Показания: выявление изменений в моче.
Противопоказания: поражение кожи гениталий.
— тарелка и умеренно надутый подкладной круг для сбора мочи у девочки,
— презерватив-для сбора мочи у мальчика,
— набор пеленок для пеленания,
— чистая, сухая, обезжиренная баночка с направлением в клиническую лабораторию.
1) Оценить состояние ребенка.
2) Если ребенок лежит с матерью дать инструкцию по сбору мочи.
3) Оценить возраст ребенка, чтобы выбрать способ сбора мочи (посадить на горшок или собрать мочу в презерватив или в тарелку).
4) Осмотреть кожу гениталий (не должно быть гнойничковых заболеваний, обширных опрелостей и т.д.)
1) При выявлении противопоказаний доложить врачу и получить новые рекомендации (откладывается анализ или собирается моча катетером и т.д.).
2) При отсутствии противопоказаний приступить к сбору мочи.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1) Обработать подкладной круг 1% раствором хлорамина при сборе мочи у девочки. Тарелка должна быть чистой, сухой обезжиренной.
2) Обработать горшок 1% хлорамином и обдать кипятком (для детей постарше).
3) Подмыть ребенка (девочка подмывается спереди назад). Осушить кожу промокательными движениями.
4) Девочку уложить на подкладной круг предварительно обернутый пеленкой, под спину подложить несколько свернутых пеленок, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одном уровне, а внутрь круга помещают чистую глубокую тарелку.
5) Прикрыть ребенка пеленкой (или одеялом).
6) Мальчику надеть презерватив, зафиксировать пластырем к коже лона. При отсутствии презерватива, можно использовать пробирку (флакон). Ноги ребенка обворачиваются пеленкой с целью безопасности. М/с или мать не отлучаются от ребенка, пока не получат мочу.
Оценка и завершение манипуляции
1) Оценить, достаточно ли собрано мочи. Перелить ее в баночку, написать направление в лабораторию.
2) Ребенка запеленать или одеть.
3) Мочу доставить в клиническую лабораторию в течение 1 часа.
4) Предметы ухода обработать 1% хлорамином дважды через 15 минут.
5) Проконтролировать,чтоб анализ был подклеен к истории.
Медицинская сестра должна уметь оценить качественное исследование мочи.
У здорового ребенка моча прозрачная, не должна содержать хлопьев и осадка, цвет ее соломенно-желтый. Последний зависит от многих факторов. Например: темно-желтый – при длительном стоянии, высокой концентрации, цвет пива – при вирусном гепатите, кровянистый – при гломерулонефрите, мочекаменной болезни; розово-красный – при приеме амидопирина; бесцветная моча – при сахарном диабете или несахарном мочеизнурении и так далее.
Запах мочи здорового ребенка – обычно ароматический, обусловлен наличием в ее составе летучих жирных кислот. При длительном ее стоянии может сменяться на аммиачный.
Реакцию мочи можно определить с помощью лакмусовой бумажки. При кислой реакции мочи синяя лакмусовая бумажка краснеет, а при щелочной красная синеет. В норме реакция мочи кислая. Щелочная реакция мочи обусловливается разложением мочевины под влиянием бактерий, что встречается при заболеваниях мочевыделительной системы, неправильном и длительном хранении мочи, а также при собирании ее в грязную посуду.
При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка (его появление в моче носит название протеинурия), сахара (глюкозурия), котоновых тел (кетонурия), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия, уробилинурия), минеральных веществ (кальция, хлоридов, натрия и т.д.).
Так, протеинурия может свидетельствовать о поражении почечных клубочков; глюкозурия и кетонурия – симптомы сахарного диабета. Обнаружение желчных пигментов в моче является важным признаком желтухи.
Кроме химического исследования мочи, в общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы соли. В норме – эритроцитов не должно быть, лейкоцитов – у мальчиков – 3-5 в поле зрения, у девочек – 3-6 в поле зрения.
Повышенное содержание солей, слизи, эпителиальных клеток говорит о патологии.
Появление эритроцитов в моче носит название гематурии, которая является важным признаком многих заболеваний почек и мочевыводящих путей – острого и хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, опухолей почек и мочевого пузыря. Обнаружение лейкоцитов в моче (лейкоцитурия) свидетельствует чаще всего о воспалительном процессе в мочевой системе – остром или хроническом пиелонефрите, цистите и так далее. Нахождение в моче цилиндров указывает обычно на поражение клубочков и канальцев почек. Наличие в моче бактерий (бактериурия) характерно для инфекции мочевыводящих путей.
Запомните!Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8342 — | 7965 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Цель: диагностическая — определить патологические изменения в моче.
— Оснащение:мочеприемник детский одноразовый – 1 шт.,
— чистая сухая емкость для мочи с этикеткой,
— бланк-направление в лабораторию,
— жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,
— перчатки нестерильные – 1 шт.,
Обязательные условия: не допускать длительного хранения мочи, т.к. при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме ребенка цель и ход проведения процедуры и получить согласие. | Обеспечение права пациента на информацию. |
Подготовить оснащение. Выписать направление | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Подготовьте мочеприемник. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Подмойте ребенка под проточной водой (Т воды + 36,0 – 37,0 0 С), просушите половые органы полотенцем или пеленкой промокательными движениями. | Исключение побочного загрязнения мочи и получения достоверных результатов. |
Достаньте из пакета мочеприемник, отделите бумажную полоску, расположенную вокруг отверстия мочеприемника | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Выполнение процедуры | |
Наложите липкую часть мочеприемника на кожу лобковой области промежности ребенка (у мальчика введите половой член в отверстие мочеприемника | Обеспечение достоверности результатов |
Открыть кран или попоить ребенка водой. | Стимуляция мочеиспускания. |
После мочеиспускания аккуратно снимите мочеприемник и перелейте мочу в подготовленную емкость. | |
Пеленкой осушить половые органы ребенка промокательными движениями. Оденьте ребенка. | Создание гигиенического комфорта. |
Завершение процедуры | |
Поместите мочеприемник в контейнер с отходами класса В. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | |
Организовать доставку материала в лабораторию не позднее часа после сбора. | Обеспечение достоверности результатов исследования. |
* При отсутствии детского мочеприемника одноразового пользования можно воспользоваться:
— у девочек – подкладным резиновым кругом. В этом случае после подмывания девочку укладывают на резиновый круг, обернутый пеленкой, под отверстие подставляют емкость (тарелку, лоток);
— у мальчиков – презервативом, в который погружают половой член ребенка, верхнее кольцо презерватива фиксируют с помощью тесемок вокруг живота.
СБОР МОЧИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЗИМНИЦКОМУ
Цель:исследование функциональной способности (выделительной и концентрационной функции) почек.
Оснащение: 8 чистых сухих, стеклянных банок емкостью 200-300 мл с этикетками , 2-3 дополнительных банки.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Создать доверительные конфиденциальные отношения с пациентом (ребенком или родителем) | Обеспечение осознанного участия в процедуре, обеспечение пути преодоления препятствий в общении |
Объяснить цель и ход исследования, уточнить их понимание | Обеспечение права пациента на информацию |
Объяснить пациенту (родителям), что водный, солевой, питание и двигательный режим обычные, нельзя принимать диуретики (мочегонные средства), что сбор мочи будет проходить в течение суток | Обеспечение достоверности результата исследования: диуретики искажают суточный диурез |
Подготовить 8 чистых стеклянных банок емкостью 250-500 мл с этикетками, оформленными по форме, с указанием времени сбора мочи: 6.00-9.00, 9.00-12.00, 12.00-15.00, 15.00-18.00, 18.00-21.00, 21.00-24.00, 24.00-3.00, 3.00-6.00 часов | Обеспечение исследования выделительной и концентрационной функции почек каждые 3 часа в течение суток |
Приготовить 2-3 дополнительные чистые стеклянные банки емкостью 250 – 500 мл | Обеспечение посудой пациента при возникновении частых мочеиспусканий или образования большего количества мочи, когда емкость основной банки недостаточная для конкретной порции мочи |
Выполнение процедуры | |
В 6.00 часов предложить пациенту выпустить мочу в унитаз | Учет времени образования мочи в день исследования с 6.00 часов, поэтому образовавшуюся мочу за ночь необходимо выпустить в унитаз |
Собирать каждые 3 часа в отдельную банку, у детей раннего возраста собирают столько порций мочи, сколько раз у ребенка было мочеиспускание с указанием времени. | Необходимое требование выполнения процедуры |
Объяснить, что при частых мочеиспусканиях или выделении большего количества мочи собирать мочу следует в дополнительную посуду с указанием соответствующего временного промежутка | Условия проведения пробы по Зимницкому |
Объяснить, что при отсутствии мочи за временной промежуток, соответствующая банка остается пустой, на этикетке отмечается «отсутствие порции мочи», и она доставляется вместе с остальными в лабораторию | |
Предупредить пациента, что ночью его разбудят для сбора соответствующей порции мочи (родственники или медсестра) | |
Объяснить, как учитывать всю жидкость, принятую за сутки | Обеспечение достоверности результатов пробы |
Вести лист учета водного баланса | Стандарт учета водного баланса |
Завершение процедуры | |
Доставить все порции в клиническую лабораторию. | Проведение исследования и получение результатов |
Осложнения: не зарегистрированы.
ПРОБА ПО СУЛКОВИЧУ
Цель:качественное определение кальция в моче ребенка.
Оснащение: пробирка, чистая сухая банка – 100-200 мл, лист черной бумаги, реактив
Этапы | Обоснование |
Подготовка и проведение процедуры | |
Информировать маму о цели проведения исследования | Обеспечение права на информацию |
Собрать утреннюю порцию мочи и доставить в биохимическую лабораторию | Необходимое условие для проведения процедуры |
В пробирку поместить мочу и реактив Сулковича в равных объемах | Необходимое условие для проведения процедуры |
Оценить степень и время появления помутнения на фоне листа черной бумаги | Определение количества кальция выделяемого мочой |
Выполняет лаборант | Обеспечение достоверности результата |
Осложнения: нет Проблемы пациента: сложность сбора мочи у детей раннего возраста.
АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ
Цель:обследование всех новорожденных в родильных домах, выявление факторов риска по тугоухости и глухоте.
Оснащение: пеленальный стол,универсальный прибор для скринингового исследования «Otoread»- прибор позволяет провести у новорожденных регистрацию слуховых потенциалов, аспиратор для отсоса слизи у новорожденных, ушные вкладыши.
Обязательные условия:
· исследование слуха проводится всем детям в родильном доме на 3-4 сутки и по показаниям перед выпиской;
· в поликлинике на 4-6 неделе жизни детям с положительным тестом в р/доме, детям из группы риска, родившимся вне роддома, необследованным детям
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Установить доверительные отношения с родителями пациента, объяснить ход процедуры, получить согласие на процедуру | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Скрининг может проводить врач-неонатолог или медицинская сестра | |
Исследование проводится в тишине | Обеспечение достоверности результатов |
Скрининг лучше проводить в состоянии легкого сна – за 1 час до кормления или после кормления (между кормлениями) | |
Можно использовать пустышку, но в момент исследования пустышку вынуть изо рта | Сосание вносит дополнительный шум и снижает вероятность прохождения теста |
Выполнение процедуры | |
Ребенка уложить на пеленальный столик. | Обеспечение эффективного проведения процедуры |
Очистить наружный слуховой проход от послеродовых масс | Для исключения ложноположительных результатов |
Согреть грибовидный или конусовидный вкладыш (акустический зонд с миниатюрным микрофоном) | Предотвращает беспокойство ребенка во время тестирования |
Ввести вкладыш по ходу наружного слухового прохода, слегка оттянув мочку уха книзу и кзади | Для полной обструкции слухового прохода |
Электроакустический зонд подсоединяют к прибору регистрации. Включить прибор. | Обеспечение достоверности результатов учета |
При подозрении на тугоухость: refer-направлять При отсутствии подозрений: pass прошел тест | |
Завершение процедуры | |
Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции | Обеспечение инфекционной безопасности |
Снять перчатки, вымыть и осушить руки | |
При подозрении на снижение слуха направить на обследование в Центр реабилитации слуха. | Для дальнейшего обследования и лечения.. |
Цель:раннее выявление наследственных заболеваний – фенилкетонурии, муковисцидоза, галактоземии, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома.
Оснащение: тест-бланк, скарификатор, резиновые перчатки, спиртосодержащий антисептик, марлевые салфетки.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Информировать маму или ребенка о цели и ходе проведения процедуры, получить согласие на ее проведение. | Обеспечение права на информацию. |
Обследование проводят на 4-5 день жизни Особой подготовки новорожденных не требуется. | Обеспечение достоверности результатов. Для выявления галактоземии необходимо чтобы новорожденный в течение 3-х дней получал грудное молоко |
Подготовить необходимое оснащение. На тест-бланке заполняют Ф.И.О. роженицы, № роддома, домашний адрес | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Вымыть руки и осушить их | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
Утром процедурная медицинская сестра с помощью скарификатора получает капли крови из пятки ребенка и наносит на кружки, обозначенные на тест-бланке: капли могут быть больше чем кружки, но ни в коем случае не меньше | Необходимое условие для проведения исследования Пропитывают 6 кружков: 5- для выявления наследственной патологии, 6- контрольный |
Завершение процедуры | |
Снять перчатки, вымыть руки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Кровяное пятно высушивается на воздухе в течение 1 или 1,5 часов (нельзя на солнце или на батарее) | Обеспечение достоверности результатов исследования |
Тест-бланк кладут в конверт и отправляют в биохимическую лабораторию Диагностического центра не позднее 10-ого дня со дня проведения исследования |
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЛА НА КОПРОГРАММУ
Цель: определение переваривающей способности различных отделов пищеварительного тракта.
Оснащение: резиновые перчатки, чистая сухая стекленная банка с герметической крышкой, одноразовый деревянный шпатель, судно или горшок для дефекации, полиэтиленовый пакет, дезинфицирующий раствор, емкость для замачивания судна, направление в лабораторию.
Обязательные условия: сбор кала производится в чистую сухую стеклянную банку без примесей мыла и дезинфицирующих средств. Материал доставляется в лабораторию сразу после забора, но не позднее 8 часов после сбора(в этом случае его сохраняют в прохладном месте).
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Информировать маму или ребенка о цели проведения исследования | Обеспечения права на информацию |
Предупредить за 3 дня до исследования о необходимости исключить прием медикаментов и соблюдения обычной диеты | Необходимое условие для проведения исследования |
Выполнение процедуры | |
Утром в день исследования ребенок должен опорожнить кишечник в судно или горшок | Необходимое условие для проведения исследования |
Вымыть руки с мылом, обсушить салфеткой. Надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Взять шпателем из нескольких участков небольшое количество кала (5-10 г) без примесей воды и мочи в чистую сухую стеклянную банку, герметично закрыть. | Обеспечение достоверности результата |
Одноразовый деревянный шпатель сбросить в полиэтиленовый пакет | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Освободить и замочить его в дезинфицирующем растворе | |
Снять перчатки и сбросить их в полиэтиленовый пакет | |
Вымыть руки с мылом | |
Собранный материал в теплом виде отправить в лабораторию с направлением | Обеспечение достоверности результата |
Осложнения: не зарегистрированы; Проблемы пациента: запор.
источник
Лабораторно-диагностические исследования
Автор: Качаровская Е. В.
Московская областная предметная комиссия
Преподавателей педиатрии
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей (сборник 4)
1. Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера. Ошибка! Закладка не определена.
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш. 2
Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз. 2
Взятие кала на яйца глистов. 2
Взятие материала для бактериологического исследования на патогенную кишечную флору 2
Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 2
Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера (BL)
Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность её к антибиотикам.
Показания: обследование с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL:
— пациенты с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?»;
— реконвалесценты дифтерии;
— бактерионосители токсигенного штамма после их санации;
— больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов;
— дети, общавшиеся с источником инфекции (контактные);
— дети, поступающие в стационары, дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;
—дети, подлежащие оперативному вмешательству по поводу ЛОР-патологии.
Противопоказания:нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию;
Обязательное условие: — забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла;
— в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приёма пищи.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение Выписать направление в лабораторию | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«З» (нос, зев) | Создание удобства при проведении процедуры |
5.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения процедуры |
Выполнение манипуляции | |
1. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «Н» означает — нос |
2.Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов |
3.Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам | Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры |
4.Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата исследования |
5.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа к зеву |
6.Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «З» означает — зев |
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта | |
7.Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — миндалина — язычок — дужка — миндалина Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию — материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани | Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках |
8.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | Обеспечение достоверности исследования |
Примечания: материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на деревянных палочках. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5-2 см от нижнего конца под углом 135 о ).
Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пораженного участка и видимо здоровой ткани.
Мазок из ротоглотки берут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисептическими растворами или не ранее 2 часов после этих процедур.
Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида. Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания: — обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;
— обследование контактных в период карантина;
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: — пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);
— забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение Выписать направление в бактериологическую лабораторию | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) | Создание удобства при проведении процедуры |
4.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необ-ходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения процедуры |
Выполнение манипуляции | |
1.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа для проведения исследования |
2.Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Обеспечение достоверности результата |
3.Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю — изогнутым концом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк — изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш | Место максимальной локализации данных бактерий |
Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки | Условие, обеспечивающее эффективность |
4.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.На менингококк — немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала | Обеспечение достоверности исследования Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде |
Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и в первые 2 недели — при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37 о С. Результат посева получают через 72 часа.
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав
источник
Цель: диагностическая — определить патологические изменения в моче.
Оснащение:мочеприемник детский одноразовый – 1 шт., ножницы
— чистая сухая емкость для мочи с этикеткой,
— бланк-направление в лабораторию,
— жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,
— перчатки нестерильные – 1 шт.,
Обязательные условия: не допускать длительного хранения мочи, т.к. при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.
Подготовка к процедуре |
Объяснить маме ребенка цель и ход проведения процедуры и получить согласие. |
Подготовить оснащение: мочеприемник, ножницы, емкость. Выписать направление |
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. |
Подготовьте мочеприемник. |
Подмойте ребенка под проточной водой (Т воды + 36,0 – 37,0 0 С), просушите половые органы полотенцем или пеленкой промокательными движениями. |
Достаньте из пакета мочеприемник, отделите бумажную полоску, расположенную вокруг отверстия мочеприемника |
Выполнение процедуры |
Наложите липкую часть мочеприемника на кожу лобковой области промежности ребенка (у мальчика введите половой член в отверстие мочеприемника) |
Открыть кран или попоить ребенка водой для стимуляции мочеиспускания |
После мочеиспускания аккуратно снимите мочеприемник и перелейте мочу в подготовленную емкость. |
Пеленкой осушить половые органы ребенка промокательными движениями. Оденьте ребенка. |
Завершение процедуры |
Поместите мочеприемник в контейнер с отходами класса В. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. |
Организовать доставку материала в лабораторию не позднее часа после сбора. |
— Объяснить маме цель и ход процедуры. |
— Подготовить необходимое оснащение. |
— Придать ребенку положение на боку с возвышенным головным концом. Предупреждение аспирации. |
— Левой рукой фиксировать голову ребенка. Предупреждение повреждения слизистой оболочки, нарушение дыхания. |
Правой рукой взять катетер как писчее перо, смочить в молоке или дистиллированной воде и без усилий ввести в н совой ход, направляя по носоглотке вниз: глубина введения катетера равна расстоянию от кончика носа до мочки уха Х-2 |
— подсоединить шприц и потянуть поршень, до получения содержимого желудка, — закрепить зонд с помощью лейкопластыря. — отсоединить шприц и вытянуть поршень. шприц вновь подсоединить к катетеру опустить ниже уровня желудка, наклонить, молоко вливать по стенке постепенно шприц приподнять, чтобы скорость введения молока составляла 1-2 мл/мин |
При введении грудного молока следите за состо нием ребенка. |
— После полного поступления молока в желудок, шприц отсоединяем: — закрываем заглушку на катетере, — удаляют катетер — по показаниям катетер может быть оставлен до 2-х суток — смена катетера проводится каждые 48 ч |
Режим кормлений – определяет врач |
1. Непрерывным (с помощью шприцевого насоса). Показания: ü срыгивания, ü частичный парез кишечника, ü выраженная дыхательная недостаточность, ü увеличение калорийности пищи маловесным детям. |
2. Порционным (7-8 раз в сутки) |
3. После кормления ребенка следует сделать запись в медицинской документации. ü Указать способ кормления, ü Режим, ü Количество и состав пищи, ü Реакция ребенка на кормление. |
Возраст | Частота дыханий в минуту |
Новорожденные | 40 – 60 |
1-ый и 2-ой год жизни | 30 – 35 |
3 – 6 лет | 20 – 25 |
7 – 10 лет | 18 – 20 |
Старше 12 лет | 16 – 18 |
- При 3 степени использовать примочки на мокнущие эрозии с водным раствором ихтиолоа 1-3, 10%, резорцина 1-3%, азотно-кислого серебра 0,25% — для подсушивания мокнущих поверхностей.
9. При наличии эрозий и мокнутья аэрозоли с антисептиками (диоксиколь, левомиколь )
- После заживления эрозии лечить как опрелости 1 степени.
— Ежедневно ребенка купать с добавлением 5% раствора марганцовокислого калия (слабо-розового цвета) до выздоровления.Емкость для дезинфекции перчаток.
- Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие
- Подготовить необходимое оснащение
- Вымыть ванну горячей водой с мылом и щеткой, тщательно ополоснуть
- Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3, температура должна быть 37-38 С 0
- Приготовить лекарственный раствор : морская (или поваренная ) соль 100-150 г на 10 л воды ( хвойный экстракт(1/2 ст.ложки на ведро воды).
- Приготовленный раствор налить в ванну (температура воды в ванне не должна быть ниже +37 С)
- Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в емкость для грязного белья
- Завернуть ребенка в чистую пеленку, в уши вложить ватные шарики, смоченные детским маслом.
- Медленно погрузить ребенка в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой.
- Продолжительность ванны- 5-7-10 минут.
- Перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С).
- Накинув полотенце (пеленку), положить ребенка на пеленальный стол. Осушить кожные покровы промокательными движениями.
- Лечебные ванны проводят через день, на курс — 10. Хвойная-успокаивающее действие, солевая — при мышечной гипотонии.
- Собрать все части небулайзера в соответствии с инструкцией.
- Заполнить небулайзер лекарственным средством: перелить жидкость из небулы (специального контейнера с лекарственным препаратом) или накапать раствор из флакона (разовую дозу препарата); добавить физиологический раствор до нужного объема 2-3 мл (по инструкции к небулайзеру).
- Закрыть небулайзер и присоединить лицевую маску, мундштук или носовую канюлю.
- Соединить небулайзер и компрессор с помощью шланга.
- Включить компрессор и провести ингаляцию в течение 7-10 мин или до полного расходования раствора (поставить таймер или песочные часы для учета времени проведения процедуры).
- Выключить компрессор, отсоединить небулайзер и разобрать его.
- Прополоскать ребёнку полость рта тёплой кипячёной водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и не разговаривать 20 – 30 минут.
Окончание процедуры:
- После процедуры небулайзер разобрать и поместить в емкость для дезинфекции инструментария.
- Промыть все части небулайзера горячей водой или 15% раствором питьевой соды. Не следует применять щетки и ершики.
- Простерилизовать небулайзер в разобранном виде в каком-либо приборе для стерилизации с помощью пара, например, термодезинфекторе (паровом стерилизаторе), предназначенном для обработки детских бутылочек. Также возможна стерилизация кипячением не менее 10 минут. Дезинфекцию необходимо проводить 1 раз в неделю.
- Тщательно очищенный и высушенный небулайзер хранить в чистой салфетке или полотенце.
- Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика).
- Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры
Подготовка к процедуре |
Объяснить маме (ребенку) цель и ход процедуры, получить согласие. |
Подготовить необходимое оснащение. |
Подогреть лекарственное средство до температуры тела на водяной бане. |
Уложить ребенка на противоположный больному уху бок. |
Вымыть и осушить руки. |
Выполнение процедуры |
Надеть стерильные перчатки. |
Очистить слуховой проход ватными шариками. |
Набрать в стерильную пипетку теплый лекарственный раствор (назначенный вр чом). |
Оттянуть ушную раковину назад и кверху, а у грудных детей назад и вниз. |
Ввести назначенное количество капель в больное ухо по боковой стенке слухового прохода предварительно проверив название, срок годности и внешний вид препарата. закрыть ушную раковину сухим ватным шариком. |
Нажать на козелок уха если нет болей. |
Принятое положение следует сохранить 20-30 минут |
Для каждого уха используется отдельная пипетка. |
Не рекомендуется проводить эту манипуляцию одновременно для правого и левого уха. |
Поместить пипетки в лоток для отработанного материала. |
Через 20-30 минут наклонить голову ребенка в сторону больного уха, осушить слуховой проход ватным шариком. |
Ватные шарики поместить в лоток отработанного материала. Затем утилизировать. |
Завершение процедуры |
Спросить у пациента о самочувствии. |
Погрузить пипетки и перчатки в разные емкости с дез. раствором. |
Вымыть и осушить руки. |
Подготовка к процедуре |
Объяснить маме (ребенку) цель и ход процедуры, получить согласие. |
Подготовить необходимое оснащение. |
Вымыть и осушить руки. |
Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса |
В марле и компрессной бумаге сделать надрез для ушной раковины. |
Развести спирт водой в соотношении 1:1 (температура воды 37-38 С 0 ). |
Выполнение процедуры |
Ребенка уложить на бок противоположный больному уху. |
Марлевую салфетку смоченную в теплом спирте, отжать и приложить к коже вокруг уха ребенка (ушную раковину вывести в разрез). |
Поверх салфетки положить компрессную бумагу, также выведя через разрез ушную раковину. Бумага должна выступать за край салфетки на 2 см. с каждой стороны. |
Поверх бумаги положить слой ваты, полностью покрывающий два предыдущих слоя и выступающий 2-4 см. с каждой стороны. |
Зафиксировать компресс бинтом. Можно надеть платок. |
Зафиксировать время постановки компресса (про олжительность процедуры 2-4 часа, не оставлять на ночь). |
Вымыть и осушить руки. |
Каждые 30-60 минут ощупывать пальцем за ушной раковиной. |
Завершение процедуры |
1. Снять компресс через 2-4 часа. Кожу обтереть салфеткой, смоченной теплой водой, осушить осмотреть кожу и смазать «Детским кремом» надеть ребенку платок. |
2. Салфетку и бинт положить в емкость с дез. раствором, бумагу и вату в емкость «отходы». |
3. Вымыть и осушить руки. |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы
источник
Лабораторные тесты влияют на результат лечения, а если речь идет о грудных детях, серьезность ситуации возрастает многократно – ведь ребенок не пожалуется на симптомы и не ответит на вопросы врача. Чтобы помочь маленькому пациенту, приходится полагаться на опыт, интуицию, знания – и результаты диагностики.
Грудные дети – сложная категория пациентов. Они еще не умеют рассказывать о своих жалобах, а метод привлечения внимания взрослого – пронзительный плач – нельзя использовать в качестве диагностического симптома. Поэтому, если состояние ребенка вдруг ухудшилось, врач назначит, помимо прочих исследований, общий анализ мочи – это базовый тест, позволяющий:
- выявить признаки заболеваний мочевых путей;
- понять, есть ли бактериурия – выделение микроорганизмов, свидетельствующих о наличии инфекционного очага;
- оценить содержание билирубина, глюкозы, иных веществ и сделать выводы об общем состоянии пациента и факторах риска.
Это стандартный тест, который проводится рутинно даже в случаях, когда нет жалоб на состояние здоровья ребенка. Его выполняют в клинических лабораториях больниц, он включает в себя оценку визуальных характеристик мочи (количество, цвет, запах), определение относительной плотности, белка, глюкозы. Также в рамках общего анализа выполняют микроскопию осадка (лейкоциты, эритроциты, эпителиальные клетки, цилиндры, иные вероятные фрагменты).
Ребенок еще не контролирует позывы на опорожнение. В такой ситуации возрастает вероятность ошибок из-за неправильного сбора материала, попадания в емкость посторонних компонентов (например, бактерий), а также отсутствия достаточного количества образца вообще.
По этой причине специально для детей младше 2 лет разработаны мочеприемники. Это мешочки, которые прикрепляются к области половых органов так, чтобы материал из уретры во время опорожнения попадал в емкость. Они одноразовые и, что важно, стерильные; стоят, как правило, недорого (в среднем, от 15 до 30 рублей или 5-10 гривен за экземпляр), бывают универсальными или адаптированными под половую принадлежность ребенка. Конечно, не запрещено использовать аптечные стаканчики с завинчивающейся крышкой или обычные баночки – чистые и сухие.
Чтобы получить материал для анализа, необходимо:
- вымойте область наружных половых органов ребенка (по направлению от влагалища к анусу, а не наоборот);
- используйте одноразовые салфетки, чтобы убрать избыток влаги;
- убедитесь, что промежность достаточно просушена.
Если выбрана обычная емкость для сбора мочи, нужно дождаться, пока ребенок после гигиенических процедур захочет в туалет, и подставить под струю баночку или стаканчик. Более удобной, если писает девочка, признана тарелка с широкими краями, достаточно глубокая; помните, что нужно вымыть и просушить ее. Стоит производить манипуляции над полотенцем, простыней или в ванной, так как высока вероятность, что часть материала окажется за пределами тары.
В случаях, когда выбирается специальный приемник, после уже описанных манипуляций по подмыванию нужно собрать мочу у новорожденной девочки следующим образом:
- распечатайте пакет со сборником – так как он стерилен, не делайте это заранее;
- снимите полоску, которая защищает линию крепления;
- приклейте емкость так, чтобы липкая область оказалась вокруг половых губ.
Следите за тем, чтобы отверстие приемника не соприкасалось с областью ануса. На большинстве моделей есть указатели (обычно это желтый крестик), которые должны при наклеивании находиться между зоной половых губ и прямой кишки. Так будет исключено попадание в образец каловых масс.
Чтобы сделать это, необходимо:
- Вымыть область промежности ребенка.
- Просушить ее салфетками.
- Подготовить емкость для сбора.
Получить материал для анализа у мальчика проще, чем у девочки – поэтому многие родители выбирают стандартную тару: это стаканчик или баночка. Они должны быть чистыми и сухими, лучше всего – простерилизованными. Можно купить в аптеке одноразовые экземпляры. После того, как область промежности и пениса вымыта, нужно подождать, когда ребенок начнет писать, и подставить емкость.
В то же самое время мочеприемник не стоит сбрасывать со счетов. Грудной ребенок может начать писать в неподходящий момент, и есть риск не успеть схватить баночку. Кроме того, стерильность емкости – немаловажный фактор, влияющий на качество анализов. Как пользоваться пакетом-сборником?
- произвести гигиену наружных половых органов ребенка;
- просушить обработанную область салфетками;
- распечатать мочеприемник;
- снять липкую ленту;
- аккуратно вставить пенис в отверстие пакета;
- приклеить емкость к коже;
- подождать опорожнения мочевого пузыря.
Как и в ситуации с девочкой, нужно прикреплять пакет так, чтобы в него не попали фекалии.
Это исследование необходимо, чтобы выявить инфекцию мочевых путей. Материал, полученный при сборе, наносят на питательные среды, позволяющие вырасти определенным микроорганизмам. При появлении колоний бактерий определяют вид, количество и чувствительность к антибиотикам.
- Возникает симптоматика инфекции мочевых путей (выделения из уретры, изменение объема, цвета, запаха мочи, частоты опорожнения, возникает лихорадка).
- Есть основания полагать, что у ребенка – латентная (скрытая) бактериурия (о ней вы можете прочесть в других статьях на сайте).
- Наблюдается стойкая, но при этом необъяснимая лихорадка, и врач проводит дифференциальную диагностику различных патологий.
Исследование также требуется для контроля излеченности после курса антибактериальной терапии. Его проводят не ранее чем через 7-14 дней с момента прекращения приема лекарственных препаратов.
Соответствует уже описанным в разделе «Общий анализ» правилам и требованиям. Однако есть нюанс – поскольку бакпосев должен определить количество микроорганизмов в моче, необходима стерильность. Поэтому используется:
- одноразовый пакет-приемник;
- в ситуациях, когда трудно получить материал или есть, например, выделения из уретры в большом количестве – катетеризация мочевого пузыря или его пункция (прокол); эти процедуры проводит врач.
Расшифровка результатов бактериологического анализа подробно описана в других статьях на сайте; если говорить кратко, она выглядит следующим образом:
Способ сбора мочи | Результат, КОЕ/мл | |
---|---|---|
В норме | При патологии | |
Пакет-приемник | До | ≥ 10 2 |
Катетеризация | До 1000 | ≥10 2 |
Пункция | Бактерии отсутствуют | Позитивный рост любого количества колоний микробов |
Сколько нужно мочи грудничка для анализа? Объем – около 20-25 мл, но стоит уточнить у педиатра, может ли лаборатория взять в работу меньшее количество материала, если удалось получить от 10 мл.
Лаборатории принимают анализы утром (за исключением экстренных ситуаций в стационарах), и мочу нужно доставить в течение полутора часов с момента сбора. Материал, собранный под вечер, непригоден; даже если его хранить в холодильнике, результаты исследований будут искажены, и информативность теста сведется к нулю.
- Чистой теплой водой.
- Без использования антисептиков, любых гелей или травяных настоев.
- С аккуратным промоканием кожи салфетками или мягкими полотенцами.
Родителям следует вымыть руки перед тем, как проводить гигиену наружных половых органов ребенка, и не прикасаться к внутренним стенкам емкости с материалом. Если используется пакет-приемник, его не следует держать приклеенным более 2 часов, а после опорожнения нужно перелить образец в стерильный стаканчик.
источник