Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей в рф

Демографические показатели и показатели здоровья российских детей и подростков сравниваются в динамике с аналогичными показателями в «новых-8» странах Евросоюза (ЕС) – близких к России по уровню экономического развития, т.е. имеющих сопоставимый валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (рис. 1). Для более правильного сопоставления все рассматриваемые в статье показатели по «новым-8» странам ЕС берутся средневзвешенными, с учетом численности населения, «новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

Рисунок 1. Валовой внутренний продукт на душу населения

На рис. 2 показана динамика коэффициента рождаемости (число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год) в России и в странах ЕС. В нашей стране с 1987 по 1999 г. коэффициент рождаемости уменьшился более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3), однако затем начал постепенно расти и достиг в 2015 г. 13,3 родившихся на 1 тыс. населения, превысив данный показатель в странах ЕС. Во многом эта положительная динамика связана с демографической политикой и мероприятиями, реализованными в национальном проекте «Здоровье» в 2005–2009 гг., а не только с увеличением числа женщин детородного возраста (Вишневский А.Г., 2008). Однако наблюдаемый в последние годы положительный рост не позволяет достичь уровня 1980 г., когда коэффициент рождаемости в нашей стране составлял 15,9. Следует отметить, что по сравнению с 1980 г. число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год в России сократилось на 16%, а в «новых-8» странах ЕС – на 43%, в «старых» странах ЕС – на 22%. На сегодняшний день коэффициент рождаемости в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 2. Динамика общего коэффициента рождаемости в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число родившихся живыми на 1 тыс. населения

Общий коэффициент фертильности (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) представлен на рис. 3. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель.

В отличие от общего коэффициента рождаемости его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году. Из представленных данных следует, что с конца 1980-х гг. этот коэффициент в России постепенно снижался, а с 2000 г. наметилась положительная тенденция в увеличении данного показателя до значения 1,78. Начиная с 2005 г. коэффициент фертильности растет, и в 2015 г. он был на 28% выше, чем в «новых-8» странах ЕС. Однако в России пока еще не удалось достичь уровня 1980 г. – 1,89 (снижение на 6%). За этот же период в «новых-8» странах ЕС коэффициент фертильности сократился на 36%, в «старых» странах ЕС – на 9%. На сегодняшний день коэффициент фертильности в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 3. Динамика общего коэффициента фертильности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста (15–50 лет)

Чтобы обеспечить воспроизводство населения страны, коэффициент фертильности должен равняться 2,14. Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий для рождения второго и последующего детей, с другой – с поведенческим фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного уровня женщин и т.д. Последний фактор имеет место в большинстве развитых стран и странах с переходной экономикой.

На рис. 4 представлена динамика коэффициента младенческой смертности – число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми. Наименьшее значение коэффициента младенческой смертности в 2015г. было в «старых» странах ЕС – 3,3. По сравнению с 1980 г. коэффициент младенческой смертности снижается во всех странах: в России – на 70%, в «новых-8» странах ЕС – на 80%, в «старых» странах ЕС – на 73%.

Рисунок 4. Динамика коэффициента младенческой смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми

Однако в 2015 г. в России он был в 1,6 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. В структуре причин младенческой смертности более 2/3 случаев смерти приходится на перинатальный период и врожденные аномалии, т.е. на заболевания, связанные со здоровьем матери (рис. 5).

Около 15% причин приходится на внешние причины, болезни органов дыхания и пищеварения, а также на инфекционные болезни.

В России с 1970 по 2015 г. младенческая смертность снижается по всем классам причин смертности (рис. 6). Рассматривая причины смертности в динамике можно отметить, что наименее интенсивно снижается младенческая смертность от отдельных состояний в перинатальном периоде. С 1970 г. младенческая смертность от болезней органов дыхания снизилась в 30,2 раза, а от болезней органов пищеварения – в 27,3 раза, от инфекционных болезней – в 4,6 раза.


Как уже было отмечено выше, более 50% случаев смерти в структуре причин младенческой смертности связаны с отдельными состояниями в перинатальный период. Перинатальная смертность включает случаи мертворождения, а также ранней младенческой смертности, т.е. до 7 полных суток от рождения, на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми. Динамика этого показателя в России, в «новых-8» и «старых» странах ЕС с 1980 г. представлена на рис. 7.

По сравнению с 1980 г. коэффициент перинатальной смертности снижается во всех странах: в России – на 47%, в «новых-8» странах ЕС – на 76%, в «старых» странах ЕС – на 48%. Однако в 2015 г. в России он был в 2,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. На рис. 7 также виден скачок роста показателя в 2012г. Это связано с тем, что с 2012г. в России введены новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым в статистике перинатальной смертности учитываются все плоды массой от 500 г или сроком от 22 полных недель гестации, а также новорожденные до 7 дней.

Рисунок 7. Динамика коэффициента перинатальной смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число умерших на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми

В России за последние 25 лет коэффициенты смертности снижаются во всех группах детей и подростков (рис. 8). Наиболее интенсивное сокращение наблюдается в возрастных группах от 0 до 9 лет – в 2,4–2,5 раза, от 10 до 19 лет – в 1,3–1,4 раза.

Динамика структуры причин смертности детей (в возрасте 0–14 лет) в России показана на рис. 9. Она снижается по всем причинам смертности, кроме болезней системы кровообращения, которая выросла в 1,3 раза. Сократить смертность от болезней органов дыхания удалось в 3,9 раза, от инфекционных болезней – в 3,1 раза. В 2,2 раза снизился коэффициент смертности детей от новообразований, от внешних причин – в 2 раза.


Задача снижения смертности в возрасте до 5 лет включена в Цели развития тысячелетия. В России с 1990 по 2015 г. число умерших детей в возрасте до 5 лет снизилось более чем на 60% (рис. 10), в «новых-8» странах ЕС – на 71%, в «старых» странах ЕС – на 57%. Однако, значение данного показателя в 2015 г. в России было в 1,7 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 10. Динамика числа умерших детей в возрасте до 5 лет в России, в «новых» и «старых» странах ЕС с 1990г.

Число умерших в возрасте до 5 лет на 1 тыс. родившихся живыми

В России с 1980 по 2014 г. доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности, выросла в 4,2 раза (рис. 11). Число детей, родившихся недоношенными (темный столбик на рис. 11), за рассматриваемый период практически не изменилось. Однако в 1990-е гг. наблюдалось снижение числа детей, родившихся недоношенными, но с 2000 г. число таких детей увеличилось в 1,5 раза.


Первичная заболеваемость детей в России с 1990 по 2015 г. выросла практически по всем классам болезней (кроме инфекционных болезней и болезней нервной системы). Первичная заболеваемость от новообразований увеличилась в 4,6 раза, от врожденных аномалий – в 4,1 раза, от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 4 раза, от болезней системы кровообращения – в 3,8 раза и т.п. (рис. 12).

Число случаев на 100 тыс. детей соответствующего возраста

Структура общей заболеваемости детей в России в 2015 г. представлена на рис. 13. Наиболее распространенным случаем заболевания среди детей является общая заболеваемость от болезней органов дыхания (54,8%), болезни органов пищеварения – 5,9%, болезни глаза – 5,4%, внешние причины – 4,7%, болезни кожи – 4,4% и т.п.


Общая заболеваемость детей по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 1% (рис. 14). Наиболее интенсивный рост наблюдается от врожденных аномалий – на 27%, от болезней органов дыхания – на 12%. Также увеличилась общая заболеваемость от болезней нервной системы (на 10%), болезней уха (на 3%). С 2005 по 2015 г. общая заболеваемость сократилась по следующим классам болезней: отдельные состояния перинатального периода – на 32%, инфекционные болезни – на 17%, болезни органов пищеварения – на 15%, болезни эндокринной системы – на 10%.

Число случаев на 100 тыс. подростков соответствующего возраста

Структура общей заболеваемости подростков в России в 2015 г. представлена на рис.16. Так же, как и среди детей, у подростков наиболее распространенным заболеванием являются болезни органов дыхания – 33,8%. По 7–10% в структуре общей заболеваемости занимают болезни костно-мышечной системы, внешние причины, болезни органов пищеварения и болезни глаза. Примерно по 5% приходится на болезни мочеполовой системы, болезни кожи и болезни нервной системы.


Общая заболеваемость подростков по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 22% (рис. 17). Рост наблюдается по всем классам болезней, кроме инфекционных. Наиболее интенсивно возросла общая заболеваемость от новообразований – на 73%, внешних причин – на 42%, болезней уха – на 39%, болезней нервной системы – на 35% и т.п.

Число случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста

В структуре причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России в 2015 г. преобладали психические расстройства (25,8%) и болезни нервной системы (23,9%) (рис.18).


Врожденные аномалии составили 17,7%, болезни эндокринной системы – 6,8%, болезни уха – 5,6%. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней представлена на рис.19.

Число заболеваний, обусловивших инвалидность, на 10 тыс. детей соответствующего возраста

С 2000 по 2014 г. наблюдается рост детской инвалидности от болезней эндокринной системы на 43%, от психических расстройств – на 30%, от болезней системы кровообращения – на 24%, от новообразований – на 19% и т.п. По некоторым классам болезней произошло снижение первичной детской инвалидности: внешние причины – на 60%, болезни мочеполовой системы – на 56%, болезни органов дыхания – на 52% и т.п.

На рис.20 показана динамика показателей обеспеченности детского населения педиатрическими койками и педиатрами (с аспирантами, клиническими ординаторами, интернами), а также врачами-педиатрами участковыми. Видно, что в России с 2000 по 2015 г. обеспеченность педиатрическими койками сократилась в 1,9 раза (с 35,5 до 19,1), педиатрами – в 1,3 раза (с 25,3 до 19,3).

С 2007 г. наблюдается снижение обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми на 13% (с 10,5 до 9,1) . Сегодня число врачей-педиатров участковых в России составляет 26 тыс. Расчеты показывают, что таких врачей необходимо 36,3 тыс. Расчет сделан следующим образом: численность прикрепленного детского населения от 0 до 17 лет на одном педиатрическом участке по нормативам составляет 800 чел. Тогда врачей-педиатров участковых необходимо 36,3 тыс. , где 29 млн – численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет. Таким образом, в России на сегодняшний день не хватает более 10 тыс. врачей-педиатров участковых. По прогнозам Росстата (средний вариант), к 2020 г. численность детей и подростков возрастет на 1,8 млн человек, или на 7%, что усугубит дефицит врачей-педиатров участковых.

Обеспеченность на 10 тыс. населения соответствующего возраста

1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.

2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.

3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.

4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов

Читайте также:  Презентация для детей звуковой анализ слов

5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.

источник

Структура заболеваемости детей в разных возрастных группах неодинакова.

В раннем возрасте одно из первых мест занимают недоношенность, дефекты внутриутробного развития.

В последующем первое место во всех возрастных группах занимают воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, грипп, бронхиты, отиты, пневмонии, желудочно-кишечные расстройства. Эта заболеваемость снижается к 3-4 годам.

В школьном возрасте возрастает процент инфекционных заболеваний и травм, ревматизмы, хронического тонзиллита, туберкулезной интоксикации.

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По мере обучения в школе процент таких детей возрастает.

Довольно часто у школьников выявляется нарушение осанки (начальные формы сколиозов, сутуловатость, асимметрия плеч и др.).

Уровень заболеваемости детей не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой гигиены детей и подростков является разработка действенных мер предупреждения развития близорукости у детей, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения и др.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения — общеобразовательные школы, в связи с этим вопросам гигиены учебных занятий должно уделяться серьезное внимание. Освоение учебного материала в школьном возрасте органов и систем ребенка. Следует иметь в виду, что 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив, как к благо­приятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школь­ные годы приходится два так называемых «возрастных» криза, когда организм ребенка оказывается наиболее уязвимым — это начало обу­чения в школе (6—7 лет) и пубертатный период.

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется высоким уровнем трудности изучаемого материала, ускорением темпа обучения, использованием технических средств обучения.

Участие в учебно-воспитательном процессе приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей.

Организму ребенка свойственны незавершенность развития важных для обучения органов и систем.

В то же время, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Поэтому правильная организация режима занятий, строгое дозирование учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Допустимое количество учебных часов у школьников первых классов не должно превышать 20-22 часов в неделю, вторых – четвертых – 21-25 часов, пятого класса – 28-31 часа, шестого – 29-32 часов, седьмого – 31-34 часов, восьмого – девятого класса – 32-35 часов, и десятого – одиннадцатого классов – 33-36 часов в неделю.

Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

В возрасте 6-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, 8-10 лет – 20 мин., в 11-12 лет – 25 мин., в 12-15 лет – 30 мин.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Актуальные проблемы развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения. В результате исследования можно сделать вывод, что за последние годы количество учащихся, занимающихся физической культурой в школе сократилось. При снижении количества детей, увеличилось количество освобожденных и детей с ослабленным здоровьем.

Это зависит от падения рождаемости, пришедшийся на 1991-1993 годы, вследствие ряда известных причин. А также, резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, поэтому так важны занятия физической культуры с раннего возраста и в подростковый период.

Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организмов в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

«Сегодня в России не осталось ни одного здорового школьника. Такие данные привели на днях сотрудники Российской академии медицинских наук (РАМН). В течение 10 лет число школьников с нарушениями пищеварения выросло в два раза, а с болезнями нервной системы – в четыре. Причина заключается, прежде всего, в неправильном питании и хронической перегрузке детей. По итогам диспансеризаций столичные врачи составили даже список самых распространенных школьных заболеваний. Так, на первом месте, по словам главного педиатра Москвы Александра Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Второе место в рейтинге школьных заболеваний прочно удерживают нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Замыкают первую тройку школьных недугов болезни глаз, в частности, близорукость. По данным офтальмологов, процент детей-очкариков неумолимо растет. Если еще в середине 90-х проблемы со зрением были у 10–15% класса, то сейчас эта цифра достигает 40%» .

Главным врагом детского здоровья педиатры называют школьные столовые. В период интенсивного роста детям особенно необходимо качественное питание. Однако современный школьник не мыслит свою жизнь без газировки, чипсов и шоколадных батончиков. Именно эти продукты и становятся основной причиной желудочных заболеваний, что естественно снижает интерес к занятиям физической культурой.

Если обратится к главе комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, детскому доктору Леониду Рошалю, который призывает принять немедленные меры по налаживанию медицинского обслуживания в школах и дошкольных учреждениях. «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Здоровье российских школьников было хуже только во время войны и революции. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная диспансеризация», — сказал Рошаль в пятницу «Интерфаксу». По его оценке, «никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас». Рошаль выделил три основные причины, которые влияют на здоровье школьника, не считая общего социального положения в стране. «Это питание школьников — там закладывается здоровье. Вообще здоровье будущего поколения закладывается в детских садах, яслях и школах, — и не обращать внимание на то, чем дети питаются — это плохо», — отметил Рошаль. «Те средства, которые отпускает государство на питание в школах, по-прежнему не являются удовлетворительными, хотя ситуацию в последнее время чуть-чуть и подправили», — считает Рошаль. «Возможно, должен быть организован дифференцированный сбор денег в зависимости от доходов родителей в дополнение к тем, что выделяет государство. Но здесь жалеть средств нельзя», — подчеркнул детский доктор.

Ко второй проблеме он отнес физкультуру в школе. «Я не говорю о спорте, я говорю о физической культуре. Спорт сам по себе, с моей точки зрения, это не здоровье, а правильно поставленная физкультура — это здоровье. Хорошо, если она будет продолжена и после школы — это чрезвычайно необходимо», — подчеркнул Рошаль. При этом, по его мнению, во многом отношение к физкультуре в школе несерьезное из-за низкой зарплаты учителей, и как следствие — кадровой проблемы.

Желудочные и кишечные расстройства обостряются на фоне стресса, который, по словам педиатров, вызывают чрезмерная насыщенность школьной программы. Сейчас нагрузка на российских детей, пожалуй, самая высокая в мире. «Существующие сейчас нормы занятости школьников необходимо переформулировать, – пояснил председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Норма загрузки должна высчитываться не по количеству часов, а по содержанию преподаваемых предметов. По своему педагогическому опыту могу сказать, что один скучный урок больше утомляет детей, чем четыре интересных. Надо сокращать не количество часов, а количество понятий, которые изучаются за это время. Освоить столько материала просто физически невозможно».

Для российских школ уже стала нормой шестидневная учебная неделя. По словам специалистов, сама идея шестидневного обучения на нагрузку влияет незначительно. Дело в том, что первоначально она задумывалась как способ максимально разгрузить расписание школьников, уменьшить количество уроков за день. «Сейчас это потеряло всякий смысл, – объяснила детский психолог Татьяна Муха. – Уроков за неделю во многих школах не стало меньше, а наоборот, прибавилось». Об этом на родительских собраниях не устают твердить мамы и папы измученных школяров. «В первый же день занятий у них было семь уроков. Несмотря на то, что Вике предстояли два выходных, она до полуночи просидела с домашним заданием, – говорит мать первоклассницы Екатерина Мишина. – К среде у девочки дико болели плечи и спина от груза учебников, которые пришлось ей носить, от многочасового сидения в одной позе за партой. Массаж хоть как-то помогает справиться с проблемами, которые приносит ребенку занятия в школе».

Одной из идей по улучшению здоровья школьников стало увеличение числа уроков физкультуры. По словам г-жи Ивановой, еще два года назад Министерство образования и науки выпустило нормативный акт, где число уроков физкультуры должно быть увеличено с одного до двух. «Однако во многих школах этого сделать не удалось, так как просто не хватает учителей по этому предмету», – добавила г-жа Иванова Молодежь преподавать в школу практически не идет. Среднестатистическому физруку чаще всего за пятьдесят. А такая старая гвардия, как правило, не вдохновляет детей на посещение занятий или сдачу всех необходимых нормативов. Молодые же выпускники физкультурных вузов и факультетов не особо заинтересованы работать со школьниками. Нередко родители под нажимом собственных чад и сами пытаются всеми силами выбить у врача справку, освобождающую ребенка от физкультуры, не понимая очевидного – даже эти примитивные тренировки оказывают положительное влияние на растущий детский организм.

На физкультуру в школе ходят только малыши. У старшеклассников это не модно, а в нашей школе физкультура не приоритетна, в начальной школе всего один урок физкультуры. Если ребенок вообще не занимается физкультурой, а потом отправляется сдавать нормативы или просто решает поиграть в одну из активных игр, у него может случиться инфаркт, – пояснила практикующий кардиолог Венера Сундукова. – Нет ничего вреднее резких физических нагрузок без должной подготовки. Кроме того, у тех, кто систематически пропускает спортивные занятия, зачастую возникают проблемы с позвоночником. Мышцы спины без тренировки ослабевают и не могут должным образом держать костяной каркас. Это очень опасно. Ведь большинство болезней, так или иначе, связано с позвоночником».

Если поздней весной или ранней осенью для детей можно устраивать спортивные кроссы или командные игры, то зимой занять детей на физкультуре на улице уже нечем. Лыжные базы, с которыми сотрудничали прежде школы, уже давно закрыли свои двери перед учащимися. Поэтому большая часть спортивных занятий проходит в пыльном зале. Лишь немногие школы могут себе, например, позволить арендовать бассейн для своих подопечных или же открыть для них какую-нибудь спортивную секцию.

Словом, необходимо прививать маленьким россиянам то, чего нет у их родителей, а именно культуру здорового образа жизни. «Если у нас многих взрослых невозможно заставить следить за собой, то что говорить о детях! – рассказал председатель комитета по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Многих россиян просто невозможно заставить сходить к врачу. Они привыкли наплевательски относиться к собственному здоровью. А ведь дети растут в таких семьях и берут пример со взрослых».

Читайте также:  Прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

Ясно одно: если государство не займется проблемой вплотную, Россия окажется на грани демографической катастрофы. Ведь, по словам медиков, у людей, с ранних лет страдающих хроническими заболеваниями, в несколько раз увеличивается риск родить больных детей или малышей с предрасположенностью к тем или иным недугам.

Здоровый образ жизни детей — задача родителей

Часто взрослые считают, что для ребёнка самое важное – хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугами? Воспитывая ребёнка в семье, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся обычно относят безответственность, неорганизованность, лень. В основе этих проблем лежит отсутствие привычки быть здоровым и духовно, и физически. С малых лет необходимо формировать положительный образ здорового человека.

Сейчас трудно убедить детей в том, что если не заниматься спортом, трудно будет достигнуть успехов в учении, не станешь сильным и здоровым! По опросу учащиеся ставят среди важных жизненных приоритетов здоровье лишь на 9-место!

Человек современный всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. Малоподвижный образ жизни (занятия в школе, уроки дома, сидение перед компьютером и телевизором) сказывается на общем состоянии здоровья детей. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только лишь на 11%. Помочь сформировать привычку к сохранению здоровья должны семья, общеобразовательная и спортивная школы. Ссылаясь на данные опроса двухсот учащихся общеобразовательных школ, опубликованные в печати. Что их волнует? Фигура – 40%, внешний вид — 15%, взаимоотношение между людьми – 20%, учёба – 10%, проблемы в семье – 8%, ничего не волнует – 7%. На вопрос, как родители относятся к проблемам, касающихся внешнего вида и фигуры детей, дети ответили: родители понимают и предлагают заниматься в спортивной секции – 10%; успокаивают и говорят, что не стоит по этому поводу волноваться – 20%; не знают, что есть проблема и ребёнок переживает – 20%; считают, что проблема незначительна и не достойна обсуждения – 25%; смеются над проблемами ребёнка – 20%; волнуются и предлагают необходимую помощь – 5%. Цифры говорят сами за себя! Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьёзными. Однако самооценка внешнего вида, фигуры не даёт подростку жить спокойно, мешает общению с друзьями, может привести даже к трагедии. В такой ситуации родители должны понять, что обязаны поддержать своего ребёнка, сделать почти невозможное, показать личным примером, как можно улучшить свою внешность, занимаясь физической культурой.

Если родители следят за здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет вести активный образ жизни, он всегда готов подражать: зарядке по утрам, активному отдыху в выходные дни, закаливанию. Совместные прогулки, походы – вот лекарство от болезней души и тела. Родителям не надо стремиться освободить ребёнка от уроков физической культуры, они также важны, как и уроки любого другого предмета в школе, необходимо задействовать его систематическим занятиям в спортивной секции, утверждать здоровый образ жизни в семье, избавиться от вредных привычек и вести активный образ жизни.

Физическая культура должна стать образом жизни детей! Занятия физической культурой способствуют воспитанию мужества, силы воли, трудолюбия, благородства и милосердия. Помогают создать рациональный режим дня, чтобы день прошёл плодотворно и насыщено, успешно сочетать физическую нагрузку с отдыхом; они дисциплинируют, способствуют духовному и физическому развитию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы:

  • Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Все сталкиваются в школе с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль. Мальчиков специально обучали выносливости, военному делу, борьбе. Также в древнем мире существовали олимпийские игры.
  • Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта.
  • Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта — эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
  • Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
  • Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга народа. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению).В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры.
  • Цель физической культуры – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности.

Молодому поколению, грозит опасность малоподвижности, поэтому необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы мы росли физически здоровыми, крепкими. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Название: Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 13:03:41 25 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 245 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Лекция 1. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп План: 1. Распространенность заболеваемости в РФ 2. Структура заболеваемости учащихся различных возрастных групп 1. Распространенность заболеваемости в РФ Здоровье человека, в значительной степени отражая благосостояние общества, рассматривается как «визитная карточка» страны. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья населения по всем показателям. В результате в стране впервые за послевоенные годы смертность населения превысила рождаемость – при коэффициенте рождаемости 10,7 промилле смертность достигла 12,2 промилле. Вместе с тем отмечается прогрессирующее снижение рождаемости, что обусловлено, с одной стороны, низким уровнем экономического благосостояния и культуры населения, а с другой, – тем, что около 20% женщин детородного периода страдают бесплодием. По данным демографических оценок, в нашей стране тенденции ухудшения уровня здоровья свойственны практически всем этапам и периодам индивидуального развития. Так, среди новорожденных доля детей с генетическими отклонениями уже достигла 17% в то время, как в странах Запада она составляет 8–11%. Если количество врожденных аномалий в мире составляет 1,27%, то в регионах Центра России с 1980 по 1992 г.г. их частота возросла с 9,0% до 30,2%. Дальнейшая деградация генофонда уже через два-три поколения грозит возможностью самоуничтожения нации, т.к. «генные повреждения у 30% особей популяции приводят к полной ее гибели». Если в 1996 г. физиологически зрелыми в России рождались всего лишь 14% детей [104], то уже в 1998 г. их доля снизилась до критического уровня 8-10%. Низкая жизнеспособность новорожденных естественно отразилась и на показателях детской смертности, так что статистика перинатальной смертности детей по России выглядит угрожающей. В частности, смертность жизнеспособных детей составляет 32,6%, умерших в 0-6 дней – 33,2%, с 7 по 27 день – 7,9% и с 28 по 365 день – 26,3%. По данным ВОЗ, смертность по первым двум показателям в развитых странах Европы и в Японии составляет 0,6%, в развивающихся – 12-15%, а у нас она достигает 33%. В общем же смертность детей первого года жизни в Российской Федерации составляет 18% – это в 3,5 раза больше, чем в Японии и Европейских государствах. И в последующих возрастах здоровье детей продолжает ухудшаться, так что в дошкольных учреждениях к часто болеющим относят 20–27% детей, а диагноз «практически здоров» имеют всего лишь 23% из них. Такое положение имеет принципиальное значение в связи с тем, что детская заболеваемость во многом определяет здоровье человека во всех последующих этапах онтогенеза: по мнению Ю.П. Лисицына и А.В. Сахно (1988), до 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. Таким образом, во всех дошкольных возрастных периодах в силу различных условий, преимущественно обусловленных нездоровым образом жизни, реализация генетической программы ребенка во времени затруднена, в связи с чем к началу школьной жизни отставание биологического возраста от паспортного у 50-60% детей может достигать 1-1,5 лет. Среди приходящих в первый класс детей, как указывают В.К. Овчаров с соавт. (1996), до 60% имеют функциональные нарушения, а 45% из них нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению школьной программы. К моменту прихода в школу значительная часть детей имеет целый ряд нарушений здоровья: замедление физического и психического развития, дисгармоничное развитие и низкую физическую подготовленность. Около 50% первоклассников имеют различные психосоматические заболевания, а 45% из них психически не готовы к усвоению учебной программы. Заслуживает внимания и влияние возрастного фактора начавших обучение в школе детей на их здоровье. Так, у первоклассников-шестилеток по сравнению с начавшими учиться с семи лет выявляются высокие уровни заболеваемости, в том числе нервно-психическими расстройствами, а у 12-15% первых имеются нарушения в развитии речи. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей вместе с новыми для них условиями жизнедеятельности самым неблагоприятным образом сказываются на процессе адаптации младшеклассников к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Так, по мнению Т.А. Тарасовой (1996), именно с низким уровнем здоровья и обусловленным этим снижением работоспособности связано то обстоятельство, что от 10 до 20% первоклассников не справляются с учебными заданиями. 2. Структура заболеваемости учащихся различных возрастных групп В течение обучения в школе здоровье детей прогрессивно снижается. Уже в третьем классе число практически здоровых детей резко снижается за счет нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения; увеличивается число детей с замедленным физическим и психическим развитием, с низкой физической подготовленностью, а у 65% учащихся начальной школы диагностируются нарушения осанки. Не удивительно, что в среднем звене общего школьного образования у 13% учащихся отмечается отставание в интеллектуальном развитии, а 25% из них испытывают затруднения в учебе и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы. Около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости (1385 случаев на 1000 детей), отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания, болезни ЛОР-органов и т.д. Особую тревогу в динамике заболеваемости вызывает подростковый возраст, который связан не только с мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, но и подверженным влиянию вредных для здоровья привычек. На фоне социальной и соматической акселерации, свойственной современным подросткам, их вегетативные системы жизнеобеспечения оказываются более инертными, что ведет к напряжению их деятельности не только при нагрузках, но и в повседневной жизни. У старшеклассников состояние здоровья продолжает ухудшаться, что для юношеского возраста связывают с нарушениями обмена веществ и психоэмоциональным напряжением, обусловленным как образовательным процессом, так и вредными привычками. В результате у каждого второго старшеклассника отмечается наличие хронической патологии, число же здоровых учащихся к этому возрасту уменьшается в четыре раза. До 90% всех заболеваний школьников связывают с возникающими в процессе обучения стрессами, так что к концу учебного года у 78% школьников выявляются те или иные формы невротических нарушений и другие расстройства нервной системы и нервно-психической сферы. В общем же, как предполагается, функциональным нарушениям подвержены около 7,5 млн. учащихся общеобразовательной школы. Не вызывает сомнения, что все сочетание факторов низкого психосоматического здоровья и интеллектуального развития обусловливает значительные нагрузки, которые предъявляет обучение к организму детей и к их здоровью. Закономерным поэтому представляется тот факт, что за период обучения в школе качество и уровень здоровья учащихся резко снижаются, и к первой группе здоровья относятся лишь 8,6-14,2% школьников, ко второй – 37,1–49,0%, к третьей – 40,4–48,0%, а к четвертой – 0,3–2,2%. Согласно статистическим данным, в Российской Федерации по состоянию здоровья в группе риска находятся 5 млн. детей школьного возраста. Ведущее место среди патологических форм у учащихся занимают простудные заболевания (грипп, ОРЗ, болезни носоглотки и др.), распространенность которых повышается в осенне-зимние периоды. С первого по восьмой классы резко снижаются заболеваемость острыми инфекциями (ветрянка, оспа, корь, скарлатина), но в 5-7 раз возрастает число нарушений зрения, в два раза – осанки, в три раза – сколиоза. Как отмечает главный детский эксперт-реабилитолог Минздрава РФ Л. Беляева (2005), за последние 10 лет заболеваемость детей до 15 лет возросла на 30%, а 15-17-летних подростков − на 64%. Закономерным поэтому представляется и итог: среди выпускников школы число здоровых девушек и юношей уменьшается в четыре раза по сравнению с пришедшими в первый класс и не превышает 8-10%. Естественно, что такое положение заметно сказывается на дальнейшей судьбе выпускников, – согласно результатам комплексных исследований, до 45% учащихся по состоянию здоровья имеют различные ограничения в выборе профессии. Таким образом, в последние годы в России существенно снижается уровень здоровья детей дошкольного и школьного возрастов, что выражается в росте хронических форм патологии, дисгармонии физического развития и физической подготовленности, в отставании биологического развития и в других показателях.
Читайте также:  Прикладной анализ поведения для детей

Запертить Макдональдс и подобный фастфуд в РФ, разработать и создать в РФ столовые быстрого питания

Установлено , что дети, которые ели фаст-фуд Макдональдс чаще 3 трёх раз в неделю, были значительно сильнее предрасположены к таким заболеваниям, как аллергическая астма, нейродермит и аллергический ринит. Их печень и сердечно-сосудистая система работали со значительным отклонением от нормы, эта опасность распространяется и на взрослого человека. Учёные считают, что это связанно с насыщенными жирными кислотами, транс-жирами и сахаром, которые в огромных количествах находятся в еде из фаст-фуда Макдональдс.

Слишком большое количество этих веществ способно сильно нарушить имунную систему человека и подорвать его здоровье.

К тому же Макдональдс является является символом американской культуры, чуждой нам, русским. Америка уже страдает от ожирения и проблем со здоровьем у большинства граждан своей страны из-за фаст-фуда.

Нужно запретить эту вредную еду в РФ.

1) Запретить все Макдональдс и подобные ему сети быстрого питания по всей территории России,

2) Разработать свои сети быстрого питания (как в СССР),

3) Разработать полезное для здоровья меню в созданных российских сетях быстрого питания.

1) Забота о здоровье граждан Российской Федерации ;

2) Поддержка собственного производителя и бизнеса на территории Российской Федерации ;

источник

ирина кормакова
Анализ заболеваемости за 2015 год

Состояние здоровья детей оценивалось согласно приказу Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186 / 272.

За счет эффективных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми и оздоровительных мероприятий, замены бактерицидных ламп в групповых помещениях с 2010 года часто болеющих детей в Детском саду не стало.

Сравнительная таблица групп здоровья

Из данной таблицы видно, что уровень состояния здоровья детей стало улучшаться в сравнении с прошлым годом. Уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья (на 1,17%). Количество детей с 2 группой здоровья увеличилось на 3,75%, а с 3 и 4 группой здоровья нет.

Анализ данных по посещаемости

Год Посещаемость (на 1 ребенка) Общие пропуски (на 1 ребенка) Пропуски по болезни (в случаях, в днях)

Таким образом, за последнее время наблюдается уменьшение процента посещаемости детьми детского сада и уменьшается число пропусков по болезни, но остается по-прежнему много пропусков по прочим причинам

Сравнительная таблица групп для занятий физической культурой

Диаграмма «Группы для занятий физической культурой»

Из данной таблицы видно, что количество детей с основной группой увеличилось (на 3,1%, с подготовительной и специальной группой здоровья нет

Перечень имеющихся патологий у детей.

тубинфицированные 21 12 10

Заболевания крови — — —

онкозаболевания — — —

Анализ таблицы позволил выявить тенденцию уменьшения количества детей с заболеваниями органов зрения, нервная система, виражные, тубинфицированные.

Таблица соматической заболеваемости

ясли сад ясли сад всего всего ясли сад всего

Количество детей 97 95 102

Общая 21 127 83 147 230 148 78 142 220

1 ОРЗ 11 66 64 90 154 77 42 85 137

5 Отит, коньюктивит 2 8 2 6 8 10 2 5 7

6 бронхит 1 11 4 9 13 12 4 1 5

7 прочее 7 36 12 37 49 43 15 32 47

10 ветрянка 3 — — — 3 5 19 24

В результате анализа заболеваемости в сравнении с прошлым годом уменьшилось количество заболеваний ОРЗ (на 17 случаев, бронхит (на 7 случаев). А на 1000 человек показатель общей заболеваемости уменьшился –2156, по сравнению с прошлым годом – 2371; и показатель острой заболеваемости уменьшился -1343, по сравнению с прошлым годом – 1587.

Физическое развитие детей

Количество детей 96 97 102

Гармоничное развитие 96 97 —

В т. ч. с недостаточ. массой — — —

Низкое физическое развитие — — —

Анализ физического развития детей показал, что количество детей с гармоничным физическим развитием выросло на протяжении 3 последних лет. Случаев травматизма в детском саду за последние 3 года не было.

Вывод: повышению роста физического развития детей Детского сада способствуют:

1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по взаимодействию с семьей по вопросам физического развития детей.

2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий.

3. Улучшение материальной базы Детского сада.

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Анализ работы детского сада за 2015–2016 учебный год 1.1. Анализ работы по годовым задачам. В 2015-2016учебном году детский сад работал по основной образовательной программе дошкольного образования.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Анализ работы подготовительной группы за 2014–2015 год Общая характеристика группы «Рябинка В группе 23 человека, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 7 лет. 11 детей нашей.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ «Детский сад №___» за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

источник

Анализ уронефрологической заболеваемости детей в Российской Федерации по данным официальной статистики

Охрана здоровья детей, обеспечение их нормального развития и повышение качества жизни одно их ведущих приоритетных направлений государственной политики и стратегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области охраны здоровья населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года № 913 в 2009 году реализовывалась Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ и, прежде всего, детям и подросткам доступной и качественной медицинской помощи. В соответствии с этим правительством определен комплекс мер по обеспечению охраны здоровья детей. К ним относятся: разработка, принятие и реализация законодательных актов в области охраны здоровья детей, дальнейшее развитие национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения, совершенствование финансирования и кадрового обеспечения системы мер по охране здоровья детей, разработка и принятие национальных отраслевых программ с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости детского населения субъектов РФ, климато-географических условий региона и транспортной доступности [1, 2]. Реализация вышеуказанных положений, достижение высокого уровня здоровья детского населения, развитие текущего и стратегического планирования ресурсов здравоохранения в центре и регионах, а также контроль за деятельностью медицинских учреждений невозможны без подробного и постоянного анализа статистической информации, совершенствования методов изучения здоровья населения и эффективности реализации территориальных программ, с учетом критериев доступности и качества медицинской помощи. Такой анализ позволит провести оценку, сравнение и сопоставление показателей, установить взаимосвязь между ними, выявить характеристики, тенденции и закономерности происходящих процессов, определить и обосновать направления дальнейшего развития.

Настоящее исследование посвящено анализу детской уронефрологической заболеваемости за последние годы по данным официальной медицинской статистики. Цель работы получение доступной объективной информации об уронефрологической заболеваемости в РФ, информирование об этом органов здравоохранения и широкой медицинской общественности.

Рисунок 1. Динамика показателей заболеваемости детей болезнями мочеполовой системы (в млн) Рисунок 2. Динамика показателей заболеваемости детей гломерулярными, тубулоинтерстициальными болезнями почек, др. болезнями почек и мочеточника (в тысячах)
Рисунок 3. Динамика показателей заболеваемости детей почечной недостаточностью (в абсолютных цифрах) Рисунок 4. Динамика показателей заболеваемости детей мочекаменной болезнью (в абсолютных цифрах)

Нами была собрана и обобщена информация по основным показателям, характеризующим уронефрологическую, в том числе и онкоурологическую заболеваемость детского населения России за последние годы (2001-2008 гг.) по данным официальной статистики Минздравсоцразвития РФ, отчетов специализированных учреждений и федерального государственного статистического управления [3-10].

Проведен анализ данных о заболеваниях мочеполовой системы, гломерулярных, тубулоинтерстициальных болезнях почек, других болезнях почки и мочеточника, почечной недостаточности, мочекаменной болезни, злокачественных новообразованиях почек, мужских половых органов. Изучена распространенность злокачественных новообразований почек, мужских половых органов в 1998-2008 гг. и динамика заболеваемости ими, а также показатели смертности детей от злокачественных новообразований мочевых путей и мужских половых органов. Определены максимальные и минимальные показатели частоты встречаемости урологических заболеваний в абсолютных числах и на 100 000 детского населения в РФ и по Федеральным округам для каждой из вышеперечисленных категорий больных.

Прежде чем приступить к более подробному анализу, следует отметить, что в отличие даже от имеющихся ограниченных статистических данных об уронефрологической заболеваемости взрослых [11], детская статистическая отчетность еще менее полна. Поэтому в настоящей работе мы представляем анализ имеющихся данных и пытаемся очертить перспективы развития с целью использования их в дальнейшем.

К уронефрологическим заболеваниям относится множество нозологических единиц, в частности аномалии развития, различные воспалительные заболевания органов мочеполовой системы, онкоурологические, связанные с поражением микроструктур почки и т.д. Данные статистики по отдельным уронефрологическим заболеваниям, динамика их развития за последние годы, прогноз их развития в будущем были бы очень интересны и ценны. Однако такая работа требует серьезного и широкого анализа и является темой отдельного исследования. Поэтому в данной работе мы подвергнем анализу стандартные статистические данные, касающиеся заболеваний мочеполовой системы, представленные четырьмя основными группами.

Рисунок 5. Динамика показателей заболеваемости детей новообразованиями (в тысячах) Рисунок 6. Динамика показателей заболеваемости детей новообразованиями (на 100 000 дет. населения)
Рисунок 7. Динамика заболеваемости раком почки детского (0-14 лет) населения России в 1998-2008 гг. (на 100 000 населения) Рисунок 8. Динамика заболеваемости раком яичка детского (0-14 лет) населения России в 1998-2008 гг. (мальчики на 100 000 населения)

I. Заболевания мочеполовой системы

Динамика показателей абсолютного числа зарегистрированных больных детского возраста (0-14 лет) с заболеваниями мочеполовой системы в РФ в период с 2001 по 2008 гг., в целом, имела тенденцию к ежегодному снижению и в дальнейшем к стабилизации показателей. Так, если абсолютное число зарегистрированных больных составило 1 731 640 в 2001 г. и 1 837 672 в 2002 г., то в 2003 г. уже 1 197 189 человек и примерно столько же 1 231 548 в 2008 г. (рисунок 1). Иная картина выявлена в динамике числа зарегистрированных больных на 100 000 детского населения: начиная с 2001 года отмечен рост этого показателя с 5412,5 до 5866,8 в 2003 г. Данные 2004 г. практически идентичны 2001 г. 5548,5 человек. С этого момента начинается постепенный, но неуклонный рост заболеваемости, достигший к 2008 г. 5914 человек (таблица 1). Таким образом, несмотря на стабилизацию показателей абсолютного числа зарегистрированных больных детского возраста с заболеваниями мочеполовой системы к 2008 г., заболеваемость детей на 100 000 детского населения, прогрессивно увеличивается.

Максимальный показатель частоты встречаемости заболеваний мочеполовой системы на 100 000 детского населения в 2008 г. отмечался в СевероЗападном и Приволжском федеральных округах (6535,0 и 6615,8 соответственно), а минимальный в Южном федеральном округе (4935,4). По регионам максимальные показатели частоты встречаемости заболеваний мочеполовой системы на 100 000 детского населения были отмечены в Ненецком автономном округе (10753,2) и в Чувашской Республике (9952,7), а минимальные в Чеченской республике (2636,0).

Полученные данные можно объяснить тем, что в Северо-Западном и Приволжском федеральном округах в рамках реализации Национального проекта «Здоровье» и демографической политики РФ были внедрены и активно проводятся мероприятия, способствующие более раннему и полному выявлению болезней мочеполовой системы, в частности: дополнительная диспансеризация и углубленные медицинские осмотры; расширенное обследование новорожденных детей на врожденные заболевания; оснащение поликлиник и стационаров новым диагностическим оборудованием [12-14]. В других же регионах данные мероприятия существуют в недостаточном объеме, что приводит к меньшему количеству обследованных больных и соответственно к более низкому уровню выявления заболеваний. Так, например, в Чеченской республике минимальные показатели частоты встречаемости заболеваний мочеполовой системы могут быть связаны с общей ситуацией в республике и отсутствием достоверных статистических данных в последние годы.

источник