Меню Рубрики

Анализы обследования устной речи детей

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Галина Касимовна Утемишева
    Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей

    Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую группу были зачислены дети старшей группы и дети, оставшиеся на второй год обучения. Всего 14 человек: 12 детей с ОНР и 2 ребёнка с ФФНр.

    Анализируя данные речевого развития детей, выявлены 2 ребёнка со 2 уровнем развития речи — Загаидзе Артём, Украинцев Владислав. Артём стал проявлять речевую активность, легче стал входить в контакт со сверстниками и взрослыми. В течение учебного года с ним проводилась регулярная логопедическая работа. Подбор материала осуществлялся с учётом индивидуальных речевых нарушений и особенностей ребёнка.

    Ко второй группе относятся Осокина Катя, Сапрычев Максим, Степанов Максим, Денщиков Владислав. Эти дети стали отчётливее произносить нарушенные звуки, могут составлять различные типы предложений, активно общаются со сверстниками. Затруднения ещё вызывают слова сложного состава. Не всегда правильно используются предлоги. Запланирована работа по взаимодействию с воспитателями группы. Родителям этих детей предложена консультативная работа.

    С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики продолжала работу по активизации артикуляционного аппарата детей и формирование правильного произношения нарушенных звуков;

    — в игровой форме проводилось формирование правильного физиологического и речевого дыхания; — дети научились употреблять в речи глаголы в разных временных формах;

    — использование на занятиях потешек, стихотворений способствовало развитию реакции детей на интонацию и мимику, развивалась память, мышление и внимание;

    — продолжала привлекать детей к активному участию в драматизации сказок, игровых сюжетах;

    развитию фонематического слуха способствовали упражнения на различение неречевых звуков (использовались дид. игры, прослушивались диски с аудиозаписями);

    — продолжала отрабатывать правильную артикуляцию звуков и чёткое произнесения текста во время проведения пальчиковых игр, ритмичное выполнение движений «ладонь-кулак-ребро», закрепили умение соединять поочерёдно пальцы на руках, дети умеют проводить самомассаж пальцев рук.

    Работа над общей и мелкой моторикой проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями (игры с бусами, мозаика, обводки по контуру и шаблону, печатание в тетрадях, штриховки);

    — использововала в индивидуальной работе тетради на графику, способствуюих развитию у детей умения пользоваться шаблоном, качественному навыку удерживать правильно карандаш и графически правильно выполнять задания;

    — продолжала освоение детьми различных способов словообразования и словоизменения.

    — дети стали понимать изменение значения слов, улучшилась слоговая структура;

    — во время диалога или беседы дети стали правильно отвечать на вопросы, изменять силу голоса, выбирать правильный темп речи.

    Никита выучил алфавит и может читать по слогам.

    К середине года их фразовая речь стала более развёрнутой, и дети свободно общаются с окружающими. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься более чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей заметно пополнился обобщающими понятиями, но не все дети понимают значения сложных слов. Использование игровых моментов, разнообразных упражнений на развитие памяти, мышления, внимания способствовало развитию познавательной деятельности. У детей выработалось умение сравнивать, обобщать. Лучше стали они ориентироваться на листе бумаги, активизировалась мелкая моторика рук.

    В своей работе я стала использовать тестопластику, песок. Заметно улучшилась подвижность речевого аппарата. Исправлены недостатки в произношении звуков и грубые нарушения в слоговой структуре речи.

    В середине года эти дети показали средний уровень развития речи. Ребята стали чаще правильно использовать предлоги. Им стало легче составлять различные типы предложений и определять количество слов в предложении. Ещё возникают трудности у детей при образовании относительных прилагательных с различными значениями. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти способствует обеспечению полноценной готовности детей к обучению в школе.

    • Учить детей использовать не только предметный словарь, но и словарь действий и признаков.

    • Продолжать формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, закрепление правильного произношения, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры речи).

    • Продолжать обогащение пассивного словаря, закрепить представления по лексическим темам.

    • Закрепить навык свободного пользования поставленных звуков.

    • Обучать практическим навыкам словообразования и словоизменения.

    • Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

    • Продолжать учить составлять предложения по вопросам, рассказы по картинке.

    • Индивидуальная работа над развитием мелкой моторики рук в тетрадях (выполнение заданий на занятии и дома).

    • Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на занятиях и в свободной деятельности.

    • Побуждать детей подготовительной группы послоговому чтению. Познакомить детей с понятием буква и символ. Использовать в работе звуковую азбуку.

    • Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики.

    • На основе полученных данных, рекомендовать активизировать работу с детьми, требующими индивидуальный подход: Загаидзе А, Сапрычев М, Осокина К.

    Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ детского сада «Улыбка». 20 апреля.

    Аналитическая справка по результатам диагностики детей Я, Кашапова Гулия Халитовна, работаю в МДОУ детсад № 1 «Улыбка» с. Камышла воспитателем. Результаты своей работы я отслеживаю путем мониторинга.

    источник

    В данном блоке представлена тестовая методика Т.А.Фотековой по диагностики устной речи дошкольников и младших школьников.

    ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики. Пособие адресовано логопедам, психологам, дефектологам, педагогам.

    С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

    Совместно с Л.И. Переслени нами разработана и апробирована стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки. Опыт показывает, что она удобна для:

    • диагностики;
    • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушения разных сторон речи (получение речевого профиля);
    • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
    • комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
    • отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

    Методика может быть успешно использована и в научно-исследовательских целях.

    В предлагаемом пособии приведены рекомендуемые для обследования речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб ребенком с речевой патологией и оценки каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей, характеризующих речевой статус детей с разными нарушениями (ОНР, ЗПР, умственной отсталостью с системным речевым дефектом), демонстрирует возможности методики по выявлению структуры дефекта. Статическая обработка полученных при обследовании данных позволяет вывести усредненные показатели, характерные для каждой из указанных категорий детей. Соотнесение их дает возможность интерпретации получаемых результатов и квалификации дефекта.

    Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста.

    Ее применение не требует использования наглядных средств и доступно не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критерии оценки каждой группы проб.

    Для удобства предлагаемая серия проб разработана в двух вариантах:

    1. полном, дающем возможность тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи;
    2. сокращенном, предназначенном для экспресс-диагностики и требующем гораздо меньше времени, но также позволяющем оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка.

    При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно.

    Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений лежит церебрально-органическая недостаточность, или (если использовать более употребляемый сейчас термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушениями такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому предлагаемая методика обследования речи может быть использована только в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов. В нашей практике в качестве таких методов применялся психодиагностический комплекс, предложенный Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой, который дает возможность исследовать характеристики наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. Он подобран с учетом клинико-физиологических данных и также позволяет получить как количественные, так и качественные показатели.

    ОПИСАНИЕ ПОЛНОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

    В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988) и Е.В. Мальцевой (1991). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработана бальная система.

    Читайте также:  Анализы в сэс для детей

    Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Для того чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Всего речевое обследование включает 157 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

    Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом для оценивания заданий всех серий, кроме пятой, является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Для серий I (кроме звукопроизношения), II, III, IV, V – это 1; 0,5; 0,25; 0баллов, для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов и для серии VI – 5; 2,5; 1; 0 баллов. Задания пятой серии оцениваются тремя градациями: 1; 0,5 и 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использовании помощи.

    СТРУКТУРА ПОЛНОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ

    1 серия – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

    Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия. Однако при интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком либо слоге (вместо ма – на – ма в этом случае ребенок воспроизводит ма – ма – ма или ма – на – на). Таким образом, первое задание носит комплексный характер.

    Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

    Третья группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений по показу экспериментатора.

    Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции признаком системной речевой патологии является нарушение звуко-слоговой структуры слова, т.е. количества и последовательности звуков и слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов 9 Т.А. Титова, 1983). На выявление соответствующих нарушений направлена четвертая группа заданий серии, включающая 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры. Максимальное количество балов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствуют количеству входящих в них проб (15, 10 и 10 баллов), наивысший балл за звукопроизношение равен 15. таким образом, максимальная оценка за всю серию – 50 баллов.

    2 серия – Исследование навыков языкового анализа – состоит из 10 заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и навыками выделения их из потока речи. Максимальная оценка – 10 баллов.

    3 серия – Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий, по 10 проб в каждой.

    Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка. При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматические, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, словесные замены (например, вместо предъявленного «над водой летали белые чайки» ребенок воспроизводит: «Над водой летали галки»).

    Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка. Так и с их нарушениями.

    Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у дете2й с системной речевой патологией.

    Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

    В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Максимальное количество балов за каждую группу заданий соответствует числу проб, т.е. всякий раз равно 10, а за всю серию – 50.

    4 серия – Исследование словаря и словообразовательных процессов – состоит из трех групп заданий.

    Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного.

    Вторая группа состоит из пяти проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.

    Третья группа заданий самая большая: в ней 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных ( по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных. Имя прилагательное – одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций [8].

    Для детей с ОНР и ЗПР задания на словообразование очень сложны, при их выполнении отмечается инертность, когда ребенок пытается делать все пробы стереотипно (так, если салат из моркови – морковный , то суп из грибов – грибный , лист дуба – дубный , а березы – березный и т.д.). Очень часто, не зная нужной формы, дети прибегают к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии заканчивается к периоду школьного обучения. Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю серию равен 50.

    5 серия – Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращенной речи. Для этого использованы пробы, предложенные А.Р. Лурия. Понимание сложных логико-грамматических конструкций требует сложной аналитико-синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами. Отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции ( Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? ), обратимые и флективные инвертированные словосочетания ( показать ключ карандашом ). Максимальный балл равен 10.

    6 серия – Исследование сформированности связной речи. Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию составляет 30. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

    Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.и. Лалаевой.

    Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключения составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь ( Неверно, подумай еще… ) не редко приводит к актуализации правильной формы слова.

    Максимальное количество баллов, начисляемое за успешное выполнение всех проб методики, равно 200. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и раздели в полученный результат на 200. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных нами уровней успешности:

    IV — 100 — 80%;
    III — 79,9 — 65%;
    II — 64,9 — 50%,
    I — 49,9 и ниже.

    Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 – для серий I, III, IV; на 10 – для серий II и V; на 30 – для серии VI). В первой серии целесообразно тем же способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности. Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – номера названия заданий или измеряемых сторон речи. Всего их получиться девять:

    1. фонематическое восприятие;
    2. артикуляционная моторика;
    3. звукопроизношение;
    4. слоговая структура слова;
    5. навыки языкового анализа;
    6. грамматический строй речи;
    7. словарь и словообразовательные процессы;
    8. понимание логико-грамматических отношений;
    9. связная речь.

    Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

    РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ПОЛНОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

    Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

    Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

    • ба – па па – ба
    • са – за за – са
    • жа – ща ща – жа
    • са – ша ша – са
    • ла – ра ра – ла
    • ма – на – ма на – ма – на
    • да – та – да та – да – та
    • га – ка – га ка – га – ка
    • за – са – за са – за – са
    • жа – ша – жа ша – жа – ша
    • са – ша – са ша – са – ша
    • ца – са – ца са – ца – са
    • ча – тя – ча тя – ча – тя
    • ра – ла – ра ла – ра – ла

    Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем торой (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

    Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

    1. Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:

    • губы в улыбке;
    • губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;
    • язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
    • язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
    • язык «чашечкой» — рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
    • щелканье языком;
    • «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
    • «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
    • «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
    • чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

    Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

    Оценка: 1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

    0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

    0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 баллов – невыполнение движения.

    Инструкция: повторяй за мной слова:

    Собака — маска — нос
    Сено — косить — высь
    Замок — коза
    Зима — ваза
    Цапля — овца — палец
    Шуба — кошка — камыш
    Жук — ножи
    Щука — вещи — лещ
    Чайка — очки —ночь
    Рыба — корова — топор
    Река — варенье — дверь
    Лампа — молоко — пол
    Лето — колесо — соль

    При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представлены в ходе дельнейшего обследования.

    Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 группа – Л, ЛЬ; 4 группа – Р, РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

    3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

    1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

    1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

    0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, З, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).

    Читайте также:  Анализы в бассейн для детей

    Баллы, начисленные на каждую из пяти групп суммируются. Максимально число баллов за все задание – 15.

    1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    Инструкция: повторяй за мной слова:

    Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.

    Слова предъявляются до первого воспроизведения.

    Оценка: 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;

    0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

    0 баллов – невоспроизведение.

    Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

    1. Сколько слов в предложении?
    • День был теплый.
    • Около дома росла высокая береза.
    1. Сколько слогов в слове?
    • Дом
    • Карандаш
    1. Определи место звука в слове:
    • первый звук в слове крыша ;
    • третий звук в слове школа ;
    • последний звук в слове стакан .
    1. Сколько звуков в слове?
    • Рак
    • Сумка
    • Диктант

    Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».

    Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

    0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    Серия 3. Исследование грамматического строя речи

    Инструкция: послушай предложение и попытайся повторить его как можно точнее.

    Над водой летали белые чайки

    В саду было много красных яблок.

    Земля освещается солнцем.
    Ранней весной затопило весь наш луг.
    Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

    Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
    Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
    На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

    Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза).

    Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение;

    0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

    0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

    0 баллов – невоспроизведение.

    Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

    Березки склонились от ветра.

    Хорошо спится медведь под снегом.

    Над большим деревом была глубокая яма.

    Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок;

    0,5 балла – выявление и исправление ошибок с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

    0,25 балла – ошибки выявлены, но не исправлены;

    0 баллов – ошибки не выявлены.

    1. Составление предложений из слов в начальной форме

    Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

    Рисовать, карандаш, девочка.

    Груша, бабушка, внучка, давать.

    Витя, косить, трава, кролики, для.

    Миша, дать, собака, большая, кость.

    Петя, купить, шар, красный, мама.

    Слова предъявляются до первого ответа

    Оценка: 1 балл – предложение составлено верно;

    0,5 балла – нарушен порядок слов;

    0,25 балла – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.);

    0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

    1. Добавление предлога в предложение

    Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

    Почки распустились … деревьях.

    Последние листья падают … березы.

    Щенок спрятался … крыльцом.

    Большая толпа собралась … театром.

    В связи с трудностью этого задания разрешается использовать два вида помощи: 1 – стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?).

    Оценка: 1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

    0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

    1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

    Инструкция: один – дом, если их много, то это дома.

    Один стол, а много – это… Стул – … Окно – … Звезда – … ухо – …

    Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.

    Стол, а много чего? — … стул -… окно — … звезда — … ухо — …

    Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

    Оценка: 1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

    0 баллов – невоспроизведение.

    Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования

    1. Инструкция: у кошки – котята, а у…

    Козы — … волка — … утки — … лисы — … льва — … собаки — … курицы — … свиньи — … коровы — … овцы — ….

    1. Образование существительных в уменьшительной форме

    Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол, стул, дом, снег, дерево.

    1. Образование прилагательных от существительных
    • Относительных

    Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.

    Шляпка из соломы – кисель из клюквы –

    Горка из льда – салат из моркови –

    Варенье из вишни – суп из грибов –

    Варенье из яблок – варенье из сливы –

    Варенье из малины – варенье из клубники –

    Варенье из черники – лист дуба –

    Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а если…

    Волка за жадность — … зайца за трусость — … медведя за силу — … льва за смелость — …

    Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

    Мороз — … солнце — … снег — … дождь — … ветер — … холод — …

    Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

    Кошки — … медведя — … зайца — … белки — … волка — … льва — … лисы — …

    Гнездо орла — … клюв птицы — … ружье охотника — …

    Оценка: Для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма4

    0 баллов – невоспроизведение.

    Серия 5 Исследование понимания логико-грамматических отношений

    1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Покажи карандаш ключом.
    2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.
    3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом, или лето – перед весной?
    4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
    5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
    6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
    7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

    В задании 1 оцениваются три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.

    Оценка: 1 балл – правильный выполнение;

    Серия 6. Исследование связной речи.

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.

    Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.

    Оценка производилась с учетом модели, разработанной Р.И. Лалаевой [1], днако сами критерии были несколько модифицированы.

    1) Критерий смысловой целостности :

    5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

    1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

    0 баллов – отсутствует описание ситуации.

    2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

    2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

    1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – рассказ не оформлен.

    1. Критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

    2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

    1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

    0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

    1. Пересказ прослушанного текста

    Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

    В нашей методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983)

    В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.

    Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

    Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

    1) Критерий смысловой целостности :

    5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

    2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

    1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включения посторонней информации;

    2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

    2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

    1 балл – отмечаются аграмматизмы. Повторы, неадекватное использование слов;

    0 баллов – пересказ недоступен.

    1. Критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

    1 балл – пересказ по вопросам;

    0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.

    ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество балов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, абсолютное значение мало информативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее представить данные в процентном выражении.

    Речевая карта по Фотековой Т.А.

    В коррекционной работе использую различные игры для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя .

    С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик.

    В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для.

    Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру.

    Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение.

    Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья.

    источник

    Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования пятилетних детей. Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще..) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

    Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно 282 баллам.

    При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 282. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой .

    IV — 100 — 80 % речевое развитие соответствует норме,

    I — 49,9% и ниже ТНР; патология речи, усугубленная интеллектуальными нарушениями.

    Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий:

    1 — артикуляционная моторика

    3 — фонематическое восприятие

    4 — слоговая структура слова

    5 — навыки языкового анализа и синтеза (для 5-6-ти летних детей) навыки фонематического анализа (для 4-х летних детей)

    6 — словарь и словообразовательные процессы (для 5-6-ти летних детей) активный словарь (для 4-х летних детей)

    8 — понимание логико-грамматических отношений (для 6-ти летних детей)

    Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

    МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

    В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалае-вой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, И.С. Кривовяз. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.

    Методика включает пять серий, объединяющих определенное количество речевых проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

    Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

    Для серий I (кроме звукопроизношения, опознание звука), II; III; IY — 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

    Для опознания звуков – 5,3,1,0 баллов

    Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

    Для серии Y – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

    В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

    При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно

    Читайте также:  Анализы занятий в дет саду

    Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 282 баллам.

    Серия I — Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

    Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда.

    Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

    Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз

    Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

    Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов.

    В целях экономии времени, фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

    Инструкция: «Повторяй за мной слова».

    Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

    Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные

    (1 группа – свистящие С,СЬ, З,ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ;

    3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

    3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки З,С,Ц,, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

    Третья группа нацелена на исследование состояния фонематического слуха: в ней 26 проб, предусматривающих опознание гласного звука среди ряда гласных звуков, различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие), повторение ряда слогов (по 1, 10, 15 соответственно).

    а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

    Инструкция: «Подними руку, когда услышишь —О-»

    Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

    Максимальное количество — 5 баллов.

    б) определение способности дифференцировать оппозиционные звуки

    Инструкция: «Покажи картинку».

    Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

    Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

    в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

    Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

    Предъявление – воспроизведение – предъявление — воспроизведение.
    Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

    Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

    0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

    Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

    Инструкция: «Повторяй за мной».

    Слова предъявляются до первого воспроизведения.

    Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

    Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

    Максимальная оценка за всю 1серию –70 баллов.

    Серия II – Исследование навыков языкового анализа и синтеза — включает две группы заданий (определение первого гласного звука в слове, выделение заданного звука из слов).

    Первая группа состоит из пяти проб.

    Инструкция: «Назови, какой первый звук слышишь в слове …?»

    Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

    Максимальное количество — 5 баллов.

    Вторая группа состоит из десяти проб, выявляющих, в какой мере ребенок выделяет звук из слова.

    «Слышишь ли звук моторчика рррр в словах?»

    «Слышишь ли мычание коровы мммм в словах?»

    Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

    Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    Максимальное число баллов за задание –10 баллов.

    Максимальное число баллов за всю II серию – 15 баллов.

    Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования — состоит из трех групп заданий.

    Первая группа включает 45 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, животные, птицы, мебель, овощи, фрукты; названий детенышей, названий профессий (8,14,8,8,7 соответственно).

    Вторая группа включает 22 пробы на проверку словаря признаков (цвет, форма, качество объекта) — 12, 5, 5 соответственно.

    Третья группа включает 25 проб на проверку глагольного словаря (называние действий по картинкам, «Кто как передвигается?»; «Кто как кричит?») – 10, 5, 10 соответственно.

    «Ответь на вопрос» применяется для 1-ой, 5-ой групп проб.

    «Покажи и назови части. Что это?» применяется для 2-ой группы проб.

    «Как все эти предметы можно назвать одним словом»- для 3-ей группы проб.

    «Назови детенышей у …» — для 4-ой группы проб.

    «Назови, какого цвета краски» — для 1-ой группы проб

    «Назови, какой предмет по форме» — для 2-ой группы слов.

    «Ответь на вопрос» — для 3-ей группы слов

    «Назови, что делает?»- для 1-ой группы проб.

    «Ответь, как передвигается …?» — для 2-ой группы проб.

    «Ответь, как кричит …?» — для 3-ей группы проб.

    Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов — невыполнение.

    Максимальное количество баллов за выполнение первой группы заданий –

    45 баллов, второй – 22 балла, третьей группы – 25 баллов.

    Максимальное количество баллов III серию – 92 балла

    Серия IV – Исследование грамматического строя — состоит из пяти групп заданий.

    Первая группа нацелена на исследование состояния словоизменения: в ней 45 проб, предусматривающих образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (10,10,4, 4,4,4, 4,5 соответственно)

    Инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…» — для 1-ой группы проб.

    «Чего не стало?» — для 2-ой группы проб.

    «Скажи, кому ты даешь корм?» — для 3-ей, 4-ой групп проб.

    «Кого ты видишь на картинке?» — для 5-ой, 6-ой групп проб.

    «Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?» — для 7-ой группы проб.

    «Назови ласково предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая – это ручка» — для 8-ой группы слов.

    Вторая группа включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и женского рода единственного числа.

    Инструкция: «Назови, какой предмет по цвету».

    Третья группа включает 8 проб на согласование существительного с числительным.

    Инструкция: «Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять….»

    Оценка 1,2,3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи «Не верно, подумай еще»; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

    Четвертая группа включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

    Инструкция: «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить».

    В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи:

    1 – стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

    Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

    Пятая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.

    Предложение повторяется до первого его воспроизведения его (1-2 раза).

    Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

    Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

    Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю IV серию равен 75 баллам.

    Серия V – Исследование сформированности связной речи

    Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

    Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые несколько модифицированы.

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (три картинки)

    Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и придумать историю».

    2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

    3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

    2. Пересказ прослушанного текста.

    Пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

    Рассказ предъявляется не более двух раз.

    Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе небольшую историю, слушай ее внимательно, запоминай и приготовься мне ее рассказать»

    ЕЖ.
    Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

    1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

    2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

    3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

    Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию V составляет 30 баллов.

    1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993.

    2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

    3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

    4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.

    5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    6. Логопедическое обследование ребенка (автор-составитель С.Е. Большакова) — М.: А.П.О., 1995.

    7. Методические рекомендации Управления по дошкольному воспитанию Гособразования СССР к инструкции по приему детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Бюллетень Госкомитета СССР по Народному Образованию №2, 1989.

    8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

    9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1991.

    10. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

    источник