Меню Рубрики

Анализ спектакля для детей доу

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.

Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.

  1. Работа с дошкольниками над постановкой спектакля.
  2. Разработки сценариев.
  3. «Яблоко».
  4. «Разные колеса».
  5. «Каша из топора».
  6. «Непослушный медвежонок».
  7. «Как собака себе товарища искала».
  8. «Сказочные сны».
  9. «Золушка».
  10. Литература.

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С.Выготский).

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка — пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Театральное объединение «Кукляндия» открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился — дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.

Основные этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
  5. Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
  6. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
  7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
  8. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
  9. Репетиция всей пьесы целиком — прогон (декорация, реквизит, костюм).
  10. Премьера спектакля. Обсуждение.
  11. Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап — поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена — это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал. если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с «магическим: если бы …»Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап — это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап — репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап — премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера — это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап — это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива — самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена — раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.

Полную версию работы можно скачать здесь .

источник

Зайтуна Азнаева
Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»

Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка…сказка не обманет

На свете правды больше станет…

Игры- драматизации, инсценировки, театральные представления является серьезным подспорьем при изучении речевого развития, служат стимулом к овладению речью, развивает навыки усвоение новых знаний.

Театрализованные представления- одна из форм сказкатерапия, основными задачами которого являются социализация ребенка, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие речевых навыков, воспитание уверенности в себе,развитие фантазии, творчества, памяти, внимания.

Театрализованная деятельность помогает детям побольше сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, радость и счастья.

В 2013 — 2014 учебном году мы включили в годовой план изучение раздела театрализованная деятельность и использование его в работе с детьми.

Целью нашей работы было помочь воспитаннику преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учить познавать мир не только умом, но и сердцем и выражать свое отношение к добру и злу. В феврале месяце 2014 года для наших пап была подготовлена инсценировка сказки «Каша из топора». Далее сказка была продемонстрирована и для мам на праздник 8 Марта.

Продолжая работу по организации театрализованной деятельности, мы подготовили с детьми к празднику Урожая сказку «Репка»

Ни один утренник нашего детского сада не обходится без элементов театрализации. Очень большую помощь в данной работе нам оказывают наши уважаемые родители. Они помогают нас с шитьем костюмов, подготовкой атрибутов, готовят детям поощрительные призы. За такую поддержку мы хотим выразить нашим родителям особую благодарность.

6 декабря 2014 года в нашем детском саду прошел семинар для воспитателей национального методического объединения. Тема семинара было «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

В план проведения семинара была включена организация выставки атрибутов театрализованной деятельности. Воспитатели творчески относились к этой работе, представили очень много материала.

В программу семинара входил просмотр театрализованной деятельности детей в детском саду с. Аючево. Мы подготовили и инсценировали сказку «Теремок». Выступление детей очень понравилось участникам семинара. Эту сказку дети показали 24 декабря родителям на родительском собрании. Выступление детей вызвал радостный восторг у родителей. 3 января 2015г. в Доме культуры с. Аючево дети еще раз показали сказку «Теремок. Жителям села очень понравилось выступление детей. Это вдохновило нас и наших воспитанников на дальнейшее развитие своих способностей и таланта.

Сценарий сказки с самого начала был разработан и переделан воспитателями на новый лад. Речь звучала в стихотворной форме. Все реплики зарифмованы с целью облегчить процесс запоминания. В ходе репетиций у воспитателей появилась возможность в живой обстановке довести до ребенка, необходимые для учебного процесса навыки (коррекция произношения, работа над интонацией, лексикой)- возможность, который он зачастую лишен на обычном занятии из-за ограничении во времени. Воспитатели сумели добавить по своему усмотрению лексические и грамматические элементы, которые в игровой форме усваиваются значительно легче и быстрее. Нужно отметить, что в ходе репетиций дети непроизвольно запоминали не только свои роли, но и реплики своих товарищей.

Таким образом, такой подход к обучению и развитию речи активизирует даже самых невнимательных и малоактивных детей.

Инсценировка была написана с учетом возрастных и психологических способностей старшего дошкольного возраста. Основными действующими лицами были дети в образе знакомых сказочных персонажей. Они с удовольствием вошли в роль и каждый ребенок был неподражаемо похож на сказочных героев. У ребят было столько радостных эмоций, им очень нравилось быть похожими на героев сказки.

Читайте также:  Анализ нормативно правовой базы детей сирот

Сказка на примере своих героев воспитывает в детях доброту, терпимость, гуманное отношение к окружающим, любовь к лесным жителям, помогает осознать, что ничего не дается легко. А самое главное дети выступали на своем родном башкирском языке. Особенно радует наших родителей, сельчан, что мы не даем забывать свой родной башкирский язык. За что они благодарны нам.

МБДОУ детский сад с. Аючево

Духовно — нравственное воспитание посредством сказки. Из опыта работы В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Краткосрочный творческий проект «Сундучок с бабушкиными сказками» Автор: Денибекова Юлия Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик Актуальность «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет.

источник

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.

2. Игра: “Попробуем измениться”

3. “Рифмованные движения”
(2 недели)

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Сентябрь Театральная зона детского сада

Музыкальное сопровождение

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

2. “Словесное комментирование”

3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

4. Игрушки, народные игры и забавы

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко –
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

Октябрь

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

Педагоги,
музыкальный руководитель

Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки.
Картотека народных
игр.

1. “Театральные профессии”
(2 недели)

2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

3. Теневой театр: “Птицы улетают”

1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

Ноябрь Картинки с профессиями

2. Драматизация
сказки: “Теремок”

3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”

4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

Декабрь

Театральная зона, костюмы, маски

Кроссворд

1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре
(2 недели)

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений.
2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.

Январь Родители, дети 1. Чтение скороговорок

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко”
(2 недели)

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

источник

А вы знаете, что театрализованная деятельность в детском саду ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество – это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

Читайте также:  Анализ нормативно правовая база детей инвалидов

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства – умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду – её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки — этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

источник

Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др.

Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания.

За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

На 1 этапе детям было прочитано стихотворение Е.Благиной «Посидим в тишине». Далее была проведена беседа по вопросам: «Почему девочка не стала играть? Почему она не заводила юлу? А как вы себя ведете, когда мама или папа отдыхают? Чем вы занимаетесь в это время?» далее предложено детям послушать тишину.

Оказалось, что слушание тишины для детей может быть очень интересным занятием. Рома сказал после слушания, что оказывается не так тихо, что много звуков вокруг, что слышно как шумит ветер за окном.

На следующем этапе детям было предложено послушать аудиозапись с различными видами шумов и дано задание — оправдать шум. На вопрос, где находится Буратино, Ева предположила, что на море. В задании придумать и рассказать, почему плачет щенок, Ева решила, что щенок плачет, он потерялся, что он ищет маму. В задании — какая погода на улице, Камила предположила, что идет грибной дождь, светит солнышко, и хочется босиком побегать по травке. В целом все дети активно работали.

Также в качестве одного из игровых упражнений детям были даны картинки, после чего их попросили ответить на вопрос: «что чувствует человек, изображенный на картинке?» «Как бы ты мог этого человека утешить или ободрить в зависимости от изображенного состояния?». Дети отвечали, что человеку грустно, он плачет, кого – то зовет и так далее, однако в процессе подбора слов утешения или одобрения слова не были разнообразными, в основном подражали тем, кто уже высказал свое мнение. Однако следует отметить, что все ответы были ситуативно правильны.

Читайте также:  Анализ ночи по зимницкому для детей

Совместно с воспитателем группы, предложили детям разыгрывание отрывков из сказок «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», но перед этим попросили ответить на вопросы: Как вы относитесь к детям, которые получили главную роль?», «Как бы вы общались с детьми после распределения ролей?», «Будете вы участвовать в сценке?».

На следующем этапе были организованы театрализованные игры.

Детям была предложена театрализованная игра по известной сказке «Заюшкина избушка». На наш взгляд, сюжет и текст сказки «Заюшкина избушка» педагогически целесообразен для организации на его основе театрализованной игры, так как ситуация действия в этой сказке построена на принципе градации, то есть постепенного усиления, увеличения эмоционального сочувствия, сопереживания герою сказки – Зайцу, Петушку, который выручает его, и включает в этот процесс спасения, сочувствия других героев – Cобаку, Волка, Медведя.

Организация игры осуществлялась в следующем порядке:

1. Чтение сказки детям воспитателем.

2. Уточнение восприятия и понимания сказки детьми. Уточняющие вопросы по содержанию, сюжету, персонажам.

3. Целенаправленная беседа с детьми по вопросам для выявления эмоционального отклика у детей:

1. Вам жалко зайчика? 2. А что бы вы сделали, если бы зайчик обратился за помощью к вам?

6. Беседа с детьми по итогам разыгрывания. Выявление их эмоционального отношения.

Дети с интересом слушали сказку. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко зайчика?» дети дали положительный ответ. Подобные ответы дети давали уверенно и убедительно, в них прослеживалось положительное отношение, которое пока не проявлено, но которое они предполагают проявить в ходде театрализованной игры.

Во второй части беседы детям предлагалось описать, как бы они помогли Зайчику. В ответах детей на этот вопрос дети проявили разнообразие отношений и оценок.

— Матвей предложил научить Зайчика хорошо драться, тогда бы никто не занял его избушку.

Ева очень жалела Зайчика и хотела позвать волшебника, чтобы он превратил Лису в другого Зайчика и они бы жили вместе.

Рома предложил построить Лисе лубяную избушку и сказал, что Заяц – «слабак».

Камила сказала, что она не отходила бы от Зайчика ни на минуту, и тогда бы Лиса не отняла у него избушку.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Манера ответов детей на второй вопрос была непосредственная и откровенная. Эмоциональное отношение было выражено явно. Только исходя из собственного социального опыта и сформированного ценностного отношения к другому дети выражали свое отношение. По мере формулирования ответов дети раскрывали нравственный смысл ситуации помощи другому, обнаруживали собственные переживания, побуждения к действию. Безусловно, способы помощи, которые предлагались детьми, были проще и легче, как и все способы оказания помощи в каких – то жизненных ситуациях, с которыми вероятно, сталкиваются дети в жизни.

В ходе разыгрывания художественного произведения Матвей, играющий роль зайца, был скован, стеснителен, не проявлял никаких эмоций, лиса (Камила) все время его подталкивала и тормошила. У Даниила была роль медведя, он сыграл ее очень эмоционально и ярко. Максим, игравший петуха, очень ярко выражал сочувствие к зайцу, выгоняя лису громко кричал, махал «косой» и топал ногами.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам ласточку? Как вы относитесь к мыши, которая приютила «Дюймовочку».

Сказка «Дюймовочка» очень нравится детям, поэтому эмоциональные отношения были явно выражены.

— Ева сказала, что она взяла бы ласточку домой и сама ее отогрела и накормила.

Матвей сказал про мышь: Она добрая и деловая, она приютила «Дюймовочку», а то бы она умерла от холода.

-Камила сказала, что я боюсь неживых птиц, я ее быстро бы накрыла листиком и убежала.

Разыгрывая сценку из сказки «Дюймовочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Дюймовочки», взяла в руки «ласточку», положила на колени, гладила ее и приговаривала: «не умирай, не умирай». Ева очень ярко выражала сочувствие, сострадание. Камила играла мышь, эмоциональное отношение к роли выражалось ярко, говорила она громко, хорошо использовала мимику и жесты. Матвей, игравший крота был очень убедителен, с закрытыми глазами ходил ощупывая, и говорил «иди ко мне Дюймовочка, я тебя не обижу».

Также детям было предложено поставить этюд по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

Детям были заданы следующие вопросы: 1. Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика? 2. Стали бы вы дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки «Карлик Нос».

Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «стали бы они дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки Карлик Нос»

— Даниил сказал, что я буду дружить с таким мальчиком, мне его жалко.

— Ева долго думала и сказала, что буду жалеть, меня же все жалеют, когда я падаю или когда меня кто – нибудь обижает.

— Камила заявила, что никогда дружить не буду с таким.

— Ангелина сказала, что обязательно буду дружить, ведь он скоро станет красивым.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Маму мальчика играла Ангелина, очень ярко выражала свои эмоции не стесняясь детей громко причитала и обзывала колдунью. Камила играла колдунью и ее это очень радовало, она подбегала к детям, и говорила: «Заколдую, всех заколдую, я не злая». Матвей, он играл карлика, не замечал изменения в своей внешности, все время чувствовал себя защитником и не отходил от Евы. Ева была принцессой, но ярких эмоций не выражала, больше молчала.

После прочтения детям художественного произведения «Петушок и бобовое зернышко» были заданы вопросы: 1. Вам жалко петушка? 2.А что бы вы сделали, если петушок обратился за помощью к вам?

-Даниил предложил, что можно было постучать Петушку по спинке, так поступает мама, когда помогает ему.

Ангелина в этой ситуации сказала, что позвонила бы доктору, который лечит животных – ветеринару.

Маша сказала, что дала бы Петушку попить водички.

— Ева сказала, что она не отходила бы от Петушка ни на минуту, а вдруг с ним еще что – нибудь случится.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, некоторые дети испытывали трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации. Манера ответов детей на вопросы была непосредственная и откровенная.

Роль коровы вызвалась играть Ева, объяснила это так: «Я буду кормить всех детей», исполняя свою роль веля себя как «маленькая мама» и с чувством повторяла: «Возьми петушок маслица, смажь горлышко». Матвей играл петушка: ситуация, когда он лежал на ковре, подавившись зернышком, давалась ему трудно, он еле сдерживал смех. Однако другие дети, игравшие роли: курочки, хозяйки, кузнеца постоянно подбегали к нему гладили по головке, по перышкам и утешали его.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки «Красная шапочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам бабушку? Как вы относитесь к волку, который съел девочку и бабушку?».

— Ева сказала, что да ей было жалко бабушку и красную шапочку.

Даниил сказал, что к волку он относится плохо и если бы он был волком, то никого бы не съел.

— Камила сказала, что если бы она была бы бабушкой или красной шапочкой, то была бы внимательней и не попалась бы волку.

Разыгрывая сценку из сказки «Красная шапочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Красной шапочки». Матвей играл волка, у него получилось передать все эмоции и поведение волка. Камила играла роль бабушки. А остальные дети были дровосеками.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сказку «Теремок».

Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Правильно ли сделали звери, что пустили медведя?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «А вы бы пустили медведя?»

— Матвей долго думал и сказал, что он бы сначала построил новый дом побольше, чтобы медведь поместился.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки проявляли отзывчивость к персонажам, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Мышку играла Ева, которая очень ярко выражала свои эмоции (отзывчивость, сочувствие) не стесняясь детей. Матвей играл зайчика. Камила играла лягушку — у нее очень хорошо получалось передать эмоции и интонацию этого персонажа. Ангелина, выполняя роль лисички, очень эмоционально вжилась в образ.

В заключении дети совместно с воспитателем группы, Оксаной Александровной, показали сказку «Заюшкина избушка» детям второй младшей группы. В запланированный день, проведя необходимые подготовительные работы, во второй половине дня был устроен досуг для младшей группы. «Артисты» очень волновались. В музыкальном зале были расставлены стулья, подготовлены декорации. Зрительный показ театрализованной игры по сказке «Заюшкина избушка» для младшей группы состоялся.

Также с помощью воспитателя группы было организовано сотрудничество с родителями по вопросам воспитания отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Оксана Александровна провела с родителями семинар по обмену опытом о методах и формах воспитания отзывчивости у старших дошкольников. Как одна из эффективных форм была рассмотрена театрализованная игра. Родителям также было предложено уделять внимание чтение книг, рассматриванию иллюстраций, фотографий играющих детей, рассказы детям о том, как родители играли в детстве. Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные театрализованные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.

После проведенной работы по воспитанию отзывчивости у старших дошкольников детям было повторно предложено определить эмоциональное состояние человека по карточкам, при этом особое внимание обращалось на проявление сочувствия и сопереживания детей к состоянию, символически изображенному на карточке, которое проявлялось в высказываниях дошкольников. Детям было предложено повторно рассмотреть карточки, задавались вопросы:

1. Что изображает этот человек?

3. Как вы об этом догадались?

Дети с большим вниманием рассматривали картинки и правильно понимали задание. Результаты проявления отзывчивости показали следующее. Эмоциональное состояние грусти опять вызвало у детей наибольший отклик. Ответы детей прозвучали так:

1. Этот человечек просто умоляет, чтобы его не обижали, и поэтому тихо льет слезы. (Ева)

2. Я всегда очень волнуюсь, если рядом кто-то плачет, этого человека наверно обидели и ему нужно помочь. (Ангелина)

4. Этот человек о чем – то мечтает, он сложил ручки так будто что – то просит. (Камила)

5. Этот человек грустный, как Пьеро, я иногда тоже люблю погрустить. У меня губы сразу опускаются вниз. (Максим)

6. Этот человек не может понять, что произошло, поэтому так развел руки. (Рома)

10. Когда человеку плохо, он грустный. (Матвей)

В проведенной далее беседе проговорили с детьми о том, что все они заметили, что если человеку плохо, это очень заметно по выражению его лица, по его жестам.

В ходе наблюдения в группе и на прогулке, дети чаще стали проявлять отношение соучастия, отзывчивости через оценку «плохо» или «хорошо себя чувствует». В группе Максим построил железную дорогу из конструктора, а Даниил ее сломал, Максим стал плакать, дети подошли к Даниилу и стали говорить ему, что Максиму плохо и обязательно надо извиниться, что нужно помогать друг другу (обычно дети жаловались воспитателю), остальные дети предложили Максиму свою помощь, и они все вмести построили новую дорогу.

источник