Меню Рубрики

Анализ современных программ речевого развития детей

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста [6, c. 25]: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 — 1, 6 лет:

  • — Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • — Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • — Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • — Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • — Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би — би», «Покажи, где барабан: бам — бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав — ав» — собака, «мяу — мяу» — кошка, «ку — ка — ре — ку» — петушок, «га — га» — гусь, «ко — ко» — курочка и т.п.).

  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • — Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • — Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • — Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му — му — му; тук — тук — тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик — так; ту — ту -ту; мяу — мяу; ав — ав — ав).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 — 3 лет.

  • — Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т.п.).
  • — Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • — Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • — Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • — Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • — Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • — Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • — Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех — четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку — ку» — «ко — ко», «ту — ту» — «тук — тук», «ку — А — ре — ку» — «ку — ку» и т.п.).
  • — Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы — тик — так; поезд — ту — ту -ту; машина — би — би; кошка — мяу — мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му — му — му;молоток — тук — тук — тук; собака — ав — ав — ав и пр.).
  • — Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • — Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • — Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • — во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • — во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • — в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • — наблюдение и элементарный труд в природе;
  • — сценарии активизирующего общения;
  • — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • — слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • — инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • — игры на развитие мелкой моторики рук;
  • — дидактические игры и упражнения;
  • — бытовые и игровые ситуации;
  • — элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий — это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения [6, c.138].

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • — совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • — совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • — умение составлять простые, элементарные фразы;
    • — активное развитие диалогической речи.

источник

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения

Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. — М., 2002.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития и сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ. Следует отметить, что во всех проанализированных программах речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. — М, 1999.

Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки». Цель данной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитие включает в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей «Развиваем речь детей». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

Читайте также:  Анализ факторов влияющих на здоровье детей

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

· содержательность и связность речи (диалога и монолога);

· развитие речевого творчества, выразительности речи;

· развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

· подготовка к чтению, чтение.

Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредствам общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и специальных занятиях. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.

Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки к школе. Что же касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности.

В вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание — развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

источник

Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Речевое развитие»

III. Образовательная область «Речевое развитие»

3.1 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса

• Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи

• Формирование грамматического строя речи

• Обогащение словарного запаса

• Формирование связной речи

Развитие моторики

Развитие познавательной деятельности, инициативности и творческие способности

Условия реализации программы:

• Соответствующая речевая и игровая предметно – развивающая среда в группе

• Положительное эмоциональное и физическое здоровье детей

• Доброжелательная обстановка в группе

• Интеграция образовательной области «Коммуникация» со всеми образовательными областями ООП

Вариативность развития речи каждого ребенка, позволяющая развивать творческие способности детей

• Взаимодействие с семьей по развитию речи детей

• Взаимодействие с социальными партнерами по данному направлению

• Индивидуальная и групповая работа с детьми

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

«Игрушки». Интегрированная НОД в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Задачи:.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально — коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей «Речевое развитие» и «Познание» НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей: «Речевое развитие», «Познание». Подготовила и провела: инструктор по физической.

НОД в старшей группе «Город в котором я живу. Серпухов» О. О. Познавательное развитие, Речевое развитие Тема: «Город, в котором я живу» Программные задачи: Речевое развитие: Развивать умение связно выстраивать свое высказывание, побуждать использовать.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Программа по реализации вариативной части рабочего учебного плана ДОУ «Добро пожаловать в Россию» Пояснительная записка. Программа «Добро пожаловать в Россию» включена в вариативную часть рабочего учебного плана — 0,25 часа в месяц, всего.

источник

Анализ современных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Модернизация системы дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет большие требования к речевой коммуникации как взрослого , так и ребенка. Поэтому целью практической части нашего исследования является:

— анализ современных программ речевого развития дошкольников;

— проведение мониторингового исследования речевого развития детей подготовительной группы и описание его результатов.

Программа «Радуга » ( Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) охватывает три возрастные ступени физического и психического развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Авторы назвали программу по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности и занятий детей: физическую культуру, игру, изобразительную деятельность, ручной труд и конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, математику.
Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольником. Например, синий цвет обозначает разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Этим определяется важное место в системе учебно-воспитательного процесса развития речи дошкольников, поскольку синий цвет символизирует все то, что необходимо как воздух, что позволяет детям приобщиться к языковой культуре и общечеловеческим ценностям.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы – в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.
Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Авторы приняли во внимание утверждение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о том, что мотивация служит не только движущей силой, но и доминирующим фактором, который влияет на выбор языковых средств и определяет характер оформления мысли в речевом высказывании. Поэтому в программе предлагается использовать в организации учебно-воспитательного процесса три типа мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. Содержатся указания относительно выбора мотива общения, использования ролевых диалогов в речевых играх, создания проблемных ситуаций в разговоре, побуждающем детей употреблять развернутые речевые высказывания.
Особенностью программы «Радуга» можно назвать то, что авторами широко освещены вопросы нового направления в учебно-воспитательном процессе – организации речевой среды в группе. Таким образом находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. По мнению ученого, «идеальная форма», появляющаяся в конце развития, не только существует в окружающей ребенка общественной среде и взаимодействует с ним, но и реально направляет, регулирует этот процесс и служит его источником. Поэтому авторы акцентируют внимание на важности рассказывания о событиях прошедшей недели; о том, какими дети были раньше и какими станут, когда вырастут; о книге, которую предстоит прочитать; об удивительных приключениях букв. Воспитателям предлагается использовать упражнения, основанные на зачитывании слов из словаря и толковании их значения. Даются описания дидактических материалов, которые побуждают ребенка к самостоятельному исследованию, стимулируют к поиску информации.
Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. По мнению Д.Б. Эльконина, связная речь формируется внутри диалога. Поэтому ее основы закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети учатся отвечать на вопросы и задавать их, приобретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы предлагают сделать стандартными (интересные факты и события в жизни детей, личные проблемы, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). Для обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически правильным оформлением высказывания внимание уделяется освоению основных грамматических форм, конструированию простых нераспространенных предложений.
Для развития связной речи в средней группе авторами программы предусматривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир человеческих отношений, которые выражаются в названии объекта разными языковыми средствами. Дошкольники овладевают способами словоизменения, конструирования простых распространенных предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.
Работа по развитию связной речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Дети овладевают сознательным употреблением синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений c временными, целевыми и причинными отношениями.
В подготовительной к школе группе, считает А.А. Леонтьев, развитию связной монологической речи отводится специальное направление. Дети обучаются составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. В программе предусматривается формирование у дошкольников знаний об общей характеристике диалога и монолога, их значение в жизни людей. Эта работа подтверждает мысль А.А. Леонтьева о том, что осознанность речи служит показателем степени овладения построением речевых высказываний и в значительной мере определяется сформированностью ориентировки на их свойства.
Анализ программы Т.И. Гризик показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев связной монологической речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания (цельности и связности).
Программа «Детство» ( Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.) ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ее цель заключаются в обеспечении целостного развития дошкольника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого и социально-личностного.
В программе выделяются три части в соответствии с тремя ступенями данного возраста: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший (6-7 лет).
Программа состоит из четырех блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Также в ней имеются специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»), содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого возрастного периода.
Младший возраст — освоение разговорной речи. К концу 4-го года жизни дети должны уметь понимать обращенную речь с опорой на наглядность и без нее, быть активными участниками разговора, адекватно выражать словами свои мысли, чувства, переживания. Дети должны освоить не только рассказывание о значимых для них событиях, но и пересказ знакомых сказок по вопросам воспитателя. В программе предлагается учить дошкольников строить высказывания из двух-трех предложений, сложные предложения (сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами), устанавливать совместно со взрослым порядок событий в тексте, словесно оценивать поступки героев произведения.
Средний возраст – развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение монологам. На данном этапе задачи по овладению связными речевыми высказываниями усложняются: детей побуждают к использованию объяснительной речи и речи-доказательства, пересказу литературных произведений, составлению рассказов на наглядной основе и без нее. Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному выражению отношения к героям и событиям. При обучении 5-летних детей рассказыванию по картине важно формировать умение объяснять происходящее, устанавливать связи между предложениями, определять время и место событий, их причины. Для составления творческих рассказов (по аналогии, по игрушкам, придумывание конца) предлагается учить детей отбирать содержание, определять логику частей повествования.
Авторы рекомендуют использовать приемы моделирования, совместного составления плана. На данном этапе дошкольники активно осваивают употребление разнообразных лексических средств(прилагательных, наречий, числительных, существительных, глаголов). На основе ознакомления со свойствами, качествами предметов и явлений, их временными и пространственными характеристиками предлагается подводить детей к употреблению соответствующих союзов. Авторы программы также считают необходимым, наряду с обучением конструированию разных типов простых предложений (полных, распространенных, с однородными членами), употреблению отдельных сложных синтаксических конструкций, обращать внимание детей на подбор речевых форм, адекватных определенному контексту.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Оно представлено отдельными пунктами: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Первые шаги в математику». Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно — деятельностным подходом к речи.
По А.А. Леонтьеву, речь является не самоцелью, а орудием и может использоваться по-разному. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложноорганизованной формой речевого высказывания.
Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии. Подобный подход повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, способных к педагогической рефлексии и аналитической деятельности, а также владеющих методами обследования речевого развития дошкольников.
Одним из достоинств программы, на наш взгляд, является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
В программе подробно раскрываются умения построения смысловой структуры, соответствующей каждому из предложенных типов высказывания (придумывание описательных и сюжетных рассказов, сказочных историй), лексико-грамматического оформления изложения, выделяется творческий аспект в освоении связной речи (реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций). Вместе с тем неполно освещены задачи формирования представлений о типах связи на каждом возрастном этапе (лучевой, формально-сочинительной, местоименной, синонимической, лексического повтора).
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.
Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания.
Во второй младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания.
В словарной работе ставятся задачи по сравнению и противопоставлению качеств и действий предметов, пониманию и употреблению обобщающих слов. Дети осваивают разные способы словообразования существительных и глаголов, составляют простые предложения разных типов (распространенные и нераспространенные). Большое внимание обращается на четкость произнесения слов и предложений, на интонационную завершенность высказывания.
В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении. В работе по обогащению словаря развивается наблюдательность, определяется предмет за счет уточнения его качеств, используются разнообразные глаголы для однотипных действий, выбираются слова, соответствующие определенному контексту, подбираются синонимические ряды без наглядного материала, выделяется новый смысл в знакомых многозначных словах. Также усложняются умения использования предложений разных типов, происходит овладение структурой сложных синтаксических конструкций.
В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине – придумывать предшествующие и последующие события. В процессе изложения дети овладевают синонимической связью, активно используют цепную местоименную, формально-сочинительную связи, лексический повтор. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. Работа с многозначными словами становится центром речевых занятий, во-
круг нее строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово имеет значение.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.
«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), является самой современной, которая направлена на необходимый и достаточный уровень коммуникации, речевого развития ребенка, как стержень личностного и умственного развития. В рамках реализации данной программы нами создана «Модель речевого развития дошкольников», которая будет взята за основу (Приложение 2)
Итак, анализ вариативных программ речевого развития дошкольников показал их специфические особенности.
1. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах.
2. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для ее развития – общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
3. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на создание условий для проявления творческой активности детей: при конструировании литературных образов в пересказах, синтезе вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов в самостоятельно составленных сказках.
4. Для каждого психологического возраста определены речевые умения лексико-грамматического и звукового оформления изложения, конструкций, образную авторскую лексику .
Таким образом, создатели программ большое внимание обращают на то, что овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей является стержнем полноценного формирования личности дошкольника. Подобный подход предоставляет богатые возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Читайте также:  Анализ экологического воспитания детей дошкольного возраста

2.2. Описание хода и результатов мониторингового исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В данном параграфе опишем ход и результаты мониторингового исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В работе принимали участие дети подготовительной группы МДОУ детский сад «Улыбка» №1 рабочего поселка Озинки в составе 12 человек. Исследование проводилось в октябре 2013 года.
Следует отметить, что детский сад работает по программе «Детство». Для оценки разных сторон речи детей нами была использована диагностическая тетрадь О.Н. Сомковой, 3.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской «Путешествие по Стране Правильной Речи, которая носит сценарный характер и построена в форме путешествия по Стране Правильной Речи, в которое ребенок отправляется с игровым персонажем.
Все путешествие разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты.
Последовательность этапов определялась степенью сложности упражнений, от простых к более сложным. На каждом этапе ребенок «двигался на определенном виде транспорта», «проезжая» станции. Количество станций соответствует числу заданий. Выполняя задания, ребенок переходит от одного этапа на другой. Оценивание и анализ результатов выполнения упражнений происходило с использованием критериев оценки (Приложение 1). Каждое выполненное упражнение оценивалось в баллах: от 1 до 3 в зависимости от качества его выполнения. Для оценки общего уровня развития речи баллы суммировались.

Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1.

источник

Данная презентация сравнивает образовательные программы по речевому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования

Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.

Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.

Первый год жизни. 1-я группа раннего возраста

Задачи образовательной деятельности

  • Побуждать к речевому подражанию — одному из главных способов освоения родного языка.
  • Развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку.
  • Активизировать интонационную выразительность речевых реакций и вокализаций, используя интонационную яркость малых фольклорных жанров (пестушки, потешки, песенки и пр.).
  • Побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребенка повторять фонемы, так же повторяя за ребенком фонемы, произносимые им.
  • Вводить в восприятие ребенка слова, связывая их со смысловым содержанием; в обращенную к ребенку речь вопрос «Где?», чтобы малыш соотносил называемый объект с тем, как звучит его название.

Задачи образовательной деятельности

  • Вводить в восприятие ребенка названия окружающих предметов быта, мебели, игрушек, одежды; продолжать развивать понимание речи.
  • Учить реагировать ребенка на предложение взрослым сделать что-либо (дать, подать, помахать, пожалеть, погладить).
  • Поощрять выполнение простых игровых действий по словесному указанию взрослого.
  • Учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподражаний) изображение знакомого предмета на картинках.
  • Пополнять активный словарь словами, как правило состоящими из двух одинаковых слогов.

  • Развивать понимание речи, обогащая ребенка новыми впечатлениями.
  • Продолжать учить находить взглядом, а затем и указательным жестом названную взрослым знакомую игрушку, предмет.
  • Учить выполнять по просьбе взрослого «разученные» игровые действия («ладушки», «дай ручку», «пока-пока») вначале по показу и слову, а затем — только по слову взрослого.
  • Вводить в речевое общение имена собственные: постоянно обращаться к ребенку, а также к окружающим взрослым и детям по имени.

Второй год жизни. 2-я группа раннего возраста

Задачи образовательной деятельности

Развитие умений понимать речь взрослого

  • Учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы.
  • Побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»
  • Учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом.
  • Учить понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.

  • Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).
  • Учить отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»
  • Побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми).
  • Стимулировать подражание речи взрослого человека.
  • Активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации.

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
  • Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
  • Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
  • Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  • Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
  • Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
  • Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
  • Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Пятый год жизни. Средняя группа

Задачи образовательной деятельности

  • Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
  • Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
  • Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
  • Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
  • Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
  • Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
  • Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
  • Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Шестой год жизни. Старшая группа

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
  • Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
  • Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  • Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
  • Воспитывать интерес к письменным формам речи.
  • Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
  • Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
  • Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Задачи образовательной деятельности

  • Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
  • Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
  • Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Речь развивается в таких видах деятельности как:

Речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

Игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений;

Показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг;

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами;

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

— развивающие и логические игры;

— музыкальные игры и импровизации;

— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

Образовательные, игровые и проблемные ситуации

Средства для развития речи детей:

  • Игровые персонажи (например, медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита);
  • Атрибуты для различных игр;
  • Литература (детская, художественная, справочная);
  • Общение;
  • Дидактические игры;
  • Сказки, загадки, пословицы;
  • Технические средства — проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон;
  • Тематические праздники («Наши любимые книжки», «Матрешкина сказка», «Наш Пушкин» и т.д.).

Авторы: Андреева Е. В.; Бардина Р. И., канд. психол. наук; Брофман В. В., канд. психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук; Бурлакова И. А., канд. психол. наук; Варенцова Н. С., канд. пед. наук; Веракса Н. Е., д-р психол. наук; Денисенкова Н. С., канд. психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Егоров Б. Б., канд. пед. наук; Кларина Л. М., канд. пед. наук; Короткова Н. А., канд. психол. наук; Лаврентьева Т. В., канд. психол. наук; Маврина И. В., канд. пед. наук; Медведева М. Ю.; Михайленко Н. Я., д-р пед. Наук.

Руководители авторского коллектива: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук

Научные редакторы: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук

  • Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.
  • На 5-ом году жизни совершенствуется речевой слух, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно.
Читайте также:  Анализ эпилога романа отцы и дети

  • У ребенка шестого года жизни речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух, формируется интонационная выразительность речи, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно.
  • На седьмом году жизни важный показатель развития ребенка – речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании.

Разделы, образовательная работа по которым активно использует речевые средства и, следовательно, решает задачи речевого развития:

  • во всех разделах области «Развитие познания» происходит развитие речи в ее обобщающей функции (как одной из сторон умственного развития ребенка),
  • в разделе «Ознакомление с логическими отношениями» происходит накопление и обогащение словаря ребенка на основе знаний и представлений об окружающей жизни;
  • в разделе «Ознакомление с пространственными отношениями» происходит знакомство с наречиями и предлогами, овладение их использованием для ориентировки в пространстве;
  • в разделе «Сенсорное воспитание» — знакомство и адекватное использование антонимов (широкий — узкий, длинный — короткий, высокий — низкий, длинный — короткий, светлый – темный).

  • в продуктивной деятельности: в процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям;
  • в познавательной деятельности: ознакомление с художественной литературой и развитие речи сопровождается приобретением детьми сведений об окружающем мире. Прочитывание сказки взрослым и последующий пересказ детьми сопровождается отбором заместителей для обозначения персонажей сказки. В последующем по разыгранным с помощью заместителей эпизодам дети узнают ситуации сказки, используют пространственные модели при пересказе, самостоятельно строят их для пересказа.
  • в игровой деятельности — организация сюжетно связанных образовательных ситуаций, когда несколько ситуаций объединяются одной сказочной ситуацией, проведение игр-драматизаций, игровых упражнений и т.д.

Главная цель речевого развития ребенка в ДОУ — освоение им норм и правил родного языка, их гибкое применение в различных ситуациях, в том числе как средства познания, общения (коммуникации), регуляции поведения и деятельности.

Специальная образовательная работа по развитию речи предлагается в программе в виде заданий по двум разделам: «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» (развитие речи включено в контекст ознакомления детей с литературными произведениями (сказками, рассказами, стихами) и удерживается задачами образовательной работы по обучению детей пересказу и собственному сочинению литературных произведений) и «Подготовка к освоению грамоты».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие речи детей в ситуациях ознакомления с художественной литературой происходит в результате их ознакомления с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух различных текстов детской литературы различных жанров, проигрыванию детьми сюжетов сказок, пересказу сказок с опорой на их предметные и графические модели, сочинению детьми своих сказочных историй. Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с произведениями разных литературных жанров. Такое ознакомление происходит через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка, происходящее в процессе слушания литературных произведений. От личностного переживания и проникновения детей в художественное произведение ребенок движется по пути более точного понимания событий произведения, воссоздания его основной структуры путем двигательного, пространственного или графического моделирования его сюжета, освоения средств художественной литературы. Таким образом, ребенок переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи литературного текста.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

К концу дошкольного возраста дети могут самостоятельно пересказать небольшие произведения, выделяя в них основные события и смысл. Занимая позицию рассказчика, ребенок постепенно и сам проявляет себя в литературно- художественном творчестве, входит в авторскую позицию. Старшие дошкольники могут уже сами создавать собственные произведения, передавая в литературной форме свое отношение к действительности. Основным материалом, на котором происходит направленное развитие авторской позиции рассказчика, является сказка. В ней наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев, так и ее структура (наличие определенной последовательности основных событий). Таким образом, в процессе проведения занятий происходит развитие не только эмоционального, но и аналитического компонентов литературно-художественного творчества.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Образовательная работа по ознакомлению детей с детской художественной литературой, овладению детьми (пересказом), развитию речи детей во всех возрастных группах осуществляется по трем основным направлениям:

  • Ознакомление детей с детской художественной литературой. Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки и т. п.), авторскими и народными, в соответствии со своими возрастными возможностями.
  • Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, связной выразительной речи, ее грамматического строя
  • Развитие умственных способностей детей на материале художественной литературы. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие мышления и воображения ребенка.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста:

  • развитие звуковой стороны речи,
  • ознакомление со знаковой системой языка,
  • подготовка руки к письму.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК

Овладение действиями ориентировки в звуковой стороне речи и ознакомление с основами грамоты, связанное с замещением звуков речи различными знаковыми средствами, приводит к развитию умственных способностей детей. Дети учатся моделировать как отдельные речевые познавательные единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). Они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д. Развитие познавательных способностей ведет к осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчика, бабочку и др.); затем, при ознакомлении с элементами письменной речи, графическими умениями. Дети учатся координировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу.

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их. Кроме того, дети овладевают механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения. Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования. Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Средства для развития речи детей:

  • Игры-упражнения (упражнения по использованию синонимов и антонимов);
  • Игры-драматизации;
  • Игровые и образовательные ситуации;
  • Упражнения для развития движений рук;
  • Графические упражнения;
  • Игровые персонажи — игрушки;
  • Литература для чтения включает в себя сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки, считалки;
  • Диа- и видеофильмы;
  • Творческие задания;
  • Наглядные модели, схематические планы;

Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова — профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками.

синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

Целенаправленно обогащать словарь;

Называть реальные предметы, окружающие ребенка, явления, их изображения на иллюстрациях (П, XT);

обозначать словами некоторые при-знаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий) (П);

обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); различать целое и отдельные части; поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова (П, С, Ч).

способствовать развитию грамматического строя речи;

Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперед, назад, рядом) (П).

Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить предложения (фразы), состоящие из двух-трех слов.

развивать произноси-тельную сторону речи;

Способствовать развитию речевого слуха.

Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам (поезд:

Развивать фонематический слух. Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы).

Дифференцировать близкие по зву-чанию звукоподражания (ку-ку —ко-ко; му-му — мур-мур; ха-ха — ах-

Использовать артикуляционную гимнастику, дидактические игры и упражнения.

Вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений (С, Ч).

Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на) (П).

Упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе.

Закреплять умение называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата) (П).

Учить распространять предложения за счет однородных членов предложения.

Продолжать развивать диалогическую речь как средство коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы).

Создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми (С).

Закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство) (С).

Упражнять в воспроизведении простых коротких текстов повествовательного типа с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо) (Ч, С).

Упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: На полке стоит машина. (кукла, зайчик, книга и пр.); В лесу на полянке зайчик сидел. (прыгал, бегал, слушал и пр.).

Рассказывать народные и авторские сказки.

Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями (П).

Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними.

Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий

Привлекать внимание детей к новым словам. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов).

Обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имен существительных во множественном числе. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между и т. п.). Формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий). Учить согласовывать существительные с прилагательными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы); пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте).

Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный).

Упражнять в составлении и распространении простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.

Способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций.

Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях (П).

Продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и пр.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота, смелость и пр.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный).

Развивать смысловую сторону речи через ознакомление детей:

со значением слова (например, через его определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и пр.); с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться, весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и пр.); с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться);

с многозначностью слов (выраженной существительными и глаголами: гребень (для расчесывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребенка, малыша); хвост (лисы, самолета, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребенок горит от жара, щеки горят на морозе); бить совершенствовать и уточнять грамматический строй

речи; совершенствовать произносительную сторону речи.

(в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьет в стекло); идти (ребенок идет по дороге, лед идет по реке, дождь идет из тучи, дым идет из трубы); играть (ребенок играет в кубики, дети игра¬ют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).

  • http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf
  • http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie.pdf
  • http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf

источник