главным героем романа – Евгением Базаровым.
Автор показывает, как волнуется и радуется встрече с сыном Кирсанов-старший. Это мы понимаем по отдельным деталям, «разбросанным» в тексте: «твердил, умиленно улыбаясь»; «пошел торопливыми шагами…, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее»; «он словно потерялся немного, словно робел», «хлопотливо говорил» и другим.
Николай Петрович хочет угодить во всем Аркадию, ведет себя даже несколько подобострастно. В этом проявляется его огромная любовь к сыну, его добрая и «теплая» натура. Кирсанов хочет как можно лучше принять и друга своего сына – некоего Базарова, немного странноватого и высокомерного человека. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с главным героем романа.
Аркадий представляет его как «доброго приятеля». Мы узнаем, что Аркадий много писал отцу о Базарове, значит, был увлечен этим человеком и, как мы узнаем позже, его идеями.
Другом Аркадия оказался высокий человек, одетый в «длинный балахон с кистями». Автор обращает внимание на цвет рук Базарова – они были красные. Понятно, что этот человек работает ими, не бережет от холода и зноя, не холит и лелеет. Эта деталь показывает «чужеродность» героя той среде, в которую он попал, аристократической среде Кирсановых. Позже мы узнаем, что Базаров по своему происхождению – разночинец, сын лекаря.
Кроме того, Тургенев добавляет такую деталь – Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу. Вообще, герой ведет себя по отношению и к Аркадию, и к Николаю Петровичу высокомерно, смотрит на все происходящее «сверху вниз».
Интересно и необычно лицо Базарова: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Важно, что писатель настоятельно обращает внимание на ум героя. Об этом говорит и такая деталь: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Тургенев не отказывает своему герою в выдающихся способностях, большом уме. Но только как герой потратил их, на что направил? С этим Тургенев крайне не согласен, как мы поймем из дальнейшего развития действия романа.
Помимо внешности героя, его ума и высокомерия из второй главы романа мы можем понять отношение Базарова к простому народу. Аркадий характеризует его как «чудесного малого, такого простого…» И действительно, Базаров совершенно не против того, чтобы ехать в тарантасе. Он с легкостью «вскочил» в него, что говорит о хорошей физической подготовке героя. Кроме того, интересна такая деталь: снобизм Базарова распространяется на аристократию, но в остальном герой совершенно прост и неприхотлив.
Базаров легко находит общий язык с простым народом – он обращается с ним грубовато, но действенно: «- Ну, поворачивайся, толстобородый! — обратился Базаров к ямщику. — Слышь, Митюха, — подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками, засунутыми в задние прорехи тулупа, — барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».
Кроме того, данная глава дает характеристику и Аркадию Кирсанову. Этот молодой человек, приехавший из города в деревню, тоже снисходительно смотрит на отца. Но это, скорее, напускное. Он старается не показать своей любви к отцу перед Базаровым, которого побаивается и которым восхищается. Пока еще это герой не понимает, что нигилизм – это не его дорога, не его путь. Пока еще Аркадий увлечен этим модным поветрием и изо всех сил скрывает радость от встречи с отцом.
Таким образом, вторая глава романа несет большую смысловую нагрузку. Можно сказать, что она является вводной и знакомит нас со многими героями и, главное, с Базаровым. Также из этой главы мы начинаем понимать отношение автора к главному герою своего романа.

Не совсем помню про состояние его хозяйства, но Николай Кисанов, несмотря на то, что был неленивым человеком, не привык сам заниматься тяжёлым трудом, не понимал, как стоит правильно вести хозяйство. Он не понимал крестьян, которые при нём специально старались показаться этакими дурочками, а за глаза посмеивались над незадачливым хозяином. Это непонимание своих крестьян Кирсановым никак не могло улучшить эффективность хозяйствования и его доходы. Тургенев показал начало вырождения и обеднения дворянства на примере семьи Кирсановых.

В начале романа перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты:
«…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить) , и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен.. . Мужички встречались все
обтерханные, на плохих клячонках. »
Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» – «полагать надо, что в город. В кабак». И это пора весенней страды, напряженное время в жизни крестьянина, когда по старой пословице»часом опоздаешь-годом не поверстаешь».Здесь уже не только неповиновение, не только вызов господам. Нарушается естественный ход жизни, вековая связь крестьянина с землей.
Патриархальные устои рушатся. Везде проглядывает назревающий конфликт.
Лопнули пружины, на которых держался старый господский и крестьянский быт

Николай Кисанов, несмотря на то, что был неленивым человеком, не привык сам заниматься тяжёлым трудом, не понимал, как стоит правильно вести хозяйство. Он не понимал крестьян, которые при нём специально старались показаться этакими дурочками, а за глаза посмеивались над незадачливым хозяином. Это непонимание своих крестьян Кирсановым никак не могло улучшить эффективность хозяйствования и его доходы. Тургенев показал начало вырождения и обеднения дворянства на примере семьи Кирсановых.

Биография Базарова дана скупо, потому что автор сделал акцент не на биографии, а на личностной характеристике Базарова, на его мировозрении и отношении к окружающим. Это основное, на что хотел сделать акцент авто

Действие происходит накануне крепостного права и после окончания Крымской войны. В то время люди делились на консерваторов и либералов..
т.е в этом произведении консерваторами были «отцы»,а либералами «дети»

он не нуждается в детальном описании, мы можем узнать его личность, характер по его мыслям ,мнениям и поступкам

Павел Петрович и Базаров — люди совершенно разных формаций. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с какими идеалами прошлого. А идеалы Павла Петровича основаны на идее достоинства и прав личности, самоуважения, чести, великом значении земледельческой общины и семьи. Базаров раздражает его даже своим видом, манерами, а уж о «полном и беспощадном отрицании» всего и вся и говорить нечего.

Несовместимость их взглядов проявляется во всем, начиная
с внешнего вида и кончая идейными принципами.
Несовместимость проявляется в вопросах, касающихся
общественно-политического строя, дальнейшего развития страны,
культурно-нравственных ценностей, значения науки и искусства,
образования, отношения к природе и народу, к любви.
Разобщение Кирсанова и Базарова ощущается по отношению к немцам.
Базаров говорит о них, как о своих учителях; в словах же Павла
Петровича скрыта ирония: «Вы столь высокого мнения о немцах?
Что касается до меня, то я немцев, грешный человек, не жалую. »
Причина споров Павла Кирсанова и Евгения Базарова прежде
всего заключается в том, что каждый их них принадлежит к разным
общественным группам.
Базаров-нигилист, человек нового типа, отрицающий все авторитеты.
Павел Петрович -консерватор. Его принципы направлены на защиту
существующего строя.
Павел Петрович с самого начала начинает чувствовать по отношению к Базарову раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое» . Конфликт между героями нарастает, когда Базаров принимается высказывать свои нигилистические суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — заявляет он Павлу Петровичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина», — замечает он.
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значительности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

Аркадий Кирсанов, неуютно чувствующий себя при конфликтах, пытается убедить Базарова, чтобы тот не был так резок, и рассказывает ему историю жизни своего дяди. . Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником.

Базаров — самолюбивый и гордый человек. Он смотрит на людей сверху вниз и редко скрывает свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем, кто его ненавидит, и к тем, кто ему подчиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся и поэтому никого не щадил. Я его уважаю, хотя он и невежда (вспомните его отношение к любви, искусству) . Он хочет и может приносить пользу, занимается наукой, хочет стать медиком. Постоянно делает опыты, развивает ум. Никогда не врёт, честен с другими и с собой. Он то, что есть на самом деле. Если не уважает человека, то не скрывает этого, не притворяется. Сочувствую ему: он одинок, таких людей мало. Он не хочет мириться с социальными, политическими проблемами. А стремится всё сломать.
Я считаю, что в образе Базарова выступают главные черты его социального облика, раскрывается и основной замысел романа — конфликт «отцов» и «детей», между которыми не может быть примирения и единства.
Аркадий:
Аркадий — совершенная противоположность Базарова. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Павел Петрович:Павел Петрович — аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном.Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения. Презрительно, свысока смотрит Павел Петрович на всех. Иногда ему доставляет удовольствие попугать соседних помещиков «либеральными выходками». В глубине души — он консерватор, ярый защитник старых устоев.

Личная трагедия Базарова заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — Базаров спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» . Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит» . Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец» . Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество» . Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.

Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку» . Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию.

Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз» , хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный, романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.

Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. » Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России.. . Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? »

Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего» .

источник