Меню Рубрики

Анализ умывания детей в детском саду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Декан педагогического факультета

________________ / З. Н Козлова

«____» ________________ 2007г.

Учебной практики (ознакомительной)

для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.

1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).

1-01 01 01-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

Кафедра специальных дисциплин дошкольного образования

Разработана на основе типовой программы БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2003.

С о с т а в и т е л ь : Кузьменкова Н. Г. — преподаватель

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ

Протокол № 13 от «21» июня 2007г.

Заведующий кафедрой К.С. Тристень

Одобрена методической комиссией педагогического факультета БарГУ

Протокол № 11 от «25» июня 2007г.

Учебная практика (ознакомительная) в дошкольных учреждениях является первым этапом работы, которая обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов дошкольного образования.

По учебному плану учебно-ознакомительная практика проводится на 2 курсе (IV семестр) на протяжении 10 дней (60 часов).

Ее целью является формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.

Задачи практики:

1. Изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности воспитателя в группах дошкольного возраста.

2. Развитие умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

3. Овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

4. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям.

5. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя детского сада и системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для выполнения своих функций в конкретной возрастной группе.

6. Овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Содержание учебной практики (ознакомительной)

Дни Разделы и темы практики Содержание и формы учебной работы Управляемая самостоятельная работа студентов Формы контроля
1 день — 6 час Знакомство с дошкольным учреждением — базой педагогической практики. 1. Беседа с заведующей детским садом об особенностях организации работы, требования к трудовой дисциплине. 2. Знакомство с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах. 3. Экскурсия по дошкольному учреждению, знакомство с методическим кабинетом. 4. Распределение студентов по возрастным группам, знакомство с воспитателями, детьми. Изучение программы воспитания и обучения в ДОУ. Краткий конспект инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
2- день 6 час. Изучение режима дня данной возрастной группы (1 половина дня. — прием детей, утренняя гимнастика, игровая деятельность, прием пищи, прогулка, подготовка к обеду, обед,, подготовка ко сну, сон) Наблюдение и анализ:- условия созданные в дошкольном учреждении для проведения всех режимных процессов (наличие необходимого оборудования, соблюдение педагогических и гигиенических требований); — деятельность воспитателя, направленная на организацию и проведение режимных процессов (количество и содержание указаний, тон, характер словесных и наглядных приемов, используемых воспитателем, их результативность, реакция воспитателя на невыполнение детьми его требований); — проявление детей в процессе выполнения режимных процессов (знание последовательности этих процессов, активность, самостоятельность, контакты детей с воспитателем, помощником воспитателя; наличие негативных реакций, их причины; количество детей, запаздывающих с выполнением режима, причины); — наличие и характер взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя. Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Определить стиль общения воспитателя с детьми направленный на организацию и проведение режимных процессов. Конспект утренней гимнастики, конспект проведения одного из режимных процессов в своей возрастной группе. Оформить записи в дневниках.
3 день — 4 час. Наблюдение и анализ режимных процессов во 2 половине дня (подъем детей после сна, закаливающие мероприятия, прием пищи, сбор на прогулку, прогулка, организация деятельности детей: трудовая, игровая, индивидуальная работа) Наблюдение и анализ режимных процессов во второй половине дня- последовательность режимных процессов, их содержание, структура; Сравнительный анализ с первой половиной дня. Продолжить наблюдения за стилем общения воспитателя с детьми. Конспект одного из режимных процессов второй половины дня.
4 день — 6 час. Изучение и анализ особенностей организации и методики проведения прогулки в детском саду. Наблюдение и анализ: 1. Условия, созданные для проведения прогулки. 2. Особенности организации детей при подготовке к прогулке (подготовка и отбор игрушек, оборудования, руководство про-цессом одевания, длительность сборов на прогулку). 3. Структура прогулки, основные виды деятельности и их чередование, соблюдение двигательного режима. 4. Приемы руководства воспитателя деятельностью и поведением детей. Продолжить изучение стиля общения воспитателя с детьми, оформление записей в дневнике. Конспект проведения прогулки в своей возрастной группе.
5 день — 6 час. Наблюдение и анализ организации учебно-познавательной деятельности детей. Наблюдение и анализ занятий в первой половине дня (занятия обычные или комплексные, творческие или занятия-игры, в зависимости от возможностей и условий, возрастных особенностей детей). Определение уровня сформированности учебно-познаватель-ной деятельности у двух детей группы в разных видах деятельности (по выбору) Два конспекта занятий для данной возрастной группы Оформление записей в дневнике.
6-7 день по 6 час. Наблюдение и анализ организации и руководства игровой деятельностью детей. (1 и 2 половина дня). Организация игровой деятельности детей в первой половине дня, во второй половине дня. — созданы ли в группе условия для организации игр; — в какие игры играют дети; — роль воспитателя в организации и руководстве играми; — какие задачи решал воспитатель, руководя играми детей. Определение этапа развития игры у дошкольников (по Д. Б. Эльконину) — 1 день Определение типа поведения и вида игр, встречающихся у детей вашей группы по классификации М. Партена (США)- 2 день. 1. Конспекты двух подвижных игр для детей данной возрастной группы. 2. Конспект дидактической игры для своей возрастной группы.
8 день — 6 час. Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов в первую половину дня Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов в первой половине дня (утренний прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, одевание, раздевание, организация сна). Самостоятельное проведение прогулки в первой половине дня; Составление конспектов по проведению режимных процессов в первой половине дня и прогулки. Изготовление наглядного материала или дидактических пособий для своей возрастной группы.
9 день — 4 час. Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов (2 половины дня). Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов во второй половине дня :(подъем детей после дневного сна, закаливающие процедуры, прием пищи, одевание, прогулка, раздевание, умывание детей). Самостоятельная работа студентов-практикантов: а) проведение игры малой подвижности с использованием считалок (каждый студент работает с подгруппой детей) во второй половине дня. Составление конспектов по проведению режимных процессов во второй половине дня и игр малой подвижности. Оформление записей в дневниках.
10 день — 6 час. Выполнение исследовательского задания по определению стиля педагогического общения воспитателя с детьми. Наблюдение и анализ проявлений отношения воспитателя с детьми. Подведения итогов анализа взаимодействия воспитателя с детьми в течение педагогической практики. Подготовка к итоговой конференции Выставка пособий

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы для обсуждения и анализа занятия

1. Соответствует ли выбор задач для занятия требованиям программы и возможностям детей данной возрастной группы?

2. Соответствует ли структура и логика занятия программным задачам?

3. Каково развивающее значение и воспитательная направленность содержания занятия, методов и приемов его проведения?

4. Какова оценка степени активности детей на занятии; роль структуры занятия в обеспечении активности детей; приемы активизации детей?

5. Как осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей?

6. Как сочетались на занятии формы фронтальной и индивидуальной работы?

7. В чем проявлялась самостоятельность детей во время занятия, чем она обеспечивалась?

8. Каков уровень сформированности учебной деятельности у детей данной возрастной группы?

Вопросы для анализа игровой деятельности

1. В какие игры играли дети в данной возрастной группе в течение дня? Какое время использовано детьми для игры? Каково разнообразие игр?

2. Какие воспитательно-образовательные задачи решались воспитателем в играх, возникавших по его инициативе?

3. Какие игры возникали по инициативе детей? Каковы их тематика и содержание? Какие задачи решал воспитатель в руководстве играми?

4. Какие условия созданы для игр в данной возрастной группе (рациональность подбора игрового оборудования и его размещение)?

5. Как планируется руководство играми? В чем своеобразие планирования руководства творческими играми?

6. Каковы ведущие игровые интересы детей данной возрастной группы?

7. На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

Анализ приема детей

1. Где проводится прием детей? Готова ли группа к приему, какой материал подготовлен воспитателем к приему детей?

2. Все ли дети идут с желанием в группу? Как воспитатель встречает детей, распределяет внимание на всех детей?

3. Чем заняты дети, как воспитатель организует детей для игры, о чем беседует с детьми, как воспитатель занимается с ними?

4. Как учитывается воспитателем содержание деятельности, которая будет проводиться в течение дня?

5. Имела ли место индивидуальная работа с детьми?

6. Какие приемы использует воспитатель для создания у детей радостного настроения?

Анализ процесса умывания детей

1. Подготовка к процессу умывания: лежит на месте ли туалетное мыло, у всех ли детей чистые полотенца?

2. Как воспитатель организует детей для умывания, сколько детей вместе идут умываться, чем заняты другие дети, которые ждут умывания, что делали после умывания?

3. Наличие у детей умений и навыков умывания, их соответствие программным требованиям.

4. Руководство процессом умывания со стороны воспитателя. Методы и приемы руководства.

5. Продолжительность процесса умывания.

6. Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?

источник

Владимирский институт развития образования

Кафедра дошкольного образования

Организация и проведение режимных процессов

С детьми в ДОУ

(педагогическая практика

В дошкольном образовательном учреждении)

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В 1-ю ПОЛОВИНУ ДНЯ

Прием детей

При планировании работы учесть, где бу­дет осуществляться прием детей: в группе или на участке. Раскрыть содержание воспитательно-образовательной работы. Во время утреннего приема создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).

Обратить внимание на внешний вид детей, на то, чтобы пришед­шие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную дея­тельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, под­ключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Игровая деятельность. Трудовая деятельность.

Индивидуальная работа с отдельными детьми

Необходимо конкретно определить ту деятельность, кото­рая будет вами проводиться, с указанием названия и цели деятельно­сти.

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходимо указать тему и цель. Например:

— с группой детей (указать каких) рассмотреть их одежду. Уточнить у детей названия одежды, материала, цвета, отдельных деталей. Спросить, кто сшил (купил) им костюм, платье.

Поговорить с детьми (воспитатель должен указать тему и цель разговора). Примерная тематика: знают ли дети свой домашний ад­рес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат (с кем бы ты хотел дружить?Почему?) О растениях, о животных, о временах го­да, об общественных событиях (праздниках).

Организовать с детьми беседу об их семье.

Предложить игру с разборными игрушками. Например: «Собери матрешек», «Собери пирамидки». Цель: учить детей различать предметы по вели­чине, цвету.

Поиграть с детьми в игру, средней подвижности, поупражнять де­тей в ловкости, меткости, развивать у детей координацию движений.

Группе детей показать несколько игрушек, сделанных из бумаги (назвать). Цель: воспитание у детей умения делать несложные игрушки.

Проведение утренней гимнастики. (Гимнастику проводит воспитатель.Если гимнастику будет проводить стажер, то он предварительно обговаривает все с воспитателем, а в плане записывает комплекс утренней гимнастики).

Организация умывания постепенно, небольшими группами. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить им (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, давать оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.

В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, каждый практикант должен руководствоваться реализуемой программой воспитания своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Поэтому необходимо заранее все обговорить с воспитателем и правильно определить в плане те или иные методические приемы: объяснение и показ отдельных действий умывания, напоминания, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), загадывание загадок, контроль за действиями детей (внести куклу, мишку, другие игрушки).

В плане можно отразить следующую работу: обратить внимание как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положи-тельное настроение к еде.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать им о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (см. реализуемую программу в группе) и согласовывать их с воспитателем.

Занятие проводит воспитатель.

В плане работы необходимо наметить содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения). (См. реализуемую программу по возрастным группам.)

Дать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Способствовать поддержке детьми чистоты и порядка в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напом­нить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, просле­дить, чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на бан­кетку или стул), следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной пос­ледовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в по­следнюю очередь надеть пальто, завязатьшарф и убрать свою обувь в шкаф. Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внеш­ний вид.

Примечание: в план воспитательной работы можно включить и об­разовательные задачи. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с це­лью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, названия отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад-вперед, левый-правый сапог, ботинок).

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане нужно записывать не только на­звание деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в процессе руководства той или иной деятельностью. Необхо­димо серьезно продумать методику руководства деятельностью детей. В плане надо указать, какие виды игрушек, какой инвентарь будет вы­несен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Следует указать в плане последовательность, но при этом помнить, что последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий), от состояния погоды, от интереса детей, от их индивидуальных особенностей.

Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке (см. рекомендации перечня видов деятельности на прогулке). Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.

Читайте также:  Анализы для определения туберкулеза у детей

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались (см. реали­зуемую программу).

Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать назва­ние игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержа­ние труда), т.е. что дети будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудовое поручение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут на­блюдать, см. разработку планирования наблюдения на прогулке). Не­обходимо помнить, что за 30 мин. до конца прогулки необходимо пере­вести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки проконтроливать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать детям указание па предстоящую деятельность. Напомнить, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате проследить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоя­тельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся, проверить, как они выполнили указания воспитателя, дать оценку их действиям, при необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафу.

Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, т.к. она проводится так же, как и работа во время подготовки к завтраку и во время завтрака (это надо согласовать с воспитателем и методистом).

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдель­ным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), чтобы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

Подготовка к дневному сну.

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положительное отношение ко сну. Во время разде­вания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоя­тельностью действий детей. Воспитывать у них бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, при этом использовать приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Предложить детям проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Обратить внимание на использование в работе различных методов, методических приемов, организацию детского коллектива:

• анализ организации режимных процессов в первой половине дня;

• анализ организации режимных процессов во второй половине дня.

1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?

5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

6. Как организует переход к умыванию?

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться всё вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

1. Начало в соответствии с режимом.

3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

4. Сколько длится завтрак, обед?

1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде?

1. Какое время отведено, соответствует ли программе? Содержание разных видов деятельности.

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

источник

Ирина Колосова
Режимный момент «Умывание»

Цель: Формирование у детей культурно-гигиенические навыки.

Задачи: — учить детей правильно называть предметы туалета;

— развивать умение вести диалог с педагогом;

— слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

— обогащать словарный запас: душистое, гладкое, мягкое;

— активизировать в речи детей слова обозначающие действие :

умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки;

Беседы о назначении мыла; знакомство с водой и её свойством; рассматривание сюжетных картинок с изображением предметов используемых для умывания; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Купание кукол»; разучивание новых малоподвижных игр: «Мы проснулись…», «Умывалочка» (зайка серый умывается,видно в гости собирается). Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение стихотворений «Мойдодыр»- К. Чуковский,

мешочек, мыло в мыльнице, полотенце, тазик, лейка с водой.

(Дети с воспитателем входят в группу.)

Воспитатель: ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Ребятки, какие вы у меня чистые, опрятные.

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.

(Воспитатель предлагает детям немного поиграть) Воспитатель показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.

Мы проснулись рано утром (шагают на месте)

Потянулись (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх,

Головой слегка тряхнули (наклоны головой влево – вправо).

Разбудил нас бег на месте,

К ванне побежали вместе (пружинка).

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались,

Причесались аккуратно (гладят ладонями голову)

Будем весело играть (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Вот какие молодцы!

А сейчас присаживайтесь на стульчики. (стук в дверь)

(Воспитатель в группу вносит куклу Кристину-чумазую)

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?

Воспитатель: Она пришла к нам за помощью. Чтобы мы с вами научили её умываться.

Кукла Кристина принесла с собой мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит (мыло в мыльнице, полотенце)

Ребята посмотрите, что это (мыло)

Потешка: Мылом, мылом чисто мойся,

Воспитатель: потрогайте, его какое оно гладкое, понюхайте его, оно пахнет, душистое.

А вы знаете ребята, для чего мыло нужно?

Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь и уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.

Ой, а здесь ещё, что-то лежит (полотенце)

Потрогайте его, какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?

Воспитатель: Ребята, научим куклу Кристину умываться?

Воспитатель: А, что нам нужно, чтобы умыть куклу (на столе стоит: таз, лейка с водой, мыло в мыльнице, полотенце).

(Воспитатель замечает, что у куклы длинный рукав на кофточке.)

Воспитатель: Ребята, что мы должны сделать, чтобы не намочить рукава?

Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава.

(приглашает ребёнка, на котором показывает как закатывают рукава, затем ребёнок показывает на кукле.)

Потешка: Руки надо чисто мыть,

Воспитатель: Ну вот рукава закатали, а теперь на пальчиках покажем как надо мыть руки.

Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)

Брызги- вправо, брызги – влево!

Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)

(Воспитатель продолжает умывание куклы)

Воспитатель: Сначало смочим руки водой, потом намылим руки мылом, и потрём одну ладошку о другую.

Затем смоем пену водой и не забудем про лицо. Умываем лицо.

А теперь нужно лицо и руки вытереть полотенцем

Воспитатель: Ну вот кукла Кристина, мы с ребятами показали как нужно умываться вытираться полотенцем. Полотенце должно быть у каждого своё.

(кукла благодарит детей и оставляет угощение.)

Воспитатель: Молодцы ребята, научили куклу умываться. Если мы будем всегда мыть руки с мылом, то мы с вами будем здоровыми:

Чтоб всегда здоровым быть,

Конспект деятельности (режимный момент) «Одеваемся на прогулку вместе с Машей» Одеваемся на прогулку вместе с Машей Цель: Создать условия для развития навыков самообслуживания. Задачи: 1. Обеспечить своевременный сбор.

Конспект игровой деятельности «Умывание куклы Кати» Конспект игровой деятельности во 2-й группе раннего возраста «Умывание куклы Кати». Воспитатель: Безрукова Светлана Анатольевна. Цель:закрепить.

Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» с. Донское Режимный.

Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Борисюк В. В. МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Режимный момент – Подготовка детей к обеду. Интеграция.

Конспект режимного момента «Умывание. Завтрак» Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. Активная образовательная.

Кушаем витамины приготовленные своими руками. Режимный момент уборка игрушек Осенью в период сбора урожаю активно запасались витаминами: родители приносили ко 2 завтраку яблоки с собственных дач. Лишние плоды мы нарезали.

Режимный момент в соответствии с ФГОС. Конспект беседы о чистоте (старший дошкольный возраст) За основу я взяла конспект Натальи Казовой, который был найден случайно через поиск. Этот конспект переделан именно по ФГОС. Оборудование:.

Режимный момент — подготовка к завтраку «Кукла Маша и ее домашние животные» Подготовка к завтраку. «Кукла Маша и ее домашние животные» План-сценарий: 1. Продолжать обучение культурно — гигиеническим навыкам, навыку.

Режимные моменты в детском саду. Зарядка. Умывание Приглашение на гимнастику. Дети очень полюбят гимнастику, если провести её в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с.

«Встреча с бабочкой Лили». Тематический режимный момент. Утренняя встреча детей Цель: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь. Ход: Когда все дети соберутся, педагог спрашивает их,.

источник

Примерная схема анализа режимных процессов:

1.Режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.)

Утренний прием. Воспитатель пришла на работу за 15 минут до рабочего дня. Проветрила группу, просмотрела план, приготовила пособия. Постепенно начали приходить дети. Воспитатель приветливо здоровается с родителями и детьми. Пока дети раздеваются, воспитатель разговаривает с родителями, узнает о самочувствии детей, как они спали, что их беспокоит.

Ребенок второпях, чтобы первым начать играть со строителем, небрежно складывает одежду. Воспитатель напоминает ему, что вещи надо сложить в шкаф аккуратно. Педагог одновременно осуществляет разные задачи: принимает детей, разговаривает с родителями, организует игры, осуществляет запланированную на утро работу. С одним проводит индивидуальную работу по развитию речи, организует с несколькими детьми дидактические игры, с другим проводит беседу на тему «Что он видел по дороге в детский сад.»

В 8_05 воспитатель предлагает детям собрать игрушки и подготовится к утренней гимнастике (дети переодеваются в физкультурную форму). Воспитатель следит за порядком переодевания, аккуратностью одежды.

Утренняя гимнастика. Воспитатель предлагает построится по росту, еще раз обращает внимание на их внешний вид, ведет ребят в физкультурный зал. Гимнастика проходит по плану, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка соответственно возрасту. Воспитатель во время ее проведения обращала внимание на позу детей, точнее выполнения упражнений, соблюдала порядок проведения упражнений и порядок их объяснения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.

После гимнастики дети возвращаются в группу с воспитателем, начали переодеваться, дежурным предлагает переодеться быстрее, чтобы успеть накрыть на столы.

Дежурство. Дежурные первые моют руки и надевают белые фартуки и колпаки. Воспитатель напоминает, что чашки надо брать за ручки, ставить аккуратно, ложки раскладывать напротив каждого стула. Затем с дежурными остается помощник воспитателя и помогает им сервировать стол.

Умывание. Детям, которые уже переоделись, воспитатель предлагает идти в умывальную мыть руки. Необходимо напомнить, что надо засучить рукава, чтобы их не намочить. Предлагает вспомнить порядок умывания.

Завтрак. Дети постепенно садятся за столы, не создавая шума. Воспитатель предлагает детям сесть прямо, подвинуть стулья, не класть локти на стол. Желает им «Приятного аппетита!», создает спокойную обстановку за столом. Воспитатель постоянно следит, чтобы дети сидели за столом удобно, не пачкали скатерть и одежду, правильно держали ложку. Напоминает детям, что выходя из- за стола нужно говорить «спасибо», задвинуть за собой стул. По окончанию завтрака няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. Воспитатель контролирует работу дежурных и оценивает ее. Предлагает детям идти играть. Пока дети самостоятельно играют, воспитатель готовится к занятиям.

Подготовка к прогулке. Воспитатель предлагает детям собрать игрушки. Детям, которые прибрали за собой, предлагает сходить в туалет и идти в раздевальную комнату, напоминая порядок одевания. В первую очередь обращаем внимание на медлительных детей, обращает внимание на одежду, помогает застегнуть пуговицы.

Воспитатель одновременно помогает одеться детям и рассказывает о том, чем будут заниматься на прогулке. Первым одевшимся детям воспитатель предлагает выходить на участок( проявляет к ним доверие) и потом расспросит, чем они занимались, что делали. Когда дети почти все оделись, воспитатель выводит их на прогулку парами, оставляя не одевшихся детей на попечение няне. Помощник воспитателя помогает одеться оставшимся детям и выводит их на участок.

Возвращение с прогулки. В 11_40 воспитатель отправляет дежурных в группу, напоминая о том, чтобы они быстро разделись, аккуратно сложили свою одежду в шкафу, вымыли руки, одели фартуки, и шли накрывать на столы. В 11_45 воспитатель предлагает детям заканчивать игры и собираться в группу. Собирают игрушки, строятся парами и заходят в детский сад чисто вытираем ноги об половик и идем тихо, не шумим по коридору.

В раздевальной воспитатель предлагает детям вспомнить порядок раздевания. Тем детям, которые уже разделись, предлагает идти умываться.

Подготовка к обеду. Воспитатель напоминает детям, что необходимо вымыть не только руки, но и лицо, шею, локти. Напоминает порядок умывания, контролирует действие детей, поощряет их аккуратность. Постепенно дети заканчивают умываться, воспитатель указывает некоторым на неаккуратность повешенного полотенца и прослеживает за исправлением ими оплошности. Дети проходят за столы.

Обед. Воспитатель создает спокойную обстановку, регулирует поведение детей за столом, делает замечание расшалившимся. Побуждает детей доедать до конца. По окончанию еды дети говорят «спасибо».

Подготовка ко сну. Дети постепенно проходят в спальную комнату, воспитатель предупреждает их, что заходить надо тихо, не разговаривать. Начинают раздеваться, воспитатель следит, чтобы дети раздевались в правильной последовательности и аккуратно складывали свои вещи на стул. Затем дети идут к своим кроваткам, воспитатель укутывает каждого ребенка( объясняет детям, что сейчас они уснут, отдохнут, наберутся сил и проснутся уже готовые снова играть.) Тон воспитателя доброжелательный, настраивающий на спокойную обстановку. Когда большинство детей же в кроватке, воспитатель предлагает детям закрыть глазки и читает им небольшую сказку тихим, добрым голосом. Воспитатель остается в спальне до тех пор, пока все дети не заснут.

2.Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.)

В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате- раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде(зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.

В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончанию дежурства.

Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчение при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, ко всему есть свободный доступ.

В группе достаточно посуды, белья( оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.

В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседу с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома.», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.

Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.

Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми. Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует их. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности, т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.

Читайте также:  Анализы для почек у детей

Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

3.Приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.)

В течении 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам , чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать., после чего девочка доела всю кашу.

Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.

При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.

4.Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.)

Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно ворьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.

Она широко использовала игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей(при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала им указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.

5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)

Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств, как: организованность, точность, ответственность, способность подчинятся требованиям взрослых, ориентироваться во времени.

Всю работу можно поделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов: встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель должен также прививать формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Воспитатель организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием.

Правильно организованная трудовая деятельность воспитывает у детей привычки и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательности.

6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей раннего возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Так, основные режимные процессы- прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игра, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах- четко определены требованиями программы воспитания и обучения.

Прием детей- начало рабочего дня воспитателя.

Если прием происходит на площадке, следует организовать игры для детей. При входе в помещение дети должны тщательно вытирать или обмести ноги, раздеваются в раздевальной, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются.

Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры для детей. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, что изменилось за сутки с растениями.

Дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению обязанностей. Дети помогают привести друг другу в порядок свой внешний вид и идут на утреннею гимнастику.

Перед завтраком, как правило, дети моют руки и по указанию воспитателя моют лицо, у кого оно запачкалось.

Перед умыванием надо напомнить, как надо засучить рукава. Дети садятся за столы, у каждого лежат приборы ложка, вилка, чашка, глубокая и мелкая тарелка (для обеда) и блюдца (для завтрака). Как только ребенок закончил есть, он благодарит взрослого, встает, задвигает стул и выходит из- за стола.

По окончанию завтрака, обеда и полдника няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать.

В режима дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры. Особое внимание требует игра на прогулке. После обедав детском саду проводится дневной сон. Воспитатель укрывает заботливо каждого ребенка.

Встают дети постепенно. Они одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого они умываются. Старшие дети сами убирают свои постели.

7.Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником, их взаимодействие.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно- водных процедур. Важный момент в организации прогулки- одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания детей.

Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть полочку и. т. д

К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы.

Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещения, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей.

Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно- гигиенических правил содержания помещений группы.

8.Учет возрастных особенностей дошкольников.

Воспитателю, помимо педагогики, важны знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять его воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы.

Основные принципы построения режима является общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитателю постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменения режима с возрастом- это качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, к воспитаннику предъявляются новые требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся прочными, что позволяет освободить больше времени для игр, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вс эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.

Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям- понятия взаимосвязаны. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей.

При назначении режима учитываются возрастные особенности ВНД и индивидуальные особенности ребенка. Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу.

9.Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию., поэтому воспитатель (няня) должен быть для них образцом.

Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль- все это противоречит законам красоты.

Если воспитатель (помощник воспитателя) позволяет себе ходить в неопрятной одежде, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только срабатывает механизм «от противного» , и то это может произойти в более старшем не дошкольном возрасте).

Выработка у детей устойчивой привычки соблюдать чистоту и быть опрятным- длительный воспитательный процесс, который требует от взрослых большого терпения, неустанного внимания к «мелочам» детской жизни.

Чрезвычайно важно доходчиво объяснять детям, почему необходимо соблюдать чистоту в доме, заботиться о гигиене тела, одежды и обуви, мыть руки перед едой, зачем нужны отдельное полотенце, своя зубная щетка…

При этом всегда помнить, что личный пример чистоплотности и аккуратности- один из сильнейших способов воспитания.

источник

Наблюдение и анализ проведения утреней гимнастики

В средней группе № 4 утренняя гимнастика проводится с 8.15 до 8.20 музыкальном зале. Дети занимаются в облегченной одежде. До и после утренней гимнастики проводится проветривание зала. В день наблюдения воспитатель проводил комплекс зарядки «Цапли».

Ходьба в колонне обычным шагом

Перестроения в звенья с назначением ведущих

Ходьба с поднятой головой, соблюдая дистанцию

И.п. ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

Делаем волнообразные движения

2. «Цапля достает лягушку из болота»

И.п. ноги на ширине плеч, левая /правая / рука на поясе, правая /левая/ внизу.

Достать левой /правой/ рукой носочек ноги, ноги не сгибаем

3. «Цапля стоит на одной ноге»

И.п. ноги-пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

В: 1- развести руки в стороны, поднять левую /правую ногу

Руки держим на уровне плеч, тянем носочек ноги

И.п. сидя на коленях, на пятках, руки внизу

В:1- руки вверх, хлопок над головой

Во время хлопка руки прямые, локти не сгибаем

И.п. ноги-пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

Голову не опускаем, локти сводим вперед

И.п. ноги-пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

В: прыжки, меняя ноги вперед-назад

Прыгаем легко на носках, ноги в коленях сгибаем

Подвижные игры по выбору детей «Воробушки и кот», «Птицы, рыбы, звери», «Коршун и наседка», «Совушка», «Птички в гнездах»

Ходьба в колонне обычным шагом. Во время ходьбы делаем взмахи руками, не отстаем от товарищей.

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Данный комплекс утренней зарядки дети выполняют на протяжении недели. Воспитатель кратко и чётко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. Данная утренняя гимнастика включает в себя разминку, общеразвивающие упражнения имитационного характера, подвижные игры и дыхательные релаксирующие упражнения. В целом утренняя гимнастика настраивает, заряжает весь организм ребёнка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.

Утренняя гимнастика способствует:

— устранению некоторых последствий сна (отёчность, вялость, сонливость

— увеличению тонуса нервной системы ребенка;

— усилению работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других);

— оздоровлению организма в целом;

— развитию физических качеств и способностей детей;

— закреплению двигательных навыков.

Благодаря утренней гимнастике можно плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузке предстоящего дня ребенка.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Наблюдение и анализ проведения режимных процессов

Рассмотрим режим дня средней группы №4:

Прием детей, осмотр, игры 7.30-8.15.

Воспитатель с улыбкой встречает и вежливо приветствует каждого приходящего ребенка. В журнале учёта воспитатель и родители фиксируют состояние ребёнка, его температуру. После того, как ребенок раздевается в приёмной, он идёт в туалетную комнату, моет руки с мылом. Воспитатель контролирует правильность намыливания рук, тщательность смывания и вытирания (насухо) своим полотенцем. Обращает внимание ребёнка на его внешний вид, аккуратность причёски.

В этот временной промежуток воспитатель общается с детьми, организовывает игры для общения детей друг с другом и создания настроения, содействует организации самостоятельной деятельности детей: предлагает желающим разные виды игр, организует труд в уголке природы, часть детей занимается художественно-продуктивной деятельностью.

Утренняя гимнастика 8.15-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.50

После утренней гимнастики дети возвращаются в группу и идут мыть руки, воспитатель напоминает им правила мытья рук. Дежурные помогают младшему воспитателю сервировать стол, воспитатель обращает внимание на правила сервировки столов, привлекает внимание к эстетическому оформлению столов, объявляет меню на день и обсуждает его вместе с детьми. Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу по воспитанию культуры еды, правил этикета. После завтрака дети прополаскивают рот кипяченой водой (у каждого ребенка индивидуальный стакан для полоскания рта).

Самостоятельная деятельность детей 8.50-9.00

Совместная образовательная деятельность 9.00-9.50

Работа в центрах активности по выбору детей, в том числе непосредственная образовательная деятельность по расписанию музыкального руководителя и других специалистов. По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности детей, воспитатель проводит физкультминутки, гимнастику для глаз или пальчиковую гимнастику. Воспитатель следит за тем, чтобы дети убирали игрушки; переключает внимание детей на другой вид деятельности.

Подготовка к прогулке, прогулка 10.00-12.00

Сначала воспитатель подготавливает детей к прогулке, заинтересовывает их историей о птицах, дети вместе с воспитателем решают, какие игрушки им сегодня пригодятся на улице, собирают их. Воспитатель и младший воспитатель вместе одевают детей, обращают их внимание на последовательность одевания. Дети, которые одеваются первыми, выходят на улицу с воспитателем. Оставшимся детям помогает одеться младший воспитатель и выводит их на улицу. На прогулке дети наблюдают за птицами, играют в подвижные игры, расчищают дорожки от снега, играют в сюжетно-ролевые игры, лепят снеговиков. Воспитатель проводит индивидуальную работу по развитию движений, физических качеств детей. Перед тем, как зайти в детский сад, воспитатель напоминает детям о том, что необходимо отряхнуть снег с одежды и обуви. После возвращения с прогулки воспитатель обращает внимание детей на последовательность раздевания. Дети развешивают свои варежки на батареи, курточки и брюки на дверцах шкафчиков, сапоги ставят к батарее. После прогулки дети идут мыть руки и лицо.

Подготовка к обеду, обед 12.10-12.40

Дежурные вместе с младшим воспитателем сервируют стол, а воспитатель тем временем знакомит детей с меню на обед, обсуждает его с ними. Когда столы накрыты, воспитатель привлекает внимание детей к эстетическому оформлению столов. Во время обеда воспитатель так же проводит индивидуальную работу по воспитанию культуры еды, правил этикета.

Читайте также:  Анализы для приема детей в садик

Подготовка ко сну, дневной сон 12.40-15.00

После обеда дети прополаскивают рот кипяченой водой, умывают лицо и идут готовиться ко сну. Воспитатель обращает внимание детей на правильный порядок раздевания, на то, что надо аккуратно снимать и развешивать одежду на своем стульчике.

Подъем детей, закаливающие процедуры 15.00-15.20

После дневного сна воспитатель постепенно поднимает детей, затем проводит гимнастику пробуждения. После сна дети умывают лицо и идут одеваться, большинство детей одеваются самостоятельно, при возникновении затруднения воспитатель помогает детям, обращает их внимание на порядок и аккуратность одевания. Воспитатель причёсывает мальчиков, заплетает девочек (у каждого ребенка индивидуальная расчёска).

Игры, работа в центрах, самостоятельная деятельность, участие в работе кружков и студий 15.15-15.55

Подготовка к полднику, полдник 16.00-16.20

Воспитатель знакомит детей с меню на полдник, обсуждает его с ними. Когда столы накрыты, воспитатель привлекает внимание детей к эстетическому оформлению столов. Во время полдника воспитатель так же проводит индивидуальную работу по воспитанию культуры еды, правил этикета. После еды дети прополаскивают рот и умывают лица.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка 16.20-18.00

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режим приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питания и т. д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому. Наблюдая за работой воспитателя и анализируя ее, можно сделать вывод, что в группе оптимально подобран режим дня в соответствии с возрастными особенностями детей:

· Проводятся двухразовые прогулки. Ежедневная продолжительность прогулок составляет примерно 4 часа.

· В режиме дня отведено время для самостоятельной деятельности детей.

· Продолжительность непрерывной НОД не более 20 минут, максимальный объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут

Хочется отметить, что утренняя зарядка, физкультминутки, подвижные игры и прочее были о птицах.

Все выше перечисленные режимные процессы полностью соответствуют требованиям СанПиН и способствуют гармоничному развитию детей.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания. Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой – в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

— будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

— не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

— следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

— взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

— создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

— отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

— взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

— при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

— сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

— индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

— над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него – чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

— в центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

— перед ребенком должно находится только одно блюдо;

— блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

— не допускать громких разговоров и звучания музыки;

— не допускать понуканий, поторапливания детей;

— не допускать насильного кормления детей;

— не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

— не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

— при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

— помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

— не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

— не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

— брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

— не разговаривать во время еды;

— вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

— правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах – дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы – чашку и блюдце, средний и старший возраст – всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

— носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

— шорты помещают на сиденье стула;

— юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

— колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

— последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак – от 15 до 25 минут, на обед и ужин – от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока – 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

— все навыки формируются постепенно;

— лучший пример для подражания – взрослый;

— у ребенка есть свои вкусы и привычки;

— в игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

— необоснованного поторапливания и одергивания детей;

— публичного осуждения ребенка за неумение;

— излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

— затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

источник