Меню Рубрики

Анализы детей до трех лет

Здоровье детей — главное желание всех родителей. Плановые анализы необходимы для того, чтобы контролировать состояние здоровья малыша и вовремя ставить диагноз. Конечно, проводить анализы хлопотно, это неприятное мероприятие для ребенка, однако здоровье важнее.

Маленькие дети не могут рассказать о своих ощущениях, и лабораторные анализы становятся единственным способом убедиться, что здоровье малыша в норме. В более взрослом возрасте также нельзя пренебрегать такими исследованиями, ведь на ранних стадиях многие заболевания протекают бессимптомно. Какие анализы необходимо сдавать ребенку?

В первый год жизни малыш посещает врачей часто. Это совершенно необходимая мера. Организм крохи еще слаб и восприимчив к разным воздействиям окружающей среды, его здоровье очень хрупкое и требует неусыпного контроля. В этот период формируется иммунитет человека, который составляет основу здоровья на многие годы вперед. Лабораторные исследования — важная часть мониторинга здоровья грудных детей.

Общий анализ крови проводят для того, чтобы выяснить, есть ли у ребенка анемия и другие заболевания крови, а также выявить воспалительные процессы. По результатам анализа врач решает, можно ли проводить плановую вакцинацию. Обычно анализ крови сдают в 1, 6, 12 месяцев.

Общий анализ мочи дает информацию о том, хорошо ли работают почки, а также показывает общее состояние организма. Анализ мочи сдают в 1 месяц, полгода и год. Для исследования берется моча, собранная утром в сухую стерильную емкость с крышкой. Образец нужно привезти в лабораторию не позже чем через 1,5 часа.

Обязательные анализы, которые нужно сделать каждому ребенку, включают в себя:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • исследование кала на наличие бактерий;
  • анализ кала на яйца гельминтов;
  • соскоб на энтеробиоз.

Общий анализ крови показывает количество гемоглобина, лейкоцитов (высокий уровень лейкоцитов говорит о воспалительных процессах), эозинофилов (они показывают наличие аллергии и глистной инвазии). Биоматериал на анализ сдается утром натощак. Если сдать анализ после завтрака, даже легкого, результат будет искажен — после еды у нас немного возрастает количество лейкоцитов. Для общего анализа кровь чаще всего забирается из вены. Это почти безболезненная процедура, но дети помладше часто боятся ее. Чтобы все прошло хорошо, родителям придется проявить фантазию — отвлекать малыша разговором, читать ему сказки, чтобы он не концентрировался на неприятных ощущениях и виде крови в пробирке.

Общий анализ мочи также нужно сдавать утром до еды. Собирать ее следует в стерильную сухую емкость — лучше купить в аптеке специальную тару, а не использовать пустые банки от детского питания, как это часто делают экономные родители. Перед сбором мочи желательно подмыть ребенка. Общий анализ мочи дает обширную информацию о здоровье. Наличие белка в моче говорит о почечной недостаточности или воспалении, билирубин указывает на проблемы с печенью и желчевыводящими путями, кетоновые тела обнаруживаются при нарушении метаболизма. Специалисты исследуют также цвет и рН мочи, проверяют ее на наличие бактерий и грибков.

Бактериологический анализ кала также важен, он позволяет выявить наличие кишечных инфекций, которые далеко не всегда проявляют себя явными симптомами. Кал собирается дома, в чистый сухой контейнер, который также лучше приобрести в аптеке. Перед сбором кала нужно помочиться. Этот анализ нельзя сдавать после клизмы, приема слабительных средств или препаратов от диареи, а также во время курса антибиотиков и после рентгеновских исследований, в ходе которых применялся контраст.

Кал на анализ наличия яиц гельминтов сдается также как для бактериологического исследования. Однако в данном случае специалисты будут искать не бактерии, а паразитов, которые, увы, у детей встречаются часто, так как малыши редко соблюдают все правила гигиены. Этот анализ позволяет выявить более 10-ти типов самых распространенных гельминтов. Соскоб на энтеробиоз также дает информацию о заражении паразитами — острицами. Дети, особенно в возрасте 4–6 лет, страдают ими очень часто. Для выявления этих паразитов врач несколько раз проводит ватной палочкой, смоченной физраствором, или стеклянным шпателем по кожным складкам в области ануса, затем этот образец передают в лабораторию. Нередко требуется повторное исследование.

В некоторых ситуациях сдача анализов — необходимость. Например, перед поступлением в детский сад или школу ребенку необходимо оформить медицинскую карту, а для этого нужно пройти все плановые обследования.

Начинать проходить осмотры лучше за 1–2 месяца до поступления в детский сад или школу. В стандартный план диспансеризации, помимо посещения таких специалистов, как педиатр, окулист, ЛОР, невролог, психолог, логопед, ортопед, хирург и стоматолог, входят и лабораторные анализы.

  • Анализы в детский сад и школу Перед школой и садиком ребенку нужно сдать все обязательные анализы — общий анализ крови, общий анализ мочи, бактериальное исследование кала, анализ кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз. Дополнительно рекомендуется сделать тест на аллергены.
  • Анализы для получения ребенком справки в бассейн Обязательными анализами являются соскоб на энтеробиоз и анализ кала на яйца гельминтов.
  • Анализы в детский оздоровительный лагерь В перечень обязательных лабораторных исследований перед отправкой в детский лагерь входят общеклинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на исследование яйца глистов и простейших, анализ на энтеробиоз.

Все, что мы говорили выше, касается в основном здоровых детей, однако если малыш заболел, этих исследований будет недостаточно для точной постановки диагноза, и врач может назначить дополнительные анализы.

При проблемах с желудком и кишечником доктор назначит развернутое исследование, включающее исследование общего и прямого билирубина, щелочной фосфатазы, АСТ и АЛТ, холестерина, белка, а также анализы кала на наличие гельминтов и лямблий. Грудным младенцам также назначают анализ кала на углеводы, чтобы исключить лактозную недостаточность.

Помимо обычных анализов, при подозрении на ЛОР-болезни врач дает направление на анализ мазка из зева и носа — он позволяет выявить золотистый стафилококк, весьма распространенную причину воспалений носоглотки и ушей. Мазок из зева сдается натощак, перед исследованием нельзя чистить зубы и даже пить воду. Запрещено также пользоваться любыми назальными каплями или спреями в течение суток перед забором биоматериала.

Рекомендована также ПЦР-диагностика — современный сверхточный метод, позволяющий обнаружить в крови ДНК возбудителей болезни.

По наблюдениям врачей, аллергия с каждым годом встречается все чаще. Это очень опасное заболевание — ведь оно проявляется не только сыпью и насморком, но и отеками, в том числе и дыхательных путей. Самостоятельно выяснить, что стало причиной аллергии, очень трудно. При подозрении на аллергию нужно провести анализ на наличие иммуноглобулинов класса Е (IgE) и количественное определение специфических антител для разных групп аллергенов — пищевых, бытовых и др. Такой анализ позволяет точно выявить причину аллергии и избегать ее.

Детские инфекции — это целая группа заболеваний, которые регистрируются в основном у детей. К таким относятся коклюш, корь, дифтерия, паротит (в народе — свинка), краснуха, ветрянка и многие другие болезни.

Для их диагностики ребенку нужно сдать ряд анализов. Помимо неспецифических (общий анализ крови, мочи, кала), назначают и специфические анализы, которые помогут выявить возбудителя болезни и ее стадию — ПЦР-анализ, бактериологический посев, анализы для выявления антител к вирусам и бактериям (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Разумеется, в этой статье мы перечислили далеко не все анализы, какие необходимо сдать ребенку. В зависимости от ситуации педиатр может назначить другие лабораторные исследования.

По­сколь­ку сда­вать ана­ли­зы ре­бен­ку при­дет­ся до­воль­но час­то, по­ин­те­ре­суй­тесь, есть ли у вы­бран­ной ва­ми ла­бо­ра­то­рии про­грам­ма ло­яль­нос­ти или дис­конт­ная кар­та для по­сто­ян­ных кли­ен­тов — это мо­жет су­щест­вен­но сни­зить рас­хо­ды. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые ла­бо­ра­то­рии пред­ла­га­ют це­лые про­грам­мы ис­сле­до­ва­ний для раз­ных слу­ча­ев — на­при­мер для по­ступ­ле­ния в шко­лу.

источник

Детей будут чаще осматривать стоматологи, а анализы крови они будут сдавать реже.

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку. Сегодня мы сравниваем таблицы с этими данными из двух приказов и обращаем внимания на отличия между ними и нововведения.

Первый осмотр новорожденного — это традиционный осмотр малыша . Важно: к этому осмотру «приурочены» скрининги: неонатальный скрининг на врождённый гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию, а также аудиологический скрининг. Все эти скрининги обычно проводятся малышу в роддоме. Если они не были сделаны в роддоме, то неонатальный скрининг на пять наследственных синдромов должен быть сделан в течение 1 месяца жизни малыша, аудиологический — в первые три месяца.

В 1 месяц ребёнка раньше должны осмотреть , невролог, детский хирург, офтальмолог. Теперь к этому перечню добавился осмотр у детского стоматолога. Список исследований остался без изменений, в него входит УЗИ брюшной полости, почек, сердца, тазобедренных суставов и нейросонография.

В 2 месяца малыша осматривает (в этом изменений не произошло). Сейчас в этом возрасте в поликлинике ещё будут делать общий анализ крови и мочи — это нововведения 2018 года.

В 3 месяца теперь нет обязательной консультации (но остались педиатр и ). Общий анализ крови и мочи также исключены — их перенесли на второй месяц жизни ребёнка.

В 4 и 5 месяцев как по старым, так и по новым нормам малыша в обязательном порядке осматривает только .

Теперь единственным будет осматривать детей также и в 6, 7, 8, 9, 10 и 11 месяцев. Консультации детского хирурга и невролога в 6 месяцев, общие анализы крови и мочи в 6 и 9 месяцев с этого года как обязательные исключены.

В 1 год раньше детей осматривала целая бригада специалистов: , невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог, и психиатр. С этого года консультации стоматолога, офтальмолога и психиатра в годик проходить не обязательно, зато к обязательному списку врачей добавился . В перечне исследований остались общие анализы крови и мочи, ЭКГ. Исследование уровня глюкозы как обязательное с 2018 года исключено.

В 1 год 3 месяца обязателен осмотр только у (здесь ничего не изменилось).

В 1 год 6 месяцев — также малыша осматривает только педиатр, Общий анализ крови и мочи стали необязательны.

В 1 год 9 месяцев с 2018 года дети с профилактической целью осмотры вообще проходить не будут.

В 2 года в перечне осмотров фигурирует: , детский стоматолог и детский психиатр. Также ребёнок сдаёт общий анализ крови и мочи.

В 2 года 6 месяцев профосмотры теперь также отменены.

В 3 года детей вновь осматривает бригада врачей: педиатр, невролог, детский хирург, детский стоматолог, офтальмолог, , уролог или гинеколог. Осмотр у детского психиатра в этом возрасте теперь исключён. Среди исследований: остались общие анализы крови и мочи, а исследования уровня глюкозы в обязательном перечне больше нет.

В 4 года раньше детей осматривали педиатр и хирург, теперь хирурга заменили на детского стоматолога и исключили общие анализы крови и мочи.

В 5 лет ребёнка также будут осматривать только педиатр и детский стоматолог, и никакие анализы сдавать он не будет.

В 6 лет — будущих школьников будет осматривать уже просто огромная бригада специалистов: педиатр, невролог, хирург, стоматолог, , офтальмолог, , психиатр, гинеколог или уролог. Половина этих специалистов — это нововведение 2018 года. К тем исследованиям, которые сдавали раньше (общий анализ крови и мочи) добавился почти весь спектр УЗИ: органов брюшной полости, почек и сердца. Также добавилась ЭКГ, а исследование уровня глюкозы, наоборот, с этого года исключили.

В 7 лет, наоборот, количество специалистов уменьшилось. Теперь детей будут осматривать педиатр, невролог, стоматолог, офтальмолог и . Среди исследований: общий анализ крови и мочи остались, всё УЗИ и ЭКГ будет сделано годом раньше.

В 8 и 9 лет профосмотр теперь включает только консультацию и детского стоматолога. Никаких других осмотров и консультаций в этом возрасте больше не будет.

В 10 лет ребёнка будут осматривать: педиатр, невролог, детский стоматолог, эндокринолог, и офтальмолог. Консультации и психиатра «ушли», как и ЭКГ и исследование уровня глюкозы в крови. Остались только общий анализ крови и мочи.

В 11 и 12 лет детей на профосмотр ждут только педиатр и детский стоматолог. Все анализы из профосмотра в этом возрасте также исключили.

В 13 лет раньше детей осматривали только педиатры. Теперь к ним добавились консультации детских стоматологов и офтальмологов. Все анализы же, наоборот, исключили.

В 14 лет раньше бригада врачей при профосмотре включала 8 специалистов. Сейчас их осталось 4: педиатр, детский стоматолог, уролог или гинеколог и подростковый психиатр. Все анализы и исследования, включая УЗИ, теперь в 14 лет при профосмотрах отменены.

В 15, 16 и 17 лет детей будет осматривать полный перечень специалистов, который практически не изменился по сравнению с предыдущими годами. Это педиатр, хирург, стоматолог, уролог или гинеколог, эндокринолог, невролог, , офтальмолог, и подростковый психиатр. Изменилось только число исследований. В 15 лет: общие анализы крови и мочи, а также ЭК, к которым добавилось УЗИ органов брюшной полости и почек. В 16 лет: остались только общие анализы крови и мочи, в 17 лет — то же плюс ЭКГ без исследования уровня глюкозы, который делали раньше.

Читайте также:  Анализы при мезадените у детей

Подводя итог материала, мы отметили, что теперь профосмотры детей ещё больше оказались «сконцентрированы» в определённые годы, значительно большее внимание будет уделяться стоматологическим проблемам в развитии малышей, и дети будут реже с профилактической целью сдавать анализы.

источник

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку. Что же изменилось?

Первый осмотр новорожденного — это традиционный осмотр малыша «приурочены» скрининги: неонатальный скрининг на врождённый гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию, а также аудиологический скрининг. Все эти скрининги обычно проводятся малышу в роддоме. Но если они не были сделаны в роддоме, то неонатальный скрининг на пять наследственных синдромов должен быть сделан в течение 1 месяца жизни малыша, аудиологический — в первые три месяца.

Прием врачей — , невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог, и психиатр.
Исследования — общий анализ мочи, крови, уровень глюкозы, ЭКГ.

Возраст ребенка Медицинский осмотр — что было Медицинский осмотр — что стало с 1 января 2018 года
1 месяц Прием , невролог, детский хирург, офтальмолог.
Исследования — УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
Прием , невролог, офтальмолог, детский хирург, детский стоматолог.
Исследования — УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
2 месяца Прием врача педиатра. Прием врача педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
3 месяца Прием врачей — педиатр, невролог, травматолог-ортопед.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, травматолог-ортопед.
4 — 5 месяцев Прием врача педиатра. Прием врача педиатра.
6 — 11 месяцев Прием врачей — педиатр (ежемесячно), детского хирурга (в 6 месяцев), невролога (в 6 месяцев).
Исследования — общий анализ крови и мочи (в 6 и 9 месяцев).
Прием врача педиатра.
1 год Прием врачей — , невролог, детский хирург,
Исследования — общий анализ мочи, крови, ЭКГ.
1 год 3 месяца Прием врача-педиатра. Прием врача-педиатра.
1 год 6 месяцев Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врача-педиатра.
1 год 9 месяцев Прием врача-педиатра. Никаких осмотров не предусмотрено.
2 года Прием врачей — , стоматолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — , стоматолог, психиатр.
2 года 6 месяцев Прием врача-педиатра. Никаких осмотров не предусмотрено.
3 года Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
4 — 5 лет Прием врачей — педиатр, хирург.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, хирург.
6 лет Прием врачей — педиатр, невролог, офтальмолог, стоматолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, сердца, ЭКГ.
7 лет Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы, ЭКГ.
Прием врачей — педиатр, невролог, стоматолог, офтальмолог, лор-врач.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
8 — 9 лет Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
10 лет Прием врачей — педиатр, невролог, хирург, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови, мочи и кала, уровень глюкозы, ЭКГ.
Прием врачей — педиатр, невролог, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
11 лет Прием врачей — педиатр, хирург, офтальмолог.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
12 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
Прием врачей — педиатр, стоматолог.
13 лет Прием врача-педиатра.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог, офтальмолог.
14 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы и гормонов в крови, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
Прием врачей — педиатр, стоматолог, детский гинеколог или уролог, психиатр.
15 лет Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, детский гинеколог или уролог, стоматолог, хирург, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ.
16 лет Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи.
17 лет Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Прием врачей — педиатр, хирург, детский гинеколог или уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, лор-врач, психиатр.
Исследования — общий анализ крови и мочи, ЭКГ.

Теперь профосмотры стали еще больше сконцентрированы в определённые годы, значительно большее внимание будет уделяться стоматологическим проблемам, дети будут реже с профилактической целью сдавать анализы.

Вам понравилась публикация?
Расскажите о ней друзьям 🙂

источник

Положены ли БЕСПЛАТНЫЕ анализы?

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 24.05.09
Сибирь-Москва

Доченька 21.01.2010
Доченька 13.12.11
Будет свой дом- будет сын!

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 654
Регистрация: 21.01.10
МО, Балашиха

Кукла Даша 2008
обязательно будет
будем очень стараться

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 24.05.09
Сибирь-Москва

Доченька 21.01.2010
Доченька 13.12.11
Будет свой дом- будет сын!

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1595
Регистрация: 15.12.09
Москва
Ульяна 22.01.2010

как это не входят, а при беременности в консультации делают бесплатно и притом 3 раза за беременность. Берут кровь из вены. А и еще кстати мне по ОМС тоже делали не в связи с беременностью, а с подозрением на ревматоидный артрит, направление давала терапевт опять же на эти анализы и бесплатно. Кстати если не ошибаюсь бесплатно раз в год что-ли по направлению врача положены.

creamcake советую вам позвонить в свою страховую компанию, ну полис ОМС у вас (вашего ребенка) какой компании и узнать. Т.к. врачи действительно любят эти анализы отправлять платно делать в лаборатории т.к. имеют с этого процент.

Отредактировано: Alpina в 3 ноя 2010, 18:57

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 24.05.09
Сибирь-Москва

Доченька 21.01.2010
Доченька 13.12.11
Будет свой дом- будет сын!

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 654
Регистрация: 21.01.10
МО, Балашиха

Кукла Даша 2008
обязательно будет
будем очень стараться

Alpina, рада за Вас. Мне ни разу на эти инфекции анализы сдать бесплатно не удавалось , даже во время беременности. А Вы из Москвы? Территориальные программы ОМС могут отличаться.
Дочке, кстати, неоднократно сдавали Герпес и ЦМВ (тоже tourch). Каждый раз платно. Дочкиному врачу доверяю на 200%, никак не могу заподозрить в желании нажиться на платных анализах.

creamcake, действительно, узнайте в страховой.

Отредактировано: Коклюшка в 3 ноя 2010, 19:49

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 24.05.09
Сибирь-Москва

Доченька 21.01.2010
Доченька 13.12.11
Будет свой дом- будет сын!

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 35687
Регистрация: 6.03.10
Бахчисарай
Степан 15.03.06 Ирина 11.12.07
Ольга 25.09.09 Артём 19.06.12
Виктор 23.07.16
Ксения 26.03.19

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1595
Регистрация: 15.12.09
Москва
Ульяна 22.01.2010

Alpina, рада за Вас. Мне ни разу на эти инфекции анализы сдать бесплатно не удавалось , даже во время беременности. А Вы из Москвы? Территориальные программы ОМС могут отличаться.
Дочке, кстати, неоднократно сдавали Герпес и ЦМВ (тоже tourch). Каждый раз платно. Дочкиному врачу доверяю на 200%, никак не могу заподозрить в желании нажиться на платных анализах.

creamcake, действительно, узнайте в страховой.

Да, я из Москвы. Вполне возможно что территоральные программы ОМС могут отличаться. Поэтому самое лучшее звонить непосредственно в страховую компанию узнавать.

А насчет лекарств. Да они положены, но врачи это не спешат обнародовать. Мы очень сильно болели в 2.5 мес. Пили и антибиотики, и отхаркивающие, и всякие для восстановления кишечника. У нас тогда лекарств тысячи на 2000 ушло. И все за свои деньги. А потом чисто случайно от знакомой по работе (юриста) узнала что врач обязана была бесплатно выписать рецепт. Но уже тогда месяца 2 прошло после болезни. Так я на очереднем приеме у врача прям все и высказала, что на каком основании она мне ни разу не выписала бесплатные рецепты, что очень хочется написать жалобы во все возможные организации т.к. был нарушен закон и т.п., но писать сейчас не буду, но если в следующий раз повторится ситуация, то я и эту ситуацию припомню, откопирую карту (т.к. в карте они обязаны помечать что выписаны такие то бесплатные рецепты). Так врач теперь каждый прием у меня спрашивает не надо ли мне каких лекарств, витаминов. Все хочет выписать мне то антигистаминные (мы аллергики, и перед прививкой принимаем) и т.д. Но пока уже закуплены на свои деньги и антигистаминные и аквадетрим. Да и очень хочется чтобы до 3-х лет нам больше не понадобились никакие антибиотики и т.д.

Отредактировано: Alpina в 3 ноя 2010, 23:13

источник

Общий или клинический анализ крови, как у взрослых, так и детей – наиболее часто используемый метод лабораторной диагностики. Он прост, доступен и имеет высокий показатель информативности для оценки состояния здоровья или подтверждения предполагаемого диагноза.

Показатели клинического анализа, значительно превышающие норму, не останутся для родителей незамеченными, так как отразятся на самочувствии чада. Однако если какой-то из них слегка отличается – это не повод для беспокойства.

Общий анализ крови у детей позволяет обнаружить заболевание на ранних сроках, оценить состояние иммунной системы, определить процессы воспалительного характера. Зачастую врач обращает внимание на MID и коэффициенты других клеток крови. MID или MXD – количество и процентное соотношение различных видов лейкоцитов: эозинофилов, моноцитов, базофилов. К тому же с помощью ОАК можно проконтролировать эффективность терапии.

Анализ крови делают, прокалывая безымянный пальчик ребенка специальным одноразовым инструментом – скарификатором. После с помощью пипетки лаборант вытягивает кровь из капилляров в пробирку и отправляет на исследование. Туда входит:

  • определение количества, размера и формы элементов крови;
  • расчет содержания гемоглобина в крови;
  • определение среднего коэффициента гемоглобина на эритроцит и вычисление цветового показателя;
  • фиксирование соотношения между плазмой и форменными элементами;
  • подсчет скорости оседания эритроцитов – СОЭ.

После забора лаборант капает материал для исследования на стекло и растирает другим стеклышком. В мазок добавляется специальный краситель, после чего под микроскопом подсчитывается количество кровяных клеток и оцениваются другие показатели.

Гематологический анализ крови – это подсчет форменных элементов и их соотношений между собой, плазмой, при этом учитывается общий объем. Впервые ОАК проводится у новорожденного еще в роддоме, далее процедура повторяется в 3 месяца и 1 год малыша. Если результат хороший и предпосылок для проведения повторных исследований нет, клинический анализ делают раз в год.

Немалое значение в расшифровке анализа имеет возраст пациента. По мере роста грудничка меняются и значения.

Показатели Возраст ребенка
Название Обозначение 0-7 дн. 1 мес. 6 мес. 12 мес.
Гемоглобин Hb, г/л 180–240 115–175 110–140 110–135
Эритроциты RBC x 10¹²/л 4,3–7,6 3,8–5,6 3,5–4,8 3,6–4,9
Цветовой показатель MCHC,% 0,85–1,15 0,85–1,15 0,85–1,15 0,85–1,15
Ретикулоциты RTC,% 3-51 3-15 3–15 3–15
Лейкоциты WBCx109/ л 8,5–24,5 6,5–13,8 5,5–12,5 6-12
Палочкоядерные % 1-17 0,5–4 0,5–4 0,5–4
Сегментоядерные % 45–80 15–45 15–45 15–45
Эозинофилы EOS,% 0,5–6 0,5–7 0,5–7 0,5–7
Базофилы BAS,% 0–1 0–1 0–1 0–1
Лимфоциты LYM,% 12–36 40–76 42–74 38–72
Тромбоциты PLTx109/л 180–490 180–400 180–400 180–400
СОЭ ESR, мм/ч 2-4 4-8 4-10 4-12

Интерпретация общего анализа крови новорожденных и детей постарше также различна. В отличие от функционирования организма малыша, иммунная система и органы ребенка старше года работают иначе. Детский организм растет, а состав крови меняется.

От года нормы показателей общего анализа крови отличают от норм для грудного возраста

Расшифровать то, что показал анализ, поможет развернутая информация, представленная в таблице на латыни.

Читайте также:  Анализы при мононуклеозе у детей
Показатели Возраст ребенка (лет)
Название Обозначение 1 1-6 7-12 13-15
Гемоглобин Hb, г/л 110 – 140 110 – 135 110 – 140 110 – 145
Эритроциты RBCx10¹²/л 3,6 – 4,9 3,5 – 4,5 3,5 – 4,7 3,6 – 5,1
Цветовой показатель MCHC,% 0,85 – 1,15 0,8 – 1,1 0,8 – 1,1 0,8 – 1,1
Ретикулоциты RTC,% 3 – 15 3 – 12 3 – 12 3 – 12
Лейкоциты WBCx109/ л 6 –12 5 – 12 4,5 – 10 4,3 – 9,5
Палочкоядерные % 0,5 – 4 0,5 – 5 0,5 – 5 0,5 – 6
Сегментоядерные % 15 – 45 25 – 60 35 – 65 40 – 65
Эозинофилы EOS,% 0,5 – 7 0,5 – 7 0,5 – 7 0,5 – 6
Базофилы BAS,% 0 – 1 0 – 1 0 – 1 0 – 1
Лимфоциты LYM,% 38 – 72 26 – 60 24 – 54 22 – 50
Тромбоциты PLTx109/л 180 – 400 160 – 390 160 – 380 160 – 360
Тромбокрит (PST), % 0,15 – 0,35 0,15 – 0,35 0,15 – 0,35 0,15 – 0,35
СОЭ ESR, мм/ч 4 – 12 4 – 12 4 – 12 4 – 15
Моноциты MON, % 2 – 12 2 – 10 2 – 10 2 – 10

По результату ОАК специалист проверяет состояние гемоглобина. Оценивается он по трем графам – гемоглобину, цветовому показателю и среднему содержанию гемоглобина в одном эритроците.

От точности результатов анализа крови зависит правильность постановки диагноза и корректность лечения

Также анализируется следующее:

  • гематокрит и повышенное число эритроцитов (RBC) показывает, достаточно ли потребляет дитя жидкости (рекомендуем прочитать: гематокрит у ребенка повышен: что это значит?);
  • оценить резерв иммунитета малыша помогут нейтрофилы и эозинофилы;
  • о наличии воспаления свидетельствует СОЭ;
  • указывают на вирусную или бактериальную инфекцию лимфоциты (LYM) и нейтрофилы (рекомендуем прочитать: что делать, если снижены нейтрофилы в крови у ребенка?).

Гемоглобин состоит из белка и железа. Его главные задачи – связывание кислорода и его поступление к органам. Транспортная характеристика крови, работа мозга, легких, сердца, да и организма в целом напрямую зависят от насыщенности гемоглобином. В результатах его концентрация обозначается Hb, HGB или hemoglobin.

Большое количество гемоглобина характерно для заболеваний крови, диабета, различных патологий почек, сердца, легких. Когда уровень понижен, причиной может быть несбалансированное питание, врожденная либо приобретенная анемия или лейкоз.

Лимфоциты относятся к клеткам лейкоцитарного ряда и выполняют защитную функцию. Обозначаются лимфоциты чаще всего аббревиатурами LY, LYM или LUM.

В зависимости от предназначения их делят на такие группы:

  • В-лимфоциты – отвечают за иммунитет после столкновения организма с вирусом или бактериями;
  • Т-лимфоциты называют киллерами – на них возложена роль уничтожителя любых чужеродных клеток;
  • помощниками Т-лимфоцитов являются Т-киллеры;
  • Т-супрессоры ответственны за то, чтобы не пострадали здоровые клетки;
  • атипичные лимфоциты ALY появляются у детей только в случае воздействия антигенов.

Подсчет LYM происходит с учетом общего количества лейкоцитов, но в результатах анализа встречаются и абсолютные числа. В последнем случае нормой у детей принято считать интервал 1-4 млрд. на литр. Абсолютное число лимфоцитов можно определить самостоятельно по результатам общего анализа крови, используя формулу: ЛК х ЛФ% = ЛФ, где ЛК – количество лейкоцитов, а ЛФ – лимфоциты в процентах. Если искомое число по формуле соответствует норме, переживать не стоит.

Нормальным показателем лимфоцитов у деток принято считать 30-70%. При этом основная их часть находится в тканях (миндалинах, селезенке, лимфоузлах, костном мозге, червеобразном отростке), а в крови всего лишь 2 процента. Расшифровка ОАК включает оценку содержания лимфоцитов в организме. Если последних больше положенного, состояние называется лимфоцитозом. В противном случае – лейкопенией.

Эритроциты (RBC) способствуют насыщению кислородом органов и тканей организма, при этом выделяемый углекислый газ они переносят обратно в легкие. Анизоцитоз или снижение эритроцитов, не обусловленное патологическим состоянием, может быть вызвано чрезмерным потреблением жидкости.

Повышенное количество rbc встречается крайне редко и называется эритремией или эритроцитозом. Причины такого отклонения могут быть следствием:

  • присутствия болезни крови;
  • физической нагрузки;
  • проблем с легкими или сердцем;
  • проживание в горной местности;
  • отравления;
  • обезвоживания.

Лейкоциты (WBC) – белые кровяные клетки, которые оберегают иммунные силы организма, создавая гуморальный и клеточный иммунитет. Завышенный показатель при беременности или интенсивных физических упражнениях не считается отклонением. Если же данные факторы исключены, причиной бывает аллергия, инфекция вирусного или бактериального характера. Пониженное количество WBC говорит о слабом иммунитете.

Отношение всех видов лейкоцитов в процентах отображается в лейкоцитарной формуле. Обозначенные в ней данные MID, делают анализ более информативным и позволяют сразу определить, какие лейкоциты выходят за пределы нормы.

Причины повышенного показателя wbc: травма, ожог, заболевание печени, анафилактический шок, злокачественное новообразование, внутреннее кровотечение или почечные колики. Толчком для снижения белых кровяных клеток является вирусное заболевание, интоксикация организма либо нарушение эндокринного характера.

Тромбоциты – клетки крови, отвечающие за свертываемость крови. Точнее, на них возложено две задачи – создание тромбоцитарного агрегата при повреждении стенок сосудистых русел и ускорение плазменного свертывания.

Рост тромбоцитов называется тромбоцитозом – он характерен воспалительному или инфекционному процессу в организме, травме и значительной кровопотере, патологии гематологического характера, лейкозу, а также приему кортикостероидов, симпатомиметиков, антимикотиков. Тромбоцитопения или пониженный уровень тромбоцитов может быть из-за аллергической реакции, гемофилии, вируса либо злокачественной опухоли.

Скорость оседания эритроцитов – важный не специфический показатель. По сути СОЭ означает, насколько быстро оседают и склеиваются эритроциты в пробирке. С ее помощью определяется степень воспалительного процесса. Увеличение СОЭ – процесс медленный, то же самое происходит и с возвращением к нормальному показателю.

Клетки, которые противостоят любым чужеродным образованиям, называются нейтрофилами. Они не только помогают организму справиться с заболеванием, но и устраняют собственные не живые микрочастицы.

Нейтрофилез, когда количество клеток повышено, может быть как физиологического, так и патологического характера. В первом случае толчком служит стресс или неправильное питание, а во втором – ряд заболеваний: ожог, рак крови, воспалительный процесс, кровопотеря, укус насекомого, удаление селезенки.

Если уровень нейтрофилов понижен, состояние называют нейтропенией. Она появляется вследствие одной из причин:

  • гриппа;
  • приема цитостатиков и антибиотиков;
  • радиации;
  • ВИЧ;
  • нехватки витаминов;
  • истощения костного мозга;
  • токсоплазмоза;
  • волчанки;
  • кори.

Подвид лейкоцитов, ответственный за выявление и ликвидацию чужеродного белка, называется эозинофилами. Они способствуют очищению организма от токсинов, паразитов и активно борются с раком. С помощью показателя эозинофилов врач определяет, есть ли у пациента аллергия. Когда количество клеток превышает норму, виной тому может быть одна из патологий:

  • онкология;
  • глистные инвазии;
  • болезни системы кроветворения;
  • аллергия.

Недостаточное число эозинофилов указывает на воспалительный процесс. К тому же провокаторами выступают роды либо инфицирование организма.

Моноциты – большие иммунные клетки, которые являются еще одним видом лейкоцитов. Они распознают и очищают ткани от вирусов, бактерий, поврежденных клеток, в том числе и опухолевых.

Моноцитопения также может появится из-за рака крови. Другие причины ее появления: послеоперационное состояние, прием гормональных препаратов, остеомиелит, флегмона и абсцесс.

Базофилы – вид лейкоцитов, который первый обнаруживает все чужеродное в организме. Они, можно сказать, «вступают в бой» с токсическими веществами и аллергенами, противостоят воспалению и восстанавливают кровоток.

Если показатель базофилов возрос – это может быть из-за проблемы с щитовидной железой и лимфатической системы, аллергии, оспы, приема гормональных средств. На снижение базофилов влияет стресс, беременность и повышение количества гормонов.

По мере взросления ребенка лейкоцитарный перекрест наблюдается дважды. Он представляет собой резкий скачок в показателях количества клеток и не является почвой для беспокойства.

Впервые перекрест наблюдается у новорожденных в семь дней – равное соотношение лимфоцитов и нейтрофилов меняется: количество первых возрастает, а вторых уменьшается. Когда ребенку исполняется 5-6 лет, скачок повторяется – равное соотношение клеток со временем стремится к взрослой формуле (от 45 до 70 % нейтрофилов и от 20 до 40 % лимфоцитов).

Каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе. Однако все дети проходят одни и те же этапы. Как растет малыш от 2 до 3 лет, какие показатели развития используют педиатры, на что стоит обратить внимание родителям.

В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.

  • Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
  • Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
  • Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
  • Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
  • Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.

В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

Более полную картину нормы и отклонений от нее по тем или иным физическим параметрам дают специальные центильные таблицы, разработанные Всемирной организацией здравоохранения.

Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:

  • Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
  • Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.

Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

  • Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
  • Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
  • Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы. Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
  • Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Вы можете попробовать примерно определить будущий рост ребенка по такой формуле: рост (см) отца + рост (см) матери / 2 — 6,5 см (для девочек); рост (см) отца + рост (см) матери / 2 + 6,5 см (для мальчиков).

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Читайте также:  Анализы при менингите у детей

После довольно интенсивного режима плановых медицинских осмотров в первые 2 года жизни (ежемесячно в 1-й год, затем каждые 3 месяца) на 3-м году ребенок посещает поликлинику раз в полгода, а с 4-го — раз в год.

При каждом посещении педиатр измеряет рост, вес и обхват головы ребенка, а также проводит оценку соответствия нервно-психического развития малыша возрастным нормам. При необходимости врач порекомендует консультацию у профильного специалиста.

Стандартное медицинское обследование в 2 года:

  • Педиатр,
  • Стоматолог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Стандартное медицинское обследование в 3 года (перед поступлением в детский сад):

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

К 2 годам все плановые прививки обычно уже проведены (кроме реакции Манту, которую делают ежегодно). От 2 до 3 лет малыш будет тренировать свой иммунитет, оказываясь все в новых и новых ситуациях, климатических, природных и санитарных условиях.

Самое серьезное испытание для его иммунитета еще впереди, и начнется оно после 3 лет, когда его социальная среда значительно расширится за счет коллектива в детском саду или детской студии развития.

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.
  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

  • Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
  • Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
  • Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
  • Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
  • Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
  • Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
  • Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
  • Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: [р], [л], свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).

Поскольку слух у ребенка в этом возрасте развит лучше, чем речь, он может с легкостью пропускать собственные артикуляционные ошибки, однако замечать их у других. Учтите эту особенность слухового восприятия и используйте ее в общении с малышом, добиваясь от себя правильного звукопроизношения, ведь ребенок будет копировать именно вашу речь.

  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

К возрасту 3 лет ребенок — «самодостаточная» личность: малыш знает, что хочет и как этого добиться. Он отвергает предлагаемые вами варианты, сердится, плачет, может вести себя агрессивно. Разрешайте все, что не опасно, и, не вступая в эмоциональные споры, позволяйте малышу осуществлять его замыслы. А как еще вырастить ребенка самостоятельным?

В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:

  • Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
  • Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
  • Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
  • Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
  • Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.

Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток. Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.

  • Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.

Устройте тихий час без сна: можно дать малышу поразглядывать картинки в книжках, послушать аудиосказки или поиграть в тихий час для любимой куклы. Нервная система ребенка должна разгрузиться от впечатлений, чтобы настроение сохранилось хорошим и бодрым до самого вечера.

  • Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
  • Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
  • Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
  • Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

  • Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
  • Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
  • Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
  • Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

  • Относитесь к первым проявлениям независимости с уважением и пониманием.
  • Предоставьте малышу свободу делать то, что он хочет и уже умеет.
  • Помогайте ребенку, только когда он сам вас об этом попросит.
  • Найдите разумный баланс в отказах и уступках ребенку: он нащупывает границы дозволенного, а вы эти границы определяете.
  • Обойдитесь без назойливых советов, если малыш знает, как справиться с задачей.
  • Указывайте на ошибку доброжелательно и так, чтобы ребенок сам ее увидел.
  • Используйте позитивную форму замечаний (избегайте частицы «не»).

Помните, что кризис независимости — это свидетельство нормального для этого возраста стремления подрастающего человека отделиться от взрослого. Более того, этот этап просто необходим для психологического созревания малыша как независимой личности. Если вы все делаете правильно, ребенок учится адекватно формулировать свои запросы и отстаивать их цивилизованными способами.

Удачи вам и терпения. И здоровья вам и вашему малышу!

источник