Меню Рубрики

Анализ утренней гимнастики в дет саду

Анализ проведения подвижных игр, организуемых на прогулках с детьми дошкольного возраста

С целью решения задач, связанных с организацией рационального двигательного режима, следует особо остановиться на анализе подвижных игр, проводимых на прогулках в течение дня. Огромное влияние на двигательную активность детей оказывают условия проведения подвижных игр и правильная методика. Обычно на прогулках используются игры большой подвижности с участием всех детей. К организации подвижной игры предъявляются следующие требования:

1) Наличие предварительного договора, игровых приемов, обес­печивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру.

2) Использование загадок, вопросов, рассказов в начале игры.

3) Назначение считалок при распределении ролей.

4) Соответствие выбранных приемов этапам разучивания игры.

5) Воспитание физических и морально-волевых качеств дош­кольного возраста в подвижной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане.

6) Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребенка в подвижной игре.

Анализируя ход подвижной игры, следует обратить внимание, соответствует ли статичное положение детей допустимому показателю по времени (не более 15 с — в старшей и до 25 с — в подготови­тельной), своевременно ли включаются в игру «пойманные» дети (пропускают только одно повторение), как часто меняет воспита­тель ведущего.

Особое внимание обращается на выразительность движений в ходе игры. И здесь важно, поощряет ли воспитатель творческое ре­шение детьми игровой ситуации; используется ли оценка детей при подведении итогов игры и качества выполнения движений; каков эмоциональный настрой детей; какие упражнения способствовали приведению организма в нормальное состояние; как воспитатель переключил внимание детей

Анализ проведения утренней гимнастики в детском саду.

Утренняя гимнастика в детском саду состоит из трех частей:

При анализевводной части утренней гимнастики в детском саду обращается внимание на следующее:

— четко ли даются указания на выполнение строевых упражне­ний: построений, способов поворотов, разных видов ходьбы и уп­ражнений на внимание;

— правильно ли используется терминология в названии видов упражнений;

— четко ли реагируют дети на сигнал;

— как анализируется выполнение упражнений;

— каким способом происходит размыкание (с помощью рук в младшей и средней группах и без помощи рук в старшей и подгото­вительной).

При выполнении общеразвивающих упражнений важно выде­лить следующие моменты:

— удобны ли исходные положения для выполнения общеразви­вающих упражнений;

— все ли дети восприняли их согласно указанию воспитателя;

— одновременно ли начинают дети выполнять упражнения;

— какие приемы использует воспитатель для стимулирования ды­хания;

— соответствует ли темп характеру упражнений (быстрый и сред­ний темп дается для упражнений плечевого пояса и ног, медленный — для мышц живота и спины) и возрастным особенностям детей;

— выдержана ли дозировка упражнений;

— используются ли паузы в сложных и трудных упражнениях;

— четко ли дан анализ выполненных детьми упражнений (указа­ны ли общие и отдельные ошибки детей);

— снимается ли исходное положение после выполнения упраж­нений;

— какой вид бега, прыжков дан для обеспечения максимальной нагрузки на организм ребенка;

— соответствуют ли требования виду бега;

— все ли дети качественно выполняют данные движения (хоро­ший отрыв от почвы, прямое положение головы, корпус слегка наклонен, руки направлены параллельно туловищу, кисти слегка согнуты, наличие переката стопы).

Взаключительной части утренней гимнастики в детском саду оценивается сле­дующее:

— какова длительность этой части (не менее 1,5 — 2,5 мин);

— рационально ли было распределено время между частями ут­ренней гимнастики;

— каково самочувствие детей после утренней гимнастики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10440 — | 7297 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Гульгез Агасиева
Анализ утренней гимнастики в старшей группе

Количество детей: 13 человек

Комплекс утреней гимнастики в старшей группе

1 Часть: ходьба на месте, в колоне по одному, разными способами (на носочках, на пятках)

2 Часть: «Общеразвивающие упражнения»

• И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверх; 1-3 пружинящие наклоны вперед

• И. п. – на раз подняться на носочки, держать равновесие, на два вернуться в И. п.

• Ноги на ширине плеч, при прогибе назад на раз коснуться руками голени, на два вернуться в И. п.

• На раз поднимание согнутой ноги, руки на колено, на два вернуться в И. п.

• 1 – правую руку в сторону, 2 – левую руку в сторону, 3 – правую руку вниз, 4 – левую руку вниз.

3 Часть: Упражнения на восстановление дыхания»

Гигиенические условия для проведения гимнастики Утренняя гимнастика проводится в спортивном зале.

Перед утренней гимнастикой хорошо проветривали и делали влажную уборку. Педагог был подготовлен хорошо, так как его одежда соответствовала утренней гимнастики, так же имел в наличии план-конспект. Дети были так же готовы к утренней гимнастике, так как одежда у всех была спортивная, чистая.

Длительность утреней гимнастики, ее соответствие возрасту. Длительность утренней гимнастики составляла 10 минут.

Утренняя гимнастика полностью соответствовала возрасту детей, она была организованна групповым способом (т,е. воспитатель видел всех детей, в нее входило 6 упражнений, которые выполнялись сверху вниз.

Я считаю, что для выполнения упражнений детям было бы хорошо включить песни. Для того что бы дети лучше и качественнее выполняли все упражнения, а также это помогает поднятию настроения детей.

Сколько включает упражнений? Соответствие возрасту. Комплекс утреней гимнастики делится на три части. 1 – вводная, 2 – основная (включает 5 – 6 упражнений, 3 – заключительная (упражнения на восстановление дыхания).

Я считаю что, утренняя гимнастика соответствовала возрасту детей, так как количество общеразвивающих упражнений и их дозировка соответствуют нормам ФГОС.

Какие приемы используются воспитателем? В проведение утренней гимнастики воспитатель использовал, наглядные, практические и словесные приемы.

Наглядные он использовал для того, что бы показать детям как двигаются те или иные звери (прыгаем как зайчики, используя словесный метод воспитатель объяснял как правильно выполняются упражнения и в ходе работы указывал на ошибки детей (спина прямая, колени не сгибать,вела четкий подсчет, поощряла,а практический метод использовался при выполнении упражнений.

Я считаю, что воспитатель верно использовал эти приемы так как, дети точно выполняли все указания воспитателя и для них это было понятно.

Использовались ли пособия? Да пособия использовались, для того что бы дети могли ориентироваться в спортивном зале (были расположены флажки на одинаковом расстоянии).

Бубен использовался для счета.

На сколько, качественно дети выполняли упражнения? Как воспитатель указывал на ошибки и исправлял их? Я считаю, что дети выполняли движение качественно, так как они внимательно слушали воспитателя, наблюдали за выполнение других детей и помогали друг другу.

Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствовало тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняли движения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдал за каждым ребенком и, если возникала необходимость, оказывала физическую помощь отдельным детям, делая указания, подбадривая.

Соответствует ли темп возрасту детей? Я считаю, что темп упражнений соответствует характеру упражнений и возрастным особенностям детей, так как воспитатель в одних упражнениях увеличивал темп (бег, а в других уменьшал (наклоны головы в стороны). Физическая нагрузка возрастала постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижалась к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка возрастала за счет увеличения количества повторений каждого движения и темпа выполнения упражнений. При увеличении и уменьшении темпа, у детей увеличивался интерес к занятию.

Какие дыхательные упражнения использовались в заключительной части? В заключительной части утренней гимнастики воспитатель использовал упражнение «Насос», для восстановления дыхания.

В чем выразилось внимание воспитателя на формирование правильной осанки и стопы? Воспитатель проводил упражнения на формирование стопы: ходьба на насочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы, перекаты с пятки на носок. (Указания: ноги прямая, ноги не сгибаем)

На формирование осанки: наклоны в разные стороны, прогибание назад, коснуться руками голени. (Указания: спина прямая, ниже наклон)

Заключение Заключительная часть длилась 2 минуты. После утренней гимнастики дети чувствовали себя бодрыми и весёлыми. Воспитатель обеспечил физиологическое пробуждение организма, создание радостного настроения.

Картотека проведения утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.

Картотека утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 «Дружная семья» I. Ходьба по кругу, бег по кругу, ходьба. 1. «Папа, мама, брат и я вместе — дружная семья!».

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе Повороты на месте; — Ходьба обычная; — Ходьба спиной вперед; Чередование с обычной ходьбой — Ходьба на носках; — Ходьба на пятках; — Бег.

Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы Комплекс 1 Вводная Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, в полуприседе. Бег друг за другом, с кружением.

Комплексы утренней гимнастики в младшей группе Комплекс утренней гимнастики на сентябрь «Мы — зайки» (без предметов). Построение стайкой. — Поиграем зайки? Хотите? Ходьба и бег стайкой.

источник

Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики

Возрастная группа: младшая

Ф.И. О. воспитателя: Березина Елена Степановна

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение 2. Ходьба в колонне по одному 3. Ходьба на носках 4. Ходьба в полном приседе 5. Ходьба 6. Бег -Дети, становимся в паровозик — Наш паровозик поехал — Идём на носочках, как «Великаны» -А теперь идём, как «Гномике» -Обычная ходьба -А теперь побежали
Основная часть Комплекс ОРУ 1. «Ладони к плечам» 2. «Наклонись и выпрямись» 3. «Птички» 4. «Мячики» 5. «Нам – весело» 4-5 2-3 3-4 Не скучно нам с тобой. Будем крепкими и смелыми, Ловкими и умелыми, Здоровыми, красивыми, Умными и сильными. И. п.: ноги слегка расставлены, руки вниз. 1- Руки к плечам, пальцами рук коснулись плеч 2- Руки вперёд, ладони вверх. 3- Голову приподнять, руки опустить. 4- И. п. И. п.: ноги врозь, руки на пояс. 1- Наклон вперёд, руки прямые отвести назад – верх. 2- Выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться (дыхание произвольное). 3- И. п. И. п.: ноги слегка расставлены, руки за спину. 1- Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюёт, произнести «клю – клю – клю» 2- И. п. И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 1- 8-10 подпрыгиваем 2- 8-10 шагов 3- И. п. И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1- руки в стороны, глубокий вдох носом 2- Выдох, произносим «ве–се–ло» 3- И. п.
Заключительная часть 1.Восстановление дыхания Подведение итогов Дыхательная гимнастика «Петушок». Ходьба по кругу. Организованный уход.

Анализ проведения утренней гимнастики в младшей группе.

Детей присутствовало 19 человек, их возраст 3-4 года, все здоровы, у всех хороший уровень физического развития и физической подготовленности. Утренняя гимнастика проводиться в физкультурном зале. Перед утренней гимнастикой хорошо проветривается и делается влажная уборка. Педагог подготовлен хорошо, имел в наличии план, все его разработки правильны. Место подготовлено, использовались конусы, что бы дети держали ровный круг. Дети были одеты в повседневную одежду. Зарядка началась в 8:15, закончилась в 08.25. Во время организации детей использовался групповой способ, все дети выполняли движения вместе, инвентарь раздавался перед выполнением упражнения и убирался после использования. Упражнение соответствует их сочетанию и последовательностей выполнение возрасту детей, темпу выполнения движения и дозировку в младшей группе 4-5 раз. Дети выполняют упражнения правильно, повторяют за воспитателем и закрепляют уже известные движения. В процессе гимнастики педагог следит за качеством выполнением упражнения, осанкой, исходным положением. В ходе выполнения гимнастики педагог корректно обращает внимание на допущенные ошибки и дает указание к их устранению (например: несгибаем колени, выше поднимает ноги). Утренняя гимнастика проводится под музыку, что способствует позитивно эмоциональному настроение детей. Самочувствие детей в норме, настроение весёлое. Педагог четко и грамотно объясняет и показывает упражнения. Дает команду детям, успевает контролировать выполнение упражнений всеми детьми, их поведение, педагог в хорошем настроении. Гимнастика подобрана в зависимости возраста детей.

Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики

Возрастная группа: средняя

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1. Построение в шеренгу Построение в шеренгу, проверка осанки, приветствие.
2. Ходьба 10 секунд За направляющим в обход по залу обычным шагом марш!
3. Ходьба на носках 10 секунд На носках, тянемся вверх! Обычный шаг!
4. Ходьба на пятках 10 секунд На пятках марш! Обычный шаг!
5. Ходьба с высоким подниманием колена 10 секунд Идем высоко поднимая колени! Обычный шаг!
6. Бег 20 секунд Бегом марш!
7. Перестроение в шеренгу, размыкание Шагом! Перестроение в звенья! На вытянутые руки разомкнись!
Основная часть 1. Дотянуться до потолка 8 раз И. п. ноги врозь, руки опущены 1-2 руки через стороны вверх, потянуться, вдох 3-4 и. п. И. п. -принять Упр. начинай
2. Ножницы 2х4 И. п. — упор сидя сзади 1-2 — ноги поднять, ноги скрестить, правая вверху-левая внизу 3- ноги поменять 4- и. п. И. п. принять Упр. начинай
3. Гуси шипят 6 раз И. п. — ноги врозь, руки сзади сцеплены в замок 1 — наклон вперед, сказать «Ш-ш-ш»! 2 — и. п. И. п. принять Упр. начинай
4. Силачи 8 раз И. п. – сидя на полу руки к плечам 1 руки в стороны 2 и. п. И. п. принять Упр. начинай
5. Мельница 2-4 раза И. п. – сидя на полу 1 наклон к правой ноге, коснуться носка левой рукой 2 наклон к левой ноге, коснуться правой рукой И. п. принять Упр. начинай
6. Прыжки 25 сек И. п. – ноги вместе руки опущены Прыгать на двух ногах, поворачиваясь вокруг себя И. п. принять Упр. начинай
Заключительная часть Восстановление дыхания Ходьба по кругу Организационный уход Восстановление дыхания «Петушок»

Анализ проведения утренней гимнастики

Детей присутствовало 28 человек, их возраст 4-5 лет, все здоровы, у всех хорошая физ. подготовка. Гимнастика проводилась в физкультурном зале. Педагог подготовлен хорошо, имел в наличии план, все его разработки правильны. Место подготовлено, использовались конусы, что бы дети держали ровный круг. Дети были одеты в повседневную одежду. Зарядка началась в 8:00, закончилась в 8:15. Во время организации детей использовался групповой способ, все дети выполняли движения вместе. Дозировка была правильной, темп выполнения упражнений средний. Музыкальное сопровождение не использовалось. У детей было хорошее самочувствие, бодрое настроение. Педагог качественно показывал упражнения, был в хорошем настроении.

Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики

в подготовительной и старшей группе

Возрастная группа: подготовительная и старшая

Ф.И. О. инструктора по физической культуре: Ершова Елена Алексеевна

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение Построение в шеренгу, проверка осанки, физкульт-привет.
2. Ходьба в колонне по одному 20 секунд Спокойная ходьба, друг за другом.
3. Ходьба на носках 20 секунд руки вверх.
4. Ходьба на пятках 20 секунд руки на поясе, спина прямая.
5. Легкий бег 2 круга Бег осущ. по кругу с перекатом пятки на носок.
6. Восстановление дыхания 20 секунд Носом вдох-выдох
Основная часть 1.Круговые вращения согнутых рук 5-6 раз И.п. основная стойка, руки вдоль туловища. 1-руки к плечам; 2-4-круговые движения вперед; 5-7-то же назад; 8-и.п. -И.п. принять! -Упражнение начинай!
2. Повороты туловища 6 раз И.п. стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. 1-поворот вправо; 2-и.п.то же левой ногой -И.п. принять! -Упражнение начинай!
3. Хлопки под ногами 6 раз И.п. стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1-руки в стороны 2-поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши; 3-опустить ногу, руки в стороны; 4-И.п. тоже левой ногой. -И.п. принять! -Упражнение начинай!
4. Имитация езды на велосипеде 3-4 раза И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1-8- поднять ноги, согнуть в коленях, вращая ими, как на велосипеде 3-4 опустить -И.п. принять! -Упражнение начинай!
5. Лодочка 6 раз И.п. лёжа на животе, руки согнуты перед собой. 1-2-прогнуться, руки вперёд-вверх, ноги приподнять 3-4-опустить -И.п. принять! -Упражнение начинай!
6. Прыжки 2-3 раза И.п. основная стойка, руки вдоль туловища. 1-8- прыжки на двух ногах, затем пауза -И.п. принять! -Упражнение начинай!
Заключительная часть Дыхательная гимнастика «Насос» Восстановление дыхания 3-4 раза 1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. 2.Выполнять наклоны вперед- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). 3.Выдох произвольный.
Читайте также:  Показатели анализа на аллергию у детей

Анализ проведения утренней гимнастики в подготовительной группе

Инструктор по физической культуре правильно использует терминологию в названии видов упражнений. Дети чётко реагируют на сигналы. Размыкание происходит без помощи рук, упражнения выполняются правильно и качественно. При выполнении общеразвивающих упражнений, исходные положения были удобны для выполнения заданий. Дети одновременно воспринимали указания и выполняли упражнения. Темп упражнений соответствует характеру упражнений и возрастным особенностям детей. Инструктор по физической культуре, чётко анализировал выполнение упражнений детьми и указывал на ошибки. Вид бега соответствует требованию. Дети качественно выполняют данные движения (хороший отрыв от почвы, прямое положение головы, корпус слегка наклонен, руки направлены параллельно туловищу, кисти слегка согнуты, наличие переката стопы). Заключительная часть длилась 2 минуты. После утренней гимнастики дети чувствовали себя бодрыми и весёлыми. Специалист обеспечил физиологическое пробуждение организма, создание радостного настроения.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики.

2.Шаг на носках,руки ладонями друг к другу.

4.Шаг на пятках,руки за спиной.

4.Шаг в полуприсяде,руки на поясе.

5.Боковой галоп лицом в круг.

6.Боковой галоп спиной в круг.

7.Шаг с перекатом с пятки на носок.дыхательные упражнения.

1 . И. п. — о. с.1 — правое плечо вверх; 2 — и.п.; 3 -4-то же другим плечом.

И.п. принять.Упражнение начинай!

2.И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить. Повернуться вправо, отвести руку назад, посмотреть на неё, вернуться в исходное положение. То же выполнить влево

.И.п. принять.упражнение начинай!

3.И. п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед собой – «Держим насос». «Накачай шину» – Наклониться вперёд – вниз, выпрямляя руки, вернуться в исходное положение, после двух наклонов шаг на месте. Повторить 2-3 раза

.И.п. принять. Упражнение начинай!

4 И. п. — ноги врозь.1 — наклониться вправо, руки скользят вдоль тела;
2 — и. п. — вдох; 3 -4 –то же в другую сторону;

5. И.П.: О.С. руки на пояс. 1 — поднять согнутую ногу; 2 — отвести колено в сторону; 3 — колено вперед; 4 — И.П. То же, другой ногой. Повторить 3—4 раза.

6.И.п.- ноги вместе.1-4-прыжки на правой ноге,ходьба,5-8-прыжки на левой ноге,ходьба.

.В колонну по одному,1 ряд пошел,2 ряд пошел,3 ряд

Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

На месте,стой.раз,два.художественное слово.

Самоанализ утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в старшей группе проводится ежедневно,длительность составляет 8-10 минут.Все дети в спортивной форме и чешках.Присутствовало музыкальное сопровождение.

Вводная часть гимнастики составляет минуты. Разные виды ходьбы (на пятках,на носках,полуприсядом )чередуются с обычной ходьбой,чтобы привести стопу в правильное положение. Было использовано танцевальное движение-боковой галоп лицом в круг и спиной в круг. При выполнении упражнений использовались указания,на которые дети четко реагировали.

Затем произошло перестроение из 1 колонны в три и размыкание пока с помощью рук, в дальнейшем планируется размыкание без помощи рук.

Далее следовала часть общеразвивающих упражнений. Количество упражнений 6.Сначала упражнения на плечевой пояс,затем для мыщц спины и живота. И упражнения на мыщцы ног.

Во время выполнения упражнений использовала элемент дыхательной гимнастики-работа со звуком ш . Наклоны заканчиваются полным выпрмямлением спины,чтобы привести позвоночник в правильное положение.

Мною были обозначены названия упражнений и исходные позиции. Показ упражнений выполнял один ребенок. Упражнения всеми детьми выполняются одновременно под четкие команды воспитателя.

Темп упражнений для плечевого пояса и ног быстрый и средний.

Для мыщц живота и спины медленный. Дозировка упражнений 6-8 раз.

Во время выполнения упражнений отслеживается качество, указывается на общие и отдельные ошибки детей.

В заключительной части гимнастики использовались прыжки, чередующиеся с ходьбой на месте.

И упражнение на восстановление дыхания.итогом сатло художественное слово и перестроение в 1 колонну.

Самочуствие детей после гимнастики бодрое с хорошим эмоциональным настроем.

Добивалась закрепления умения у детей легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Продолжать формировать правильную осанку; умения осознано выполнять движения. .

Эта гимнастика для детских садов присмотра и оздоровления.

Тематические комплексы утренней гимнастики в старшей группе детского сада в интересной игровой форме.

Комплексы составлены по методике физвоспитания дошкольников,с учетом возрастных особенностей детей.Представлены комплексы с предметами и без предметов.

Предлагаю вашему вниманию комплекс утренней гимнатсики для старшей группы на весь учебный год, каждые 2 недели новые упражнения. упражнения представленны с различными предметами, игровые. Я думаю, что.

«В здоровом теле здоровый дух»,- говорим мы проводя гимнастику))).

источник

Утренняя зарядка в детском саду — неотъемлемая часть воспитательного процесса. О важности гимнастики после ночного отдыха известно многим. Однако сегодня не всегда получается размяться после пробуждения. Выручает утренняя гимнастика для детей по ФГОС, проводимая в детском садике.

Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.

Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.

Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.

Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей.

Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений

Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.

Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.

К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма.

Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.

Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.

Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.

К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников.

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.

УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:

  • Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
  • В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
  • У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
  • УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.

Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.

Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.

В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.

Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки.

Обычно гимнастические упражнения в ДОУ осуществляются по подготовленному плану. Как выглядит стандартный комплекс:

  • Занятие начинается с ходьбы на месте или бега по кругу. Дети могут ходить и бегать в колонне в обход помещения или веранды, потом парами или по одному. Окончить этот блок нужно бегом врассыпную.
  • Затем дети выполняют махи руками вверх-вниз, вбок и по кругу. Это способствует укреплению мышц плеч.
  • Далее выполняется гимнастика для мышц нижних конечностей. Ребята делают махи ногами, отставляют их по очереди вбок, приподнимают, сгибают и ставят прямо. Обязательно выполняются приседания.
  • Зачем подключаются наклоны тела и повороты. Эти упражнения идут для укрепления спины и торса.

Заканчивается зарядка легкой ходьбой на месте, дыхательной гимнастикой или пальчиковыми играми.

Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает. Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами. Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.

Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.

Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки».

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

Утренняя гимнастика в детском саду является обязательной процедурой физического воспитания ребенка. Благодаря комплексному подходу, педагог не только развивает и закаляет ребенка физически, но и помогает ему перейти от фазы сна организма в бодрствующее состояние, что позволяет малышу быть более продуктивным на протяжении всего дня.

Анализ утренней гимнастики в ДОУ позволяет отследить правильность подхода к детям и отзывчивости на действия последних. Благодаря указу Министерства образования, правила проведения гимнастики и необходимость их проверок стали частью дополнения по ФГОС. За контроль качества проведения гимнастики отвечает уполномоченный представитель административного корпуса детского сада.

В целом гимнастические упражнения необходимо проводить регулярно (на протяжении всего дня). Дозированная физическая нагрузка полезна для малышей и позволяет их мышцам лучше развиваться, концентрировать внимание и успокаивать взбудораженную нервную систему, по мере надобности.

Ответственным за проведение утренней гимнастики может быть исключительно педагог, и не всегда ним является постоянный сотрудник детского сада. В зависимости от структуры и правил работы ДОУ, гимнастику и физическое воспитание детей может контролировать и своевременно проводить приглашенный специалист. В отдельных детских садах (для детей с ограниченными физическими способностями) план проведения мероприятия может быть составлен медсестрой, но исключительно ответственный специалист имеет право проводить гимнастику.

Как оценивать качество физического развития дошкольников? Интерактивные карты контроля в в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

В целом допущенным к проведению гимнастики может быть:

  1. Воспитатель и младший воспитатель группы. Чаще всего ответственность за ежедневную утреннюю зарядку несет воспитатель группы. Допускается возможность внесения в список рабочих обязанностей проведение гимнастики и для младшего воспитателя, при наличии у него соответствующих разрешений и образования.
  2. Педагог по физическому воспитанию. Часто, групповые занятия проводятся физруком детского сада. Не всегда такое действие целесообразно с точки зрения общего развития ребенка и немного позже мы рассмотрим почему.
  3. Старший воспитатель или другой представитель административного корпуса. В большинстве случаев представители административного корпуса — педагоги высшей категории с большим стажем работы и опытом. В качестве примера или на постоянной основе даже заведующий может взять на себя обязанность проводить зарядку. Чаще администрация подает пример или показывает правильность проведения гимнастики для дошкольников разных возрастных групп. В данном случае анализ утренней гимнастики производится другим представителем административного корпуса по распоряжению заведующего.
  4. Приглашенный педагог по физическому воспитанию. Коммерческие и полукоммерческие заведения по дошкольному образованию не имеют в своем штате постоянно преподавателя по физической подготовке. Приглашенный педагог является также допущенным лицом к проведению утренней гимнастики.
  5. Практикант, направленный высшим учебным заведением для прохождения практических занятий. Исключительно учащиеся старших курсов и только под надзором действующего воспитателя.

Список может быть дополнен третьими лицами, в зависимости от политики работы ДОУ и при соответствующем распоряжении администрации города или района.

Контроль утренней гимнастики в ДОУ по ФГОС необходим администрации заведения для составления планов и отчетностей. В отдельных случаях он необходим для наполнения личного дела педагога, его представления к аттестации на повышение категории и т.д. Производится анализ административным корпусом. В качестве проверяющих могут выступить:

  • заведующий по воспитательной части;
  • заместитель заведующего по воспитательной части;
  • старший воспитатель;
  • воспитатель по физической подготовке детей;
  • медсестра;
  • педагог-психолог.

Пожалуй, из списка выделяется исключительно психолог, ведь многие педагоги не связывают проведение утренней зарядки к психологическому воспитанию, что является грубейшей ошибкой. Психолог имеет полное право на анализ утренней гимнастики в средней группе, младшей, старшей и подготовительной для составления собственной оценки действий педагога. Подробней стоит рассмотреть вовлеченность психолога, и лучше всего сделать это можно рассмотрев задачи утренней гимнастики.

Кроме очевидного физического развития оперативный контроль утренней гимнастики в ДОУ (объективная оценка психолога) предусматривает развитие психического и нравственного настроя детей. Для педагога, проводящего зарядку наставление, напоминание и обучение ребенка должно оставаться на первом месте. Особенно это касается младших групп, где дети еще не подготовлены к таким действиям, как правильная постановка движений и отстранены от советов и рекомендаций воспитателя.

Читайте также:  Поэма крестьянские дети анализ поэмы

Стоит отметить, что чем старше возрастной диапазон детей, тем больше обязанностей на педагога возлагается. Давайте рассмотрим все области влияния во время утренней гимнастики в группах с детьми разных возрастов:

Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года)

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)

— Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;

— развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;

— обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;

— формирование правильной осанки, красивой походки;

— обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.

— Развитие двигательных навыков;

— совершенствование умения работать с различным инвентарём;

— профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия;

— повышения уровня физической выносливости: знакомые упражнения ребята выполняют в большее количество подходов, чем в младших группах.

— Совершенствование двигательных навыков (бег, приседания, прыжки);

— профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

— повышение работоспособности организма;

— формирование спортивных навыков: скорость, выносливость.

— Развитие зрительного восприятия и памяти: малыши повторяют движения воспитателя, запоминают их;

— тренировка способности действовать по команде воспитателя.

— Совершенствование зрительного восприятия и памяти: ребята 4–5 лет учатся выполнять зарядку по плакатам, памяткам;

— формирование навыка выполнять словесные инструкции (с частичным сохранением прямого показа);

— развитие чувства ритма, способности импровизировать в заданном темпе.

— Формирование способности действовать по сигналу (взмах флажка, звук свистка);

— развитие способности выполнять упражнения по словесным командам или графическим схемам.

— Воспитание культуры здоровья, формирование понимания, почему нужно заботиться о теле;

— привитие интереса к подвижным играм;

— приобретение полезной привычки заниматься физкультурой;

— приобщение малышей к совместной деятельности;

— воспитание целеустремлённости, старательности, организованности.

— Поощрение стремления быть здоровым и сильным;

— воспитание чувства товарищества;

— стимулирование интереса к спорту.

— Приобщение к здоровому образу жизни;

— формирование интереса к спортивной жизни и достижениям страны;

— укрепление волевых качеств: ответственности, стремления доводить начатое до конца.

Правильная система организации, контроля и поощрения детей поспособствует более быстрой адаптации детей при переходе в старшие возрастные группы. Следует четко понимать, что существует грань физических и психических сил малыша, поэтому вовлеченность в этот вопрос педагога-психолога является обязательной частью, если речь заходит о новом или неопытном воспитателе.

Говоря о проверке качества гимнастики в дошкольном общеобразовательном учреждении, не стоит забывать и о методиках ее выполнения. Следует четко разделять, где традиционные и нетрадиционные ее формы. В детском саду часто применяются обе формы, но именно на стандартной производится обязательный анализ утренней гимнастики в ДОУ. Пример традиционной методики развития физической и психической формы детей путем утренней гимнастики следует поделить на 4 группы (по возрастному формированию групп):

Содержание частей гимнастики

Длительность каждой части

Методика проведения

Младшая группа

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение

Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Вводная часть: кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

— упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Заключительная часть: бег, подскоки на месте или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

1-1,5 минуты 2 раза по 10- 15 подскоков

Упражнения строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

Вводная часть: ходьба и корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках), бег с постепенным замедлением, перестроение на ОРУ.

Основная часть: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Заключительная часть: подскоки на месте — ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей или бег на месте или вокруг зала, переходящий в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

20 секунд 3-4 минуты 4-5 движений по 5-6 раз 1-2минуты 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Воспитатель напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! 1 – 2 – 3, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз. Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились». Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучать детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Вводная часть: Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение. Основная часть: ОРУ в разных исходных положениях, с предметами и без. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. Заключительная часть: прыжки в сочетании с бегом, затем заключительная ходьба с выполнением различных заданий. Или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

5 -6 минут 5 -6 упражнений по 6 -8 раз 20 – 30 раз (повтор 1 или 2 раза с небольшим перерывом). 2-3 минуты

Воспитатель добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах.

Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

Подготовительная группа

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега -по диагонали, «змейкой», со сменой направления, перестроение на ОРУ.

Основная часть: ОРУ с предметами и без. Необходимо соблюдать и чередовать и. п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе ) .

6 -8 упражнений по 8 -10 раз

2-3 минуты 30 подскоков 1- 2 раза

В основном словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями. Обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох». При разучивании наиболее сложных упражнений, сочетать объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

Приведенная таблица является лишь примером, утвержденным Министерством здравоохранения и Министерством образования. Она не обязательна для исполнения и может быть подкорректирована при соблюдении стандартных правил. Стоит понимать, что справка по контролю утренней гимнастики в ДОУ будет учитывать не только качество выполнения заданий детьми, но и саму концепцию проведения занятий, поэтому к изменениям следует подходить с особой осторожностью.

Единственное правило, которое необходимо соблюдать — сроки и временный промежуток. Здесь вопрос более не функциональности, а времени подготовки малышей к предстоящему дню. Как и прежде, время утренней гимнастики напрямую зависит от физической формы детей и их возраста. В целом, следует придерживаться простого временного режима и порядка повторения упражнений:

Если количество упражнений и их повторов является примерным и может зависеть от формы и порядка проведения утренней зарядки, то временный режим соблюсти придется в любой ситуации. Воспитатель должен четко отдавать себе отчет о соблюдении правил проведения зарядки, в противном случае контроль проведения утренней гимнастики в детском саду выявит несоответствия, что может повлечь за собой наказание в виде отстранения от обязанностей или принудительного прохождения аттестации на подтверждение категории.

Место и порядок проведения

ФГОС практически не регулирует вопрос места проведения обязательной утренней гимнастики. Как показывает практика, чаще всего под данную задачу администрацией детского сада выделяют три локации:

  1. Спортивный или музыкальный зал.
  2. Оборудованная площадка под открытым небом.
  3. В группах.

Место проведения должно соответствовать санитарно эпидемиологическим нормам и это основное требования ФГОС. В целом, проводятся занятия группами, исключительно по возрастным нормам или физическим особенностям. Из-за этого проводить общие занятия не представляется возможности, об этом мы говорили ранее. Необходимо задействовать всех детей, в определенный промежуток времени, соответственно распорядку дня и один педагог не может выполнить эти обязательства. Стабильность и регулярность — вот чего собственно и требует утренняя гимнастика в ДОУ. Оперативный контроль мероприятия администрацией также не предусматривает оценку места проведения, поэтому можно смело согласовать с заведующим следующее занятие и провести его на улице (если этого позволяет погода), даже если это занятие будет анализироваться руководством.

источник

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и во многом традиция в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:

  • 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
  • 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
  • 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
  • 8:30–9:00 — завтрак.

Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка —
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.

П. А. Синявский

Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.

В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность

Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.

Область развития Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя группа (4–5 лет) Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
Физическое развитие
  • Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;
  • развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;
  • обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.
  • Развитие двигательных навыков;
  • совершенствование умения работать с различным инвентарём;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия;
  • повышения уровня физической выносливости: знакомые упражнения ребята выполняют в большее количество подходов, чем в младших группах.
  • Совершенствование двигательных навыков (бег, приседания, прыжки);
  • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
  • повышение работоспособности организма;
  • формирование спортивных навыков: скорость, выносливость.
Психическое развитие
  • Развитие зрительного восприятия и памяти: малыши повторяют движения воспитателя, запоминают их;
  • тренировка способности действовать по команде воспитателя.
  • Совершенствование зрительного восприятия и памяти: ребята 4–5 лет учатся выполнять зарядку по плакатам, памяткам;
  • формирование навыка выполнять словесные инструкции (с частичным сохранением прямого показа);
  • развитие чувства ритма, способности импровизировать в заданном темпе.
  • Формирование способности действовать по сигналу (взмах флажка, звук свистка);
  • развитие способности выполнять упражнения по словесным командам или графическим схемам.
Нравственное развитие
  • Воспитание культуры здоровья, формирование понимания, почему нужно заботиться о теле;
  • привитие интереса к подвижным играм;
  • приобретение полезной привычки заниматься физкультурой;
  • приобщение малышей к совместной деятельности;
  • воспитание целеустремлённости, старательности, организованности.
  • Поощрение стремления быть здоровым и сильным;
  • воспитание чувства товарищества;
  • стимулирование интереса к спорту.
  • Приобщение к здоровому образу жизни;
  • формирование интереса к спортивной жизни и достижениям страны;
  • укрепление волевых качеств: ответственности, стремления доводить начатое до конца.

Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться

Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:

  • доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
  • эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
  • позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.

Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.

Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.

«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.

Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.

Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.

Читайте также:  Поэмы для детей некрасов анализ

«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.

Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».

Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).

К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).

Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.

Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:

  • общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
  • дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
  • строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.

Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.

Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны

Этап гимнастики Содержание
Сбор на зарядку, построение
  • Для младших и средней групп построение выполняется в шеренгу или колонну по словесному указанию воспитателя;
  • в период адаптации воспитанников первой младшей группы не призывают к построению, дети встают врассыпную;
  • старшие дошкольники по звуковому сигналу строятся на зарядку в колонну/шеренгу с поворотами.
Ходьба
  • Ходьба (маршировка) на месте;
  • сочетание различных видов ходьбы: на пятках, носочках, на вывернутых стопах, обычная, ходьба-имитация (как лошадка, цапелька и др.);
  • ходьба с ускорением/замедлением темпа.
Бег
  • Чередование с ходьбой;
  • бег в среднем темпе;
  • бег на месте и в разных направлениях (младшая группа в период адаптации бегает врассыпную).
Прыжки
  • На месте и в сторону на одной и обеих ногах;
  • через предметы (брусок, мячик, лежащий обруч);
  • прыжки-имитации для младших групп («прыгаем, как мячики, лягушата, зайчики»).
Общеразвивающие упражнения
  • Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
  • упражнения на укрепление мышц спины, живота и ног;
  • количество упражнений увеличивается с возрастом воспитанников:
    • в первой младшей группе — 3–4 упражнения,
    • во второй младшей — 4,
    • в средней — 4–5,
    • в старшей — 5–6,
    • в подготовительной — 6–8.
Бег в быстром темпе
  • В младших группах — 10–20 секунд;
  • в средней — 20–25;
  • в старшей — 25–30;
  • в подготовительной — 30–40.
Окончание зарядки
  • Упражнения на нормализацию дыхания;
  • успокаивающие упражнения для плечевого пояса и рук (плавные движения руками в стороны и разные направления, медленные махи, потягивания).

Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц

Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.

Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках

В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.

В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ

Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).

Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором

Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ритм движениям. «Раз-два, три-четыре», «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.

Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.

Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта

Возрастная группа Название комплекса Содержание
Первая младшая «Барбарики»
  1. Сбор на зарядку, организационный момент.
  2. Ходьба под мажорный проигрыш (марш) попеременно: на носочках, на пяточках, обычная, прыжки на месте и в стороны.
  3. Общеукрепляющие упражнения под аудиозапись «Барбарики» одноимённого детского коллектива («Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки»):
    • ходьба по периметру зала в колонне друг за другом;
    • приставной шаг поочерёдно левым боком, правым боком (руки на поясе);
    • обычный бег;
    • галоп.
  4. Построение врассыпную.
Вторая младшая «Солнышко лучистое…»
  1. Построение.
  2. Ходьба попеременно: обычная, на пяточках, на носочках, лёгкий бег под фонограмму песни «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
  3. Общеукрепляющие упражнения под аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»), под неё выполняются упражнения:
    • потягивания;
    • дыхательное упражнение;
    • из исходного положения (руки на поясе, ноги на ширине плеч) повороты головой влево-вправо, наклоны вперёд-назад;
    • махи руками в стороны и вверх с добавлением ходьбы на месте;
    • наклоны туловища вперёд, пальцы касаются пола;
    • приседания;
    • прыжки на месте;
    • ходьба на носочках с поднятыми руками.
  4. Бег в быстром темпе без перерыва 20 секунд.
  5. Дыхательное упражнение под аудиозапись «Утро в лесу».
Средняя «Осень золотая»
  1. Построение в шеренгу.
  2. Самомассаж «Листочки».
  3. Попеременно ходьба, лёгкий бег, боковой галоп.
  4. Перестроение в три звена.
  5. Общеукрепляющие упражнения с картонными или тканевыми листьями:
    • наклоны в стороны (деревья качаются);
    • наклоны вперёд (собирают листья);
    • поднимать и опускать руки из положения сидя на коленях (листопад);
    • прыжки (дождик капает).
  6. Дыхательное упражнение (листья колышет ветер).
  7. Расслабляющее упражнение — визуализация под аудиозапись звуков природы.
Старшая «ПДД» («Дорожное движение»)
  1. Организационный момент, построение.
  2. Ходьба и бег под стихотворение «Улицу нужно нам перейти, / Но светофора нет на пути».
  3. Упражнение на восстановление дыхания.
  4. Круговое построение, общеукрепляющие упражнения:
    • «велосипед» (лёжа на спине);
    • имитация бега на лыжах;
    • повороты с обручем (имитация вращения руля);
    • приседания с обручем (имитация работы домкрата);
    • пружинистые приседания с обручем (имитация работы насоса);
    • перенос веса тела с левой ноги на правую и обратно (имитация движения машины на виражах).
  5. Бег без перерыва.
  6. Дыхательное упражнение «Насос».
Подготовительная «Полетим в космос»
  1. Построение в шеренгу с поворотами за направляющим.
  2. Ходьба по периметру зала — обычная, в полуприседе, с перекатом с пятки на носок (дорога на космодром), с игрой на внимание: по соответствующим сигналам поднимать и опускать руки (космонавты тянутся к звёздам).
  3. Общеукрепляющие упражнения:
    • упражнения для плечевого пояса, вращения руками (тренажёр в центре подготовки);
    • повороты и наклоны (невесомость);
    • выпады попеременно правой и левой ногой с одновременным поднятием рук («Поехали!»);
    • подъёмы корпуса из положения лёжа (фото из космоса);
    • подскоки с поворотом (земное притяжение);
    • приседания с покачиванием (вибрация).
  4. Перестроение в колонну, ходьба по периметру, бег на месте, ходьба на месте (возвращение домой).
  5. Восстановление дыхания.

Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:

  • в первой младшей группе — 4–5 минут;
  • во второй младшей — 5–6 минут;
  • в средней — 6–8 минут;
  • в старшей — 8–10 минут;
  • в подготовительной — 10–12 минут.

Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.

На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)

Этап зарядки Длительность
Оргмомент, построение 0,5 минуты
Ходьба 1,5 минуты
Общеукрепляющие упражнения 2 минуты
Построение, завершение зарядки 0,5–1 минута
Этап зарядки Длительность
Оргмомент, построение 0,5 минуты
Ходьба и бег 1,5 минуты
Дыхательное упражнение 1–1,5 минуты
Общеукрепляющие упражнения 3–5 минут
Бег без перерыва 0,5 минуты
Восстановление дыхания, завершение зарядки 1 минута
Автор Афанасьева М., воспитатель МБДОУ Д/с №588, г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Цель Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Вводный этап Воспитатель загадывает загадку про кота и сообщает, что сегодня с ними проведёт зарядку кот Леопольд.
  • Ходьба колонной в чередовании с бегом.
  • Корригирующая ходьба на носочках, на пятках (в чередовании).
  • Бег в среднем темпе.
  • Ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.
  • Перестроение.
Основная часть Комплекс ОРУ без предметов:
  • «Котик вырастет большой».
    И. п. стоя, руки опущены.
    1. Поднять руки через стороны вверх, поднявшись на носочки.
    2. И. п., выдох.
      Доз. 5–6 раз.
  • «Котик тренирует лапки».
    И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
    1. Поворот вправо с отведением правой руки назад.
    2. И. п.
    3. Поворот влево с отведением левой руки назад.
    4. И. п.
      Доз. по 3 раза в каждую сторону.
  • «Котик приветствует ребят».
    И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину — ладонь на ладонь.
    1. Наклон вперёд (руки остаются за спиной).
    2. И. п.
      Доз. 5–6 раз.
Заключительная часть
  • Ходьба по залу в колонне по одному.
  • Ходьба с заданиями для рук (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз).
  • Лёгкий бег в колонне.
  • «Подышим носиком» (упражнение на дыхание).
    И. п.: пятки вместе, носки врозь.
    1. Руки в стороны, глубокий вдох.
    2. И. п., выдох.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-s-kotom-leopoldom.html

Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.

Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.

Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе

Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:

Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.

Приучай себя к порядку,
Делай каждый день зарядку.
Смейся-смейся веселей,
Будешь-будешь здоровей.

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.

Пусть летят к нам в комнату
Все снежинки белые!
Нам совсем не холодно —
Мы зарядку сделали.

Малыши-крепыши вышли площадку.
Малыши-крепыши сделали зарядку.

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает нас она.

Зарядку делай каждый день:
Пройдёт усталость, вялость, лень.

Если кто-то от зарядки
Убегает без оглядки,
Он не станет нипочём
Настоящим силачом!

Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.

Тема Текст стихотворений
Про физкультуру
  • Мы на цыпочки привстали,
    Ручки кверху мы подняли,
    Мы вздохнули, потянулись
    И друг другу улыбнулись.
  • У нас славная осанка,
    Мы свели лопатки.
    Мы походим на носках,
    А потом на пятках.
  • На зарядку становись!
    На зарядку становись!
    Вверх рука, другая вниз!
    Повторяем упражненье,
    Делаем быстрей движенья.
    Раз — вперёд наклонимся.
    Два — назад прогнёмся.
    И наклоны в стороны
    Делать мы возьмёмся.
Про животных
  • Мишка ходит косолапый,
    Сильно расставляя лапы.
    Белка прыгает по лесу —
    Рыжехвостая принцесса.
    Очень плавно и без страха
    Ходит в поле черепаха.
    Лошадь бегает рысцою
    И прокатит нас с тобою.
  • Пойдём мягко, как лисята.
    Ну, а если надоест,
    То пойдём все косолапо,
    Как медведи ходят в лес.
Про природу
  • Боровик ведёт зарядку:
    Рассчитаться, по порядку!
    В шляпках круглых и на ножке,
    На полянах, у дорожки,
    На траве, во мху, в песочке,
    Появляются грибочки.
  • Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста,
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.
Про сказки
  • Буратино потянулся,
    Раз — нагнулся,
    Два — нагнулся,
    Три — нагнулся.
    Руки в сторону развёл,
    Ключик, видно, не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
  • По тропинке прямиком
    В сказку русскую пойдём.
    А овраги, буераки
    Стороною обойдём.
    В сказку путь нелёгкий,
    В сказку путь неблизкий.
    Мы шагаем высоко,
    Мы шагаем низко.

С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.

На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.

По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.

Проводить мониторинг двигательных способностей и эмоционального состояния воспитанников во время утренней гимнастики необходимо с целью определения эффективности работы воспитателя (инструктора). Диагностика проведения зарядки помогает выявить методические неточности или ошибки в организации занятия, скорректировать комплексы упражнений в текущем календарном плане.

Рекомендуется анализировать гигиеническую гимнастику в сентябре и далее 2–3 раза в течение учебного года.

При анализе зарядки оценивают степень развития двигательных способностей детей и уровень методической грамотности педагога

План анализа утренней гимнастики:

  1. Возраст и количество воспитанников в группе.
  2. Место проведения зарядки.
  3. Форма одежды и обуви детей и воспитателя.
  4. Этапы зарядки и их длительность.
  5. Развивающие задачи каждого этапа: что было реализовано, соответствие заявленной длительности.
  6. Эффективность педагогических приёмов: показа, словесных инструкций, наглядного материала, индивидуальной помощи.
  7. Эмоциональное состояние воспитанников на каждом этапе зарядки.
  8. Вывод: требуется ли внесение корректировок или дополнений в гимнастический комплекс.

Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает воспитатель, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

источник