Меню Рубрики

Анализ совместной деятельности детей и родителей

Сотрудничество определяет всю жизнь ребенка: развитие речи, освоение предметной действительности и мира игры невозможно без сотрудничества, которое оказывается обратно пропорциональным детской беспомощности. Из слитного со-существования, из удивительной со-деятельности младенца и родителей появляется первый осмысленный знак причастности к миру взрослого — комплекс оживления, возникает первый жест, рождается первое слово, пробуждается первое Я. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым под знаком симбиоза развивает у младенца ориентировку в окружающей действительности и формирует доверие к миру, без которого полноценное развитие детства невозможно.

В раннем возрасте мир был заслонен для ребенка предметными действиями, которыми он овладевал под руководством и с помощью взрослого, но, не замечая взрослых. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, ибо именно в ее основе лежит открытие «нового мира», мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями.
И именно в этот момент взрослый постепенно самоустраняется из дошкольного мира ребенка, находя себе замену — игрушки, успокаивая себя мыслью: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Полноценному пониманию ребенком смысла человеческой деятельности и соответственно появлению у дошкольника новых мотивов препятствует бездействие взрослого. Возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребности быть взрослым, о которых писал Д.Б. Эльконин, отодвигается во времени.

Существует глубокая пропасть между психологически эффективными способами бытия с ребенком и доминирующими в обществе формами и средствами воспитания. К числу популярных мифов о правильном воспитании относятся мифы о необходимости раннего прекращения игры (поскольку «игра — несерьезная деятельность, пустое времяпрепровождение»), о ранней тщательной подготовке к школе (которая включает в себя бессмысленное рисование кружочков и палочек, счет, чтение отдельных букв), о доминировании заучивания, о формировании усидчивости (сидение на стульчике положенное время и др.) и т.д.

Основываясь на идеях М.В. Хозиевой, воспользуемся несколько чрезмерным, хотя и весьма определенным обобщением: игре, которая является одним из наиболее значимых атрибутов детства, должен учить взрослый, одновременно пребывая на первых порах в качестве товарища, неявно присутствуя в моделируемом ребенком окружающем мире на протяжении всего развития игры и ориентируя ребенка в средствах этого моделирования (что после исследований
Д.Б. Эльконина и его учеников и последователей является почти неоспоримым фактом). Развитие детско-родительского сотрудничества происходит в круговороте родительских установок. И это вполне закономерно, поскольку формирование родительства на разных жизненных циклах претерпевает существенные, порой парадоксальные изменения: от симбиоза до неприятия, от приятия до махрового авторитаризма, от опекания до попустительства, и т.д.

При разных стилях воспитания и родительских установках совместная деятельность приобретает специфическую окраску. Так, гипертрофированные симбиотические отношения, гиперопека способствуют формированию у ребенка неуверенности, тревожности, беспомощности, инфантилизма. Совместная деятельность понимается родителем как деятельность «для и вместо ребенка». Средства ориентировки в окружающей действительности ребенком не усваиваются, поскольку все шаги при решении любой задачи осуществляет сам взрослый, но «с ребенком на руках». Гиперопека (гиперпротекция)– стиль воспитания, при котором родители уделяют ребенку крайне много времени, сил, внимания, когда его воспитание становится центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.

При авторитаризме, как правило, типичной является позиция «делай сам, но обязательно так, как я велю, потом проверю». При этом средства ориентировки в мире однозначно присвоены и распределяются взрослыми, а совместная деятельность ограничивается жесткими рамками задания, контроля и наказания. Ребенок осваивает действительность либо в условиях страха, либо в ситуации лжи.

Нередко в детско-родительских отношениях доминирует не содержание, а форма, например, «не потакать, дабы не избаловать», «отец должен быть жестким с сыном, а мать скупа к мальчику на чувства, чтобы не вырос рохлей», «девочка с детства должна расти хозяйкой» и др. Отсюда и неадекватное представление о совместной деятельности — ее должно быть как можно меньше.

