Меню Рубрики

Игры на анализ для детей

Мышление — это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к знакомому, частному.

Большинство суждений — суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Их самая ранняя форма доказательства правоты — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Понятийное мышление — это специфическая деятельность оперирования понятиями. В этом виде мышления выделяют следующие этапы: 1) Этот этап определяется умением назвать понятие и описать его. 2) На этом этапе ребенок учится сравнивать понятия и выделять данное понятие в ряду других. 3) Этот этап характеризуется умением устанавливать содержательные отношения между понятиями.

Кроме того, мышление каждого человека, в том числе ребенка, имеет свои особенности, связанные с так называемым складом ума, его индивидуальными способностями. Вот почему одному ребенку лучше дается решение математических вычислений, изучение физических явлений и других точных наук, а другой имеет художественный склад ума, связанный с творческими заданиями, развитым воображением.

Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности), а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями). Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.

Анализ — это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.

Синтез — мысленный переход от частей к целому.

Сравнение — установление сходства и различия между предметами.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстракция — выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.

Конкретизация — выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

В процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности), интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и бессознательно, характеризуясь сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.

Любая мыслительная деятельность — это познание человеком окружающего мира для достижения мысли, быстрота и критичность ума, а также некоторые их нарушения. Первоначально мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов и практическими действиями.

С началом активного овладения речью мышление ребенка вступает в новую, более совершенную стадию развития — речевое мышление. Взрослый человек мыслит словами, которые произносятся вслух или про себя. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет тесную связь с практической деятельностью.

Интенсивное развитие абстрактного мышления осуществляется в школьном возрасте, когда в процессе обучения дети целенаправленно, сознательно учатся умению слушать, смотреть, выделять главное, существенное, связывать предметы, явления по смыслу. Постепенно у ребенка формируются 3 основные формы мышления. Понятие, в котором отражаются главные и существенные свойства предметов и явлений. Суждение содержит утверждение или отрицание каких-либо данных относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение возникает в результате сопоставления и анализа различных суждений, на их основе делаются необходимые выводы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления детей с расстройствами речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Помимо этого, у них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения и суженный объем.

При относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена произносительная память, страдает результативность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным.

Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо при знаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы к мебели».

Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной Формы.

Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду — к треугольным, огурец — к овальным, дверь — к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.

Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: карточки — образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.

Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование. 1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.

1 вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

2 вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. — это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. — это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. — это мебель.

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.

Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.

Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».

Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.

Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

6) Игра «Чего не хватает у предмета?»

Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительно го падежа существительных.

Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.

Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».

7) Игра «Назови всех одним словом»

Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картин- . ки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь — это овощи; стул, стол, шкаф, диван — сюда положили мебель и т. д.

8) Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.

Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет — на 6 частей (картинка из 6 кубиков).

Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

9) Игра «Расставим картинки по порядку»

Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.

Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку:

1 вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.

2 вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.

3 вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).

10) Игра «Разложи по размеру»

Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.

Оборудование. Картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.

11) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.

Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.

Описание. Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.

12) Игра «Лото геометрических фигур»

Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.

Оборудование: большие карты с геометрическими фигурами разных цветов, карточки с изображением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.

Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.

Задача: отработать навыки прямого и обратного счета в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.

Оборудование: карточки-пазлы, на одной половинке которых цифры от 1 до 10, на другой — животные, соответствующие им по количеству.

Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом последующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.

Затем вместе с ребенком с помощью замка и подходящего цвета к животным подбирают соответствующие цифры.

По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их помощью в прямом и обратном порядке.

14) Игра «Машины разные нужны»

Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, сопоставлять, анализировать.

Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (корабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.

Описание. 1 вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди нескольких других.

2 вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо — для воздушного вида транспорта, море или река — для водного, дорога — для наземного). Отдельно лежат карточки с изображением машин. Например, лодка — к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?

Если ребенок сделал правильный выбор, то замки на пазлах совпадут и все карточки образуют единую цепочку. После этого можно задать ребенку дополнительные вопросы.

Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Все они относятся к водному виду транспорта. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта.)

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Читайте также:  Анализы нормальные а детей нет

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один — отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

В отличие от игры «Что не подходит» для детей 3-5 лет, задания подбираются более сложные, требующие знания более редких обобщений (приборы, инструменты, различные виды транспорта, зимующие и перелетные птицы, времена года, животные жарких и холодных стран и т. д.). Например, даны предметы: конь, овечка, коза и собака — лишней является собака, так как у нее есть лапы, а у остальных — копыта.

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, исправлять ошибки в предложениях, развить связную речь детей.

Оборудование: подготовленные взрослым неправильные предложения, фишки.

Описание. Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Дети должны их заметить и произнести предложение правильно.

Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш» . За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

3) Игра «Сравнение картинок»

Задача: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.

Оборудование: карточки с предметами для сравнения.

Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.

Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.

Задача: уточнить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках, развить их связную речь.

Оборудование: сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени (желательно одного и того же места в разное время года), сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, люди надели летнюю одежду, день становится короче, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег и т. д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.

5) Игра «Найди отличия (сходство)»

Задача: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, Считается победителем.

6) Игра «Что к чему подходит?»

Задача: развить логичность мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.

Оборудование: общая картина, на которой смешаны предметные картинки из разных пар, или отдельные карточки с изображением 3-4 предметов, из которых два подходят друг к другу.

Описание. Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен выбрать из них и назвать пару подходящих друг к другу.

Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди, стол и стул и т. д. При необходимости взрослый может помочь ребенку, называя один из пары подходящих предметов, а ребенок находит и называет другой.

Задача: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.

Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.

Описание. Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.

8) Игра «Угадай предмет по его части»

Задача: развить пространственные представления, логическое мышление детей.

Оборудование: отдельные элементы целой картинки, предметная картинка с пустым местом для этого элемента.

Описание. Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Поначалу можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.

Задача: научить детей соотносить геометрические фигуры с соответствующими им по форме отверстиями, развить мелкую моторику.

Оборудование: кубик (коробка) с отверстиями разной формы, геометрические фигуры по количеству этих отверстий: овал, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, звезда, полумесяц, крест и т. д.

Описание. Ребенок должен опустить фигуру в соответствующее ей отверстие.

Поначалу взрослый может показать ему, как переворачивать кубик в поисках подходящего «домика», как легко, без усилий опускается фигура в свое отверстие. На этом этапе допускается нахождение соответствующего отверстия методом проб и ошибок.

10) Игра «Найди два одинаковых предмета»

Задача: научить детей сравнивать предметы, находить среди них одинаковые.

Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

11) Игра «Разложи по порядку»

Задача: развить логичность мышления, связную речь и воображение детей, умение располагать картинки в правильной последовательности.

Оборудование: серии картин (из 3-8 частей), связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку рассмотреть картинки и разложить их по порядку: что было сначала, что потом, что в конце, затем придумать рассказ по этим картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы, начиная фразы по картинке, чтобы ребенок их продолжил и т. д.

12) Игра «Найди предмет, который отличается от других»

Задача: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.

Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.

Описание. Сначала взрослый предлагает ребенку предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, затем — мелким и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.

При необходимости на первых этапах взрослый может помогать ребенку наводящими вопросами.

13) Игра «Что где находится?»

Задача: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа — слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

14) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.

Оборудование: общая картинка, на которой перепутаны контуры предметов.

Описание. Ребенок рассматривает картинку, пытаясь по контурам разглядеть, какие предметы на ней нарисованы, и назвать их.

Задача: развить логическое мышление детей, отрабатывать навыки счета и счетные операции в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными призерами сложения, вычитания, сравнения предметов, вырезанные элементы: цифры от 1 до 10, знаки +, -,=,>,

источник

ЛЕНА БРЕНИНГ
Анализ сюжетно-ролевой игры «Школа»

Анализ Сюжетно-ролевой игры «Школа».

Дата проведения: 26.11.2018г, вторая половина дня

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности по сюжету игр: «Школа», «Столовая», «Библиотека».

Уточнить знания детей о профессии учителя.

Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.

Развитие связной речи, обогащение активного словаря терминами, связанными со школой, школьной жизнью, ролью ученика.

Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительное, дружеское отношение детей друг к другу.

Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа», «Столовая», «Библиотека».

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Формировать мотивационную готовность к школе.

В ходе сюжетно — ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.

-игровая (сюжетно-ролевая игра);

-коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).

В образовательной деятельности были использованы следующие методы: словесные (беседа, отгадывание загадок, словесно-дидактическое упражнение); практические (игра). Приемы – поощрение, создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образа действия)

В процессе сюжетно-ролевой игры каждому ребенку была дана возможность самореализоваться, в том числе малоактивным детям, которые получили одни из главных ролей (Например, учитель, повар). Роли распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Было заметно, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (учитель, ученики, повар, библиотекарь, охранник., пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателя и родителей.

О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, где-то и стеснение. Дети показали хорошие знание по данной теме.

Оборудование, которое воспитатель использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного.

Конспект современной сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Современная школа» «Современная школа» Сюжетные линии игры: • дети приходят в школу, занимаются на уроках; • проведение родительского собрания; • организация.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Образовательные задачи: — приучать детей распределять роли и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» Связь с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие Цель: Продолжать обучать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Труд. Предварительная работа: Постоянные игры детей в группе с воспитателем.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» Ход: Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой плакат «Зоопарк». Воспитатель: — Ребята, посмотрите,.

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Тип: познавательно- игровой Срок: краткосрочный (месячный) Место проведения: МБДОУ детский сад №12 Участники проекта: дети подготовительной.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.

источник

Елена Семёнова
Игры по математике для развития операций анализа и синтеза у детей старшей группы

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определенной формы.

Ход игры: Показать детям геометрическую фигуру, предложить ее назвать. Затем посмотреть на окружающие предметы и назвать только те, которые имеют форму заданной геометрической фигуры.

Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы.

Ход игры: (Смотреть правила предыдущей игры)

Цель: развитие операций анализа и синтеза.

Матер.: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Зад-е: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные — круги) «.

«Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)«.

Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Это квадрат из семи частей (2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма)

Ход игры: используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и по собственному замыслу.

Составление геометрических фигур

Цель: Закреплять умение анализировать образец и составлять геометрические фигуры по образцу.

Ход игры: Предложить детям выложить из 4 одинаковых треугольников 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Цель: продолжать упражнять в умении анализировать узор из геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

Ход игры: С помощью воспитателя дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике.

«Найди домик каждой фигуре»

«Найди домик каждой фигуре»

Цель: формировать умение разделять фигуры по форме.

Ход игры: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кругов – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Определение лишнего предмета.

Цель: совершенствовать приёмы умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

Ход игры: — Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

Ход игры: — Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

Читайте также:  Анализы перед операцией для детей

Ход игры: У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: закреплять умение конструировать по образцу.

Ход игры: Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

«Нарисуй недостающую фигуру».

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки (форму и цвет) нескольких объектов.

Ход игры: Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

«Выложи из счётных палочек».

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза. Дидактическая игра “Разноцветные гаечки»В логопедической работе я использую большое количество дидактических игр. Хочу вам представить.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Консультация для воспитателей «Вопросы для анализа уровня развития сюжетно — ролевой игры дошкольников» Третий год жизни. 1. Умеют ли дети выполнять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами – заместителями? (Осуществлен.

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Настольная игра для совершенствования слогового анализа и синтеза «Лягушонок». Игра рассчитана и походит как для индивидуальной работы, так и для работы с небольшой подгруппой детей (от 1 до 5 человек). Хорошо подходит.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза — Как научить детей «слышать» звуки? — Выделять конкретный звук из слова? — Составлять слово с заданным звуком? — Определять позицию звука.

Влияние несформированности языкового анализа и синтеза на овладение письменной речью детьми с ОНР III уровня Проблема нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста– одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и.

источник

Большинство педагогов испытывают трудности в анализе игр, он часто

превращается в пересказ взрослыми того содержания, которое передавали дети в играх. Такие обсуждения не дают возможности правильно, с учетом уровня развития игры, поставить задачи руководства на будущее.

В методических рекомендациях выделены показатели, по которым можно разносторонне анализировать детские игры. А предложенные диагностические листы облегчают обработку полученных материалов. Предлагается два варианта диагностических листов: первый — для методистов и воспитателей, которые углубленно занимаются вопросами руководства игрой, второй – это упрощенный вариант.

Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. В методических рекомендациях даны характеристики высокого, среднего, низкого уровней развития сюжетно-отобразительной игры, начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжетно-ролевой игры. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок. Это позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

2. ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ИГРЫ ДЕТЕЙ.

Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры.

Так, выделили игровую задачу. Она дала определение :» Игровая задача — это система условий, в которой задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.» * Исследования, проведенные , , и другими показали, что с помощью игровой задачи можно разносторонне анализировать игру, поэтому при разработке диагностического листа она тоже использовалась для анализа игры.

· Зворыгина проблемные ситуации как средство развития мышления

(ранний возраст ).//Дошкольное воспитание //.- 1981 , № 12.

Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры.

считает, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. Подобные мысли высказывали известные педагоги , , и многие другие.

Они считали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета. Исходя из этих теоретических положений, была выдвинута первая группа показателей, характеризующая содержание игр.

Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующие вопросы:

1. Как у играющих детей возникает замысел?

Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.

2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей?

Безусловно, если наблюдать за играми 1-2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или из бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.

3. Сколько игровых задач ставит ребенок?

Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть «в семью», она ставит три игровые задачи кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет. Другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собаку, кормит ее «косточкой», потом подходит к телефону, звонит маме. В этой игре мальчик тоже поставил три задачи.

4.Насколько разнообразны поставленные игровые задачи.

Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет разнообразные они или однообразные.

5.Какова степень самостоятельности детей при поставке игровых задач.

Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать:» Покорми кукол «.

Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач. Например, воспитателю достаточно сказать :» Куклы грустные, что они хотят?» и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. Дети могут самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.

Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр.

II Способы решения детьми игровых задач.

В исследованиях, проведенных под руководством *

установлено, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Так на этапе сюжетно-отобразительной игры малыши решают поставленные задачи предметными способами, а на этапе сюжетно-ролевой игры не только предметными, но и ролевыми.

Рассмотрим, какие вопросы нудно выяснить, чтобы иметь представление о способах решения детьми игровых задач.

1.Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?

Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.

2.Степень обобщенности игровых действий с игрушками.

Известно, что игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т. е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых, так если в игре девочка «моет «посуду, то ее движения схожи с движениями человека, моющего настоящую посуду.

Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет.

Игровые действия с игрушками могут быть и обобщенными. В этом случае ребенок выполняет их не развернуто, а быстро как бы «свернуто».Появление в игре обобщенных действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала — предметов-заменителей. Именно поэтому педагогу нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.

3.Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.

Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно они включают их в игру или с помощью взрослого.

4.Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами.

Так же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.

5.Принимает ли ребенок на себя роль?

При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры. Иногда педагогу не понятно, взял ребенок на себя роль или нет, например, у мальчика в руках руль, он изображает, что едет на машине, при этом роль словом не обозначает. Его можно спросить: « Ты кто?».Если ребенок ответит, что он шофер, значит, он принимает роль взрослого. Если же ответа не последует или он назовет себя по имени, то ребенок роль не принимает. В этом случае, чтобы ребенку помочь осознать роль, педагог может сказать: »Ты едешь на машине и рулишь как шофер.»

6.Насколько разнообразны ролевые действия?

Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные. Например, если мальчик в роли шофера только крутит руль, то его действия однообразные, а если еще и ремонтирует машине моет ее, заливает бензин и. т. п. то его действия разнообразные.

7.Какова выразительность ролевых действий?

При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика. Например, одна девочка в роли мамы ласковая, нежная, а другая – строгая, хмурая.

8.Наличие ролевых высказываний.

Ролевые высказывания — это отдельные реплики, которые ребенок произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут быть обращены к игрушке — партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстнику.

9.Кто инициатор ролевых высказываний?

Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, который обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.

Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к ролевой беседе.

Ролевая беседа — это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие. Она характерна для развитой сюжетно-ролевой игры.

11.Кто инициатор ролевой беседы?

Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.

12.С кем ребенок вступает в ролевую беседу?

Ребенок может вступать в ролевую беседу со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.

13.Какова содержательность ролевой беседы?

Ролевая беседа может быть интересной, содержательной. Но играющие могут обмениваться и стереотипными заученными фразами, в этом случае ролевая беседа неинтересная.

Итак, выделенные показатели позволяют определить степень сформирован — ности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.

III. Взаимодействие детей в игре.

Игровые задачи дети могут решить индивидуально или совместно с кем — нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. В исследованиях , рассматриваются особенности взаимодействия детей в игре. Основываясь на материалах этих исследований, была выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре.

1.Вступает ли ребенок во взаимодействие?

Педагогу необходимо выяснить, вступают играющие во взаимодействие или их игра носит индивидуальный характер. Ребенок в игре может взаимодействовать со взрослыми или сверстниками.

2.Кому ребенок ставит игровые задачи?

Игровые задачи ребенок может поставить взрослому или сверстнику.

3.Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

Как показывают наблюдения, большинство детей охотнее ставят другим игровые задачи и не умеют их принимать от сверстников, в этом случае возникает конфликт. Чтобы этого избежать, надо научить детей принимать игровые задачи от сверстников. Но поставленная сверстником игровая задача не всегда может быть ребенку интересна. В этом случае надо выяснить, умеет ли он тактично отказываться от поставленной игровой задачи.

4.Какова длительность взаимодействия?

Играющие дети могут вступать в кратковременное и длительное взаимодействие.

Итак, эта группа показателей дает представление о взаимодействии детей в игре.

Самостоятельность детей в игре.

Развитию самостоятельности детей в игре придается большое значение.

по этому поводу писал: «… переходя в форму детской самодеятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую педагогическую ценность»*

Поэтому важно определить степень сформированности самостоятельности детей в игре.

Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие дети вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.

3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ.

На основе выделенных показателей были разработаны два диагностических листа по определению уровня развития игры детей: для методистов детских садов и для воспитателей.

*) Избранные педагогические труды. Т 1. Психическое развитие

ребенка.- М. Педагогика, 1986 , с 239.

Диагностический лист №1 предназначен для методистов и творчески работающих воспитателей, внедряющих в практику материалы исследований по проблеме руководства играми детей.

Показатели развития игры Имена детей

3.Количество игровых задач

4.Разнообразие игровых задач

5.Самостоятлеьность при постановке

Способы решения игровых задач

6.Разнообразие игровых действий

7.Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

8.Игровые действия с предметами — заместителями :

9.Игровые действия с воображаемыми предметами;

11.Разнообразие ролевых действий.

12.Выразительность ролевых действий.

13.Наличие ролевых высказываний.

14.Ролевые высказывания возникают по инициативе:

15.Ролевая беседа возникает

16.Ролевая беседа возникает по инициативе:

17.Содержательность ролевой беседы.

Взаимодействие детей в игре.

18.Вступает во взаимодействие :

20.Принимает игровые задачи от:

Диагностический лист №2 предназначен для воспитателей и в нем выделены только основные показатели развития игры.

Показатели развития игры Имена детей.

3.Самостоятельность при постановке

а) ставит взрослый б)самостоятельно;

Способы решения игровых задач

4.Разнообразие игровых действий с игрушками.

5.Наличие игровых действий с предметами –

6. Наличие игровых действий с воображаемыми

8. Разнообразие ролевых действий.

9.Выразительность ролевых действий.

10.Наличие ролевых высказываний.

Взаимодействие детей в игре.

12.Вступает во взаимодействие

4. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ.

Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получить, можно использовать следующие методы:

1.Наблюдение за играми детей в группе, на участке, их протоколирование.

С этой целью можно использовать технические средства — фотосъемку, магнитофонную запись высказываний детей в игре.

2.Беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности.

3.Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.

Читайте также:  Анализы на золотистый стафилококк у детей

Рассмотрим методику диагностирования игры детей по каждой группе показателей. Используется диагностический лист №1.

О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений

за играми одного ребенка. Кроме этого дополнительную информацию может дать воспитатель, ему задают вопросы:» Ребенок предпочитает играть в одну и ту же игру в течение нескольких дней или тематика его игр меняется? Какие по тематике игры Вы наблюдали у него?

Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложений игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку: «Смотри, какая собачка грустная, ей одной скучно.»Если ребенок самостоятельно не поставит игровую задачу, взрослый продолжает :»Может быть собачка проголодалась или захотела погулять?».Воз — можно, что ребенок опять не примет игровую задачу, поставленную косвенно в этом случае ее можно предложить в прямой формулировке, педагог говорит:» Покорми собачку, она проголодалась»

Если выяснится, что игра ребенка однообразна, т. е. он ставит 1-2 знакомые игровые задачи и многократно повторяет их, например, кормит куклу, укладывает ее спать, снова кормит и. т.д., то ему можно предложить какую-то другую игровую задачу. Например, к мальчику, который долго катает машину, можно обратиться :»Дорога была дальняя, бензин уже наверное кончился. Что делать? или « Как сильно гудит мотор. Что с ним случилось? Он, наверное, изломался».

Ниже приводим перечень диагностических показателей по параметру, связанному с содержанием игры детей, и методику их оценки. Цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется.

1а — Замысел игры появляется с помощью взрослого.

1а + В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.

1б + Ребенок сам придумал, как будет играть.

1б — Ребенку требуется помощь в появлении замысла игры.

2 +Замыслы игр у ребенка разнообразные.

2 — Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же

3 Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ста-

вит разное количество игровых задач, то указывается от минимального

до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то ее считают за одну.

4. + Игровые задачи разнообразные.

4 — Игровые задачи однообразные.

5а+ Игровые задачи ребенку ставит взрослый.

5б — Взрослый оказывает незначительную помощь в постановке игровых задач, ставит их в косвенной формулировке.

5б — Ребенку не требуется помощь взрослого в постановке игровой задачи.

5в +Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи.

5в – Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.

11. Способы решения детьми игровых задач.

Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений.

Наблюдая за играми детей можно заметить, что из всех предметных способов они предпочитают игровые действия с игрушками. Этот факт еще не свидетельствует о несформированности у них других предметных способов.

Известно, что для решения поставленной игровой задачи ребенок может использовать любой их освоенных способов. В этом случае нужно выяснить принимает ребенок предметы — заместители и воображаемые предметы или нет. Приведем несколько примеров как это можно сделать.

1.К девочке, которая кормит куклу, используя только игрушки, можно обратиться: »Я угощаю твою куклу (дочку ) вот этим красным яблоком»,вместо яблока предложить шарик от пирамидки.

2.Мальчика, который катает машину, попросить:»Отвези, пожалуйста, вот этот арбуз, мне тяжело его нести «,- вместо арбуза дать мяч зеленого цвета.

3.Обратится к ребенку: »Принеси нам, пожалуйста, торт (конфет) к чаю» так выясняется его умение самостоятельно находить предметы-заместители.

4.Девочке, которая кормит куклу, на пустой ладони можно предложить воображаемое угощение для куклы: »Я хочу угостить твою куклу вот этой конфетой.»

5.Мальчику, который играет с машиной, можно предложить воображаемые инструменты для ремонта: Вот этой отверткой удобно закручивать винтики.

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросит: »Ты кто?» Если ребенок не ответит, называют предполагаемую роль: «Ты шофер? или Ты мама?»

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1.Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру, появляются, если посоветовать, о чем-нибудь спросить у куклы: »Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?».

2.Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3.Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: »Спроси, может быть, у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины?

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры.

Ниже приводим перечень диагностических показателей по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач и методику их оценки.

6 + Игровые действия с игрушками разнообразные.

6 — Игровые действия с игрушками однообразные

7а + Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б — Игровые действия с игрушками не обобщенные а только развернутые. Обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 7б ста-

8а + Игровые действия с предметами-заместителями появляются

только после предложения взрослого.

8а — Предметы –заместители всегда использует без помощи взрос

8б — Самостоятельно не использует предметы-заместители, требуется помощь взрослого.

9а + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются

после предложения взрослого.

9а — Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь

9б — Не использует самостоятельно воображаемые предметы.

10.+ Ребенок принимает роль взрослого.

10 – Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех

графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач ставится «- ».

11 + Ролевые действия разнообразные.

11- Ролевые действия однообразные.

12 + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли

12 — С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает

эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.

13 + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, ко сверстнику.

13- Ролевых высказываний нет.

14а+ Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.

14б — Инициатором ролевых высказываний является ребенок.

14а. б-Ролевых высказываний нет.

15а+ Ребенок вступает в ролевую беседу со взрослым.

15а — Не вступает в ролевую беседу со взрослым.

15б+ Вступает в ролевую беседу со сверстниками.

15б — Не возникает ролевой беседы со сверстниками.

16а+ Инициатором ролевой беседы является взрослый.

16а — Ролевая беседа возникает по инициативе ребенка.

17 + Ролевая беседа интересная.

17- Ролевая беседа однообразная, т. е. играющие дети обмениваются

несколькими, возможно, стереотипными фразами.

111. Взаимодействие детей в игре.

Прежде всего, выясняется, вступает ребенок с кем-нибудь во взаимодействие или его игры носят индивидуальный характер. Для объективности нужно побеседовать с воспитателем, задавая вопрос « Ребенок всегда играет один или он иногда принимает участие в совместных играх?

Ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослым или со сверстниками, предложив ему подобные этим игровые ситуации.

1.Обратиться к мальчику, который один едет на машине: » Я очень спешу на работу. Подвези меня, пожалуйста. Таким образом, ребенка включают в совме — стную игру со взрослым.

2.Этому же мальчику можно предложить пригласит сверстника: » Ты куда поехал?» Тебе, наверное, одному скучно, может быть, ты пригласишь кого-нибудь прокатиться, ему будет так приятно.

3.Обратиться к девочке: » Ты с дочкой гулять собралась? Может быть, ты пригласишь Дашу с дочкой. Вместе гулять веселее. В этом случае ребенка тоже побуждают к взаимодействию со сверстником.

Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.

Ниже приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре, и методику их оценки.

18а+ Ребенок вступает во взаимодействие со взрослым по инициативе

взрослого или же по собственному желанию.

18а — Ребенок не вступает во взаимодействие со взрослым.

18б+ Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрос

лого, по предложению сверстника, по собственному желанию

18б – Не вступает во взаимодействие со сверстниками.

18а, б-Игра ребенка индивидуальная, следовательно во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится «-» .

19а + Ребенок ставит взрослому игровые задачи.

19а — Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.

19б + Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.

19б — Игровые задачи сверстникам не ставит.

20а + Принимает поставленные взрослым игровые задачи.

20а — Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

20б + Принимает игровые задачи. поставленные сверстниками.

20в +Умеет тактично отказываться от интересно поставленной

20в — Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.

21а, б +или — определяется длительность взаимодействия.

Итак, анализ диагностического листа позволяет выявить уровень развития игры каждого ребенка. Несформированность того или иного показателя дает основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, тем самым неформально осуществлять индивидуальный подход к детям.

5. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ.

Известно, что игра развивается постепенно, сначала формируется сюжетно

отобразительная, потом — начальный этап сюжетно-ролевой, а затем развития сюжетно — ролевая игра.

На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры высокий, средний, низкий. Охарактеризуем уровни развития игры.

СЮЖЕТНО — ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА.

Замысел игры возникает у ребенка преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь.

В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно.

Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого. Количество игровых задач, поставленных в игре, колеблется от 1 до 5-6. Они могут быть взаимосвязанные между собой и разрозненные.

У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как разрозненные, так и обобщенные. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые предметы-заместители, воображаемые предметы.

Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом.

Игра носит преимущественно индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.

Замысел игры появляется как по инициативе ребенка, так и после предло — жения взрослого. В игре отображает знакомые события, с удовольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ребенок может ставить как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество поставленных игровых задач может быть от 1 до 4-5, они могут быть взаимосвязанные и разрозненные.

У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач.

Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности развернутые и обобщенные. Самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимо-сти включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взросло — го в выборе любого способа. Роль взрослого не принимает.

Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.

Чаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т. е он помогает малышу в появлении замысла. Отображает знакомые события, много-кратно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их количество не более 1-2.

Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени обобщен ности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители и воображаемые предметы.

Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Игровые замыслы возникают у ребенка самостоятельно, они разнообразные

В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необхо — димости включает в игру разнообразные предметы.

У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить от ребенка. Она еще мало содержательная.

Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как он еще не умеет тактично отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же , как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.

Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообраз ные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослыми, сверст — никами.

Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.

Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо

сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Игра преимущественно индивидуальна, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым. Обычно это происходит по инициативе взрослого.

РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА.

У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач.

При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т. е. ролевые действия эмоционально вырази — тельные. Легко, чаще по собственной инициативе вступает в ролевую беседу со взрослыми, сверстниками. Она интересная и длительная.

Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Считаем, что низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры нет.

источник