Меню Рубрики

Эпилог отцы и дети анализ

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» является очень важным и довольно необычным произведением. Его можно назвать идеологическим, поскольку его главный герой провозглашает определенную идею – идею нигилизма. Необычным роман можно назвать, поскольку его актуальность не будет потеряна никогда, так как проблема отцов и детей относится к вечным проблемам человечества. К тому же, И. С. Тургенев ввел одно новшество в русскую литературу XIX века: Базаров, главный герой романа, – разночинец. Следует отметить, что непривычностью отличаются не только сюжет романа и его герои, но и такой важный в сюжетной линии момент, как эпилог, из которого мы узнаем о том, что случилось с героями произведения после окончания повествования.
Итак, Тургенев очень кратко, но в то же время емко рассказывает нам о дальнейшей судьбе людей, указывая на те мельчайшие детали, в которых открывается сущность каждого из героев. Думаю, логичнее всего было бы рассказывать о действующих лицах в том порядке, в котором они представлены в эпилоге, поэтому начать бы мне хотелось с Анны Сергеевны Одинцовой. Как мы узнаем, она вышла замуж за «человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного, как лед». Такое описание избранника Одинцовой не может не говорить об особенностях ее характера.
Эта женщина сама холодна, как лед (вспомним сцену после объяснения с Базаровым), она удивляется любым эмоциям, которые ее внезапно захлестывают, поскольку основными чертами характера Одинцовой являются спокойствие и любовь к порядку. Она всю жизнь свою устроила по такому правильному расписанию, что в нем не было места ни для скуки, ни для чувств.
Далее Тургенев описывает спокойную жизнь Кирсановых: Николая Петровича и Аркадия. В их общей большой семье царят покой и мир, все заняты своим делом, здесь нет более места стеснению Фенечки, зато появляются процветание хозяйства и семейное счастье. Кроме того, очень важной деталью становится подрастание нового, молодого поколения. Именно этим Тургенев дает нам понять, что с семьей Кирсановых он связывает будущее страны и ее общества. Стоит заметить, что в эпилоге автор не называет Павла Петровича «Кирсановым». Для Тургенева больше не существует единства двух братьев, поскольку будущее России не может быть связано с консервативными людьми.
Итак, Павел Петрович уезжает в Дрезден, и зовут его теперь «der Herr Baron von Kirsanoff». Несмотря на то что он становится истинным англичанином, ничего русского не читает, по-прежнему остается примером для подражания в обществе, его уважают, перед ним благоговеют, автор указывает нам на одну, на первый взгляд, незначительную деталь. На столе у Павла Петровича стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это довольно забавный нюанс, если учитывать то, как наш герой на Родине относился к крестьянам (он не мог с ними разговаривать, не поднося к лицу надушенный платок). Этот лапоть является всего лишь данью моде, своеобразным символом русского происхождения, что очень уважалось за границей. Серебряная пепельница за границей, запонки с драгоценными камнями в деревне – все это удивительно пошло и неискренне. К сожалению, сложно было бы представить безумную любовь Павла Петровича к народу, а это говорит о неисправимости его характера, а значит, о невозможности взгляда на будущее сквозь призму его образа.
Что же касается ложных нигилистов – Кукшиной и Ситникова, то они, как и Павел Петрович, абсолютно не изменились внутренне. Кукшина все так же знается со студентами, только на предмет архитектуры, а не естественных наук. Ситников же гордо называет себя продолжателем «дела» Базарова и ровным счетом ничем не занимается. Они оба безвозвратно глупы и статичны.
В эпилоге автор указывает на одно, весьма странное обстоятельство: никто из героев не вспоминает о Базарове, и лишь его родители, убитые горем, приходят на могилу сына. На мой взгляд, это можно объяснить неизбежным крахом идеи Базарова, за которую он погиб. Нигилизму не могло принадлежать будущее, поскольку он заключается в отрицании, а все отрицать невозможно. Эта идея привела к тупику, и о ней забыли, равно как и обо всем отжившем свой век. Только лишь могила Базарова говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной».
В заключение хотелось бы сказать, что в эпилоге романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев говорит о том, что все ненужное доживает свое время, чтобы никогда более не вернуться. Автор выражает свою надежду на счастливое будущее нашей страны, отдавая его в руки Николаю Петровичу и Аркадию.

источник

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров.

Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли Тургенева в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли и, таким образом, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев не был на чьей-либо стороне, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.

Но «Отцы и дети» интересны не только историей общественного резонанса, но и, прежде всего, своими стилистическими особенностями, своей поэтикой и формой.

Так, для понимания замысла писателя необходимо понимать особенности построения произведения. Ведь роман или повесть не строятся хаотично, расположение персонажей и событий, с ними происходящих, отвечают заданной цели.

Вот и роман Тургенева «Отцы и дети» имеет свои особенности, и, прежде всего, композиционные.

Повествование о взаимоотношениях отцов и детей предваряет в романе предыстория. Автор, естественно, не случайно помещает её в самом начале романа. С одной стороны, она играет роль экспозиции, предваряющей действие и как бы намечающей конфликт, а с другой, является внесюжетным элементом, без которого можно было бы обойтись, но образы героев были бы не раскрыты полностью, и даже, в какой-то степени, непонятны.

В предыстории рассказывается о семье Кирсановых в общем и о судьбе младшего сына «Пиотра Кирсанофа, генерал-майора». В одном большом абзаце автор рассказывает историю персонажа, и это, казалось бы, много. Но если учесть тот факт, что образа Николая Петровича Кирсанова Тургенев впоследствии будет касаться лишь вскользь, то становится неудивительно, что данному герою отведена такая важная роль – открыть галерею образов романа.

Итак, в предыстории сообщается о том, что Николай, в отличие от своего брата Павла, «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки»: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской». Это значит, что военная служба, ставшая для семьи Кирсановых наследственной, не была предназначена Николаю. Он поступил служить в министерство уделов, а после смерти родителей, выдержав срок траура, женился и уехал в конце концов в деревню, где у него и родился сын Аркадий. Потом жена скончалась, «и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного».

В данном образе, с помощью приема предыстории, автор подчеркивает гармоничность и степенность, особые черты русских помещиков, которые не гнались за славой или деньгами, и представляли собой большинство русского общества. Тургенев с особенной теплотой относится к подобным персонажам.

В романе также есть и еще одна композиционная особенность, свойственная многими романам Тургенева – эпилог. Он означен главой XXVIII. Эта часть романа повествует о том, что произошло через шесть месяцев после смерти Базарова. Эпилог как бы ставит точку на развитии характеров романа, акцентирует внимание читателя на определенных персонажах.

В нем говорится о том, что «состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». За неделю до этого «Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву»; «Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых».

Но и этим автор не заканчивает своего повествования. Вспомним, что в начале романа Тургенев говорит о том, что описанные далее событии происходят в 1859-м году, а опубликован роман в 1862-м. Так вот, повествователь предлагает читателю узнать, что же произошло с персонажами теперь.

И вот теперь только автор замыкает круг сюжетных линий, заплетенных между собой. Таким образом, Тургенев разворачивает перед читателем не только отдельные кульминационные моменты из жизни своих персонажей, он раскрывает целые жизни своих героев.
Творчеству И.С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы синтеза прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И, несмотря на то, что его произведения знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, этот писатель остается загадочен и непостижим.

источник

Цели:

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
  • высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;
  • формировать умение работать с текстом;
  • научить отстаивать свою точку зрения;
  • развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;
  • расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.

Тип: сценическая постановка.

Действующие лица:

Сцена “За столом”: Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович, Фенечка, Катя Одинцова, Анна Одинцова.

Николай Петрович – Базаров – Аркадий

Всем было немножко грустно и, в сущности, очень хорошо.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас заключительный урок по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Роман прочитан, но осталось много неясного, не на все вопросы получены ответы: кто же такой Базаров? Герой положительный или отрицательный? Кто прав: Базаров или Павел Петрович? Что было бы с героями, если бы Базаров остался жив? Сегодня мы попытаемся провести урок так, чтобы нам стало ясно, что же хотел сказать автор читателям? Правильно ли вы его поняли? Но ответить на вопросы, которые поставил перед нами Тургенев в романе, попытаются его герои. Итак, приглашаю вас в имение Марьино, в дом к Кирсановым, через 6 месяцев после смерти Базарова.

Чтец: Зачитывает начало 28 главы (1 абзац).

1. Сценическая картинка: Накрыт стол, прислуживает Прокофьич, в чёрном фраке и белых перчатках, он особенно торжественен. Все предупредительны друг с другом, ухаживают друг за другом с особой любовью.

Николай Петрович: Сегодня мы провожаем тебя, милый брат, милый Павел Петрович, конечно, ненадолго; но всё же я не могу не выразить тебе, что я… что мы…. Сколь я…. сколь мы…… вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам скорее!

Все целуются с Павлом Петровичем, выпивают вино.

Катя Одинцова: Я хочу поднять этот бокал так же в память Базарова….

Все на минуту замолкают в замешательстве, потом начинают говорить все разом:

Неординарная была личность!

2. Аркадий: Я помню один наш разговор с ним, мы были в гостях у его родителей…..

Сценическая картинка: На заднем плане стог сена. Под ним Аркадий и Базаров. Диалог из 21 главы

Знаешь ли ты, о чём я думаю? – промолвил Базаров, закидывая руку за голову……..

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, – проговорил он с расстановкой, – тогда я изменю своё мнение о самом себе.

Аркадий: В тот день, во время нашего разговора, я понял, что Базаров несовершенен. Но это не отвратило меня от него, просто я увидел в нём человека, который может быть мягким, которому не чужды человеческие слабости. Я думаю, что в нём больше положительных черт, чем отрицательных. Я ведь тоже увлекался нигилизмом. Если бы он не умер, думаю, мы были бы друзьями, хотя он и сравнивал меня с грачом, я не в обиде на него. (Поднимая бокал) В память Базарова!

3. Павел Петрович: Признаться, я тоже был горяч в беседах с ним. Но я был готов к примирению, может, я не показал этого?! Но он был так категоричен, он не хотел меня слушать, вспомните…….

Сценическая картинка: накрыт стол в гостиной. За столом НП, ПП, Аркадий, Базаров.

Разыгрывается диалог из 10 главы:

Я вас не понимаю после этого. ……………..

Несчастный! – возопил Павел Петрович.

Павел Петрович: Он не хотел никого слушать! Он не понимал, что без прошлого нет будущего, но, благодаря Базарову, я тоже многое понял. Наш спор неразрешим, нет правых и неправых. Если бы слышали не только сами себя, а друг друга – то, возможно, пришли бы к какому-нибудь консенсусу. Жаль, всё-таки личность была принципиальная. (Поднимая бокал) В память Базарова!

4. Николай Петрович: А я-то как его полюбил, ведь как с Аркадием увидел, так и полюбил, он, конечно, посмеивался надо мной, ну да ладно…., вам молодым и надо нас, стариков критиковать, жаль его (промокнул платочком глаза).

Сценическая картина: Приезд Базарова и Аркадия (глава 1).

Николай Петрович сидит на лавочке, вглядывается вдаль. Входит Базаров и Аркадий.

Николай Петрович: Аркадий! Аркадий!

Аркадий: Дай же отряхнуться, папаша. ( Обнимает отца) Папаша, позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович: Душевно рад, и благодарен за доброе намерение: посетить нас; надеюсь…. Позвольте узнать ваше имя и отчество?

Базаров: Евгений Васильев. (отвечает пренебрежительно, лишь слегка приподнимая фуражку и отворачивается)

Николай Петрович: Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если это только тебе это не наскучит.

Аркадий: Конечно, но что за чудный день сегодня!

Николай Петрович: Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске! А впрочем, я согласен с Пушкиным:

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое….

Базаров: (пренебрежительно хмыкает, смотрит на НП с удивлением) Аркадий! Дай мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович испуганно замолкает, краснеет.

Николай Петрович: В память Базарова! (поднимает бокал).

5. Фенечка: А доктор, какой был! Митенька сразу его полюбил, и лечил он Митеньку, и обходительный был, я за него завсегда в церкви свечку ставлю.

Сценическая картинка: разыгрывается диалог знакомства Фенички с Базаровым. Глава 9

Приблизясь к Феничке Базаров скинул картуз:

Это точно, – подтвердила Феничка. – Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдёт.

6. Одинцова Анна Сергеевна: Я таких мужчин никогда не встречала. Чтобы при таком уме и взглядах и так сильно любить женщину! У меня всегда перед глазами наше объяснение.

Сценическая картинка: Спальня Одинцовой. Разыгрывается диалог из главы 18.

Евгений Васильевич, извините меня, но я позвала вас сюда не с тем, чтобы рассуждать об учебниках. …………….

Читайте также:  Анализ сюжетных рисунков детей по теме

Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь.

Она не тотчас освободилась из его объятий.

Анна Одинцова: Никогда мне уже не пережить таких ощущений, и никогда я не встречу такого мужчину!… Не знаю, если бы он не умер, думаю, я сдалась бы его напору. (Поднимая бокал). В память Базарова!

7. Аркадий: Базарова многие осуждают. А посмотрите, что о нём написано в критике!

8. Сценическая картинка: Разговор критиков.

Д.И. Писарев: Здравствуйте, любезный М.А. Читали новое творение господина Тургенева?

М.А. Антонович: Добрый день, Дмитрий Иванович. А как же, уже и статью к печати готовлю.

Писарев: Ну и каково Ваше мнение?

Антонович: “…нет ни одного живого лица и живой души, а всё только отвлечённые идеи и разные направления, олицетворённые и названные собственными именами”

Писарев: Да что вы? А как вам главный герой?

Антонович: “ обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодёжь, а весь роман – клевета на молодое поколение”.

Писарев: Я не согласен с вами. Ведь “ Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. …. Ни один из героев романа не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера”.

Разговаривая, проходят за сцену.

Аркадий: Но ведь без таких людей не творится история, пусть иногда они творят её слишком категорично, не задумываясь о последствиях, но такие люди нужны. И, я думаю, не случайно такие люди рождаются именно в России, ведь именно у нас самая богатая и непредсказуемая история. А погиб такой яркий человек, которому предсказывали великое политическое будущее, банальной смертью, смертью человека вообще, жизнь которого находится во власти капризов “ всемогущей стихии”. Выходит сама жизнь опровергла его теорию. Так давайте просто жить, наслаждаясь настоящим моментом. (Поднимая бокал) В память Базарова!

Заключительное слово учителя: Мы убедились, что в романе “Отцы и дети” поднято много различных тем. Это быт Кирсановых и социальный конфликт поколений, это роман и о любви, об отношениях людей близких и далёких по духу, о месте человека в обществе.

Я думаю, что этот роман не оставил равнодушным никого из вас, и каждый из вас придёт к своим выводам, которые он вынес из этого произведения, нельзя всем думать одинаково, но одно непререкаемо: надо наслаждаться каждым моментом жизни. Не спешить разрушать то, что сделано до тебя и, возможно, для тебя и во имя тебя.

Д\з. Сочинение по роману “Отцы и дети”. Темы были предложены ранее.

источник

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» – он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу . Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй до любви». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых – родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», – приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С. Тургенева». Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище. »

Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова. Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное . Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам. » Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц». Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, – развивает метафору Тургенев. – И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» – не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

источник

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров.

Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли Тургенева в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли и, таким образом, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев не был на чьей-либо стороне, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.

Но «Отцы и дети» интересны не только историей общественного резонанса, но и, прежде всего, своими стилистическими особенностями, своей поэтикой и формой.

Так, для понимания замысла писателя необходимо понимать особенности построения произведения. Ведь роман или повесть не строятся хаотично, расположение персонажей и событий, с ними происходящих, отвечают заданной цели.

Вот и роман Тургенева «Отцы и дети» имеет свои особенности, и, прежде всего, композиционные.

Повествование о взаимоотношениях отцов и детей предваряет в романе предыстория. Автор, естественно, не случайно помещает её в самом начале романа. С одной стороны, она играет роль экспозиции, предваряющей действие и как бы намечающей конфликт, а с другой, является внесюжетным элементом, без которого можно было бы обойтись, но образы героев были бы не раскрыты полностью, и даже, в какой-то степени, непонятны.

В предыстории рассказывается о семье Кирсановых в общем и о судьбе младшего сына «Пиотра Кирсанофа, генерал-майора». В одном большом абзаце автор рассказывает историю персонажа, и это, казалось бы, много. Но если учесть тот факт, что образа Николая Петровича Кирсанова Тургенев впоследствии будет касаться лишь вскользь, то становится неудивительно, что данному герою отведена такая важная роль – открыть галерею образов романа.

Итак, в предыстории сообщается о том, что Николай, в отличие от своего брата Павла, «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки»: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской». Это значит, что военная служба, ставшая для семьи Кирсановых наследственной, не была предназначена Николаю. Он поступил служить в министерство уделов, а после смерти родителей, выдержав срок траура, женился и уехал в конце концов в деревню, где у него и родился сын Аркадий. Потом жена скончалась, «и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного».

В данном образе, с помощью приема предыстории, автор подчеркивает гармоничность и степенность, особые черты русских помещиков, которые не гнались за славой или деньгами, и представляли собой большинство русского общества. Тургенев с особенной теплотой относится к подобным персонажам.

В романе также есть и еще одна композиционная особенность, свойственная многими романам Тургенева – эпилог. Он означен главой XXVIII. Эта часть романа повествует о том, что произошло через шесть месяцев после смерти Базарова. Эпилог как бы ставит точку на развитии характеров романа, акцентирует внимание читателя на определенных персонажах.

В нем говорится о том, что «состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». За неделю до этого «Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву»; «Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых».

Но и этим автор не заканчивает своего повествования. Вспомним, что в начале романа Тургенев говорит о том, что описанные далее событии происходят в 1859-м году, а опубликован роман в 1862-м. Так вот, повествователь предлагает читателю узнать, что же произошло с персонажами теперь.

И вот теперь только автор замыкает круг сюжетных линий, заплетенных между собой. Таким образом, Тургенев разворачивает перед читателем не только отдельные кульминационные моменты из жизни своих персонажей, он раскрывает целые жизни своих героев.
Творчеству И.С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы синтеза прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И, несмотря на то, что его произведения знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, этот писатель остается загадочен и непостижим.

источник

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Читайте также:  Анализ свободной деятельности детей в доу

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

источник

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров.

Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли Тургенева в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли и, таким образом, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев не был на чьей-либо стороне, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.

Но «Отцы и дети» интересны не только историей общественного резонанса, но и, прежде всего, своими стилистическими особенностями, своей поэтикой и формой.

Так, для понимания замысла писателя необходимо понимать особенности построения произведения. Ведь роман или повесть не строятся хаотично, расположение персонажей и событий, с ними происходящих, отвечают заданной цели.

Вот и роман Тургенева «Отцы и дети» имеет свои особенности, и, прежде всего, композиционные.

Повествование о взаимоотношениях отцов и детей предваряет в романе предыстория. Автор, естественно, не случайно помещает её в самом начале романа. С одной стороны, она играет роль экспозиции, предваряющей действие и как бы намечающей конфликт, а с другой, является внесюжетным элементом, без которого можно было бы обойтись, но образы героев были бы не раскрыты полностью, и даже, в какой-то степени, непонятны.

В предыстории рассказывается о семье Кирсановых в общем и о судьбе младшего сына «Пиотра Кирсанофа, генерал-майора». В одном большом абзаце автор рассказывает историю персонажа, и это, казалось бы, много. Но если учесть тот факт, что образа Николая Петровича Кирсанова Тургенев впоследствии будет касаться лишь вскользь, то становится неудивительно, что данному герою отведена такая важная роль – открыть галерею образов романа.

Итак, в предыстории сообщается о том, что Николай, в отличие от своего брата Павла, «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки»: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской». Это значит, что военная служба, ставшая для семьи Кирсановых наследственной, не была предназначена Николаю. Он поступил служить в министерство уделов, а после смерти родителей, выдержав срок траура, женился и уехал в конце концов в деревню, где у него и родился сын Аркадий. Потом жена скончалась, «и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного».

В данном образе, с помощью приема предыстории, автор подчеркивает гармоничность и степенность, особые черты русских помещиков, которые не гнались за славой или деньгами, и представляли собой большинство русского общества. Тургенев с особенной теплотой относится к подобным персонажам.

В романе также есть и еще одна композиционная особенность, свойственная многими романам Тургенева – эпилог. Он означен главой XXVIII. Эта часть романа повествует о том, что произошло через шесть месяцев после смерти Базарова. Эпилог как бы ставит точку на развитии характеров романа, акцентирует внимание читателя на определенных персонажах.

В нем говорится о том, что «состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». За неделю до этого «Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву»; «Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых».

Но и этим автор не заканчивает своего повествования. Вспомним, что в начале романа Тургенев говорит о том, что описанные далее событии происходят в 1859-м году, а опубликован роман в 1862-м. Так вот, повествователь предлагает читателю узнать, что же произошло с персонажами теперь.

И вот теперь только автор замыкает круг сюжетных линий, заплетенных между собой. Таким образом, Тургенев разворачивает перед читателем не только отдельные кульминационные моменты из жизни своих персонажей, он раскрывает целые жизни своих героев.
Творчеству И.С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы синтеза прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И, несмотря на то, что его произведения знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, этот писатель остается загадочен и непостижим.

источник

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» является очень важным и довольно необычным произведением. Его можно назвать идеологическим, поскольку его главный герой провозглашает определенную идею – идею нигилизма. Необычным роман можно назвать, поскольку его актуальность не будет потеряна никогда, так как проблема отцов и детей относится к вечным проблемам человечества. К тому же, И. С. Тургенев ввел одно новшество в русскую литературу XIX века: Базаров, главный герой романа, – разночинец. Следует отметить, что непривычностью отличаются не только сюжет романа и его герои, но и такой важный в сюжетной линии момент, как эпилог, из которого мы узнаем о том, что случилось с героями произведения после окончания повествования.

Итак, Тургенев очень кратко, но в то же время емко рассказывает нам о дальнейшей судьбе людей, указывая на те мельчайшие детали, в которых открывается сущность каждого из героев. Думаю, логичнее всего было бы рассказывать о действующих лицах в том порядке, в котором они представлены в эпилоге, поэтому начать бы мне хотелось с Анны Сергеевны Одинцовой. Как мы узнаем, она вышла замуж за «человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного, как лед». Такое описание избранника Одинцовой не может не говорить об особенностях ее характера.
Эта женщина сама холодна, как лед (вспомним сцену после объяснения с Базаровым), она удивляется любым эмоциям, которые ее внезапно захлестывают, поскольку основными чертами характера Одинцовой являются спокойствие и любовь к порядку. Она всю жизнь свою устроила по такому правильному расписанию, что в нем не было места ни для скуки, ни для чувств.
Далее Тургенев описывает спокойную жизнь Кирсановых: Николая Петровича и Аркадия. В их общей большой семье царят покой и мир, все заняты своим делом, здесь нет более места стеснению Фенечки, зато появляются процветание хозяйства и семейное счастье. Кроме того, очень важной деталью становится подрастание нового, молодого поколения. Именно этим Тургенев дает нам понять, что с семьей Кирсановых он связывает будущее страны и ее общества. Стоит заметить, что в эпилоге автор не называет Павла Петровича «Кирсановым». Для Тургенева больше не существует единства двух братьев, поскольку будущее России не может быть связано с консервативными людьми.
Итак, Павел Петрович уезжает в Дрезден, и зовут его теперь «der Herr Baron von Kirsanoff». Несмотря на то что он становится истинным англичанином, ничего русского не читает, по-прежнему остается примером для подражания в обществе, его уважают, перед ним благоговеют, автор указывает нам на одну, на первый взгляд, незначительную деталь. На столе у Павла Петровича стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это довольно забавный нюанс, если учитывать то, как наш герой на Родине относился к крестьянам (он не мог с ними разговаривать, не поднося к лицу надушенный платок). Этот лапоть является всего лишь данью моде, своеобразным символом русского происхождения, что очень уважалось за границей. Серебряная пепельница за границей, запонки с драгоценными камнями в деревне – все это удивительно пошло и неискренне. К сожалению, сложно было бы представить безумную любовь Павла Петровича к народу, а это говорит о неисправимости его характера, а значит, о невозможности взгляда на будущее сквозь призму его образа.
Что же касается ложных нигилистов – Кукшиной и Ситникова, то они, как и Павел Петрович, абсолютно не изменились внутренне. Кукшина все так же знается со студентами, только на предмет архитектуры, а не естественных наук. Ситников же гордо называет себя продолжателем «дела» Базарова и ровным счетом ничем не занимается. Они оба безвозвратно глупы и статичны.
В эпилоге автор указывает на одно, весьма странное обстоятельство: никто из героев не вспоминает о Базарове, и лишь его родители, убитые горем, приходят на могилу сына. На мой взгляд, это можно объяснить неизбежным крахом идеи Базарова, за которую он погиб. Нигилизму не могло принадлежать будущее, поскольку он заключается в отрицании, а все отрицать невозможно. Эта идея привела к тупику, и о ней забыли, равно как и обо всем отжившем свой век. Только лишь могила Базарова говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной».
В заключение хотелось бы сказать, что в эпилоге романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев говорит о том, что все ненужное доживает свое время, чтобы никогда более не вернуться. Автор выражает свою надежду на счастливое будущее нашей страны, отдавая его в руки Николаю Петровичу и Аркадию.

источник

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» является очень важным и довольно необычным произведением. Его можно назвать идеологическим, поскольку его главный герой провозглашает определенную идею – идею нигилизма. Необычным роман можно назвать, поскольку его актуальность не будет потеряна никогда, так как проблема отцов и детей относится к вечным проблемам человечества. К тому же, И. С. Тургенев ввел одно новшество в русскую литературу XIX века: Базаров, главный герой романа, – разночинец. Следует отметить, что непривычностью отличаются не только сюжет романа и его герои, но и такой важный в сюжетной линии момент, как эпилог, из которого мы узнаем о том, что случилось с героями произведения после окончания повествования.

Читайте также:  Анализ театрально игровой деятельности детей

Итак, Тургенев очень кратко, но в то же время емко рассказывает нам о дальнейшей судьбе людей, указывая на те мельчайшие детали, в которых открывается сущность каждого из героев. Думаю, логичнее всего было бы рассказывать о действующих лицах в том порядке, в котором они представлены в эпилоге, поэтому начать бы мне хотелось с Анны Сергеевны Одинцовой. Как мы узнаем, она вышла замуж за «человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного, как лед». Такое описание избранника Одинцовой не может не говорить об особенностях ее характера.
Эта женщина сама холодна, как лед (вспомним сцену после объяснения с Базаровым), она удивляется любым эмоциям, которые ее внезапно захлестывают, поскольку основными чертами характера Одинцовой являются спокойствие и любовь к порядку. Она всю жизнь свою устроила по такому правильному расписанию, что в нем не было места ни для скуки, ни для чувств.
Далее Тургенев описывает спокойную жизнь Кирсановых: Николая Петровича и Аркадия. В их общей большой семье царят покой и мир, все заняты своим делом, здесь нет более места стеснению Фенечки, зато появляются процветание хозяйства и семейное счастье. Кроме того, очень важной деталью становится подрастание нового, молодого поколения. Именно этим Тургенев дает нам понять, что с семьей Кирсановых он связывает будущее страны и ее общества. Стоит заметить, что в эпилоге автор не называет Павла Петровича «Кирсановым». Для Тургенева больше не существует единства двух братьев, поскольку будущее России не может быть связано с консервативными людьми.
Итак, Павел Петрович уезжает в Дрезден, и зовут его теперь «der Herr Baron von Kirsanoff». Несмотря на то что он становится истинным англичанином, ничего русского не читает, по-прежнему остается примером для подражания в обществе, его уважают, перед ним благоговеют, автор указывает нам на одну, на первый взгляд, незначительную деталь. На столе у Павла Петровича стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это довольно забавный нюанс, если учитывать то, как наш герой на Родине относился к крестьянам (он не мог с ними разговаривать, не поднося к лицу надушенный платок). Этот лапоть является всего лишь данью моде, своеобразным символом русского происхождения, что очень уважалось за границей. Серебряная пепельница за границей, запонки с драгоценными камнями в деревне – все это удивительно пошло и неискренне. К сожалению, сложно было бы представить безумную любовь Павла Петровича к народу, а это говорит о неисправимости его характера, а значит, о невозможности взгляда на будущее сквозь призму его образа.
Что же касается ложных нигилистов – Кукшиной и Ситникова, то они, как и Павел Петрович, абсолютно не изменились внутренне. Кукшина все так же знается со студентами, только на предмет архитектуры, а не естественных наук. Ситников же гордо называет себя продолжателем «дела» Базарова и ровным счетом ничем не занимается. Они оба безвозвратно глупы и статичны.
В эпилоге автор указывает на одно, весьма странное обстоятельство: никто из героев не вспоминает о Базарове, и лишь его родители, убитые горем, приходят на могилу сына. На мой взгляд, это можно объяснить неизбежным крахом идеи Базарова, за которую он погиб. Нигилизму не могло принадлежать будущее, поскольку он заключается в отрицании, а все отрицать невозможно. Эта идея привела к тупику, и о ней забыли, равно как и обо всем отжившем свой век. Только лишь могила Базарова говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной».
В заключение хотелось бы сказать, что в эпилоге романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев говорит о том, что все ненужное доживает свое время, чтобы никогда более не вернуться. Автор выражает свою надежду на счастливое будущее нашей страны, отдавая его в руки Николаю Петровичу и Аркадию.

источник

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» является очень важным и довольно необычным произведением. Его можно назвать идеологическим, поскольку его главный герой провозглашает определенную идею – идею нигилизма. Необычным роман можно назвать, поскольку его актуальность не будет потеряна никогда, так как проблема отцов и детей относится к вечным проблемам человечества. К тому же, И. С. Тургенев ввел одно новшество в русскую литературу XIX века: Базаров, главный герой романа, – разночинец. Следует отметить, что непривычностью отличаются не только сюжет романа и его герои, но и такой важный в сюжетной линии момент, как эпилог, из которого мы узнаем о том, что случилось с героями произведения после окончания повествования.
Итак, Тургенев очень кратко, но в то же время емко рассказывает нам о дальнейшей судьбе людей, указывая на те мельчайшие детали, в которых открывается сущность каждого из героев. Думаю, логичнее всего было бы рассказывать о действующих лицах в том порядке, в котором они представлены в эпилоге, поэтому начать бы мне хотелось с Анны Сергеевны Одинцовой. Как мы узнаем, она вышла замуж за «человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного, как лед». Такое описание избранника Одинцовой не может не говорить об особенностях ее характера.
Эта женщина сама холодна, как лед (вспомним сцену после объяснения с Базаровым), она удивляется любым эмоциям, которые ее внезапно захлестывают, поскольку основными чертами характера Одинцовой являются спокойствие и любовь к порядку. Она всю жизнь свою устроила по такому правильному расписанию, что в нем не было места ни для скуки, ни для чувств.
Далее Тургенев описывает спокойную жизнь Кирсановых: Николая Петровича и Аркадия. В их общей большой семье царят покой и мир, все заняты своим делом, здесь нет более места стеснению Фенечки, зато появляются процветание хозяйства и семейное счастье. Кроме того, очень важной деталью становится подрастание нового, молодого поколения. Именно этим Тургенев дает нам понять, что с семьей Кирсановых он связывает будущее страны и ее общества. Стоит заметить, что в эпилоге автор не называет Павла Петровича «Кирсановым». Для Тургенева больше не существует единства двух братьев, поскольку будущее России не может быть связано с консервативными людьми.
Итак, Павел Петрович уезжает в Дрезден, и зовут его теперь «der Herr Baron von Kirsanoff». Несмотря на то что он становится истинным англичанином, ничего русского не читает, по-прежнему остается примером для подражания в обществе, его уважают, перед ним благоговеют, автор указывает нам на одну, на первый взгляд, незначительную деталь. На столе у Павла Петровича стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это довольно забавный нюанс, если учитывать то, как наш герой на Родине относился к крестьянам (он не мог с ними разговаривать, не поднося к лицу надушенный платок). Этот лапоть является всего лишь данью моде, своеобразным символом русского происхождения, что очень уважалось за границей. Серебряная пепельница за границей, запонки с драгоценными камнями в деревне – все это удивительно пошло и неискренне. К сожалению, сложно было бы представить безумную любовь Павла Петровича к народу, а это говорит о неисправимости его характера, а значит, о невозможности взгляда на будущее сквозь призму его образа.
Что же касается ложных нигилистов – Кукшиной и Ситникова, то они, как и Павел Петрович, абсолютно не изменились внутренне. Кукшина все так же знается со студентами, только на предмет архитектуры, а не естественных наук. Ситников же гордо называет себя продолжателем «дела» Базарова и ровным счетом ничем не занимается. Они оба безвозвратно глупы и статичны.
В эпилоге автор указывает на одно, весьма странное обстоятельство: никто из героев не вспоминает о Базарове, и лишь его родители, убитые горем, приходят на могилу сына. На мой взгляд, это можно объяснить неизбежным крахом идеи Базарова, за которую он погиб. Нигилизму не могло принадлежать будущее, поскольку он заключается в отрицании, а все отрицать невозможно. Эта идея привела к тупику, и о ней забыли, равно как и обо всем отжившем свой век. Только лишь могила Базарова говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной».
В заключение хотелось бы сказать, что в эпилоге романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев говорит о том, что все ненужное доживает свое время, чтобы никогда более не вернуться. Автор выражает свою надежду на счастливое будущее нашей страны, отдавая его в руки Николаю Петровичу и Аркадию.
Дуэль с Павлом Петровичем – опасная и глупая шутка, но Базаров больше не дорожит жизнью, он узнал, что и его сломать можно, да и кто сломал? Женщина! Его отрицание оказалось зыбкой оболочкой, за которой герой спрятал свое горячее романтическое сердце.
Близость смерти отрезвляет Евгения: прежнее раздражение на собственную глупость заставляет его вновь уехать. Презрительное «барчуки», брошенное Базаровым, показывает, что горячка уже прошла, он возвращается к себе, пусть уже без прежней уверенности.
В очередной раз герой посещает усадьбу Анны Сергеевны Одинцовой, где в это время торжествует Аркадий, влюбленный в младшую сестру Одинцовой Катю. Романтическое, земное, чувственное победило в Аркадии, не вызвав внутреннего сопротивления в душе молодого человека. Его любовь искренна, тепла, но не горяча. Аркадия ожидает счастливая семейная жизнь – без подвигов, без борьбы, но и без страдания, без боли.
Базаров внешне легко прощается со своим другом, но в его словах звучит горечь сознания, что никогда ему не стать таким, как Аркадий, никогда ему не стать счастливым. Евгению кажется, что его ждет долгая и безрадостная жизнь, но жизнь в который раз его обманывает.
Смерть, подкравшаяся к нему вдруг, случайная, нелепая смерть поставила точку в жизни, потерявшей смысл. Базаров забывается, он пытается участвовать в событиях, происходящих вокруг, занимается лечением, но жизнь больше не интересует его в прежней степени. В последние свои часы герой смиряется, он принимает и суеверие своих родителей, и собственную слабость перед смертью, и бесконечную силу любви. Одинцова навещает Базарова перед смертью, но это скорее милостыня барыни, нежели искреннее чувство.
Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

источник

Значение предыстории и эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров.
Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли Тургенева в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли и, таким образом, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев не был на чьей-либо стороне, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.
Но «Отцы и дети» интересны не только историей общественного резонанса, но и, прежде всего, своими стилистическими особенностями, своей поэтикой и формой.
Так, для понимания замысла писателя необходимо понимать особенности построения произведения. Ведь роман или повесть не строятся хаотично, расположение персонажей и событий, с ними происходящих, отвечают заданной цели.
Вот и роман Тургенева «Отцы и дети» имеет свои особенности, и, прежде всего, композиционные.
Повествование о взаимоотношениях отцов и детей предваряет в романе предыстория. Автор, естественно, не случайно помещает её в самом начале романа. С одной стороны, она играет роль экспозиции, предваряющей действие и как бы намечающей конфликт, а с другой, является внесюжетным элементом, без которого можно было бы обойтись, но образы героев были бы не раскрыты полностью, и даже, в какой-то степени, непонятны.
В предыстории рассказывается о семье Кирсановых в общем и о судьбе младшего сына «Пиотра Кирсанофа, генерал-майора». В одном большом абзаце автор рассказывает историю персонажа, и это, казалось бы, много. Но если учесть тот факт, что образа Николая Петровича Кирсанова Тургенев впоследствии будет касаться лишь вскользь, то становится неудивительно, что данному герою отведена такая важная роль – открыть галерею образов романа.
Итак, в предыстории сообщается о том, что Николай, в отличие от своего брата Павла, «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки»: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской». Это значит, что военная служба, ставшая для семьи Кирсановых наследственной, не была предназначена Николаю. Он поступил служить в министерство уделов, а после смерти родителей, выдержав срок траура, женился и уехал в конце концов в деревню, где у него и родился сын Аркадий. Потом жена скончалась, «и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного».
В данном образе, с помощью приема предыстории, автор подчеркивает гармоничность и степенность, особые черты русских помещиков, которые не гнались за славой или деньгами, и представляли собой большинство русского общества. Тургенев с особенной теплотой относится к подобным персонажам.
В романе также есть и еще одна композиционная особенность, свойственная многими романам Тургенева – эпилог. Он означен главой XXVIII. Эта часть романа повествует о том, что произошло через шесть месяцев после смерти Базарова. Эпилог как бы ставит точку на развитии характеров романа, акцентирует внимание читателя на определенных персонажах.
В нем говорится о том, что «состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». За неделю до этого «Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву»; «Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых».
Но и этим автор не заканчивает своего повествования. Вспомним, что в начале романа Тургенев говорит о том, что описанные далее событии происходят в 1859-м году, а опубликован роман в 1862-м. Так вот, повествователь предлагает читателю узнать, что же произошло с персонажами теперь.
И вот теперь только автор замыкает круг сюжетных линий, заплетенных между собой. Таким образом, Тургенев разворачивает перед читателем не только отдельные кульминационные моменты из жизни своих персонажей, он раскрывает целые жизни своих героев.
Творчеству И.С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы синтеза прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И, несмотря на то, что его произведения знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, этот писатель остается загадочен и непостижим.

источник