Меню Рубрики

Диагностика и анализ индивидуальных особенностей детей

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях.

Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (ПОП ДО «Истоки»).

Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем,.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет» Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого.

источник

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.
Читайте также:  Отчет об анализе анализатора у детей

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

источник

Анализ изучения индивидуальных особенностей детей. (Из личного опыта работы)

В целях изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей) обучающихся чаще всего проводится диагностика в виде анкетирования или наблюдения. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, во время занятия организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Для этого надо постараться создать на занятии благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству и самостоятельной активности во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Кроме наблюдения можно использовать и такой метод, как анкетирование.

1.1. Анкета для выявления и изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.

Анкета выдается каждому ребенку.

Твои увлечения (Чем в свободное время любишь заниматься дома?)

Посещение кружка (Если «да», указать какой).

Любимый урок (Какой урок тебе

1.2 Анализ результатов первичной диагностики.

Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей существуют интересы к различным видам деятельности, они широки и многогранны.

В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:

— изобразительной деятельностью (рисованием);

— музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);

— просмотром мультипликационных фильмов.

Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.

Большинство детей (60%) предпочитают смотреть мультфильмы.

20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Также 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.

Таким образом, дети реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.

20% детей посещают творческие кружки. Спортивные секции — 30% обследуемых детей. И совсем не посещают никакие секции и кружки 50% детей.

Интересы и предпочтение любимых предметов разнообразны.

Развитие внеурочной деятельности, как правило, идет в стенах школьного учреждения, конкретно на внеклассных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии творческих способностей детей.

Итоги опроса показали: 30% родителей детей посещают вместе со своим детьми концерты, выставки, мастер-классы. Остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника и видеотехника(в 80% случаев).

Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в творческом воспитании своих детей.

1.3. Анализ результатов повторной диагностики.

С целью проверки индивидуальных особенностей обучающихся была проведена повторная диагностика музыкальных и художественных способностей у детей. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностике.

Результаты повторной диагностики целесообразно представить в виде диаграмм, т.к. они позволяют достаточно четко проследить динамику в процессе развития способностей у детей, а также сравнить результаты обследования с первичной диагностикой.

Обследование началось с беседы, в ходе которой были получили данные о любимых занятиях детей, об их склонностях и интересах. Результаты оказались следующими: 30% детей отдали предпочтение просмотру мультфильмов (1), 20% — рисованию (2), остальные 50% — музыкальной деятельности (3). Таким образом, количество детей, которые с удовольствием слушают музыку, поют, танцуют и играют в музыкальные игры, увеличилось на 30%.

Большинство детей отдали предпочтение музыкальной деятельности, что в свою очередь свидетельствует о том, что детей заинтересовала музыка в целом, и они выделяют ее в виде приоритетной деятельности.

Конечно же, на мнение и интересы детей влияет не только педагогическое окружение, но и близкие взрослые, от которых также зависит уровень музыкальных и художественных способностей у детей и которые также принимают непосредственное участие в их развитии. Итоги опроса родителей следующие: в целом родители настроены на углубленное музыкальное развитие своих детей, это видно по результатам опроса. 70% родителей стали посвящать больше свободного времени для прослушивания музыки с детьми (1), в то время как ранее этим занимались 50% родителей. Также на 20% увеличилось количество родителей, которые вместе со своим ребенком посещают концерты или выставки(2). По остальным параметрам результаты практически не изменились: наличие музыкального образования родителей (3), наличие музыкальных инструментов в семье (4), аудиотехники (5) и музыкальных игрушек у детей (6).

Таким образом, родители заинтересовались музыкальным и художественным воспитанием своих детей, показали более высокий уровень участия в их творческом развитии по сравнению с результатами опроса, который был проведен с ними во время первичной диагностики. Родители отметили, что дети стали более эмоционально отзываться на музыку и живопись, стали чаще делиться с ними своими впечатлениями.

