Меню Рубрики

Анализ современные игрушки для детей

Современные игрушки. Быть или не быть?

Анализ современных игрушек.

Есть не в пример наукам хитрым

Распознавать по детским играм,

Игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усвоить детям современные игрушки.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли — роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3 — 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности. Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских отношений, пришли герои зарубежных — американских и японских — мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих. Например, покемоны (от английского карман, мон-сокращенное «монстр») — герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и девочкам 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» — тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера. Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств, которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п. А на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг), то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.

Представленная презентация «Анализ современных моделей перспективного и календарного планирования образовательного процесса с учетом ФГТ» раскрывает различные точки зрения специалистов на проблему пла.

Для всех программ характерна постановка задач, направленных на решение задач раздела, то есть непосредственно развитие речи детей, а также воспитание и развитие детей. Методический характер задач прис.

Для всех программ характерна постановка задач, направленных на решение задач раздела, то есть непосредственно развитие речи детей, а также воспитание и развитие детей. Методический характер задач прис.

Технологические карты анализа методических пособий с речевыми играми-занятиямидля детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

Согласитесь, что у современных игрушек мало общего с теми, которыми мы, взрослые, играли в своем детстве. Рассмотрим основные тенденции развития игровой индустрии.

Для ребенка-дошкольника главная вещь-это игрушка. Она отражает впечатления о мире, оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь и характер ребенка. Иногда родители смотрят на игрушку как на забаву, д.

источник

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усваивать детям современные игрушки.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение психолого-педагогического сообщества как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И. Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли — роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3-5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности [22, с.130].

Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, В.Абраменкова выделяет несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей, так как дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам [1, с.158].

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных — американских и японских — мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов.

Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Используя в игре такие игрушки, ребенок воспроизводит те действия, которые характерны для конкретного персонажа. На наш взгляд, в пропаганде смелости, решительности, бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое — ребенок, как правило, не соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т.е. он может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия. Мы считаем, что этот вид игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа: уродливые гномы, мутанты, тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам. Но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, эти персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Например, покемоны (от английского pocket — карман, мон — сокращенное «монстр») — герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» — тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера. Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств, которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п.

Мы полагаем, что разнообразные состязания, в которых участвуют покемоны, в определенной степени «работают» на развитие у ребенка умения манипулировать (часто в корыстных целях) другим, в данном случае роль «другого» выполняет покемон. То есть достижение победы обеспечивается не умениями самого ребенка, за него это делает покемон, а «победу» ребенок присваивает себе.

Напрашивается вывод о том, что современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

Казалось бы, взрослые должны делать все, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес к этим персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный «Журнал для чемпионов покемонов» тиражом в 27,5 тыс. экземпляров. Поскольку журнал имеет прекрасную полиграфию, он ярок, привлекателен для ребенка, можно предположить, что чтение его будет и дальше побуждать ребенка к использовании покемонов в своей игре.

А на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не зная ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг), суть которого состоит в том, что образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта — идентификация, который поможет ребенку принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.

Особого внимания требуют современные электронные игрушки, одним из представителей которых является Тамагочи (в переводе с японского — яйцо). Изобретателем ее стала японка Аки Маита. Тамагочи — электронное животное, постоянно требующее к себе внимания (его нужно кормить, укладывать спать, иногда играть с ним). Концепция новой игрушки — избавление человека от одиночества, воспитание в ребенке нравственных чувств заботы, ответственности, сострадания. Но после длительного общения с электронным другом у ребенка нарушался процесс адаптации в реальной жизни: он становился замкнутым, погружался в воображаемую среду обитания. Кроме этого виртуальное животное, живущее в небольшом брелоке, вызывало у ребенка равнодушие по отношению к жизни и смерти. В процессе игры смерть «питомца» лишала ребенка сна, аппетита, интереса к учебе, затем «замена — убийство» электронных питомцев осуществлялась чаще без каких-либо чувств.

Специальные исследования медиков доказали, что игра с тамагочи наносит также и физический вред — мелкие изображения способны развить близорукость и косоглазие.

И хотя эта игрушка уже не пользуется популярностью у российских детей, анализ научных и публицистических работ позволяет утверждать, что общение с ней оставило негативный след в психике ребенка.

В Японии и других странах продолжаются разработки новых электронных игрушек. Среди них — маленькая механическая собачка с элементами искусственного интеллекта «Айбо» (по-японски, «приятель»). Она поддается обучению, поэтому владелец может выработать в собаке индивидуальные черты.

Другая игрушка — мыши-роботы от Konami: игрушки, которые растут вместе с детьми. Цифровая игрушка с функциями искусственного интеллекта рассчитана на детей от трех до десяти лет. Робот-мышка из серии Robochu будет познавать окружающий мир вместе со своим маленьким владельцем. С электронными мышками дети смогут обращаться, как с живыми домашними питомцами — играть, заботиться и кормить. Роботы будут «расти» вместе с ребенком, на протяжении 6 лет их возможности будут постепенно расширяться: мышки научатся играть в разнообразные игры. Железные мышки по-разному реагируют на отношение к ним ребенка, к примеру, если робот вдруг «заболевает», он начинает плакать и дрожать, и «вылечить» его можно лишь легким нажатием на глаза.

Гонконгская компания «Солар электроникс» разработала серию игрушек «Мой любимый (-ая)». Здесь подростку придется баловать любимого человека подарками, цветами, комплиментами, писать стихи, чтобы набрать очки-симпатии.

Описанные электронные игрушки многофункциональны. Они способны реализовать в комплексе задачи, связанные с воспитанием, обучением и развитием ребенка. Но каждая новая электронная игрушка повторяет ошибку предыдущей — она реализует суррогат человеческих отношений. Ведь процесс общения между живыми организмами подразумевает взаимность. Трудно воспринимать робота-мышь как живое существо, если его лечение производится нажатием на глаз. Еще сложнее представить общение с любимым человеком по принципу игрушки «Мой любимый(-ая)». Чувства любви, заботы, ласки, привязанности меняются на материальные атрибуты и очки-симпатии, рождая в сознании подростка соответствующую логику поведения при общении со сверстниками.

Читайте также:  Количественный анализ на цитомегаловирус у детей

И хотя эти игрушки не появились на прилавках наших магазинов, можно быть уверенным, что их потенциальных покупателей в нашей стране вполне достаточно, так как из-за большой занятости родителей на работе и перегруженности ребенка в школе на общение (дети-дети, дети-родители) остается очень мало времени.

Поддерживая идею Е.А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов» [45, с.212], мы считаем, что предметом специального обсуждения специалистов должны стать вопросы о сущности педагогических взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми качествами, наборы различного вида оружия и т.п. Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество — игрушка — ребенок»?

Полагаем, что поставленные здесь вопросы требуют специального научного изучения. Причем начинать его надо уже сегодня — ведь результаты воздействия электронных игрушек на психику и поведение ребенка несколько отсрочены во времени от моментов игры с ними. Важно в этой связи, не упустить их негативные аспекты возможного влияния на ребенка.

источник

Наши дети живут совсем в другом мире, чем в том же возрасте жили их родители. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20-30 лет назад. Радионяни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и кровавыми боевиками – все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей, начиная с первых лет жизни. Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие возможности? Ответ на эти вопросы остается открытым, поскольку все живущие ныне взрослые имели совершенно другой опыт детской жизни и взросления.

В то же время очевидно, что современные дети уже не такие, как были мы. Технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. При этом чем моложе человек, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда и тем легче он впитывает и присваивает все веяния времени. Особо открытой и чувствительной группой, безусловно, являются дошкольники, поскольку они не просто растут – они формируются и развиваются в совершенно новых условиях, которых еще нигде и никогда не было. Это, конечно, осложняет их воспитание и отношения с ними.

Современные дети с первых лет жизни приобщаются к видеокультуре. Телевизионный экран подменяет для маленького ребенка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми. СМИ становятся для дошкольников не средством получения информации, а самостоятельным видом занятий, оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Полноценное детство немыслимо без игры и игрушки. Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребенку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться, познавать мир и себя.

Однако далеко не все игрушки выполняют свою развивающую роль. Большинство из них, к сожалению, мало пригодны для игры, а значит, не выполняют своего главного предназначения. Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности, поскольку не предполагают собственной активности и фантазии ребенка. Детская игра зачастую сводится к использованию возможностей высоко технически оснащенных игрушек.

Тенденции развития рынка современных игрушек

Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время, когда появилось новое поколение игрушек. Наряду с традиционными появляются новые, невиданные даже самыми молодыми родителями (трансформеры, биониклы, покемоны и пр.) Попытаемся рассмотреть основные направления развития рынка современных игрушек.

Первая из них – это натурализация и детализация игрушки.

Эта тенденция проявляется по-разному. Так, например ставшие популярными newborn — резиновые пупсы разного размера, в точности воспроизводят настоящих младенцев. У таких кукол все как у реальных детей: они кушают, плачут, смеются и справляют свои в данном случае не совсем естественные нужды. Внешне они очень похожи на реального младенца, вплоть до складочек на мягком тельце и мимики.

Еще один вариант своеобразной детализации – это куклы с ярко выраженными эмоциями, так называемые Expressiondolls. На личиках этих кукол застыло странное, но узнаваемое выражение: они либо гримасничают, либо орут и плачут, либо закрывают глаза и пр. Иногда они имеют подчеркнутые и старательно прорисованные дефекты внешности – прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Важно подчеркнуть не их эстетические достоинства (вернее их отсутствие), а фиксированное, навсегда определенное выражение лица. Их эмоциональное состояние никто уже не в силах изменить.

Игрушечные животные также все более приближаются к своим натуральным прототипам. Это уже не игрушки, а скорее чучела реальных животных. Например, у крысы-игрушки все как в жизни: жесткая шерстка, усики, острые когти и пр. А игрушечный скорпион обладает скользкой и липкой шкуркой, до которой противно дотронуться. Играть с такими игрушками не хочется, но хочется их рассматривать и удивляться совершенству их изготовления.

Другую тенденцию в бурном развитии производства игрушек можно назвать дегуманизацией, т. е. куклы все дальше отходят от образа человека и все больше приобретают черты машин, животных (или даже насекомых) или же технических устройств. Человек легко трансформируется в нечто нечеловеческое (в большой моде, особенно у мальчиков, так называемые трансформеры). Человек-паук, человек-динозавр, человек-робот, мальчик-машинка, покемоны, киборги, Черепашки Ниндзя, различные чудища все более вытесняют обычных людей и человеческое выражение лица. Это весьма опасная тенденция, поскольку кукла воплощает для малыша образ человека, формирует его представления о красоте, доброте, смелости и других качествах. Куклы-роботы и монстры создают у ребенка явно неадекватный образ человека и деформируют его представления.

Третья и самая опасная тенденция «совершенствования» игрушек – их нарастающая автоматизация, которая имеет самое разное воплощение.

Куклы-роботы или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами, могут жить своей жизнью, независимой от ребенка, более того, они сами начинают руководить его действиями. Например, кукольный младенец при нажимании определенного рычага на спине начинает через каждые 40-50 секунд произносить команды: «Мамочка, спой мне песенку»; «Мне скучно, давай поиграем»; «Мамочка, покорми меня» и пр. Взрослые приходят в восторг, дети тоже радуются и гордятся своим имуществом, но к игре эта гордость не имеет никакого отношения.

Все обозначенные выше тенденции ведут к тому, что игрушка все более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, предназначенной для потребления ее качеств. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, поскольку она сама имитирует настоящую жизнь и механические переживания. Автоматизированные современные куклы уже умеют «выражать свои эмоции», некоторые такие куклы могут имитировать до 15 эмоций. Все это восхищает взрослых, но парализует активность ребенка, закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок становится зависимым от игрушки – не он играет с куклой, а она с ним.

Между тем именно такие игрушки доминируют на рынке и пользуются наибольшей популярностью. Они кажутся родителям наиболее привлекательными, современными, «прикольными». Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие или неадекватность ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и как правило бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития – нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребенка.

Необходимость психолого-педагогической экспертизы игрушек и других товаров для детей

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек и других товаров для детей, учитывающей не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка. Очевидно, что для разработки таких критериев необходимо участие детских психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности детского развития, особенности игры ребенка в разных возрастах.

Проведение психолого-педагогической экспертизы игрушки является одной из главных задач московского центра экспертизы игрушек при МГППУ. В настоящее время разработаны психолого-педагогические требования к различным игрушкам, создана методика оценки развивающих качеств игрушек для каждого возраста и вида детской игры. Игрушки, успешно прошедшие экспертизы, получают специальный знак качества «Детские психологи рекомендуют».

В настоящее время наш центр работает над созданием методики экспертизы для других товаров для детей: детской литературы, компьютерных программ, видеофильмов и пр. Мы надеемся, что эта работа поможет родителям выбрать действительно развивающую продукцию для детей, а производителям даст ориентиры для ее создания.

Е.О.Смирнова, д октор психол. наук, профессор, руководитель центра экспертизы игрушек при МГППУ

источник

Елена Гульцева
Влияние игрушки на развитие ребенка. Отрицательное воздействие современной игрушки.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Cтановление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка — тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они нам тем, что игрушка — это не просто забава?

Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме — важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушек подвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушки могут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит — он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках).

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

Игра и связанные с ней игрушки — одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома — фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и. недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.

Рассмотрим современные игрушки. Для девочек это кукла Барби. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка — зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца, чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.

Сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Подводя краткий итог, отметим, что игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка.

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ. В соответствии с ГОСТом контролируется размер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могут быть оторваны и откушены. Все игрушки должны иметь маркировку. На потребительской упаковке или вкладыше должен указываться возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.

Современной маме. Как выбрать игрушку ребенку Каждая современная мама должна разбираться в том многообразии игрушек, которые в настоящее время производители предлагают в большом количестве.

Консультация для родителей «Выбираем игрушку для малыша» В мире современного ребенка должны ориентироваться хорошо как родители так и педагоги. Родители очень часто не вникают в игровое пространство:.

источник

Игрушки для детей первого года жизни. Назначение и особенности игрушки в зависимости от возраста ребенка, для которого она предназначена. Игрушки для мальчиков и девочек. Требования ГОСТа. Специфика игрушек (влияние на развитие ребенка). Игры настольные.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. Анализ ассортимента игрушек

Выполнила: студентка 2 курса

Булгакова Надежда Евгеньевна

Усольцева Виктория Владимировна

Игрушки для детей первого года жизни

игрушка настольный ребенок

Безусловно, игрушка должна способствовать развитию малыша. Те возможности, которые появляются в данный период, надо закреплять и развивать с помощью игрушек.

Какими должны быть игрушки для раннего развития? И что предлагают сегодня в магазинах. Для анализа ассортимента я отправилась в «Детский мир» по адресу г. Омск, улица Интернациональная, 43.

Помимо традиционных пирамидок, мячей и погремушек представлен широкий выбор товара для самых маленьких. На упаковках игрушек для детей первого года жизни красуется надпись «Для раннего развития».

Развивающие игрушки для детей до года влияют на психические и физические функции ребёнка. Очень яркие и интересные внешне. Поинтересуемся, как они помогут в развитии малыша.

Игрушка-каталка для детей от 6 месяцев

Представляет собой игрушку-каталку в виде животного со световыми и звуковыми эффектами. При нажатии на кнопку игрушка едет вперёд и качает головой, мигает подсветка и звучит весёлая музыка.

Эта механическая игрушка хороша для слухового сосредоточения.

Остаётся убедиться, что издаваемый звук не раздражает ребёнка.

Развивающий центр со звуковыми эффектами.

Игрушка для детей от 6 месяцев

Кнопки в виде зверят с забавными мелодиями и звуками.

Зеркало-погремушка для игры в «гляделки».

Подвижные фигурки бабочки и пчёлки.

Разноцветная головоломка развивает координацию.

Яркая погремушка привлечёт маленького.

Погремушка — очень универсальная вещь, влияет на согласование зрительных, тактильных, слуховых функций и двигательных навыков!

Яркий центр привлечёт малыша.

Интерактивный мяч с подсветкой и звуковыми эффектами.

Яркие цвета и большие кнопки.

Эта развивающая игрушка для детей до1 года послужит для развития речевой функции. Малыш нажимает на собачку, и она лает, нажимает на уточку, и она крякает.

Отскакивает от твёрдых поверхностей.

Улучшает восприятие форм, движений и цветов.

Развивает мелкую моторику рук.

Стимулирует развитие зрения и слуха.

Мяч научит ребёнка, что у одной игрушки могут быть разные функции. Нужно только показать малышу, что мячик умеет прыгать, его можно катать.

Обучающий центр со световыми и звуковыми эффектами.

Игрушка способствует развитию мелкой моторики и координации.

Развивает навыки счёта от 1 до 5

Игрушка-каталка «Быстрые животные»

Надави на игрушку пока она не примет максимально низкое положение и наблюдай, как игрушка передвигается по комнате.

В отличие от данной игрушки, машинка или любая игрушка, которая ездит, которую можно возить за верёвочку, более продолжительное время будет вызывать интерес малыша и развивать желание к действию.

Представленные игрушки, безусловно, способствуют развитию малыша. Очень важно, чтобы игрушка нравилась ребёнку и соответствовала его возрасту.

Отвечают ли игрушки ГОСТу

2.26. Требования к озвученным игрушкам

2.26.1. Уровень звука, издаваемого игрушками (за исключением игрушек-моделей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), должен быть не более 65 дБ.

2.31. Требования к настольно-печатным играм

2.31.1. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным цветом по отношению к фону. Высота букв в настольно-печатных играх должна быть не менее 2,3 мм для детей в возрасте до 10 лет и не менее 1,75 мм — для детей в возрасте старше 10 лет.

Рисунки (рельефы) игр должны быть четкими.

2.31.2. Отмарывание красок на бумаге и картоне в настольно-печатных играх не допускается.

2.36.1. Маркировку наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку.

Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.

2.36.2. Маркировка должна содержать:

товарный знак предприятия-изготовителя и (или) наименование предприятия-изготовителя или его представителя, или импортера;

адрес предприятия-изготовителя или его представителя, или импортера.

На вкладыш или потребительскую тару дополнительно наносят предупреждение о сохранении вкладыша или упаковки с данными предприятия-изготовителя.

Допускается в маркировке указывать наименование предприятия-изготовителя в сокращенном виде (аббревиатура) при условии, что такие сокращения легко читаются и дают возможность узнать изготовителя (или его представителя, или импортера).

2.36.3. Маркировка должна содержать одну из следующих предупредительных надписей:

«Не рекомендовать детям до 3 лет» (на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет);

2.36.4. Цвет предупредительной надписи на игрушках для игры на воде должен быть контрастным цвету корпуса игрушки. Высота букв должна быть не менее 3 мм.

Специфика игрушек (влияние на развитие ребёнка)

Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах (грохотушка). Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету.

К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат — шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара.

Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звуку колокольчика мелодичен и чист.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.

Подвеска «зеркало» — необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это «подвеска с кольцом» — состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, — это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа — большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализ

Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж.

Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману.

Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Вот почему все дети бывают так зачарованы сигаретами.

Ближе к 2 месяцу ребенку становится все интереснее подражать взрослым и страшим Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется.

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим — это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 — 8 дет.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в «школу».

Среди образных игрушек особое место занимает кукла — самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. — объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по — своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.

Такая аналогия позволяет взрослому, во — первых, организовать игры и инициирование с игрушками — животными как с «живыми» объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во — вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в — третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в — четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается.

Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.

Дети трех — четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает сказку, передвигая фигурки

Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально — речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера. Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 — 1,5 м) бросать мяч, чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

Одни из самых древних игр — игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко — взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.

А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стенку.

К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно он научится ловить и бросать мяч одной рукой.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Обычно техническими игрушками называют те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности.

Если игрушка имеет механизм, он должен быть понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным.

Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.

Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями.

В строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные игры» ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.

Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».

«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей 2 — 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах.

Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного материала разнообразно.

Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.

Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [82,2 K], добавлен 02.06.2011

Сущность и назначение игрушки, краткая история ее возникновения и развития, состояние на современном этапе и дальнейшие перспективы. Виды игрушек и их отличительные черты. Исследование проблемы степени влияния игрушки на развитие личности ребёнка.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 27.11.2009

Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.

дипломная работа [705,6 K], добавлен 18.11.2011

Физиология ребенка первого месяца жизни, его сон и еда, двигательное развитие. Основные аспекты развития ребенка с двух по шести месяцев. Физическое и психическое развитие малыша второго полугодия жизни, полезные игрушки и режим дня, уход и кормление.

презентация [454,1 K], добавлен 28.03.2016

Период интенсивного развития речи. Формирование у ребенка речевого слуха, накопление словаря, овладение грамматическим строем языка. Развитие речи у детей до года. Игрушки для ребенка от 6 месяцев до года. Веселые упражнения для развития малыша.

реферат [33,7 K], добавлен 13.12.2011

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

дипломная работа [543,2 K], добавлен 06.11.2005

Огромное влияние технических, театральных и спортивно-моторных игрушек на психику ребенка. Формирование полоролевого поведения у ребенка. Развитие пространственных ориентировок, свойств внимания, мышления, волевых качеств у детей дошкольного возраста.

презентация [759,7 K], добавлен 15.04.2016

Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 07.10.2012

Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

курсовая работа [66,0 K], добавлен 14.02.2011

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема «нельзя и надо» в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 16.01.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник