Меню Рубрики

Анализ задач воспитания детей раннего возраста

СВЕТЛАНА КУЗИНА
Анализ образовательно-воспитательной работы группы раннего возраста

образовательно-воспитательной работы

группы раннего возраста №1

МБДОУ «Богатищевский детский сад»

Воспитатели: Кузина С. А., Федорова Ю. А.

На начало учебного года группе было 18 человек: 8 девочек, 10 мальчика. На конец учебного года в группе 22 человека:11 девочек, 11 мальчиков.

Работали по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В течение учебного года в группу поступали новые дети. Прием детей в данную группу осуществлялся последовательно, по мери привыкания каждого ребенка. Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику – стрессу. Велся адаптационный лист каждого ребенка, который помог отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса. Дети 1,5- 2 года не говорящие, не умеющие пользоваться ложкой, не владели навыками самообслуживания. На начало года уровень обучения составил низкий уровень- 2.5%, на конец года — 3.9%, уровень воспитания на начало года -2.3%, на конец – 3.9%.

Высокий уровень непосредственно образовательной деятельности показали: Мазилина П.

Средний уровень непосредственно образовательной деятельности показали:

Андронова А., Байрамов А., Боева Л., Дьячков С., Кияшко С., Харабет С, Ширев А., Жирёнкин Н.,

Низкий уровень непосредственно образовательной деятельности показали: Васильченко М. ,Курочкина К., Бычков М., Дунаев Е., Матвеев Н., Коцофан В., Сивец Д., Троицкий Д., Уварова С., Лебедев Л., Федорова П., Жигачева Ю. Д дети, которым около 2 лет и 2 годика

На протяжении года велась большая работа по развитию речи формированию словаря, звуковой культуре речи, учили понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы «Что?»,«Кто?», «Что делает?» и более сложные вопросы «Во что одет?», ««Что везет?», «Какой?» и т. д. Каждый день в первой половине дня читали сказки, рассказы. В течение всего дня, в режимных моментах использовали потешки, стишки, поговорки.

Ежедневно проводились разнообразные подвижные игры для развития двигательных навыков у детей.

«Солнышко и дождик», «Листопад», «У медведя во бору», «Самолеты»; «Поезд», «Солнечные зайчики», «Цыплята», «Колобок», «Доползти до погремушки», «Догони собачку» ,«Маленькие и большие», «Поймай бабочку».

Проводились спортивные игры с мячом (катать мяч друг другу; бросание мяча правой и левой рукой вниз, вдаль): «Догони мяч»; «Передай мяч»;

Ежедневно проводились пальчиковые игры с детьми: «Водичка, водичка…», «Зайчики», «Капустка», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Моя семья», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая».

Для детей главный вид деятельности: игра. Ежедневно проводились игры для рук и пальцев: складывание рисунка из 2-4 частей, игры в пластилин; настольные игры «Мозаика», «Лото»; собирание пирамиды, игры с кубиками, игры с прищепками. Способствовали формированию навыка игры в коллективе.

На конец года основная масса детей пополнили свой словарный запас, повторяют за взрослыми небольшие предложения, отвечают на вопрос взрослого, рассказывают небольшие сказки «Курочка Ряба», «Колобок». Неплохие результаты у Полины М., Кияшко С., Байрамова А., Жирёнкина Н., Ширяева А.

Детям очень нравится рисовать и лепить, большинство знают основные цвета.

В течение всего года большая работа велась по развитию навыков самообслуживания. Дети научились самостоятельно одеваться и раздеваться, оказывать помощь друг другу, убирать игрушки на свои места, поливать цветы.

Математическое развитие (дети подбирают предметы по величине: большой маленький, короткий, длинный; знакомы с понятиями: «Один», много»; показывают треугольник, квадрат, круг).

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим (к концу года дети разговаривают, произносят отдельные слова, словосочетания, предложения. Называют домашних животных, некоторых диких; одежду, мебель посуду. Но путаются в названиях. Называют признаки предметов.)

Культурно-гигиенические навыки. Культура поведения (некоторые дети могут самостоятельно мыть руки, все дети пользуются ложкой, вытирают лицо полотенцем. Задвигают стул, говорят «спасибо». Используют волшебные слова: «простите», «пожалуйста», «здравствуйте». Некоторые одеваются и почти все дети ходят на горшок самостоятельно).

Физическое развитие (дети понимают правила простых игр; встают в круг, но двигаться по кругу плохо. Катают мяч, бросают мяч двумя руками, перелезают в ворота, ходят по узкой дорожке, прыгают через «ручеек»).

Изобразительная деятельность (В рисовании дети проводят мазки, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Пытаются нарисовать предметы округлой формы. В лепке скатывают комочки прямыми и круговыми движения ладони; соединяют концы столбика; сплющивают комок между ладонями, делают углубления на поверхности формы пальцами).

Весь год работали в тесном контакте с родителями, проводились индивидуальные беседы: о поведении детей в группе, о соблюдении режима дня, об одежде детей, о состоянии здоровья детей и т. д.

За учебный год проведено 6 собраний:

1. Тема: «Первый раз в детский сад» Сентябрь 2016 год.

2. Тема: Знакомство с новым воспитателем. Подготовка к проведению праздника Нового года. Декабрь 2016год

3. Тема «Изменение родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательный программы дошкольного образования в ДОУ муниципального округа Кашира.» Февраль 2017 год

4. Тема «Сенсорное развитие малышей». Март 2017г

5. Тема: «Акция «Открытые окна». Меры по обеспечению антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности в МБДОУ «Богатищевский детский сад» в связи с предстоящими праздником Весны и Труда, и Днём Победы.» Апрель 2017 г.

6. Тема «Как повзрослели и чему научились наши малыши за этот год». Май 2017 год.

Родителями была оказана большая помощь в группе :

• Ремонт стульчиков, решеток

• Оформление уголков (фланелеграф -декабрь 2017, Стенд «Замок бабочек» март 2017, Стенд «В мире пластилина» январь 2017, Стенд «Каляки-маляки» февраль 2017, «Меню» апрель 2017)

• благоустройство территории д/сада;

• приобрели дидактические игры

Посещаемость за учебный год на одного ребенка: 426.7 %

Заболеваемость за учебный год:57%

Наблюдается положительная динамика. Планируется продолжать использовать в системе комплекс закаливающих, здоровье сберегающих мероприятий во взаимодействии с родителями.

Воспитатель: Кузина С. А стала призеров Всероссийского дистанционного конкурса в номинации «Сценарий». Дети участвовали в Международном дистанционном детском творческом конкурсе «Светлая Пасха». В районном конкурсе «Святое Воскресенье».

Воспитатель: Кузина С. А. прошла курсы по переподготовке в количестве 36 часов «Современные подходы в реализации основных направлений развития детей в контексте требования ФГОС ДО».

Анализ коррекционно — воспитательной работы за год Группа была сформирована из учащихся 9, 11 классов школы-интерната в соответствии с приказом директора. С начала учебного года в группу.

Анализ образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста (2–3 лет) за год Работа с детьми второй группы раннего возраста осуществлялась, исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное.

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Анализ учебно-воспитательной работы второй младшей группы за 2016–2017 год Я Бахманова Лариса Владимировна воспитатель второй младшей группы «Светлячок» имею высшее образование. Окончила Институт государственного.

Анализ воспитательной работы с группой девочек 6,7 класса за 2015–2016 учебный год Анализ воспитательной работы с группой девочек 6,7 класса за 2015-2016 уч. г. В группе 12 девочек 2000-2004 г. р. среди них 4 инвалида: Мокшина.

Анализ воспитательной работы во 2 классе за 2016–2017 учебный год На начало учебного года в классе было 13 обучающихся: 7 мальчиков и 6 девочек. 1 сентября прибыли из МАОУ «Гимназия» Кыналы Герман и Хлыбов.

План работы на летний период с детьми группы раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» План летней воспитательнойработы. группы раннего возраста.

Проект по образовательно-познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» г. Сыктывкара Проект по образовательно.

источник

В раннем возрасте основными являются 4 блока задач, на кот. стоит обратить внимание родителям, чтобы обеспечить ребенку полноценное гармоничное развитие: физическое воспитание, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое.

Физ. вос-е включает в себя следующие задачи:

—Повышение иммунитета к заболеваниям;

—Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка;

—Его уравновешенное активное поведение

—Преобладание бодрого, хорошего настроения;

Предохранение нервной системы ребенка от переутомления);

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Задачи ум. вос-я детей включает в себя следующие:

—Сенсорное развитие (или еще говорят, развитие мелкой моторики, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи: пусть ребенок на ощупь исследует различные предметы, разные по фактуре, давайте пробовать и на зуб, ребенок большую часть информации получает именно осязанием; разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных пуговичек…);

— Развитие ориентировки в окружающем пространстве (обязательно используйте предлоги в своей речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике», «слева от тебя», «положи на стол» и т.д. В этом случае хороша игра «Прятки»: вы прячете на видном месте любимую игрушку, а подсказываете только словами «направо», «налево», «ближе», «дальше»…);

— Развитие игры и других видов деятельности (играйте с ребенком в различные игры: подвижные, сюжетные, дидактические… Не забывайте и о творческих играх: аппликации, рисование, лепка, конструирование…);

— Формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях

—Формирование мыслительных операций (память, внимание, мышление, воображение, умение обобщать, сравнивать и т.д.).

Нравственно-труд.вос-е ребенка включает в себя:

—Закладка элементов морального воспитания (уже с такого возраста необходимо четко давать понятия что такое «хорошо» и что такое «плохо», рассказывать о том, как нужно обращаться к старшим, что маленьких надо оберегать и защищать…);

—Воспитание положительных взаимоотношений со взрослыми (ребенок должен доверять родителям, если дети задают вам вопросы – не отмахивайтесь, отвечайте, рассказывайте, делитесь; ребенок должен быть уверен в вашей защите, в вашем внимании);

—Воспитание дружеских отношений между детьми (на прогулке сталкиваясь с другими детками, учите ребенка уступать, делиться, договариваться…);

— Ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к труду (рассказывайте ребенку в доступной форме о своей профессии, показывайте, как вы трудитесь дома, привлекайте ребенка к оказанию вам посильной помощи: нет ничего сложного, если ребенок влажной тряпочкой будет протирать вместе с вами пыль или маленьким веничком стараться подмести…);

—Воспитывать трудолюбие (убирать игрушки на место и поддерживать порядок в своих игрушках – это тоже труд и ребенка нужно приучать к этому с самого раннего возраста; сначала убирайте вместе, объясняйте почему надо поддерживать порядок, рассказывайте, какая игрушка на каком месте должна стоять. Постепенно ребенок сможет это делать самостоятельно.).

Эстет. вос-е детей включает в себя следующие задачи:

—Обеспечить своевременное полноценное и гармоничное развитие ребенка;

—Фор-е эстетических чувств (умение сопереживать, радоваться, видеть красивое – все это надо прививать еще в детстве);

— Фор-е эстетических представлений (знакомьте детей с театром, с красивыми картинами, с художественной литературой, показывайте различные иллюстрации к одному и тому же произведению…).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8933 — | 7219 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Задичи развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Этот материал можно использовать при подготовке к родительскому собранию в первой младшей группе.

Задачи развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

В детском саду дети учатся жить по-новому, по режиму т.е: во время вставать, кушать, спать, гулять. В детском саду мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. Воспитываем культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Формируем простейшие виды речевых суждений.

Развиваем память, внимание детей. Расширяем опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Воспитываем внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам. Расширяем активный словарь детей, развиваем речевое общение со взрослыми и сверстниками, приучаем понимать речь взрослых.

Воспитываем интерес к труду взрослых, желание помогать им. Формируем предпосылки сюжетно – ролевых игр. Продолжаем эстетическое воспитание. Развиваем художественное восприятие. Воспитываем у детей отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

В образовательную область входит 5 отраслей обучения:

1. Познавательное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие.

3. Художественно- эстетическое развитие.

Пройдемся по программе обучения, чтобы вас немного познакомить с тем , чему дети должны научиться в течении года.

Ознакомление с окружающим, развитие речи сюда входит:

ознакомление с явлениями общественной жизни( труд взрослых),ознакомление с предметами ближайшего окружения ( игрушки и т. д) , ознакомление с природой (растительный мир, животный мир). Формирование словаря («высоко» «низко» ), цвет предмета, обогащать

словарь детей существительными, прилагательными, глаголами ( мыть, лечить, стирать и т. д.). Сюда же входит звуковая культура речи. Упражнять детей внятно и не торопясь говорить слова, учить произносить звукоподражающие слова в разном темпе ( быстро, медленно), ( громко, тихо).Учить детей грамматическому строю речи, связной речи. Все

сопровождается чтением художественной литературы.

К концу года дети должны уметь: различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения, различать и называть части тела животного. Говорить не торопясь, внятно, отвечать на несложные вопросы воспитателя,

Читайте также:  Бианки анализ произведений для детей

рассказывать о виденном в 2-4 предложениях. Все это

сопровождается чтением художественной литературы. И к концу года

дети должны уметь воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы наглядного сопровождения.

Сенсорное развитие. К концу года дети должны научиться знать цвета (красный, зеленый, синий и т. д.),находить большой, маленький предмет, складывать пирамидки и т. д.

В художественно-эстетическое развитие входит: рисование,

лепка, аппликация, конструирование. Здесь дети учатся правильно сидеть, правильно держать карандаш , знакомим с цветами, изображаем предметы круглой формы. В лепке учимся катать пластилин, делать его круглой формы и раскатывать в колбаску. Учимся лепить на доске. К концу года дети должны: знать цвета( красный, синий, зеленый, желтый и т. д.), правильно держать карандаш, кисть и правильно пользоваться ими, проводить мазки, горизонтальные, вертикальные округлые линии. В лепке: скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сворачивать скатанные прямыми движениями столбики, соединять концы, соединять 2-3 знакомые формы.

На конструировании дети знакомятся со строительным материалом. К концу года мы должны уметь: различать основные формы строительного материала( кубики ,кирпичики, пластины); размещать кирпичики по горизонтали, накладывать их один на другой, разбирать

постройки и аккуратно складывать детали на место. Большое место в развитии детей занимает физическая культура. К концу года дети должны уметь: ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга , прыгать на двух

ногах на месте и с продвижением, брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч, ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно лежащее на полу.

Немного о музыкальном развитии. К концу года дети должны знать музыкальные инструменты- бубен, погремушка, различать звуки( высоко и низко), двигаться в такт музыки, выполнять танцевальные движения, хлопать в ладоши и одновременно притопывать ногой, поворачивать кисти рук. Участвовать в развлечениях и праздниках.

Еще бы мне хотелось заострить внимание на играх. Подвижные игры занимают большую часть в жизни детей .Дети очень много играют, много двигаются. Играют на физкультуре, на музыке, на развитие речи, инсценируем сказки, копируют зверей, играют с игрушками, с шариками.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установл.

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш пр.

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста.

Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста .

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно.

источник

Задачи воспитания и обучения

1.Продолжать укреплять и сохранять здоровья детей

2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки

3.Развивать основные движения ,предупреждать переутомление

4.Расширять опыт ориентировки в окружающем ,обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями

5.Формировать представления о предметах ближайшего окружения

6.Воспитывать интерес к явлениям природы ,бережное отношение к растениям

7.Продолжать развивать речь . Расширять их словарный запас .

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения .

8.Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры,развивать умение играть рядом

9.Развивать художественное восприятие.

10.Совершенствовать восприятие детей ,умение активно использовать осязание ,зрение ,слух

1.Предлагать для рассматривания картинки ,книжки ,игрушки

2.Приучать слушать и слышать рассказ воспитателя

3.Расширять словарный запас (существительными ,глаголами,

4.Учить по словесному указанию находить предмет .

Формирование элементарных математических

1.Знакомство со значением: один -много,больше — меньше .

2.Учить различать предметы по форме:кубик ,кирпичик ,шар

3.Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,руки ,ноги ,спина ,живот ,лицо)

1.Формировать умение сохранять устойчивое положение тела , правильную осанку

2.Учить ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга.

3.Приучать придерживаться определенного направления .

4.Учить ползать ,лазать ,разнообразно действовать с мячом (брать ,

держать ,приносить,бросать ,катать )

5.Учить прыжкам на двух ногах ,с продвижением вперед.

Культурно- гигиенические навыки

1.Учить детей под контролем взрослого мыть руки ,насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем .

2.Формировать навык пользования индивидуальными предметами

(носовым платком ,салфеткой ,полотенцем ,расческой ,горшком)

3.Во время еды побуждать к самостоятельности ,учить держать ложку в правой руке .

4.Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого, учить снимать одежду,обувь (расстегивать, пуговицы спереди ,липучки)

1.Учить доброжелательно общаться со сверстниками .

2.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.

3.Учить здороваться и прощаться ,употреблять слова

4.Учить уметь играть ,не ссорясь ,помогать друг другу .

5.Учить спокойно вести себя в помещении, на улицу.

1.Учить детей обследовать предметы ,выделяя их по цвету ,по величине,форме

2.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами

1.Продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего

окружения (игрушки ,одежда ,посуда ,обувь ,мебель ,транспорт )

2.Общественная жизнь :учить находить свой шкафчик ,свой стол

(место за столом), свой горшок ,свою кровать ,свою одежду

3.Природное окружение :уточнять представления о растениях

(трава ,деревья )выделять листья ,цветы .Наблюдения за животными,

4.Учить различать (называть) животных (собака ,кошка,заяц,лиса,

5.Воспитывать интерес к труду взрослых (учить узнавать трудовые

6.Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи.

7.Наблюдения заявлениями природы (идет дождь ,снег,листопад,

источник

Задачи воспитания и развития детей раннего возраста:
  • Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателями и сверстниками, эмоционально-положительному благополучию и активности каждого ребёнка.
  • Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.
  • Содействовать развитию речи и познавательной активности детей, учить выделять особенности предметов и объектов природы на основе приёмов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа и обобщения.
  • Способствовать развитию самостоятельности, владению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживания, игры и общения с близкими людьми – взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, добрые чувства к растениям и животным.
  • Способствовать развитию интереса к участию в игровой и художественной деятельности: развивать игровой опыт каждого ребёнка, способствовать отражению в игре художественной деятельности представлений об окружающей действительности; воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Вторая младшая группа. К трём годам ребёнок уже многому научился: освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь (в последнее время наблюдается у большинства детей отставание в развитии активной речи), малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Всё это вызывает у него эмоциональный подъём и стремление к самостоятельности, активному взаимодействию с окружающим. Ребёнок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребён6ок начинает чаще и охотнее вступать в отношения со сверстниками, усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Конфликты со сверстниками происходят в основном из-за игрушек и неумения объяснить свои действия партнёру. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в ходе игры, использовать вежливые формы речевого общения.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками становится речь. Словарь ребёнка этого возраста в основном состоит из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок начинает овладевать грамматическим строем речи. Девочки по многим показателям развития (словарь, беглость речи, запоминание увиденного и услышанного и др.) превосходят мальчиков. У детей формируется интерес к книге и литературным персонажам. Одновременно с развитием речи происходит освоение пространства: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги, наречия)

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок конструирует по образцу лишь элементарные предметы.

В этот период высока потребность ребёнка в движении ( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает активно осваивать основные движения, проявляя стремление к целеполаганию ( быстро пробежать, дальше всех прыгнуть).

В 3-4 года продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка расширяется, но и известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличение, слух. Ребёнок начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально- художественной деятельности ( пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Главное в работе с детьми этого возраста состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у ребёнка в опыте сотрудничества с взрослым. В совместной с ребёнком деятельности воспитатель помогает освоить новые способы и приёмы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребёнка с учётом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок начинает активно проявлять потребность в познавательном общении с взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребёнка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предмета. Дети переживают чувства удивления, радости познания мира.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям. Воспитатель показывает пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает детям увидеть в мимике, жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.

На рубеже трёх, четырёх лет ребёнок отделяет себя от взрослого и проявляет первую самостоятельность — это в первую очередь «деятели», их девиз «Я сам!». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребёнка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в играх, рисовании, лепке, двигательных упражнениях, речевом общении и т.д. Это является основой для решения всех воспитательных и развивающих задач.
Задачи воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста

  1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка;
  2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
  4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению детьми разными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
  6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
  7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к игровой и художественной деятельности с элементами творчества.

Средняя группа. Детям исполнилось 4 года. Возросли физические возможности детей: их движения стали более уверенными и разнообразными. Они испытывают острую потребность в движении. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим: разнообразные подвижные игры, игровые задания, хороводные игры, танцевальные движения под музыку.

Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, но у них уже начинают складываться обобщённые представления, как надо и не надо себя вести, могут проявлять инициативу в наведении порядка в группе. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.

У ребёнка уже на достаточном уровне сформированы культурно-гигиенические навыки. Он может элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими постепенно уходят в прошлое, и ребёнок активно начинает осваивать мир человеческих отношений.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми: педагог специально создаёт ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим, объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку и т.д. Особенно внимательно воспитатель относится к застенчивым детям и агрессивным, анализируя причины и налаживая контакты таких детей со сверстниками.

Дети уже имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности. Имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми. Об отдельных женских и мужских качествах.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

Появляются у детей новые черты в общении с воспитателем: ребёнок активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах к воспитателю. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам помогает поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло и укрепляет доверие ребёнка к взрослому.

К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Внимание становится всё более устойчивым, во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

В словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. Речь становится более связной и последовательной.

Дети этого возраста отличаются большой активностью. Это создаёт большие возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приёмы. Уделяя внимание развитию самостоятельности, воспитатель широко использует приёмы индивидуального подхода.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и других. Значительное место отводится для свободных игр по выбору. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей: все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Поэтому педагогу необходимо особо обращать внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость красок. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей в игре, в театрально-исполнительской деятельности, в изобразительной деятельности. Круг изображаемых предметов довольно широк. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Задачи воспитания и развития детей среднего возраста

  1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание, развитие гигиенической культуры и двигательной активности детей.
  2. Развитие познавательной активности через обогащение способов познания, опыта деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.
  3. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.
  4. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности

Старшая группа. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей, они начинают ощущать себя старшими по отношению к другим детям. Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и вызывает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребёнка, вносит коррективы в практику своего индивидуального подхода и даёт соответствующие советы родителям.

Для развития детской познавательной активности и интересов необходимым условием является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок и т.д. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний.

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического слуха детей. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком.
Задачи воспитания и развития детей старшего возраста

  1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Подготовительная к школе группа. В подготовительной группе меняется статус детей — они самые старшие среди детей в детском саду. Опираясь на характерную, для детей этого возраста, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве. Дети подготовительной группы с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль или подготовить концерт для малышей и т.д.

Атмосфера жизни детей должна способствовать развитию познавательной активности. В группе должны постоянно появляться предметы побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Обязательным является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок и т.д. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем.

Характерной особенностью детей этой группы является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель опирается на развивающееся в ребёнке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в подготовительной к школе группе. Воспитатель целенаправленно развивает внимание и память детей, формирует у них элементарный самоконтроль. Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического слуха, подготовка к овладению грамотой.

Воспитатель старается разнообразить практику общения: деловое общение, познавательное общение, личностное общение.
Задачи воспитания и развития детей подготовительной к школе группы

  1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
  6. Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника.

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранённым интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительных сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников варьируется от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Основной контингент дошкольников в группе с ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.

2 уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в речи простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцировано обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни. Но отмечается ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера многих предметов и т.д. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.

3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжаются нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затруднённым. Звуки, которые дети умеют произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Антонимы не используются, мало синонимов. Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, звукопроизношении проявляются в монологической речи. Вне специального внимания к их речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Дети с ОНР имеют особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи.
Основные цели деятельности логопедической группы:

Своевременная систематическая педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии речи; консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии речи; социальная адаптация детей с отклонениями в развитии речи и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи деятельности логопедической группы.

  • Создание максимально благоприятных условий для обеспечения интеллектуального и личностного развития ребёнка.
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Общее развитие и предельно возможное восстановление функций речи у детей, имеющих дефекты.
  • Коррегирующее воспитание и подготовка их к обучению в школе.
  • Осуществление необходимой коррекции в нарушении речи детей.
  • Создание предметно-развивающей среды для обогащения, разнообразной деятельности детей.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей.

Специализированная группа для детей с ЗПР. В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствуют достижению определённого уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Поэтому ребёнка с ЗПР, в отличие от нормально развивающегося сверстника, который очень многое усваивает в процессе общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности, необходимо вести шаг за шагом по «ступенькам развития», раскрывая его потенциальные возможности.

Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.

В процессе коррекционного воспитания важно сформировать такие «предпосылки» мышления, как память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции межсенсорные связи, побуждать познавательную и творческую активность ребёнка. Такой подход в совокупности с созданием условий для становления ведущих видов деятельности обеспечивает полноценную подготовку детей к обучению в массовой школе.

Подготовка к школе ребёнка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а так же способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального.

источник

Добрый день, дорогие читатели! Все родители понимают, что нужно «правильно» воспитывать своего малыша, чтобы он рос добрым, отзывчивым, послушным, активным, талантливым, разносторонне развитым… Но как же воспитывать «правильно»? Все ли ставят перед собой задачи воспитания детей раннего возраста?

Иные рассуждают: вот подрастёт, тогда я и займусь его воспитанием. Но ведь надо начинать делать это с самого момента появления человека на свет! Как же осуществлять воспитание детей раннего возраста и ничего не упустить?

Специалисты по детскому воспитанию выделяют 4 основных направления в воспитании детей раннего возраста:

  1. Физическое;
  2. Умственное;
  3. Нравственно-трудовое;
  4. Эстетическое.

Чтобы кроха рос активным и крепким, необходимо уделять достаточное внимание физическому развитию. Оно включает в себя следующие процессы:

  • процедуры закаливания организма: воздушные ванны, одежда по сезону — не кутать малыша без надобности;
  • укрепление иммунитета и поддержание здоровья: здоровое питание;
  • полноценное физическое развитие: гимнастика, упражнения, массаж;
  • уравновешенное активное поведение: активная деятельность должна чередоваться со спокойной;
  • пребывание крохи в хорошем настроении: не угнетайте малыша, не кричите и не наказывайте физически!
  • избегание переутомления нервной системы малыша: соблюдение режима , периоды бодрствования должны чередоваться с периодами сна;
  • привитие культурно-гигиенических навыков: учите малыша самостоятельно одеваться-раздеваться, умываться, чистить зубки, мыть ручки

Объясняйте ребёнку наблюдаемые явления: вода льётся из крана, капает с неба, кипит в кастрюле. Называйте формы предметов — мяч круглый, кубик квадратный. Указывайте характеристики: солнышко яркое, трава зелёная, кошка пушистая. Комментируйте все свои действия , описывая их и называя используемые предметы.

  • Формирование высших психических функций (воображение, память, мышление, речь).
Читайте также:  Быль для детей михалков анализ

Используйте специальные дидактические пособия по формированию каждой отдельной функции;

Давайте «пищу» для каждого органа чувств вашего крохи. Слух: разговаривайте с малышом, пойте песни, слушайте с ним шелест бумаги, капание воды, играйте на музыкальных инструментах. Обоняние: пусть кроха нюхает цветочки, различные материалы. Осязание: пусть трогает всевозможные фактуры (мягкие-жёсткие, гладкие-шершавые ). Зрение: побуждайте ребёнка разглядывать ближние и дальние предметы, изучайте с малышом цвета, формы. Вкус: давайте пробовать любые предметы — но только под вашим чутким контролем! Не ругайте малыша, если он всё подряд будет тянуть в рот.

  • Развитие ориентирования в пространстве.

Побуждая малыша к действию или объясняя что-либо, всегда используйте пространственные предлоги: «подойди ко мне», «книга лежит на столе», «кошка спряталась в домик»

  • Разнообразие видов деятельности.

Ведущий вид деятельности для малыша этого возраста — игра, поэтому играйте с ним в разнообразные игры : сенсорные, моторные, ролевые, предметные. Уделяйте достаточно времени и творчеству: лепке, конструированию, аппликации, рисованию.

  • формирование нравственных качеств: объясняйте крохе что такое «хорошо» и что такое «плохо», как надо себя вести на людях, прививайте любовь к братьям нашим меньшим, учите обращаться к старшим ;
  • опыт положительных отношений со взрослыми: уделяйте достаточно внимания ребёнку, любите его и хвалите , отвечайте на все вопросы, ведь малыш должен чувствовать, что он вам не безразличен, что вы — его защита;
  • привитие дружеских отношений между детьми: учите кроху быть добрым по отношению к другим детям: например, в песочнице учите делиться своими совочками-ведёрками, учите уступать и договариваться;
  • воспитание уважения к труду и трудолюбия: подключайте к домашним делам малыша в посильной для него форме. Например, пусть кроха помогает вам протирать пыль, загружать бельё в стиральную машину. Учите поддерживать порядок в своих вещах и игрушках: вовремя прибирать их и беречь. Для этого поначалу убирайте игрушки вместе, объясняя, зачем нужен порядок, и со временем кроха будет делать это самостоятельно. Рассказывайте малышу просто и доступно о различных профессиях.

Воспитывайте малыша гармонично развитым: уделяйте достаточно внимания физическому, умственному, нравственно-трудовому воспитанию, чувственному и эмоциональному опыту крохи, ребёнок должен познавать мир и себя в нём.

Предлагаю для прочтения книгу « Воспитание детей раннего возраста » М.Н. Аксарина.

Прививайте эстетические чувства: умение радоваться, сочувствовать, восхищаться красивым.

Формируйте эстетические представления: откройте ребёнку мир искусства через посещение театров, знакомство с произведениями художественной литературы и живописи, скульптуры и архитектуры.

Помните, воспитание детей раннего возраста — это трудоёмкий, растянутый во времени процесс, требующий огромных усилий, времени и терпения, а главное — любви и понимания со стороны родителей. Но это благодарное дело, «хорошая инвестиция в будущее», как сейчас принято говорить, но только так вы сможете воспитать из своего ребёнка ЧЕЛОВЕКА с большой буквы и сделать его счастливым!

Каждому родителю я рекомендую изучить курс
» Потребности ребенка «. После его прохождения вы будете готовы к непослушаниям и капризам, боязливости и неуверенности, потере контакта с малышом, к нервным расстройствам, а также к лени и несамостоятельности.
А главное, вы научитесь бороться со всеми эти проблемами совместно с вашим крохой. Не об этом ли мечтают каждые мама и папа?

Советую посмотреть видео доктора Комаровского «Раннее развитие» :

Рекомендую вам, дорогие читатели, поделиться статьей в социальных сетях со своими знакомыми. Я же буду рада видеть вас в числе своих подписчиков, ведь у меня в запасе еще много интересных и познавательных статей. Удачи вам!

источник

Если вашему ребенку исполнился год, то стоит узнать какие задачи и цели выполняет воспитание детей раннего возраста. К нему относится период от года до дошкольного возраста (3 лет). Может казаться, что кроха еще слишком мал, чтобы что-то понимать и воспитывать надо чуть позже. Но это неправильно. «Работать» с ребенком нужно с первых дней жизни. Помочь ему развиваться разносторонне могут только мама и папа. Этот этап играет важную роль в становлении и развитии личности. Родители должны уделить внимание методам воспитания детей раннего возраста и убедиться, что они соответствуют задачам и целям.

  • Цель воспитательных мер;
  • Задачи воспитания детей раннего возраста;
  • 6 направлений развития ребенка;
  • Семья и основные задачи воспитания ребенка раннего возраста;

Ребенок уже в раннем возрасте нуждается в воспитании, цель которого ― дать все необходимые навыки и способности для жизни. Чтобы у малыша было крепкое здоровье и он гармонично ощущал себя в обществе нужно участие родителей.
В цели воспитания ребенка раннего возраста входит:

  • Физическое развитие малыша, укрепление его мышечного корсета, привитие пищевого поведения;
  • Обретение социальных навыков;
  • Развитие интеллектуальных возможностей;
  • Работа с эмоциями ребенка;
  • Прививаем чувство вкуса;
  • Тренируем артикуляционный аппарат;

Выстроить педагогический процесс поможет определенная линия развития. Она должна соответствовать целям воспитания ребенка раннего возраста. Чтобы выбрать подходящую, родитель может ознакомиться со статьей «Методы воспитания детей: от «классических» до современных«. Некоторые из них предполагают активные занятия с детьми, которым еще нет 3-х лет. Например, метод Масару Ибуки, автора книги «После трех уже поздно».

Жизнь ребенка, после исполнения годика, должна стать насыщенной. Он прогрессирует и его расписание дня должно удовлетворять потребности. Дело касается не только гигиены, еды, сна. Малыш нуждается в информации. В задачи воспитания детей, с раннего возраста, входит ряд требований. Одним из них является ― дать базу знаний. У ребенка должно быть детство. Но обучение в разумных пределах и воспитание, не лишают детских радостей. Важное условие здесь ― не заставлять ребенка. Знакомство с этим миром, его правилами должно протекать естественно. Стимулируйте к изучению, развивайте и удовлетворяйте любопытство. Это полезное качество, благодаря которому малыш не станет героем книги Николая Носова ― Незнайкой.

Задачи воспитания детей раннего возраста тесно связаны с 6 направлениями развития. Упор идет на обретение новых навыков, подготовке к жизни в обществе и коммуникации с окружающими. Мама и папа могут начинать формировать здоровые привычки и отучать от плохих. Не стоит откладывать. Например, если ребенок сосет палец, то предпринимайте меры уже сейчас. Иначе, привычка укорениться, с возрастом от нее станет сложнее избавляться. К тому же, постоянное сосание соски или пальца, может привести к проблемам с речью и прикусом. Должен работать принцип «здесь и сейчас». Есть проблема, принимайтесь за ее решение.

Условно развитие ребенка можно разделить на 6 направлений. С ними активно работают в процессе воспитания.

1 ― Социальная адаптация.
В задачи развития и воспитания детей раннего возраста входит приобщение к обществу. Возможно, малышу не будет комфортно в окружении толпы. Это предсказуемо. Ведь прежде его круг общения состоял из нескольких человек. Со временем это пройдет. Если крохе действительно трудно находится в обществе большого количества человек, то начните с малого. Приглашайте родственников, друзей с детьми.
Вначале ребенок изучает манеру поведения и взаимодействия на примере родителей. Поэтому нужно, чтобы пример был достойным подражания. Играет роль то, как складывается общение между родителями и малышом. В задачи социального развития и воспитания детей раннего возраста входит открытие новых просторов. Важно общение со сверстниками и другими взрослыми. Поэтому посещение детского сада, игровых площадок ― не просто развлечение. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Постепенно складывается представление о нормах, правилах общения. Мама и папа должны контролировать этот процесс. Подсказывайте малышу как себя вести и направляйте.

2 ― Интеллектуальное.
Игровая педагогика ― отличный способ дать ребенку знания. Преимущества игровой формы: лучше откладывается в памяти, понятнее из-за наглядности, интереснее. «Подглядеть» игры в соответствии с возрастом ребенка можно в книге «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр» Захарова и Моржина. Для интеллектуального развития используйте «умные» игрушки и игры. Проговаривайте, что должен запомнить ребенок. Комментируйте цвета игрушек, просите затем малыша показать нужный. Знакомьте с геометрическими формами: круг, шар, квадрат, звездочка и т.д. Тренируйте память.

3 ― Эмоционально-нравственное.
Еще в раннем возрасте ребенок способен испытывать эмоции и демонстрировать их. Постепенно эмоциональный диапазон расширяется. Родители должны научить выражать свои чувства. Эмоциям нужен выход, в этом сможет помочь лепка, рисование, активные игры. В этом возрасте ребенок должен получать больше положительных эмоций. Сделайте на этом акцент в воспитательном процессе. Контролируйте свое поведение. Когда дитя видит вечно усталые лица, пессимистичные высказывания, то это отразиться на его видении мира.
Азы нравственности закладывайте с момента, когда ребенок начал ползать, принимать участия в играх. Начинайте с малого: не драться, делиться, помогать, благодарить, просить прощения. Объясняйте почему так нужно делать. Уже после годика, у малыша начинают формироваться социальные эмоции и моральные чувства. Кроха может сопереживать близким, волноваться за их настроение. Он способен испытывать помимо радости, стыд, вину.

4 ― Эстетическое.
Прививаем чувство вкуса и прекрасного. Делаем это во всем: картины, иллюстрации в книгах, цветы, небо, одежда, музыка, текстура ткани. Ребенок должен научиться видеть красоту даже в обыденных вещах. Поощряйте стремление созидать, принимайте в этом участие. Комментируйте, что вам кажется красивым, формируйте у него вкус. Когда кроха научился говорить, то спрашивайте у него мнения. «Что тебе нравиться в этой игрушке?», «Почему это дерево красивое?».

Особенность физического развития в том, что его нужно вырабатывать уже с детства. Сначала это должны быть простые упражнения, как разминка. Она поможет укрепить мышечный каркас, развить опроно-двигательную систему. Улучшается кровообращение, а значит кислород и полезные микроэлементы начинают поступать к органам и мозгу. Важное условие ― заинтересовать в двигательной активности ребенка. Игра, соревнования, интересные задания помогут развить волевые качества характера. Физическое воспитание включает введение и соблюдение режима сна, питания. Исключением из правил может только стресс или недомогание, болезнь ребенка. В остальных случаях, пробуждение, подготовка ко сну, питание в одно время. Малыш будет понимать, что исключений не бывает, поэтому даже не станет капризничать. Режим станет нормой в его жизни.

Развиваем артикуляционный аппарат с помощью упражнений: вытянуть губы трубочкой, улыбнуться, повторить губами форму круга. Малышу будет понятнее, если упражнения будет демонстрировать взрослый. Используйте форму игры «Повтори за мной», ее любят дети. Пригодятся скороговорки для самых маленьких. Общайтесь с ребенком, хвалите когда у малыша получается пародировать звуки. Пойте незамысловатые песенки, с повторением слогов. Дети особенно любят повторять звуки животных: как говорит кошка, собака, лягушка, корова.

Малыш еще не знает, насколько большой этот мир, как много разных людей, животных, изобретений. Для него дом ― и есть мир, только уменьшенная копия. От родителей и домочадцев зависит, каким малыш будет видеть этот свет. Сделать домашний очаг максимально комфортным для развития и роста ― становится основной задачей воспитания ребенка раннего возраста. Атмосфера должна быть теплой. Минимум стрессов и дискомфорта. Очень многое в воспитании зависит в этом возрасте от родителей. Семья самый значимый социальный институт в становлении личности. Малыш пока мало контактирует с другими людьми. Его поведение и манеры ― практически точная копия родительского и отражает образ жизни семьи. В воспитании должны участвовать оба родителя, даже если время у одного из них ограничено работой.

Основные задачи семьи в воспитании ребенка раннего возраста:

  • Заложить основы, которые бы позволили ребенку стать достойным гражданином. Сюда относят не только знания, но и общечеловеческие ценности.
  • Воспитание самостоятельности.
  • Развитие самоуважения и уважения к окружающим. Ребенок имеет чувство собственного достоинства, которое ни в коем случае нельзя унижать.
  • Любовь к живым существам и природе.
  • Воспитание подразумевает установление первых запретов. Они связаны с безопасностью малыша, нормами поведения в обществе, семье.
  • Создайте благоприятные условия для полноценного развития малыша.
  • Заниматься развитием 6 направлений у крохи. Конечно, многие из них могут развивать в детском саду, но большая часть ответственности закреплена за родителями.
  • В семейной педагогике невозможно обойтись без наказаний.Главное, чтобы они не навредили малышу, не травмировали его психику. Прочтите эти «способы воспитания ребенка, которые заменят телесные наказания«.
  • Почти все маленькие дети очень привязаны к родителям, особенно сильно это проявляется по отношению к матери. Важно укрепить эту связь, дополнив ее заботой, лаской. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, ощущение защищенности делает его более устойчивым к проблемам, психологически здоровым.

Отдельно о гигиене

Дети, которые растут в чистоте и порядке, в дальнейшем не нуждаются в напоминаниях навести уборку. Им самим не привычно, когда что-то лежит не на месте или когда от тела дурно пахнет. Поэтому знакомство с гигиеной начинается сразу, как только ребенок физически способен выполнять эти задачи. Мыть руки, умываться, чистить зубы ― мама и папа могут помогать это делать и напоминать. Вскоре, малыш начнет кричать «Я сам!». Главное, не отбивать это желание и позволять проявить самостоятельность.

источник