Меню Рубрики

Анализ звукопроизношения детей в таблице

Анализ результатов исследования состояния звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В ходе проведения исследования нарушений звукопроизношения с использованием дидактических игр у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было выявлено, что для детей 10%данной группы характерен средний уровень развития звукопроизношения; для большинства детей данной группы (90%) характерен уровень ниже среднего. Высокий и низкий уровни составили в экспериментальной группе по 0% соответственно.

У детей наблюдались ошибки в дифференциации звуков, схожих по акустическим признакам, ошибки при звуковом анализе слова, нуждались в помощи взрослого.

Результаты, полученные в экспериментальной группе, представлены в таблице 1:

Дети с ФФН Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Общий балл
Ребенок 1
Ребенок 2
Ребенок 3
Ребенок 4
Ребенок 5
Ребенок 6
Ребенок 7
Ребенок 8
Ребенок 9
Ребенок 10

Высокий уровень 20-24 – 0 детей (0%)

Средний уровень 15-19 – 1 ребенок (10 %)

Ниже среднего 10-14 – 4 ребенка (90%)

Низкий уровень менее 9 – 0 детей (0%)

При выполнении первого задания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возникали трудности. Дети охотно, с интересом выполняли задание, но плохо различали звуки и с трудом отбирали картинки с заданным звуком.

При выполнении второго задания у детей также отмечались некоторые трудности. Дети допускали ошибки, не дифференцировали многие звуки, особенно дефектно произносимые.

При выполнении третьего задания дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также допускали ошибки. Они не дифференцировали в словах заданные звуки.

По результатам четвертого задания, можно сделать вывод, что элементарные навыки звукового анализа и синтеза в большей части экспериментальной группы не сформированы.

При выполнении пятого задания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также отмечались трудности. Дети допускали ошибки в выборе нужной картинки; долгое время не могли определиться с ответом, выбирая картинку наугад. С помощью взрослого дети смогли справиться с данным заданием.

При выполнении шестого задания дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также допускали ошибки. Они плохо могли различать слоги, не могли проанализировать прямой слог и превратить его в обратный слог, нуждались в помощи взрослого.

В ходе проведения исследования нарушений звукопроизношения без использования дидактических игр у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было выявлено, что для 60% детей данной группы характерен средний уровень развития звукопроизношения; для оставшихся 40% характерен низкий уровень развития звукопроизношения. Дети с огромным трудом дифференцируют звуки, слоги, владеют элементарными навыками звукового анализа слов.

Результаты, полученные в контрольной группе, представлены в таблице 2:

Дети с ФФН Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Задание (баллы) Общий балл
Ребенок 1
Ребенок 2
Ребенок 3
Ребенок 4
Ребенок 5
Ребенок 6
Ребенок 7
Ребенок 8
Ребенок 9
Ребенок 10

Высокий уровень 20-24 – 0 детей (0%)

Средний уровень 15-19 – 0 детей (0%)

Ниже среднего 10-14 – 3 детей (60%)

Низкий уровень менее 9 – 2 детей (40%)

При выполнении первого задания у детей данной группы не наблюдался интерес к выполнению заданий, дети с трудом могли повторить звуки, произносимые взрослым.

При выполнении второго задания большая часть детей справилась с заданием лишь частично, при этом внимание детей было рассеянным, они не могли сосредоточиться на четком и правильном выполнении задания. Оставшиеся дети вовсе не справились с заданием, помощь взрослого была не эффективна.

При выполнении третьего задания большинство детей справилось с данным заданием лишь наполовину и при помощи взрослого. Только небольшая часть детей допустила грубые ошибки (дети не могли назвать обратные слоги), которые помешали справиться с выполнением данного задания.

Четвертое задание выполнено детьми на низком уровне. Дети не смогли выделить звук в слове и определить его местоположение; особые трудности возникали при выделении звука в середине слова. Дети были невнимательными, часто отвлекались на посторонние предметы.

Пятое задание большей частью детей было выполнено частично; детьми были допущены недочеты, которые в основном связаны с невнимательностью детей, с тем, что они отвлекались на посторонние предметы. Оставшаяся часть детей вовсе не справилась с заданием, помощь взрослого была не эффективна.

По результатам шестого задания, можно сделать вывод, что элементарные навыки звукового анализа и синтеза в контрольной группе сформированы не в полной мере. Дети допускали ошибки при выполнении задания (они не могли определить какой звук находится в начале слова).

Результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, представлены на диаграмме:

Рис.1 Сравнительный анализ результатов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития звукопроизношения и усвоения информации намного выше у группы детей, в работе с которыми были использованы дидактические игры, чем у той группы, с которой работа проводилась в обычной (не игровой) форме.

источник

Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука.

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют — их называют:

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.

Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:

— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);

— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);

— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);

— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т. д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.

Читайте также:  Анализ на раковые клетки у детей

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными.

Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки.

Использование пособия «Грамотейка» для автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм.

Консультация «Как развивать самоконтроль у детей за реализацией звукопроизношения?» В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых.

Комплексное обследование детей — залог объективной диагностики речевого и познавательного развития За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии,.

Обследование грамматического строя речи ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ. Адекватная.

Консультация для воспитателей «Выявление и обследование детей-логопатов» В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением.

Проект: Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста через игры в соответствии с ФГОС. Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста через игры в соответствии с ФГОС. «Русский язык в умелых руках.

Эссе «Логопедическое обследование «Лучика» Сегодняшний выдался особенно хмурым и дождливым, как будто бы, капающий дождик «говорил», что я плачу, мне очень грустно, больно и одиноко.

источник

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновид­ности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию.

Но одних теоретических знаний недостаточно — логопед должен выработать у себя необходимые для обсле­дования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движе­ния не получаются, какое участие принимают губы, нижняя че­люсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими наруше­ниями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе кото­рой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдель­ных словах, при их изолированном произнесении).

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состоя­ние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответ­ствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие анома­лии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

— губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

— зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсут­ствуют резцы верхние, нижние;

— прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

— челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения, разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижни­ми резцами, что необходимо для произношения свистящих зву­ков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край язы­ка просовывается в щель между коренными зубами и туда же ухо­дит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что мо­жет влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо рабо­тают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточ­но развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроиз­ношения.

нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

Логопед отмечает особенности в строении твердого нёба, так как от его формы будут зависеть движения и поло­жения языка. Так, при постановке шипящих звуков, если у ребен­ка высокое, узкое (готическое) нёбо, необходимо следить, чтобы кончик языка не заходил за бугорки, иначе он будет загибаться и искажать звучание шипящих.

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее педагог проверяет подвижность органов артикуляци­онного аппарата — умение ребенка выполнять основные движе­ния, необходимые для произношения звуков родного языка. Сна­чала выясняется возможность осуществления каждого движе­ния в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое — противоположное первому.

Таких пар движений шесть:

1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые гу­бы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений ниж­ней челюсти);

2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы ра­зомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти — смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обна­жают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; то же, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между рез­цами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без дви­жений губ);

5) поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажа­ют резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;

6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, гу­бы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодви­нуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед-
назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).

При выполнении ребенком этих движений воспитатель оцени­вает их качество по следующим критериям:

— четкость — ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;

— плавность — движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

— дифференцированность — выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движении других орга­нов (губ, нижней челюсти);

— точность — достижение правильного конечного результа­та, т е. ребенок добился нужной формы или необходимого поло­жения губ, языка;

— равномерность — симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого под­вижного органа артикуляционного аппарата;

— устойчивость — удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);

— переключаемость — умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движе­ния или положения к другому при сохранении перечисленных вы­ше качеств движения.

Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно разви­та и скоординирована мелкая моторика рук.

Для ее проверки ис­пользуются следующие упражнения:

— одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладо­нями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен при­поднимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

— кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем раз­жимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении ку­лаки или ладони кладутся на стол;

— положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, пра­вую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

— положить кисти обеих рук на стол — ладонь левой руки сжать в кулак, а правой — раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

— поочередно прижимать большой палец руки ко всем осталь­ным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то ле­вой рукой, локоть при этом стоит на столе;

— последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть та­кой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверх­ности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твер­дой опоре.

В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). От­мечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппара­та в выполнении движений рук, например, если ребенок закусы­вает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

В результате этого обследо­вания должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям младшего возраста можно дать кар­тинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изобра­жены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а логопед отмечает дефекты его произношения в тетради на заранее подготовленной странице. С левой стороны в столбик проставлены в определенной последовательности группы звуков: I — свистящие: с, з, ц, с’, з’; II — шипящиие: ш, ж, чг щ; III — сонорные: л, л’, р, р’, j; IV — заднеязыч­ные: к, г, х, к’, г’, х’; V — звонкие: вэ б, д и др.; VI — мягкие: т’, д’,н’ и др. Справа напротив каждого звука записываются дефекты его произношения.

При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изобра­жены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным.

Например, при проверке произнесения звука с пред­лагаются следующие картинки:

с: санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка или шапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

с: санки, коса, нос, стакан, стол

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ч: чайник, качели, печка, ночь

Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком — прямые и обратные.

Старшим детям педагог может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недо­статочно для определения нарушений звуков, целесообразно вос­пользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого решить, какое это нарушение — фонетическое, фоне­матическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (снгматизм, парасигматизм или др.).

Читайте также:  Анализ на ревмокомплекс у детей

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет осо­бенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Например: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом логопед выявляет раз­новидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изо­лированный звук, воспитатель просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картин­ки-символы.

Затем ребенку даются пред­метные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правиль­но употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжитжжж. Щеткой чищу я щен­ка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки.Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб. Волк воетв-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме. Тетя Дина сидит на диване.

Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произ­несение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

В ряде случаев выявление уровня нарушения звука ослож­няется тем, что дети не могут правильно повторить за педагогом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от сосед­них звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложе­нии (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление.

Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказы­вании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки мо­гут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по род­ному языку и формированию математических представлений. На­личие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что на­рушение звукопроизношения является частью другого, более слож­ного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внима­ние нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаше всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки — предмет­ные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмот­реть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы.

Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Маши­нист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с’-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

т’-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;

ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;

л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла,

мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их отраженно.

Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры— со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

В ходе обследования логопед фиксирует все дан­ные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст педагогу возможность опреде­лить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его кор­рекции. Далее приглашаются родители, чтобы пока­зать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они ста­ли сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.

Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает.

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обуслов­лены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого определяется умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие груп­пы звуков: свистящие — шипящие ш, зж, с’ — щ, цч), сонорные р), звонкие — глухие п> дт, гк), твер­дые — мягкие (тт’, дд’, нн’).

Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из группы свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли ит. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед npeдлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Одним из наиболее доступ­ных приемов проверки является такой. Ре­бенка просят повторить за ним в той же последовательности два слога, например: саша (шисы; сошо; шусу и др.) — для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для вос­произведения по три слога, например: сашаса (сысыши; шосошо; шушусу). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), кото­рый держит на расстоянии 10-15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округлен­ные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сна­чала произносятся звуки медленно, затем постепенно темп убыстряется.

Можно также использовать и другие приемы:

1) ребенку предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Напри мер, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги;

2) разложить на столе в произвольном порядке несколько кар­тинок, названия которых отличаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков, например: крышакрыса, бочкипоч­ки, лакрак, дачкатачка и т. д. Логопед называет сло­во, а ребенок дает ему соответствующую картинку;

3) попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему сло­ва, отличающиеся одним звуком, например: киткотком или сомсоксук. Если ребенок допускает ошибки, это необ­ходимо учесть при исправлении звукопроизношения и провести соответствующую работу, направленную на развитие фонемати­ческого слуха.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша — Дашакаша; Пашанаша-ваша; теньдень, день — пень, баклак — мак— так — рак; луксуктук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания и слуховой памяти.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, a также наметить пути коррекции дефекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

Буду признательна за отзывы.

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки С — Сь)

1.Повтори : У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

2. Назови -повтори: Бусы – собака — суп — лес — носок — самокат – стол – маски – пастух – скамейка

3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

4. Повтори : Носит Сеня в сени сено , Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

5. Назови — повтори: Сито – лисята — семь – гусь — осень – василёк – снег – сливы – светофор

6. Повтори : ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

Читайте также:  Анализ на рахит у детей

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки З — Зь)

1. Повтори : Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

2. Назови – повтори: Коза – азбука — зуб – воз — забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка

3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

5. Назови – повтори: Зима — газета — козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна — земляника

3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

1. Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.

2. Назови – повтори: Лицо – курица — цепь — заяц — колодец — блюдце – цветочек — полотенце

3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

1.Повтори : Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

2. Назови – повтори: Каша – камыши — шут — душ – мешок – петушок – шкаф — вишня – бабушка — солнышко

3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

5. Назови – повтори: Лыжи – жадина — жук — ёжик – пирожок – ложка – ножницы — лыжник — подснежник

6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

8. Назови – повтори: Часы – качели — чай – мяч — богач – свеча — бочка – печенье — Снегурочка

9. Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

11. Назови – повтори: Щука — щит — плащ — щенок – клещи — щетка – щелчок — стекольщик – регулировщик

12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ — Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

Роет землю у ворот. В пруду карпы.

2. Назови – повтори: Перо – корова — рак — шар — баран – помидор – труба – арбуз — трамвай — виноград

3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро — бру;

4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.

5. Назови – повтори: Репа — рябина — фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак — варежки — абрикосы

6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь — орь – урь — ырь; кря – кре – крю — кри; тря – трю — три;

7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

8. Назови – повтори : Мыло — молоко — лук — пенал — стол – волк — белка – молния — клумба – иголка

9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу — слу — сло — слы – пло – плы – гла – гло — глу;

10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

11. Назови – повтори: Полено — лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка — улитка — холодильник

12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль ; для — дле — длю — дли ; вля – слё – злю – пли;

источник

Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР

Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР

Ключевой частью данного исследования является проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Процесс составления диагностической программы опирался как на общие принципы логопедии – принцип научности, системности и доступности, наглядности, сознательности и активности, ндивидуального подхода, так и на специфические — принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.

Цель – выявить особенности звукопроизношения, характер органических поражений артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста с ФФНР. Задачами исследования будут являться следующие:

1. Исследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата.

2. Выявить уровень развития звукопроизношения изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

Методика №1 «Исследование строения артикуляционного аппарата».

Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:

— четкость артикуляционных движений;

— быстроту и плавность их воспроизведения;

— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Инструкция: «Открой и закрой ротик, теперь постарайся удержать широко распластанный язык на нижней губе при этом наблюдай за собой в зеркало, оближи широким языком верхнюю, нижнюю губу, как это сейчас сделаю я, проведи широким распластанным языком по верхней и нижней губам; удержи кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.); а теперь давай пощелкаем языком, как лошадка (3—5 раз); теперь вытяни губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); повтори за мной – мы вызываем вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуй щеки.

2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,

1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.

0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.

Методика №2 «Исследование подвижности артикуляционного аппарата»

Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.

Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.

2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.

1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.

0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.

Методика №3 «Исследование звукопроизношения»

Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.

Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой.

Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:

1.Произношение звуков в словах.

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.

2.Произношение звуков в предложениях.

Логопед предлагает ребенку повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: «Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.»

3.Произношение изолированно звука.

Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с’, з’; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к’, г’, х’;28 звонких: в, б, и др.; мягких: г’, д’, н’ и др.

Инструкция: Перед каждым этапом обследования звукопроизношения логопед дает ребенку четкую инструкцию: 1. «Внимательно посмотри на картинки и назови предметы, которые на них изображены». 2. «Внимательно послушай предложение и постарайся повторить его за мной». 3. «Я буду называть звуки, а ты постарайся их повторить за мной».

3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

В связи с тем, что состояние звукопроизношения зависит от состояния фонематических процессов, мы считаем нужным применение методик по исследованию фонематического восприятия и анализа и синтеза. Кроме того, успешность гипотезы, заявленной в начале исследования, предполагает оценку именно фонематических представлений у дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы.

Методика №4 «Исследование фонематического анализа». Цель методики: выявление особенностей фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.

Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.

Инструкция: «Внимательно послушай слово и скажи, где ты слышишь в нем звук У: (пример) – в начале, середине или конце. Внимательно послушай слов и скажи, сколько в нем букв» .

4 балла — точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;

3 балла — переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;

2 балл — ребенок допускает 2-3 ошибки;

1 баллов — многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.

0 баллов — ребенок не справился с заданием.

Методика №5 «Исследование фонематического синтеза». Цель методики: выявление особенностей фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

Ход выполнения: ребенку предлагается составить слова из заданного количества звуков, составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности Инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я произнесу и, не меняя из порядка, попробуй назвать слово, состоящее из этих звуков. Составь слова из 3 (4) звуков, которые я тебе назову, звуки можно менять местами».

4 балла — задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.;

3 балла — ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;

2 балл — испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х — 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;

1 баллов — ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

0 баллов — ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

источник