2. Результативность исследования:

1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Так, например, ребята, которые ходили на секции, в кружки и просто увлеченные ребята предметами смогли показать свои достижения, таланты на общешкольных мероприятиях, в различных конкурсах и фестивалях, а также принять в общешкольной проектной деятельности.

1.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Педагогика. 2010. №7. — С.15-18.

2 . Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 2005.

3.Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 2006.- №11.

4. Шевченко С.Д. «Индивидуальные особенности» — Москва, ВЛАДОС, 2003.

источник

Психодиагностика– этообластьпсихологическойнауки, в рамках которой разрабатываются способы, методы, приёмыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

Методы психологической диагностики:

— эксперимент (лабораторный, естественный)

— тестирование(отличается своей измерительно-испытательной направленностью.Результат – количественная оценка измеряемого явления)

— педагогическая документация наребёнка– что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

— медицинская документация– анамнез, история развития, болезни

— сбор психологического анамнеза– информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

— психобиографический анамнез– сбор информации о ситуации развития

Тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей:

— Методика определения темпераментадетей дошкольного возраста (Например, методика «Перенос кубиков»)

— Методика диагностики типа самооценки дошкольника (Например, методика «Лесенка»)

— Методика изучения самооценки и морального поведения и другие методики.

Опросные методы в детской психологии. Особенности ведения клинической и проективной беседы

Метод опроса применяется в ограниченных пределах. До 4 лет опорос проводится так, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения, цель которого – выяснить, как дети оценивают величину изображённых предметов и расстояние между ними. После 4 — х лет становиться возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т.е. беседа, когда нужно выяснить знания и представления ребёнка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их поступках, о самом себе. Вопросы должны быть понятны и интересны ребёнку и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с изменяющимися вопросами значительно продуктивнее. Ответы ребёнка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Ответы ребёнка записывают буквально.

Проективный тест – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Ребёнку предлагается ряд неясных стимулов (образа, цвета и т.д.), исходя из предположения, что его реакция будет отражать бессознательные страхи и устремления. Наиболее известным проективным тестом является тест Роршаха.

Клиническое интервью – метод получения информации с помощью устного опроса и проведения терапевтической беседы, при оказании психологической помощи. Благодаря своей гибкости даёт клиенту возможность осознать его внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения, что было бы менее вероятно при использовании других методов. Специалист, проводящий беседу, руководствуется не только содержанием ответа участника опроса, но и его поведенческими реакциями.

Анамнестическая беседа – получение сведений о прошлом изучаемого либо от него самого, либо от хорошо знающих его лиц (при объективном анамнезе).

№9. Метод изучения продуктов детской деятельности. Рисунок как средство изучения микросреды ребёнка

Метод является вспомогательным. Продукты деятельности детей – это их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочинённые ими сказки, стихи. То, что ребёнок делает по прямым указаниям взрослых, помогает выявить имеющиеся у него возможности понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т.д. Гораздо более важны результаты самостоятельной деятельности, особенно рисунки, созданные ребёнком по замыслу. В рисунках подчёркиваются те особенности, с которыми ребёнок познакомился в процессе действия, они также дают возможность судить и об умственном развитии их авторов. Продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребёнка

Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребёнка, так как, рисуя, ребёнок отражает своё отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; состав нарисованной семьи в сравнении с реальной; 4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине.

Читайте также:  Отчет о гематологическом анализе расшифровка у детей

Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.

1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребёнка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребёнком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш — это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребёнок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это даёт возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.

3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) — высокоинформативное средство познания личности ребёнка, отражающее то, как ребёнок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.

4. Процесс рисования, особенно при изображении значимых для ребёнка ситуаций, обладает психотерапевтическим действием. В рисунке ребёнок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.

Развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была впервые представлена в работе У. Вольфа. Он давал детям задание: «Нарисуй свою семью».

В рисунке автор анализировал:

1) последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье: ребёнок начинает рисунок с более значимого лица и заканчивает менее значимым;

2) пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости;

3) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной (отсутствие члена семьи в рисунке — редкий случай; часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи);

4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине. Несоответствие соотношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем фактами реальности. Изображение ребёнком других членов семьи неадекватно большими У. Вольф связывает с восприятием их доминантности, рисование большим себя — с чувством своей значимости в семье. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что эти различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела.

Можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.

Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию «нарисуй свою семью», ребёнок не просто решает творческую задачу, но в первую очередь определённым образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребёнку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями; отражает общее отношение к рисунку семьи, которая может быть адекватно оценена только с помощью интерпретации конкретных параметров структуры рисунка семьи.

Изучение рисунков, аппликаций, конструкций, созданных детьми, нередко применяется в сочетании с разными видами эксперимента. В этих случаях по особенностям продуктов деятельности можно судить о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в эксперименте.

№ 10. Близнецовый метод

Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году.

Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.

Во-первых, предполагается равенство сред для партнёров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов.

Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорождёнными. В обратном случае результаты близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.

Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет раздельные хорионы и плаценты. При этом одному из близнецов может не доставать богатой кислородом и питательными веществами артериальной крови, возможный же избыток того и другого у второго близнеца также может не способствовать нормальному развитию. К счастью, обычно возникает несколько примерно равных по мощности шунтов компенсирующих друг друга. Если же компенсация недостаточна, то один из близнецов развивается в условиях дефицита кислорода и питательных веществ. В этом случае при рождении наблюдается значительная разница между близнецами, в первую очередь в весе. Подобная разница может наблюдаться и у ДЗ близнецов и дихорионных МЗ близнецов из-за неравномерного сдавливания плацент при многоплодной беременности.

Этап родов также может обусловить сильные средовые различия для близнецов. Близнец, рождающийся первым имеет больший шанс получить родовую травму. В то же время второй близнец чаще всего занимает в матке неправильное положение что приводит к необходимости искусственного родовспоможения. Кроме того второй близнец дольше находится в родах и соответственно дольше и острее испытывает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на развитии нервной системы.

Средовые различия между близнецами возникают и на последующих этапах развития даже при воспитании в одной семье. К этому чаще всего приводит предвзятое отношение родителей к каждому из близнецов, при этом физические особенности, возникшие на этапе внутриутробного развития и родов усугубляются. Также часто происходит разделение обязанностей между близнецами (случай комплементарных отношений), разделение пар по принципу «лидер — ведомый”.

Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искажённым: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным – в противоположном случае.

В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнёров.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Мария Тазина
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

— выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

— определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

— характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

— осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).

Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми

Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;

ответственные: врач, медицинская сестра.

Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.

Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.

Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).

Таблица 2 – Психодиагностическое обследование

Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.

Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.

Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.

По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

Читайте также:  Осорина секретный мир детей анализ

В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.

Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

Метод наблюдения является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро. Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением. В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

Метод эксперимента часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.

Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д. Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения. Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.

Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.

Помимо основных методов исследования детей — наблюдения и эксперимента – применяются и вспомогательные методы. Таковыми являются анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и др.) и метод беседы.

Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках. При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.

Метод беседы (метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.

Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему. По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.

Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуациях (в свободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.

С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений. Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка. Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас. В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.

Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. Содержание, цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.

1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм оценок, который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.

2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

— рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

— сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

— выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.

4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.

5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.

1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.

Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики.

Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Пятый этап — целеобразовательный — предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (ПОП ДО «Истоки»).

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013.

Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем,.

Психологическая диагностика 5 классы. Диагностика 5 классы Ф. И___ Класс___ Дата___ Проба на внимание. Инструкция: «Прочитай этот текст.

Психологическая характеристика детей раннего возраста По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во.

Психологическая защита детей в семье Отношения воспитателей и детей во многом зависят от индивидуального характера и тех, и других. Есть педагоги, которые справляются, скажем.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

источник