Меню Рубрики

Гайдар его рассказы для детей анализ

Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения)

В русской литературе много замечательных детских писателей, произведения которых знают и любят наши ребята. У нас много прекрасных педагогов, отдающих все свои силы воспитанию детей. Почему же именно Гайдару удалось так властно завладеть сердцами, разбудить в них лучшие чувства?

Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А. Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.

На вопрос, что Гайдар делает для того, чтобы завоевать доверие и любовь детей, он ответил: “Я их просто люблю.… Ни один учитель, ни один вожатый не привлечет к себе детей, если он их не любит…”

Однако любить детей еще мало, надо, чтобы они любили тебя.

И это верно, – отвечал он, – но тут я уже сам ищу дорогу. Она не всегда гладкая и ровная. Ребята прихотливый народ.

— Они не любят очень добрых.

— Значит, быть лучше с ними строгим?

— Ничего не значит. Не ненужно быть ни строгим, ни добрым.

— Лучше всего быть серьезным. (Р. Фраерман “Аркадий Гайдар и дети”, ж “Вожатый” № 5 1948 г стр. 22-23).

О таком серьезном отношении Гайдара к детям свидетельствует и Б. Емельянов, автор книги “Жизнь и творчество А. П. Гайдара” (Детгиз. 1954г. стр. 58-84). Он пишет о том, что в его дружбе с ребятами не было и тени отношения “понарошку”.

Дружба строилась всерьез. Одним из замечательных качеств писателя была способность “глубоко изнутри ощущать ребячью жизнь и понимать ребят с полуслова”.

О дружбе, основанной на взаимном уважении и доверии взрослых и детей, Гайдар часто писал в своих произведениях. Это отношение к детям выразилось в его писательской манере разговаривать с ними как с равными, делиться самыми заветными своими мыслями. Может быть, поэтому дети серьезно относятся к каждому его слову, любят все его произведения. Не подавлять, а воспитывать, развивать в ребенке человека – вот основной принцип, которого убежденно придерживался писатель в своем творчестве. С. Маршак в статье “Памяти Гайдара” писал: “Гайдар знал, какие струны надо затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела …А. Гай-дар жил и работал ради будущего и в своих книгах и мыслях, неизменно обращался к олицетворенному будущему – к детям. Они были для него не только читателями и действующими лицами его повестей и рассказов, но и верными товарищами, с которыми он делился и большими, серьезными мыслями и веселой шуткой. К. Паустовский замечал по этому поводу: “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок”. О секретах огромного воздействия А. Гайдара на читателей-детей долго говорили и писали как о нераскрытой “хитрости”, как о неразгаданной “военной тайне” и даже как о непостижимом “чуде”. Многие из этих чудес уже “расколдованы” исследователями его жизни и творчества. Некоторые из секретов сегодня, к сожалению, забыты, другие остаются до сих пор, действительно, загадками. Более того, их число неизменно растет, так как современное поколение детей воспринимает Гайдара и открывает его по-своему.

К сожалению, не все дети, да и взрослые читают и изучают произведения Гайдара.

Это связано с тем, что в школьную программу по литературе не включены для изучения произведения писателя. К счастью, прошло то время, когда некоторые литературные критики, используя факты биографии писателя, связанные с гражданской войной, пытались очернить его жизнь и творчество. Например, В. Солоухин в повести “Соленое озеро” создает миф о Гайдаре как о жестоком убийце. В самом деле, Гайдар сражался в течение всего лета 1919 г. в бригаде курсантов с контрреволюционными бандами, белоказаками, местными националистами на петлюровском фронте, польском, кавказском. Его назначают комиссаром партизанского отряда затем командиром взвода, ротным командиром. “Что я видел, – всего не перескажешь. Но самое главное, что я запомнил, – это то, с какой ненавистью к врагу, безграничной и беспредельной, сражалась Красная Армия одна против всего белогвардейского мира”. Да, действительно, дрались, не жалея крови, не щадя жизни. Время было необыкновенное, время трагичное.

На наш взгляд, книги Гайдара – это, прежде всего покаяние человека, прошедшего ад гражданской войны и мечтающего о прекрасной жизни в счастливой стране. А. Гайдар писал: “Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось, да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало”.

Желание вчерашнего бойца поделиться пережитым именно с юными читателями объясняется не столько обилием, сколько остротой и живостью впечатлений, полученных в юном возрасте, стремлением забыть жестокость и насилие гражданской войны. И каждое произведение о детстве становилось для него своеобразным возвращением в его далекое и неповторимо прекрасное детство. Можно без преувеличения сказать, что детским писателем сделала Гайдара революция и гражданская война.

Каждое новое произведение Гайдара было событием в детской литературе. Повести и рассказы писателя отличали глубокое понимание автором сложного детского характера, редкое психологическое родство этого взрослого человека с ребенком, его необыкновенное умение найти с детворой общий язык. К. Паустовский замечал по этому поводу: “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой поступок”. (Жизнь и творчество А.П. Гайдара. М., Дет. Лит., 1964 г. стр. 183). Гайдар, который, по словам С. Я. Маршака, “сумел сочетать в своем лице и талантливого педагога, и веселого старшего товарища”, который делился со своим читателями “…и большими, серьезными мыслями, и веселой шуткой”, создал книги, пронизанные юмором, смехом.

Всем известно, как важен юмор в детской литературе, встречающей человека при вступлении его во взрослую жизнь. Юмор – свидетельство тонкого понимания мира писателем во всей сложности, во всем его многообразии. На страницах повести Гайдара “Тимур и его команда” шумит большой мир детства – мир сложный, яркий и лукавый. И потому, что автор хорошо понимает этот мир, многие страницы книги озаряет его незабываемая улыбка.

Как известно, юмор, комическое, основывается на противоречии жизни. Тимуровцы скрывают свои игры от взрослых, и эта тайна приводит ко многим нелепицам, вызывающим смех читателя. Во дворе старушки-молочницы, матери красноармейца, ребята, таясь от хозяйки, наполняют бочку с водой, что вот-вот собирается сделать она сама. И читатель вместе с Тимуром смеется над тем, как, “вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей по ноги. Она опустила руку в воду и поднесла ее к носу”.

Другая комическая сцена возникает во дворе старушки-владелицы козы. И опять-таки, потому что ребята решают уложить в поленницу только что привезенные дрова тайком то хозяйки. Один из них, Сима Симаков, отвлекает ее и задерживает в огороде, шевеля ветви яблони. Старушка принимает Симу за вора и решает, спрятавшись от него, подкараулить… Незнание старушкой того, кто ей помог, рождает не менее смешную сцену в конце эпизода. Возвратившись из огорода, она видит сложенную поленницу дров и возле нее маленького внука с куском бересты. На вопрос бабки, которая стоит перед поленницей “вытаращив глаза”, о том, кто без нее работал, малыш, укладывая бересту в поленницу, важно отвечает: “А ты, бабушка, не видишь, – это я работаю”.

Не трудно заметить, что эти и другие комические ситуации в повести исходят из игр, которые напоминают таинственные дела тимуровцев. Такие эпизоды интересны, увлекательны и оказывают воспитательное воздействие на юных читателей. Эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность…Это то, что в конечном итоге и можно назвать качествами, не соответствующими чертам характера взрослого человека, противоречащими им. И это несоответствие в повести Гайдара создает весело-озорной тон, из подобных ситуаций рождается юмор писателя.

Значение многочисленных комических сцен, ситуаций трудно переоценить. Юмор помогает читателю острее пережить все происходящее в повести, он делает героев – тимуроцев ближе детям, помогает глубже понять “секрет” обаяния этого писателя.

Исследуя внутренний мир подростка в повести “Школа”, А. Гайдар не рисует “облегченного” пути возмужания своих героев; напротив, он подчеркивает, что процесс этот – долгий, мучительно сложный, противоречивый. Борису Горикову уже известно, что была революция пятого года, что у них дома жандармы бывали с обыском, что царей судят и казнят; он уже задумался о социальном неравенстве, о неизбежности каких-то перемен. Писатель воссоздает процесс постепенного взросления, возмужания своего героя: он попадает во все более сложные жизненные ситуации.

И более сложными, ответственными становятся его раздумья, переживания. Его внутренний мир “вбирает” события, впечатления о людях, обогащается опытом отношений с ними. В целом повесть и представляет картину и объяснение становления и воспитания характера подростка в условиях революции и гражданской войны.

Гайдар большое внимание в повести уделяет нравственным проблемам: что считать добром и злом, в чем смысл жизни, взаимоотношения человека и коллектива, проблемам мнимого и настоящего товарищества, дисциплины и долга, подлинной красоты человека. Изучая историю жизни Бориса Горикова, мы раскрываем одновременно перед детьми композиционное и языковое мастерство Гайдара, воспитываем внимание и любовь к поэтическому слову, учим видеть в лаконичных словесных образах картины жизни. Повесть Гайдара, построенная на увлекательном сюжете, рисующая яркие образы и картины, дает учителю возможность для самой разнообразной работы: выразительного чтения, пересказов, анализа эпизодов, наблюдений над языком писателя. И, что особенно важно, книга не только воскрешает годы революции и гражданской войны, но и воспитывает детей в духе уважения и любви к своей Родине.

Как нужен сейчас нашей школе Гайдар! Как нужны его добрые и умные книги, стремление в “дальние страны”, романтика мирных дней, как важно, чтобы звон кремлевских часов напоминал нашим ученикам, что надо “любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется советской страной”. А пока Гайдара нет в школьной программе, многие учителя, каждый в силу своих способностей и возможностей, в силу своей любви и преданности к писателю популяризует его произведения среди учащихся, делают его близким и родным для сегодняшних мальчишек и девчонок.

Литература

  1. Гайдар А. П. Письма, ЦГАЛИ, 1972. — оп 2. ед. хр. 30.
  2. Гайдар А. П. Собр. соч., в 4-х т., М.: Детская литература, 1964. т 2. – 344 с.
  3. Емельянов Б. Жизнь необыкновенная. В кн.: Жизнь и творчество А. П. Гайдара, М. : Детгиз, 1954. – 59-84 с.
  4. Свирская И. А. О чем спорят современные школьники-читатели А. П. Гайдара. //Ученые записки Горьковского института им. А. М. Горького, серия филологических наук. – Выпуск 111. – Творчество А. П. Гайдара. – Горький, 1968. – 243 с.
  5. Шаталов С. Е. Заметки о психологизме А. П. Гайдара. (там же, – 38-42 с).
  6. Фраерман Р. Аркадий Гайдар и дети. – ж. Вожатый, № 5. 1948. – 22-23 с.

источник

Идея произведения, на мой взгляд, заключается в том, что каждый человек должен давать оценку прожитой жизни, совершённым поступкам, имеющимся желаниям.

Проблематика произведения, по моему мнению, такова, что все-таки не каждый сможет дать здравую оценку своей жизни и кто-то, наверняка, разобьет этот камень, подумав, что ничего хорошего в его жизни не было. Хотя в жизни каждого человека, есть что-то хорошее, пусть у кого-то и немного.

Главными героями произведения А.Гайдара являются старик и мальчик Ивашка. Автор показывает старика в начале произведения как бедного, слабого человека, который много горя пережил в жизни. Но он был добрым, жалостливым, поэтому не стал наказывать мальчика-воришку и даже плохого слова ему не сказал. В конце произведения выясняется – старик прожил свою жизнь так, как хотел, он счастливый человек. С какой гордостью старик говорит о прожитой жизни, обо всех своих печальных событиях: как появился шрам на лице, почему стал хромать и как чуть не умер от тифа.

Другим главным героям является мальчик Ивашка. А.Гайдар показывает его как добросовестного, ответственного за свои поступки человека, потому что он хотел искупить свою вину перед стариком, за то, что залез в охраняемый им сад. Когда Ивашка нашел волшебный молодильный камень, то сразу же захотел помочь бедному старику стать моложе, чтобы тот прожил лучшую жизнь. Мальчик действовал из лучших побуждений. И как говорит нам сам автор: «Ивашка был по натуре мальчиком добрым…»

В тексте присутствует символическая деталь – камень. Он объединяет в себе смысл прожитой жизни, заставляет дать оценку прожитой жизни и сделать вывод – зря или не зря жил человек.

Можно сказать, что в тексте нет второстепенных героев, но отчетливо виден образ самого автора. Он и повествует о происходящем, и сам присутствует в произведении в качестве героя-рассказчика.

Композиция произведения начинается с экспозиции. В тексте она начинается с описания жизни и образа старика, с появления мальчика Ивашки, который залез в сад за яблоками. Завязка заключается в том, что увидев мальчика, дед не стал его наказывать, а просто отпустил. Это повлияло на проявление у мальчика совести, доброты, жалости к старику, желания ему помочь. Развитие действий происходит, когда мальчик находит волшебный камень и предлагает старику разбить его, чтобы стать моложе и сильнее. В кульминации произведения старик отказывается от возвращения молодости. Далее следует развязка, в ней старик объясняет мальчику, почему отказался и почему его жизнь не так плоха, как думают все вокруг. Эпилог подводит нас, читателей, к тому, что в прожитой человеком жизни есть все-таки смысл – то хорошее, о котором можно сказать: «Я не зря прожил свою жизнь». Много людей побывало возле этого камня, но никто так и не осмелился разбить его.

Художественное пространство в произведении «Горячий камень» показано сжатым, конкретным, так как все действия происходят в селе. Художественное время соотнесено с исторической эпохой, оно является открытым, потому что старик рассказывает Ивашке о революции, которая была, и грядет новая война, об этом нам говорит сам автор. Но действия происходят в хронологии с внутренними душевными процессами, так как все основано на воспоминаниях старика о событиях, происходивших в его жизни.

В заключении можно сказать, что произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке.

источник

А.П.Гайдар (Голиков, 1904–1941) остается в истории рус­ской классической литературы XX века одной из самых ярких ле­генд. Жизнестойкости этой легенды не могли повредить ни идео­логическая мифологизация его судьбы и личности, происходив­шая в 70–80-е годы в рамках пионерского движения, ни разоб­лачительная демифологизация советской истории, в том числе и военной биографии писателя, развернувшаяся в прессе в начале 90-х годов.

Две страсти манили Аркадия Голикова с детства – приключе­ния и книги. Когда ему было десять лет, он попытался сбежать на фронт, в двенадцать лет с оружием патрулировал улииы Арзама­са – города своего детства, в тринадцать был впервые ранен – ножом в грудь, а в четырнадцать вступил в РКП(б) и уехал на фронт – адъютантом командира особого отряда. Его родители – типичные провинциальные интеллигенты – еще в 1905– 1907 го­дах помогали революционному подполью. Аркадий пошел по их стопам (из партии он будет исключен за превышение командир­ских полномочий, да так и не восстановится в ее рядах).

Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович, выходец из солдатско-крестьян­ского рода, работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Повезло Аркадию и в Арзамас­ском реальном училище, в котором он учился в 1914–1918 годах: там преподавали талантливые и свободомыслящие люди. Круг чте­ния был традиционным для мальчиков того времени – русская эпическая классика, прежде всего Гоголь, и переводная приклю­ченческая беллетристика, в особенности Марк Твен.

Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем. Эти стихи, а так­же письма отцу на фронт могут дать представление о складывав­шемся литературном даровании подростка.

Говорить об основательности военного образования Голикова не приходится; непосредственный опыт войны значил для него больше. Представление о политических взглядах писателя дает тот факт, что имя Сталина ни разу не упомянуто в сочинениях Гайдара, а образ Страны Советов неразлучен с образом Красной Армии – той армии, что под руководством Льва Троцкого стала феноме­ном мифологизированного героизма. Он учился воевать у Фрунзе, Тухачевского, Ворошилова и Буденного. Командармы были для него кумирами не только в деле войны. Именно Фрунзе комиссо­ванный и исключенный из партии Голиков отнес рукопись своей первой повести «В дни поражений и побед» (1925), которую он писал на фронтах. В Ворошилова и Буденного верят его герои-«мальчиши», при этом имя репрессированного Тухачевского пи­сатель не упоминает. Гайдар не простил Сталину уничтожение первого поколения воинов-большевиков, к которому принадле­жал сам. Самого Гайдара от ареста спасла случайность. Угроза на­висла над ним после выхода первых глав повести «Судьба бара­банщика» (1939): в это же время он был награжден орденом, по­служившим ему зашитой.

Читайте также:  Анализы на герпес у детей расшифровка

Эпоха революционно-романтического террора, продолжавша­яся вплоть до смерти Дзержинского в 1925 г., наложила отпеча­ток на его мировосприятие и отразилась в его произведениях.

Аркадий Гайдар – писатель с военным типом мышления. В его повестях и рассказах существуют только два состояния страны и народа – война и мир (как передышка между войнами). При этом на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. Главные герои Гайдара, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов (мать занимает гораздо более скромное место в системе образов). Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара строятся на кон­трасте спокойствия и тревоги. Основой повестей, рассказов и сказок писателя являлся детективно-приключенческий жанр, во всяком случае в них почти всегда присутствует тайна – мальчи­шеская или взрослая. Так, в «Дальних странах» тема коллективи­зации и раскулачивания решена в жанре детской «шпионской» повести.

Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. В рассказе «Патроны» (1926) писатель выделил главную свою тему – дети и война: «Большая кругом лежала земля. Большая ходила по доро­гам война. Вот тут-то, на войне, и стояла серая с белой трубой хата, где жила мать и ее сын Гришка».

Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры. Вспомним рассказы «Р. В. С.» (1926), повесть «На графских развалинах» (1928).

Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возра­стного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть» (1939–1940), адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью фабулы, интересными именно для малышей деталями, «детским» углом зрения, а произведения для детей среднего возраста и под­ростков – многоуровневым содержанием, сложностью фабулы и композиции, многофигурностью.

Дети и подростки в изображении писателя всегда точно опре­делены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются преж­де всего по социально-идеологическим признакам. Не менее до­стоверна психологическая разница между мальчиками и девочка­ми, разница в их поведении.

Автор всегда примиряет маленьких «классовых врагов», но для него не может быть мира между взрослыми врагами, ведь дети сражаются до первой крови, а взрослые – до смерти. Юные герои активно действуют и не менее активно размышляют.

Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, в целом отличаются боль­шей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознатель­но готовящиеся сменить взрослых на боевом или трудовом посту, и взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передаю­щие свои идеалы подрастающему поколению. Социально-бытовая обстановка периода мирного строительства по-прежнему узнава­ема, но все-таки более обобщена и несомненно идеализирована (повести «Дальние страны», «Военная тайна». «Судьба барабан­щика», трилогия о Тимуре, рассказы «Голубая чашка», «Дым в лесу», «Чук и Гек»).

В рассказе о гражданской войне «Пусть светит» (1933) юный комсомолец мечтает о том, как после войны построят дома в со­рок этажей: «Тут тебе и столовая, и прачечная, и магазин, и всё, что хочешь. А над сорок первым этажом поставим каменную башню, красную звезду и большущий прожектор. Пусть светит!» – только не может он сообразить, куда будет светить тот прожек­тор: «Ну, никуда». Однако мечта о социализме все же более конк­ретна и реальна в сравнении с мечтою о коммунизме.

Не только мечты, но и тревоги героев связаны с жизнью моло­дого государства. Выстоит ли Советская власть? Достаточно ли сильна Красная Армия? Чем помочь своей стране, советским лю­дям – родным, друзьям и товарищам? – такие вопросы ставят перед собой персонажи «Военной тайны», рассказа «Пусть све­тит» и других произведений. Оттого и кажутся гайдаровские ок­тябрята, пионеры и комсомольцы людьми очень важными, а их приключения и подвиги – по-взрослому настоящими. Начиная игрой, они продолжают свой путь участием в делах трудных и опасных. Сегодня шестилетний Алька – всадник «Первого октябрятского эскадрона имени мировой революции», а завтра погиб­нет от руки врага народа («Военная тайна»).

Одно из лучших произведений писателя – рассказ «Голубая чашка» (1936) – отличается глубиной психологического подтек­ста, лиризмом и сказовой манерой повествования. Фабула расска­за непривычна для детской литературы: в «совсем хорошей» жиз­ни семьи назревают тревоги, которые легко и просто снимаются маленькой Светланой или рассеиваются сами собой.

В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребен­ка – героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение – повесть «Военная тайна» с включенной «Сказ­кой о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Отдельно эта сказка появилась еще в 1933 году. В ней был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимостью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели. Мальчиш-Кибальчиш – символ революционно-романтического созна­ния писателя. Несмотря на то что для современного нам общества идеологическое содержание «Сказки» представляется сомнитель­ным, нельзя не признать художественной ее силы. В отечествен­ной (да и в мировой) детской литературе слишком мало произве­дений на тему детского героизма, сопоставимых по силе воздей­ствия со «Сказкой о Военной Тайне. ».

Опасности подстерегали детей и в мирное время: особенно волновала Гайдара судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика». Маль­чики из рассказа «Чук и Гек» (1938) могут совершать ошибки, но без трагических последствий, потому что на охране их дет­ства – отец, Красная Армия, вся страна. Крепкое единство стра­ны и семьи – таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей.

Шли первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Пионерская правда» печатала сказку Аркадия Гайдара «Горячий камень», – как оказалось, художественное завещание писателя детям. Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий чело­век – в ранние или зрелые годы – однажды непременно обож­жется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жиз­ни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, что­бы не стыдно было потом о ней рассказывать.

Заслуга А.П.Гайдара была в том, что он сумел решить слож­нейшую для любого писателя проблему положительного героя – достоверного, живого и современного. Повесть «Тимур и его ко­манда» (1939–1940) стала главной книгой пионерии на многие десятилетия, а имя Тимура – нарицательным. Советские школь­ники на протяжении полувека активно участвовали в тимуров­ском движении. Повести о Тимуре Гараеве и его команде – при­мер настоящей литературной классики, способной оказывать боль­шое воспитательное воздействие на читателей.

Рассказ «Чук и Гек» написан как будто вопре­ки канонам дореволюционного «святочного рассказа», согласно которым маленькие сиротки, мечтая о разряженной елке и роди­телях, должны замерзнуть в сугробе. Идея рассказа «Чук и Гек» вытекает из уверенности в правильном устройстве советского общества, и потому рассказ заканчивается праздни­ком в заснеженной таежной избушке, куда радиоволны доносят звон часов со Спасской башни Кремля. Реалистичность деталей в рассказе не обманет читателя: перед нами своего рода детская сказка со страшными испытаниями и счастливой развязкой.

Творчество Аркадия Гайдара ценно и отражением в нем драма­тических этапов нашей истории – от предреволюционных лет до начала Великой Отечественной войны. О чем мечтали люди и как осуществляли свои мечты, что они особо ценили и чего не заме­чали, в чем заблуждались, а что знали твердо, как устраивали быт, как теряли нажитое и обжитое – об этом и многом другом, о чем не поведают нам научные источники, мы узнаем из книг Гайдара.

3. Художественно-познавательная литература

3.1. Творчество Михаила Михайловича Пришвин

М.М.Пришвин (1873–1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.

Будущий писатель учился сначала в сельской школе, затем в Елецкой гимназии (Орловская губерния). Сдав экстерном экзаме­ны за гимназический курс, он поступил в Рижский политехни­ческий институт на химико-агрономическое отделение и стал аг­рономом. Первые его произведения – сугубо научные статьи по агрономическим проблемам. Свой приход в художественную ли­тературу Пришвин считал счастливой случайностью.

Первый рассказ писателя – «Сашок» – был напечатан в дет­ском журнале «Родник» (1906. – № 11 – 12), когда автору испол­нилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым При­швин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство не­повторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависи­мость природы и человека. А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906), в которой отрази­лись впечатления от поездки по северу России в составе этногра­фической экспедиции. За эту книгу Пришвин был награжден се­ребряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом. Тогда же писатель ощутил свое призва­ние – быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека.

Особенности личности и таланта Пришвина – оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно зало­женные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способст­вовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произ­ведения, которые не предназначались маленьким читателям, ста­новились детским чтением. Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художествен­ном творчестве «Журавлиная родина» (1929) – «Ребята и утя­та». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка перево­дит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шап­ками», чтобы поймать. И столь же прост вывод – обращение рас­сказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело – вырастить своих детей! Писа­тель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпу­стив утят, сами становятся добрее и чище.

Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. «Испытанием таланту писа­теля для взрослых может служить маленькая вещица, годная в детскую хрестоматию, – замечал он. – Напротив, это плохой детский писатель, кто может писать только для детей».

Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрыва­ния детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображе­ния. «Открыть в поэзии дверь для знаний и соединить одно с другим» – вот его задача. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался преж­де всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и де­тей, и взрослых.

Писатель находил особую интонацию, манеру обшения с детьми разного возраста. Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая разговорная манера, побуждающая к собствен­ным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязывается. А для малень­ких читателей он считал главным условием «простоту». Но про­стота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. «Нигде так не нужна простота языка, – писал он, – как в рассказах для ребен­ка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такого рассказа, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей сво­ей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в не­сколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин ва­ленок».

В миниатюре «Беличья память» передан, казалось бы, обыч­ный эпизод лесной жизни: белка грызла заготовленные ею с осени орехи, и рассказчик увидел это по следам на снегу. «Что за чудо!» – восклицает он восхищенно. Пришвин приглашает чи­тателя подивиться вместе с ним мудрости природы, сноровке зверька: «Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Пришвинская миниатюра может состоять всего из одной строч­ки: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешек». А вот миниатюра из двух предложений: «Думал, случайный вете­рок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок». Одно мгновение тишины и внимания – и услышишь по хрусту кореш­ка, как даже под снегом идет своя жизнь. Или увидишь «явление» первой бабочки, первого цветка. Благодаря таким миниатюркам читатель иными глазами посмотрит на то, мимо чего раньше про­ходил не замечая, да еще и захочет узнать о природе что-то но­вое, свое.

Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читате­ля. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выраже­но более открыто, так как там затрагивается моральная пробле­матика, поведение детей в мире природы.

Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вы­шедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.

– А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно. И в рассказе «Сухостойное дерево» дети сами приходят к выводу, кто виноват в том, что прекрасное живое дерево засохло. Виноваты люди – ведь это они его повредили так, что в нем прекратилось движение со­ков. И хотя об этом вскоре узнали червяк и дятлы, но не они – причина гибели, «потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке. Каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоя­щим хозяином леса». Писателю здесь остается только подытожить чувства детей, выразить их мысли.

Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была напи­сана М.Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. В центре ее – осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем произведе­ния стал поход детей на далекое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость до­стойного поведения перед лицом природы. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель назвал «Кладо­вую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей – эстетические основы творчества Пришвина. «Мне стра­стно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут», – говорил он, – дать понять, что «мы действительно живем среди чудес, создаваемых временами года или движением нашей Планеты». Сказка-быль о лесе воплощала такую идею. Это произведение и о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия (как в волшебной сказ­ке о братце Иванушке и сестрице Аленушке).

Мысль, что душа ребенка живет и во взрослом человеке, не оставляла Пришвина никогда. Он считал, что величайшее дости­жение человеческих усилий – ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым – природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее. Этой теме посвящен его автобиографический роман «Кащеева цепь».

«Мне думается, – говорил Пришвин, – что каждый писа­тель, пишущий для детей, должен прежде всего представить себя ребенком, т.е. возвратиться мысленно в собственное детство. Для меня мои частые встречи с природой – это именно возвращение в свое детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребенка».

источник

Воспитательный характер повестей и рассказов А.П.Гайдара

«Я хату оставил, пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
(М. Светлов «Гренада»)

Так уходил на фронт в 1918 году 14-летний Аркадий Гайдар, уходил бороться «за лучшую долю, за счастье, за братство народов, за Советскую власть». В суровой «грамматике боя» понял Гайдар, что значит совершить подвиг, когда мало бойцов и мало снарядов, когда падают от усталости в степи загнанные лошади. Но все равно упорно шли красные отряды, все равно, даже если не было сил, подымались и били врага. Гайдар, попавший в армию совсем мальчишкой, остро почувствовал это высокое мужество, увидел в тяжелых военных буднях романтику, строгую красоту революционной борьбы. Обо всем этом он должен был рассказать мальчишкам и девчонкам, живущим на Советской земле. Так в 1930 году появилась первая книга Гайдара — «Школа».

Читайте также:  Анализы на глисты для детей

Кажется, что сомнения, трудности, горечь поражений и радость побед, которые узнал ее главный герой, Борис Гориков, все это— опыт самого Гайдара. До последнего дня своей жизни учил он ребят трудной науке — «бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот мчится Жиган по трудной дороге к красным с таинственными буквами Р. В. С. «Бьют барабаны, гремят барабаны», — и выпрямляется барабанщик Сергей, идя навстречу опасностям, только бы выстоять, только бы разобраться!

А вот на доме появляется звезда. Это беспокойный Тимур пишет знак охраны и защиты, знак верной руки друзей, когда трудно в семье, где отцы на фронте. Вот она, Великая Военная Тайна, тайна помощи маленьких «человеков» взрослым в борьбе за счастье на родной земле. Так готовил Гайдар «крепкую Краснозвездную гвардию».
А потом наступил 1941 г. Впередсмотрящие — они всегда впереди, а ведь Гайдар значит — «впередсмотрящий». И он снова ушел на фронт. Маленький отряд во главе с Гайдаром шел в разведку и близ железной дороги нарвался на засаду фашистов. «Вперед!»— крикнул Гайдар и упал, простреленный пулеметной очередью. Так до последней минуты жизни остался он впередсмотрящим солдатом революции, остались его книги, добрые и мудрые, которые так полюбились нашей детворе.
Однажды Гайдар взял да облек героизм всех своих маленьких друзей в «смелую военную сказку» про Мальчиша-Кибальчиша. Что же сделал этот гордый Мальчиш? Почему, читая эту сказку, каждый юный человек проверяет себя и, упрямо сдвинув брови, думает: «А я бы так смог? А я бы не струсил?» И Гайдар отвечает: Мальчиш-то ведь был очень похож на всех вас. Когда примчался красный воин без папахи, шатаясь от ран и усталости, когда сказал Мальчишу: «Помоги?», тот помог, подняв всех своих товарищей. Бились они до самого прихода Красной Армии, а когда пришла гнусная измена, под страшными пытками не открыл Мальчиш буржуинам Военной тайны. И каждый из вас тоже помог бы в трудную минуту, — продолжает Гайдар, — за это я крепко уважаю вас, мои Мальчиши. И за это написал вам сказку о гордости, смелости и великой военной тайне».

Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!

После таких слов, когда на тебя надеется такой светлый и удивительный человек, как Гайдар, очень хочется быть героем!
Книги Гайдара всегда учили детей доброте, справедливости, верности и взаимопониманию.

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941) – замечательный детский писатель – жил во времена величайших классовых битв. Необыкновенное время рождало небывалые биографии, такие, как у Аркадия Гайдара.

Сын педагога, Аркадий встретил революцию 13-летним учеником реального училища, в 14 лет вступил в ряды Красной Армии, а в 17 – командовал полком. Аркадий Петрович был настоящим солдатом, не боялся трудностей и всегда мечтал о том времени, когда, наконец, настанет «жизнь совсем хорошая».

Этой верой пронизано всё литературное творчество талантливого писателя. На страницах его книг, полных глубоких размышлений о своём, таком неоднозначном времени, люди, полные революционной романтики, смело сражаются за правое дело и честно выходят из трудных ситуаций.

«Голубая чашка» — рассказ Аркадия Гайдара, одно из лучших детских произведений, в котором автор говорит с маленькими читателями о серьёзных вещах честно и без прикрас. Лирическое повествование о поисках счастья, «хорошей жизни» находит отклик в детских сердцах. Незаметно, без назойливого морализирования Гайдар подводит читателей к мысли о том, что поиски счастья, «хорошей жизни» тесно связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать «хорошую жизнь» для других. В этой истории герои понимают, что можно забыть мелкие обиды и подозрения, если есть любовь, взаимоуважение и готовность пойти навстречу друг другу. Но для этого Светлане и ее папе нужно было совершить «далекое путешествие» и повидать многих людей. Рассказ не ведётся как будто со стороны, а очень свободно и прямо передаёт мысли главных героев, описывает мир взрослых и детей, честных и смелых, добрых и очень-очень настоящих. Рассказ «Голубая чашка» не поучает, не наставляет, а просто показывает, какой иногда бывает жизнь.

А есть у него рассказ славный, маловспоминаемый — «Патроны». Наскакали, значит, белые на село, всех в сарай под замок, там плачут, расправы ждут, — вдруг стрельба кругом, удрали белые, мальчик спрятавшийся подходит к сараю: «Ну, как вы там? сейчас открою». — «Погоди, сынок, пусть наши откроют». — «Какие наши?» — «Товарищи, красные». — «Да нет никаких красных. » — «Как же? а стрельба!» — «Да это я кругом деревни в кустах костров нажег и патроны в них побросал, рваться начали, вот белые и сбежали. Так что — выходите. обождите, замок собью. » Нехитро, но смысл хорош; часто вспоминаю; не будет тебе никаких торжественных освободителей — давай своей собственной рукой. Рассказ учит быть наблюдательными, инициативными, смелыми.

В 1939 году был впервые напечатан рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» — добрая, чудная история о том, как два брата Чук и Гек вместе с мамой отправились к папе, находившемуся в далекой экспедиции. Символичными, передающими характер и жизненное кредо писателя стали последние строки рассказа: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

«Тот счастлив, у кого совесть чиста», — поучает рассказ А.Гайдара «Совесть».

Совесть — умение оценить свой поступок и нести ответственность за своё поведение.

Героиня рассказа Нина Карнаухова, прогуливающая уроки, испытывает угрызения совести. К сожалению, не у всех людей есть голос совести, а ведь, если не слушать голос совести, не исправлять плохие поступки, то она может замолчать и человек станет жестоким, равнодушным к несчастьям людей. Совесть — голос тайного судьи, который слышит только каждый из нас. Он не прощает нам плохих поступков, злых мыслей. Говорят ещё, что совесть — голос сердца, поэтому лучше быть совестливым и стараться исправлять свои ошибки. Так будет легче жить.

В 1933 году в издательстве «Молодая гвардия» была напечатана «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Сама же повесть «Военная тайна», в которую вошла вставной новеллой эта сказка, была закончена во второй половине 1934 года и опубликована в журнале «Красная новь» в 1935 году.

Повесть «Военная тайна» «собирает» в единый узел многие проблемы, связанные с воспитанием подростков в стране победившего социализма. Горьковский принцип: «Воспитывать — значит революционизировать» — в полной мере осуществляется Гайдаром, показывающим формирование подрастающего поколения в новом коллективе, в пионерской организации. Это новый аспект проблемы воспитания в творчестве писателя. Гайдар не дает облегченного изображения «хорошей жизни» пионеров в нашей стране: в повести рассказано не только о дружбе и любви, о созидании, в ней и отголосок «войн и гроз», преступная деятельность врагов, пытающихся организовать диверсии.

