Меню Рубрики

Этимологический анализ слов для детей

Элементы этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе. Этимологический словарик

В области обучения русскому языку перед учителями начальных классов стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности младших школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.

Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология–раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине, писал К. Г. Паустовский. С первых школьных дней необходимо приучать рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких “родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов: с непроверяемыми безударными гласными (ворона, береза); с удвоенными согласными (аккуратный, хоккей); сложные слова с соединительной гласной (самолет, путешествие); слова с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуй) и т. д.

Большая часть этих слов имеет беспроверочные, с точки зрения современного русского языка, орфограммы. Традиционные формы работы по усвоению такого типа слов (списывание с пропуском орфограмм, запись слов по слуху и др.) оказываются не всегда эффективными. К тому же, преобладание контролирующих видов работ над тренировочно–обучающими приводит к большому количеству ошибок. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.

Используя в работе над словами с непроверяемым написанием “Краткий этимологический словарь русского языка” Н.М.Шанского, книги Л. Успенского и др., я собрала свой “Этимологический словарик” для учеников начальной школы (здесь представлена его часть).

Словарные статьи состоят из нескольких частей. В первой части дается толкование современного лексического значения слова. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.

Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык–источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова, выделяется слово или морфема с опорным написанием. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников.

В четвертой части (по возможности) представлена этимология слова с помощью цветных рисунков. На одной стороне листа, сложенного вдвое, изображение того предмета, название которого закреплено в звуковом облике изучаемого слова, на другой – рисунок, передающий первоначальное значение данного слова. Завершают словарные статьи тексты, иллюстрирующие значения анализируемых слов.

АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”, альбус – “белый”.

И с тех пор порядок в доме,
А грибы растут в альбоме.

АЛЛЕЯ – дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, дорожка в парке или саду.

Это слово заимствовано в XVIII веке из польского языка; восходит из французского алле – “проход, дорога”, аллер – “идти”.

Аллея – алле, аллер = “проход, идти”.

До утра в аллеях парка
Будет весело и ярко,
Будет музыка греметь,
Будет публика шуметь.

АГРОНОМ – специалист в области сельского хозяйства.

Заимствовано из французского языка в начале XIX века; восходит к греческому агро – “поле, пашня” и номос – “закон”, буквально “полезаконник”, человек, эти законы знающий,

Агроном – агро, номос = «знающий поле, землю”

Выходил на поля агроном,
Говорил, что поля все покрыты зерном.

АВТОМОБИЛЬ – самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям.

Заимствовано из французского языка в ХХ веке, образовано сложением греч. авто – “сам” и лат. мобиль – “подвижный”.

Автомобиль – авто + мобиль = “самоход”.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.

БАГАЖ – вещи, кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина–пассажира.

Это слово восходит из древнескандинавского языка – багги – “узел” франц. – баг – “пакет”, багаже – “тюки, дорожные вещи”.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку…

БАСКЕТБОЛ – игра с участием двух команд, игроки которых, перебрасывая мяч своим партнерам, стараются закинуть его в “корзину”.

Баскетбол – заимствовано в 20-е годы из англ. языка. Сложение – баскет – “корзинка”, болл – “мяч”.

Баскетбол – баскет + болл = “мяч в корзину”.

Надежна дружба и прочна
В семье веселой школьной
А старт порой берет она
С площадки баскетбольной.

БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Это слово общеславянское. Дерево названо по белому цвету коры: бер – “светлый, ясный, белый”.

Береза – бер = “светлый, ясный, белый.”

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где библион – “книга”, тека – “склад, ящик”.

Библиотека – библион, тека = “склад, ящик книг”.

ДЕЖУРНЫЙ – человек, отвечающий за порядок и чистоту в определенный день недели.

Дежурный – собств.– русск. Образовано при помощи суффикса н на базе франц. Де жур, буквально – “относящийся к сегодняшнему дню”.

Дежурный – де жур + н = “относящийся к сегодняшнему дню”.

И новые учебники
На следующий год–
За стопкой стопку пеструю
Дежурный раздает.

КАРТИНА – произведение живописи: выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Это слово общепринятой этимологии не имеет. Предполагают образование с суффиксом ина от карта. Восходит к латин. карта – “лист бумаги”.

Картина – карта = “лист бумаги”.

Книжку с картинками мама купила,
Радости столько у Леночки было!
Ах, до чего же красивы картинки!

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. /капуста/.

КВАРТИРА – отдельное жилое помещение в доме, с кухней, передней и т.п.

Первоисточник – латин. от кварта “четвертый”. Первоначальное значение слова квартира – “четвертая часть города(квартал)”.

Квартира – кварта – “четвертая часть”.

Хохотун Егорка
Взялся за уборку
По квартире в пляс пошел,
Оглянулся – чистый пол.

КАРАНДАШ – графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.

Карандаш – заимствовано в ХVIII веке из тюркского языка. Тюркское “карандаш” образовано путем сращения двух слов кара – “черный” и даш – “камень”.

Карандаш – кара, даш = “черный камень”.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.

МАЛЯР – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

Это слово восходит из немецкого малер – “художник, живописец ”.

Маляр – малер – “художник, живописец”.

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.

ПОРОША – слой только что выпавшего снега.

Пороша – общеславянское. Образовано с помощью суффикса j от основы порох – “пыль”.

Белеет ли в поле пороша,
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
В Болгарии русский солдат.

ПЕЧАЛЬ – чувство скорби, грусти, душевной горечи.

Это слово образовано с помощью суффикса аль от печа “забота”, пека –“жар, зной”. Печаль буквально значит “то, что жжет”.

Печаль – печа = “то, что жжет”.

Князь печально отвечает:
“Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я хотел отца”.

ПЕЙЗАЖ – рисунок картина, изображающая природу.

Пейзаж – заимствовано в XVIII веке из франц. языка. Французское пейзаже –“сельский”, пейжус –“село, деревня”.

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется. /пейзаж./

СОЛДАТ – военный человек, воин, военнослужащий.

Это слово восходит к итальянскому солдато, сольдо – “монета, деньги”. Буквально – “получающий жалование”.

Солдат – сольдо = “монета, деньги”.

Наш старший брат уже солдат
И мы гордимся братом.
Хранить покой страны родной
Народ велит солдатам.

САЛЮТ – приветствие в торжественных случаях, отдание почестей ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами.

Салют – заимствовано в Петровскую эпоху из франц. языка. Посредством латин. салюс – “пожелание здоровья”.

Салют – салюс = “пожелание здоровья”.

Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный . /салют/.

ПЕНАЛ – ящичек для ручек, карандашей, перьев.

Слово заимствовано в ХХ веке из немецкого языка, является суффиксальным производным от “пенна” – “перо”.

Пенал – пенна = “перо”, “ящичек для перьев”.

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и . /пенал/.

МАЛИНА – кустарниковое растение со сладкими темно–красными ягодами, а так же сами ягоды его.

Слово общеславянское. Большинство ученых предполагает, что название ягода получила по цвету плодов. Не исключено, однако, что в основу названия был положен признак плода, состоящего из малых частей.

Малина – мал, малый = “состоящая из малых частей”.

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

ТЕЛЕФОН – аппарат для разговора, передаваемого на расстояние.

Образовано путем сращения греческих слов теле – “вдаль”, фон – “звук”.

Телефон – теле + фон = “передача звука на далекое расстояние”.

Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам–
Скажешь здесь, а слышно там.

ХОЗЯЙСТВО – работа по дому, по устройству быта, домашней жизни, семьи; совокупность предметов, необходимых в быту.

Хозяйство – восточнославянское. Образовано с помощью суффикса – йство – от хозя – “господин”, заимствовано из тюркского языка.

источник

Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.

Этимология – это раздел науки о языке, изучающий происхождения слов. Кандидат филологических наук В.Славкин, определил круг деятельности этимологии:

1. Выяснение закономерных фонетических соответствий в различных языках.

2. Выяснение закономерных изменений в лексическом, фонетическом, семантическом составе слов на разных этапах развития языка.

3. Выяснение особенностей развития словообразовательной структуры слов данного языка.

4. Выяснение особенностей бытования слов в языке (когда возникло, как вошло в язык, какие периоды пережило в своей жизни).

Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или «народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется.

Т.о., народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения. Например, франц. «sale» – грязный – послужило источником для образования прилагательного сальный (переосмысление произошло через созвучие со словом сало).

Чаще всего ложная этимология возникает в случаях, когда человек хочет проверить написание трудного слова, происхождение которого ему неизвестно. Ученики сопоставляют слова, например: «винтилятор» — от слова винт; «подрожать» — от слова дрожь; «подчерк» — от слова подчеркивать;

Этимологический анализ слова.

Перед тем, как начать разговор об этимологическом анализе слова как средстве повышения орфографической грамотности школьников, следует ввести понятия: орфография, грамотность, орфограмма.

В словаре Ожегова С.И. приводится следующие определения:

1). Орфография (от греч. – «orthos» – правильный, «grapho» – пишу), т.е. – пишу правильно. Оно тождественно понятию «правописание», которое обозначает правила написания. (17)

2). Понятие «грамотный» трактуется как: человек умеющий читать и писать грамматически правильно.

1. Та или иная буква в слове в соответствии с фонемой в сильной позиции: душонка – тушёнка; в слабой позиции: кот – год; наличие или отсутствие буквы: станьте – бантик.

2. Слитное, раздельное или дефисное написание: материалоемкий – материально-бытовой – материально обеспеченный.

3. Строчная или прописная буква: шарик – Шарик.

4. Перенос части слова с одной строки на другую: ар-мия (не «а-рмия», «армии-я»).

5. Графические сокращения: сущ. – существительное (не «су.», «суще.»); в/ч – войсковая часть (не «во/ча») и др.

Этимологический анализ слова, по трактовке З.А.Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.

По трактовке Л.Л.Касаткина, этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение, прежние словообразовательные связи. Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола «маять», со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.

1. Познакомить детей с непроверяемым словом выяснить и уточнить его лексическое значение.

2. Научить детей орфографическому и орфоэпическому проговариванию данного слова.

3. Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.

4. Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Например, сегодня мы будем изучать слово корова. Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово под ударением. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание -оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая».

Форма записи может быть разной, например, такой:

Корова. Образовано от «кор» – рог.

Огурец. Образовано от «огур» — незрелый.

Телефон. Образовано от «теле» — далеко, «фоне» — звук.

Создаётся объект и цель формируемого действия. Так, объектом является слово непроверяемое, а целью правильность и осознанность его написания.

Сначала дети вспоминают от какого слова образовалось рассматриваемое слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось. Например, огурец, проверочное слово огур. Значит в слове огурец пишем букву о.

Здесь формируется осознанность правильного написания слов. Этимологические сведения стоит постоянно повторять, если дети продолжают совершать ошибки. Например, если ошибка допускается в слове горизонт, а именно в начале слова в написании буквы о, то учитель напоминает слово «ороз» — предел, если в написании буквы и, то слово «оризо» — ограничиваю.

IV. Этап контроля и самоконтроля.

Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.

Читайте также:  Анализ продуктивной деятельности детей старшей группы

В заключении нашей работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. М; 1947, с. 557)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8933 — | 7219 — или читать все.

источник

Зульфия Аджиева
Мастер-класс «Этимология словарного слова»

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

В огромном море – море слов

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа (2 слайд)

1. читаем слово, проговариваем его по слогам;

2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

3. ставим ударение, подчеркиваем или выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

5. записываем слова в орфографический словарик.

То есть, проводим уйму действий с одной лишь целью- запомнить слово. Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно и бессистемно.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.

«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами(3 слайд)

Многие авторы предлагает комплексную методику изучения словарных слов, включающую в себя наряду с традиционной моделью передачи знаний комплекс нетрадиционных методов и приемов запоминания непроверяемых написаний.

Все чаще учителя начальной школы используют в работе со словарными словами приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnm — память и tchn — искусство, мастерство(4 слайд) — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию.

Данная техника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков. Исследования указывают на ассоциативную связь словарных слов с этимологией, лексикой, словообразованием. (5 слайд)

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов

Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Выражение «зри в корень»(6 слайд) которое я использую сегодня как эпиграф, возникло как афоризм Козьмы Пруткова – поэта, придуманного братьями Жемчужниковыми и А. К. Толстым. Афоризм этот верен не только в своём общепринятом, обобщённо-метафорическом и фразеологическом значении – «Вникай в самую суть дела»(7 слайд, но и в другом, узко лингвистическом значении – «смотри в корень слова».(8 слайд) Отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и существенных признаков слова. А «зри в корень» в широком значении этого оборота позволяет объяснить и превратности орфографии слова, и тайны его происхождения. (9 слайд) Элементы этимологического анализа вводятся в работу с русскими словами, простыми по структуре. Частыми в употреблении и доступными учащимся по происхождению (берёза – восходит к слову белый, большой – к исконному боль –«сила», корова – к общеславянскому кор – «рог», кочан – к слову кочка, лягушка – к исконному ляга от лягать – «бить ногами», огурец от огур – «незрелый», пирог – к исконному пир).(10 слайд)

Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.

Этимологический анализ должен применяться как вспомогательный прием и проводиться с учетом возраста учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленный ниже вид работ поможет учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

Именно этот способ работы со словарным словом мне интересен.

Тайна происхождения слова.

Творческая задача «Где прячутся ЛОПЫ?»(11 слайд)

-С чем можно сравнить большие уши?

-Большие уши-как что? (лопухи, листья, локаторы)

_Человека с большими, оттопыренными ушами так и называют: лопоухий, по-матерински ласково: лопушок, т. е. сравнивая с лопухом.

-Какая часть у слов ЛОПОУХИЙ и ЛОПУХ полностью совпадают, одинаковая? (13 слайд)

-Используете ли вы в своей речи это слово? Сейчас такого слова в русском языке нет, это только часть других слов. А в Древней Руси лоп было словом.

-Попробуем догадаться, что оно значило?

Подведение к информации. Аналогия.

-На что похож лопух по форме? (лапа, ладонь)

— Вывод: древнее слово ЛОП могло значить что-либо из того, что мы назвали.

— Проверим нашу гипотезу. Прослушайте информацию:

В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило: «плоское расширение», «лист».

Решение задачи, работаем с определением словарных слов.

Лопата, хлопушка, лопух, лопасть. (16 слайд)

-По какому признаку можно исключить елочную хлопушку и что объединяет остальные слова? (форма)

-Все остальные слова имеют древнее слово «лоп».(17 слайд)

-Какие слова поможет правильно написать древнее слово «лоп»?

-Что значило «плоское расширение», «лист»?

III. Практическое занятие. Составление словарных задач.

Работа над изучением нового словарного слова начинается с составления задач, целью которых является повышение уровня общей образованности учащихся, воспитание умения высказывать свои мысли, развитие нестандартного мышления. В этих задачах представлены сведения о происхождении слов, а также практические задания по составлению производных слов на основе полученных данных.

Творческая задача «Кто рано поет?»(18 слайд)

1) Создание ситуации непроизвольного интереса. Работа с заголовком.

-Кто или что может издавать музыкальные звуки?

-Напишите, как вы понимаете слово ПЕТЬ?

-Какие слова приходят на ум, когда мы думаем о слове ПЕТЬ (устная или письменная работа (составление ассоциативных цепочек слов, словосочетаний в группах или в парах)

Чтение или прослушивание заголовка задачи.

-О чем речь в задаче? О каком слове, как вы думаете?

Информация: русское слово ПЕТЬ означает «издавать голосом музыкальные звуки». Смысл этого слова сохраняется в названии домашней птицы. Какая это птица? Есть ли в вашей цепочке слов эта отгадка?

-А звуки у петуха музыкальные? Почему вы так думаете? (В его крике можно проследить ритм, интонацию, длительность и даже сложить слово КУКАРЕКУ).

-Подберите родственные слова к слову ПЕТУХ.

-Объясните написание безударной гласной в первом слоге. (19 слайд)

3) Рефлексия. Работа в парах

-Придумайте «хитрый» вопрос или загадку к этому словарному слову. Вспомните, как выглядит петух, сказки, песенки о нем.

Например: это слово вскакивает на забор ранним утром и поет. (20 слайд)

IV. Заключительная часть. Таким образом, работа над словарными словами носит творческий характер, их запоминание является более успешным и интересным как для обучающихся, так и для самого учителя, а ошибки в написании слов моими учениками допускаются все меньше и меньше.

С душой, с усердием, с умом.

И та награда в нем самом» (Сабир Абдулла)

Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей посредством игры» Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей через игру» Подготовила воспитатель Михайлова Наталия Владимировна МБДОУ «Детский.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное.

Игры на развитие речи и увеличение словарного запаса ребёнка Киселева Ирина Васильевна Угадай, кто мой друг?Для этой игры понадобятся картинки с изображениями животных. Ребёнок выбирает карточку с.

«Широкая Масленица». Конспект мастер-класса в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ Мастер-класс в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ на тему: «Широкая масленица». Воспитатель Селезнёва Т. М. Образовательные.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит.

Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова» Цель: Создать условия для овладения воспитателями играми и упражнениями направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников» Обогащение словаря дошкольника- процесс долгий, требующий концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет.

«Активизация словарного запаса детей 3–4 лет». План самообразования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мечта» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ воспитателя Храмовой Марии Сергеевны.

источник

Этимологические справки к словарным словам позволяют обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания. Обращение к истории возникновения слова может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.

Этимологический анализ слов как средство повышения грамотности

По трактовке Касаткина Л.Л. этимология (от греч. «etymon» — истинное значение слова и «logos» — учение). Это раздел языкознания, который занимается изучением происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.

Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими. Так, например, оказывается, что сходство слов выдра и выдрать является лишь внешним – в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а выдра родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra – водяная змея (буквально выдра означает водяное животное)

Этимологический анализ слова, по трактовке З.А.Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.

Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола «маять », со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.

1. Познакомить детей с непроверяемым словом выяснить и уточнить его лексическое значение.

2. Научить детей орфографическому и орфоэпическому проговариванию данного слова.

3. Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.

4. Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Например, сегодня мы будем изучать слово корова. Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово под ударением. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание -оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая».

Форма записи может быть разной, например, такой:

Корова. Образовано от «кор» – рог.

Огурец. Образовано от «огур» — незрелый.

Телефон. Образовано от «теле» — далеко, «фоне» — звук.

Создаётся объект и цель формируемого действия. Так, объектом является слово непроверяемое, а целью правильность и осознанность его написания.

Сначала дети вспоминают от какого слова образовалось рассматриваемое слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось. Например, о гурец, проверочное слово огур. Значит в слове огурец пишем букву о.

Здесь формируется осознанность правильного написания слов. Этимологические сведения стоит постоянно повторять, если дети продолжают совершать ошибки. Например, если ошибка допускается в слове горизонт, а именно в начале слова в написании буквы о, то учитель напоминает слово «ороз» — предел, если в написании буквы и, то слово «оризо» — ограничиваю.

IV. Этап контроля и самоконтроля.

На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.

Т.о. этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.

2. Этимологические справки к словарным словам школьных учебников по русскому языку для начальных классов

Этимологические справки к словарным словам позволяют обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.

Приведу перечень непроверяемых слов, при изучении которых можно использовать этимологические справки.

Читайте также:  Анализ продуктов детской деятельности детей

Деревня — в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню — называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев ).

Завод — образовалось от слова «заводить » (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).

Урожай – восточно-славянское. Образованно от слова «род », которое обозначало происхождение, поколение, семья.

Берёза – у древних славян существовало слово «бер ». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.

Земляника – связанно с понятием земля . У поляков поземка.

Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» — голова. Капуста — очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» — голова.

Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.

Воробей – слово восходит к древней основе вор- . От неё образованны такие слова как «ворота , забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.

Ворона – прилагательное вороной , образованное от основы ворон , означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».

Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис ». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый » – желтоватый, «залисеть » – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.

Медведь – образованно от слов «мёд » и «ведает ». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.

Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь .

Месяц – готское «мена » – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.

Пенал – перо по латински – «пенна », а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.

Пятница – «пятый день» в неделе.

Библиотека – «библио » по гречески – книга; «текос » – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».

Трамвай – английское «tram » – вагон, «way » – дорога, путь.

Автомобиль – в переводе с греческого «авто » – свой, сам; «мобил » – подвижный.

Животное – от старославянского «животъ » – жизнь.

Завтрак – древнерусское заутрокъ .

Картина – с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта » – бумага.

Коньки – изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (ко ньки – ко нь )

Погода – общеславянское. Образованно с помощью приставки по — от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).

Товарищ – заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».

Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса -оръ- от слова «топати » – рубить, топать.

Здравствуй – образованно от «здравствовать ». При встрече люди желают друг другу здоровья.

Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь ». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.

Ранец – образовалось от немецкого «ranzen » – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.

Коричневый – значит цвета корицы – красновато-бурой пряности. Корица – чисто русское и обозначает «маленькая корочка» (от слова кора ).

Багровый – красную краску иного оттенка (до коричневого!) называли общеславянским словом багр . От этого возникли названия багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряный – ярко-красный.

Хоккей – Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хокет » – палка, точнее «пастуший посох с крюком».

Рябина – от слова рябой . В соцветиях рябины выделяются светло-зелёные, белые цветы, поэтому наши предки назвали её «рябина от ряби, пестра».

Эскимо – в своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо –эскимо . Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженное? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженное не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.

Соловей – общеславянское слово, от «солвь » – серый, желтоватый.

Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом .

Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XIвека. Образованно от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro » – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!

Карандаш – по происхождению не русское. -кара — «чёрный» -даш- «камень».

Корова – от латинского «кор » – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.

Лопата – раньше существовало слово «лопа », то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть.

Москва – город по названию реки, которая в свою очередь образовалась от «моцка» – небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую впадает или с Волгой, протекающей рядом.

Октябрь – слово от латинского «окто» , что значит восемь в Древнем Риме год начинался с первого марта, октябрь был восьмым месяцем.

Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно . Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставкапо -.

Сорока – имя получила от исходного сорка , передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.

Квартира – слово образованно от латинского «квартариус » — четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.

Народ – слово образовалось от слова «род » со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на -. Родственные слова: родня, родители, родной и др.

Обед – исторически выделялась приставка об — (об- + -ед- – время для еды).

Огурец – этому слову предшествует греческое «огур » – незрелый (огурцы едят зелёными).

Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса » — осина. С помощью суффикса -ин-.

Солдат – заимствовано из немецкого «soldat », но восходит к итальянскому «soldo » – монета, деньги, жалованье. Т.е. буквально «получающий жалованье».

Четверг – четвертый день недели. (четверг – четверть).

Ягода – образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од — ягоды называли так, потому что похожи щёчки: по цвету – яркие, румяные, красные; по форме – круглые.

Берег – образовалось от слова «брег » — гора.

Беседа – в древнерусском языке было слово «безъ » — вне, снаружи и «съда » — сидение; «беседка» это скамейка вне дома.

Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл », т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.

Одиннадцать – в старину обозначало «один на дцать(десять)» — т.е. на единицу больше, чем десять.

Сегодня – сращение древнерусских слов «сего » — сей, этот; «дьня » — день в одно слово.

Сейчас – сращение двух слов «сей » — этот и «час».

3. Система упражнений к работе со словарными словами.

Беспроверочное написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми.

Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка – источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощенном и сокращенном виде – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Т.о. этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от слова стол, малина от слова маленький.

Вообще, этимологический анализ обогащает словарь учеников, он служит важным средством объяснения непонятных слов, которые могут относиться к природным, общественно-политическим, нравственным и др. понятием.

При этом очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир.

Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.

Изменить навыки правописания непроверяемых и трудных слов можно в несколько этапов.

Некоторые виды упражнений.

1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник , веснушка , горбушка , горчичник ,кисель , кочан , леденец , метель , мешок , молоток , пластинка , простокваша , пятница , рогожа , старшина ,холодец , часовой , частушка .

2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:

звери: дикобраз , косуля , лягушка , медведь , овчарка , песец ;

птицы: индюк , канарейка , куропатка , малиновка , петух , синица , снегирь ;

растения: гвоздика , лебеда , лиственница , ноготки , одуванчик .

3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов:боровик , волнушка , лисичка , маслёнок , опёнок , подберёзовик , подосиновик , сморчок , сыроежка .

4. Какие предметы имеют такой цвет?

Голубой («цвет оперения шейки голубя»).

Каштановый («цвет плодов каштана»).

Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» — сирень).

Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» — апельсин).

Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» — фиалка).

5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель ,голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено .

6. Можно ли с помощью слов: Василий , Макар , Маргарита , Пётр , Роман объяснить правописание слов:василёк , макароны , маргаритка , петрушка , ромашка .

7. Можно ли говорить: старый ветеран , биография жизни , свой автограф , гербарий растений , повторнаярепетиция .

Докажите с помощью этимологического словаря.

8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная , картофель и картошка , помидор и томат .

9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда , одеть и надеть , экскаватори эскалатор .

10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.

а. Большеглазая, но не лягушка.

Ловит насекомых, а не дятел.

11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки , потому что плавают всегда поверху.

Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх , верхний , верхушка , поверху , поверхность)

12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном .

1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь , голая , голышом )

2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки .

Для работы с трудными словами.

13. Какие слова в каждой подборке исторические родственники, а какие нет. Проверьте по этимологическому словарю.

· генерал , генеральный (план), гений ;

· демонстрация , демонстративный , демон ;

14. К словам армия , комбинезон , консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.

Т.о., этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.

В заключении работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. М; 1947, с. 557)

1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс – 1993.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык. Уч-к для 4 кл. (1-4) и 3 кл. (1-3) /Под ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 2-е испр. – М.: «Балас», 2000г. – 208с.

3. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Уч-к для 2 кл. (1-4) – М.: «Балас», 1997, перераб., 2000г. – 160с.

4. Ванюшечкин. В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися //Русс. яз. в школе – 1968 №3 с.18.

5. Волина В.В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996 – 256с.

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А-О. – 1209с. с.11-45, с.336.

7. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемым написанием //Нач. шк. – 1993 — №11 – с. 53-56.

8. Земская С.А. Современный русский язык. Словообразование. Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит-ра». М., «Просвещение», 1973. с. 14-17.

9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.

10. Краткий этимологический словарь русского языка /Под ред. Бархударова С.Г. – М.: Гос-е учебно-педагогическое издат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1961.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. 797с. с.458.

Читайте также:  Анализ продуктивной деятельности детей в доу

12. Подшибякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Рус. яз. в школе – 1984. №2 – с. 24.

13. Покровский Л.Л. «Приемы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами» //Рус. яз. в школе – 1979 №4 – с.48.

14. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3кл. (1-4). 4-е изд. – М.: «Дрофа», 1999. – 256с.

55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 кл. (1-4). – 4-е изд. – М.: «Дрофа», 1999 – 256с.

16. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением: роман /2-е изд. М.: Дет. лит. 1979. – 176с. – с.99-126.

17. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 3. – М.: Изд-во Прогресс, 1987.

18. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 2. – М.: Изд-во Прогресс, 1967.

19. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 1. – М.: Изд-во Прогресс, 1964.

источник

Учитель русского языка и литературы О. Г. Бутко

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» — от зреть, «вчера» — от вечер, вечерний и т.д.

Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы» (Шерба Л.В.; 1957. с.56).

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, т.к. еще Я.А. Коменский приводил один из принципов успешного обучения: «Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала» (Коменский Я.А.; 1989. с.59), а этимологический анализ позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным.

Для того, чтобы обучение, в том числе русскому языку, было успешным, нужно учитывать при обучении особенности психологического развития детей.

Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе.

Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ребенка на сказки, рассказы, истории. Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Понимание является необходимым условием запоминания. Поняв, с помощью этимологического анализа как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Развитие мышления также имеет свои особенности. По мнению психолога Рубинштейна С. Л. нельзя отрывать речь и мышление друг от друга. В своей речи мы формулируем наши мысли. (27)

Для ребёнка характерно установление причинно-следственных связей при познании окружающего мира. При конкретности детского мышления, плохо усваиваются термины, которые имеют абстрактные значения и их нужно ставить на прочный фундамент предметного значения. Т.о. ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи при написании непроверяемых слов путём установления их этимологии, объяснения значения и мн. др.

Познавательная активность ребёнка направлена на исследование окружающего мира, организует его внимание на обследуемых объектах так долго, пока не иссякнет интерес. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятие этимологического анализа, который вносит элементы игры, смену рода деятельности на уроке.

Развитие воображения интенсивно проходит в школьном возрасте. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинение сказок, рассказов. Множество этимологических справок (часто это даже целые истории, рассказы) только будут развивать воображение школьников, их творчество, вызывать интерес к учению.

Т.о. этимологический анализ слова поддерживает и развивает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания в силу возрастных особенностей младших школьников.

Делая вывод из всего выше сказанного, хочется привести слова: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Одним из важных средств, стимулирующих у школьников горячее стремление к учению, является познавательный интерес. Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой…». (Коменский Я.А.; 1955, с. 543)

Этимологический анализ слова.

Перед тем, как начать разговор об этимологическом анализе слова как средстве повышения орфографической грамотности школьников, следует ввести понятия: орфография, грамотность, орфограмма.

В словаре Ожегова С.И. приводится следующие определения:

1). Орфография (от греч. – «orthos» – правильный, «grapho» – пишу), т.е. – пишу правильно. Оно тождественно понятию «правописание», которое обозначает правила написания. (17)

2). Понятие «грамотный» трактуется как: человек умеющий читать и писать грамматически правильно. Грамотный человек тот, который обладает необходимыми знаниями, располагает сведениями в той или иной области. (17)

В «Новом словаре русского языка» Ефремовой Т.Ф. даются следующие определения:

1. Общепринятая система правил написания слов какого-либо языка; правописание.

2. Соблюдения таких правил правописания.

2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

3. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо отрасли.

По трактовке П.С. Жедек орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которые не устанавливаются на слух (16).

В.М. Панов: «Орфограмма – это фонема в слабой позиции» (35).

Л.Л. Касаткин: «Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечают определенному орфографическому правилу. Например, портфель – орфограммы о, р, т, ф, л – т.к. могут быть написаны а; рр; д; тт; дд; фф; лл».

1. Та или иная буква в слове в соответствии с фонемой в сильной позиции: душ о нкатуш ё нка ; в слабой позиции: ко тго д ; наличие или отсутствие буквы: стан ь тебантик .

2. Слитное, раздельное или дефисное написание: материалоемкий – материально-бытовой – материально обеспеченный.

3. Строчная или прописная буква: шарик – Шарик.

4. Перенос части слова с одной строки на другую: ар-мия (не «а-рмия», «армии-я»).

5. Графические сокращения: сущ. – существительное (не «су.», «суще.»); в/ч – войсковая часть (не «во/ча») и др.

Этимологический анализ слова, по трактовке З. А. Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.

По трактовке Л. Л. Касаткина, этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение, прежние словообразовательные связи. Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола « маять », со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.

1. Познакомить детей с непроверяемым словом выяснить и уточнить его лексическое значение.

2. Научить детей орфографическому и орфоэпическому проговариванию данного слова.

3. Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.

4. Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Например, сегодня мы будем изучать слово к о рова. Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите их. Произнесите слово под ударением. Назовите орфограммы. Как можно проверить безударные в первом слоге? Есть ли сочетание -оро-? Какие слова с такими сочетаниями вы ещё знаете? Как вы их напишите? В этимологическом словаре слово корова образованно от слова кор. На древнерусском языке кор – означает рог. Т.о., корова – «рогатая».

Форма записи может быть разной, например, такой:

Корова. Образовано от «кор» – рог.

Огурец. Образовано от «огур» — незрелый.

Телефон. Образовано от «теле» — далеко, «фоне» — звук.

Создаётся объект и цель формируемого действия. Так, объектом является слово непроверяемое, а целью правильность и осознанность его написания.

Сначала дети вспоминают от какого слова образовалось рассматриваемое слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось. Например, о гурец, проверочное слово о гур. Значит в слове огурец пишем букву о.

Здесь формируется осознанность правильного написания слов. Этимологические сведения стоит постоянно повторять, если дети продолжают совершать ошибки. Например, если ошибка допускается в слове горизонт, а именно в начале слова в написании буквы о, то учитель напоминает слово «ороз» — предел, если в написании буквы и, то слово «оризо» — ограничиваю.

IV. Этап контроля и самоконтроля.

На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.

Т.о. этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение и облегчить запоминание их написания.

Этимологический анализ слов как методический прием при обучении орфографии.

Система упражнений к работе со словарными словами.

Беспроверочное написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми.

Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка – источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощенном и сокращенном виде – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Т.о. этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово м е шок произошло от слова м е х, ст о лица от слова ст о л, м а лина от слова м а ленький.

Вообще, этимологический анализ обогащает словарь учеников, он служит важным средством объяснения непонятных слов, которые могут относиться к природным, общественно-политическим, нравственным и др. понятием.

При этом очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир.

Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.

Изменить навыки правописания непроверяемых и трудных слов можно в несколько этапов.

Некоторые виды упражнений.

1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник , веснушка , горбушка , горчичник , кисель , кочан , леденец , метель , мешок , молоток , пластинка , простокваша , пятница , рогожа , старшина , холодец , часовой , частушка .

2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:

звери: дикобраз , косуля , лягушка , медведь , овчарка , песец ;

птицы: индюк , канарейка , куропатка , малиновка , петух , синица , снегирь ;

растения: гвоздика , лебеда , лиственница , ноготки , одуванчик .

3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик , волнушка , лисичка , маслёнок , опёнок , подберёзовик , подосиновик , сморчок , сыроежка .

4. Какие предметы имеют такой цвет?

Голубой («цвет оперения шейки голубя»).

Каштановый («цвет плодов каштана»).

Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» — сирень).

Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» — апельсин).

Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» — фиалка).

5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель , голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено .

6. Можно ли с помощью слов: Василий , Макар , Маргарита , Пётр , Роман объяснить правописание слов: василёк , макароны , маргаритка , петрушка , ромашка .

7. Можно ли говорить: старый ветеран , биография жизни , свой автограф , гербарий растений , повторная репетиция .

Докажите с помощью этимологического словаря.

8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная , картофель и картошка , помидор и томат .

9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда , одеть и надеть , экскаватор и эскалатор .

10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.

а. Большеглазая, но не лягушка.

Ловит насекомых, а не дятел.

11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки , потому что плавают всегда поверху.

Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка ( верх , верхний , верхушка , поверху , поверхность )

12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном .

1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян ( голь , голая , голышом )

2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки .

Для работы с трудными словами.

13. Какие слова в каждой подборке исторические родственники, а какие нет. Проверьте по этимологическому словарю.

· генерал , генеральный (план), гений ;

· демонстрация , демонстративный , демон ;

14. К словам армия , комбинезон , консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.

Итак, был рассмотрен подход к словарно-орфографической деятельности на уровне русского языка, который сможет помочь в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов.

Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.

В заключении хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К. Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. М; 1947, с. 557)

источник