Меню Рубрики

Анализ взаимодействия родителей и детей

Теория привязанности во взаимодействиях родителей с детьми. Специфика процесса взаимодействия родителей и детей в психологической, психиатрической и педагогикой литературе. Установки ребенка по отношению к родителям и к себе согласно Г.Т. Хоментаускасу.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Анализ взаимодействия и отношений родителей с детьми

Список использованных источников

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.

В результате исследований, проведенных в течение последних 20 лет, было обнаружено, что с самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять в окружающем мире проявления человека, как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Поведение матери рассматривается как составная часть родительского поведения, комплементарная врожденному репертуару поведения младенца, и носит название «вызванное младенцем социальное поведение». Вызванное младенцем поведение матери в наибольшей степени подходит возможностям восприятия им окружающего мира. Длительность отдельно взятых выражений поведения — вокализация, изменение выражения лица, движения головы — равна лишь половине соответствующей длительности в диалоге взрослых, тогда как паузы между ними в два раза длиннее, чем у взрослых. В результате, многие стороны поведения матери доступны ребенку в процессе взаимодействия. В исследованиях Р. Ж. Мухамедрахимова обнаружено, что одним из показателей поведения матери, проявляющемся на нейрофизиологическом, сенсомоторном и личностном уровнях, является наиболее предпочитаемый эмоционально положительный, оптимальный для восприятия уровень стимуляции. Это обеспечивает формирование привязанности и взаимодействия. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуации взаимодействия. Поведенческая схема обобщает опыт отношений с матерью и закрепляются привычные формы поведения. Качество привязанности выявляется в специально разработанном тесте «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт), первоначально предназначенная для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста (1-2 года) в присутствии и отсутствии матери. Экспериментальная ситуация включала 8 эпизодов длительностью по 3 минуты каждый. Изучается реакция младенцев на разлуку и встречу с матерью. Обычно выделяется три группы детей.

Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремясь к близости и к взаимодействию при ее появлении. Тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность».

Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют или даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности назван «избегающая, небезопасная привязанность».

Наконец, дети группы «С» дают яркую, гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контакту с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и взяли «на ручки». Данный тип привязанности обычно называется «тревожно-амбивалентной привязанностью».

Качество привязанности ребенка определяется отношением к нему матери и высоко коррелирует с материнским поведением. Так, дети группы «В» имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей группы «А» отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей группы «С» матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

В известном Балтиморском лонгитюдном исследовании М. Эйнсворт использовала для наблюдения шкалы, включающие 4 измерения материнского отношения к ребенку.

1. Чувствительность — нечувствительность к потребностям младенца, в которой выявляется способность матери понимать потребность ребенка и видеть все с его точки зрения.

2. Принятие — отвержение, свидетельствующее о ценностной значимости ребенка и его роли для матери.

3. Кооперативность — вмешательство, в котором отражается уважение матери к самостоятельности и индивидуальности ребенка и ее склонность поддерживать его инициативу или навязывать собственные желания.

4. Поддержка — игнорирование, шкала, которая выявляет степень эмоциональной адекватности матери и ее эмоциональность и эмоциогенность. Матери группы «В» отличались высокими показателями по всем измерениям этих шкал.

Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа «В») могут иметь значительные проблемы в дошкольном возрасте, но, несмотря на это, они имеют более высокий потенциал интеллектуального развития, который реализуется в школьном возрасте. У детей с амбивалентной привязанностью вся энергия и все силы направлены на установление более прочных личностных связей с учителем, который мог бы восполнить недостаток теплых отношений с матерью, что препятствует развитию познавательной активности и исследовательского поведения ребенка.

Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте. Сведения, полученные в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и других, снискали широкую популярность и признание.Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958). По мнению Шутца для каждого индивида характерны три межличностных потребности:

Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное поведение или сверхсоциальное поведение.

Существует обширная литература в области психологии, психиатрии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы родитель — ребенок. Так, используются разные термины: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т.д. В отличие от педагогических теорий, претендующих на раскрытие правильных моделей воспитания, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований.

Одна из наиболее ранних классификаций родительских установок предложена в 1937 году О. Коннер. Он различал четыре типа позиций: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека.

Особенности взаимодействия родитель-ребенок, как двустороннего процесса, отражаются различными авторами в большей или меньшей степени и не являются, как правило, основанием для классификации типов или стилей воспитания, что оправданно, если рассматривать воспитание как целенаправленный воздействующий процесс, осуществляемый на осознанном и неосознанном уровне.Под стилем семейного воспитания чаще всего понимают систему приемов и способов воспитательного поведения родителей, обусловленную их личностными качествами и служащую средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Вместе с тем, нам близка позиция Г. Т. Хоментаускаса, который излагает свои взгляды на процесс взаимодействия родителей и детей в следующих положениях.

1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе.

2. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем мы, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоциональные переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

3. Семейная ситуация развития ребенка не тождественна той, которую воспринимаем мы. Для каждого члена семьи она выглядит несколько иначе. Каждый ребенок в семье получает собственный уникальный опыт. В сущности, каждый из них развивается в других условиях.

4. На детей влияют не только ваши преднамеренные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни вами ни ими не осознаваемые.

После таких вступительных замечаний обратим теперь внимание на специфику родительско-детских отношений и взаимодействия. Проблеме изучения отношений в этой области уделено достаточно много внимания. Анализ литературы, в которой так или иначе рассматривается взаимодействие и отношения родителей и детей позволяет выделить нам следующие направления исследований.

Во-первых, это анализ отдельных параметров, свойств, качеств взаимодействия и отношений взрослого и ребенка; при этом чаще всего изучается возможное влияние этих параметров на развитие личности ребенка

Во-вторых, взаимодействие ребенка и родителя рассматривается как целостное явление и выделяются определенные типы взаимодействия взрослого с ребенком или типы общения родителя и ребенка

И, наконец, третье направление, при этом чаще речь идет скорее о воздействии на ребенка, чем о взаимодействии ставит в центр анализа нарушения процесса взаимодействия ребенка

Многие авторы выделяют любовь и контроль, как основные факторы схемы родительского поведения. Так, Е. С. Шефер самыми общими характеристиками этой схемы считал два полярных фактора: «любовь — ненависть» и «автономия — контроль».

Первый фактор — эмоциональный, второй — поведенческий. Различные комбинации этих факторов могут приводить к различным аспектам родительского поведения.

П. Слатер выделил два аналогичных основных фактора родительского воспитания:

1) эмоциональная поддержка и теплота;

2) подавление ребенка и дисциплина

Е. Е. Маккоби включает в родительский контроль следующие моменты:

1) ограничительность — установление границ детской активности;

2) требовательность — ожидание высокого уровня ответственности от детей;

3) строгость — принуждение детей к чему-либо;

4) навязчивость — влияние на планы и отношения детей;

5) произвольные проявления власти.

Е. Е. Маккоби подчеркивала значение последовательности в контроле за поведением детей. При последовательности родительского контроля у детей обнаруживаются:

а) способность контролировать агрессивные импульсы;

б) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;

в) активность — способность подойти к новой ситуации с доверием, проявить инициативу и настойчивость в начатых делах, общее хорошее настроение.

Е. Е. Маккоби отмечала также, что разный уровень требований приводит к различным результатам. Если родители предъявляют к детям достаточно требований, то у их детей можно обнаружить низкую агрессивность, альтруизм чаще, чем эгоизм, достаточный уровень самостоятельности и активности. С низким уровнем требовательности родителей связывается высокая агрессивность, неконтролируемость своих побуждений, незрелость. Уровень родительских требований должен соответствовать возрасту детей и сопровождаться приучением детей к этим требованиям. При авторитарном типе родительского контроля у детей отсутствует эмпатия, отмечается низкая самооценка, слабость внутренних моральных норм поведения, ориентация на внешние требования и наказания. При этом у них возникают трудности взаимоотношений с ровесниками, отсутствие независимости и привязанностей.

Следующими важными параметрами родительско-детских отношений являются принятие и любовь. О принятии и любви пишут многие психологи, занимающиеся проблемами родителей и детей. Эрих Фромм считал, что материнская любовь по самой своей природе безусловна, а безусловная любовь «утоляет одно из сокровенных желаний не только ребенка, но и любого человека» Отцовскую любовь Э. Фромм считает обусловленной, и это соответствует психоаналитическому пониманию функций семьи, где мать — природа, а отец — государство. Принцип отцовской любви таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Фромм понимал любовь как установку, ориентацию характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только одного и безразличен к остальным ближним, то это не любовь, а симбиотическая привязанность.

Читайте также:  Подготовка к анализу на энтеробиоз у детей

Существуют целые направления, ставящие принятие и любовь в центр терапии и образования родителей. Важность любви и признания ребенка как уникальной личности подчеркивал еще А. Адлер. Принятие как базовое отношение к личности другого является основным понятием клиент-центрированной терапии К. Роджерса. Р. Кэмпбелл, известный своими христианскими взглядами на проблемы воспитания детей, уделяет много внимания безусловно любви.

Изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное Болдуином в институте Фелса в 1945 году, показало, что из всех сочетаний различных отношений наиболее способствует развитию отношение «принятие — демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития, развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Вопрос о соотношении любви и принятия решается неоднозначно. Так, по В. В. Столину любовь как отношение сочетает в себе симпатию, близость, уважение и таким образом как бы включает в себя принятие, как его понимает Роджерс.

Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по своему»

Таким образом, он включал в принятие уважение и симпатию. Хоментаускас подчеркивал, что родительская любовь — двустороннее отношение, и ее нельзя оценить с одной точки зрения. Она предполагает двух участников — родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия. «Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми»

Ребенок чувствует любовь родителя, и родитель воспринимает себя любимым, любящим в том случае, если:

— родитель умеет доступно выражать свои чувства ребенку;

— ребенок соответственно понимает своего родителя;

— родитель понимает внутренне состояние ребенка и способен воспринять выражаемые ребенком чувства любви и привязанности.

Важно отметить, что проявление любви со стороны ребенка тоже может носить разный характер. На основании своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе.

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. В этом случае родительским отношениям с ребенком характерны такие три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня. Такая позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизится к вам. Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень разнообразны. В одних семьях детям уделяется много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Например, таких, как появление ребенка вследствие нежелательной беременности, недовольство ребенком таким, каков он есть, чрезмерная требовательность, авторитарность родителей, отвержение ребенка в любой форме.

4. Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое. Ребенок может демонстрировать свою глупость, плохие привычки, неуклюжесть — все ради того, чтобы «отпугнуть» от себя взрослого.

Интересно, что все же, несмотря ни на что, дети чаще считают, что родители любят их. Так, в нашем исследовании, когда 45 подростков отвечали на вопрос «Мать (отец) любит меня», 44 человека отметили степень согласия с этим утверждением на пять баллов (максимальное количество), и лишь одна девочка оценила свое согласие в один балл. Законы конструирования методики таковы, что нам пришлось исключить этот вопрос из опросника, как «неработающий».

Противоположным полюсом понятия «принятие» является понятие «отвержение». Отвержение понимается как нарушение родительско-детских отношений и выделяется многими психологами в неблагоприятный тип воспитания. Вместе с тем, нам близка точка зрения Гордона, который пишет о том, что каждый родитель время от времени испытывает к детям два различных чувства — принятие и непринятие.. Степень принятия может зависеть от разных причин.

Во-первых, она может быть характеристикой личности самих родителей. Это люди обычно уверенные, с высоким уровнем толерантности, их чувства относительно себя независимы, от того что происходит вокруг и т. п.

Во-вторых, область принятия детерминирована самим ребенком. Дети могут быть высоко агрессивны, физически непривлекательны, обладать чертами, которыми трудно восхищаться.

Наконец, степень принятия может изменяться в зависимости от ситуации и состояний, в которых находятся родитель и ребенок. Так, родителю труднее принять негативное поведение ребенка в гостях, чем дома, или если он болен и устал. М. Бубер писал, что «непосредственно ненавидящий ближе к отношению, чем тот, кто лишен любви и ненависти.Следующей характеристикой взаимодействия и отношения к ребенку является «тревожность за ребенка». Тревожность за ребенка может повышаться вследствие различных причин, она может быть связана и с личностными качествами самих родителей и с особенностями ребенка. Для нас важно, каким образом тревожность родителя может быть связана с характером взаимодействия с ребенком. Результаты корреляционного анализа позволяют предположить что высокая тревожность за ребенка ведет к повышенному контролю за поведением ребенка и мешает родителю вести себя более последовательно. Таким образом, такой важный показатель родительского поведения как контроль (на противоположном полюсе — автономия, предоставление самостоятельности ребенку) оказался не связанным :ни с принятием, ни с эмоциональной близостью, но связан с тревожностью за ребенка.

Изменения социальных условий жизни отражаются на психических свойствах характера ребенка: его отдают в ясли, раньше отправляют учиться в школу. Эти тенденции неизбежно влияют на характер и качество отношений как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если же говорить не об отдельных случаях, а проследить общие тенденции изменений, то закономерна такая последовательность. В течение первых пяти — шести лет жизни средоточием эмоционального развития является семья. Это, во-первых, происходящее в первые три года жизни ребенка утверждение своего «я» в отношениях с родителями, как это мы показали, применив теорию сепарации-индивидуации. И, во-вторых, это возникновение и частичное разрешение Эдипова комплекса, сказывающиеся на отношениях в семье, а также Степень привязанности ребенка к ровесникам и взрослым обусловлена тем, как к ним относятся родители ребенка, а также характером отношений этих людей к его родителям. Кроме того, ребенок восприимчив к тому, какой характер носят отношения его родителей с теми лицами вне дома, с которыми у ребенка уже сформированы вторичные отношения. Конечно, конкретные случаи каждого из секторов отношений — дома и вне дома — очень многообразны. Когда мы утверждаем, что первичные отношения и главные цели первых пяти лет жизни формируются и легче всего поддаются воздействию внутри ядра семьи, мы упрощаем реальную ситуацию. Мы делаем это потому, что считаем такую модель в целом точной. В пределах этой модели вторичные отношения могут очень обогащать внутренний мир ребенка и играть жизненно важную роль, особенно когда первичные взаимоотношения обеднены и на отношениях вне я. Отношения с ровесниками и учителями не всегда складываются удовлетворительно, бывает, что и сильно разочаровывают. Игра с приятелями далеко не всегда приносит радость. Родители заблуждаются, временами думая, что их ребенок, поигравший на улице с приятелями, замечательно провел время и отдохнул. Когда ребенок возвращается домой, его загружают работой: «Ну, нагулялся, отдохнул — теперь пора и за дело!» В игре с друзьями могут возникнуть серьезные обиды, болезненные разочарования, даже приступы ярости. Ничего необычного в этом нет — приятели делают то, что хочется им, а не вашему ребенку. Они могут быть жестокими и грубыми, сами испытывать трудности и обиды, с которыми им приходится как-то справляться. Установление отношений с лицами вне семейного круга в первые школьные годы носит, однако, весьма ограниченный характер, поскольку ровесники никогда не будут так же заботиться о своем приятеле и защищать его, как это делают родители. Центральное место в жизни ребенка по-прежнему продолжают занимать родители, и именно к ним он обращается со своими проблемами, только на них он может полагаться целиком и полностью, Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми.

1. Андреев Г.М. Социальная психология.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.

3. Гозман Л.Я. Взаимосвязь отношения к себе к себе и отношения к другим.

4. Дружинин В.Я. Психология сеьи.

5. Куприянчик Л.Психология любви.

6. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.

7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка

8. Обукова Л.Ф. Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития.

9. Фрамм А. Азбука для родителей.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.

источник

Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста

Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как:

1. взаимодействие родителей и специалиста,

2. организация совместной деятельности,

3. создание развивающей среды,

способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу.

На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей — более 6 месяцев.

§ Констатирующий этап — первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей

§ Формирующий этап — проведение групповых занятий — направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка

§ Итоговый срез — направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам.

Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами — опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам (см. Приложение 3).

Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Первый срез проводился в начале посещения семьей занятий, итоговый — для 10 семей после 6 месяцев посещения, у 10 семей — после 1 года. Наблюдение было выбрано, потому что именно этот метод позволяет специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка, не изменяя естественных условий его протекания. (Приложение 4).

Оценка взаимодействия родителя и ребенка.

Оценка проводилась двумя методами — опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

1. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (см. Приложение 4), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам. Полученные по результатам опросника данные, позволяют не только оценить уровень взаимодействия в каждой паре родитель-ребенок, но и выявить потребности родителей, на удовлетворение которых будет направлена дальнейшая работа.

Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 1):

40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка,

70% — излишне требовательны к ребенку,

30% — дистанцированы от ребенка,

50% — не сотрудничают с ребенком,

80% — непоследовательны в собственных действиях по отношению к ребенку,

30% — неудовлетворенны отношениями с ребенком.

2. Так же на первых занятиях было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования родителей», которое позволило специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка. Данная методика направлена на выявление динамики, так как по ней в конце исследования будет проведении второй, итоговый срез.

Читайте также:  Подготовка к анализам у детей

Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 5):

Безусловное принятие ребенка

1. 95%родителей заботятся о комфорте ребенка на занятии

2. заботятся о безопасности ребенка на занятии 100% родителей

3. 65% родителей предлагают помощь при выполнении заданий

4. 70% родителей стремятся обеспечивать ребенка доступную среду

5. 65% родителей проявляют невербальные и вербальные нежности на занятии

6. Одобряют поведение ребенка 65% родителей

7. Расслабленность и хорошее настроение в присутствии ребенка демонстрируют 65% родителей

8. Интерес к занятиям ребенка наблюдается у 70% родителей,

9. позитивный аффективный фон активности на занятии наблюдается у 65% родителей

1. проявляют заботу о заинтересованности ребенка при выполнении задания 65%родителей

2. 45% родителей при общении с ребенком располагаются на уровне глаз ребенка

3. 70% родителей включаются в деятельность, которая интересует или которой занимается ребенок

4. 50% родителей позволяют ребенку играть многократно

5. 65% родителей предоставляют ребенку возможности выбирать

6. 9% родителей ищут компромисс в большинстве случаев при разрешении конфликтов

7. 45% родителей разрешают ребенку действовать с предметами по-своему

8. 65% родителей ожидают ответа ребенка

9. 50% родителей подстраивают темп собственной деятельности под темп ребенка

Ответственность за воспитание ребенка

1. 65% родителей выбирают адекватные для уровня развития ребенка игрушки, занятия.

2. 20 %родителей на занятии обращаются за консультациями к специалисту

3. 20% родителей активны на занятии

4. 50% родителей самостоятельно объясняют задания/способ действия ребенку, не дожидаясь повторения специалистом

5. 30% родителей вносят новизну в игру/занятия ребенка, не дожидаясь консультации специалиста

6. Управление вниманием ребенка наблюдается у 10% родителей

7. — в управлении (поддержании программы) — у 70% родителей

8. — эмоциональной — у 60% родителей

9. — исполнительной — у 85% родителей

2. Формирующий этап исследования.

1. Проведение семинара-тренинга для родителей. 40% родителей из данной экспериментальной группы (были выбраны случайным образом) принимали участие в семинаре — тренинге, посвященном особенностям развития и воспитания ребенка раннего возраста. Семинар проводили психолог, педагог, логопед. На семинаре обсуждались особенности и задачи развития ребенка раннего возраста, роль семьи в воспитании ребенка, особенности перехода ребенка из периода младенчества в период раннего детства, важность взаимодействия родителя и ребенка. Также на тренинге имели возможность попробовать применить полученные знания, отработать навыки эффективного взаимодействия, работая в парах, тройках, группах.

После семинара все родители отметили его важность, своевременность, новизну информации. Для 35%родителей главной оказалась информация об особенностях возраста ребенка, для 60% — способы взаимодействия с ребенком, для 5% — консультация специалиста.

По данным наблюдения, именно эти родители активнее участвуют в занятиях, меньше ограничивают ребенка в выборе занятий, располагаются на уровне ребенка при общении с ним, всегда стараются договориться с ребенком, активно используют педагогические приемы при взаимодействии с ребенком.

2. Проведение групповых занятий для семей. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении 1часа. Занятия проводил педагог (опыт работы в службе раннего вмешательства 3 года), в качестве помощника выступал волонтер (студент 3 курса, ППФ), примерно 1 раз в месяц на занятия приходил психолог для оказания консультативной психологической помощи родителям.

Групповая работа строится по следующим принципам:

· родителей и ребенка — на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком.

· Родителей и специалиста(особенности взаимодействия с родителями см. Приложение 2)

· Всех участников группы — на занятиях много совместных игр, также в рамках занятия мы отмечаем праздники, дни рождения. Это сплачивает родителей, они начинают делиться друг с другом проблемами, помогать советами, общаться вне занятий.

· родителей — родители участвуют в планировании занятий — могут предложить идеи для проведения занятий, организации праздников

· ребенка — на занятии ребенок активен, этому способствует подготовленная среда, сам выбирает игры и занятия

· специалиста — ведущий организует среду, консультирует родителей, помогает разрешать конфликты, демонстрирует модель взаимодействия(взаимодействует с ребенком так как это должен делать родитель)

· занятия имеют свою неизменную структуру (меняются лишь игры внутри нее),

· для достижения результатов (развития ребенка, развития взаимодействия) необходимо посещать каждое занятие (по возможности), не менее полугода

4. средовой подход — создание развивающей среды способствует развитию ребенка, формированию взаимодействия между родителем и ребенком.

принципы организации среды:

2. доступность среды для ребенка

Исследование влияния групповых занятий на развитие взаимодействия между родителем и ребенком проводилось методом стандартизированного невключенного наблюдения, как наиболее подходящего для описания предмета исследования, и не нарушающего естественного процесса взаимодействия родителей и ребенка.

Были получены следующие результаты:

По данным исследования, наблюдается повышения количества действий родителей по отношению к ребенку, демонстрирующих безусловное принятие.

У 35% родителей наблюдается значительное увеличение этих показателей — на 20%.

У 35% родителей, изначально имевших высокие показатели, изменения не наблюдается.

У 30% родителей, изначально имевших средние показатели (проявление безусловного принятия на занятии наблюдалось часто) наблюдается незначительное увеличение параметров — в пределах 10%.

Уменьшения показателей не наблюдается.

У 55 % родителей наблюдается значительное увеличение совместных действий с ребенком на занятии — в рамках 30%

У 25% родителей, имеющих высокие показатели (на занятии эти родители часто действуют совместно с ребенком)

У 5%родителей, имеющих высокие показателей, ориентированных на совместную деятельность с ребенком изменений не наблюдается.

Уменьшения показателей не наблюдается.

У 40%родителей наблюдается значительное увеличение действий, демонстрирующих принятие ответственности за воспитание ребенка на себя.

У 10% родителей, которые склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка на других, изменений в поведении по этим параметрам не наблюдается.

У 40% родителей, которые берут ответственность за воспитание ребенка на себя (часто демонстрируют данные признаки на занятии) наблюдается увеличение показателей в пределах 10%

Уменьшения показателей не наблюдается.

По данным групповой динамики наблюдается увеличение показателей по всем параметрам.

Наибольшее изменение поведений родителей наблюдается по параметрам — совместные действия и принятие ответственности.

источник

Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.

Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.

Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Анна Чудинова
Анализ работы с родителями (законными представителями)

Анализ работы с родителями (законными представителями)

Воспитателя Чудиновой А. Е.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Читайте также:  Пневмония дети до года симптомы анализы

Любая педагогическая система без семьи — не возможна. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, активизировать родителей и они стали помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, учитываются особенности ребенка и перспективы его развития.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В своей работе я старалась наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы — семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Информационно-аналитические: социологические опросы, тесты, анкетирование, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).

Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических

Наглядно-информационные: открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, выпуск газет, информационные стенды, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.

Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей.

Досуговые формы организации общения педагогов и родителей призваны устанавливать теплые доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Помимо этого наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей могут подразделяться на наглядно — просветительскую форму, которая направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад — два важный института социализации ребенка, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников образовательного процесса. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

Проанализировав результаты проделанной работы, я пришла к следующим выводам: одной из основных задач, стоящих перед детским садом, для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей является взаимодействие с семьей. Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей в семье показал, что во всех группах собран богатый.

Анализ работы ДОУ за год Основная работа коллектива ДОУ была направлена на обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов,.

Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учреждениях Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учрежденияхСотрудничество ДОУ и Семьи – залог.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников Месяц Мероприятия Сентябрь 1. Индивидуальные контакты. 2. Ознакомление с документацией 3. Беседа «Особенности вашего малыша» 4. Папка-передвижка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями (законными представителями). Средняя группа. 2018–2019 учебный год Задачи 1. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. 2. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи,.

Перспективный план взаимодействие с родителями (законными представителями) на 2017–2018 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Заринский детский сад «Солнышко» Дело -08- работа с родителями Перспективный.

План взаимодействия с родителями (законными представителями) на 2017–2018 год План взаимодействия с родителями (законными представителями) 2017 – 2018 год Сентябрь 2017 Вид деятельности Ответственный 1. Оформление.

Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе» Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе». Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Самоотчет по работе с родителями и законными представителями группы. План работы с родителями на 2017–2018 учебный год Самоотчет по работе с родителями (законными представителями) группы Составила: Вавилова Вера Михайловна, воспитатель средней группы «Солнышко».

источник

Задания на педагогическую практику

Для студентов 2 курса заочного отделения

По ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками

Образовательного учреждения

МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

Задания на учебную практику (12 часов):

1. Изучение и анализ основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к ним («Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека» и др.)

2. Ознакомление с опытом конкретного дошкольного образовательного учреждения по организации работы с семьей.

3. Изучение и анализ документации воспитателя по работе с родителями воспитанников (перспективный план, тематика и протоколы родительских собраний).

4. Наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей в утренние и вечерние часы (см. приложение №1).

Задания на производственную практику (12 часов):

1. Планирование работы с родителями: разработка тематики, содержания и форм взаимодействия с родителями (см. приложение №2).

2. Разработка содержания консультации для родителей по актуальной проблеме.

3. Составление конспекта родительского собрания. Его проведение и самоанализ.

4. Создание эскиза оформления уголка для родителей.

Приложение №1.

Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние и вечерние часы.

Один студент изучает 5 детей.

Данное наблюдение должно быть направлено на выявление трудностей, проблем воспитания ребенка в семье. К ним можно отнести, например, проблему послушания, культуры поведения, общения взрослого с ребенком и др.

Требования к организации и проведению наблюдения:

1. четко ставить цель наблюдения,

2. сосредотачиваться на одном ребенке,

3. выделение единиц наблюдения,

4. подробная запись действий и высказываний ребенка, относящихся к интересующей воспитателя стороне его развития,

5. отделение проявлений поведения ребенка от их толкования,

6. ведение наблюдения в различных ситуациях,

7. выбор приемлемой формы фиксации результатов наблюдения.

Примерная форма фиксации результатов наблюдения.

А) Взаимодействие родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу.

Ф.И. ребенка Настроение ребенка/родителя Процедура раздевания Реплики по ходу Прощание
веселое пасмурное равнодушное что-то еще сам родитель вместе одобрение критика беседа что-то еще долгое с уговорами ласковое, с поцелуями долгое С раздражением С напутствиями Др (что)

Б) Взаимодействие родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей в группе.

Ф.И. ребенка Реакция ребенка на приход родителя Настроение родителя Содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя Процедура сбора домой
Разговоры Активность ребенка Активность родителя
рад безразличен огорчен Другое улыбается Хмур, зол безразличен другое О режиме дня О чувствах О достижениях молчит активен пассивен заинтересован Просит помолчать формален Молчит другое другое торопит приказывает критикует помогает терпелив другое

На основе полученных данных сформулировать вывод, отражающий определение трудностей в воспитании ребенка. Сделать предположение об их причинах.

Сформулировать цели и задачи работы с родителями, направленные на дальнейшую работу с семьей (например, повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей, педагогическое просвещение по вопросу детско-родительских отношений, повышение педагогической компетентности по вопросу стиля семейного воспитания, поддержание в родителях уверенности в своих педагогических возможностях, развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей, активизация и обогащение умений родителей, направленных на…, педагогическое просвещение по проблеме…, формирование мотивации родителей к использованию форм, методов воспитания (или развития) …, оказание помощи в преодолении …, создание условий для использования средств (методов) предупреждения …, создание условий для… ).

Приложение №2

Планирование работы с родителями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8342 — | 7965 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник