Меню Рубрики

Анализ всех героев отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, автор одного из самых известных литературных произведений XIX века «Отцы и дети».

Данный роман насыщен персонажами: главными и второстепенными, краткие характеристики которых изложены ниже.

Евгений Васильевич Базаров – центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Когда читатель только встречает Базарова на страницах произведения, первое, что бросается в глаза и при этом, дает максимально правдивую характеристику персонажа – его внешний вид. Базаров одет в старые и потрепанные временем вещи, но даже в таком виде преподносит себя гордо и достойно.

Внешность молодого человека также отражает основные черты его характера. Через тонкие губы, мужественный голос, большой лоб и твердую походку, И.С. Тургенев передает скрытность, холодность и резкость своего героя.

Базаров воспитывался лекарем в крестьянской семье, сам же он, как и отец, учился на медицинском факультете. Его скептическое отношение к окружающим его людям, природе, искусству, самоуверенность и некий эгоизм объясняются принадлежностью героя к течению нигилистов. Персонаж остается верен своим принципам до конца жизни, и умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов – наиболее добрый, светлый и «положительный» среди всех персонажей романа. Внешне Николай Петрович выглядит типичным дворянином того времени: немного сгорбленный человек с приятными чертами лица, носящий «деревенское» пальто.

Николай Петрович является отцом Аркадия, либералом по своим взглядам. Герой старается идти в ногу со временем, насколько это было возможно в тот период, он интересуется жизнью сына, новаторскими идеями, к которым примыкает Аркадий.

Какое-то время персонаж испытывает неловкость и стыд из-за своих чувств к простой женщине Фенечке, но к концу романа можно отметить личностный рост этого героя, ведь он не только более не стыдится, но даже открыто выражает свою любовь, женившись на Фенечке.

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Петровича, который является антиподом Евгения Базарова. Несмотря на то, что в течение какого-то промежутка времени, герой проживает в деревне, он не выбирает «деревенское пальто», как его брат. Павел Петрович всегда выглядит роскошно, его рубашка всегда накрахмалена, а на руках всегда находятся светлые перчатки. Персонаж считает, что следить за своим внешним видом необходимо, даже когда находится среди простых деревенских людей, а не в привычном Петербургском обществе.

В своей жизни Павел Петрович испытал несчастную любовь к княгине Р., именно после разрыва он переехал в деревню, где встретил Фенечку, напоминающую внешне бывшую любовь. Однажды Базаров видит, как герой целует Фенечку, и вызывает его на дуэль, что становится некой кульминацией их конфликта.

Из сражений герой выходит с ранением, поэтому после свадьбы племянника отъезжает за границу на лечение.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича и друг Евгения. Герой молод и наивен, что, несомненно, объясняет его слепое подражание в начале романа взглядам Базарова. Он попадает под влияние яркого и весьма необычного течения, которому Евгений отдан полностью, хотя сам Аркадий с первых страниц романа сомневается в идеях, которые пропагандирует его друг.

Аркадий восхищается тем, как Базаров следует идеям течения до самой смерти, но в определенны момент он осознает, что имеет совершенно другие взгляды и планы на эту жизнь.

Отказавшись от идей нигилизма, Аркадий обретает любовь и счастье, которое становится смыслом его жизни.

Анна Сергеевна Одинцова – единственная женщина, к которой Базаров обретает некое подобие чувств. На самом деле, Одинцова представляется очень жестокой женщиной, которая просчитывает каждый свой шаг, она, тем не менее очень любит роскошь, но не желает делиться ей с кем-либо. Поэтому вполне ожидаемым итогом для нее стало замужество по расчету.

Катерина – молодая девушка, воспитанная сестрой в строгости. По этой причине можно отметить такие ее черты, как невероятная скромность, любовь к природе, музыке, доброта. Безусловно, образ этой девушки является идеальным завершением образа Аркадия Кирсанова, который находит в ней смысл своей жизни.

Фенечка – женщина, родом из крестьянской семьи, которая становится примером естественной красоты и чистоты. Неудивительно, что Николай Петрович избрал ее в качестве своей возлюбленной, ведь именно Фенечка является идеалом женщины для него, хранящей домашний очаг, заботящейся об уюте и благополучии родных.

Княгиня Р. (Нелли) – женщина, которая, пожалуй, является самым загадочным образом всего произведения. В эту героиню так сильно был влюблен Павел Петрович, и разбив ему сердце, Княгиня Р. оказала очень сильное влияние на дальнейшее развитие судьбы данного персонажа.

Таким образом, все герои романа И.С. Тургенева являют собой весьма необычайные, но в то же время невероятно правдивые образы, которые автору с большим умением удалось великолепно раскрыть.

источник

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» насыщен колоритными персонажами. Наверное, это одно из немногих произведений, в котором действительно стоит сделать именно на представленных героях, а не на социальном фоне или исторической подоплеке.

Евгений Базаров

Ярким факелом, бросающим мрачную день на роман, является Евгений Базаров. Этот молодой человек, скептик и один из тех, кого называют нигилистами, на первый взгляд отталкивает от себя и читателя, и окружающих его людей. Он сын лекаря и сам избрал для себя такое же поприще. Кажется, что его прагматический ум не способен воспринимать обычных радостей жизни; кажется, что любое человеческое слово или явление природы он стремится осмыслить, основываясь только на своем личном мнении и опыте. С одной стороны, он очень высоконравственный, но его высокие моральные качества и требования контрастируют с его нигилизмом.

В Базарове действительно много отрицательных черт, он сух и суров по отношению даже к самым близким людям. Остается только с прискорбием наблюдать за тем, как Евгений, скрывая нежность, которая зиждется в глубине его сердца, остается угрюмым со своими родителями, которые бесконечно его любят.

Но даже в таком человеке, казалось, презирающем все на свете, просыпается глубокое чувство любви, когда он встречает женщину, стоящую выше всех женщин, которую он видел вначале. И в нем просыпается та страсть, которая мигом снимает с него маску равнодушия. Вот здесь и стоит вспомнить о его благородстве (однако, не стоит также забывать и о дуэли Базарова и Кирсанова, когда Евгений, ранив противника, подал ему руку помощи. Получив отказ, он повел себя возвышенно и поистине благородно, еще раз доказав это в финальной сцене, когда взялся лечить больного, заразившись от него. Базаров умирает красиво: это была короткая жизнь, прожитая так, как Евгений хотел сам.

Аркадий Кирсанов

Дружба Евгения и Аркадия Кирсанова представляет собой очень интересный альянс. Аркадий — из обеспеченной семьи, дворянин и полная противоположность Евгению. Аркадий, обладающий романтической и нежной натурой, легко поддается влиянию своего друга. Причем интересно, что он не может объяснить квинтэссенции нигилизма, он не чувствует его, а лишь слепо поддается влиянию более сильного по характеру Евгения. Если Евгений насмехается над человеческими чувствами, считая их в какой-то степени рудиментом человечества, то Аркадий искренне верит в них, но словно стыдится показывать при Евгении. Он глубоко чувствует искусство, вся натура его окружена романтическим ореолом.

Рыцарский дух Аркадия, кажется, перешел к нему от его отца, такого же нежного и мягкого- Николая Петровича. Это чистый человек, до сих пор живущий идеалами романтического средневековья. Любящий всю жизнь одну женщину, он глубоко и долго переживал ее смерть, храня в себе спокойную и тоскливую скорбь, перенеся любовь на сына. Это самый добрый и незлопамятный человек, с восхищением погружаясь в сочинения Пушкина. Его женитьбы на бедной и молодой девушке, являющейся горничной в его доме, не может вызвать фривольного толкования. Здесь нет ни пошлости, ни прихоти, которой он захотел последовать на закате своих лет, а есть только бесконечная нежность к девушке и желание помочь ей.

Павел Петрович Кирсанов

Особого внимания также заслуживает и его брат, Павел Петрович, замыкающий вереницу главных персонажей. Мы видим самолюбивого и европеизированного человека, считающего себя либералом и приверженцем исключительно аристократического образа жизни. Мы видим, насколько щепетильно он относится к своему внешнему виду, обращая внимание, например, на его гардероб, который состоит из голландских рубашек.

Павел Петрович, считая себя либералом, является на самом деле глубоким консерватором, о чем можно судить по его непринятию мнения Базарова, о его оценке социальной и политической действительности, в том числе, насчет отмены крепостного права. Он похож на Базарова некими чертами, присущими всем мизантропам, он сух и горделив, и, наверное, именно из-за похожести их натур они не смогли понять друг друга, что в итоге привело к дуэли. Внимательный читатель может заметить, что изначально это был живой и энергичный юноша, но сейчас он словно абстрагировался от общества и жизненных тенденций. Но, подобно Евгению, он был поражен любовью, также неудачной, что вынудило его замкнуться в себе, стать скептиком и вести уединенную жизнь.

Родители Евгения

Если говорить о второстепенных персонажах, то несомненного внимания заслуживают родители Евгения- Василий Иванович и Арина Власьевна. Это удивительные, чисто деревенские люди, но обладающие пусть простой, но глубокой жизненной философией. Арина Власьевна живет судьбой своего сына, каждый день молится за его счастье и благополучие. Как и все любящие матери, она тоскует от разлуки с сыном. Интересно. Что родители Базарова, хотя и не понимая жизни своего сына, принимают его как свое чадо, любя его по поддерживая во всем, даже если его мысли и жизненный путь кардинально расходился с их миропониманием. Василий Иванович, несмотря на свой возраст, продолжает заниматься врачеванием, безвозмездно помогая тем, кто приходит за помощью. Это любящие родители, живущие счастьем своего сына. Смерть Евгения, увядание его молодости становится страшным ударом для стариков. В конце книги мы видим их, горько плачущих на могиле сына.

