Меню Рубрики

Анализ условий жизнедеятельности детей в группе

УДО______________ Группа _____________________ Педагоги_____________________________________________________

Дата ______________________________ Кто проводил обследование ____________________________________

№ п/п Критерии и показатели Баллы Примечание
1. Закреплены ли мебель, оборудование, их исправность.
2. Состояние полов.
3. Состояние потолков.
4. Исправность окон и фрамуг.
5. Исправность электропроводки, выключателей и т.д.
6. Освещенность помещения, соответствие плафонов ТБ.
7. Безопасность пособий для занятий с детьми (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла и т.д.).
8. Наличие, а также хранение в недоступном для детей месте лекарственных препаратов, колющих и режущих предметов.
9. Состояние игрового материала, отсутствие травмоопасных игрушек.
10. Подбор и расстановка комнатных растений.
11. Исправность и безопасность оборудования для труда.
12. Отсутствие гвоздей, металлических скрепок, кнопок на стенах и т.д.
13. Соблюдение правил влажной уборки.
14. Выполнение температурного режима.
15. Поведение детей в группах, умение передвигаться, не наталкиваясь друг на друга, взаимодействовать без конфликтов.
16. Соблюдение правил по использованию горячей воды, которую приносят, в групповых помещениях.
17. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей п. № 20 (передача ребенка в руки родителей. ), № 36 (оставление детей без присмотра. )

Предложения по совершенствованию работы _____________________________________________________________________________

Приложение7

КАРТОЧКА АНАЛИЗА УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

УДО ________________ Группа ____________________ Педагоги______________________________________________

Дата ______________________________ Кто проводил обследование ____________________________________

№ п/п Критерии и показатели Баллы Примечание
1. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
2. Исправность и безопасность инвентаря.
3. Одежда детей по сезону, погоде, ее удобство.
4. Работа детей под наблюдением взрослого.
5. Соответствие содержания труда возрастным особенностям детей, программным требованиям. Наличие здоровьесберегающих моментов.
6. Соблюдение максимально допустимой длительности труда.
7. Соблюдение максимально допустимой нагрузки.
8. Чередование видов деятельности с различной степенью трудности (изменение позы, мышечная нагрузка).

Предложения по совершенствованию работы ________________________________________________________________________

* Карточки, составлены Лобынько Л. В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ деятельности. / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: Зорны верасень. 2005.

Приложение8

ОБЩАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа в каких возрастных группах подвергалась данной тематической проверке.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПРАВКИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8763 — | 7494 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Оборудование помещения, его соответствие требованиям

Условия для творческого развития детей

дидактический игровой материал

Мебель находится в хорошем состоянии, новые столы и стулья.

Игрушки самые разнообразные: мягкие, деревянные и др.

Разнообразный, соответствует всем требованиям программы, направлен на разностороннее развитие детей.

У детей есть определенное место в групповой комнате, где находятся практически все материалы для творческого развития: карандаши, бумага, фломастеры, краски (акварель, гуашь), пластилин и т.д.

Регулярно менять материалы для творческого развития, добавлять что-то новое.

Смотреть приложение № 10-11.

Проведение тематической проверки по плану.

Разработка плана-сценария методической работы. Смотреть приложение № 12.

Тематическая проверка проводилась мной в период с 13.03 по 17.03.2008 года в группе № 12 «Фантазеры».

Цель контроля: использование эффективных форм работы, методов и приемов в познавательно-практической деятельности дошкольников.

В результате проверки мною были выявлены незначительные недостатки, которые воспитатель вовремя устранил.

Занятия по познавательно-практической деятельности (ППД) были разнообразны по своей тематике, интересно продуманы и проведены. Дети на занятиях были активны, под руководством воспитателя сами проводили опыты, охотно отвечали на вопросы. Единственный недостаток – перегруженность словесным материалом. На прогулке недостаточно внимания уделяется ППД детей.

В образовательный процесс не включаются познавательно-практические занятия в соответствии с тематикой недели.

Мало внимания уделяется познавательно-практической деятельности детей во время прогулок.

Недостаточно часто используются новинки методической литературы.

В ходе проведения занятий наблюдалась перегруженность словесным материалом.

Причиной недостатков является следующее:

Не уделяется должного внимания планированию и организации познавательно-практическим занятиям

В группе продолжается работа по оформлению уголка экспериментирования.

Недостаточно накоплено практического и методического материала по организации познавательно-практической деятельности дошкольников.

Недостаточно внимания уделяется индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, проверка показала, что в группе еще недостаточно практического материала, но работа в этом направлении ведется активно, подключены родители, так что устранение недостатков только вопрос времени. Воспитатель добросовестно готовится к занятиям, старается как можно больше передать новых знаний детям. Все замечания и предложения были выслушаны и учтены.

Завершение тематической проверки и подведение итогов.

Справка по тематической проверке находится в приложении № 13.

Изучение изыскательно-инновационной деятельности зам. зав. по ОД д\у.

Используются след. интерактивные методы:

игры: «Т-таблица», «Алфавит», «Календарь погоды», «Карусель-граффити», «Футбольное поле», «Мишень», «Корзина» и т.д.

отношение руководства д\у к творчеству педагогов, руководство оказывает моральную и материальную помощь сотрудникам, контролирует занятия творческой деятельности.

пропаганда ППО организуется посредством выставок, выступлений на педсоветах, организуются семинары для сотрудников.

Знакомство с передовым педагогическим опытом (ППО)

Форма обобщения передового опыта

Формы распространения передового опыта

Анализ эффективности использования передового опыта

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми.

Выставка материалов, выступления на педсоветах, творческий отчет, открытый просмотр занятий.

Использование материалов на занятиях по развитию речи.

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по ПОМ и развитию речи.

Открытый просмотр занятий, проведение семинаров, творческий отчет на педсовете.

Материалы используются в-лями при проведении занятий по ПОМ и развитию речи.

Использование зрительных символов при подготовке детей к обучению грамоте.

Творческий отчет на педсовете, мастер-класс.

Модель работы может использоваться в работе с детьми 5-6 лет.

Выявление психологического климата д\у (анкеты смотреть в приложении № 14).

Определение микроклимата д\у:

Факторы, определяющие микроклимат

Рекомендации по улучшению микроклимата

49 % — радость общения друг с другом, взаимопомощь, критика присутствует, но исходит из добрых побуждений.

51 % — нет настроения в начале рабочего дня, свои проблемы в-ли «носят в себе», в присутствии зав. чувствуется дискомфорт и скованность, при вызове в кабинет возникает волнение. Преобладает авторитарный стиль общения зав. с сотрудниками.

Авторитарный стиль общения, скованность, дискомфорт в присутствии руководства.

Проведение тренингов на тему «Эмоции».

Педагогу-психологу обратить внимание на преобладание настроения членов коллектива.

Руководству сменить авторитарный стиль общения на демократический, доброжелательный.

День зам. зав. по ОД. Самостоятельная работа под руководством зам. зав. по ОД.

Составление циклограммы «Деятельность зам. зав.» (см. приложение № 15).

Аутодиагностика профессионально значимых для деятельности зам. зав. по ОД личностных качеств и умений. (см. приложение № 16).

Вывод: к работе зам. зав. я пока не готова, т.к. не хватает практического опыта. Знаний получено много, но еще не совсем готова их применить. Еще где-то есть неуверенность в том, что что-то сделаю не так. А в общем, практика мне понравилась и хотелось бы больше уделять времени этой работе, но, к сожалению, как раз этого и не хватает.

источник

Знакомство с управлением педагогическим процессом.

Название функции Содержание и методы работы Формы методической работы Выводы и предложения
Диагностико-аналитическая Включает познание и самопознанием личности и профессионально-педагогической деятельности, ее результатов, изучение социально-психологического климата в педагогическом коллективе Опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение Систематизировать работу и равномерно распределить ее в течение года
Проективно-конструктивная Выражается в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальних перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствования Написание планов, анализ соответствующей методической литературы Учитывать пожелания педперсонала
Изыскательно-инновационная Связана с поиском, отбором новых, прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приемов воспитания и обучения дошкольников, методической работы и внедрением их в практику Посещение МО, чтение метод литературы, обмен опытом Мотивировать персонал на внедрение инноваций
Организационно-регулирующая проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально-психологического климата в нем; нахождении наилучшего практического применения способностям каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности Организация мероприятий, заействующих весь персонал д/у(творческие вечера, тренинги) В плане запланировано совместное мероприятие, в котором должны принять участие все члены коллектива
Стимулирующая Выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях ее совершенствования, формировании потребности в профессиональном самовоспитании Поощрение, материальное стимулирование Низкая мотивация персонала, необходимо разнообразить методы стимулирования
Информационная. Проявляется оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области детской психологии и дошкольной педагогики, передовом опыте общественного и семейного воспитания, о документах, связанных с охраной прав ребенка; изменениях в функциональных обязанностях педагогов Через производственные совещания, пятиминутки, и индивидуально Выполняется качественно

Перечень обязанностей управленческого персонала.

Управленческий персонал д/у Перечень обязанностей Анализ форм обмена информацией о состоянии образовательной работы Выводы
Заведующая д/у Информирование сотрудников об изменениях Беседа с сотрудниками д/у, наблюдение Выполняется качественно
Планирование работы. Организация работы Анализ информационных материалов, совещание с зам.зав. по о/д, мед. и хоз. персоналом. Выполняется качественно
Мотивация персонала Поощрение персонала, поддержка. Высказывется на совещаниях и пятиминутках. Выполняется качественно
Контроль за работой д/у Наблюдение, анализ планов работы педагогов Выполняется качественно

Анализ условий жизнедеятельности детей в группе (средняя группа).

Оборудование помещения, его соответствие требованиям Наличие условий для творческого развития детей Выводы и предложения
мебель игрушки дидакт. игровой материал
Мебель новая, соответствует возрасту детей, промаркирована Соответствуют возрасту детей, чистые, разноплановые. Расположены в соответствии с зонирование. Игрушек в группе много Расположен на специально отведенных для него полках Есть уголок художника, музыкальный уголок Стимулировать детей к играм с дидактическими игрушками, больше уделять внимание организации деятельности детей вне занятий.

Педагогический состав, его образование, профессиональная подготовка

Количество Образование Стаж работы Катего-рии
среднее ср.специальное высшее До лет 5-10 лет 10-15 лет Свы-ше 15 лет б/к
дошкольное педагогическое
Воспитатели
Муз.руководи-тели
Рук.по физвосп.
Педагог-психолог
ИТОГО:

Приложении № 4.

Циклограмма работы старшего воспитателя на неделю.

День Мероприятия
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Понедельник 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием групп. 3. Бракераж пищи. 4. Осмотр детей. 5. Работа с документацией
Вторник 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Получение вакцины. 6. Работа с родителями
Среда 1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов специалистов. 2. Бракераж пищи. 3. Работа с документацией
4. Работа по профилактике травматизма. 5. Курсы повышения квалификации 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению. 4. Анализ учета случаев травматизма. 5. Курсы повышения квалификации 4. Работа с персоналом по санитарно- гигиеническому просвещению
5. Плановое производственное совещание
Четверг 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием физкультурного и музыкального залов. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Работа с документацией
6. Профилактический осмотр детей. 7. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний 6. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний 6. Оформление информационного стенда для родителей 6. Подготовка информации о физическом состоянии и подготовленности воспитанников
Пятница 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Бракераж пищи. 3. Генеральная уборка кабинетов
4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике инфекционных заболеваний 4. Подготовка отчетной документации 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике паразитарных инфекций 4. Подготовка отчетной документации. 5. Генеральная уборка кабинетов

Приложение № 4.

Анализ деятельности старшего воспитателя.

источник

Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности»

Анастасия Уткина
Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности»

МБДОУ Ярский детский сад №4

Справка по итогам тематического контроля на тему » Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности «.

Сроки проведения: с 11 марта — 15 марта 2013 года

Проверяющие: Ст. воспитатель Уткина А. А., физинструктор Салтыкова Е. Н.

Цель: оценить условия и эффективность работы педагогов по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности

Контроль проводился в течение одной недели в соответствии задачей годового плана учреждения.

С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: изучение предметно – развивающей среды, анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми, выявление уровня использования ЗУН в самостоятельной детей, выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями.

Первым пунктом контроля было обследование предметно – развивающей среды.

Обследование показало, что во всех возрастных группах детского сада мебель закреплена, состояние полов и потолка, окон, фрамуг в норме. Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и т. д., игрового материала в норме. Нет травмоопасных игрушек.

Избежать опасностей можно лишь путем повседневной кропотливой работы с детьми, начиная с раннего возраста. Главная роль в этом отводится воспитателям дошкольных учреждений.

Начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Воспитатель создает условия для активной игровой деятельности детей. Совместная деятельность взрослого с ребенком организуется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дорога», «Поликлиника», «Полиция», «Аптека» связанных с безопасным поведением в быту, на улице; в дидактических играх «Опасные ситуации», «Будь осторожен», «Правильно — не правильно», «Игра – дело серьезное»; «Не играй с огнем», «Спецрейс», «Съедобно – несъедобно», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Чрезвычайные ситуации», в играх-этюдах.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения воспитатель использует созданые в группах макеты: «Дорожные знаки», «Дорога», «Железная дорога». В уголках имеются дидактические и настольно – печатные игры такие как «Азбука дорожного движения», «Уроки безопасности», домино «Дорожные знаки», альбомы «Машины», «Виды транспорта», и др.

Воспитатель проводит индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми Н-р: «Здоровая пища», «Не играй на льду», «Незнакомцы на улице», «Мы едем в автобусе», «Почему в группе должен быть порядок», «Если малыш поранился», и т. д. использует рассказывание, загадки о правилах безопасного поведения, организует чтение детской литературы, вовлекает детей в совместный поиск ответов на проблемные и интересующие воспитанников вопросы.

Постепенно вводят в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (в доме, в группе детского сада)», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей, как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так.», «Приведи пример того, что опасно, а что безопасно», «Предложи способ, позволяющий предупредить опасность», «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она не будет соблюдать правила безопасного поведения дома», «Придумай игру (загадку)», «Как узнать, правильно мы сделали или нет?». На специально организованных НОД дети знакомятся с людьми профессии «пожарных», «ГИБДД», «полиции». Организуются тематические выставки детских рисунков, подделок. Большой интерес вызывают у детей активные формы работы: презентации, коллажи, развлечения, досуги.

На примере произведения К. Чуковского «Телефон», проводилась беседа с детьми о важности телефонной связи. Педагоги организуют с детьми беседы: «Как пользоваться телефоном в экстренных ситуациях (возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке, рассказывать о службах спасения «01», «02», «03». Воспитатели учат детей сообщать правильную информацию диспетчеру службы спасения (Ф. И., адрес). В то же время объясняют, что звонки по телефону не должны быть шуткой.

Читайте также:  Рисунки детей и их анализ

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, воспитателями используются специально подобранные произведения детской художественной литературы. Например: «Кошкин дом» С. Маршак, «Дядя Степа», М. Безруких «Разговор о правильном питании», К. Чуковский «Мойдодыр», В. В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», Ч. Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг, а кто твой враг» и т. д.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности строится на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И. В. Кононовой); методических разработок «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Е. А. Романова; «Беседы по правилам дорожного движения», «Беседы об основах безопасности» Т. А. Шорыгина, «Правила дорожного движения» Л. Б. Поддубная, разработки «Комплексных занятий» Ю. А. Вакуленко.

Для формирования сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развития основ экологической культуры, систематизации знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни созданы в группах «уголки безопасности». Но есть они не во всех группах только лишь в группе «Золотая рыбка», «Капельки» в остальных группах в стадии создания.

Делая вывод по данному пункту хотелось бы дать рекомендации: пополнить уголки безопасности дидактическими играми, доделать в группах уголки «Безопасности».

Вторым пунктом контроля был: анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми.

Первым пунктом обследования было выявление ЗУН у детей старшего дошкольного возраста по данной проблеме через беседы, игры.

Дети знают и соблюдают правила поведения в природе, правила экологической безопасности (контакты с растениями, животными). Старшие дошкольники знают и могут применить правила безопасного общения с взрослыми, имеют представление о службах безопасности (01,02,03, знают номера телефонов, могут вызвать в моделированной ситуации необходимую помощь по телефону.

Дети умеют договариваться, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умеют пользоваться простыми техническими средствами, знают правила безопасного поведения на улице. Воспитанники старшего дошкольного возраста знают дорожные знаки, сигналы светофора, как переходить улицу и т. д. Почти во всех группах дети знают и применяют правила здорового образа жизни, называют полезные и не очень полезные продукты, съедобные и несъедобные грибы, опасные растения, рассказывают что делать, если на дороге повстречаешь собаку, кошку, в траве заметишь ежа, лягушку, к тебе подлетит оса и т. д.

В соответствии с планом контроля проводилось изучение применения форм сотрудничества с родителями. Анализ показал, что наиболее используемыми формами взаимодействия являются: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация, папки – передвижки.

По результату тематического контроля можно сделать следующие выводы:

формирование ЗУН у дошкольников по теме: Безопасность«

ведется планомерно, целенаправленно, систематично.

Грубых нарушений не выявлено.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего возраста Самое ценное в жизни взрослых — это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача нас взрослых остерегать и защищать.

«Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС» Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Работа в ДОО по ознакомлению детей с социальной действительностью» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Эффективность организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности «Ребёнок на улице» у детей старшего дошкольного возраста Цель работы: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в целом (об устройстве проезжей части, светофоре.

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности «Знающие пешеходы» Программное содержание. Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Продолжать учить переходить через проезжую.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» Вид проекта: практико ориентированный, коллективный.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Родительское собрание с использованием ИКТ на тему : «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» В 2015-2016 учебном.

источник

1. В группе созданы условия для художественно-эстетического развития детей.

1.1. В свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.).

2. В группе созданы условия для развития театрализованной
деятельности детей.

2.1. Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и пр.).

2.2. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.).

3. В группе созданы условия для развития детей в музыкальной
деятельности.

3.1. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, металлофоны и др.).

3.2. Имеются музыкально-дидактические игры и пособия.

3.3. Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.).

4. В группе созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.

4.1. Имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы.

4.2. Имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей).

4.3. Имеются бросовый и природный материалы для художественного конструирования.

5. В группе созданы условия для развития экологической культуры детей.

5.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для
развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи,
дидактические игры и пр.).

5.2. В группе имеются комнатные растения.

6. В группе созданы условия для физического развития детей.

6.1. Имеются инвентарь и оборудование для физической активности
детей (мини-стадионы, спортивный инвентарь, массажные коврики,
маты, тренажеры и т.п.).

6.2. Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей
на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т.п.).

7. В группе созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений.

7.1. Имеются демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их
форме.

7.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей
представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).

7.3. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски
со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.

8.В группе созданы условия для развития у детей элементарных
естественно-научных представлений.

8.1 Имеются материалы и приборы для детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).

8.2. Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.).

9. В группе созданы условия для развития речи детей.

9.1. Имеется художественная литература для детей.

9.2. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию
речи.

10. В группе созданы условия для игровой деятельности детей.

10.1. В групповых комнатах, спальнях выделено пространство для игры.

10.2. Имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Школа», «Парикмахерская» и др.

10.3. В группах имеются настольно-печатные игры, знакомящие с правилами дорожного движения.

11. В группе созданы условия для воспитания гигиенической культуры.

11.1. В раздевалке имеются предметы для воспитания у детей
самостоятельности, опрятности и взаимопомощи (зеркало, расческа, щетка, чемодан потерянных вещей и т.п.).

11.2. В комнате для умывания имеются предметы для воспитания у детей навыков самообслуживания (стаканчик для полоскания
рта, зубная щетка, полотенце, мыло и т.п.).

На практике студенты выполняют ряд заданий. Порядок и время выполнения заданий практиканты определяют самостоятельно.

Диагностика детей дошкольного возраста

Углубление знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста.

Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.

Создание условий для развития наблюдательности, пытливости. Воспитание исследовательской позиции по отношении к личности дошкольника и интереса к его возрастным и индивидуальным особенностям.

Содержание работы над заданием.

Актуализация знаний об особенностях развития ребенка дошкольного возраста: восприятия, мышления, сенсорики, речи,двигательных навыках, характере игровой деятельности, взаимоотношениях со сверстниками с использованием соответствующей литературы.

Изучение ребенка дошкольного возраста методом наблюдения, диагностирования с использованием специальных методик, направленных на выявление уровня развития детей данного возраста.

Формулирование выводов. Составление на основе полученных в ходе исследования данных характеристики на ребенка дошкольного возраста.

Составление педагогических рекомендаций относительно развития и воспитания дошкольника, вытекающих из проведенной работы.

источник

Отчёт о проделанной работе по основам безопасности жизнедеятельности детей.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стараемся организовывать работу так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

• Ознакомление воспитанников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

• Формирование ценностей здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью.

1. Знакомить воспитанников с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во дворе, на улице, в общественном транспорте; с правила безопасного поведения во время игр; с правилами поведения с незнакомыми людьми, при встрече с бездомными и незнакомыми животным.

2. Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

3. Разъяснить правила поведения, которые воспитанники должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

4. Закреплять навыки практических действий при учебной эвакуации по причине возникновения пожара, а также оказания первой медицинской помощи «пострадавшим».

5. Воспитывать чувство взаимопомощи к окружающим, бережное отношение к своей жизни.

6. Приобщать родителей воспитанников к проведению совместных мероприятий, направленных на формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, мы используем разнообразные формы и методы работы:

• чтение художественной литературы

• рассматривание картин, плакатов.

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Были проведены следующие беседы.

ПДД «Для чего нужны дорожные знаки.

«Мы едем в общественном транспорте»

«Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице»

«Когда остаёшься один дома»

«Безопасность при пользовании электроприборами»

«Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек»

Чтение художественной литературы.

Русские народные сказки «Гуси – лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.

Д\ и «Угадай вид транспорта по описанию»

Д\и «Можно — нельзя, правильно – неправильно»

Д/и «Если ты переходишь через улицу».

Было проведено открытое занятие по развитию речи с элементатми ОБЖ «Приключения Незнайки»

Понимая значимость для ребенка авторитета родителей, мы старались привлекать их к работе по ОБЖ.

Была проведена совместная творческая работа родителей и детей.

Выставка поделок «Я пешеход».

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группе.

В группе создан уголок, где представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

• Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности

• Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, пожарника, игрушки транспортные,

Мною были оформлены папки:

«Художественное слово по пожарной безопасности», «Художественное слово по правилам дорожного движения»

Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки»,

Настольные игры: «Светофор», лото «Дорожные знаки»

Иллюстрированные книги, раскраски,

Благодаря целенаправленной работе наши воспитанники приобрели большой багаж знаний по правилам дорожного движения, знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова, а главное дети смогут всегда оказать помощь пострадавшим. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь.

источник

Технологические карты тематического контроля

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности в помещении группы

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Отсутствие в групповой комнате опасных для детей факторов

Соблюдение графика проветривания группового помещения

Соблюдение санитарно-гигиенических требований в групповой комнате: состояние пола, освещения, укрепления мебели, оборудования, их целостность

Соблюдения правил хранения материала и атрибутов для проведения занятий и режимных процессов

Соблюдение игрового материала в соответствии с требованиями техники безопасности: его целостность и отсутствие травматических предметов, деталей

Работа с родителями по вопросам охраны жизни и здоровья детей

Утренний осмотр детей: состояние одежды, обуви, на наличие опасных предметов (значков, веревок и др.)

Выполнения установленного режима дня

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 24 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

Карта педагогического анализа

детского травматизма и техники безопасности

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Создание и обеспечение условий для сохранения здоровья и безопасного пребывания детей в ДОУ

Соблюдение техники безопасности всеми работниками: маркировка и закрепление мебели, состояние освещения, качество посуды, использования моющих средств

Качество планирования работы по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности

Наличие методической литературы по основам безопасности жизнедеятельности

Оформления уголков: дорожного движения, пожарной безопасности, гражданской обороны

Качество оформления материалов в уголке для родителей

Качество методических разработок для организации учебной и игровой деятельности

Наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Наличие атрибутов для дидактичных игр

Наличие атрибутов для самостоятельной деятельности детей

Усвоение детьми знаний основ пожарной безопасности: умение решать проблемные задания и применять их на практике в игровых ситуациях

Усвоение детьми знаний основ правил дорожного движения: умение решать проблемные задания и применять их на практике

Сформированность познавательной активности относительно безопасности жизнедеятельности

Использования сформированных практических навыков в повседневной жизни

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 51 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:_______________________________________________________

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности на прогулке

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Санитарное состояние оборудования площадки и материала, который выносится на прогулку

Целесообразность расположения детей во время подвижных игр

Своевременное устранение опасных факторов: льда, снега, стекла, камней, ядовитых грибов.

Соблюдение последовательности одевания-раздевания.

Эффективность использования игрушек, атрибутов, и их соответствие времени года

Степень занятости детей двигательной деятельностью

Эффективность проведения бесед по безопасности жизнедеятельности

Санитарное состояние оборудования площадки и материала, который выносится на прогулку.

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Читайте также:  Рисунки детей 4 года анализ

Подсчет коэффициента качества: К = 24 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности во время лепки

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Отсутствие в помещении опасных для детей факторов

Подготовка материала для занятия

Соответствие начала занятия режиму дня

Обеспечение контроля за осанкой детей

Эффективность использования приемов для профилактики снижения нагрузки на зрение детей

Соблюдение норм размещения образца

Усвоение детьми правил пользования стекой

Степень самостоятельности детей во время уборки рабочего места

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 27 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности во время аппликации

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Отсутствие в помещении опасных для детей факторов

Подготовка материала для занятия

Соответствие начала занятия режиму дня

Обеспечение контроля за осанкой детей

Эффективность использования приемов для профилактики снижения нагрузки на зрение детей

Соблюдение норм размещения образца

Осуществление контроля за правильностью держания ножниц, кисти, пользованием клеем.

Соблюдение требований к инструменту: наличие на ножницах чехлов, закругленных кончиков.

Усвоение детьми правил пользования ножницами

Степень самостоятельности детей во время уборки рабочего места

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 30 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности во время приема пищи

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время подготовки к приему пищи

Наличие маркировки на посуде для получения пищи

Состояние целостности посуды для получения пищи

Состояние целостности детской столовой посуды

Соблюдение требований доставки пищи с пищеблока: закрытая посуда, отсутствие детей на ступеньках и в коридорах

Подготовка детей к приему пищи: заинтересованность, использование художественного слова, объяснения полезности того или другого блюда.

Правильность пользования столовыми приборами, объяснения детям правил поведения, за столом

Овладение культурно гигиеническими навыками в соответствии с возрастом детей

Умение детей пользования салфеткой

Сформированность у детей навыков соблюдения норм этикета при приеме пищи: умение попросить взрослых, тактично отказаться, поблагодарить за еду, пользоваться салфеткой, спокойно выйти из-за стола, убрать за собой посуду и т.д

Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время уборки со столов

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 33 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

Карта педагогического анализа

безопасности жизнедеятельности во время дневного сна

Дата: ___________ группа ____________ возраст детей ________ воспитатель______________________

Цель посещения: ______________________________________________________________

Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время подготовки к дневному сну: соблюдение температурного режима и графика проветривания, влажная уборка.

Наличие маркировки на постельном белье

Состояние постельного белья

Организация детей перед сном и после сна: соблюдение культурно гигиенических процедур, эмоциональная атмосфера в спальной комнате, личностно ориентированный подход

Правильность расположения кроватей (свободные проходы)

Овладение навыками самообслуживания: умение самостоятельно расстелить кровать, расправить одеяло, застелить кровать после сна

Пребывание воспитателя в спальной комнате во время сна

Осуществление постепенного подъема

Проведение гимнастики пробуждения и закаливающих процедур

Соблюдение требований последовательности процесса раздевания (одевания)

Степень сотрудничества воспитателя и помощника воспитателя во время организации сна детей

Уровни для каждого критерия:

высокий – 3 балла; достаточный – 2 балла; средний – 1 балл; низкий – 0 баллов.

Подсчет коэффициента качества: К = 33 = ____________________________________

Показатели коэффициента качества:

1 – 0,9 -высокий уровень; 0,76 – 0,6 -средний уровень; 0,89 – 0,8 -достаточный уровень;

С результатами ознакомлен:______________________________________________________

источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка по теме

Организация жизни и деятельности детей

в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Костромской областной институт повышения квалификации работников образования

Кабинет дошкольного образования

Организация жизни и деятельности детей

в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Методические рекомендации печатаются по решению Ученого Совета КОИПКРО.

Наугольных Л.Г., зав.кабинетом дошкольного образования КОИПКРО.

Раева В.В., методист кабинета дошкольного образования КОИПКРО.

Настоящие рекомендации адресованы педагогам, практическим работникам малокомплектных ДОУ и содержат материал по организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе.

При разработке методических рекомендаций авторы руководствовались данными современных научных исследований в области детской психологии, дошкольной педагогики и дидактики, а также передового педагогического опыта.

В качестве источников педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах были использованы:

1. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

3. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж-л «Д/в» — 1984 — №2, с.46-50.

4. Минкина М.В. «Работа в разновозрастной группе д/с». – Минск, 1963.

5. сост. Теленги В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 1987.

6. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М., «Просвещение», 1990.

7. «Готовимся к аттестации!» (методическое пособие для педагогов ДОУ». – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

8. Сост. Исмакова Л.С., Нуруллина Г.Ю. «Утренний сбор» (методические рекомендации). – Н-Новгород, 2000.

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.

Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Исследовательская деятельность кабинета в 2000-2002 году по проблеме «Организация педагогического процесса в условиях малокомплектного детского сада» была направлена на выявление позитивных моментов и трудностей в работе педагогов с детьми разновозрастной группы.

Путем анкетирования слушателей курсов в Галичском, Кадыйском, Костромском, Нерехтском, Чухломском районах выявлены адреса носителей успешного опыта. Одновременно выяснилось, что для воспитателей разновозрастных групп особую сложность представляет организация обучения детей на занятиях, так как они вынуждены одновременно вести работу по программам 2-3 и даже 4-х возрастов. В результате воспитанники этих детских садов приходят в школу менее подготовленными, чем их сверстники из одновозрастных групп.

С целью оказания методической и психолого-педагогической помощи педагогам разновозрастных групп малокомплектного детского сада и выпущены настоящие методические рекомендации.

В 1-ом выпуске в основе рекомендаций к организации жизни и деятельности детей разного возраста лежат общие педагогические требования к режиму дня дошкольников, принцип постепенного и последовательного подключения детей к режимным процессам, начиная каждый раз с более младших, а также рассматриваются условия для создания разнообразной деятельности детей в течение дня.

В дальнейшем кабинет планирует продолжить начатую работу, представляя опыты педагогов-практиков по работе с детьми в малокомплектном д/с.

Будут рассматриваться следующие вопросы:

  1. организация игровой деятельности
  2. организация обучения
  3. планирование воспитательно-образовательной работы
  4. трудовое воспитание
  5. методическая работа с кадрами.

Уважаемые педагоги! Надеемся на взаимодействие. Ведь результат работы будет зависеть от осознания важности поднятой проблемы и оперативности в деятельности работников ДОУ.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Обменяться мнениями и обсудить интересный опыт, предложить свои разработки занятий можно в кабинете дошкольного воспитания КОИПКРО.

Наугольных Любовь Григорьевна – заведующая кабинетом дошкольного воспитания КОИПКРО, Заслуженный учитель РФ

Раева Валентина Викторовна – методист кабинета дошкольного воспитания КОИПКРО.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:

— две группы – дети смежного возраста,

— одна – старшие дети одного возраста.

1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет.

2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.

3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет.

  1. в одногрупповом ДУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы:

2 группы – дети смежного возраста.

1 группа — старшие дети одного возраста.

Наименее благоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста:

во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;

во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.

в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый. ). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Воспитательно-образовательная работа в малокомплектных ДУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

Педагогам следует обратить внимание на создание развивающей среды в ДОУ и в группе. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДУ, в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда .

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

Каковы же характеристики предметно-пространственной среды и как их создать?

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели (парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения . Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

Читайте также:  Родинки у детей и их анализ

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).

Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами .

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в созданной среде. Кому-то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики — все это так или иначе найдет отражение в среде группы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Развивающее обучение направлено прежде всего на развитие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самостоятельность и активность. Источник целостного развития ребенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка . У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Так, например, на третьем году жизни это — развитие движений и речи. Поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи (за которыми ребенок будет ходить, прокатывать их), велосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра — для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет, игрушка, оказавшиеся в зоне внимания, поэтому высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см).

Большое значение при создании действительно развивающей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве. Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. (Не путайте «свободное пространство» и «открытое пространство»!).

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как передвигаться по групповой комнате, чтобы не помешать деятельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования). Так, возможен следующий подход к организации среды:

  1. центр сюжетно-ролевой игры;
  2. центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;
  3. центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  4. центр строительно-конструктивных игр;
  5. центр математики (игротека);
  6. центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в то же время многофункционален.

Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

2. Принцип уважения к мнению ребенка . Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Например, воспитатель из лучших побуждений старается обустроить групповую мягким уголком (диваном или креслами), а ребенок предпочтет этому пару поролоновых матов. На них можно поваляться, попрыгать, их легко перенести в другое место, нет страха что-то сломать или порвать. Или воспитатель подбирает обои для группы: красивые, моющиеся, с отделкой в тон, а ребенку было бы гораздо интереснее иметь в группе «рисовальную стену» — прикрепленные рулонные белые обои, на которых можно рисовать красками, фломастерами, карандашами и даже. руками. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснять причину отказа.

Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей (в беседе или через анкетирование) о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности; какие любит игрушки. Важно также спросить об этом самого ребенка и внести в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

Если мнение ребенка будет всегда учитываться в создаваемой среде, группа детского сада станет для него роднее, уютнее, комфортнее – ведь это дом, который создан и им тоже!

3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место (раздевалку, кладовую и т.п.). Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения привлекательности для детей и развивающего потенциала. Так, например, во многих группах детских садов есть игра «Магазин». Зачастую атрибутами для этой игры являются пустые упаковки от продуктов (молока, йогуртов, печенья и др.) в избыточном количестве, мешочки с «крупами», гиревые весы и т.п. Но современный ребенок чаще всего наблюдает в магазине иную картину: весы электронные, товар продавщицы почти никогда не взвешивают – он уже расфасован. Не удивительно, что игра в «магазин» часто малосодержательна и требует постоянного активного участия воспитателя. Может быть, лучше организовать «магазин одежды», где дети смогут «примерять и покупать» одежду? Что для этого понадобиться? Конечно, товар – одежда, вешалки и стойка для одежды, еще зеркало, ценники, касса.

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны. Например, дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение.

4. Принцип опережающего характера содержания образования . Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети различаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществить диагностику, а именно: отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности. В-третьих, детское экспериментирование с новым, более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.

5. Принцип динамичности – статичности среды . Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее – ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать, конструируя пространство. Для этого подойдет крупный модульный материал (промышленного изготовления либо склеенные картонные коробки разного размера), с помощью которого пространство легко трансформируется.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «. какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы. » (Е.И. Тихеева).

— в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами. »

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Например, кровати малышей удобнее расположить в наиболее спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми (ложась последними), не нарушают сна маленьких

Столы надо расставлять ближе к окнам так, чтобы свет падал с левой стороны.

При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

Столы и стулья – основная мебель для детей – в разновозрастной группе должны быть не менее 3-4 размеров.

На основе указанных в таблице размеров мебели и данных медицинского обследования в начале учебного года (сентябрь) необходимо правильно подобрать мебель, сделать маркировку и закрепить столы и стулья за детьми.

Высота столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста

источник