Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
учителя начальных классов Брюхановой М.В.
ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В школе с детьми ОВЗ я работаю второй год. Это: Питенко Кристина, Гашев Денис- дети с задержкой психического развития. Ко мне они пришли в 1-ом классе. Кристина П.- дублировала 1 класс (по ПМПК). Первое время она была замкнута, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательное. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. Денис Г. тоже делал подобные ошибки, в работах — много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивали правила выделения границ предложения.
Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Гашева Дениса, и мы решили направить его на ПМПК. Дети продолжают обучение во 2 классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Хочется отметить, что дети быстро адаптировалась в этом классе, прекрасно ладят с одноклассниками.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
-предотвращение наступления утомляемости ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности );
-активизацию познавательной деятельности ( использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);
-проведение дополнительных занятий (игз);
-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
-проявляю педагогический такт (п остоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности).
Для детей с ЗПР организую дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)
Кристина Питенко старательная девочка и делает пусть незначительные, но уже успехи в обучении. У неё еще недостаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь свой словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По контрольным диктантам есть четвёрки.
Денис Гашев имеет неплохие вычислительные навыки по математике: лучше всего у него, получается, решать примеры и текстовые задачи в одно действие.
Н а 2016-2017 уч. год по работе с этими детьми я поставила следующие задачи :
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся с ЗПР к различным видам деятельности;
создать условия: для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;
готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов (ожидание успеха в решении затруднений ребенка);
поощрять и одобрять самостоятельность, и уверенность в его сильных сторонах, стимулировать самоанализ своей деятельности ребёнком, рефлексию;
признавать личностное равноправие ребенка в диалоге при решении собственной проблемы;
систематически осуществлять педагогами самоанализ, самоконтроль своей деятельности.
Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. А сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Поэтому работу с детьми буду продолжать.
источник
Работая более восьми лет с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, заметила что родители, узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.
Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс:
Моя дальнейшая работа с каждой семьей, выстраивается в зависимости от того, к какой категории относятся родители ребёнка с ОВЗ или инвалидностью.
Характеристика родителей в стадии отрицания отклонений своего ребёнка.
Как правило к данной категории относятся родители, узнавшие, что их ребёнок имеет отклонения интеллектуального характера (ЗПП, ЗППР, УО). В попытках доказать себе и всем окружающим, что ребёнок абсолютно нормальный, родители отказываются от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), проходить ЦПМПК и ПМПк.
Водят ребёнка на все возможные развивающие занятия «Маленький гений» или «Вундеркинд».
Плохие результаты ребёнка на занятиях или при прохождении комиссии объясняют:
— «Ребёнок всё знает, но растерялся»;
— «Ему надо чуть больше времени, т.к. он медлителен».
Иногда, родительское отрицание развития ребёнка, доходит до абсурда:
— поведение ребёнка, объясняется издержками воспитания («Это его бабушка избаловала», «Папа много работает, редко видит ребёнка поэтому всё ему разрешает»);
— родители отказываются от прохождения комиссии МСЭ, если ребёнку будут давать инвалидность в связи с интеллектуальным развитием;
— по достижении 18 лет родители через суд добиваются снятия с ребёнка инвалидности интеллектуального характера.
1) называем занятия с ребёнком развивающими, а не коррекционными;
2) работаем с применениями методов арт-терапии;
3) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.)
Исходя из опыта работы, могу сказать, что в данную категорию попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, чем больше они отрицают наличие проблем у ребёнка, тем больше застревают.
Характеристика родителей в стадии гнева.
В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку.
Родители обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания).
Могут на своё усмотрение корректировать курс назначенного лечения (заменить назначенные лекарства) или намеченную программу работы с ребёнком на своё усмотрение:
— «Кортексин» может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»;
— «Ходить на лепку не будем, ребёнок будет приходить весь грязный».
«Не успех» лечения и занятий перекладывают на специалиста к которому обратились.
Гнев обращённый к ребёнку:
— «Что трясёшься весь? Взял ручку в руку и стал красиво писать, быстрее, быстрее» (при этом у ребёнка ДЦП сопровождаемая спастикой или парезом рук);
— «Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с СДВГ).
1) работаем с применениями методов арт-терапии и методов релаксации;
2) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.).
Характеристика родителей в стадии торга (сделки).
Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист».
Ребёнку говорится примерно следующее «Будешь делать так, как тебе говорит врач/психолог и ты будешь здоров. А когда выздоровеешь, мы поедем / купим/ заведём собаку».
Если «Высшие силы» не помогли, а у данного специалиста не оказалось «волшебной таблетки», после разочарования всё начинается сначала.
Характеристика родителей в стадии депрессии:
В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации:
Работаем с ребёнком и семьёй по ситуации.
Характеристика родителей в стадии принятия.
Родители приняли своего особого ребёнка. В оказании ему помощи они идут от него, а не от своих желаний и мнения общества. Вступают в клуб по интересам, общаются с родителями детей с такими же нарушениями, учат ребёнка самостоятельности на сколько это возможно.
В отличии от родителей «застрявших» в других категориях, они обращаются за помощью к психологу самостоятельно не считая это чем-то постыдным.
источник
Елена Полященко
Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество
Полященко Елена Александровна
Северский район, пгт Ильский
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый во- прос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, проблемы, современное общество.
В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвали- дов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до ат- мосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост трав- матизма, плохая экология, и т. д.
В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой термино- логии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» – это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не прием- лемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инва- лид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По- моему, это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.
Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тя- жело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Не- понимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, иг- рают на музыкальных инструментах.
Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.
Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются роди- тели ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – про- блема образования таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.
Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными воз- можностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспита- тельные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие про- блемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы раз- вития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «са- мого себя» в обществе, уходят на второй план.
Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда от вечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реа- билитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими воз- можностями. Для реализации школьной программы недостаточно только про- фессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ре- бенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилита- ционных мероприятий, внутрисемейных отношений.
Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной ча- стью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образо- вания родителей является положение, что семья – это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача се- мейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реаби- литации и адаптации в будущем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого по- тенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…
1. Акатова Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья. Психологические основы. – М.: Гуманит. Владос, 2003. – 386 с.
2. Серебреникова Ю. В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №2 (9). – С. 27
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.
Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей. 1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами.
Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной.
ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.
Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития. Ход консультации: Ранний возраст является.
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.
Работы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.
Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.
источник
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: Храмова Наталья Валерьевна
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Стоит отметить, что первым институтом, столкнувшимся с данной проблемой – является институт семьи. Анализ научно-исследовательской и практической литературы позволяет выявить ряд социально-педагогических проблем. Рассмотрим некоторые из них:
- Межличностная проблема взаимодействия внутри семьи. Семьи с детьми с ОВЗ наиболее подвержены распаду и конфликтным ситуациям, так как происходит деформация стиля внутрисемейного уклада семьи, сменяется система отношений с внешним миром, а также смена миропонимания каждого из членов семьи и жизненных ориентаций. Деформация ориентации жизни у отцов и матерей отличается. Отцы детей с ОВЗ, чаще всего не принимают ребёнка с дефектом и отдаляются от семьи. Холодное отношение к ребёнку, отказ ребёнку в поддержке, любви, заботе серьезно травмируют и мать ребёнка, что в последующем способствует формированию у неё, невротических и психосоматических, заболеваний. В результате неприятия ребёнка отцом, начинается проявление отчуждения жены от мужа. Что касается матерей, в семьях с ребёнком с ОВЗ, у них наблюдается повышенная моральная и физическая нагрузка, свойственно снижение уровня психического здоровья. Ими переживаются данные жизненные обстоятельства как чувство отсутствия реализации своих жизненных планов.
- Проблема отношения родителя к ребенку с ОВЗ. Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку с определенным дефектом.
— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопёке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
— отвержение или отречение от ребёнка (скрытое) – родители отрицательно относятся к ребёнку, испытывают чувство позора, а также испытывают чувство отвращения за чрезмерно заботливым воспитанием;
— отвержение или отречение от ребёнка (открытое) – ребёнок принимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку, или же ребёнок не принимается. Родители обвиняют всех окружающих в том, что их ребёнок родился с дефектом.
- Проблема воспитания и образования ребёнка с ОВЗ. Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.
Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка. Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребёнка, соответственно раньше будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка, медицинская, коррекционно-развивающая работа, тем появится больше шансов на положительное изменение дальнейшей жизненной траектории развития ребёнка с ОВЗ, следовательно, улучшится качество жизни всех членов данной семьи. В виду этого, возможно предположение о снижении остроты перечисленных выше проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Рассмотрим модель сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения, которая направлена на создание оптимальной системы комплексной поддержки таких детей.
Объектами сопровождения выступают:
— всестороннее развитие ребёнка, в соответствии с его имеющимися возможностями;
— коррекция психических и физических недостатков ребёнка;
— включение в окружающую социальную среду;
— подготовка к обучению в школе.
Предложенная модель воспитания и обучения детей осуществляется с помощью личностно-ориентированного подхода к ребёнку с использованием психолого-педагогической поддержки, адаптации, помощи, развивающей и коррекционной деятельности.
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
— сбор информации и составление базы данных о детях с ОВЗ;
— выбор технологии по развитию и воспитанию детей с ОВЗ;
— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
— анализ и оценка совместной деятельности сопровождения ребёнка, в рамках данной модели;
— составление прогнозов развития ребёнка.
Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.
Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы. Расширение диапазона взаимодействия возможно с помощью использования интерактивных методов, подразумевающих возможность открытого обсуждения проблем, решение различных предложенных ситуаций, обмен опытом из практики семейного воспитания каждой семьи.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:
— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с дефектом;
— консультирование родителей по запросу;
— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
— формирование и работа родительского клуба;
— обсуждение поведения детей и родителей, проблемных психологических ситуаций с которыми сталкиваются родители, приемов общения;
— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
Не менее важным звеном всей цепочки сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом, так как на практике, педагоги могут столкнуться с проблемами, которые не смогут решить самостоятельно. Исходя из этого, важным направлением в работе с педагогами являются:
— повышение психологической компетенции с помощью: консультаций, бесед, дискуссий, семинаров, практикумов;
— взаимодействие в вопросах совместной деятельности;
— взаимодействие в разработке индивидуальных коррекционных программ, обсуждение и анализ итогов, их реализации и эффективности действия.
Таким образом отметим, что в работе комплексного сопровождения детей с ОВЗ прослеживается тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитательно-образовательном процессе, развитие компетентности всех участников данного процесса, а также обязательный обмен опытом о проделанной работе. При наличии всех составляющих взаимодействия, в комплексном сопровождении, ожидается развитие ребёнка с ОВЗ с положительной динамикой в его развитии, что и является основной целью.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о.
Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов.
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ.
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос.
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии.
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти.
источник
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Статья просмотрена: 2320 раз
Корнева С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи // Образование и воспитание. 2017. №2. С. 65-68. URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2226/ (дата обращения: 22.10.2019).
В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудности на пути их реализации. Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст
In the article the basic concept of identifying children with disabilities; It proposed to the list of activities for the introduction of the concept into practice, as well as the projected main obstacles and challenges to their implementation. Variants provide skilled care to children with disabilities on the basis of general developmental preschools.
Keywords: children with disabilities, children with disabilities, preschool age
Постановка проблемы. Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).
В решении данной проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была разработана «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии», которая должна оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, их родителям и специалистам [1, c.3]. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.
Анализ литературы. На сегодняшний день существует определенная теоретическая база методических рекомендаций и наработок в области выявления детей с ОВЗ и оказания психолого-педагогической помощи (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.)
В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежат принципы неразрывности психологии и педагогики, сформулированные известными исследователями (Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.), являющиеся основой разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.
Целью статьи является характеристика комплексного вявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.
Изложение основного материала. Всовременной литературе нет единого устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты в развитии. Долгое время использовались понятия: «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети — инвалиды». Последнее получило наиболее широкое распространение в силу того, что практически все люди, в той или иной мере имеющие отклонения в здоровье, имеют ту или иную группу инвалидности. Но в международной практике наиболее распространённым стал термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Именно это понятие будем использовать при обосновании необходимости разработки концепции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи.
Значимость заявленной проблемы определяется следующими факторами [5]:
‒ специфика демографической ситуации (снижение рождаемости, уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза, рост врожденных и наследственных патологий);
‒ особенности социально-экономического развития общества (ухудшение условий жизни; ухудшение условий труда женщин; отсутствие необходимых бытовых условия для жизни детей; недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания и т. д.);
‒ социально-психологические особенности общественного развития (экзистенциональные проблемы отдельного человека, информационная перегруженность, одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм и т. д.);
‒ ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.
Выделенная проблема находятся на пересечении различных отраслей научного знания, но основная роль в разработке теории и практики выявления детей с ОВЗ и оказании им помощи и поддержки свободного развития, принадлежит специальной (коррекционной) педагогике. Основными направлениями данной научной сферы являются: изучение инноваций и передового педагогического опыта по созданию условий для профилактики, ранней диагностики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании и обучении, в социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ [2, с. 210].
Данная работа должна проходить системно, что подразумевает единство всех социальных институтов в организации процесса выявления детей с ОВЗ и оказании им своевременной квалифицированной помощи:
‒ максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностики нарушений развития и особых образовательных потребностей;
‒ устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;
‒ расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;
‒ непрерывность процесса диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;
‒ выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);
‒ включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;
‒ подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями [4, с. 82].
Концепция выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна базироваться на следующих положениях:
каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью и равноправным членом общества, имеет такие же, как и у других потребности, желания, интересы, связанные с самоактуализацией и реализацией имеющегося потенциала в процессе социализации;
ребенок с ограниченными возможности здоровья так же талантлив, как и его сверстники, но ему необходимы помощь и безопасная окружающая среда, предоставляющая ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития;
ребенок с ограниченными возможности здоровья не пассивный объект социальной помощи и поддержки, а равноправный субъект различных систем отношений;
государство призвано создать условия, обеспечивающие ребенку с ограниченными возможности здоровья удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей посредством повсеместного создания социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития таких детей;
семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на получение полной информации о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы, на получение специализированной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.
На региональном уровне в процессе создания и развития системы выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных должны осуществляться следующие мероприятия [4, с. 83]:
- Подбор и разработка психодиагностического инструментария, обеспечивающего измерение критериальных показателей состояния здоровья детей.
- Обязательное психолого-педагогическое и медицинское обследование детей в различных социальных институтах с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья.
- Стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Финансирование специализированных учреждений, призванных заботиться о развитии детей с ОВЗ, позволяющее обеспечить такие учреждения необходимым диагностическим инструментарием, средствами психолого-педагогической коррекции.
- Обобщение и распространение имеющего в стране опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.
- Создание специальных психологических служб и организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.
- Ориентация деятельности всех специализированных образовательных учреждений на принципы сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.
Несмотря на актуальность заявленной проблемы, необходимо прогнозировать препятствия и трудности, возникающие на этапе реализации концептуальных идей.
- Отсутствие четких критериев и единой базы психодиагностических данных для их выявления детей с ОВЗ.
- Отсутствие тесных межведомственных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ.
- Недостаточное финансирование проектов по созданию психодиагностического инструментария и раннему выявлению детей с ОВЗ.
- Недостаточное количество дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье детей.
- Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ОВЗ с последующим трудоустройством.
- Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
- Недостаточный уровень подготовки специалистов, призванных осуществлять психодиагностическое обследование детей с ОВЗ и активное междисциплинарное взаимодействие, отсутствие специальных условий, как материально-технических, так и кадровых [3].
Признавая приоритетность выявления детей с ОВЗ перед другими задачами коррекционной педагогики не стоит забывать и о важности своевременной квалифицированной помощи специалистов детям и их родителям. Сложность и длительность процесса в построении специализированных дошкольных учреждений для детей с ОВЗ (имеющихся явно недостаточно) вынуждает искать альтернативные пути решения данной проблемы. На наш взгляд, оптимальным выходом является создание специальных консультационных центров на базе имеющихся общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.
После проведения диагностических мероприятий, для определения зоны ближайшего развития ребенка, педагогами будут определяться индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты ребенка с ограниченными возможностями здоровья и вестись психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, включающее:
консультации различных специалистов для родителей (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и т. п.);
периодичную диагностику детей с ОВЗ для выявления динамики и характера изменений в индивидуально-личностных проявлениях ребенка;
профессиональная помощь специалистов в коррекции недостатков развития детей с ОВЗ;
обеспечение родителей информацией о современных достижениях в области коррекционной педагогики путем информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей.
Выводы. наличие комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
- Гончарова, Е. Л. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2000. — № 6. — с. 3–8.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995. — 577 с.
- Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л. И. Переслени. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис- пресс, 2006. — 64 с.
- Фатихова, Л. Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии / Л.Ф, Фатихова // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. — Красноярск. — 2010. № 4 (10). Часть 8. — с. 82–84.
- Чеснокова, О. Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. — 2005. — № 5. — с. 33–44.
источник
Анализ уровня сформированности УУД учащихся
с ОВЗ ( 2 класс) 2016-2017 уч. г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ.
Таким образом, на сегодняшний день, дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь в школьном возрасте, но особая ее ценность в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь, большее время среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке.
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.
Адаптированная программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования.
Необходимость в создании данной программы вызвана тем, что по результатам последнего ПМПК (от 03.08.2016 г) количество детей с ОВЗ возросло.
( По школе: было 32 обучающихся, стало 36) Большой части детей (36) рекомендовано обучение по АООП ООО для детей ЗПР (вариант 7.2 по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).
Поэтому мною была разработана адаптированная основная программа для детей с ЗПР, прошедшая экспертизу и имеющая рецензию.
По данной программе работают все педагоги нашего образовательного учреждения.
В связи с тем, что в школе нет психолога, логопеда, приходится самостоятельно искать, корректировать разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом личностных особенностей ребёнка.
Особенно актуальна работа в данном направлении, т. к. с 2014 года в нашем учреждение осуществляется инклюзивное обучение детей-инвалидов Тунгусовского детского дома-интерната. (почти 20 человек).
Применяю в своей работе с детьми ОВЗ анкету по определению уровня сформированности УУД. Она является модификацией психолого-педагогической карты М.Р. Битяновой.
Использую методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики.
Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности.
Дата заполнения : 29.05.2017 г нет —
Параметры характеристики школьника (УУД) с ОВЗ
Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения
Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения
Понимает требования учителя и старается их выполнять
Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают
Умеет работать по образцу, инструкции, правилу
Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания
Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания
Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал
Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)
Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания
Демонстрирует способность осуществлять классификацию
Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты
Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.)
Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)
Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)
Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок
Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам
Может творчески, нестандартно решать задачи
Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.
Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий
Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать
Умеет работать в паре и группе
Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.
Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться
Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.
По-дружески относится к большинству одноклассников
Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним
Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять
источник
Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л. Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М. Назарова [7, 8] и др.
Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.
Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.
Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических, экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной, оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью) получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическими расстройствами).
Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение, воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность; коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях имеет и самостоятельный выход на среду.
Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества, дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка, обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации (незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.
Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением [3].
Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество; разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи, общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы, предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются: разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.
Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и своевременные меры коррекции.
источник
Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть помощь их родителям и другим членам семьи [1].
Е.И. Казакова сопровождение трактует как метод, который обеспечивает формирование условий для принятия субъектом развития наиболее адекватных решений в жизненных ситуациях выбора. В данном контексте субъектом развития понимается является как человек, так и система, меняющиеся качественно. Ситуация жизненного выбора – это затруднительные обстоятельства, при разрешении которых человек определяет для себя путь регрессивного или прогрессивного развития [2].
Вместе с тем, центральной позицией в теории сопровождения является положение о том, что носителями проблемы развития субъекта могут выступать не только педагоги и сам ребенок, но и лица из ближайшего окружения, в том числе и родители.
В сфере образования наиболее широко применительно понятие «психолого-педагогическое сопровождение», в трактовке М. Р. Битяновой, которая отражает проблемы организации учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации образовании. Все большее влиятельными оказываются представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социальных и психологических условий, ориентированных не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития ребенка, для успешного обучения и психологического его развития в ситуациях взаимодействия с педагогами [2].
Л. М. Шипицына отмечает, что, «сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого». Автор рассматривает процесс сопровождения как «непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают» [3, с. 103].
Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. процесса его абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции, во многом зависит от личностных взаимоотношений между родителей и детей, от решения комплексных проблем, имеющихся у членов семьи, участвующих в воспитательном процессе.
Проблемы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, носят комплексный и системный характер, и их проявления очень многообразны:
— в отношении к отклонениям в развитии ребенка как к жизненной трагедии;
— в конфликтном несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка и актуальной ситуации;
— в комплексе сложностей эмоционального характера, состоящего из экзистенциальных пустота, вина и тревога, угнетенного фона общего настроения и жизненной бесперспективности, сопутствующий страх смерти;
— в отказе от проживания собственной судьбы;
— в актуализации комплексов неполноценности;
— в развитии общей семейной напряженности;
— в специфическом защитном и компенсаторном поведении родителей;
— в заниженной оценки себя и супруга / супругу и др.
В нашем исследовании приняли участие родители, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, и родители детей с умственной отсталостью.
Выясняя отношение матерей к болезни ребенка (методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» В.Е. Каган, И.П. Журавлева), мы видим, что у 55 % родителей детей-аутистов наблюдаются высокие значения по шкале «Интернальность», у 60 % – по шкале «Тревожность» и у 25 % – по шкале «Нозогнозия». Родители причины болезни воспринимают как нечто, от них не зависящее, которые они не могут контролировать и не могут управлять. Для них характерны выраженные тревожные реакции на болезнь ребенка.
У 75 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены низкие показатели интернального контроля, при котором родители воспринимают себя ответственными за болезнь ребенка. Высокий показатель тревоги отмечен у 25 % испытуемых. У 100 % испытуемых выявлены низкие показатели шкалы «Нозогнозия», показывающие преуменьшение родителями тяжести болезни ребенка. Из них 87 % родителей склонны к тенденции недооценки соблюдения необходимых ограничений активности.
Определяя характер отношений родителей к их детям, имеющим расстройство аутистического спектра («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин), большинство из них имеют высокие баллы по шкалам «Принятие / отвержение ребенка» (50 %) и «Кооперация» (70 %), показывая выраженное положительное отношение к своему ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, проводит с ним достаточно много времени, проявляя искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу.
По шкале «Симбиоз» отмечается высокое значение лишь у 5 % родителей, у остальных же значения средние. По шкале «Контроль» высокое значение отмечается у 15 % испытуемых, так же, как и низкое. Наиболее низкие баллы отмечаются по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (65%), что свидетельствует о том, что взрослый верит в него.
У 90 % родителей детей с умственной отсталостью выявлены высокие баллы по шкале «Кооперация», характеризующие их заинтересованность в делах ребенка, сочувствие ему. Высокие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» у 33 % родителей отчетливо указывают на авторитаризм, требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. 45 % родителей имеют стремление инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Они не доверяют детям, стараясь оградить их от трудностей жизни и строго контролировать действия. Остальные, напротив, неудачи ребенка считают случайными.
Исследование родительских установок (методика изучения родительских установок «PARI», Е.С. Шефер, Р.К. Белл) показало отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. Высокие значения отмечаются по следующим шкалам: по шкале «Вербализация» отмечено у 55 % испытуемых; по шкале «Зависимость от семьи» – у 20 % родителей; по шкале «Ощущение самопожертвования» высокое значение выявлено у 20 % испытуемых; по шкале «Опасение обидеть» отмечается у 30 % испытуемых; по шкале «Семейные конфликты» высокое значение отмечается у 20 % испытуемых; по шкале «Сверхавторитет родителей» у 30 % отмечено высокое значение; по шкале «Подавление агрессивности» высокое значение отмечается у 25% испытуемых; по шкале «Партнерские отношения» у 20 % испытуемых; по шкале «Развитие активности ребенка» высокое значение отмечается у 45 % испытуемых; по шкале «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка у 25 % отмечается высокое значение; по шкале «Уравненные отношения» отмечено высокое значение у 45 % испытуемых; по шкале «Несамостоятельность матери» отмечено высокое значение у 30 % испытуемых.
Выявленные в рамках исследования проблемы столь глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы педагога-психолога с данной категорией родителей является психолого-педагогическое сопровождение, т.е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов.
Для организации психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ необходимо соблюдение следующих условий:
— встречи педагога-психолога с родителем должны быть многократны. Накопленные в течение длительного времени проблемы невозможно решить за одну встречу. Родителям надо быть готовым к многократным встречам со специалистом;
— в коррекционном процессе важна активность родителя. Он не должен выступать в роли пассивного наблюдателя. Коррекционная работа будет результативна только при условии высокой мотивации родителей, ориентации их на успех и глубинной внутренней работе, направленной на переосмысление собственных взглядов, убеждений, предположений и стереотипов. Мотивация родителей на активную действенную позицию выступает как одна из важных задач педагога-психолога;
— участие в коррекционной работе всех членов семьи, а по возможности и ближайшего окружения. Проблема в таких семьях это не личная проблема одного из родителей, а проблема общесемейная, и решать ее необходимо всей семьей. В противном случае, возможен обратимый процесс, и эффективность работы будет очень низка.
Взаимодействие с родителями осуществляется в педагогическом и психологическом направлении. Психологическое направление ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей, в первую очередь матери. Оно направлено на оптимизацию самосознания и позволяет сформировать адекватные способы ее взаимодействия с ребенком. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители ребенка. Однако следует признать, что психологическая коррекция личностной и межличностной сфер чаще проводится с матерями детей с ОВЗ, в силу того, что отцы заняты на работе, а матери больше времени заняты с ребенком [4].
Ослабление интенсивности чувственных переживаний индивидуума возможно при условии переориентации объекта переживаний с фатальности, когда проблематичность обстоятельств воспринимается как не поддающаяся разрешению, на инициативы, направленные на преодоление этой проблемы. Процесс переориентации должен осуществляться поэтапно, не форсировано.
По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева, для матери такой деятельностью должно стать образование ребенка коррекционной направленности. Включение матери в коррекционную работу со своим ребенком дает ей возможность персонального участия в формировании его будущего и возможность проявления своего внутреннего потенциала, служит корректировке ее самооценки, повышению самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального дисбаланса в семье. Мать ребёнка с ОВЗ обучается определенному набору специализированных дидактических приемов, рекомендуемых в методике коррекционного обучения. Учеба мамы и ребенка проводится под руководством педагога-психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный [5].
Для нормализации адекватного взаимодействия родителей с детьми педагог-психолог включает в свою деятельность:
— коррекцию неэффективных форм поведения: агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, так и ребенка, отстраненности, неприятия и др.;
— обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами;
— совершенствование умений любить и уважать ребенка;
— развитие навыков управления эмоциями: сдерживание гнева, раздражения, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка;
— обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций «защищаюсь и противостою» в позицию «взаимодействую» («А кто его научит, если не я?»);
— снижение гиперболизации проблем ребенка с ОВЗ, незаинтересованности в его развитии («Из него никогда ничего не получится»);
— коррекцию взаимоотношений с ребенком: переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности;
— расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком.
В целях совершенствования ранжирования жизненных ценностей родителей ребенка с ОВЗ педагог-психолог:
— проводит коррекцию их эндогенного психологического состояния: состояние неуспеха, обусловленное дефектами развития ребенка, должно быть переведено в осознание его возможностей, в возможность радоваться его посильных успехов);
— переориентирует установку на ценность бытия ребенка, независимо от его психических и физических особенностей, и ценность общения с ним («Ценно то, что он любит Вас, а Вы любит его»);
— способствует личностному росту родителей в процессе взаимодействия с ребенком в обучении и воспитании;
— содействует переводу установки родителей из позиции переживания по поводу дефекта в развитии ребенка в позицию креативного поиска путей реализации имеющихся у ребенка потенциалов;
— проводит мероприятия, способствующие повышению самооценки родителей, основанной на результатах своего колоссального труда и успехах ребенка;
— преобразует процессы воспитания и образования, реализуемые членами семьи в направлении ребенка, в процесс психокоррекции по отношению к себе.
Для достижения поставленных целей при работе с родителями педагог-психолог организует ряд мероприятий, который, в частности, включает:
— показ родителям методических приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
— фиксирование родителями основных моментов занятий, проводимых педагогом-психологом с их ребенком;
— проведение родителями занятий или их части под руководством педагога-психолога;
— поручение выполнения домашних заданий со своим ребенком;
— подготовка наглядных дидактических пособий, используемых на занятиях и при выполнении домашних заданий, которые учитывают особенности дефекта и психики ребёнка;
— рекомендация литературных источников, позволяющих ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.
Роль педагога-психолога в сопровождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ведущей. Специалист задействует родителей в учебно-образовательном процессе, убеждает их в том, что именно в их помощи нуждается ребенок, что именно мать и отец могут оказать ему самую необходимую поддержку. Педагог-психолог формирует у близких ребенка интерес к процессу его развития, демонстрирует достижимость «маленьких», но значимых для него результатов. Специалист развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педагогической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенкаи желание участвовать в изучении его возможностей, реализации творческих замыслов в работе с ним [5].
Привлекая членов семьи к работе с ребенком, педагог-психолог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить положительные эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста – продемонстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации их собственной деятельности. В итоге, воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие больного ребенка и на объективную оценку его достоинств и недостатков.
Семья как малая группа создает по отношению ко всем своим членам такие условия для удовлетворения потребностей в общении, эмоциональных контактах, которые в дальнейшем станут основой социальной адаптации. Ребенок с ОВЗ испытывает постоянную потребность в эмоционально-положительном общении с родителями. Возникающие в процессе общения эмоции оказывают влияние на его психическое здоровье, определяя его отношение к окружающему миру [6].
Таким образом, педагог-психолог, взаимодействуя с родителями не только передает определенный минимум дидактических знаний, но и вселяет в них уверенность в свои возможности как участников процесса сопровождения. Специалист, помогая осмыслить необходимость этой работы, оказывает поддержку при любом варианте, даже если он оканчивается неуспехом. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, основанная на творческом и эмоциональном отношении к ребенку, позволяет даже при продолжительном стрессе нивелировать разрушительное внутреннее психологическое состояние членов семьи, актуализировать их жизненные ресурсы.
источник