Анна Сергеевна

Не стоит забывать и о той, ради которой Евгений был готов поступиться своими принципами — это Анна Сергеевна. Красивая, изящная, о которой Евгений в самом начале сказал, что она «на других баб не похожа». За ее женственностью скрывается, однако, холодный расчет, ведь эта женщина никогда никого не любила, а замуж вышла по соображениям прагматизма. Возможно, не стоит все же укорять ее за это, ведь у нее было необычное детство, проведенное с отцом-аферистом, которое, скорее всего, наложило на нее отпечаток

Такой же противоположностью, как Аркадий Евгению, является для Анны ее сестра Катерина. Воспитанная в строгости, она становится очень скромной, даже закрытой девушкой, живя в своих юных грезах. Не случайно Аркадий полюбил Катерину, которая понимала его идеалы и также создавала романтические образы

Герои многогранны, в каждом есть своя слабость и несокрушимая сила, и это делает их вечно живущими в литературе и сознании читателей.

Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.

Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.

Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.

Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну. Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.

В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.

Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.

Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.

Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.

Роман Тургенева “Отцы и дети» является самой известной его работой. Роман известен по всему миру, он поднимает фундаментальные вопросы о вечном недопонимании между людьми из разных поколений, кроме того в произведении хорошо выражено течение нигилизма.

Главный герой Евгений Базаров довольно молод, ему всего тридцать лет, он ярый нигилист. Он отрицает принятые в обществе ценности: дружбу, любовь, любовь к Родине. В его мыслях преобладает лишь холодный счет, факты и доказательства. Герой гордится тем, что родом из простой семьи, жизнь решил посвятить медицине, дворян он недолюбливает, ведь по его мнению, дворянство не делает ничего полезного для общества. Правда, в дальнейшем Базаров пожалеет о том, что отрицал ценности человека, так как влюбится в Анну Одинцову. К сожалению, герой погибнет от тифа из-за своей неосторожности во время вскрытия трупа.

Аркадий Кирсанов является преданным товарищем Базарова. Он им сильно вдохновился, его идеями нигилизма, но Аркадий все-таки не смог отречься от своего истинного я. В реальности Аркадий обычный молодой человек двадцати трёх лет, довольно мягкий, романтичный. Он всем сердцем любит и почитает искусство и окружающий мир.

Павел Петрович Кирсанов типичный дворянин, он дядя Аркадия Кирсанова, ему сорок пять лет, но он выглядел гораздо моложе своих лет. Аристократу был присущ острый и ясный ум, высокий уровень интеллекта, изящность во всем, кроме того Павел Петрович придерживался либеральных взглядов. В юности пережил серьёзную драму в личной жизни, ведь у него не сложились отношения с женщиной, ради которой он был готов абсолютно на все. Павел Петрович множество раз вступал в конфликт и спор с Базаровым. Дворянину категорически не нравился подход к жизни у Евгения. Кроме того, аристократ был сильно оскорблен утверждением нигилиста о бесполезности дворянского общества.

Княжна Анна Одинцова смогла растопить сердце нигилиста. Она молода, ей было всего двадцать восемь лет, она была вдовой, героине был присущ высокий уровень интеллекта, кроме того, ей была присуща излишняя гордость, излишнее хладнокровие, княжна было почти невозможно кого-то полюбить. Базаров был влюблён в нее без памяти, но она не чувствовала практически ничего к нему. Внутренняя и внешняя бстабильность былы очень важны для героини, поэтому она всячески избегала проявление чувств, ведь тогда ее стабильность пошатнулась. Когда Базаров на смертном одре признавался ей в чувствах, она ничего не ответила, даже в такой момент она осталась полностью равнодушной. Но Одинцова не понимала, что без любви жизнь человека теряет всякий смысл. А Базаров понял это слишком поздно.

Читайте также:  Стафилококк у детей расшифровка анализа

Роман Тургенева безусловно будет актуален во все времена. Он уже много лет будоражит умы читателей, критиков. Проблемы, поднятые в произведении, не устареют никогда. Благодаря данному произведению каждое новое поколение сможет найти ответы на многие вопросы касательно отношений с родителями.

Есть сказание, что находился в неком городишке колокол, и, когда он звенел, его слышали даже в столице. Отсюда и появилось название Звени-город

Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных. Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание

О событиях, взволновавших «тихий Дон» через 10 лет после окончания гражданской войны, рассказал писатель в «Поднятой целине». Этот новый роман был близок показом дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста сознания.

Я родился в городе Екатеринбурге, и поэтому он самый любимый и лучший для меня. У этого города очень много достопримечательностей, памятных мест, здесь побывало много уникальных, знаменитых людей

Действия в рассказе «В дурном обществе» происходят в городе Княжье-Вено. Главным героем является Вася, у него умерла мама, когда ему было шесть лет. Его отец (богатый человек, судья) сильно горевал и совсем забыл про сына.

источник

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное – ценность семьи. Во второй – демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983)

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Базаров – студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Один из центральных героев тургеневского романа – это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна – рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

источник

Роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году. Это произведение не столько о конфликте поколений, сколько еще об одном «лишнем» человеке. Таковым стал Базаров.

Главные герои романа «Отцы и дети»:

Евгений Васильевич Базаров человек высокого роста с темно-белокурыми, длинными волосами. «Чудесный малый, такой простой», по мнению Аркадия. Аристократическую натуру Павла Петровича возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. Он хоть и пытается работать, делает какие-то опыты, но за ними не видно определенной цели. Его нигилизм – это маска, за которой он прячется от реальности современного бытия. Он никого не любит, не готов никого сделать счастливыми. Зная, что его ждали дома, он не спешил ехать домой, гостил сначала у Кирсановых, потом у Одинцовой. Базаров ничего не создает, он едва не разрушил жизнь в семье Кирсановых, когда, не задумываясь о нравственной стороне своего поступка, стал соблазнять Фенечку. Он возбудил в сердце Одинцовой чувство любви, но тут же отступил. На женщин он смотрел как на самок, которые служат для удовлетворения физиологических потребностей, и отрицал любовь. Но когда сам влюбился – то испугался и сбежал. Его собственные родители рядом с ним чувствовали себя как на вулкане, не смея лишний раз заговорить с ним, или выразить свои чувства. Своих друзей он попросту использует. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», так объясняет Аркадий принципы нигилизма Павлу Петровичу.

Правда, надо отдать ему должное, на дуэли он повел себя благородно, осмотрев и перевязав рану Павлу Петровичу.

Николай Петрович Кирсанов – барин лет 40 с небольшим, вдовец, владелец имения в 200 душ. Отец хотел отдать его на военную службу, но он был трусоват. И когда должен был отправиться на учебу, сломал ногу. Тогда отец «пустил его по штатской», отвез его учиться в университет. После смерти родителей женился по любви, и 10 лет прожил с женой в любви и согласии. Он распустил своих крестьян до узаконенной отмены крепостного права, организовал ферму, но дела не шли. Не хватало опыта, умения управлять людьми.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича, «кандидат», окончивший университет. На какое-то время он подпал под влияние Базарова, которым восхищался, и считал что тот во всем прав. Но вернувшись в родную стихию, домой, он все больше становится самим собой. Он любит и отца и аристократа дядю, защищает его от нападок Базарова. Аркадий подпал под влияние Базарова, в глубине души оставаясь прежним. Он не столько разделял его мировоззрения, сколько просто подражал ему. И как только он расстался с Базаровым, он стал прежним. Это подтверждается словами Кати о том, что Аркадий находился под влиянием Базарова, и в нем сохранялись «старые следы… сатирического направления».

Аркадий все чаще спорит с Базаровым, и однажды дело едва не дошло до драки.

Павел Петрович Кирсанов – 45-летний мужчина в английском костюме. Несмотря на то, что Павел Петрович не жил в столице, а всего лишь в деревне, он сохранил былые привычки. Он уделял много внимания своему туалету и своей внешности. Когда-то это был красавец мужчина. Его лицо и теперь хранило остатки былой красоты. Седые волосы были коротко острижены. Лицо было желчным, но без морщин. Особенно хороши были ясные, черные глаза. Он сохранил юношескую стройность.

Павел Петрович невзлюбил Базарова, который отрицал традиции, жизненные устои, медицину, государство. Между ними часто вспыхивали стычки, споры.

Когда-то Павел Петрович был счастливо влюблен, Но любимая покинула его. Через некоторое время Павел Петрович узнал о ее смерти. В глубинах своей души он хранил память об этой любви. В один прекрасный день он обратил внимание, что Фенечка похожа на княгиню Р. – предмет его любви и восхищения. Он заметил, что Базаров стал оказывать Фенечке знаки внимания, и, посчитав себя оскорбленным, вызвал Базарова на дуэль, где и был ранен.

Катерина – положительная героиня. Тургенев рисует ее доброй и скромной, умной и кроткой, побаивающейся своей старшей сестры.

Прокофьич – слуга в доме Кирсановых. Пожилой человек шестидесяти человек лет, беловолосый, худой и смуглый, с густыми бровями на лице, одетый в коричневом фрак с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Говорил он внушительно.

Фенечка молодая женщина двадцати трех лет, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с пухленькими по-детски губками и нежными ручками. Фенечка была скромной, до стыдливости. Она была хозяйственной, как и ее мать. Фенечка любила и своего малыша Митю и Николая Петровича.

Княгиня Р. была известна в обществе, как легкомысленная кокетка, увлекалась всякого рода удовольствиями, любила танцевать до упаду, кружила головы мужчинам, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной. По ночам она молилась, плакала, или читала псалтырь. Внешне княгина Р. была интересной, хорошо сложенной женщиной. Ее голову украшала золотистого цвета, тяжелая коса. Взгляд ее серых глаз был «быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд». Часто она вела себя непонятно для окружающих.

Матвей Ильич Колязин – родственник Аркадия по линии матери, был тоже из «молодых». Ему было 40 лет, и он готовился стать чиновником государственного уровня. Он был тщеславен, высокого мнения о собственной персоне. При этом старался выглядеть простым, «своим парнем»: глядел одобрительно, слушал снисходительно, смеялся добродушно. Но при этом любой чиновник мог оставить его в дураках, и вить из него веревки. Колязин был ловким и хитрым придворным. Свои личные дела умел проворачивать с необычайной ловкостью, и в этом ему не было равных.

Читайте также:  Стафилококк в анализах мазка у детей

Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина – эмансипированная дамочка, с маленькой и невзрачной фигурой, неприятным, чем то недовольным выражением лица. Сама себя она считала добродушной и простой, тем не менее, во всех ее поступках просматривалась неестественность, фальшь.

Ситников – молодой прогрессист небольшого роста. Базаров явно был не в восторге от встречи с ним. Лицо было приятным, но в выражении его просматривались тревога и тупость. Смотрел он пристально и беспокойно. То же беспокойство слышалось в его смехе.

Анна Сергеевна Одинцова – статная женщина высокого роста. От лица ее ласковой и мягкой силой. Взгляд был спокойным и умным. Анне Сергеевне шел 29-й год. С людьми она держалась непринужденно, и неважно, кто это был: сановник или молодой, никому не известный господин. Она любила роскошь, была богата и независима. И потому ни к чему особенно не стремилась. Шла по жизни, без борьбы, без особых устремлений.

Тимофеич, отцовский приказчик Базаровых. Был настоящим дворецким, порою больше аристократ, чем его хозяева. Потертый и проворный старичок с выцветшими от времени, пожелтевшими волосами

Василий Иванович, отец Базарова высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Василий Иванович был похож на сына. Только лоб немного ниже и рот шире. Пол подвижный и немного суетливый. В молодости был военным врачом, и сейчас иногда оказывал медицинскую помощь своим крестьянам.

Арина Власьевна, мать Базарова кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке с трепещущим голосом. Она была настоящей русской дворяночкой. Казалось, что она явилась из прошлого: была набожна, строго соблюдала все посты, телятину и голубей не ела вовсе. Боялась грома мышей, змей и прочих гадов. Верила в предания, заговоры, гадания, сны, домовых, леших, и во все то, во что верила русская деревня. За свою жизнь прочла всего 2 книги, и писала в год по одному два письма.

В домашнем хозяйстве знала толк, но своими руками ни чего не делала. Она была по-своему доброй и неглупой женщиной. С молоком матери, она усвоила, что существуют господа и народ, который должен служить господам. Не чуралась подобострастий и поклонов, но с людьми была ласкова и нищим всегда подавала.

В молодости Арина Власьевна получила неплохое домашнее образование. Играла на клавикордах, говорила по-французски. Замуж вышла не по своей воле, и поэтому всю свою нерастраченную нежность отдавала сыну, которого любила, и в то же время, боялась. Управление имением переложила на плечи мужа и предпочитала ни во что не вмешиваться.

В романе Базаров умирает, заразившись тифом. Этим Тургенев хотел подчеркнуть, что у таких людей, как Базаров нет будущего. Аркадий женится на Кате, а его отец узаконивает свои отношения с Фенечкой. Павел Петрович уезжает за границу, чтобы там окончить свои дни.

Современная жизнь меняется с потрясающей скоростью. И это ускорение было дано примерно в веке XVIII, когда стали развиваться науки и промышленность. XIX век отличается изменениями общественного сознания. Молодежь рассуждала иначе, чем их родители. Отчасти это диктовалось политическими и экономическими событиями, происходящими в жизни страны изменениями, отчасти – желанием самоутвердиться, доказать свою взрослость. Отсюда рождалось непонимание. Но Базаров не был примером для подражания молодым. Он отрицал искусства, религию, чувства между людьми, видя только материальную основу человеческого существования, и забывая о духовной стороне, той самой, которая отличает человека от животных. И все-таки, отрицая любовь, он сам успел влюбиться.

источник

Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

источник

«Отцы и дети»: действующие лица. «Отцы и дети»: главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении «Отцы и дети» Тургенева?

В романе «Отцы и дети» действующие лица весьма разнообразны и по-своему интересны. В этой статье представлена краткая характеристика каждого из них. До сих пор не теряет актуальности роман «Отцы и дети». Действующие лица этого произведения, а также проблемы, затрагиваемые автором, интересны в любой исторический период.

Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич. Читателю сначала известно о нем не много. Мы знаем, что это студент-медик, который приехал на каникулы в деревню. Рассказ о времени, проведенном им вне стен учебного заведения, и составляет сюжет произведения. Сначала студент гостит в семье Аркадия Кирсанова, своего друга, после чего отправляется вместе с ним в губернский город. Здесь Евгений Базаров заводит знакомство с Одинцовой Анной Сергеевной, некоторое время живет у нее в усадьбе, однако после неудачного объяснения вынужден уехать. Далее герой оказывается в родительском доме. Он живет здесь недолго, так как тоска заставляет его повторить только что описанный маршрут. Выясняется, что нигде не может быть счастлив Евгений из романа «Отцы и дети». Действующие лица произведения чужды ему. Герой не может найти себе места в российской действительности. Он возвращается домой. Где и погибает герой романа «Отцы и дети».

Действующие лица, описание которых мы составляем, любопытны с точки зрения преломления эпохи в их характерах. В Евгении, пожалуй, наиболее интересен его «нигилизм». Для него это целая философия. Этот герой — выразитель настроений и идей революционной молодежи. Базаров отрицает все, не признает никаких авторитетов. Ему чужды такие стороны жизни, как любовь, красота природы, музыка, поэзия, семейные связи, философское мышление, альтруистические чувства. Герой не признает обязанность, право, долг.

Евгений легко побеждает в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, умеренным либералом. На стороне этого героя не только молодость и новизна позиции. Автор видит, что «нигилизм» связан с народным недовольством и общественным неустройством. В нем выражается дух времени. Герой переживает тоску одиночества, трагическую любовь. Обнаруживается, что он зависим от законов обычной человеческой жизни, причастен к человеческим страданиям, заботам и интересам, как и другие действующие лица.

«Отцы и дети» Тургенева — роман, в котором сталкиваются различные мировоззрения. С этой точки зрения интересен и отец Евгения. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Этот герой — представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович – штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец. Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь. Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения. Автор отмечает, что это «настоящая русская дворяночка» ушедшего времени. Ее жизнь и сознание подчинены заданным традицией нормам. Такой человеческий тип обладает своим обаянием, однако эпоха, которой он принадлежит, уже миновала. Автор показывает, что такие люди не доживут спокойно свой век. В душевную жизнь героини входит страдание, страх и тревога из-за отношений с сыном.

Аркадий Николаевич – это приятель Евгения, его ученик в романе «Отцы и дети». Главные действующие лица произведения во многом контрастны. Так, в отличие от Базарова, влияние эпохи в позиции Аркадия совмещается с влиянием обычных свойств юного возраста. Достаточно поверхностно его увлечение новым учением. Кирсанова привлекают в «нигилизме» его возможности, ценные для человека, только что вступающего в жизнь, — независимость от авторитетов и традиций, ощущение свободы, право на дерзость и самоуверенность. Однако у Аркадия есть и качества, далекие от «нигилистических» принципов: он бесхитростно прост, добродушен, привязан к традиционному быту.

Николай Петрович в романе Тургенева является отцом Аркадия. Это уже немолодой человек, который пережил множество несчастий, но они его не сломили. У героя есть романтические наклонности и вкусы. Он трудится, старается преобразовать свое хозяйство в духе времени, ищет любви и духовной опоры. Автор с очевидной симпатией обрисовывает характер этого героя. Он слабый, но чуткий, добрый, благородный и деликатный человек. В отношении к молодежи Николай Петрович доброжелателен и лоялен.

Павел Петрович – это дядя Аркадия, англоман, аристократ, умеренный либерал. В романе он является антагонистом Евгения. Автор наделил этого героя эффектной биографией: светские успехи и блестящая карьера были прерваны трагической любовью. С Павлом Петровичем после этого произошла подмена. Он отказывается от надежд на личное счастье, а также не хочет осуществлять гражданский и нравственный долг. Павел Петрович перебирается в деревню, где живут и другие действующие лица в произведении «Отцы и дети». Он намеревается помочь своему брату в преобразованиях хозяйства. Герой выступает за либеральные правительственные реформы. Вступая в спор с Базаровым, он защищает программу, которая основана на по-своему благородных и высоких представлениях. «Западнические» идеи прав личности, чести, самоуважения, достоинства сочетаются в ней со «славянофильской» идеей о роли патриархальной семьи и земледельческой общины. Тургенев считает, что представления Павла Петровича далеки от реальности. Это несчастный и одинокий человек с несостоявшейся судьбой и несбывшимися стремлениями.

Не менее интересны и другие действующие лица, одним из которых является Одинцова Анна Сергеевна. О ней, безусловно, стоит подробно рассказать.

Это аристократка, красавица, в которую влюблен Базаров. В ней заметны черты, присущие новому поколению дворян, – свобода суждений, отсутствие сословной спеси, демократизм. Базарову, однако, все в ней чуждо, даже черты, которые свойственны и ему самому. Одинцова независима, горда, умна, но совершенно иначе, чем главный герой. Однако эта целомудренная, гордая, холодная аристократка нужна Евгению такой, какая есть. Ее спокойствие притягивает и волнует его. Базаров понимает, что за ним стоит неспособность к увлечениям, эгоизм, равнодушие. Однако в этом он находит своеобразное совершенство и поддается его обаянию. Эта любовь становится для Евгения трагичной. Одинцова же легко справляется со своими чувствами. Она выходит замуж «по убеждению», а не по любви.

Катя – это младшая сестра Одинцовой Анны Сергеевны. Сначала она кажется просто застенчивой и милой барышней. Однако постепенно в ней проявляется душевная сила и самостоятельность. Девушка освобождается от власти своей сестры. Она помогает Аркадию свергнуть власть над ним Базарова. Катя в романе Тургенева воплощает красоту и правду обыкновенности.

Действующие лица в романе «Отцы и дети» включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина — эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом. В частности, она интересуется естественными науками и «женским вопросом», презирает за «отсталость» даже Жорж Санд. Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое. «Нигилизм», возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого – женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).

Сколько действующих лиц вы уже насчитали? Мы рассказали о девяти героях. Следует представить еще одного. Ситников – это псевдонигилист, который считает себя «учеником» Базарова. Он стремится демонстрировать свойственную Евгению резкость суждений и свободу поступков. Однако это сходство оказывается пародийным. «Нигилизм» понят Ситниковым как способ преодоления комплексов. Этот герой стыдится, к примеру, отца-откупщика, разбогатевшего за счет спаивания народа. Вместе с тем, Ситникова тяготит и его собственная незначительность.

Таковы основные действующие лица. «Отцы и дети» — роман, в котором создана целая галерея ярких и интересных образов. Безусловно, его стоит прочесть в оригинале.

источник

В 1862 И.С.Тургенев создаёт роман «Отцы и дети», в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Эту проблему помогает раскрыть целая система героев, различных по характеру.

Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов. Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением. Он человек, который уважает традиции родителей и следует им. Николай Петрович получил полное образование, любит искусство, сам играет на виолончели и читает Пушкина. Несмотря на расхождение взглядов со своим сыном, Кирсанов не конфликтует и пытается понять и принять его мировоззрение. В момент, когда Аркадий забирает у него сборник Пушкина и подкладывает книгу какого-то немецкого писателя, Николай Петрович не гневается на него, а только улыбается.

В начале произведения в поместье Кирсановых приезжают сын Николая Аркадий и его друг Евгений Базаров. Они оба — люди 60-ых годов. Он имеет отличные от отца взгляды на жизнь, но в целом они похожи по натуре. У него достаточно мягкий характер, он тоже образован и легко понимает отца. После общения с Базаровым Аркадий попадает под его влияние и пытается быть нигилистом, но на самом деле он сентиментальный романтик как Николай Петрович. Вскоре молодой человек осознаёт это и влюбляется в Катю.

Читайте также:  Срок годности анализа у детей

Базаров Евгений — сын простого лекаря, разночинец. Он не получил должного образования и не мог занимать высокие должности. Он прикрывает своё ничтожество отрицанием всего — нигилизмом. Он может отлично лечить людей, но он не нужен России. «Сперва нужно место расчистить»- говорит Базаров Николаю Петровичу. Он рушит все устои, обычаи, и его уже не волнует, кто будет строить новое. Базаров представлен в образе «лишнего человека». И такие его убеждения повлияли на его судьбу. Он бы никогда не стал музыкантом, художником, так как не признаёт искусство во всех проявлениях. Ему важно, чтоб человек был полезен для общества. Из-за нигилизма он счёл свою влюблённость ошибкой и стал бороться с этими чувствами, давить в себе романтика. Он начал испытывать депрессию на фоне того, что внутренне предал свои убеждения. В этот же момент он решает ехать лечить тифозного мужика. Занятость мыслей, раздумья привели к ранению и заражению через кровь. На почве разных взглядов на жизнь, Евгений и Павел Кирсанов начинают конфликтовать. Все споры пытается разжечь второй, так как он не может терпеть рядом такого человека, в котором видит конкурента себе.

Павел Петрович Кирсанов — брат ранее упомянутого Николая. Несмотря на их родство, их характеры абсолютно различны. Как и брат, он образован, аристократ. Он всегда держит себя высоко, не позволяет слабости, развязности в себе и не терпит это от других, чётко соблюдая принципы. Любит всё на английский манер. Он является человеком умным, но желчным, не терпящим соперников, например, Базарова. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» — так характеризует его автор. Характер Николая Петровича раскрывается в рассказе о нём Аркадия. В молодости герой пережил личную драму: он шёл вверх по карьерной лестнице, но несчастная любовь разрушила всё. Возлюбленная княгиня Р. умирает и Павел Петрович отказывается от надежд на счастливую жизнь.

На одном из вечеров молодые люди встречают Анну Сергеевну Одинцову. Это сильная, спокойная женщина, овдовевшая графиня с достаточно яркой историей жизни, в течение которой она пережила много всего и теперь этим обусловлено её стремление к покою. К её 20 годам отец проиграл все средства и вынужден был ехать в деревню, где вскоре умер, не оставив дочерям практически ничего. Анна не опустила руки и выписала к себе старую княжну Авдотью Степановну Х., но воспитание двенадцатилетней сестрёнки давалось нелегко. По счастливой случайности героиня выходит замуж за некого Одинцова, богатого степенного человека, который через лет 6 умирает, оставив ей огромное состояние. «Прошла через огонь и воду. и медные трубы» — говорили в народе об Анне. Она всегда оставалась спокойная и приветлива, её глаза выражали безмятежное внимание к собеседнику.

Сестра Катерина на 8 лет младше Анны, была спокойной и умной девушкой, с кротким и нежным взглядом. Аркадий слушал её игру на фортепиано и влюбился. В конце произведения молодые люди играют свадьбу.

На этом же вечере находится Евдоксия Никитишна Кукшина. Это некрасивая, неопрятная женщина с новыми и прогрессивными взглядами на жизнь, борющаяся за права женщин. «Эманципе» называет её Базаров.

Также в конце произведения замуж за Николая Петровича выходит Фенечка – крестьянка, прислуживающая в доме Кирсановых. У них есть сын Митя, узнав про которого Аркадий частично осуждает отца за то, что они ещё не связаны браком.

Родители Базарова – обедневшие люди. Отец был лекарем, а мать дворянка по происхождению. Оба любят своего единственного сына.

