Меню Рубрики

Анализ здоровья детей в беларуси

Какие болезни самые распространенные среди детей в нашей стране и довольны ли родители состоянием здоровья своих чад? TUT.BY проанализировал данные о детском здоровье в новом сборнике Белстата «Дети и молодежь Республики Беларусь».

Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В прошлом году медики выявили более 3 млн 395 тысяч случаев заболеваний у детей.

Дети в Беларуси чаще всего страдают болезнями органов дыхания. И это неизменная тенденция. В 2017 году таких случаев было более 2 млн 580 тысяч. Это больше, чем фиксировали последние три года. Например, в 2016-м году таких случаев было чуть более чем 2 млн 487 тысяч.

Статистика учитывает и случаи травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин на здоровье детей. В 2017 году их было более 147 тысяч, годом ранее — более 151 тысячи.

Инфекционными и паразитарными болезнями заболели в более чем 119 тысяч случаев. Это больше чем в 2016 году примерно на 5,5 тысячи случаев и чем в 2014-м году — на 16,5 тысячи.

У детей в Беларуси также часто выявляют болезни глаз, ушей, кожи и подкожной клетчатки. Например, в прошлом году было зафиксировано более 104 тысяч случаев болезней глаз и придаточного аппарата, более 93 тысяч болезней уха и сосцевидного отростка, более 103 тысяч болезней кожи и подкожной клетчатки.

В прошлом году 2 млн 366 тысяч детей болели ОРВИ и гриппом. В целом это цифра мало отличается от данных 2016-го и 2015-го годов. Правда, в 2014-м заболевших детей было 1 млн 990 тысяч.

С 2014 по 2017 год ежегодно в стране выявляли по одному случаю гепатита В у детей и не было ни одного случая краснухи.

При этом в прошлом году медики зафиксировали более 65 тысяч случаев ветрянки среди детей и больше, чем в предыдущем году, случаев острых кишечных инфекций: примерно 11 тысяч против 9 тысяч.

С 2015 года практически не меняется количество случаев коклюша среди детей. Оно варьируется от 471 случая в 2015 году до 480 случаев в 2017-м.

В стране неизменно высокий уровень охвата профилактическими прививками. Против дифтерии, столбняка, коклюша в прошлом году привили 94,2% детей до года. Это чуть меньше, чем в предыдущем году, но разница не принципиальна. В 2016-м эта цифра достигала 97,9%.

От полиомиелита в 2017-м году привили 98,5% детей в возрасте до года, от туберкулеза — 96,8%, от кори, эпидемического паротита, краснухи — 98,1% детей в возрасте 1 года.

Мнение родителей о состоянии здоровья своих детей последние три года примерно одинаковое. Если на начало 2018 года 63,6% белорусов оценили здоровье детей как хорошее, то на начало 2017-го их было 64,1%, а на начало 2016-го — 61,3%. Бесспорно, остается лишь то, что по отношению к 2015-му году, когда этот процент достигал 58,4%, уровень удовлетворенности здоровьем детей вырос. Однако он снизился к 2012 году, когда процент довольных составлял 69,6%.

На начало прошлого года состояние здоровья детей как плохое оценили — 1,4%, в начале 2016-го этот показатель был 2%, а в начале 2012-го — 1,4%.

За последние семь лет, пожалуй, больше всего менялись показатели оценки детского здоровья как удовлетворительного. В начале 2012 года так состояние здоровья детей оценили 29% опрошенных, а на начало 2018 года 35%.

источник

Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем детей и подростков. Уровень развития подрастающего поколения, а также его физический и умственный потенциал могут стать предпосылками выхода республики из тяжелого социально-экономического кризиса.

Верховный Совет и Кабинет Министров Республики Беларусь приняли ряд законов и постановлений, обеспечивающих законодательную базу охраны здоровья подрастающего поколения. Законы «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О правах ребенка», Государственная программа «Здоровье», межведомственная программа «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» наметили основные направления охраны здоровья детей и подростков. Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это, несомненно, отразится и на здоровье последующих поколений.В школьной популяции увеличивается численность детей хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, заболеваниями крови, нарушениями зрения, растет гастроэнтерологическая, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патология. Хронические заболевания в настоящее время диагностируются в среднем у 40-45% школьников, а среди считающихся здоровыми около 70% — дети с различными морфофункциональными нарушениями. Численность полностью здоровых школьных коллективов в среднем не превышает 15% и снижается до 7% в старших классах, где заметно увеличивается доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с хронической патологией. Как правило, формирование хронических заболеваний у школьников начинается с 11-12 лет.До 49% учащихся первых классов имеют отклонения в состоянии здоровья (группа риска). К моменту приема в 5 классы количество здоровых детей (1-я группа здоровья) снижается на 53,6%, а количество детей с хронической патологией и функциональными расстройствами (3-я группа здоровья) увеличивается на 86,6%. В различных возрастных группах от 12% до 43% детей имеют функциональные отклонения по двум и более признакам. К окончанию школы не более 7% детей могут считаться здоровыми (1-я группа здоровья).

Несмотря на предпринимаемые меры, на фоне неблагоприятной демографической ситуации отмечается ряд негативных тенденций в состоянии здоровья детского населения республики: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности. По данным государственной статистической отчетности (Форма 1-дети (Минздрав)) заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом в 2013 г. составила 178 471,9 на 100 тыс. детского населения, заболеваемость подростков (15-17 лет) – 139 105,5. Уровни заболеваемости остаются высокими, и превышают показатели 2003 г. в 1,2 раза у детей до 14 лет и 1,4 раза у подростков. За время обучения уменьшается количество детей первой группы здоровья наряду с увеличением наполняемости третьей группы здоровья.

Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб .

Факторы риска , способствующие школьным болезням:

1. Стрессовая педагогическая практика.

2. Авторитарный стиль общения с учениками.

3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно — гигиеническим нормам.

4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения.

5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания.

6. Наличие нерационального питания детей в школе.

7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

Школьные болезни . Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся:

Болезни костно-мышечной системы.

Психические расстройства и расстройства поведения.

Общность школьных болезней

1. Медленно протекающий процесс.

2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния).

3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма.

4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников) Ранговое место в структуре заболевае мости Класс болезней (по МКБ-10) Возможные причины заболеваемости дошкольников (школьников) IXIII класс – болезни костно-мышечной системы 1.Низкая двигательная активность 2. Нерациональное физическое воспитание IIV класс – психические расстройства и расстройства поведения 1. Большая учебная нагрузка 2. Нерациональный режим воспитания и обучения IIIVII класс – болезни глаз 1. Высокая зрительная нагрузка 2. Нарушения режима работы на компьютере 3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей является: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие; создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии; создание системы и механизмов совместной деятельности школы, медицинских учреждений и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.

Индивидуальное здоровье — здоровье каждого человека (ребёнка или взрослого) в отдельности.

Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.

Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.

Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.

Критерии общественного здоровья.

  • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Показатели инвалидности.
  • Показатели физического развития.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (например, в течение года).

Особенности здорового образа жизни школьников.

1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Рабочий стол.

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

источник

Сколько раз в год и какие осмотры положено проходить детям? Можно ли отказаться от медосмотра? Как сделать справку в детский сад и школу — разбираемся вместе со специалистами.

Источник фото: pixabay.com

Недавно в редакцию Ребенок.BY пришло письмо от минчанки, чью дочь-девятиклассницу отправляют на плановый медосмотр с классом. При этом медицинская справка на руках у девочки уже есть — они сделали ее несколько месяцев назад. В письме женщина подчеркивает, что не видит смысла в повторном медосмотре.

Если каждый ребенок проходит медосмотр в месяц своего рождения и приносит в школу справку, зачем брать еще одну? Зачем отвлекать от основной работы учителей и врачей в конце ноября в период простуд?

Минчанка удивляется, что школа требует две справки разной формы:

Классный руководитель объяснил, что в нашем случае достаточно прийти к врачу и попросить выписку по требуемой форме. Со слов классного руководителя я поняла, что форма справки, принесенной в школу, отличается от справки, требуемой сейчас.

Правомерны ли требования школы, мы выяснили у главного специалиста отдела медицинской помощи матерям и детям Минздрава Валентины Волчок:

Действительно, рекомендовано проходить медкомиссию в месяц рождения. Срок действия справки может быть три месяца-полгода, например, если у ребенка есть какая-то патология и планируется, что ребенок может подлечиться за это время. Но, как правило, справка о плановом осмотре действительна год. Если срок действия справки не истек, проходить школьную медкомиссию НЕ НУЖНО. Форма справки при этом не меняется.

В Минздраве отмечают, что осмотры у врачей дети должно проходить ежегодно независимо от того, ходят они в дошкольное учреждение или нет. Обычно для прохождения таких плановых врачебных осмотров в поликлиниках выделяются специальные дни, чаще всего это вторник и четверг. Однако если у ребенка имеется хроническое заболевание, то плановый медосмотр он проходит не раз в год, а чаще. Регулярность определяет лечащий врач.

Кроме того, справка о состоянии здоровья нужна и при оформлении в спортивную секцию. Для каждого вида спорта свои требования относительно диагностических исследований. К примеру, для занятий конным спортом нужно заключение врача-офтальмолога. Человеку с плохим зрением этот вид спорта не подходит. Углубленный медосмотр ребенок проходит в возрасте трех лет (перед оформлением в детский сад), шести лет (при поступлении в школу), в 12, 15, 16, 17 лет. Подобный врачебный осмотр особенно важен для старшеклассников — юношей, которые по достижении 18 лет призываются на военную службу.

Рекомендуется проходить осмотр педиатра в месяц рождения ребенка, проводить измерения роста и веса ребенка, а также сдавать общие анализы крови и мочи. Ежегодный осмотр педиатра позволяет вовремя обнаружить какие-либо отклонения. Справка о состоянии здоровья выдается для учреждений образования каждый год.

Читайте также:  Анализ проблем семьи имеющих детей

Из последних изменений: для дошкольников ввели обязательное ультразвуковое исследование сердца, чтобы исключить пороки сердца, которые могут никак не проявляться. Это необходимо для того, чтобы определить, какие нагрузки можно давать ребенку на физкультуре.

До 12 месяцев

На первом году жизни требуется ежемесячный осмотр педиатра в поликлинике. До 4 месяцев не менее 1 раза нужно посетить невролога, детского хирурга (травматолога, ортопеда), офтальмолога, лор-врача, сделать ЭКГ, сдать общие анализы крови и мочи. Повторное посещение узких специалистов в течение этого года нужны только по медицинским показаниям. В 10-12 месяцев следует повторить ЭКГ. В 12 месяцев пройти стоматолога, сдать анализы крови и мочи.

Дважды в год посещение педиатра. Осмотры узких специалистов по медицинским показаниям. Общий анализ крови и мочи.

Дважды в год осмотр педиатра. Если нет медицинских показаний, один раз осмотр невролога, стоматолога, офтальмолога. Девочкам при оформлении в учреждение образования — гинеколог. Общий анализ крови и мочи, исследование крови на глюкозу, исследование кала на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз — при оформлении в организованные коллективы.

Осмотр педиатра и логопеда, общий анализ крови и мочи.

Источник фото: unsplash.com

Осмотр педиатра, общий анализ крови и мочи.

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), невролога, хирурга, офтальмолога, стоматолога, логопеда, для девочек – гинеколога (в случае, если не проходили ранее). Измерение артериального давления, УЗИ сердца, ЭКГ, общий анализ крови и мочи, исследование крови на глюкозу, исследование кала на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз.

Ежегодно осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога. ЭКГ, общий анализ крови и мочи, измерение артериального давления.

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога, хирурга. Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, ЭКГ, измерение артериального давления, УЗИ щитовидной железы.

Ежегодно осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога. Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, ЭКГ, измерение артериального давления, УЗИ щитовидной железы, мальчики – УЗИ сердца.

14 лет, юноши

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), невролога, стоматолога, хирурга, лор-врача, психиатра (нарколога). Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, ЭКГ, измерение артериального давления, УЗИ щитовидной железы, УЗИ сердца, УЗИ ОБП, мочеполовой системы.

14 лет, девушки

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога, гинеколога. Общий анализ крови и мочи, ЭКГ, УЗИ щитовидной железы, УЗИ ОБП, мочеполовой системы.

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога, невролога, хирурга, офтальмолога, лор-врача, психиатра (нарколога), для девушек – гинеколога. Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, УЗИ щитовидной железы, УЗИ ОБП, мочеполовой системы, для юношей дополнительно – ЭКГ и УЗИ сердца.

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога, для девушек – гинеколога. Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, ЭКГ, измерение артериального давления.

Осмотр педиатра (включая определение остроты зрения и слуха, оценку осанки), стоматолога, невролога, хирурга, офтальмолога, лор-врача, психиатра (нарколога), для девушек – гинеколога. Общий анализ крови и мочи, исследование на глюкозу, УЗИ щитовидной железы, УЗИ сердца, УЗИ ОБП, мочеполовой системы, ЭКГ, флюорография.

Для измерения веса и роста, артериального давления, а в ряде случаев и для оценки остроты зрения, слуха и проведения плантографии не обязательно записываться на прием к профильным специалистам. Достаточно обратиться в доврачебный кабинет. Направления на общие анализы крови (включая обследование на глюкозу) и мочи, электрокардиографию сердца также можно получить в доврачебном кабинете.l

Мы спросили других мам, как часто они проходят медосмотры с детьми и легко сегодня попасть на прием к узким специалистам?

— Мы делали медицинскую справку в 2 года и 2 месяца, когда готовились к садику. В три года нам сказали снова пройти осмотр, хотя даже года с последней справки не прошло. Как будет в 4 года, я не знаю, но надеюсь, что никого кроме стоматолога проходить мы не будем.

Обычно когда показываю ребенка узким специалистам, спрашиваю у них сама, когда нам нужно снова показаться и записываю даты в календарь телефона. Специалист сам видит, нужно ли нам наблюдаться дополнительно или достаточно плановых осмотров. На мой взгляд, это лучше, чем полагаться на общие графики у педиатра. Например, если есть какие-то вопросы по зрению, считаю, что нужно посещать окулиста чаще раза в год.

