Меню Рубрики

Анализ творчества чарушина для детей

Знакомство с творчеством художника Е.И. Чарушина
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт – Петербурга «Волшебник».

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

Технологии: информационно – коммуникационные, технология мастерских, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора

детских книг Евгения Ивановича Чарушина».

Цель: продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг, познакомить с творчеством Е.И. Чарушина.

Задачи: расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторах: познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; обогащать впечатления детей; развивать художественное восприятие; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы и речь; воспитывать любовь к живой природе;

Задачи изобразительной деятельности: продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки; учить создавать сюжетную композицию, дополняя рисунок деталями по своему усмотрению, развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Материал: авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги? О чем вам больше всего нравится слушать? (ответы детей).

Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются. Мир полон чудес, и эти чудеса — настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим. А есть люди, которые видят и слышат эти чудеса и раскрывают их перед нами. Такими людьми являются, например, многие писатели и художники, которые и сами любят природу (растения, животных), видят ее красоту и нам – зрителям, слушателям пытаются поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях поведения некоторых животных.

А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).

Из рассказов взрослых и из книжек вы много, наверное, узнали о животных? (высказывания детей).

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете животных: задам несколько загадок и посмотрю, сумеете ли вы отгадать, о каких животных в них идет речь:

Зверька узнали мы с тобой

Он в шубке серенькой зимой,

Молодцы! А какие вам больше нравятся книги: с картинками или без картинок? Почему? (Рассуждения детей).

Я с вами согласна, с картинками книга намного интереснее, так как можно не только услышать что – то интересное, но и увидеть. Даже не умея читать, по картинкам можно догадаться о чем она.

Как называют людей, которые рисуют картинки к тексту книги? (Ответы детей: художники – иллюстраторы).

Правильно. Художник – иллюстратор сопровождает текст книги своими рисунками, дополняет его. Поэтому у книги почти всегда два автора: автор текста – писатель и автор рисунков – художник – иллюстратор.

Но сегодня я хочу познакомить вас с человеком, который одновременно является и автором текста, и автором рисунков к нему.

Сегодня мы познакомимся с замечательным человеком — художником и писателем – Евгением Ивановичем Чарушиным (воспитатель показывает портрет художника).

Чарушин очень любил природу, животных, понимал их. Это видно из его рисунков – настолько хорошо, мастерски он их изображает. Посмотрите, пожалуйста (воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к книгам Е.И. Чарушина «Зверята» и «Кто как живет»).

Нравятся вам животные в рисунках этого художника? Какие они? (Рассуждения детей: как живые, пушистые и т.д.).

Животные этого художника очень трогательные, милые, обаятельные. Их хочется потрогать, погладить, приласкать, защитить. За ними хочется понаблюдать. Художник тщательно прорисовывает животных, точно передает строение тела и повадки.

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).

Как вы думаете, почему художнику так хорошо удается изобразить животных? (Рассуждения детей).

Для того чтобы хорошо изобразить что — то, прежде надо хорошо знать то, что хочешь нарисовать.

Е.И. Чарушин начал рисовать рано. Его любимое чтение с детства – книги про животных. Поэтому и рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Слушал сказки с карандашом в руках и рисовал во время рассказа. Много наблюдал за животными, например, за своим домашним «зоопарком», ведь в его доме было очень много разных животных.

Можно сказать, он рос с карандашом и красками в руках.

Знание животных, любовь к ним помогли художнику стать настоящим мастером своего дела. И вот – удивительный мир зверей и птиц раскрывается перед маленьким читателем на страницах книг замечательного художника и писателя. Его рассказы и рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера.

Чарушинские звери всегда очень трогательные. Окружающая животное природа, фон только едва намечены. Главное крупно показать животное. Причем художник старается изобразить своего героя правильно, точно передавая строение тела, повадки. Плохо нарисованных зверей он терпеть не мог. Посмотрите, как он мастерски передает перья птиц, шерсть зверей. Так и хочется их погладить.

Любовь к живому передалась художнику от родителей. В семье будущего художника было много цветов, мать Евгения Ивановича была садоводом – любителем, любила все живое. А отец Евгения Ивановича хорошо рисовал, кроме того, с отцом он много путешествовал, бывал в лесу, бродил по лугам, общался с охотниками, лесниками, кустарями — умельцами, простыми людьми. Узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки.

Он много где побывал и много что повидал. Но животные больше всего привлекали его внимание. Ему хотелось больше о них узнать, понять их.

Семья Чарушина жила очень дружно. В доме собирались художники, музыканты

Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Мать любила природу и передала свою любовь сыну. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость. Ближайшим приятелем маленького Жени был трехногий пес Бобка. Этот пес очень любил лежать на лестнице, прохожие спотыкались об него и ворчали, только Евгений доверял псу самые сокровенные свои тайны, делился с ним своими мыслями, секретами.

Любил будущий художник ходить в зоосад, на птичий рынок. Все его детство было теснейшим образом связано с природой, животными и эти яркие детские воспоминания повлияли на его дальнейшую судьбу. Остались с ним на всю жизнь. Итак, Евгений Иванович связал свою жизнь с животным миром, миром природы – посвятил себя изучению этого мира и изображению его. Он постарался передать свою любовь другим людям, особенно детям, ведь рисовал он для детей – иллюстрировал детские книги. И, надо сказать, это ему удалось: книги Чарушина никого не могут оставить равнодушными, его рисунки животных вызывают неизменный интерес, они нравятся всем. В своих рисунках художник старался не только хорошо, правильно изобразить животное – передать строение тела, фактуру шерсти, перьев, но и показать характер животного, его настроение, состояние: любопытство, испуг, радость, сон, повадки животного и все ему удавалось.

Больше всего ему нравилось рисовать молодых животных, детенышей. В общем, он рисовал маленьких животных для маленьких детей.

Писать свои рассказы Чарушин начал позже, сначала он оформлял книги других авторов: Маршака, Пришвина, Бианки, Сладкова. Помните, мы с вами читали книгу Маршака «Детки в клетке», оформленную рисунками Чарушина? (Воспитатель показывает книгу).

В рисунках и рассказах Чарушина чувствуется знание звериных характеров, его работы наполнены юмором, добрым отношением к тем, кого он изображал.

Вот мы видим лисичку: она вся напряжена, сосредоточенна, внимательно во что – то всматривается, к чему – то прислушивается; а здесь мы видим лисичку умиротворенную, довольную мать. Она спокойна, ведь все ее малыши – лисята с ней, они живые, веселые, деятельные, каждый чем – то занят: один с любопытством оглядывается по сторонам, другой сосредоточенно принюхивается, третий что – то грызет, в общем, все заняты делом. А на этом рисунке мы видим маленького волчишку. Страшно ему без мамы в лесу: ушки и хвостик поджал, взгляд растерянный. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки художника, поделиться своими впечатлениями).

Да, за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за животными, за живой природой и неустанный труд. Сам автор этих замечательных произведений рассказывал о том, что с детства учился понимать животное – понимать его движения, мимику. Чарушин любил природу, но главное, умел привить эту любовь читателю.

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой – ребяческий восторг перед красотой природы. Искусство этого талантливого человека доброе, человечное радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

О ком мы с вами сегодня говорили? Чем интересен этот человек? (Ответы детей). А вам понравились его рисунки? (Воспитатель дает возможность детям еще раз коротко высказать свое мнение о художнике, его работах, рассказать кому, что больше понравилось, запомнилось).

На этом наше знакомство с этим замечательным, талантливым человеком не заканчивается, мы будем и дальше продолжать знакомить с его произведениями.

А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художников – иллюстраторов. Давайте пройдем в нашу «мастерскую» и попробуем нарисовать животное так, как это делал Чарушин – попробуем изобразить его пушистую шерсть. А рисовать мы с вами будем медвежонка.

Воспитатель раздает детям листы бумаги с силуэтом медведя и предлагает нарисовать мишке шерсть методом «тычка» полусухой кистью.

В конце занятия работы детей оцениваются, анализируются детьми и воспитателем, выделяются те, которые оказались наиболее удачными.

Затем можно будет подшить рисунки, создав альбом – книгу и написать текст к каждому рисунку, пусть каждый ребенок расскажет о своем мишке.

источник

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Стоит обратить внимание на иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка.

Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования — чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры — упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). Главным он считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы — вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков»

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы. Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

4. Ознакомление детей с творчеством Чарушина.

Проза и рисунок Чарушина — бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира — реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко». Бесконечная цепочка образов животных — зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.

Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому — инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая, тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»). Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью — показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру — один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.

И наконец, педагогу следует обратить внимание на художественные приемы, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина — тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя — показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

4.1. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Музыкально-литературная гостиная. «В мире творчества Е.И. Чарушина».

Образовательная область «Художественное творчество»

Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги;

Продолжать знакомить с творчеством Е.И.Чарушина;

Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (цвет. Движения, фактура шёрстки животного, выражение глаз и др.);

Продолжать закреплять умение детей рисовать животных способом тычка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Продолжать знакомить с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Образовательная область «Музыка»

Развивать танцевально-игровое творчество, совершенствовать умение импровизировать под музыку, закреплять умение придумывать движения;

Содействовать проявлению активности и самостоятельности в передаче образа.

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Активизировать речь детей;

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Образовательная деятельность «Социализация»

Воспитание гуманного отношения к животным.

«Ёжик» Д. Кабалевского; «Лиса» (из музыки к сказке «Кот -Котофеич» М. Мильман; «Выход медведя», «Пляска с медведями» музыка Н. Туварджи.

Чтение книг Е.И. Чарушина, рассматривание его рисунков.

Материал и оборудование: столы, стулья, выставка рисунков, книг Е.И. Чарушина, портреты, мольберты, гуашь, щетинные кисти, тонкие кисти, стаканы с водой, фломастеры, бумага, салфетки, простой карандаш.

