“Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский
Время, в котором мы живем — это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.
В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.
Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи.
— расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
— создание атмосферы успеха;
— повышение качества образования и воспитания школьников;
— накопление опыта творческой деятельности;
— повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.
Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:
Для педагогов и родителей: (Приложение 1)
- карта интересов;
- “интеллектуальный портрет”;
- характеристика ученика;
- “карта индивидуальной одаренности”;
- оценка общей одаренности;
- “карта успешности школьников” .
Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.
— разработка и внедрение программ по интересам;
— организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
— участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;
— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
— подбор исследовательских и творческих работ школьников;
— участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;
Формы работы с одаренными учащимися:
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.
ежегодно
ежегодно
ежегодно
предметники
ежегодно
педагог-психолог
Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.
- Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
- А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
- С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.
источник
Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».
Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.
Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.
— вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;
— отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;
— проводить занятия с одаренными детьми в системе;
— организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;
— учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;
— педагогу – психологу –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.
Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления аботы с одаренными детьми:
- Диагностическое направление
- Информационное направление
- Развивающее направление
- Здоровьесберегающее направление.
Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.
В школе в системе ведётся кружковая работа.
Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2014-2015.
Посещают кружки, творческие объединения, секции
Сравнивая показатели 2014 и 2015 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися осталось на том же уровне.
Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В этом учебном году к работе по выявлению одарённых детей была привлечена психолог школы Годовяхина К. А. Ксения Александровна работала с учащимися среднего звена, проводила с ними беседы, тесты. Побеседовала с классными руководителями и учителями- предметниками. По словам психолога, одаренные дети – это дети группы риска. Они не такие, как все, а, следовательно, более уязвимы. В результате на каждого ребенка была составлена карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей. К сожалению, учащиеся младшего и старшего звена не были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.
В 2014-2015 учебном году кураторами, психологом, учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.
Количественные показатели одаренности по школе следующие:
На данной диаграмме видно, что количество одаренных детей немного выросло. Это связано с приростом детей в школе.
В школе сформировано Научное общество учащихся. В нем состоят 23 ученика. В течении года было проведено 3 заседания НОУ. На заседаниях рассматривались задачи на 1 и 2 полугодия, подводились итоги прошедших мероприятий.
Работа по созданию условий для развития способностей учащихся проводилась по следующим направлениям:
В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.
Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:
В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.
Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. Так, например, Ильющенко Г.Н. для подготовки ученицы 8 «Б» Викторовой Юлии разработала индивидуальную программу по русскому языку.
К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.
— мороз, по этой причине весь южный куст не смог выехать на олимпиаду по русскому языку и другим предметам, проходящим в данный день.
Ученица нашей школы Абрашина Анастасия заняла призовое место в муниципальном туре олимпиады по биологии. Для школы это хороший результат, так как призовых мест у нас не было уже два года.
В январе-феврале проходил школьный, кустовой и районный этап УИК.
Количество работ среднего и старшего звена, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:
Количество работ начальной школы, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:
Общее количество работ старшей и начальной школы, выставленных на районный этап УИК за последние 4 года:
На районный тур из пяти заявленных работ прошло три. Все три работы, принявшие участие в муниципальном этапе заняли призовые места. В этом году наша школа принимала кустовой этап УИК. Для куратора это был большой опыт проведения подобных мероприятий.
В школьном туре активно участвовали молодые педагоги. Маслова Л.С., Закондаева М.Г., Сорокина Ю.Ю., Старостина В.В.
Нужно отметить, что работа Пахомовой Нины «Влияние фитонцидов хвойных деревьев на профилактику простудных заболеваний» приняла участие и победила в конкурсе «Ресурсы родного края». Это позволило учащейся принять участие в краевом форуме «Молодёжь и наука».
— в этом году увеличилось количество работ в старшем и среднем звене;
— работы были сделаны на должном уровне, что позволило выставить их на районный этап УИК;
— впервые за два года школа заняла призовые места, также приняла участие в краевом форуме «Молодежь и наука».
— увеличилось количество педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью.
Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего и старшего звена заметно ослаб интерес к конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.
Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:
В данном учебном году в школе проводились различные дистанционные конкурсы и олимпиады.
Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах:
— 22 дипломанта международной олимпиады «Я-энциклопедия»;
— диплом лауреата (Яншаева Т.3а) и 3 диплома победителя (Безуглый К. 4а, Мошева В. 4а, Петровская И. 4а) во Всероссийском конкурсе «British flayer»;
— Пахомова Н. 10 кл. диплом победителя 3 степени в Международной дистанционной олимпиаде по химии, Сафронова Ю. 7б диплом 3 степени по обществознанию, Пыльчикова К. 7а диплом 2 степени по математике, Кабанова Г. 8а, диплом 1 степени по математике — проект «Инфоурок».
— 5 лауреатов (Викторова Ю., литература, русский язык Вологжина С., Новикова А. литература, Пиндюр Н. – русский язык, Мусатова Л. – русский язык,) и 2 ученика (Семеняк С. и Артемьевских А.) заняли 1 место и получили книгу в подарок – общероссийская олимпиада «Олимпус».
Стоит отметить, что данном учебном году учителя- предметники активно участвуют в подготовке детей к различным конкурсам. Благодарности, свидетельства о качественной подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам получили следующие учителя: Сижук А.П., Старостина В.В., Чеснокова С.А., Ильющенко Г.Н., Маслова Л.С., Килина А.А.
По интеллектуальному направлению в школе работает 8 кружков.
Английский через традицию и культуру.
Который год наши учащиеся выезжают в город Канск и Красноярск для участия в интенсивных школах: «Школа безопасности», «Юный спасатель».
В конце сентября куратором НОУ был организован школьный IQ – марафон, в котором приняли участие более 20 учащихся средней и старшей школы. Было организовано 5 станций: Языкознайка ( Килина А.А.), С миру по нитке(Зырянова Е.А.), Математическая (Закондаева М.Г.), Знатоки истории (СтаростинаВ.В.), Необычное в обычном (Митюнин Ю.А.). Участники были распределены на 5 команд. Победителем стала команда «Звезды», набравшая наибольшее количество баллов — 24.
Ребятам очень понравилось данное мероприятие, они с удовольствием бегали со станции на станцию, творили, решали, сочиняли. Было решено проводить марафон ежегодно.
В декабре учащиеся нашей школы традиционно приняли участие в районном IQ-марафоне.
Традиционным видом работы с одаренными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.
Ильющенко Г.Н. в феврале провела «Лингвистический марафон по русскому языку» среди, 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11классов. От каждого класса, совместно с учителями-филологами, была собрана команда из 5 человек, имеющих склонность к данному предмету. Учащимся были предложены разнообразные загадки, ребусы, головоломки, творческие задания по русскому языку. Победители — 5Б, 8Б, 11 классы — получили дипломы.
В рамках предметных недель в начальной школе проводились олимпиады во 2-4 классах.
Количество участников по предметам:
Таким образом, охват учащихся начальной школы составил 44%.
По итогам олимпиад победители получили грамоты.
В апреле к районной олимпиаде был проведен отборочный тур, в котором приняли участие более 90 человек (Охват 39%). 6 лучших были направлены в район. 2 призера – Петровская Ирина 4кл, Безуглый Кирилл 4 кл. награждены почетными грамотами. Стоит отметить, что с данными ребятами индивидуально занимались Стулинская О.Н, Хрипушина Т.Н., Хмельницкая М.Ф.
Школа активно принимает участие в районных и краевых акциях и конкурсах:
— «Я с книгой открываю мир» — акция, участие;
— «Живая классика» — конкурс, участие Фролова М, Агеенко М, Свердленко Е.
— «Сочинения «Единая Россия» — Кисилева В., Школьникова Е. – призеры
— «Знай свои права – управляй своим будущим» — акция, участие
— «Здоровье молодых – богатство края» — акция, участие.
Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.
Цель данной работы — создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.
По данному направлению работает 5 кружков.
В 2014-2015 году в школе стал работать кружок вокала «МИКС». Он представляет собой эстрадное объединение, состоящее из 4 групп с общим количеством 60 человек.
Участник кружка (Губина Л. 5а) приняла участие в краевом конкурсе «Волшебный микрофон» и стала финалисткой.
Также в творческом конкурсе «Звездопад» участники кружка в номинации «вокал» заняли 2 место. Индивидуальные призы получили: Осауленко Р. – 2 место, Хмельницкая А. -3 место.
И все же в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.
Ученица 10 класса победила в районом конкурсе «Я-лидер» и от района была направлена ВДЦ «Смена» в Краснодарском крае.
Школа участвует в различных краевых творческих конкурсах.
Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков, объявленных телекомпанией «Енисей».
Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады. В спортивном клубе ФСК занимаются 289 человек. Молодые педагоги Митюнин Ю.А. и Петрова В.В. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.
— в феврале этого года наша хоккейная команда, заняв 1 место по району, выезжала на краевые соревнования и заняла там 3 место. Уже 2 год тренеры отмечают талантливых детей: Кищука Захара, Фокина Валеру, Лапа Валентина, Михалочкина Дениса, Боговарова Максима, Фокина Анатолия, Дяченко Дмитрия
— 2 командное место в районной спартакиаде;
— 3 место в районных соревнованиях по футболу;
Также учителя физкультуры отмечают Лашманову Лилию, она второй год занимает призовые места по лыжным гонкам.
В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.
Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.
Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:
— предоставление ученику дополнительных дней каникул;
— публичное поощрение на торжественных линейках.
В конце года в школе проводится слет ударников и отличников. Слет стал уже традиционным мероприятием, где в торжественной обстановке талантливым детям вручаются, грамоты, благодарности, дипломы. В этом году слет проходил под названием «Веселые уроки».
к положительным результатам можно отнести:
- В школе организована и ведется в системе работа с одаренными детьми.
- Выросло число учащихся и учителей, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
- Организованна индивидуальная работа с детьми.
- Используются активные формы организации работы.
- Увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад.
- Расширена предметная область исследований (технология).
- Все материалы НОУ (документы, новости) размещаются на школьном сайте.
- Расширен диапазон мероприятий, конкурсов, олимпиад.
- Недостаточно ведется исследовательская работа с одаренными детьми по отдельным предметам (математика, физика, МХК, ОБЖ, литература).
- Педагог- психолог не отработал с младшим и старшим звеном. Причина – загруженность педагога).
- По различным причинам не все дети смогли принять участие в муниципальном этапе ВОШ.
Цели и задачи на следующий год:
Цель на 2015 – 2016 учебный год: продолжить работу по созданию условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
— продолжить создавая условия для их самоопределения, самореализации одаренных детей;
— усиление работы по научно- исследовательской деятельности обучающихся.
— изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.
— создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.
— совершенствование форм работы с одаренными детьми.
— повышение квалификации педагогов в работе с одаренными детьми.
— использовать в образовательной практике школы продуктивные педагогические технологии, повышающие эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;
— продолжить систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов.
Директор МКОУ Октябрьской СОШ № 9 Белов О.С.
источник
Анализ работы проблемно-творческой группы
«Одаренные дети» за 2015-2016 учебный год
, МБОУ ДОД ДДТ, руководитель ПТГ , Верхнеуринская сош, секретарь , Николаевская сош , Благовещенская сош , Тальская сош , Мельничная оош , Тумаковская сош , Александровская сош , Степановская сош , Ирбейская сош №1 , Ирбейская сош №2 , У-Ярульская сош
Состав группы сохраняется в течение нескольких лет.
93% педагогов являются координаторами по работе с ОД в школе.
Все педагоги, входящие в ПТГ имеют высшее педагогическое образование.
16% педагогов имеют педагогический стаж от 5 до 10лет, 8% — от 11-15 лет, 25% — от 16-20 лет, 16% от 21-25 лет и 35% педагогов имеют стаж свыше 26 лет.
Первую квалификационную категорию имеют 50% педагогов, 42% — высшую.
Всеми педагогами пройдена курсовая подготовка по работе с ОД, 68% педагогов прошли курсы по разработке программ по работе с ОД, два педагога прошли курсовую подготовку.
У всех педагогов тема по самообразованию соответствует направлению работы с ОД.
Методическое сопровождение педагогов, работающих с ОД
— осуществлять взаимодействия между учителями-предметниками с одаренными детьми.
— организовать методическое и информационное сопровождение работы педагогов и развития одаренных детей
Содержание и основные формы деятельности проблемно-творческой группы.
1. В содержание заседаний включалось:
— изучение нормативной и методической документации по вопросам работы с ОД;
— обобщение и распространение опыта педагогов, работающих в ПТГ;
— анализ методик учителей обучения и воспитания ОД;
— проведение отчетов и анализа, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации;
2. Основными формами работы ПТГ являются:
— семинары по учебно-методическим проблемам в работе с ОД;
— дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам педагогики и психологии сопровождения ОД;
В течение года было проведено 4 заседания ПТГ в соответствии с запланированной работой
План работы ПТГ «Одаренные дети» на 2015-16 уч. год
Организационное. Сопровождение базы «Одаренные дети», «Организация проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников». Организация участия школьников среднего звена в районной интенсивной школе по подготовке к олимпиадам по обществознанию, математике и биологии. Организация работы школьных НОУ, определение его профилей. Способы описания и предъявления педагогического опыта.
Деятельность по формированию положительной мотивации к творческой, учебной, исследовательской деятельности.
для работы с одаренными учащимися.
Обобщение опыта работы учителей.
Презентация деятельности ОО по организации работы с одаренными детьми, опыта педагогов по работе с ОД.
Организация участия педагогов в конкурсе на поощрение лучших учителей. Планирование повышения квалификации педагогов по работе с ОД, ИД, подготовке к олимпиадам. Планирование работы группы на новый учебный год
На первом заседании участники обсудили анализ программ и планов по работе с ОД в образовательных учреждениях, деятельность школьных НОУ и исследовательских групп по предметам, выдвинули предложения по организации и проведению мероприятий, обучения одаренных детей в 2015-16 уч. году на разных уровнях. Педагоги актуализировали внимание на вопросе по точности ведения базы «Одаренный ребенок», обозначили ключевую тему учебного года «Презентация опыта работы с одаренными детьми». В связи с этим определили темы презентаций опыта работы с ОД. Заслушали сообщение с краевой конференции «Интенсивные формы обучения как инструмент диагностики и мотивирования одаренности у школьников старших классов» с предложением использования эффективных форм работы с ОД. Рассмотрели особенности организации проведения школьного и муниципального этапов ВОШ в 2015-16 уч. году. Ознакомились с набором детей и учебным планом районной интенсивной школы по подготовке к олимпиадам.
Рассмотрели организацию работы в ОО по формированию положительной мотивации к творческой, учебной, исследовательской деятельности ОД на опыте работы Александровской, Ирбейской №2, Степановской школах. В своем выступлении , координатор по работе с ОД в Ирбейской сош №2, назвала основные моменты в работе с ОД по формированию положительной мотивации: создание проблемной мотивации, учет интересов обучающихся, родителей и индивидуальный подход, использование работы в группе, использование в полном объеме школьных ресурсов, поощрение, мотивация педагогов. В результате за последние три года увеличилось количество участников олимпиад, участников НПК, дистанционных конкурсов, исследовательские работы стали более высокого качества, школьники успешно участвуют и побеждают на районном, зональном уровне. , координатор по работе с ОД Александровской школы, в основу мотивации ставит различные виды поощрения школьников и учителей: грамоты, организация персональных выставок работ, благодарность родителям и др. Кроме этого с учетом запроса учащихся и родителей в школе ведутся творческие объединения и элективные курсы.
Опытом составления индивидуальных образовательных программам сопровождения ОД в Ирбейской сош №1 поделилась , координатор по работе с ОД. В основе ИОПов лежит профессиональная ориентация школьника.
В феврале заседание проблемной группы было посвящено итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Педагогами были обсуждены вопросы выявления школьников для участия в олимпиаде.
Обсудили организационные вопросы по участию школьников в муниципальных мероприятиях: НПК «Мой мир-мои открытия», конкурс младших школьников «Мои первые открытия», «Ученик года».
Заслушали сообщение с курсов повышения квалификации педагогов и «Организация ИД школьников»
Кроме этого педагоги ПГ стали участниками конкурсного испытания «Методическое объединение» на конкурсе «Педагог года-2016» в номинациях «Учитель года» и «Духовно-нравственное образование», где наглядно познакомились с технологиями, формами и методиками обучения школьников, в т. ч. применимых и для ОД.
На заключительном заседании проведено анкетирование участников группы, с целью анализа работы координаторов в школе и в группе. Заседание проблемной группы прошло в форме круглого стола по теме «Продуктивные формы и способы развития одаренных детей». Во время работы были освещены и проанализированы вопросы: основных районных мероприятий для ОД, итоги районной предметной олимпиады школьников начальных классов, краткосрочные формы образовательного сопровождения интеллектуально одаренных школьников, выстраивание индивидуального маршрута развития одаренности, формы и способы работы по развитию исследовательских навыков в урочной и внеурочной деятельности, особенности сельской школы в работе с ОД. Педагоги выражали интерес к затрагиваемым вопросами проявляли активность, делились своими проблемами, предлагали пути решения проблем. Одной из проблем участники группы назвали отсутствие желания учителей осуществлять педагогическое сопровождение ОД, поэтому на следующий год в основе работы координаторов по работе с ОД станет тема подготовка педагогов к работе с ОД по направлениям.
Предложили учителям поучаствовать в краевых конкурсах на денежное поощрение лучших учителей и учителей работающих с ОД.
План работы ПТГ «Одаренные дети» на 2016-17 уч. год
Организационное. Сопровождение базы «Одаренные дети», «Организация проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников». Организация участия школьников среднего звена в районной интенсивной школе по подготовке к олимпиадам по обществознанию, математике и биологии. Организация работы школьных НОУ, определение его профилей. Способы описания и предъявления педагогического опыта.
Разработка ИОП (планов) по сопровождению ОД. Мотивация педкадров на работу с ОД.
Изучение инновационных технологий
для работы с одаренными учащимися.
Обобщение опыта работы учителей.
Презентация деятельности ОО по организации работы с одаренными детьми, опыта педагогов по работе с ОД.
Организация участия педагогов в конкурсе на поощрение лучших учителей. Планирование повышения квалификации педагогов по работе с ОД, ИД, подготовке к олимпиадам. Планирование работы группы на новый учебный год
источник
Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности МБОУ «Александровская СОШ»
Анализ работы с одарёнными детьми и детьми,
имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
Выявление способных детей в нашем учреждении начинается с момента поступления ребенка в школу. Дианостическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.
Учитывая, что за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.
Так, для организации целенаправленной работы, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути в школе была создана Программа «Одаренные дети». Основными направлениями реализации программы являются следующие: учебно – познавательные, творческие, общественные, спортивно – оздоровительные.
Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через : участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно – практических конференциях.
Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве.
Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренные программным материалом, произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника.
Участие в конкурсах: «Зимние интеллектуальные игры», «Серебряная сова», «Мириады открытий», «Кириллица» формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во второй половине дня.
Учителя школы считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.
В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Так, за 2015-2016 учебном году подобные уроки провело 60 % учителей школы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы.
Участие младших школьников в различных олимпиадах и конкурсах позволяют создать дополнительные условия для раскрытия их творческих способностей. Участие ребят в такого рода конкурсах не состоится без вашего участия, уважаемые родители, т.к. участие в них платное. Но это того стоит. Поверьте. Задания олимпиад и конкурсов разнообразны, интересны, отличаются от обыденных контрольных работ. Эти задания позволяют оценить не только предметные результаты, но и метапредметные, достижение которых требуют ФГОС.
«Зимние интеллектуальные игры»
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в различных олимпиадах: ВсОШ, региональной олимпиаде по удмуртскому языку, в олимпиаде среди учащихся 4 классов, в олимпиаде по праву «Я – избиратель». Захаров Данил, ученик 8 класса стал призёром олимпиады по технологии и английскому языку. Осипова Полина, ученица 10 класса стала призёром районного этапа региональной олимпиады по удмуртскому языку и победителем заключительного этапа олимпиады по удмуртскому языку, которую она выполняла в Ижевске. Данные учащиеся были поощрены поездками на новогоднюю ёлку в Государственный цирк УР (Данил), а Полина Ездила в Госсовет УР.
Осипова Полина Николаевна
Осипова Полина Николаевна
Морозов Андрей Михайлович
Захаров Кирилл Александрович
Осипова Полина Николаевна
Осипова Полина Николаевна
Захаров Данил Александрович
Захаров Данил Александрович
Помимо учебной деятельности учащиеся и учителя школы являются активными участниками различных районных и республиканских конкурсов. Учебный год традиционно начинается с конкурса «Школьное молоко», в котором принимают участие всё больше и больше наших детей. Благодаря участию в этом конкурсе 4 учащихся нашей школы посетили Государственный цирк УР: Жуков Даниил, Садовников И., Николаев А., и Чебаргина А.
Под руководством учителя русского языка и литературы Четкеревой Н.В. учащиеся Осипова П., Николаева А.. Лукина С., Александрова Е. и Погудина А. заняли второе место в республиканском веб-квесте «В день свят все суеты спят».
На районном этапе республиканского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» Семёнова Н.. ученица 8 класса заняла 1 место с вышитым из бисера гербом УР. Руководитель работы Захаров Н.В. Николаев А., ученик 2 класса, в этом же конкурсе, занял также 1 место, со стихотворением о символах УР. Руководитель Антона Рылова Р.И. Работы этих учащихся были представлены на республиканской выставке.
На конкурсе, организованном ИМЦ на изготовление тактильной книги были представлены 3 книги: Морозова И., 1 класс, Алексеевой А., 5 класс и Семёновой Н., 8 класс. Работа Семёновой Н. «Английский алфавит» заняла 2 место в номинации самая правильная тактильная книга, руководитель Захарова Н.В.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в различных конкурсах сочинений. В конкурсе «Письмо курильщику» 3 место занял ученик 8 класса Захаров Данил, руководитель Колесникова Н.Н., учитель русского языка и литературы.
В этом учебном году нам покорился конкурс выразительного чтения в стихах и прозе «Живая классика». Салтыкова Анна, ученица 9 класса на районном этапе заняла 2 место и выступила на республиканском этапе. Учащуюся подготовили к конкурсу Четкерева Н.В., учитель русского языка и литературы, Соломина В.В., библиотекарь школы и Рылова Р.И., руководитель школьного драматического кружка.
Регулярно в феврале в районе проходит гражданско-патриотическая акция «Во славу Отечества». В рамках этой акции ученица 7 класса Александрова Е. заняла 1 место в конкурсе рисунков, руководитель Лаврененко Л.М. Учащиеся 8 класса Морозов А., Владимиров В., Захаров Д. под руководством учителя технологии Захарова А.В. изготовили модель военного самолёта «Як-27» и также заняли первое место в районе. Их самолёт на выставке в г. Ижевске.
Учитель ИЗО Лаврененко Л.М. подготовила призёров районного конкурса «Я рисую право». Захаров Д. и Ананьева Ю., учащиеся 8 класса заняли вторые места.
Захаров Д., ученик 8 класса занял 1 место в конкурсе видеороликов «Портал госуслуг – мой помощник и друг». Предлагаем вашему внимание небольшое видео.
Среди учащихся 4 классов, изучающих предмет ОРКСЭ, ежегодно проводятся различные конкурсы. В этом учебном году в одном из них принял участие Владимиров А., ученик 4 класса и занял 3 место с работой «Традиции моей семьи», руководитель работы Соломина В.В., учитель ОРКСЭ.
Районный дом детского творчества регулярно организует конкурс декоративно-прикладного творчества среди школ района. Отрадно, что активность участия в этом конкурсе увеличивается с каждым годом. В этом году 3 место заняли учащиеся 10 класса Гарасев К., Соловьёв А. «Изба 20 века», руководитель Соломин А.А. Семёнова Наталья вновь отличилась своим изделием «На дворе у мельника», которе принесло ей 2 место, руководитель Захарова Н.В.
Ребята школы являются активными участниками, призёрами и победителями научно-практических конференций разного уровня, естественно благодаря совместному кропотливому труду с руководителями работ.
На базе Малосюгинской школы ежегодно проходит НПК «Мир вокруг нас». В этом году призёрами этой конференции стали Григорьева Карина, ученица 4 класс. Она заняла 3 место. Руководитель работы Лисина А.Я., классный руководитель Карины. Также призёром (2 место ) стала Александрова Е., ученица 7 класса, руководитель работы Лаврененко Л.М., а Лузин Н., ученик 7 класса, занял 1 место. Руководителем также является Лаврененко Л.М., руководитель кружка «Я- исследователь».
В нашей школе ежегодно проходит весенняя НПК «Мир вокруг нас». По итогам защиты исследовательских работ все призовые места заняли воспитанники Лаврененко Л.М., которые посещают кружок «Я – исследователь».
В межрайонной НПК «Траектория успеха», которая проходит на базе Можгинского педколледжа, Собина Е., ученица 2 класса и Григорьева К., ученица 4 класса заняли вторые места в своих номинациях. Руководители работ Собина Л.А. и Лисина А.Я.
В рамках районного методобъединения учителей русского языка и литературыбыл объявлен конкурс сценических постановок по произведениям А.П. Чехова «Чеховская весна». Гарасев К., Лукина С., Николаева А. достойно представили нашу школу в рамках кустового методобъединения и заняли 2 место с произведением «Размазня».
В 2015-2016 учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и высокомотивированными учащимися.
- поблагодарить учителей-наставников, чьи учащиеся добились успехов в интеллектуальных, творческих конкурсах;
- классным руководителям и учителям-предметникам вести психологическое наблюдение за наиболее проявившими себя учащимися;
- классным руководителям протестировать отдельных учащихся для определения уровня их интеллектуального развития и выявления природных склонностей и способностей,
- руководителям ШМО запланировать в следующем учебном году интеллектуальные марафоны по предметам (в рамках предметных недель),
- руководителям ШМО обновить данные в разделах «Работа с одаренными», тщательно анализировать ход работы в этом направлении на МО.
В школе должна быть решена одна из главных проблем — создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей (независимо от дохода семьи).
Задачи, поставленные на 2016-2017 учебный год, остались прежними. Это:
- раннее выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
- проведение школьных предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета либо цикла предметов, развития познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование знаний, умений и навыков в предметных областях познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования;
- развитие индивидуальности одаренного учащегося, выявление и раскрытие самобытностии индивидуального своеобразия его возможностей через:
- наставничество учителей-предметников,
- систему дополнительного образования,
- организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах;
- обеспечение максимально широкого участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах.
источник
Анализ куратора по работе с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»
Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.
В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.
Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.
— развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
— учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
— обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;
— повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;
— обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
— содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
— стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;
— создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.
Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.
Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.
Способности по направлениям
Крючкова Регина Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8
Науменко Екатерина Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2
Овченков Вадим Витальевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9
Гавриленко Наталья Петровна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Кирилл Константинович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Переводчиков Данил Романович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1
Журавлева Любовь Павловна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Лефлер Максим Александрович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12
Науменко Елена Евгеньевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19
Носкова Ангелина Максимовна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Юлия Константиновна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое
Крючкова Вероника Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1
Рыбников Никита Андреевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1
Науменко Василиса Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2
В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.
Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.
Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.
Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.
Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.
Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».
На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.
В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.
Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.
При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:
1. Была сформирована нормативно-правовой базы:
А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;
Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;
В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.
2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.
3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.
5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».
6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.
7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.
На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.
8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:
— провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;
— проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися
— разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам
— разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)
— разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей
— привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка
— организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня
— повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп
— повысить результативность участия в спортивных соревнованиях
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
— созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;
— участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;
— организация работы кружков художественно-эстетического направления;
— выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
источник
работы с одаренными детьми
МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова». Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Педагогический коллектив старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения. Коллективом школы ведётся работа по выявлению одарённых детей через учебно-воспитательный процесс (через наблюдения, совместную и индивидуальную работу, практическую, познавательную, коммуникативную, духовно – ценностную деятельность), внеклассную и внешкольную работу. В школе был разработан план работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год, издан приказ «Об организации работы с одаренными детьми в 2015-2016 учебном году» (приказ от 02.09.2015г.№9). Работа с одаренными детьми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Составлен план работы с одаренными детьми (утвержден приказом директора от 02.09.2015г. №9).
С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников.
В стенах образовательной организации проходят заседания предметных кафедр, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Учителя стараются, чтобы формы и приемы в рамках отдельного урока отличались значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
— вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают:
— привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне образовательной организации,
— система внеурочной исследовательской работы обучающихся.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:
выявление одаренных и талантливых детей:
-анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение
и воспитание;
-организация научно-исследовательской деятельности;
-организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях;
-проведение выставок детского творчества;
поощрение одаренных детей:
—награждение дипломами победителей и призеров при подведении итогов личностного рейтинга достижений учащихся;
-информации с поздравлениями на стенде «Сегодня в школе»;
работа с педагогами:
-работа творческих групп по вопросу работы с одаренными детьми;
-повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
Школьная малая академия наук
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Выставки юных художников, юных фотографов и т.д.
Модуль «Родительский всеобуч»
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
Обеспечение распространения информации, издание методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей.
Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и других мероприятий.
Создан «Банк одаренных детей», который насчитывает 53 человека.
Вопросы работы с одарёнными детьми рассматриваются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета, творческих групп учителей-предметников.
Внутри кафедр иностранных языков и кафедры общественных и гуманитарных наук работают творческие группы «Работа с одаренными детьми».
Для развития познавательного интереса обучающихся большую роль играет и внеклассная работа по предметам, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала обучающихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе учителя применяют следующие формы и методы: игры, викторины, вечера. На таких мероприятиях обучающиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант. Перечисленные виды работ создают благоприятные условия для речевой и мыслительной деятельности обучающихся, способствуют более успешному обучению и предполагают формирование школьника как активной личности. Так, в этом учебном году были проведены следующие интеллектуальные мероприятия: «Математический турнир», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Обучающиеся приняли участие в муниципальном этапе Крымского республиканского конкурса исследовательских работ и проектов учащихся среднего возраста «Шаг в науку».
Большой энтузиазм вызывают у ребят не только общешкольные праздники, а и те, которыми учителя обычно заканчивают изучение больших тем. На этих уроках и мероприятиях решаются более сложные задачи, они проводятся в более иной, свободной форме, т.к. все понимают, что материал не обязателен для быстрого усвоения. Может быть, эта необязательность и приковывает внимание учеников, заинтересовывает их.
Возможность обучающимся раскрыть свой творческий потенциал предоставляется во время проведения открытых мероприятий предметных кафедр. Применяются самые разнообразные формы проведения мероприятий. Так в этом учебном году были проведены следующие открытые внеклассные мероприятия предметных кафедр:
открытое мероприятие кафедры ОБЖ, физической, эстетической культуры и технологии «Искусство дарить радость»- ноябрь 2015г.;
открытое мероприятие кафедры общественных и гуманитарных наук «Истории нетленные страницы… (мероприятие, посвященное историческим и литературным страницам Крыма)- ноябрь 2015г.;
открытое мероприятие кафедры начального обучения «Листопад талантов»- ноябрь 2015г.;
открытое мероприятие кафедры естественных дисциплин «Крымская мозаика» (Фестиваль народов Крыма)- декабрь 2015г.;
открытое мероприятие кафедры математики и информатики «Математический турнир»- декабрь 2015г.;
открытое мероприятие кафедры ОБЖ, физической, эстетической культуры и технологии «Прикосновение к истокам» — февраль 2016г.;
открытое мероприятие кафедры математики и информатики: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» — март 2016г.;
открытое мероприятие кафедры начального обучения «Масленица»- март 2016г.;
открытое мероприятие кафедры естественных дисциплин: конференция «Великие люди России» (Нобелевские лауреаты по естественным дисциплинам) – апрель 2016г.;
открытое мероприятие кафедры общественных и гуманитарных наук: литературно- музыкальная композиция «Помните! Через века, через года — помните!» — май 2016г.
Как и в предыдущие годы для поощрения одаренных детей продолжена реализация рейтинговой системы достижений обучающихся: в конце учебного года были определены победители личностного рейтинга достижений обучающихся, а также победители рейтинга классов. Победителями стали обучающиеся, которые наиболее активно проявили себя в течение года в предметных олимпиадах, различных конкурсах.
Коллектив ведет активную работу по развитию медиаобразования, медиа и информационной грамотности обучающихся школы. В учебные планы введены:
кружок по медиакультурному направлению «Основы медиаграмотности» в 2-х, 3-х, 4-х классах;
факультативный курс «Основы медиаграмотности» в 5-х классах;
факультативный курс «Основы экранных искусств. Кино, телевидение, реклама» в 6-х,7-х,8-х классах;
факультативный курс «Медиа- культура» в 10 классе.
Немаловажную роль в развитии творческого потенциала учащихся играют предметные олимпиады. I этап всероссийской олимпиады школьников прошел организованно. Было разработано положение об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. I этап всероссийской олимпиады школьников прошел организованно. В I этапе приняли участие 189 человек (число участий – 531), что составляет 47 % учащихся 5-11 классов школы. Олимпиада была проведена по 20 предметам. По итогам олимпиады количество дипломов – 269, число учащихся, награжденных дипломами – 100. В соответствии с поданными результатами наибольшее количество учеников к участию в предметных олимпиадах привлекли учителя биологии, истории, математики, английского языка, русского языка и литературы.
Было обеспечено участие школьников в муниципальном этапе олимпиад в количестве 112 человек. По итогам муниципального этапа количество призовых мест –45 (на 13 больше, чем в прошлом учебном году), что составляет 40% от количества участников (в прошлом учебном году 22%).
Победителями II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников стали:
Завадко Юлия (7-Б класс) – учитель: Соловей О.С.
по крымскотатарскому языку и литературе:
Дремджи Исмаил (10-А класс) – учитель: Сейтвелиева Г.С.
по основам безопасности жизнедеятельности:
Романова Елена (8-Б класс) – учитель: Докаева А.С.
Решетнев Михаил (11-Б класс)- учитель: Быстров О.Ю.
Чеботарев Александр (7-А класс) – учитель: Русева С.Г.
Решетнев Михаил (11-Б класс) – учитель: Русева С.Г.
Горозий Анна (11-А класс) – учитель: Федчишин С.Б.
Рыбакова Юлия (7-Б класс) – учитель: Федчишин С.Б.
Васькив Даниил (8-Б класс) – учитель: Зайченко А.А.
Бурлетова Виктория (10-А класс) – учитель: Миронова В.Е.
Завадко Юлия (7-Б класс) – учитель: Соловей О.С.
Кучерова Юлия (10-А класс) — учитель: Соловей О.С.
Сухорукова Елизавета (10-Б класс)- учитель: Добряк И.А.
Клейникова Анастасия (7-А класс)- учитель: Марущак Е.В.
Колодяжная Дарья (10-А класс) – учитель: Лукьянова Т.Г.
Призерами II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников стали:
Чернявский Алексей (9-А класс) – учитель: Скрыпник И.Н.
Минченкова Ирина (7-Б класс) – учитель: Соловей О.С.
по крымскотатарскому языку и литературе:
Неметуллаев Али (10-А класс) — учитель: Сейтвелиева Г.С.
Аблязизова Лютфие (11-Б класс) – учитель: Сейтвелиева Г.С.
по основам безопасности жизнедеятельности:
Ярусова Анастасия (8-Б класс) – учитель: Докаева А.С.
Сороченко Анастасия (8-Б класс) — учитель: Докаева А.С.
Луценко Полина (8-Б класс) — учитель: Докаева А.С.
Должанский Михаил (11-А класс) – учитель: Быстров О.Ю.
Клец Виктория (10-А класс) – учитель: Быстров О.Ю.
Соколова Юлия (11-А класс) – учитель: Русева С.Г.
Округина Яна (9-А класс) – учитель: Докаева А.С.
Луценко Полина (8-Б класс) – учитель: Федчишин С.Б.
Мацагорова Елена (8-А класс) – учитель: Докаева А.С.
Романова Елена (8-Б класс)- учитель: Федчишин С.Б.
Гожьянова Елена (9-Б класс) – учитель: Федчишин С.Б.
Бокоч Николай (9-Б класс) – учитель: Федчишин С.Б.
Тычинский Владислав (11-Б класс) – учитель: Докаева А.С.
Манжос Дмитрий (7-Б класс) – учитель: Фоменко Н.А.
Кадук Ян (8-Б класс) – учитель: Зайченко А.А.
Луценко Полина (8-Б класс) – учитель: Соловей О.С.
Черненко Анна (11-Б класс) – учитель: Лукьянова Т.Г.
Наурбиева Марьям (7-А класс)- учитель: Марущак Е.В.
Кучерова Юлия (10-А класс)- учитель: Лукьянова Т.Г.
по украинскому языку и литературе:
Колодяжная Дарья (10-А класс) – учитель: Белова Г.В.
Сухорукова Елизавета (10-Б класс) – учитель: Домбровская А.Г.
Решетнев Михаил (11-Б класс) – учитель: Борисова Я.А.
Черненко Анна (11-Б класс) — учитель: Корпачева Л.Н.
Колодяжная Дарья (10-А класс) – учитель: Глушак Г.А.
Мансурова Анастасия (11-Б класс) — учитель: Глушак Г.А.
Китаева Ксения (8-Б класс) – учитель: Коваленко В.В.
Призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников стали:
Колодяжная Дарья (10-А класс) — учитель Корпачева Л.Н.
По сравнению с прошлым годом уменьшилось количество призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников ( 2014/2015 учебный год-3, 2015/2016 учебный год -1).
В 2015/2016 учебном году 7 человек приняли участие в I этапе Республиканского конкурса-защиты научно- исследовательских работ учащихся- членов МАН «Искатель» в 5 секциях, количество дипломов – 7. Победителями и призерами стали:
Павлова Алина, 11-А класс – диплом I степени, секция биологии человека;
Мансурова Анастасия, 11-Б класс — диплом I степени, секция экологии;
Глушак Дарья, 10-А класс — диплом I степени, секция экологии;
Шкода Виктория, 10-А класс — диплом I степени, секция зоологии;
Горозий Анна, 11-А класс — диплом I степени, секция лесного и паркового хозяйства;
Изетова Эльвина, 10-А класс — диплом I степени, секция лесного и паркового хозяйства;
Максимов Виктор, 9-А класс — диплом I степени, секция электроники и приборостроения.
Работы всех участников, занявших 1 места, рекомендованы для участия во II этапе Республиканского конкурса – защиты научно-исследовательских работ.
Руководители, подготовившие призеров: Пономаренко А.С., Ткаченко С.О., Сноговский А.Ю.
По итогам II этапа Республиканского конкурса-защиты научно- исследовательских работ учащихся- членов МАН «Искатель» Глушак Дарья заняла III место (секция экологии), Шкода Виктория – III место (секция зоологии), Горозий Анна – II место (секция лесного и паркового хозяйства).
В X республиканском конкурсе проектных научно – исследовательских работ учащейся молодежи «Гармонизация растительного мира Крыма» приняла участие и стала победителем Изетова Эльвина (10-А класс, руководитель Ткаченко С.О.).
По итогам муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений школьников победителями стали:
I место — Борисова Яна, 4-А класс, учитель: Бедратова Т.Л.
III место – Наурбиева Марьям, 7-А класс, учитель: Бевзелюк Л.А.
III место – Луценко Полина, 8-Б класс, учитель: Соловей О.С.
II место – Сухорукова Елизавета, 10-Б класс, учитель: Дробот С.В.
По решению жюри муниципального этапа Крымского республиканского конкурса «Крым в моем сердце» в номинации «Песнь души моей» 2 место заняла Статкевич Александра (3-А класс, учитель Даничкина Ю.В.); в номинации «Вокальный звездопад» 1 место занял вокальный ансамбль 9-А класса (руководитель Даничкина Ю.В.); в номинации «Школьные подмостки» 2 место занял коллектив 4-А класса (руководители: Бедратова Т.Л., Копычинская Н.Н.); в номинации «Я посвящаю эти строко Крыму…» 1 место заняли Герман Яна (7-Б класс), Луценко Полина (8-Б класс), Колодяжная Дарья (10-А класс) – руководитель Соловей О.С., 3 место – Андрусенко Диана и Габрих Елизавета (6-Б класс) – руководитель Дробот С.В.
По решению жюри муниципального этапа Республиканского конкура «Диалог с классиком» 3 место заняли Китаева Ксения (8-А класс, учитель Скрыпник И.Н.) и Сухорукова Елизавета (10-Б класс, учитель Дробот С.В.).
В игре- конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие 115 обучающихся. Лучшие результаты показали:
Соколов Глеб, 3-А класс, учитель: Сазонова Т.В.
Василевская Вероника, 3-Б класс, учитель: Ибраимова Э.Ю.
Лунгу Екатерина, 3-А класс, учитель: Сазонова Т.В.
Андрусенко Диана, 6-Б класс, учитель: Дробот С.В.
Манжос Дмитрий, 7-Б класс, учитель: Соловей О.С.
Завадко Юлия, 7-Б класс, учитель: Соловей О.С.
Герман Яна, 7-Б класс, учитель: Соловей О.С.
Китаева Ксения, 8-А класс, учитель: Скрыпник И.Н.
Черненко Анна (10-А класс, учитель: Корпачева Л.Н.) приняла участие в научной конференции школьников «Экономика и право», проводимой Институтом экономики и права (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Севастополь).
Обучающаяся 4-А класса Коростелёва Екатерина стала победителем Всероссийского форума исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» (учитель Бедратова Т.Л.).
По итогам муниципального этапа XI Всекрымского творческого конкурса «Язык — душа народа», посвященного Международному дню родного языка в номинации «Творческая письменная работа» на русском языке Костенюк Диана, обучающаяся 6-А класса, заняла II место, а в номинации «Творческая письменная работа» на крымскотатарстком языке I место занял Меджитов Шакир, обучающийся 8-А класса (учитель Сейтвелиева Г.С.).
В муниципальном этапе Крымского республиканского конкурс исследовательских работ и проектов учащихся среднего возраста «Шаг в науку» (секция математики) приняли участие 2 обучающиеся: Диденко Дарья (8-А класс, учитель: Выпирайло В.Н.) и Луценко Полина (8-Б класс, учитель: Борисова Я.А.).
По итогам муниципального этапа республиканского патриотического конкурса литературного творчества «Ради жизни на земле!» по направлению «Публицистика» Луценко Полина (8-Б класс, учитель: Соловей О.С.) заняла 1 место.
Завадко Юлия (7-Б класс), Рыбакова Юлия, Клейникова Анастасия (7-А класс) приняли участие во II этапе Республиканского конкурса «ЛИМОН» (учителя: Тыщенко И.Ю., Домбровская А.Г.).
По итогам муниципального этапа республиканского конкурса «Родословная книга» 1 место заняли Турколу Джан (7-Б класс) и Луценко Полина (8-Б класс) – учитель: Соловей О.С.
По итогам муниципального этапа V Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» Колодяжная Дарья (10-А класс, учитель: Соловей О.С.) заняла II место.
Победителями муниципального этапа XXV республиканской краеведческой олимпиады стали Китаева Ксения (8-Б класс), Иванов Даниил (10-А класс), а призером — Луценко Полина (8-Б класс)- руководитель: Забаштанова Н.С.
Луценко Полина (8-Б класс, учитель: Соловей О.С.) стала лауреатом Пятнадцатого открытого Интернет — фестиваля молодых читателей России «Сочи- мост- 2016».
Турколу Джан (7-Б класс, учитель: Соловей О.С.) награжден дипломом за активное участие в конкурсе сочинений «Герои, вы в наших сердцах».
Лауреатом премии общественного признания «Преград нет» стала Трусова Елена (учитель: Воловод Л.Л.).
Дипломом лауреата Регионального фестиваля- конкурса славянской классической музыки и поэзии «Сакская муза» в номинации «Чтецы» награждена Борисова Яна (руководитель: Бедратова Т.Л.).
Команда обучающихся 6-х классов заняла I место в городском открытом конкурсе «Математический квест».
По итогам проведения муниципального конкурса компьютерных презентаций «Мир, в котором я живу» в номинации «Презентации» I место занял Турколу Джан (7-Б класс), II место – Луценко Полина (8-Б класс), в номинации «Видеоролик» II место заняла Изетова Эльвина (10-А класс). Обучающихся подготовила к конкурсу учитель Леончук Н.П.
Команда образовательной организации заняла I место в городской спартакиаде допризывной молодежи.
Обучающиеся 4-А класса, воспитанники школы бального танца «Лицей» Антон и Анна Дроздецкие (тренеры Ольга и Марина Нескубины) стали чемпионами России в Латиноамериканской программе среди детей 10-11 лет, опередив 119 пар из разных регионов России.
По итогам муниципального этапа республиканского фестиваля «Крымский вальс» команда школы заняла III место.
В муниципальном этапе республиканского конкурса-фестиваля «Хоровая радуга Крыма» II место занял хор обучающихся 5-7 классов «Созвучие» (руководитель: Даничкина Ю.В.).
Учителя образовательной организации считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках обогащают внутренний мир учащихся, развивают кругозор, творческие способности.
в системе организована и ведется работа с одаренными детьми;
используются активные формы организации работы;
создан банк данных по одаренным детям;
активно проводится внеклассная работа по предметам и открытые мероприятия предметных кафедр;
проводятся выставки детского творчества, фотовыставки;
6) продолжена работа по внедрению портфолио — папки личных достижений обучающихся в 1-х классах и накоплению материалов портфолио во 2-11-х классах;
7) подводятся итоги личностного рейтинга достижений обучающихся и рейтинга классов по параллелям;
8) проведен мониторинг участия в олимпиадах и конкурсах.
Анализ показывает, что работа педагогического коллектива с одаренными детьми в 2015/2016 учебном году осуществляется на удовлетворительном уровне.
источник