Меню Рубрики

Картинки для зрительного анализа детей

Маленькие ляльки, начиная где-то примерно с месяца от роду, очень любят рассматривать чёрно-белые контрастные картинки и объекты (игрушки). Мой Федя их просто обожал! Дело в том, что детки рождаются с не полностью сформированной зрительной системой — ей ещё предстоит дозреть.

Наши сладкие комочки видят, прямо скажем, не лучшим образом, острота зрения у них очень слабая.

Несколько фактов о зрительной системе новорожденного:

— малыши рождаются дальнозоркими, т. е. плохо видят близкие предметы

— по причине незрелости глазного нерва и мышц, двигающих глазное яблоко, у новорожденного имеется физиологическое косоглазие — это возрастная норма, которая имеет временный характер

— мы знаем, что окраска радужной оболочки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно- или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента, поэтому цвет глаз, как правило, голубой. С возрастом радужка становится толще и богаче пигментом , т. е. цвет глаз ребёнка меняется.

Особенности строения сетчатки в первые месяцы жизни таковы, что из всех цветов лучше всего малыши видят чёрный и белый, остальные цвета они видят хуже, но видят.

Не стоит заблуждаться, что новорожденные видят мир в чёрно-белых красках. Это не так. Различные исследования подтверждают это.

Так что, интерес к четким черно-белым картинкам обусловлен лёгкостью зрительного восприятия их малышом. В первые два — три месяца малыш прежде всего учится отличать наиболее контрастные предметы, фокусировать на них взгляд и плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет. Чёрно-белые картинки будут хорошим подспорьем в этом процессе. Но не стоит забывать о том, что ни в коем случае нельзя ограничивать цветовую среду недавно родившегося ребёнка только черным и белым. Для развития зрительной системы, с самого рождения необходимо постоянное присутствие ярких и цветных игрушек (предметов), они способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения.

Самым маленьким деткам (с конца 1 месяца) нравятся простые геометрические фигуры, клетка, полоска, круги, прямые и ломаные линии, ассиметрия, и схематические изображения улыбающегося лица или мордочки (глазки, нос, улыбка). С каждым месяцем изображения должны усложняться.

Сначала эти рисунки должны быть достаточно крупные с крупными деталями — все мелкое (тонкие линии, маленькие фигурки, небольшие расстояния между объектами и т. д.) для месячного малыша сольются в одно пятно. Постепенно детализация рисунка увеличивается. Размер картинки: вполне подойдёт лист А4. Важно: листочек не должен просвечивать, для этого листок с рисунком можно наклеить на картон.
Кроме картинок некоторые мамы чего только не делают: мастерят черно-белые мобили, самодельные кубики, шьют игрушки… Они большие умницы, если успели сделать это всё во время беременности. Но если малыш уже родился, я считаю, что погружаться так сильно в процесс создания подобных девайсов совершенно излишне. Лучше проведите это время со своим крохой (это будет гораздо полезнее для его развития) или отдохните сами. Берегите свои силы, мамы, ибо материнство — это забег на очень длинную дистанцию, для этого учитесь выделять главное. И помните: многое для развития ребёнка уже есть в его среде. Так что, в сторону сильные заморочки с развивающим материалом, рисуем/печатаем листочки и радуемся вместе с ребёнком.

Есть ещё одна малозатратная по времени идея, кроме листочков с рисунком: черный и белый фетр. Это тоже очень просто: навыстригала, скомбинировала и вот тебе, пожалуйста, гирлянды (растяжки), которые можно повесить в кроватку (от бортика к бортику, или в коляску) и игрушки, которые будут полезны ещё и для развития тактильности и мелкой моторики. И, конечно же, не забывайте, что в продаже черно-белые игрушки тоже есть. К слову, у нас была такая замечательная мягкая черно-белая погремушка Мишка панда ? . Она была Фединой любимицей месяцев до 4.

Вот некоторые моменты, которые необходимо учитывать:

  • в первые месяцы малышу наиболее удобно рассматривать всё и всех вокруг себя с вертикального положения (на ручках). Так ему легче концентрироваться.
  • во время занятий для развития зрения источник света должен находиться за головой малыша, чтобы свет не бил в глаза и хорошо освещал всё что находится перед ним.
  • новорожденный малыш лучше всего видит предметы на расстоянии 20 — 30 см (фокусное расстояние). С каждым месяцем оно будет постепенно изменяться. Соблюдение правильного фокусного расстояния необходимо ещё и для предотвращения схождения глазных яблок, которое может стать устойчивым. Таким образом мы можем способствовать преодолению проблем с косоглазием.
  • растяжку-погремушку лучше вешать в кроватку так, чтобы она располагалась над животиком малыша примерно в 30 см. Мобили нужно вешать не над головой, а ближе к ножкам. Такое положение поможет концентрации и не будет создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.

Картинки и игрушки можно закрепить на бортиках кроватки, повесить на стены (прогуливаясь с ребёнком по квартире, вы будете их ему показывать). Их можно наклеить на большие кубики. Во время выкладывания малыша на животик, чёрно-белые картинки, поставленные перед малышом будут отличным стимулом учиться поднимать и удерживать головку. Не забывайте менять эти картинки, примерно через каждые 3 дня, с нарастанием сложности. И, главное, не переусердствуйте, помните, что чёрно-белые картинки — не основное условие развитие зрения малыша, а всего лишь вспомогательное. С каждым месяцем актуальность чёрно-белых изображений снижается.

Имейте в виду, что не стоит сразу же, в первые недели после рождения ребёнка, кидаться в развивашки — глазки малыша очень чувствительны к яркому свету, веки ещё припухшие, смотреть ему не очень комфортно, да и большую часть времени он спит. Пусть пройдёт адаптационный период (и у вас, кстати, тоже), а к концу первого месяца (вы сами почувствуете, когда уже можно), потихоньку начинайте заниматься с ребёнком.

Изображения для скачивания формата А4 в PDF файле.

Все описанные упражнения можно делать и с цветными изображениями, и вообще с любыми игрушками (предметами).

В первый месяц жизни поле зрения малыша ограничено, он реагирует только на те объекты, которые находятся в пределах 20 — 30 градусов по сторонам и 10 градусов сверху и снизу.

Первое упражнение для прослеживания. Покажите малышу картинку (помните о фокусном расстоянии). После того, как малыш заметит её и зафиксирует на ней взгляд, медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). Затем, приблизьте картинку к малышу примерно на 20 см, а потом удалите на 1 метр (вертикальное прослеживание).

К концу третьего месяца он уже может следить за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотреть на свою руку и предмет, который в ней держит. Малыша начинают привлекать изображения кругов, колец, пятна. Теперь можно усложнить траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Прослеживание предметов по кругу можно тренировать ещё при помощи мобиля, сняв с него все игрушки, кроме одной.

Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Возьмите картинку и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он зафиксировал на ней взгляд, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малышу понравится 🙂

Теперь малыши очень любят рассматривать различные орнаменты. Им по-прежнему нравятся кривые, они стремятся к более сложным рисункам.

Берём картинку и лист белой бумаги размером больше самой картинки. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Подождите пока ребёнок на ней сфокусирует взгляд, затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

В заключение добавлю: занимайтесь с ребёнком, когда и у него и у вас хорошее настроение, пусть занятия вам обоим будут в радость. И знайте, что самое главное для развития зрения ребенка — это ласковое, улыбающееся лицо мамы. Доказано, что именно на мамино лицо (и лица близких людей) ребёнок любит смотреть больше всего.

  • Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006.
  • Уильям и Марта Сирс Ваш ребёнок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет. — М.: Крон-пресс Корона, 1994.
  • Болотова А. К, Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2012.
  • Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.

Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом — жмите ? , так вы поддержите мой канал ?

Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации

Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании

Вступайте в мою группу в ВК — там много полезного и интересного для мам и детей

источник

Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников, как основы чтения и письма Осьмакова Марина Васильевна — преподаватель психодиагностики и коррекционной педагогики Тюменского педагогического колледжа ?1 (высшей категории).

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, отбирающих детей по результатам собеседования, обязательно, чтобы ребенок умел читать . Стараясь выполнить новую программу, часть учителей повышают требования к скорости чтения. С первых же родительских собраний Вы будете слышать данные о технике чтения детей класса.

От автора: В классе моей дочери девочка Кристина в сентябре читала 124 слова в минуту. Нам же похвастаться было нечем, наши 27 слов были весьма скромным достижением.

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения и письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано, чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

В предыдущей статье помощью теста М.Фростик, предлагалось оценить различные стороны зрительного восприятия Вашего ребенка.

Выявленные трудности зрительного восприятия нужно и можно скорректировать до начала школьного обучения.

Профилактика проблем чтения и письма просто обязательна для детей с речевыми нарушениями.

Рассмотрим приемы на развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа у старших дошкольников.

В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.

! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками.

! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр.

Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови их.

! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.

Найди и обведи все треугольники.

! Поиск отличий в сходных изображени­ях.

Найди отличия в этих рисунках.

! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

Что не нарисовал художник?

! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри­сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.

! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркни их.

! Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.

Найди точно такую же группу букв среди остальных

! Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.

Какие буквы написаны? Сколько их?

Читайте также:  Анализ мониторинга детей старшей группы

! Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.

Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы?

! Срисовывание по образцу фигуру или букву;

! Складывание из палочек фигуру (по образцу);

! Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;

! Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О — обруч, З — змея);

! Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

! Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?

Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

! Игра «Чего не стало»? (из 5-6 картинок)

Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.

! Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);

! «Что изменилось»? (запоминание расположения).

Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.

После этого уберите картинку, задайте ребенку вопросы:

— Какие предметы нарисованы на картинке?

— Сколько вишен ты видел на картинке?

— Что ты видел, ручку или карандаш?

— Сколько конфет на картинке?

Подобные задания можно найти в детских развивающих альбомах, книжках – раскрасках. Важно целенаправленно отбирать материал, систематически давать его ребенку. При использовании данного комплекса учебно – игровых заданий, вы заметите положительные изменения в состоянии зрительного восприятия у Вашего ребенка, а это значит, есть большая надежда на успешность в освоении чтения и письма в школе.

Наиболее эффективные резервы обучения чтению рассмотрим в следующей статье.

В публикации представлена подборка упражнений на развитие зрительно — пространственного восприятия разработанных Г.Ф.Кумариной, Н.П.Локаловой, Семидумовой Н.Н.; заданий на развитие зрительного анализа составленных Бахаревой М.Г. учителем-логопедом, Грековой Т. А. — учителем начальных классов.

Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001

Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом «Первое сентября»)

Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна — преподаватель психодиагностики и коррекционной педагогики Тюменского педагогического колледжа ?1 (высшей категории).

источник

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), внимания у старших дошкольников при овладении чтением

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности.

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

  • сенсорное (перцептивное);
  • интеллектуальное (мыслительное);
  • моторное (двигательное).
  • Основными функциями внимания являются:

  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.
  • Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

    • аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
    • фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
    • усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

    Принципы проведения коррекционно-развивающей работы

    Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.

    • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
    • единства диагностики и коррекции;
    • приоритетности коррекции причинного типа;
    • деятельностный принцип коррекции;
    • учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
    • комплексности методов психологического воздействия;
    • активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
    • опоры на разные уровни организации психических процессов;
    • программированного обучения;
    • возрастания сложности;
    • учета объема и степени разнообразия материала;
    • учета эмоциональной окрашенности материала.

    Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

    коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

    профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

    развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

    Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.

    Роль зрительного восприятия ребенка в усвоении чтения

    В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.

    Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения выделяют: восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации.

    Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

    В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения чтения.

    Альбом “Визуальный тренажер” включает занятия, развивающие зрительные функции, зрительную память ребенка и обучающие его зрительным операциям чтения.

    Что такое зрительные функции?

    Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Зрение и зрительное восприятие не являются тождественными понятиями. “Зрительная система состоит из большого количества параллельных каналов, или подсистем, работающих в значительной мере автономно и выполняющих принципиально различные функции. Эти подсистемы могут нарушаться или совершенствоваться почти независимо друг от друга, так что в одних отношениях зрительная система данного человека может демонстрировать замечательные способности, а в других – весьма посредственные” (Г.И. Рожкова, 2003). Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г.И. Рожковой, можно разделить на три группы.

    К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы.

    Эти показатели содержат диапазоны параметров, в пределах которых зрительная система может функционировать, а также ограничения, характерные для самой системы вследствие ее анатомических и физиологических особенностей. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, величины полей зрения, размеры слепого пятна, скорости адаптации, рабочий диапазон освещенности (яркости), время сохранения следа светового раздражения.

    Во вторую группу входят базовые зрительные показатели: острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и др.

    Третью группу составляют комплексные показатели, отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Как отмечает Г.И. Рожкова, “. такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека”.

    Нарушения показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком.

    Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях, ярким примером которых является обучение чтению. В ходе стандартного офтальмологического обследования отклонения в развитии этих функций, как правило, не выявляются. Однако именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие для полноценного овладения чтением.

    Экспериментальное сравнительное изучение школьников с хорошо сформированным чтением и учащихся с несформированностью этих навыков (дислексия и дисграфия) позволило четко выделить те зрительные функции, нарушение или недоразвитие которых препятствует правильному восприятию графической информации (букв, цифр, символов) и перекодированию ее в речевую информацию.

    Зрительные операции чтения

    Обучение чтению начинается с ознакомления ребенка со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение идентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладения навыком чтения.

    Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическими объектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этим смыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также их взаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.

    Восприятие изображения, или “видение”, происходит только в момент фиксации – движущийся глаз не воспринимает информацию. Однако эти перерывы в видении не ощущаются читающим благодаря остаточному изображению, которое заполняет временные интервалы, необходимые для передвижения глаз, что и создает иллюзию непрерывного видения (В.П. Зинченко и др.). Даже после кратковременного предъявления информации в зрительной памяти откладывается ее большая часть, которая сохраняется в течение нескольких секунд. Затем происходит считывание информации, отложившейся в памяти, или сканирование. Под сканированием понимается не только процесс считывания информации из памяти, но и упорядоченное, целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. При этом направление осмотра выбирается каждым индивидуально.

    Передвижение глаз, моторный компонент зрения, занимает примерно 5% времени процесса чтения, остальные 95% — затрачиваются на опознание увиденного в моменты фиксаций взора, т.е. на гностический компонент зрения. Следовательно, скорость чтения зависит от объема информации, воспринятой ребенком за короткое время фиксации.

    Регрессивные движения глаз (т.е. возвращающие взор справа налево) встречаются не только при переходе к другой строке: они необходимы для возврата к уже прочитанному с целью уточнения, проверки понимания смысла, исправления допущенных ошибок. Количество регрессий зависит от степени автоматизации навыка чтения: чем опытнее чтец, тем меньше регрессий наблюдается в его чтении, и наоборот. Кроме того, количество регрессивных движений глаз зависит от сложности текста, его новизны, значимости для чтеца и других факторов.

    По мере овладения чтением у ребенка формируются и антиципирующие (предвосхищающие) движения глаз, и такое “забегание” обеспечивает прогнозирование содержания текста.

    Глазодвигательные механизмы чтения не осознаются опытным чтецом и не требуют от него произвольных усилий. Однако прежде чем стать автоматизированными, эти операции проходят стадию произвольного, осознанного овладения ими.

    Ребенок, обучаясь читать, впервые сталкивается с тем, что должен контролировать движения глаз и соотносить их с читаемым текстом: уметь выделить начало текста; проследить строку слева направо; точно перейти от одной строки к другой, без пропусков и повторов. Сложность этих операций иногда вынуждает ребенка сопровождать чтение движением пальца, которое выполняет вспомогательную роль и встречается у большинства детей на начальных этапах овладения чтением.

    Читайте также:  Анализ мониторинга детей в доу

    Для движений глаз во время чтения, как и для любого вида целенаправленного движения, важной характеристикой является выбор направления движения: в отличие от сканирования предметов, их изображений и т.п., чтение требует от чтеца единого направления сканирования информации – слева направо. Изменение этого направления приводит к различным ошибкам чтения.

    Задачи и структура “визуального тренажера”

    “Визуальный тренажер” – наглядно-действенное пособие, направленное на развитие и коррекцию зрительного восприятия у детей 5-7 лет.

    Цель предлагаемой методики – обучить ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

    В альбоме представлена система упражнений для обучения детей дошкольного возраста стратегиям зрительного восприятия и решениям различных мыслительных задач.

    В этой связи “Визуальный тренажер” построен с учетом основных классов задач, выполняемых зрительным восприятием:

    • собственно зрительные – решаемые в связи с целями восприятия;
    • глазодвигательные – предполагающие выполнение того или иного движения глаз, типичные для повседневной жизни и отвечающие практическим целям;
    • общеинтеллектуальные (мыслительные, мнемические, двигательные), в осуществлении которых зрительное восприятие играет значительную роль.

    Альбом содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В него включены также задания, способствующие развитию графических способностей детей.

    Отличительной особенностью данной методики является разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е. называние зрительно воспринятого материала.

    В соответствии с программой целенаправленного формирования зрительного восприятия “Визуальный тренажер” включает набор последовательно усложняющихся по определенным параметрам стимулов, серии заданий, специально разработанных для формирования различных компонентов зрительного восприятия, которые составляют основу навыков чтения. От серии к серии предусмотрено усложнение заданий и стимульного материала.

    Блок I. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. [рисунки 1-8]

    Блок II. Учимся следить глазами. Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. [рисунки 9-16]

    Блок III. Учимся ориентироваться в пространстве. Основная цель: формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа. [рисунки 17-25]

    Блок IV. Учимся запоминать и узнавать. Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления (мнемотехника). Предусмотрено 10 заданий, рассредоточенных в первых трех блоках (подробнее см. далее в разделе “Как организовать занятия ребенка. ”).

    Предлагаемая методика занятий с “Визуальным тренажером” может быть широко использована в педагогической практике:

    • на индивидуальных и фронтальных занятиях по подготовке детей к обучению грамоте в условиях дошкольных образовательных учреждений (общего и коррекционного видов);
    • для включения рекомендуемых упражнений в логопедические занятия с младшими школьниками, имеющими трудности в овладении навыками письма и чтения, сопровождающиеся явлениями оптической агнозии (трудности в восприятии формы, слабость зрительных представлений и др.);
    • для самостоятельных занятий родителей с детьми дошкольного возраста с целью их общего развития и подготовки к школе.

    Альбом содержит задания, рассчитанные на различные стратегии, и дает возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    Методикой предусмотрена и возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

    Иллюстративный и дидактический материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на формирование определенных зрительных способностей.

    Упражнения первого блока – “Учимся смотреть и видеть” – обеспечивают формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.

    Вначале в основе восприятия ребенка преобладает процесс детального ознакомления с малознакомым объектом (сукцессивное узнавание).

    3адания второго блока – “Учимся следить глазами” – направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий, например: поиск выхода из лабиринта, нахождение точки на схеме по заданным координатам или маршруту. На основе серийных движений глаз осуществляются и глазомерные операции.

    Третий блок упражнений – “Учимся ориентироваться в пространстве” – направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, т.е. представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

    Формирование зрительно-пространственных представлений проходит ряд последовательных этапов. В результате к началу обучения чтению у ребенка должно быть сформировано умение ориентироваться в системах координат. В этот блок вошли также задания по развитию зрительно-моторных координации, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.

    Четвертый блок составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.

    В каждый блок включены задания по развитию ассоциативного мышления, памяти, внимания и графические задания, требующие оперирования зрительными объектами в умственном плане.

    Некоторые задания могут быть использованы как эффективный способ выработки связи между зрительными образами и речью, что позволяет взрослому контролировать этот процесс. Занятия могут проводить не только специалисты, но и родители – дома, в кругу семьи, чтобы подготовить ребенка к школе.

    Комплекс упражнений направлен:

    • на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
    • развитие зрительного восприятия и узнавания;
    • развитие цветового гнозиса;
    • развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
    • профилактика и коррекция оптических нарушений чтения и письма;
    • актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.
  • Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: “Просвещение”, 1983.
  • Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: “Сфера”, 2001.
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.

    Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. “Визуальный тренажер”. М.: “АРКТИ”, 2006

    источник

    Ирина Гурова
    Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации предметов по одному или двум имеющимся признакам. Игры также способствуют развитию понимания и практического употребления прилагательных, обозначающих признаки предметов (величины, цвета, формы). С их помощью малыши упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Материал каждой игры может быть использован в работе с воспитанниками разного возраста. С некоторыми игровыми заданиями могут справиться дети 2-3 лет.

    Игра «Яблочный компот»

    — Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие; большие-средние-маленькие); по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету.

    Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок «крышек», соответствующих величине банок и цвету яблок.

    Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу.

    Классификация по величине:

    Классификация по величине и цвету

    Располагать материал можно по-разному.

    В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке?» и т. д.

    Игра «Чашки и блюдца»

    — Развивать восприятие величины (большая, маленькая) и цвета предметов (красная, жёлтая, синяя, зелёная).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Учить подбирать друг к другу предметы по признаку цвета, величины, сразу по двум признакам: величины и цвета.

    Восемь чашек из плотного картона двух величин (большие и маленькие) и четырёх цветов (красные, синие, желтые, зелёные).

    Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Перед детьми ставим игровые задачи: предлагаем накрыть стол, чтобы напоить кого-нибудь чаем.

    Подбор чашек и блюдец по величине:

    Подбор чашек к блюдцам по цвету:

    Подбор чашек к блюдцам по двум признакам: величине и цвету:

    В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какого цвета блюдце? Какую чашку ты на него поставишь? Это какая чашка? Это какое блюдце? На каком блюдце стоит красная большая чашка? Какая чашка стоит на маленьком зелёном блюдце?» и т. д.

    Игра «Домики зайчат»

    — Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый) и формы (круг, квадрат, треугольник).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, сразу по двум признакам: цвета и формы.

    9 геометрических фигур – «домиков зайчат»: красные, жёлтые и синие круги, квадраты и треугольники; 9 «цветных сказочных зайчат» из картона – 3 красных, 3 жёлтых и три синих. У каждого зайчонка на шее «ключик» – соответствующий форме его «домика» – геометрической фигуры.

    С этим материалом лучше всего играть на полу. Перед детьми ставится игровая задача, например: «Зайчата пошли гулять и потерялись (заблудились). Давайте поможем им найти свои домики (по цвету и по форме ключика) и попасть домой.

    Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач.

    Классификация по цвету и форме:

    По ходу игры нужно беседовать с детьми. Вопросы должны соответствовать возможностям малышей: «Какой ключик у зайчика? В какой домик пойдёт этот зайчик? Как ты думаешь, в каком домике живёт этот зайчик? А почему?» и т. д.

    Игра «Машины везут игрушки»

    — Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и формы (круг, квадрат, треугольник).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, цвета и формы.

    Изображения двенадцати разных машин, отличающихся по цвету кузова и по форме окна; 36 геометрических фигур:

    12 круглых фигур («мячиков» или «шариков»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;

    12 квадратных фигур («коробочек», «кубиков» или «книжек»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;

    12 треугольных фигур («пирамидок»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих.

    И здесь варианты проведения игры могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Предлагаем детям стать грузчиками и правильно разложить игрушки в машины, чтобы отвезти их в магазин.

    Классификация по форме и цвету:

    В процессе игры детям задают вопросы, например: «Что везёт эта машина? Какого цвета? Какой формы? Какие мячики? В какой машине повезём эту пирамидку? А эту? И т. д.

    Игра «Гномики ищут домики»

    — Развивать восприятие цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) и формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета и формы.

    — Развивать точность движений пальцев рук.

    4 полоски из белого картона с наклеенными фигурами, отличающимися по форме и цвету (по 4 на каждой) – «домики».

    Детям предлагается помочь каждому «гномику» найти свой «домик» и поселить его там.

    По ходу игры педагог задаёт детям разнообразные вопросы, направленные на употребление в речи сразу двух прилагательных (красный круглый, синий треугольный, жёлтый квадратный, зелёный прямоугольный и т. д., например «Это какой гномик?» «В каком домике будет жить этот гномик?» и т. п.

    Игра «Рыбки в аквариумах»

    — Развивать восприятие цвета (коричневый, синий, оранжевый) и формы (круг, квадрат, треугольник).

    — Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    — Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета и формы.

    9 геометрических фигур – «аквариумы»: круги, квадраты и треугольники белого цвета; 9 подставок для аквариумов: по 3 полоски синего, оранжевого и коричневого цвета; 9 «цветных сказочных рыбок» из картона, отличающиеся по форме и цвету: 3 круглые (синяя, оранжевая, коричневая); 3 треугольные (синяя, оранжевая, коричневая); 3 прямоугольные (синяя, оранжевая, коричневая).

    С этим материалом лучше всего играть на полу. Взрослый «ставит» каждый аквариум на свою подставочку. Можно предложить сделать это самим детям.

    Затем перед детьми ставится игровая задача – поместить каждую рыбку в свой аквариум.

    Читайте также:  Анализ мониторинга детей в саду

    По ходу игры также проводится беседа, направленная на активизацию словарного запаса и фразовой речи.

    С материалом каждой игры также можно организовать упражнения, в которых предполагается исправление детьми допущенных взрослым ошибок (перекладывание) в любых вариантах. Такие игровые здания дети всегда выполняют с большим удовольствием.

    Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия «Соотнесение объектов по цвету» Младшая группа Цель: учить соотносить объекты по цвету. Материал: карточки с изображением цветных шаров.

    Характеристика зрительного восприятия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью Сенсорное развитие у детей с выраженным нарушением интеллекта характеризуется недифференцированностью, узостью, значительно отстает по срокам.

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Готовим пиццу» с использованием технологий Цель:[/b] Расширять представления детей о сенсорных эталонах. Задачи: [/b] 1. Закреплять знания детей об основных цветах (красный, синий,.

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Мои игрушки» для детей с нарушениями зрения Программное содержание: 1. Закреплять знания детей об игрушках (мяч, юла, пирамидка, неваляшка). Закреплять умение узнавать игрушки по.

    Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»I часть. Теоретическая.

    Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления» К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

    Коррекция зрительного восприятия (ориентировка в пространстве) по отрывку стихотворения А. Плещева «Весна» Задачи: 1. Учить детей ориентироваться в микропространстве (на фланелеграфе, находить верх, низ, середину. 2. Развивать активное использование.

    Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Общий вид игрового поля. Ребенку предлагается задание: «Назови домашних животных которых ты видишь. » Предлагаем ребенку помощь: «Найди.

    Развитие зрительного восприятия в старшей группе детей с нарушением зрения Цель. Закреплять знание геометрических фигур, умение сравнивать предметы по количеству. Закреплять слуховое и зрительное восприятие. Развивать.

    Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

    источник

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №61»

    Тема: « РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ,

    ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА »

    По материалам Степановой О.А. Профилактика школьных трудностей у детей:

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ,

    ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    Исследователи утверждают, что до 90% информации воспринимается человеком посредством зрения . Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы, явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).

    Среди наиболее типических характеристик зрительного восприятия как дошкольников, так и младших школьников выделяется, во-первых , его малая дифференцированность . Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешивают сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.

    Во-вторых, дошкольникам и младшим школьникам может быть свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии . Часто они выделяют случайные, несущественные детали, на которые не обратит внимание взрослый, а существенное и важное при этом не воспринимается.

    В-третьих , для восприятия детей этого возраста характерна и ярко выраженная эмоциональность : ими в первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Наглядное, яркое, живое воспринимается ими обычно лучше и отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения.

    В процессе дошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка зрительного восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и специфической деятельности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действительности и служит основой формирования представлений и понятий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

    Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты.

    Для поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде объектов ребенка высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации безусловно важна и необходима, однако она свойственна далеко не всем первоклассникам. Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40—80% детей. Следствием этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует оказания соответствующей помощи. Кроме того, недостаточная воспитанность восприятия детей выражается и в таком явлении, как отвлечение внимания. Поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет и на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем и т.д.

    В целях постепенного овладения детьми дошкольного и младшего школьного возраста техникой зрительного восприятия и развития «умелости взора», рациональными приемами запоминания и логической обработки наглядно представленной информации, взрослые могут использовать игры, игровые задания и упражнения, построенные как на учебном, так и неучебном материале. На первых порах в играх, особенно с детьми дошкольного возраста, следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные’ и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи и пр. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.

    Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия

    Назови все красное (круглое, деревянное. )

    Ищем сокровище (описание предмета) «Мое сокровище —. маленькое, синее, шелковое, нарядное» (бант на голове у одной из участниц игры) и т.д.

    Рассели жильцов Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).

    Лучший знаток загадок Обязательное условие, которое должно быть выполнено, — предмет-отгадка должен находиться в поле зрения игроков, быть ими виден.

    Чем похожи? Чем отличаются?

    Кто назовет больше признаков?

    Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов

    Найди одинаковые множества Игровой материал для этой игры — коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание— найти парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов.

    Найди отличия Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.).

    Сложи картинку В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки,

    В этой игре детям предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных (рис. 3). Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если детям будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам (рис. 4).

    В качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным (рис. 5).

    Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда

    На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6—8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5—10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы.

    Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков — восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд.

    Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

    Игровой материал — одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача — как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой. Выигрывает тот, кто быстрее создаст гамму цветовых оттенков.

    Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса».

    Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3—4 изменений и постепенно увеличивать их число.

    Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Детям предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие-либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок.

    Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены.

    Какие буквы (цифры) изменили свое место?

    Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр)’. Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение в ряду 1—4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места» и правильно восстановить все элементы ряда.

    Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов

    В этой игре используются стилизованные рисунки — «вывески» магазинов. Задача игроков — узнать, какие товары продают в том или ином магазине (рис. 6).

    Игрокам предлагается рассмотреть дорожные знаки, которые встретил на своем пути водитель, и как можно точнее рассказать, как пролегал его маршрут (рис. 7).

    Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игр.

    Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями — рисовать по очереди будут дети, а отгадывать — взрослый и другие участники игры (рис. 8).

    Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр

    Детям предлагаются несколько реалистических картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень (рис. 9).

    Игрокам предлагается рассмотреть «волшебные» картинки и определить, какие предметы на них нарисованы. После того как предметы правильно названы детьми, можно предложить обвести их контуры сплошной линией и раскрасить (рис. 10).

    Педагог предлагает детям сначала назвать буквы в таблице (рис. 11), а затем назвать с опорой на нее весь алфавит по порядку.

    источник