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» моноцентрическая, а это значит, что все персонажи подчинены одной цели: раскрыть образ главного героя.

Евгений Базаров – студент-медик 30-ти лет. По социальному положению Базаров – разночинец, а по происхождению это сын простого лекаря, который про своего деда говорит, что тот землю пахал. Базаров гордится своими корнями и чувствует близость к народу.

Базаров – достаточно холодный человек. Он не может найти общий язык даже с собственными родителями. Базарова можно назвать «лишним человеком». Это тесно связано с его убеждениями. Евгений Базаров – нигилист, который ко всем общепринятым ценностям относится критически.
Эта теория нигилизма и влияет на судьбу героя. Он отрицает любовь, но сам влюбляется, он хочет быть ближе к народу, но между ними стена непонимания. Но Базаров не отказывается от своих убеждений, он пытается их подавить. Теория, столкнувшись с реальной жизнью, не выдерживает и ломает героя. На фоне этих внутренних переломов он решается лечить тифозного мужика, что и приводит его к заражению и к смерти.

Чтобы показать все убеждения Базарова-нигилиста, Тургенев сталкивает героя со старшим поколением, ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ. В отличие от Базарова он далек от народа и никогда не сможет его понять. Кирсанов берет пример с английской культуры: одежда, книги, манеры.

На протяжении всего романа автор сталкивает взгляды Кирсанова и Базарова по разным вопросам. Павел Петрович не может понять, как можно жить и ни во что не верить. Он считает, что без принципов могут обходиться только люди без нравственных ценностей. Точки зрения героев постоянно сталкиваются. И тогда мы видим, что Кирсанов – человек прошлой эпохи. На это указывает и история его жизни.

Павел Петрович, сын боевого генерала, мечтающий стать военным, благодаря своей целеустремленности к 28 годам добился действительно многого. Однако неудачная любовь к таинственной княгине Р перевернула всю его жизнь: он бросает службу и больше ничем не занимается. В образе Павла Петровича представлено целое поколение, которому остается только доживать свой век.

Еще один образ, необходимый для раскрытия главного героя, — образ Анны Одинцовой. Автор испытывает Базарова любовью. Одинцова — молодая богатая вдова двадцати восьми лет. Она умна, красива и, главное, ни от кого не зависима. Одинцова очень любит комфорт и жизненный покой. Именно боязнь разрушить спокойную жизнь и обрывает все любовные отношения героини с Базаровым. Однако Базаров, пойдя против своей теории, бесповоротно влюбляется к Одинцову и не проходит любовное испытание.

Другим представителем «отцов» является Николай Петрович Кирсанов. Однако он совсем не похож на своего брата. Он добр, мягок и романтичен. Николай Петрович предпочитает тихую, спокойную жизнь в древне. Он безумно любит сына Аркашу.

Аркадий Кирсанов — молодой образованный дворянин. Попав в чары Базарова, тоже пытается быть нигилистом. Но вскоре мягкий и сентиментальный герой понимает, что он не создан быть нигилистом.

Образы Аркадия и двух «псевдонигилистов» — Кукшиной и Ситникова – подчеркивают теорию нигилизма. Они стараются подражать Базарову, но выглядит это достаточно смешно. И Кукшина, и Ситников не имеют собственных взглядов. Образы эти даны как пародия на нигилизм. Описаны они Тургеневым сатирически.

Если Анна Одинцова является любовным испытанием для Базарова, а княгиня Р – для Павла Петровича, то есть еще женские образы, выполняющие ту же функцию. Образ Кати, в которую влюбляется Аркадий, нужен для того, чтобы он избавился от идей нигилизма. Фенечка она больше всего приближается к идеальному типу тургеневской девушки. Она проста и естественна.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, — простые и добрые люди, которые очень любят своего сына. Внешне Базаров относится к родителем сухо, но все же он любит их. Здесь сталкивается Базаров-теоретик и Базаров-человек.

Немаловажными в произведении являются образы простых мужиков. Базаров указывает на свою близость к народу, понимает все их проблемы, однако между ними нет взаимопонимания. Простой народ оказывается чужд Базарову.

И. С. Тургенев проявил огромное мастерство, описав различные типы героев, тем самым раскрыв образ главного героя – Базарова.

Жил поп. Однажды пошел он на базар что-нибудь прикупить. И вдруг увидел Балду, который слонялся по рынку без всякого дела. Вот Балда и спрашивает попа, что это он в такую рань тут прохаживается

Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

Повествование ведётся от лица главного героя романа — Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени

Неожиданная тема сочинения. Обычно год учебный приходит, и это от тебя все чего-то ждут. У наших учителей есть свои учебные планы, методички, они и уроки пишут. У наших родителей есть общий план, чтоб мы стали умными и так далее

На уроке русской литературы учительница нам дала задание написать сочинение о березе.Я пришла домой, села и начала размышлять, что же можно написать об этом дереве

источник

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова – главного героя – молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Главный герой романа – Евгений Базаров. К своему приятелю – Аркадию Кирсанову – он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Евгений – нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» – задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь – чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой – испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу – отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

источник