Ход образовательной деятельности (в музыкальном зале)

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите оказаться на выставке рисунков? Тогда пойдёмте со мной (дети располагаются около мольбертов). Назовите животных, которые изображены на рисунках (медвежонок, лисёнок,, зайчата, волчонок, волчата, оленёнок), Вы знаете, кто нарисовал этих животных? Правильно, автор рисунков – Евгений Иванович Чарушин. Вам нравятся рисунки? Рисунки Чарушина удивительны, их не спутаешь ни с чьими другими. Все его животные нарисованы, как живые, так и хочется их потрогать. Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Художник, который рисует животных, называется анималист. Давайте хором произнесём это слово «художник анималист». Первый рисунок называется «Медвежонок с малиной». Что делает медвежонок?. Расскажите, какой он. Маленький, у него лохматая коричневая шерстка, круглые ушки. И сидит он забавно: две лапы с толстыми пятками и большими когтями расставил, а третья между ними – на землю мишка опирается. Четвёртой лапой медвежонок ветку малины ухватил, ягоды ест. Вкусно как! Наверное даже урчит от удовольствия! А как художник нарисовал шерстку мишки? Да, видны штрихи, которые направлены в разные стороны, вот и получилась мохнатая шерстка. А это кто такой рыженький? (Лисенок). Большой он или маленький? Да, совсем маленький. Хвостик тоненький, ещё не пушистый, ножки тоже тоненькие. А почему он за елку спрятался? Боится, страшно ему одному – вот как лает, кричит, пасть раскрыл, шерсть взъерошил. А как это художник передал в рисунке? Лисенок хвостик напряг, шерсть растопырил. И нескладный он, и колючий, совсем как елка, что рядом растет. Испугался, что мама его одного оставила. Но все равно по острой, оскалившейся мордочке понятно — перед нами дикий лесной зверь. Вот еще рисунок. Кто изображен на рисунке? (Зайчата). Какими изобразил их художник-анималист Чарушин? (маленькие, серенькие, крошечные, пушистые, беззащитные). Зайчата крошечные и круглые, как… На что похожи? Как. (комочки, шарики, пушинки, клубочки) Глазки у зайчат, как . (пуговки, угольки, бусинка). Зайчата пушистые, как художник это показал’? Почему зайчата прижались друг к Другу? Спрятались в траве, побаиваются, притаились. Ушки и ланки прижали, а глазками поглядывают. Давайте рассмотрим следующий рисунок Чарушина. Нравится волчонок? Какой он? (ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится, взгляд внимательный). Что еще интересного вы видите на этом рисунке? (ответы детей). Следующий рисунок — называется «Волчата». Для своих рисунков Чарушин использует всего 3-4 краски, рисует крупно, передает штрихами пушистый мех зверей. Как вы думаете, с помощью какой техники вы можете передать пушистый мех животных? («тычком»). На этом рисунке мы видим олененка. Какой он? (слабенький, беззащитный, недавно родился, ещё не может вставать на ножки). Чарушин рисует животных правдоподобно. Для того, чтобы так правильно изобразить животных. Чарушин делал много зарисовок с натуры, в зоопарке, или по памяти, вспоминая впечатления детства. Хотите узнать о детстве Евгения Ивановиче Чарушина? Тогда присаживайтесь на стулья (дети садятся на стулья напротив каждой выставки). Посмотрите на фотографию, здесь вы видите молодого Чарушина, а на этом портрете вы видите Евгения Ивановича в пожилом возрасте.

Читайте также:  Бесплатные анализы на аллергены для детей

Давным-давно, когда ещё не родились Ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда ещё не изобрели телевизоры, космические корабли и компьютеры, в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Мальчик Женя очень любил животных, и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, кролики, поросята, козлята, индюшата, голуби, гуси, утки настоящий домашний зоопарк. Вместе с мамой он ухаживал за животными, лечил их, спасал от бед. А с папой Женя часто бывал в лесу, бродил по полям наблюдал повадки зверей и птиц. Вот звук «р» он научился произносить, подражая карканью вороны. Женя рос любознательным, веселым и озорным мальчиком. Знаете, как он научился плавать? Однажды, когда ему было 11 лет он переплыл широкую реку, держась за хвост коровы. Знакомые часто дарили Жене зверей и птиц. Он мог часами наблюдать за их повадками. Женя с детства очень хорошо рисовал. Он стал зарисовывать животных, их движения, позы, настроения. Так появилось сильное увлечение — рисование. Когда Женя вырос, он стад художником. Потом Евгений Иванович начал писать рассказы о животных, сам их иллюстрировать, т.е. рисовать к рассказам картинки, рисунки. Евгений Иванович не только писатель, но и художник — иллюстратор детских книг. Как вы думаете, зачем в книжках рисунки, может быть, они не нужны в книжках, (без картинок скучно, неинтересно, непонятно). Посмотрите, сколько много книг написал Евгений Иванович Чарушин. Все книги иллюстрированы его рисунками. В основном, Чарушин изображает детенышей животных. Есть книги совсем старенькие. Когда я была маленькой, я читала вот эти книжки. Я книжки берегут подклеиваю. Книги Чарушина читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Какие рассказы Чарушина вам читали’? (ответы детей) Художник-анималист изображал животных с помощью цвета, линий, штрихов, Давайте попробуем изобразить животных с помощью движений.

Сейчас Ульяна Александровна исполнит вам музыкальное произведение, вы послушайте и представьте, какое животное можно изобразить под эту музыку. Вопросы после прослушивание: какая по характеру музыку? Какое животное можно изобразить? (дети придумывают движения, изображая зайца, лису, медведя под музыку).

IV часть (дети садятся на стулья)

Молодцы. Очень интересно получилось! Вам понравилось? Посмотрите, что изменилось у меня на книжной выставке’7 (появился новый рисунок). Вы знаете, как зовут этого щенка? Послушайте рассказ Чарушина, который называется «Томка», (чтение рассказа). О чем рассказ? (о том, как выбирали щенка). Почему Чарушин выбрал именно Томку’? (Ответы детей). Посмотрите на рисунок (иллюстрацию) Чарушина к рассказу — щенок Томка. Какой щенок? (игривый, любопытный, озорной, шаловливый, веселый). Евгений Иванович Чарушин — талантливый, удивительный художник — анималист, писатель и художник иллюстратор. Его давно нет с нами, по его рисунки, рассказы продолжают дарить радость детям и взрослым.

Давайте, друзья, станем сейчас художниками-анималистами. Нарисуем способом «тычка» детеныша животного. Именно этот способ помогает передать шерсть животного особенно ярко. (Дети, садятся за столы, начинают рисовать, звучит спокойная музыка). Педагог помогает советом, напоминает об особенностях тычкового рисования: щетинная кисточка должна быть сухая, краски надо брать мало, — и тогда получится: «пушистая» точка; не забывать делать 3-4 пробных, тычка на небольшом листе, после каждого промывания кисть необходимо «тщательно вытирать досуха:

начинать делать тычки сначала по линии контура, затем — внутри контура, не оставлять промежутки .между тычками. Необходимые детали рисунка (усы, глаза, нос и др.) можно прорисовать тонкой кистью или фломастерами.

Замечательные рисунки у вас получились! Мы их соберём и сделаем книжку про животных. Вам понравилась встреча? обязательно расскажите своим родителям о Чарушине, вместе почитайте его книжки. А вам в группу, в книжный уголок, я хочу подарить новую книжку – рассказы о животных Е.И. Чарушина. Читайте и рассматривайте рисунки (дети уходят из зала)

источник

Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

1.Сказки – несказки В. Бианки («Первая охота», «Приключения муравьишки», «Чей нос лучше?», «Ласточка-береговушка» и другие). Общий анализ книги «Лесная газета».

2. Е. Чарушин – писатель и художник – анималист. Циклы рассказов Е. Чарушина о ребятах и зверятах («Никитка и его друзья», «Волчишко», «Медвежата», «Что за зверь»).

Краткое изложение теоретических вопросов:

Краткие биографические сведения. Многообразие жанров в творчестве Бианки для детей (очерки, рассказы, сказки). Традиции устного народного творчества и классической русской литературы в произведениях писателя («Кто чем поёт?», «Теремок», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Сова», «Хвосты»). Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала. Своеобразие писательской манеры в рассказах «Первая охота», «Приключения муравьишки». Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение дать в произведениях для маленьких детей не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы. Е.И.Чарушин – писатель и художник. Связь текста с иллюстрациями в произведениях Чарушина. Основные темы: природа и животные родного края, жизнь детёнышей животных в естественной для них обстановке и в неволе, забота человека о животных. Короткие рассказы – основной жанр в творчестве Чарушина. Маленькие животные – главные герои рассказов. Глубокое проникновение в мир животных. Сборник рассказов «Большие и маленькие». Умение Чарушина в рассказе и рисунке живо и ярко дать повадки зверей, их состояния. Эмоциональное отношение автора к своим героям. Юмор, простота композиции рассказов. Значение творчества Е.И.Чарушина.

В 2014 году исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. В. В. Бианки (1894—1959), войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных.

Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.

Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.

Став детским писателем, он каждое свое произведение стремился сделать толчком к постижению таинственного и манящего мира природы. Пробудить любознательность ребенка и доставить ему эстетическую радость — такие задачи он ставил перед собой.

Первая сказка В. Бианки — «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимо­сти их облика и повадок.

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В рассказе «Чей клюв лучше» разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. Этот рассказ помогает детям понять какие клювы бывают у тех или иных птиц и для чего они предназначены.

Драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил»(1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнеику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

В сказке Бианки В.В. «Мышонок Пик» маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает остров.

Рассказ «Плавунчик» об удивительной птичке — плавунчике. Птички эти из куликов и живут больше по болотам, по берегам рек и озер. Но они не плавают, не ныряют, а только бегают у воды по берегу и кланяются клювом до земли: так они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.

В рассказе «Синичкин календарь» молоденькая синичка Зинька наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, пытается в июле кормить чужих птенчиков, спасти девочку от медведя, беспокоится в холодном ноябре о друге Зензивере. Перед маленьким читателем откроются повадки животных и птиц в разное время года.

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных, например, Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый», которому «очень хотелось поймать какую‑нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые». Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, чело­век у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

Тридцать пять лет Бианки писал о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было.

В «Лесных домишках»(1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает в зубы белки. Бере­говушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длин­ному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев. ». Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас — людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях рассказывает «Лесная газета», из которой можно узнать:

— Какая птица кричит как кошка?

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в мировой фонд детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты — периодичность выпуска ее номеров: первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть самоучителем любви к родной природе».

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золо­той фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Е.И.Чарушин(1901 —1965) писатель и художник. Детство его прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих наклонностей. Отец, главный архитектор Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены Чарушиным в этих путешествиях по лесному краю. «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — все это я с детства полюбил и пережил», — вспоминал много позднее Е.И.Чарушин.

После окончания ленинградской Академии художеств (бывшей Императорской) Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстриро­вать повесть В. Бианки «Мурзук». А в 1930 году вышел небольшой рассказ «Шур», написанный уже самим Чарушиным. Затем стали одна за одной выходить его книжки, которые он сам и иллюстри­ровал: «Волчишко и другие», «Облава», «Джунгли — птичий рай», «Мохнатые ребята».

Уже первые произведения определили место Е. Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко по­нимает, чувствует. «Мне. даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», — писал он.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники»: «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу — туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке».

С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов. «И тут совсем как в сказке получилось: появился, прямо встал передо мной, вот тут рядом, у моей ноги, лесной петушок. Осанка горделивая, сам в валенках: у него мохнатые ноги; вместо гребня — черный хохолок. Хвост свой развел веером, и каждое перышко у него расписное, в пятнышках, в полосках». У такого описания уже другая цель: не столько увлечь читателя действием, сколько приучить к наблюдательно­сти, к детальному восприятию. В данном случае он описывает лесного рябчика.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать»: «Тирли. Тирли. Тирли, тюрли. Лири, лири, тирлити». Ворона каркает: «Кар-р-р! Кар-р-р! Кар-р-р!» Маленький воробушек прыгает по дороге: «Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чи-лик!» Котенка прозвали Тюпой, потому что он, «когда очень удивится или увидит непонятное. двигает губами и «тюпает»: тюп-тюп-тюп-тюп. ».

Евгений Чарушин чаше всего изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель закрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные и птицы, живущие в зоопарке, — это для Чарушина отдельная и важная тема. Да и где еще может ребенок столь подробно рассмотреть дикое животное, как не в зоопарке? Резвятся в одной клетке медвежата из разных выводков — перепачкались в молочной каше так, что и масти их не различишь. Трогательны оленята, одетые в желтые шкурки с белыми пятнышками. Описание жизни зверей часто бывает окрашено мягким юмором. «Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Танцуют журавли-красавки».

Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». В этих книжках еще не было рассказов: под изображениями животных просто помеша­лись объяснительные подписи. В изданной в 1942— 1944 годах энциклопедии в трех частях «Моя первая зоология»подписи были уже расширены до коротких рассказов, хотя в большинстве своем бессюжетных; главным здесь для Чарушина было представить неведомое ребенку животное во всей полноте его признаков. Органичностью текстов и рисунков отличается его удивительная по лаконизму, содержательности и простоте книжка-картинка «Кто как живет?» (1959).

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам — наблюдатель живой, бесконечно разнообразной природы.

В рассказе «Медведь-рыбак»он пишет о разных способах добывания рыбы птицами, лисой, медведем. Все это — на фоне рыбного изобилия Камчатского края. Полна юмора сцена охоты за рыбой медведя. Вот он сидит по горло в воде, лапами рыбу подцеп­ляет и кладет под себя, а она, пока он следующую ловит, из-под него уплывает: «Тут медведь так обиделся. заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде, воду сбивает в пену. »

Юмор, доброта, даже нежность всегда присутствуют в чарушинских изображениях зверей. Вот зайчиха учит зайчонка замирать, становиться незаметным. Вот бельчиха обучает бельчонка прыгать с ветки на ветку. Ребенок из таких рассказов и иллюстраций не только узнает о повадках животных — в его душе рождается отзвук, появляется ощущение родственности человека с миром природы: ведь и человеческое дитя так же наставляет его мать.

Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а часто и ее ученики. Пытливая Катя хочет понять, что за зверь такой приходит к ней на крыльцо: и от котлетки, и от косточки отказывается («Чтоза зверь?»).В рассказе «Хитрая мама»мальчик подкладывает в воронье гнездо куриные яйца и высчитывает по дням, когда из них вылупятся цыплятки.

А Женю, не умевшего говорить «р», научила этому ворона, когда он стал подражать ее карканью«Как Женя научился говорить букву «р».

Герой рассказа «Джунглиптичий рай»соорудил в старой теплице обиталище для своих многочисленных питомцев. Сюжетной завязкой здесь служит подарок, полученный мальчиком в день рождения, — пара попугайчиков. Между этим событием и финальным драматическим эпизодом (отложенные попугаихой яйца разбились о переносицу слишком любопытного друга) читатель узнает о многом: и что едят птицы той или иной породы, и на чем они предпочитают сидеть, и как устраивают гнездо в неволе. В этом рассказе есть отзвуки воспоминаний писателя о своем детстве, поэтому быт и интересы героев типичны для той среды, в которой вырос сам Чарушин.

С детства природа обогащала Е.И.Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Практические занятияне предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Сказки – несказки В. Бианки

Общий анализ книги «Лесная газета».

Е. Чарушин – писатель и художник – анималист.

Циклы рассказов Е. Чарушина о ребятах и зверятах

Раздел 4. Русская детская литература XX века

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Государственное образовательное учреждение

Спасский педагогический колледж №3

Контрольная работа по детской литературе

с практикумом по выразительному чтению

Тема: Творчество Е.И. Чарушина

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

2.3 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Список использованной литературы

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) — привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

В автобиографической заметке «Моя работа» писатель подробно рассказывает об увлечениях детства — разведении птиц и кроликов, устройстве «птичьего рая», дрессировке собак, приручении диких птиц. «Переполненность до краев наблюдениями детства», по словам самого Чарушина, вызвала потребность изложить свои впечатления на бумаге, поделиться ими с читателями. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведениях мастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простоте изложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Последнее требует от него тонкого восприятия мира. Иными словами, взрослый должен пропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точности донести до сознания ребенка.

Только он, взрослый, целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду, сделает ее для малыша понятной и доступной.

В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник.

И вот что, пожалуй, самое главное: с раннего младенчества малыш как бы «идет» навстречу взрослому, который представляется ему не только самым информативным объектом, но и самым желанным. Именно он, взрослый, эмоционально наполняет и расцвечивает его жизнь. Познавая отношение взрослого к миру предметов, материальной и духовной культуры, к природе и обществу, ребенок, подражая, учится жить в обществе, усваивает его ценностные ориентации. Он как бы «смотрится» во взрослого как в зеркало, усваивая, что хорошо, а что плохо. Социальная среда, таким образом, выполняет воспитывающую функцию: ребенок будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. В связи с этим следует говорить о гуманизации воспитательного процесса в целом, и культуре воспитания в частности. Что это означает? То, что мы, взрослые, собственным примером, образом жизни, своими чувствами, словами и делами формируем у ребенка нравственно-этические нормы поведения; симпатии и эмпатии, толерантность и альтруизм, доброту и заботу, бережное и любовное отношение ко всему живому, что его окружает. Именно поэтому гуманизация воспитательного процесса выступает как принцип современной педагогики, подразумевающий воспитание красотой и добротой. Доброта не может быть некрасивой. Не случайно Федор Михайлович Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Малыша мы, взрослые, обязаны учить замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейное отношение к ней. Ведь ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и мы, взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.

Эту особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог. Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно «проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как бы предвосхищены автором еще много лет тому назад. Вот почему творчество мастера не утратило своей актуальности. Оно созвучно времени.

Борис Житков и Самуил Маршак, Владимир Маяковский и Корней Чуковский, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Василий Лебедев. Кому из нас неизвестны имена этих писателей и художников?! Евгений Иванович Чарушин в этой замечательной плеяде занимает особое место — и писателя, и художника. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно». Обратимся к некоторым. Рассказ «Кошка»: «Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится». Вот и все. А сколько в этих пяти предложениях заложено полезной и интересной для ребенка информации! Здесь о том, за что кошку ценит хозяйка, какую пользу она приносит. Яркие, выразительные, образные характеристики проиллюстрированы рисунком на большей части страницы.

Другой рассказ — «Курочка». «Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки». Внимание и наблюдательность, теплое любование. Можно сказать, преклонение человека перед обыкновенной курицей, такой заботливой к своим птенцам. И опять — на большей части страницы — иллюстрация.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте. Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и. стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка.

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы. Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2—4 (5) лет, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития. Анализ произведений замечательного мастера слова и кисти показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей 2—3 лет. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначале знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом»: кошкой, собакой, птичкой. Однако, чтобы знакомство с этим самобытным писателем состоялось, малыша необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.

Нам могут возразить: «Малыш 1,5— 3 лет уже знаком с собачками, кошками, козочками. Знаком по песенкам, потешкам,— словом, на основе фольклора для самых маленьких». Это так, но «герои» жанра — животные — действуют в этих миниатюрах как люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. И действительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят «ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушку мести». Однако уже к 2—2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 3—4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Чарушина — бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира — реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко». Бесконечная цепочка образов животных — зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.

Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане. При этом ребенок спокойно «возвращается» к реалиям действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котик понарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливать кошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает: животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менее животные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персона жами, любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому — инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая,тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»). Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью — показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру — один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.

И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина — тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя — показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода — с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы — длинная, тонкая шея, тело, покрытое оперением, красный большой клюв, красные лапки с перепонками: любит и умеет плавать (в отличие от курицы) в реке, в пруду, шипит, а не кудахчет, может ущипнуть клювом того, кто «не нравится» и т. п.

Учить детей внимательно прослушивать текст, пересказывать его последовательно. Развивать речевые навыки: учить строить предложение из 3-4 слов; способствовать формированию обращенной речи, ее интонационной выразительности («Ты цветочков не мни, ты травку не рви; «Иди ко мне. Я тебе хлебца накрошу»).

Использовать звуковую палитру рассказа для работы над правильным произношением трудных звуков: «г», «х», «ш», «щ».

Эмоционально обогащать, включая в занятие игровые приемы, элементы кукольного театра, пение, речитатив, игру на ложках и т. п.

Примечание. Если есть возможность, желательно показать детям домашних птиц: кур, гусей, уток; понаблюдать за ними, отмечая отличительные признаки, повадки.

Материал: 1 «Гусь» — персонаж кукольного театра — длинная «перчатка», имитирующая шею, головку и туловище.

Способ изготовления, Первая часть: имитирует шею, голову, клюв домашней птицы. Выполняется из белого детского чулка (колготок), который исполнитель натягивает до локтя. Носок и пятка имитируют «головку», с каждой стороны которой пришиты две черные пуговички-«глаза»; на чуть-чуть оттянутый носок чулка пришивается красный клюв.

Вторая часть игрушки: оборки (белая ткань шириной в 6-7 см), выкроенные по косой нитке и пришитые вкруговую в 3-4 ряда (закрывают руку взрослого по плечо). Слева и справа у нижней оборки пришиваются лапки из красной ткани в форме полузвездочки (одна звездочка, разрезанная пополам).

Самодельная кукла-игрушка, натянутая на руку исполнителя роли, создает возможность поворачивать головку в разные стороны, разевать клюв, наклонять головку, плавно раскачиваться, подпрыгивать. Вторая рука выполняет как бы сдерживающую функцию: удерживает птицу, которая находится «на руках», обхватывает снизу, как бы прижимая к себе и т. д.

2. Журнальный стол, покрытый зеленой тканью; детский стул — для воспитателя.

1. Для знакомства с «гусем» воспитатель вновь читает уже знакомые фольклорные строчки — «Гуси-гуси!? Га-га-га!» или «Жили у бабуси веселые гуси. »

Воспитатель. Кто же так кричит «Га-га-га»? Правильно, гуси. А вы не слышите, что кто-то за ширмочкой повторяет за мной «га-га-га»? Кто же это? Пойди посмотрю, а вы подождите немножко.

Педагог отходит в сторону и натягивает на руку «чехольчик» так, чтобы ребята не видели. Обхватив «гуся» второй рукой, выходит к детям, имитируя голосом «га-га-га!»

Посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришел? Правильно, гусь. А как вы узнали? По тому, как он приветствует вас? По длинной шее? (Ответы)

Педагог садится за журнальный стол, кладет руку, облаченную в чулок, на его зеленую поверхность, демонстрируя повороты длинной и гибкой гусиной шеи. Погладив другой рукой птицу от «головки» до «хвостика», еще раз обращает внимание детей на длинную шею гуся, на его красный клюв, красные лапки, блестящие глаза, на то, как он, красуясь, «ходит» по зеленой «травке» (зеленая ткань, покрывающая стол), поворачиваясь влево и вправо. Дети должны рассмотреть птицу (4-5 мин.).

В конце этой части занятия можно ввести игровой прием.

Что это ты зашипел? Да еще щиплешь меня за руку! Ай, как нехорошо ты себя ведешь! Тебе что-то не нравится? Скажи мне на ушко. Вот что! Ребята, оказывается, гусь хочет, чтобы я прочитала про него рассказ! Хорошо, я исполню твое желание, а дети послушают.

2.3 Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Воспитатель начинает занятие с обсуждения проблемной ситуации: что делать, если вдруг нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика? Можно ли его брать? Выживет ли он? Обобщая ответы детей, педагог утверждает, что прежде чем брать крошку, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.

Воспитатель сообщает детям, что прочтет им не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле,- рассказ о двух мальчиках.

После чтения рассказа воспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.

-О ком говориться в рассказе? Как можно назвать зайчат по-другому?

-Каких зайчат нашли дети? Какими словами можно сказать о них? (Маленькие, малюсенькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.)

-Они были такие крошечные и круглые, как. На что похожи? Как. (комочки, шарики, пушинки).

-Глазки у зайчишек, как. (пуговички, блестящие точечки, смородинки, угольки).

-Расскажите, как дети спасли зайчат. Кто помог им в этом?

-Я вижу вам понравился рассказ Е. Чарушина. Придумайте название этому рассказу.

-Вы, наверное, захотите рассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когда мамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Воспитатель совместно с детьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании:

«Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие; стремление любоваться изображением животных в книжной графике; учить видеть красоту животного. Развивать сенсорные способности — умение выделять овальную форму тела, головы, длинные уши — кролика и крольчат. Вызвать желание передавать в рисунке образы животных. Познакомить с приемами передачи пушистой шерстки.

Материал: Бумага (размером в альбомный лист); щетинная кисть; кисти; акварельные краски (или сангина); карандаш угольный или просто черного цвета.

Воспитатель (собрав детей у доски или мольберта). Накануне мы с вами прочитали рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Кролик», рассматривали иллюстрацию. Однако я еще раз прочту вам этот короткий рассказ; мы вновь рассмотрим иллюстрацию. Это для того, чтобы вы легче справились с заданием.

Обратите внимание, как художник изобразил пушистый мех мамы-крольчихи и крольчат; какая у них форма тела, головы, ушей. Прежде чем приступить к рисованию, присмотритесь к маме-крольчихе; ее художник нарисовал крупно. С чего мы начнем? Конечно, с основных частей тела зверюшек. А потом я вам покажу, как передают пушистый мех с помощью сухой щетинной кисти. Я обмакну ее в темно-серую или темно-коричневую краску, сниму лишние капли, потерев кисть о край баночки, и нанесу краску на высохший основной цвет меха (используется сангина, угольный или просто черный карандаш).

Если дети еще не очень хорошо овладели умением рисовать красками, педагог ограничивается заданием: передать основной цвет кролика без прорисовки ворса.

В конце занятия все рисунки выставляются для общего просмотра. Взрослый обращает внимание, сколь разнообразны приемы изображения.

Примечание. Занятие на тему «Кролик» можно провести и в старших группах, однако темой рисунков может стать любое домашнее животное (из книги «На нашем дворе»).

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Цель. Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами — образами фольклорными, песенными и реалистическими.

Формировать представление о животных — «больших и маленьких», о «братьях наших меньших» — на основе гуманистической прозы Чарушина. Воспитывать доброе, бережное, участливое отношение к животным, их детенышам.

Развивать способность внимательно слушать текст, запоминать последовательность событий. Прибегая к образной и яркой прозе Чарушина, воспитывать любовь к литературе, вкус к художественному слову, «чувство языка». Детей старше 3 лет — при пересказе прочитанного текста — учить умению строить наряду с простыми сложные предложения.

Продолжать учить умению рассматривать иллюстрации.

Воспитывать высокие чувства любви к родной природе и родному краю.

Материал. Иллюстрации Чарушина к рассказу «Волчишко».

Воспитатель. Автор этого рассказа Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и художником. Он подарил нам множество интересных и забавных историй о животных, их детенышах, об их повадках. Более того, к этим рассказам Евгений Иванович Чарушин сделал рисунки. Послушайте его рассказ «Волчишко», а потом мы рассмотрим иллюстрации.

Основная образовательная задача — вызвать сочувствие к волчонку, оказавшемуся в новой для него обстановке, «без мамы»; вызвать обостренное чувство любви, жалости к маленькому, беззащитному лесному детенышу и радость благополучного завершения — возвращения к маме.

Рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказа

Воспитатель. Посмотрите на этот рисунок. Вот он, волчишко. Маленький, пушистенький. (Побуждает малышей высказаться.) Может, скажете, какого цвета у него шерсть? Какие ушки? Хвостик? Глазки?

Ход дальнейшей беседы и рассматривания иллюстраций во многом зависят от возраста и развития группы.

Где жил волчишко с мамой-волчицей? Как он оказался в доме ? Кого он увидал в комнате? Почему волчишко их испугался? Куда волчишко спрятался? Как он вел себя, когда все уснули? Почему он завыл, «заплакал»? Что же произошло утром? Кто встретил его в лесу? Почему она обнюхала волчонка? Как вы думаете, хорошо или плохо, что волчонок убежал обратно в лес? Почему у волчишки печальные и испуганные глазки ? Поджатый хвостик? Вздыбленная шерстка?

Образовательная задача — пробудить в детях добрые чувства, желание защищать животное, заботиться о нем. Посредством вопросов («Как вы думаете, как повели себя мама-волчица и волчишко, встретившись? Куда побежали?») побудить увидеть что-то свое, так сказать, «за кадром», как бы продолжить рассказ от себя. Этот прием развивает воображение.

Примечание. По схеме данного занятия можно познакомить детей и с другими рассказами Чарушина: «Лиса», «Лисята», «Еж», «Кто как живет», «Заяц», «Белка», «Про зайчат», «Дятел».

Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

источник