Меню Рубрики

Анализ видов деятельности детей дошкольного возраста

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки. Основные характеристики организации образовательного процесса в детском саду. Цель музыкального экологического воспитания. Структура финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учебная практика закрепляет все теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения. Также является важной составляющей учебного процесса в формировании компетенции современного специалиста.

Целью учебной практики является закрепление навыков исследования учетной и аналитической информации о хозяйственной деятельности организации.

Задачами производственной практики являются закрепить теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин, закрепить практические навыки, полученные на учебной практике.

Объектом практики является муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области» расположенное в приспособленном помещении.

Анализ деятельности предприятия

Детский сад — образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, с 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области» расположенное в приспособленном помещении функционирует с 1957 года.

Учредитель: Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области.

Заведующая МДОУ: Ильченко Любовь Михайловна, стаж работы в данной должности 2 года 5 месяцев, первая квалификационная категория

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Октябрьский» действует на основании свидетельства о государственной аккредитации ДД 001790 от 01 ноября 2010 года, выданной Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, является детским садом третьей категории.

Учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности регистрационный номер РО № 002782, выданную 08 октября 2010 г. Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Лицензионная мощность -55 детей.

Юридический адрес: 308590 Белгородская область, Белгородский район, п. Октябрьский, улица Красный Луч, дом 27.

Организационно-правовая форма: муниципальное дошкольное образовательное учреждение, тип — бюджетное.

Государственный статус Учреждения:

тип — дошкольное образовательное учреждение;

Режим работы Учреждения устанавливается Учреждением, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования Учреждения, и является следующим:

Рабочая неделя — пятидневная с двумя выходными днями (суббота, воскресенье);

Длительность работы — 10 часов;

График работы — с 07.00 до 17.00 часов

Режим работы групп Учреждения с 07.00 до 17.00 часов. На основании письменного обращения родителей (законных представителей) детей об увеличении длительности функционирования групп в Учреждении могут быть созданы дежурные группы, режим работы которых будет увеличен на 2 часа — с 17.00 до 19.00 часов. Порядок формирования и функционирования таких групп регулируется локальными актами Учреждения.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в группах раннего возраста — 1 ч. 30 мин;

в младшей группе — 2 ч. 45 мин;

в старшей группе — 6 ч. 15 мин.;

в подготовительной группе — 8 ч. 30 мин.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не должен превышать 30 и 40 минут, соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

для детей 3-го года жизни — не более 10 минут;

для детей 4-го года жизни — не более 15 минут;

для детей 5-го года жизни — не более 20 минут;

для детей 6-го года жизни — не более 25 минут;

для детей 7-го года жизни — не более 30 минут.

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

Каждому ребенку гарантируется:

уважение его человеческого достоинства;

защита от применения методов физического или психического насилия;

условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, развитие творческих способностей и интересов;

образование в соответствии с федеральными государственными требованиями;

удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении, физических потребностей (в питании, сне, отдыхе);

получение помощи в коррекции имеющихся недостатков физического и (или) психического развития;

предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий на время нахождения в Учреждении.

Имущество Учреждения, является муниципальной собственностью муниципального образования муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области.

За Учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в установленном порядке Учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование) на праве оперативного управления.

Заведующий Учреждением несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований действующего законодательства, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Учреждению запрещается совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепляемого за Учреждением Учредителем, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Учреждению из бюджета администрации Белгородского района, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральным законодательством.

Основные характеристики организации образовательного процесса:

Обучение и воспитание в ДОУ ведутся на русском языке.

Порядок приема обучающихся, воспитанников:

Для зачисления ребенка в ДОУ необходимы следующие документы:

заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ;

копия свидетельства о рождении ребенка (копия заверяется заведующим ДОУ);

медицинская карта ребенка;

документы родителей, в которых вписан ребенок, с указанием места проживания родителей.

зачисление детей в ДОУ производится в соответствии с оформленной путевкой в органах управления образованием.

Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников:

Отчисление детей из ДОУ проводится по следующим основаниям:

по заявлению родителей (законных представителей);

по медицинскому заключению о состоянии здоровья ребенка, препятствующему его пребыванию в ДОУ;

при невыполнении родителями (законными представителями) условий родительского договора. Родители за 7 дней до отчисления ребенка письменно уведомляются об этом дошкольным образовательным учреждением. Они имеют право обжаловать решение ДОУ Учредителю в месячный срок с момента получения письменного уведомления.

Система занятий соответствует заявленным программам. Сетка занятий разработана в соответствии СанПиН, что позволяет определить оптимальную физическую нагрузку на детей.

ДОУ имеет право оказывать платные дополнительные услуги в соответствии с настоящим Уставом и полученной лицензией.

В физкультурном зале имеется спортивный комплекс, гимнастические маты, обручи, мячи, скакалки, шведская стенка, кегли, обручи, кольцеброс, гимнастические палки, гимнастические скамейки, ребристая доска. Для полноценного физического развития дети регулярно занимаются физическими упражнениями (утренняя зарядка, физ. минутки, досуги, занятия по физической культуре, подвижные игры).

В музыкальном зале имеется: фортепиано, музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Национальные костюмы, видеомагнитофон, музыкальный центр, металлофоны.

Цель музыкального воспитания — поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмичных движений и слушания музыки.

Методический кабинет оснащен методической литературой. Есть книги по всем разделам педагогики, в наличии литература по усвоению детьми азбуке и обучению грамоте, логическому мышлению. Выписываются журналы «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Юный натуралист», «Педагогический университет», газета «Семья». Для занятия по ознакомлению с окружающим миром имеется множество картин и иллюстраций, наглядных пособий. Разработаны конспекты занятий по развитию речи и логическому мышлению. В достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал.

В ДОУ разработана система проведения праздников и развлечений для создания эмоционального благополучия, комфортного пребывания детей в детском саду.

