Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.
Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным.
Родители должны знать, что занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.
Развивающие занятия могут проводиться только после обучающих тренировок. Они являются показателем накопленного ребенком опыта, приобретенных знаний. Если нужные умения дошкольником не получены, он не готов к принятию самостоятельных решений на их основе.
Методист или педагог должен ответить на несколько основных вопросов, чтобы правильно провести анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец опросника может не подойти для некоторых специализированных детских садов, но для большинства дошкольных учреждений он пригодится. Вот некоторые из них:
- Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?
- В какой форме проходит урок? Воспринимается ли материал, доступен ли он?
- Не преувеличен ли объем информации?
- Какие органы чувств ребенка задействованы?
- Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?
- Какой психологический климат в детском коллективе?
- Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?
- Каково качество подготовленного материала?
- Способствовало ли занятие творческой активности детей?
Эти вопросы помогут на начальном этапе и будут полезны, если проводится, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по математике.
Действовать в соответствии с определенным перечнем — вот что должен делать тот, кто проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, представленный опытными коллегами, поможет в этом. Какие же пункты необходимо в него включить?
4. Ф.И.О. того, кто проводит занятие.
5. Возраст детей и наименование группы.
6.Поставленные задачи и методы их решения.
7. Обоснование выбранного материала и способа проведения занятия с точки зрения психологических особенностей воспитанников.
8. Описание обучающего процесса с точки зрения детей. Контроль воздействия проводимой тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями.
9. Оценка действий воспитателя. Обоснование как положительных, так и отрицательных моментов. Изучение мнения детей.
10. Подведение итогов. Анализ личности педагога, черт его характера, способствующих или мешающих процессу обучения.
По такому плану можно контролировать любой тренинг в детском саду и выполнить, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по ИЗО.
Если в детском саду обучают изобразительному искусству, значит надо анализировать проведение этого предмета. Для начала проводят параллель между возрастом детей, их способностями к рисованию и предложенной обучающей программой. Оценивают нагрузку, учебную и эмоциональную; качество выбранного материала, наглядных пособий. То, как воспитатель умеет преподать знания и вовлечь воспитанников в учебный процесс. Важно, чтобы объяснения педагога были доступными и правильными.
Аналитик должен представлять разницу между преподаванием в младших и старших группах, когда проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, если его предоставляют, должен соответствовать возрасту воспитанников. Длительность и разбивка занятия на этапы имеет значение для правильной организации процесса в дошкольном коллективе, такое же, как сравнение детских работ между собой.
На уроках рисования важно оценить такие критерии выполненных заданий, как правильность формы, соразмерность отдельных частей, соответствие заданию, оформление, использование бумажного пространства, расположение рисунка на плоскости. Надо отметить и самостоятельность ребенка, его навыки, развитие моторики.
Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.
Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время. И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие.
Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.
- Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
- Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
- Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
- Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
- Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.
Анализ занятий проводится для того, чтобы дошкольники развивались в условиях предусмотренных Госстандартом. Дети, окончив детский сад, должны быть, по мнению составителей ФГОС, культурными, инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности.
Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.
Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.
Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.
источник
Анна Южакова
Анализ образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников
Анализ образовательной деятельности
по познавательному развитию
дошкольников
Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.
Познавательное развитие моих воспитанников направлено на:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию дошкольников моей группы выступают:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Ежедневное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста построено с учетом интеграции образовательных областей и подразделено на темы, которые охватывают определенный временной промежуток: «Мой дом», «Моя семья», «Детский сад», «Новый год», «Мамин праздник», «Весна» и др. Итогом этих тематических недель было мероприятие, зрительно воспринимаемый результат – выставка, развлечение или праздник.
Во взаимодействии с малышами я использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы деятельности. Развитие познавательных процессов происходит в форме увлекательной для малышей деятельности – игры.
Провожу с малышами дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», Угадай предмет и принеси»); слуховой дифференциации (Кто кричит?», «Чего не стало?»). На развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», Теплый — холодный»; мелкой моторики руки (шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками).
Также в работе использую экспериментирование с водой. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Знакомясь с темой «Песок», проводила различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятий мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.
Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:
— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:
— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,
удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Привлекаю детей к участию в проектной деятельности. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.
В результате организации проектной, исследовательской деятельности малыши моей группы владеют умением формировать однородные группы предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик и пр.). Умеют называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, колючий и др.). В словаре детей появились обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты и пр. Знают название домашних и диких животных, птиц, насекомых.
Дети хорошо ориентируются в помещениях детского сада и на участке детского сада, называют свою фамилию, имена родных; выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «КВН ребяток-дошкольников» Образовательные области: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная. Интеграция видов деятельности: познавательная,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир часов» Педагог Самойлова Е. С. Образовательная область – Познавательная область. Тема: «Мир часов» Возраст детей – старшая группа 5-6 лет. Образовательные.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Зима» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие,.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Детям о войне и победе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕХДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к бабушке» Цель: Формирование у детей первоночальных представлений о деревенском быте. Задачи: -расширять знания детей о предметах рукотворного мира.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомимся с яблоком и грушей» Цель: Дать представление о фруктах: яблоке, груше. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо» Конспет образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо». Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Игры водой и песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №23 Конспект образовательной деятельности по познавательному.
Серия конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Синие тени». Цель: Расширять знания детей о временах года. Задачи: Уточнить.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к Мишке» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
источник
Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.
Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения изобразительных задач — должны быть отмечены их выразительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.
Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразительности в работе.
Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.
Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошкольник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпадают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — говорят они, если стороны не совпадают.
Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь между способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают самостоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.
В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли стороны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.
Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности, формируются самооценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.
Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
— оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка;
— по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;
— оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста.
Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
Втех случаях, когда у детей имеются представления об изображаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошкольники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобразительного представления.
15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.
Решите педагогическую задачу:
На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».
В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.
В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».
Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.
Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».
Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д.
Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?
Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.
Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков.
Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.
Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.
Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
— оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка;
— по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;
— оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста
Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критическиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.
Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».
Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.
Формы проведения анализа могут быть различными:
· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.
После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращается к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.
После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.
Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 работ выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.
На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.
Где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
Анализ детских работ
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.
В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д.
Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?
Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.
16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.
Решите педагогическую задачу:
С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.
Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и
незаметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом
особенностей игры детей, логики ее развития,
особенностей изобразительной деятельности.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр
· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
источник
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.
Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:
- самоанализ, или рефлексивный анализ;
- анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.
Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.
Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.
Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога
Проблемный анализ призван диагностировать:
- качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
- эффективность используемых методов работы с детьми;
- уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
- соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:
- оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
- прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
- психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
- наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
- уровень усвоения детьми материала;
- методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.
Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.
Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга
Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:
- методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
- психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
- методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).
Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).
Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.
Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы
Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:
- развитие речи;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- музыкальное занятие;
- логопедическое занятие;
- хореография;
- физкультура;
- основы грамоты.
Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.
Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:
Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.
По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки
Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:
- общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
- педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
- психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
- анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).
Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.
- Тема урока.
- Дата проведения.
- Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
- Название группы и возраст детей.
- Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
- Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
- Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
- Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
- Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
- Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.
Пример анализа занятия по развитию речи
Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.
Занятие: Развитие речи, рисование.
Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.
Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
Авдонина В.И., воспитатель
https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/
Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ
Цель посещения занятия: | ||
Ф. И. О. педагога, регалии: | ||
Дата: | ||
Занятие: | ||
Тема: | ||
№ | Показатели | Баллы |
1 | Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. | |
2 | Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). | |
3 | Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. | |
4 | Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. | |
5. | Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. | |
6. | Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. | |
7. | Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. | |
8. | Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. | |
9. | Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. | |
10. | Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. | |
11 | Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. | |
12 | Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. | |
13 | Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). | |
Всего баллов: | ||
Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. | ||
60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. | ||
Занятие посетил: |
Вопросы для рассмотрения | Да | Нет | Частично | Примечание |
Психологический мониторинг активности детей:
| ||||
Психолого-педагогическая оценка урока:
| ||||
Психологическая диагностика активности педагога:
| ||||
Дата анализа: | ||||
Группа: | ||||
Воспитатель — Ф. И. О.: | ||||
Проверяющий — Ф. И. О.: |
Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь
Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе
Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.
источник
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение общеразвивающего вида
заведующий МОУДО «Центр развития ребенка — детский сад № 000» г. Омска
Одна из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения — создание и поддержание здоровьесберегающей среды. Старший воспитатель должен регулярно проводить мониторинг и анализ созданных в учреждении условий с целью оценки их соответствия поставленным задачам. Важной составляющей этой работы является формирование у воспитанников сознательной установки на здоровый образ жизни. Данный аспект лег в основу разработки тематического контроля.
Цель контроля заключается в оценке работы учреждения по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
■ оценить условия (среду, режим, учебную нагрузку, двигательный режим)
пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»;
■ определить эффективность работы педагогов по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;
■ проанализировать уровень знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;
■ включить работу с детьми по воспитанию сознательных установок на ведение здорового образа жизни в планы воспитательно-образовательной
деятельности;
■ определить перспективы работы по формированию здоровьесберегающих навыков и привычек у дошкольников в условиях детского сада.
Для создания среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ, следует в первую очередь проверить соответствие режима дня и двигательного режима возрасту детей и требованиям СанПиН, а также недельной нагрузки — санитарно-гигиеническим требованиям.
Еще одним предметом контроля являются планы воспитательно-образовательной работы. Следует проверить, предусмотрено ли должное время
для соблюдения двигательного режима, насколько разнообразны планируемые формы работы по созданию установок на здоровый образ жизни, осуществляет ли воспитатель взаимодействие с родителями поданной тематике (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, беседы, информационные материалы).
На следующем этапе оценивается педагогическая компетентность воспитателей и методическая подготовленность к работе. В его рамках контролируется владение специальными опосредованными методами формирования у воспитанников установки на здоровый образ жизни, проверяются знания программных задач по разделу «Охрана здоровья и физическое развитие» и требований СанПиН, выясняется, ведется ли учет индивидуальных особенностей детей.
Также обращается внимание на степень знаний и представлений воспитанников о здоровом образе жизни и успешность работы педагога с родителями по проблеме формирования у дошкольников сознательной установки.
Для проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
карта анализа условий пребывания детей в ДОУ по критерию «здоро-вьесбережение» (приложение 1);
карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы (приложение 2);
■ карта проверки наглядной информации для родителей по теме «Здоровый образ жизни» (приложение 3);
■ карта анализа беседы педагога с детьми по теме «Быть здоровыми хотим» (приложение 4);
■ вопросы для проведения диагностической беседы с детьми (приложение5);
■ опросник для педагогов (приложение б).
По результатам контроля можно наметить направления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях ДОУ. Первое, на что стоит обратить внимание, повышение квалификации педагогов поданной тематике. Для этого можно организовать практикумы, семинары для обмена опытом. Затем следует создать теоретическую и методическую базы ДОУ для проведения работы с детьми по данному направлению. Педагогу стоит собрать практические и наглядные материалы, разработки тематических планов и т. д. Сформировать у детей установку на здоровый образ жизни невозможно без помощи родителей. Для этого следует запланировать работу с семьями воспитанников, организацию информационного и методического обмена между воспитателями и родителями, сбор данных о семьях.
Карта анализа условий пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»
Соответствие режима дня требованиям СанПиН
Соответствие требованиям СанПиН сетки занятий и кружковой деятельности (недельная учебная нагрузка)
Оптимальность двигательного режима детей в течение дня во время пребывания в детском саду
Организация питания в ДОУ
Состояние оборудования для проведения физкультурных занятий, закаливания и оздоровительных процедур, оснащение физкультурных уголков в группах
Соблюдение теплового режима в группах (организация проветриваний), гигиенические и водные процедуры
Соответствие одежды детей времени года и погодным условиям в группе и на прогулках
Организация активного отдыха воспитанников
Карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья
Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы
Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности
Закрепление знаний в организованной сюжетно-ролевой игре, на интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности
Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми
Организация досугов, развлечений
Карта проверки наглядной информации для родителей по теме «Здоровый образ жизни»
Доступность предлагаемого материала
Информационные письма, памятки
Выставки продуктов детской деятельности
Востребованность предлагаемого материала родителями
Карта анализа беседы с детьми по теме «Быть здоровыми хотим»
Группа________________ ФИО педагога _________________________
Тема беседы (вид)______________________________________________
Предварительная подготовка педагога к беседе
Подбор необходимого оборудования, наглядных материалов
Организация детей во время беседы
Предварительная работа с детьми по теме беседы
Методика проведения беседы
Обращение внимания на существенное
Учит ли педагог детей рассуждать?
Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи
Оценка деятельности детей (высказываний) в ходе беседы
Подведение итогов беседы, формулировка выводов
1. Что включается в понятие «здоровье» в его современной трактовке?
2. Назовите компоненты здорового образа жизни
3. Выделите в программных задачах разделов «Физкультурно — здоровительная работа», «Охрана и укрепление здоровья дошкольника» (Школа 2100) те, которые направлены на формирование установки на здоровый образ жизни.
4. Какие еще задачи решаются в ходе работы по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка?
5. Перечислите основные требования СанПиН к организации режима дня с детьми возрастной группы, в которой вы работаете (длительность дневного сна, прогулки)
6. Перечислите основные требования СанПиН к организации занятий с детьми возрастной группы, в которой вы работаете (недельная учебная нагрузка — в часах, количество занятий в неделю и их длительность, промежуток между занятиями)
7. Как вы учитываете индивидуальные особенности здоровья ребенка в воспитательно-образовательной работе?
Вопросы для проведения диагностической беседы с детьми
■ Как ты думаешь, какого человека можно назвать здоровым?
■ Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
■ Почему нужно мыть руки после посещения туалета, прогулки и всегда перед едой?
■ Зачем нужно чистить зубы два раза в день?
■ Какая еда полезна для человека, а какая нет?
■ Как нужно вести себя на улице, чтобы не случилась беда?
■ Что такое вредные привычки? Почему их называют «вредными»?
■ Какие полезные для здоровья привычки ты знаешь? Соблюдаешь ли ты их?
Примечание. Вопросы для воспитанников младшего, среднего и старшего возраста одинаковы, но во время беседы с младшими детьми допускаются дополнительные уточняющие вопросы. Ответы воспитанников могут быть односложными, тогда как дети старшего дошкольного возраста должны отвечать на предложенные вопросы самостоятельно, распространенными предложениями, которые включают обобщенные понятия о здоровье.
Алгоритм деятельности педагога по развитию
двигательных способностей детей
и воспитания Коми республиканского института
развития образования г. Сыктывкара
Для эффективного развития двигательных способностей и физических качеств детей старшего дошкольного возраста педагогам важно уметь грамотно планировать свою деятельность. В помощь им автором статьи разработан следующий алгоритм.
Так, первым шагом является изучение двигательных способностей детей. Педагогу необходимо оценивать не только физические качества воспитанников, но и качественные показатели освоения основных движений.
Шаг второй — составление карты программных требований по разделу, раскрывающему особенности деятельности с детьми по формированию у них культуры движений. Данная карта необходима для обеспечения целостного видения содержания двигательной деятельности детей.
В приложении 7 представлен образец карты программных требований.
Ее содержание включает в себя основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание), элементы спортивных игр и упражнений. Они отбираются в зависимости от условий конкретного дошкольного учреждения и уровня развития двигательных способностей воспитанников. Такая форма представления дает возможность объединить содержание, являющееся общим для двух возрастных групп, и содержание, характерное для каждой из них в отдельности. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход при обучении детей основным движениям (особенно в разновозрастных группах).
Третьим шагом является распределение программного материала по блокам, что дает возможность осу ществлять концентрированное обучение детей стар шего дошкольного возраста основным движениям и развивать у них двигательные способности. Реализа ция программного материала обеспечивается в про цессе физкультурных занятий в зале и на улице.
В физкультурном зале блоки распределяются следующим образом. В октябре и марте реализу ется содержание блока «Школа мяча». В этот пери од дошкольники обучаются основным действиям с мячом и овладевают элементами спортивных игр. В ноябре, феврале при реализации содержания бло ка «Ползание, лазание, равновесие» у дошкольников совершенствуются навыки в ползании, лазании и равновесии. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в этот блок рекомендуется включать фитбол-гимнастику. Блок «Прыжки» дети осваивают в декабре и апреле. В январе можно про водить физкультурные занятия в виде ритмической гимнастики под музыку, которая способствует эмоциональной разгрузке детей.
Содержание физкультурных занятий на улице пред полагает следующее распределение программного ма териала. В сентябре дошкольники овладевают навы ками игры в бадминтон (блок «Бадминтон»). В октябре и мае дети овладевают элементарными навыками игры в футбол (блок «Футбол»). С ноября (в зависимо сти от климатических особенностей) дети катаются на санках и осваивают навыки ходьбы на лыжах (блоки «Катание на санках» и «Ходьба на лыжах»). С декабря по март дошкольники продолжают осваивать содер жание блока «Ходьба на лыжах», а в апреле овладевают навыками игры в городки (блок «Городки»). Распре деление содержания двигательной деятельности де тей старшего дошкольного возраста в течение года представлено в приложении 8.
Четвертым шагом в деятельности педагога по реа лизации содержания раздела по физической культуре является планирование физкультурных занятий в те чение учебного года, которое можно разделить на три части. Сначала педагог распределяет виды физкуль турных занятий по месяцам в течение года (в физкуль турном зале и на воздухе), потом — количество видов занятий в течение года, а затем составляет учебно- тематический план.
Первая составная часть планирования позволяет распределить виды физкультурных занятий в соот ветствии с содержанием блоков.
Для целенаправленного развития двигательных способностей старших дошкольников, кроме стан дартных видов физкультурных занятий (традиционного, сюжетно-игрового), рекомендуется ежемесяч но проводить занятия по интересам детей, построен ные на свободном выборе движений, игровые физ культурные занятия, основанные на подвижных играх и играх-эстафетах, и тренировочные занятия. Их со держание проектируется с учетом блочного распре деления программного материала. Например, в бло ке «Школа мяча» предусмотрены игровые физкуль турные занятия, которые могут содержать подвиж ные игры, игры-эстафеты с мячом. Занятия по интересам построены на свободном выборе детьми дви жений с мячом и т. п.
В учебно-тематическом плане фиксируется почасовое распределение видов физкультурных за нятий в течение учебного года (приложение б). Для развития двигательных способностей детей стар шего дошкольного возраста целесообразно увеличить количество определенных видов занятий, а именно игровых, тренировочных и занятий по интересам.
Следующим шагом в реализации алгоритма дея тельности является проектирование педагогом содержания физкультурных занятий на основе лич ностно ориентированного подхода к взаимодей ствию с детьми . Его сущность заключается в содей ствии становлению ребенка старшего дошкольно го возраста как субъекта собственной двигательной деятельности.
Заключительным шагом в алгоритме является реализация деятельности с возможной корректировкой ее содержания в процессе специально организованного обучения (разных видов физкультурных занятий) и совместной деятельности с детьми (утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз и др.). Запланированное содержание может быть изменено в зависимости от возможностей, потребностей детей, их интересов и склонностей, от погодных условий или жизненных реалий.
Требования к содержанию физкультурного занятия
При конструировании содержания физкультурных занятий необходимо учитывать следующее. Физкультурное занятие является одной из форм двигательной деятельности детей, следовательно, все ее структурные компоненты могут быть представлены на занятии: постановка цели двигательной деятельности, планирование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного результата. Структура физкультурных занятий предусматривает следующие компоненты:
■ мотивация детей на освоение предстоящей деятельности;
■ совместное определение ее цели; и совместное планирование деятельности, выбор оборудования, партнера по деятельности, способов достижения цели деятельности; и самостоятельная деятельность детей по выполнению дифференцированных двигательных заданий; в обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин затруднений. Данная структура характерна для всех видов занятий — от традиционного, сюжетно-игрового до занятия-тренировки. Она обуславливает использование технологий, способствующих формированию субъектной позиции у детей в процессе двигательной деятельности. Так, например, во время занятий, построенных на свободном выборе движений детьми, можно использовать модель, разработанную , и усовершенствованную автором данной статьи. Ее суть заключается в постановке перед дошкольником следующих вопросов:
■ в чем он хотел бы поупражняться (формулирование замысла);
■ что из физкультурного оборудования для этого понадобится (подбор оборудования);
■ в каком порядке следует выполнять упражнения (система действий);
■ получилось ли то, что хотелось сделать (анализ действий, их соответствия замыслу).
Для осмысления и достижения ребенком цели деятельности и возникновения у него направленности на преобразование самого себя предлагается связывать содержание физкультурных занятий с действующими в старшем дошкольном возрасте мотивами и использовать разные виды мотивации на физкультурных занятиях: личностно-ситуативную, познавательно-ситуативную, познавательно-личностную, учебную.
Так, в процессе физкультурных занятий педагог создает и использует различные ситуации, положительно влияющие на личностное развитие детей и их двигательные способности. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда воспитанникам предоставляется возможность отдать предпочтение одному из вариантов заданий и способов их выполнения (т. е. проявить свою активность, самостоятельность и индивидуальность стиля поведения). При правильном построении она позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности.
Содержание разных видов физкультурных занятий целесообразно конструировать на основе дифференцированных двигательных заданий с учетом состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности. Такое содержание включает в себя, кроме традиционного, игры и упражнения для развития двигательных способностей детей, задания для развития двигательного воображения и двигательного творчества дошкольников и др. В содержание вводной части физкультурного занятия целесообразно включать циклические движения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем организма. В содержании основной части занятия используются общеразвивающие упражнения, дифференцированные двигательные задания, подобранные с учетом пола детей и уровня их физической подготовленности, и подвижные игры с усложнением правил (при повторе). В заключительной части занятия проводятся игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, релаксационные и корригирующие упражнения.
На физкультурном занятии наряду с репродуктивными методами и приемами разучивания физических упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений) необходимо использование и поисковых методов и приемов (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного воздействия (музыкального сопровождения, зрительного сигнала), раскрытие двигательной задачи (осмысление ее ребенком, придумывание разных вариантов упражнений), побуждение к реализации заданий по карточкам и др.).
В процессе физкультурных занятий дети старшего дошкольного возраста общаются со взрослыми, сверстниками, познают образ движения, способ его выполнения, играют. При этом формируется и реализуется потребность ребенка в самосохранении и развитии себя как индивидуальности. Выполнение деятельности при одномоментном функционировании игры, познания и общения обеспечивает успех, что вызывает у детей положительные эмоции, выражающие ощущение большого душевного удовлетворения, удовольствия. Таким образом, физкультурные занятия способствуют эмоциональному благополучию воспитанников. Правильно подобранная для физкультурных занятий музыка также благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного воображения и творчества. Они способствуют построению нового образа, передаче с его помощью определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.
Для анализа физкультурного занятия, сконструированного на основе личностно ориентированного взаимодействия, способствующего развитию ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности, предлагается схема, которая позволяет педагогу проектировать содержание занятия, направленного на развитие двигательных способностей детей и их личностных качеств (приложение 9). Таким образом, реализация педагогом предлагаемого алгоритма деятельности будет содействовать более успешному развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Карта программных требований по разделу «Физическая культура»
для старшей и подготовительной групп
Разновидность основных движении, спортивных упражнений, спортивных игр
источник