Художественный анализ скульптурной композиции популярного российского художника и скульптора М.М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых» как идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в диапазоне всей истории мирового искусства.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр. В глобальном контексте начала 21 века — в России духовная культура-это культура, находившаяся в «тени», это культура диссиденства и русского зарубежья. Культура России новейшего времени — сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой стороны, оказалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.
Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис. Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань. Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Большинство художников нашего столетия, принадлежащих различным школам живописи, отошло от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений. Художники стараются сказать массам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах. Российский филолог и культуролог С.С. Аверинцев считает, что существующее противопоставление мифологической и рационалистической культур уже недостаточно для описания истории культуры и построения целостной картины мира. Поэтому он вводит другой тип культурного сознания — метафизический, противоположный и мифологическому, и рационалистическому. Одним из самых популярных в России современным художником и скульптором стал Шемякин М.М.Он развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза»форм и символов в диапазоне всей истории мирового искусства. Его замыслы были воплощены в ряде работ, в т. ч трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге(1991) и скульптурной композиции «Дети-жертвы пороков взрослых» в Москве(2001).
Скульптурная композиция «Дети-жертвы пороков взрослых» была создана по заказу мера г.Москвы Ю.М. Лужкова. Бронзовые фигуры были отлиты в США. Скульптура, состоящая из 15 фигур: двое детей с завязанными глазами окружены 12 трехметровыми аллегорическими монстрами — человеческими фигурами с головами зверей и рыб была передана в дар городу Москве и установлена на Болотной площади. Это сложный заказ. На создание только идеи ушло полгода! Надо было так изобразить пороки, чтобы не оскорбить чувств зрителей. Сама композиция, выполненная в жестком стиле гротеска, не объект для получения эстетического наслаждения, а потому мало кого оставляет равнодушным. Городская скульптура — явление очень сложное. Ее будут смотреть множество людей, поэтому необходимо думать и об ансамбле, и об эпохе! На памятнике отражены главные, по мнению автора, пороки современного мира относительно детей.
Наркомания — ангел смерти во фраке графа Дракулы, со шприцем и мешочком героина в руках, предлагающий «улететь» от жизненных проблем. Проституция в мерзком образе жабы (перекликается с царевной-лягушкой) с пухлыми губами и пышными формами, но бородавками по всему телу и змеями на поясе. В широком смысле — это безнравственность и лицемерие, когда нет настоящих чувств и эмоций. Автор одного из блогов утверждает, что лицемерие складывается по мелочам: из критики ушедших гостей, лжи, дежурной улыбки, обыденного «скажи, что меня нет». Воровство в виде слащавой и хитрой свиньи, размахивающей тонкими и изящными пальцами украденным денежным мешочком. За спиной у нее мешок с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами. В нашей обыденной жизни — это не только взяточничество (и получение, и дача), но и страсть к накоплению материальных ценностей, и завышенная оценка значимости вещей. Ребенок по-своему понимает нашу страсть и из-за этого впитывает искаженную мораль и ложные ценности. Алкоголизм — как восседающий на бочке осоловелый бог из древней мифологии, с двойным подбородком и большим животом. Невежество — эдакий беззаботный и праздно веселый осел с шутовской погремушкой и часами в руках, доказывающий обратное известной поговорке: потехе — время. Лжеученость в строгой монашеской рясе, с закрытыми глазами демонстрирующая свиток с псевдонаучными знаниями, безответственное использование которых приводит к техногенным катаклизмам, разработке опасного оружия и противоестественному вмешательству в природу. Последнее символизирует двуглавая клонированная собака-мутант, которой она управляет как марионеткой на ниточках. В качестве примера лжеучености М. Шемякин приводит «страшную историю в Америке, когда из-за разрекламированных успокоительных таблеток для беременных, родились детишки без рук и без ног».
Война (очень схожа с боевым дроидом из тех же «Звездных войн») — еще один ангел смерти в виде ястреба в доспехах и в противогазе, который предлагает детям закованного в бомбу Микки-Мауса.
Нищета — иссушенная босая старуха с обвисшими грудями, в рванье и с посохом, протягивающая руку за милостыней. Очень спорным для публики показалось отнесение бедности к числу пороков, которая, как гласит пьеса Островского, им не является. В свою очередь оппоненты цитируют известного персонажа Достоевского: «бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Эксплуатация детского труда представлена птицей-фабрикантом с огромным клювом, приглашающей пройти на свой завод с оттисками детских ладошек на стенах за запертыми воротами. В переносном смысле — это безрадостное и рутинное детство, обыденность, неоправданная эксплуатация чувства долга.
