Меню Рубрики

Анализы творчества для детей пришвина

Воспитание любви к природе через произведение детской литературы. Идейно-тематическое своеобразие рассказов, система образов, особенности языка рассказов, воспитательное значение произведений М.М. Пришвина (сборники «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Человек и природа в творчестве М.М. Пришвина

Природа — это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Это очень важная задача — рассматривая природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней, а также в выборе своих действий. В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей — природоведов, которые в своих текстах учат детей видеть красоту природы, правильно вести себя в природе. В основном в этих произведениях затрагиваются проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга. Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других. (4; 1)

Воспитание любви к природе через произведение детской литературы

детский рассказ пришвин воспитание

Природа всегда вызывает интерес — здесь сосредоточена истина. Природа — могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть.

В воспитании любви к природе у дошкольников большую роль призваны сыграть воспитатели. И в этом деле ближайший помощник художественная литература о природе. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Есенина, Бажова, Пришвина, Паустовского, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса детей к природе. Литература о природе представляет собой уникальную энциклопедию знаний для детей. На материале литературы о природе решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного. (1; 3)

В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З. Александровой, В. Серовой).Также воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» (М., «Детская литература», 1968); Ю. Дмитриев «Большая книга леса» (М., «Детская литература», 1974); А. Михайлов «Вот так куколка» (М., «Малыш», 1968); Н. Сладков «В лесах счастливой охоты» (М., «Детская литература», 1964), «Песенки подо льдом» (М., «Детская литература», 1967); а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. (6; 2)

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Значение природоведческой книги очень велико, через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность.

Познавательная деятельность детей преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у дошкольников, диктуют воспитателям строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы, в том числе и при чтении книги. Ребёнок познаёт мир, воспринимая его таким, каким его показывает писатель. Например, Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях.

Особенности творчества М.М. Пришвина (на материале сборников детских рассказов «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»)

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873-1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени — в реальном училище, в Риге — в политехникуме, в Лейпциге — в университете. Получил специальность агронома. Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой. В этих произведениях Пришвина прослеживается пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства. А сколько в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами — наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется — и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов — каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое», — утверждал писатель. В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах для знакомства детей с природой в основном используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе. «Нигде не нужна так простота языка, — писал он, — как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек» — говорил М.М. Пришвин

Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей». Книги Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», — азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Автор любил свои рассказы для детей, радовался их успеху и для себя объяснял их удачу так: «Из-за того я их и пишу, что они пишутся скоро, и, пока пишешь, не успеешь надумать от себя чего-нибудь лишнего и неверного. Они чисты, как дети, и их читают и дети, и взрослые, сохранившие в себе свое личное дитя». Наверное, это правда, и рассказы потому и стали детскими и любимыми, что он не успел в них «надумать от себя чего-нибудь лишнего», усложнить отвлеченной мыслью.

А о чем же рассказ «Лисичкин хлеб»? Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. Особенность этого и других рассказов М. Пришвина, — в отсутствии «в лоб» всказанной «морали». Поучительный вывод читатель сам извлекает из ситуации. (2; 22) О чем мы узнаем из рассказа? Вместе с Зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья. Зиночка оказывается весьма в неприглядном положении: читатель-то знает, что «лисичкин хлеб» — самыйобыкновенный, а значит, вся привередливось Зиночки, её пренебрежение к «нашему хлебу» ни на чём не основаны. И он вместе с автором хитро подсмеивается над слабостью девочки. (3; 136) Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства. Здесь можно увидеть точные реальные образы, каждый из них индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется.

Свою лучшую детскую книгу «Золотой луг» Пришвин составил из вполне взрослых книг («Рассказы егеря», «Лесная капель», «Неодетая весна», «Календарь природы») и из дневников и в этой работе как-то особенно ясно увидел, как тонка грань между сказкой и реальностью, когда пишешь о природе, а думаешь о людях. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции — вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. М.М. Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам. — Об одной из таких тайн природы мы узнаем из рассказа «Золотой луг». На примере этого рассказа мы видим, что даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Из начала рассказа мы узнаём, что одуванчики — цветы «неинтересные». «Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь — стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава — дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.» Но почему сначала цветы были «неинтересные», а потом стали «интересными»? В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали. Автор учит наблюдать и любить природу, замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. (6; 1)

В своих произведениях автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. «Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим», — так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц — и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину». (7; 1)

1) Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру.

2) Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

3) Знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н.С. Карпинская, — свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

4) Познавать мир с помощью природоведческой книги — значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В первую очередь писатель-природовед обращает внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала. Таким писателем можно назвать М.М. Пришвина. Его рассказы позволяют увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет.

5) Творчество Пришвина — негромкое, голос его произведений тихий, но настойчивый. Пришвин разворачивает перед читателем картины природы как неизменного мерила добра и красоты, рисует портреты людей, ничем особенным не примечательных, но сохранивших главное — доброту и человечность, говорит о вечном.

6) Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, понимаешь, что рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником — он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней. Таким образом, книги Пришвина играют важное значение в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств маленького ребёнка.

1) Н.Ф. Виноградова, «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», М., 1978. OCR Detskiysad. Ru

2) Ивич А. «Природа и дети», Детская литература 1980

источник

Жанровое и стилевое богатство прозы Пришвина. Анализ любого произведения. — Лекции по русской литературе XX века (1940 – 1985)

Пришвин родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. «Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918).

Переезжает в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, заканчивает шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин М.М поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1902). Служил агрономом в земстве (Клин, Луга). Опубликовал несколько книг и статей по сельскому хозяйству.

Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования.

После 1917 Пришвин некоторое время вел педагогическую деятельность; он страстно увлекался охотой, краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье).

Умер 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве. На его могиле стоит памятник работы Сергей Конёнкова в виде птицы счастья — Сирин, символизирующий всю творческую судьбу писателя — «Охоту за счастьем» для «неведомого друга». Там же похоронена и Валерия Дмитриевна Пришвина.

Многообразие прозы Пришвина:

Основные жанры прозы Пришвина: Пришвин – автор многих произведений о природе, детских рассказов, охотничьих рассказов, очерков, автобиографический роман, поэма в прозе, сказка-быль, статьи по агрономии, особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Первый рассказ «Сашок» был напечатан в 1906 в журнале «Родник». Оставив свою профессию, Пришвин увлекся фольклором и этнографией. Рождение Пришвина как писателя связано с путешествиями по северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Наблюдения над природой, бытом и речью северян, записи сказов вылились в своеобразную форму путевых записей-очерков: книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). Первая книга писателя «В краю непуганных птиц» (издана в 1907) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали.

Результатом поездок в Крым и Казахстан явились очерки «Адам и Ева» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны бубны» (1913) и др. В издательстве «Знание» вышло первое собрание сочинений Пришвина (1912—14). В годы первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом; его очерки печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русские ведомости».

После 1917 Пришвин некоторое время вел педагогическую деятельность; он страстно увлекался охотой, краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье). Опубликовал очерк «Башмаки» (1923), охотничьи и детские рассказы, фенологические записки «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями под названием «Календарь природы» (1935). Писатель учит в них «родственному вниманию» к природе, зовет узнавать «…лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево, скала или даже лицо целого края». Параллельно этой линии у Пришвина развивается и другая: очерки, связанные между собой единым героем (чаще всего лирическим «я» писателя), его философскими и нравственными исканиями, становятся главами повести или романа. В 20-е начат автобиографический роман «Кащеева цепь», над которым Пришвин работал до последних дней жизни (1923—54). Романтические искания главного героя Алпатова, развиваясь на фоне жизни России и Германии к. XIX в., превращаются в историю роста творческой личности и анализ существа творческой деятельности вообще. Поэтически конкретные образы романа одновременно выступают как олицетворение мифа (Второй Адам, Марья Моревна и др.). Примыкающая к роману повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929) вводит читателя в лабораторию художника.

В эти годы Пришвин постоянно печатается в журналах «Новый мир», «Красная новь» и др. Пришвин ищет живой материал в поездках по Д. Востоку, Северу и Кавказу. Он выступает с пропагандой жанра очерка («Мой очерк», 1933). И снова от научного знания и фольклора идет к художественной прозе, создавая поэтические рассказы и повести. Так, очерк об оленях «Дорогие звери» предшествовал повести «Жень-шень» (первое название — «Корень жизни», 1933), одному из лучших произведений Пришвина, в котором «корень жизни» выступает как многогранная метафора, символизирующая и поиски «творчества жизни», и силу страсти, и боль утрат. Реалистические и романтические элементы, бывалое и небывалое, правда и сказка, сливаясь, дают сплав светлого пришвинского мироощущения.

Он создает жанр дневниковых записей — поэтических миниатюр. Цикл таких миниатюр составила поэма в прозе «Фацелия» (1940), о который писатель говорит: «Это моя песнь песней!» К ней примыкает и цикл «Лесная капель» (1940).

В годы Великой Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего времени» (1945, полностью опубликована в 1957). В сказке-были «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанной с повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954), Пришвин снова стремится «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Он показывает, как воля людей превращается в деяние, как правда смыкается со сказкой. Наиболее известное произведение Пришвина — сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), посвященная теме становления детских характеров, единства человека и природы. Повесть, в которой блестяще соединились поэзия природы, занимательность сюжета и познавательный интерес, заняла первое место на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей.

В последние годы жизни Пришвин, как всегда, много сил отдавал дневникам. В 1957 опубликован роман-сказка «Осударева дорога» (начатый еще в 30-е), в котором встречаются история и современность. Точность наблюдений художника и натуралиста, напряженность философских исканий, высокое нравственное чувство, язык, питаемый соками народной речи, — все это сообщает прозе Пришвина неотразимое обаяние.

Мотивы творчества Пришвина — тема охраны природы, взаимосвязи человека и окружающего мира, единства всего живого.

Анализ сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»:

Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не стоило жизни Митраше. Но мальчик, попав в болото, не растерялся, проявил смекалку и мужество, поэтому остался жив. Травка — добрая и умная собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши. Стосковавшись по человеческой ласке после смерти хозяина, Травка принимает Митрашу за Антипыча, и благодаря смекалке мальчик спасается из трясины.

1) Двое детей-сирот: два образа — Настя и Митраша. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи», На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.

Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал качествами «мужичка».

Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!».

2) Собака Травка — добрая и умная собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши, спасла его и вытащила из болота.

3) Антипыч — старый охотник. Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 — 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее «травить» (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее — Травка.

Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».

4) Природа — тоже действующее лицо в сказке-были. Животные: собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик. Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

«Кладовая солнца» — одно из наиболее известных произведений писателя. Написанное после Великой Отечественной войны, в 1945 году, оно посвящено теме становления детских характеров, единства человека и природы. Эта повесть заняла первое место на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. Сам Михаил Михайлович Пришвин считал сказку-быль «Кладовая солнца» одним из лучших своих произведений; именно об этом произведении он писал в своих дневниках как об удачно найденной форме соединения правды и сказки.

Михаил Михайлович Пришвин определил жанр своего произведения как сказка-быль. Исследователи подчеркивают, что «форма сказки» характерна для послевоенных произведений М.М.Пришвина, «увидевшего в этом жанре неограниченные возможности сближения мечты и действительности». Многие сказочные сюжеты, образы и мотивы повторяются в разных произведениях писателя.

В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.

Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.

Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.

«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.

Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.

«Сказка – это связь с приходящим и уходящим», _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка». Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло). Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.

Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль». Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, — пишет он, — очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось…»

Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.

Михаилу Михайловичу Пришвину принадлежит такая философская мысль: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их». Этой мыслью автор хотел показать, что кладовая солнца – это не только вымысел, не сказка, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.

Произведение Пришвина удачно соединяет правду и вымысел и отражает важнейшие мысли писателя о природе и человеке. Сказка осознается писателем как синоним мечты, которая предшествует всякому делу, а затем уже превращается в руках человека в правду. У Пришвина сказка и быт неразрывно связаны, без сказки не будет и правды. Михаил Михайлович Пришвин сам понимал, что «Кладовая солнца» — одно из лучших его достижений, так как ему удалось создать «современную правдивую сказку», то есть такую сказку, в которой сохранена и «правда очерка».

В сказке все события происходят в одном времени, время всегда движется в одном направлении и никогда не возвращается назад. В «Кладовой солнца» события происходят в настоящем и прошлом времени: повествование прерывается воспоминаниями о прошлом.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

В сказке нет описаний пейзажа, тем более подробных, обстоятельных – в произведении Михаила Пришвина таких описаний достаточно много.

И конечно, в сказке нет научных описаний, которые есть у Пришвина.

Таким образом, в произведении Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» мы находим как элементы сказки, так и элементы, не соответствующие этому жанру. Поэтому сам писатель и определил жанр своего произведения, как сказка-быль.

Философская основа произведения:

Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

«Кладовая солнца» — это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» — это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность.

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке— цели похода героев повести.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, избрал более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате.

Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла — волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГ БОУ ВПО Калужский государственный университет
им. К. Э. Циолковского

Кафедра русского языка и методик его преподавания
в начальных классах

«Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников».

Курсовая работа по дисциплине
«Методика развития речи детей»
студентки 4курса, грп. ДПЗ – 41
факультета начального образования
заочной формы обучения
специальность «Дошкольная
педагогика и психология»
Семеновой Анны Витальевны

Научный руководитель:
к.ф.н., доцент Козыро Л.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА …………………. . . . 5
1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5
1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7
Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 13
2.1 Значение детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………… ………………..13
2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду……..17
Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА………………………………………………………… ………….27
Заключение…………………………………………………… …………………35
Библиографический список…………………………………………………. .37
Приложение 1
Приложение 2

Введение
Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Его лирические миниатюры, короткие детские рассказы, как и философские повести и романы, полны удивительных открытий, нравственной красоты, они оставляют в душе человека светлые чувства. Каждому, кто читал произведения Пришвина, знакома радость общения с писателем, открывающим красоту окружающего мира, обладающим поэтической непосредственностью восприятия, свежим, как бы первым узнаванием жизни. Его по праву считают непревзойдённым мастером пейзажа и великим знатоком русской природы.
За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». Природа для М.М. Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Вся жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается им в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении её с жизнью человеческой. (6,с.6)
Одна из существеннейших черт художественного метода М.М. Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа – непрекращающийся динамический процесс.
М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал это всеми своими книгами.
Актуальность нашей работы заключается в том, что все идейно-эстетические ценности, выраженные Пришвиным в яркой художественной форме, помогают воспитателям приобщать дошкольников к бесконечному многообразию земной красоты, развивать у них способность творчески решать задачи повседневной жизни.
Объектом данной работы являются произведения М.М. Пришвина в круге чтения дошкольников.
Предмет изучения – особенности пришвинских произведений.
Цель исследования состоит в выборочном анализе произведений М.М. Пришвина.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1) изучить особенности произведений М.М. Пришвина,
2) проанализировать произведения Пришвина.
Метод исследования – выборочный анализ произведений.

Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА
1.1 Краткая биография М.М.Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.
Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии. Лишь в 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина « Сашок». Оставив службу, Пришвин пустился собирать фольклор по северным губерниям, даже заходил в Лапландию (территория Финляндии и Норвегии).
Именно о событиях и впечатлениях от путешествия его путевые очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), После этого Пришвин объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил несколько книг о флоре и фауне этих территорий.
В 1912—1914 гг. при содействии М. Горького вышло первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны (1914—1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. Попытки Пришвина превратить краеведческие и географические очерки в литературный жанр увенчались неоспоримым успехом. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия» — дневниковые записи о странствиях по Центральной России. Умер в 1954 г. в Москве.

1. 2. О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина.
Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени – в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете. Получил специальность агронома.
Первая его книга о русском Севере — “В краю непуганых птиц”. Главная тема творчества – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта – обрести своего читателя, который сначала сам “поймёт, а … уж потом всем скажет”.
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
Пришвин никогда не делил своё творчество на “ взрослое” и “детское”. “Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое”, – утверждал писатель. Есть такое понятие – лирическая проза. Лирика – это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Нам привычней встречать это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки в несколько строк поэмами. А как ещё назвать миниатюры вроде этой: “Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок”. И вот ещё: “Лес берегами как руками развел, и вышла река”. (9, с.72)
Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства “через посредство охоты”… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Одностраничный рассказ “Лисичкин хлеб”, очевидно, важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.
В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: “Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа – это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе”. В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в его описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам (“Золотой луг”); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб (“Силач”); шепчет лес (“Шёпот в лесу”). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”). (6, с.11)
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – всё это воспринимается нами как прекрасное начало. У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так, Пришвин в рассказе “Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: “Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам — съест”.
Рассказ “Ребята и утята” учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам: “И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: “До свидания, утята! ”
Также и многие другие эстетические категории вызревают в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажных домах на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но, если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: “Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж”. Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Пришвин любит употреблять неожиданные в обычной речи, звучащие уже как новообразования глаголы: “собака хвостит’’, ‘‘бабочка замотыляла, мотыляет’’. Тут сразу в действенной форме глагола сближены слова бабочка и мотылек. Образная форма существительного особенно активно и заметно проступает в глаголе. И, наоборот, глагол образует существительное, производное от того же корня: “птенцы хлопунки’’, “…удирают бегом по воде, хлопая короткими крыльями. Эти хлопунки — очень занятная публика”. (10, с.30)
Михаил Михайлович склонен к образному раскрытию смысла слова на выборе собственных имен – названий рек, селений, болот и кличек собак. Например, станция Берендеево в книге “Календарь природы”. Уже в самом названии этой станции скрывается сказочный образ царя Берендея, старательно обыгранный Пришвиным на все протяжении его творчества. Пришвин тотчас же создает новый каламбурный глагол. Шутка и сказка влзникают из одного только названия станции.
Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался”, — писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина.
Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин “поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными” на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ.
Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.
Детство для Пришвина – необходимый элемент творческого восприятия мира. Пришвин не просто детский писатель с точным возрастным адресом своих маленьких читателей. Он не ставит себе задачу написать специально детский рассказ. Он к детскому рассказу естественно приходит от творческих своих представлений о жизни, литературе, природе. Для Пришвина именно радость и удивление – неотъемлемый элемент каждой настоящей работы писателя и художника.
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Значение детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста.
Изучение литературного произведения на занятии воспитатель нацеливает на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет нравственное и эстетическое воспитание. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.
Знакомя детей с текстом, воспитатель показывает художественное своеобразие творчества писателя в целом или его отдельного произведения. Дети приходят к выводу, что основное отличие художественного познания действительности от научного заключается в том, что писатель в своих рассказах раскрывает отношение человека к действительности и действительности к человеку.
Чтение – процесс непосредственного восприятия читаемого. В часы чтения в душе ребёнка властвуют глубокие эмоциональные переживания, выбор собственной нравственной позиции по отношению к героям рассказов, эстетические чувства, которые удовлетворяются художественностью произведения, красками слова. Анализ литературы о природе – неотъемлемая часть целостного познания, опирающаяся на знание текста, общего характера творчества писателя, понимания общих закономерностей литературного творчества.
Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Воспринимая текст, ребёнок видит необходимость того или иного отношения к поступкам героев, но всё это должно находить подтверждение со стороны воспитателя, именно он должен подтвердить или опровергнуть выводы ребёнка, но сделать это мягко, подкрепив своё мнение доказательствами, при этом уважая мнение ребенка.
Хотя, бесспорно, книга является важным элементом воспитания, и, сочетая работу с книгой, допустим, с наблюдением за природой, мы добиваемся формирования у ребёнка наиболее целостного восприятия окружающего мира. Развивать многостороннюю наблюдательность детей – важнейшая педагогическая задача.
Познавательная деятельность детей преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у дошкольников, диктуют воспитателям строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы, в том числе и при чтении книги. Ребёнок познаёт мир, воспринимая его таким, каким его показывает писатель. Например, Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях. (5, с.13)
Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В первую очередь писатель- природовед обращает внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.
Природа всегда вызывает интерес – здесь сосредоточена истина. Природа – могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но нравственное начало в поступках человека должно послужить для него примером. Также стоит рассмотреть в каждом конкретном случае в человеке личность, которая принимает то или иное решение и выяснить – почему человек поступает так, а не иначе. Таким образом, в природоведческой литературе можно проследить отношение человека к природе.
Итак, значение природоведческой книги очень велико, через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность.

2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду.
Рассматривая формы работы с книгой, необходимо ориентироваться на возраст дошкольников. Например, для дошкольников старшего возраста характерен довольно большой словарный запас, определённые представления об окружающем мире и так далее. Слушание произведений становится более сосредоточенным, внимательным. Ребёнок этого возраста уже сам оказывает предпочтение определённым жанрам и произведениям. Поэтому в этом возрасте можно знакомить детей с более объемными и сложными произведениями писателя, такими, как “Лимон”, “Вася Весёлкин” и другие.
Воспитателю важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержать и какие вопросы решать. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции. Таким образом, книга должна быть доступна до понимания и сознания ребёнка, должна удовлетворять его познавательные интересы, развивать мышление, память, воображение. (1, с. 107)
Рассматривая разные жанры, в первую очередь следует отметить рассказ. Рассказ основан на реальных событиях, он может содержать в себе повествование, описание, рассуждение. Например, в рассказе Пришвина “Пиковая Дама” показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов – “Рассказы егеря”, где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла – “Ёж” и “Гаечки”, где описаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных – это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей.
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ. Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у него “разговаривают”, “мыслят” , почти как люди, но очеловечивание в произведениях писателя никогда не бывает полным, то есть звери и птицы могут думать, но про себя, слушать, смотреть, но не выполняют не свойственных им действий, так как живут в реальной для них обстановке.
В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе.
Совокупность жанров литературы позволяет решить эти педагогические задачи, причем, чем больше воспитатель будет обращать внимание на их решение при помощи всех возможностей определённого жанра, тем лучше. Говоря об особенностях восприятия рассказа, следует отметить подлинность его содержания. В содержании заключён опыт, который может пригодиться в жизни; ситуации, в которые можем попасть мы, встречаются в содержании. Поэтому дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают за образец поведение того или иного персонажа или отвергают его, предполагают, как поступил бы на его месте сам ребёнок.
Рассказ – это модель окружающего мира, его понимание строится на основании этого и воспитатель должен подводить детей к этому выводу.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относится к растениям и животным.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе – результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру. (5, с.61)
Как показывает опыт, через литературные произведения детей можно знакомить с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа; уяснить соответствие содержания и формы; выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение текста; понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя и художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми методическими приёмами: уметь регулировать дыхание; тембр голоса, его силу; следить за чёткостью дикции и за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловые значения, своё отношение к изображаемым событиям. Перед чтением воспитатель должен создать определённую эмоциональную атмосферу: выдержать продолжительную паузу между чтением и предыдущей деятельностью. Во время чтения дети рассаживаются свободно вокруг воспитателя. Если в группе достаточно свободного места, то можно устроить уголок сказки, куда можно поместить материал который можно использовать в ходе подготовки к восприятию, при чтении и после. Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах, а также диафильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций, особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках. Младшие дошкольники иногда не различают даже такие эмоции, как радость и горе. Воспитателю в группе при постоянном совместном рассматривании легко выявить таких детей. При общении с ними нужно подчёркивать собственную экспрессию, выразительность мимики, обращать внимание такого ребёнка на детей с выразительной мимикой. Воспитатель должен быть особенно тактичным в этом вопросе, придерживаться чувства меры. Такие моменты фиксации эмоциональных выражений должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Необходимо отметить, что работа с книгой и до, и во время, и после прочтения должна быть серьёзной и творческой со стороны воспитателя. Тогда и дети будут относиться к этому процессу, как к празднику и в то же время, как к серьёзному и важному делу, в ходе которого воспитатель должен суметь выполнить педагогические задачи.
Вообще, детская литература – действенная сила нравственного воспитания, только нужно уметь целенаправленно ею пользоваться. Сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, гнев, осуждение, удивление. Причём эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости.
Многие дети дошкольного возраста, не владея, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения, нуждаются в предварительной подготовке к восприятию того или иного текста, а также в последующей работе над текстом под руководством взрослых. Такие приёмы, как кукольный театр, игра-драматизация и так далее способствуют формированию необходимого эмоционального отклика на события текста и поступки героев. (8, с. 44)
Итак, подготовка воспитателя и детей – важный этап перед чтением произведения, от которого зависит успешность деятельности самого воспитателя. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, “Деревья в лесу”: “Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет”. Прочитав такую зарисовку на занятии по рисованию, воспитатель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: “Рябина краснеет”, “Первый мороз”, “Силач”, “Осинкам холодно”, “Осень”, “Анютины глазки” и многие другие. Эти зарис
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник