Меню Рубрики

Форма анализа мероприятий для детей

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях — необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить макси­мальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что в клубном деле не бывает мелочей. Каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне. Для этой цели и существует анализ культурно-массового мероприятия. Автор данной статьи предлагает вашему вниманию разрабо­танную им универсальную структуру такого анализа.

К сожалению, сегодня практически никто не занимается анализом культурно-массовых мероприятий, да и в специальной литературе не встречается струк­туры анализа с учетом отсутствия идеологизации и политизации культурно-досуговой деятельности. В данной статье для использования в практической деятель­ности предлагается структура анализа культурно-массового мероприятия, в которую по мере необходимости можно включать дополнительные разделы, отражающие специфику территории, населения и использования культурных практик. Структура анализа культурно-массового мероприятия:

1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую инфор­мацию о мероприятии: его наименование, порядковый номер, уровень, периодич­ность, категорию участников, форму проведения и т. п.

2. Дата проведения мероприятия. Этот параметр также анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарно­го мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию лич­ности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь про­водится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия.

3. Время проведения мероприятия. Здесь проводится анализ соответ­ствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия.

4. Цель проведения мероприятия. Здесь описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структури­рование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

5. Анализ структуры мероприятия. Анализируется удачное использова­ние формы культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, вы­ставка, спектакль, концерт, лекторий, народный университет, тематический вечер, устный журнал, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органич­ность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразитель­ность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, ис­пользование современных технических средств культурно-досуговой деятельности.

6. Производственные показатели приоритетных направлений клуб­ной деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:

а) Просвещение. Оценка этого показателя содержит ответ на вопрос: ис­пользовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое вос­питание; нравственное, правовое, экологическое и т. д.?

б) Организация досуга. Здесь следует указать, на какие категории на­селения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).

в) Развитие жанров народного творчества. Рассказывается, какие жан­ры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, му­зыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.).

г) Сохранение традиционной народной культуры!. Здесь говорится о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был ис­пользован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклор­ных экспедиций и т. д.).

7. Количественные показатели. Анализируются количественные пока­затели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информа­ционных) с точки зрения их взаимосвязи в периодическом изменении данного мероприятия. В предлагаемой структуре анализа приводятся наиболее часто ис­пользуемые показатели деятельности учреждений культуры клубного типа, хотя они могут варьироваться в зависимости от особенностей учета культурно-досуговой деятельности, принятого в муниципальных образованиях. Количествен­ные показатели лучше привести в виде таблицы.

Количественные показатели культурно-массового мероприятия

Планируе­мое зна­чение по­казателя

Фактиче­ское зна­чение по­казателя

Соотношение факти­ческого и планируе­мого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение факти­ческого показателя с аналогичным преды­дущего периода

Количество участников ме­роприятия. Из них:

    детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Количество зрителей. Из них:

    детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Внебюджетные средства, полученные за счет пред­принимательской деятель­ности

Целевые средства и по­жертвования

Использование средств рекламно-информацион­ной деятельности (пригла­шения, афиши, статьи и вы­ступления в СМИ и др.)

8. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.

Анализ культурно-массового мероприятия (его пример дан в приложении), проведенный по данной форме, заменяет и детализирует простую справку о про­ведении мероприятия, на основании которой вносится запись в журнал учета массовых мероприятий учреждения культуры клубного типа. Анализирование культурно-массового мероприятия позволяет создать базу данных о проводимых однотипных мероприятиях. Это позволяет улучшить качество проводимых одно­типных мероприятий, а также на основании имеющейся статистики более эффек­тивно планировать творческие проекты.

Кто должен заниматься таким кропотливым трудом, как проведение ана­лиза культурно-массового мероприятия? Это функция методическая. В учрежде­ниях культуры клубного типа с большой штатной численностью, таких как межпо­селенческий (районный) Дом культуры или городской Дворец культуры в штатном расписании предусмотрена ставка методиста. В небольших по штатной числен­ности учреждениях это должен выполнять специалист, ответственный за проведе­ние культурно-массового мероприятия. Предложенная расширенная структура анализа позволяет дифференцированно анализировать, что значительно облег­чает труд специалиста.

Пример анализа культурно-массового мероприятия

1. Третий всероссийский ежегодный фестиваль национальных культур «Я люблю тебя, Россия!». Ор­ганизационная форма мероприятия в наименовании соответствует его сути, а имя собственное мероприятия логически увязано с тематикой проведения.

2. Дата проведения: 12 июня. Название праздника — День России, на основании ст. 112 Трудового ко­декса РФ он является нерабочим праздничным днем. В такой день более чем уместно проведение культурно-массовых мероприятий.

3. Время проведения мероприятия — с 12 до 17 часов, на открытой уличной площадке. При благопри­ятном прогнозе погоды с целью увеличения доступа к культурно-массовым мероприятиям открытая площадка наиболее эффективна. Выбранное время — наиболее оптимальное для организации досуга всех категорий населения в праздничный день.

4. Цель фестиваля: формирование межэтнической и межрелигиозной толерантности, взаимообога­щение национальных культур региона.

    популяризация культуры населения разных национальностей, проживающих в регионе; создание комфортных условий для реализации творческой активности всех национальностей, на­селяющих регион; сохранение традиций национальной культуры в максимально широком спектре жанров самодея­тельного любительского искусства.

Цель мероприятия соответствует приоритетным направлениям культурной политики региона, реа­листична. Поставленные задачи достижимы, структурированы, соответствуют цели и выполнимы субъектами культурного процесса.

5. Анализ структуры мероприятия. В качестве формы проведения данного мероприятия был выбран фестиваль. Это оптимальный способ показа лучших достижений в области самодеятельного любительского искусства творческих коллективов — участников мероприятия. Использование такого приема, как торже­ственное шествие по главной площади города, совмещенное с концертом на уличной площадке, позволило привлечь наибольшее количество зрителей. Участие местных творческих коллективов в фестивале способ­ствовало повышению их творческого мастерства. Такой прием, как совместное плетение «Венка дружбы» и торжественный спуск его на воду, позволил укрепить дружеские отношения между людьми разных нацио­нальностей, населяющих данную территорию.

Однако необходимо отметить недостаточную техническую оснащенность мероприятия, т. к. наряду со звукоусилительным оборудованием можно было использовать и мультимедийные экраны, что дало бы возможность транслировать концертную программу и в более отдаленные точки от площади, что, безусловно, повысило бы число зрителей и увеличило бы эффективность мероприятия при незначительном увеличении затраченных ресурсов.

6. Производственные показатели приоритетных направлений клубной деятельности:

а) Просвещение: в данном мероприятии четко прослеживается такое направление культурно-просветительской деятельности, как патриотическое воспитание. Это заложено и в самом названии, и в репертуаре, подобранном коллективами-участниками. Кроме того, мероприятие было оформлено с исполь­зованием государственной символики: флагами РФ и субъектов РФ, принимающих участие в мероприятии, штандартами с наименованием и гербом субъекта РФ в торжественном шествии творческих коллективов.

б) Организация досуга: мероприятие рассчитано на максимально возможную организацию досуга всех категорий населения, в соответствии с этим выбраны достаточно оптимальное время и место его проведения. В то же время не использовалась возможность трансляции видеозаписи данного фестиваля в вечернее время по местным эфирным каналам, что позволило бы создать условия для людей с ограниченными возможностями.

в) Развитие жанров народного творчества: фестиваль создает возможность интенсивно развивать музыкальный и хореографический жанры народного творчества разных национальностей. Следует отметить, что создание дополнительных камерных творческих площадок позволило бы организовать театральные встречи малых любительских театров, а также организовать выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

г) Сохранение традиционной народной культуры: очевидно, что фестиваль способствует сохранению лучших образцов традиционной народной культуры разных национальностей в области жанров, использо­ванных в мероприятии, а также в сохранении национального костюма. В то же время проведение обучающих форм в виде мастер-классов для населения наиболее эффективно позволило бы развить данное направление.

7. Количественные показатели.

Планируемое значение покание показателя

Фактическое значение показателя

Соотношение фактического и планируемого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение фактического показателя с аналогичным предыдущего периода, %

источник

Как составить анализ мероприятия? Образец представим ниже, а пока постараемся обосновать необходимость подобного действия.

Самооценка – это способ пояснить коллегам, почему именно такие приемы и методы работы были взяты для определенных этапов урока (занятия), обосновать цели, пояснить полученные результаты, оценить эффективность мероприятия (учебного занятия).

Для того чтобы группа экспертов, которая назначается приказом директора образовательного учреждения для аттестации педагога, могла получить полное представление о его профессиональных качествах, педагог показывает коллегам «открытые уроки» и мероприятия. После их завершения учитель проводит анализ мероприятия по ФГОС. Образец плана, которым он пользуется для этого, предоставляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе или руководителем школьного методического объединения.

В настоящее время отдельное внимание в образовательных учреждениях уделяется внеурочной деятельности. Как сделать анализ воспитательного мероприятия в школе? Образец предлагаем ниже.

  1. Педагог указывает название мероприятия. В анализе он отмечает возраст детей, для которых оно было разработано.
  2. Обязательным элементом самооценки является указание целей, поставленных учителем для анализируемого занятия:
  • воспитательные (предполагают формирование аккуратности, трудолюбия, нравственности, уважения и бережного отношения к народным традициям);
  • общеобразовательные (предполагается расширение общего кругозора школьников);
  • развивающие (совершенствование у школьников творчества, самостоятельности, художественного вкуса);
  • учебные (оптимальные условия для получения знаний).
  1. Оснащенность занятия: рисунки, презентации, рисунки, инструменты, картинки, проигрыватель, ноутбук.

Для того чтобы правильно провести анализ внеклассных мероприятий в школе, образец необходимо изучить при подготовке к занятию. Это позволит избежать досадных ошибок, которые могут негативно отразиться на итоговом заключении экспертной группы.

Чтобы продумать анализ мероприятия, образец которого есть в методическом кабинете любой школы, необходимо продумать тематику планируемого занятия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, их творческих способностей и возможностей, интересов и склонностей.

Необходимо творчески подходить к каждой новой разработке, привлекать к подготовительному этапу инициативных и творческих школьников.

Этот момент можно включить в анализ мероприятия. Образец самоанализа педагог может корректировать, но из него нельзя выпускать основные моменты: цели, задачи, приемы, технологии.

Если предполагается творческое занятие, ведущими можно сделать самих школьников. Творческую группу также можно создать и для оформления класса к открытому мероприятию.

Какие элементы еще должны быть включены в анализ мероприятия? Образец (по ФГОС) предполагает обоснование выбранных целей и результативность занятия. Эксперты, посещающие занятие, отмечают впечатление от увиденного занятия. Они оценивают своевременность выбора темы, проработку структуры (этапы). Для того чтобы у экспертов не появилось лишних «неудобных» вопросов к аттестуемому учителю, ему нужно четко обосновать все эти моменты в самоанализе.

При обосновании целей, поставленных для конкретного занятия, необходимо продумывать целостность, содержательность. Эти элементы должны быть включены в анализ мероприятия в школе. Образец готового анализа представлен на фото.

В бланке эксперты отмечают соответствие целям и задачам мероприятия оформления классного кабинета. Внимание уделяется организованности, дисциплине, внешнему виду детей, уместности использования костюмов. Для того чтобы достичь поставленных задач, учащиеся должны быть максимально вовлечены в мероприятие. Для этого педагог отмечает в самоанализе применение им групповых, игровых, соревновательных приемов. Эксперты сравнивают его выступление с теми эмоциями, которые они наблюдали у детей после завершения мероприятия.

Также в анализе отводится место влиянию личности педагога на подготовку и проведение занятия, создание им ситуации успеха для воспитанников, применение сотрудничества.

После завершения занятия учитель должен подвести итоги, объявить учащимся благодарность. Оптимальным является такое занятие, которое связано с учебной программой. К примеру, игра «Сто к одному», посвященная строению периодической системы Д. И. Менделеева, станет отличным вариантом стимулирования познавательного интереса у школьников к химии.

Также педагог должен отметить в самоанализе количество детей, вовлеченных в подготовку и проведение занятия, показать активность школьников на этапе подготовки и его проведения.

Желательно выделить адекватность выбора способов, приемов, форм проведения внеурочного занятия, соответствие достигнутых результатов поставленным целям.

По аналогичному плану можно провести и анализ мероприятия в лагере. Образец предлагаем для изучения.

Тема занятия «Выходи во двор играть». Предназначено для детей младшего и среднего возраста (7-14 лет).

Цель мероприятия: формирование активной гражданской позиции в подрастающем поколении путем вовлечения их в игровую деятельность.

  • знакомство детей с русскими народными играми;
  • развитие коммуникативных навыков посредством игровой деятельности;
  • социализация детей.

Во время мероприятия царила атмосфера взаимовыручки и дружбы. Ребята с интересом слушали рассказ педагога, откликались на его предложения поиграть. В рамках проведенного мероприятия были в полной мере реализованы все задачи, достигнута поставленная учителем цель. Отличительные черты проведенного мероприятия:

  • массовость;
  • организованность и структурированность;
  • смена видов деятельности.

Федеральные образовательные стандарты, разработанные для оценки качества образования, содержат подробные рекомендации по проведению анализа уроков и внеурочных мероприятий. Особое внимание в документе уделяется созданию оптимальных условий для саморазвития подрастающего поколения. Именно поэтому так важно, чтобы при продумывании занятия педагог использовал личностно ориентированный подход, помогал проектировать индивидуальные образовательные траектории для каждого воспитанника.

Разработка схемы анализа урока (внеурочного мероприятия) позволяет экспертам оценивать посещенное занятие. Поскольку педагоги раз в пять лет проходят аттестацию, подтверждая или повышая свою профессиональную компетентность, заключение группы экспертов, составленное по определенному алгоритму, станет шагом к получению заявленной в аттестационном заявлении категории.

Помимо анализа мероприятия, важным этапом профессиональной деятельности педагога является его собственная оценка мероприятия (урока), разработанного и проведенного для коллег. На основе самоанализа эксперты делают вывод о владении учителем современными образовательными технологиями, методами и приемами учебной и воспитательной деятельности.

Читайте также:  Опросник для детей анализа семейных взаимоотношений

источник

Примерные схемы анализа воспитательного мероприятия

анализа воспитательного мероприятия

1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
— психолого-педагогический;
— предметно-содержательный (анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).

Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.

Анализ внеклассного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

Анализ внеклассного мероприятия
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.

2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.

5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность)

6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)

1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
(схема Ю. Самсонова)

1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:
— прослушивании музыки;
— восприятии живописи;
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.
4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:
— в интеллектуальном;
— в эмоциональном;
— в художественно-эстетическом.
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

  • анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
  • оптимальность применяемых форм и методов;
  • реализация поставленных целей,
  • реализация поставленных целей,
  • отношения воспитателя и воспитанников;
  • профессионализм педагога-воспитателя.
  • Название мероприятия.
  • Дата и место его проведения. Кто проводит?
  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2. Методика подготовки мероприятия:

  • планирование,
  • разработка,
  • участие в них детей.

3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?

2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?

5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Этика труда, художественная деятельность;
  • Эстетика поведения.

7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

V. Анализ деятельности воспитателя

1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?

2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?

3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.

4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

Щадящий охранительно-педагогический режим.

Анализ педагогической деятельности.

Схема анализа классного часа

1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя (классного воспитателя).

2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника.

3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;

б) соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

в) педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

а) достижение цели и задач классного часа;

б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;

в) педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.

Схема анализа воспитательного дела

2. Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса.

3 Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке воспитательного дела, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками.

4. Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие содержания его форме и поставленным воспитательным задачам, оформление на каждом из этапов КТД; общественная, познавательная и эмоциональная направленность КТД.

5. Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.

6. Характер использованной литературы при подготовке КТД.

7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.

1. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.

3. Дата проведения, место, форма, количество участников.

4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)

• соответствие возрастным особенностям

• соответствие интересам и уровню воспитанности детей

• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле

6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:

• создание ситуации готовности

• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.

• степень заинтересованности на протяжении всего КТД

7. Педагогический самоанализ:

• оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи

• проектирование последствий КТД

• создание воспитывающих ситуаций

• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы

• основная дидактическая цель

• тип урока, его место в системе уроков

• основные элементы (начато, основной этап, окончание)

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы

• соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся

• организация первичного закрепления

• проверка качества знаний, умений, навыков

• охват учащихся учебной работой.

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация)

• развитие познавательной самостоятельности

• развитие творческого мышления

• сообщение информации для общего развития

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала

• приобщение к общечеловеческим ценностям

• практическая направленность, учет интересов

• воспитание добросовестного отношения к учебному году

• учет воспитательной функции отметки

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция,

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания)

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником.)

• подготовленность учеников к уроку

• активность учеников на разных этапах урока

• культура труда, дисциплина

• отношение к предмету, к учителю

• динамика работоспособности, моменты се наибольшей активности, спада, их причины

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.

Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.

Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:

анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

источник

В школе проводилась методическая декада педагогического мастерства. Мною было проведено открытое мероприятие по теме «Игры нашего детства». Мероприятие проводилось в форме игровой программы для воспитанников 4 семьи, обучающихся в 1-4 классах.

Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей. В связи с чем, что в наше время теряется интерес самих детей к национальным северным играм, поэтому считаю целесообразным проведение данного мероприятия.

В мероприятии участвовали девочки и мальчики, где были предусмотрены игры для разнополых детей. Форма воспитательной работы была обозначена, как игровая программа.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями воспитанников, у которых игровая деятельность, является одной из ведущих и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у детей не только личную ответственность за общее дело, но и переживать за товарища, помогать ему.

В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы цели:

Читайте также:  Оптический анализ и синтез у детей

— повторить правила знакомых игр, научить новым, неизвестным детям играм;
— пробуждать желание участвовать в коллективных играх;
— развить наблюдательность, интерес к своей национальной культуре.

С учетом данной формы воспитательного мероприятия были сформулированы следующие задачи:

— познакомить детей с национальными играми;
— создать условия для формирования и развития игровых навыков подрастающего поколения;
— научить добиваться поставленных целей.

Тема мероприятия подобранна исходя из одного направления воспитательной работы: развитие игровых способностей воспитанников, создание условий для всестороннего развитие личности и формирования эстетического вкуса.
Инициатором организации данного конкурса являюсь я, но все же основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли воспитанники моей семьи. Ребята с удовольствием участвовали в оформлении помещения, в изготовлении оборудования. За основу программы была взята игровая деятельность.

Во время игровой программы я старалась формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к собственным победам и неудачам, развитие уверенности в себе. Нам не удалось добиться высоких результатов за счет застенчивости детей, при виде «посторонних». Дети, зная ответ на заданный им вопрос, умалчивали. Заранее им я сообщили о том, что будут гости. В этом была и моя ошибка, так как я не предусмотрела, что может выйти такая картина.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и инертные ребята. Дети с удовольствием готовили атрибуты, принимали участие при подготовке презентации. В дальнейшем, я думаю, они смогут воспитать в себе умение контролировать свои эмоции, настроение.

Я выполняла лишь направляющую роль в том, чтобы ввести детей в игру, проникнуться любовью к древнему мастерству своего народа, к своим исконным традициям, по которым жили и живут прадеды и отцы. В ходе программы я подбадривала ребят и в то же время постоянно акцентировала их внимание на сроках выполнения порученных им заданий.

Почему я выбрала эту тему? Меня очень волнует то, что дети коренной национальности, живя в цивилизованном мире, теряют связь с традиционным укладом жизни, отдаляясь все дальше от своей культуры. При правильной постановке и организации работы в этом направлении, можно добиться значительного успеха. Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных традиций, игр, так как сегодня только через игру и искусство можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить традиции.

Цели и задачи данного мероприятия достигнуты. Работа в целом прошла содержательно и организовано.

Автор: Тогой Снежана Владимировна, воспитатель интерната. МКОУ «Школа — интернат среднего общего образования», с. Самбург Пуровского района ЯНАО

источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания.

Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитания. В школе это прежде всего заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьников, с которыми эта работа проводилась.

Цель данных методических рекомендаций – дать заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования необходимые сведения по анализу воспитательного мероприятия, раскрыть методику его осуществления.

Подготовка к анализу воспитательного мероприятия

1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного (школьного) коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов.

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач этапа. Все они имеют свою специфику и требуют определенных знаний и умений педагога.

I. Анализ этапа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Она характеризуется определенным уровнем развития коллектива, интересов и потребностей учащихся, их отношением к жизни класса, школы. Без анализа сложившейся в классе, школе воспитательной ситуации, учета ее особенностей невозможно грамотное определение перспектив коллективной жизни, целей и задач ближайших дел.

Первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму.

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить с помощью приведенной ниже таблицы, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуем использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).

Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий

Уровни эффективности

Характеристика

Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации

Мероприятие проводится в соответствии с планом работы класса (школы). Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер

В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы с классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования и учащимися.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

  1. С какой целью проводится данное мероприятие?
  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
  3. Что интересного и полезного получено от этого мероприятия?
  4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
  5. Понравилось ли тебе это мероприятие?
  6. Назови недостатки проведенного мероприятия.

II. Анализ этапа планирования воспитательного мероприятия

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Учащиеся учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования на данном этапе.

2.Познакомиться с планом подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с классными руководителями, педагогами-организаторами, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования и учащимися, как при планировании подготовки и проведении мероприятия решались те или иные задачи этапа. Какое участие приняли в планировании учащиеся, чему они при этом научились, что нового открыли для себя? Способствовало ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействовал ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе, школе? Способствовала ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить, учитывалась ли при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами классного (школьного) коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между первым и вторым этапами мероприятия.

6.Проанализировать, способствовало ли планирование подготовки и проведение воспитательного мероприятия решению его общей цели? Каким образом?

7.Суммировать достоинства и недостатки в организации второго этапа мероприятия. Попытаться установить их причины.

III. Анализ этапа организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию учащихся поставлены классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования на данном этапе.

2.Проанализировать путем беседы с педагогами, каким образом и насколько успешно решались эти задачи.

3.Изучить, как была осуществлена управленческая сторона этапа: знает ли сам педагог основные требования к организационной деятельности, руководствуется ли он этими требованиями, какая роль и место в организации мероприятия отведены педагогу, учащимся; насколько это оправдано и обосновано.

4.Выяснить, какое участие в организации мероприятия приняли учащиеся, что сделано педагогом для их активизации, проявления инициативы и творчества: как подобраны организаторы и исполнители, насколько глубоко они проинструктированы, каков уровень разделения труда между организаторами, как осуществляется процесс формирования у них организаторских навыков.

5.Побеседовать с учащимися-организаторами и исполнителями и выяснить, чему они научились при подготовке и организации, какие навыки приобрели.

6.Установить, выполнен ли план подготовки мероприятия, и какие аспекты общей цели по воспитанию учащихся на организационном этапе.

7.Проанализировать причины высокого (низкого) качества осуществления данного этапа и определить, как это повлияло в дальнейшем на ход мероприятия.

IV.Анализ этапа проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией. Посещение и непосредственное наблюдение за ходом мероприятия дает большие возможности для их правильной оценки.

Посетить воспитательное мероприятие и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (таблица 2).

Карта посещения воспитательного мероприятия

Класс:
Классный руководитель (Ф.И.О.):
Вид воспитательного мероприятия:
Тема:
Цель:
Задачи:

характеристика использования методов и приемов воспитания

замечания и предложения анализирующего мероприятие

приемы педагогического воздействия

2.При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;

б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;

в) осознанность цели учащимися;

г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);

д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:

соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;

соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;

организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;

педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.

3.Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

V. Анализ этапа подведения итогов

Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

1.Определить, насколько выполнены задачи данного этапа.

2.Оценить уровень сформированности у учащихся умения анализировать качество не только самого мероприятия, но и всех его этапов, связей между ними, умения делать практические выводы на основе анализа, общие заключения по мероприятию и работе своих одноклассников.

3.Проанализировать активность школьников при обсуждении мероприятия, умение давать правильную оценку фактам, устанавливать причины их возникновения, формулировать предложения по устранению причин отрицательных или по развитию положительных фактов.

4.Дать оценку поведения педагога на этом этапе, насколько умело он определяет задачи анализа, настраивает учащихся на глубокое осмысление мероприятия, помогает им сосредоточить внимание на главных моментах, насколько педагог способствует созданию атмосферы доброжелательности, непринужденности при обсуждении мероприятия. При этом обратить внимание на такт педагога, его умение активизировать обсуждение.

5.Суммировать информацию, полученную при анализе всех этапов, и на основании этого сделать вывод о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия

I. Оценка педагога как воспитателя:

компетентность и уровень его эрудиции;

уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;

степень демократичности в общении с воспитанниками;

степень воздействия и помощи воспитанникам;

культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:

активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;

Читайте также:  Операция пупочная грыжа у детей анализы

их заинтересованность в течение всего времени проведения;

степень инициативности и творчества самих воспитанников;

уровень самостоятельности воспитанников;

степень эмоциональности воспитанников;

степень дисциплинированности и ответственности.

III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

Научность и мировоззренческая направленность содержания;

доступность и посильность содержания для данного возраста;

степень актуальности содержания (связь с жизнью);

целесообразность и познавательная ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

степень рациональности и эффективности использования времени;

эстетическая и действенность оформления;

общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;

выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;

степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;

реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;

степень эмоционального и воспитательного воздействия;

степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

источник

Ведение воспитательной работы в условиях постоянно меняющихся социальных тенденций требует последовательного улучшения педагогических технологий и систематического отслеживания результативности деятельности по направлению. Проведение анализа внеклассного мероприятия — обязательное организационное условие, создающее предпосылки для:

  • повышения результативности воспитательной деятельности с учетом индивидуальных факторов;
  • эффективного выявления недостатков работы по направлению;
  • прогнозирования результатов взаимодействия с ученическим коллективом.

Выявление уровня педагогического влияния на показатель воспитанности школьников обусловливает необходимость систематического проведения анализа внеклассных мероприятий по ФГОС. Понимание методики реализации контрольно-оценочной функции такого типа первоочередно требуется заместителю директора школы по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования для изучения эффективности взаимодействия с классом, успешного прогнозирования педагогической тактики и достижения поставленных образовательных результатов. При этом качество разбора внеурочной активности во многом зависит не только от точности следования типовым алгоритмам, но и уровня вовлеченности ответственного специалиста в особенности воспитательной работы в школе.

При проведении анализа внеклассного мероприятия важно понимать, что все виды досугово-развивающей деятельности являются составляющими сложного комплекса воспитательной деятельности, направленной на моделирование личности школьников. Содержание и порядок проведения мероприятия должны быть подчинено конкретной цели и значимым практическим задачам. В рамках реализации выбранной воспитательной стратегии педагог вправе использовать различные методы воздействия на учащихся, подобранные с учетом возрастного фактора и не несущие угрозы конституционным правам подрастающего поколения граждан.

Организация внеурочной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ

Анализ внеклассного мероприятия следует осуществлять с учетом, что любой вид воспитательной деятельности концептуально является сложной структурной единицей, формируемой из нескольких взаимосвязанных этапов — постановки цели, планирования, организации, проведения и подведения итогов. Таким образом, контрольно-оценочные действия целесообразно осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Уточнение предшествующей педагогической ситуации, обусловливающей содержание целевых установок.

Для каждого классного коллектива характерно прохождение определенных этапов становления и развития, определяющихся внутренними и внешними факторами. Плотность и характер взаимодействия зависят скорее не от возраста детей, а от их интересов, уровня толерантности, глубине педагогического воздействия, факта случаев буллинга и других разобщающих ситуаций. В свете этого возникает понятие адресности внеклассных мероприятий, которые даже в условиях грамотной постановки целей, задач и их образцовой реализации могут оказаться малорезультативными, что, впрочем, редко принимается во внимание проверяющей стороной. Чтобы избежать проведения поверхностного анализа внеклассного мероприятия по образцу, следует обратить внимание на социальную и педагогическую значимость цели, определить возможность ее достижения в конкретных условиях и за указанный промежуток времени. При оценивании целевой установки рекомендуем обратиться к типовым критериям эффективности планировочных действий, разработанных для воспитательных мероприятий:

  • оптимальный показатель — задачи, содержание, тема выбранного варианта досуговой активности обусловлены результатами анкетирования (опроса) класса, самостоятельных наблюдений педагога;
  • допустимый — мероприятие организуется в соответствии с планом, предшествующая педагогическая ситуация принимается во внимание, но не в полной мере;
  • критический — совместная деятельность с детьми организуется без анализа, по «указке» сверху или в соответствии с красной датой календаря.

Выявление мотивов, определяющих вектор педагогической практики, не включается в стандартные образцы анализа внеклассного мероприятия по ФГОС, но такое организационное решение в полной мере соответствует духу Стандарта ввиду сознательного отказа от формализма в пользу повышения показателей результативности педагогического труда. Чтобы выявить, соответствуют ли цели выбранного вида воспитательной активности реальным потребностям ученического коллектива, проверяющий может посредством наблюдения, проведения индивидуальной беседы с ответственным педагогом.

2. Анализ этапа планирования внеклассного мероприятия.

Этап планирования имеет первостепенное значение: с одной стороны, тщательная проработка структуры и содержания значительно упрощает достижение поставленной задачи даже при изменении некоторых условий, с другой, привлечение к подготовительному этапу школьников способствует формированию чувства коллективизма, ответственности, готовности работать на результат. Чтобы оценить, насколько удачно осуществлено планирование внеклассного мероприятия, следует выяснить, какие задачи по воспитанию и обучению уже поставлены перед классом, посмотреть опорный конспект с параллельным оцениванием выбранных педагогических методов (целесообразно ли их применение для достижения целевой установки), выяснить, привлекались ли дети к подготовке данного вида активности, и если да, то в какой мере, а также установить, имеется ли связь организуемого мероприятия и ранее реализованных форм внеурочной деятельности.

Оценка эффективности занятия внеурочной деятельности

3. Оценивание организации мероприятия.

В ходе анализа внеклассного мероприятия в школе согласно ФГОС очень важно оценить управленческую сторону работы педагога: знает ли он основные требования к организационной деятельности, насколько успешно использует эти знания и какую роль отводит себе (ведущего или ведомого). Не менее важный аспект, требующий детального рассмотрения, — действия учителя, направленные на повышение инициативности детей (распределение ролей, выдача поручений, создание доверительной обстановки, способствующей общению, поднятие волнующих вопросов). Проверяющему специалисту следует обязательно побеседовать с ответственным педагогом, выявить, какие трудности возникли при организации и насколько сильно они сказались на возможности достижения главной цели мероприятия.

Данный этап является наиболее ярким, ведь именно в ходе реализации хорошо заметны все достоинства и недостатки мероприятия, организационные недочеты и широта планирования. Анализ внеклассных мероприятий в школе удобнее всего делать по образцу, опираясь на готовые бланки-таблицы и алгоритмы, которые будут представлены нами позже.

При заполнении данной карты следует обратить внимание на такие моменты:

  • наличие элементов оформления или других изменений убранства помещения, выполненных в рамках подготовки к мероприятию;
  • успешность реализации триединой цели (воспитательной, образовательной и развивающей);
  • четкость постановки задач перед участниками, убедительность подачи материала;
  • достоинства и недостатки мероприятия, причины их возникновения (например, соответствие формы и содержания выбранной формы досуговой активности, удачный подбор педагогических средств, сохранение связи с предыдущими мероприятиями, профессиональное мастерство учителям).

Данный этап анализа внеклассного мероприятия призван обеспечить условия для закрепления положительного опыта, развития самокритичности, сознательности, ответственности. Обучающий момент для школьников состоит в умении критически оценивать свои усилия и достижения, выделяя составные части одного элемента деятельности, подводить итоги, высказывать свои пожелания и намечать дальнейшие перспективы для внешкольного взаимодействия. В ходе рефлексии проверяющему лицу следует оценить уровень активности учащихся, способности школьников к анализу деятельности одноклассников и собственных усилий, а также поведение педагога касательно организации рефлексивной практики.

Хочется отметить, что представленный вариант проведения анализа внеурочного мероприятия является рекомендуемым, но не единственно допустимым. Совокупность данных, полученных в ходе реализации всех этапов деятельности педагога по подготовке формы досуговой активности, позволяет получить полную картину работы по направлению за краткий период, но в перспективе требует значительных временных затрат и может создать дополнительную нагрузку на участников образовательного процесса. Поэтому в качестве альтернативы целесообразно использовать другие, менее трудоемкие схемы анализа, разработанные российскими методистами и педагогами.

Методическая копилка отечественной педагогики содержит различные варианты схем проведения анализа внеклассных мероприятий — алгоритмов, содержание которых пересматривается в соответствии с изменением образовательного пространства. Оценивание форм воспитательной работы в школе традиционно ведется согласно двум подходам: психолого-педагогическому и предметно-содержательному. Анализ с доминирующей психолого-педагогической составляющей необходим, если важно пристально рассмотреть методическую составляющую, профессионализм ответственного учителя и целесообразность применения того или иного педагогического подхода. В противовес ему предметно-содержательный анализ предусматривает пристальную фокусировку непосредственно на содержании мероприятия, он необходим при оценивании новаторских форм досуговой активности.

  1. Перечень участников мероприятия. Необходимо указать класс, возраст детей, их количество, добровольность участия.
  2. Тема и цель проводимой формы досуговой активности. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия с учетом предшествующей педагогической ситуации. В данном пункте целесообразно актуализировать внимание, от кого исходила организационная инициатива — детей, учителя, представителей родительской общественности.
  3. Программа и структура мероприятия, перечень используемых мотивационных средств.
  4. Прогнозируемый результат. Проверяющему следует акцентировать внимание, поддерживает ли педагог в ходе воспитательной работы культурное выражение эмоций участниками, стимулирует ли развитие познавательных потребностей и выражение реализацию творческих способностей. Также в готовом анализе внеклассного мероприятия следует выделить, какое эмоциональное состояние царит в коллективе до, в процесс проведения и после мероприятия.
  5. Своеобразие данной формы взаимодействия (формирование общешкольных традиций, приобщение к национальной культуре, создание торжественной обстановки, укрепление внутриколлективных связей).
  6. Оснащенность мероприятия, адекватность, разнообразие и эффективность выбранных средств воздействия.
  1. Тема и форма мероприятия, методическое обоснование.
  2. Цели и задачи педагогической работы.
  3. Организационные момент, отражающие уровень подготовки участников: уровень вовлеченности школьников, наличие наглядного оформления или иных вспомогательных средств (ИКТ).
  4. Содержание воспитательного занятия и порядок его реализации. Целесообразно указать, соответствует ли структура мероприятия целевым установкам, охарактеризовать воспитательную ценность материала и эмоциональную насыщенность, наблюдается ли интерес учащихся к предложенным формам работы, а также насколько точно подобраны методические методы и приемы с учетом возрастного и индивидуального фактора.
  5. Характеристика личности педагога и уровень его профессионального мастерства (владение материалов, убедительность изложения, эмоциональность, открытость, инициативность, способность находить контакт с учащимися).
  6. Оценка педагогической ценности занятия, его с места в структуре воспитательной работы.
  1. Конкретность целевых установок мероприятия, их соответствие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей. Адекватность восприятия поставленных педагогом задач учениками — активными и пассивными участниками.
  2. Характеристика подбора эстетических явлений, используемых в ходе ознакомления детей со словесными, художественными, музыкальными произведениями искусства, возрасту и культурному уровню школьников.
  3. Наличие условий для самореализации детей в различных видах и жанрах творческой деятельности, в интеллектуальном, эмоциональном, художественно-эстетическом аспектах.
  4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведениями-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие интересам учеников. Возможность выражения детьми своих мыслей и чувств.
  5. Соотнесение количества исполнителей с числом «зрителей».
  6. Возможность дальнейшего использования выбранного художественно-эстетического содержания мероприятия для совершенствования учащихся.

Опираясь на типовые схемы, представленные выше, можно вывести комплексный анализ внеклассного мероприятия по ФГОС, использование которого позволяет создать оптимальные условия ведения педагогического процесса без повышения фактической и эмоциональной нагрузки на детей и педагогов. Практика доказывает, что представление педагогам схемы анализа является высокоэффективной организационной практикой: сотрудники, ответственные за проведение тех или иных форм воспитательной работы, имеют опорные средства для самооценки деятельности, что способствует общему улучшению результативности и обеспечивает комфортные условия для конструктивного взаимодействия внутри коллектива. Таким образом, чтобы обеспечить соблюдение требований ФГОС и создать оптимальные условия для воспитательной активности в школе, заместителю директора по воспитательной работе следует разработать, утвердить и представить на суд педагогического коллектива усредненную схему анализа досугово-развивающих мероприятий, соответствующую реалиям ведения воспитательной работы.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

  1. Название мероприятия, дата и место его проведения.
  2. Данные об ответственном педагоге.
  3. Состав участников (класс, группа учащихся, объединенных общим интересом).
  4. Характеристика деятельности (базовая, что делает мероприятие важной частью воспитательной системы, или эпизодическая).
  5. Целевые установки (формирование каких качеств личности, коллективных связей предусматривает выбранная форма работы).
  6. Психолого-педагогическое обоснование структуры и содержания мероприятия (соответствие общим образовательным задачам, возрасту и уровню развития учащихся).

II. Анализ подготовки мероприятия

  1. Кто выступил инициатором, какова роль учащихся в подготовке данного вида воспитательной работы.
  2. Включала ли методика подготовки этапы планирования и разработки. Сделать обоснованный вывод по данному пункту поможет анализ конспекта внеклассного мероприятия, который проверяющий вправе запросить у педагога.
  3. Удалось ли учителю в рамках подготовительного периода вызвать заинтересованность учащихся, добиться осознания ими важности предстоящей деятельности.
  1. Насколько четко, убедительно и эмоционально были раскрыты перед участниками цели и задачи предстоящего вида активности?
  2. Как можно охарактеризовать ход мероприятия (активно или безинициативно, интересно или скучно, содержательно или бесполезно).
  3. Какие навыки, умения и социальные установки приобрели дети в ходе мероприятия, к каким видам общественно полезной деятельности их удалось привлечь.
  4. Каких результатов деятельности удалось достичь по итогу.
  5. Как выбранная форма совместной деятельности сказалась на личностном взаимодействии участников воспитательного процесса, уровне сплоченности коллектива?
  6. Имело ли воздействие мероприятие на отдельных учащихся (при условии актуализации проблемных моментов).
  7. Роль и место педагогов, приглашенных участников в реализации организованной деятельности.
  8. Ценность методической работы, ее соответствие целевым установкам и педагогической ситуации, уровню развития детского коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

  1. Указать, удалось ли достигнуть озвученных целей и задач, благодаря (вопреки) каким факторам.
  2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
  3. Психолого-педагогические выводы, предложения по оптимизации коллективной деятельности.
  1. Перечень личностных черт педработника, обусловивших характер взаимодействия с учащимися во время занятия.
  2. Описание профессиональных качеств, которые были проявлены в ходе коллективного взаимодействия.
  3. Имели ли место случаи нетактичного поведения педагога.
  4. Способствовало ли или мешало психическое состояние учителю проведению воспитательной работы, и почему.

В завершение хочется отметить, что оценивание форм воспитательной деятельности может быть выполнено и в условиях щадящего охранительно-педагогического режима. Например, анализ внеклассного мероприятия в начальных классах допускается проводить по упрощенной схеме, указывая только наиболее значимые моменты. Чтобы упростить задание проверяющим, следует сделать типовый бланк с пустыми строками, предназначенными для заполнения следующих данных:

  1. Дата проведения анализа мероприятия.
  2. ФИО ответственного педагога.
  3. Количество присутствующих учеников.
  4. Форма занятия.
  5. Привлеченные участники.
  6. Триединая цель занятия (воспитательная, развивающая, обучающая).
  7. Организация подготовки (степень участия в мероприятии детей, наличие наглядного оформления, использование средств ИКТ и прочее).
  8. Содержание проведения занятия. По данному пункту предусмотрено указание коротких характеристик по ряду пунктов: соответствие содержания занятия целевым установкам, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала, эмоциональная насыщенность, интерес учащихся к занятию и их активность, целесообразность применения выбранных методических приемов и методов.
  9. Особенности личности педагога, организовавшего мероприятие.
  10. Педагогическая ценность занятия, его место в системе воспитательной работы.

источник