Беспамятство в форме позорного столба с ползущими по нему змеями.
Садизм в образе не чувствительного к чужой боли свирепого носорога с распростертыми объятиями поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей. Иносказательно — это та же страсть взрослых к запретам и чрезмерному доминированию над волей детей, консервативное обучение жить «как надо», которые ведут к подавлению творчества и тиражированию собственных комплексов и ошибок. Пропаганда насилия в виде Буратино, предлагающего широкий выбор средств насилия на щите, с фонарем над стопкой книг, среди которых «Майн кампф». Между тем, сегодня самым популярным средством пропаганды насилия стали детские компьютерные игры, детское кино и мультипликация — уровень агрессии после них просто зашкаливает.
В центре композиции над сонмом пороков на пьедестале возвышается скульптура, олицетворяющая худший из них — двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом. В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему — «корень всяческого зла». «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России» — заключает автор.
В искусствоведении есть термины — «шемяковские гаммы»: сочетание черных, белых и серых оттенков, которые художник использует в своей работе. Мистерия-стихия Шемякина. Культура карнавала, цвета, краски, сочетание таинственной игры, смеха и абсолютной серьезности-все это Шемякинское. Его персонажи, объекты вытягиваются, разбухают, извиваются, в редкой работе не повествуется о смерти, или не присутствует в том или ином виде трупы, скелеты, черепа. В его работах прослеживается определенная связь времен — «мост» от готики до современности. От символизма у него — многозначительность, граничащая с двусмысленностью. Ощущение многомерности и многогранности говорит о колоссальном опыте в создании неповторимого своего стиля в мировой культуре. Автор создает свой дефектный мир. Работая в разных техниках М.М.Шемякин трактует «бытие», как вечный маскарад, лихой и зловещий. Многие образы пороков заимствованы «из древности», которые изображались в виде животных. Образы, по мнению автора, должны быть «узнаваемы, читаемы и эстетически приемлемы». Его творчество узнаваемо, и авторские манеры невозможно спутать с другими работами художников и скульпторов современности.
По статистике сегодня более 800 млн. детей по всему миру являются жертвами недоедания, болезней, торговли людьми и прочими формами экономической и социальной эксплуатации. Свыше 200 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет занимаются принудительным трудом, а также работают на улицах. Миллионы детей вынуждены участвовать в военных действиях, и вовлечены в проституцию. Ежегодно около 50 млн. новорожденных не регистрируются и становятся наживой для преступников.
М. Шемякин поднимает актуальную и животрепещущую проблему порочного воспитания в современном обществе. Показательно то, что под ногами у детей лежат книги Пушкина А. С. и русские народные сказки, на которых воспитывались прежние поколения, а фигуры пороков напоминают нынешних героев мультфильмов и детского кино, либо уродливо извращают фольклорных персонажей.
Доктор психологических наук В. Абраменкова разглядела в нем посягательства ЦРУ на нашу культуру, скрытое масонство и попытки разложить православную мораль. Из-за возможных актов вандализма, скульптуру даже обнесли металлической решеткой и выставили милицейскую охрану. Однозначно лишь то, что памятник не для детей, а именно для взрослых, которые должны задуматься о своей ответственности за потомков.
Этим произведением автор призывает нас оглянуться вокруг, услышать и увидеть горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. Дети слепы, они не могут отличить многое зло в нашем мире. Для того чтобы спасти наше будущее мы должны изменить настоящее — и в этом духовный смысл скульптурной композиции «Дети-жертвы пороков взрослых».Этот памятник займет достойное место в контексте эпохи.
Роль Дюрера в истории мирового искусства. Краткая биографическая справка из жизни Альбрехта Дюрера. Образ Марии и младенца в работах художника. Анализ алтарной композиции Альбрехта Дюрера «Семь страстей Марии». Анализ образа Барбары Дюрер на её портрете.
презентация [12,3 M], добавлен 19.02.2012
Формальные признаки композиции картины. Целостность, подчиненность второстепенного главному. Уравновешенность (статическая и динамическая). Типы и формы, приемы и средства композиции и их характеристика. Эстетический аспект формальной композиции.
реферат [47,3 K], добавлен 20.11.2012
Рассмотрение ландшафтного дизайна в качестве средства предотвращения дальнейшей деградации городской среды. Анализ разнообразия дизайнерской трактовки форм растительности. Использование приемов скульптурной имитации природных форм. Планирование рельефа.
реферат [538,2 K], добавлен 01.12.2012
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации. Примеры асимметричного построения композиции. Асимметрия как способ достижения равновесия. Соподчиненность частей — средство объединения асимметричной композиции.
реферат [1,1 M], добавлен 14.10.2014
История флористики, стили букетов. Формы, ряды и виды поверхностей во флористике. Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага. Симметрия и асимметрия в композиции. Характеристика растительного материала для цветочной композиции.
курсовая работа [5,5 M], добавлен 30.04.2014
Правила и техника работы над скульптурной композицией. Выдающиеся произведения скульптуры. Анатомические особенности (голова, фигура). Материалы и инструменты скульптора. Методические приемы обучения школьников работе с пластическими материалами.
курсовая работа [2,0 M], добавлен 24.12.2011
Методы создания композиции на плоскости с помощью компьютера. Характеристики и изобразительные средства композиции. Значение формы для усиления эмоционального воздействия произведения. Основные принципы ее построения, средства достижения гармонии.
контрольная работа [1,4 M], добавлен 14.02.2011
Общая характеристика жизненного и творческого пути Эдгара Деги. Особенности и истории создания некоторых известных картин этого художника: «Голубые танцовщицы», «Урок танца» и «Абсент». Анализ композиции и главных персонажей картины «Площадь Согласия».
реферат [34,1 K], добавлен 09.05.2013
Значение ритма как организующего начала композиции, особенности ее построения в искусстве разных исторических периодов. Пространственное воздействие и виды контрастных проявлений цвета. Понятие художественного образа, его создание в графическом дизайне.
курсовая работа [1,1 M], добавлен 16.04.2012
Биография скульптора, художника и графика Эрнста Неизвестного. История открытия Свердловского областного краеведческого музея, художественный анализ его экспозиций. Описание графических работ, скульптур и иллюстраций Э. Неизвестного как экспонатов музея.
презентация [3,3 M], добавлен 06.10.2015
источник
- стихи (2414)
- цитаты (498)
- политика (462)
- живопись (333)
- природа (322)
- интервью и комментарии (316)
- мудрые мысли (260)
- забавно (250)
- юмор (228)
- психология (225)
- видео (180)
- ЖЗЛ (175)
- из жизни людей (165)
- города и страны (162)
- книги (154)
- мужчина и женщина (147)
- музыка (146)
- кулинария (140)
- это интересно (136)
- красиво (125)
- фото (101)
- фотоальбомы (100)
- кино (91)
- архитектура (85)
- притчи (81)
- осень (79)
- фразы в картинках (76)
- советы (52)
- ссылки (47)
- полезные вещи (46)
- коллажи daath (31)
- цитаты на английском (29)
- мои любимые рассказы (23)
- здоровье (20)
- мультфильмы (18)
- наши заблуждения (12)
- новость дня (9)
- Радиоспектали (9)
- домоводство (8)
- тесты (8)
- Свежая газета (7)
- проба пера (4)
В предыдущем посте, выкладывая стихотворение о равнодушии, я долго подбирала к нему соответствующую иллюстрацию. И нашла очень оригинальную, на мой взгляд, скульптуру, посвященную Равнодушию. Мне стало любопытно, где же находится эта скульптура, в какой стране, кто ее автор. И вот какую интересную информацию я для себя открыла, выясняя эти факты: оказывается, эта скульптура вовсе не законченное произведение, а всего лишь небольшая часть целой скульптурной композиции, которая находится в России, в Москве!
Увидев ее целиком на одной из фотографий, я просто была потрясена и идеей этого проекта, и его масштабом, и исполнением! И кстати, скульптуру, посвященную именно этому пороку — Равнодушию — автор поместил в центр, да еще и сделал ее самой высокой! Сознательно или случайно — не знаю, но, по моему мнению, это оттого, что именно этот порок и есть самый страшный!
Композиция впечатлила. Надеюсь, что удастся все это увидеть своими глазами!
«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками:
В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них — упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых, — Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие, Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Уже после выкладывания этого поста я обнаружила очень интересное и подробное описание каждой из 13 скульптур.
Наркомания – ангел смерти во фраке графа Дракулы, со шприцем и мешочком героина в руках, предлагающий «улететь» от жизненных проблем.
