Меню Рубрики

Дети подземелья анализ главных героев

Данную повесть В. Г. Короленко начал писать будучи заключенным. Вернувшись в Петербург он окончил писать ее.

Много можно рассуждать о этой повести, взятой из жизни писателя. Перед нами открывается нищета, воровство, бродяжничество, голод. Но не смотря ни на что при этом присутствует удивительная и крепкая дружба, которая помогает выжить в таких условиях.

Доброта заставляет переживать и сочувствовать детям, лишенным дома, привыкшим выживать самостоятельно, занимаясь бродяжничеством и воровством.

Автор данной повести хочет донести до нас, что нельзя оставаться равнодушным и черствым к проблемам других людей. Короленко дает понять, что необходимо дорожить дружбой,

Милосердие и доброта могут спасти немало людей нуждающихся в нашей помощи.

Все события этой повести происходят в небольшом польском городке, где главным героем является мальчик- Вася, росший в семье местного судьи.

Судью считали честным и добропорядочным человеком, поэтому и наш герой рос, не принимая дурных привычек. Он рос со своими понятиями о жизни.

Но после смерти матери у Васи все изменилось. Отец охладел к нему, занимался воспитанием дочери, так как она была похожа на мать.

Вася остался совсем один , окутанный своим психологическим коконом. Все изменилось после знакомства с нищими бродягами Валеком и его сестрой Марусей. Прежде Василий презирал нищих, но дружба связавшая его с этими детьми изменила взгляд на жизнь.

Если раньше для него воровство было неприемлемо, то теперь глядя на Марусю, как она ест ворованное мясо он радовался вместе с ней. Он осознавал, что это необходимо для этих детей, чтобы выжить в том мире в котором они находятся.

Общаясь с Валеком и Марусей, он сам стал совершать такие поступки, которые раньше мог назвать аморальными. Он украл куклу из дома, для того, что бы подарить ее умирающей девочки.

Понимая, что доставит ей хоть немного радости в ее короткой жизни.

Не раз показывает в своей повести Короленко доброту и честность наших героев.

Отец Васи не наказывает Тыбурцева, принесшего куклу после смерти Маруси, но и приветствует поступок своего сына. Этим он устраняет преграду в отношении с сыном.

Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.

Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети. Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына. Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище. Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.

Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования. Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами. Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.

Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания. Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом. В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко

Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1942 года. Ещё в молодости Архип начал увлекаться живописью. Чуть позже он начал работать ратушером в разных городах страны. В 1872 году его удостаивают звания классного художника из-за картины «Осеняя распутица».

В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша — ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина

Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

источник

Любые книги от самых интересных и умопомрачительно скучных имеют своих героев. Мы можем относится к ним совершенно по-разному. Некоторые нас раздражают, другие привлекают благородством своего образа. Однако в любом случае в итоге после прочтения любого художественного произведения у нас складывается определённое впечатление и мнение о людях, описанных в книге. Сегодня я бы хотел поговорить о героях одной трогательной и печальной истории. «Дети подземелья» ─ рассказ, отражающий суть человеческого естества посредством художественных образов героев.

Рассказ ведётся от имени мальчика Васи. Он родился в обеспеченной и уважаемой семье города Княжье- Вето. В раннем возрасте потерял мать, и именно поэтому полностью игнорировался отцом на протяжении всего своего детства. Тяжело переживает несправедливость и остро реагирует на боль окружающих его людей. Стремится помочь другим не словом, а делом. В целом характеризуется как положительный персонаж.

Следующий, не менее важный герой данного рассказа, мальчик Валёк, приёмный сын пана Тыбурция, вынужденный вести не самый богоугодный образ жизни, так как стремится прокормить себя и свою маленькую сестрёнку. Любящий брат и замкнутый в своём мирке человек. Данный персонаж побуждает читателя сочувствовать и сопереживать ему.

Пожалуй, самым светлым и невинным человеком в данном рассказе является маленькая Маруся. Тихое и нежное создание, постепенно угасающее от недостатка жизненной энергии. Болезненная и хрупкая девочка, умирающая на глазах любимого брата. Прелестный ребёнок и жертва жестоких обстоятельств своей нелёгкой судьбы.

Пан Тыбурций является вором. Однако, несмотря на данное, порочащее репутацию пятно, является человеком редкостного великодушия. Образованный и умный человек, не имеющий достаточно средств для того, чтобы обеспечить себя и своих близких. Любит своих приёмных детей. В конечном счёте представляет собой образ хорошего человека, загнанного в угол жизненной несправедливостью и вынужденного ступить на кривую дорожку беззакония.

Отец Васи ─ несчастный мужчина, так и не сумевший справиться с болью потери любимой жены. Не видит ничего достойного и хорошего в собственном сыне. Однако, является честным и беспристрастным судьёй. Уважительно относится к людям, независимо от их социального статуса и величины кошелька. Является неподкупным и справедливым, ответственно относится к своей работе.

Соня ─ сестра Васи, прекрасный и жизнерадостный ребёнок, любящая куклы, платья, озорные игры и своего старшего брата. Шумная, весёлая и шустрая, не обделённая вниманием родственников девочка. Щедрая и точно также, как и её брат сострадательно относится к проблемам других несчастных и обездоленных людей.

Профессор является второстепенным образом в произведении «Дети подземелья». Полубезумный, несчастный и брошенный всеми старик, из жалости взятый на попечительство паном Тыбурцием. Постоянно говорит что-то себе под нос, и именно на основании этого слывёт сумасшедшим среди жителей городка Княжье-Вето.

Герои произведения «Дети подземелья» представляют собой общие образы людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, но сохранивших свою человечность и веру в хорошее. Это печальная история отражает с помощью действующих лиц жизнь тех, людей, кто порой не имеет на своём столе и сухого ломтя хлеба. Они через свои характеры, поступки и принципы доносят до читателя одну простую мысль: при любых обстоятельствах стоит оставаться человеком.

Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Как известно, духовная культура является знаниями человечества за всю истории, которые находятся в книгах. Духовная сфера жизни общества включает науку, искусство, мораль и другие, все это относится к понятию духовная культура.

Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.

О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

источник

Анализ рассказа «Дети подземелья» В. Короленко

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» Вася — главный герой повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами этого мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «неодолимая стена». С особым трагизмом Короленко описывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь. После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Однако отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показывает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом. Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор показывает, как сначала Вася удивлялся тому, что видел в «дурном обществе», а затем мучился от жалости и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…». Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бегала… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…». Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Тыбурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки. Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам мальчик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглушали сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать кульминационной. Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие качества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взглянул на своего сына по-новому. В конце повести Короленко описывает, как на могилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произносили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

источник

Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». В своем произведении автор хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней, строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания. Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду. Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.

Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться. Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.

Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.

В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.

Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Читайте также:  Анализ роман дети капитана гранта

Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко немало уделяет строк этому общественному вопросу в литературной работе, принуждая каждого подумать над своими предпочтениями в этом проблеме.

Содержание начинается в польском городе XIX столетия. Подросток Василий, сынок судьи проживает мирной и благоустроенной жизнью, только одной бедой в которой оказывается безразличие папы, который являлся объективным и добросовестным судьей, абсолютно незаслуженно изолируется от сына после кончины его мамы, сосредоточив свою заботу именно на дочке Софии, потому как она была очень похожа на нее. Василий проживает жизнью отшельника в свой духовной оболочке, которая рассыпается именно в тот временной отрезок, когда он сталкивается лицом к лицу с бездомными — Валекой и Марусей, которые вынуждены попрошайничать и заниматься воровством, для того чтобы как-то прожить на некоторое время. Их обычный день — борьба за существование. Он начинается с пещеры, стужи и недостатка пищи.

Подросток на первых порах воспринимает контакт с «нехорошим людьми» как незнакомое развлечение. Потом понемногу изменяется его восприятие насущных процессов и житейских законов, и в моменте наивысшего напряжения болезненного состояния и кончины Маруси, открывается его новое восприятие что белое, а что черное. Осознавая, что кража — это дорога в один конец, он, однако, на глазах папы «крадет» куклу для Маруси (сувенир мамы, полученный с разрешения сестрички). Когда папа узнает, где находится потерянная кукла, которую отдает обратно Тибальций после кончины Маруси, он понимает всю серьезность выходки родного отпрыска, который преподнесший в виде подарка больной и обездоленной девчонке преподнес ей хоть какой-то восторг в один из дней её жизни. Папа просит прощения перед сыном и в конце концов этим самым ломает невидимый барьер между ними. Совокупность проблем душевного потрясения, изоляции в этом месте раскрывается по типу «клин клином»: бездна и безысходность созданная одной драмой сглаживается следующий драмой.

Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности. Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.

Солженицин в своем произведении Матренин двор зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены.

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Мечта – удивительный и невероятно притягательный мир. Мир фантазии, в котором возможно всё. Но очень часто можно услышать – «Хватит мечтать, это всего лишь пустая трата времени!». Это не совсем так.

Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. Также рассказываем о своих чувствах

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

источник

Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.

Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемещались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. «Живет в замке»– эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности понурясь навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным.

Самая замечательная личность неужившаяся в старом замке – Тыбурций Драт. Происхождение его было неизвестно. Наружность пана Драта не имела ни одной аристократической черты, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилось, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжий ум. В них струилась глубокая неустанная печаль. Никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети. Мальчик лет семи высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо-шатавшийся по городу, и маленькая трехлетняя девочка.

С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома. Вася старался избегать встречи с отцом. Когда в доме все еще спали, Вася перелезал через забор и шел к пруду, где его ждали такие же сорванцы-товарищи. Васю звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в других наклонностях, что он сам поверил в это. Отец тоже поверил этому и делал попытки заняться воспитанием сына, но все кончалось неудачей. Видя строгое угрюмое лицо отца, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, Вася робел и замыкался в себе. Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом. Отец часто спрашивал Васю: «Ты помнишь матушку?» Конечно, Вася помнил ее. После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно-стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки. Но на вопрос высокого угрюмого человека, в котором Вася желал, но не мог почувствовать родную душу, он съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку. И отец отворачивался от сына с досадою и болью. Между ними стояла какая-то неодолимая стена. Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из-за своего счастья. Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе. И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже. Отец все больше убеждался, что сын — дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем. Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце. Вася чувствовал это. Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием. Вася плакал от досады и боли. Уже с шести лет он испытывал ужас одиночества.

Сестре Соне было четыре года. Вася любил ее, и она платила ему такой же любовью. Но установившийся взгляд на Васю, воздвиг и между ними высокую стену. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки. Вася начал бродяжить. Ему казалось, что за старой оградой сада он найдет что-то и может что-то сделает, навстречу этому неведомому и таинственному, в нем из глубины его сердца, что-то поднималось, дразня и вызывая. С тех пор его называли уличным мальчишкой и бродягой, но он не обращал на это внимание. Он выслушивал замечания и поступал по-своему. Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Когда замок потерял для Васи уважение и привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать, и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васи его мать в последние дни жизни.

От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров.

Валек указал Васи его отца с такой стороны, с какой ему никогда не приходило в голову взглянуть на него. Ему было приятно слушать похвалы отцу. Слава Валька задели в сердце Васи струну сыновней гордости.

Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм.

Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат.

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытье девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом. Он вызвал его к себе в кабинет. Вася слышал тревожный стук собственного сердца. Лицо отца показалось Васи страшным. Отец обвинил Васю в воровстве. Глаза отца горели гневом. В груди мальчика подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка. Горькие слёзы жгли его щёки. В эту минуту раздался голос Тыбурция. Он развязал узелок и вынул куклу. В лице отца виднелось изумление. Они вышли. Через несколько минут они вернулись. Вася почувствовал на своей голове чью-то руку. То была рука отца, нежно гладившая его. Вася поднял на него глаза. Теперь перед Васей стоял другой человек, но именно в этом человеке он нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. И отец только теперь стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.

Мы считаем, что произведение Короленко отражает факты его биографии. Читая, поражаешься искренности и силе авторского слова. Мы сопереживаем героям, проникаемся их мыслями и заботами. В главном герои Васи – мы видим отражение жизни самого писателя. В нашем представлении- это человек сильный и смелый, добрый и интеллигентный, способный понимать людей. Он, как и его главный герой, умеет сострадать и сочувствовать.

Уважение к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя. Герои его произведений – простые русские люди.

Произведение Короленко учит не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.

источник

В повести Короленко тонко и пронзительно показана жизнь главных героев “Детей подземелья”, нищих, но благородных, сильных духом, честных людей. В этом произведении пронзительно и сильно контрастирует богатство и жизнь со смертью и бедностью.

Основная мысль рассказа – нужно быть человеком, независимо от возраста, статуса, дохода, уметь отличать добро от зла. Характеристика героев в произведении осуществляется посредством их поступков. Герои “Дети подземелья” борются за свою жизнь, каждый по-своему, но не теряя достоинства, не изменяя принципам.

Это произведение учит состраданию, учит ценить жизнь, смотреть на мир глазами детей.

Главный герой, мальчик примерно 9 лет, от лица которого ведётся повествование. Его мать умерла, когда ему было 6 лет, после этого отец с горя перестал замечать сына. Васе очень не хватало материнской любви, отец всячески избегал общения с сыном. Пытался заняться его воспитанием, но ничего не выходило. Главный герой бродяжничал, был предоставлен сам себе. Он смелый, честный, решительный мальчик. Верный друг, умеющий хранить секреты и держать обещания. Доброе сердце и умение сострадать, заботиться о других – главное, что ярко характеризует героя и руководит его поступками.
Нищий мальчик лет 9, высокий, черноглазый, худой. Он и его сестра Маруся, приёмные дети Тыбурция, живут в подземелье часовни. Валек умный, взрослый и самостоятельный не по годам. В его душе оставило след горе, он много молчит, переживает за Марусю, которая болеет. Иногда ворует еду для сестры. Очень любит Марусю: заботится о ней, плетёт косы, придумывает игры, развлекает.
Девочке около 4 лет, она худая, болезненная, плохо ходит. По словам, Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь. Тонкая, прозрачная голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает, из-за недостатка питания и солнца она угасает. В те моменты, когда самочувствие позволяет, она играет, сидя на полянке с полевыми цветами, камушками и её глаза полны счастья. Особенную радость ей доставила кукла, которую Вася взял у сестры, девочка ожила, весела играла, несмотря на слабость последних дней жизни. Даже в предсмертном состоянии, без сознания, она не отпускала куклу из рук.
Нищий, взявший опеку над детьми, он любит их и заботится, как родной отец. На лицо он безобразен, невысок, нескладен, рыж. Поговаривают, что когда-то его вместе с сыном какого-то графа отправили на учёбу, где он набрался ума и перенял много знаний. Тыбурций декламирует длинные латинские тексты с выражением, с душой так, что многие плачут. Он благородный, мудрый, глубокий человек с чистой душой, несмотря на то, что вынужден воровать. Его появление в доме Васи – поступок, говорящий о многом: человек, имеющий проблемы с законом не побоялся разговора с самим судьёй, чтобы восстановить справедливость.
После смерти жены от горя закрылся в себе, когда он смотрел на сына, Васе казалось, что отец смотрит поверх него. Он теряет связь с ребёнком, считая его непослушным, хулиганом, неподдающимся воспитанию. Нищий Тыбурций открывает глаза Васе на своего отца, называя его самым честным человеком и лучшим судьёй. Он относится к людям без предубеждения, уважает бедных, не преклоняется перед богачами.
Сестра Васи, девочка 4 лет. Полненькая, здоровая, имеет много игрушек и няньку, которая приглядывает за ней. Васю не подпускают к сестре надолго из-за его “разбойничьих” игр, чтобы он не навредил девочке.
Нищий, который живёт в подземелье вместе с семьёй Тыбурция. Последний кормит “профессора” и даёт ему кров.

Будь в числе первых на доске почета

Нужны все описания характеристик персонажей из книги Дети Подземелья! Хелп плз!! ! подскажите какой нить сайтик плз!

РАДОСТЬ Высший разум (118443) 7 лет назад В повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко раскрывает тему нищеты. Вася – главный герой повести. Этот мальчик – сын судьи. Живет он в маленьком городишке под названием Княжье-Вено. Васе семь лет.

Он по обыкновению пошел гулять по городу и около часовни – но, если быть точным, он шел в часовню – он столкнулся с Валеком и Марусей – детьми подземелья. Валек и Маруся – это бедные дети, которые всегда помогают друг другу в беде. Валеку семь лет, он ровесник Васе, а Марусе всего лишь четыре года. Их одежда состоит из старой ткани. У них отец – пан Тыбурций.

У них не было игрушек, денег, еды и питья. Знаете, жизнь нищих совсем плохая: нет нормального жилья, есть нечего, денег на учебу нет, игрушек нет, нормальной одежды нет! В общем, жизнь ужасна. Приводит это к смерти. Но самое страшное, что погибают дети. Самые беззащитные. Результат этой нищеты – смерть Маруси. Но Маруся умирает не просто так.

Ее смерть показывает, к чему приводит нищета. Вопрос такой: что хотел сказать автор? На этот вопрос, я думаю, ответ будет такой: Короленко хотел сказать, что жизнь нищих не так хороша, как вам кажется. Она жалостна и грустна. Вы едите и пьете вдоволь. А они… А они воруют! Не относитесь к ним плохо! Они такие же, как и вы! СМОТРИ ЗДЕСЬ

Источник: Удачи! Ася Хучаева Ученик (225) 3 года назад Анна Зубенко Ученик (133) 3 года назад Игорь Макарук Ученик (112) 2 года назад Инкогнито Знаток (468) 2 года назад Лариса Иванова Ученик (177) 2 года назад В повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко раскрывает тему нищеты. Вася – главный герой повести. Этот мальчик – сын судьи. Живет он в маленьком городишке под названием Княжье-Вено. Васе семь лет. Он по обыкновению пошел гулять по городу и около часовни – но, если быть точным, он шел в часовню – он столкнулся с Валеком и Марусей – детьми подземелья. Валек и Маруся – это бедные дети, которые всегда помогают друг другу в беде. Валеку семь лет, он ровесник Васе, а Марусе всего лишь четыре года. Их одежда состоит из старой ткани. У них отец – пан Тыбурций. У них не было игрушек, денег, еды и питья. Знаете, жизнь нищих совсем плохая: нет нормального жилья, есть нечего, денег на учебу нет, игрушек нет, нормальной одежды нет! В общем, жизнь ужасна. Приводит это к смерти. Но самое страшное, что погибают дети. Самые беззащитные. Результат этой нищеты – смерть Маруси. Но Маруся умирает не просто так. Ее смерть показывает, к чему приводит нищета. Вопрос такой: что хотел сказать автор? На этот вопрос, я думаю, ответ будет такой: Короленко хотел сказать, что жизнь нищих не так хороша, как вам кажется. Она жалостна и грустна. Вы едите и пьете вдоволь. А они… А они воруют! Не относитесь к ним плохо! Они такие же, как и вы! СМОТРИ ЗДЕСЬ

Читайте также:  Анализ романа отцы и дети тургенев

источник

В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? «Марусю жалко” — типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе — в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.

Интерес подростков к произведению обычно замыкается на героях-детях и тех событиях, что они переживают. На них и следует концентрировать внимание в аналитической беседе, оставляя в стороне другие проблемы и других героев, например, «проблемати-
ческие фигуры”. Так поступили в журнале «Родник», когда приспосабливали для детского чтения повесть «В дурном обществе». В этом произведении «проблематические натуры” — главный объект художественного исследования и симпатии писателя. Такое отношение к отверженным людям дна характерно для русской литературы второй половины XIX века. В «Детях подземелья» «проблематические натуры” (Тыбурций, профессор) проявлены лишь в той мере, в какой они касаются героев-детей.

Начнём беседу по повести с вопросов «на память”. Не надо их отвергать, квалифицируя как примитивные. Они бывают необходимы даже в работе со старшеклассниками, а с младшими подростками без них просто не обойтись. Почему? В 10–11-летнем возрасте мышление остаётся ещё конкретным, хотя и с элементами абстрактного. А это означает, что у подростков интерес к детали, в том числе и художественной, психологически обусловлен. Они хорошо запоминают все повороты сюжета, картины, события, персонажей, разного рода детали и с удовольствием их пересказывают, получая эмоциональное и эстетическое удовольствие. Вспоминая текст, читатели получают возможность вторично пережить прочитанное. Им это нравится. Но пересказом текста беседа не должна ограничиваться. Пересказ — это ещё и фактическая основа для анализа произведения.

С этих позиций и попробуем выстроить разговор по повести «Дети подземелья».

Чтобы обратить внимание читателей на образ рассказчика, спросим их:

— Чьими глазами мы увидели героев и события в повести?

— Называет ли автор возраст главного героя-рассказчика?

Определённого указания на возраст в тексте нет. Но вместе с тем читаем: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет”, «с шести лет я испытал уже ужас одиночества”. Из этих косвенных замечаний выходит, что Васе идёт седьмой год. Много это или мало — семь лет? Как посмотреть, но большинство читателей-подростков уверены, что «семь лет” — всё-таки мало. К этому вопросу можно вернуться позднее, а пока следующий: «Только ли детский голос мальчика Васи мы слышим, читая повесть?” Нет, на всём протяжении повествования слышится ещё один голос. Даже обычное читательское ухо способно определить его принадлежность взрослому человеку. Для убедительности прочитаем (теперь уже вслух) самое начало повести и обратим особое внимание на время, в котором употребляются глаголы. Нетрудно заметить, что это прошедшее время — «когда мне было шесть лет”, «никто не окружал меня”, «местечко, где мы жили”, «пруды год от года мелели”, «о нём (замке ) ходили предания и рассказы один другого страшнее”. Прошедшее время особо подчёркивается глаголом «бывало” — «бывало, я любил приходить на остров”, «я любил слушать, когда бывало Януш…” Кто же он, этот взрослый, который ведёт рассказ в прошедшем времени? Читатели понимают, что это сам главный герой, вспоминающий те годы, когда он ещё был маленьким мальчиком Васей.

Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Для иллюстрации сказанного достаточно прочитать несколько абзацев текста, например, из главы «Развалины», от слов «живёт в замке…” Лексика («терзали внутренности дряхлого здания”), синтаксис («живёт в замке” — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты), интонация — всё выдаёт взрослого человека.

Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый. Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения. Двуголосие создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего и пожившего взрослого человека. И ещё, благодаря двуголосию, читатель не только видит и слышит пережитое героем в детстве, но и знает, как оно отозвалось в его будущей жизни.

Каким запомнил Вася себя в детстве? Стоит обратить внимание читателей на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик заметит, что он «рос, как дикое деревце в поле”, как «молодой волчонок”, как «пугливый зверёк”. Есть ли общее в тех эпитетах и сравнениях, которые употребляются в этих характеристиках? Да, используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, — видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, «совсем забыл о моём существовании”, «отворачивался от меня с досадой и болью”. А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем”. Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он «не встречал ни в ком привета и ласки”. Более того, четырёхлетнюю сестру Соню, которая любила брата, всячески старались уберечь от его «дурного” влияния. А была ли у Васи потребность в участии со стороны родных? Весь драматизм его положения в том и состоял, что он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: «Мне хотелось, чтобы он (отец) обнял меня, посадил себе на колени и приласкал”. От невнимания близких мальчику «становилось очень горько и досадно”, он даже плакал. Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: «. с шести лет я испытал ужас одиночества”. В этих словах — драма жизни ребёнка. Только ли слезами и переживаниями отреагировал Вася на «холод” в родном доме? Полнее всего его реакция на отношение близких выразилась в уходе Васи из дома. Автор убедительно показывает логичность и психологическую закономерность этого шага героя.

Итак, Вася стал свободным — «никто не стеснял моей свободы”. Но это была вынужденная свобода. По сути, мальчика предали. И прежде всего отец, который поверил чужим людям, будто его сын «бродяга” и «негодный мальчишка”. Мальчик надеялся на любовь отца, жаждал её, но не получил.

Короленко не случайно в качестве главного героя выбрал ребёнка, да ещё и одинокого, то есть свободного от взрослого влияния. Запас впечатлений у маленького человека минимальный. Для него всё впервые. Но не только психологические причины обусловили открытия Васи, а и причины социальные. Мальчик из состоятельной семьи — ему не приходилось ещё всерьёз сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные открытия, познавая жизнь и её законы. В процессе этого познания Вася духовно созревает, вырастая в личность.

Чтобы духовная эволюция героя выглядела убедительной, писатель проводит его через цепь событий, которые вынуждают мальчика делать выбор и определяться. Что же это за события? Первым драматическим и поворотным моментом в его жизни стала смерть матери. Она выведена за рамки сюжета. Читатели видят только последствия этого семейного горя в жизни Васи — он стал чужим в родном доме и ушёл на улицу. Уход на улицу — второе этапное событие его жизни. Можно ли объяснить, почему именно на улице у Васи зародилось ощущение, «что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старой оградой сада, я найду что-то; казалось, что я что-то должен сделать и могу что-то сделать, но я не знал что именно”. Как видим, автор не даёт прямого ответа на вопрос, но он угадывается по некоторым деталям текста. «Я… поступал по-своему”, «я всматривался”, «стараясь уловить”, «мои глаза широко раскрывались”, «останавливался я”, «я узнал и увидел”.

Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер («поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно «злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни.

Здесь уместно ещё раз обратить внимание учащихся на то, что наш герой совсем ещё ребёнок, но он уже задумывается о смысле жизни. И снова напрашивается вопрос: «Не рано ли? Что думает на этот счёт автор?”

Что же увидел Вася, выйдя на улицу? Прежде всего своё местечко Княж-Городок, главным архитектурным украшением которого была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли «сонные”, «заплесневелые пруды”, «пустыри с кучами всякого хлама”, «деревянный мост”, «вонь, грязь, кучи ребят”, «кладбище”, «полуразрушенный замок”, «заброшенная часовня”. Исчерпываются ли картины города только описаниями его природных и архитектурных достопримечательностей? Разумеется, нет. Есть ещё в городе и так называемые «проблематические фигуры”. Кто же они? Это «несчастные тёмные личности, красноносые старцы”, «безобразные старухи”, «полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором”, и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Примечательно, что картины затхлой, замшелой жизни открывают повесть, предваряя основные события и тем самым настраивая читателя на определённое их восприятие.

А что же Вася? Как он воспринимает мрачные картины и фигуры родного города? Вполне нормально. Особенно манил его старый разрушенный замок. Он виделся Васе в романтическом ореоле. Ему казалось, что от замка веет «каким-то смутным величием”. Он «любил приходить на остров и хотя издали любоваться его старыми стенами”. Обитатели замка тоже были ему интересны, он даже смотрел на них с каким-то уважением. «Я любил слушать, когда… Януш начинал рассказывать о славном прошлом умершего здания”.

Слово «любил” доминирует в впечатлениях Васи, хотя не очень-то оно и сочетается с объектом этой любви — развалинами замка и тёмными личностями в лохмотьях. Мальчик видел и слышал только то, что хотел видеть и слышать. Своим воображением он украшал неприглядную действительность. Но романтическим представлениям Васи всё-таки не суждено было долго жить.

«Аристократический переворот” в замке стал следующим поворотным событием в жизни Васи. Он вынужден был определиться в своих симпатиях и антипатиях. В результате переворота в замке остались только слуги или потомки слуг графского рода. Остальных безжалостно выгнали на улицу, лишив и этого убогого жилья.

Как Вася отреагировал на «переворот”? Замок потерял в его глазах «всю свою привлекательность”. Замок стал ему «противен”.

Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так, переживая переворот в замке, он скажет: «У меня сжималось сердце при воспоминании об изгнанных”. Чуть позже снова читаем: «Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами”.

Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Насколько закономерной была эта встреча? Что побудило Васю идти к часовне? Прежде всего природная любознательность и жажда новых впечатлений. Вася сам скажет: «Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню”. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром.

Но автор не сразу вводит героя, а вместе с ним и читателя, в этот мир. Он считает необходимым вначале эмоционально подготовить и героя, и читателя к вступлению в него. Как это делается? Путём нагнетания мрачных красок, звуков, ощущений.

Когда Вася с друзьями отправляется на «экскурсию” к часовне? «После обеда”. Потом время как бы уточняется — «солнце начинало склоняться к закату”. Зачем автор так настойчиво подчёркивает время? Дело в том, что на закате солнца, вечером, всё смотрится иначе, чем днём. Появляется какая-то тайна, а вместе с ней и страх. Мальчики не признаются, что им страшновато, но их выдают некоторые реплики: «Нет никого, — сказал один из моих спутников”.

Постоянное упоминание времени создаёт ощущение эмоционального дискомфорта. Оно усугубляется описанием пути к часовне. Что прежде всего бросалось в глаза, когда мальчики шли к цели? Брошенное кладбище, «белые истлевшие кости”, «деревянный гроб”, «скалил зубы человеческий череп”, «покосившиеся кресты”. Зачем Короленко накапливает эти жуткие детали на малом пространстве текста? Потому что они создают картину мёртвого заброшенного мира. Люди уже давно не посещали кладбище. Этот мир, увиденный на закате дня, когда все тени, краски, звуки смещаются, вызывает не столько удивление, сколько чувство страха и ужаса. Но это ещё не всё.

Обратим внимание детей на часовню. Короленко и её подробно описывает: «старые, ободранные стены”, «провалившиеся хоры, старые истлевшие колонны”, «углы были затканы паутиной”. Нет ни одной живой и светлой краски на этой картине. На ней отчётливо видна лишь печать ушедшей жизни. Внешнему виду часовни соответствует её «внутреннее убранство”. В углах скрывалась «особенная тьма”, «в тёмных углах часовни”, сова «вылетела из тёмного угла”, «тёмный предмет рядом с престолом”, «тёмный предмет нашего спора”. Эпитет «тёмный” в описании доминирует. Почему Короленко так широко им пользуется? Дело в том, что тёмный цвет часто вызывает негативные ассоциации, страшит. Страх достигает апогея, когда «тёмный предмет на полу зашевелился”. «Я был на том свете”, «я был точно в гробу” — так Вася выразит свои чувства в этот момент.

Накапливая тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события — встречу с детьми подземелья. Встреча стала логическим завершением предшествующих впечатлений героев. Мало того, что дети жили на кладбище, они ещё в качестве жилища имели подземелье. Много раз повторяя слово «подземелье”, автор как бы «вбивает” его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым благодаря выразительным деталям: «каменные плиты пола”, «каменные дуги колонн”, стены «выступали жестокими холодными камнями”. Даже фигура профессора «была похожа на каменное изваяние”, а каменные стены смыкались «крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки”. В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе «невидимый каменный взгляд”. И снова мы видим — писатель «злоупотребляет” одним эпитетом. В данном случае — «каменный”, а также близкими ему по значению — «холодный”, «жестокий”. В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети — Валек и Маруся.

Валек и Маруся. Каким их увидел и узнал Вася?

Валек — «мальчик лет девяти… худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах… штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. В первой главе, когда Валек только упоминается, было сказано: «Мальчик лет семи”. Почему такая разница в обозначении возраста? Может быть потому, что вначале Вася видит Валека со стороны, несколько отстранённо, поэтому он и показался ему маленьким. В часовне он увидел Валека вблизи. Более того, они чуть не сцепились. В этой ситуации Вася должен был оценить силы противника, и он их оценил — «больше меня”. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла внимание Васи? Вася сразу заметил, что глаза у Валека «задумчивые”. И ещё он заметил, что Валек «с грустью произнёс”, «усмехнулся с обычным грустным видом”. Грустное настроение Валека окунает Васю, а вместе с ним и читателя, в атмосферу какой-то безысходной печали и тревоги, правда, пока ещё не вполне осознанной. Это чувство усугубляется присутствием Маруси. Автор даёт читателю возможность и её увидеть. У неё «грязное личико”, «белокурая головка”, «нетвёрдые шаги”, «головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика”, Маруся ходила, «шатаясь, как былинка”. В описании Маруси превалируют уменьшительно-ласкательные слова. Они подчёркивают возраст Маруси, но не только. Уменьшительно-ласкательные слова, сравнение с колокольчиком, былинкой создают ощущение незащищённости этой девочки. Она вызывает чувство жалости.

Читайте также:  Анализ романа отцы и дети тургенева кратко

Подтверждается ли в дальнейшем первое впечатление о Марусе и Валеке? Да, подтверждается и укрепляется фактами из их жизни. Какие из этих фактов стали открытием для Васи? В первый же день знакомства Вася с удивлением узнаёт, что у Валека и Маруси нет дома. «Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома”, — скажет он. Через некоторое время снова новость — Валек признаётся, что украл для голодной Маруси булку на базаре. «Ты, значит, украл. ” — попробует уточнить Вася. Он знал, что «воровать нехорошо”, но не знал «ещё, что такое голод…” Весь образ жизни Валека и Маруси для Васи — открытие. Так, он даже не подозревал, что его новые друзья — нищие: ««А вы разве нищие?» — спросил я упавшим голосом”.

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: «Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала. так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и «смеялась очень редко”, «платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её «глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Вася не только наблюдает и фиксирует, он ещё хочет понять, что же с Марусей происходит, поэтому и спрашивает Валека: «Отчего она такая?” «Серый камень высосал из неё жизнь”, — пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. «Это было для меня, — скажет он, — загадкой, страшнее всех призраков старого замка”. Почему он так сказал? Как понять слова мальчика? Вася жил в другом мире и в ином круге понятий, представлений, поэтому он изначально был не в состоянии осознать, как серый камень может высосать жизнь. Это непонимание объяснимо и психологически: маленькие дети по своей природе — буквалисты, поэтому истинный смысл метафоры они не понимают. А всё непонятное часто вызывает страх. Что и случилось с Васей.

Как Вася отреагировал на те открытия, что он сделал в часовне? Затронули ли они его чувства? Конечно. Столкнувшись с неприятным и необъяснимым, Вася мучается. «Я не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему безмятежно”, — скажет он. А ночью он «горько плакал”, и чувство «сердечной боли” за друзей уже не покидало его. Можно ли было ожидать от Васи подобного проявления чувств к детям подземелья? Да, потому что такая реакция психологически объяснима — дети живут чувствами. Вася из их числа. Сердечная реакция на то, что происходит вокруг, — в его духе. Вспомним, как он переживал за нищих, которых выгнали из замка, лишив даже этого убогого крова. Тогда он тоже признавался, что «при воспоминании о тёмных личностях, оставшихся без крова. сжималось сердце”. Лишённый внимания и ласки отца, он и его жалел — «моё сердце загоралось жалостью и сочувствием к отцу”.

А почему Вася не покинул своих новых друзей, когда узнал, что Валек ворует, да и Тыбурций тоже? Он ведь уже давно знал, что с воровством «соединяется презрение”. Ответ даётся в повести открытым текстом. Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался, — внимание к себе, и он не мог отказаться от того, что приобрёл. Он прямо скажет: «Тут никто не ставил мне вечно на вид мою испорченность”. «В моей груди какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне”. Но была ещё одна причина привязанности Васи к Валеку и Марусе. Он не только сам нуждался во внимании, но ещё и жаждал чувствовать себя нужным — «тут я был нужен”.

Повлияло ли то чувство сострадания и жалости, что Вася испытывал по отношению к Валеку и Марусе, на его поведение? Конечно, Вася меняется. В нём начинают проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого себя. Так, заметив, что Маруся не может быстро бегать в играх, он «умерил свою резвость”. А когда не хотелось спускаться в мрачное подземелье, он «победил неприятное ощущение и пошёл туда вместе” с Валеком и Марусей. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям. В его карманах всегда яблоки и «сбережённые лакомства”. Именно «сбережённые” — это значит, что Вася никогда не забывал о своих друзьях.

Он был им верен с первой встречи и до конца. Вася сразу, может быть, даже неожиданно для себя, определился в своём отношении к Валеку и Марусе. «А ты болтать не будешь о том, что был у нас?” — спросил Валек после первого визита Васи к ним. ««Никому не скажу», — сказал я твёрдо”. И чуть позже снова: ««Я всегда буду ходить к вам», — ответил я решительно”. Зачем автор обращает внимание на форму ответа Васи? Потому что в том, как он говорит, тоже проявляется характер, его отношение к тому, что он произносит.

Есть ли в повести доказательства верности Васи своему слову? Своеобразным испытанием на верность для Васи стало его объяснение с отцом из-за куклы, которую он выпросил у сестры для больной Маруси. Как описывает Короленко состояние Васи накануне беседы с отцом? «На сердце у меня было тяжело”, «меня томило тяжёлое предчувствие”, «слышал тревожный стук собственного сердца”. Войдя к отцу, Вася «робко остановился”, «я вздрогнул”, «я весь съежился”. Напряжённое эмоциональное состояние мальчика усугубляется и подчёркивается состоянием природы — за окном светило «грустное осеннее солнце”. Зачем Короленко так подробно останавливается на состоянии души Васи? Ему важно показать, как трудно было мальчику. Чувство тревоги, накапливаясь, постепенно переросло в страх — уже перед отцом. Были ли обоснованными эти чувства? Предчувствия мальчика не обманули. Они даже усилились при одном только виде отца. Его «лицо… мне показалось страшным”, у него «тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд”, «отец опять тяжело вздохнул”, «положил на плечо тяжёлую руку”. Почему автор так настойчиво употребляет эпитет «тяжёлый”? Повторённый несколько раз, он нагнетает атмосферу тяжести и психологического дискомфорта. Настроение и состояние отца обостряют тревожные чувства сына. Поэтому нежелание Васи отвечать на вопрос отца «Где кукла?” в этой атмосфере выглядит понятным и закономерным. Между отцом и сыном — пропасть. Разговаривают не отец с сыном, а судья с подсудимым. Единственное, что может Вася выставить в свою защиту, это упрямство. На все вопросы отца он отвечал: «Нет, не скажу… Никогда не скажу вам. Ни за что!” В этой критической ситуации в полной мере проявился характер Васи. Он не хотел облегчить своё положение предательством. Эта сцена показала, чего он, Вася, стоит. Оказывается, не возраст определяет поступки, поведение человека (вспомним, Васе всего семь лет), а что-то иное. Это «что-то” есть нравственный потенциал личности, уровень её духовной зрелости.

Познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: «Он нехороший”. А в ответ услышит: «Неправда, неправда, — возразил Валек, — ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья — самый лучший человек в городе”. Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно осталась. «Вот он каков, — думалось мне. — Но всё же он меня не любит”. Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете”. А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: «Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде”. Это Вася об отце, который тоже «только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. Слова «нашёл” и «узнавать” — ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

От Тыбурция Вася узнаёт и о том, что люди в этом мире разделены. «Я нищий, и он нищий. Я… краду, и он будет красть. А твой отец меня судит — ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его”. Эту очевидную для взрослых истину Тыбурций приблизил к сознанию и чувствам мальчика, и тот отшатнулся. Для него она прозвучала с первозданной силой, и реакция была адекватной: «Не буду судить Валека, — возразил я угрюмо. — Неправда!” В детском «неправда” — неприятие взрослого, непонятного мира.

Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что «воровать нехорошо”, но в то же время он видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю — «улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. И даже Тыбурций уже не был страшен — «он смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза”. Чужой плохой мир неожиданно стал своим.

И ещё один парадокс — старый Януш не один раз говорил Васе, что он «сын таких почтенных родителей” в «дурном обществе”. И что же? Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с детьми подземелья? Однозначно — нет. Наоборот, у него проявились хорошие качества, о которых он и сам не подозревал.

Завершая беседу по книге, спросим наших читателей, как они думают — есть ли будущее у тех, кто оказался в «дурном обществе”? Будущего у них, конечно, нет. Но что же указывает на безысходность, обречённость судеб детей подземелья? Место действия. Они живут на кладбище. Причём автор уточняет — на «брошенном”. Выходит, что живут в мире мёртвых — вдали от людей. К тому же живут в подземелье — в буквальном и переносном смысле. Слова «кладбище” и «подземелье” в повести — доминанты. Они — символ ушедшего и уходящего. Есть ещё одна уточняющая деталь — подземелье под часовней. Почему? Получается, что его обитатели только во власти Бога? А где же люди? Есть ли те, кто мог бы им помочь выбраться из ямы в городе мёртвых? Нет, таких нет. Хотя в городе все знали о существовании и месте обитания нищих, но помочь им никто не хотел. Людям не было дела до тех, кто ушёл за грань. В них видели только источник потенциальных опасностей. На них смотрели с «враждебной тревогой”. Ещё со времён переворота в замке «город знал, что на его улицах в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам послал свои угрозы”, город их не признавал. Стоит обратить внимание на то, что в повести нет конкретных образов горожан, есть «город” — некая огромная, безликая, равнодушная и враждебная масса.

Ни одна душа, кроме маленького мальчика, не выразила этим обиженным (судьбой, обществом) людям сочувствия. На сочувствие Васиного отца, то есть представителя власти, только намекается. Вытащить из подземелья его обитателей некому. Почему же в роли сочувствующего показан только ребёнок? Наверное, чтобы видно было, сколь малы силы, сострадающие тем, кто оказался на дне. А это значит, что вероятность их выхода из ямы ничтожна — надеяться не на кого. Сами же они выбраться оттуда не в силах. Даже самый крепкий из них — Тыбурций — способен только речи произносить и веселить мужиков.

Но, сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. С помощью ребёнка, благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей. Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья. О детях как своеобразном индикаторе, проявляющем истинную ценность людского общества, говорил и Чехов, великий современник Короленко. Во время своей поездки на Сахалин он заметил, что к некоторым каторжникам тянутся дети. А это, по мнению Чехова, значило, что они ещё не совсем пропащие люди. Зашоренный взгляд взрослого видит гораздо меньше, чем чуткое сердце ребёнка.

Итак, Вася единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня — Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть”. Будущее Валека — по-прежнему на дне жизни.

А что же Вася? Какова его судьба? Имело ли для него последствия краткое знакомство с детьми подземелья? Обратим внимание читателей на то, что знакомство действительно было кратким. В повести есть детали, которые более или менее точно указывают на это. Описанные события начались поздней весной. В начале первой главы читаем: «…вот весна окончательно восторжествовала над последними порывами зимы”. А предпоследняя глава называется «Осенью». Значит, знакомство длилось недолго — всего 3–4 месяца. Почему же тогда создаётся впечатление, что времени прошло очень много? Потому что малый отрезок времени вместил очень много. Что же конкретно? Ответ на этот вопрос подытожит все темы и проблемы повести. За это время Вася пережил горечь утраты матери, драму отношений с отцом, разрушение своих романтических представлений, знакомство с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Вася оказался лицом к лицу с проблемами, о существовании которых даже и не подозревал. Вася пережил радость дружбы и муки сострадания, утрату тех, с кем сроднился. Ему многое открылось не только в новом для него мире, но и в себе самом, в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал.

Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что «взрослость” — понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова.

Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.

Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя и на себя взглянуть: «А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории — естественный и необходимый. После того как выяснили, что автор думает о своих героях и тех проблемах, что он поднял, мы делаем следующий шаг — выводим читателя на него самого и его собственные проблемы.

Формой реализации этой задачи может стать читательская конференция, которая завершит изучение повести. Назвать её можно так: «Мои вопросы Васе — герою «Детей подземелья”». Два–три ученика по очереди играют роль главного героя. Роль будет сводиться к ответам на вопросы, с которыми к ним обратится аудитория. Каждому участнику конференции надо подготовить хотя бы один вопрос к герою. Вопросы и ответы на них выявят и уровень восприятия произведения, и степень его воздействия на читателя. Эстетическая и этическая задачи в этой ситуации решаются одновременно.

В качестве итогового занятия может быть и «Встреча с писателем». Один из читателей выступает в роли писателя Владимира Короленко, все остальные готовят ему вопросы. В числе вопросов могут быть и такие: почему умерла Маруся? Почему Вася так и не узнал, куда ушли Валек с Тыбурцием и что с ними сталось? Какими людьми выросли Вася и его сестра Соня? Что сталось с теми «проблематическими натурами”, которые остались в Княжье-Вено? Почему писатель не показал рядом с Васей его друзей, и были ли они у него? Не слишком ли по-взрослому ведут себя семилетние мальчики? Цель вопросов к писателю та же, что и к его главному герою.

В обоих случаях проверяется знание текста, уровень его восприятия и воздействие прочитанного на современных читателей.

То, что открылось ученикам на уроке, хорошо бы закрепить на новом литературном материале. В качестве такого «нового” для читателя материала могут быть произведения как русской, так и зарубежной литературы. Назовём некоторые из них: А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется»; Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под землёй»; А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр»; М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота»; Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш»; Г.Мало. «Без семьи»; Ч.Диккенс. «Оливер Твист»; А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».

источник