С талонами, конечно, есть вопросы: к некоторым специалистам их можно взять легко, а к другим — запись на 2 месяца вперед. Но, как правило, о необходимости пройти медосмотр узнаешь заранее, поэтому проблем не возникает.

— Был случай, когда я сделала справку не ко дню рождения ребенка, в декабре, а немного позже – в мае. И в следующем декабре от меня снова потребовали справку в школе. Я посмотрела, что справка еще действует: срок действия – год от дня выдачи справки, а не от даты дня рождения. И вопрос решился.

Я живу в Минском районе, потому пройти медосмотр очень сложно. Например, ЭКГ детям в поликлинике не делают: там очень старый аппарат только для взрослых. В поликлинике в очереди стоят и взрослые, и дети. Поэтому мы посещаем врачей в частном центре. Обычно проходим всех тех врачей, которых мне подсказывает педиатр, и дополнительно — по ситуации.

А вы сталкивались с трудностями при получении медсправки?

источник

Тревожные новости с уроков физкультуры приходят с незавидной периодичностью. То и дело можно узнать о том, что школьнику стало плохо на уроке во время кросса или игры в футбол. Порой дело заканчивается трагедией. Понятно, что перестраховаться на 100% от случайностей в жизни невозможно. Но часто уберечь ваше чадо может ответственный подход к прохождению ежегодного медосмотра. Ведь именно на основании медицинских показаний ребенка относят к той или иной группе здоровья. А значит, подбирают соответствующие состоянию его организма физические нагрузки.

Важно понимать: деление детей на группы здоровья — не прихоть классного руководителя или учителя по физкультуре. Никто не

преследует цель унизить или дискредитировать ребенка, разделить класс на «здоровых» и не очень. Такая практика введена, чтобы не допустить развития осложнений или заболевания, оградить детей от непосильной нагрузки. В конце концов, и для того, чтобы не сталкивать лбами тех, кто с легкостью выполняет физические упражнения, и кто не может их сделать не из-за лени, а потому что действительно не в состоянии.

Группа здоровья ребенка значит, требуется ли ему зачисление в специализированное учебное учреждение, при этом в школе подбирается уровень физической нагрузки, стол (диета), устанавливаются ограничения по занятиям той или иной деятельностью.

  • наличие отклонений в развитии плода, в процессе родов;
  • хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки);
  • степень функционирования органов и систем ребенка;
  • уровень нервно-психического развития;
  • сопротивляемость организма (как часто ребенок болеет).

Вывод о причислении к той или иной группе здоровья делается на основании осмотра нескольких специалистов:

  • педиатра,
  • хирурга,
  • офтальмолога,
  • оториноларинголога,
  • стоматолога,
  • невролога.

Более подробно о том, как проходят медосмотры, читайте в нашей статье «Справка в школу и детский сад без толпы и нервотрепки». Если необходимо, врачи-специалисты назначают дополнительные консультации докторов иного профиля.

Несмотря на внимание со стороны медиков и учителей к тому, чтобы нагрузки распределялись максимально по силам, в первую очередь за состояние своего здоровья ответственен сам человек. Об этом важно рассказывать и детям. Не нужно бояться подойти к учителю и рассказать о плохом самочувствии. Не надо ставить школьные рекорды или выигрывать спор с одноклассниками ценой своего здоровья. О бережном отношении к себе не лишним будет говорить и дома, и в школе. При этом, конечно, не преуменьшая и важности физических нагрузок.

Вместе с врачом-реабилитологом Еленой Марковцовой мы разобрались в том, какие бывают группы здоровья у детей:

I группа — здоровые дети. У них могут быть какие-то незначительные морфологические отклонения, которые не влияют на состояние здоровья и не нуждаются в коррекции. На физкультуре такие ребята выполняют все предложенные нагрузки и относятся к основной группе.

II группа здоровья — дети с незначительными функциональными и морфофункциональными нарушениями без хронических заболеваний. Это ребята, например, имеющие низкий для своего возраста рост, дефицит или избыток массы тела, частые и длительные простуды, нарушение осанки, в период восстановления после травм и операций.

источник

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Состояние здоровья дошкольников Белорусского Полесья

Автореферат диссертации по медицине на тему Состояние здоровья дошкольников Белорусского Полесья

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Научный руководитель: дсктоо медиттинских наук Г.И.Веренич

Официальные оппоненть:: доктор медицинских наук, профессор Н.Т.Лебедева доктор медицинских наук, профессор Л.¡¿.Беляева

Ведущее учреждение: Научно-исследовательский ордена Ленина и ордена Трудового Красного’Знамени институт педиатрии российской Академии медицинских наук

За’дита диссертации состоится » ^» гЬ^’*—) 1992 г. в /Г» часов на заседании спешалиэированного совета К 077.01.02. по присуждению ученой степени кандидата медицинских наук при Минском ордена Трудового Красного Знамени государственном медицинском институте ( 220116, ГСП, г.Минск, проспект Дзержинского,83 >.

С диссертацией мочено ознакомиться в библиотеке института.

Авторефеоят разослан «_» _. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат биологических наук

старший научный сотрудник Л.А.Мелентсвич

» _ * j Актуальность проблем». Современный период в эволюции Земля ‘ ^гсз,огеИ|>^ктеризуется масштабным интенсивно растущим взаимодействием ‘»^оТйально-исторических и естественно-природных факторов- Миграционные потоки людей, изменение экологических условий их жизнедеятельности, вызванное преобразованием биосферы, ведут к определенным изменениям человеческого здоровья (индивидуального и популяционного)•

В связи с тем, что организм ребенка и подростка находится в процессе роста и развития, влияние любого фактора внешней среды сказывается не только на функциональном состоянии организма в настоящий момент, но и значительно определяет ход его дальнейшего развития. Именно состояние здоровья детской популяции является ведущим критерием уровня здоровья всего населения, отражением происходящих в обществе процессов (Л.Ф.Бережков с соавт., 1980, 1984; Ю.А.Ямпольская, 1990; O.Eiben, 1986; J.H.Tanner «t al. 1985). Изучение закономерностей физиологии растущего организма -один из аспектов проблемы воспитания всесторонне и гармонически развитого человека. Только на основании объективных данных о функционировании детского организма на разных этапах онтогенеза можно разработать практические рекомендации по охране здоровья детей и подростков, профилактике различных заболеваний. Детский организм резко реагирует на неблагоприятные внешние воздействия в период наиболее интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в переходные возрастные периоды, в частности, в период с 3 до 6-7 лет (Ы.В.Антропона с соавт., 1983).

Важнейшим показателем состояния здоровья ребенка является физическое развитие. По изменению уровня физического развития детей можно судить о состоянии здоровья и эффективности лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Составление стандартов физического развития детей и подростков и юс периодичес! е обновление, оценка уровня физиологической зрелости детской популяции могут служить прим^ами антропоэкологического. мониторинга, заключающегося в наблюдении за измерениями процессов жизнедеятельности людей в связи с воздействием на них внешних факторов (БеАоНикитюк, 1978; Ю.А.Ямпольская, 1990; И.Н.Усов, 1991).

Физическое развитие и заболеваемость детей дошкольного возраста в Белоруссии изучались в основном в Минске ( JA .Лившиц,

1959, 1965; М.ПДерюгина, Г.И.Веренкч, РЛ .Лившиц, 1967, 1975; Т.Н.Войтович, 1984, 1985, 1989), Витебске (Г.ф.БеренШтейн, Д.А.Полевой, М.Н.Нурбаева, 1990), Витебской области (А.Н.Судник, 1967, 1968; ДДДолевой, Г.Ф.Беренштейн, А.Г.Караваев и др., 1989). Однако эти исследования не освещают многих вопросов, касающихся влияния ряда социально-биологических и генетических факторов на физическое развитие детей дошкольного возраста. Недостаточно изученным остается до настоящего времени физическое развитие и состояние здоровья сельских детей. Отсутствуют данные о пропорциях тела сельских детей, дающие более полную характеристику их соматометрического статуса и позволяющие своевременно определить нарушения в росте и развитии, а также диагностировать вроаденные пороки.

Остаются малоизученными уровень и структура заболеваемости сельских детей, в то время как данные исследования достаточно полно проведены среди городских дошкольников. Единичными являются также работы по комплексной оценке состояния здоровья сельских детей.

Для изучения сдвигов в биологическом статусе детского организма выбран регион Белорусского Полесья, представляющий собой особый природно-географический и этнический комплекс, заметно отличающийся от смежных территорий (ИЛ.Саливон, Л.И.Тегако, АЛ.Микулич, 1976; И.И.Саливон, 1983; И.И.Саливон, Н.И.Полина, 0.В .Марфина, 1989; Г.И.Веренич, 1990).

Участие научных коллективов различного профиля в разработке полесской проблемы подтверждаем* созданием при Академии наук Республики Беларусь Научного Совета по проблемам Полесья. О важности изучаемого вопроса говорит также его включение в план Белорусского Комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проекта № 12 «Взаимодействие между преобразованием окружающей среды и адаптивной демографической и генетической структурой народонаселения». Значимость данных исследований еще более возрастает в связи с необходимостью оценки состояния здоровья детей, пострадавших во время аварии на Чернобыльской АЭС.

Цель исследования. Изучить закономерности развития и состояния здоровья дошкольников Белорусского Полесья, установить взаимосвязь физического развития о социально-биологическими и генетическими факторами, разработать рекомендации по оценке показате-

лей здоровья сельских детей и мероприятия по улучшению их медицинского обслуживания.

1. По комплексной программе провести медицинское обследование детей в возрасте 3-6 лет, посещающих сельские дошкольные учреждения Белорусского Полесья, и представить объективную картину состояния здоровья современного дошкольника.

2. Выявить возрастно-половые закономерности роста и развития детей в дошкольном периоде.

3. Уотановить зависимость физического развития сельских дошкольников от таких социально-биологических и генетических факторов, как возраст матери, порядковый номер родов, масса и длина тела ребенка при рождении, длина тела родителей, степень экзогамии, социальное положение и образование родителей.

4. Изучить уровень и структуру заболеваемости детей в дошкольных учреждениях.

5. Определить степень готовности к обучению в общеобразовательной школе сельских детей 6-6,5 лет.

6. Разработать нормативы морфофункциональных показателей здоровья детей дошкольного возраста.

7. Провести индивидуальную оценку физического развития и дать комплексную оценку состояния здоровья сельских дошкольников.

Читайте также:  Анализ проблем воспитания детей в школе

8. На основании полученных данных разработать мероприятия по улучшению медицинского обслуживания сельских дошкольников.

Научная новизна. Впервые по комплексной программе, включающей антропометрические, функциональные, лабораторные, генетические методы, обследован большой контингент сельских дошкольников, постоянно проживающих в Белорусском Полесье.

Определена возрастно-половая динамика исследованных антропометрических показателей по полугодовым интервалам, установлены сроки наступления полуростового скачка этих показателей. Выявлены типологические особенности дошкольников Полесья по сравнению со сверстниками из соседних территорий.

Впервые проведен анализ корреляционных зависимостей комплекса морфологических показателей сельских дошкольников, составлены корреляционные, матрицы до возрастно-половым пс угодовым интервалам.

Проанализированы в возрастно-половом разрезе уровень и

структура заболеваемости полесских дошкольников в сравнении о городскими, даны рекомендации по предупреждению развития и хро-(шзадии накоторюс нозологических форм болезней.

Впервые рассмотрено влияние ряда социально-биологических и генетических факторов на физическое развитие дошкольников.

Установлена школьная «зрелость» среди организованных оель-ских детей 6-5,5 лет.

На основании материалов обследования сельских дошкольников разработаны непараметрическим методом центилей возрастно-половне нормативы оценки основных показателей физического развития. Эти нормативы могут быть приняты в качестве исходных при доследующих наблюдениях за детьми из этих территорий, в том числе и за подвергшимися повышенному радиационному воздействию при аварии на ЧАЭС.

Практическая значимость работы. Разработаны воэрастно-поло-вые нормативы основных показателей физического развития сельских дошкольншсои, проживающих в Белорусском Полесье, необходимые доя правильной и своевременной оценки здоровья. Поскольку половина из обследованных детей проживает на территории, пострадавшей в результате аварии Ни ЧАЭС, полученные нормативы, а также данные по пропорциям тела, обхватным и широтным размерам, показателям аабодеваемости приобретают особую значимость.

Установленные уровень и структура заболеваемости организованных сельских детей дошкольного возраста позволвди наметить пути ее снижения и планировать профилактическую работу среди детей указанного контингента.

Проведение комплексной оценки состояния полесских дошкольников дало возможность установить возрастные группы риска и выявить резервы дальнейшего улучшения здоровья сельских детей.

Выявленные возрастяо-половыа различия по степени «школьной зрелости» явились обоснованием дифференцированного подхода при проведении мероприятий по подготовке детей к обучению в школе.

Разработанные методом центилей основные показатели физического развития сельских дошкольников включены в методические рекомендации «Диспансеризация детей, проживающих в сельской местности» (МЗ СССР, 1989), внедрены в практику работы лечабно-про-фияакгических учреждений Брестской, Га лъскоЯ, Минской областей Белоруссии, используются при проведении диспансеризации детей до-

школьного возраста. Они применяются при оценке состояния здоровья белорусских детей, подвергшихся радиационному воздействию. Данные о пропорциях тела, размерах головы детей дошкольного возраста применяются сотрудниками БелНИИ врожденных и наследственных заболеваний.

Апробация работы. Основные материалы диссертации докладывались на:

— Республиканской конференции «Актуальные вопросы медицинского обеспечения агропромышленных комплексов, влияние природных и социально-экономических зон республики на здоровье населения», Шнек, 1987;

— У съезде детских врачей БССР, Гродно, 1987;

— Республиканской конференции «Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе», Могилев, 1988;

— городском семинаре врачей детских дошкольных учреждений, Минск, 1986;

— областном семинаре детских врачей детских дошкольных учреждений, Борисов, 1986;

— 7 съезде фтизиатров Белоруссии, Минск, I 39;

— Всесоюзной конференции «Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины», Москва, 1989.

Публикации. По теме диссертации опубликовано II работ, отдельные результаты были представлены на выставке ДЯНХ СССР (1989).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, литературного обзора, изложения объема и методов исследований, двух глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы, приложения. Диссертация содержит 243 страницы машинописи, иллюстрирована 32 таблицами и 16 рисунками. Библиография включает 326 литературных источников, яэ них 225 отечественных : 101 иностранных. Приложение содержит 62 таблицы.

Объем и методы исследования. Материалом для изучения послужили данные о 1586 дошкольниках, обследованных в 1985-1986 гг. методом поперечного сече!, л на территории Белорусского Полесья. Выборка была сплошной. Исследовались сельские дети белорусской национальности в возрасте от 3 до 6,5 лет из детских дошкольных

учреждений, расположенных в 43 селах 5 районов Брестской области: Малоритскоы, Ганцевичском, Сталинском, Ивановском, Лунинец-ком (Западное Полесье), 5 районов Гомельской области: Калинко-внчоком, Нозырском, Наровлянском, Китковичском, Петриковском, а также Любанокоы районе Минской области (Восточное Полесье). Обследование проводилось лично автором в детских учреждениях в первую половину дня. С учетом точного воэраота ребенка, определяемого по методике А.Б.Ставицкой, Д.И.Арон (1959), обследованные дети были разделены на 16 возрастно-половнх групп с интервалом 6 месяцев. Насыщенность груш составляла от 92 до 132 детей.

Программа обследования включала 34 ыорфофункциональннх показателя. Исследовались размерные признаки (линейные, широтные, об-хвагные), толщина кожно-жировых складок в трех точках: (под лопаткой, на трицепсе, на животе), гемодинамические параметры (систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений). Определялись соматосходические признаки (состояние осанки, форма спинн, ног, грудной клетки, степень развития жироотложения и костяка). Проводился углубленный медицинский осмотр с оценкой состояния внутренних органов.

Антропометрические исследования проводились с использованием методик А.Б.Ставицкой, Д.И.Арон (1959), Э,Г.Мартирсюова (1982), Г.Гриша (1967).

Функциональное состояние стопы у 605 полесских дошкольников определялось методом плантографии. Полученные шшнтограшы оценивались по способу В.Я.Яралова-Яроланца с соавт. (1968).

Для установления возрастных нормативов артериального давления применен аускуль гатив шй метод Н.С.Корогкова. Частота сердечных сокращений изучалась в спокойном состоянии ребенка, в положении сидя при аускультации сердца. —

Определение степени готовности к обучению в школе проводилось на основания методических рекомендаций «Определение функциональной готовности детей к обучению в школе» (АЛЛаввдок, I98D.

Для установления групповой принадлежности крови по системе ABO у 339 детей использовались стандартные изогемагглютинирухвде сыворотки 0(1), А(П), В(Ш), АВ(1У) двух серий. Учитывая экспедиционные условия работы, содержание гемоглобина у 169 детей определялось по методу Сали. Резус-принадлежность крови у 305 детей выявлялась экспресс-методом в пробирке без подогрева при помощи

стандартного универсального реагента для определения реэус-фак-тора (Инструкция по применению стандартного универсального реагента для определения резус-фактора — PhO в пробирках без подогрева, 1976).

Уровень возрастного развития 327 дошкольников 5-6,Ь лет определялся по количеству прорезавшихся постоянных зубов соглас но методическим рекомендациям «Контроль за развитием и состояни ем здоровья детей раннего и дошкольного возраста». М., 1982).

Сбор материала по заболеваемости осуществлялся в соответст вии с методикой, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИИ центра профилактической медицины МЗ СССР. Анализировались данные индивидуальных карт де тей (уч. форма № 026/у). При группировке материала пользовались «Руководством по международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра» (1980). Вычислялись экстенсии ные и интенсивные показатели.

Цвет волос, окраска радужной оболочки глаз всех дошкольников оценивались по методике В.В.Бунака (1941).

Изучение гетерозиса проведено по упрощенной схеме Н.Волян-ского ( H.*olanski,I970).

С целью выявления влияния ряда социально-биологических факторов на физическое развитие детей методой анкетирования были получены сведения о длина и массе тела при рождении обследуемого ребенка, длине тела его родителей, их возрасте и уровне образования, расстоянии между местами рождения родителей.

Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики, корреляционного анализа на SBM «Электроника МК 0507». На основании 2448 парных коэффициентов корреляций составлены корреляционные матрицы в возрастно-половом разрезе по полугодовым интервалам.

Непараметрическим методом (Е.В.Гублер, 1978) рассчитаны 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центили для трех основных показателей физического рр^вития полесских дошкольников (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) отдельно для каждой возрастно-по-ловой группы. В соответствии с таблицами центилей произведена индивидуальная оценка фиг геского развития сельских дошкольников. Физическое развитие оценивалось как сред, в, вше среднего, ниже среднего (И.М.Воронцов, 1986). Степень гармоничности

развития определялась на основании тех же результатов центиль-1шх оценок и различалась как гармоническое, дисгармоническое, резко дисгармоническое.

Комплексная экспертная оценка состояния здоровья детей проводилась на основании учета всех результатов проведенного медицинского обследования по четырем критериям, разработанным НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди Детей и подростков ВНИИ центра профилактической медицины МЗ СССР (С.М.Гром-бах, 1981).

Результаты исследований. Проведенное исследование динамики ряда соматомвтрических признаков обнаружило, что росту и развитии полесских дошкольников присущи основные закономерности растущего организма — непрерывность и неравномерность развития.

За период с 3 до 6,5 лет из всех полученных показателей наиболее интенсивно происходи» нарастание массы тела, которая увеличивается у мальчиков на 6,3 кг, или на 41,135, у девочек — на 7,4 кг, или на 50,3%. Наименьший прирост отмечен в размерах головы, которые в среднем составляют у мальчиков 0,91см, или 3,2$, у девочек — 1,04 см, или 3,6^. Из всех размерных параметров (линейных, широтных, обхватных) наибольшим приростом за период с 3 до 6,5 лет обладают линейные (длина тела, корпуса, верхних и нижних конечностей и их сешентов). Наиболее интенсивно растут нижние конечности (у мальчиков 14,95 см, или 31,1936,у девочек 15,49 см, или 32,4$), преимущественно обуславливая рост тела в длину. У детей обоего пола плечо растет быстрее, чем предплечье, предплечье — быстрее, чем кисть; оедро растет быстрее голени.

— Интенсивность роста широтных размеров тела (плеч и газа, мыщелков плеча, предплечья,.бедра, голени), а также обхватных (грудной клетки, бедра, голени) составляют в среднем у мальчиков 4,41 сы (13,7%), у девочек — 5,08см (15,9*). Оэпервчннй и продольный диаметры грудной клетки, обхватныв размере шеи и плеча увеличиваются за дошкольный период несколько меньше, составляя в среднем у мальчиков 1,39 см, или у девочек — 1,8 см, или 9,13». Опережение интенсивности роста, линейных размеров тела над другими параметрами игменяюг форму тела ребенка в дошкольном периоде, что отмечается и другими авторами (В.Г. Уж-

ви, 1977; В.М.Антропова, 1983; Т.А.Аджимолаев, 1981; Н.Н.Миклашевская с соавт., 1988; Ж.Ж.Рапопорт, Е.И.Прахин, 1970; Ь.ЗсЬ-

В отличив от размерных параметров величина кожно-жировых складок за дошкольный период уменьшается у мальчиков в среднем на 2,36 мм (22,7$), у девочек — на 1,17 мм (9,6%).

Анализ относительных темпов прироста соматометрических показателей по полугодовым интервалам выявил периоды максимальной ростовой активности по всем линейным размерам у мальчиков в возрастном интервале 4,5-5 лет, у девочек — в 4,5-5,5 лет. Максимум прироста обхватных размеров у мальчиков наблвдается в 5-6 лет. У девочек он отмечен на год позже и регистрируется в 6-6,5 лет.

Выявлены определенные половые различия в ряде антропометрических признаков. Длина тела и корпуса, все широтные размеры, обхваты груди и шеи больше у мальчиков в большинстве возрастов (Р0,05-0,001). Величина кожво-жировых складок во всех возрао-тах, а обхваты бедра и голени с 4,5 лет больше у девочек ( Р^ 0,05-0,001).

Анализ гемодинамических показателей показ; , незначительное повышение систолического давления за дошкольный период у мальчиков на 43$, у девочек — на 2%; диастолического давления — у мальчиков на 9,6$, у девочек — на 6,6%. Отмечено урежеяие за этот период частоты сердечных сокращений да 11% у мальчиков и на 7,4$ у девочек.

Сопоставление полученных показателей физичесйого развития сельских дошкольников Белорусского Полесья с аналогичными данными их сверстников из близлежащих территорий показывает, что сельские дети Латвии (В.В.Канеп с соавт., 1978) во всех возрастах по основным параметрам превосходят полесских дошкольников (Р 0,05). Девочки с физическим развитием ше ореднего только в 20,случаев имеют нормальные темпы прорезывания постоянных зубов, в 56,отмечена задержка этого процесса (Р 0,05), чем мальчиков (18,6$ и 4,8$, Р>0,05). Среди дисгармонически развитых детей 17,8$ мальчиков и 21,6$ девочек имеют ухудшенное физическое развитие за счет дефицита массы тела; 20,9$ мальчиков и 36,6$ девочек — за счет избы-

Центильннв величины основных показателей физического развития сельских мальчиков Белорусского Пэлесья

3 91,6 92,6 94,5 97,5 98,6 100,1 101,2

3,5 91,6 94,4 95,6 99,5 101,4 104,5 107,0

4 94,0 94,8 98,0 101,5 103,9 106,5 110,2

4,5 89,1 99,1 102,1 104,6 106,9 110,3 113,2

5 101,3 103,7 106,6 108,8 III, 6 115,3 117,4

5,5 102,1 106,4 108,7 112,0 114,3 116,7 120,8

б 104,9 107,9 111,0 114,0 117,2 120,7 123,9

3 12,7 13,8 14,6 15,3 15,9 17,5 18,3

3,5 12,5 13,4 13,9 15,6 16,9 18,8 20,2

4 12,5 13,3 14,0 16,3 17,9 19,4 21,1

4,5 14,6 15,3 16,2 17,5 19,0 20,3 21,5

5 15,7 16,2 17,1 18,5 20,3 21,8 23,9

5,5 14,9 16,1 18,3 19,6 21,0 22,8 25,2

6 16,3 17,4 18,7 20,1 22,4 25,1 27,8

Окружность грудной клетки (см)

3 51,1 52,0 52,8 53,9 54,6 57,0 58,7

3,5 48,3 51,4 51,6 53,2 55,5 56,1 57,5

4 50,0 51,5 52,0 53,6 55,1 56,8 57,7

4,5 51,2 53,1 53,7 54,9 56,4 57,8 58,8

5 51,7 52,6 54,2 55,3 57,8 58,9 60,0

5,5 53,0 51,6 54,8 56,4 57,8 59,9 63,8

6 52,9 53,5 55,6 57,2 59,5 €1,6 С3,9

Центилыша величины основных показателей физического развития сельских девочек Белорусского Полесья

¡3 I 10 > 25 ) 50 | 75 | 90 | 97

3 90,6 91,9 94,2. 96,0 97,0 98,4 99,8

3,5 90,0 93,0 95,3 97,3 100,5 101,0 104,2

4 93,6 95,4 97,8 101,4 103,4 105,8 109,8

4,5 96,3 99,4 100,8 103,9 106,6 108,7 110,6

5 99,0 102,5 105,3 108,5 110,2 112,5 114,8

5,5 102,4 107,1 108,6 112,1 114,4 116,4 119,8

6 104,9 107,9 ПО,7 113,3 117,6 120,0 122,2

3 12,6 13,2 14,2 14,6 14,9 15,5 16,4

3,5 13,0 13,8 14 Л 15,0 16,2 17,2 18,5

4 12,6 13,8 14,8 16,1 17,6 19,1 19,9

4.5 14,0 14,8 15,7 16,9 18,1 19,6 20,7

5 12,8 14,4 16,6 18,1 19,4 20,7 22,5

5,5 15,3 16,4 18,0 19,0 20,8 22,8 24,8

6 17,7 17,8 18,7 20,0 21,8 23,1 24,9

Окружность грудной клетки (см)

3 50,5 51,4 52,3 52,8 53,4 54,4 55,8

3,5 48,1 49,0 49,5 51,0 52,8 54,6 55,9

4 48,6 49,8 51,4 52,2 53,7 56,2 57,7

4.5 50,4 51,1 51,5 52,9 55,1 56,5 57.6

5 49,8 50,4 52,2 53,8 56,2 57,6 60,0

5,5 51,0 52,3 53,5 55,0 56,8 58,6 59,1

6 51,4 52,5 53,8 55,3 57,3 58,8 60,1

Выявлено повышение числа детей с физическим развитием ниже среднего по мере возрастания порядкового номера ролов. У девочек эта закономерность выражена значительнее. Среди дошкольниц со средним физическим развитием различия между I (ребенок от I родов) и Ш группами (ребенок от 3 родов и более) статистически до-

источник

В Республике Беларусь существует система бесплатной всеобщей диспансеризации детей, благодаря которой можно вовремя предупредить или выявить на начальной стадии развитие различных заболеваний у ребенка, получить рекомендации по укреплению его здоровья.


Начинается и заканчивается детская диспансеризация на приеме у врача-педиатра участкового. Во время профилактического диспансерного посещения врач осматривает ребенка, оценивает его физическое, нервно-психическое развитие. При необходимости доктор назначает обследование: анализы, консультации специалистов. Также педиатр отвечает на мамины вопросы, дает рекомендации по уходу за ребенком, питанию, закаливанию, рекомендует проведение профилактических прививок, иногда — сразу назначает лечение. Когда же родители с ребенком добросовестно все это выполнили, нужно посетить педиатра. Врач посмотрит результаты обследования и повторно, уже с их учетом, даст рекомендации и сообщит, когда нужно прийти на прием: может быть, через неделю, а, может быть, и через полгода – в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Когда нужно прийти на профилактический прием к врачу-педиатру участковому?

Читайте также:  Анализ проблемы развития творческих способностей детей

Малыши первого месяца жизни осматриваются врачом-педиатром участковым на дому, в поликлинику идти не нужно. В возрасте 1 месяц мама с малышом уже приходят на первый профилактический прием в поликлинику. В двухмесячном возрасте необходим осмотр врача-невролога и врача-ортопеда. Далеедети в возрасте до 1 года осматриваются и обследуются по индивидуальным планам врача-педиатра участкового, но в любом случае – осмотры проводятся не реже одного раза в месяц.
В 1 год дети осматриваются врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-хирургом (ортопедом), врачом-стоматологом. Здоровым детям в возрасте от 1 года до 2 лет профилактический осмотр у детского врача необходим 1 раз в 3 месяца. А в возрасте старше двух лет- в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2007г. №352 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения диспансеризации детей» в редакции приказа от 29.08.2008г. №811, в соответствии с приказом управления здравоохранения Брестского облисполкома от 06.09.2007г. №98 «О проведении профилактической диспансеризации детского населения» профилактические осмотры и обследования здоровых детей проводятся ежегодно: в первый раз в календарном месяце рождения и через 6 месяцев (2 раза в год). Некоторые дети (имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, дети-инвалиды) нуждаются в более частом наблюдении врача-педиатра. Об этом сообщит медицинская сестра участковая или сам детский врач.

Какие обследования и консультации обязательно назначит детский врач ребенку в возрасте ребенка 1 год и старше?

Результаты обследований, осмотров и консультаций годны для оформления медицинских справок в течение 1 года (исключение составляют результаты обследований на глисты — действительны в течение 1 месяца).

Внимание! Детям и подросткам при оформлении в реабилитационные центры, санатории, в средние специальные или высшие учебные заведения, на работу, а также детям, имеющим хронические заболевания, могут понадобиться дополнительные профилактические обследования, консультации. Об этом сообщит детский врач.

Если родители планируют оформить ребенка в детский сад или школу, то профилактический осмотр у врача-педиатра участкового нужно проходить также в календарный месяц рождения ребенка, а не накануне взятия справки. Во-первых, результаты обследований, осмотров и консультаций годны для оформления медицинских справок в течение 1 года. Во-вторых, если во время обследования у ребенка выявится какое-то заболевание или нарушение зрения, осанки и пр., у врача и родителей будет время принять меры по улучшению здоровья ребенка.

Порой родители думают, что если ребенок, по их мнению, растет и развивается правильно, то сдавать анализы, а, тем более, идти на прием к педиатру необязательно: ведь видно, что все и так в порядке. К сожалению, эта тактика может сыграть злую шутку. Не всегда папа и мама замечают, что ребенок, например, неправильно развивается, что у него изменилась форма животика, лицо стало бледным, изменился цвет мочи, появились прыщики и пр. Кроме того, некоторые заболевания до поры, до времени внешне себя никак не проявляют, выявить их можно только после обследования у врача. Лучше, если уверенность родителей, что ребенок здоров и все замечательно, подтвердит детский врач.

Дети должны быть здоровыми. Помните о профилактических осмотрах Вашего ребенка!

источник

От чего зависит здоровье современного школьника? Может, от рационального распорядка дня? От двигательного режима ребенка и сбалансированного питания? В конце концов, от эффективности школьных уроков физической культуры? Специалисты утверждают, что от всех этих факторов вместе взятых плюс от психологической атмосферы в школе и в семье. На днях на базе 32-й столичной школы прошла коллегия трех министерств — образования, здравоохранения, спорта и туризма. В центре внимания участников оказались вопросы создания здоровьесберегающей среды в учреждениях образования и развития физической культуры.

Тяжесть ранца

— Образ жизни детей в последнее время претерпел значительные изменения. Интенсификация процесса обучения, дефицит времени для усвоения информации в сочетании с уменьшением продолжительности сна, снижением двигательной активности оказывают неблагоприятное воздействие на организм, который развивается, — подчеркнула в своем выступлении главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, заместитель министра здравоохранения Наталья Жукова. — По результатам социологических исследований, проведенных учеными-гигиенистами из медуниверситета, самая значительная проблема для школьников — несоответствие режима дня гигиеническим рекомендациям. Так, у половины детей сон составляет менее восьми часов в сутки. Около 40 процентов детей в свободное от учебы время предпочитают компьютер или просмотр телевизора, при этом каждый десятый проводит за экраном более четырех часов в день. Почти половина не бывает на открытом воздухе ежедневно, и только каждый четвертый занимается физическими упражнениями регулярно.

Статистические данные свидетельствуют, что за годы обучения в школе снижается количество школьников первой группы здоровья и увеличивается количество представителей третьей группы. Влияние внутришкольной среды на здоровье довольно существенно — до 20 процентов. К «школьным патологиям» относятся, например, нарушения остроты зрения, осанки. Неблагоприятная «внутришкольная среда» влияет и на адаптационный потенциал детского организма, снижение его функциональных резервов. Количество учащихся с напряженным адаптационным потенциалом в последние годы существенно увеличилось.

Медики обращают внимание, что есть отдельные вопросы в организации учебного процесса, которые не требуют материальных затрат, но вместе с тем оказывают негативное влияние на состояние здоровья детей. Это несоблюдение требований к расписанию учебных занятий, графикам проведения контрольных работ, продолжительности перерывов, проведение факультативных занятий без учета основной учебной нагрузки, неправильное рассаживание за ученической мебелью, отсутствие в помещениях начальных классов условий для хранения принадлежностей для уроков труда, книг и пособий, спортивной формы, а также недостаточный контроль за содержимым школьных ранцев. Несмотря на то, что учебники существенно потеряли в весе, 50 процентов школьных сумок все равно превышают установленные нормативы — за счет предметов, которые там находятся, но не имеют отношения к образовательному процессу. А это влечет нарушения осанки. Поэтому за тем, что находится в портфеле школьника, должны более пристально следить и родители, и педагоги.

Администрации школ следует уделять особое внимание оптимизации расписания учебных занятий, режима обучения, прежде всего самой неблагоприятной для детей второй смены.

Приятного аппетита!

— Питание — главный фактор сохранения здоровья детей, — подчеркнула Наталья Жукова. — И я говорю спасибо педагогическим коллективам каждой школы, которые на протяжении долгих лет приучали родителей к тому, что горячее питание — очень важная составляющая в формировании организма и работоспособности школьников. Сегодня горячим питанием охвачено от 95 до 100 процентов учащихся. Но проблемным пока остается ассортимент буфетной продукции. Руководителям школ необходимо взять его под свой личный контроль, встать на позиции здорового питания, уменьшить там присутствие кондитерских изделий, сладостей и другой неполезной пищи, — подчеркивает Наталья Жукова. — Надо иметь в виду, что около 14% подростков страдают от ожирения и до 30% имеют избыточный вес. С другой стороны, если количество мальчиков с избыточным весом в старших классах увеличивается, то среди девушек в этом возрасте до 10 процентов имеют, наоборот, недостаточный вес, а это будет иметь последствия для их репродуктивного здоровья.

Полагаться только на школьные занятия физической культурой бессмысленно: два урока физкультуры и час здоровья и спорта обеспечивают только 20% потребности ребенка в двигательной активности в течение недели, а ежедневная потребность составляет 60 минут двигательной активности.

На помощь могли бы прийти общешкольные динамичные перерывы с участием учащихся средних и старших классов в виде танцев и других форм (вроде флешмобов) с использованием скакалок, «классиков», «дорожек здоровья», ковров в рекреации, проведение физкульт-минуток, использование офтальмологических тренажеров не только для начальных классов, но и для старших учащихся, применение в учебном процессе педагогических здоровьесберегающих технологий (одновременное использование нескольких классных досок и прочее). Такие меры уже реализуются в школах Островца, Молодечно, Светлогорска, Минска и других. Но этот опыт нужно распространить на все школы.

Главный государственный санитарный врач страны подчеркивает: важно изменить мотивацию к формированию у детей и подростков сознательного и ответственного отношения к своему здоровью не только в «стенах школы», но и дома. Неблагоприятный для здоровья ребенка режим дня обусловлен как значительным объемом домашних заданий, так и все более широким и бесконтрольным использованием компьютеров в домашних условиях.

Внимание – расписанию

— Поскольку равноправными участниками образовательного процесса являются педагоги, учащиеся и их родители, то и субъектами создания здоровьесберегающей среды должны быть все вышеперечисленные категории. Только работа в трех направлениях может принести положительные результаты, — поделилась своими мыслями начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко. — Как театр начинается с вешалки, так организация образовательного процесса в школе начинается с расписания учебных занятий. Озвучу некоторые результаты мониторинга, в ходе которого изучался уровень усталости и умственной работоспособности учащихся VIII классов, а также факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья учащихся.

В ходе исследования усталость разной степени была выявлена ​​у 77% восьмиклассников. 17% учащихся отметили, что сложные предметы (математика, физика, химия и другие) всегда проводятся на первом и (или) последнем уроке, еще 70% отметили, что такое происходит время от времени. В 10% случаев контрольные работы проводятся на первом уроке и почти в 7% — на последнем уроке. Более 45% восьмиклассников констатировали, что время от времени в один день у них проводятся контрольные работы сразу по нескольким учебным предметам.

— Если учесть, что на первом и последнем уроках у учащихся снижена интеллектуальная продуктивность, замедлены мыслительные процессы, то возникает вопрос: какой результат обучения хочет увидеть на последнем уроке, например, по математике заместитель директора, который ставит этот урок последним в течение нескольких дней, и учитель, который планирует контрольную работу именно в тот день, когда его урок последний или первый в расписании? — задает отнюдь не риторический вопрос Светлана Уклейко. — Увы, но создание здоровьесберегающей среды в учреждениях образования не стало пока заботой всех без исключения педагогических работников — от директора до учителя.

При этом и родители вполне адекватно оценивают причины усталости своих детей, упоминая среди них несоблюдение режима дня, недостаточное время для сна, длительное пребывание за компьютером, а также дополнительную нагрузку — посещение различных занятий, кружков, секций и др.

Ошибка как приговор!

Второй важный компонент здоровьесберегающей среды с позиции ученика — это благоприятный психологический климат, или создание ситуации успеха. Известно, что эмоции влияют на процессы восприятия, памяти, мышления, могут либо активизировать, либо тормозить их. Негативные эмоции, страхи блокируют не только мышление, но и провоцируют неуверенность, низкую самооценку, сильное нервное напряжение, которое в итоге приводит к усталости. Страх допустить ошибку тормозит умение рассуждать и искать различные варианты решения проблемы. Как правило, страх допустить ошибку является следствием жестких, авторитарных отношений между учителем и учениками.

В ходе мониторинга около 40% учащихся с признаками усталости отметили, что они чувствуют страх ошибиться и выглядеть смешными в глазах одноклассников и (или) учителей. Около трети учеников чувствуют себя некомфортно на учебных занятиях из-за страха перед учителем.

Третий компонент, важный для учащегося, — это использование учителем здоровьесберегающих технологий. Примерно 40% восьмиклассников уверены, что причиной их быстрой усталости является записывание большого объема учебной информации на уроке. Каждый четвертый учащийся отметил, что быстро устает от того, что учитель требует от учеников точно передать текст параграфа, каждый десятый — от однообразной и монотонной деятельности на уроке. Более 20% учащихся причиной усталости считают громкую речь учителя.

Воспитание. учителя

Отдельно участники коллегии остановились на эффективности уроков физической культуры в школах. Как сделать их более привлекательными для детворы?

— Очень многое зависит от личности учителя, — уверен министр образования Игорь КАРПЕНКО. — Мне в школьные годы повезло с неравнодушным педагогом, который повел нас за собой, увлек игровыми видами спорта. Мы играли в «Орленок» и «Зарницу», сдавали спортивные нормативы, все свободное время проводили не дома, а в спортивном зале. Поэтому просто возмутительно наблюдать, как у некоторых учителей ученики на уроке физкультуры бесцельно слоняются по стадиону. А часть учеников, имеющих медицинские ограничения к занятиям физкультурой, вообще просто сидят на скамейке. Неужели их нечем занять?

Ректор Белорусского государственного университета физической культуры Сергей Репкин рассказал, что учебный процесс в их вузе организован так, что практическое обучение преобладает. Студенты уже с первых курсов направляются в школы, где ведут волонтерскую работу, организуют спортивные мероприятия, налаживают тесные связи с педагогами школ и учащимися, что позволяет им успешно адаптироваться в педагогической среде.

Сергей Репкин предложил перевести час здоровья и спорта в ранг обычного урока, сославшись на мировую практику. По его словам, в большинстве зарубежных стран уроки физической культуры проводятся не реже трех раз в неделю, причем наибольшее количество часов приходится на младший школьный возраст — наиболее благоприятный для формирования навыков и развития физических способностей. Он сообщил, что в школьных программах разных стран постоянно увеличивается объем преподавания спортивных дисциплин и видов спорта. Наблюдается тенденция создания достаточно гибких школьных программ физического воспитания, позволяющих учителю самостоятельно изменять содержание обучения в зависимости от возраста и пола воспитанников, климатических условий и материального положения, национальных ценностей и традиций.

Хотелось бы, подчеркнул ректор, чтобы в профессиональные компетенции учителя физкультуры были включены умения и навыки, связанные с диагностикой спортивных склонностей учащихся для их отбора в специализированные классы.

Согласно результатам исследований БГМУ

97,7% школьников имеют персональный компьютер;

56,6% учащихся просиживают за компьютером от 1 до 3 часов, 23,8% — от 3 до 5 часов.

При этом на занятия учебой за компьютером тратится минимальное время. 60% времени пользования компьютером у мальчиков занимают игры, а девочки 50% времени проводят в социальных сетях.

Надежда НИКОЛАЕВА, фото автора

источник