Меню Рубрики

Анализ созданных условий для оздоровления детей

Хамидуллина В.С., заведующий МДОУ №1 г.Зеленодольска

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Медико-профилактического
  3. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».

В нашем детском саду с 2001 года функционирует кабинет ОБЖ, где освобожденный специалист учит детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:

  • «Разговор о правильном питании»
  • «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
  • «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
  • Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
  4. Облегченная одежда в детском саду
  5. Гимнастика после сна
  6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

— Солевые дорожки – младший возраст

— Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

— Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

  • Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
  • Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  • Самомассаж
  • Витаминотерапия
  • Фитотерапия
  • Массаж по назначению врача
  • Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

    1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

    2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

    3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

    Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

    Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

    1. Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,
    2. Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
    3. Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы — спортсмены» и другое.
    4. Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

    Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

    Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

    Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
    • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
    • Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

    Для этого используем следующие формы работы с родителями:

    1. проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
    2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
    3. совместные занятия и развлечения, труд.
    4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
    5. организация совместных дел.

    Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

    1. анкетирование
    2. посещение семьи
    3. наблюдение за ребенком
    4. беседы с родителями
    5. беседы с ребенком
    6. изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

    Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

    Перспектива работы по данной проблеме:

    1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
    2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
    3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
    4. Улучшение материально-технической базы:

    — Приобретение сухого бассейна

    — Обновление и пополнение физкультурного оборудования

    источник

    “Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.

    Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений,, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

    Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

    Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

    Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраст

    Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

    При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект — отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д. т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

    В данном курсе представлена система спортивных праздников, досугов, развлечений, которые разделены по временным отрезкам: зима; весна; лето; осень.

    Методы отслеживания: медицинская диагностика — адаптация выпускников ДОУ к школе и профилактические осмотры бригадами медиков.

    Методы отслеживания: наблюдение педагогов, психологов и школы в адаптационный период, анкетирование родителей.

    В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют:

    Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.

    Большое внимание коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Группы здоровья
    количество детей
    2004-2005 2005-2006 2006-2007
    I гр
    (здоровые дети)
    25 28 37
    II гр
    (имеющие отклонения по состоянию здоровья)
    51 50 46
    III гр
    (имеющие хронические заболевания)
    2 2 4
    Дети-инвалиды 1

    Формы и методы оздоровления детей

    Формы и методы Содержание Контингент, детей
    1 Обеспечение здорового ритма жизни -щадящий режим (адаптационный период);

    -организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса

    Все группы 2 Физические упражнения -утренняя гимнастика;

    -подвижные и динамичные игры;

    (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

    -спортивные игры;

    Все группы 3 Гигиенические и водные процедуры -умывание;

    -обеспечение чистоты среды.

    Все группы 4 Свето-воздушные ванны -проветривание помещений (в том числе сквозное);

    -сон при открытых фрамугах;

    -прогулки на свежем воздухе (в том числе “комнатные”);

    -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

    Все группы 5 Активный отдых -развлечения, праздники;

    -каникулы

    Все группы 6 Ароматерапия и фитотерапия -фитопитание (чаи, отвары);

    -аромамедальоны.

    Все группы 7 Диетотерапия -рациональное питание Все группы 8 Светотерапия и цветотерапия -обеспечение светового режима. Все группы 9 Музотерапия -музсопровождение режимных моментов;

    — музоформление фона занятий;

    — музотеатральная деятельность.

    Все группы 10 Аутотренинг и психогимнастика -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

    -игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

    -учебная гимнастика

    Все группы 11 Спецзакаливание -босоножье;

    -контрастное обливание

    Все группы 12 Пропаганда ЗОЖ -курс бесед;

    -спецзанятия (ОБЖ)

    Средняя, старшая подготовительная Контрастное воздушное закаливание Характер действия Метод Методика Противопоказания Воздух (температурное воздействие на организм) Утренняя гимнастика Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. Медицинский отвод после болезни Прогулка Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону. — Сон без маек при открытых фрамугах Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха. Температура воздуха в спальне ниже 14° С Воздушные

    после сна.

    Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

    Использование “дорожек здоровья” (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача.

    Температура воздуха ниже нормы.

    Наличие противопоказаний

    Хождение босиком Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья Температура воздуха ниже нормы.

    Наличие медицинских отводов

    Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой) Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

    Чередование процедур (2 недели — отвар трав, 2 недели — кипяченая вода)

    Аллергическая восприимчивость

    Обширное умывание Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. Температура воздуха ниже нормы.

    Наличие медицинских отводов

    Туалет носа Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой Нет Солнце (общее температурное воздействие на организм) Прогулка.

    Свето-воздушные ванны

    Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

    Использование отраженных лучей (в тени).

    Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды.

    Изменение продолжительности Процедуры.

    Лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, температура свыше 30°С

    Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

    Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей ингалятор, аппарат “Геска”, бактерицидные облучатели для очищения воздуха, фитотерапия, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика.

    Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

    Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Коллектив совершенствует оздоровительно-физкультурные мероприятия в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.

    Используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей.

    источник

    —>

    « Октябрь 2019 »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31

    —>

    Создание условий для здорового образа жизни в системе воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, через здоровьесбережение.

    Цель педсовета: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

    Вступительное слово (Заведующая Карякина Н.И.)

    1. Анализ созданных условий в ДОУ:

    — Анализ заболеваемости за прошедший год (ст. медсестра).

    — Результаты анкетирования родителей, воспитанников, педагогов (ст. воспитатель).

    — Итоги тематического контроля (ст. воспитатель).

    — Подведение итогов конкурса на лучший спортивный уголок (ст. воспитатель).

    2. Работа воспитателей ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитатенников.

    — Отчеты воспитателей групп о проводимой работе по здоровьесбережению (воспитатели групп).

    — Решение педагогических задач (ст. воспитатель).

    — Мозговой штурм «От чего зависит здоровье ребенка?» (ст. воспитатель)

    3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. современные здоровьесберегающие технологии» — доклад (Шафигуллина Л.А.)

    — Детский массаж. Точечный массаж по Усманской. (Чернова О.Н., Максимова Н.С.)

    — Музыкотерапия. Логоритмика (Тетерлева М.Е.).

    — Дыхательная гимнастика. Андреева Э.Н.

    — Гимнастика пробуждения. (ЖолобоваФ.А, Ахметзянова Р.Г.)

    — Релаксация в ДОУ. (Тимергалиева И.Ф.)

    — Психогимнастика (Шорохова Н.Л.)

    4. Выработка алгоритма дальнейшей деятельности. Проект решение педсовета (коллектив).

    Форма проведения педсовета: круглый стол.

    «Здоровье не все, но все без здоровья ничто»

    Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает озабоченность в обществе, и государстве. Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. В результате проведенного в 2009 году медицинского обследования выяснилось, что здоровье и физическое состояние детей и подростков в Р.Ф. находится не на должном уровне.

    Оно характеризуется следующими тенденциями:

    -распространенность функциональных отклонений;

    Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Целью образования как мы знаем, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья детей.

    В ДОУ должна быть создана здоровьесберегающая среда вкючающая в себя организацию:

    1. Предметно-развивающего пространства.

    2. Организацию системного целенаправленного учебно — воспитательного процесса охватывающего все направления работы с детьми.

    3. Взаимодействия всех участников воспитательно — образовательного процесса.

    Годовая задача нашего ДОУ звучит так:

    Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

    Самое главное для растущего организма является двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение, которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

    Поэтому важно целенаправленно руководить двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада особенно в старшем возрасте. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Это обусловлено созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающим познавательным интересам детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередачи). В связи с этим именно у детей 6-7 года уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть, достигнут путем совершенствования двигательного режима и организацией предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении, способствующей сохранению и укреплению физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия в детском саду и семье.

    В связи с этим методической службой было проведено анкетирование педагогов, родителей и воспитанников.

    общение ст. воспитателя о результатах анкетирования (Приложение 1)

    — Итоги тематического контроля (Приложение 2)

    — Подведение итогов конкурса:

    Физкультурные уголки оценивались по критериям.

    3- наличие данного критерия.

    По оценкам четырех экспертов на 1 месте – группа «Муравьишки», на 2 – «группа «Ромашки», на 3 месте – группа «Солнышко»

    2. Работа воспитателей ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитатенников.

    — Отчеты воспитателей групп о проводимой работе по здоровьесбережению (воспитатели групп).

    — Решение педагогических задач:

    Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?

    1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.

    2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.

    Читайте также:  Пробы реберга расшифровка анализа у детей

    3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

    Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав

    — Мозговой штурм «От чего зависит здоровье ребенка?» (ст. воспитатель)

    Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека — … (физическое развитие).

    Основное специфическое средство физического воспитания — … (физические упражнения).

    Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии).

    Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание — …(основные виды движения).

    От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).

    Задача педагогов из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.

    1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30 минут.

    2) Чем знаменательна дата 7 апреля?

    А) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.

    3) Наука о правилах лечения травами:

    а) хромотерапия (лечение с помощью света и цвета); б) литотерапия (лечение с помощью камней); в) фитотерапия

    4) Умение согласовывать движения различных частей тела:

    а) кооперация, б) координация, в) корпорация.

    3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. современные здоровьесберегающие технологии» — доклад (Шафигуллина Л.А)

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Работа в формировании осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни ложится на плечи не только родителей, но и педагогов. Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

    Н.К.Смирнов считал, что за технологическую основу здоровьесбрегающей технологии можно считать совокупность форм и методов организацииобучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать

    как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

    Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до

    реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.

    Цель здоровьесберегаюших технологий в ДОУ:

    Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

    Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

    В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    Медико-профuлактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.( организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

    Физкультурно- оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

    Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

    В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

    В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

    3. Коррекционные технологии.

    К этим технологиям относятся:

    — Подвижные и спортивные игры

    — Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

    — Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая — Физкультурные занятия

    — Проблемно-игровые : игротренинги, игро- терапия

    — Серия занятий«Уроки здоровья»

    — Точечный самомассаж — Технологии музыкального воздействия

    — Технологии воздействия цветом

    Некоторые технологии мы сейчас рассмотрим:

    — Детский массаж. Точечный массаж по Усманской. (Чернова О.Н., Максимова Н.С.) (приложение 3)

    — Музыкотерапия. Логоритмика (Тетерлева М.Е.). (приложение 4)

    — Дыхательная гимнастика. Андреева Э.Н.(приложение 5)

    — Гимнастика пробуждения. (ЖолобоваФ.А, Ахметзянова Р.Г.) (Приложение 6)

    — Релаксация в ДОУ. (Тимергалиева И.Ф.) (приложение 7)

    — Психогимнастика (Шорохова Н.Л.) (приложение 8)

    4.. Выработка алгоритма дальнейшей деятельности

    Дальнейшая деятельность в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья будет вестись по нескольким направлениям:

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

    ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

    осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

    осмотр детей специалистами детской поликлиники;

    диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

    выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

    диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

    ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:

    физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

    занятия с использованием нетрадиционного оборудования

    ежедневный режим прогулок;

    создание необходимой развивающей среды;

    строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

    проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

    занятия по формированию здорового образа жизни.

    ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

    ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

    воздушные ванны в облегченной одежде;

    гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

    ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:

    постоянный контроль осанки;

    контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

    подбор мебели в соответствии с ростом детей;

    профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;

    потребление фитонцидов (чеснока и лука);

    употребление соков и фруктов;

    ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:

    пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

    -дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

    — психогимнастика по методике М. Чистяковой;

    — игровой массаж А. Уманской.

    ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

    элементы аутотренинга и релаксации;

    индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

    обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

    СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:

    коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

    индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

    коррекция психоэмоциональной сферы;

    индивидуальная работа в спортзале и на прогулке

    индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

    ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа:

    Использовать в своей работе разнообразные методы по обучению детей здоровому образу жизни (сказкотерапия, специальные задания и упражнения, игры, специальные занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю со старшего возраста, которые можно включить в сетку НОД в качестве познавательного развития со старшего возраста)

    оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

    открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

    активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;

    оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

    организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

    проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

    Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются медицинскими работниками, воспитателями,

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

    Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.

    Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.

    1. Утром, перед приходом детей.

    3. После ухода детей на прогулку.

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

    1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.

    2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

    3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.

    4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.

    5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.

    6. После сна выполнять движения для пробуждения.

    7. Применять точечный массаж

    8. В весенне – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

    9. Хождение босиком после сна до 5 минут.

    Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:

    — использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

    — точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж

    Физкультминутки на занятиях:

    -организация подвижных и малоподвижных игр в совместной и самостоятельной деятельности

    — дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

    — оздоровительная ходьба, бег

    -индивидуальная и коррекционная работа по сохранению и укреплению здоровь

    -ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

    — массаж на профилактику простудных заболеваний;

    источник

    Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в МДОУ д/с «Зернышко»

    Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в детском саду

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Читайте также:  Проба манту у детей анализ

    Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Одним из направлений нашего дошкольного образовательного учреждения является реализация регинального компонента программы «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П.Барыльник. Программа предусматривает получение знаний и навыков, необходимых для воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний и других способов самосовершенствования. В рамках данной программы в соотвествии с тематическим планом воспитатели проводят различные мероприятия и создают условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья воспитанников (беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые гиры, тематические занятия ,подвижные игры и др.).

    Специально созданные условия – это система управления охраной и укреплением здоровья воспитанников при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников) и реализация всех внутренних и внешних возможностей ДОУ. В нашем детском саду работа по созданию условий для здорового образа жизни ведётся в нескольких направлениях: Диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами проводится осмотр детей медицинским работником ДОУ, осмотр детей специалистами детской поликлиники). Организация режима дня и создание гигиенических условий (согласно СаНПиН). Использование здоровьесберегающих технологий .

    Применение нетрадиционных методов оздоровления. В рамках реализации этого направления педагоги используют разные нетрадиционные методики: это пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; дыхательная гимнастика и др. Система закаливания. Используется комплекс процедур: босохождение, умывание, ходьба босиком по дорожкам здоровья, воздушные ванны в облегчённой одежде, гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года, НОД по физической культуре на свежем воздухе, начиная со старшего возраста, а втёплое время года – в младшем и среднем дошкольном возрасте . Организация профилактической работы: постоянный контроль осанки; подбор мебели в соответствии с ростом детей; потребление фитонцидов (чеснока и лука); кварцевание групп.

    Оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса: педагогам и родителям: -активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ; -оформление папок-передвижек, письменных консультаций, информационных стендов; -организация родительских собраний с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; -проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Рациональная организация двигательной активности детей (Утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна; физкультурные занятия, ежедневный режим прогулок; соблюдение двигательного режима и режима дня; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности и в НОД; музыкальные занятия; занятия по формированию здорового образа жизни и т.д.).

    В рамках данной темы доклада было проведено анкетирование воспитателей с целью анализа эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ . В анкетировании участвовали 13 педагогов ДОУ, обработав данные, были получены следующие результаты : Все участники (педагоги) ДОУ считают , что в полной мере реализуют программу здоровьесберегающей деятельности.

    Выделены приоритетные подходы в организации физического воспитания ДОУ: 1.Закаливание; 2.Работа с семьей; 3.Введение инноваций в области физического воспитания дошкольников; 4.Воспитание гигиенической культуры; 5.Медицинское обслуживание; 6. Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью; 7.Дигательный режим; 8.Питание; 9.Повышение квалификации кадров; 10.Организация двигательной деятельности; 11. Психоэмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

    Педагоги выделили следующие формы оздоровления в своей группе: -Утренняя гимнастика проводится регулярно всеми педагогами (13 ч.); -Занятия по физическому воспитанию проводится постоянно ( 13ч.); -Свободная двигательная активность проводится постоянно (12ч.); -Комплексы упражнений после сна проводятся постоянно (12ч.); -Закаливание 10 чел. — проводят регулярно и 3 человека эпизодически; -Босохождение в помещении 7 чел . проводят регулярно и 5 чел. эпизодически; -Индивидуальная программа оздоровления: 4 чел. проводят регулярно; 2 чел.- эпизодически и 3 чел. -не проводят.

    Регулярно проводят профилактические комплексы : Проводятся постоянно (11 педагогов), гимнастика для глаз, повышающая работоспособность; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (11 педагогов) дыхательная гимнастика, регулирующая функцию дыхания; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (11 педагогов) артикуляционная гимнастика, способствующая развитию активности артикуляционного аппарата; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (6 педагогов) корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (у 2 педагогов) адаптационный комплекс, направленный на повышение выносливости организма; проводятся эпизодически –(5 п).

    Педагоги знакомят детей с правилами ЗОЖ и формируют навыки сохранения здоровья регулярно по плану 11 педагогов –постоянно и 2- эпизодически. Педагоги ДОУ постоянно проводят беседы, консультации с рекомендациями о ценностях здоровья и ЗОЖ. (Регулярно по плану на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, размещение информации в «родительских уголках», публикации в СМИ). Выделены приоритетные мероприятия влияющие на эффективность деятельности ДОУ по здоровьесбережению : -планирование здоровьесберегающей деятельности ДОУ -повышение профессиональной компетентности педагогов -практический обмен опытом -контроль -семинары -поощрения -наказания

    Таким образом, можно сделать вывод о том что в целом работа по здоровьесбережению ведется регулярно, постоянно. Приоритетными направлениями в данной работе выделены закаливание, работа с семьей. Основные формы оздоровления, которые педагоги проводят в группе (всегда, ежедневно), это утренняя гимнастика, занятия по физическому воспитанию, свободная двигательная активность , комплексы упражнений после сна. Профилактические комплексы,которые применяются регулярно: гимнастика для глаз, повышающая работоспособность; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика, способствующая развитию активности артикуляционного аппарата. Также педагоги постоянно знакомят детей с правилами ЗОЖ и формируют навыки сохранения здоровья.

    Выделены приоритетные мероприятия влияющие на эффективность деятельности ДОУ по здоровьесбережению: -планирование здоровьесберегающей деятельности ДОУ; -повышение профессиональной компетентности педагогов; -практический обмен опытом.

    Анализ среды и условий, проводимой работы показал, что в дошкольном учреждении, много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем. В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Среда жизнедеятельности детей оснащена спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ.

    Материал призентации раскрывает понятие «двигательная активность», виды двигательной активности, представляет этапы планирования двигательной активности в течении дня; требования, предъявляе.

    «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л.Рубинштейн.

    Консультация «Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду».

    Данный материал подготовлен в рамках преддипломной педагогической практики для проверки преподавателем.

    Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

    Экологическое воспитание в ДОУ.

    Применение технологии «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

    источник

    «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

    Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей дошкольного учреждения. В связи с этим, дошкольное учреждение должно организовывать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовывать комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

    Модель сохранения здоровья детей, может содержать пять блоков:

    Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

    — направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

    — комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

    — созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в дошкольном учреждении;

    — формированием подхода к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства;

    Здоровьесберегающая работа предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

    Планомерное сохранение и развитие здоровья может осуществляться по нескольким направлениям:

    1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-, фитонцидотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптогенов ).
    2. Обеспечение психологической безопасности личности ребека (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы арттерапии, музыко-, сказко-, смехотерапии, фитодизайн).
    3. Оздоровительная направленность образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка).
    4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеололгического сознания ( знания о здоровье, умения сберегать , поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
    1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУ.

    Медицинская сестра производит регулярный осмотр детей. Врачи специалисты выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагоги и специалисты ДУ (инструктор по физ. воспитанию) осуществляют диагностирование общей физической подготовленности детей.

    Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие.

    Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья.

    1. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДУ.

    Использование в режиме дня:

    — отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;

    -Различных оздоровительных режимов (для частоболеющих детей, ослабленных после перенесенного заболевания, имеющих ту или иную патологию);

    — комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

    — физкультурных занятий всех типов;

    — оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) следует включать в образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

    Б)двигательные переменки между занятиями;

    Е)проведение дней здоровья;

    Ж)проведение недели здоровья (каникулярное время);

    З) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

    И) хореография (начиная со средней группы);

    — образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:

    А) по профилактике травматизма среди воспитанников;

    Б) обеспечению безопасного пребывания детей на льду;

    В) противопожарной безопасности;

    Г) безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;

    Д) действиям для заблудившихся в лесу, городе.

    Дети должны учиться приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получать знания о полезных и вредных растениях.

    1. Необходимо наладить четкое взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

    На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе разместить рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Закливание в дошкольном возрасте», «Полезная и здоровая пища» и др. Родителям предлагать рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктелей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аромотерапии дома; предлагать комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры, миогимнастика.

    Привлекать родителей к участию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

    — внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДУ и семье;

    -формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

    — обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

    -улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

    источник