Меню Рубрики

Анализ заболеваний органов дыхания у детей

Введение. Дыхательная система у детей подвергается непрерывному влиянию огромного множества микробов и антигенов, присутствующих в окружающей среде, в связи с чем в бронхах и легочной ткани сформировались многоступенчатые механизмы противомикробной и антительной защиты. Все известные воздействия в совокупности с механизмами защиты влекут за собой значительную вариабельность заболеваний, которым подвергаются органы дыхания детей.

Тесная взаимосвязь отмечается между механизмами развития заболеваний органов дыхания у детей и их анатомическим, морфологическими, функциональными особенностями. Повышение восприимчивости и реактивности слизистой оболочки верхних и нижних дыхательных путей к различным патологическим агентам и к инфекциям у детей связано с особой морфологией строения грудной клетки (ребра по отношению к позвоночному столбу прикрепляются под углом в 90º), малыми абсолютными величинами дыхательного объема и анатомического мертвого пространства, физиологической одышкой (тахипное), узостью дыхательных путей, слабостью дыхательных мышц, небольшой функциональностью сурфактанта, склонности бронхов мелкого калибра к гиперреактивности, аллергической настроенностью.

Заболевания органов дыхания у детей регистрируются значительно чаще, причем симптоматика отличается большей выраженностью, чем у взрослых, а иногда и сопровождается быстрым переходом к дыхательной недостаточности. 70 % маленьких пациентов, пришедшие вместе с родителями на прием к педиатру, имеют патологию респираторного тракта. Эпизоды ОРВИ и других заболеваний дыхательной системы встречаются около 65-80 раз в период от появления на свет до совершеннолетия.

Болезни легких у детей имеют свое многообразие. Это врожденные пороки развития и наследственно обусловленная патология, острые и хронические, инфекционно- воспалительной и аллергической природы болезни. Часть из этих заболеваний являются причиной смертности и заболеваемости и детей, другие, встречаются реже, но имеют решающую роль для развития отдельной дисциплины — пульмонологии детского возраста.

Среди острых заболеваний органов дыхания у детей наиболее часто встречались:

· Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей;

· Острый обструктивный бронхит;

При течении заболевания менее 3-х недель, следует говорить об остром бронхите. В ситуации, когда симптомы бронхита остаются 3 и более месяцев в течение 1 года на протяжении 2 и более лет, то можем предполагать диагноз «хронический бронхит». Если течение заболевания сопровождается одышкой, то думают об обструктивном бронхите. К рецидивирующим заболеваниям причисляют: рецидивирующий бронхит (простой), рецидивирующий обструктивный бронхит.

Острые респираторные вирусные инфекции, бронхиты/бронхиолиты и пневмония — это основная доля патологии. Интерстициальные болезни легких, хотя и не занимают ведущих позиций по частоте встречаемости, требуют особого пристального внимания. Связано это с тем, что диагностика заболеваний этой группы зачастую трудна и требует от врача- педиатра назначения обследования, выходящего за рамки возможностей поликлиники, так как поставить заключительный клинический диагноз невозможно, если исходить из клиники, результатов лабораторных исследований и данных рентгенографии легких.

Выявить частоту и проанализировать структуру бронхолегочной патологии у детей на участке.

1. Провести комплексный анализ заболеваемости, распространенности респираторной патологии у детей, обращающихся за помощью к участковому педиатру.

2. Определить частоту распространенности бронхолегочных заболеваний в зависимости от возраста

Объектом настоящего исследования были дети г. Воронежа с различными формами респираторной патологии. Набор материала по изучению заболеваемости проводился на базе Детской поликлиники. Обследование и лечение больных, страдающих хронической бронхолегочной патологией, осуществлялось на базе той же поликлиники. Комплексное обследование детей включало анализ анамнестических сведений, результаты клинического осмотра и лабораторного обследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, рентгенография органов грудной клетки).

В исследовании принимали участие 92 ребенка, обратившихся к врачу с основными жалобами, характерными для бронхолегочной патологии (кашель, одышка). Возраст детей варьировал от 3 до 16 лет. После проведения комплексного обследования, больным были выставлены диагнозы: Острый простой бронхит, Острый обструктивный бронхит, Рецидивирующий бронхит, Очаговая пневмония, Бронхиальная астма. Обратившиеся дети были распределены на 3 возрастные категории: I: 3-6 лет (57ч.), II: 7-12 лет (23), III: 13-16 лет (12).

Среди выявленной патологии органов дыхания имели место: Острый простой бронхит – 32 случая, Острый обструктивный бронхит – 19 случаев Рецидивирующий бронхит – 16 случаев, Очаговая пневмония – 15 случаев, Бронхиальная астма – 10

Острый простой бронхит — 34,7 %, Острый обструктивный бронхит – 17,5 %, Рецидивирующий бронхит – 15,6 %, Очаговая пневмония – 14,1 %, Бронхиальная астма – 18,1 %

В различных возрастных группах частота бронхолегочной патологии распределилась следующим образом:

I: 3-6 лет Острый обструктивный бронхит – 56,1 % (32сл.), Острый простой бронхит – 26,3% (15сл.), Очаговая пневмония – 8,7% (5 сл.), Бронхиальная астма – 5,2% (3 сл.), Рецидивирующий бронхит – 3,5% (2 сл.)

II: 7-12 лет: Острый простой бронхит – 43,4% (10сл.), Бронхиальная астма – 30,4% (7сл.), Острый обструктивный бронхит – 17,3% (4 сл.), Очаговая пневмония – 8,6% (2сл.), Рецидивирующий бронхит – 4,3% (1сл.)

III: 13-16 лет: Острый простой бронхит – 41,6% (5сл.), Очаговая пневмония – 17,3% (4сл.), Рецидивирующий бронхит – 8,3% (1сл.), Бронхиальная астма – 8,3% (1 сл.), Острый обструктивный бронхит – 8,3% (1сл.)

В группе детей от 3 до 6 лет, чаще регистрировался Острый обструктивный бронхит

В группе от 7 до 12 лет: Острый простой бронхит и Бронхиальная астма В группе 13-17 лет: Острый простой бронхит и Очаговая пневмония

1. В структуре заболеваемости бронхолегочной патологией в исследуемой группе детей преобладали: Острый простой бронхит и Острый обструктивный бронхит. Реже всего встречались Очаговая пневмония и Бронхиальная астма

2. Дети в возрасте 3-6 лет более подвержены заболеванию Острым обструктивным бронхитом и Острым простым бронхитом

3. Дети в возрасте 7-12 лет Острым простым бронхитом и впервые выявленной Бронхиальной астмы

4. Дети 13-16 лет в группе риска по Острому простому бронхиту и Очаговой пневмонии

1. Болотских, В.И. Клинико-лабораторные особенности использования дифференцированной иммунокоррекции в комплексном лечении бронхиальной астмы: автореф. дисс. … докт. мед. наук. / В.И. Болотских. -Курск., 2007. -29 с.

2. Маркеры дифференцированного реагирования иммунной системы у больных бронхиальной астмой. Сообщение 4 / А.М. Земсков, М.А. Земсков, В.И. Болотских, В.И. Золоедов, Е.Д. Федорков, А.С. Левченко // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. Т. 4. № 1. С. 28-32.

3. Особенности патологических явлений в детском возрасте / В.И. Болотских, И.В. Гребенникова, А.В. Макеева, В.М. Крюков, Ю.М. Тумановский, О.В. Лидохова // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-4. С. 564.

4. Поликлиническая педиатрия: учеб. для студентов мед. вузов по специальности 060103 (040200) – «Педиатрия»/ под ред. А.С. Калмыковой. 2-е изд., перераб. и доп. –М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009. 288-304стр., 353-360с, 557-560с.

5. Практическое руководство по детским болезням. Заболевания органов дыхания под общей ред.Б.М. Блохина, В.Ф. Коколиной, А.Г. Румянцева, — М., ИД

«МЕДПРАКТИКА-М», 2007, 14-16с, 127-154с, 222-232с, 241-248с.

6. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/ под ред. А.А. Баранова. – Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2007. – глава 7

7. Судаков О.В. Комплексный подход к оценке индивидуальной фармакотерапии у больных с хронической обструктивной болезнью легких и артериальной гипертензией/О.В. Судаков, А.В. Свиридова. -Воронеж: ВгТУ, 2007. -188 с.

источник

Начинают исследование с выявления жалоб.

Жалобы могут быть связанные с поражением органов дыхания ( кашель, насморк, одышка и т.д.) и общие ( повышение температуры, слабость, вялость). Более детально жалобы мы будем рассматривать при изучении патологии органов дыхания.

Собирая анамнез заболеваниянеобходимо установить давность, возможные причины, взаимозависимость с поражением других органов и систем, динамику заболевания и эффективность проведённого лечения .

Исследуя анамнез жизни, необходимо обратить внимание на выявление факиоров, способствующих поражению органов дыхания ( нарушение режима и образа жизни ребёнка, заболевания во время беременности, недоношенность, недостаточное физическое развитие, плохой уход, питание, несоблюдение эпидрежима, охлаждение и перегревание ребёнка, выявляют наличие фоновых заболеваний ( рахит, анемии, гипотрофии, атопии).

При осмотре оценивают положение больного (вынужденное сидячее при бронхиальной астме, при плеврите – на поражённом боку, при бронхоэктазах и т.д.), цвет кожных покровов, проводят осмотр верхних дыхательных путей (носа, зева, лица, шеи) При этом отмечают необычную синюшность или бледность, дыхательные движения крыльев носа( при одышке) , пенку в углах рта ( при пневмониях у новорождённых).При тяжёлых поражениях органов дыхания у детей можно заметить участие в дыхании шейных мышц втяжение над- и подключичной ямки. В норме у детей может быть любой тип дыхания. Но дыхательные движения всегда равномерны. Ритмичны и соответствуют возрастной частоте (у новорождённых – 40 – 60 в мин., до 6 мес -35-45 в мин., до года – 35-40, 2-6 лет -25-30, 7-12 лет- 18, у старших – 26-20 в мин. Так же проводят осмотр формы грудной клетки ( широкая « бочкообразная», воронкообразная, рахитическая, ассиметричная ).

Пальпация, перкуссия и аускультация у детей проводится той же методикой, как и у взрослых, но при этом надо учитывать некоторые особенности:

— у детей раннего возраста голосовое дрожание определяют в момент плача, крика или кашля, выражено оно слабее, чем у старших детей и диагностическая ценность невелика;

— перкуссию у маленьких детей лучше проводить на руках у мамы;

— палец плессиметр левой руки лучше прикладывать к поверхности грудной клетки не плашмя, а под углом 45 градусов;

— у маленьких детей при сравнительной перкуссии можно обнаружить притупление лёгочного перкуторного звука в нижних отделах правого лёгкого при метеоризме. Этот признак наблюдается в положении лёжа и исчезает при перкуссии в положении стоя. Связано это со смещением печени вверх при метеоризме.

— при сравнительной перкуссии у детей перкуторный звук над правой верхушкой несколько короче, чем над левой (более короткий бронх справа и более низкое расположение верхушки с этой стороны , плюс большее развитие мышц правого плеча); перкуторный звук во 2-3 межреберьях слева несколько укорочен из-за близости сердца; при перкуссии по средней подмышечной линии внизу справа перкуторный звук имеет притупленный оттенок ( печень), а слева – тимпанический оттенок ( желудок);

-нижние границы лёгких определяют по тем же топографическим линиям, что и у взрослых и в норме в возрасте до 10 лет они находятся:

по среднеключичной линии справа – на VI ребре, слева соответствуют границе сердца, по средней подмышечной справа – VI –VII справа, слева – на IX ребре, по лопаточной линии справа – на IX ребре, слева – на XI ребре.

У детей от 10 до 12 лет и старше перкуторные границы приближаются к границам взрослых: по окологрудинной линии справа – VI ребро, слева границу не определяют; по передней подмышечной линии справа и слева – VII ребро; по средней подмышечной справа и слева – VIII ребро; по задней подмышечной справа и слева – IX ребро; по лопаточной справа и слева – X ребро; по околопозвоночной справа и слева – XI грудной позвонок.

— верхние границы у детей следующие (с обеих сторон) : спереди – линия, соединяющая середину верхнего края трапециевидной мышцы с грудинно- ключичным соединением, сзади – уровень остистого отростка VII шейного позвонка;

— подвижность нижних краёв лёгких у детей составляет 2-6 см;

— у детей раннего и дошкольного возраста выслушивается при аускультации громкое везикулярное дыхание, которое называется пуэрильным. Часто такое дыхание путают с жёстким. Объясняется эта особенность узкими бронхами, короткой трахеей и усиленной проводимостью стенок грудной клетки у детей.

Особенности инструментальных методов исследования органов дыхания:

Спирография:используется для регистрации лёгочных объёмов и вентиляционных показателей . Проба ТИФФНО- даёт представление о состоянии проходимости воздухоносных путей. Определяется объём воздуха, который выдыхает больной за единицу времени в момент максимального выдоха после предельно глубокого вдоха. Дети 6-16 лет выдыхают следующее количество воздуха от объёма ЖЁЛ: за 0,25 с -30-35%, за 0,5с-70-75%, за 1 с – 75-100%.При патологических состояниях эти показатели снижаются.

Спирометрия:проводится по методике взрослых, детям после 5-6 лет, определяется объём дыхания, минутный объём дыхания, жизненная ёмкость лёгких. Показатели ОД : при рождении – 21 мл, до 4 мес – 47-53 мл, до года – 54-79 мл, до 3 лет – 97 мл, в 4 года – 110 мл. Мод: при рождении – 1.13л/мин, до 4 мес – 12.2-2.37 л/мин, до года – 2.38-2.75 л/мин, в 4 года – 3,08 л/мин

Пикфлоуметрия:измерение пиковой скорости выдоха. Методика аналогична взрослым, выполняется соответственно алгоритму.

Пневмотахиметрия:позволяет определить нарушения бронхиальной проходимости при патологии органов дыхания. Применяется после 5 лет, показатели объёмных скоростей форсированного вдоха и выдоха с возрастом увеличиваются в норме.

Бронхоскопия, рентгеновское исследование, томография , бронхография:как у взрослых. Бронхография проводится под общим или местным обезболиванием, детям до 6-7 лет применяется лишь общая анестезия.

Из лабораторных методов имеет значение общий анализ крови, исследование мокроты ( у детей собрать трудно), исследование крови на иммуноглобулины , белковые фракции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9719 — | 7631 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Сайт для беременных и мам!

Особенности диагностики заболеваний органов дыхания у детей Болезни детей иногда являются настоящим испытанием для родителей, справится с которым под силу не каждому. Некоторые уже при «первом чихе» в панике вызывают «скорую», другие усердно лечат народными средствами ребенка в тяжелом состоянии. Причиной большинства ошибок является банальная неосведомленность в том, как проявляется то или иное заболевание, и чем оно грозит. Поскольку в детском возрасте наиболее распространенной является патология органов дыхания, я проведу для родителей небольшой «ликбез» в этом направлении.

Дыхательная система состоит из:

    • верхних воздухоносных путей (нос, околоносовые синусы, глотка);
    • нижних воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи);
    • легких.

Любой патологический процесс в каждой из этих структур относят к болезням органов дыхания. Самые распространенные: ринит, синуситы, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Их основными причинами у ребенка являются инфекционные агенты (вирусы и бактерии), а также аллергическая реакция.

В сравнении с взрослыми, у детей данные заболевания возникают чаще, переносятся труднее и грозят серьезными осложнениями. Объяснение тому – возрастные особенности дыхательной системы малышей.

    1. Воздухоносные органы на всем протяжении узкие и короткие. Вследствие этого нарушение дыхания возникает даже при невыраженных отечных явлениях. Кроме того, инфекция быстро распространяется на соседние структуры.
    2. Слизистая оболочка рыхлая и богато снабжена кровеносными сосудами, что способствует прогрессированию отека при минимальном воспалении.
    3. Грудная клетка имеет ограниченный дыхательный объем и слабую мускулатуру, в результате чего быстрее появляются застойные явления в легких и бронхах.

Каждая из особенностей больше всего выражена у ребенка до года, поэтому респираторные заболевания самые опасные именно для грудничков.

Клиническая картина

Несмотря на разнообразие нозологических единиц, патология дыхательных органов проявляется несколькими основными симптомами. Именно по ним можно сориентироваться в возможной причине болезненного состояния малыша.

Синдром интоксикации

Это один из самых первых «звоночков», указывающий, что дите не здорово. Интоксикация сопровождает почти все респираторные заболевания, вот только степень ее выраженности может значительно колебаться, в зависимости от патологии. Насторожить родителей должно следующее:

Читайте также:  Анализ на дисбактериоз для детей

    • всегда бодрый ребенок становится апатичным и вялым; маленькие дети (от года до трех) могут заснуть прямо во время игры;
    • беспричинный плач, раздражительность;
    • снижение аппетита (отказывается кушать даже любимые блюда), нарастающая жажда;
    • тошнота, иногда – рвота (для малышей первых месяцев жизни более характерны срыгивания);
    • жалобы на головную боль;
    • бледность кожных покровов;
    • повышение температуры тела от субфебрильных цифр (37 градусов) к высоким показателям (38,5 и выше).

Наиболее ярко интоксикационный синдром выражен при пневмонии, бронхите, ангине, гнойном синусите. Кроме того, тяжелее протекают заболевания, вызванные бактериальными возбудителями. Риниты, фарингиты, трахеиты вирусного происхождения (составляющие ОРЗ) не вызывают столь выраженного нарушения состояния больного.

Cамый узнаваемый «спутник» респираторных заболеваний. Он свидетельствует о раздражении кашлевых рецепторов (они расположены в горле, трахее, бронхах). Кашлевой толчок исполняет защитную функцию – очищает респираторный тракт от инфекционных агентов, мокроты, пыли и других посторонних тел. Но длительный кашель изнуряет ребенка, нарушает сон, вызывает болезненные ощущения в грудной клетке и животе (вследствие сокращения мышц).

Заболевания, проявляющиеся кашлем:

    1. Ларингит (воспаление гортани) . Кашель сухой, надсадный и громкий (напоминает лай собаки). Ему сопутствует охриплость голоса (вплоть до полного исчезновения). Важным признаком является нарушение дыхания при выраженном стенозе гортани (ложный круп).
    2. Трахеит. Первые несколько дней кашель сухой, интенсивный и приступообразный. Он сопровождается саднящей болью в горле и за грудиной. У грудничков и детей от года до трех лет приступы возникают на фоне крика, плача или смеха. Они часто заканчиваются рвотой. Постепенно кашель становится влажным, мокрота слизисто-гнойная, вязкая, желто-зеленого цвета. При трахеите повышается температура тела (38-39 градусов), выражены симптомы интоксикации.
    3. Бронхит. Непродуктивный кашель – один из первых признаков болезни. Уже через несколько дней появляется мокрота. Кашлевые приступы изнуряют детей, они часто жалуются на боли в животе (вследствие напряжения мышц чревного пресса). При бронхите, как правило, наблюдают проявления интоксикации и высокую температуру.
    4. Воспаление легких. Кашлевой синдром имеет схожие характеристики с бронхитом, хотя возможны и другие его варианты (в зависимости от клинической формы пневмонии).
    5. Бронхиальная астма. Приступу кашля предшествуют признаки аллергической реакции: слезотечение, водянистые выделения из носа, чиханье. Возможно обильное мочеиспускание, чешутся кожа и глаза. Характерный симптом – удушье (чувство нехватки воздуха, затрудненное дыхание). Дыхательные движения сопровождаются свистом.

Самостоятельно определить, какой именно причиной вызван кашель – дело не из легких. Советую предоставить эту задачу врачу. Чтобы установить диагноз, иногда достаточно лишь прослушать легкие фонендоскопом, но в большинстве случаев необходимы дополнительные методы диагностики.

Дыхательная недостаточность

Этот симптом более характерен для поражения нижнего отдела воздухоносных путей (стенозирующий ларингит, бронхит, бронхиальная астма) и легких (пневмония). Отек слизистой оболочки, бронхоспазм и повышенная выработка слизи – главные «виновники», приводящие к дыхательной недостаточности. Тяжелые нарушения дыхания опасны для жизни ребенка, поэтому рекомендую быть очень бдительными, если вы заметили у него следующие признаки:

    • учащенное дыхание: более 50 за минуту у ребенка до года; более 40 (от года до трех); более 30 (от 3 до 7 лет);
    • ускоренное сердцебиение;
    • синюшность вокруг рта, кончика носа, пальцев, бледность кожи на других участках тела;
    • напряжение крыл носа;
    • втягивание межреберных промежутков и грудины при дыхании;
    • вялость, заторможенность (или возбужденность) – в тяжелых случаях.

Если дыхательная недостаточность проявляется лишь при физическом напряжении – речь идет о легкой ее форме. Когда же нарушение дыхания возникает и в покое – медлить нельзя, ребенок нуждается в срочной госпитализации.

Заложенность носа

Нарушение носового дыхания (отек носовых ходов) и патологические выделения из носа – одно из самих «безобидных» проявлений респираторных заболеваний. Этот симптом свидетельствует о воспалительном процессе верхних дыхательных путей. Как правило, речь идет о рините и гайморите.

Насморк – неизменный представитель острых респираторных вирусных инфекций. Воспаление слизистой оболочки проявляется чувством жжения, чиханием, заложенностью носа. Выделения сначала жидкие, слизистые и прозрачные, но если присоединяется бактериальная инфекция, они трансформируются в гнойные (зелено-желтые и вязкие).

Воспаление гайморовой носовой пазухи (гайморит) сопровождается головной болью, температурой, общей слабостью. Беспокоит чувство тяжести в области переносицы, щек, возле носа.

Обе патологии могут осложниться в детском возрасте более серьезными болезнями: воспалением уха (отит), фарингитом, бронхитом, поражением мозговых оболочек (менингит).

Боль в горле

Першение, боль и чувство сухости в горле, болезненное глотание возникают чаще всего при следующих состояниях:

    • фарингит (воспаление слизистой оболочки глотки);
    • ларингит (воспаление слизистой гортани);
    • тонзиллит (воспаление глоточных миндалин).

Эти заболевания, в основном, проявляются при различных видах ОРВИ. У ребенка редко наблюдают ограниченное поражение верхних дыхательных путей. У малышей до года, а также у детей от года до 3 лет патологический процесс распространяется сразу на несколько соседних органов. У них диагностируют ринофарингит, тонзилофарингит, фаринголарингит, ларинготрахеит и т.п.

Как видим, в клинической картине большинства респираторных заболеваний превалируют несколько общих симптомов, поэтому самостоятельно диагноз установить непросто. Самый оптимальный вариант для родителей – доверить больного опытному доктору.

Необходимый диагностический минимум в домашних условиях – вовремя увидеть опасные состояния:

    • выраженная сонливость, вялость реакции на внешние раздражители, слабый крик (у ребенка до года) ;
    • гипервозбудимость, тремор конечностей (всего тела);
    • температура выше 39, которую невозможно сбить в течение нескольких часов;
    • аритмическое дыхание;
    • участие вспомогательных мышц в дыхательном акте (высокое вздымание грудной клетки, втягивание межреберных промежутков, мышц живота);
    • отставание одной половины грудной клетки при дыхании;
    • бледность кожных покровов, синева носогубной зоны, кончиков пальцев.

Даже при наличии лишь одного из этих признаков надо немедленно обратиться за профессиональной помощью.

В первую очередь врач собирает анамнез (историю заболевания) и расспрашивает жалобы. Потом он проводит объективный осмотр.

    1. Оценивает состояние кожных покровов, измеряет частоту дыхания и сердцебиения, наличие (или отсутствие патологических типов дыхания).
    2. Осматривает ротовую полость, миндалины, зев (выявляет обложенный язык, покраснение и увеличение гланд, сыпь или гнойнички).
    3. Проводит перкуссию (специальное постукивание) области проекции легких.
    4. Основной метод – аускультация (прослушивание) легких с помощью фонендоскопа. С ее помощью можно выслушать хрипы, определить их характер (влажные или сухие), количество, локализацию. Хрипы свидетельствуют о бронхите, пневмонии, бронхиальной астме. При других патологиях респираторной системы они не прослушиваются.

Крайне важна и лабораторная диагностика:

    • общий анализ крови: «сдвиг формулы влево», ускоренная СОЭ, лейкоцитоз, указывают на воспалительный процесс бактериального происхождения; уменьшенное количество лейкоцитов свидетельствует о вирусном заболевании; превышение нормы эозинофилов указывает на аллергическую реакцию (бронхиальная астма);
    • общий анализ мочи: белок, ацетон, лейкоциты свидетельствуют о выраженной интоксикации организма);
    • мазок из зева, бактериологические исследования выделений из носа, кашлевой мокроты (помогают определить возбудителя и его чувствительность к антибиотикам);
    • при подозрении на бронхиальную астму проводят исследование мокроты на присутствие эозинофилов и характерных тканей (спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена);
    • чтобы определить степень дыхательной недостаточности делают газовый анализ крови и определяют насыщение крови кислородом.

В большинстве случаев для установления диагноза требуются инструментальные методы. Самым распространенным является рентгенография органов грудной клетки. С ее помощью можно подтвердить (или отвергнуть) воспаление легких, бронхит, бронхиальную астму. Она дает возможность определить площадь поражения и наличие осложнений (плеврит, пневмоторакс).

При подозрении на синусит проводят рентгенологическое исследование околоносовых пазух. К сожалению, не всегда удается верифицировать болезнь, опираясь на результаты этих методов. Поэтому маленьким пациентам требуется пристальное наблюдение и анализ динамики симптомов.

Современная медицина имеет в своем арсенале новые диагностические методики, которые помогают более точно определить патологию. Речь идет, прежде всего, о компьютерной и магниторезонансной томографии. Они дают возможность визуализировать орган не только в целом, но и на разных уровнях.

В зависимости от ситуации проводят КТ (МРТ) легких, органов средостения, трахеи, околоносовых синусов. Эти обследования используют лишь в сложных диагностических случаях, когда обычные методы неинформативны.

У маленьких детей (примерно до 5 лет) магнитно-резонансную и компьютерную томографию делают лишь под наркозом.

Одни из последних разработок в диагностике респираторных заболеваний – определение вида возбудителя (вирус или бактерия). Это очень важно для подбора эффективного лечения.

В крови определяют уровень прокальцитонина: если он существенно возрастает – болезнь вызвана бактериальным посредником. Чтобы подтвердить вирусное заражение обследуют кровь на присутствие противовирусных антител, а также ищут его антигены в смыве из носоглотки (реакция иммуноферментного анализа).

К сожалению, современные методы диагностики дорогостоящие, и доступны не в каждом медицинском учреждении. Но здравый смысл родителей и профессионализм врачей помогут ребенку справится с любым заболеванием.

источник

Особенности распространенности заболеваний органов дыхания у детей и некоторые иммунологические показатели

Рубрика: 6. Клиническая медицина

Статья просмотрена: 606 раз

Курьязова Ш. М., Худайназарова С. Р., Илхомова Х. А. Особенности распространенности заболеваний органов дыхания у детей и некоторые иммунологические показатели [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/240/11733/ (дата обращения: 22.10.2019).

Изучена распространенность и дана сравнительная клинико-иммунологическая характеристика заболеваний органов дыхания аллергической и инфекционно-воспалительной природы у детей, проживающих в регионе Приаралья.

Ключевые слово: дыхательная система, дети, внешнего дыхания, иммунитет

To study the prevalence and give a comparative clinical and immunological characteristics of allergic respiratory diseases and infectious and inflammatory nature in children living in the Aral Sea region. We have examined 550 children aged from 1 year to 15 years old with respiratory diseases, living in the Khorezm region. Evaluation of the immune status was performed in 120 children who were treated at the Regional Children’s Clinical Hospital in 2010–2014. allergic respiratory diseases (65 patients), and infectious and inflammatory airway diseases (36 patients). Surveyed patients were divided into 3 groups according to nosology structure of bronchial asthma (BA) of 65 children, Recurrent acute bronchitis (ROB) 26 children and recurrent bronchitis (RB) 10 children.

Актуальность проблемы. Частота заболевания органов дыхания остается одной из актуальных проблем современной педиатрии, определяя высокий уровень детской заболеваемости, младенческой смертности, а также инвалидизации в подростковом возрасте [Алимов А. В., Ахмедова Д. И. и соавт., 2002]. В ранней диагностике и предупреждении прогрессирующей патологии особое место отводится факторам риска, которые играют немаловажную роль в генезе заболеваний и при определенных условиях могут иметь решающее значение в прогнозе патологического процесса [Баранов А. А., 2005; Самсыгина Г. А., 2005]. Важность роли факторов риска у детей очевидна, учитывая, что период раннего детства является одним из основных в формировании бронхолегочной патологии [1,4,6,7]. За последние годы получены данные о наличии связи между частотой острых и хронических заболеваний органов дыхания и уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов [6,7,8,9]. Имеются сведения о росте хронических болезней верхних дыхательных путей (фарингитов, синуситов), хронических болезней миндалин и аденоидов у подростков и распространенности этих заболеваний в зависимости от характера загрязнения зоны проживания [3,4], о более высоком риске формирования затяжных пневмоний у сельского населения, подверженного экологическому воздействию высыхания Аральского моря [Курьязова Ш. М. и соавт., 2011]

Вместе с тем, остается мало изученным вопрос о распространенности хронических заболеваний органов дыхания аллергической и инфекционно-воспалительной природы у детей и подростков, проживающих на территориях Приаральской зоны с различной экологической нагрузкой [Курьязова Ш. М., 2011].

Цель работы. Изучить распространенность и дать сравнительную клинико-иммунологическую характеристику заболеваний органов дыхания аллергической и инфекционно-воспалительной природы у детей, проживающих в регионе Приаралья.

Материалы иметоды исследования. Нами были обследованы 550 детей в возрасте от 1 года до 15 лет с заболевания органов дыхания, проживающих в Хорезмской области. Для обследования детей применялись следующие методы: клинико-анамнестический, опроса родителей, анализ данных первичных медицинских документов. При сборе анамнеза жизни обращалось внимание на течение анте- и перинатального периодов (патологическое течение беременности, наличие острых и/или хронических заболеваний у матери, прием лекарственных препаратов во время беременности, а также осложненное течение родов: асфиксия, длительный безводный период, слабость родовой деятельности; недоношенность, крупный плод и др.), рост и вес при рождении, выяснялись особенности течения периода новорожденности и развития ребенка на первом году жизни (динамика физического и психомоторного развития, перенесенные заболевания, неврологические отклонения).

Детям проводились следующие исследования: рентгенологическое, аллергологическое — с использованием кожных проб с неинфекционными аллергенами (пищевыми, эпидермальными, бытовыми, пыльцевыми) и путем определения аллергоспецифических Ig E (с пищевыми, пыльцевыми, бытовыми, эпидермальными, инфекционными аллергенами), оценка функции внешнего дыхания, ультразвуковое исследование внутренних органов, электрокардиография. Лабораторные методы обследования включали: исследование общего анализа крови и мочи, биохимический анализ крови, определение хлоридов пота, серологическое обследование, бактериологическое (посев мокроты, смыва из носоглотки и бронхиального содержимого). Материалом для иммунологических исследований служила венозная периферическая кровь. Исследования проводились изучением количественного определения лимфоцитов с фенотипом CD3, CD4, CD8, СD16, CD20 с помощью моноклональных антител серии LT (ТОО «Сорбент», Москва, Россия). Концентрацию иммуноглобулинов определяли по методу Manchini. Иммунологические исследования проводились в Институте иммунологии АН РУз. Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием стандартных методов вариационной статистики.

Результаты иих обсуждение. При оценке заболеваемости верхних и нижних дыхательных путей у детей было отмечено, что уровень заболеваемости хроническими инфекциями верхних дыхательных путей с 45,96 0 / выше, чем инфекции нижний дыхательных путей 39,64 0 /.

Для оценки клинико-анамнестических особенностей при патологии дыхательных путей выделены 3 группы больных: 1-ая 90 пациентов с аллергическими заболеваниями (бронхиальная астма, аллергический ринит, поллиноз); 2-ая группа 81 ребенок с рецидивирующим бронхитом; 3-ая 84 человека с рецидивирующим обструктивным бронхитом (табл. 1).

Возрастной состав больных

Аллергические заболевания органов дыхания

Рецидивирующий бронхит

Рецидивирующий обструктивный бронхит

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция Диагностика заболеваний дыхательной системы у детей. Преподаватель Соломаха Е. В.

Заболевания дыхательной системы у детей Актуальность темы В статистике общей заболеваемости заболевания органов дыхания у детей занимают ведущее место. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания. Они проявляются в своеобразии реакций детского организма на инфекцию и другие повреждающие факторы. Наличие у ребёнка аллергических заболеваний, иммунных нарушений, пороков развития дыхательной системы, а также неблагоприятные экологические факторы могут повышать риск развития заболеваний органов дыхания

Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания 1. Местные ( кашель, одышка, боль в грудной клетке, выделение мокроты, кровохарканье) 2. Общие (повышение температуры тела, недомогание, понижение аппетита и пр.)

Острые респираторные заболевания(ОРЗ) Этиология 90% случаев – вирусная ( ОРВИ) – вирусы гриппа, парагриппа, РС-вирусы, риновирусы, аденовирусы и пр. Эпидемиология ИИ – больной или вирусоноситель Пути распространения – воздушно-капельный, контактный, «третьих лиц» Восприимчивость высокая, дети первых 6 мес. заболевают реже Повышение заболеваемости в холодное время года Иммунитет нестойкий типоспецифический

Читайте также:  Анализ на диастазу у детей

Клиническая картина ОРВИ Инкубационный период в среднем составляет от нескольких часов до 5 суток Отличительные клинические признаки ОРВИ различной этиологии: ГРИПП – преобладание симптомов интоксикации (повышение температуры до 39-40, озноб, головокружение, головная боль, мышечные и суставные боли, бред, галлюцинации, тошнота, судороги, менингеальные симптомы. Незначительные катаральные явления. Типичная локализация вируса – слизистые гортани и трахеи. Типичные осложнения: о. стенозирующий ларингит, пневмония, отёк мозга, геморрагический синдром (геморрагическая пневмония)

ПАРАГРИПП – преимущественно поражает слизистые гортани и трахеи слабо выраженная интоксикация, осиплость, грубый голос. Осложнение – о. стенозирующий ларингит АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ – поражение слизистых носа и глотки. Клиника – выражены катаральные явления, «зернистость задней стенки глотки, конъюктивит (катарально-фолликулярный, плёнчатый), шейный лимфаденит, абдоминальный и кишечный синдромы, температурная реакция более 5 дней

Респираторно-синцитиальная инфекция (РС –инфекция) – невыраженная интоксикация, развитие обструктивного бронхита, бронхиолита, пневмонии Риновирусная инфекция – ярко выраженный ринит, незначительная (отсутствие) интоксикация.

Лабораторная диагностика Выделение вирусов из смывов носоглотки Серологический метод ОАК : лейкопения, лимфоцитоз, умеренное повышение или нормальное СОЭ

ПРИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА ОРЗ/ ОРВИ ДОЛЖНО БЫТЬ УКАЗАНО ОРГАННОЕ ПОРАЖЕНИЕ Например: ОРЗ, о. ринофарингит или ОРВИ, о. ларинготрахеит

Заболевания верхних дыхательный путей Анатомия верхних дыхательных путей

Острый ринит – воспалительный процесс слизистой оболочки носа, который может распространяться на носовую часть глотки, ( у детей 1-го года ринит рассматривается как ринофарингит)

Этиология Вирусы в 90% случаев Бактерии Смешанная микрофлора

Способствующие факторы Сезонные колебания температуры и влажности Непроветриваемые помещения Перегревание и переохлаждение Неблагоприятные бытовые условия

Клинические проявления Нарушение дыхания Кашель при стекании слизи по задней стенки глотки Снижение обоняния, чихание, гнусавость голоса, головная боль Отделяемое из носа сначала серозно-водянистое, затем густое слизисто-гнойное Раздражение кожи предверия носа Интоксикация, как правило, умеренная Длительность заболевания 5-10 дней Практически всегда вовлекается глотка (ринофарингит)

Фарингит Жалобы на «першение в горле», чувство инородного тела, сухой, навязчивый кашель («дерёт горло») Гиперемия и «зернистость» задней стенки глотки Воспалительный процесс в носоглотке у маленьких детей часто приводит к развитию острого среднего отита

О. стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) – воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи с нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и острым нарушением дыхания

Этиология Вирусы парагриппа, гриппа, кори. Способствует сенсибилизация организма Чаще у детей с 6 мес. до 3-х лет

АФО, способствующие развития ложного крупа Воронкообразная гортань Хорошая васкуляризация слизистой Рыхлый подслизистый слой Несовершенная дренажная функция гортани

Механизм развития Отёк подсвязочного пространства Скопление мокроты в просвете гортани Рефлекторный спазм в области голосовой щели

Клинические проявления ОЛСТ Возникает ночью внезапно. Беспокойство, грубый лающий кашель, осиплый голос, шумное дыхание с затруднённым вдохом (инспираторная одышка), бледность, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания

Стадии ОСЛТ 1 стадия –компенсированная (лающий кашель, осиплость голоса, инспираторная одышка при физической нагрузке и беспокойстве) 2 стадия – субкомпенсированная (инспираторная одышка постоянно, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, тахикардия, акроцианоз, беспокойство, потливость) 3 стадия – декомпенсированная ( периоды беспокойства сменяются вялостью, адинамией, бледность с акроцианозом, АД снижено, затруднены как вдох, так и выдох) 4 стадия – асфиксия (кожа бледно-цианотичная, аритмичное или парадоксальное дыхание, брадикардия, АД резко снижено, остановка сердечной деятельности и дыхания)

Бронхит – воспалительное поражение слизистой оболочки бронхов

Классификация бронхитов По происхождению: первичный, вторичный По течению: острый (простой, обструктивный, брохиолит), рецидивирующий, хронический

Этиология бронхитов Вирусная Вирусно-бактериальная, микоплазменная Провоцирующие факторы – аллергии, переохлаждение, перегревание, плохое проветривание, курение ,снижение иммунитета

Клинические проявления Признаки ОРВИ ( повышение температуры, насморк, слабость, вялость) Основной симптом – кашель, сначала сухой, потом влажный Аусультация : сухие, средне-, крупнопузырчатые хрипы с обеих сторон. Выздоровление через 2-3 недели

Острый обструктивный бронхит протекает с обструкцией бронхов вследствие отёка, гиперсекреции слизи и бронхоспазма Чаще у детей раннего возраста

Преобладают проявления дыхательной недостаточности: Цианоз Экспираторная одышка и «свистящее дыхание», слышное на расстоянии, дистанционные хрипы Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания

Бронхоскопия Норма Обструктивный бронхит

Бронхиолит характеризуется обструктивным поражением бронхиол Чаще болеют дети до 2-х лет Проявления ОРВИ (кашель, повышение температуры, признаки интоксикации) Появляются признаки ДН (бледность с периоральным цианозом или генерализованный цианоз, экспираторная одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания) . Могут быть приступы апноэ, обезвоживание при выраженной одышке Грудная клетка вздута.

Острая пневмония – острое полиэтиологическое инфекционное воспалительное заболевание лёгких, характеризуется признаками интоксикации, ДН, физикальными локальными изменениями и характерными рентген изменениями

Этиология Бактерии (пневмококк, гемофильная палочка, стафилококк и др.) Вирусы Патогенные грибы, хламидии, микоплазмы, паразиты.

Классификация Виды: внебольничная, внутрибольничная, аспирационная, застойная, у лиц с иммунодефицитом По распространённости: очаговая, сегментарная, крупозная, интерстициальная, односторонняя, двусторонняя По степени тяжести: Л.,Ср.т.,Т. По течению : острая, затяжная, рецидивирующая

Клинические проявления Проявления чаще развивается на 5-7 день ОРВИ Фебрильная, стойкая лихорадка Интоксикация ( повышение температуры, беспокойство, вялость, снижение аппетита, срыгивания у грудных детей, головная боль) Кашель (малопродуктивный) Признаки ДН Перкуторно: укорочение звука, ослабление или бронхиальный оттенок дахания, локально мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы над местом поражения

Диагностика ОАК – повышение СОЭ, лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево Rg – инфильтративные тени

Особенности пневмонии новорожденных Внутриутробные (инфицирование плода во время беременности или родов) и приобретённые ( в т.ч. аспирационные) В клинике преобладают симптомы интоксикации и угнетения ЦНС (адинамия, гипотония, гипорефлексия) Быстро развивается ДН. Рано появляется цианоз, апноэ Температурная реакция слабо выражена Кашель редкий или отсутствует Данные аускультации и перкуссии скудные Серьёзный прогноз, часто критические ситуации

Пневмония и фоновые заболевания На фоне ЭКД часто присоединяется обструктивный синдром, часто затяжное течение На фоне рахита пневмония развивается чаще, чем у здоровых. Часто затяжное течение На фоне гипотрофии пневмонии появляются часто, течение затяжное, симптоматика не яркая

Аллергические заболевания – это заболевания,в основе патологическая иммунная реакция на повторное введение аллергена Частые аллергические заболевания у детей: -аллергический ринит -поллиноз -бронхиальная астма -атопический дерматит -пищевая аллергия -крапивница

Бронхиальная астма – хр. заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, в основе которого лежит изменение реактивности бронхов, основным признаком которого является приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отёка слизистой

Актуальность Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 5 до 10% детей страдают этим заболеванием, и с каждым годом этот показатель увеличивается. Серьезную тревогу вызывает также рост смертности от бронхиальной астмы.

Изменение просвета бронхиальной трубки при бронхиальной астме

Этиология . Неинфекционные аллергены Инфекционные аллергены Химические вещества Медикаменты Метеорологические причины Интенсивные физические нагрузки Нервно-психический стресс Причины реализуются на фоне наследственной предрасположенности

Выделяют периоды: Период предвестников – беспокойство, чихание, зуд кожи и глаз, заложенность и серозные выделения из носа, сухой кашель, головная боль Приступ удушья – ощущение нехватки воздуха, экспираторная одышка, свистящее дыхание, вынужденное положение (сидят, наклонившись вперёд, опираясь руками о колени), бледность, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры, отделяется густая прозрачная мокрота. Грудная клетка в положении максимального вдоха. Послеприступный период – улучшение состояния, сохраняется влажный кашель несколько дней Межприступный период

Диагностика ОАК : эозинофилия Анализ мокроты :кристаллы Шарко-Лейдена Повышен уровень IgЕ, выявление специфического аллергена Спирометрия Пикфлоуметрия ..\Пикфлоуметрия проведение при бронхиальной астме.mp4

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Рентгенологическое исследование органов грудной клетки дает возможность оценить состояние легочной ткани, плевры, корней легких. Рентгенологический метод позволяет вести динамическое наблюдение за течением заболевания.

Компьютерная и магнитно-резонансная томография используются для уточнения локализации, размеров, глубины, формы и протяженности патологического процесса в легких.

Бронхография – метод исследования бронхов после заполнения их рентгеноконтрастным веществом. После анестезии слизистой оболочки носоглотки вводят катетер через нос. Под рентгенологическим контролем катетер попадает в левый или правый главный или долевой бронх, затем вводят контрастное вещество. Бронхография позволяет обнаружить патологические изменения в виде расширения бронхов (бронхоэктазы), врожденные или приобретенные поражения бронхов.

Флюорография – метод рентгенологического исследования с фотографированием на пленке. Метод применяется для массовых обследований при диспансеризации.

Бронхоскопия— метод исследования трахеи и бронхов с помощью бронхоскопа, представляющего собой полую трубку с осветительным прибором или бронхоскопа с волокнистой оптикой. При бронхоскопии возможно взятие кусочка ткани (биопсия) для гистологического исследования. Лечебная бронхоскопия применяется для удаления инородных тел, отсасывания патологического содержимого бронхов (гноя, крови), промывания для введения лекарственных веществ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

Спирография проводится аппаратом с замкнуто циркуляцией воздуха. Методика требует активного участия ребенка и применяется у детей 5 лет и старше. Метод дает возможность оценить функцию легких, определить основной легочный обьем, жизненную емкость легких, функциональную остаточную емкость легких и др.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование мокроты. Оценивают количество мокроты, общий вид (серозный, гнойный, кровянистый). Проводится микроскопическое и бактериологическое исследование мокроты с определением чувствительности возбудителя к антибактериальным препаратам.

Исследование плевральной жидкости проводится при возникновении плеврита для выяснения патологического процесса. Жидкость в плевральной полости может быть воспалительной (экссудат) и невоспалительной (транссудат). Оценивают относительную плотность жидкости, содержание в ней белка, проводится цитологическое и бактериолоческое исследование.

Методы диагностики респираторной аллергии.

Детям с бронхиальной астмой проводят кожные скарификационные, внутрикожные и провокационные пробы со специфическими аллергенами, определяют содержание Ig E в сыворотке крови.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Возрастные особенности органов дыхания у детей (носа, придаточных пазух, глотки, трахеи, бронхов, легких).

3. Проекция долей легких на грудной клетке.

4. Частота дыхательных движений у детей различного возраста.

5. Сегментарное строение легких.

6. Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста.

СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Клиническое обследование детей с патологией органов дыхания состоит из изучения: жалоб, анамнеза болезни, семейной легенды (генеалогии), анамнеза жизни, объективного обследования ребенка и оценки данных дополнительных методов исследования.

При анализе комплекса жалоб можно установить, поражение каких отделов респираторной системы имеется у данного ребенка, а данные анамнеза болезни дополнят общее представление о развитии патологического процесса.

При сборе anamnesis morbi необходимо выяснить:

— особенности начала болезни (острое, постепенное, обострение хронического процесса) и предполагаемые причины (переохлаждение, контакт с больным ОРВИ, воздействие какого-либо аллергена и др.);

— последовательность появления клинических симптомов и их динамику;

— как часто ребенок болеет ОРВИ, бронхитами, были ли в анамнезе пневмонии, их продолжительность и эффективность проводимой терапии;

— не был ли ребенок в контакте с больным туберкулезом и каковы результаты туберкулиновых проб по туберкулограмме (т. е. ежегодные результаты реакции Манту);

— аллергический анамнез (проявления атопического дерматита в раннем возрасте, аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, пыльцу цветов и другие аллергены);

— наследственную отягощенность, семейного анамнеза по заболеваниям органов дыхания (пороки развития респираторной системы, муковисцидоз, бронхиальная астма и др.).

Объективное обследование больного проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе «Здоровый ребенок». В процессе обследования необходимо выделить главные симптомы болезни, комплекс которых — синдром — отражает клиническую картину определенной нозологической формы заболевания и тяжесть состояния ребенка.

Тяжесть состояния детей при поражении органов дыхания чаще обусловлена дыхательной недостаточностью и интоксикацией. Критериями тяжести состояния являются:

— сознание (сопорозное, коматозное);

— поведение (возбуждение, угнетение);

— положение (вынужденное — ортопное, на «больном» боку, выраженная мышечная гипотония у ребенка раннего возраста);

— окраска кожи (цианоз, бледность);

— интенсивность крика (слабый, не кричит);

— синдром дыхательной недостаточности.

Семиотика поражения верхних дыхательных путей

Острые заболевания верхних дыхательных путей составляют большую полиэтиологическую группу, объединяемую ло­кализацией процесса. В эту группу входят как легкие формы заболевания (ринит, фарингит), так и крайне тяжелые (истинный — дифтерийный — круп и ложный круп при вирусной инфекции) со значительной летальностью.

В 95% причиной всех заболеваний верхних дыхательных путей являются вирусы (грипп, парагрипп, аденовирусы, коксаки и др.).

Из всех синдромов поражения верхних дыхательных путей наиболее часто встречаются: синдром ринита (табл. 5) и синдром ложного крупа (табл. 6).

Синдром ринита

Клинические методы Основные клинические симптомы
Жалобы Затрудненное носовое дыхание, отделяемое из носа (насморк), чихание, может быть повышение температуры тела
Осмотр Носовое дыхание затруднено, ребенок дышит ртом; отечность слизистых носа, отделяемое из носа (слизистое, серозное, гнойное, геморрагическое), раздражение, мацерация крыльев носа, гиперемия и отечность зева

Синдром ложного крупа

Клинические методы обследования Основные клинические симптомы
Жалобы Внезапное начало заболевания. Повышение температуры тела, насморк, лающий кашель, осиплость или исчезновение голоса
Осмотр Цианоз носогубного треугольника, лающий кашель, осиплость голоса, вплоть до афонии, инспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры (игра крыльев носа, втяжение яремной ямки, межреберных промежутков), слизистое отделяемое из носа, гиперемия зева, задней стенки глотки
Пальпация грудной клетки Характерных симптомов нет
Перкуссия грудной клетки Дыхание не изменено или ослаблено.
Аускультация легких Вдох удлинен

Синдром ложного крупа обусловлен возникновением воспаления, отека и спазма гортани при вирусной инфекции.

Дополнительные методы исследования: общий анализ крови, посев слизи из зева и носа на возбудитель.

Семиотика поражения бронхов

Бронхит — наиболее часто встречающаяся патология у детей, при которой поражаются средние и нижние отделы воздухоносных путей, бронхи любого калибра. Все формы бронхитов (острый бронхит, острый обструктивный бронхит, острый бронхиолит) диагностируют по клиническим симптомам как самостоятельные нозологические формы. Семиотика обструктивного бронхита представлена в таблице 7.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

источник

Основополагающими методами при постановке диагноза многих заболеваний органов дыхания и оценке особенностей их течения является тщательно и целенаправленно собранный анамнез и подробно, систематически произведенное клиническое обследование больного ребенка.

Данные лабораторных анализов и результаты инструментального обследования (рентгенографического, бронхоскопического и др.) позволяют подтвердить и детализировать диагноз и более полно представить развитие и течение заболевания.

Читайте также:  Анализ на биохимию у детей

Анамнез включает жалобы, анамнез настоящего заболевания и анамнез жизни. При заболевании органов дыхания ведущими жалобами являются кашель, одышка, цианоз. Необходимо выяснить время возникновения кашля (в начале болезни или спустя какой‑то срок), его характер (сухой, влажный, единичные покашливания, приступообразный), когда он появляется (утром, ночью, днем, постоянно), сопровождается ли выделением мокроты, ее характер (слизистая, гнойная, с прожилками крови и т. д.), ее количество и время выделения (по утрам, постоянно).

Выясняют наличие одышки, время ее появления по отношению к развитию болезни, ее характер, выраженность.

Наличие или отсутствие цианоза, время его появления, локализацию, стойкость. Контакт с больными туберкулезом. Присутствие в доме аллергенов (домашние животные, птицы, рыбы, цветы, ковры и др.).

При ряде заболеваний необходим генеалогический анамнез.

Обследование больного с заболеванием органов дыхания начинается с определения частоты, глубины и ритма дыхания.

Одышка – диспноэ – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания. Диспноэ может быть с преобладанием фазы вдоха (инспираторная одышка) или выдоха (экспираторная одышка) или без отчетливого их преобладания (смешанная одышка). Крайняя степень одышки носит название удушья.

При диспноэ у детей можно наблюдать ряд симптомов, отражающих затруднение разных фаз дыхания. Напряжение крыльев носа при дыхании свидетельствует об участии вспомогательных мышц во вдохе, предотвращающих сужение входа в нос вследствие всасывающего действия струи вдыхаемого воздуха.

При затруднении дыхания на вдохе вследствие сужения дыхательных путей на любом уровне появляется втяжение яремной ямки, надключичных областей, межреберных промежутков, обусловленное тем, что внутригрудное давление падает значительно ниже атмосферного.

При затруднении дыхания на выдохе внутригрудное давление превышает атмосферное, при этом межреберные промежутки уплощаются или даже могут выбухать.

Втяжение подреберий обусловлено сокращением мышц живота при усиленном выдохе.

Учащенное дыхание (тахипноэ) – частый симптом при многих заболеваниях. Урежение дыхания (брадипноэ) у детей наблюдается при метаболическом алкалозе (пилоростеноз), при респираторном ацидозе вследствие центрального угнетения дыхания (гидроцефалия, опухоль мозга и др.).

Глубина дыхания – объем вдыхаемого при каждом вдохе воздуха. Увеличение глубины дыхания (гиперпноэ) появляется при метаболическом ацидозе, тяжелой анемии, респираторном алкалозе. Поверхностное дыхание (гипопноэ) может быть обусловлено болевыми ощущениями при вдохе, например, при сухом плеврите.

Ритм дыхания у здорового ребенка не бывает абсолютно регулярным. У недоношенных детей нередко наблюдается так называемое периодическое дыхание: через каждые 10–15 минут регулярного дыхания возникает остановка дыхания (апноэ) длительностью 5–10 секунд, не сопровождающаяся изменением сердечного ритма. Длительность апноэ более 20 с расценивается как приступ апноэ и свидетельствует о патологии.

Свистящее дыхание возникает при затрудненном выдохе и связано с вибрацией просвета крупных бронхов вследствие выраженного падения внутрибронхиального давления при высокой скорости прохождения струи воздуха по бронхам (при бронхоспазме).

Стонущее дыхание возникает в связи с затруднением вдоха вследствие снижения растяжимости легкого и болевыми ощущениями (при массивной пневмонии, плеврите).

Патологическое периодическое дыхание характеризуется групповым ритмом, нередко чередующимся с апноэ или со вставочными периодическими вдохами. Дыхание, при котором в фазе диспноэ (патологический ритм) постепенно нарастает и снижается глубина дыхательных движений, а затем наступает пауза различной продолжительности, носит название «дыхание Чейна – Стокса».

Дыхание Биота характеризуется постоянной амплитудой дыхательных волн, чередованием дыхательных движений и продолжительных пауз, длительность которых может колебаться от нескольких секунд до 20–25.

У детей дыхания Чейна – Стокса и Биота наблюдаются при тяжелых повреждениях головного мозга в результате интоксикации, травмы, ишемии мозга и др.

Дыхание Куссмауля, или «большое дыхание», – своеобразное шумное медленное или учащенное глубокое дыхание с вовлечением дополнительной дыхательной мускулатуры, без субъективных признаков ощущения удушья. Оно наблюдается при диабетической коме и других крайне тяжелых состояниях, сопровождающихся развитием метаболического ацидоза, а также при тяжелом неврозе.

Кашель – рефлекторный процесс удаления содержимого дыхательных путей с помощью струи воздуха, выбрасываемой с высокой скоростью из легкого благодаря серии форсированных выдохов, совершаемых против сопротивления спазмированных голосовых связок.

Сухой кашель возникает при раздражении слизистой оболочки трахеи, бронхов без значительного количества секрета.

Влажный кашель сопровождается выделением мокроты, после чего кашель обычно прекращается.

Коклюшеподобный кашель навязчивый, кашлевые толчки следуют один за другим, но, в отличие от коклюшного кашля, не сопровождаются репризами. Он обычно бывает при наличии вязкой мокроты.

Первый толчок битонального кашля имеет низкий, а второй – высокий тон, наблюдается при сдавлении бронха, наличии инородных тел в крупных бронхах.

Мокрота представляет собой секрет слизистой оболочки дыхательных путей, в котором могут содержаться микробы, продукты распада легочной ткани, гной, кровь и другие включения.

Мокрота может равномерно выделяться в течение дня либо преимущественно в определенное время (утром при бронхоэктазах), иногда внезапно (при прорыве абсцесса в бронх). По характеру мокрота бывает слизистой, серозной, гнойной, кровянистой, смешанной.

Слизистая мокрота прозрачная, вязкая, серовато‑белого цвета. Гнойная мокрота зеленого цвета, гомогенная. Серозная мокрота пенистая, жидкая, представляет собой слизь с примесью сыворотки крови, пропотевающей из капилляров в альвеолы, наблюдается при застойных явлениях в легких. Кровянистая мокрота содержит неизмененную кровь в виде сгустков или ее прожилки или бывает ржавого цвета (при крупозной пневмонии).

При осмотре грудной клетки обращают внимание на ее конфигурацию, которая зависит от состояния органов дыхания, конституциональных особенностей телосложения, занятий физкультурой, спортом.

С учетом конституциональных особенностей у детей различают три основные формы грудной клетки: нормостеническую, гиперстеническую и астеническую.

Нормостеническая форма характеризуется пропорциональным развитием грудной клетки – коэффициент отношения передне‑заднего диаметра к поперечному составляет 0,6–0,8. Плечи расположены горизонтально.

Гиперстеническая форма характеризуется увеличением передне‑заднего диаметра. Грудная клетка имеет округлую форму, нижняя апертура больше верхней, ребра отходят от позвоночника почти под прямым углом, эпигастральный угол тупой.

При астенической форме грудная клетка имеет уплощенный вид, передне‑задний диаметр ее по отношению к поперечному уменьшен, плечи покаты, лопатки неплотно прилегают к грудной клетке, иногда значительно выступают и принимают вид небольших крыльев (крыловидные лопатки).

Бочкообразная грудная клетка характерна для больных с хронической обструкцией бронхов. Уплощение, асимметрия грудной клетки могут быть при фиброзирующих локальных процессах.

Воронкообразная деформация грудной клетки выражается в значительном западении нижней части грудины, представляет собой врожденную аномалию развития, наблюдается при синдроме Марфана, различных дисплазиях.

Выбухание грудины – куриная (килеобразная) грудь может быть при рахите, других заболеваниях.

Выпячивание грудной клетки над областью сердца – «сердечный горб» – свидетельствует о гипертрофии сердечной мышцы и наблюдается при врожденных или приобретенных пороках сердца.

При пальпации грудной клетки можно оценить голосовое дрожание. Феномен голосового дрожания появляется в результате колебаний голосовых связок, передающихся через воздух, заполняющий воздухоносные пути. У грудных детей голосовое дрожание определяется при плаче, крике. У детей старшего возраста лучше определяется голосовое дрожание, если они произносят букву «Р».

Усиление голосового дрожания наблюдается при уплотнении легочной ткани (при сливных пневмониях) и при образовании полостей в легких. Ослабление голосового дрожания происходит при выпотных плевритах, пневмотораксе, закупорке просвета крупных бронхов. Кроме того, оно может быть ослаблено при ожирении, отечности кожи.

При пальпации грудной клетки можно выявить подкожную эмфизему – появляется характерное похрустывание.

Перкуссия грудной клетки дает возможность определить границы легких, подвижность легочных краев, уровень стояния диафрагм, а также уплотнение легочной ткани, наличие эмфиземы.

Нижняя граница легких располагается на следующем уровне: справа по сосковой линии – VI ребро, по среднеподмышечной – VIII ребро, по лопаточной – IX–X ребро.

Слева легкое огибает сердце, отходит от грудины на уровне IV ребра, по среднеподмышечной линии – IX ребро, по лопаточной – X ребро. По околопозвоночной линии граница справа и слева на уровне остистого отростка XI грудного позвонка.

Для диагностики поражения легких большое значение имеет определение границ долей легкого, которые проецируются на грудную клетку следующим образом: сзади справа и слева над spina scapule проецируется верхняя доля, ниже ее – нижняя; спереди справа над IV ребром – верхняя, ниже – средняя; слева под IV ребром – нижняя доля. В аксиллярной области справа определяются все три доли: до IV ребра – верхняя, между IV и VI ребром – средняя, ниже VI ребра – нижняя.

О подвижности легочных краев можно судить, определяя нижнюю границу легких на вдохе и на выдохе.

В норме при перкуссии определяется ясный легочный звук. Притупление или тупой легочный звук свидетельствует о наличии уплотненной легочной ткани (при крупозной, сегментарной пневмонии, при ателектазах и др.) или о накоплении жидкости в плевральной полости.

Коробочный оттенок перкуторного звука (тимпанит) свидетельствует о повышении воздушности легких и наблюдается при эмфиземе. Ограниченные участки тимпанического звука определяются над полостью абсцесса, каверны.

Аускультация. При выслушивании легких определяются дыхательные шумы, обусловленные колебаниями альвеолярных стенок, голосовых связок и воздухоносных путей при прохождении по ним воздуха.

У детей в зависимости от анатомо‑физиологических особенностей органов дыхания в разные возрастные периоды меняется характер дыхательных шумов.

Дыхание у детей до 3–5‑летнего возраста обозначается как пуэрильное, при котором хорошо прослушиваются дыхательные шумы на вдохе и на выдохе.

У более старших детей дыхание везикулярное – дыхательный шум мягкий, хорошо выслушивается на вдохе и быстро затухает на выдохе.

Ослабленное везикулярное дыхание возникает при уменьшении или прекращении расправления альвеол легкого во время вдоха. Оно выслушивается при резком сужении воздухоносных путей на уровне гортани, трахеи, в результате выраженного отека слизистой оболочки; при прекращении доступа воздуха в долю легкого из‑за наличия инородного тела в бронхе, сдавления бронха опухолью, воспалительным инфильтратом в начальной фазе бронхопневмонии, крупозной пневмонии, в результате нарушения эластичности легочной ткани при отсутствии еще инфильтративных изменений в ней; при выраженной эмфиземе легких, сопровождающейся потерей эластичности легочной ткани (при астматическом статусе); при большом скоплении жидкости в плевральной полости.

Жесткое дыхание – при нем дыхательные шумы хорошо прослушиваются на вдохе и выдохе. Чаще оно выявляется при бронхитах, бронхопневмонии.

Бронхиальное дыхание – при нем выдох слышен сильнее, продолжительнее, чем вдох. Появляется при выраженном уплотнении легочной ткани.

Амфорическое дыхание – своеобразный характер бронхиального дыхания над крупными полостями в легких.

У больных с бронхолегочной патологией обычно выслушиваются добавочные дыхательные шумы, к которым относятся хрипы и шум трения плевры.

Хрипы – это дыхательные шумы, возникающие в бронхах при наличии в них экссудата. Различают сухие и влажные хрипы. Сухие хрипы могут быть свистящими, образующимися в мелких и средних бронхах, и жужжащими, возникающими в крупных бронхах. Причинами сухих хрипов являются неравномерное сужение просвета бронхов, шероховатости по ходу воздухоносных путей, наличие в просвете бронхов вязкого секрета.

Влажные хрипы возникают, когда в бронхах имеется значительное количество слизи, либо отечной жидкости, либо крови. В зависимости от места образования их делят на крупно‑, средне– и мелкопузырчатые.

Самые мелкие хрипы, исходящие из бронхиол, называются крепитирующими. Хрипы выслушиваются в фазу вдоха и выдоха.

Крепитация возникает только во время вдоха и зависит от разлипания альвеол, когда в них, наряду с воздухом, содержится небольшое количество жидкости. Наиболее типична крепитация для начальной стадии крупозной пневмония, она может появляться при начинающемся отеке легких, инфаркте легкого.

Шум трения плевры появляется при патологических изменениях плевры – шероховатость поверхности, фибринозные наложения. Он имеет характерное звучание, напоминающее скрип снега под ногами, и выслушивается при сухом плеврите, при выпотном плеврите в периоде рассасывания жидкости.

При аускультации необходимо соблюдать следующие правила: прослушивание предпочтительно проводить в положении сидя или стоя, так как эти положения обеспечивают равномерное участие легких в акте дыхания; целесообразно всегда проводить сравнительное выслушивание легких, то есть правого и левого легкого над симметрично расположенными участками; на одном месте совершенно необходимо выслушать вдох и выдох.

Рентгенодиагностика имеет большое значение в пульмонологии. Обзорная рентгеноскопия производится в вертикальном положении обследуемого ребенка. Основная – прямая проекция, при которой исследуются легочные поля, состояние межреберных промежутков, корней легкого, состояние синусов, подвижность куполов диафрагмы. Рентгеноскопия используется редко, везде, где есть возможность, ее следует заменить рентгенографией.

Рентгенография имеет следующие преимущества по сравнению с рентгеноскопией: меньшая лучевая нагрузка, отчетливее видны мелкие детали в легких, объективнее динамическое наблюдение за больным.

Рентгеновский снимок грудной клетки в прямой проекции непременно делают в вертикальном положении ребенка, при этом в желудке всегда виден горизонтальный уровень жидкости. Исключение допустимо только для детей в очень тяжелом состоянии и в послеоперационном периоде. Важным условием является строго прямая проекция снимка, о которой судят по симметричности грудинно‑ключичных соединений.

Рентгенограмма грудной клетки должна быть средней плотности, чтобы детали легочного (сосудистого) рисунка были хорошо видны.

Рентгенограмма в боковой и одной из косых проекций используется для уточнения локализации процесса.

Рентгенограмма в латеропозиции применяется для выявления небольшого количества свободной жидкости в плевральной полости. Больного укладывают на бок, при этом свободная жидкость, перемещаясь, занимает горизонтальное положение и выявляется на рентгенограмме в виде узкой полоски вдоль костального края грудной клетки.

Томография – послойное рентгенологическое исследование, дающее возможность получить изображение отдельных слоев легкого. Сущность метода заключается в том, что только детали исследуемого (избранного) слоя имеют четкое контрастное изображение на рентгенограмме (томограмме), тогда как элементы слоев, расположенных поверхностнее или глубже, «размываются» и не видны на ней. Толщина томографического слоя колеблется от 0,5 до 2 см и более. Томографическое изображение в сравнении с рентгенографическим всегда больше по размерам и гомогенное. В диагностике легочных заболеваний томография является ценным, дополнительным методом рентгенологического исследования.

Компьютерная томография дает поперечное изображение любого участка человеческого тела по типу так называемого «пироговского среза». Наибольшую информацию в детской пульмонологии компьютерная томография дает при патологических процессах в средостении.

Бронхография – рентгенография бронхов, просвет которых заполнен контрастным веществом.

Бронхография может быть произведена под местным обезболиванием или под общим наркозом. В последние годы в России большинство бронхографических исследований делают под общим обезболиванием, при этом исключается беспокойство ребенка во время процедуры, обеспечивается хорошее контрастирование, доза облучения меньше, чем при использовании местной анестезии.

Для контрастирования применяются разнообразные контрастные вещества – йодлипол в чистом виде или с примесью сульфопрепаратов, бронходиагностин и др.

При бронхографии всегда надо контрастировать все исследуемое легкое, чтобы сравнить вид, расположение пораженных и непораженных бронхов.

Показанием к проведению бронхографии является наличие хронического бронхолегочного процесса с целью выяснения степени и распространенности поражения.

Бронхография всегда проводится в плановом порядке, для ее проведения обычно выбирают время, когда активность воспалительного процесса наименьшая. Не следует делать бронхографию раньше чем через 1–1,5 месяца после обострения хронического заболевания.

Бронхография не показана при муковисцидозе и иммунодефицитных состояниях, так как полученные в результате исследования данные не повлияют на тактику лечения.

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 1041 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник