Меню Рубрики

Характеристики звукового анализа у детей

Людмила Черемных
Обучение детей звуковому анализу слов

Формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ, это звукобуквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. В настоящее время у большого процента дошкольников наблюдаются фонематические нарушения. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

* Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв). Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение.

Например, в слове огурец первый звук (а, а в слове сад последний звук (т).

* Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 (а, о, у, и, ы, э). Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука, называются йотированными. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова, содержащие йотированные гласные.

* Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные (п, к, т) обозначаются в схеме синим цветом, мягкие согласные (п’, к’, т’) обозначаются зеленым цветом. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные – (ш, ж, ц, всегда мягкие – (ч, щ, й).

Важно соблюдать порядок анализируемых слов. Нужно помнить, что далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слов: слова из двух звуков (ау, ох, слова из трех звуков (рак, кит, слова из двух слогов (часы, мама, слова из одного слога со стечением согласных (стол, волк, слова из двух слогов (сумка, слова из трех слогов (собака).

Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Для детей дошкольного возраста игра имеет большое значение. Использование в учебном процессе игр и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает определенные знания, умения, навыки.

Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.)

Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.

Обучение детей экспериментированию Прежде, чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность: Ребенок — природный исследователь.

Воспитание и обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Проблема на сегодняшний день- это воспитание и обучение детей с ОВЗ. Таких детей становится больше в дошкольных образовательных учреждениях.

Индивидуальный план самообразования на 2010–2016 годы «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР» Индивидуальный план самообразования на 2010 — 2016 года Ф. И. О. Курбатова Нина Михайловна Образование: высшее, Московский государственный.

Конспект комплексного занятия по развитию речи, мышления для детей с нарушением слуха «Классификация одежды, письмо слов» На занятии использована презентация (флипчарт) для интерактивной доски. Возможности презентации предполагают взаимодействие детей с интерактивной.

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Путешествие в страну Волшебных Слов» для детей подготовительнойк школе групп МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Конспект НОД по.

Открытое занятие по лексико-грамматике в старшей группе ДС для детей с ОВЗ «Путешествие в страну слов» Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну слов» Задача: Расширять словарный запас.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Программа дополнительного образования для детей 4–5 лет «В мире звуков и слов» Администрация городского округа Подольск Комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития.

Конспект занятия по морфологическому анализу «Загадки с грядки» ЗАДАЧИ: Образовательные: продолжать формировать обобщённые понятия об овощах. Закрепить умение передавать форму и характерные особенности.

Учить детей выразительно пересказывать рассказ с использованием слов и выражений из текста, пользуясь мнемотаблицами. Собака – друг человека ООД по развитию речи в подготовительной группе Задачи: 1. Учить детей выразительно пересказывать рассказ с использованием.

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (49)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (27)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (191)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (26)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (48)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (225)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (15)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (9)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (113)
  • игры со словами 1 (39)
  • развитие речи (15)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (42)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (3)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (112)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
  • иностранный язык (15)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (1)
  • . ——ПОДЕЛКИ (90)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (41)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (43)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (24)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (17)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (36)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (3)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (14)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (34)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

Читайте также:  Анализ на совместимость супругов дети

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

На протяжении первых лет жизни ребенка происходит сложный процесс развития восриятия. Этот процесс имеет очень важное значение, так как создает необходимую основу для всего последующего развития.

Одним из рано формирующихся сенсорных процессов является фонематический слух. Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (И.X. Швачкин, А.И. Гвоздев и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано — к двум годам — о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка. Тот факт, что речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи детской речи объясняют «моторными причинами» (А.И. Гвоздев), т. е. несовершенством детской артикуляции.

Вновь вопрос о развитии у ребенка фонематического слуха встает при обучении детей грамоте. Все исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой отмечают неумение детей 6—7 летнего возраста произвести звуковой анализ слова. Это неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие его звуки многие исследователе склонны объяснить тем, что ребенок не слышит в слове.

Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом: содной стороны, доказанная многочисленными исследованиями возможность очень тонкого различения ребенком звуковых комплексов, формирующаяся уже к двум годам, и, с другой стороны, неумение ребенка старшего дошкольного возраста «услышать» отдельный звук внутри слова. Возникает вопрос, можно ли считать эти две способности ребенка характеристикой одного и того же процесса? Можно ли неумение ребенка выделить отдельный звук в слове объяснить тем, что он не слышит этого звука, что у него недостаточно сформирован фонематический слух? Выяснению этих вопросов посвящена первая глава диссертации. Тонкое фонематическое восприятие ребенка, способность его различать на слух все особенности речи окружающих его взрослых является необходимой основой выделения звука в слове, но не создает умения совер­шать такое выделение. Задача звукового анализа слов перед ребенком сама по себе никогда не встает, так как для общения с окружающими не нужно уметь разбивать слово на состав­ляющие его звуки. Необходимость умения анализировать звуковой состав слова возникает только при обучении грамоте, и вызвана она спецификой звуко-буквенного письма, заключающейся в возможности точно записать речь, пользуясь для этого любыми единицами речи более крупными, чем звук. При обучении грамоте поэтому следует обучать ребёнка умению разбивать нашу речь именно на звуки. Но в практике своего речевого общения ребенок никогда не имеет дела с изолированными звуками, которые, как указывает Н.И. Жинкин, вообще не произносимы.

Исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина (работы Н.А. Хохловой, А.Е. Ольшанниковой и др.), показывают, что при определенных условиях дети старшего дошкольного возраста принимают задачу звукового анализа слов и с помощью данных им средств материализации звукового состава слова (схема звукового состава слова и фишки) успешно с этой задачей справляются. Однако наши предварительные опыты показали, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут произвести звуковой анализ слова, используя в качестве средства схему звукового состава слова и фишки. Чемэто можно объяснить? По-видимому, та форма моделирования звукового состава слова, которую предлагает Д. Б. Эльконин, — моделирование пространственно-временной структуры звуковой формы слова — является сложной для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В чем же заключается эта сложность? Дело в том, что разлагая слово на звуки, лишая его привычного слогового произношения, произнося каждый слог по звукам, мы совершенно искажаем слово, значение его при этом утрачивается. Естественно, что ребенок дошкольного возраста отказывается работать с таким «распавшимся» словом. Схема же и фишки не помогают ему «собрать» звуковой рисунок слова, услышать ею таким, каким ребенок при­вык слышать это слово в практике своего речевого общения.

Исходя из теории формирования умственных действий, Д.Б. Эльконина, формируя у дошкольников действие звукового анализа слов, ввел на этапе освоения действия с предметами фишки и схему, как бы материализовал слово и составляющие его звуки. Но, работая с фишками и схемой, ребенок произносит разбираемое им слово так же, как он это делает в своей речевой практике. А так как звуковая форма слова является некоторым структурным образованием, то произнесение каждого звука в слове обусловлено тем, в каком окружении он находится, какие звуки стоят впереди и сзади. Когда же мы производим звуковой анализ слова, мы эту структуру разрушаем и тот звук «м», который ребенок слышит, например, в слове «мама» имеет очень мало общего с отдельно названным звуком «мэ».

Читайте также:  Анализ на сифилис у детей

Мы предположили, что для научения ребенка-дошкольника действию звукового анализа слов, нужно найти такой способ расчленения структуры слова, при котором сохранялась бы специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове.

Значит, до введения моделирования пространственно-временно­го состава слова нужно научить ребенка моделированию особого типа — путем изменения процесса произнесения слова — моделиро­ванию слова естественными способами, уже имеющимися у ребенка. При нормальном произнесении наша речь, как показал в своих исследованиях Н.И. Жинкин, квантуется на слоги. Нам же нужно научить ребенка особому произношению слова, чтобы уже при самом произнесении ребенок выделял нужный ему звук, т. е. слово должно произноситься ребенком, квантуясь не на слоги, а на звуки. Например, если мы хотим, чтобы ребенок произвел звуковой анализ слова «мак», то мы должны научить его произносить это слово так: «м-м-мак» — для выделения первого звука, «м-а-а-а-к» — для выделения второго звука и «мак-к-к» — для выделения третьего звука. В этом случае артикуляция ребенка начинает играть совершенно новую, особую роль, она приобретает само­стоятельное значение, начинает выполнять функцию ориентировки в слове. Такого рода артикуляция не является для ребенка естественной и ей надо специально учить. Мы назвали такой способ произношения слова интонированием. Функция речевой деятельности ребенка при этом меняется, превращаясь из функции общения, передачи мысли в функцию обследования звукового состава слова.

Мы считали, однако, что введение этого более простого типа моделирования звукового состава слова — натурального моделирования— не может однозначно определить успешность проведения всеми детьми дошкольного возраста звукового анализа слов, что существуют особые возрастные и индивидуальные особенности, позволяющие принять задачу и средства звукового анализа слов и действовать определенным способом или не позволяющие сделать это. Проверка этого предположения может идти, по-видимому, по двум линиям:

1. Степень развернутости, с которой детям данного возраста будут вводиться средства звукового анализа слов. Показателем этого является то, насколько ребенок, осуществляя звуковой анализ слов, нуждается в помощи экспериментатора, и в чем эта помощь заключается. 2. Значение неоднородности речевого материала, который будет дан детям для звукового анализа: положение выделяемого звука в слове (первый—последний), артикуляторная характеристика выделяемого звука. Поскольку в методе интонирования, который мы избрали в качестве средства звукового анализа слов, основная роль принадлежит особому произношению, артикуляции слова, правильная или неправильная артикуляция отдельных звуков может оказаться решающим фактором в возможности ребенка произвести звуковой анализ слов.

Итак, в исследовании были поставлены следующие вопросы:

1. Является ли интонационное выделение звуков в слове тем

средством, с помощью которого дети дошкольного возраста смогут овладеть действием звукового анализа слов.

2. Какие возрастные и индивидуальные различия обнаруживаются в овладении этим средством и какие этапы проходит его формирование.

Экспериментальная ситуация, в которой дети дошкольного возраста будут обучаться действию звукового анализа слов, должна отвечать двум требованиям:

1. Задача выделения звука в слове должна быть поставлена в ситуации интересной и доступной для ребенка любого дошкольного возраста. Известно, что дети старшего и среднего дошкольного возраста легко принимают задачу даже тогда, когда она становится перед ними как учебная задача, без игрового оформления. Но для того, чтобы дети от 3 до 5 лет приняли сложную, практически ненужную им задачу звукового анализа, необходимо ввести эту задачу в игровую ситуацию и, более того, сделать звуковой анализ средством для решения основной игровой задачи.

2. Детям должен быть четко задан способ выделения звука в слове; в качестве такого способа мы взяли интонационное выделение звука в слове. То есть дети должны были быть обучены особому произнесению слова, при котором расчленение структуры слова не меняло бы специфики произнесения отдельного звука.

Задача звукового анализа не может быть задана младшим и средним дошкольникам в виде описания их будущей деятельности Она может быть введена только с помощью определенного образца. При этом важно, чтобы образец давался ребенку не как готовый продукт, а в процессе его построения, уделяя особо важное место способу осуществления деятельности — интонированию.

Опыты проводились с детьми детского сада № 253 г. Москвы по 10 человек 3—4, 4—5 и 5—6 лет.

Вторая глава диссертации посвящена изложению методики и результатов исследования формирования звукового анализа слов у детей дошкольного возраста.

В I серии экспериментов экспериментатор прежде всего объяснял па примере имени испытуемого, что такое первый звук в слове. Испытуемому показывали, как нужно произнести слово, чтобы интонационно выделить в нем первый звук: «И-и-игорь».

Затем начинался эксперимент, в ходе которого ребенок должен был назвать первый звук в названии десяти животных (собака, кошка, белка, мишка, лошадь и др.). Экспериментальная ситуация была такова: перед испытуемым ставился домик, окруженный «речкой» с перекинутым через нее мостиком. Пройти по мосту в домик можно было, лишь правильно назвав первый звук в имени идущего, в противном случае мостик ломался. Испытуемый должен был про­вести в домик всех зверей, назвав первый звук их имени

Во II серии экспериментов в той же экспериментальной ситуации ребенок должен был назвать последний звук в имени каждого животного.

Анализ результатов проведенных экспериментов дает основание сделать вывод, что тот способ интонационного выделения звука в слове, который мы дали нашим испытуемым в качестве средства проведения звукового анализа, оказался удачным.

Все испытуемые, в том числе и дети трехлетнего возраста, справились с задачей выделения в слове первого звука. Правда, трехлетки вместо называния изолированного первого звука давали его интонационное выделение, но для нас важно, что задача выделения звука в слове малышами принималась, и дети пользовались данным им средством звукового анализа.

Интонирование, по-видимому, удобный способ отыскания и прослушивания нужного звука (об этом свидетельствует то, что все дети трех лет, прослушав, как экспериментатор выделяет интонационно первый звук, смогли назвать его изолированно), но артикуляционно оно сложно для младших дошкольников. Именно поэтому в тех случаях, когда экспериментатор переставал оказывать помощь в интонационном выделении звука, дети все свое внимание переключали на то, чтобы правильно проартикулировать нужный звук (интонировать его), и уже не могли перейти к изолированному называнию звука. Особенно ярко все это проявилось именно в I серии, так как задача выделения последнего звука в слове, поставленная во II серии, оказалась для младших дошкольников настолько сложной, что проследить там какие-то закономерности нам не удалось: все испытуемые просто отказывались отвечать самостоятельно, ограничиваясь повторением того, что говорил экс­периментатор.

Дети 4—5 лет, легко усвоив способ интонационного выделения в качестве средства звукового анализа, смогли выделить и первый, и последний звук во всех предложенных им словах. Правда, задача выделения первого звука оказалась для них более простой, дока­зательством чему служит самостоятельное интонационное выделение первого звука с последующим его изолированным называнием в 33 случаях из общих 100 (10 испытуемых по 10 слов каждый), в то время как самостоятельное интонационное выделение послед­него звука было сделано только 7 раз. Но все дети этой возрастной группы смогли самостоятельно называть последний звук в слове, опираясь на интонационное выделение этого звука, данное экспериментатором.

В группе детей 5—6 лет впервые появляются случаи (40 процентов) выделения первого звука в слове без предварительного интонационного его выделения. Значит ли это, что для детей среднего дошкольного возраста интонирование как средство звукового анализа уже себя изживает и дети могут перейти к иным формам моделирования звукового состава слова? Данные II серии экспериментов показывают нам, что такой вывод неправомерен: все те испытуемые, которые не пользовались интонационным выделением первого звука для того, чтобы выделить его из слова, не только интонируют последний звук, но иногда обращаются даже за помощью к экспериментатору, не зная, как самостоятельно справиться с заданием.

Процесс выделения звука в слове является сложной деятель­ностью, при формировании которой ребенок проходит ряд последовательных этапов, расположенных в определенной генетической последовательности. Мы назвали эти этапы ступенями овладения действием звукового анализа слов. На I ступени ребенок макси­мально нуждается в помощи экспериментатора: он самостоятельно не может еще справиться ни с интонационным выделением звука, ни с изолированным его называнием, повторяя и то, и другое только вслед за экспериментатором. Ребенок, находящийся на этой на­чальной ступени, только учится новой для него артикуляции — интонированию.

На следующей, II ступени дети еще по-прежнему не владеют способом интонирования. Они нуждаются в помощи экспериментатора в интонационном выделении нужного звука и не могут назвать звук изолированно, основываясь на собственном интонационном его выделении. Однако, прослушав интонационное выделение звука экспериментатором, дети могут самостоятельно назвать этот звук изолированно. На III ступени помощь экспериментатора по-прежнему нужна ребенку для интонационного выделения звука в слове, но, научившись интонировать нужный звук, дети называют его изо­лированно, ориентируясь уже на собственное произнесение слова. На IV ступени дети совершенно не прибегают к помощи экспериментатора: они сами легко меняют свою артикуляцию, произнося слово так, чтобы прослушать нужный звук, и тут же называют его изолированно. На V ступени нельзя наблюдать процесс осуществления звукового анализа слова: деятельность сформировалась, процесс свернут — ребенок произносит слово, не прибегая к интонационному выделению нужного звука, и вслед за тем называет звук изолированно. Но, по-видимому, даже на этом, высшем уровне средние дошкольники «про себя» прибегают к интонированию. Об этом свидетельствует то, что ни один из наших испытуемых не называл выделяемых звуков обобщенным названием звука типа «мэ», «бэ», а всегда сохраняли у выделяемого звука ту специфику, которая определяется положением данного звука в слове. Например, в словах «медведь» и «морж» звук «м» звучит по-разному: мягкая фонема в первом случае и твердая во втором. При назывании изолированного первого звука в этих словах все наши испытуемые сохраняли эту мягкость и твердость.

Ступень овладения деятельностью определяется однозначно возрастом испытуемого. Она зависит, кроме того, от положения выделяемого звука в слове (первый—последний). При выделении в слове последнего звука все наши испытуемые переходили на более низкую ступень деятельности по сравнению с выделением ими первого звука. Таблица 1 (см. стр. 9) показывает в процентах, как распределены по ступеням деятельности ответы испытуемых в I и во II сериях экспериментов. Большое значение при выделении звука в слове имеет также его артикуляторная характеристика. При этом очень важно, что дети не испытывают никаких трудностей при выделении поздно усваиваемых и плохо артикулируемых звуков — л, р, с, ш, ж. Все эти звуки легко интонируются, а затем называются изолированно. Если испытуемый не умеет произносить какой-либо из этих звуков, он произносит вместо него звук — заменитель, и это никак не мешает звуковому анализу. Совсем другую картину мы видим, когда ребенок должен выделять звук, плохо поддающийся интонированию – б, д, к. Все испытуемые тут же обращаются за помощью к экспериментатору, переходя, таким образом, на более низкую ступень деятельности по выделению звука в слове.

Возраст испытуемых I ступень II ступень III ступень IV ступень V ступень
1 серия 2 серия 1 серия 2 серия 1 серия 2 серия 1 серия 2 серия 1 серия 2 серия
3 -4 года
4—5 лет
5 — 6 лет

Это свидетельствует о том, что механизм звукового анализа заключается в умении проделать артикуляционную работу, отличную от той, которую совершает ребенок в своей обычной речи. Физиологическая готовность слухового и артикуляторного аппаратов не ведет непосредственно к умению провести звуковой анализ слов? Неумение детей младшего и среднего дошкольного возраста произвести звуковой анализ слов связано не с физиологическими недостатками слухового и артикуляторного аппаратов, а с отсутствием у них соответствующего способа деятельности.

Итак, мы выяснили, что хотя интонирование и является оптимальным средством для выделения звуков в слове детьми дошкольного возраста, но введение его в качестве средства звукового анализа слов не всегда дает однозначный положительный результат. Успешное применение детьми-дошкольниками интонационного выделения звука в слове с целью осуществления звукового анализа обусловлено их возрастными особенностями и характером того речевого материала, который дается детям для анализа.

В 1 и 2 сериях экспериментов выделение звука в слове являлось для детей средством для решения основной игровой задачи. При этом деятельность по выделению звука в слове нам пришлось у наших испытуемых специально формировать. В III серии экспериментов детям была предложена собственно речевая игра, процессуальная игра со словом, в которой ребенок должен был осознать практическую значимость семантики звука (в частности, 1 звука в слове), какое бы то ни было обучение в этой серии было снято.

Испытуемым предлагалось пять совершенно одинаковых кукол, одетых в рубашки разных цветов. Соответственно с цветом рубашки куклы были названы Жан (желтая рубашка), Бан (белая рубашка), Кан (красная рубашка), Зан (зеленая рубашка) и Сан (синяя рубашка). Дети должны были научиться узнавать кукол по именам. Опыты проводились в детском саду № 1065 г. Москвы. Для экспериментов было взято 10 детей 6—7 лет, 18 детей 5—6 лет и 16 детей 4—5 лет.

Читайте также:  Анализ на синдром дауна детей

Все испытуемые разбились на две группы: 1) справившиеся с заданием и 2) несправившиеся с заданием. Так как поведение на эксперименте детей, вошедших в одну из групп, было совершенно одинаковым, независимо от возраста, мы будем излагать результаты 3 серии экспериментов не по возрастным группам, а по способу действия. В I группу вошли все испытуемые 6—7 лет, семь испытуемых 5—6 лет и два испытуемых 4—5 лет. Все эти дети не сделали в ходе экспериментов ни одной ошибки, всех кукол назвали правильно, причем перед тем как назвать куклу, дети называли цвет ее курточки: «Зелененький, Зан».

Испытуемые, вошедшие во II группу, не смогли вычленить связь между цветом курточки и именем куклы. Даже введение экспериментатором интонирования («С-с-синенькая курточка — С-с-сан») не привело к положительному результату.

Результаты III серии экспериментов оказались значительно ниже результатов I серии. Если в I серии с задачей выделения первого звука в слове справились все дети, то в III серии из испытуемых 4—5 лет задание выполнили только 12 процентов, а 5—6 лет — 39 процентов детей. Такая большая разница, как нам кажется, может быть объяснена тем, что в III серии было совершенно исключено моделирование ребенком звукового состава слова. Если в I серии интонирование, предложенное нами детям, давало им возможность как бы «пощупать» первый звук в слове, остановиться на нем, то в III серии такая возможность была исключена, дети не были нами обучены способу выделения звука в слове. Таким образом, даже в том случае, когда звуковой анализ является предметом деятельности ребенка, дети среднего дошкольного возраста не справляются самостоятельно с выделением звука в слове. Для проведения звукового анализа необходимо дать детям средства для выполнения этой задачи, научить их особому способу произнесения слова с измененной артикуляцией — интонированию.

Интонационное выделение звука в слове является тем средством, с помощью которого дети дошкольного возраста могут выделить в слове определенный звук. Интонирование отличается от обычного, естественного артикулирования тем, что оно разбивает естествен­ный слоговой способ произнесения слов. При формировании этого нового действия со словом происходит расшатывание сложившегося артикуляторно-слогового стереотипа произношения, преодолевается естественное слоговое квантование слова, ребенок научается управлять собственным артикуляторным аппаратом. Развернутое проговаривание слова с подчеркнутым, интонированным, протяженным произнесением отдельных звуков выполняет функцию ориентировки в звуковом составе слова. Тем самым произнесение слова из исполнительского действия, обслуживающего общение, превращается в специальное, исследующее звуковой состав слова. Выделение отдельного звука при подчеркнуто интонированном произнесении приводит и к слышанию его как отдельного звука. Как и всякое умственное действие, это действие формируется как максимально развернутое, а затем постепенно сокращается и превращается в сокращенное, производимое «в уме»; вернее, производимое при молчаливом, беззвучном, без видимых артикулярных движений внутреннем проговаривании.

Однако этим создаются лишь необходимые условия для звукового анализа слова. Звуковой анализ слова предполагает не только выделение отдельного звука на основе проговаривания или узна­вания заданного в виде образца звука в слове. Главное в звуковом анализе слова — установление отношений между звуками, составляющими слово. Так, например, слова «кот», «ток» и «кто» состоят из одних и тех же звуков. Но это разные слова, и разные они именно потому, что одни и те же звуки составляют в них каждый раз своеобразную структуру, заключающуюся в той временной последовательности, в которой эти звуки следуют друг за другом.

Пользуясь интонированием, дети любого дошкольного возраста, начиная с трехлеток, могут выделить в слове первый звук. Но для проведения полного звукового анализа слова, как показали наши предварительные эксперименты, одного только интонирования оказывается недостаточным. Возникает необходимость обучить детей сочетанию более элементарного, натурального моделирования звукового состава слова (интонирования) с более сложным, предметным моделированием, предложенным Д.Б. Элькониным (схема звукового состава слова и фишки).

Вопрос обучения дошкольников звуковому анализу слов становится сейчас особенно актуальным в связи с введением в Программу обучения в детском саду элементов обучения грамоте. Занятия по грамоте вводятся в подготовительной группе детского сада (6—7 лет). Понятно, что если бы удалось перенести обучение звуковому анализу в старшую группу детского сада (5—6 лет), то это значительно облегчило бы усвоение чтения в подготовительной группе. Мы обучали действию полного звукового анализа слов старшую группу детей детского сада № 1065 (воспитатель Л.Н. Елисеева) с последующим обучением этой группы чтению Обучение происходило на групповых занятиях продолжительностью 20 минут каждое. Для обучения был использован экспериментальный букварь, созданный Д.Б. Элькониным для обучения в школе. Описание этого обучения и его анализ дается в третьей главе диссертации.

На полную отработку действия звукового анализа слов мы потратили 17 двадцатиминутных занятий. В результате проведенного обучения было выяснено, какую роль играют в звуковом анализе слова ребенком-пятилеткой интонирование, фишки и схема звукового состава слова.

Интонационное выделение звука в слове — это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает ребенку возможность отчленить форму слова, как нечто отличное от содер­жания, и выделить единицы в форме слова — звуки. Эффективность интонирования объясняется тем, что оно позволяет выделить звуки, не разрушая при этом структурность формы (т. е. сохраняется специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове). Выделение звуков в слове при помощи интонирования является подготовительным по отношению к тем формам моде­лирования слова, которые были предложены Д.Б. Элькониным. Это объясняется тем, что замещение звука фишкой, не являющейся подобной замещаемому звуку, представляет собой очень высокую и сложною форму моделирования, приближающуюся по своему характеру к знаковому моделированию. В связи с этим при работе с детьми более младшего возраста возникает необходимость создать предпосылки для более высокого этапа, обучив детей интонационно выделять звуки и, таким образом, создавать естественную модель звукового состава слова, очевидным образом подобную воспроизводимому образцу.

Фишки фиксируют результаты такого анализа, а их пространственное расположение на схеме моделирует временную последовательность звуков в слове. Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку переставить, убрать и т. д. дает возможность ребенку понять, что и звуки в слове можно переставлять, действовать с ними, как с фишками.

Схема звукового состава слова, определяя количество звуков в слове, позволяет ребенку проверить, правильно ли произведен звуковой анализ слова, т. е. все ли звуки в нем выделены. Однако в случае ошибки схема не позволяет ребенку узнать, какую именно ошибку он сделал, так как фишки, выставленные в клетки схемы, качественно неопределенны. Поэтому, зафиксировав ошибку, ребенок обязан проделать всю работу сначала, прибегнув к интонационному выделению звуков.

Обучение этой группы детей чтению дало возможность выяснить, какую роль играет звуковой анализ в обучении грамоте.

По Эльконину, формирование действия первоначального чтения, включает в себя три ступени: 1) формирование действия звукового анализа, 2) формирование действия словоизменения, 3) формирование действия воссоздания звуковой формы слога и слова.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2111 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

источник