Меню Рубрики

Анализы для детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

учителя начальных классов Брюхановой М.В.

ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В школе с детьми ОВЗ я работаю второй год. Это: Питенко Кристина, Гашев Денис- дети с задержкой психического развития. Ко мне они пришли в 1-ом классе. Кристина П.- дублировала 1 класс (по ПМПК). Первое время она была замкнута, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательное. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. Денис Г. тоже делал подобные ошибки, в работах — много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивали правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Гашева Дениса, и мы решили направить его на ПМПК. Дети продолжают обучение во 2 классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Хочется отметить, что дети быстро адаптировалась в этом классе, прекрасно ладят с одноклассниками.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

-предотвращение наступления утомляемости ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности );

-активизацию познавательной деятельности ( использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

-проведение дополнительных занятий (игз);

-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявляю педагогический такт (п остоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности).

Для детей с ЗПР организую дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)

Кристина Питенко старательная девочка и делает пусть незначительные, но уже успехи в обучении. У неё еще недостаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь свой словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По контрольным диктантам есть четвёрки.

Денис Гашев имеет неплохие вычислительные навыки по математике: лучше всего у него, получается, решать примеры и текстовые задачи в одно действие.

Н а 2016-2017 уч. год по работе с этими детьми я поставила следующие задачи :

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся с ЗПР к различным видам деятельности;

создать условия: для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;

готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов (ожидание успеха в решении затруднений ребенка);

поощрять и одобрять самостоятельность, и уверенность в его сильных сторонах, стимулировать самоанализ своей деятельности ребёнком, рефлексию;

признавать личностное равноправие ребенка в диалоге при решении собственной проблемы;

систематически осуществлять педагогами самоанализ, самоконтроль своей деятельности.

Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. А сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Поэтому работу с детьми буду продолжать.

источник

надежда пермякова
Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ

Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021 год на воспитанника 6 группы А. М.» и «План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015-2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А.» Как Вы уже догадались, маршрут сопровождения воспитанника отслеживается у нас с момента поступления каждого ребёнка в школу и до его выпуска. Ранее была немного иная форма сопровождения, но с введением ФГОС, мы остановились на данной форме, так как, на наш взгляд, она даёт полную картину развития воспитанника. Каждый специалист (воспитатель, учитель-предметник, дефектолог, психолог, медик, логопед) ведёт ребёнка, руководствуясь своим планом работы, исходя из способностей и возможностей ребёнка. Все материалы подшиваются в отдельную папку и носят название СИПР (специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта). Сегодня я хочу Вас ознакомить с результатами работы воспитателя ГПД за прошедший год.

Охрана здоровья и физическое развитие. К концу 2015-2016 учебного года Максим показал удовлетворительные БУД по данному направлению. Основное внимание в работе было уделено формированию понимания значения ценности ЗОЖ.

Максим достаточно хорошо усвоил знания об основных органах человека: самостоятельно выполняет действия по их определению, называет функции, которые они выполняют; имеет представление о значении правильного питания, но не всегда их соблюдает (склонен к перееданию). Владеет информацией о витаминах, о необходимости наличия витаминов в организме человека; самостоятельно называет основные правила поведения в быту, в экстремальных ситуациях. Знает и самостоятельно выполняет действия по соблюдению элементарных правил дорожного движения. Навыки пользования предметами личной гигиены (полотенце для рук, тела, ног; зубная щетка, расческа) имеет, но для правильного пользования ими нужен постоянный контроль. Не всегда достаточно внимания уделяет навыкам опрятности, причёске, соблюдению порядка во всём. Динамика развития положительная. В дальнейшем нужно продолжить работу по формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

Трудовое воспитание. Результаты БУД на конец года показали положительную динамику по трудовому воспитанию. Максим имеет достаточные знания о мире профессий. Самостоятельно выполняет действия по различению профессий умственного и физического труда. Может на примере конкретного выполнения работы распределить трудовые обязанности. Самостоятельно выполняет действия по определению предмета труда. Имеет представление о ряде некоторых профессий, а также владеет общими трудовыми умениями и навыками. В дальнейшем требуется продолжить работу по определению интересов и склонностей.

Творческое развитие. Основное внимание при работе в данном направлении уделялось общему развитию посредством изобразительной деятельности. На конец 2015-2016 учебного года Максим показал удовлетворительные БУД. Охотно берется за выполнение творческих работ. Может с помощью инструкции и образца создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые ранее, самостоятельно пользуется приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания. Может выполнять знакомые работы по образцу, по плану. Результаты выполненных работ показывают, что мальчик удовлетворительно владеет навыками расположения рисунка на листе бумаги: с помощью инструкции или образца правильно ориентируется в пространстве листа, может закрашивать изображение предмета с определённым контуром, работать с материалами, инструментами для аппликации, но все работы мальчика выглядят небрежными. При выполнении работ очень торопится, что ведет к неряшливости и небрежности выполнения. В дальнейшем требуется уделить внимание на воспитании терпения, старательности в достижении хорошего результата. В целом динамика положительная.

Нравственно-этическое воспитание. На конец года Максим показал хорошие результаты, что определило положительную динамику. Он знает и самостоятельно выполняет правила поведения учащихся и правила поведения в общественных местах. Знает о жизненных ценностях, уважении к старшим, но охарактеризовать свои поступки, определить своё эмоциональное состояние и со-стояние товарищей может только с помощью инструкции (дополнительных вопросов, пояснений). Имеет ровные отношения со всеми ровесниками. Знает и старается самостоятельно выполнять простейшие правила этикета. В дальнейшем продолжить работу по воспитанию межличностных отношений.

Буду рада, если мой опыт работы в данном направлении будет кому-нибудь полезен.

Анализ работы МО музыкальных руководителей за 2015–2016 учебный год Работа МО музыкальных руководителей строилась в соответствии с целями и задачами музыкального воспитания дошкольников на 2015 — 2016 учебный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Циклограмма. Организация работы с детьми старшей группы на 2015–2016 учебный год Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 7:00 Утренний приём детей на свежем воздухе (при неблагоприятных погодных условиях в группе).

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2015–2016 учебный год №3 «Золотая рыбка» Сентябрь. Родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?» Консультация в родительский уголок: «Особенности.

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2015–2016 учебный год Перспективный план работы с родителями на 2015-2016год: Сентябрь: 1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5-6лет».

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2015–2016 учебный год Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 7 «Сказка» комбинированного вида городского округа Звенигород Перспективный план Работы.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год Тема самообразования: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы с родителями средней группы на 2015–2016 учебный год План работы с родителями средней группы на 2015-2016 уч. год № Месяц Форма проведения, нетрадиционные формы проведения Цели и задачи Ответственные.

источник

Применение методов прикладного анализа поведения при обучении и развитии детей с ОВЗ, включая аутизм, согласно ФГОС НОО

Курс повышения квалификации на 72 часа
Форма обучения очная с примением ДОТ (онлайн)

Отличное решение по повышению квалификации для педагогов из регионов или занятых коллег из Москвы, который позволяет обучиться поведенческому подходу дистанционно. Мы ведем запись всех вебинаров, поэтому если вы опоздаете на занятие или пропустите его, то сможете просмотреть вебинар в записи.

Обучившись на нашем дистанционном курсе вы сможете уверенно работать и взаимодействовать с детьми с ОВЗ, включая сложную и чувствительную категорию детей с РАС — от обучения и психолого-педагогической поддержки, до развития и коррекции. Курс идеально подходит педагогам, педагогам-психологам, учителям-логопедам и учителям-дефектологам, а также очень полезен тем, кто хочет работать тьютором согласно профстандарту и ФГОС.

Читайте также:  Ликвор на анализ у детей

учителя общеобразовательных школ, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы, педагоги-организаторы, преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, иные педагогические работники, занятые в образовательном процессе лиц с ОВЗ, включая расстройства аутистического спектра.

Этот курс подойдет вам, если:

  • вы живете в регионе (области), где нет поведенческих курсов для педагогических работников, либо заняты, и не можете посещать очные курсы в Москве;
  • у вас есть доступ к компьютеру с выходом в Интернет;
  • вы хотели бы организовать инклюзивную образовательную среду для детей с ОВЗ и РАС, научиться эффективным инструментам работы с ними, применять научно доказанные и действенные методики для развития вербальной и невербальной коммуникации у детей с ОВЗ, их обучения и развития согласно ФГОС;
  • вы хотели бы улучшить качество образовательных услуг для сложной категории детей с ОВЗ в вашем учреждении.

Курс разработан Институтом прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий совместно с ведущими практиками в области поведенческой педагогики и в полном соответствии с профессиональными стандартами педагога и педагога-психолога, ФГОС НОО ОВЗ, а также с учетом образовательного законодательства Российской Федерации.

  • вы научились современным диагностическим инструментам для проведения оценки навыков ребенка и дальнейшего составления индивидуальной образовательной программы;
  • вы можете планировать и реализовывать коррекционную работу в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся и ФГОС НОО ОВЗ.
  • научитесь разрабатывать эффективные стратегии формирования новых навыков у детей с ОВЗ и РАС.
  • вы получаете документ, подтверждающий высокий уровень ваших компетенций;
  • вы становитесь частью прогрессивного сообщества педагогов и психологов, обладающих уникальными знаниями в области управления нежелательным поведением, высоко котирующимися во всем мире.

Стоимость курса c удостоверением о повышении квалификации – 10 000 рублей. Стоимость курса с сертификатом участника — 7 000 рублей.

Данный курс может быть реализован в дистанционном формате для работников вашего образовательного учреждения при численности группы от 25 слушателей.

Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков – № 3352279-19

  • наличие высшего или среднего специального образования
  • получение высшего или среднего специального образования в настоящее время.
  • наличие персонального компьютера, доступ к высокоскоростному интернету.
  • диплом с приложением об имеющемся среднем специальном или высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
  • паспорт
  • свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)

Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65, или почте info@iaba.ru

Калабухова Анна Алексеевна
педагог-психолог, поведенческий аналитик,
куратор ресурсных классов

Колпакова Лилия Олеговна
педагог-психолог, поведенческий аналитик,
заведующая кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования АНО «ИПАП»,
куратор ресурсных классов для детей с ОВЗ и аутизмом в Воронежской и Белгородской областях.

источник

Представляю вашему вниманию аналитический отчёт о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья за 1 полугодие 2016-2017 учебного года в школе.

за I полугодие 2016г. – 2017 уч.года

В МБОУ «Шелаболихинская ООШ» с 1 сентября 2016г. обучаются 15 детей с ОВЗ, что составляет 8 % от общего кол-ва обучающихся школы. В се обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. В семи классах школы организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, трое детей с ОВЗ обучаются индивидуально на дому. Четверо — впервые стали школьниками.

11 ребят обучаются по адаптированным программам VII, VIII видов.

обучающихся по адаптированным программам

Четверо ребят – это дети с инвалидностью:

  1. Шишкина Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислена во 2 класс.
  2. Щеглов Влад (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислен в 3 класс.
  3. Жлоба Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 6а класс.
  4. Мантачка Максим (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 7 класс.

В школе имеются программы и учебники для специальных (коррекционных) классов.

Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Порядковый номер учебника

Автор/авторский коллектив. Наименование учебника

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Воронкова В.В., Коломыткина И.В.

Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Алышева Т.В.

Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А

Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.

Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Смирнова З.Н., Гусеева Г.М.

Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В.

Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Кузнецова Л.А.. Симукова Я.С. Технология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Ильина С.Ю., Матвеева (Лунева) Л.В. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Перова М,Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Пузанов В.Б, Бородина ,О.И.,Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида

География . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Соломна Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Капустина Г.М., Перова М.Н.

Русский язык. Учебник для специальны х (коррекционных) образовательных уч реждений (VIII в и д). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З.Ф.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В

Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Никишов А.И, Теремов А.В.

Ученики, имеющие ЗПР, занимаются по адаптированным общеобразовательным программам, обучаются по учебникам для общеобразовательных учреждений, используется личностно-ориентированный подход.

Обучение детей-инвалидов на дому осуществляют Акатьева Т.А. и Макеева Т.М., дипломированные педагоги – психологи.

Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы и ИУП. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.

Однако кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.

Есть положительный аспект: педагоги понимают необходимость повышения своей квалификации по вопросам инклюзивного образования, используют любые возможности для этого: курсы – 3человека (Бородай Ю.А. – 36ч., Акатьева Н.В. – 72ч., Евтюхина Г.Г. – 72ч.); вебинары – 15человек (подтверждено справками); самообразование.

Два педагога: Акатьева Н.В. и Акатьева Т.А. приняли участие в конкурсе «Особое детство в современном обществе», проводимом на интернет – портале PROШколу.ru и заняли призовые места (награждены грамотами).

Главной целью работы с детьми с ОВЗ — создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с районной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ПМПк.
  6. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. В 1 полугодии были запланированы и проведены 4 заседания ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.

Для детей, обучающихся по коррекционной программе 8 вида, детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому, заведены отдельные классные журналы. К сожалению, не все журналы заполняются вовремя.

В план учебно-воспитательной работы включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно.

Классные руководители проводят работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы. Как результат в 1 полугодии 2016г. 100% учащихся с ОВЗ были охвачены кружковой работой. Предпочтение детей отдано кружкам спортивной и патриотической направленности (кроме Шишкиной Юлии и Щеглова Влада в силу их физических возможностей).

Марчуков Иван – неоднократный победитель спортивных соревнований в беговых видах спорта не только в школе, но и в районе; районные соревнования по настольному теннису – 3 место

Гуреев Иван – 3 место в «Кроссе наций – 2016»

Юденко Виктория – победитель школьного конкурса рисунков «Осень золотая», семейного конкурса «Самый большой кочан капусты»

Ковальчук Денис – 1 место в окружной олимпиаде «Узнавай-ка» для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.

Все дети с ОВЗ, обучающиеся в школе были вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий: «Прощай, осень золотая!», «Сильные, смелые, ловкие», соревнования по мини-футболу, кросс «Золотая осень», предметный месячник естественно-математических наук, предметов области «филология». В рамках декады инвалидов объединение «Живая память « под руководством Колеватовой Н.В. был проведён целый цикл мероприятий: общешкольная линейка «Возьмёмся за руки, друзья!», ребята посетили детей с инвалидностью на дому и подарили сладкие сундучки, полученные безвозмездно от коллектива магазина «Мария Ра», было проведено общешкольное мероприятие «Мы вместе!», в ходе которого для детей с инвалидностью были организованы мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, совместные шуточные эстафеты, игры. Акатьева Т.А. провела виртуальную экскурсию в книжное царство, мудрое государство.

Ребята с инвалидностью приняли активное участие в районном мероприятии при участии воспитанников Павловской коррекционной школы.

Организовано питание обучающихся. Плата за горячий завтрак составляет 25 рублей. Все дети с ОВЗ получают горячие завтраки.

В рамках внутришкольного контроля директором были посещены уроки в 6а инклюзивном классе, где обучается ребёнок с инвалидностью. По результатам посещения были сделаны выводы:

— обучение носит практическую направленность;

— разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;

— на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;

— при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Информирование родителей обеспечивалось через проведение классных родительских собраний, совещание при директоре, индивидуальные встречи, школьный сайт, общешкольное родительское собрание «Ребёнок – зеркало души».

В 4, 6а, 7 классах инклюзивного образования психолог школы Акатьева Т.А. провела беседы на классных родительских собраниях по теме «Отверженные дети».

Прошло расширенное совещание при директоре с учителями-предметниками, родителями. Главной целью данного мероприятия было проанализировать результаты начального периода обучения детей с ОВЗ.

В ноябре месяце в школе прошла тематическая проверка комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ», в ходе которой было сделано заключение об эффективности данной работы в ОО.

Таким образом, в МБОУ «Шелаболихинская ООШ» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточное внимание проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные проблемы педагогов школы:

  1. Отсутствие специальной профессиональной подготовки в области инклюзивного образования (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области инклюзивного образования)
  2. Дефицит знаний о специфике работы с детьми с ОВЗ;
  3. Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;
  4. Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);
  5. Недостаточная методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.
  1. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  2. Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
  3. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.

В статье представлен аналитичекий материал результативности реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол.

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз.

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С.

Читайте также:  Лейкоциты в анализах у детей

Анализ индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; своевременность и качество проведения индивидуальных занятий. Анализ участия обучающихс.

источник

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима пра­вильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной ра­боты;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследо­вания и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалиста­ми, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и пси­холого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анам­неза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании озна­комления с документацией ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особеннос­ти беременности матери; длительность приема лекарственных препара­тов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных по­роков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Ука­зывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и на­следственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотноше­ний в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, за­ключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компо­нентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, уста­новление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дощкольников представляет исключительное разнообразие.

Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностичес­кое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

В качестве источников диагностического инструментария мож­но использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребен­ком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

• самостоятельность выполнения задания;

• характер деятельности (целенаправленность и активность);

• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятель­ности;

Качественные показатели, характеризующие особенности познаватель­ной сферы и моторной функции ребенка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с ОВЗ для определения со­держания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование.

Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение должно быть специально спланиро­ванным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целе­направленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий.

Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого отмечается мо- тивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;

• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен­ных местах, о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Образовательные области программы дошкольного образования

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверс­тников.

Охарактеризуем основные образовательные области.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар­ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положитель­но относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощуще­ния, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства обще­ния в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном об­щении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ обществен­ного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические ново­образования: способность к социальным формам подражания, идентифика­ции, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Работа по освоению первоначальных представлений социального харак­тера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему соци­альных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на разви­тие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным об­щепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах де­ятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений долж­на быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здо­ровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:

• прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, сал­феткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и ве­черние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носо­вым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

• одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одеж­ды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последова­тельности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

Дети с ОВЗ могут оказаться в различной жизненной ситуации, опас­ной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситу­ации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сфор­мулировать простейшие алгоритмы поведения:

• пользование общественным транспортом;

• правила безопасности дорожного движения;

• поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

• сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверен­ность ребенка в себе, укрепляет эмоциональное состояние.

Особое место в образовательной области по формированию социально- коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

• организацию практической деятельности детей с целью формирова­ния у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйс­твенно-бытового труда и труда в природе;

• ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни лю­дей, воспитания уважения к труду;

• обучение умению называть трудовые действия, профессии и некото­рые орудия труда;

• обучение уходу за растениями, животными;

• обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеива­ние вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

• изготовление коллективных работ;

• формирование умений применять поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по сло­весной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивиду­альных особенностей.

Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ОВЗ обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установле­ния и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации исполь­зуются коммуникативные ситуации — это особым образом организо­ванные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образователь­ную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Зна­комство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и спосо­бов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошколь­ников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными

возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формиру­ются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их фор­ме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процес­сов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.

Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппа­рата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать пси­хофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отраже­ние в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс­труктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мел­кой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную де­ятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо при­менять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).

Формирование элементарных математических представлений пред­полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на со­хранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.

Читайте также:  Lgg lgm в анализе у детей

При планировании работы по формированию элементарных мате­матических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, станов­ления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

• формирование структурных компонентов системы языка — фонети­ческого, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диало­га и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

• развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предме­ты и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

• воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпо­лагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит воспри­ятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; ов­ладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр го­лоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

• формирование грамматического строя речи. Формирование грам­матического строя речи предполагает развитие морфологической сторо­ны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словооб­разования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и пред­ложений);

• развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отве­чать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнооб­разными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, не­обходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слу­шать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятель­ные высказывания разных типов;

• формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в ра­боте с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятель­ности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной лите­ратуры. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми сло­весной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени его доступности и близос­ти содержания жизненному опыту детей;

• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заклю­чительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмыс­ления причинно-следственной зависимости;

• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

• организовывать драматизации, инсценировки;

• демонстрировать действия по конструктивной картине с примене­нием подвижных фигур;

• проводить словарную работу;

• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);

• предлагать детям отвечать на вопросы;

• предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданно­му началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения.

Имеющиеся нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уро­вень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с уче­том познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребле­ние в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возмож­ностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

Особым образом строится работа по развитию речи с детьми, име­ющими нарушения слухового анализатора. Известно, что нарушение слуха является главным препятствием в спонтанном овладении звуковой словесной речью. Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с нарушенным слухом для усвоения речи, следует учитывать возмож­ности каждого анализатора — зрительного, кожного, двигательного и остаточного слуха. Исключительная роль принадлежит зрительному ана­лизатору, с помощью которого ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов, а значит лучше понимать обращенную речь. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые определенные предметы, таблички-инструкции. Речевая деятельность детей с наруше­ниями слуха реализуется в разных видах: слухозрительное и слуховое восприятие, говорение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия в процессе речевого общения. В процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха речи каждому виду рече­вой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от пот­ребностей общения.

Особенности звуковой стороны речи отражают просодические еди­ницы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), мини­мальными дизартрическими расстройствами.

Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети ус­ваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий — разработок грамматических схем, разнообразного нагляд­ного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др. Преодоление нарушений звукопроизношения, на­блюдаемых у детей с ОВЗ различных категорий, возможно при помощи специалиста.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эс­тетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы с детьми в данной образовательной области:

«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей со­зданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их пси­хофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точ­ность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с раз­личными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), про­думывать способы предъявления материала (показ, использование табли­чек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Во время работы с детьми с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:

• посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;

• определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;

• для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители);

• на всех этапах работы широко используется активно-пассивный ме­тод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).

«Музыкальная деятельность». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъ­явления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося орга­низма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зритель­но-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельнос­ти с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и раз­влечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимули­ровать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигатель­ные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

• формирование в процессе физического воспитания пространствен­ных и временных представлений;

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-во­левых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двига­тельных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лаза­нье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — ком­плекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барье­ров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:

• формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в срав­нении с силами здоровых сверстников;

• развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

• формировать компенсаторные навыки, умение использовать функ­ции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

• развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо­димых для полноценного функционирования в обществе;

• формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

• формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

• формировать желание улучшать свои личностные качества.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу­тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному об­разу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали­зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК (выписки из истории б 9 10111213Следующая ⇒

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник