Меню Рубрики

Анализ здоровья детей и взрослых украины

Обзор литературы и собственных исследований
д.м.н. А.М. Нагорная
(Представлено акад. НАН Украины Ю.И. Кундиевым)

Институт медицины труда АМН Украины, 02033 Киев

Проанализированы социально-экономические факторы, влияющие на формирование состояния здоровья населения Украины: экологические условия, валовой национальный продукт, социальное расслоение населения, уровень образования, бедность, безработица, социальная незащищенность граждан, употребление алкогольных напитков, табака, наркотических веществ, низкая физическая активность. Предложены мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения, направленные на сохранение здоровья населения.

Доказано, что приблизительно на 50 % здоровье человека определяет образ жизни. Отрицательными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия работы, моральные и психические нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, несогласие в семьи, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.. Отрицательно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнения воздуха, воды, грунта, а также сложные природно-климатические условия (взнос этих факторов — до 20 %). Важное значение имеет состояние генетического фонда популяции, склонность к наследственным болезням. Это еще около 20 %, которые определяют современный уровень здоровья населения. На здравоохранение приходится 10 % «взноса» в тот уровень здоровья населения, которое мы имеем на сегодняшний день.

Общепризнанными показателями риска для здоровья являются число дополнительных случаев смерти, заболеваний, врожденной патологии, сокращение ожидаемой продолжительности жизни населения или среднее сокращение продолжительности жизни каждого лица. Установлено, что сокращение продолжительности жизни вследствие разных причин составляет такие цифры: одиночество мужское — 3500 дней, женское — 1600, курение — 2250, избыточный вес тела — 1300, низкий образовательный уровень (ниже 8 классов) — 850, низкий социально-экономический уровень — 700, проживание в экологически неблагоприятном районе — 500, употребление алкоголя — 130 дней и т.п., но часто имеет место их комплексное воздействие [17, 26].

Важной проблемой является распространенность вредных привычек среди населения. Ситуация с алкоголизмом в стране отмечалась остротой и в минувшие времена, а за последние годы стала чрезвычайно угрожающей. Население стало употреблять больше крепких спиртных напитков, низкосортных вина и водок, суррогатов, фальсификатов. Все это происходит на фоне недостаточного, несбалансированного питания. В процесс алкоголизации втягиваются женщины и молодежь. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что употребление алкогольных напитков из года в год возрастает. По оценкам экспертов, употребление алкоголя в Украине имеет отрицательную тенденцию: в 1991 г. оно равнялось 10,6 л. абсолютного алкоголя, в 2000 — приблизительно 13,0 л. на душу населения. Выборочные исследования показывают, что лишь 9,5 % мужнин и 21,0 % женщин старшее 18 лет ведут трезвый образ жизни. Уже давно отмечена высокая степень связи между показателями потребления, уровнем травматизма и уровнем смертности от несчастных случаев.

Параллельно с огромной и почти неконтролируемой волной торговли алкоголем нарастают расстройства здоровья. Так, например, точной цифры относительно количества травм, связанных с употреблением алкоголя, из 2,46 млн. за 2000 г. однозначно назвать нельзя, но анализ показателей смертности по классу травм и отравлений дает в целом определенные представления. В 2000 г. количество смертей от травм и отравлений составляла 73575 (148, 6 на 100 тыс. население), из них 17,9 % — в состоянии алкогольного опьянения, 12,7 % — случайные отравления алкоголем, 2,5 % — алкогольный цирроз печени. Несомненно, самоубийства (19,8 %), несчастные случаи, связанные с транспортом случаи (9,8 %), случайное утопление и несчастные случаи, связанные с электрическим током (8,6 %), также имеют связь с употреблением алкогольных напитков. Сегодня число больных алкогольными психозами составляет 15,5 тыс., острыми алкогольными интоксикациями — 16,8 тыс., хроническим алкоголизмом — 672,2 тыс.

На сегодня крайне напряженной остается проблема курения. Это обусловлено масштабностью вреда курения для здоровья. Табак является фактором риска более чем 20 болезней, которые составляют почти 75 % в структуре смертности населения. По расчетам ВООЗ, можно ожидать, что в 2016 г. в нашей стране употребления табака станут причиной большее 22 % смертей. Курение — основная причина смертности, которую можно предотвратить. По оценкам экспертов ВООЗ, эта губительная для здоровья привычка за последние трех года приводила к гибели в Украине не менее чем 120 тысяч лиц ежегодно. С курением связанны и большие экономические убытки, в частности в связи со снижением производительности труда, вследствие частого отсутствия на рабочем месте курильщиков, снижение трудоспособности, потери рабочей силы в результате более высокой смертности людей допенсионного возраста, увеличение затрат на медпомощь, обусловленную заболеваниями, которые связанны с курением, и т.п.. Анализ распределения население в возрасте 12 лет и старше свидетельствует о том, что их. количество одинаково как в городах, так и селах (24,3 % и 22,2 %, соответственно). Количество лиц, которые курят, 1-5 лет, составляет 16,9 %, 6-9 лет — 12,6 %, большее 10 лет — 70,5 % [12].

За последние годы принятое большое количество нормативно-правовых актов, реализация которых может оказывать содействие изменению существующей ситуации к лучшему. Это Закон Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» (2001 г.), Указы Президента Украины «О дополнительных мерах относительно реализации государственной молодежной политики» (2001 г.), «Про неотложные дополнительные меры относительно укрепления нравственности в обществе и утверждение здорового образа жизни» (2002 г.), Постановление Кабинета Министров Украины «О развитии сети центров ресоциализации наркозависимой молодежи «Твоя победа» (2002 г.), Приказ МОЗ «Об усовершенствовании лечебно-оздоровительной работы с гражданами допризывного и призывного возраста» (2002 г.), Закон Украины «О физической культуре и спорте» (2000 г.). Разработана программы относительно укрепления здоровья население и пропаганды здорового образа жизни: «Города здоровья», «Школы здоровья», CINDI, «Европа без табака», ряд программ по борьбе и профилактики алкоголизма, бытового пьянства, наркомании и токсомании и т.п.

Анализ физической активности населения свидетельствует, что почти девять из каждых десяти детей в возрасте 6 лет и старше занимаются физкультурой и спортом не менее одного раза в неделю. Взрослое население значительно меньшее занимается физкультурой и спортом: лишь каждый третий мужчина и каждая пятая женщина в целом по Украине, в сельской местности — каждый четвертый мужчина и каждая восьмая женщина. Такое состояние обусловлено низкой доступностью к инфраструктуре здоровья, переведением пользования спортивными и оздоровительными сооружениями на платную основу.

Необходимо создать в государстве такие условия для реализации концепции реформирование здравоохранения, которые бы подтверждали, что здоровье человека — важнейший приоритет государственной политики. Реальным шагом в этом направлении является разработка и утверждение Межотраслевой комплексной программы «Здоровье нации» (2002 г.), которое охватывает практически все социальные, экономические, юридические, медицинские и прочие аспекты жизни человека и полностью отвечает стратегии ВООЗ «Здоровье для всех в XXI столетии». Состояние здоровья населения, социально-экономические условия зависят одно от другого и определяют уровень развития и цивилизованности страны [53].

источник

Многим семьям знакома ситуация: ребенок посещает неделю детский коллектив, потом заболевает и 2-3 недели получает лечение дома. Только состояние нормализовалось – пошли в детский сад или школу, и через неделю снова заболели. И так продолжается все холодное время года. Почему же так происходит и как поступать в таких ситуациях?

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно. При этом имеют значение многие факторы: и особенности течения беременности у матери, и внутриутробные инфекции, и недоношенность, и незрелость ребенка, и длительность грудного вскармливания. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, но когда они разрушаются, организм ребенка вынужден сам бороться с инфекциями, и вырабатывать на них свой иммунный ответ.

2-3-й год жизни ребенка — один из критических периодов в формировании иммунитета ребенка, т.к. иммунная система еще остается незрелой, а количество контактов с окружающим миром резко возрастает.

I. Здоровый образ жизни
Здоровый, активный образ жизни играет очень важную роль в формировании иммунитета ребенка:

    1. Правильное полноценное питание . Дефицит витаминов, микроэлементов, белка, жирных кислот способствуют снижению иммунитета. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать в достаточном количестве мясо, рыба, крупы, овощи, фрукты, ягоды, кисломолочные продукты. Продукты, прием которых должен быть ограничен – сахар, конфеты, сдоба, специи и приправы, продукты с красителями и консервантами.
    2. Физическое развитие . Полноценное физическое развитие ребенка способствует укреплению иммунитета. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия должны иметь разную направленность:
      • маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с физкультурным инвентарём, обучить приёмам элементарной страховки;
      • в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);
      • в старшем возрасте – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

    Очень желательны активные прогулки и занятия спортом на свежем воздухе.

  1. Режим дня . Следите за режимом бодрствования и сна. Недостаточный отдых ребенка ослабляет сопротивляемость его организма.
  2. Закаливание. Общеукрепляющим действием на организм обладает закаливание. Существуют разные методики закаливания. Некоторые предполагают обливание холодной водой всего тела, другие — только каких-то отдельных участков. Есть виды закаливания без водных процедур (воздушные ванны). Но для всех видов закаливания существуют общие принципы:
    • осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;
    • недопустимость закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций на процедуру;
    • любое закаливание надо начинать постепенно, увеличивая время процедуры и постепенно понижая температуру воды (или воздуха);
    • закаливание нужно проводить регулярно, и если по каким-то причинам процедуры были прерваны, возобновлять их нужно с самого начала.

Только при соблюдении этих правил можно добиться положительного эффекта.

Один из важных факторов – не перегревать ребенка. На ребенке не должно быть одежды больше, чем на родителях.

Здоровый активный образ жизни должна вести вся семья. Маловероятно, что ребенок, чьи родители постоянно проводят досуг за просмотром телевизора, с тарелкой бутербродов или чипсов, будет вести здоровый образ жизни. Очень важен отказ от курения в присутствии ребенка, т.к. пассивное курение оказывает отрицательное влияние на иммунитет ребенка.

II. Соблюдение гигиены
С раннего возраста необходимо приучать ребенка мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета и после прогулки. Дома необходима регулярная влажная уборка с проветриванием помещений и мытьем игрушек с мылом.

  • Наличие хронических очагов инфекции в ЛОР органах
  • Наличие хронических заболеваний
  • Нарушение состава кишечной микрофлоры
  • Аллергические процессы, гельминтозы
  • Длительный или нерациональный прием некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, цитостатики, гормоны)

Издавна символом медицины является посох Асклепия, древнегреческого бога врачевания, вокруг которого обвилась змея. Однако многие медицинские организации в США и других странах ошибочно помещают на свои логотипы жезл Гермеса, бога торговли, который обвивают уже две змеи. Путаница началась в 1902 году, когда жезл Гермеса изобразили на эмблеме медицинской службы американской армии.

источник

Сколько у нас здоровых детей, точно сказать сегодня никто не может. Цифры приводятся разные, причем данные официальной статистики, по мнению многих ученых, не отражают истинной картины. Во многом это обусловлено тем, что не существует четких.

охарактеризовал основные тенденции, наблюдающиеся в отечественной педиатрии на сегодняшний день.
– Не следует абсолютизировать распределение детей по группам здоровья согласно тем или иным критериям. Критерии здоровья детей являются относительными показателями. Они необходимы для наиболее полного охвата детей диспансеризацией, для прогнозирования ситуации и принятия оптимальных решений по профилактике и лечению той или иной патологии. Здоровье ребенка можно оценить по различным параметрам, в том числе и на клеточном уровне, и в таком случае у нас практически не будет здоровых детей. В данный момент в нашей стране оценка состояния здоровья детей проводится на основе достаточно жестких критериев, за счет чего к первой группе здоровья относится лишь небольшое количество детей. Это позволяет организовать более тщательное наблюдение за детьми, имеющими те или иные отклонения от заданных жестких параметров, вовремя их обследовать, эффективно лечить и предупреждать заболевания.
Правильно оценить успешность тех или иных действий, направленных на улучшение здоровья детей, нам помогают другие параметры. Главный показатель работы педиатрической службы – младенческая смертность (смертность детей от 0 до 1 года). Все усилия врачей, ученых, руководителей системы здравоохранения направлены на снижение этого показателя, который имеет государственную важность. Наряду с общей смертностью населения и рождаемостью, младенческая смертность является интегральным показателем, характеризующим наше государство на международной арене. На сегодняшний день в Украине отмечается отчетливая тенденция к снижению младенческой смертности как по отдельным причинам смерти, так и по возрастным периодам. Так, в 1999 году младенческая смертность составляла 12,8 на 1000 рожденных живыми, в 2003 году – 9,7. Предварительные данные за текущий год также свидетельствуют о положительных результатах (за 9 первых месяцев 2004 года младенческая смертность составила 9,5 на 1000 рожденных живыми). Хотя этот показатель в Украине все еще далек от уровня развитых европейских стран, превышая его в два раза, все же ежегодное прогрессивное снижение младенческой смертности, наблюдаемое в последнее время, свидетельствует о правильной стратегии отечественного детского здравоохранения. Отмечается также положительная динамика смертности детей в целом, то есть в возрастной группе от 0 до 18 лет.
Конечно, несмотря на общую положительную тенденцию, остается множество серьезных проблем, решение которых требует времени, финансовых затрат и высокой квалификации педиатрической службы. Эти задачи решаются по мере возможности, и явный прогресс в определенных областях уже достигнут. Например, учитывая чрезвычайно большое количество детей с пороками сердца, один из основных акцентов современной педиатрической помощи был сделан на развитие кардиохирургии детского возраста, особенно для новорожденных и детей грудного возраста. 37 903 ребенка в возрасте от 0 до 14 лет состояли на учете в 2003 году по поводу врожденных пороков сердца, а своевременное хирургическое лечение проводится лишь незначительной части больных. Это послужило толчком к созданию центра детской кардиологии и кардиохирургии на базе клиники «Охматдет». Сегодня количество прооперированных детей, а значит, детей, которым была спасена жизнь и возвращено здоровье, растет буквально с каждым месяцем, поэтому данное направление – одно из стратегических в снижении смертности и улучшении здоровья детей.
По разным причинам остается высокой смертность детей в родильных домах, поэтому одним из приоритетных направлений отечественной педиатрии является создание отделений неонатальной реанимации в крупных роддомах. Первые положительные результаты уже получены, и мы возлагаем большие надежды на эти отделения. Особого внимания заслуживает проблема респираторных расстройств у новорожденных, в связи с чем выделяется отдельное направление в педиатрии – неонатальная пульмонология. Большое внимание уделяется развитию неонатальной неврологии, так как нарушения неврологического статуса, особенно у недоношенных и маловесных детей, встречаются очень часто и непосредственно влияют на качество жизни ребенка, его адекватное психофизическое развитие и формирование интеллекта. Эти и многие другие патологические состояния относятся к управляемым причинам заболеваемости и смертности детей, и мы обязаны уделять им максимальное внимание начиная с периода новорожденности. Такой подход позволит не только повысить выживаемость детей, но и сохранить качество их жизни, сформировать физически и психически здоровое поколение.
Разрабатывая тактику оказания лечебно-профилактической помощи детям, следует учитывать современные реалии. Известно, что после вспышки дифтерии в Украине, изучив и адекватно оценив ситуацию, удалось не только ликвидировать угрожающую эпидемическую ситуацию, но в последующем свести до минимума заболеваемость и потери детей от дифтерии путем правильной вакцинации. В скором времени в Полтаве состоится коллегия Министерства здравоохранения, на которой вновь будут обсуждаться вопросы создания рационального календаря прививок, профилактики вирусных гепатитов, менингококковой инфекции, гриппа, инфекций, вызванных пневмококком, гемофильной палочкой и другими возбудителями, актуальными в данный момент. Огромной проблемой во всем мире на сегодняшний день считается внутрибольничная инфекция, и мы готовы уделить этому вопросу максимальное внимание.
Конечно, не следует забывать о том, что краеугольным камнем здравоохранения является профилактика. И предупреждение рождения детей с врожденными патологическими состояниями должно лечь в основу нашей заботы о здоровье детей. Выполнение этой задачи включает в себя не только организацию качественной антенатальной диагностики, но в первую очередь и улучшение здоровья женщин фертильного возраста. Это удел не только медиков, но и всего государства. На репродукцию населения, рост и развитие детей влияет множество факторов социального характера – загрязнение окружающей среды, неправильное питание (качественно и количественно неполноценное), неблагоприятные условия проживания, гиподинамия, стрессы и т.п. Нельзя закрывать глаза на массовое употребление алкоголя и наркотиков подростками, курение. Эти проблемы остаются крайне болезненными для Украины и требуют самых решительных мер.
Но в целом, следует отметить, что здравоохранение в нашей стране в данный момент активно работает над проблемой снижения смертности и заболеваемости детей, достигло значительных положительных результатов и имеет достаточно широкий круг приоритетных направлений, охватывающих доминирующие проблемы здоровья детей.

Читайте также:  Карта анализ деятельности детей на занятиях

Заведующий кафедрой педиатрии №4 НМУ им. А.А. Богомольца, член-корреспондент АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор, главный педиатр Главного управления здравоохранения Киевской городской госадминистрации Виталий Григорьевич Майданник

поделился своим мнением о здоровье детей в Украине, а также подходах к пересмотру критериев здоровья.
– Думаю, что следует идти путем создания более эффективных программ профилактики и лечения. Ведь те критерии здоровья, которые существуют в данный момент, были приняты не случайно, а на основании глубоких научных исследований. Конечно, украинские критерии отличаются от критериев многих западных стран, но не надо считать, что в худшую сторону. Во многих развитых странах мира, оценивая состояние здоровья детей, вообще не учитывают большинство функциональных патологий, а только органические изменения. Естественно, что согласно таким подходам в западных странах фиксируется большее количество детей группы «практически здоровых». Например, мы сотрудничаем с французскими педиатрами и знаем, что вегетативно-сосудистые дисфункции пубертатного периода, когда ребенок жалуется на головную боль, головокружение и массу других симптомов, во Франции принято считать прерогативой психологов и психиатров, а не педиатров. Тогда как в Украине функциональной патологии уделяется большое внимание. Мы считаем, что такие дети требуют лечебно-профилактических мероприятий, дабы предотвратить развитие осложнений и формирование органической патологии на основе функциональной.
Поэтому я не думаю, что введение в Украине более мягких критериев здоровья – выход из положения. От того, что мы переведем ребенка в группу практически здоровых, его состояние здоровья реально не улучшится. Жесткие критерии здоровья существуют для того, чтобы охватить диагностическими и лечебно-профилактическими мероприятиями как можно большее количество детей, нуждающихся в этом, иначе существование самих групп здоровья будет бессмысленным.
Надо учитывать, что мы все еще пожинаем плоды недавнего критического состояния нашей страны, когда наблюдались развал экономики, социальные деструктивные явления, дестабилизация общества. Детям в тот переходный период уделялось крайне мало внимания как со стороны родителей, так и со стороны государства, поэтому множество заболеваний и патологических состояний у детей протекают именно из тех лет. Мы прилагаем все усилия для решения этих проблем и, к счастью, уже видим стабилизацию и даже некоторое улучшение ситуации.
Так, в последние 6-7 лет ежегодно снижается показатель младенческой смертности, причем в Киеве он ниже среднереспубликанского (в 2003 году младенческая смертность в Киеве составляла около 9‰, а в первые 9 месяцев текущего года – 7‰). На сегодняшний день младенческая смертность в столице приближается к тем показателям, которые характерны для развитых стран мира.
Иное положение с заболеваемостью детей. Здесь наблюдается обратная тенденция: из года в год показатели распространенности и заболеваемости растут. Больше всего патологии у детей школьного возраста, за 12 лет обучения у детей резко ухудшается здоровье. Особенно много проблем с опорно-двигательным аппаратом. По нашим данным, до 70-75% детей школьного возраста имеют нарушения осанки, преимущественно сколиотического типа. Типичной «школьной» проблемой является патология зрения, очень много вегетативных дисфункций, функциональной кардиологической патологии. Все это следствие того, что современное обучение детей отличается большими психоэмоциональными нагрузками, частыми стрессовыми ситуациями.
Поэтому для разрешения существующих проблем, помимо общенациональных программ, в Киеве работает программа «Здоровье киевлян», в которой большое внимание уделяется поддержке здоровья детей города. Главное наше достижение – бесплатное обеспечение детей практически всеми необходимыми диагностическими и лечебными мероприятиями, в том числе дорогостоящими.
Серьезной проблемой остаются врожденные пороки развития, доля которых в младенческой смертности очень велика, поэтому одним из наиболее актуальных вопросов остается дородовая диагностика пороков развития. Много усилий прилагается для организации перинатальных диагностических центров для как можно более ранней и точной диагностики пороков развития плода у беременных.

Заведующая кафедрой неонатологии КМАПО им. П.Л. Шупика, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист по неонатологии МЗ Украины Елизавета Евгеньевна Шунько

остановилась на основных проблемах и достижениях неонатологии.
– На протяжении последних лет в Украине наблюдается явная тенденция к снижению младенческой и неонатальной смертности. Так, в 2003 году перинатальная смертность составила 8,3‰ (в 2002 году – 8,6), неонатальная смертность – 5,3‰ (в 2002 году – 5,8), ранняя неонатальная смертность – 3,6‰ (в 2002 году – 3,9), постнеонатальная смертность – 4,4‰ (в 2002 году – 4,7). Такие результаты не случайны, они стали возможными благодаря оптимальной организации медицинской помощи новорожденным в нашей стране.
В структуре заболеваемости новорожденных, как и в предыдущие годы, первые места занимают внутриутробная гипоксия плода и асфиксия новорожденных. Важное значение имеют также врожденные аномалии развития, недостаточность питания плода, синдром респираторных нарушений и перинатальная инфекция (второе, третье, четвертое и пятое места в структуре заболеваемости соответственно).
Особенно беспокоят неонатологов рост респираторной патологии, повышение уровня заболеваемости врожденными пневмониями. Синдром респираторных нарушений лидирует среди причин неонатальной смертности, главным образом у преждевременно рожденных детей. Недоношенные дети вызывают особую тревогу, поскольку морфо-функциональная незрелость их организма часто сочетается с внутриутробной инфекцией, гипоксией, интранатальной асфиксией, метаболическими нарушениями, что способствует развитию и неблагоприятному течению респираторного дистресс-синдрома.
Анализ данных и клинические наблюдения свидетельствуют, что нарушения дыхания – частая причина смерти и среди доношенных новорожденных, где наиболее вероятным предрасполагающим фактором является внутриутробная инфекция, прежде всего инфицирование стрептококком группы В и вирусами. Поскольку обследование беременных на стрептококк группы В не проводится ни в одном регионе Украины, это значительно усложняет своевременную диагностику и лечение новорожденных. А диагностика и лечение вирусных инфекций – вообще задача нелегкая.
Важное значение имеют физиологические методы ухода и грудного вскармливания новорожденных. Среди физиологических факторов ухода неонатологи всего мира обращают внимание на физиологическое ведение родов, ранний контакт матери и ребенка, поддержание тепловой цепочки, грудное вскармливание, совместное пребывание матери и ребенка на всех этапах лечебно-профилактической помощи. Все еще недостаточно практикуется совместное пребывание матерей и новорожденных в неонатологических отделениях, особенно при выхаживании недоношенных детей. Большое внимание следует уделять естественному вскармливанию детей, это – важная предпосылка к формированию физически и интеллектуально здорового поколения. Требуют дальнейшего внедрения современные методы интенсивной терапии новорожденных.
Отмечается тесная связь между заболеваемостью и смертностью новорожденных и патологией матери. Большинство новорожденных, которые требуют медицинской помощи в неонатологических отделениях, родились от матерей с экстрагенитальной, акушерской или репродуктивной патологией, часто сочетающейся с инфекциями, передающимися половым путем. Это приводит к тому, что у новорожденных наблюдается сочетанная патология, включающая внутриутробную гипоксию плода, асфиксию новорожденного, внутриутробную инфекцию, морфофункциональную незрелость, нарушения гомеостаза и гемодинамики.
Важнейшее значение в снижении младенческой и неонатальной заболеваемости и смертности приобретает сотрудничество акушеров-гинекологов и неонатологов, преемственность их работы при ведении беременных и родов высокого риска, а также при рождении ребенка на фоне патологии матери. Особое значение имеют индивидуализированный прогноз риска беременности и родов, диагностика внутриутробного состояния плода, медико-генетическое обследование и консультирование с целью ранней пренатальной диагностики патологии плода, профилактики рождения больных и недоношенных детей.

Заведующий кафедрой детских инфекционных болезней НМУ им. А.А. Богомольца, доктор медицинских наук, профессор, главный детский инфекционист МЗ Украины Сергей Александрович Крамарев

осветил роль и место инфекционной патологии в структуре смертности и заболеваемости детей.
– Вот уже несколько лет ситуация с инфекционными заболеваниями у детей остается стабильной. Можно отметить явную тенденцию к снижению заболеваемости и смертности детей 1 года жизни от инфекционных причин. Но все же ежегодно около 300 детей умирают от инфекционных причин (без учета нейроинфекций и осложнений ОРЗ). В структуре смерти детей нас очень беспокоит статистика по менингококковой инфекции – от нее умерло около трети всех детей, погибших в 2003 году от инфекционных причин. Это – относительно управляемая причина смерти, поскольку существуют вакцины против менингококка, а своевременная диагностика и правильное лечение предотвращают неблагоприятный исход заболевания в большинстве случаев, поэтому профилактике и лечению менингококковой инфекции в настоящее время уделяется большое внимание и, надеюсь, в ближайшее время мы ощутим результаты этой работы.
Также относительно управляемы острые кишечные инфекции (ОКИ), смертность от которых находится на втором месте после менингококковой инфекции. В данном случае очень велика зависимость заболеваемости ребенка от того, чем он питается и какую воду пьет, в каких бытовых условиях живет и каков культурный уровень его родителей. Правильное и своевременно начатое лечение не должно приводить к смерти от ОКИ. Мы понимаем, что следует уделять больше внимания данной патологии, акцентируя внимание на санитарно- просветительской работе среди населения, организации эффективной диагностики и разработке четких лечебных методик. Только тогда мы сможем рассчитывать на снижение смертности от ОКИ.
Сегодня весь мир беспокоит ситуация с ростом заболеваемости вирусными гепатитами, особенно В и С. И хотя в Украине вакцинация от гепатита В включена в календарь профилактических прививок, существует еще, по меньшей мере, шесть опасных вирусов, вызывающих гепатит у ребенка. И проблема борьбы с ними не решена. Очень серьезной остается ситуация с вирусным гепатитом С. В Украине совсем недавно начата официальная регистрация больных с этой патологией, но, к сожалению, существуют определенные сложности с диагностикой, и очень много больных остаются вне поля нашего зрения – без правильного диагноза и адекватного лечения. А поскольку заболевание отличается опасными осложнениями (цирроз печени, гепатокарцинома) и чаще других гепатитов приводит к смертельному исходу при малосимптомном течении, за что его называют «ласковым убийцей», наша тревога за здоровье детей вполне оправдана. Кроме того, лечение гепатита С очень дорогостоящее (до нескольких тысяч долларов), поэтому в условиях нашей страны правильное лечение заболевания крайне редко удается организовать. У подавляющего большинства родителей нет таких денег, а государственная поддержка в этом отношении отсутствует.
Считаю, что следует акцентировать внимание на создании и развитии каких-либо негосударственных фондов, которые могли бы выделять средства на помощь этим несчастным детям. Возможно, что в наших условиях это единственный реальный выход из тупиковой ситуации.
К сожалению, растет в Украине среди детей распространенность ВИЧ-инфекции, увеличивается количество больных СПИДом, возросла и смертность от этого заболевания.
Каков же наиболее рациональный путь решения основных проблем инфекционной заболеваемости? Конечно же, это – профилактика. Благодаря рациональному календарю прививок у нас наблюдается положительная тенденция к снижению заболеваемости управляемыми инфекциями. Значительно уменьшилась заболеваемость корью, краснухой, эпидемическим паротитом. Тем не менее больных еще достаточно много, в том числе среди привитых детей, поэтому Министерством здравоохранения активизирована совместная работа эпидемиологов и инфекционистов с целью разработки оптимальных действий по профилактике управляемых инфекций. К счастью, вакцинами государство полностью обеспечивает практически все регионы.
В Украине есть положительный опыт борьбы с управляемыми инфекциями: сейчас наша страна считается регионом, свободным от полиомиелита, и в прошлом году получен сертификат ВОЗ о ликвидации этого заболевания на территории страны. Сделаны необходимые выводы после вспышки дифтерии в 1994-1996 годах, разработаны адекватные меры профилактики этого опасного заболевания, благодаря чему на сегодняшний день в стране регистрируются единичные случаи дифтерии и ситуация стабильна в течение нескольких лет.

Наряду с явными успехами и достижениями по многим актуальным проблемам педиатрии, заболеваемость и смертность детей от туберкулеза вызывают большую тревогу.

Заведующая клиникой заболеваний легких у детей Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Виктория Павловна Костромина

комментирует сложившуюся неблагоприятную ситуацию в детской фтизиатрии.
– За последние десять лет резко ухудшились показатели заболеваемости туберкулезом среди детского и подросткового населения Украины. Эпидситуация по туберкулезу находится в удручающем состоянии. Только в последние два года наметилась слабая тенденция к некоторому улучшению, но она крайне неустойчива. Если в 1990 году заболеваемость туберкулезом составляла 4,5 на 100 тысяч детского населения, то в 2003 году – 9,1. За последние годы заболеваемость туберкулезом среди детей и подростков увеличилась в два раза. Это связано в первую очередь с ухудшением социально-экономических условий жизни населения. Всем известно: туберкулез – социальная болезнь. И как только население обнищало, туберкулез «поднял голову» и не хочет уступать своих позиций. Несмотря на развитие медицинской науки и практики, которое способствовало определенному прогрессу в большинстве отраслей медицины, Украина все еще находится в состоянии эпидемии туберкулеза. Эпидемия объявляется тогда, когда 1% населения страны или более болеют туберкулезом. В Украине сейчас болеет 1,3% населения, согласно данным официальной статистики, но можно предполагать, что реальное количество заболевших туберкулезом намного выше.
Тревогу вызывает и тот факт, что хотя для предупреждения и искоренения этого грозного заболевания необходимы сравнительно простые меры: достаточное и полноценное питание детей, а также удовлетворительные условия их быта, заболеваемость туберкулезом с каждым годом растет. Только в последние один-два года наметилось улучшение жизни населения, дети стали лучше питаться, что внушает некоторые надежды.
Кроме того, существует огромная проблема с противотуберкулезным лечением. В первые годы независимости страны катастрофически не хватало препаратов не только для химиопрофилактики, но и для лечения. Это сыграло большую роль в лавинообразном распространении инфекции среди населения. Сейчас ситуация с препаратами стабилизировалась, их хватает во всех областях Украины как для детей, так и для взрослых. Благодаря этому достигнута небольшая тенденция к снижению заболеваемости туберкулезом. Но возникла новая проблема – мультирезистентные формы микобактерий. Все чаще отмечается устойчивость возбудителя к целому ряду или ко всем противотуберкулезным препаратам. Несколько десятков лет арсенал противотуберкулезных препаратов практически не обновлялся. Антибактериальные препараты против других возбудителей обновляются регулярно, ежегодно появляются более совершенные поколения антибиотиков всех классов, борьба с устойчивостью микроорганизмов ведется крайне интенсивно. Вместе с тем противотуберкулезные препараты чаще всего остаются вне поля зрения фармацевтической индустрии.
Микобактерии беспрепятственно распространяются в виде резистентных штаммов, происходит первичное заражение детей именно такими устойчивыми формами, и противотуберкулезные препараты сразу оказываются неэффективными даже у нелеченных ранее детей. Фтизиатры от безысходности прибегают к таким старым калечащим методам лечения, как искусственный пневмоторакс или торакопластика.
Очень большое беспокойство вызывает туберкулез у ВИЧ-инфицированных детей. Практически ежедневно к нам на консультацию привозят со всей Украины таких сложных больных. Иммунодефицит у таких детей способствует развитию туберкулеза, а социально неблагополучная ситуация, в которой растут такие дети, усугубляет положение. Конечно, наша служба прилагает все усилия для своевременного и эффективного лечения больных с ВИЧ-инфекцией, но основная проблема – иммунодефицит на фоне неудовлетворительного питания и плохого ухода за такими детьми – остается нерешенной.
Несмотря на эпидемию туберкулеза в Украине, работа фтизиатрической службы ухудшилась, особенно в сельской местности. Вследствие этого страдают выявляемость заболевания, ранняя диагностика и своевременное лечение. Среди детского населения появились запущенные формы заболевания, ранее встречавшиеся лишь у взрослых в редких случаях, чаще всего у нелеченных, алкоголиков и наркоманов (например, фиброзно-кавернозный туберкулез). Такие вопиющие случаи уже не являются казуистикой и вызывают серьезную тревогу. Только в последние два года ситуация в этом отношении стабилизировалась, и мы не встречаем такие запущенные формы туберкулеза у детей, что и дает основание говорить о некоторых положительных тенденциях.
Государство должно принимать самое деятельное участие в решении этой проблемы. Несколько лет назад разработана и утверждена Национальная программа борьбы с туберкулезом, которая уже работает и дает первые результаты. Нам удалось остановить лавинообразный рост больных туберкулезом, наметились и некоторые улучшения, хотя о серьезных достижениях еще рано говорить. Следует надеяться на дальнейший экономический рост в Украине, что позволяет улучшить состояние здоровья детей и снизить бремя туберкулезной инфекции.

Как было отмечено, неблагоприятная ситуация с заболеваемостью туберкулезом в Украине связана с недостаточным и неполноценным питанием детей. Без сомнения, питание – важная составляющая здоровья детей.

Главный специалист Министерства здравоохранения по гигиене питания, кандидат медицинских наук Валентина Павловна Кульчицкая

Читайте также:  Календарь анализов детей до года

рассказала об исключительной роли рационального питания в формировании здорового поколения.
– Питание непосредственно связано с состоянием здоровья детей. В первую очередь, это обусловлено тем, что все нутриенты, находящиеся в продуктах, принимают участие в росте и развитии ребенка. При неадекватном питании, чему способствует неблагоприятная социально-экономическая обстановка, рацион ребенка неполноценен, а это приводит к нарушениям его роста и развития. К сожалению, даже при питании, достаточном в количественном отношении, качественная сторона рациона часто страдает, и такие важные компоненты, как витамины и минеральные вещества, не поступают в растущий организм в достаточном количестве и в оптимальном соотношении. Причиной этого зачастую является высокая стоимость продуктов, богатых витаминами и микроэлементами, которыми многие родители не могут регулярно обеспечить ребенка.
В связи с недостаточным и неполноценным питанием у детей снижается общий иммунитет, что способствует повышению заболеваемости острыми респираторными и другими заболеваниями. Социальное расслоение населения, которое произошло за последние несколько лет, привело к тому, что большое количество детей не получают нормального рациона, а значит, у них снижены адаптивные способности организма, имеется предрасположенность к ряду заболеваний.
В Украине только в больших городах налажено горячее питание в школах. Это привело к тому, что значительно выросла распространенность гастроэнтерологической патологии среди детей – в 1,5-2 раза по сравнению с предыдущими годами. Снизился охват детей дошкольными учреждениями и группами продленного дня начальной школы, сейчас «организованными» остаются не более 70% детей, остальные 30% питаются, в лучшем случае, дома, а часто и просто на улице. Возросло количество детей, предоставленных самим себе, которые практически не получают горячей пищи, питаются бессистемно и некачественными продуктами.
Одной из первоочередных задач для улучшения здоровья детей в нашей стране является максимально возможный охват детей дошкольными учреждениями, налаживание полноценного, особенно горячего, питания в школах, ПТУ, вузах. Не меньшее значение имеют и повышение грамотности населения, обучение родителей основам рационального питания, так как существует прямая зависимость правильного рациона и состояния здоровья детей.
В общенациональную программу «Дети Украины», рассчитанную до 2005 года, включены основные аспекты обеспечения детей полноценным питанием, что реализуется сейчас на практике. На утверждении также находятся разработанные нормативы питания для учебных заведений, куда входят дома ребенка, школы, училища, вузы. С помощью этой программы мы сможем наладить питание практически всего детского контингента – от 0 до 18 лет. Мало того, многие частные школы и детские сады новых форм обучения и воспитания также считают необходимым организацию рационального питания детей, пользуясь разработанными нами нормативами.

Директор Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы МЗ Украины, главный внештатный детский невролог МЗ Украины Владимир Юрьевич Мартынюк

продолжил обсуждение проблем.
– Прежде всего, следует отметить, что патология, относящаяся к детской неврологии, мало принимает участия в формировании такого важного показателя, как смертность детей. Младенческую смертность наряду с некоторыми другими показателями ВОЗ использует для оценки качества медицинской помощи в стране в целом. Ее можно сравнить с лакмусом, демонстрирующим общую цивилизованность страны. С точки зрения детской неврологии большое значение имеет не только выживаемость ребенка, но и качество его жизни, способность адаптироваться к окружающему миру, поэтому оценивать эффективность работы нашей службы корректно по еще одному показателю – инвалидности.
Меня удивляет странная тенденция бить тревогу по поводу гибели генофонда Украины и якобы чрезвычайного ухудшения здоровья детского населения страны, основываясь на том, что к первой группе здоровья относится незначительное количество детей. Это ошибочные выводы, поскольку критерии здоровья не предназначены для таких глобальных заключений. Не существует абсолютных критериев здоровья детей, которые были бы утверждены ВОЗ. Критерии здоровья – это рабочие параметры, направленные на максимально полный охват детей диспансеризацией и другими необходимыми мерами контроля за состоянием здоровья. Каждое государство в силу своих финансовых возможностей и предполагаемого объема медико-социальной помощи, который может быть предоставлен больным детям и детям- инвалидам, разрабатывает свои критерии здоровья. Благодаря жестким критериям выделяется более обширный контингент детей, которым следует уделять особое внимание. Если в США инвалидов около 4%, а в Украине 1,6% – это не значит, что в нашей стране, на самом деле, инвалидов меньше. Все дело в различных критериях, которые позволяют сужать или расширять рамки того или иного показателя. Как уже было сказано, это обусловлено прежде всего социально-экономическими возможностями. Поэтому сравнивать здоровье детей в различных странах некорректно.
Тем не менее, исходя из данных можно оценить состояние здоровья детей в динамике за десять лет. За годы независимости нашего государства Управление организации медицинской помощи детям и матерям МЗ Украины, которое сегодня возглавляет Р.А. Моисеенко, регулярно и тщательно контролирует состояние неврологического здоровья детей. Ежегодно публикуется «Анализ работы детской неврологической службы», поэтому мы располагаем информацией о состоянии неврологического здоровья детей на настоящий момент и можем сравнить его с предыдущими годами. Полученные данные свидетельствуют о том, что общая инвалидность в Украине из года в год растет. К примеру, в 1999 году она составляла 150,1‰, а в 2003 году – 168,9‰. При этом первое место в структуре детской инвалидности занимает именно патология нервной системы: неврологические заболевания, врожденные пороки развития нервной системы, психические нарушения. Сюда также относятся дети, страдающие слепотой или глухотой, на основе которых вторично (депривационно) развиваются психические нарушения.
Да, действительно, мы живем в непростой переходный период, характеризующийся множеством проблем: социальных, экономических, экологических. Но справляемся с ситуацией, благодаря достаточно жестким критериям здоровья держим под контролем детское население, своевременно обследуем детей, лечим и предупреждаем заболевания. На сегодняшний день существует явный прогресс в лечении многих заболеваний. Нельзя не гордиться тем, что Украина является единственной среди стран СНГ, создавшей национальную систему совершенствования медицинской помощи детям с патологией нервной системы. Сформированная концепция оказания помощи таким детям успешно работает с 1998 года. По сравнению с другими странами СНГ в Украине значительно ниже заболеваемость детским церебральным параличом, которая приблизилась к уровню развитых европейских стран. Уменьшилось и общее количество детей-инвалидов в связи с патологией нервной системы, и эта положительная тенденция остается устойчивой.
В разработанной нами концепции четко очерчены три составляющие: профилактика, оказание специализированной неврологической помощи на самых ранних этапах заболевания и система медико-социальной реабилитации пострадавших детей. Организационный аспект в данном случае имеет основное значение, и мы намерены в дальнейшем продолжать нашу работу в этом направлении. Наша концепция органично связана с комплексной программой «Здоровье нации», рассчитанной на 2002-2011 годы. Разрабатывается фрагмент этой программы – «Дети-инвалиды» – для создания комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Большое внимание при этом уделяется комплексной реабилитации, где будет задействовано не только Министерство здравоохранения, но и Министерство образования и науки, Министерство социальной защиты населения и Министерство труда, Министерство по делам семьи, детей и молодежи, общественные организации родителей. Проект этой программы уже разработан и готовится к утверждению. Мы считаем такой комплексный подход к здоровью ребенка, его образованию, профессиональному обучению, трудоустройству, социальной защите и прочим аспектам его жизни наиболее рациональным и возлагаем большие надежды на данную программу.

источник

Авторы: Няньковський С.Л., Яцула М.С., Чикайло М.І., Пасечнюк І.В. — Львівський національний медичний університет імені Данила Галицького

У статті розглянуто критерії оцінки стану здоров’я дитини, проведений аналіз за даними літератури стану здоров’я школярів в Україні, розглянуті основні фактори ризику формування функціональних порушень, синдрому шкільної дезадаптації, невротичних реакцій, відхилень у фізичному розвитку. Визначено, що серед факторів, які сприяють зниженню рівня дитячого здоров’я, важлива роль належить навчальному навантаженню, стресогенна дія якого веде до швидкого розвитку дезадаптаційного синдрому з невротичними реакціями різного ступеня вираженості. Комплексний підхід до оцінки стану здоров’я дітей, впровадження нових оздоровчих технологій дасть змогу попередити зростання функціональних порушень та органічної патології у школярів.

В статье рассмотрены критерии оценки состояния здоровья детей, проведен анализ по данным литературы состояния здоровья школьников в Украине, рассмотрены основные факторы риска формирования функциональных нарушений, синдрома школьной дезадаптации с невротическими реакциями различной степени выраженности. Комплексный подход к оценке состояния здоровья детей, внедрение новых оздоровительных технологий позволит предупредить рост функциональных нарушений и органической патологии у школьников.

The article describes criteria for children’s health status assessment, there was carried out an analysis according do literary data of health status of schoolchildren in Ukraine, and main risk factors leading to functional disorders, school desadaptation syndrome with neurotic reactions of various degree on intensity were considered. A complex approach to child’s health status assessment and implementation of new health-improving technologies enable to prevent the increase of functional disorders and organic pathology in schoolchildren.

діти, школярі, здоров’я, шкільна дезадаптація, захворювання.

дети, школьники, здоровье, школьная дезадаптация, заболевания.

children, schoolchildren, health, school disadaptation, diseases.

У системі цінностей, якими дорожить будь­яка цивілізована нація, особливе місце відводиться здоров’ю людей. Протягом багатовікової історії людства на різних етапах розвитку суспільства вивченню проблем здоров’я завжди приділялася велика увага. Представники різних наук та фахів робили спроби проникнути в таємниці феномену здоров’я, визначити його сутність для того, щоб навчитися вміло керувати ним, економно «використовувати» здоров’я протягом усього життя та знаходити засоби для його збереження [1].

Здоров’я нації визначається насамперед станом здоров’я її дітей. Дані численних досліджень показують, що джерело виникнення відмінностей у здоров’ї дорослих треба шукати в їхньому дитинстві [2]. Здоров’я дітей є інтегральним показником загального благополуччя суспільства, а також тонким індикатором усіх соціальних та екологічних негараздів [3].

Останнім часом ситуація зі здоров’ям дітей наблизилась до критичної: підвищується рівень загальної захворюваності та поширеність захворювань окремих органів і систем. Цьому сприяє зростання інтенсивності впливу на здоров’я дітей і підлітків факторів екологічного та медико­соціального ризику, погіршення структури харчування, зниження ефективності проведення традиційних профілактичних заходів. Важливою особливістю сучасності є стрімке зростання кількості та зміна співвідношення факторів ризику, які впливають на гомеостатичні, імунологічні показники, розвиток і стан здоров’я дитини.

У сучасних умовах стан здоров’я дітей має неабияке значення, оскільки саме від стану здоров’я підростаючого покоління залежить розвиток суспільства у майбутньому. Результати різноманітних досліджень свідчать про наявну тенденцію погіршення показників здоров’я дітей та підлітків в Україні [4–6]. Спостерігається кількісне зростання функціональних розладів, гострої та хронічної соматичної захворюваності, синдрому дезадаптації, вроджених вад розвитку, морфофункціональних відхилень, зростає число дітей­інвалідів, викликає чималу стурбованість і той факт, що збільшується кількість дітей із розладами психіки та поведінки, відповідно зменшується група здорових дітей [7–10].

Це можна пов’язувати не тільки з погіршенням екологічної ситуації, зниженням рівня соціального забезпечення та медичної культури населення, а і з недостатніми можливостями поширених методик оцінки стану здоров’я дітей для виявлення патологічних відхилень у дитини на донозологічному етапі. Наявність виражених несприятливих тенденцій у стані здоров’я підростаючого покоління зумовлює потребу у прийнятті якісно нових рішень під час організації та проведення медико­профілактичних заходів. Найбільш пріоритетним завданням сучасної педіатрії є розробка нових та удосконалення існуючих технологій щодо збереження здоров’я здорової дитини [11]. Насамперед це пов’язано з тим, що, не вивчаючи ґрунтовно особливості стану здоров’я дітей у сучасних умовах, ми практично втрачаємо можливість ранньої профілактики його порушень [4].

Збереження і відновлення здоров’я дітей України стає надзвичайно важливою справою, оскільки це — наше майбутнє і одне з головних джерел повноцінного життя, щастя, радості, успіху. Воно є не лише особистим надбанням людини, але й суспільним багатством, одним із найважливіших показників добробуту народу [12].

У літературі існує багато визначень поняття «здоров’я». Вперше офіційне визначення здоров’я подав Річард Сігеріст (США) на початку 1940 р.: «Здоров’я — це не просто відсутність хвороб: це щось позитивне, радість життя, бадьоре сприйняття особистістю всієї відповідальності, покладеної на людину життям». Він зазначав, що ми повинні сприймати здоров’я не тільки як фізичний чи душевний стан людини, але і як соціальне явище. Це надихнуло експертів Всесвітньої організації охорони здоров’я (ВООЗ) на визначення поняття «здоров’я» у контексті концепції Р. Сігеріста, що й було в 1946 р. прийнято як частину преамбули Статуту ВООЗ: «Здоров’я — це стан цілковитого фізичного, психічного та соціального благополуччя людини, а не лише відсутність хвороб» [13].

Отже, здоров’я — це природний стан організму, який характеризується врівноваженістю його з навколишнім середовищем і відсутністю яких­небудь хворобливих станів [14], де врівноваженість організму із зовнішнім середовищем — це ступінь його пристосованості, адаптованості до умов біологічного та соціального середовища, дієздатності.

Такий підхід до характеристики здоров’я особливо важливий стосовно дітей, оскільки врівноваженість із зовнішнім середовищем забезпечує своєчасність росту та розвитку дитячого організму. Це дає можливість відві­дувати дошкільні та шкільні заклади і оволодівати знаннями та навичками, відповідними до їх віку, без виникнення ознак дезадаптації.

У педіатрів завжди виникало питання стосовно критеріїв оцінки стану здоров’я дитини. Комплексне оцінювання стану здоров’я дитини — це інтегрований показник впливу на її організм як позитивних, так і негативних чинників [4]. За даними відділення проблем здорової дитини Інституту педіатрії, акушерства та гінекології АМН України [15], найбільш суттєвими критеріями, що характеризують індивідуальне та колективне здоров’я дітей, є:

— досягнутий фізичний, нервово­психічний та інтелектуальний розвиток дитини, що відповідає його хронологічному віку;

— достатня функціональна та соціальна адаптація дитини в досить широкому діапазоні пристосування;

— високий ступінь резистентності до несприятливих впливів з оптимальною імунологічною реактивністю та швидким подоланням стресових реакцій;

— відсутність у дитини пограничних станів та ознак хронічних захворювань.

Характеристика здоров’я дітей більш складна у порівнянні з характеристикою здоров’я дорослого населення. Вона включає рівень фізичного, розумового, функціонального розвитку в різні вікові періоди, фізичну та нервово­психічну адаптацію до мінливих умов зовнішнього середовища, рівень неспецифічної резистентності та імунного захисту. Тому здоров’я дитини слід розглядати як відповідний біологічному віку стан життєдіяльності, гармонійної єдності фізичних та інтелектуальних характеристик, що зумовлені генетичними факторами і впливом зовнішнього середовища, формуванням адаптаційно­пристосувальних реакцій у процесі росту [16, 17].

Процеси зростання і розвитку дитини підпорядковані певним біологічним законам, але одночасно і детерміновані факторами зовнішнього середовища [18–20].

На сьогодні неможливо зрозуміти та визначити якість здоров’я дитини окремо від її соціального стану, конкретного середовища та місця проживання. Орієнтовну функціонально­структурну модель факторів, які впливають на здоров’я людини, запропонував Б.А. Кобринський (рис. 1) [21]. Вплив цих факторів протягом життя дитини змінюється. Тобто здійснюється складна і постійна взаємодія, коли в одних випадках переважає спадкова основа, в інших — вплив оточуючого середовища. Так, у перші місяці життя дитини переважають біологічні фактори, а в наступні вікові періоди — соціально­гігієнічні та медико­організаційні. Вплив біологічних та соціально­гігієнічних факторів на процес формування здоров’я дитини в основному залишається на рівні сім’ї [22].

На думку Європейського регіонального бюро ВООЗ, школи є впливовим середовищем, яке може формувати і підтримувати здоров’я [23].

Протягом тривалого часу основним соціально­детермінуючим фактором життєдіяльності дітей та підлітків виступає школа. У вітчизняній та зарубіжній літературі зазначається, що незамінним та практично єдиним (після сім’ї) органом, який спроможний впливати на стан здоров’я дітей та підлітків, є навчальний заклад [24]. Високий темп та ритм життя, модернізація навчального процесу (перехід навчальних закладів на новий зміст, структуру і термін навчання) [11], інформаційні перенавантаження висувають високі вимоги до організму школярів. Тривалий вплив несприятливих чинників сприяє виникненню функціональних розладів, які з часом призводять до формування стійкої патології [25, 26].

На сьогодні система сучасного навчання у школі вимагає відповіді на багато запитань, що виникають у лікарів, педагогів та батьків дітей різного віку. Можна багато говорити про ефективність і корисність освітнього процесу, але важко ігнорувати той факт, що більшість дітей закінчують школу з різноманітними захворюваннями, що формуються в період їхнього навчання [27].

У сучасній школі спостерігається висока інтенсифікація навчального процесу за рахунок істотного відновлення змісту освітніх програм, форм і методів навчання, створення нових моделей загальноосвітніх навчальних закладів. У той же час навчальна діяльність, як показують дослідження, здебільшого залишається неадаптованою до особливостей розвитку і стану здоров’я сучасних школярів. Педагоги недостатньо підготовлені до діяльності з формування і збереження здоров’я учнів. Зберігається пасивна позиція самих дітей, їхніх батьків стосовно власного здоров’я [10, 20].

Читайте также:  Карта анализа по адаптации детей

У зв’язку з погіршенням здоров’я дітей і підлітків шкільного віку в більшості країн світу, про що свідчать результати скринінгових досліджень, науковці звертають увагу на проблему адаптації дітей та молоді до умов навчання як у школі, так і у вузах [28]. За даними досліджень В.Г. Майданника (2002), лише 1,1 % дітей є практично здоровими, а в середньому на одну дитину припадає 2,5 захворювання [29]. Л.К. Пархоменко (2006) у своїй роботі дає аналіз поширеності всіх захворювань підлітків України за 1999–2004 роки: вона збільшилася на 10 тисяч дітей, а темп приросту становить 10,4 % (рис. 2) [30]. Ю.Г. Антипкін (2009) відмітив, що, як правило, в одного підлітка реєструється одразу декілька захворювань. За даними Державної медичної статистики, серед підлітків шкільного віку зростає поширеність усіх захворювань, але перші місця займають хвороби систем дихання, травлення, кістково­м’язової та сечостатевої [31].

На сучасному етапі розвитку нашого суспільства однією з актуальних проблем є пошук дійових факторів оздоровчого впливу на школярів. Тривожні тенденції збільшення контингенту у спеціальних медичних групах свідчать не тільки про проблематичність їх подальшого всебічного розвитку, а й про можливі перспективи зростання кількості молоді зі зниженою працездатністю і ранньою інвалідністю [33].

За результатами досліджень Інституту педіатрії, акушерства та гінекології АМН України значно погіршився стан здоров’я дітей молодшого шкільного віку. Так, 70 % дітей, які готуються до школи, вже мають порушення стану здоров’я, а 30 % — хронічні захворювання; понад половину дітей цього віку мають таку розумову та фізичну працездатність, що не відповідає їхньому фізичному та психічному навантаженню в школі. Особливо це стосується тих, хто навчається у гімназіях, ліцеях, коледжах — стан їхнього здоров’я у 1,5 раза нижчий, ніж у дітей загальноосвітніх шкіл. Діти, які навчаються за ускладненими програмами, перебувають у стресових умовах [34], у стані постійного напруження, навіть перенапруження, що само по собі є преморбідним станом. В учнів гімназій у два рази частіше спостерігається підвищений артеріальний тиск, у більшої частини з них відмічена підвищена невротизація. При цьому протягом 5 років навчання у школі в 1,5 раза зростає частота порушень зору, у 3–4 рази — патології органів травлення, у 2–3 рази — порушень опорно­рухового апарату, в 1,5 раза — нервово­психічних розладів [35].

Ці факти доводять, що на стан здоров’я дітей впливає так званий шкільний фактор, про що свідчить суттєве збільшення різних захворювань під час тривалого навчання у школі. Так, у 70 % дітей молодшого шкільного віку індивідуальна, розумова та фізична працездатність не відповідає їх шкільному навантаженню. Надалі впродовж п’яти років навчання в школі у дітей у 3–4 рази зростає патологія органів травлення, у два рази — органів зору та нервової системи [36].

На сьогодні стан здоров’я дитини не може розглядатися без урахування процесів адаптації організму, які спрямовані на вироблення оптимальної стратегії живої системи для забезпечення її гомеостазу. Якщо раніше медицина була більш орієнтована на виявлення захворювань або грубих дефектів розвитку, то на сьогодні зусилля медиків мають бути скеровані на оцінку адаптації дитини до зовнішнього оточення, шкільного навчального процесу, пошуку ранніх ознак дезадаптації з проведенням відповідної цілеспрямованої корекції [37]. Тому вивчення специфіки адаптації, управління адаптаційними процесами та їхня корекція є неодмінними умовами профілактики захворювань [38].

Погіршення здоров’я школярів та проблеми їхньої шкільної адаптації часто зумовлені не лише спадковістю, біологічним віком дитини та наявними мінімальними мозковими дисфункціями, але й комплексом соціально­економічних причин, частина з яких є керованими. Серед них можна виділити соціально­несприятливі умови у сім’ї, зміну харчової поведінки та низьку якість харчування, збільшення гострої респіраторної захворюваності (унаслідок суттєвого збільшення контактів із хворими дітьми) та відповідно пропусків занять, незадовільні санітарно­гігієнічні умови навчання, нераціональне навчальне навантаження, недосконалість медичного спостереження за дітьми, практичну відсутність системи психолого­педагогічної підтримки школярів при наявності значної кількості стресових ситуацій, значний дефіцит ефективних освітніх програм, спрямованих на формування у дитини культури здоров’я [10].

У теперішній час однією з актуальних проблем є подолання станів дезадаптації у дітей молодшого шкільного віку, найбільш схильних до формування дезадаптації. Аналізуючи динаміку стану здоров’я першокласників загальноосвітніх та спеціалізованих шкіл протягом навчального року, було визначено, що вже через декілька місяців навчання у них погіршилось самопочуття і з’явилися різноманітні скарги, які можна було трактувати як прояви шкільної дезадаптації. Серед них переважали швидка втомлюваність (50,7 %), пригнічення настрою (49,3 %), підвищена дратівливість (47,2 %), біль голови (43,2 %), порушення сну (40,7 %), періодичний біль у животі (38,6 %) та зниження апетиту (36,8 %) [27]. Проблеми дезадаптації, які не були своєчасно вирішеними у молодшому шкільному віці, стають основою для усіляких відхилень психосоціального розвитку на наступних етапах онтогенезу. Особливо гостро вони проявляються в підлітковому віці, коли ефективність корекційної допомоги рідко досягає бажаного рівня (рис. 3) [39].

Шкільна дезадаптація — це не лише проблема дітей, які йдуть до першого класу. Значною мірою вона спостерігається в учнів молодших класів, а також у дітей, які переходять із молодшої школи в середню (5­й клас) або закінчують середню школу (9­й та 11­й клас). Більшість дослідників сходяться на думці, що шкільна дезадаптація — це складний багатофакторний процес, який має як медико­біологічне, так і соціально­психолого­педагогічне коріння [40].

Останнім часом доведено, що на стан здоров’я школярів суттєво впливають також різноманітні негативні екологічні фактори [41–43]. Дитячий організм є найбільш чутливим індикатором ступеня екологічних негараздів довкілля [44]. Висвітлюючи проблему негативного впливу екологічного забруднення довкілля на стан здоров’я дітей, доцільно акцентувати увагу на тому факті, що незалежно від характеру дії екологічно шкідливих чинників у більшості випадків страждають слизові оболонки респіраторного та травного трактів з подальшим розвитком різної екопатології та ускладнень [45].

Існує розроблена в Інституті педіатрії, акушерства та гінекології АМН комплексна оцінка функціонального стану найважливіших систем дитячого організму з урахуванням його індивідуальних характеристик (рис. 4). Така цілеспрямована робота дає можливість визначити функціональні особливості організму дитини та своєчасно спрогнозувати виникнення порушень його адаптації, а також розробити диференційовані схеми профілактики та реабілітації ранніх змін здоров’я у школярів [11].

Особливо важливим є використання методів донозологічної діагностики в дітей у критичні періоди їхнього розвитку, коли у них відбувається перебудова вищої нервової і вегетативної діяльності та багатьох обмінних процесів. Тому найбільш критичним періодом розвит­ку дітей є початок їхнього навчання у школі. Створення необхідних умов для сприятливого подолання дітьми критичного періоду перших років навчання є важливим медико­педагогічним завданням [35, 36].

У процесі оптимізації та комплексному підході до організації наукових досліджень у такому важливому напрямі педіатрії, як збереження здоров’я дитини, важливу роль відіграє вивчення стану здоров’я дітей з урахуванням їх індивідуальних вікових особливостей на всіх етапах розвитку та вплив на дитячий організм різних факторів мікро­ та макросоціуму. Не враховуючи цього, неможливо створити ефективну систему профілактичних, організаційних та інших технологій, спрямованих на поліпшення та збереження здоров’я дітей [4, 46].

Таким чином, аналізуючи дані літератури, можна зробити висновок, що в останні десятиріччя стан здоров’я та фізичного розвитку дитячого населення України погіршується. Серед факторів, що сприяють зниженню рівня дитячого здоров’я, чи не найважливіша роль належить навчальному навантаженню, стресогенна дія якого веде до дезадаптаційного синдрому з невротичними реакціями різного ступеня вираженості. Проблеми сьогодення ставлять перед нами нові завдання. Комплексний підхід до оцінки стану здоров’я дітей, впровадження нових оздоровчих технологій дадуть змогу попередити зростання функціональних порушень та органічної патології у школярів.

1. Кульчицька­Волочко М. Сімейні цінності здоров’я дітей // Ваш аптекар. — 2008. — № 21–22. — С. 5.

2. Ben­Shlomo Y., Kuh D. A life course approach to chronic disease epidemiology: conceptual models, empirical challenges and interdisciplinary perspectives // Int. J. Epidemiol. — 2002. — 31. — P. 285­293.

3. Лук’янова О.М. Медико­соціальні аспекти збереження здоров’я дітей, забезпечення їхнього гармонійного фізичного та інтелектуального розвитку // Журн. АМН України. — 2001. — Т. 7, № 3. — С. 408­415.

4. Лук’янова О.М. Проблеми здоров’я здорової дитини та наукові аспекти профілактики його порушень // Мистецтво лікування. — 2005. — № 2. — С. 6­15.

5. Квашніна Л.В., Величко М.І. Методика визначення рівня здоров’я і адаптаційних можливостей дитячого організму // Перинатологія і педіатрія. — 2000. — № 2. — С. 49­52.

6. Резніченко Г.І., Резніченко Ю.Г. Проблеми охорони здоров’я дітей та матерів на сучасному етапі та можливі шляхи їх вирішення // Современная педиатрия. — 2005. — № 2(7). — С. 25­28.

7. Бесєдіна О.А., Котакова Т.М., Даниленко Г.М. Проблеми погіршення стану здоров’я дітей і підлітків в умовах навчального закладу // Актуальні проблеми і основні напрямки розвитку профілактичної науки і практики. — Харків, 1997. — С. 51­55.

8. Гребнюк М.П., Вітріщак С.В. Соціально­медичні фактори ризику для здоров’я дитячого населення // Охорона здоров’я України. — 2002. — № 3–4. — С. 12­14.

9. Неділько В.П., Камінська Т.М., Руденко С.А. Шляхи покращення здоров’я школярів // Гігієна населених місць. — К., 2004. — Вип. 44. — С. 546­549.

10. Няньковський С.Л., Яцула М.С. Застосування полівітамінно­мінерального комплексу з пробіотиком Multi­tabs Імуно Кідс у школярів початкових класів у схемах покращення шкільної адаптації // Современная педиатрия. — 2008. — № 4(21). — С. 165­168.

11. Сердюк А.М. Медична екологія і проблема здоров’я дітей // Журн. АМН України. — 2001. — Т. 7, № 3. — С. 437­449.

12. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России // Укр. мед. часопис. — 2009. — № 4(72). — С. 122­124.

13. Кукса В.О. До еволюції визначення поняття «здоров’я» // http://library.rehab.org.ua/ukrainian/phis/kuksa.

14. Коцур Н.І. Основи педіатрії і гігієни дітей раннього та дошкільного віку. — Чернівці, 2004. — С. 39­40.

15. Лук’янова О.М., Квашніна Л.В. Стан здоров’я дітей молодшого шкільного віку та шляхи його корекції // Перинатологія та педіатрія. — 2004. — № 1. — С. 3­5.

16. Няньковський С.Л. Формування здоров’я дітей і профілактика його порушень на підставі комп’ютерного моніторингу. — Львів: Аверс, 1997. — С. 192.

17. Черток Т.Я., Нибш Г. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. — М.: Медицина; Берлин: Народ и здоровье, 1987. — С. 256.

18. Баранов А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно­практические проблемы // Российский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 4­6.

19. Кучма В.Р. Особенности развития психофизиологических функций в период школьного онтогенеза // Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001. — Гл. 2, разд. 22. — С. 93­105.

20. Коренєв Н.М., Даниленко Г.М. Здоров’я школярів, сьогодення та проблеми на перспективу // Охорона здоров’я України. — 2003. — № 1(8). — С. 49­54.

21. Кобринский Б.А. Концепция континуума переходных состояний от нормы к патологии и значение компьютерного мониторинга здоровья детей // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 1993. — № 2. — С. 3­7.

22. Слабкий Г.О., Теряєва О.Г. Виховання здорової людини як засіб первинної профілактики захворювань // Медичні перспективи. — 2001. — Т. VІ, № 1. — С. 118­120.

23. Здоровье — 21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. — Копенгаген: ВОЗ, Европ. региональное бюро, 1999. — С. 310.

24. Гребняк Н.П., Деменков В.Ю., Макаров Д.С., Батакова А.В. Факторы риска для здоровья, обусловленные санитарным содержанием детских и подростковых учреждений // Довкілля та здоров’я. — 2000. — № 2(9). — С. 7­10.

25. Кучма В.Р. Комплексный подход к охране здоровья подростков в образовательных учреждениях, содействующих укреплению здоровья // Современный подросток: Материалы конференции. — М., 2001. — С. 29­36.

26. Агарков В.И., Гребняк Н.П., Николаенко В.В., Костышев И.В. Здоровье младших школьников и его зависимость от социальных факторов // Матеріали науково­практичної конференції. — Харків, 2000. — С. 6­8.

27. Няньковський С.Л., Яцула М.С. Стан здоров’я першокласників, їх готовність до систематичного навчання в школі // Здоровье ребенка. — 2010. — № 3(24). — С. 55­58.

28. Соколова И.М. Методы исследования адаптации у студентов / И.М. Соколова. — Харьков, 2001. — С. 276.

29. Майданник В.Г. Перспективи розвитку клінічної педіатрії в ХХІ столітті / Педіатрія, акушерство та гінекологія. — 2002. — № 1. — С. 8­12.

30. Пархоменко Л.К. Медико­социальные проблемы сохранения здоровья подростков в Украине [Электронный ресурс] / Л.К. Пархоменко // Здоровье ребенка. — 2006. — № 1 / Организация здравоохранения — http://pediatric.mif–ua.com/archive/issue­207/article­210/.

31. Антипкин Ю.Г. VI Конгресс педиатров Украины: профессиональный диалог о самом важном / Ю.Г. Антипкин, Р.А. Моисеенко, Н.В. Хайтович // Здоров’я України. — 2009. — № 21. — С. 24­25.

32. Неділько В.П., Камінська Т.М., Руденко С.А., Скибан Г.В., Пінчук Л.П. Шляхи підвищення рівня здоров’я дітей шкільного віку // Современная педиатрия. — 2010. — № 3(31). — С. 81­84.

33. Сидорченко К.М. Стан здоров’я та шляхи його покращення у дітей шкільного віку у спеціальних медичних групах // Проблеми фізичного виховання і спорту. — 2010. — № 8. — С. 80­82.

34. Поборский А.Н., Кожевников В.С. Адаптация первоклассников­семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе // Физиология человека. — 1997. — Т. 23, № 6. — С. 44­48.

35. Лукьянова Е.М. Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей // Междунар. мед. журнал. — 2003. — Т. 9, № 3. — С. 6­9.

36. Шкіряк­Нижник З.А., Слободченко Л.М., Числовська Н.В. та ін. Психоемоційний стан підлітків — учнів загальноосвітніх шкіл // Збірник наукових праць співробітників КМАПО ім. П.Л. Шупика. — 2004. — Вип. 13, кн. 1. — С. 389­393.

37. Няньковський С.Л., Яцула М.С. Знижений апетит як маркер шкільної дезадаптації: шляхи діагностики і лікування // Современная педиатрия. — 2009. — № 1(23). — С. 93­99.

38. Квашніна Л.В. Поняття адаптації і адаптованість як інтегративний показник здоров’я (огляд літератури) // Перинатологія та педіатрія. — 2000. — № 1. — С. 14­17.

39. Беличева С. Введение // Диагностика школьной дезадаптации / Автор. коллектив: Лусканова Н.Г. и др. — М.: Ред.­изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — С. 3­5.

40. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенська Т.Ю. Клініко­психологічне дослідження шкільної дезадаптации: її основні причини й підходи до діагностики // Неврологічний журнал. — 1998. — № 6. — С. 13­17.

41. Hryhorchuk D., Freedmann L., Loukianova E. et al. Predictors of Blood Lead Among Three­Year Old Ukrainian Children. A nested case control study (Submitted in 2005 to International Journal of Occupational and environmental Health).

42. Hryhorchuk D., Freedma L., Loukianova E. et al. Zink Supplement and Other Predictors of Elevated Blood Cadmium Levels in Ukraine Children (Submitted in 2005 to Journal Human and Experimental Toxicology).

43. Hryhorchuk D., Pilka E., Loukianova E. et al. Total Serum in Three­Year Old Ukrainian Children (Submitted in 2005 to Journal of Toxicology and Environmental Health).

44. Курик М. Запорука здоров’я дітей // Наше здоров’я. — 2010. — № 4. — С. 6.

45. Антипкін Ю.Г. Стан здоров’я дітей в умовах дії різних екологічних чинників // Мистецтво лікування. — 2005. — № 2. — С. 17­23.

46. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. — 1985. — № 6. — С. 55­58.

источник