Творческой группой сотрудников организовано тематическое оформление вестибюлей по мотивам русских народных сказок и мультфильмов.

Для обучения детей приемам изобразительной деятельности, умении понимать и ценить произведения искусства, приобщатся к художественному творчеству, для воспитания у детей чувство прекрасного в детском саду функционирует изостудия.

Изобразительное искусство влияет на формирование чуткого, внимательного отношения к окружающему миру, природе, предметам быта и произведениям искусства.

В каждой возрастной группе есть изобразительный уголок, для самостоятельной художественной деятельности, где дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

В группах имеется доска для рисования мелом (белым и цветным), мольберты, оборудование для рисования, лепки, аппликации.

Для конструктивной деятельности в группах используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал. В каждой группе в удобном месте организуется уголок книги — стол и рядом книжная полка-витрина.

С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей в каждой возрастной группе есть условия для самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия.

В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно — печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Факторы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников

Для экологического воспитания детей созданы: уголки живой природы (аквариум с различными рыбками, черепашки), уголки озелененья (цветы соответствующие возрастной группе, растения).

На участке дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдение за их повадками. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В детском саду дети помогают ухаживать за огородом и цветником. Весной воспитатель с детьми выращивают овощи, ягоды, создаются благоприятные условия для роста и созревания огородных культур. Зимой дети по желанию, вместе с воспитателями расчищают снег детскими лопатками, осенью помогают убирать сухие листья.

Кроме непосредственных наблюдений, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображений природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года.

В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоте.

В помещении ДОУ есть растения, аквариум с рыбками, На участке детского сада растут деревья, кустарники, трава, цветы. Все это радует глаз, создает красоту, уют.

Среда в ДОУ отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота, оснащенность, планировка помещений, что создает среду психологически комфортную, благополучную для жизнедеятельности детей.

В оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно — прикладному искусству.

В каждой группе создана уютная обстановка.

У каждого работника детского сада есть должностные обязанности, вот пример обязанностей воспитателя:

1. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей, режим соблюдения норм и правил охраны труда в образовательном процессе.

2. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми.

3. Оказывает первую доврачебную медицинскую помощь.

4. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит комплексные мероприятия, способствующие психофизическому развитию.

5. Организует утренний прием в соответствии с эпидемиологической обстановкой в городе и ДОУ и постановлениями Главного санитарного врача.

Своевременно информирует заведующую, медсестру ДОУ, родителей об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях. Выясняет причины их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.

6. Уделяет особое внимание детям, вернувшимся в группу после болезни.

7. Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, следит за соблюдением охраны труда, техники безопасности.

8. Согласовывает с родителями сроки планируемых в ДОУ профилактических прививок.

9. Организованно передает детей сменному воспитателю, родителям.

10. Своевременно проходит медицинский осмотр, соблюдает календарь прививок.

11. Информирует заведующую, старшую медсестру о личном инфекционном заболевании.

12. Планирует и организует в соответствии с Уставом ДОУ, родительским договором, образовательной программой ДОУ жизнедеятельности детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

13. Изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей. Использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития личности каждого ребенка.

14. Создает необходимые условия в группе для реализации образовательной программы.

15. Отвечает за гигиеническое, эстетическое, педагогически целесообразное оформление группы, участка.

16. С уважением и заботой относится к каждому ребенку, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми.

17. Целесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе.

18. Тщательно готовится к проведению занятий, режимных моментов, соблюдает максимальную учебную нагрузку на ребенка в организованных формах обучения в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования.

19. Участвует в работе Совета педагогов ДОУ, выполняют его решения.

20. Обеспечивает наполняемость микрокабинета пособиями.

21. Ведет документацию, установленную руководством.

22. Оперативно извещает администрацию ДОУ о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

23. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности МО и в других формах методической работы.

24. Сохраняет, бережно использует имущество, закрепленное за группой. Ведет учет имущества групп/книг, методической литературы, канцтоваров, дидактических игр, пособий, игрушек, и т.п.

Детский сад вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного. Детским садом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Детский сад вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. Таким образом, из данных полученных при анализе МДОУ «п. Октябрьский №1» можно сделать вывод, что сильной стороной в работе учреждения является то, что организация повышает качество материальной базы, слабой стороной можно назвать то, что в учреждении не соблюдаются нормы вместимости детей в саду, они превышены.

Хозяйственная деятельность предприятия

детский сад образовательный процесс

Особенности деятельности ДОУ «детский сад №1 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области» является:

обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей;

создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Учреждение является юридическим лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в казначействе, осуществляющем исполнение бюджета города, печать установленного образца, штампы, вывеску, бланки и другие реквизиты со своим наименованием. Несет ответственность за сохранность документов, хранит и использует их в установленном порядке.

Организационная структура имеет функциональный характер, все работники подчиняются и выполняют свои функции исходя из указаний заместителей заведующей, а те в свою очередь подчиняются самой заведующей.

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе их части:

Использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением:

Учредитель закрепляет за ДОУ объекты собственности (землю, здание, имущество и т.п.) в оперативное управление.

ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств, а так же имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в органах казначейства.

ДОУ является собственником финансовых и материальных средств, полученных за счет своих доходов, а также имущества, приобретенного за счет своих доходов, и средств, переданных в форме дара физическими и юридическими лицами, и использует их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Материальные и финансовые средства ДОУ изъятию не подлежат.

Источниками формирования имущества и финансов являются:

средства, получаемые от учредителя;

внебюджетные средства (родительская плата);

доход, получаемый от реализации продукции и услуг;

добровольные пожертвования родителей, других физических и юридических лиц;

доход от платных дополнительных услуг.

При приеме на работу администрация ДОУ знакомит принимаемого на работу со следующими документами:

правилами внутреннего распорядка;

приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности;

другими документами, характерными для данного ДОУ.

Оплата труда работников учреждения, находящихся на бюджетном финансировании устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера (доплат и надбавок), утвержденного Решением Городской Думы № 117 от 25.08.2005г.

Права и обязанности участников образовательного процесса:

участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители) и педагоги.

права ребенка гарантируются конвенцией ООН «О правах ребенка», законодательством РФ, настоящим Уставом, договором между ДОУ и родителями (законными представителями).

родители (законные представители) имеют право: — выбирать ДОУ для своего ребенка;

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

участвовать в управлении ДОУ, т.е. избирать и быть избранными в Совет ДОУ, Попечительский совет;

принимать участие в родительских собраниях, выражать свое мнение, а также вносить предложения по улучшению работы с детьми;

требовать безусловного выполнения договора между родителями и ДОУ;

посещать ДОУ и беседовать с воспитателями и другими работниками ДОУ в отведенное для этого время;

знакомиться с Уставом ДОУ и другими документами, регламентирующими воспитательно-образовательный процесс;

обжаловать решение об отчислении ребенка из ДОУ Учредителю в месячный срок с момента получения письменного уведомления.

родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:

посещение родительских собраний, проводимых ДОУ;

выполнение условий договора, заключенного между родителями и ДОУ;

своевременную уплату средств за содержание ребенка в ДОУ;

своевременное оповещение ДОУ о болезни ребенка и\или его отсутствии;

оказание содействия в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Педагогические работники обязаны:

удовлетворять требования соответствующих квалификационных характеристик;

выполнять Устав ДОУ и «Правила внутреннего трудового распорядка»;

поддерживать дисциплину в ДОУ на основе уважения человеческого достоинства детей.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к детям не допускается;

принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей (законных представителей);

проходить периодически по приказу заведующего ДОУ бесплатные медицинские обследования за счет средств бюджета Учредителя;

выполнять условия родительского договора;

сотрудничать с семьей ребенка по вопросам воспитания и обучения;

своевременно устранять неполадки, имеющиеся в группе и на игровых площадках с целью предотвращения детского травматизма;

обеспечивать выполнение утвержденного режима дня;

выполнять требования должностных инструкций.

Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения:

Деятельность ДОУ регламентируется Уставом ДОУ и следующими видами локальных актов:

положение о фонде материального положения.

инструкция по правилам техники безопасности и охраны труда.

должностные инструкции работников ДОУ.

Коллективный договор между администрацией и трудовой коллективный МДОУ №.1

Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемое учреждение ведет свою хозяйственную деятельность на основании законов, постановлений Правительства и Положений по бухгалтерскому учету.

Детский сад вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного. Детским садом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Детский сад вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Учебная практика является составной частью профессиональной образовательной программы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис» и квалификации бакалавр. Учебная практика является важным видом обучения и воспитания студентов, при котором осуществляется подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности. Освоение студентом профессиональной деятельности в процессе учебной практики позволяет дополнить содержательный компонент обучения, узнать о непосредственной профессиональной сфере деятельности будущего специалиста в области сервиса.

Учебная практика имеет целью дать студенту профессиональные представления о деятельности предприятии, организации, управленческих и производственных связях, характере взаимодействия с потребителем услуг, месте и роли выпускника как будущего специалиста в своей области.

Цель практики заключается в закреплении теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных студентами при изучении дисциплин формирующих профиль их квалификации.

Основные подходы к организации развивающей среды в дошкольной педагогике. Оборудование процесса музыкального воспитания и самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду. Пособия и дидактические игры. Проект музыкального уголка для средней группы.

реферат [25,2 K], добавлен 15.02.2012

Организационная структура Детского сада № 55 «Родничок» г. Усть-Кут. Формирование системы полихудожественного воспитания дошкольников. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Описание содержания и технологий образовательного процесса.

отчет по практике [42,8 K], добавлен 18.03.2015

Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 11.10.2014

Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 06.06.2014

Обзор содержания образовательной работы в старшей группе детского сада. Прогулка как способ организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада.

курсовая работа [88,8 K], добавлен 18.11.2014

Оценка воспитательно-образовательного значения режима дня в детском саду. Рассмотрение прогулки на природе как наиболее доступного средства закаливания детского организма. Изучение основ воспитания любви и бережного отношения к природному окружению.

презентация [2,2 M], добавлен 01.11.2015

Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду. Методы музыкального обучения. Влияние музыки на развитие детей. Процесс формирования музыкально-слуховых представлений. Обучение танцам как приоритетное направление занятий по музыкальному движению.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 19.11.2015

Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, её основные задачи. Программа «Творчество»: цели, задачи, структура, содержание.

курсовая работа [35,2 K], добавлен 12.11.2012

Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

курсовая работа [18,0 K], добавлен 20.01.2008

Понятие духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации. Формы, особенности организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада. Сравнительный анализ программы «От рождения до школы» и «Детство».

дипломная работа [58,3 K], добавлен 16.02.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Вид деятельности Суть Формы работы с детьми
Игровая Основной вид активности дошкольников, нацеленный на процесс работы и отличающийся тем, что малыш принимает условную ситуацию. Игры творческого характера (театрализованные):
  • режиссёрские — основывающиеся на предложенном взрослым сюжете;
  • сюжетно-ролевые, в которых дети играют социальные роли, опираясь на собственный опыт;
  • игры с материалами для строительства (конструкторами, материалом природного происхождения);
  • импровизации.
Игры с установленными условиями:
  • дидактические, то есть нацеленные на освоение, отработку и закрепление знаний, навыков и умений;
  • развивающие (к примеру, по кубикам Никитина, Воскобовича);
  • подвижные для реализации потребности малышей в движении;
  • интерактивные (стратегии, обучающие), нацеленные на развитие мышления, логики, о методике их создания можно узнать из статьи А. Фирсовой.
Исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная) Вид активности малышей, способствующий установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания.
  • мыслительная деятельность (совокупность мыслительных операций, направленных на решение какого-либо вопроса, например, поиск ответа на проблемный вопрос: «Почему с Колобок попался Лисе?»);
  • перцептивно-сенсорная деятельность (основа познания у малышей, которые опираются на единство зрительных и ручных действий, например, ребёнок в младшей группе сначала видит, как педагог использует шумовую коробочку, а затем сам трясёт её и догадывается, что составляет её содержимое);
  • опытная деятельность;
  • наблюдение (пример организации этого вида деятельности со старшими дошколятами можно найти здесь);
  • моделирование (методические аспекты работы по этому виду деятельности можно найти здесь;
  • счётная деятельность, направленная в том числе и на развитие элементарных математических представлений.
Коммуникативная Вид активности, направленный на установление контакта с окружающими людьми посредством общения в любой устной форме.
Изобразительная Деятельность, предполагающая создание материального продукта творческого осмысления реальности.
  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • дизайн-деятельность, предполагающая создание объектов для оформления предметно-развивающей среды.
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность Направленные усилия, призванные реализовать представления о способах удовлетворении физиологических и моральных потребностей.
  • самообслуживание как основа
  • самостоятельной деятельности;
  • ручной труд;
  • труд в природном окружении.
Конструирование Активность, формирующая пространственное мышление ребёнка и способность предугадывать конечный результат деятельности. Конструирование из:
  • строительного материала;
  • природного материала;
  • бумаги;
  • бросового материала.

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

Музыкальная Вид деятельности, дающий ребёнку возможность быть в позиции творца, исполнителя или слушателя.
  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
Перцепция литературы и фольклора Вид работы, подразумевающий не пассивность, а активность изучения сюжета, то есть создание эффекта присутствия.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
Двигательная Помогает малышам реализовывать двигательную функцию и за счёт этого решать двигательные задачи.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Вид деятельности Цели Задачи
Игровая
  • становление игровой активности;
  • воспитание позитивного отношения к людям вокруг;
  • развитие инициативности;
  • воспитание уважения и принятия правил взрослых в отношении установления контактов с окружающими людьми.
Первая младшая группа:
  • учиться играть рядом, не мешая другим малышам;
  • учиться манипулировать с одним предметом, а также переносить действия с одного предмета на другой (например, малыш возит легковую машинку, имитируя звук работы мотора, то же самое он делает и с грузовой машинкой);
  • обогащать чувственный опыт.
Вторая младшая группа:
  • стимулировать разработку сюжетов игр, взятых из личного опыта («Больница», «Дочки-матери» и др.);
  • развивать умение выбирать себе игровую роль;
  • формировать умение работать в непродолжительном контакте с товарищами;
  • учиться имитировать движения, манеру поведения других людей;
  • развивать умение классифицировать предметы по какому-либо признаку (к примеру, выбрать из «Волшебного мешочка» все красные мячики).
Средняя группа:
  • расширять набор сюжетов для игр;
    формировать умение объединяться в игре для выполнения игрового действия и распределять обязанности (к примеру, один играет роль ребёнка, второй — учителя);
  • учиться подбирать правильный реквизит для игр;
  • учиться сравнивать предметы;
  • поощрять желание освоить правила игр (например, один из моих воспитанников 4–5 лет долго ходил «хвостом», чтобы я объяснила ему правила игры в шахматы);
  • продолжать разрабатывать тактильные ощущения.
Старшая группа:
  • поощрять инициативу обыгрывать сюжеты знакомых художественных произведений;
  • учиться распределять роли;
  • тренировать навык согласования своих действий с действиями партнёра;
    учиться сравнивать объекты, выделяя отличительные черты;
  • учить правила в групповых играх;
  • формировать справедливое отношение к соревнованию.
Подготовительная группа:
  • поощрять инициативу брать игрушки в игры, приписывая им новые «роли» (к примеру, плоский жёлудь может «играть роль» гриба);
  • учиться обсуждать правила игр, определяя своих персонажей;
    учиться бережно относиться к вещам;
  • приобщаться к процессу изготовления кукол-персонажей, декораций.
Исследовательско-познавательная
  • развитие сенсорных представлений;
  • поощрение продуктивной активности;
  • формирование первичных математических представлений;
  • расширение кругозора;
  • формирование общих представлений о мире вокруг.
В младших группах эти задачи будут едины, так как работа во второй продолжает те направления, которые были начаты в первой:
  • развивать воображение за счёт использования одного атрибута в разных функциях (например, составленный из конструктора гараж превращается в домик для мишки);
  • формировать представления о мире флоры и фауны;
  • дать начальные знания о природных явлениях (дождь, снег, роса и пр.);
  • ознакомить с понятиями геометрических эталонов (формой, величиной);
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать к активному использованию речи;
  • поощрять любознательность;
  • воспитывать уважение к порядку, а также прививать бережное отношение к природному окружению.
В средней группе:
  • поощрять активность в познании нового;
  • развивать умения обследовать, выделять главное, сравнивать, группировать (например, малыши объединяют карточки с изображением животных в две группы — домашние и дикие, или отбирают из набора картинок птиц, опираясь на внешние отличия представителей фауны);
  • формировать первичные представления об Отечестве;
  • приобщаться к культурному наследию народа;
  • осваивать счёт до 10 в прямом и обратном порядке.
В старшей группе:
  • осваивать порядок планирования работы исследовательского характера;
  • учиться производить простейшие арифметические действия (складывать, отнимать в пределах 20), определять, какое число в паре «больше», «меньше»;
  • пополнять словарь специальными терминами (барометр, фонендоскоп и пр.);
  • отрабатывать навыки сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • создавать мотивацию к опытной деятельности;
  • воспитывать умение разрабатывать задачу совместно (например, по двое или по трое наблюдать за проращиванием фасоли).
В подготовительной группе:
  • обогащать знания о планете Земля, о Родине, своём городе, а также культуре своей страны;
  • осваивать навыки, необходимые будущему школьнику (например, пользоваться справочной литературой);
  • закреплять освоенные в прошлом году арифметические действия;
  • вовлекать детей в проектную работу, выполнение которой требует распределения ролей в группе — тот, кто находит материал, тот, кто оформляет и т. д.;
  • пополнение спектра интересов малышей — профессии, технический прогресс и пр.
Коммуникативная
  • практика неподготовленного общения с товарищами и взрослыми;
  • развитие устной речи;
  • овладение речевыми нормами.
В первой младшей группе:
  • формировать звуковую культуру речи (малыши осваивают произнесение звуков а, о, э, п, м, б);
  • развивать пассив словаря;
  • тренировать навыки спокойного общения друг с другом, без криков и слёз;
  • воспитывать привычку делиться с товарищем игрушками.
Во второй младшей:
  • стимулировать игры друг с другом;
  • расширять освоения звукоряда до ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й;
  • тренировать артикуляционный аппарат;
  • пополнять активный словарный запас;
  • воспитывать навык вежливого обращения к окружающим людям вне зависимости от их возраста.
В средней группе:
  • развивать умение говорить и слушать;
  • отрабатывать интонационный рисунок речи;
  • тренировать мелкую моторику;
  • воспитывать навыки самоконтроля.
В старшей группе:
  • учить логично выстраивать монологи и диалоги;
  • воспитывать моральные и нравственно-этические качества личности ребёнка;
  • развивать умение объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей (на уровне: помочь товарищу сложить игрушки — это хорошо, толкнуть соседа по столу во время еды или занятия — плохо);
  • формировать доброжелательное и уважительное отношение к людям вокруг;
  • способствовать гендерной, гражданской идентичности через воспитание уважительного отношения к противоположному полу, традициям и обычаям своей страны.
В подготовительной группе:
  • стимулировать развитие умения составлять устное высказывание на заданную тему;
  • расширять словарный запас за счёт подбора синонимов, антонимов, сравнений;
  • отрабатывать навык правильного словоупотребления (согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях в роде, числе, падеже);
  • обогащать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать интерес к народному творчеству (в том числе и благодаря приобщению к хороводным играм).
Изобразительная
  • развитие творческой активности;
  • знакомство с произведениями искусства;
  • поощрение самостоятельности.
В первой младшей группе:
  • учиться рисовать карандашом, кисточками;
  • познакомиться с разными средствами создания картинок — карандашами, фломастерами, красками, пальчиками, ладошками, штампами и пр.;
  • тренировать навык ориентации на листе бумаги.
Во второй младшей:
  • поощрять стремление изобразить то, что видят в окружающей действительности;
  • учиться работать глиной;
  • формировать представления о лепке основных фигур из пластилина («блинчик», «шарик», «колбаска»);
  • тренировать навык распределения пространства альбомного листа.
В средней группе:
  • практиковать навык мысленно раскладывать тот или иной образ на два;
  • дать базовые представления о симметрии рисунка;
  • учиться получать необходимые цвета путём смешивания красок;
    тренировать навык соединения деталей из пластилина в лепке методом «сглаживания», когда швы между деталями незаметны.
В старших группах:
  • тренировать навык перенесения увиденного образа в рисунок или фигуру лепки;
  • учится сравнивать свою работу с образцом, что, в свою очередь, формирует умение давать объективную оценку окружающим и себе.
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование ценностного отношения к тому, что сделано другими людьми и своими руками;
  • развитие представлений о труде взрослых людей, а также его роли в жизни каждого члена общества.
В первой младшей группе:
  • тренировать навыки одеваться-раздеваться, умываться самостоятельно, кушать с минимальной помощью взрослого;
  • формирование привычки мыть руки перед едой, пользоваться горшком.
Во второй младшей:
  • продолжать отрабатывать навыки самообслуживания;
  • учиться замечать у себя непорядок в одежде (расстёгнутая пуговица на кофте, например);
  • приобщаться к труду при помощи оказания посильной помощи взрослому.
В средней группе:
  • поощрять стремление доводить начатое до конца;
  • не препятствовать инициативе в любой трудовой деятельности;
  • развивать саморегуляцию, то есть способность определить затраты энергии на выполнение того или иного задания.
В старшем дошкольном возрасте:
  • продолжать начатую в средней группе работу по инициативе в труде, а также саморегуляции;
  • учиться раскладывать на столах материалы для занятий, которые были подготовлены педагогом;
  • воспитывать навык убирать свои вещи, аксессуары во время съёмок.
Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

Конструирование
  • развитие логики, мышления;
  • формирование структурного подхода к анализу окружающего мира;
  • воспитание терпения, выдержки.
В младших группах:
  • учиться делать постройки из кубиков, конструктора;
  • практиковаться в выделении частей постройки;
  • тренировать навык построения со свободным пространством внутри;
  • учиться изменять конструкции путём надстраивания, перестраивания;
  • развивать представления о форме, величине.
В средней группе:
  • учиться сооружать постройки по словесному указанию педагога;
  • практиковаться в создании построек по несложному плану;
  • побуждать объединяться в работе с конструктором для совместных игровых действий.
В старшем дошкольном возрасте:
  • упражняться в строительстве по теме, замыслу;
  • поощрять инициативу в конструкторском решении той или иной задачи (например, сделать крышу для гаража двухъярусной);
  • учиться читать инструкции и следовать им.
Музыкальная
  • приобщение к миру музыки;
  • развитие музыкальных способностей.
Музыкальная деятельность ставит перед воспитанниками ДОУ следующие задачи вне зависимости от возраста:
  • воспитывать интерес к музыке разных жанров и эпох;
  • знакомить с используемыми в музыкальных произведениях средствах выразительности (понижение или повышение тона, ускорение или замедление темпа и пр.);
  • приобщать к игре на музыкальных инструментах;
  • развивать чувство ритма, голос;
  • поощрять инициативу (в старшей, иногда в средней группе) в пении, танцах.
Восприятие литературы и фольклора
  • обогащение представлений о мире;
  • стимуляция литературной формы речи;
  • воспитание уважения к словесному искусству.
Задачи этого вида деятельности также будут обобщёнными, разница только в материале, с которым работают малыши. Например, в младших группах это сказки («Репка», «Теремок» и пр.), в средней и старшей это тексты, в которых героев и сюжетных поворотов больше. Итак, задачами реализации этого вида деятельности:
  • познакомиться с народным и авторским творчеством;
  • учиться выделять мораль (делать вывод) по сюжету;
  • развивать критическое мышление, объясняя поступки персонажей, в том числе и с точки зрения мотивов героев.
Двигательная
  • расширение опыта движений у детей;
  • воспитание потребности в двигательной активности;
  • развитие и совершенствование физических качеств.
В младших группах:
  • осваивать прыжки на месте, отталкиваясь двумя ногами одновременно;
    учиться бегать 30–40 секунд без остановок;
  • приобщаться к участию в подвижных играх;
  • формировать навык забираться на 2–3 рейки шведской стенки;
  • развивать навык игр с мячом (катать, бросать);
  • формирование навыка выполнять имитационные упражнения (прыгать, как кузнечик, ползти, как гусеница и пр.).
В средней группе:
  • практиковать разные техники бега (например, спиной вперёд);
  • практиковаться в удержании равновесия, находясь в движении или без движения;
  • учиться выполнять движения плавно и грациозно;
  • приобщаться к ЗОЖ.
В старшей группе:
  • учиться сочетать разные виды движений;
  • формировать образ толерантного спортсмена — не кричать и не расстраиваться в случае проигрыша;
  • участвовать в творческом процессе подготовки досуговых мероприятий;
  • реализовывать некоторые принципы ЗОЖ (например, выполнять закаливающие процедуры для головы).
В подготовительной группе:
  • учиться сочетать несколько движений, например, бег спиной;
    отрабатывать пластичность движений, к примеру, в хороводных играх;
  • тренировать умение держать равновесие;
  • практиковать переход от выполнения задания в быстром темпе к замедленному;
  • принимать активное участие в подготовке и проведении досуговых мероприятий по физкультуре.

Видео: игровая деятельность как механизм развития дошкольника — вебинар координатора направления дошкольного образования образовательной системы «Школа 2100»

Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.

Выбор мотивационных приёмов зависит также и от индивидуальных особенностей детей конкретной группы

Приём На какой вид деятельности мотивирует Пример
Беседа
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Может использоваться для мотивации на деятельность по любой теме. Картотеки бесед для:
  • первой младшей группы;
  • второй младшей группы;
  • средней группы;
  • старшей группы;
  • подготовительной группы.
Загадки
  • изобразительная;
  • труд и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыка;
  • восприятие литературы и фольклора.
Универсальный приём, обладающий большим методическим потенциалом, и при этом не требующий больших временных затрат. Начать музыкальное занятие с малышами средней группы, на котором предполагается, что дети будут играть на инструментах, можно с таких загадок:
  • Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (барабан);
  • В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт — заливается. Как называется? (Дудочка);
  • За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки.
    Поиграй и ты немножко На красивых ярких… (ложках).
Стихотворения
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Для дежурных, которые в рамках нерегламентированной деятельности, приступают к дежурству, мотивирующими будут строки:
  • Не мешайте нам сейчас — Стирка срочная у нас: Я и мама, мы вдвоём Управляемся с бельём. Наше правило такое — Не давать белью покоя! Так и эдак повернём и намылим, и натрём. Воду чистую в корыто Надо чаще подливать… Всё готово, перемыто — Значит, будем отжимать! Я развесила бельё Куклино и мишкино, Мама вешает моё и ещё братишкино. Мишкина рубаха — Белая, как сахар! Сохнет куклин наряд… Наряжу своих ребят!
Сказки
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
На занятии по дизайн-деятельности перед выполнением рамок из газетных трубочек, своим подопечным старшей группы я рассказываю историю о чудесном превращении. «Жила-была на свете одна Газета. Очень она была интересная, поэтому её читали и перечитывали все члены семьи. Но постарела Газета, стала неинтересной. Однажды она прилегла на подоконник, где стала думать, что же с ней будет дальше. Мысли эти были очень печальные, так как несколько раз она видела, как хозяин выбрасывал старые газеты в мусорное ведро. И вдруг прилетела Бумажная Фея. Ей стало жаль Газету, и волшебница превратила её в красивую розу, которая стала украшать собой подоконник.
Чтение
  • игровая;
  • иследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • трудовая и самообслуживание;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
В подготовительной группе перед игрой в лото по видам рыб, дети подготовительной группы сами зачитывают короткие справки об удивительных особенностях обитателей глубин.
Рассматривание картинок
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная;
  • коммуникативная;
  • конструирование;
  • музыкальная деятельность;
  • восприятие литературы и фольклора.
Так, перед выполнением домика для игрушки из конструктора Лего, дети старшей группы внимательно рассматривают схему сборки.
Просмотр видео (мультимедийной презентации)
  • игровая;
  • исследовательско-познавательная
  • коммуникативная;
  • трудовая и самообслуживание; изобразительная;
  • музыкальная деятельность;

восприятие литературы и фольклора.

Разговор по содержанию и основной идее сказки «Каша из топора» в старшей группе можно начать с просмотра мультфильма. Игра Все Во второй младшей группе, перед тем как приступить к конструированию «домика для собачки», педагог предлагает малышам сыграть в дидактическую настольную игру «Помоги детёнышу найти свою маму», в которой дети соединяют две части картинки: взрослую особь и малыша. Для усложнения можно предложить детям распределить зверей по двум категориям: домашние и дикие.

Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:

  • самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
  • затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
  • деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
  • деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
  • самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).

Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.

Любая деятельность проходит пять этапов развития

источник

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

· первая применяется при анализе продуктов деятельности;

· вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Анализ организации продуктивных видов деятельности.

Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;
  • вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.
  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.
  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);
  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
  • слабый (иногда еле видный);
  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.
  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Читайте также:  Анализы на гормон роста у детей

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

(Т.С.Комарова — доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)

53. Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

На констатирующем этапе, была проведена методика М. Г. Смирновой «Выявление художественно-творческих способностей»: «Понаблюдай и нарисуй», «Собери букет», «Составь букет», «Помоги художнику», «Чудесный лес», «Волшебные картинки», «Цветные коврики», «Волшебные очки». Для выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики: «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Задание 1. Понаблюдай и нарисуй. Выявить у детей понимание взаимосвязи между такими нравственно-эстетическими категориями в искусстве как добро, красота. Детям предлагалось рассказать о своих наблюдениях в природе и нарисовать рисунки.

Задание 2. Собери букет . Подбирать лепестки, сначала только по цвету, далее – по форме и цвету. Материал : цветы из однотонной бумаги на 7 цветов, укреплённых на палочках.

Задание 3.Составь букет . Дети самостоятельно составляли свой натюрморт из готовых плоскостных фигур ваз и цветов. Для этого предлагали разные формы ваз, цветы из бумаги. После составления дети зарисовывали свой натюрморт.

Задание 4.Помоги художнику. Воспитатель сообщал о том, что художник Тюбик не успел дорисовать картинку до конца и просил ребят помочь ему закончить работу. Материал : карандаши и набор карточек с незаконченными изображениями одного из предметов.

Задание 5.Чудесный лес. Воспитатель предлагал нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения превращаются в реальные предметы: цветы, бабочек, птичек и т. д. Когда дети нарисуют лес, воспитатель отмечал оригинальность каждого рисунка. Материал: картинки, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения.

Задание 6. Волшебные картинки. Воспитатель говорил, что каждый получит волшебную карточку, которую можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать. Получив одинаковые карточки, дети старались дополнить изображение таким образом, чтобы нарисованный предмет отличался от того, который придумал сосед; когда картинки были готовы, дети их рассматривали. Материал: карандаши, набор карточек с различными схематическими изображениями.

Задание 7. Цветные коврики . Выявить у детей умение составлять красивые цветовые сочетания. Дети рисовали горизонтальные или вертикальные линии. Во время работы следили, чтобы дети добивались красивого сочетания.

Задание 8. Волшебные очки . Показав детям очки разной формы, воспитатель говорил, что волшебство очков заключается в том, что стоит их надеть, как все вокруг предметы приобретают форму очков. Так, надев круглые очки, видишь всё круглое. Материал: карандаши, «волшебные» очки различной формы и соответствующие им фигурные трафареты.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы).

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

— Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему «Я и моя семья». Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

— Другое задание по рисованию — «Чем я люблю заниматься». Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) — дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

54.Анализ уровня художественного развития старших дошкольников,

Для анализа процесса и результата художественно-творческих способностей был применён комплекс критериев и показателей, разработанных Т.С. Комаровой. Критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. По всем критериям, давалась оценка по трёх балльной системе:

Все оценки по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. На основе набранной суммы дифференцируют детей по уровню овладению художественно-творческими способностями: высокий, средний, низкий уровень (данные представлены в таблицах № 1, 2, графиках № 1, 2).

I группа. Анализ продукта деятельности

1.Содержание изображения (полнота созданного образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. При анализе детского рисунка отмечается работа по всей плоскости листа. Так у 3 детей (Настя М., Лена П., Коля Ш.) отмечалось: умение составления сложного рисунка, равномерность компоновки, непрерывность проведения линий, самостоятельность выбора персонажей, сформированность графических навыков, умение менять направление движения руки.

У5-х детей (Саши Г., Артёма К., Ильи Е., Полины Н., Эльвиры Г.) отмечалось: увлеченность рисованием; владение графическими материалами, умение менять направления движения руки;

У 2 детей (Егора Г., Саши Р.) отмечалась: плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка.

В последующих критериях выделялись показатели, позволяющие определить овладение изобразительной деятельностью по разным направлениям.

— форма передана точно – 3 балла (41,7%)

— есть незначительные искажения – 2 балла (58,3%)

— искажения значительные, форма не удалась – 1 балл (0%)

— части расположены, верно – 3 балла (41,6%)

— есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

— части предмета расположены неверно – 1 балл (8,4%)

4. Передача пропорции предмета в изображении:

— пропорции предмета соблюдены – 3 балла (33,3%)

— есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

— пропорции предмета переданы неверно – 1 балл (17,7%)

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией выделяются две группы показателей:

а) расположение изображений на листе:

— по всей плоскости листа – 3 балла (8,5%)

— на полосе листа – 2 балла (75%)

— не продумано, носит случайный характер – 1 балл (16,5%)

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

— соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла (8,5%)

— есть незначительные искажения – 2 балла (75%)

— пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл(16,5%)

— движение передано достаточно чётко – 3 балла (0%)

— движение передано неопределенно, неумело – 2 балла (33,3%)

Итого баллов по критериям

— изображение статичное – 1 балла (66,7%)

В этом критерии выделяются две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения декоративной композиции;

— передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи) – 3 балла (33,3%)

— есть отступления от реальной окраски – 2 балла (66,7%)

— цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно – 1 балл (0%)

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

— многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого – 3 балла (33,3%)

— преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное – 2 балла (66,7%)

— безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) – 1 балл (0%)

Данные анализа продукта деятельности представлены в таблице № 1

Анализ продукта деятельности старших дошкольников.

На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Коли Ш., форма передана точно, части расположены, верно, соблюдены пропорции предметов, изображения расположены по всей плоскости листа, движение передано достаточно чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого).

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., есть незначительные искажения в передаче формы, строении предметов и передаче пропорции предмета, изображения располагались на полосе листа, в соотношении по величине разных изображений есть незначительные искажения, Движение передано неопределённо, неумело. В цветовом решении изображении декоративной композиции есть отступления от реальной окраски, в цветовой гамме изображения преобладание нескольких или оттенков).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., в передаче формы искажения значительные, форма не удалась, части предмета и его пропорции переданы неверно, композиция непродуманна, носит случайный характер, изображение статичное).

II группа. Анализ процесса деятельности

1.Характер линии. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

— дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая – 1 балл (8,7%)

— сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу) – 2 балла (50%)

— слабый (иногда еле видный) – 1 балл (16,4%)

— мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла (25%)

— крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла(50%)

— беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися за пределами контура – 1 балл (25%)

— регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура – 3 балла (25%)

— регуляции удаются не всегда – 2 балла (50%)

— не регулирует силу нажима и размах – 1 балл (25%)

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

— адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности – 3 балла (41,6%)

— эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) – 2балла (41,6%)

— безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) – 1балл (16,8%)

б) оценка ребенком созданного им изображения:

— неадекватна (завышенная, заниженная) – 2 балла (50%)

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

— к предложенному заданию – 3 балла (25%)

— к процессу деятельности – 2 балла (50%)

— к продукту собственной деятельности – 1 балл (25%)

3. Уровень самостоятельности:

— выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла (33,3%)

— требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 2балла (50%)

— необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл (16,7%)

а) самостоятельность замысла – 3 балла (33,3%)

б) оригинальность изображения – 2 балла (25%)

— стремление к наиболее полному раскрытию замысла – 1 балл (41,7%)

Данные анализа процесса деятельности представлены в таблице 2.

Данные анализа процесса деятельности старших дошкольников.

Итого баллов по критериям

На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Коли Ш., характер линии слитный, нажим средний, раскрашивание мелкими штрихами, регулируют силу нажима. Адекватное отношение к оценке взрослого сильное эмоциональное отношение к предложенному заданию, задание выполняют самостоятельно, без помощи педагога.

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., линия прерывистая, нажим сильный энергичный, раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура, регуляция нажима удаётся не всегда. Эмоционально реагируют на оценку взрослого, требуется незначительная помощь).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., линия дрожащая, неуверенная, нажим слабый еле видный, не регулируют силу нажима, безразличие к оценке взрослого к продукту собственной деятельности, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого).

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. В процессе выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики: «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент». Исследование проводилось на занятиях, наблюдение велось за тем, как реагировал каждый ребёнок на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, активность или пассивность .

Для определения выполнения данной методики были выделены следующие показатели:

3 балла (правильное выполнение задания).

2 балла (испытывают небольшие затруднении).

1 балл (неправильное выполнение задания).

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания использовалась методика « Рисование ножницами» .

Данная методика выявляет у ребёнка внимательность, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия были подобраны следующие ножницы: небольшие отвечающие требованиям. Дошкольникам были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать. Испытуемым предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Детям необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Анализ результатов методики показал, что на 3балла выполнили задание 3 детей, что составляет 33,3% от всего количества испытуемых. 5детей справились с заданием на 2 балла, что составляет 50% от всего количества испытуемых. Дошкольники испытывают трудности при работе с ножницами и разметки бумаги по шаблону, ножницы держат правильно, но испытывают трудности при сжимании, разжимании их, при регулировании силы нажима. На 1 балл с заданием справились 2 детей, что составило 16,7% от всего количества испытуемых. Они неправильно держат ножницы, вырезывают бумагу кончиками ножниц, шаблон при обведении соскальзывает, линия разреза не совпадает с линией разметки. Прямой разрез делают не одним нажимом, а несколькими, линия получается неровной, с «зубцами», вместо острых углов получаются закругленные.

Методика «Пластилиновые узоры » использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином. Детям предлагалось рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги. Воспитатель показывает, как наносить пластилин слоем в 1–2 см на листок бумаги, разглаживать её, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

На 3 балла с заданием справились 3 детей – 33,3%, от всего количества испытуемых. Анализ результатов свидетельствует, что у 5 дошкольников – 50% от всего количества испытуемых, выполнили задание на 2 балла. Дети не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые. На 1 балл задание выполнили 2 ребенка – 16,7% Движения их рук неловки, слабы, отсутствует скоординированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей

Методика «Рисование по замыслу ». Детям было предложено работать по своему замыслу. Перед занятием детские работы, выполненные на предыдущем занятии («Замороженные окна», «Узоры на стекле»), прикрепили к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.

Воспитатель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется, скучаем? И развеять, чтобы скуку позовем-ка мы Ауку.

Кукла Аука . Ой, ребята как я рад. К вам пришел я на занятие. Я, что было сил, бежал, как ау вдруг услыхал. Рассматривает окно, а я окна так люблю изредка и пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взять? Может быть нарисовать. То, что видно за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что вы хотите, пожалуйста, изобразите.

Дети рисуют на свободную тему материалом по выбору.

Показания выполнения данного задания представлены в таблице.

3детей – 33,3% выполнили задание на 3 балла. Данные, свидетельствуют, что у5детей –50%справились с заданием на 2 балла. На 1 балл выполнили задание 2 детей – 16,7%. Результаты показали, что дошкольники неправильно держат кисть и карандаш, не регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.

источник