Убита Марица Маргулиес, румынская комсомолка, мать Альки; потерял сестру, польскую революционерку, Владик Дашевский. Камнем в висок убит и маленький Алька. Убит врагом, метившим в его отца — инженера, большевика.

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» — ключ к пониманию идейно-эстетической концепции повести. Об этом говорил сам А. Гайдар, отвечая на письмо ростовских пионеров: «Почему: «Военная тайна»? Конечно, по сказке».

Не имея прямых аналогий в сюжете повести, сказка символически раскрывает важнейшие социальные и политические понятия. Гайдар вводит в повествование трагическое, показывая гибель Мальчиша-Кибальчиша и Альки. «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает…» — писал Гайдар ростовским пионерам.
Новыми чертами примечателен и стиль «Военной тайны». Гайдар ведет повествование так, что создается тесное переплетение субъективного и объективного планов. Романтическая приподнятость и лиризм повести находят свое выражение в эмоционально окрашенной, а нередко и ритмизированной авторской речи.

Правда жизни определяет в конечном счете стиль, помогает раскрыть основной смысл повести: «за гордую страну», «за славных товарищей, которые в тюрьмах», «за крепкую дружбу», «за любовь к нашим детям», «и просто за любовь».

История создания повести А.П. Гайдара «Военная тайна»

Летом 1931 года, увлеченный журналистской работой, Гайдар задумал новую повесть. Дневник Аркадия Гайдара помогает проследить, как она создавалась.

«Надо собраться и написать для “Молодой гвардии” книгу. Крым, Владивосток, Тимур, Лиля, всё это связать в один узел, все это перечувствовать еще раз, но книгу написать совсем о другом.

Только сегодня начинаю писать эту книгу. Она вся у меня в голове, и через месяц я её окончу , это будет повесть. А назову я её “Мальчиш-Кибальчиш”… Неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не “Мальчиш-Кибальчиш”, а “Военная тайна”».

Следует упомянуть и то, что писатель поначалу предполагал назвать повесть «Такой человек».

В других источниках указывается, что «Военная тайна» изначально была задумана как продолжение повести А.П. Гайдара «Школа» и должна была быть повестью о воспитании. Если в «Школе» писатель показал, как в годы гражданской войны под руководством старших товарищей формировались взгляды и характер Бориса Горикова (героя «Школы»), то теперь Гайдар хотел показать, как Борис Гориков воспитывает своего сына Альку, какими растут советские дети.

«В повести, – пишет исследователь творчества Гайдара, Борис Камов, – Гайдар стремился дать широкую картину того, как воспитывается советская молодежь. Вместе с тем писателю хотелось создать совершенный образ воспитателя, рожденного новой эпохой, воспитателя, какого еще не знала ни одна страна. Так появляется на страницах повести пионервожатая Натка.

Натка мечтала прожить яркую, трудную жизнь, мечтала совершить героический поступок, поэтому она была требовательна к себе и не прощала слабости и низости другим.

Все, что читатель узнавал об интересах и чертах характера Натки, должно было усилить и углубить впечатление о ней как о воспитателе. И все же писатель терпел неудачу: образ Натки-воспитателя не получался.

Гайдар знал детей. Хорошо понимал их запросы, их интересы, но ни в школах, ни в пионерских лагерях никогда с ними не работал. По-видимому, уже в процессе работы над повестью писатель уловил какое-то неблагополучие. В конце одной из наиболее важных глав, посвященных Натке, как раз той, где описывались ее раздумья о Тольке, Владике, Гайдар помечает: “Это была очень трудная глава, и ее надо будет хорошенько исправить и отшлифовать”.

Теперь тема «военной тайны» должна была лечь в основу всей книги. Такому решению немало способствовала и напряженность международной обстановки, особенно на Дальнем Востоке (В ту пору Япония воевала с Китаем, но главной целью, как открыто писал японский журналист, является «прежде всего захват советского Дальнего Востока». В своих намерениях Япония не была одинока».

30 августа 1932 года в дневнике Гайдара встречаем запись: «написал только 2 с половиной страницы. Очевидно, немного устал. Надо чуть передохнуть» [8, С.135]. «Дальнейшая работа над книгой, – как отмечает Б. Камов, – идёт неровно, с большими перерывами. Окончив в начале сентября первый вариант повести, писатель покидает Дальний Восток и переезжает в Москву».

«После дневниковой записи 30 августа 1932 года следует длительный перерыв. Дальнейшие записи начинаются с 28 октября 1932 года. «Ильинское. Дом отдыха под Москвой. «К своему глубокому огорчению, перечитав впервые все то, что мною уже написано, я совершенно неожиданно увидел, что повесть «Военная тайна» — никуда не годится и надо переделывать ее с самого начала». Но это первое разочарование не остановило Гайдара. Уже через две недели он опять записывает в дневнике: «Насчет «Военной тайны» — это все паника. И откуда я выдумал, что «повесть никуда не годится» — хорошая повесть».

«Только вчера начал работать. Какой огромный перерыв был в работе», — с сожалением отмечает он в черновике 27 декабря 1932 года. Но и на этот раз книгу завершить не удается».

В апреле 1933 года на страницах газеты «Пионерская правда» Гайдар печатает «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Затем «Сказка» выходит отдельной книжкой в Детгизе с яркими рисунками художника В. Конашевича.

В июне 1934 года Гайдар, уже не отрываясь, работает над повестью, с твердым намерением довести ее до конца.

«Военная тайна» будет хорошей книгой. «Синие звезды» пока отложил, пусть полежат», – пишет он в дневнике 27 августа 1934 года, там же появляется еще одна запись: «Последние дни крепко работал. Наконец-то кончаю “Военную тайну”». Так создавалась эта повесть, которая вышла из печати в следующем, 1935 году в журнале «Красная новь» (№2) и почти одновременно вышла отдельной книгой в Детгизе.

Для второго издания, в 1936 году, Гайдар продолжает дорабатывать ее, дописывает новые куски и исправляет отдельные места.

Эта «Военная тайна» – уже самостоятельное произведение, не связанное ни сюжетно, ни именами героев со «Школой». Борис Гориков становится Сергеем Ганиным, Шебалов – Шегаловым.

Повесть «Дальние страны» (1932) убеждает читателя в том, что никто не может быть в стороне от перемен, происходящих по всей стране. И дети тоже должны быть не созерцателями, а активными участниками строительства нового. Это новое Гайдар воссоздает в повести многопланово: здесь и живые приметы строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне. В повести показано, как сама действительность активизирует ребят, так как те «дальние страны», о которых мечтали друзья, существуют не где-то, за тридевять земель, а здесь, в обычной, повседневной жизни. Повесть начинается с описания затерянного в тайге разъезда и однообразной жизни его маленьких жителей: «Зимою очень скучно. Разъезд маленький, кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом, и высунуться некуда».

С развитием сюжета все сильнее ощущается атмосфера перемен, связанных с осуществлением планов первой пятилетки, и стремительнее развертывается действие в повести. Становятся реальностью мечты о «дальних странах», исчезает захолустье, на обновленной земле маленький разъезд № 216 живет напряженной и радостной трудовой жизнью. Начинается строительство алюминиевого завода, и два маленьких друга — Петька и Васька — помогают геологам, раскинувшим в лесу брезентовую палатку. «Дальние страны», о которых мечтали ребята, «с большими вокзалами, с огромными заводами, с высокими зданиями», придвинулись вплотную к их безымянному разъезду.

Но писатель не обходит сложностей жизни: Петька хранит тяжелую тайну о гибели председателя колхоза Егора Михайлова. Проходит много времени, много тревожных ночей провел мальчик, прежде чем он узнал убийцу председателя и рассказал все взрослым. Повесть «Дальние страны» характерна для творчества Гайдара, стремящегося передать в произведениях романтику детства, героику социалистического строительства и необходимость защиты социалистического Отечества.

Рассказ «Дым в лесу» впервые напечатан в журнале «Пионер» № 2 за 1939 год. В том же году вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература». В этом рассказе Аркадий Гайдар продолжает разрабатывать тему готовности ребят к подвигу. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок — и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвертой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершен этот подвиг — самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз нужно, он переплывет.

Известно, что Аркадий Гайдар с неодобрением относился к тем художественным произведениям, в которых юные герои с ошеломляющей легкостью совершали головокружительные подвиги. Он считал, что в угоду занимательности нельзя жертвовать правдой. А правда порой бывает сурова, но ребята, если придет час, должны действительно внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Вот поэтому он написал этот рассказ, чтобы мы, прочитав его, извлекли уроки для себя.

Какие же уроки извлек из этой ситуации Володя? Какие уроки извлекли мы, читатели XXI века?

Мальчик пережил большую опасность и, безусловно, проявил мужество, спасая летчика, преодолел свой страх, а это очень сложно. Он получил много уроков: увидел перед собой человека, не сломленного трудностями, услышал его голос и понял, как надо вести себя в грозные минуты испытаний. Он ощутил на себе, что значит плохо учиться. Он понял, что не разберется в карте, а ведь этому учили в школе.

Вместе с Володей и читатели извлекут уроки: этот рассказ учит быть ответственными, преодолевать страх в минуту опасности. Это произведение показывает, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учит дружить, сопереживать. В современной жизни эти качества очень нужны. Из таких маленьких, но важных поступков складывается длинная дорога, название которой – жизнь.

Читайте также:  Анализы на герпес для детей

Рассказ «Горячий камень» — сказочная история, впервые появившаяся в печати в 1941 году, ещё до начала войны, — рассказывает о действительно важном и значительном, о жизни, которую, если подумать, никто не хочет начинать сначала. Гайдар говорил, что хотел бы, чтобы маленькие читатели понимали, что жизнь дана всего одна и прожить её нужно достойно.

В рассказе «Горячий камень» повествуется о том, как мальчик Ивашка хотел помочь бедному, больному старику, который в своей жизни не видел счастья, добра, радости, как казалось мальчику. Старик был добрым, жалостливым, поэтому не стал наказывать мальчика-воришку и даже плохого слова ему не сказал. Все действие основано на воспоминаниях старика о событиях, происходивших в его жизни.

В конце произведения выясняется – старик прожил свою жизнь так, как хотел, он счастливый человек. С какой гордостью старик говорит о прожитой жизни, обо всех своих печальных событиях: как появился шрам на лице, почем он стал хромать и как чуть не умер от тифа.

Произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке. Каждый человек должен давать оценку прожитой жизни, совершённым поступкам, имеющимся желаниям.

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. В 1938 году Аркадий Гайдар заканчивает работу над повестью «Судьба барабанщика». Это книга, как говорил писатель, «не о войне, но о делах суровых и опасных».

В основе повести лежит непростая судьба Серёжи Щербачёва, оказавшегося из-за недоброго стечения обстоятельств один на один с враждебным и опасным миром преступников.

Ему было 8 лет, когда, купаясь в Волге, утонула мама; 12 лет, когда отца, в прошлом красного командира, а ныне директора магазина, арестовали и посадили в тюрьму за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.
Как переживал Сергей расставание с отцом, которого любил, которым так гордился!

Через два года его мачеха Валентина выходит замуж и уезжает на Кавказ, на курорт, оставив мальчика одного в квартире.

Перед нами проходят на страницах повести разные люди из окружения подростка: вот жулик и прохвост Юра, обманом выманивший оставленные деньги на прожитьё, познакомивший его с дурной компанией, проводящей весело время вечерами в парке Сокольники; вот друг отца Половцев, отвернувшийся от него после ареста и переставший звонить, ходить в гости к Сергею…

Неужели нет никого в целом мире, кто бы посочувствовал, кто бы протянул мальчику руку помощи?

Конечно, мир не без добрых, хороших людей. Это – пионервожатый Павел, который ходит к нему домой, звонит – он хлопочет об устройстве Сергея, барабанщика пионерского отряда, в летний лагерь. Это – дворник дядя Николай, который учит его уму-разуму, предостерегая и отговаривая от общения с ребятами из дурной компании.

Как оказалось, одиночество нашего героя было недолгим. Неожиданно объявляется «лжедядя», весёлый и разговорчивый, со своим молчаливым напарником Яковом. Они заботятся о нём, кормят и, покидая Москву, берут с собой.

Вроде всё неплохо, но многое в поведении, поступках опекунов удивляет и настораживает, беспокоит Сергея. Постепенно он начинает понимать, что «благодетели» не те люди, за кого они себя выдают, что это – убийцы, преступники.

И юный барабанщик, рискуя своей жизнью, находит в себе силы, мужество и преграждает путь врагам Родины!

В основе сюжета — острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения — теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.
Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика.

Победили в советском подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем советским народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.
Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я».
«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.— Встань и не гнись! Пришла пора!»
Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести — распрямление барабанщика — решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность. В повести нашли новое развитие темы коммунистического воспитания и борьбы с врагами родной страны.

Гайдар прожил короткую (37 лет), но насыщенную событиями жизнь, его собственный жизненный опыт, темперамент, художественное мастерство, обретенное с годами, выдвинули его в первые ряды писателей, которыми создавалась советская детская литература. В 1939 писателя награждают орденом «Знак почета» за литературную деятельность. В 1934 году, после первого писательского съезда, Гайдара принимают в члены Союза писателей. В 1941 году Гайдар уезжает на фронт корреспондентом «Комсомольской правды».

История создания повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчики и девочки были командой, а ее командиром — сам Гайдар.

Об одной из таких игр команды Гайдара рассказал писатель К. Г. Паустовский:

«Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашел как-то ко мне. У меня был болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. Его нигде не было.

Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.

-— Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков из нашего двора. Я жду.

Он повесил трубку. Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

— Вот что, — сказал им Гайдар: — тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же — во все аптеки: на юг, восток, на север и запад! Из аптек звонить мне сюда. Все понятно?

— Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.

— Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. — В аптеке на Маросейке нету.

— Поезжай дальше. На Разгуляй.

Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

— Аркадий Петрович, есть! Я достал!

Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

— Ну что, — спросил меня Гайдар, собираясь уходить, — хорошо работает моя команда?

Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» (Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М, «Детская литература», 1964.).

