Меню Рубрики

Анализ творчества михалкова для детей

Жизнь и творчество С.В. Михалкова

Фестиваль творческих проектов

Тема: «Творчество писателя С.В.Михалкова »

Выполнила: Курышова Евгения ученица 4 класса.

Руководитель: Белоглазова Н.С.

МОУ-СОШ с. Прокудино, 2012 год

Любимых детских книг творец.

В следующем году 13 марта мы будем отмечать 100-летие со дня рождения замечательного детского писателя Сергея Владимировича Михалкова.

Всем честным людям трудовым
Я,как солдат, служу.

Я хочу рассказать вам о жизни, творчестве писателя, познакомить с его книгами.

13 марта 1913 года родился в Москве С.В.Михалков, в семье ученого птицевода. «Первые шаги сделал в доме №6 по улице Волхонка, что неподалёку от Кремля. В разных армейских чинах Михалковы служили Родине в допетровские и послепетровские времена. Заметный след в истории русской культуры оставил прадед С.В.Михалкова, действительный статский советник Владимир Сергеевич Михалков (1817-1900).

Отец Сергея Владимировича- Владимир Александрович Михалков получил образование на юридическом факультете Московского университета. «Энергичный, деловой и дальновидный человек, начав фактически с нуля, отец стал впоследствии одним из основоположников советского промышленного птицеводства. Его печатные работы и изобретения получили всесоюзное признание».

Мать С.В.Михалкова — Ольга Михайловна Михалкова,- урожденная Глебова. Её предки тоже активно служили Отечеству на военном и государственном поприще. Её прадед Михаил Петрович Глебов (1789-1852) – участник Отечественной войны 1812 года. Был удостоен золотого оружия с надписью « За храбрость».По воспоминаниям своего старшего сына, Сергея Владимировича, мать была « безгранично доброй, мягкой и беззаветно преданной семье». Работала она и сестрой милосердия, и учительницей, « а затем целиком посвятила себя мужу и детям…», воспитанию своих сыновей: Сергея, Александра и Михаила… Умерла в 1943 году , в Москве.

В обычную школу Серёжа Михалков пошёл учиться с четвёртого класса. Первоначальное образование получил дома.

С десяти лет начал сочинять стихи, выпускать рукописный журнал. В этом, домашнем самодеятельном издании была опубликована и первая басня « Культура». Годы детства, раннего подросткового возраста были годами интенсивного чтения: «…больше всего я любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова…»- вспоминает Сергей Владимирович. В семье был культ книги, чтения, собирания домашней библиотеки, культ театра. Подросток Сергей Михалков «мечтал напечататься по-настоящему». Сочинив « Сказку про медведя», переписал её аккуратно печатными буквами и отнёс в одно из московских издательств: « Маленький шутливый старичок с козлиной бородкой, в толстовке принял меня как настоящего автора. Он предложил мне сесть, мельком просмотре рукопись и попросил оставить на несколько дней. На прощанье он протянул мне три рубля. Это был мой первый денежный аванс!» Деньги тут же были потрачены на ириски и соевые батончики…

С 1933 года С.Михалков стал довольно часто печататься на страницах столичной периодики: журналы « Огонёк», «Прожектор»; газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва».

В 1935 году была опубликована поэма « Дядя Стёпа». В 1937 году С.В.Михалков был принят в члены Союза советских писателей.

В апреле этого года он женился. Женой его стала Наталья Петровна Кончаловская (1903-1988)- дочь художника Петра Петровича Кончаловского, внучка великого русского художника В.И.Сурикова; красивая статная женщина, талантливый поэт-лирик, блистательный тонкий переводчик, автор многих книг.

В 1938 году родился сын Андрей. Он закончил Московскую консерваторию. Ныне — известный в мире кинорежиссер.

В 1941 году 27 июня, С.В.Михалков выехал на Южный фронт. Он получил назначение в редакцию армейской газеты 22-й армии. «Выполняя задание командования , я писал очерки, заметки, а также стихи и юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам и листовки… Мы писали сидя где-нибудь на пеньке в лесу или в землянке, всё, что тогда было нужно нашему читателю в солдатской шинели».

В 1945 году родился второй сын С.В.Михалкова и Н.П.Кончаловской – Никита. Ныне — известный деятель культуры, актер и кинорежиссёр.

Летом в 1943 году правительство принимает решение о создании нового Государственного Гимна СССР. Были объявлены конкурсы поэтов на текст и композиторов на музыку Гимна… В ночь на Новый 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал Гимн Советского Союза: слова С.В.Михалкова ; музыка – А.В. Александрова.

Уже в послевоенные годы был воздвигнут Символ вечной Памяти памятник Неизвестному Солдату, погибшему на фронтах Великой Отечественной войны. На его камне – слова С.В.Михалкова: « Имя твое неизвестно, подвиг твой – бессмертен».

В 2001 году был объявлен конкурс на новый Гимн России. Победил С.В.Михалков. В 2002 году избран Почётным профессором Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

13марта 2003 года С.В.Михалкова с 90-летием поздравил Президент России Владимир Владимирович Путин.

Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством поэта. За долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Среди них «Дядя Стёпа» (чтение отрывка).

У Михалкова много стихов, в которых беззлобно высмеивает недостатки мальчишек и девчонок. Вот строки из стихотворения « Фома» ( чтение отрывка), « Про мимозу» ( чтение отрывка).

Талант Михалкова многогранен: стихи, песни, статьи и заметки, басни и пьесы. В баснях поэт высмеивает подхалимство, зазнайство и другие недостатки людей .

Имя Сергея Михалкова с 1938 года не сходит с афиш. Во многих театрах страны шли его пьесы-сказки. Такие как «Зайка-Зазнайка», «Терем-теремок». За эту сказку ему была присуждена Государственная премия. И много других замечательных сказок.

А теперь давайте посмотрим прекрасную выставку книг этого замечательного поэта.

А сейчас предлагаю разгадать Кроссворд.

  1. Фамилия дяди Стёпы.(Степанов)
  2. Для кого был грозою дядя Стёпа милиционер?(Хулиган)
  3. Какое дерево спас сын лесника?(ёлка)
  4. Какое животное было одомашнено первым?(собака)
  5. Сижу. Дивлюсь. Не шевелюсь

Ведь прилетел ко мне за стол

  1. Покой и труд большой семьи

Сергей Владимирович Михалков умер 27 августа 2009 года в Москве. С.В.Михалкова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Заканчивая своё выступление, не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, его книгами.

источник

Альбина Ибраева
Проект «Творчество С. Михалкова» для детей 4–5 лет

Тема проекта Творчество С. Михалкова

Творческое название Путешествие в страну стихов С. Михалкова

Проблема Недостаточность знаний детей и родителей о творчестве С. Михалкова.

Автор Ибраева Альбина Михайловна

Тип проекта Краткосрочный, групповой, творческий.

Категория участников Дети средней группы.

Аннотация Проект направлен на ознакомление детей и родителей с творчеством С. Михалкова. Дети знакомятся с произведениями писателя, заучивают понравившиеся стихи, учатся внимательно слушать произведения. Посещают детскую библиотеку, где отмечают большое количество книг.

Образовательные цели 1. Познакомить с творчеством С Михалкова.

2. Повторить правила поведения в библиотеке.

3. Продолжить знакомство с детской библиотекой

4. Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.

1. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.

2. Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.

3. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

Развивающие цели 1. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

2. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

Проект на тему:

«Творчество С. В. Михалкова»

Творческое название проекта:

«Путешествие в страну стихов С. Михалкова»

Проблема: Недостаточность знаний детей и родителей о творчестве С. В. Михалкова. Проведенные беседы показали, что многие родители читают своим детям прозу, стихи, сказки. По мнению родителей нашей группы, чтение стихов необходимо в любом возрасте. Все очень любят читать стихи таких писателей как С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков. У С. Михалкова очень много различных стихов, но не все родители смогли назвать более пяти произведений. А ведь его произведения можно использовать на все случаи жизни.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческий.

Участники: дети средней группы.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями С. Михалкова дети научатся дружить, уважительно относиться к труду, смогут понять что «хорошо», а что «плохо», лучше понять «взрослый мир». Стихи С. Михалкова помогают раскрыть и объяснить такие понятия как храбрость, трусость, лень, ложь, доброта, невежество и другие.

Цель проекта – познакомить с творчеством С. Михалкова

1. Познакомить с творчеством С. Михалкова.

2. Перед посещение библиотеки, повторить правила поведения в библиотеке.

3. Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.

4. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.

5. Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.

6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

7. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

8. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

• Знание творчества С. Михалкова

• Определить правила общения с книгой

• Заучить некоторые стихи С. Михалкова

• Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к посещениям библиотеки

Этапы проведения проекта.

1 Подготовительный (мотивационный)

Содержание деятельности Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей Сроки

Определение темы и цели проекта

1. Опрос родителей по теме проекта.

2. Вводная беседа с детьми, «Какие стихи написал С. Михалков»

4. Сформулировать проблему: Дети знают мало стихов С. Михалкова и не все знают этого писателя.

5. Мотивировать детей. Назвать некоторые стихи автора, спросить какие бы они хотели послушать.

6. Определить цели и задачи проекта Принимают участие в опросе родители

Рассказывают, какие стихи знают дети.

Осознают и личностно воспринимают проблему

Получают дополнительную информацию

Принимают задачи проекта 1неделя

2 Проектировочный

Выработка плана действий 1. Определить способ представления результатов (Посещение библиотеки — Игра-Знатоки)

Ознакомление родителей с планом работы по проекту Выдвигают предположения

Определение источников информации (книги, интернет)

Сбор и уточнение информации

Систематизация информации (отбор стихов для чтения детям)

Решение промежуточных задач

1. Попросить детей принести книги С. Михалкова

2. Организовать выставку книг писателя, внести его портрет в книжный уголок.

3. Беседа с детьми: «Правила для уголка книг»,

наглядная информация для родителей «Правила обращения с книгой» «Как стать хорошим читателем»

4. Беседа с детьми «Моё любимое стихотворение С. Михалкова.

5. Обыгрывание «Песенки друзей»

6. Чтение стихотворения «Дядя Стёпа»

7. Заучивание с детьми считалочки «Котята»

8. Наглядная информация для родителей «Как заучить стихотворение»

9. Социальная игра «Мама варит суп»

11. Чтение стихотворения «Про мимозу» Беседа: «Кем станет мальчик?»

12. Показ кукольного театра «Три поросёнка»

13. Занятие по лепке «Овощи», чтение стихотворения «Овощи»

14. Чтение стихотворения «Одна рифма». Беседа с детьми о правилах поведения в транспорте.

15. Чтение стихотворения «Как старик корову продавал». Обыгрывание стихотворения.

16. Наглядная информация для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем» «Как ребёнок обращается с книгой»

17. Беседа «Почему надо хорошо есть» чтение стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»

18. Нравственная беседа «Береги природу, убирай за собой» Чтение стихотворения «Прогулка»

19. Игра «Из какого стихотворения картинка»

20. Беседа «Зачем нам нужен светофор». Чтение «Бездельник светофор»

21. Раскрашивание героев стихов С. Михалкова.

22. Чтение «Мой щенок» беседа «Моё домашнее животное»

23 Ручной труд «Изготовление с детьми книжек малышек»

24Чтение «А что у вас» Беседа о маме.

25Социальная игра «Дети пришли делать прививки» Чтение «Прививка»

26. Нравственная беседа «что такое сила воли» Чтение «Сила воли»

27. Чтение стихотворения «Улица моя

Презентация «Творчество С. Михалкова»

Чтение стихов С. Михалкова. В ЦШР библиотеке

Отбирают книги и приносят в детский сад.

Дети рассматривают картинки, обсуждают иллюстрации.

Дети запоминают правила и следуют им при чтении

Родители знакомятся с информацией

Рассказывают какие стихи они знают.

Дети поют песенку вмести с воспитателем.

Заучивание и рассказывание

Родители знакомятся с информацией.

Обыгрывание ситуации: «Что нужно для супа?»

Придумывание своих рассказов про дядю Стёпу.

Обсуждение прочитанного стихотворения мнения

Лепят овощи для супа, обыгрывают стихотворение

Обсуждают поведение героя, как нужно вести правильно

Обыгрывают стихотворение

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Рассказывают о питомцах, как ухаживают, играют с ними.

Рассказывают, кем работают их мамы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Беседуют, что видели на улице мальчик и папа.

Анализ выполнения проекта 1. Анализирует информацию

4. Составления игры-знатоки

Конкурс на лучшее знание стихов С. Михалкова

Презентация «Творчество С,Михалкова»

7. Помощь в изготовлении материала

Обсуждают, как оформить результаты

Разучивание стихов, репетиция сценок

5 Заключительный (презентационный)

-игра- знатоки Выучить стихи, призы

Схема реализации проекта

программы Виды детской деятельности

деятельность Игра «Из какого стихотворения картинка»

развитие игра «Дети пришли на прививку»,

Нравственная беседа «Береги природу, убирай за собой», «Кем станет мальчик», «Что такое сила воли», беседа о маме. игра «Готовим суп»

Коммуникация Рассказывание «мое любимое животное» Беседа «Моё домашнее животное» «Что мы видели на улице»

Познавательное развитие Беседа «зачем нам нужен светофор»

литература Чтение стихов «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Овощи», «Про мимозу», «Одна рифма», «Как старик корову продавал», «Прогулка», «Бездельник светофор», «Котята», «Мой щенок», «Сила воли», «Улица моя», «А что у вас?», «Про девочку, которая плохо кушала».

деятельность Рисование героя стихов С. Михалкова, лепка овощей, рассматривание иллюстраций к стихам.

Театральная деятельность Обыгрывание песенки друзей, стихотворения овощи, Как старик корову продавал, Драматизация «А что у вас».

«Сказочные весенние цветы». Совместное творчество по аппликации из ткани в нетрадиционной технике детей 3–4 лет Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. Льет лучи на лес и луг И на все цветы.

Литературное творчество детей 5–7 лет в группе с нарушением речи. Синквейны «Весна» Известно, что при составлении синквейнов необходимо хорошо разбираться в заданной теме, иметь представления о предмете или событии. В группе.

ООД «Мой щенок» (ознакомление детей с произведением С. Михалкова в средней группе) Цель: познакомить детей с стихотворением С. Михалкова «Мой щенок». Задачи:учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение.

Читайте также:  Анализы для выявления глистов у детей

Проект для детей средней группы «Творчество Николая Носова» ГБОУ Школа №1929 г. Москва Здание№2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ НОСОВА». Старшая группа. Краткосрочный. Групповой..

Проект для детей 5–6 лет «Азбука здоровья от А до Я» «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Народная мудрость. Тип проекта: познавательный По характеру:.

Проект для детей 5–6 лет «Соль» ПРОЕКТ для детей 5-6 лет. «Соль» Постановка проблемы: Во время полдника детям давали печеное изделие (булочку, когда дети стали ее кушать,.

Проект для детей подготовительной группы «Мама — ты самая лучшая на свете!» (возраст детей 6–7 лет) МАДОУ №310 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель Василенко Оксана Муратовна,Гаврилова Елена Ивановна. Проект для детей подготовительной.

Проект учителя-логопеда «Мы читаем. Творчество С. Я. Маршака» (для детей 6–7 лет с ОНР) Визитная карточка проекта Название проекта: «Мы читаем. Творчество С. Я Маршака» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Сценарий театрализованного представления для детей средней группы: (стихотворения Сергея Михалкова по мотивам русской сказки) Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному.

Творческий годовой проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей 3–4 лет» Тип проекта: творческий. Участники проекта: дети с 3 до 4 лет, воспитатели групп, родители. По времени: долгосрочный. Введение Возраст от.

источник

Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

1. С.В. Михалков. Анализ юмористических и сатирических стихов для детей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Краткие биографические сведения. Тематическое и жанровое многообразие творчества поэта. Выразительность портрета, сочетание сказочного и реального, смешного и героического в образе Дяди Стёпы. Отражение внутреннего мира ребёнка в лирических стихотворениях «Рисунок», «Смена», «Мы с приятелем», «Песенка друзей», «А что у вас?», «Чистописание», «Фома», «Про мимозу», «Одна рифма». Стихи о животных «Мой щенок», «Трезор», «Котята», «Пёс». Простота, лаконичность, выразительность стиха Михалкова, звучность и напевность стихотворного ритма. Педагогическая ценность стихотворений Михалкова.

Поэт, баснописец, драматург и публицист, С.В. Михалков (род. 1913) известен и как общественный деятель.

Первое стихотворение поэта увидело свет в 1928 году, в одном из журналов Ростова-на-Дону. С 1933 года Михалков печатается в московской периодике. От довольно посредственных взрослых стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. Фадеев.

С. Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова через Северный полюс, о пограничниках, о войне в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 году в серии «Библиотека «Огонька»» увидела свет первая книжка сти­хов Михалкова. Вслед за нею стали выходить и другие, в которых все больше было детских стихов.

Народное начало в стихотворениях 30-х годов («А что у вас?», «Мы с приятелем. », «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) выражается в их песенности, афористической емкости фраз, в жизнеутверждающем пафосе. Например: «Мамы разные нужны, / Мамы всякие важны». Или:

Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все оттенки «михалковской» интонации. Молодой детский поэт придерживался линии Маяковского, говоря с читателем языком живым и современным, без налета книжности, о предметах социально значимых. Михалков был в числе тех детских поэтов, кто активно формиро­вал образ своего читателя — «советского ребенка», не довольствуясь простым отражением действительной жизни. Многие его стихотворения стали массовыми песнями, в которых выразилась эпоха с ее диктатом «мы», наивным оптимизмом и искренним патриотизмом. Это «Веселое звено», «Веселые путешественники», «Кто в дружбу верит горячо. », «Веселый турист», «Весенний марш», «Песня пионеров Советского Союза», «Сторонка родная», «Наша сила в деле правом. », «Партия — наш рулевой» и др.

В 1936 году была опубликована поэма «Дядя Степа» с иллюстрациями А. Каневского. Она принесла поэту всенародную славу. Отказавшись от сказочного чуда как непременного в «старой» детской литературе приема, Михалков использовал прием объективации чуда: дядя Степа живет по указанному адресу, действует в реальной Москве и совершает поступки, невозможные лишь для людей обычного роста. Древний фольклорный образ доброго великана обновлен идеями конкретно-социального, идеолого-воспитательного плана. Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа — милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа — ветеран» (1981). Долгожительство дяди Степы в детской литературе объясняется тем, что настоящий герой воспринимается «членом семьи», по выражению А. Прокофьева, смена его ролей вторит движению реального времени.

В 1939 году в связи с публикацией колыбельной «Светлана» поэт получил свою первую награду (орден Ленина), послужившую ему охранной грамотой в пору репрессий. Почти всю Великую Отечественную войну Михалков служил корреспондентом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации.

К детям были обращены стихотворения «Братья», «Данила Кузьмич» и др. Создавалась частями поэма «Быль для детей», в которой дан поэтический обзор всех лет войны (работа над поэмой охватывает 1941 — 1953 годы). Бойцам были адресованы мно­гие стихотворения о детях.

Один из заметных фактов газетной пе­риодики 1942 года — сделанный Михалковым обзор детских пи­сем, приходивших на фронт. После войны многие из «взрослых» произведений Михалкова оказались пригодны и для детей — по­эма «Мать», стихотворения «Карта», «Детский ботинок», «Пись­мо домой», «Откуда ты?», «Ты победишь!», «Солдат». Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Со­юзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).

В соавторстве с Габриэлем Аркадьевичем Урекляном, выступавшим в печати под псевдонимом Г.Эль-Регистан, С.Михалков написал текст Государственного гимна СССР (1943).

Широко известно басенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А. Н. Толстого. Было это в 1944 году, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер» Михалков послал Сталину, и вскоре они появились в «Правде» с рисунками Кукрыниксов. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Аллегории зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социальным реалиям, к непосредственным впечатлениям («Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, / А попадаешь всё в знакомых. » — «Соловей и Ворона»).

С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько десятковимеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а художественная форма отличается той мерой выверенности и свободы, что присуща басням Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к этому жанру. Во взрослой периодике были опубликованы басни «Лекарь поневоле», «Пес, Конь и Заяц», «Кроты и люди», «Орел и Курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.

Как драматург С. В. Михалков сложился в 30 —40-х годах. Первая его пьеса — «Том Кенти»(1938) — была вольной инсценировкой «Принца и нищего» Марка Твена. Михалков изменил в романе нравственно-социальные акценты: его Принц не способен усвоить уроки добра из своих испытаний под именем Тома Кенти, зато сам Том Кенти, получив власть, стал лучше, умнее, благороднее; вместе с Майлсом Гентоном они отказываются от близости к трону и выбирают независимость. Эта пьеса и последо­вавшие за нею создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки», 1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946).

Пьеса-сказка «Веселое сновидение»(другое название — «Смех и слезы», 1946) — дань собственному детству: времени, когда в подмосковном поселке ребята поставили «Три апельсина» К.Гоцци, а советы им давал Станиславский, отдыхавший неподалеку. Забавное сочетание сказочной «старины» и современных деталей (герои носят часы, говорят по телефону), утверждение власти радости вместо власти уныния и страха, победа света над тьмою, правды над ложью — все это идейно-художественное построение, лишь отчасти напоминающее сказку Гоцци, пришлось по вкусу юному послевоенному зрителю.

Водевиль «Сомбреро»(1957) — история о «закулисных интригах» при распределении ролей в дачном детском спектакле о трех мушкетерах. Эта пьеса предшествует более поздней веселой комедии «Сон с продолжением» (1982). «Сомбреро» — самая популяр­ная из детских пьес Михалкова.

Целый ряд публицистических пьес создан писателем в 60 — 70-е годы: «Забытый блиндаж» (1962), «Первая тройка, или Год 2001-й» (1970), «Дорогой мальчик» (1973), «Товарищи дети» (1980). Тематически они близки к пьесам 40—50-х годов, в особенности к идеям и мотивам пьесы «Я хочу домой» (1949) — о возвращении советских детей из плена.

Прозаическая сказка «Праздник непослушания»(1972) вобрала в себя то лучшее, что было наработано прежде: острую актуальность, развлекательный сюжет с серьезным нравственно-социальным подтекстом, яркую зрелищность эпизодов, стихию комичесого — юмор, иронию, сатиру.

В репертуар для дошкольников прочно вошла пьеса-сказка С.Михалкова «Зайка-Зазнайка» (1951). Одной из любимых книжек малышей стала сказка по мотивам английского оригинала «Три поросенка» (1936). Долгий успех этих произведений во мно­гом связан с ясной этической идеей, свободной от идеологической нормативности.

Начиная с 1953 года и до конца 80-х годов Сергей Михалков написал много сатирических пьес для взрослых, в том числе по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Шукшина.

Но, С.Михалков всегда подчеркивал, что он в первую очередь детский поэт. В стихах для детей Михалков делал все больший акцент на поэтическую публицистику (стихотворения «Разговор с сыном», «Служу Советскому Союзу», «В Музее В.И.Ленина», «На родине В.И.Ленина», «Есть Америка такая. » и др.). Если в детской публицистике военных лет поэт прибегал к форме стихотворного очерка с множеством конкретных деталей (например, «Фашистская посылка», «Пионерская посылка»), то позже он отказался от таких проверенных, безотказно работающих в детской аудитории приемов. Без аллегорий или метафор, на едином для взрослого и ребенка языке он заявлял В 1936 году была опубликована поэма «Дядя Степа» с иллюстрациями А. Каневского. Она принесла поэту всенародную славу.. Например, в стихотворении «Будь готов»:

Да! Посмей назвать отсталой

Столько бедствий испытала,

Что почти до звёзд достала

Образы страны, советских людей по-плакатному обобщены, монументальны. «Страна-подросток», некогда прославленная Маяковским, в стихах Михалкова окрепла, возмужала, стала мировой державой социализма. Мотивы молодой радости, путей-дорог, характерные для его поэзии 30-х годов, в 60 — 70-х годах сменились мотивами исторической славы, державной гордости.

Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии — болгарина А.Босева, еврея Л.Квитко, поляка Ю.Тувима. Есть у него переводы с украинского, чешского, французского. Выбирая близких себе по духу поэтов, он исходил из собственного впечатления от первоисточника, поэтому переводы производят впечатление оригинальных, михалковских произведений.

Тесно связан Михалков с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 года (с текста к мультфильму «В Африке жарко») по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов, в том числе «Фронтовые подруги» (в соавторстве с М. Розенбергом, 1940), «У них есть Родина» (1949), «Комитет 19-ти» и «Вид на жительство» (в соавторстве с А. Шлепяновым, 1972).

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль», идея которого принадлежит Михалкову; он же много лет был его главным редактором. Найденная им новая форма сатирической публицистики способна была оперативно воздействовать на бюрократический аппарат. Младший брат «Фитиля» — «Ералаш» (автор сценариев А.Хмелик) сделался одним из любимых зрелищ не только детей, но и взрослых.

«Русская литература XX века создавалась в Советской России и в лучших своих образцах перешагнула границы всех стран. Эту литературу создавали советские писатели», — подчеркивает Михалков в книге «Я был советским писателем».

Практические занятия

Анализ стихов С. Михалкова

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

2. Анализ юмористических и сатирических стихов для детей.

Раздел 4. Русская детская литература XX века

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве в семье ученого-птицевода В.А. Михалкова.

Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами будущего поэта. Позже отец познакомил его со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного, которые оказали большое влияние на первые детские стихотворные опыты Сергея Михалкова.

В 1928 году в журнале «На подъеме» (г. Ростов-на-Дону) появилось стихотворение Михалкова «Дорога». В эти же годы он печатается в краевой газете » Терек».

В 1930 году семнадцатилетний Михалков приезжает в Москву. Но литературный заработок не давал ему возможности существовать самостоятельно, и до двадцати лет юноша переменил несколько профессий: разнорабочего на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, помощника топографа в геологоразведочной экспедиции в Казахстане и др.

С 1933 года стихи Михалкова стали печататься в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве». Первый сборник его стихотворений был выпущен в библиотечке «Огонька». Все больше стало привлекать поэта творчество для детей. На стихи, написанные Михалковым для детей, обратил внимание С. Маршак.

В 1938 году в «Правде» появилась статья А. Фадеева «Стихи Михалкова», положительно оценивающая творчество поэта для юных граждан.

С первых дней Великой Отечественной войны Михалков был на фронте. Не все его стихотворения с пометкой «Южный фронт. Действующая армия» вошли в собрание сочинений. Но это были стихи — бойцы, и, так же, как и листовки, написанные поэтом, они сражались и приближали день победы.

После войны Михалков вернулся к поэзии для детей. Публицистические стихотворения военных лет, адресованные маленьким шпателям, стали основой его «Былей для детей». К этому времени относится и блестящая страница его творчества — возрождение жанра басни. Еще в военные годы, увидев в детских стихах Михалкова басенное начало, Алексей Толстой посоветовал ему попробовать свои силы в этом забытом жанре.

Читайте также:  Анализы для выявления герпеса у детей

Сергей Михалков работает во всех литературных жанрах, кроме романов. Любовь к театру привела поэта к драматургии. Первая его пьеса — «Том Кенти», по мотивам повести Марка Твена «Принц и нищий», была сочинена перед войной, в 1938 году. Сейчас она снова идет в Московском театре юного зрителя. Для детей Сергей Михалков написал пьесы «Коньки» (1938), «Особое задание» (1945), «Смех и слезы» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» ( (1951), «Чужая роль» (1953), «Сомбреро» (1957), «Забытый блиндаж» (1962), «Первая тройка», «Год 2001-й» (1957), «Дорогой мальчик» (1973). Из пьес для взрослых особенно известны «Памятник себе.», «Раки», «Пощечина», «Пена».

Не обозначено, сколько лет лирическому герою стихотворения «Луга-дороги». Но кто же, кроме мальчика десяти — двенадцати лет, способен так самозабвенно рассказывать о разных, дорогах: тропиночках, горных и воздушных путях, шоссе?

И кто же еще может так по-детски бояться обид?

Как рождаются стихи? Что вначале — фантазия, улыбка, удивление? На этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечает, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни. Только глаз художника различает то, что не каждому видно.

Аэродром. Холодный день. Ветер треплет на ручках чемоданов привязанные к ним бирки с надписью «Аэрофлот». Они похожи на бабочек, и, кажется, вот-вот улетят вслед за стаей взъерошенных аэродромных воробьев.

Обычный день. Обычный рейс. Спешка. Суета. Регистрация багажа. Большие пассажирские самолеты ждут пассажиров.

А через несколько дней было написано веселое стихотворение об этом дне. Называлось оно «О чем не знает Аэрофлот». Герой этого стихотворения «отравлен» страстью к путешествиям.

Эта страсть заставила его без виз и без билета облететь на самолете весь свет. Поэт не без торжественности сообщает, что его герой познал счастье в моторном рокоте и громе.

Но познал (слово-то какое!) счастье — воробей. Всего-навсего воробей — «пернатый маленький плебей».

Столь непривычное соединение образов придает стихотворению особый колорит. Рокот моторов. Гром.

И во всей этой симфонии XX века — воробей со своим «живым весом».

История с воробьем — маленький секрет, о котором не знает Аэрофлот, но «как ни странно, знаю я» — шутит поэт.

Стихотворение это — шутка, полная свежести и типично михалковского искрящегося юмора. Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп».

Михалков простудился и заболел. Шли дни, а никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки:

Эти строчки во время чтения в детской аудитории всегда сопровождаются взрывом смеха.

А дальше? Дальше началась фантазия.

Поэт перевоплотился в своего героя, мальчика, с которым происходят дальнейшие события.

Из взятых из жизни фактов остались только грипп и сидение дома. А лирический герой оказался уже совсем в иной обстановке.

Его интересы и настроения самые что ни на есть ребяческие:

Дети видят написанное, настолько оно ясно и конкретно. Доступность стихотворения — в близости его интересам ребенка.

Иногда стихи Сергея Михалкова становятся для малышей как бы связующим звеном между детской игрой и литературой.

Так, стихотворение «Котята» строится на четком ритме детской считалочки:

Нравится детям стихотворение «Мой щенок». Самым серьезным тоном повествуется в нем о происшествиях со щенком, убежавшим из дома.

Рассказ ведется очень подробно, вплоть до того, что, искусанный пчелами, пес лежит пластом и «виляет еле-еле забинтованным хвостом».

Этот же прием комического, заключающийся в противоречии между содержанием и формой изложения, применяется и в стихотворении «Если», в котором автор переводит читателя от стихотворения-игры, связанного еще с жестом, движением («Котята»), к шуткам более отвлеченного характера, требующим фантазии.

Что будет, если собрать в одну лужу все дождевые капли? Сначала их собрать, потом у этой самой лужи

Причем «сесть» выведено в отдельную строку, словно действие это чрезвычайно многозначительно. Мнимозначительная концовка стихотворения:

усиливает его юмористическую окраску.

В юмореске «Кораблики» детская игра, перенесенная поэтом в строки стихотворения, радует малышей комизмом ситуаций, кинематографически быстрым чередованием зрительных образов:

Взад-вперед по скользкой палубе

Взад-вперед по мокрой палубе

Читая книги Михалкова детской аудитории, убеждаешься, какое очарование кроется для ребят и его «складных, смешных» стихах. Интонация их близка к детской речи.

Стихотворение «Комар-комарец» с его рифмами, звучащими легко и шутливо: «аптеку — кукареку», «петушок — гребешок», «бок — промок», «кудлатый — за ватой» — соединяет в себе частушечный задор и сказочность.

Комар-комарец, нарушив правила поведения, влетел не в дверь, а в окно. Звери и птицы возмутились, но он куражится:

Однако куражу хватает ненадолго;

Тут свой клюв раскрыла Утка,

Все в этом стихотворении смешит маленьких слушателей: и объявление в форме приглашения на дверях аптеки: «Заходи, медведь не съест», и комические портретные характеристики зверей.

Сама рифма у поэта иногда превращается в способ игры. О ней действительно можно сказать «шалунья — рифма». Благодаря простоте и четкости ее звучания дети тут же запоминают стихотворение наизусть. С виртуозной выдумкой поэт использует внутреннюю рифму и каламбуры.

Иногда Михалков обходится без рифмы, держа все стихотворение на одном ритме («Одна рифма»), хотя вообще нерифмованные стихи для его поэзии нехарактерны. Каламбурные рифмы, с блеском вводимые Михалковым в стихи для детей, особенно любимы ими. Каламбур для ребенка — игра, шутка, подлинное наслаждение смехом. Сколько поколений мальчиков и девочек повторяет шутку из стихотворения «Всадник»:

На ней скакать рискованно.

Все оно построено на сбивчивом ритме, выражающем борьбу неумелого всадника с упрямым конем. Концовка написана не в рифму и не ритмично:

Я не сяду больше на эту лошадь! —

Хотя тут само собой направляется повторение рифмы: «меня — коня». Благодаря этому приему читатель понимает то, о чем прямо не говорится в стихотворении: из глаз мальчика вот-вот брызнут слезы.

«Словечки-колечки» целиком основано на каламбурах:

На иронической игре слов строится и «Птичий двор» (оба стихотворения — мастерские переводы из Юлиана Тувима):

Гусь сказал, что вы не Утка,

Только знает: кряк да кряк!

Здесь все основано на чередовании звукоподражаний, переосмыслении слов и зрительных образов. Это особенно интересно детям, так чутко реагирующим на различие в смысловых оттенках слова. Играя словами, ребенок осваивает словарное богатство родного языка, знакомится с его многозначностью.

Название стихотворения «Поиграем-угадаем» (перевод из произведения популярного болгарского поэта Асена Босева) — открытое выражение авторского замысла сблизить детскую игру с поэзией. Эта цепь загадок с приведенными тут же разгадками, которые затем превращаются в новые загадки.

Чем завоевывает сердца читателей лирический герой Михалкова? Может быть тем, что он умнее всех? Честнее всех? Вовсе нет! Напротив! У него, оказывается множество недостатков! Например, он невероятно ленив. Настолько, что мечтает о таблетках от лени. Он искренне признается:

Ребенок верит, что это рассказывает о себе его сверстник.

Каждая строка Михалкова потому и попадает в цель, что он говорит с детьми, как их ровесник, который мечтает купить таблетки от лени, удивляется:

А есть из блюдца не хотят.

Разве это не мальчик рассказывает о себе:

Когда я слышу: «Марш в кровать!. «

Живая, разговорная речь в стихотворениях Михалкова — одно из средств достижения поэтической искренности. Используя разговорную лексику, поэт передает повышенную экспрессивность детской речи, изображающей множеством эмоциональных оттенков. При этом разговорная лексика никогда не бывает стилистически сниженной. Она — простое, конкретное и эмоциональное средство выражения идеи, настроения, замысла поэта.

Михалков не просто входит в мир читателей детей. Он позволяет им наслаждаться смехом над своим лирическим героем. Ребенок может смотреть на его героев с высоты своего жизненного опыта. Не унижая детей назойливым морализированием, поэт дает им возможность эстетического наслаждения смехом над пороками характеров, ситуациями, положениями. По существу, это эмоциональное отрицание всего плохого. Причем смех Михалкова в детских стихотворениях чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки. Он любит и приятелей с их ужами и чижами, и изнеженного Мимозу.

В стихотворении «Про Мимозу» (1937) гиперболичность в изображении каждой ситуации вызывает смех детей, которым приятно чувствовать себя выше представленного им автора «мальчика Вити из квартиры номер шесть». Простота интонации, перебивка повествования вопросами, выражающими авторское искреннее изумление, а затем ответы — все это близко к детской речи.

Любит автор и упрямого Фому. Герой этот пришел из народных сказок и легенд. Но у Михалкова Фома неверящий таков, каким его не знают ни одна народная сказка и легенда. Это блистательный комический персонаж детской поэзии. Фома Михалкова, так же как Рассеянный с улицы Бассейной Маршака для детей — имя нарицательное. Недоверчивый Фома в своем упрямстве доходит до нелепости, до отрицания факта собственного существования.

Слякоть, дождик, град. К Фоме заботливо обращаются с просьбой надеть калоши. Но он ничему не верит. Он считает, что ему всегда лгут, и. разгуливает по лужам без галош, а под снегом — в одних трусах. Он самоуверенно изрекает, что слон на слона не похож. И, даже попав где-то под африканским солнцем в пасть крокодилу, он остается таким же упрямо недоверчивым:

Гипербола, доведенная до предела, внезапно заземляется финалом стихотворения; детали контрастно, сменившейся обстановки становятся все более будничными, тем самым заостряется комичность ситуации: проснулся. «трусы и рубашку со стула берет». Уж, кажется, теперь, после страшного фантастического сна и внезапного пробуждения, конец упрямству! Фома должен «исправиться»! Но поэт верен себе и своему герою:

В детскую жизнь стихи Михалкова входят как радость. Они непринужденно рассказывают обо всем, что интересует читателя. Более того, своей эмоциональной яркостью они вызывают у ребенка восторг открытия мира.

Для С. Михалкова нет мелких тем в детской жизни. Поэт умеет развеселить шуткой, показать мир образно, таким, каким он видится детям. Ощущение счастья жизни, органично присущее Михалкову, выражается в его стихах лучезарностью улыбки. Лучшие стихотворения, такие, как трилогия «Дядя Степа», «А что у вас?», «Не спать!», «Тридцать шесть и пять», «Про Мимозу», «Прививка», «Чудесные таблетки», «Песенка друзей», «Миллионер» — это стихи с острой фабулой, сплетающиеся из цепи смешных положений, комичных ситуаций, неожиданных образов, остроумных фраз. О сложном поэт говорит просто, но ни одно его слово не пропадает для ребенка даром.

У каждого литературного героя, пленившего сердце читателей, есть свой секрет обаяния. Добр и весел детский любимец дядя Степа из трилогии «Дядя Степа» (1935), «Дядя Степа — милиционер» (1954) и «Дядя Степа и Егор» (1968). В непосредственности и добродушии главный секрет обаяния героя. Отношение дяди Степы к людям определяется по-детски беззаветной верой в торжество добра.

Поэт никогда не смешит детей специально. Напротив, он рассказывает серьезно, волнуется» недоумевает, спрашивает, говорит с жаром, ища сочувствия. А дети смеются.

Сергей Михалков не актер, но когда его просят прочесть «Дядю Степу», он читает так, как не удается никому другому, будто всей душой сочувствия человеку, которому так неудобно со своим ростом. Дядя Степа волнуется перед прыжком с парашютом, а над ним смеются:

Вышка с вышки прыгать хочет!

В кино ему говорят: «Сядьте на пол». Все приходят в тир развлекаться, а бедному дяде Степе и втиснуться-то под «низенький навес» трудно. Он туда «еле влез». Так читает автор, точно удивляясь: отчего все смеются? Что тут смешного?

Очень развлекает детей то, что стоит дяде Степе поднять руку, и он будет казаться семафором. А что было бы, если бы он не поднял руку? Крушение. И незаметно в сознание читателей входит понимание единства житейского и героического, простоты и величия. «Он стоит и говорит (не правда ли, проще невозможно?): «Здесь дождями путь размыт». Возможность катастрофы возникает в сознании ребенка лишь мимолетно. Главное другое: «Я нарочно поднял руку — показать, что путь закрыт».

В этой комичной ситуации полностью и в то же время неназойливо проявляется благородство характера. Смешно, что человек может стать семафором, дотронуться до крыши. А ведь при этом он спасает людей.

Во время войны Сергей Михалков был на фронте. Про своего героя — моряка дядю Степу поэт дописал продолжение о том, как тот плавал на линкоре «Марат» и «ранен был немножко, защищая Ленинград».

Но вот война кончилась — появились новые стихи. Назывались они «Дядя Степа — милиционер». Старый знакомый ребят стоит на посту около высотного дома на площади Восстания.

Дядю Степу узнали и полюбили ребята из разных стран, потому что стихи про него так всем понравились, что их перевели на многие языки. Художники сделали мультипликационный фильм, а артисты сыграли спектакль «Дядя Степа».

Почему же все так полюбили Степана Степанова? Может быть, потому что он великан?

Но ведь в разных сказках есть столько великанов, которых никто не любит, а все только боятся. Это и кровожадные людоеды, и свирепый Карабас-Барабас, и многие другие персонажи детских книг.

«Главного районного великана» из стихов Михалкова любят за то, что он помогает и детям и взрослым. А вот для хулиганов он — гроза. И репортеры из заморских газет, как только узнали, что у чемпиона Егора папаша — милицейский старшина, то поклонились,

Лучшим стихам поэта присущи широта обобщений, общечеловеческое содержание, индивидуальная неповторимость авторского стиля. И они находят достойное место в современной библиотеке книг для детского чтения.

источник

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей. В настоящее время он является почет­ным гражданином Пятигорска. В 2003 г. в связи с 90-летием писа­теля его именем названа детская библиотека в Пятигорске.

Читайте также:  Анализы для выявления мононуклеоза у детей

В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыска­тельской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, кото­рые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Извес­тий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

С первых литературных опытов С. Михалков активно пробо­вал себя в разных жанрах, откликался на важные события в жизни страны. Однако нельзя не признать, что стихи для взрослых, написан­ные в подражание В. Маяковскому, не отличались высокими по­этическими достоинствами. Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа».

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Сте­па», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову уда­лось создать обаятельный образ взрослого человека — благород­ного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливо­сти.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистиче­ский взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, под­час озорная выдумка, мягкий юмор.Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку боль­шого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обык­новенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного читателя. Для самых ма­леньких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:Михалков не боится поставить своего героя и в комическое по­ложение. Но, лишив, таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при кото­рых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.

Благодаря этому контакту с юным слушателем, читателем дядя Степа получает право говорить о вполне серьезных вещах. Со времени появления героя С. Михалкова минуло немало де­сятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже неко­торые бытовые и технические детали, упоминаемые в произведе­нии, сейчас требуется комментировать. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положитель­ные человеческие качества.Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, са­моуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.Высмеивание распространенных недостатков характеров и по­ведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из кото­рых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена ко­торых получили широкую известность и стали нарицательными.Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном про­изведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Ис­пользуя традиционный для сатирического жанра прием гипербо­лы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, напере­кор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно пра­вильными и непреложными.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженно­го, избалованного, искалеченного излишней неразумной роди­тельской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрос­лым, как и к детям. Да и объектом сатиры становится не поведе­ние, вполне объяснимое трудностями человеческого самоопреде­ления в мире, а так сказать, приобретенный, вовсе не естествен­ный недостаток — изнеженность, неспособность к практической жизни.

Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмо­ристических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадач­ливого всадника.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 3122 | Нарушение авторских прав

источник

Взгляни на маленьких совят — Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.

Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись, Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь.

В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, со­чувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй, не стойте слишком близ­ко — / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебр, чьи полоски напоминают об африканских травах и о школьных тетрадках. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, «мозолистой и твердой», но не умеет летать и петь — он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспоминая о родине. А вот белые медведи, кажется, всем довольны, — только им тесно, плавают они от стены к стене, задевая друг друга. Трудно понять, чего больше в совятах — обаяния или скуки:

Пингвин, лебеденок, верблюд смешны всяк по-своему, а эс­кимосский пес вызывает сочувствие: «За что сижу я в клетке, / Я сам не знаю, детки». «Воинственный», «поджарый, тощий», «неутомимый», «неумолимый» — таков был динго в родных ле­сах, а в клетке он всего лишь «неугомонный»: «Верчусь волчком и мяса жду. » Стихотворение «Воробей» завершает цикл. Вольная городская птичка легко может залететь в любую клетку и пообе­дать с любым из зверей, даже с крокодилом. Воробей — самый счастливый герой цикла «Детки в клетке».

Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма. Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекс­пира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Ворд-сворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смыс­ловой точности перевода. Он владел особым мастерством созда­вать «портрет» языка оригинала.

Творчество С.Я. Маршака — поэта, драматурга, переводчика и редактора — до сих пор остается живой классикой детской лите­ратуры.

С. В. МИХАЛКОВ (род. в 1913)

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работает на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике.

Нельзя не признать, что стихи для взрослых, написан­ные в подражание В. Маяковскому, не отличались высокими по­этическими достоинствами. Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа». В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михал­кова для детей. Успех его в значительной степени определил даль­нейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми («А что у вас?», «Мимоза», «Про Фому»).

К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произ­ведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.

В поэме «Разговор с сыном» речь идет о жизни трудового наро­да в дореволюционной России, о героических поколениях.

Удалось Михалкову запечатлеть в поэзии для детей и облик младшего современника: стойкого и отважного Мишу Королькова («Миша Корольков»), героя советского тыла военных лет делови­того Данилу Кузьмича («Данила Кузьмич»).

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, са­моуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Высмеивание распространенных недостатков характеров и по­ведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из кото­рых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена ко­торых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном про­изведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совер­шенно очевидное, даже сам факт собственного существования.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженно­го, избалованного, искалеченного излишней неразумной роди­тельской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрос­лым, как и к детям. Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмо­ристических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?»

Юмор веселых стихотворений определяется не толь­ко комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха. Так, в качестве юмористического приема поэт часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи:

(«А что у вас?»)

То же назначение в юмористических произведениях Михалко­ва имеет рифма. Так, например, в стихотворении «Фома» поэт, от­секая окончания слов, поставленных под рифму, хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил:

В соответствии с лучшими традициями поэзии для детей Ми­халков и в веселых стихах чужд пустого развлекательства. Обычно в основе юмористического стихотворения поэта лежит здоровая нравственная идея. Так, стихотворение «А что у вас?» на первый взгляд представляет собой неприхотливую запись с натуры непри­нужденной болтовни случайно собравшихся ребятишек («Дело было вечером, делать было нечего»). Разговор сначала течет нето­ропливо и бесцельно, детская неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет. Логика понятна только самим собеседни­кам, устанавливающим преимущество «важных событий»: купили превосходный шар, грузовик привез дрова. Но вот в разговоре появляется ведущая тема — разгорается спор, чья мама важнее, лучше, и поэт подводит читателя к главной мысли:

Так неназойливо Михалков дает детям представление о разно­образных делах, которыми заняты матери, достойные уважения, любви.

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Сте­па», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову уда­лось создать обаятельный образ взрослого человека — благород­ного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливо­сти.

Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку боль­шого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обык­новенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Для самых ма­леньких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:

Брал в столовой дядя Степа

Михалков не боится поставить своего героя и в комическое по­ложение. Но, лишив таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при кото­рых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повели­тельная сила.

Михалков писал — «Мне страстно захотелось научить детей любить и уважать милиционера как символ порядка и справедливости».

Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положитель­ные человеческие качества. А в дальнейшем они же становятся ос­нованием его достойного и высокого поведения как гражданина своего города, Отечества. Патриотизм, гражданственность всегда будут ценностями, затребованными здоровым общественным ор­ганизмом. Ненавязчивое воспитание этих качеств требуется начи­нать уже с самого юного возраста. Именно в этой области и проявляется талант создателя образа доброго, великодушного, храброго, мудрого великана Степана Степанова.

В драматургии для детей Михалков начинает работать с 1938 г. («Том Кенти» — по мотивам повести Марка Твена «Принц и ни­щий», «Коньки»).

С английской литературной традицией связана и первая теат­ральная сказка для самых маленьких «Три поросенка». Эта веселая и в меру драматичная история о добросовестности, предусмотри­тельности, надежности которым противостоят комически пока­занные лень, легкомыслие, продолжает и сегодня радовать самых маленьких детей.

Лучшие произведения для театра «Веселое сновидение», «Зай­ка-зазнайка», «Праздник непослушания» и др.) написаны Михал­ковым в послевоенные годы.

В центре внимания драматурга стоят всегда волнующие юного зрителя вопросы морали, чести и товарищества. Лучшим произведениям СВ. Михалкова присуща широт обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы. Его творчество вошло в русскую детскую литератур страницами тонкого, жизнерадостного юмора, искреннего веселья, остроумного розыгрыша, сменяющихся серьезным размышлением, гражданственной интонацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10440 — | 7297 — или читать все.

источник