При попустительстве (гипопротекция)доминирует позиция «Делай как знаешь, только не мешай мне». Ребенок сам «добывает» средства открытия мира методом «проб и ошибок». Совместной деятельности как таковой не существует. Гипопротекция (попустительство)– стиль воспитания, характеризующийся крайне низким уровнем протекции, ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Ребенок выпадает из виду, и за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

При адекватном стилевоспитания совместная деятельностьпредставляет собой сотрудничество родителей и ребенка, основанное на равных, партнерских началах. Полноценную совместную деятельность определяют: знание о возрастных особенностях развития ребенка, умение организовать совместную деятельность, адекватный стиль воспитания. На разных этапах развития совместной деятельности (от непосредственно-эмоционального общения до профессиональной деятельности) родительская установка на сотрудничество может приобретать разные формы: «Я (родитель) расту вместе с тобой, я расту вслед за тобой, я помогаю тебе расти». Взрослый всегда остается хранителем знания о мире, которое постепенно осваивается ребенком в процессе со-бытия вместе со взрослым. «Превращение ребенка в мать, а куклы в ребенка приводит к превращению купания, кормления, приготовления пищи в уход за ребенком. В этих действиях выражается теперь отношение матери к ребенку — ее любовь и ласка, а может быть, и наоборот; это зависит от конкретных условий жизни ребенка, тех конкретных отношений, которые его окружают» [Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998].

Игра в консультации представляет собой специально инспирированную (организованную, построенную, спровоцированную) деятельность, в отличие от ролевой игры как культурно-исторического образования. В такой«спровоцированной»игре воедино сливаются игровые возможности ребенка, его игровой опыт, игровые средства, намеченный консультантом материализованный и символический план игры. Консультант таким образом буквально создает зону ближайшего развития (ЗБР). Если говорить о теоретических аспектах соотношения социальной ситуации развития (ССР), ЗБР и консультативной задачи, то необходимо отметить, что решение последней представляет собой комплексный и предельный вид психологической работы, осуществляемой с ребенком и его ближайшим окружением. Поэтому обучение, формирование новообразования, игра, совместная продуктивная деятельность и т.д. являются частными случаями многогранного взаимодействия психологически квалифицированного взрослого и ребенка в условиях консультирования.

Более того, совместная деятельность, как показано в ряде работ [1, 10] является своеобразным индикатором детско-родительских отношений и родительской компетентности, осведомленности о том, кто такой ребенок и что есть его развитие. Проведение совместной деятельности в психологической консультации является достаточно серьезным испытанием для родителей, которые неожиданно для себя во время со-деятельности с ребенком сталкиваются с неэффективностью своих же семейных стереотипов поведения. При всей своей условности игровая ситуация, режиссируемая консультантом, выступает для родителей правдой бытия, кульминационным моментом на пути к родительской рефлексии. Именно в игре явным образом
(в сюжете, в выборе роли ребенком, в ролевой речи и др.) обозначаются все «взрослые шаги» прошлого и настоящего. В согласованных действиях с ребенком, в попытках почувствовать, учесть, осознать эти действия постепенно разворачивается ориентировка родителя не просто в актуальной для него проблеме, но прежде всего в ее истории.

Виды совместной деятельности, выбираемые как психологом, так и подопечными, могут быть самыми разными, начиная от привычной для дошкольника игры в дочки-матери или пронизанных духом соперничества игр в кегли и серсо и заканчивая сложным драматическим действом. В продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, моделировании из кубиков, рисовании и др.) особое внимание уделяется широкому использованию средств материализации, которые позволяют осуществить задуманное «здесь и сейчас», обеспечивают формирование у ребенка полной ориентировки, а также создают психологически комфортное взаимодействие со взрослым, быть может, достаточно редкое для подопечных, обращающихся к психологу-консультанту.

Для эффективного анализа совместной деятельности должны быть зафиксированы все ее обстоятельства. Осмысление психологом внешних проявлений поведения подопечных (реакция на задание, сомнение или его отсутствие при выборе сюжета, стабильная или изменяющаяся позиция каждого из участников этой деятельности, тон общения, эмоциональный фон указаний, жестово-мимическое сопровождение, поддерживающие, оппонирующие или помогающие комментарии и многое другое) позволяет представить в полной мере образ родителя, его взаимоотношения с ребенком, уровень владения адекватными средствами совместной деятельности, а также охарактеризовать психологический статус самого ребенка.

Анализ совместной деятельности

Предложенные критерии анализа совместной деятельности — это общие ориентиры, на основании которых возможна достаточно точная, хотя и предварительная оценка сложившихся возможностей участвующих в совместной деятельности сторон. Психолог в каждом индивидуальном случае сможет их дополнить или видоизменить. Критерии анализа совместной деятельности приводятся по работе М.В.Хозиевой [10].

Первый этап. Подготовительный

1. Реакция (родителя и ребенка) на предложенное задание. Как правило, дети с интересом принимают предложение «поиграть». У взрослых иногда возникает сомнение относительно необходимости игры, т.к. они полагают, что их проблемы должны быть разрешено явно другими методами. В принципе само уже отрицательное отношение к заданию может свидетельствовать либо об отсутствии доверительных отношений с психологом (соответственно — нежелании раскрываться), либо о неадекватном понимании самого консультирования, либо об игнорировании совместной деятельности с ребенком. Задача психолога в случае категорического отказа родителя — попытаться развернуть игру вдвоем с ребенком, постепенно и ненавязчиво вводя родителя в игровое действо.

2. Распределение инициативы в выборе замысла, сюжета, композиции игры. Возникновение и определение замысла игры является важным показателем инициативы взрослого или ребенка. Необходимо обращать внимание на следующее: обсуждается ли замысел игры с партнером (родителем или ребенком, психологом), учитывается ли точка зрения партнера; кто и как формулирует игровую цель, игровую задачу и предлагает ее партнерам; проговаривается ли заранее сюжет, ход игры, все это может помочь составить достаточно определенное представление о совместном игровом опыте ребенка и родителя.

3. Распределение и развитие ролей в игре.Именно в роли «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности». «При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. «рефлексия» [Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998], поэтому принятие на себя той или иной роли, определение роли другого, отказ от предлагаемой роли являются важными показателями освоения человеческой действительности. «Я не хочу играть роль мамы, поскольку она меня наказывает». Или: «Я буду играть роль злой мамы, поскольку она меня наказывает». «Я не хочу быть послушной девочкой, поскольку я и так постоянно слушаюсь». Или: «Я буду играть послушного мальчика, я хочу стать таким». «Я не хочу быть строителем, поскольку не люблю завязывать глаза». Или: «Я буду архитектором, так как люблю руководить».

На данном этапе первичных суждений участников игры, конечно, еще рано делать выводы, основываясь только на моменте выбора роли. Скорее всего, наиболее важным для анализа является развитие роли (или образа героя) на протяжении всей игровой деятельности. Именно ролевое движение, трансформация образа позволяют уловить основные тенденции оценивания и рефлексивные изменения у подопечного. Необходимо учитывать очень важный момент: в консультации мы имеем дело как бы с двойной игрой. Подопечные (а один из них уже, как правило, утратил способность к естественной игре и мучим вопросом, зачем все это нужно психологу; а другой, наоборот, предпочитает только «естественность» условной ситуации) должны не по своей инициативе, а по просьбе консультанта сыграть определенные роли. Инспирированность, почти заданность игры заставляет подопечного принять на себя сразу же две роли: роль играющего и роль того или иного персонажа. Ситуация «осложняется» в большей степени тогда, когда психологом жестко определяются роль и сюжет игры.

В таком случае мы уже не говорим о смысле ролевой игры, без которого не строится детская игра. Смысл консультативной игры зачастую не совсем понятен ребенку, поскольку само игровое действо навязывается взрослым. В связи с этим возникает вопрос о правилах. «Смысл выполняемой ребенком роли включает правило. Правило в таком случае слито с ролью и не выделено из нее. На дальнейших этапах оно вычленяется, и для ребенка смысл игры заключается именно в том, чтобы выполнить роль по правилам. Таким образом, имеются два основных механизма, благодаря которым сюжет, а следовательно, роль влияет на выполнение правил игры. Первый из них — изменение смысла игры для ребенка, при котором ребенку открываются взаимоотношения между играющими, что и приводит к выполнению ролевых функций, включающих и известные правила поведения; второй — объективация своих собственных действий, помогающая большей их управляемости» [Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998]. В самом деле, правила являются важным обстоятельством для психолога-консультанта, который должен создать условия для минимизации двойственности консультативной игры.

4. Выбор игрушек и игровых предметовможет быть напрямую связан с ролью, что свидетельствует об адекватности выбора подопечного в соответствии с заданным сюжетом игры (например, для роли мамы выбирается соответствующая наручная кукла). Иногда ребенок может ориентироваться на новизну игрушки, ее необычность, красочность, привлекательность одежды, поэтому выбирается не соответствующая роли игрушка. Как правило, у психолога должен быть целый набор кукол (женщины, мужчины, бабушки, дедушки, мальчики, девочки, мягкие игрушки-зверушки, «страшилки» и т.д.). При выборе игрушки вполне уместными и необходимыми будут вопросы о причинах выбора той или иной игрушки, чтобы понять степень адекватности выбора. Здесь можно отметить и подготовку игрового пространства (готовится ли игровое пространство подопечными заранее или в ходе игры, используется предложенная игровая среда и т.д.).

Второй этап. Непосредственно игровой

1. Сюжет и содержание игры.Сюжет, по Эльконину, — та «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты. чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора». Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центральной, определяющей характеристики деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Содержание игры отражает проникновение в деятельность взрослых.

Читайте также:  Хронический пиелонефрит у детей анализы

В консультативной игре сюжет может задаваться психологом либо определяться самими подопечными. Основными, значимыми для консультативной практики показателями сюжетного движения являются следующие моменты:

· наличие сюжета, разнообразие сюжетов, устойчивость сюжетной линии, развернутость ее, сколько событий объединяется в один сюжет, представляет ли сюжет цепочку последовательных событий или ребенок одновременно является участником нескольких событий, включенных в сюжет, каковы источники сюжетов игры (мультфильмы, книги, подражание взрослым, другим детям, бытовые ситуации, общественные взаимоотношения);

· что составляет основное содержание игры (одноактные игровые действия; игра состоит из двух или нескольких элементарных действий, никак между собой не связанных; игра представляет собой цепочку жизненных действий);

· насколько разнообразно содержание игры, как часто повторяются игры с одинаковым содержанием, каково соотношение предметных, бытовых, социальных (отражающих общественные отношения между людьми) игр.

2. Игровые действия и использование игровых предметов, игрушек. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и как. По какому признаку ребенок выбирает предметы-заместители. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый.

Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развитости, разнообразия. Какова роль слова в осуществлении игровых действий. Как воспринимает ребенок воображаемую ситуацию, играет ли с воображаемыми предметами.

3. Ролевая речь и игровые комментарии.Особенности речевых высказываний — речевая интенсивность. Выразительность речи, интонация, громкость, сопровождение слов жестами, мимикой, действием, каково содержание речевых высказываний.

4. Движение в игре, физические контакты.Использование игрового пространства (изолирование, свободное перемещение, постепенное овладение всем пространством, свобода «передела» и обращения с пространством).

Отношение к физическому контакту взрослого, психолога (избегание, предпочтение близкого контакта).

5. Степень сотрудничества родителя и ребенка и эмоциональный фон игры. Пожалуй, одним из самых важных обстоятельств в анализе совместной деятельности, кульминационным моментом анализа взаимоотношений ребенка и родителя является наличие сотрудничества, которое может проявляться в следующем. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по какому поводу (за советом, оказанием реальной помощи, в ожидании похвалы, одобрения и т.д.)? Предлагает ли взрослому принять участие в игре? Как реагирует на участие взрослого в игре, на его инициативу? Как ведет себя взрослый (поддерживает ли игровую инициативу ребенка, оказывает ли помощь в трудных ситуациях, выступает ли равным партнером или занимает позицию отстраненности)? Как ведут себя подопечные в конфликтных ситуациях? Кто является их инициатором? Как принимается «вызов»? Избегается ли конфликт? Какие способы разрешения конфликта используются? Уделяется большое внимание общему эмоциональному фону, смене настроения в ходе совместной деятельности.

Особого внимания заслуживает динамика (трансформация) родительской позиции в совместной деятельности. При авторитаризме наблюдаются, как правило, деловые, краткие распоряжения, четкий язык, неприветливый тон; используются запреты без снисхождения, с угрозой, субъективные похвала и порицание, причем эмоции не принимаются в расчет. При таком стиле родитель пользуется лишь словесными инструкциями, исключая показ тех или иных приемов, обучение тем или иным средствам деятельности. Позиция родителя над ребенком.
При попустительстве наблюдается конвенциональный тон, отсутствие похвалы и порицаний, а самое главное, отсутствие какого-либо сотрудничества. Позиция родителя вне диады с ребенком, в стороне. Кооперация предполагает товарищеский, дружелюбный тон, инструкции в форме предложений, похвалу и порицание с советами, распоряжения и запреты с предварительным обсуждением и обоснованием, позиция родителя — вместе с ребенком.

Третий этап. Заключительный. Отношение к завершению совместной деятельности (доведение деятельности до конца, желание прервать игру, желание продолжить игру). Участие в обсуждении проведенной игры. Отношение к продукту совместной деятельности.

В ходе анализа некоторых форм совместной деятельности, например «Архитектор» и «Письмо», внимание обращается прежде всего, на то, как проходит совместное освоение нового вида деятельности, условием выполнения которого должно стать умение действовать согласовано. Игру «Архитектор» можно проводить как в паре (родитель—ребенок), так и в группе (родители и ребенок; родители и дети; группа детей и т.д.). Подопечные или психолог выбирают архитектора (или архитекторов), строителя (или строителей). Архитектор должен руководить строительством задуманного сооружения, а строитель с завязанными глазами следует указаниям архитектора.