Вот еще одно интересное воспоминание — писателя Р. И. Фраермана:

«Еще задолго до того, как он начал писать «Тимура и его команду», Гайдар говорил мне:

— Почему во все века ребята неизменно играли в разбойников? Ежели подумать хорошо, то ведь разбой всегда считался делом плохим и всегда наказывался. А между тем ребята — чуткий народ, они зря играть не будут. Тут дело в другом. Дело в том, что, играя в разбойников, ребята играли в свободу, выражая вечное стремление к ней человечества. Разбойники же в те прошедшие века были чаще всего выражением протеста несвободного общества. Русские же дети живут в иных условиях, в иное время, не похожее ни на какие другие времена, и поэтому игры у них другие. Они не будут играть в разбойников, которые сражаются с королевскими стрелками. Они будут играть в такую игру, которая поможет советским солдатам сражаться с разбойниками» (Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М., «Детская литература», 1964).

Гайдар увлекал своей замечательной игрой знакомых ему ребят. Тимур, созданный Гайдаром, увлек за собой миллионы мальчиков и девочек у нас и детей простых людей за рубежом. Такова сила художественного образа, созданного писателем.

Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 года: «Прошлый год в это время, после поездки в Рязань, я взялся за работу над «Тимуром». Позапрошлый, в декабре, кажется, писал «Чук и Гек». » — записал в дневнике Гайдар в начале декабря 1940 года. Это была пора увлечения Гайдара работой для кино. Он написал к тому времени киносценарии по повестям «Военная тайна» и « Судьба барабанщика », редактировал, правил сценарии других авторов.

Сюжет «Тимур и его команда» Гайдар разработал тоже вначале как сценарий для кино. Сценарий был напечатан в журнале «Пионер» в 1940 году, в № 7 и 8.

В своем дневнике Гайдар несколько раз писал о своей работе над режиссерским сценарием «Тимур и его команда».

Летом 1940 года картину снимали на Волге, а в конце года фильм уже вышел на экраны, и Тимур сразу стал самым популярным, самым любимым героем советских детей. Одна за другой в газетах появились статьи, в которых очень тепло говорилось о новом фильме.

— Закончив разработку режиссерского сценария для фильма, Гайдар стал писать повесть «Тимур и его команда». В первом варианте повесть была названа «Дункан». В Центральном Государственном архиве литературы и искусства сохранился черновой отрывок из первого варианта повести: в нем Тимур носит имя Дункан.

Тревогой пронизаны записи в дневнике писателя за тот год. Только что закончилась война в Финляндии, назревали новые события. «Сегодня начал «Дункан», повесть, — записывает А. П. Гайдар 14 июня 1940 года. — Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну».

Через год началась Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма.

В январе 1941 года ЦК ВЛКСМ провел совещание, посвященное трудовому и военному воспитанию детей. Среди других на совещании выступил и А. П. Гайдар. Это выступление было ответом писателя на вопрос: что теперь должен делать каждый?

Таким ответом была и повесть «Тимур и его команда».

27 августа 1940 года А. П. Гайдар записал в дневнике: «Сегодня закончил повесть о Тимуре — больше половины работы сделал в Москве, за последние две недели». (Отрывки из дневников писателя публикуются в 4-м томе этого Собрания сочинений.)

Повесть была закончена 27 августа 1940 года, а 5 сентября первый отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 года повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 году повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах.

Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда».

В городах и селах, в пионерских отрядах, в школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение — патриотическое движение многих тысяч детей.

В дни Великой Отечественной войны тимуровцы, подражая любимому герою из книги Гайдара, помогали семьям воинов Советской Армии всем, чем только могли.

«Тысячи и тысячи пионеров и школьников взяли пример с Тимура и его товарищей и благородными делами помогают старшим в суровой борьбе с фашистскими разбойниками», — писала «Пионерская правда» 19 июля 1941 года.

Тимуровцы выполняли самые разнообразные поручения. Из Пензы и из Саратова, из Серпухова и из Моршанска, из Полтавской области и из Сибири стали поступать сообщения о тимуровских командах.

В осажденном Киеве в тимуровские команды вошли многие пионеры и школьники. «Комсомольская правда» писала в те дни:

«Большую помощь семьям бойцов оказывают тимуровские команды пионеров и школьников. Вот характерный факт: 18 августа из Н-ской части прибыл боец. Он доставил 900 писем семьям бойцов и командиров, проживающим в Киеве. Боец обратился в горком комсомола с просьбой оказать ему помощь в быстрейшей доставке почты адресатам. В горком были вызваны сто тимуровцев. С их помощью все письма в течение одного дня были доставлены по назначению» («Комсомольская правда», 1941,29 августа).

«Тимур и его команда» — и сейчас одна из самых любимых книг у детей. Всё новые и новые читатели книги, подражая Тимуру, учатся находить свое место в обществе.

Повесть «Тимур и его команда» выходила отдельными изданиями многократно в Москве, Ленинграде и в других городах Советского Союза. «Тимур и его команда» переведена на языки народов СССР и многие иностранные языки.

Большую популярность повесть получила за рубежом, особенно в странах социалистического лагеря.

Оценка творчества А.П. Гайдара критикой

Творчество А.П. Гайдара неизменно привлекало к себе внимание критиков. Достаточно многочисленные отзывы сопровождали появление каждого нового произведения писателя, сам же характер оценок постепенно менялся по мере того, как креп его талант, определялись особенности его художественного почерка, его роль и место в литературе. В соответствии с этим в печати наряду с небольшими заметками и рецензиями уже в 1930-е годы начинали появляться и довольно обстоятельные статьи, а в послевоенные годы – и монографические исследования, авторы которых пытались осмыслить значение Аркадия Петровича Гайдара в истории русской советской литературы.

«Следует заметить, что критики, писавшие о Гайдаре в конце 1920-х – начале 1930-х годов, не говорили о нем как о детском писателе, рассматривая его произведения в ряду других новинок советской литературы. Первым, кто назвал А.П. Гайдара «хорошим детским писателем», был А.А. Фадеев. (В статье «Книги Гайдара», напечатанной в «Литературной газете» за 1933 год в № 4-5, 29 января)».

Знакомясь с книгами Аркадия Петровича Гайдара, мы, читатели, будем глубже понимать, чем жили люди в уже далёкие для вас времена, будем лучше знать и понимать историю своего Отечества.

Список источников информации

1.Сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М, «Детская литература», 1964.

2.Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.

3. А. Гайдар Военная тайна. Повести и рассказы. /Сост. и послесл. Т.А. Гайдара. — М.: Правда, 1990. – С.428.

4. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. М. Издательство “Правда”. – 1986г.

5. Гайдар А.П. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. /Под ред. Б.И. Камир. — М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1956. — С.501-502

6. Гайдар в школе. Составитель Курдюмова Т.Ф. М.: Просвещение, 1976. — 128с.

7. Камов Б.К. Аркадий Гайдар. Биография. – Ленинград. 1963. С. 97-110.

8. Лотман, 1980 – Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980. – 416 с.

9. Минералова И.Г. Гайдар Аркадий Петрович //Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. 2-е изд., — М.: Флинта: Наука. – 1998, С.113-116

10. Смирнова В.В. Аркадий Гайдар. М., Советский писатель, 1972, 256с.

источник