Меню Рубрики

Морфологический анализ по триз для детей

Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу.

Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.

Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).

Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.

Цель — создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Суть метода — с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич — вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто — добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие — мешать и т.д.

Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

Этим же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:

— Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

— Кто будут его друзья, а кто враги?

— Что интересного с ним произойдёт?

— Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?

С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

· выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

· время, место существования, обитания;

· положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

· классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.

источник

«Удивительные превращения КЛЯКСЫ»

Конфиденциальность гарантирована

  • Нетрадиционные техники рисования — 41 202 просмотра(ов)
  • Круги Луллия — 23 155 просмотра(ов)
  • Морфологический анализ — 22 035 просмотра(ов)
  • ТРИЗ для детей — 18 815 просмотра(ов)
  • Системный оператор — 14 965 просмотра(ов)
  • Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет — 11 542 просмотра(ов)
  • Развитие интонационной выразительности речи — 9 424 просмотра(ов)
  • Морфологические таблицы (от 3-4 лет) — 9 312 просмотра(ов)
  • Волшебные дорожки (2-4 года) — 9 259 просмотра(ов)
  • Волшебный экран (системный оператор) — 9 092 просмотра(ов)

Морфологические таблицы (от 3-4 лет)

В предыдущих статьях мы познакомились с методом Морфологического анализа, узнали, что для анализа нужно построить та блицу из двух или более осей, рассмотрели простейшую од номерную таблицу («Волшебные дорожки») для начального этапа ознакомления дошкольника с азами морфологического анализа.

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показате ли, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели (или картинки) частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объект, который будем рассматривать. Начинать лучше с человека, ребенка, используя одномерную таблицу. Перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с малышом, что человечек делает в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т.д.; днем: гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит мультфильмы, готовится ко сну; ночью – спит. Потом к человечку можно добавить другой объект, например Петушка, Кошку, Сову и др. Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира и придумать сказку-рассказ о том, как они проводят свой день. Например, сандалики: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают книжку, а ночью спят под кроваткой.

Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т.п. И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается. (Конечно, рассматривайте объекты с учетом места Вашего проживания)

С помощью значков-фишек очень наглядно можно формировать у ребенка и другие представления об окружающим мире. Например, как животные готовятся к зиме. По вертикали располагаем различных животных (в зависимости от возраста количество животных увеличивается): заяц, лиса, медведь, белка, волк. По горизонтали обозначаем разнообразные способы подготовке к зиме: делает запасы, впадает в спячку, меняет шубку, накапливает жир, наращивает подшерсток и др. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Очень хорошо, если работу с таблицей Вы будете сочетать с чтением книжек по теме (например Как животные готовятся к зиме )

И, конечно, морфологическая таблица незаменима для развития творческого воображения и фантазирования. Например, можно придумать наряд для Весны. По горизонтали выкладываем приметы весны: ручьи, сосульки, снег с проталинками, подснежники (или первоцветы вашей местности), солнышко, первая травка и др. в зависимости от возраста и знаний ребенка. По вертикали продумываем вместе с малышом, какие предметы одежды могут быть у Весны. Допустим, это платье, корона, обувь. Комбинируя разные варианты, ребенок составляет портрет Весны, который потом изображает на бумаге. Например, у Весны может быть платье из ручейков, украшенное первоцветами, корона из сосулек с солнышком, а обувь из первой травки. Или платье может быть из снега с проталинками, венок из травы и первоцветов и солнечные туфельки.

С маленькими изобретателями можно заняться придумыванием новых игрушек, комбинируя несколько объектов целиком, или разложив их на части. Придуманные образы обязательно нужно воплотить в рисунке или поделке. Например, как будет выглядеть кукла-мяч? А как машинка-пирамидка? А машинка-кукла? С какой игрушкой хотелось бы поиграть? Возможно ли самим сделать такую игрушку из имеющихся?

К подобным изобретениям очень хорошо привлекать пап, особенно если изобретается новая игрушка из двух сломанных. Они с не меньшим увлечением, чем малыш, будут придумывать способы воплотить задумку в реальность, а в их заветных ящичках с инструментами обязательно найдется необходимый кусок проволоки, шило или пилка по металлу

А фантазеры будут с увлечением сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок. Помогайте малышу наводящими вопросами, уточнением – где происходит действие, какие элементы сказки он перенесет в свою историю, какие превращения будут сопровождать историю и т.п. В процессе придумывания или по окончании можно сделать рукописную книгу из рисунков-иллюстраций, который нарисует сам ребенок или совместно с вами.

С помощью морфологических таблиц можно придумывать с ребенком новые виды транспорта, зданий, одежды, фантастических животных – что угодно! Но помните – любое придумывание должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не почувствует удовлетворения от творческого процесса и потеряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам.

А в следующей статье мы познакомимся с элементами использования «морфологического ящика», состоящего из трех и более осей. Такая работа требует уже подготовленного мышления и доступна детям от 6-7 лет. Если Ваш ребенок уже достиг этого возраста, но еще не знаком с морфологическим анализом, то нужно начинать с одномерной таблицы, «прокрутить» весь материал с самого начала. Только темп нужно взять более быстрый, можно без повторов — обычно старшие дошкольники усваивают этот прием очень быстро.

источник

Теория решения изобретательских задач (далее — ТРИЗ) — авторская инновационная методика писателя и изобретателя Генриха Сауловича Альтшуллера. Это не научная теория, а скорее симбиоз изобретательства и научного поиска. Поскольку современное общество больше нуждается в творчески и нестандартно мыслящих людях, чем в простых исполнителях, оригинальность мышления следует вырабатывать с детства.

Изначально разработанные для инженерно-технических работников, технологии ТРИЗ в детском саду по ФГОС причисляются к наиболее интересным и востребованным, поскольку основываются на творческой деятельности малышей возрастом от трех лет. В центр ставится свободно творящий и творчески мыслящий ребенок.

  • развивает навыки решения изобретательских задач;
  • знакомит с принципами творческого мышления;
  • стимулирует логическое мышление и воображение;
  • поддерживает в поиске выхода из затруднительного положения;
  • через ситуацию успеха стимулирует к взаимообмену решениями и активации всех детей в группе;
  • готовит к постановке и успешному решению нестандартных проблем.

ТРИЗ-педагогика позволяет получать знания в комфортной атмосфере без зубрежки и перегрузок. Ключевая ее задача — научить ребенка самостоятельно системно и нестандартно мыслить, искать решение, быть настойчивым, смекалистым и изобретательным в своем поиске.

Что подготовить к Году театра. Памятка для детей, как вести себя в театре в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Теория как должное принимает тот факт, что все дети от рождения талантливы, но важно развить в них врожденную гениальность, научив ориентированию в современном мире. Для этого перед нею ставятся следующие задачи:

  1. развитие целостной картины мира;
  2. стимулирование нестандартного системного мышления у детей, отмеченного раскованностью и гибкостью;
  3. развитие умения устанавливать логические закономерности, видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями;
  4. побуждение к поисковой деятельности, решению задач нестандартными способами;
  5. развитие творческого воображения, памяти и речи.

По ФГОС ТРИЗ-технологии в детском саду имеют ряд преимуществ, которые заключаются не только в формировании эвристического навыка исследовательской деятельности и поиска зерна проблемы в задаче, но и в:

  • универсальности инструментария, которые может быть задействован как в режимных моментах, так и в игровой или учебной деятельности;
  • раскрытии индивидуальных талантов дошкольника;
  • акценте на взаимообмен идеями;
  • в радости от успешного достижения поставленных перед ребенком целей;
  • стимулировании самостоятельного творчески активного мышления и фантазии;
  • помощи в формировании личности, которая к каждой проблеме подходит с нескольких сторон, ищет нестандартные решения и выход из сложной ситуации.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Алгоритм решения изобретательских задач — ключевой рабочий механизм технологии. Чтобы успешно решать задачи, дети должны овладеть универсальным алгоритмом.

Читайте также:  Сдача анализов у детей после года

Технология ТРИЗ делает каждое занятие в детском саду увлекательным и интересным для дошколят. В этом случае они будут выполнять упражнения и задания осознанно, проявляя особое рвение, применяя творческое начало и самостоятельность. Традиционно воспитатели используют три вида занятий:

  1. Работа над творческим воображением — использование игровых ситуаций, сказкотерапии и импровизации в групповых и индивидуальных формах деятельности.
  2. Практическая и изобразительная деятельность через использование разнообразных материалов и техник (кляксография, ладошковая или пальчиковая)

Комплексные — различные виды деятельности (знакомство с окружающим миром, развитие речи, рисование, музицирование, пение, освоение счета), которые органично вписываются в режимные моменты второй половины дня.

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Компетенции воспитателя. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В российской советской практике дошкольного образования методика ТРИЗ в качестве научно-педагогического направления появилась в 1987. На одном из педагогических семинаров было принято решение продемонстрировать действие методики на школьниках, однако слушателям по ошибке показали ТРИЗ в действии в подготовительной группе детского сада.

Недоразумение привело к тому, что ТРИЗ-педагогика была внедрена в дошкольную педагогическую практику, а практикующие методику педагоги открыли для себя новые горизонты работы с детьми дошкольного возраста. С тех пор теория позволяет развить у дошколят изобретательские способности, смекалку, диалектическое мышление и воображение. Программа получила кодовое обозначение «Умка».

Педагогический поиск стал ведущим средством работы, а потому воспитатели теперь не дают дошколятам готовые задания, а учат самостоятельно находить истину. ТРИЗ-педагогика призвана стимулировать детей к познанию, потому воспитатель становится для них не источником готовой информации, а помощником на пути ее поиска.

Он побуждает детей к любознательности, если у них не возникают вопросы, через противоречие воспитатель должен спровоцировать их, поставив их в ситуацию поиска. Отныне педагог не дает ответы на вопросы малышей, а помогает им найти их своими силами через рассуждение, дискуссию, наводящие и уточняющие вопросы.

Длительность занятия по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.

Название этапа Суть Методология
Мотивационный этап Необходимо пробудить интерес у детей, поставить интригующую задачу, сформулировать тему занятия. Синектика с элементами театральных постановок, загадок, инсценировок, морфологический анализ
Основной этап Процесс образования и воспитания проходит в игровой форме. Уточняются противоречия, оцениваются ресурсы для выполнения заданий, моделируются варианты решения. Мозговой штурм, МФО, кольца Луллия, системный оператор, метод проб и ошибок
Этап подведения итогов, рефлексии Выбор решения, самоанализ и самооценка достигнутых результатов и хода работы. Морфологический анализ, системный оператор

Теория опирается на проработанную методологическую базу, в арсенале которой несколько эффективных приемов, среди которых особенно выделяются метод фокальных объектов (МФО), морфологический анализ, кольца Луллия, системный оператор и прочие. Важно подчеркнуть, что методология ТРИЗ, используемая в российских в детских садах, относительно недавно из общей педагогики перекочевала в дошкольную, однако все наработки принадлежат перу выдающихся отечественных и зарубежных ученых прошлых веков. Авторами популярных методов являются астрономы, философы, математики и даже лесоводы.

Эта технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС была внедрена сравнительно недавно, однако метод не нов, его предложил Ф. Кунце еще в 1920-х. Необходимо сфокусироваться на объекте, чтобы его усовершенствовать. Например, выбрав любое существительное к нему подбирают другие слова, получая неожиданные результаты. Таким образом дети раскрепощают свою фантазию и мышление.

В детском саду метод можно применять, начиная с младшей группы, применяя МФО в виде ряда последовательных заданий:

  1. Придумывается новый объект путем улучшения или изменения существующих объектов.
  2. Знакомство с ним.
  3. О выбранном объекте создается сказка или рассказ для детей.
  4. Художественное произведение анализируется.

ТРИЗ-методика мозгового штурма относится к наиболее перспективным с точки зрения творческого решения задач. Использование методики требует тщательной подготовки, на этапе которой воспитателю следует точно сформулировать проблему, сгруппировать участников, обозначить перед каждым ребенком его роль. Выбранный ведущий стимулирует проявление энтузиазма у участников, их творческий азарт, важно, чтобы предложения, высказывания и мысли дошкольников не ограничивались. Каждая идея достойна рассмотрения, потому на основном этапе реализации мозгового штурма идеи оптимизируются и комбинируются. В завершении проводится критический анализ с последующим анализом лучших идей.

На обсуждение детям можно выносить самые разные вопросы:

  1. Как не дать Лисичке съесть Колобка?
  2. Как сыграть мелодию без гитары или пианино?
  3. Как оставаться чистым?
  4. Где найти птиц, которые не летают?
  5. Где всегда зима, или где зимой лето?

Авторство этого комбинаторного метода принадлежит астроному Ф. Цвикки, который предложил системный подход к изобразительному творчеству. Творческое решение рождается посредством системного перебора всех вариантов характеристик или особенностей объекта. В ДОУ морфологический анализ можно использовать на уроках музыки или рисования, в изучении нового или инсценировках.

Для применения этого метода ТРИЗ в детском саду строится морфологическая таблица или ящик, в котором под осью понимаются ключевые характеристики объекта или их варианты. В оси координат по горизонтали размещают объект, а по вертикали его признаки или наоборот. Если же речь идет о морфологическом ящике, в нем осевых линий может быть сколько угодно много.

Автором метода является философ Раймунд Луллий. Кольца позволяют взрослым и детям организованно заниматься. В дошкольной педагогике технология используется для стимулирования творческого мышления, познания мира, развития воображения и осознания взаимосвязи явлений.

Для применения этого метода в ДОУ необходимо приготовить несколько разных по диаметру кругов из плотного картона, разделенных на равное число секторов. В ходе деятельности детям необходимо заполнить все сектора кругов в соответствии с поставленной задачей. Если малышам нужно придумать новый наряд, следовательно, на секторах кругов будет появляться информация:

  • на самом большом круге — цвета наряда — фиолетовый, зеленый, желтый, красный, черный;
  • на среднем — предназначение, например, рабочий, парадный, спортивный;
  • на меньшем — материал — брезент, шелк, мех, хлопок, шифон.

Затем картон нанизывается на любой стержень, к которому прикрепляется стрелка. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариаций созданного наряда. По такому же принципу можно составлять сказки (объекты сюжетно-ролевой игры — атрибуты — действия объектов).

Примечательно, что круги Луллия можно использовать в области коммуникации и познания, для изучения художественной литературы или знакомства с окружающим миром. Принцип действия технологии поистине универсален, потому воспитатели могут видоизменять и дополнять ее по своему усмотрению. Занятия проходят в непринужденной обстановке без физического или психологического напряжения, благодаря чему материал усваивается гораздо лучше.

В основе метода поиск решения проблемы через перебор вариантов. Дети знают, что каждое, порой даже фантастическое предположение в формате «А что, если. » будет услышано и принято во внимание. Нередко это уводит от первоначальной проблемы и активно подключают свою фантазию, но для дошкольников это не проблема, а скорее способ найти компромиссное решение. ТРИЗ-технология проб и ошибок в детском саду позволяет воспитателям и детям экспериментировать, учиться настойчивости, стимулировать познавательную активность.

Системный анализ способствует комплексному изучению предмета и всестороннему подходу. ТРИЗ-метод системного оператора может использоваться, начиная со второй младшей группы для описания игрушек, знакомства с окружающим миром. Малышам необходимо объяснить, что у оператора есть возможность изменять время, размер и стоимость для решения поставленных задач. Так, чтобы Кай из сказки не замерз, следует изменить время, а сказке про Колобка — размер, так Лисичка не сможет его съесть.

  1. Всеобъемлющее представление об объектах и явлениях.
  2. Стимул для развития фантазии и воображения.
  3. Умение подходить к решению задач творчески.

С помощью системного анализа дети анализируют объект во временных рамках, выстраивают вертикаль взаимосвязи объектов или явлений (например, лес — в нем живут животные — одни из них лисы — у лисы есть уши, хвост, лапы, нос, глаза), оценивают противостояние и взаимосвязь объектов через многоэкранное мышление.

Такая ТРИЗ-технология в детском саду по ФГОС ориентирована на изучение внутреннего строения веществ. С ее помощью дошкольники узнают, почему вода жидкая, песок — сыпучий, а камень — твердый. Маленькие человечки, согласно методу, — это молекулы, которые образуют те или иные связи. Имея подобную модель воспитатель может с легкостью объяснить детям, почему вещества могут быть газообразными, жидкими или твердыми.

Метод, разработанный Вильямом Гордоном почти полвека назад, позволяет отстраняться от обыденного, знакомясь с новым. Он считал, что аналогии стимулируют творческие способности дошкольников. В сложных ситуациях следует опираться на эмпатию — перенесение образа, настроения, отождествление себя с объектом или сказочным героем.

Метод нашел широкое применение во время музыкальных или танцевальных занятий, когда малыши могут перевоплощаться в птиц или животных. Например, дети могут прокаркать или промяукать любимую песенку, представив себя вороной или котенком, могут показать походку пингвина или мамы на каблуках. При этом важен момент перевоплощения, поиска аналогии и сходства в характеристиках явлений и предметов.

Методика, предложенная немецким профессором Э. Кунце, позволяет развить у дошкольников навыки к сочинительству. Дети проявляют творчество и составляют удивительные рассказы, сказки, объединяя случайных персонажей, предметы, действия, выбранные наугад.

Справедливее отнести ее к видам игры, чем к ТРИЗ-методу, однако в ходе занятий дети могут отгадывать предметы и признаки, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы строятся от общих к частным: сперва необходимо выяснить, загадан предмет, человек или животное, а после его черты. Метод данетки учит детей задавать точные вопросы, правильно их формулируя, чтобы получить интересующую их информацию.

Метод основан на анализе сказки и дальнейшей оценке сказочных и реальных событий в ней. Дети должны видеть взаимосвязь и проникновение мира фантазий и реальности, искать пути проникновения одного в другой. Дошколятам помогают волшебники, способные облегчить фантазирование.

Узнать больше о ТРИЗ-технология в ДОУ по ФГОС можно в статьях:

источник

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

Читайте также:  Сдать анализы для детей на гемоглобин

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности. Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» – пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Фото: Shutterstock (Everett Collection)

источник

Лариса Медведева
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления.

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.

Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ — технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах 20 века.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфо таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. На начальных этапах работы задействованы две горизонтали, далее можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Цель метода:

— Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

— Создавать условия для оценки ребёнком полученных идей.

— Учить детализировать наиболее удачные идеи.

— Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется, вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как младшие дети ещё не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели или картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Начинаем с человека, перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребёнком, что делает человек в каждой ячейке: утром просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т. д. ; днём гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит телевизор, готовится ко сну; ночью спит. Затем можно добавить другой объект, например петушка, или кошку, собаку. Интересно использовать предметы рукотворного мира – тапочки, сандалики, игрушка т. д. получится интересная сказка.

Творческое задание — фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.

Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста. Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.

В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.

Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.

Пример: платье. Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.

По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.

Пройдя весь подготовительный этап работы с морфологическими таблицами, можно перейти к углубленной работе по математике. Упражнять в умении считать, решать примеры и составлять математические задачи.

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия — метод интервьюирования. Этот метод.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Поводы и причины детских истерик. Как помочь ребёнку выйти из сильного эмоционального возбуждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г. Феодосия Республики Крым Консультация для родителей.

источник

1. Метод создан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки в 30-х годах ХХ века. Для работы используется морфологическая таблица: по вертикали и горизонтали в клетках располагаются картинки или схемы каких либо объектов или их частей.Произвольно выбирая картинки, Можно создавать фантастические объекты (например, животное с головой зайца, туловищем крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа).

§ Морфологический анализ проводится ,как правило, с группой детей в форме обсуждения (элементы «мозгового штурма»)

§ Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма по методу В.Я.Проппа («Морфология сказки»)

§ Создание фантастического образа осуществляется в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.)

  • Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.
  • Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.
  1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.
  2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.
  3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.
  4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.
  5. Организуется продуктивная деятельность детей.
  • При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.
  • Наглядность (изображения объектов, находящихся в «фокусе») не используется.
  • Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
  • При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой — маленький»; признака формы в значениях «круглый — квадратный»; признака цвета в значении «белый — черный». Не употребляются такие определения, как «красивый — некрасивый».
  • Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.
  • ПР: когда бывает «мыльное дерево» или «клетчатый дом».
  • С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
  • Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.
  1. Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.
  2. Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.
Читайте также:  Сдача анализов в месяц детей

Морфологический анализ (МА)

  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
  • Создавать условия для оценки ребенком полученных идей.
  • Учить детализировать наиболее удачные идеи.
  • Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.

1. Представляется морфологическая таблица.

2. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).

3. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).

4. Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.

1-я младшая группа — усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.

По «Волшебной дорожке » (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т.е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.

  • Кто (что) это?
  • С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался?
  • Каким стал?
  • На что похож по этому признаку?
  • Что бывает такое же?

В конце игры объект собирает все значения признака (все цвета), и дети придумывают, как его изобразить (разноцветный кубик, солнышко выбранной формы и т.д.)

2-я младшая группа — сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и преобразование объекта путём изменения значений признаков, подведение к пониманию противоположностей.

К методике для первой младшей группы добавляется новое творческое задание: на обратном пути герой попадает на границу между клетками «волшебной дорожки». Дети ищут способы сочетания противоположных значений признака. Например: зайчик прыгнул и попал между жёлтым и синим цветом. Каким он стал? Как раскрасился?

Следует побуждать искать разные варианты: не только смешение двух красок, но и разноцветные части (лапки жёлтые, ушки синие), и орнаменты (в клетку, полоску) и т.д.

Средняя группа — анализ признаков объектов и их значений с помощью сенсорного обследования (целенаправленное подключение анализаторов), реальное и фантастическое преобразование объектов с помощью изменения значений признаков, подведение к принятию сочетания противоположностей.

Возможна модель из двух «дорожек».

  • по дорожке «гуляет» один анализатор и встречается с разными природными и рукотворными объектами;
  • по дорожке гуляет один (или два: природный и рукотворный) объект и встречается по очереди со всеми анализаторами;
  • по дорожке гуляет явление (радуга, гром, молния) и встречаясь с анализаторами, узнаёт о себе (задание фантастического характера).

«Дорожка времени» : сезоны, части суток, дни недели.

«Волшебники» — знакомые типовые приёмы фантазирования. По дорожке гуляют два героя, которые подвергаются противоположному по значению «волшебству» одновременно — одного увеличили, а другого уменьшили и наоборот. Какие при этом возникают проблемы?

Аналогично организуется тренинг по любому признаку.

Старшая группа — конструирование образа на основе классической морфологической таблицы.

Значение МА в дошкольной практике — метод, формирующий аналитико-синтетическую деятельность ребёнка по определённым показателям:

  • Формирование умений анализа на основе выделенного признака (мышление).
  • Формирование умений преобразования объектов на основе выделенного признака (воображение).
  • С детьми 3 лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии одной или нескольких «Волшебных дорожек». Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов.
  • Для работы с детьми 4-5 лет на вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематичные изображения (цветом, буквами, знаками) объектов природного и (или) рукотворного происхождения. На горизонтали — части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, типовые приемы фантазирования.
  • Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.
  • Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы «мозгового штурма»).
  • Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп «Морфология сказки», 1928].
  • Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

1. Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.

2. Самостоятельный выбор наиболее интересных, их оценка и подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.

3. Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей).

4. Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.

1. Заполняется морфологическая таблица (количество,подбор показателей определяются целью и содержанием занятия)

2. Рассматриваются сочетания показателей (поочередно или выборочно). Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов (морфологичес-кий анализ)

3. Организуется продуктивная деятель-ность по содержанию обсуждения (рисование, сочинение сказки и т.д.)

§ Умение находить как можно больше вариантов в рамках заданной темы

§ Самостоятельный выбор наиболее интересных объектов, их оценка и подробный рассказ о них с достаточной степенью достоверности.

§ Описание изменений свойств и действий фантастических объектов в зависимости от изменения обстоя-тельств.

источник

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода — выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) — возможный материал, из которого он может быть сделан.

дерев. железн. стекл. пластм.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул — для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул — для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой — приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).

Приведем пример применения метода с использованием «ящика», т.е. таблицы.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич — вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто — добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие — мешать и т.д.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь — грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Предполагаемый ход действия сказки:

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

7. Однажды между ними случилось…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО — установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй — рукотворного, третий — вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная — быстро едет;

горячая — везет горячий хлеб;

искрящаяся — летающая тарелка;

кухонная — с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

источник