Меню Рубрики

Дети группы риска анализ работы психолога

В современных условиях существенные изменения рыночных отношений, рост непростых социально-экономических проблем в семье, уменьшение внимания к детям, несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития оказывают негативное влияние на становление личности, часто приводят к незащищенности детей и эмоциональной неустойчивости, утрате интереса к знаниям, возникновению трудностей общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что одним из важных и в тоже время сложных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога считается социально-педагогическая работа с детьми группы риска, которая требует особого внимания, устранения негативных воздействий, являющихся причиной значительных отклонений в поведении и в личностном развитии подростка. Наиболее характерными проявлениями дезадаптации таких детей является агрессивное поведение, лживость, лень, конфликты с учителями и сверстниками, непосещение школы, бродяжничество, бездуховность, совершение правонарушений и т.д. Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей с отклоняющимся (девиантным) поведением является понятие «дети группы риска».

Вопросам исследования данной проблемы посвящено достаточно большое количество трудов классиков отечественной психологии Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Р. С. Немова, Л. Д. Столяренко, а также ведущих специалистов в области детской психиатрии, социальной и медицинской психологии: Г. М. Андреевой, И. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, О. Н. Никольской, Л. А. Цветковой, Л.В. Ясман и др.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующем вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующем общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска» рассматриваются модель и технология профилактической работы с несовершеннолетними [8]. Таким образом, именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Цель статьи: определить основные направления социально-педагогической работы педагога-психолога с детьми группы риска.

В психологическом словаре слово «риск» объясняется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух альтернативных вариантов поведения — рискованного и надежного, т. е. гарантирующего сохранение достигнутого [6].

Проанализировав в научной литературе классификацию детей группы риска разных авторов, можно составить общую характеристику категории таких детей, которые требуют к себе особого внимания специалистов и комплексного подхода с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального их развития:

1) педагогически запущенные;

4) с отклоняющимся поведением;

8) с девиантным поведением;

9) с делинквентным поведением;

10) с асоциальным поведением.

Особенностью детей группы риска является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов. Поэтому одной из главных задач педагогов-психологов является не только знание общих подходов и закономерностей работы с такими детьми, но и выявление системообразующих факторов риска конкретного ребенка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия, и проведение на этой основе индивидуальных программ профилактического характера.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет нам выделить ряд причин попадания детей в группу риска:

1) пьянство одного или обоих родителей;

2) асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство и пр.);

3) жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

4) отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

5) побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

На сегодня, образовательное учреждение является стабильно действующим социальным институтом, который способен обеспечить задачи педагогической профилактики и решить проблемы детей, находящихся в группе социального риска. В решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников немаловажное значение имеет целенаправленная социально-педагогическая работа педагога-психолога. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выявить учащихся группы риска путем психологической диагностики, определить причины отклоняющегося поведения, проводить просветительско-профилактическую работу, консультирование, работать над устранением этих причин.

В современной практике используются различные методы работы с детьми группы риска. Изучение психолого-педагогического опыта педагогов-практиков РФ и РС (Я) позволил нам выделить методы работы с детьми «группы риска»:

6) методы групповой психокоррекции.

Рассмотрим эти методы более подробно.

Балашова Г. Е., методист МОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района г. Кемерово; проводит занятия в форме психологических игр, сюжетно–ролевых игр, групповых мини-дискуссий, где дети, попадая в волшебный мир игровых ситуаций, учатся преодолевать препятствия, решать проблемы. Так, игра-проживание позволяет создать условия для освоения придуманного пространства и выявить скрытые разрушительные процессы, конфликтные ситуации в группе. Игры-драмы способствуют самоопределению каждого участника в игровой ситуации, а деловые, ролевые и проектные игры содействуют освоению задач, связанных с реальной деятельностью [1].

Этот метод вызывает у слушателей переживания, связанные с прошлым. Бахметьева Е. Л., методист по профориентации, считает, что музыка помогает ребенку расслабиться: «Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью слов психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимся напряжением по какому-либо поводу» [3].

Бахметьева Е. Л. рекомендует использовать музыкальные произведения классической музыки Баха, Лист, Шопен, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и другие виды музыки, которые содействуют гармонизацию личности ребенка, восстановлению и коррекцию его психоэмоционального состояния.

По мнению Неретиной Т. Г., музыкотерапия способствует коррекции психофизиологических процессов и содействует моделированию у них положительного эмоционального состояния [7].

Свободное самовыражение с помощью танцевальных движений, выплеск эмоций, выражение чувств, построение взаимоотношений между телом и разумом, как считает Т. Г. Неретина, способствуют физическому и психическому раскрепощению, «снятию» комплексов; усилению жизненного потенциала; коррекции стрессов, невротических реакций и раскрытия творческих способностей. По ее мнению, проживание необычных впечатлений, эмоций, состояний, ситуаций на занятиях по танцетерапии предоставляет человеку возможность апробировать новые способы поведения, утвердить или изменить отношение к происходящему [7].

Изотерапия — мощное средство самовыражения, особенно для ребенка с проблемами в развитии и поведении, которое помогает восстановить некое внутреннее равновесие, сорвать с себя «оковы проблем», корректировать эмоциональное состояние. Баранова Н. Ю., заместитель директора по воспитательной работе МОУ ХСОШ Якутия п. Хандыга РС (Я), считает, что рисование в ряде случаев выполняет психотерапевтическую функцию, решая психические проблемы ребенка. Так для проведения консультативной работы о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе Баранова Н. Ю. использует арт-технику: «Маски», «Я и мое окружение», «Изобразите свое имя на листе бумаги» и др. [2].

Борисова Л. И. педагог-психолог МБОУ СОШ № 36, г. Дзержинска Нижегородской области считает, что «драматерапия — это современный вариант психодрамы для решения личностных и безличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановки различных пьес» [4]. Драматерапия способствует снятию напряжения, облегчает выход отрицательных эмоций и глубинных проблем детей, помогает поддержать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Методы групповой психокоррекции.

Матюшенко М. С., педагог-психолог МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района, при работе с учащимися группы риска использует методы групповой психоррекции, которые включают в себя групповую дискуссию (биографическая, тематическая, интерпретивная); разыгрывание ролевых ситуаций, где дети учатся понимать проблемы отдельных участников группы и учатся решать проблемные ситуации; психогимнастику, которая способствует снятию эмоционального, мышечного, нервного напряжения; проективный рисунок (арт-терапия) и тренинг сенситивности, который направлен на выработку способности школьника сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях, переживаниях [5].

Необходимо так же отметить, что специфика работы педагога-психолога состоит в том, что он должен владеть разными технологиями, в том числе и социально-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Рассмотрим более подробно.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная работа осуществляется совместно с инспектором отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковым инспектором органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Для изучения положения ребенка, его ситуации педагог-психолог работает с самим ребенком, с классным руководителем, учителями и родителями.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общественностью.

4.Обеспечение условий реализации программ.

Педагог-психолог, являясь посредником между учащимися и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб, ведомств и административных органов.

У педагога-психолога есть рабочее расписание, где установлены дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при обращении.

6. Межведомственные связи педагога-психолога.

Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, педагог-психолог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Педагог-психолог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходимо помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики, возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Исследовав проблему, представленную в работе, мы можем заключить, что основное содержание работы с детьми группы риска — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

Итак, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа педагога-психолога с детьми группы риска содержит в себя:

— психологическую диагностику, которая способствует своевременно определить характер нарушений ребенка и поиск эффективных путей психолого педагогической помощи;

— коррекционные педагогические технологии, включающие в себя разнообразные методы и приемы (игротерапия, изотерапия, драматерапия, музыкотерапия, методы групповой психокоррекции), направленные на устранение отклонений в развитии личности и поведении детей;

— консультирование и профилактику проблем в развитии ребенка.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что педагог-психолог, используя в своей работе разнообразные педагогические технологии, всегда ставит перед собой цель наиболее эффективного развития детей, корректировки эмоционально волевой сферы учащихся, а с другой стороны — решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

источник

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к «группе риска». Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Анализ работы с ребенком «группы риска»

Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель — проанализировать работу с таким воспитанником.

К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.

До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.

За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.

Социальный статус в группе «принятый».

Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень — поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации — отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.

Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:

  1. Формирование положительной школьной мотивации:

С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.

Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:

  1. Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:

-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);

-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);

— создавать ситуацию успеха.

  1. Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
  2. Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
  3. Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
  4. Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.

Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.

  1. Формирование волевых качеств личности
Читайте также:  Конец романа отцы и дети анализ

Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.

Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:

  1. Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
  2. Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
  3. Беседа «Сила воли-это важно»;
  4. Упражнение «Мои качества»;
  5. Упражнение «Ассоциации»
  6. Групповой тренинг «Одни в лесу»

Работа по формированию волевых качеств продолжается.

  1. Коррекция и контроль эмоционального состояния

Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.

С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:

  1. Выявление положительных качеств личности;
  2. Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
  3. Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
  4. Использование упражнений, тренингов:

-аутогенная тренировка С.М.Любинской;

-упражнение «Я интересен тем, что…»;

-упражнение «Подарочек самому себе»;

-упражнение «Послушаем тишину».

  1. Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.

В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.

  1. Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.

Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.

Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.

Кроме того в работе с ребенком используются:

  1. Упражнение « Какой я бываю?»
  2. Упражнение «Комплимент»
  3. Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».

Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.

источник

Каюмова Анна Михайловна
Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска»

Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений согласно планам.

Основная цель работы с семьями группы риска — это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются:

работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

В сентябре 2016 г. были составлены социальные паспорта групп детского сада с целью: выявить семьи, относящиеся к семьям «группы риска». В рамках этого мероприятия проводился опрос родителей (заполнение таблицы, обработка и анализ полученных данных.

К «группе риска» отнесены следующие категории семей:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Составленный на 30 сентября 20. года социальный паспорт ДОУ показал следующее наличие семей данных категорий: преобладающее большинство семей «группы риска» — это неполные семьи 54 семьи (17,2 %); многодетные – 26 семей (8,3 %); опекуны – 2 семьи (0, 6 %); семья находящаяся на контроле – 1 семья (0,3 %); инвалиды – 1 семья (0,3 %).

Исходя из выше сказанного, на начало учебного года, к «группе риска» относятся 84 семьи.

По результатам данных социальных паспортов групп также была составлена «Картотека семей «группы риска» в ДОУ»; составлены графики и акты посещений детей на дому согласно, которым были изучены бытовые условия и приёмы воспитания детей в семьях; разработаны планы индивидуально — профилактической работы с опекаемыми семьями, с семьей находящейся на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьей с ребёнком инвалидом.

Для педагогов была проведена консультация «Словесные способы поощрения и поддержки детей» с целью повысить обогатить и систематизировать знания педагогов о способах общения с детьми, а также составлены «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия».

Работа с родителями ДОУ:

В рамках просветительской работы составлены и размещены на информационных стендах консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей: «Правила поведения родителей в семье», «Кодекс истинного родителя», «Рекомендации по организации общения с детьми дошкольного возраста», «Консультации-шпаргалки для родителей», «Способы разрешения конфликтов между родителями и детьми», «Права детей по возрастным категориям» цель которых, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Чтобы помочь родителям найти общий язык со своими детьми, обучить их способам конструктивного общения в группах проводятся родительские собрания, спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставки: «Осенние фантазии», «Мамины глаза», «Безопасность глазами детей»; конкурсы: «Елочные игрушки», «Мы кормушку смастерили», «Семейные таланты»; музыкальные праздники: «День знаний», «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и др. ; проекты: «Неделя психологии», «Абакан — город мой».

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Работа с воспитанниками ДОУ:

С детьми воспитатели групп регулярно в течении года проводят профилактические беседы и игровые ситуации на темы: «Право на имя»; «Что такое здоровье и как его сохранить»; «О правилах поведения среди людей»; «Право на дом, семью, на любовь и понимание»; «Право на игру и образование»; «Способы защиты от инфекций» и др.

Также организуются выставки детского творчества: «Моя семья», «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка — зима» и др; кружки: «Детские фантазии» (художественно-творческая деятельность); «Светофорик» (безопасность детей на дороге); «Хрустальный колокольчик» (вокальный кружок); «Здравик» (физическое развитие) и др.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» в МБДОУ ведется согласно планам профилактической работы по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений.

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Спортивный праздник «Мама, папа, я любим спорт не зря» для семей группы риска, СОП Цель: организация активного отдыха. Задачи: Повышать интерес к физической культуре. Развивать выдержку, внимание, память. Воспитывать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.

источник

о работе с детьми «группы риска» в 7 – А классе

за 2015-2016 учебный год.

В своей работе значительное место отводили профилактической деятельности с проблемными подростками «группы риска».

Задачами этой деятельности являются:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди воспитанников группы.

2. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.

3. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

На внутри школьном контроле в 2015-2016 учебном году стоят 2 воспитанника (Поляруш Дмитрий и Золотарёв Николай) за нарушение школьной дисциплины, неудовлетворительное поведение, противоправные действия. Был составлен план работы с детьми группы риска, которые содержат следующие цели и задачи:

— Воспитывать общечеловеческие качества: заботливое отношение друг другу , к младшим и старшим , к знакомым и не знакомым людям ; доброту, трудолюбие , честность , патриотизм , любовь к природе и т.д

— совершенствовать коммуникативные способности , расширять адаптационные возможности;

-усиливать положительное воздействие классного ученического коллектива ;

— вовлекать родных и близких в воспитательных процесс .

Коррекция нарушений эмоционально- волевой сферы средствам воспитательного воздействия ;

— Благоприятное разрешение личностных проблем;

— приведение поведенческих реакций в соответствие с общепринятыми нормами .

С данными воспитанниками велась индивидуальная воспитательно-профилактическая работа: осуществлялся контроль за успеваемостью, поведением. Заполняли дневники наблюдений, в которые была внесены информации об интересах учащихся, отношении к учебе, о взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, о занятости в свободное время, профилактические беседы.

Вся проводимая работа подчинялась следующей цели:

  • достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников.

В течение 2015-2016 учебного года были проведены индивидуальные профилактические беседы на актуальные темы: Беседа — практикум «Правила поведения в школе», «Твоя уличная компания. Практикум «Правила поведения в детском коллективе», Беседа «Правила поведения на каникулах, в общественных местах». Беседа «Что такое закон? Главный закон страны». Беседа «Мои права, мои обязанности». Беседа по антитеррору «Вещества наносящие вред здоровью детей», «Что делать если ты попал в полицию». Беседа – информация «Административная ответственность подростка перед законом». Беседа «Культура общения и поведения в школе», «Алкоголь и правопорядок». Беседа «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков». «К чему приводит бродяжничество». Беседа «Правила поведения на сводных группах». Беседа — практикум «Культура общения со сверстниками». Практикум «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей». Диспут «Правила поведения в школе», «Твой внешний вид о культуре говорит». Анкетирование «Я и общество». Тренинг «Твой выбор», «Профилактика вредных привычек». Беседа «Правонарушение среди несовершеннолетних; система наказаний по УПК РФ».

С целью организации полезного досуга дети привлекались к кружковой деятельности, коррекционным занятиям, спортивным и школьным мероприятиям.

Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с:

  • заместителем директора по воспитательной работе;
  • классным руководителем;
  • психологом;
  • соц. педагогом.
  • советом профилактики.

Инспектором милиции Москоленко были проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В дневниках наблюдения отмечалась работа психолога, педагогов – предметников, воспитателей, классного руководителя. После каждой записи сделанной в дневниках проводили беседы.

В течении года в дневнике Золотарева К. было сделано большое количество записей, именно по удовлетворительному поведению. Единственная запись в его дневнике сделанная Натальей Петровной, где он после профилактической беседы изъявил желание заниматься дополнительно по математике.

В дневнике Поляруша Д. также делались записи по нарушению дисциплины, культуре поведения, склонности к воровству, но при этом были отмечены его участия в общешкольных мероприятиях.

Так как дети сложные и подросткового возраста, будем продолжать работу с ними в следующем учебном году.

Просмотр содержимого документа
«ОТЧЁТ о работе с детьми «группы риска» в 7 – А классе за 2015-2016 учебный год.»

о работе с детьми «группы риска» в 7 – А классе

В своей работе значительное место отводили профилактической деятельности с проблемными подростками «группы риска».

Задачами этой деятельности являются:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди воспитанников группы.

2. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.

3. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

На внутри школьном контроле в 2015-2016 учебном году стоят 2 воспитанника (Поляруш Дмитрий и Золотарёв Николай) за нарушение школьной дисциплины, неудовлетворительное поведение, противоправные действия. Был составлен план работы с детьми группы риска, которые содержат следующие цели и задачи:

Читайте также:  Комплексные анализы на аллергены у детей

— Воспитывать общечеловеческие качества: заботливое отношение друг другу , к младшим и старшим , к знакомым и не знакомым людям ; доброту, трудолюбие , честность , патриотизм , любовь к природе и т.д

— совершенствовать коммуникативные способности , расширять адаптационные возможности;

-усиливать положительное воздействие классного ученического коллектива ;

— вовлекать родных и близких в воспитательных процесс .

Коррекция нарушений эмоционально- волевой сферы средствам воспитательного воздействия ;

— Благоприятное разрешение личностных проблем;

— приведение поведенческих реакций в соответствие с общепринятыми нормами .

С данными воспитанниками велась индивидуальная воспитательно-профилактическая работа: осуществлялся контроль за успеваемостью, поведением. Заполняли дневники наблюдений, в которые была внесены информации об интересах учащихся, отношении к учебе, о взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, о занятости в свободное время, профилактические беседы.

Вся проводимая работа подчинялась следующей цели:

достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников.

В течение 2015-2016 учебного года были проведены индивидуальные профилактические беседы на актуальные темы: Беседа — практикум «Правила поведения в школе», «Твоя уличная компания. Практикум «Правила поведения в детском коллективе», Беседа «Правила поведения на каникулах, в общественных местах». Беседа «Что такое закон? Главный закон страны». Беседа «Мои права, мои обязанности». Беседа по антитеррору «Вещества наносящие вред здоровью детей», «Что делать если ты попал в полицию». Беседа – информация «Административная ответственность подростка перед законом». Беседа «Культура общения и поведения в школе», «Алкоголь и правопорядок». Беседа «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков». «К чему приводит бродяжничество». Беседа «Правила поведения на сводных группах». Беседа — практикум «Культура общения со сверстниками». Практикум «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей». Диспут «Правила поведения в школе», «Твой внешний вид о культуре говорит». Анкетирование «Я и общество». Тренинг «Твой выбор», «Профилактика вредных привычек». Беседа «Правонарушение среди несовершеннолетних; система наказаний по УПК РФ».

С целью организации полезного досуга дети привлекались к кружковой деятельности, коррекционным занятиям, спортивным и школьным мероприятиям.

Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с:

заместителем директора по воспитательной работе;

Инспектором милиции Москоленко были проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В дневниках наблюдения отмечалась работа психолога, педагогов – предметников, воспитателей, классного руководителя. После каждой записи сделанной в дневниках проводили беседы.

В течении года в дневнике Золотарева К. было сделано большое количество записей, именно по удовлетворительному поведению. Единственная запись в его дневнике сделанная Натальей Петровной, где он после профилактической беседы изъявил желание заниматься дополнительно по математике.

В дневнике Поляруша Д. также делались записи по нарушению дисциплины, культуре поведения, склонности к воровству, но при этом были отмечены его участия в общешкольных мероприятиях.

Так как дети сложные и подросткового возраста, будем продолжать работу с ними в следующем учебном году.

источник

Специфика работы педагога-психолога заключается и в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё — и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому — что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье. В основе новой философии взаимодействия семьи и школьного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школьное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Формы работы педагога-психолога подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов, учащихся, а иногда и родителей.

Некоторые групповые формы работы:

· родительские собрания, включающие выступление психолога;

· групповые беседы, лекции и консультации психолога

· психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;

· проведение психодиагностики ребенка.

Анализируя данные, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Воспитание ребенка без отца»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы. Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации. Чаще всего это проблемы:

— проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

— проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

— проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

— внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

— воспитание ребенка в неполной семье;

— консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога играют роль опосредованного общения между психологом и школьником.

Из наглядно-информационных форм работы психолога используются следующие: информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты.

Используются такие методы работы со школьниками группы риска: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; также первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку. Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям[6].

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей «группы риска» необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Приемы, способствующие формированию у школьника правильного поведения: убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога; Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

Прямая констатация поступка — это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация — высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен; необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе); осуждение — открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; наказание — действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью.

Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Организация психологической коррекции школьников «группы риска» это обучение, воспитание и развитие учащегося в комплексе и при взаимодеймствии специалистов разных направлений деятельности. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Тренинг развития сензитивности — частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения

Содержание и методика проведения тренинга сензитивности

Задачи: обучение участников тренинга лучшему пониманию других людей, скрытых переживанияй собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением

Практическое значение состоит в том, что полученные данные могут
быть использованы как основа для углубленной и развернутой теоретико-методологической разработки темы, а также могут быть использованы в деятельности практических психологов

Практическая цель: научиться понимать людей, улавливать скрытые переживания собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением.

Практические задачи:

повышение чувствительность в восприятии окружающего мира;

— развитие способности понимать своеобразие каждого человека;

— улучшение возможностей в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании и деятельности людей;

— помощь в прогнозе поведения людей принадлежащих к разным социальным группам.

Возраст: учащиеся

Состав участников: 15-20 человек

Режим работы: 45 минут

Оборудование: Пачка бумаги, листки с цветом, клубок ниток, стакан с водой

Актуальность: существование разнообразных и противоречивых импульсов, исходящих от современного глобализирующегося мира, требуют от человека социальной пластичности. Возникает необходимость всестороннего анализа сензитивности и определения ее значения в современных условиях.

Структура тренинга:

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение «Мои уши локаторы»

3. Игра «Магия нашего времени»

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

6. Упражнение «Звериный ритм»

7. Упражнение «Расскажи о своем хозяине»

9. Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

10. Упражнение «Лови кастрюлю»

11. Упражнение «Правда или ложь»

12. Упражнение «Коллективный счет»

13. Упражнение «Строим мост»

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалиастов

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением, леворукие дети, одаренные дети и многие другие.

Поведение детей «группы риска», часто характеризуется как отклоняющееся. Отклоняющееся (девиантное) поведение —поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Основные виды отклоняющегося поведения личности (по Е.В.Змановской):

1. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

2. Зависимое (аддиктивное) поведение- это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Часто аддиктивное поведение характеризуют по объекту зависимости:

Читайте также:  Комплексный анализ отцы и дети

— химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

— нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

— игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

— религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

3. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Суициды делятся на три основные группы:

— Истинный суицид.Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

— Демонстративный суицид. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

— Скрытый суицид (косвенное самоубийство).Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

4. Агрессивное поведение (деструктивное)— форма социального поведения, включает закономерное прямое или опосредованное взаимодействие м/у людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Ведущие признаки агрессивного поведения:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

— тенденция к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Виды агрессивных проявлений:

1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против др. лица или объекта;

2) вербальная агрессия. — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3) прямая агрессия. — непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия. — действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия., являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6) враждебная агрессия. — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8) альтруистическая агрессия., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессия — как состояние психологической защиты личности в процессе социализации выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Подростковая агрессия— чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.п.). Изощренную жестокость проявляют также жертвы гиперопеки; избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки, жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ни могут объяснить.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным. Также одной из причин агрессивного поведения в подростковом возрасте является гармональная перестройка организма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9366 — | 7421 — или читать все.

источник

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

В 2010-2011 учебном году «группу риска» составило 7 учащихся,

Пропуски уроков без уважительной причины.

Пропуски уроков без уважительной причины.

Слабая подготовка к урокам.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

Слабая подготовка к урокам.

Слабый контроль со стороны родителей.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

которых можно распределить по следующим категориям:

Критерии, по которым определяются учащиеся «группы риска»

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Живут в малообеспеченной или неполной семье

Имеют стойкую неуспеваемость. Обучаются по специальной программе.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины.

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность.

Для работы с детьми данной категории определена основная цель:

создание психологического сопровождения детей «группы риска».

Проведение диагностического минимума для

— выявления причин трудностей в обучении, поведении, самочувствии в школьных ситуациях,

— степени школьной мотивации, адаптации.

Организация мер и проведение мероприятий, направленных на психологическую поддержку ребенка по устранению, выявленных причин.

Согласно плану сопровождения в октябре 2010 году изучены трудности детей «группы риска».

1). Ученик 10 класса Ф.О. характеризуется

слабыми способностями управлять своей целенаправленной активностью, достигать намеченной цели;

неумением следить за ходом своей деятельности, изменениями ситуации, замечать свои ошибки, быть критичным к своим действиям.

Это выражается в том, что он, то завышает, то занижает свои способности по достижению конкретно поставленных целей.

Требования, предъявляемые педагогом, им не учитываются, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий и возникновению тревожности при включении в любую деятельность.

Избегает препятствий, трудностей. Ему не хватает упорства, терпения, уверенности, произвольной активности.

При принятии решений он нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете, одобрении.

Трудно адаптируется к новым ситуациям, новой системе обучения, к новым друзьям.

Ему свойственна крайне низкая социальная адаптивность, что является препятствием к самореализации, к самоорганизации в трудных жизненных обстоятельствах. Виталию сложно строить планы на будущее.

У него выражен повышенный уровень различных форм агрессивного поведения.

Ф.О. на 28% (анг. яз, технология, ОБЖ, география) уроках испытывает эмоциональный дискомфорт. Считает, что 59% учителей – предметников (алгебра, анг яз, физкультура, технология, информатика, ОБЖ, МХК, геометрия, ТПК) относятся к нему безразлично, негативно.

Понимает , что учеба ему необходима для того, чтобы стать образованным,

подготовиться к будущей профессии. Ему нравиться узнавать новое, любит мыслить, думать, соображать. На уроках ему интересно. Считает, что школа по-настоящему готовит его к самостоятельной жизни.

2). Ученик 9 класса Ф.О. характеризуется

недостаточным уровнем развития личностной саморегуляции,

слабостью процесса планирования деятельности,

низким уровнем волевых качеств, самоконтроля,

неумением соотносить самооценку с реальными возможностями.

Он с трудом включается в учебную ситуацию, не оперативен при изменении требований, предъявляемых педагогом, не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий, снижению успешности.

На 25% (история, общество, черчение, анг яз.) чувствует себя не комфортно. Думает, что 38% (рус. яз, история, обществознание, история Сибири, анг. яз, информатика) учителей относятся к нему равнодушно, безразлично.

Мотивы учебной деятельности разнообразны. Учиться и потому что, заставляют родители, и потому что, видит необходимость стать образованным, подготовиться к будущей профессии. На уроках интересно, стремиться узнавать новое.

Ему присуща косвенная агрессия и раздражение, бесконфликтность, что не позволяет быть упорным в достижении своих целей и отстаивании жизненной позиции.

3). У ученика 7 класса Ф.О. , выявлены следущие проблемы:

низкий уровень автономности, развития социальных качеств,

страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей,

повышенный уровень тревожности в ситуациях общения.

Мальчик испытывает эмоциональный дискомфорт, нейтрально — негативное отношение к 40% предметов, внеурочным делам (рус. яз, алгебра, география, анг. яз, информатика, классные часы). Думает, что 13% учителей (технология, анг. язык) относятся к нему негативно.

4). Ф.О. , ученика 7 класса, характеризует

слабое развитие мотивации обучения,

низкий уровень автономности, социальной активности, нравственной воспитанности,

недостаточность поведенческой саморегуляции,

повышенный уровень тревожности в ситуациях межличностного общения.

К 13% (2) изучаемых предметов (география, анг. яз) ребенок не проявляет интереса, испытывает дискомфортное состояние. Не чувствует эмоционального принятия себя 20% учителей (литература, трудовое обучение, анг. язык).

5). Ученик 7 класса Ф.О. имеет проблемы, связанные

социальной адаптированности, автономности, самостоятельностью,

Он не проявляет интереса к 29% учебным предметам и школьным мероприятиям (рус. яз, алгебра, история, классные часы), чувствует себя дискомфортно в данных ситуациях. Считает, что 50% учителей безразличны к нему (литература, география, биология, история, музыка, трудовое обучение, классный час).

6). Ученик 3 класса Ф.О. характеризуется

слабой концентрацией и устойчивостью внимания, произвольной деятельности, слухового восприятия,

неустойчивостью интереса к учебной деятельности.

7). Ф.О. , ученик 2 класса, испытывает проблемы в обучении, которые объясняются недостаточным уровнем развития

произвольности психических процессов, познавательной деятельности, умственной работоспособности, сенсорных эталонов, общего интеллекта, слухового восприятия,

недостаточностью формирования приемов самоконтроля, волевых качеств, школьной мотивации,

что влияет на успешность учебной деятельности.

Возможные причины, выявленных трудностей (низкая мотивация учебной деятельности, слабый самоконтроль действий, недостаточность волевых качеств):

социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи, особенности стиля семейного воспитания ),

особенности нервной системы (инертный и слабый типы нервной системы),

несформированность приемов учебной деятельности,

недостаточная степень нравственной воспитанности, волевых качеств, произвольности функций,

повышенный уровень тревожности в учебных ситуациях.

Основным направлением работы с данной группой детей выбрано консультирование, которое позволяет не только выявить проблему, но и проанализировать выявленные трудности, а также решить конкретную проблему, провести коррекцию.

Формы психологического сопровождения:

I : младшее звено — коррекционные и развивающие занятия, индивидуальные консультации;

II : среднее и старшее — обучающие встречи, индивидуальные беседы.

I : В рамках работы с детьми «группы коррекции» начальной школы с частотой 1 раз в неделю проводятся развивающие занятия по программе «Развитие когнитивных способностей ребенка», которые посещают и дети 2, 3 класса «группы риска» Ф.О. и Ф.О. .

создание действенных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся,

формирование у ребенка умение контролировать свою деятельность , позитивного настроя к познавательной деятельности,

развитие когнитивно – личностных параметров, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний , собственного поведения ,

повышение мотивации к обучению, рефлексии учащихся.

На занятиях специально для этих детей предложены темы для обсуждения:

«Как развивать свои способности»,

формированию своего личностного «Я»;

организации времени, созданию плана нужных дел,

развитию навыков по преодолению трудностей,

повышению уверенности в себе;

ориентации на позитивные отношения между окружающими людьми.

II : В рамках предпрофильной подготовки и индивидуальных бесед (17 часов) ( Ф.О. ), специально организованных занятий (работа с детьми ОВЗ, 34 часа) ( Ф.О. ), групповых и индивидуальных встречах для остальных учащихся ( Ф.О. ) (1 раз в четверть) рассмотрены следующие темы:

«Самооценка и перспектива жизни»,

«Искусство каждодневного общения»,

«Что значит учиться мыслить»,

«Возможности человеческой памяти»,

«Как развивать свои способности»,

«Опасность употребления ПАВ»,

«Что значит быть личностью»

Ребятам предложены памятки:

«Способы развития адекватной самооценки»,

«Пути преодоления агрессивности»,

«Развитие навыков принятия и исполнения решения»,

«15 шагов развития уверенности в себе»,

«Приемы развития саморегуляции»,

«Как добиться жизненного успеха»

При индивидуальном консультировании даны рекомендации по умению

извлекать уроки из конфликтных ситуаций,

контролировать свои эмоции,

осознавать важность обучения для определения будущей профессии,

развивать навыки конструктивного взаимодействия,

Завершающий этап работы с данной группы детей при повторной диагностике , проведенный в апреле 2011 учебном году, позволил выявить некоторую положительную динамику по вопросам разрешения проблем.

снизился уровень агрессивности,

повысился показатель самоконтроля, ответственного отношения к посещению занятий.

повысился уровень волевых качеств, самоконтроля,

самокритичности, адекватность самооценки.

возрос уровень социальной активности,

повысился уровень познавательных мотивов.

возрос показатель поведенческой регуляции,

социальной и познавательной активности,

повысился показатель интереса к предметам.

возрос уровень произвольности деятельности, внимания,

школьной мотивации (целенаправленность и осознанность учения, учебно-познавательная активность).

незначительно увеличился уровень познавательных функций,

мотивации к школьной жизни.

Таким образом, положительная динамика в изменении отношения к учению выразилась через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности, самоконтроля.

В дальнейшем необходимо активизировать в течение учебного года тесное сотрудничество с классными руководителями по

совместному взаимодействию работы с детьми по их проблемам,

сотрудничеству с родителями по вопросам адаптации детей, нравственной воспитанности, важности приобретения школьных знаний, контроля школьной дисциплины,

консультированию с администрацией по возникшим трудностям.

25.04.2011.г. Психолог ________________/ Л.Д. Рагулина/

источник