Меню Рубрики

Анализ знаний детей о здоровье

Марина Медведева
Анализ работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни

Для любого педагога дошкольного образовательного учреждения основной задачей является охрана здоровья детей.

Решение данной задачи заключается в приобщении детей с раннего дошкольного возраста к нормам здорового образа жизни.

Прежде чем приступить к работе с детьми по данной теме, я изучила и проанализировала следующую научно- методическую литературу:» От рождения до школы»- программа воспитания и обучения в детском саду, Ю. П. Климович » Учимся правильно питаться», Н. Н. Авдеева » Безопасность», Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и др., а также отдельные статьи из журналов» Дошкольное воспитание»,» Дошкольная педагогика»,» Педсовет» и др.

Для организации работы с детьми по формированию у них представлений о здоровом образе жизни я поставила перед собой следующие задачи:

1 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2 Воспитание культурно- гигиенических навыков;

3 Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основная цель работы, которую я поставила перед собой- это приобщение к нормам здорового образа жизни, обогащение представлений детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. Я стараюсь, чтобы формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (далее З О Ж) проходило через все виды деятельности: игровую, трудовую,совместную деятельность детей с воспитателем.

При этом я использую все доступные формы и методы.

Беседы:» Подружись с водой»,» Витамины»,» Что такое сердце»,» Для чего. ?»,» Кто больше знает о себе»,» Как мы дышим».

Уроки Пилюлькина и Айболита:» Чтобы не простудиться»,» Осторожно, лекарство!»,» Полезная и вредная пища»,» Чтобы наши помощники не болели».

Игры- тренинги, игровые ситуации такие как » Помогите Мишутке»,» Что болит у Незнайки?»,» Что случилось дорогой? У меня болит ой-ой!»

Развлечение на тему:» Чтобы замарашкою не слыть и чтоб всегда здоровым быть

Чтение художественной литературы,дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры.

Также я использую различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, движения- подражания, массаж биологически активных зон, полоскание горла йодо-солевым раствором и другие закаливающие процедуры.

Успех моей работы зависит от тесного контакта с родителями. В работе с родителями использую консультации:» Закаливание ребёнка в семье»,» Взаимоотношения ребёнка с родителями»,» Безопасность детей в наших руках«.

Беседы:» О профилактике детского травматизма»,» Внешний вид вашего ребёнка»,» Правила и режим дня в детском саду».

Провожу анкетирование, досуг на тему:» Отдыхаем всей семьёй», круглый стол:» Мы и наши дети».

Большое внимание уделяю различным видам деятельности, которые направлены на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

источник

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. В исследовании принимали участие 14 учеников второго класса. Дети обучаются по программе «Школа России».

Для диагностики уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни мы использовали такие методики:

1. Анкета «Что ты знаешь о здоровом образе жизни?»

1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

А) Нужно заниматься спортом

2 Что ты знаешь о своем здоровье?

Б) Не очень хорошее: часто болит голова

3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят:

4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

6 Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

7 Занимаешься ли ты спортом?

8 Чувствуешь ли усталость после уроков?

Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

Понятия о здоровом образе жизни у учеников отождествлено с понятием «здоровье», причем 43 % учеников считают, здоровый образ жизни — это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 36 % учащихся, которые считают, что здоровый образ жизни — «нужно быть здоровым». Но 21 % учеников имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 36% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 21 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 20% считают, что у них здоровье «удовлетворительное». При этом 50% часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).

К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, но только 28,5 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, всего 21 % учеников ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).

Следовательно, только 21% детей склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 28,5 % учеников делают по утрам зарядку каждый день, а 28,5 % — лишь иногда, также 46 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учеников исследуемого класса.

2. Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша)

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.

2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:

г) три и более раз в неделю.

3. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):

г) отсутствие взаимопонимания.

4. Для ведения здорового образа жизни Вы:

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

д) не имеете вредных привычек.

5. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;

р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.

Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.

Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

Ответы детей в Приложении 1.

По результатам данной методики мы выяснили, что только 3 (21%) ученика имеют высокий уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни. Они заботятся о своем здоровье, знают правила участвуют в спортивных соревнованиях, ведут активный образ жизни, соблюдаются режим дня. 5 учеников (36 %) имеют средний уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни, а 6 учеников (43 %) имеют низкий уровень. Полученные данные говорят о необходимости проведения работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 5872 | Нарушение авторских прав

источник

Диагностика отношения ребенка к здоровью

Цель — изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения». Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

  • Здоровый человек — это.
  • Мое здоровье.
  • Иногда я болею, потому что.
  • Когда я болею, мне помогают.
  • Когда у человека что-то болит, то он.
  • Я хочу, чтобы я всегда был здоровым, потому что.
  • Когда я думаю о здоровье, то представляю себе.
  • Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется.
  • Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал.
  • Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то.
  • Когда мои друзья болеют, то я.
  • Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю.

Между предложениями можно сделать паузу, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты этого своеобразного опроса оформляются в таблицу, согласно критериям: осознание ценности здоровья проявляется у ребенка четко — 3 балла, не проявляется — 1 балл, проявляется избирательно — 2 балла.

Вопросы по разделу «Здоровый человек»

Цель — изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

  1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
  2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?
  3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь.
  4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
  5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
  6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?
  7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
  8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
  9. Делаете ли вы дома утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

10.Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты

Цель — определить уровень знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

1.Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? (Задание: из элементов дидактической игры «Собери человека» собрать фигуру человека. По ходу игры можно задавать ребенку вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется эта часть человеческого тела?», «Для чего она нужна человеку?» и др.).

2.Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

3.А как ты думаешь, мог бы человек жить без скелета? Нет? Почему?

5.Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

6.Зачем организму человека нужна кровь?

7.Если бы ты перестал дышать, что бы с тобой произошло?

8.Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот?

9.А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

10.Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

11.А что есть общего у человека, животного и у растения? (Можно использовать наглядность).

12.А как ты думаешь, все ли люди устроены одинаково или каждый по-разному?

Высокий. Ребенок владеет элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных задач. У ребенка чувствуется желание вести здоровый образ жизни. Его представления носят в общем целостный характер.

Средний. Ребенок отчасти владеет валеологическими знаниями, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но на все и иногда допускает ошибки). Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать валеологические знания, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у него не наблюдается.

Читайте также:  Отцы и дети 10 глава анализ конфликта

Низкий. Ребенок слабо владеет валеологическими знаниями, какие-то разделы позволяют ему быть активным в общении с воспитателем, но чаще всего активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка и обнаруживает у него разрозненность валеологических представлений. У ребенка не сформирована валеологическая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных валеологических задач.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаНадо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. .

Ответы родителей на вопросы анкеты «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни ребенка» позволит педагогам сделать выводы, на основании которых он будет планировать свою работу с детьми п.

Данный материал может быть полезен педагогам и специалистам ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Консультация для родителей.

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и .

«Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни».

источник

Дата публикации: 30.09.2017 2017-09-30

Статья просмотрена: 612 раз

Федорова С. Н., Шавалиева . Э., Ездина А. И. Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 110-112. — URL https://moluch.ru/archive/173/45183/ (дата обращения: 22.10.2019).

Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Именно взрослый, формирует представления о человеке, создавая образ человека, ребёнок познает себя, видит перспективу развития, ищет свой «подсознательный идеал».

Важно чтобы ребенок любил себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущения. В своей работе с детьми педагоги стараются дать ребенку самое интересное и непонятное для него — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Как я появился на свет. — это только небольшая часть вопросов, которые задает малыш. Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека.

В помощь педагогам разработаны такие пособия как «Я мое тело» (автор С. Е. Шукшина), а также материалы С. А. Козловой «Я — человек» (раздел «Что я знаю о себе»), мини — программа по формированию элементарных представлений занятия об органах чувств человека (автор — О. А. Князева). Данные материалы позволяют ознакомить детей дошкольного возраста с организмом человека, в которые включены сведения о внешнем строении тела, органов чувств и внутренних органах человека.

В своей работе с воспитанниками детского сада № 150 «Брусничка» г. Тольятти мы поставили цель — выявить уровень сформированности представлений о человеческом организме у детей 6–7 лет,

На этапе исследования мы ставили следующие задачи:

– Выявить анатомо-физиологические, гигиенические и социально-нравственные знания, которыми владеет ребёнок.

– Установить наличие либо отсутствие интереса у старших дошкольников к строению своего организма, мотивацию интереса.

В основе эксперимента мы опирались на диагностику О. А. Князева-

определения знаний и представлений детей об организме человека.

Целью этой диагностики являлось определить у детей дошкольного возраста уровень знаний об организме человека, о здоровом образе жизни. Для этого использовались следующие материалы: картинки с изображением частей тела, сюжетные картинки, которые символизируют содержание той или иной проблемы о здоровье организма.

Обследование проводилось индивидуально, и состояло из 2-х частей:

  1. Первоначально ребенку показывалась картинка с частями тела (демонстрационный материал для фронтальных занятий «Части тела») и у предлагалось назвать части тела, которые были изображены на картинке. Детям, которые затруднялись или не могли сразу ответить в целях облегчения выполнения задания предлагалось рассмотреть рисунок и дорисовать недостающие части (пример: на лице изображён контур головы и шеи; волосы, брови, один глаз и одно ухо и т. п.)

Проанализировав полученный результат, его выполняло 18 детей можно сделать вывод, что высокий уровень знаний имеют — 33, % детей, средний — 39 %, низкий — 28 % детей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети подготовительной к школе группы знают про части тела в среднем неплохо.

Помимо перечисления частей тела предлагалось назвать функциональное назначение каждого органа. Задавались наводящие вопросы «Зачем нужна та или иная часть организма, почему этот орган именно такой и находится именно на этом месте), как беречься от травм и болезней.

В процессе дополнительных вопросов дети уже затруднялись отвечать. В ходе беседы было выявлено, что такие органы как почки, печень, желудок знают только 8 человек из 18, и то только слышали, что такие органы есть, а об их предназначение в нашем организме не ответил никто. На вопросы «Для чего нужны глаза, уши, рот?» дети отвечали без промедлений: «Глаза — чтобы смотреть, уши — чтоб слышать, рот — чтобы говорить».

Таким образом, мы сделали вывод, что дети имеют низкий уровень знаний о том, для чего нам нужны те или иные органы человека.

  1. На следующем этапе ребенку было представлено 10 сюжетных картинок, предлагалось их рассмотреть, а затем выбирая по одной, рассказать, что изображено на картинки. Сюжетные картинки такие как:

– Пожилой человек в тёмных очках с палочкой осторожно идёт по тротуару, простукивая его край.

– Два человека стоят напротив друг друга и объясняются специальными жестами при помощи пальцев и т. д.

– Проведя опрос, мы увидели, что половина детей рассказывают о картинках вполне развернуто.

Из чего можно сказать, что дети с высоким уровнем имеют — 55 %, средний — 50 %, низкий — 44,5 % детей.

Опираясь на полученные результаты, мы сделали следующее заключение:

– дети 6–7 лет в среднем имеют средней уровень знаний о частях тела человека, и его отдельных внутренних органах, называют в основном видимые части тела человека: руки, ноги, голова и т. д.;

– дети 6–7 лет имеют небольшие, ограниченные знания об особенностях функционирования организма, так же называют более распространенные обоснования: глаза, чтобы смотреть, уши чтобы слышать и т. д.;

– дети 6–7 лет владеют знаниями в приделах среднего уровня о том, как сохранить здоровье, о сохранении внутренних органов организма и органов чувств;

Результаты показали нам, что у старших дошкольников имеется интерес к своему организму, и наша основная задача состоит в том, чтобы углубить знания детей в этой области, мы предлагаем проводить работу в трех направлениях:

  1. Взаимодействие с детьми;
  2. Оснащение предметно — развивающей среды в группе;
  3. Взаимодействие с родителями.

В своей работе с детьми необходимо использовать различные формы организации:

– Познакомить детей со строением человека, с возможностями его организма:

– «Вот Я какой!», «Я — человек!» — я умею бегать, прыгать, смотреть, кушать и т. д., вызвать интерес к дальнейшему познанию себя;

– вызвать желание у детей следить за собой, воспитывать положительное отношение к чистоте, показать, что чумазым быть плохо;

– побеседовать с детьми о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью человека; дать детям представление о простейшей профилактике простудных заболеваниях;

– привить навык прислушиваться к себе к своему организму, уметь понимать свои ощущения и их причины;

– закрепить полученные знания и обобщить их в нормах здорового питания — составить совместно с детьми «Правила здорового питания».

– В совместной деятельности режимных моментах предлагаем использовать детскую художественную литературу, содержащую информацию здоровье сберегающих правилах, здоровом образе жизни;

– Использовать настольные и дидактические игры для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков: «Умею — не умею», «Опасно — не опасно» и т. д.

– Организовать вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники — глаза», «Язычок-помощник» и т. п.

– Важным считается использование сюжетных игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если. есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не подстригать волосы и зубы, не расчесываться и т. п.

– Закреплять навыки в сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Пожарные», «Олимпиада» и т. п.

В центре здоровья в группе должны быть пособия и дидактически материалы, которые направлены на:

– формирование начальных представляй о ЗОЖ. Такие как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», «Ты — моя частичка», «Если кто-то заболел».

– формирование у детей дошкольного возраста знаний, как избежать контактов с опасными предметами, или, при необходимости осторожно обращаться с ними.

Создание в группе предметно-развивающей среды обогащает двигательный опыт детей. Эту среду необходимо создавать с учётом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог чувствовать себя в группе комфортно и безопасно. А спортивное оборудование поможет детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.

Необходимо привлекать родителей к оформлению группы и центра Здоровья в частности. Для повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ использовать следующие формы работы с родителями:

– консультации: «Преодоление водобоязни», «Полезно ли ребенку плавать в бассейне», «Лечебная гимнастика (дыхательная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей и т. п.

Необходимо вовлекать родителей в организацию оздоровительных мероприятий детского сада и группы: в образовательную деятельность, спортивных праздников и развлечений, экскурсий, походов («Зимние забавы», «За здоровьем в зимний лес»), проектной деятельности с детьми, конкурсов газет ЗОЖ («Папа, мама, я — дружная и спортивная семья», «Лето всей семьей», «Мы дружим со здоровьем»).

Периодически совместно проводить «Дни здоровья», «Неделю психологии», «Веселые старты».

Знания о человеческом организме необходимо для современных детей, ведь цель в воспитании дошкольника — здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

источник

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида

заведующий МОУДО «Центр развития ребенка — детский сад № 000» г. Омска

Одна из основных задач современного дошкольного образовательного учреж­дения — создание и поддержание здоровьесберегающей среды. Старший воспитатель должен регулярно проводить мониторинг и анализ созданных в учреждении условий с целью оценки их соответствия поставленным задачам. Важной состав­ляющей этой работы является формирование у воспитанников сознательной установки на здоровый образ жизни. Данный аспект лег в основу разработки тематического контроля.

Цель контроля заключается в оценке работы учреждения по формирова­нию у воспитанников установки на здоровый образ жизни. Для ее достиже­ния необходимо решение следующих задач:

■ оценить условия (среду, режим, учебную нагрузку, двигательный режим)
пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»;

■ определить эффективность работы педагогов по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;

■ проанализировать уровень знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;

■ включить работу с детьми по воспитанию сознательных установок на ве­дение здорового образа жизни в планы воспитательно-образовательной
деятельности;

■ определить перспекти­вы работы по формиро­ванию здоровьесберегающих навыков и привычек у дошкольников в условиях детского сада.

Для создания среды, способствую­щей формированию здорового образа жизни вос­питанников ДОУ, следует в первую очередь прове­рить соответствие режима дня и двигательного ре­жима возрасту детей и требованиям СанПиН, а так­же недельной нагрузки — санитарно-гигиеническим требованиям.

Еще одним предметом контроля являются пла­ны воспитательно-образовательной работы. Следу­ет проверить, предусмотрено ли должное время

для соблюдения двигательного режима, насколько раз­нообразны планируемые формы работы по созданию установок на здоровый образ жизни, осуществляет ли воспитатель взаимодействие с родителями поданной тематике (индивидуальные и групповые консульта­ции, родительские собрания, беседы, информацион­ные материалы).

На следующем этапе оценивается педагогическая компетентность воспитателей и методическая подго­товленность к работе. В его рамках контролируется владение специальными опосредованными методами формирования у воспитанников установки на здоро­вый образ жизни, проверяются знания программных задач по разделу «Охрана здоровья и физическое раз­витие» и требований СанПиН, выясняется, ведется ли учет индивидуальных особенностей детей.

Также обращается внимание на степень знаний и представлений воспитанников о здоровом образе жизни и успешность работы педагога с родителями по проблеме формирования у дошкольников созна­тельной установки.

Читайте также:  Отцы и дети 10 анализ

Для проведения тематического контроля исполь­зуются следующие формы и методы (оценочный ин­струментарий):

карта анализа условий пребы­вания детей в ДОУ по критерию «здоро-вьесбережение» (прило­жение 1);

карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы (приложение 2);

■ карта проверки наглядной информации для роди­телей по теме «Здоровый образ жизни» (приложе­ние 3);

■ карта анализа беседы педагога с детьми по теме «Быть здоровыми хотим» (приложение 4);

■ вопросы для проведения диагностической бесе­ды с детьми (приложение5);

■ опросник для педагогов (приложение б).

По результатам контроля можно наметить направ­ления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях ДОУ. Первое, на что стоит обратить внима­ние, повышение квалификации педагогов поданной тематике. Для этого можно организовать практикумы, семинары для обмена опытом. Затем следует создать теоретическую и методическую базы ДОУ для прове­дения работы с детьми по данному направлению. Пе­дагогу стоит собрать практические и наглядные мате­риалы, разработки тематических планов и т. д. Сфор­мировать у детей установку на здоровый образ жиз­ни невозможно без помощи родителей. Для этого сле­дует запланировать работу с семьями воспитанников, организацию информационного и методического об­мена между воспитателями и родителями, сбор дан­ных о семьях.

Карта анализа условий пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»

Соответствие режима дня требованиям СанПиН

Соответствие требованиям СанПиН сетки занятий и кружковой деятельности (недельная учебная нагрузка)

Оптимальность двигательного режима детей в течение дня во время пребывания в детском саду

Организация питания в ДОУ

Состояние оборудования для проведения физкультурных занятий, закаливания и оздоровительных процедур, оснащение физкультурных уголков в группах

Соблюдение теплового режима в группах (организация проветриваний), гигиенические и водные процедуры

Соответствие одежды детей времени года и погодным условиям в группе и на прогулках

Организация активного отдыха воспитанников

Карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы

Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья

Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы

Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности

Закрепление знаний в организованной сюжетно-ролевой игре, на интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности

Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Организация досугов, развлечений

Карта проверки наглядной информации для родителей по теме «Здоровый образ жизни»

Доступность предлагаемого материала

Информационные письма, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Карта анализа беседы с детьми по теме «Быть здоровыми хотим»

Группа________________ ФИО педагога _________________________

Тема беседы (вид)______________________________________________

Предварительная подготовка педагога к беседе

Подбор необходимого оборудования, наглядных материалов

Организация детей во время беседы

Предварительная работа с детьми по теме беседы

Методика проведения беседы

Обращение внимания на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать?

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи

Оценка деятельности детей (высказываний) в ходе беседы

Подведение итогов беседы, формулировка выводов

1. Что включается в понятие «здоровье» в его современной трактовке?

2. Назовите компоненты здорового образа жизни

3. Выделите в программных задачах разделов «Физкультурно — здоровительная работа», «Охрана и укрепление здоровья дошкольника» (Школа 2100) те, которые направлены на формирование установки на здоровый образ жизни.

4. Какие еще задачи решаются в ходе работы по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успе­хов в формировании личности ребенка?

5. Перечислите основные требования СанПиН к организации режима дня с детьми возрастной группы, в кото­рой вы работаете (длительность дневного сна, прогулки)

6. Перечислите основные требования СанПиН к организации занятий с детьми возрастной группы, в которой вы работаете (недельная учебная нагрузка — в часах, количество занятий в неделю и их длительность, проме­жуток между занятиями)

7. Как вы учитываете индивидуальные особенности здоровья ребенка в воспитательно-образовательной работе?

Вопросы для проведения диагностической беседы с детьми

■ Как ты думаешь, какого человека можно назвать здоровым?

■ Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

■ Почему нужно мыть руки после посещения туалета, прогулки и всегда перед едой?

■ Зачем нужно чистить зубы два раза в день?

■ Какая еда полезна для человека, а какая нет?

■ Как нужно вести себя на улице, чтобы не случилась беда?

■ Что такое вредные привычки? Почему их называют «вредными»?

■ Какие полезные для здоровья привычки ты знаешь? Соблюдаешь ли ты их?

Примечание. Вопросы для воспитанников младшего, среднего и старшего возраста одинаковы, но во время беседы с младшими детьми допускаются дополнительные уточняющие вопросы. Ответы воспитанников могут быть односложны­ми, тогда как дети старшего дошкольного возраста должны отвечать на предложенные вопросы самостоятельно, распро­страненными предложениями, которые включают обобщенные понятия о здоровье.

Алгоритм деятельности педагога по развитию

двигательных способностей детей

и воспитания Коми республиканского института

развития образования г. Сыктывкара

Для эффективного развития двигательных спо­собностей и физических качеств детей старшего до­школьного возраста педагогам важно уметь грамот­но планировать свою деятельность. В помощь им автором статьи разработан следующий алгоритм.

Так, первым шагом является изучение двигатель­ных способностей детей. Педагогу необходимо оце­нивать не только физические качества воспитанни­ков, но и качественные показатели освоения основ­ных движений.

Шаг второйсоставление карты программных тре­бований по разделу, раскрывающему особенности де­ятельности с детьми по формированию у них культу­ры движений. Данная карта необходима для обеспе­чения целостного видения содержания двигательной деятельности детей.

В приложении 7 представлен об­разец карты программных требований.

Ее содержание включает в себя основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание), элементы спортивных игр и упражнений. Они отбираются в зависимости от условий конкретного дошкольного учреждения и уровня развития двигательных способ­ностей воспитанни­ков. Такая форма представле­ния дает воз­можность объединить содержа­ние, являющееся общим для двух возрастных групп, и содержание, характерное для каждой из них в отдель­ности. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход при обучении детей основным движе­ниям (особенно в разно­возрастных группах).

Третьим шагом является распределение программ­ного материала по блокам, что дает возможность осу­ ществлять концентрированное обучение детей стар­ шего дошкольного возраста основным движениям и развивать у них двигательные способности. Реализа­ ция программного материала обеспечивается в про­ цессе физкультурных занятий в зале и на улице.

В физкультурном зале блоки распределяются следующим образом. В октябре и марте реализу­ ется содержание блока «Школа мяча». В этот пери­ од дошкольники обучаются основным действиям с мячом и овладевают элементами спортивных игр. В ноябре, феврале при реализации содержания бло­ ка «Ползание, лазание, равновесие» у дошкольников совершенствуются навыки в ползании, лазании и равновесии. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в этот блок рекомендуется включать фитбол-гимнастику. Блок «Прыжки» дети осваивают в декабре и апреле. В январе можно про­ водить физкультурные занятия в виде ритмической гимнастики под музыку, которая способствует эмо­циональной разгрузке детей.

Содержание физкультурных занятий на улице пред­ полагает следующее распределение программного ма­ териала. В сентябре дошкольники овладевают навы­ ками игры в бадминтон (блок «Бадминтон»). В октябре и мае дети овладевают элементарными навыками игры в футбол (блок «Футбол»). С ноября (в зависимо­ сти от климатических особенностей) дети катаются на санках и осваивают навыки ходьбы на лыжах (блоки «Катание на санках» и «Ходьба на лыжах»). С декабря по март дошкольники продолжают осваивать содер­ жание блока «Ходьба на лыжах», а в апреле овладева­ют навыками игры в городки (блок «Городки»). Распре­ деление содержания двигательной деятельности де­ тей старшего дошкольного возраста в течение года представлено в приложении 8.

Четвертым шагом в деятельности педагога по реа­ лизации содержания раздела по физической культуре является планирование физкультурных занятий в те­ чение учебного года, которое можно разделить на три части. Сначала педагог распределяет виды физкуль­ турных занятий по месяцам в течение года (в физкуль­ турном зале и на воздухе), потом — количество видов занятий в течение года, а затем составляет учебно- тематический план.

Первая составная часть планирования позволяет распределить виды физкультурных занятий в соот­ ветствии с содержанием блоков.

Для целенаправленного развития двигательных способностей старших дошкольников, кроме стан­ дартных видов физкультурных занятий (традицион­ного, сюжетно-игрового), рекомендуется ежемесяч­ но проводить занятия по интересам детей, построен­ ные на свободном выборе движений, игровые физ­ культурные занятия, основанные на подвижных играх и играх-эстафетах, и тренировочные занятия. Их со­ держание проектируется с учетом блочного распре­ деления программного материала. Например, в бло­ ке «Школа мяча» предусмотрены игровые физкуль­ турные занятия, которые могут содержать подвиж­ ные игры, игры-эстафеты с мячом. Занятия по инте­ресам построены на свободном выборе детьми дви­ жений с мячом и т. п.

В учебно-тематическом плане фиксируется по­часовое распределение видов физкультурных за­ нятий в течение учебного года (приложение б). Для развития двигательных способностей детей стар­ шего дошкольного возраста целесообразно уве­личить количество определенных видов занятий, а именно игровых, тренировочных и занятий по интересам.

Следующим шагом в реализации алгоритма дея­ тельности является проектирование педагогом со­держания физкультурных занятий на основе лич ностно ориентированного подхода к взаимодей­ ствию с детьми . Его сущность заключается в содей­ ствии становлению ребенка старшего дошкольно­ го возраста как субъекта собственной двигательной деятельности.

Заключительным шагом в алгоритме является реа­лизация деятельности с возможной корректировкой ее содержания в процессе специально организован­ного обучения (разных видов физкультурных занятий) и совместной деятельности с детьми (утренней гимна­стики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз и др.). Запланированное содержание может быть изменено в зависимости от возможностей, потребно­стей детей, их интересов и склонностей, от погодных условий или жизненных реалий.

Требования к содержанию физкультурного занятия

При конструировании содержания физкультур­ных занятий необходимо учитывать следующее. Физкультурное занятие является одной из форм двигательной деятельно­сти детей, следовательно, все ее структурные ком­поненты могут быть пред­ставлены на занятии: по­становка цели двигатель­ной деятельности, плани­рование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного резуль­тата. Структура физкультурных занятий предусматри­вает следующие компоненты:

■ мотивация детей на освоение предстоящей дея­тельности;

■ совместное определение ее цели; и совместное планирование деятельности, выбор оборудования, партнера по деятельности, спосо­бов достижения цели деятельности; и самостоятельная деятельность детей по выполне­нию дифференцированных двигательных заданий; в обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин затруднений. Данная структура характерна для всех видов за­нятий — от традиционного, сюжетно-игрового до занятия-тренировки. Она обуславливает использова­ние технологий, способству­ющих формированию субъ­ектной позиции у детей в процессе двигательной де­ятельности. Так, например, во время занятий, постро­енных на свободном выбо­ре движений детьми, можно использовать модель, раз­работанную , и усовершен­ствованную автором данной статьи. Ее суть заключается в постановке перед до­школьником следующих вопросов:

■ в чем он хотел бы поупражняться (формулирова­ние замысла);

■ что из физкультурного оборудования для этого по­надобится (подбор оборудования);

■ в каком порядке следует выполнять упражнения (система действий);

■ получилось ли то, что хотелось сделать (анализ действий, их соответствия замыслу).

Для осмысления и достижения ребенком цели дея­тельности и возникновения у него направленности на преобразование самого себя предлагается связывать содержание физкультурных занятий с действующими в старшем дошкольном возрасте мотивами и исполь­зовать разные виды мотивации на физкультурных занятиях: личностно-ситуативную, познавательно-ситуативную, познавательно-личностную, учебную.

Так, в процессе физкультурных занятий педагог созда­ет и использует различные ситуации, положительно вли­яющие на личностное развитие детей и их двигательные способности. Создаваемая ситуация выбора — это спро­ектированная педагогом деятельность, когда воспи­танникам предоставляется возможность отдать пред­почтение одному из вариантов заданий и способов их выполнения (т. е. проявить свою активность, самостоя­тельность и индивидуальность стиля поведения). При правильном построении она позволяет поставить ре­бенка в позицию субъекта деятельности.

Содержание разных видов физкультурных заня­тий целесообразно конструировать на основе диф­ференцированных двигательных заданий с уче­том состояния здоровья детей, уровня их физиче­ской подготовленности. Такое содержание включа­ет в себя, кроме традиционного, игры и упражнения для развития двигательных способностей детей, за­дания для развития двигательного воображения и двигательного творчества дошкольников и др. В содержание вводной части физкультурного занятия целесообразно включать циклические движения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем организма. В содержании основной части занятия используются общеразвивающие упраж­нения, дифференцированные двигательные зада­ния, подобранные с учетом пола детей и уровня их физической подготовленности, и подвижные игры с усложнением правил (при повторе). В заключитель­ной части занятия проводятся игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, релаксацион­ные и корригирующие упражнения.

На физкультурном занятии наряду с репродуктив­ными методами и приемами разучивания физических упражнений (описание, пояснение, демон­страция двигательного дей­ствия, использование карточек-схем с изображением упраж­нений) необходи­мо использование и поисковых методов и приемов (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного воздействия (музыкального сопровождения, зрительного сигна­ла), раскрытие двигательной задачи (осмысление ее ребенком, придумывание разных вариантов упраж­нений), побуждение к реализации заданий по карточ­кам и др.).

Читайте также:  Отцы и дети анализ аркадия

В процессе физкультурных занятий дети старшего дошкольного возраста общаются со взрослыми, свер­стниками, познают образ движения, способ его выпол­нения, играют. При этом формируется и реализуется потребность ребенка в самосохранении и развитии себя как индивидуальности. Выполнение деятельно­сти при одномоментном функционировании игры, по­знания и общения обеспечивает успех, что вызывает у детей положительные эмоции, выражающие ощуще­ние большого душевного удовлетворения, удоволь­ствия. Таким образом, физкультурные занятия способ­ствуют эмоциональному благополучию воспитанни­ков. Правильно подобранная для физкультурных за­нятий музыка также благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного во­ображения и творчества. Они способствуют построе­нию нового образа, передаче с его помощью опреде­ленного смыслового содержания, которое адресует­ся другому человеку.

Для анализа физкультурного занятия, сконструи­рованного на основе личностно ориентированного взаимодействия, способствующего развитию ребен­ка как субъекта собственной двигательной деятельно­сти, предлагается схема, которая позволяет педагогу проектировать содержание занятия, направленного на развитие двигательных способностей детей и их личностных качеств (приложение 9). Таким образом, реализация педаго­гом предлагаемого алгоритма деятельности будет содей­ствовать более успешному развитию дви­гательных способно­стей детей старшего дошкольного возрас­та в условиях ДОУ

Карта программных требований по разделу «Физическая культура»

для старшей и подготовительной групп

Разновидность основных движении, спортивных упражнений, спортивных игр

источник

База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.

Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.

На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).

Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Критерии Показатели Методики
Когнитивный наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Мотивационно — потребностный Положение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка. Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации»
Деятельностный наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:

Высокий (36 – 29 баллов) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Средний (28 — 18) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Низкий (менее 18) —знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».

Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)

Уровни оценивания:

Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

.Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 13 % (3 человека)

Средний уровень — 54 % (13 человек)

Низкий уровень — 33 % (8 человек)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).

В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).

Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).

Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.

На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.

Методика 2 «Ценностные ориентации»

Цель:выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).

Уровни оценивания:проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.

Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.

Низкий уровень (1-2 балла)– в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 66 % (15 человек)

Средний уровень — 17% (4 человека)

Низкий уровень — 17% (4 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).

В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).

Уровни места здоровья в системе ценностей

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).

Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей

В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.

У 17% учеников ценность « здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.

Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.

Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».

Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).

Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 33% (8 человек)

Средний уровень — 42 % (10 человек)

Низкий уровень — 25% (6 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).

В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).

Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).

Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.

Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.

Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).

В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).

Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).

Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников

Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник