Меню Рубрики

Что такое сенсорный анализ у детей

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.

По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, цвет, величину, положение в пространстве.

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста №1

Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального

развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики — пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

По каждому заданию фиксировалось:

— Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

— Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

— Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

— высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);

— средний уровень – 3 выполненных задания (8 детей).

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 8 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 0.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 0.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет — с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

2. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:

— большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

— все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В приложении 2 представлена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Данная консультация позволит родителям получить необходимую информацию для самостоятельных занятий с детьми, детально понять механизм сенсорного развития ребенка и его важность в процессе обучения.

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов — величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств .

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

источник

Далеко не все родители понимают, что представляют собой проблемы в сенсорной сфере. Между тем, именно перегруженная сенсорика является причиной многих особенностей в поведении детей с аутизмом.

Вот, что рассказала в одном из интервью Кэрол Кранович — автор нашумевшей в Соединенных Штатах книги «Ребенок, потерявший синхронизацию».

  1. Начнем с основ: что такое «сенсорные проблемы»?

У детей с разлаженной сенсорной сферой центральная нервная система получает, организует и декодирует сигналы из органов чувств с нарушениями. Наше поведение неразрывно связано с мозгом, поэтому, когда мозг (который стоит во главе ЦНС) «неправильно» реагирует на обычные, заурядные раздражители, меняется и поведение человека. Сенсорные проблемы могут влиять на то, как ребенок двигается, на его эмоции, внимание, привязанность к другим людям и умение достигать поставленные задачи.

  1. Как вы пришли к изучению детей с нарушенной сенсорикой и начали о них писать?

Я более 20-ти пяти лет учила дошкольников музыке и танцам, и мне всегда не давали покоя неуклюжие дети, словно бы потерявшие координацию движений и синхронизацию рук и ног. Чтобы помочь им лучше преодолевать трудности в играх и занятиях, я заинтересовалась теорией сенсорной интеграции. Я стала лучше понимать своих учеников и теперь оказываю им необходимую помощь.

  1. Какие советы вы могли бы дать родителям детей с сенсорными расстройствами?
  • Посещайте психолога, который использует в арсенале своих средств сенсорную интеграцию.
  • К сожалению, даже в Соединённых Штатах не все доктора и педиатры имеют представление о сенсорных расстройствах. Врачам тоже нужно учиться и делать это постоянно. Хотя сенсорные расстройства – это неврологическая проблема, далеко не каждый невролог знает, как их лечить.
  • Много читайте, особенно современной литературы.
  • Вы не находитесь наедине со своей проблемой. Общайтесь с другими родителями, у которых тоже есть особые дети. Обменивайтесь опытом и знаниями.
  • Наденьте воображаемые «сенсорные очки» и спросите себя: какие ощущения (прикосновения, звуки и т.д.) могут перегружать нервную систему ребенка? Можно ли минимизировать их воздействие? Снизьте нагрузку, приглушив свет, уменьшив громкость телевизора, не приносите в дом свежую сирень и многое другое.
  • Подумайте, каких ощущений лишен ваш ребенок? Перечень может включать движения, свежий воздух, вкус здоровой пищи. Многим детям, даже без сенсорных проблем, требуется обилие движения в течении дня. Любому человеку нужно двигаться в течении минимум десяти минут из каждого часа бодрствования. Нехватка движения приводит к тому, что ребенок начинает ёрзать, теряет внимание, раздражается и плохо владеет телом. Если ребенку нужно загрузить органы чувств, найдите способ это сделать.
  1. Как можно помочь детям с сенсорными расстройствами?
  • Ежедневно ходите с ребенком на прогулку.
  • Играйте с ребенком в игры, требующие обилия движений.
  • Не забывайте о бассейне, песочнице, качелях.
  • Выгуливайте вместе с ребенком собаку и бегайте трусцой.
  • Используйте увлечения ребенка. Если он, скажем, любит динозавров, то постройте ему на заднем дворе загородного дома бассейн с водой по колено – это будет океан, бассейн с жидкой грязью – болото, большая песочница – пустыня. Все эти территории населите динозаврами. Готовьте ребенку блюда в виде динозавров. Что бы ни нравилось вашему ребенку – используйте это для насыщения всех сфер его сенсорики.
  • Поменьше электроники. Сидение перед компьютером и телевизором вредит зрению, осанке, крупной моторике, умению общаться, вовлеченности в жизнь общества и многому другому. Электронные забавы воздействую только на две области чувств — слух и зрение. А у нас их как минимум пять или даже больше, если включить в охват чувство равновесия и проприоцептивную чувствительность. Используйте их все!
  • Ребенок должен высыпаться. Дети должны просыпаться утром сами — свежими и бодрыми, а не по звонку будильника.
  1. Как унять страх, вызванный сенсорными перегрузками?
Читайте также:  Стафилококк золотистый анализ расшифровка у детей

Каждый случай индивидуален, но вот несколько примеров:

  • Если ваш ребенок боится идти на игровую площадку потому, что его смущают крики детей, и ему не по себе в гуще людей, посещайте ее рано утром или поздно вечером, когда народа на ней мало. Будьте рядом с ребенком. Возьмите с собой мяч.
  • Если ваш ребенок хочет быть вдали от всех, пусть он покачается на качели в одиночестве, залезет через высокий забор в песочницу и вылезет обратно с десяток раз или закроется в кукольном домике и побудет там один.
  • Если же ребенок жаждет нового сенсорного опыта, ведет себя возбужденно и отчаянно, высоко раскачайте его на качели (но делайте это недолго!). Пусть он хорошенько покопается в песочнице и весь покроется грязью. Пусть скатится с горки головой вниз, а вы поймаете его на спуске.
  • Заведите большой надувной мяч и мат и занимайтесь на нем с ребенком. Можно очень мягко и при этом эффективно насытить сенсорику ребенка, заставив его выполнять подвижные упражнения на поиск баланса.
  • Что делать, если ребенок не хочет есть незнакомую еду? Внедряйте главный принцип – неспешная постепенность. Начните с того, что на блюдце рядом с тарелкой ребенка положите одно соцветие брокколи. Пусть целую неделю оно лежит там, и малыш не обязан его съедать. На следующей неделе к брокколи надо будет прикасаться одним пальцем, еще через неделю – подносить к губам. Затем нужно будет поцеловать соцветие, а потом – положите его в рот.
  • Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре – это его утомит и успокоит.
  • Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.

источник

Ирина Кольчурина
Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие дошкольник ов.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запоржец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с различными свойствами предметов, их пространственным расположением.

Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками осуществляется в новых для них видах деятельности и специальном обучении: в процессе рисования, аппликации, лепки, конструирования, т. е продуктивной деятельности. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Ребёнок усваивает обобщённые,

абстрактные эталоны формы, цвета, величины и т. д., закреплённые в слове. Слово- название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти, делает его применение более осознанным и точным. К концу дошкольного детства ребёнок знает и использует названия эталонов цвета, геометрических форм, величины (большой, маленький, самый маленький). Причём вначале дети усваивают только некоторые эталоны: круг и квадрат, красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Значительно позднее формируются представления о треугольнике и овале, оранжевом, голубом и фиолетовом цветах. Когда усвоены некоторые эталоны, ребёнок при восприятии новых предметов как бы прерывает их к известным ему эталонам. Например, дошкольник, имеющий представления о квадрате, но не знающий трапеции и прямоугольника, воспринимает эти фигуры как квадраты, если их отличия от квадрата не слишком велики. Усвоив, красный и жёлтый цвета в качестве эталонов, оранжевый он воспринимает как жёлтый или красный.

Ребёнок не только знакомится с отдельными эталонами формы, цвета. Он узнаёт о том, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, длине сторон; цвета изменяются по оттенкам; он знакомится с сочетаниями цветов.

Развитие сенсорных математических способностей детей

Первая младшая группа (2- 3 года).

Манипулируя предметами, дети второго года жизни знакомятся с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребёнок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребёнка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

На втором этапе путём проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разнообразной формы в соответствующих гнёздах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребёнок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуто большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнёздами, отыскивает идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребёнка.

В конечном счёте дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины и формы.

Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий но соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнять задание правильно. Более сложным становится и движение рук детей. Если раньше ребёнок просто раскладывал предметы

или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнёздах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.

Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только обратить предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их форму, величину и цвет.

Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружочки, на большой- большие и т. п. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру- занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность- рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырёх возможных.

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнёздам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребёнок научился обоим способам. Дети не владеющие вторым способом, в дальнейшем

затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребёнок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук.

Для игр на улице важно обеспечение детей разнообразным материалом: формочки, совочки, ведёрки, разных по форме и по размеру, куклы и машины двух контрастных размеров, природный материал. В ходе игр с песком и водой закреплять представления детей о форме и величине.

При одевании и раздевании, в повседневных бытовых ситуациях, в играх с дидактическими игрушками употреблять прилагательные обозначающие цвет, размер, форму.

На занятиях аппликация, лепка, конструирование. Знакомить детей с геометрическими формами: шар, конус, цилиндр; круг, квадрат, треугольник. Важно, так же внесение дидактических книг для младшего возраста по темам «Форма», «Цвет», «Размер». Закреплять понимание этих слов.

Вторая младшая группа (3- 4 года).

Игры и упражнения, предлагаемые для детей второй младшей группы, рассчитана, главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трёх- пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили чёткие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предлагает обобщение цвета, формы, отношения величин).

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств и предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки).

Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера- умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Таким образом, все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы:

1) задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трёх- пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2) задание на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3) задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4) задания на развитие глазомера.

Желательно, чтобы при выборе игр и упражнений воспитатель

использовал указанные типы заданий.

В этом возрасте советуется проводить занятия- праздники по сенсорному развитию: 5 сентября- Луппа- брусничник; 13 сентября- Куприян; 23 сентября- Пётр и Павел- рябинники; 1 октября- Арина- шиповница. ; со 2 октября- Зосима- заступник пчёл по 10 октября- Савватий- пчёльник- пчелиная девятина.

Продолжать работу с песком и водой на прогулке и в группе. Знакомство детей с названиями простейших форм.

На занятиях по лепке, например для медведей, лепить миски и чашки разного размера. При конструировании, выстраивать на столе из кубиков высокую и низкую башни, а на занятия аппликация наклеивание из

вырезанных заранее квадратов разного цвета высокой и низкой башни

(дома). Верх башни может быть сделан из треугольника. Закрепление понимания соответствующих названий геометрических форм. По окончании основной части работы ребёнок может возле каждого домика наклеить или нарисовать персонаж, для которого этот домик подойдёт по размеру. Также он может нарисовать занавесочки и цветы на окнах, двери и лесенки и т. п.

На занятиях по экологии, можно выполнять индивидуально или как коллективную работу. На три зелёных пятна неправильной формы (лужайки) или в три вазы ребёнок должен собрать цветы, имеющие разную окраску и размер, но одинаковую форму (например, василёк, ромашка, тюльпан).

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путём смешивания других, выделяют голубой цвет.

Знакомство с формой предполагает внедрение дополнительно к пяти уже известным фигурам двух новых фигур и, что особенно существенно, усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников и овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм.

На пятом году жизни детей учат анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам. 9

В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, рекомендуется предлагать им более сложные, чем в предыдущей возрастной группе, задания: выделять высоту, ширину предметов и другие параметры величины.

После усвоения детьми программного материала они выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета- форму и цвет.

В старшей группе рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.

Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырёх- пяти).

Дети шестого года жизни должны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научиться давать её последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию.

В этот период дошкольники выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же геометрической формы.

Задания на анализ сложной формы, расчленение её на составные элементы усложняются за счёт перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.

В старшей группе расширяются знания детей о величине предметов. Воспитанники выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя- тремя рядами.

Существенное внимание в работе с детьми старшей группы следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики. 10

Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребёнка Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Опыт работы «Сенсорное развитие дошкольников как способ формирования их математических способностей» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,.

Сенсорное развитие детей. Консультация для родителей Что такое сенсорное развитие детей? Это развитие, при котором развивается формирование и восприятие детей о внешних свойствах предметов.

Сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие дошкольников и использование вне групповых помещений детского сада в сенсорном развитии. 1. Дошкольное детство- период.

Сенсорное развитие посредством дидактических игр Сенсорное развитие через дидактические игры. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые.

Сенсорное развитие детей Тема: «Сенсорное развитие детей» Форма проведения: собрание пятиминутка Присутствовали: 12 человек «У ребенка есть страсть к игре, и ее.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2,3 до 3 лет. Этот возраст наиболее благоприятен.

Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии. Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.

«Сказочный лес». Конспект занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе Цели: формировать у детей элементарные математические представления: навыки сравнения предметов по величине, длине; закрепить счёт до трёх,.

источник

Дата публикации: 18.03.2016 2016-03-18

Статья просмотрена: 19765 раз

Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783. — URL https://moluch.ru/archive/110/27225/ (дата обращения: 22.10.2019).

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Стрептококковая инфекция у детей анализ

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксируется:

 Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

 Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:

  1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

источник

Теоретические основы развития восприятия в процессе сенсорного воспитания

1.1. Сущность и особенности сенсорного воспитания

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы анализаторов — от физиологического приёма внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом. Развитие ощущений и восприятия ребёнка — необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов. В основе умственного развития ребенка лежит развитие его чувственного опыта. 9/10 умственного багажа детей до десяти лет составляют чувственные впечатления. Слово “сенсорный” обозначает — чувства, ощущения, восприятие. Сенсорная культура ребенка, уровень его чувственного познания являются условием познавательного развития. Ребенок должен правильно воспринимать окружающий мир, а это значит, что все органы чувств должны быть нормально развиты.

Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

— во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

— во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

— в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.

Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п.

Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать у него перцептивные действия.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Развитие восприятия идёт путём формирования перцептивных действий – т.е. структурных единиц процесса восприятия у человека. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру. Перцептивное действие тесно связано с предметным действием.

Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения».

В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами.

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Развитие ощущения и восприятия происходит только в деятельности. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс, и на этой основе формируется способность наблюдать. Дошкольники не умеют подчинить восприятие заранее поставленной цели, непроизвольно воспринимают все яркое разнообразное. Зато знакомые предметы не вызывают у них длительного впечатления: сразу же, взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка интерес, желание его рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему осознанию и познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством познания через наблюдение и поиск.

Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая ему освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умения детей выделять качества, свойства, отношения и умения уловить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве, пропорции и т.д. Поэтому сенсорное воспитание не выделяется в программах школы в самостоятельный раздел, а включается в различные виды учебной деятельности.

Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.

Система эталонов включает в себя: основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал), три разновидности величины (большой, средний и маленький).

Сенсорные эталоны вырабатывались человечеством в процессе накопления общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются системы сенсорных качеств: системы геометрических форм, цвета, величин, материалов, систем звуков, норм произношений в речи, системы направлений и т.д. Все эти качества получили словесные обозначения: цвета спектра, объемные плоскостные фигуры, меры веса, длины.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Глубина и системность каждого эталона зависит от опыта и деятельности человека. Поэтому, когда ребенок осваивает эталоны, знания у него обобщаются и систематизируются, что позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт

Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека.

Таким образом, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, которое предполагает усвоение детьми сенсорных эталонов. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Сенсорное воспитание — это педагогическое руководство, направленное на развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.

1.2. Задачи, методы и содержание сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Развитие ощущения и восприятия происходит только в деятельности. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс, и на этой основе формируется способность наблюдать. Дошкольники не умеют подчинить восприятие заранее поставленной цели, непроизвольно воспринимают все яркое разнообразное. Зато знакомые предметы не вызывают у них длительного впечатления: сразу же, взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка интерес, желание его рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему осознанию и познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством познания через наблюдение и поиск.

Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая ему освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умения детей выделять качества, свойства, отношения и умения уловить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве, пропорции.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях целенаправленного обучения. Если ребенок развивался стихийно, то он в три-четыре года не может выделить и назвать свойств предметов (эластичность, блеск, прозрачность и т.д.), поскольку успех сенсорного воспитания зависит не только от уровня обучения, но и от уровня обучающей деятельности взрослого.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий (перцептивный — это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов (эталон — образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета).

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.

В содержание сенсорного воспитания входят: сенсорные эталоны, перцептивные действия и различные стороны сенсорного воздействия на человека со стороны окружающей действительности.

Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т.д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.

Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):

1. Для зрительных представлений:

а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;

б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далеко-близко, слева-справа);

в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).

2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями

(вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).

3. Для слуховой чувствительности:

а) различие звуков в повседневной жизни;

б) развитие речевого слуха;

в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).

4. Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).

5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.

6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса ( сладкий, горький, кислый, соленый).

Методика сенсорного воспитания предполагает следующую последовательность действий педагога:

1 этап. Привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

2 этап. Взрослый помогает увидеть, выделить и осознать то свойство, которое важно для деятельности. Он обучает детей перцептивным действиям и помогает накопить представления о сенсорных признаках. После показа и называния действия у детей надо выявить чувственное впечатление, которое было получено. При этом дети самостоятельно повторяют обследование предмета.

3 этап. Происходит формирование представлений о новом эталоне.

4 этап. Создание условий для самостоятельного применения детьми усвоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и организации собственной деятельности.

При формировании перцептивных действий используется методика, нацеленная на определение способов обследования предметов. Здесь особенно важна роль взрослого в обучении детей приемам обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета, создание общего впечатления о нем.

2. Вычленение частей предмета и определение их свойств ( форма, цвет, величина).

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга ( выше, ниже; слева, справа)

4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

Принципы организации работы: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность. Методами и приемами сенсорного воспитания являются: наглядные методы, метод сравнения, сопоставления, словесные методы, сочетающиеся с эмоциональной установкой; привлечение внимания, наблюдение за действиями взрослого и сверстников.

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать ит.д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное), восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Система фонем(от. греч. “звук”) – это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладеть смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы или цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции. Ребенок пропивает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умениям изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков. Игры на восприятие звука дают детям представление о шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте.

Читайте также:  Срок действия анализов для детей

Основное качество слуховых образов — предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Приведем примеры игр и упражнений:

«Что слышно», проводится с целью развития умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение. В ходе этого упражнения педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

«Определи, что слышится» на развитие умения прислушиваться и определять источник звука, где педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Органом осязания служит рука, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью использую различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений: лепка, аппликация, конструирование из бумаги, конструктора, рисование, сортировка мелких предметов. Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Игра «Что это?». В комплекте – деревянная основа (33×33×3,5 см) и набор деревянных элементов разных геометрических форм со скругленными углами (размер от 5 до 11 см), фигурки людей, животных, деревьев, ярко окрашенных в основные цвета; крышка из мягкого материала..

Игра позволяет формировать тактильные навыки, способствует развитию и выразительности речи, обогащению словарного запаса детей. Как играть. Фигурки выкладываются на основу и прячутся под мягкую крышку, а дети по очереди пытаются их опознать – ощупывают фигурки одну за другой и отвечают на вопросы: что ты можешь сказать об этих фигурках; чем они различаются; есть ли среди них похожие? После того, как ребенок сумеет опознать все фигурки, можно усложнить задачу, добавив другие знакомые детям предметы: “Чудесный мешочек”,“Определи на ощупь”, “Узнай фигуру”, “Угадай, что внутри”.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий, толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности использую сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб, сборно-разборные игрушки и др., что значительно повышает эффективность всей работы. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например при смешивании красок) или в таких играх как: “Найди цветок для бабочки”, “Поставь цветы в вазу”, “Ловись рыбка”, “Собери бусы”.

Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить. Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера: “Пирамидки”, “Матрешки”, “Расставь по порядку”.

Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению: “Что изменилось?”, “Найди отличия”, “Разрезные картинки”.

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста происходит знакомство с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Изолированное восприятие свойств предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.

С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, обогащается их восприятие новыми впечатлениями, расширяю представления об окружающем мире. Кроме того, веселые занятия и игры помогают малышам преодолеть страх перед темнотой. В зимнее время года, когда рано темнеет и поздно рассветает, с детьми играем в игры: “Пляшущие тени”, “Гуляем в темноте”, “День и ночь”, “Солнечный зайчик”, “Тени на стене”, “Свеча”, “Фонарик”и др.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом начинаю с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, знакомлю их с белым, черным, оранжевым, и фиолетовым цветами.

Ознакомление детей с цветом проводится поэтапно:

этап – различение цветов по принципу “такой – не такой”. На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, предлагаю ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;

этап – зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания называю цвет;

этап – закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.), при проведении дидактических игр. (“Цветная вода”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Бегите ко мне!”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные палочки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.).

Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной.

Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогаю им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывается как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомлю с треугольником, прямоугольником и овалом. Ознакомление детей с формой проводятся поэтапно:

этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, использую специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”), не называя ее;

этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;

этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами: во-первых, используя специальные игрушки; во-вторых, рассматривая эталоны форм – плоские и объемные фигуры; в-третьих, рассматривая реальные предметы простой формы; в-четвертых, используя специальные дидактические игры (настольные, печатные, подвижные и др.). Например, “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру”, “Башни” и др..

Величина – это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т.д. Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться большим, и маленьким.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий учим детей:

– сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;

– сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;

– сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;

– параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначать при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький. Ознакомление детей с величиной проводятся поэтапно:

этап – практические действия. При знакомстве детей с величиной используются различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;

этап – зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;

этап – использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни). Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:

– сравнивая пары предметов практически – способом приложения;

– зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;

– используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши,);

– используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.). Например, “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Две коробки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.

Обучение умению различать количество предметов в раннем возрасте включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Пространство – это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить. Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок с младенчества практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его. Изучение пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходит в ходе специальных игр и занятий. Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко – близко – рядом, сверху – снизу, спереди – сзади).

Изучаем пространство разнообразными доступными детям способами: в ходе наблюдения, при манипуляции с предметами, в процессе занятий рисованием, аппликацией, при проведении дидактических игр “Тут и там”, “Вверх и вниз”, “Построй, как я”, “Где же мишка”, “Прячтесь в домик”, “Возьми в руку” и др.

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Сначала образы воспринимаемых предметов нечеткие, расплывчатые. Ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке, описать словами. Это происходит не потому, что малыш не умеет лепить, рисовать, и не потому, что недостаточно развита его речь. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части.

Формирование целостного образа воспринимаемого объекта проводится в следующей последовательности:

– узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается так спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов;

– восприятие предмета и выделение его частей. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов.

Таким образом, для каждого параметра величины должны быть использованы четыре типа игр и упражнений: с предметами, плоскими фигурами, рисунками и по представлению. Изначально предлагаются задания с более контрастными величинами, постепенно добавляются менее контрастные промежуточные размеры, которые позволяют развивать точность глазомера. Каждый новый параметр величины дается на примере знакомых предметов и с использованием параметров из предыдущих заданий. Приведем пример использования упражнений, соответствующих всем четырем типам заданий:

1. Сравнивание предметов мебели по высоте (детей по росту):

— сравнивание предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический, шкаф с антресолью и без нее и т. д.), дидактическая игра «Что в комнате выше лежит?»;

— сравнивание деталей строительного набора (игрушек и т. д.);

— сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка (далее увеличивать количество детей до 5—7).

2. Сравнивание плоскостных изображений:

— подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;

— сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т. д., различающиеся лишь по одному признаку — высоте).

3. Сравнивание нарисованных предметных изображений, например изображений геометрических фигур, по-разному расположенных на листе бумаги.

4. Сравнивание предметов по параметру высоты по представлению, например дидактическая игра «Что ты знаешь высокое и низкое?» (многоэтажный дом высокий, а одноэтажный низкий, заводская труба высокая, а труба на крыше дома низкая и т. д.).

Подчеркнем, что усложнение представлений об отношениях предметов по величине идет по пути освоения отношений между несколькими предметами, убывающими (возрастающими) по величине. Эта работа предполагает выстраивание сериационных рядов предметов по параметру убывающей или возрастающей величины (например, построить башню из постепенно уменьшающихся кубиков, расположить бруски разной длины в виде лесенки, построить детей по росту и т. д.). Сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий больше или меньше предыдущего). Осознание параметра величины обязательно закрепляется в слове: пользование специальной терминологией — важная задача обучения.

Отметим, что использование в сочетании наглядных и словесных средств обучения, приемов сравнения объекта и изображения, зарисовки, проведение различных измерений объектов и др. помогут детям с ограниченными возможностями овладеть эталонами величины.

Учитывая, что пути развития восприятия величины и формы одинаковы, целесообразно проводить игры и упражнения на восприятие величины параллельно с играми на восприятие формы. Приведем в качестве примера вариант игры с мозаикой: при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета происходит опредмечивание изображения того или иного предмета. При этом внимание детей фиксируется на том, что величина, цвет, форма могут быть признаками разнообразных предметов. Возможно использование мозаики, например, двух величин, восьми цветов, пяти форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

Ознакомление с цветом традиционно начинается еще в раннем возрасте, но дети с ограниченными возможностями зачастую и в начальных классах путают многие цвета и их оттенки (например, розовый, сиреневый и т. д.), а некоторые цвета не знают и не различают (фиолетовый, оранжевый). Исследования подтверждают, что у таких детей резко снижена цветовая чувствительность. Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают огурец в красный цвет, кошку в синий и т. д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.

Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.

источник