Проституция в мерзком образе жабы (перекликается с царевной-лягушкой) с пухлыми губами и пышными формами, но бородавками по всему телу и змеями на поясе. В широком смысле – это безнравственность и лицемерие, когда нет настоящих чувств и эмоций. Автор одного из блогов утверждает, что лицемерие складывается по мелочам: из критики ушедших гостей, лжи, дежурной улыбки, обыденного «скажи, что меня нет».
Воровство в виде слащавой и хитрой свиньи, размахивающей тонкими и изящными пальцами украденным денежным мешочком. За спиной у нее мешок с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами. В нашей обыденной жизни – это не только взяточничество (и получение, и дача), но и страсть к накоплению материальных ценностей, завышенная оценка значимости вещей. Ребенок по-своему понимает нашу страсть и из-за этого впитывает искаженную мораль и ложные ценности.
Алкоголизм – как восседающий на бочке осоловелый бог из древней мифологии с двойным подбородком и большим животом.
Невежество – эдакий беззаботный и праздно веселый осел с шутовской погремушкой и часами в руках, доказывающий обратное известной поговорке: потехе – время.
Лжеученость в строгой монашеской рясе, с закрытыми глазами демонстрирующая свиток с псевдонаучными знаниями, безответственное использование которых приводит к техногенным катаклизмам, разработке опасного оружия и противоестественному вмешательству в природу. Последнее символизирует двуглавая клонированная собака-мутант, которой она управляет как марионеткой на ниточках. В качестве примера лжеученности М. Шемякин приводит «страшную историю в Америке, когда из-за разрекламированных успокоительных таблеток для беременных, родились детишки без рук и без ног».
Война (очень схожа с боевым дроидом из тех же «Звездных войн») – еще один ангел смерти в виде ястреба в доспехах и в противогазе, который предлагает детям закованного в бомбу Микки-Мауса.
Нищета – иссушенная босая старуха с обвисшими грудями, в рванье и с посохом, протягивающая руку за милостыней. Очень спорным для публики показалось отнесение бедности к числу пороков, которая, как гласит пьеса Островского, им не является. В свою очередь оппоненты цитируют известного персонажа Достоевского: »бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Здесь уместна аллегория с нищетой в духовном плане, отсутствием стремления к достижению значимых целей, приспособленчеством к бытовым условиям, довольствие малыми подачками. Воспитываемое неверие в себя, культивируемая слабость к жизненным трудностям – ребенок еще не попробовал, а мы уже говорим «мал, не получится» или «это не так просто, нужно долго учиться».
Эксплуатация детского труда представлена птицей-фабрикантом с огромным клювом, приглашающей пройти на свой завод с оттисками детских ладошек на стенах за запертыми воротами. В переносном смысле – это безрадостное и рутинное детство, обыденность, неоправданная эксплуатация чувства долга.
Беспамятство в форме позорного столба с ползущими по нему змеями.
Садизм в образе не чувствительного к чужой боли свирепого носорога с распростертыми объятиями поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей. Иносказательно – это та же страсть взрослых к запретам и чрезмерному доминированию над волей детей, консервативное обучение жить «как надо», которые ведут к подавлению творчества и тиражированию собственных комплексов и ошибок.
Пропаганда насилия в виде Буратино, предлагающего широкий выбор средств насилия на щите, с фонарем над стопкой книг, среди которых «Майн кампф». Между тем, сегодня самым популярным средством пропаганды насилия стали детские компьютерные игры, детское кино и мультипликация – уровень агрессии после них просто зашкаливает.
В центре композиции над сонмом пороков на пьедестале возвышается скульптура, олицетворяющая худший из них – двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом.
В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему – «корень всяческого зла». (Приятно, что я правильно расценила мысль автора относительно центральной фигуры. Н.Т.)
»Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России» – заключает автор.
источник
По статистике сегодня более 800 млн. детей по всему миру являются жертвами недоедания, болезней, торговли людьми и прочими формами экономической и социальной эксплуатации. Свыше 200 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет занимаются принудительным трудом, а также работают на улицах. Миллионы детей вынуждены участвовать в военных действиях и вовлечены в проституцию. Ежегодно около 50 млн. новорожденных не регистрируются и становятся наживой для преступников…
Как-то случайно забрел в сквер на Болотной площади и невольно открыл для себя скульптурную композицию под названием «Дети — жертвы пороков взрослых», которая, как утверждает Интернет, входит в топ-лист самых необычных и скандальных памятников Москвы.
Композиция, открытая 2 сентября 2001 года, является подарком столице от известного скульптора Михаила Михайловича Шемякина и символизирует призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
Наибольшие споры в свое время развернулись вокруг места установки «подарка городу». Представители возмущенной общественности протестовали против «памятника человеческим порокам» в самом центре недалеко от Кремля. Такого же мнения придерживалась специальная комиссия при Мосгордуме. Однако мэр Лужков, «посовещавшись», принял волевое решение, и скульптура установлена там, где стоит сегодня.
На мой взгляд, место подобрано очень удачно: на площади, куда для традиционного фотографирования в день бракосочетания приезжают свадебные кортежи. Далее, прогуливаясь вдоль ухоженных газонов, в восточной части площади молодожены видят весьма поучительную композицию, предостерегающую, от каких социальных язв им предстоит оберегать свое потомство.
Сама композиция, выполненная в жестком стиле гротеска, не объект для получения эстетического наслаждения, а потому мало кого оставляет равнодушным. Отклики и оценки кардинально разнятся: от категоричного непринятия до полной восторженности. Лужков, а идея создания монумента принадлежит именно ему, назвал работу Шемякина «мощной, глубоко философской композицией» и отметил, что «дети — слабые существа, и они нуждаются не только в воспитании, но и в защите от тех пороков, которые буквально пропитывают наше общество».
Доктор психологических наук В. Абраменкова разглядела в нем посягательства ЦРУ на нашу культуру, скрытое масонство и попытки разложить православную мораль. Из-за возможных актов вандализма, скульптуру даже обнесли металлической решеткой и выставили милицейскую охрану. Однозначно лишь то, что памятник не для детей, а именно для взрослых, которые должны задуматься о своей ответственности за потомков.
Лично мне показалось, что М. Шемякин поднимает актуальную и животрепещущую проблему порочного воспитания в современном обществе. Показательно то, что под ногами у детей лежат книги и русские народные сказки, на которых воспитывались прежние поколения, а фигуры пороков напоминают нынешних героев мультфильмов и детского кино, либо уродливо извращают фольклорных персонажей.
Наркомания — ангел смерти во фраке графа Дракулы, со шприцем и мешочком героина в руках, предлагающий «улететь» от жизненных проблем.
Проституция в мерзком образе жабы (перекликается с царевной-лягушкой) с пухлыми губами и пышными формами, но бородавками по всему телу и змеями на поясе. В широком смысле — это безнравственность и лицемерие, когда нет настоящих чувств и эмоций. Автор одного из блогов утверждает, что лицемерие складывается по мелочам: из критики ушедших гостей, лжи, дежурной улыбки, обыденного «скажи, что меня нет».
Воровство в виде слащавой и хитрой свиньи, размахивающей тонкими и изящными пальцами украденным денежным мешочком. За спиной у нее мешок с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами. В нашей обыденной жизни — это не только взяточничество (и получение, и дача), но и страсть к накоплению материальных ценностей, завышенная оценка значимости вещей. Ребенок по-своему понимает нашу страсть и из-за этого впитывает искаженную мораль и ложные ценности.
Алкоголизм — как восседающий на бочке осоловелый бог из древней мифологии с двойным подбородком и большим животом.
Невежество — эдакий беззаботный и праздно веселый осел с шутовской погремушкой и часами в руках, доказывающий обратное известной поговорке: потехе — время.
Лжеученость в строгой монашеской рясе, с закрытыми глазами демонстрирующая свиток с псевдонаучными знаниями, безответственное использование которых приводит к техногенным катаклизмам, разработке опасного оружия и противоестественному вмешательству в природу. Последнее символизирует двуглавая клонированная собака-мутант, которой она управляет как марионеткой на ниточках. В качестве примера лжеученности М. Шемякин приводит «страшную историю в Америке, когда из-за разрекламированных успокоительных таблеток для беременных, родились детишки без рук и без ног».
Война (очень схожа с боевым дроидом из тех же «Звездных войн») — еще один ангел смерти в виде ястреба в доспехах и в противогазе, который предлагает детям закованного в бомбу Микки-Мауса.
Нищета — иссушенная босая старуха с обвисшими грудями, в рванье и с посохом, протягивающая руку за милостыней. Очень спорным для публики показалось отнесение бедности к числу пороков, которая, как гласит пьеса Островского, им не является. В свою очередь оппоненты цитируют известного персонажа Достоевского: «бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Здесь уместна аллегория с нищетой в духовном плане, отсутствием стремления к достижению значимых целей, приспособленчеством к бытовым условиям, довольствие малыми подачками. Воспитываемое неверие в себя, культивируемая слабость к жизненным трудностям — ребенок еще не попробовал, а мы уже говорим «мал, не получится» или «это не так просто, нужно долго учиться».
Эксплуатация детского труда представлена птицей-фабрикантом с огромным клювом, приглашающей пройти на свой завод с оттисками детских ладошек на стенах за запертыми воротами. В переносном смысле — это безрадостное и рутинное детство, обыденность, неоправданная эксплуатация чувства долга.
Беспамятство в форме позорного столба с ползущими по нему змеями.
Садизм в образе не чувствительного к чужой боли свирепого носорога с распростертыми объятиями поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей. Иносказательно — это та же страсть взрослых к запретам и чрезмерному доминированию над волей детей, консервативное обучение жить «как надо», которые ведут к подавлению творчества и тиражированию собственных комплексов и ошибок.
Пропаганда насилия в виде Буратино, предлагающего широкий выбор средств насилия на щите, с фонарем над стопкой книг, среди которых «Майн кампф». Между тем, сегодня самым популярным средством пропаганды насилия стали детские компьютерные игры, детское кино и мультипликация — уровень агрессии после них просто зашкаливает.
В центре композиции над сонмом пороков на пьедестале возвышается скульптура, олицетворяющая худший из них — двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом. В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему — «корень всяческого зла». «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России» — заключает автор.
Дай Бог, чтобы наши дети никогда не сталкивались с равнодушием и черствостью!
Кстати, говорил о планах по выпуску брошюры, поясняющей символику монумента. А пока предлагаю прослушать талантливый вариант прочтения композиции студентами журфака МГУ.
источник
В статье рассмотрим памятник «Дети – жертвы пороков взрослых». Это довольно интересная скульптурная композиция, которая однозначно заслуживает нашего внимания. Найти её можно на Болотной площади в Москве.
Памятник был создан Михаилом Шемякиным. Автор попытался воплотить в реальность образ борьбы добра и зла. Свою композицию скульптор создавал, чтобы обратить внимание всех неравнодушных на то, какое влияние мы оказываем на настоящее и будущее поколений. Никогда не поздно начать всё сначала.
В центре скульптурной композиции «Дети – жертвы пороков взрослых» изображены мальчик и девочка, которые пытаются двигаться вперед с завязанными глазами. Под ногами малышей лежат раскрытые книги со сказками, которые были прочитаны. Вокруг же их обступают фигуры – те самые пороки. Здесь изображены Наркомания, Воровство, Невежество, Алкоголизм, Лженаука, Проституция и Равнодушие. Последний порок возвышается над остальными и является самым главным. Также здесь есть Садизм, Эксплуатация детского труда, Война, Позорный столб для тех, кто потерял память, Нищета и Пропаганда насилия.
Михаил Шемякин работал над этой композицией по личному заказу Ю. Лужкова. Мэр Москвы тоже принимал активное участие в процессе создания памятника. В прессе писали о том, что во время одной из встреч архитектора и мэра последний живо вскочил со стула, чтобы лично продемонстрировать, как должна выглядеть фигура Садизма. В итоге эта поза Лужкова была отражена в металле.
После того, как на скульптурное творение напали вандалы, власти города решили открывать композицию только в определенные часы, обнести её забором и поставить охрану. Решетка поднимается в 9 утра и опускается в 9 вечера.
Скульптура «Дети – жертвы пороков взрослых» на Болотной площади много раз подвергалась критике. Чаще всего это были высказывания особо религиозных людей. Им не нравится, что пороки изображены слишком акцентированно. В. Амбраменкова – доктор педагогических наук и научный сотрудник РАО — считает, что на детскую психику такая скульптура может влиять негативно. Также она акцентирует внимание на том, что это скорее памятник порокам, а не детям.
Описание «Дети – жертвы пороков взрослых» начнем с фигуры Наркомании. Автор композиции показал этот образ в виде графа Дракулы, облеченного во фрак, – такой себе ангел смерти. В руках у него находится небольшой пакетик с героином и шприц. Дракула предлагает за доступную цену как бы «улететь» от проблем этого мира.
Проституцию Шемякин изображает в образе жабы, и в этом смысле есть некоторые совпадения с образом царевны-лягушки. У создания пышные формы и соблазнительное тело, но всё оно укрыто противными бородавками, а на поясе виднеются змеи. В более широком смысле, чем просто проституция, под этой скульптурой понимается лицемерие и полная безнравственность человека, не испытывающего искренних чувств. Один известный блогеров писал, что под лицемерием надо понимать даже малейшие его проявления: критику за спиной, ложь, неискреннюю улыбку.
В скульптуре «Дети – жертвы пороков взрослых» в Москве Воровство показывается автором в виде уродливой и хитрой свиньи, которая размахивает своими мерзкими пальцами, держа в руке украденные деньги. За спиной у этого создания находятся банковские реквизиты и мешок, подписанный словом «оффшор». В современной жизни этот порок проявляется не только в том, что люди дают и берут взятки, но и в том, что для многих целью жизни становится накопление материальных благ, а роскошные вещи начинают значить больше, чем человеческие чувства. Маленький ребенок по-своему всё это интерпретирует, видит картину в ином свете и поэтому принимает ложную картину мира за действительную.
В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» алкоголизм изображается в виде веселого мифического бога, который с самодовольным выражением лица восседает на бочке. Это некрасивый старик с большим животом и вторым подбородком.
Невежество показано в образе беззаботного глуповатого осла, который держит в одной руке часы, а в другой – погремушку. Это является аллегорическим образом того, что потехе отдается всё время, а не час.
Образ Лженауки обличен в монашескую рясу. Он держит в руках свиток с якобы полезными знаниями, но глаза существа закрыты, и оно само не ведает, что творит. Речь идет о том, что некоторые знания вредят человечеству в целом. Это и производство опасного оружия, и генная инженерия, и попытка клонировать людей и т. д. Чтобы подчеркнуть это, возле фигуры изображена мутировавшая собака с двумя головами, которой Лженаука руководит, как марионеткой. Чтобы показать весь ужас лженауки Михаил Шемякин предлагает вспомнить историю, которая произошла в Америке. Популярные успокоительные лекарства, реклама которых была на каждом шагу, послужили тому, что у женщин рождались детки без рук и ног.
Этот образ очень похож на дроида из «Звездных войн». Представляет собой ангела смерти. Образ войны выступает в виде ястреба, на котором надет противогаз. Сам он в доспехах, а в руках его бомба, зашитая в Микки Маусе. Её он без зазрения совести предлагает детям.
В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» образ Нищеты представлен в виде старушки, которая стоит, опираясь на посох. Она босая и очень тощая. Несмотря на почти полное бессилие, она тянет руку, прося милостыню. Тут между людьми возникли споры на счет того, можно ли считать нищету пороком. Кто-то вспоминал пьесу Островского, а кто-то слова Достоевского. Речь идет о том, что жить в бедности можно. Можно и сохранить свое достоинство, не имя лишнего куска хлеба. Но в нищете все равны, и здесь нельзя остаться особой. Но тот, по чьей вине нищими становятся другие, однозначно заслуживает осуждения.
Эксплуатацию детского труда архитектор представил в виде птицы с огромным клювом. Она приглашает смотрящих проследовать за ней в завод, где на каждой стене оттиски детских ладошек. В более простом смысле понимается скудное детство, рутинность в самое прекрасное время в жизни, манипулирование чувством долга.
Беспамятство изображено в виде позорного столба, по которому ползут змеи. Это означает полную нечувствительность к тому, что происходило в прошлом, к памяти, уважению. Бесчувственный столб окутали змеи, сознание затуманено.
Садизм показывается в образе ужасного носорога, который смотрит на человека с распростёртыми объятиями. Не чувствительный к боли и чувствам других людей, он верёвкой поддерживает свое огромное обвисшее пузо. В аллегорическом смысле здесь передается желание взрослых проявлять свою власть над детьми, учить их по собственным убеждениям, даже ложным. Многие стремятся к доминированию и подавлению детей, таким образом выплескивая наружу свои комплексы.
Пропаганда насилия изображается в виде Буратино, который предлагает массу средств для причинения вреда. Кстати, на сегодняшний день пропаганда насилия более всего проявляется в играх, мультфильмах и детском кино.
Над всеми этими чудовищами возвышается главное из них – Равнодушие. Это худший из пороков, ведь из него проистекают все остальные. Это создание с бесчувственным телом, закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Именно бесчувственность и нежелание понимать другого являются корнем многих бед. Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» несет посыл, что, если бы, совершая зло, человек одумался хотя бы на 10 минут, многих печальных событий можно было бы избежать. Ведь все мы знаем, как «выключить» свой внутренний голос и молча делать то, что тебе надо, даже если это может навредить кому-то другому.
источник
После последнего занятия у Любовь Михайловны, где мы затрагивали творчество М.Шемякина, решила еще раз внимательно посмотреть ту скульптуру художника, которую можно увидеть в Москве (если есть что-то еще, буду признательна за информацию): «Дети, жертвы пороков взрослых», в сквере на Болотной площади.
Мне стало особенно интересно еще и потому, что об этой работе, как о любом неоднозначном творчестве, — отзывы весьма различные и, в данном случае, преобладают скорее негативные. Вот, например, в качестве примера: http://vladimirpotanin.livejournal.com/1155.html
» Злу, порокам поставлен памятник. А в сознании людей, в том числе в сознании ребенка, укоренено представление о памятнике как о некоем образце. Памятник ставят героям, выдающимся личностям. Это нечто не просто разрешенное, а рекомендованное как образец. И многие люди, не вдумываясь в смысл происходящего, привычно воспринимают как образец и «памятник порокам». Некоторые посетители Болотного сквера со слезами на глазах пожимали руку маэстро Шемякина, благодаря его, по существу, за эту мерзость, которую он привез к нам на родину. »
Несколько слов об истории памятника. Скульптура была подарена Михаилом Шемякиным городу Москва в 2001 году, и задумана как аллегория борьбы с мировым злом. Интересно, что памятник был изначально заказан бывшим мэром Лужковым 🙂 Вот как описывает это Шемякин: » Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей «.
Скульптура состоит из двух фигур играющих в жмурки детей с завязанными глазами и 13 аллегорических фигур, олицетворяющих человеческие пороки.
Несмотря на то, что фигуры монстров действительно очень выразительные, живые, с устрашающими элементами животных и пресмыкающихся, у меня не возникло ощущения ужаса, безысходности, агрессии.
Во-первых, потому, что сами фигуры наделены неким обаянием и юмором, — их позы не воинственные, а скорее приглашающе-искушающие..Они скорее завлекают, чем наступают.
Но это не главное. Дети композиционно выделены светящимся бронзовым цветом и, за счет этого находятся в противовесе серой массе пороков, сливающейся с ландшафтом.
И, наконец, они находятся не в замкнутом пространстве, а в полукруге. Таким образом, с одной стороны круга оказываются — людские пороки, а с другой, прямо напротив — зритель, мы с вами, и это, с одной стороны, подразумевает задуматься об отражении каждого из пороков в нас самих, а, с другой, — некую равнозначность каждой стороны круга, делая нас ответственными за тот выбор, которые делают главные герои, дети. Какую сторону они выберут? Может ли каждый из нас показать пример лучших человеческих качеств и и красоту человеческих поступков?
В завершение, М.М.Шемякин так написал об этой работе: «Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России».
источник
«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция художника и скульптора Михаила Шемякина, поставленная в сквере рядом с Болотной площадью, поставленный в 2001 году. Список пороков (слева направо): Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (в центре), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Почему-то про этот памятник мне не хочется говорить своими словами, я лучше приведу несколько цитат самого художника и не только, про его жизнь и про то, как появилась эта композиция.
«Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению. «
О памятнике:
Автор: Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься
На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Наталья Леонова, краевед.
Памятник поставлен не детям, а порокам. Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект. Отождествляя себя с ними (детьми из скульпутрной композиции), наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу.
Смысл (установки памятника) в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо.
Главное — не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы «памятник порокам» был убран с Русской земли. Вера Авраменкова, доктор психологических наук, один из авторов экспертизы по делу «Пусси Райот». Фрагменты из интервью 2001 года.
Михаил Шемякин работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. В 60-е годы был подвергнут принудительному лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником. В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.
Никаким «диссидентством» я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами.
Шемякин живет в Париже, потом переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию.
«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. . Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить — это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».
Смотреть Шемякина лучше не в Москве, а в Петербурге, где его творчество представлено довольно разносторонне: и памятники (включая Петропавловскую крепость), и оформление витрин Елисеевского магазина, и балетов в Мариинском театре. Но и в Москве есть возможность ознакомиться с еще одной гранью его творчества — в фирменных магазинах Ленинградского фарфорового завода Вот парочка образцов продукции по его эскизам.
источник
About | Москва глазами прогульщиков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|