Меню Рубрики

Анализ в доу для детей

Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным.

Родители должны знать, что занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.

Развивающие занятия могут проводиться только после обучающих тренировок. Они являются показателем накопленного ребенком опыта, приобретенных знаний. Если нужные умения дошкольником не получены, он не готов к принятию самостоятельных решений на их основе.

Методист или педагог должен ответить на несколько основных вопросов, чтобы правильно провести анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец опросника может не подойти для некоторых специализированных детских садов, но для большинства дошкольных учреждений он пригодится. Вот некоторые из них:

  1. Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?
  2. В какой форме проходит урок? Воспринимается ли материал, доступен ли он?
  3. Не преувеличен ли объем информации?
  4. Какие органы чувств ребенка задействованы?
  5. Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?
  6. Какой психологический климат в детском коллективе?
  7. Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?
  8. Каково качество подготовленного материала?
  9. Способствовало ли занятие творческой активности детей?

Эти вопросы помогут на начальном этапе и будут полезны, если проводится, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по математике.

Действовать в соответствии с определенным перечнем — вот что должен делать тот, кто проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, представленный опытными коллегами, поможет в этом. Какие же пункты необходимо в него включить?

4. Ф.И.О. того, кто проводит занятие.

5. Возраст детей и наименование группы.

6.Поставленные задачи и методы их решения.

7. Обоснование выбранного материала и способа проведения занятия с точки зрения психологических особенностей воспитанников.

8. Описание обучающего процесса с точки зрения детей. Контроль воздействия проводимой тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями.

9. Оценка действий воспитателя. Обоснование как положительных, так и отрицательных моментов. Изучение мнения детей.

10. Подведение итогов. Анализ личности педагога, черт его характера, способствующих или мешающих процессу обучения.

По такому плану можно контролировать любой тренинг в детском саду и выполнить, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по ИЗО.

Если в детском саду обучают изобразительному искусству, значит надо анализировать проведение этого предмета. Для начала проводят параллель между возрастом детей, их способностями к рисованию и предложенной обучающей программой. Оценивают нагрузку, учебную и эмоциональную; качество выбранного материала, наглядных пособий. То, как воспитатель умеет преподать знания и вовлечь воспитанников в учебный процесс. Важно, чтобы объяснения педагога были доступными и правильными.

Аналитик должен представлять разницу между преподаванием в младших и старших группах, когда проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, если его предоставляют, должен соответствовать возрасту воспитанников. Длительность и разбивка занятия на этапы имеет значение для правильной организации процесса в дошкольном коллективе, такое же, как сравнение детских работ между собой.

На уроках рисования важно оценить такие критерии выполненных заданий, как правильность формы, соразмерность отдельных частей, соответствие заданию, оформление, использование бумажного пространства, расположение рисунка на плоскости. Надо отметить и самостоятельность ребенка, его навыки, развитие моторики.

Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.

Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время. И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие.

Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.

  • Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
  • Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
  • Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
  • Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
  • Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.

Анализ занятий проводится для того, чтобы дошкольники развивались в условиях предусмотренных Госстандартом. Дети, окончив детский сад, должны быть, по мнению составителей ФГОС, культурными, инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности.

Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.

Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.

Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.

источник

Очень удобная форма самоанализа занятия. Подходит для любого вида занятия.

Анализ современного занятия в ДОУ ПО ФГОС

1. Тема занятия: «Моё Отечество — Россия».

2. 19.03.2018г, МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д.Шапша». Ващенко Юлия Алексеевна.

3. Подготовительная группа.

  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
  • Формирование представлений о Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Развитие воображения, памяти, речи. Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.
  • конкретность и реалистичность цели реализуется: через СаНпиН, который определяет время, отведённое на данное занятие; подготовленность детей к решению цели была определена на предварительной работе, на предыдущих занятиях. Также цель определена по способностям и индивидуальным возможностям детей);
  • интеграция образовательных областей реализуется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии. Данное занятие интегрировало с Речевым, Социально-коммуникативным развитием. А также на проведённом мной занятии прослеживалась связь с познавательным развитием, а именно с Формированием Элементарных Математических Представлений. Которое является темой моего самообразования. В ходе занятия дети пересчитывали сколько символов России они назвали, сколько национальностей они знают.

5. Занятие соответствует воспитательным и развивающим целям, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям. В ходе занятия реализуется совместная деятельность воспитателя и детей.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи занятия перед воспитанниками были раскрыты достаточно убедительно, четко и эмоционально. Работа во время занятия была содержательной, интересной и организованной. Дети были активны, разговорчивы, самостоятельны, проявляли большой интерес.

Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия: представление о социокультурных ценностях нашего народа, уважение к национальности и культурам других народов. Сформировались представления о Родине и Отечестве.

  • как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты: Оценка прогнозируемых конечных результатов, проводимая на стадии его реализации, дает возможность определить, насколько правильно реализуется занятие в целом. Анализ фактических конечных результатов занятия позволяет сделать соответствующие выводы на будущее и принять меры по усовершенствованию подходов к управлению занятиями. Промежуточные результаты, как правило, связаны с выполнением комплексов (пакетов) работ и завершением определенных частей занятия. Конечный результат связан с окончательной реализацией всего занятия. (От планирования, предварительной работы до индивидуальной работы после занятия).
  • какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы: Дети и воспитатель провели анализ занятия и сделали определённые выводы. Воспитатель оценила участие детей в занятии, сообщила о том, чем будут заниматься в следующий раз.
  • Дети сформировали элементарные представления о планете Земля, как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Сформировали представления о Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Развивали воображение, память, речь. Воспитывали чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.

Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:

  • После данного занятия дети слали ещё более самостоятельней, лучше работают в коллективе, учатся слушать других. Коллектив детей думают и действуют в одном направлении, это проявляется через уважение детей к друг к другу.

Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

  • Некоторые воспитанники стали проявлять ещё больший интерес к своей Родине, Отечеству, её символам. Их заинтересовали игры про народы мира, их культура.
  • После проведённого занятия эстетика поведения некоторых воспитанников улучшилась.

3. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы. П ланирование, разработка, участие в них детей, индивидуальная работа.

4. Общая оценка воспитательного мероприятия

  • Цели и задачи занятия выполнены с присутствующими детьми на 100%.
  • Причиной успешного проведения занятия, я считаю, была заинтересованность детей, дети были увлечены играми, беседами и т.д. Дети были очень активны, на протяжении всего занятия, они были очень позитивно настроены, с радостью выполняли все задания, отвечали на вопросы воспитателя полными предложениями. Могли высказывать свои мнения. Неудач и ошибок в данном занятии, я считаю не было. По рекомендации заведующей, на закрепление данного материала я запланировала и провела игру «Народы России», целью которой было закрепление знаний о народах России.
  • Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы: Высшая оценка. Данное мероприятие имеет большой вес и значимость для воспитанников.
  • Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:
  • результативность занятия по отношению к каждому ребёнку: каждый воспитанник усвоил материал полностью. Данное занятие оказывает только позитивное влияние на каждого воспитанника и коллектива в целом. Я определила и запланировала провести такое занятие для отсутствующих воспитанников.
  • анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы: дети удовлетворены полученными знаниями, могут самостоятельно провести самоанализ (что они выполняли на занятии, что им больше всего понравилось и т.д);
  • рефлексивный момент: итог был подведён. Дети высказывали своё мнение.

5. Анализ деятельности воспитателя

Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:

  • я (воспитатель) побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла проявление субъективности;
  • стимулировала и поощряла индивидуальные достижения детей.

Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

  • я учитывала особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);
  • «видела» каждого ребёнка: помогала, стимулировала, поощряла.

источник

Елена Сальникова
Анализ работы с детьми на каждый день

Содержание воспитательно-образовательной работы

1. Прием детей

2. Наблюдение за утренней гимнастикой

3. Дежурство в уголке природы

4. Беседа с детьми «В каше — польза наша»

Цель: Закрепить умения называть и различать названия круп и каш, формировать у детей представление о пользе каши, проинформировать детей из чего варят каши.

5. Подготовка к завтраку, дежурство по столовой

Цель: Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

6. Непосредственная Образовательная Деятельность

Читайте также:  Сдают ли дети анализ на вич

Игра – викторина «Любимые сказочные герои»

Программное содержание: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок.

7. Наблюдение на прогулке

Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

8. Подготовка к обеду, обед.

Беседа «Витамины укрепляют организм»

Цель: продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержаться.

9. Подготовка к дневному сну, дневной сон

Анализ воспитательно-образовательной работы

Прием детей проводился в помещении, во время утреннего приема было создано хорошее настроение как ребенку, так и его родителям (приветливо встретила ребенка). Проследила, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помогла ему: предложила игрушку, подключить к играющим детям. Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Утренняя гимнастика проводилась в спортивном зале, длительность составляет 8-10 минут. Все дети в спортивной форме и чешках. Присутствовало музыкальное сопровождение. Комплекс утренней гимнастики № 25, источник картотека утренней гимнастики.

Самочувствие детей после гимнастики бодрое с хорошим эмоциональным настроем.

Подготовила сообщение о пользе каши (указанной в меню, продемонстрировала крупу. Так же, отметила заботу повара, о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.

Дети дежурили в уголке природы: Тая В., Софья Б., Кирилл Л. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за растениями, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Помощь воспитателя заключалась в советах, вопросах, напоминаниях. В заключение работы дежурных, имела оценка дежурства. К оценке привлекались все дети.

Непосредственная Образовательная Деятельность была по развитию речи, на тему игра – викторина «Любимые сказочные герои». Я провела нетрадиционную форму занятия с детьми в форме игры- викторины. Это своеобразное закрепление, тех знаний и умений, которыми уже владеет ребенок.

Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего НОД. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.

По итогам, можно сделать следующие выводы: детям нравятся такие игры. Это вызывает у них азарт и, конечно же, проявляется интерес к деятельности.

Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Двигательная активность на воздухе проводилась следующим образом: вначале дети занимались самостоятельной деятельностью, а потом предлагались различные подвижные игры, «Воробушки и автомобиль», «Мы веселые ребята». Одежда детей соответствовала времени года. Выносной материал имеется, хранится в закрытой корзине и соответствует климатическим условиям. При проведении прогулки были соблюдены: структура, чередование видов деятельности. Была проведена работа по экологическому воспитанию.

Перед обедом проводилась беседа «Витамины укрепляют организм».

Анализ коррекционно — воспитательной работы за год Группа была сформирована из учащихся 9, 11 классов школы-интерната в соответствии с приказом директора. С начала учебного года в группу.

Анализ работы по изучению ПДД С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных.

Анализ работы ПДС Анализ работы постоянно действующего семинара МАДОУ «Детский сад «Колокольчик» на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в.

Анализ работы педагога-психолога «Об особенностях работы специалиста» Об особенностях работы специалистаПедагог-психолог (школы №) ФИО (стаж работы) Образование:. Цель работы:[/b] оказание психологической.

Анализ работы пришкольной летней площадки Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым,.

Конспект ООД во второй младшей группе «Умывание каждый день» Тема: Умывание каждый день. Цель: Обеспечить развитие умения познавать свойства воды. Развивать у детей наблюдательность. Воспитывать.

План на каждый день в группе раннего возраста «Весна» (апрель) Дата, 24.04.2017. Тема: «Весна» Цель: формировать представления о весенних изменениях в природе. День недели Понедельник Итоговое мероприятие:»В.

Фотоотчёт «Праздник каждый день!» 14 февраля всем известен как праздник всех влюбленных «День святого Валентина». Для взрослых это день влюбленных, а для детей – это праздник.

Родительское собрание во 2 младшей группе. «Мы играем каждый день». Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.

источник

Краткая характеристика дошкольного образовательного учреждения детский сад №36 «Родничок». Особенности образовательного процесса: его основные цели и приоритетные направления. Общее состояние учебно-материальной базы групп и условий для воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МДОУ Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления расположен в лесной полосе в 6 км от п. Барзас и в 17 км от города Берёзовский. Основной подъезд к ДОУ от города Берёзовский и посёлка Барзас рейсовым автобусом №102.

Порядок комплектования ДОУ определяется Учредителем. Контингент воспитанников ДОУ формируется в соответствии с их возрастом. В учреждение принимаются дети от 2-х до 7 лет на основании путёвки управления образования, а также медицинской карты ребёнка, выданной поликлиникой.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления функционирует с 19.12.1989 года. С 22 июня 2002 года Западно-Сибирская железная дорога передала учреждение в муниципальную собственность Управления образования Администрации города Берёзовский. Учредитель ДОУ — Управление образования г. Берёзовский Кемеровской области.

Адрес ДОУ: Россия, Кемеровская область, город Берёзовский, улица станция Барзас, №7

Лицензия: А №330451, срок действия до августа 2013 года.

Режим работы ДОУ: с 7.30 — 19.30

Количество групп в ДОУ — 2, из них: 1 младшая разновозрастная для детей от 2-х до 4-х лет, 1 старшая разновозрастная для детей от 4-х до 7 лет.

Количество мест в группе: младшая — 15 детей, старшая — 20 детей.

Списочный состав воспитанников на 01.05.2011 года

Всего: 29 человек, младшая — 13, старшая — 16.

2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными целями образовательного процесса в ДОУ являются:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воспитания с учётом возрастной категории детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приоритетные направления образовательного процесса:

Педагогический коллектив работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Учебный план и сетка занятий составляется на учебный год, максимальный объём нагрузки соответствует гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Для детей возраста:

— первой младшей группы — 10 занятий,

— второй младшей группы — 10 занятий,

— средней группы — 10 занятий,

— старшей группы — 12 занятий,

— подготовительной группы — 14 занятий в неделю.

За воспитательно-образовательной работой осуществляется постоянный контроль. В конце каждого учебного года проводится диагностика знаний и навыков воспитанников. При проведении ежегодной диагностики дети показывают хорошие результаты тестирования и прослеживается положительная динамика развития по всем разделам.

Углубленная работа ведётся по физическому воспитанию. На территории ДОУ имеется спортивная площадка, в групповых — спортивные уголки, разнообразный спортивный инвентарь, мягкие модули. Проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей, используются различные формы двигательной активности детей: весёлые старты, командные эстафеты…

Деятельность педагогов и медицинского работника взаимосвязана и скоординирована, отмечается положительный результат в снижении заболеваемости детей.

По экологическому воспитанию наряду с традиционными формами проведения занятий, воспитатели проводят экскурсии, наблюдения, эксперименты, опыты. На территории ДОУ проложена экологическая тропа, разбиты цветочные клумбы.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также экскурсии, самостоятельная деятельность, где каждый ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, содержание и формы работы по музыкальному воспитанию взаимосвязаны со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ.

На музыкальных занятиях развиваются музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка, формируются основы музыкальной культуры. В ДОУ имеется музыкальный центр, пианино, баян, необходимый набор детских шумовых музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, румба, маракасы, кастаньеты, флейты) пополняющийся в результате совместной работы с детьми и родителями. Произведениями классической и современной музыки пополняется музыкальная фонотека. Музыкальное воспитание, участие в конкурсах способствует развитию мышления, эмоций, творческого воображения.

образовательный процесс материальный база

3 УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в групповых комнатах. В ДОУ созданы условия для воспитания и обучения детей в детском саду. В группах уютно, комфортно, организованы специальные зоны для различных видов деятельности. Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Группы оснащены разнообразным игровым и спортивным оборудованием, дидактическим материалом.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников:

— территория детского сада ограждена забором, имеется электрическое освещение;

— в помещении установлена система пожарной сигнализации, тревожная кнопка для экстренных вызовов.

Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется на учебный год (мероприятия по ПБ, ГО и предупреждению чрезвычайных ситуаций). Издаются локальные акты, работает комиссия по охране труда.

В здании имеется план пожарной эвакуации людей и инструкции, определяющие действие персонала по обеспечению быстрой эвакуации. Детский сад укомплектован необходимыми средствами противопожарной безопасности (огнетушители, знаки пожарной безопасности). В ДОУ в соответствии с планом, систематически проводятся мероприятия по эвакуации на которых отрабатываются действия всех работников учреждения и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации. С детьми постоянно проводятся интересные занятия, развлечения, игры, беседы по охране здоровья и обеспечению безопасности.

Медицинское обслуживание в детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. В учреждении имеется медицинский кабинет с соответствующими условиями для работы медицинского работника, изолятор.

Здание детского сада типовое, одноэтажное 504,8 м 2 было построено в 1989 году. В ДОУ имеется централизованное холодное водоснабжение и отопление. Горячая вода подаётся через водонагреватели накопительного типа.

В каждой группе имеется игровая комната, спальня, приёмная, коридорная, буфетная, туалетная комната. В ДОУ работает своя прачечная, пищеблок.

Учебно-материальная база групп находится в хорошем состоянии. Книжный фонд методической литературы, дидактического материала по всем направлениям достаточен и постоянно обновляется.

Организация питания осуществляется ДОУ самостоятельно с учётом централизованного обеспечения продуктами питания, осуществляемого Учредителем. ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 5-ти разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в учреждении. В рационе присутствует широкий ассортимент свежих фруктов, соков, овощей. Проводится «С» витаминизация третьих блюд. Ежемесячно контролируется выполнение натуральных норм, калорийности пищи. Доставка продуктов производится своевременно и в нужном объёме. Качество привозимых товаров и приготовленных блюд контролируется бракеражной комиссией. Меню на каждый день составляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей. Выписка из меню с указанием конкретных блюд, продуктов питания вывешивается в доступном месте, с тем, чтобы родители (законные представители) ребёнка имели возможность ежедневно с ним ознакомится.

Характеристика понятия «адаптация», факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2014

Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 25.04.2012

Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения — процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 31.03.2012

Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффективность. Создание условий для укрепления здоровья детей, взаимодействие с семьей. Кадровая политика ДОУ.

курсовая работа [93,0 K], добавлен 16.03.2012

Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

презентация [380,2 K], добавлен 25.09.2014

Обобщение опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Детский сад № 11». Образование педагогического состава, основные задачи и функции МДОУ. Программа повышения квалификации специалистов. Игровые технологии, деловая игра.

Читайте также:  Сдать анализ на проверку детей

контрольная работа [26,9 K], добавлен 19.01.2011

Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

дипломная работа [151,1 K], добавлен 07.03.2010

История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

курсовая работа [24,7 K], добавлен 12.06.2009

Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

презентация [1,0 M], добавлен 07.10.2016

Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 «Рябинка» г. Коркино.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 20.09.2016

источник

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

  • методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
  • психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
  • методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Пример анализа занятия по развитию речи

Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.

Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Авдонина В.И., воспитатель

https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Цель посещения занятия:
Ф. И. О. педагога, регалии:
Дата:
Занятие:
Тема:
Показатели Баллы
1 Целеполагание
Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены.
2 Подготовка к занятию
2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия).
2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии.
2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо).
3 Структура занятия
3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия.
3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач.
3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия.
4 Содержание занятия
4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу.
4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей.
4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями.
5. Выполнение санитарно-гигиенических требований
5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия).
5.2. Смена поз во время занятия.
5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами.
5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Создание познавательной сферы занятия
Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех.
7. Применяемые методы обучения
7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников.
8. Организация деятельности детей
8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах.
8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками.
9. Взаимодействие воспитателя и детей
9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности.
10. Речь воспитателя и её значение на занятии
10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия.
10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству.
11 Воспитывающая сторона занятия.
11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы.
11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
12 Контроль и коррекция деятельности детей.
12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников.
12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля.
12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии.
13 Результативность занятия
13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения.
13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире).
Всего баллов:
Критерии оценивания:
0 б. – показатель не проявляется;
1 б. – проявляется частично;
2 б. – проявляется в полном объёме.
60–70 б. – оптимальный уровень;
35–48 б. – допустимый уровень;
49–59 б. – достаточный уровень;
менее 50 б. – критический уровень.
Занятие посетил:
Читайте также:  Сдают ли анализ на ттг дети
Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание
Психологический мониторинг активности детей:
  • дети активны на занятии;
  • малыши положительно воспринимают педагога;
  • на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
Психолого-педагогическая оценка урока:
  • организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
  • соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
  • соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
Психологическая диагностика активности педагога:
  • наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
  • общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
  • внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Дата анализа:
Группа:
Воспитатель — Ф. И. О.:
Проверяющий — Ф. И. О.:

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе

Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

источник

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

источник