Меню Рубрики

Карта анализа по адаптации детей

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2015-2016 учебный год

На 1 сентября 2016 года в первой группе раннего возраста «Ромашка»

27 детей. Из них 11 девочек и 16 мальчиков. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

  • эмоциональное состояние (настроение)
  • аппетит во время завтрака, обеда, полдника
  • характер сна и длительность засыпания
  • проявления активности в игре, на занятиях, в речи
  • взаимоотношения с детьми
  • взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Я иду в детский сад»», составлен облегчённый план воспитательно – образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни

Этапы деятельности в адаптационный период:

  • Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
  • Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
  • Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
  • Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
  • Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
  • Планирование работы с детьми.
  • Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
  • Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
  • Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
  • Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
  • Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
  • Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки- каталки для двигательной деятельности.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ:

  • Лёгкая адаптация – 20 детей -70%
  • Средняя адаптация – 4 ребенка — 18%
  • Адаптация тяжёлая – 3 детей — 12%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Для 3 детей (12%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

источник

Средствами профилактики успешной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения выступают развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

Процесс поступления ребенка в детское дошкольное учреждение сложен, как для самого малыша, так и для его родителей.

Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

В настоящем исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

Представляем систему психолого-педагогического сопровождения:

Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)

Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Заполнение воспитателем под руководством психолога «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

Раннее выявление отклонений в развитии детей.

Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.

Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

Создание специально организованной педагогической среды.

Исследование адаптации детей к детскому дошкольному учреждению проводилось в МБОО «Солнышко» Каа-Хемского района с. Бурен-Хем

В исследовании участвовали 15 детей — воспитанники младшей — ясельной группы «Пчелка», из них восемь мальчиков и семь девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети старшей и младшей подгруппы по 15 человек в каждой.

Дети посещают группу с начала учебного года, исследование началось с ноября месяца.

Исследование проводилось с использование следующих методик:

Доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой разработаны психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ и прогнозируется, как будет проходить адаптация, которые использовались в данной работе.

После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно — экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в первой и второй подгруппе ясельной группы «Пчелка».

Проведение мероприятий по адаптации детей к детскому дошкольному учреждению способствовало повышению степени адаптации детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 в средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный результат — ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и средней степенью адаптации к условиям детсада.

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Табл. 4)

Таблица 4 Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

Поведение — нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон — восстанавливается в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон — нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке

В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.

Более высокий уровень готовности у детей второй подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так как в ней дети 1,5 -2 лет.

Диаграмма 1 — Степень адаптации к условиям детсада детей первой подгруппы.

Диаграмма 2 — Степень адаптации к условиям детсада детей второй подгруппы.

Результаты диагностики показали, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три месяца после поступления (Диаграммы 1 и 2).

Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.

Благодаря такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития и поведения малыша — своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог, педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.

В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 5)

Таблица 5 — Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

Укороченное время пребывания в детском саду.

Соблюдение рекомендаций по адаптации

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания не кормить насильно.

Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие возрасту.

Закаливание по любой методике

Закаливание по щадящей схеме в учреждении

Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации — игровая деятельность с элементами занятия

При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.

Еще до поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.

Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.

Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.

Во-первых, это — состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие — заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).

Первый этап включает в себя информационное сопровождение.

Цель первого этапа — заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.

Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.

Успешное проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения меньше болеют.

При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.

Персонал детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.

источник

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

источник

Елена Капенкина
Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада»

На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем Капёнкиной Е. В была проведена проверка, целью которой являлось изучение условий и анализ воспитатально-образовательной работы с детьми в адаптационный период.

В результате выявлено следующее:

Организация пространственно – предметной среды в группе способствует безболезненному привыканию к детскому саду:

-наличие дидактических игр и пособий (кубики, мозаика, настольно- печатные игры, образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами (молнией, пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками);

— любимые игрушки детей, принесенные из дома;

— сюжетно – образные игрушки;

У воспитателей Ремизовой М. В., Панфёровой Е. А. имеется материал по адаптации ребенка к поступлению в ДОУ: памятки, методические рекомендации, консультации по организации режима дня в период адаптации, профилактическая работа, организуемая с детьми в период адаптации.

В «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по проблеме адаптационного периода в ДОУ, советы «Как быстрей привыкнуть к детскому саду, «Игры с детьми дома»,памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле.

Проведены беседы для родителей на тему: «Организация закаливания детей, основные принципы», «Организация ухода за детьми и воспитание привычек здорового образа жизни». Проведено родительское собрание на тему «Психологическая безопасность личности ребенка в период адаптации».

В период адаптации воспитателями группы составлен гибкая организация жизни и воспитания детей, который позволил учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Было проведено анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»?

В адаптационный период, во время кормления, сна в группе звучала спокойная музыка, которая способствовала снятию напряжения.

Специально-организованная деятельность с детьми осуществлялась в игровой форме, все занятия объединены одним сюжетом, например «В гости к Айболиткину», «Колобок», «В гостях у бабушки», «Волшебная шкатулка» и т. д.

В период адаптации большое внимание уделялось лечебно-профилактической работе, с этой целью в группе принимала детей старшая медсестра Фомина Г. А. совместно с воспитателем смены.

По результатам контроля можно сделать следующие выводы:

— работа воспитателей в период адаптации детей к ДОУ ведется целенаправленно, планомерно, способствует безболезненному привыканию ребенка к новым условиям.

— старшей медицинской сестре во время приема необходимо беседовать с родителями о самочувствии ребенка.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Рекомендации родителям «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста» Адаптация – это приспособление организма к новым условиям. Во время адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, т. е. адаптируется.

Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности МАДОУ детский сад «Колобок» п. Строитель Тамбовского района «Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности». Алешина.

Аналитическая справка по результатам оценки качества образовательного процесса и детского развития МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Аналитическая.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности». На основании.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Аналитическая справка по результатам мониторинга возрастных возможностей и достижений детей в мае 2018 года В мае на конец года в группе было 28 человек: Обследование проводилось с 28детьми. — 12 мальчиков; — 16 девочек. Развитие детей на заключительном.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Наличие дидактических игр по задачам программы» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Наличие дидактических игр по задачам программы». Проверка проходила: 19 декабря.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу.

источник

Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем

Потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем

Потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ними и получение новых сведений об окружающем

Потребность в общении со взрослы-ми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях

Потребность в общении со взрослы-ми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях

Потребность в общении со сверстником и самостоятельной деятельности

Доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка, показ окружающих предметов и действий с ними

Показ, пример действия воспитателя, совместные действия с ребенком, упражнение, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия

Показ, пример действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия

Игра-занятие, поручение, указание, напоминание при самостоятельных действиях, вовлечение в игру, вопрос

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

Игра-занятие, поручение, указание, напоминание, упражнение в самостоятельном действии, вовлечение в игру

Упражнение в совместных действиях с товарищами, вовлечение в игру, сюжет-но-ролевые игры и т.п.

Бланк карты можно скачать здесь .

Проект «Планета веселых мячей» в средней группе Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, родители. Продолжительность.

Формирование эмоциональной сферы средствами русского музыкально-игрового фольклора детей четвертого года жизни

Досуг в средней группе «Путешествие по сказкам» Задачи: — Доставить чувство радости от совместной творческой деятельности. — Развивать основные физические качества детей: скорость, ловкость, выносливость.

Интегрированное занятие «В гостях у леса» Программные задачи. Образовательные: — уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных обитателях, их повадках, приспособлениях.

Управленческий проект«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» Участники проекта: Педагогический коллектив, дети и родители МДОУ «Детский сад комбинированного вида №54»;Социальные.

Результаты работы по формированию творческой и познавательной активности детей и родителей в ходе участия в новых образовательных проектах Дошкольный возраст –.

Дети идут под музыку «Поезд». Приехали! Сдайте билеты, они нам ещё пригодятся. Ой, дети! Страну математики заколдовала злая колдунья. Покажите мне какое лицо у колдуньи. Ой, печальные дела! Какой тут беспорядок! Друзья, поможете навести порядок.

Викторина- развлечение «Русско-народные промыслы» Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа. Ход мероприятия: Вводная беседа Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить.

Проект исследовательской деятельности во второй младшей группе «История песочного человечка».

Цель занятия: Формирование у детей элементарных представлений об изменениях в природе. Развитие мелкой и общей моторики. Задачи: -Учить детей рисовать прямые линии нетрадиционной художественной техникой – рисование ватными пальчиками. — Учить передавать образ солнца в рисунке.

источник

Анализ результатов адаптации детей

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно — развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

64 % детей — лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

28 % детей — средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей — тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности — у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям — стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по — настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

В дальнейшем мы планируем:

Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

по результатам диагностики

психологической адаптации детей к условиям ДОУ

1. Учреждение: МАДОУ д/с №1 «Ласточка» группа № 6 первая младшая в количестве 22 воспитанников (5 – не посещают д/с).

2. Причина исследования : плановое: оценка уровня адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

3 . Диагносты : педагог-психолог – Шпилевая И. Е.

4 . Сроки проведения исследования : октябрь – ноябрь 2016 г.

5. Методы : лист психологической адаптации (наблюдение воспитателя) .

С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре-ноябре 2016 года проведено исследование процесса адаптации вновь поступивших детей ясельного возраста. Для исследования применялось наблюдение поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития. Обследовались вновь поступившие в ДОУ дети первой младшей группы №6, в количестве 17 человек из 22 (по списку) – 5 детей детский сад не посещали.

Изучались и анализировались следующие параметры: эмоциональное состояние, послеполуденный сон и аппетит в условиях дома и детского сада, навыки самообслуживания, социальные контакты со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакции на изменение привычной ситуации. Данные показатели оценивались по 3-х бальной системе:

3 балла — положительные показатели;

2 балла — неустойчивые показатели;

1 балл — отрицательные показатели.

Степень адаптации ребенка определялась следующим образом:

легкая – до 15 дней 16-20 баллов

средняя – 15-25 дней 15-11 баллов

тяжелая – более 25 дней 10-7 баллов

Количественный анализ результатов диагностики

По результатам качественного и количественного анализа результатов можно сделать следующие выводы:

Из 17 обследованных детей, 5 ребят (23%) легко прошли период адаптации к ДОУ, что говорит о том, что эти дети были в течение всего адаптационного периода жизнерадостны, подвижны, охотно шли на контакт со взрослыми и детьми, у них был хороший аппетит и спокойный сон.

У 9 детей (41%) наблюдался средний уровень адаптации. Такие дети иногда бывали задумчивы, замкнуты, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный.

У 3 (13%) из обследованных детей выявлены признаки сложной адаптации, которая протекает более 5 недель и осложняется проблемами нервно-психического развития, серьезными нарушениями аппетита, сна, коммуникации. Причинами тяжелой адаптации у детей могли стать нерегулярность посещения детского сада и глубокая привязанность к маме, неудовлетворенность матери общением с воспитателем и родительским составом группы.

Один ребенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

Из троих детей имеющих признаки тяжелой адаптации, близнецов Б. и М. родители решили оставить дома еще на некоторое время, чтоб вернуться в д/сад, когда мальчики подрастут. Родители третьего ребенка с признаками тяжелой адаптации, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

Во время всего периода адаптации педагогом психологом проводилась работа по программе Роньжиной А.С. « Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Двое детей с выявленной тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада, занятий педагога-психолога не посещали по причине нерегулярности посещения детского сада.

«Уровень психологической адаптации детей первой младшей группы

(на начало 2016-2017 уч.года)»

Анализируя качественные показатели по группе можно сказать о том, что в первой младшей группе осложняющими адаптацию факторами стали :

нерегулярность посещения детского сада;

неготовность детей расстаться с мамой;

недостаточно сформированные навыки самообслуживания;

неготовность детей идти на контакт со взрослыми и сверстниками;

неприязненное отношение родителей к воспитательскому и родительскому составу группы.

Выводы: Таким образом, преобладание легкого и среднего уровня адаптации у обследованных детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей, а также преемственности в работе педагогов, психолога, родителей.

Для детей, которые очень тяжело переживает разлуку с мамой хорошим подспорьем может стать небольшой альбом с фотографиями близких людей – мамы, папы, бабушек, дедушек, домашних питомцев .

Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Не водите ребенка в сад если он болен, это оставляет отрицательные впечатления ребенка о д/с, как о месте где чувствуешь себя плохо.

Вводите режимные моменты дня ДОУ в режим дня ребенка дома.

Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша.

Дома следует побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.

Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

Правильно организуйте игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок – ребенок».

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

мальчики близнецы, у них наблюдалось активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), напряженность. Мама оставалась с детьми в группе, приводила их на прогулку, затем посещения детского сада стали нерегулярными, а затем и вовсе прекратились. В течение пребывания детей в детском саду сроком в месяц дети так и не смогли адаптироваться.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

у ребенка отсутствует активность, хныканье, отказ от активных движений, подавленность, напряженность. Родители ребенка, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней. Р ебенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

источник

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контроля)

И.о. заведующего МБДОУ №1 «Русалочка»

_____________ Калашник Н.С.

План проведения тематического контроля

Тема «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Цель : определить эффективность создания оптимальных условий для успешной адаптации детей при поступлении в детский сад

  1. Изучить условия, созданные в группе для организации воспитательно-образовательной работы с детьми в адаптационный период
  2. Провести оценку и анализ воспитательно-образовательной работы в адаптационный период в соответствии с требованиями образовательной программы
  3. Скоординировать работу воспитателей и специалистов ДОУ по данному направлению

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Организация развивающей предметной среды в группе, способствующей облегчению адаптационного периода детей раннего возраста.
  2. Организация работы с детьми в адаптационный период./ свободное посещение с ребенком группы, прогулок, режимных моментов с целью освоения новой среды, общества, привыкания к незнакомым людям/.
  3. Создание в группах индивидуального гибкого режима в период адаптации
  4. Проверка календарных планов воспитателей:

— планирование профилактических мероприятий с детьми в адаптационный период

— периодичность, системность, соответствие задач возрасту детей.

— планирование работы с родителями по данной тематике

/индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, выпуск стенгазет./

  1. Методические материалы по адаптационной работе с детьми.

-памятки, консультации, методические рекомендации.

-консультации, памятки для родителей по данной тематике

-оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»

-выставка специальной литературы «В помощь родителям».

Основные формы и методы контроля:

  1. Наблюдения за организацией воспитательно – образовательного процесса /посещение занятий, режимных моментов./
  2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.
  3. Проверка имеющихся пособий и методических материалов по адаптационной работе.
  1. Беседа с детьми, педагогами, родителями, старшей медсестрой.

Дата проведения : с 13.10.2015г. по 15.10.2015г.

  • Карта анализа календарных планов воспитателей.
  • Адаптационные листы на каждого ребенка.
  • Анализ деятельности воспитателя с детьми раннего возраста.
  • Карта анализа развивающей предметной среды в группе.
  • Карта анализа взаимодействия с родителями по проблеме адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Анкеты для родителей.
  1. Оценка течения адаптации.
  • Анализ адаптационных карт
  • Анализ табеля посещаемости
  • Анализ наблюдения за детьми

старший воспитатель Калашник Н.С., педагог-психолог Ливадняя И.В., медицинская сестра Донцова Е.С.

воспитатели адаптационных групп

  1. Оценка профессиональных умений воспитателя
  • Анализ утреннего приема
  • Анализ календарных планов воспитателей

старший воспитатель Калашник Н.С., медицинская сестра Донцова Е.С.

воспитатели адаптационных групп

  1. Создание условий
  • Анализ предметно-развивающей среды

старший воспитатель Калашник Н.С., воспитатели адаптационных групп

  1. Работа с родителями воспитанников по данной проблеме
  • Анализ наглядной информации
  • Протоколы родительских собраний
  • Анкетирование

старший воспитатель Калашник Н.С., воспитатели адаптационных групп

источник

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    источник