Подопечным дается следующая инструкция: «Вам необходимо выбрать архитектора и строителя. Архитектор будет руководить стройкой, т.е. давать строителю указания (команды), по которым он (строитель) будет строить сооружение. Команды должны быть четкими, лаконичными, чтобы строитель смог построить задуманную вами постройку». Такая деятельность сродни освоению нового предметного действия в раннем детстве, а роль взрослого в построении деятельности ребенка, в задании важного образа «настоящей помощи и поддержки» при решении этого в целом непростого задания чрезвычайно велика. А строительные кубики оказываются не требующим слов средством, легко поддаются подсчету, измерению и сравнению там, где дело касается пространственной ориентировки.

В то же время кубики кажутся настолько безлично геометрическими, что (вероятно) в наименьшей степени подвергаются влиянию смыслов. Кубик есть кубик и почти ничего, кроме кубика. При анализе игры обращается внимание на то, как родитель создает ориентировку у ребенка в необычном действе, в частности кто-то из родителей может еще до строительства «ознакомить» ребенка со строительным материалом, указав на разнообразие форм, на величину и т.д., предложив ощупать каждый материал (кубик, конус, пирамиду и т.д.), кто-то ограничится просто рядом несущественных реплик и т. п.

«Совместное письмо» проводится с родителем и ребенком, умеющим писать (впрочем, возможен вариант совместного рисования). Подопечным даются две ручки, связанные между собой на расстоянии 10 см, а также один лист бумаги на двоих. Предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо как можно быстрее написать следующую фразу (например, «Сегодня выпал первый снег»). Время фиксируется!» При анализе совместной деятельности на первый план выступает стремление (или отсутствие такового) родителя (или ребенка) помочь партнеру выполнить задание. Данное обстоятельство читается по еле уловимым телесным проявлениям ‑ попытка подопечных пододвинуть для удобства выполнения задания (своего или партнера) лист бумаги, удачно (для другого или для себя) расположить руку и т.д. Кроме того, учитывается степень соперничества, умение уступить пальму первенства другому или упорство в сохранении суверенной позиции до конца игры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Основываясь на своем профессиональном опыте детского психолога, знаю, что, когда психолог произносит фразу « Вам нужно выделить время для совместной деятельности с ребенком»- многие родители испытывают недоумение. Ведь они и так проводят много времени со своими детьми – накормить, одеть, проверить уроки, проследить, чтобы ребенок не засиживался перед телевизором или компьютером, а ведь еще мама с папой воспитывают своих детей. Не это ли есть совместная деятельность? Неужели есть что-то еще, что нужно делать с ребенком? Часто взаимодействие ребенка и родителя в очерченном круге обязанностей сопровождается скандалами, напряжением, общим недовольством и они с содроганием предполагают, очередную порцию негативных эмоций, которыми будет окрашиваться их совместное время препровождение. Они с недоверием слушают рекомендации, задаются вопросом, зачем это все? И рисуют картины хаоса и катастрофы.

В этой статьи мы ответим на вопрос, зачем нужна совместная деятельность, чем она отличается от других способов взаимодействия с ребенком и как сделать ее приятной и для ребенка, и для родителя.

В общем виде совместную деятельность определяют как взаимодействие двух или более человек, направленное на создание любого продукта от духовного до материального. И под такое определение может попасть почти любое взаимодействие между людьми. Чтобы раскрыть психологическую специфику данного термина нужно немного окунуться в историю детской психологии.

Термин совместная деятельность вошел в обиход практической отечественной психологии с работами Л.С. Выготского, изучавшего факторы, влияющие на развитие детей. Развитие он понимал, как процесс присвоения социального опыта. В своих работал Л.С.Выгосткий пришел к выводу, что благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым первый развивается и может выполнить более сложные задания.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось вместе со взрослым-экспериментатором решить более сложные задачи. Взрослый помогал мальчикам, задавая наводящие вопросы, акцентируя внимания на детали и т.д. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. Таким образом, Л.С. Выготский показал, что ребенок вместе со взрослым может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, каким бы он ни был. Решение более сложных задач способствует формированию новым навыкам и умениям.

Из этого следует, что не всякое общение с ребенком его развивает, а только то, которое нацелено на развитие его потенциал.

Этой своей идеей Л.С. Выготский дал начало целой традиции в психологии внимательно обращать внимание на общение родителя и ребенка.

Из самых известных примеров можно вспомнить серию книжек Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», где подробно и понятным языком объясняют, как взаимодействовать с ребенком, чтобы не утратить с ним контакта и получать удовольствие.

Среди зарубежных авторов идея того, что взаимодействие ребенка и родителя влияет на развитие, также стало одной из ведущих, и нашла свое отражение в работах английских психологов-психоаналитиков Дж. Боулби, М. Кляйн, Д. Винникотта. Эти представители психоаналитического направления особое внимание уделяли связи между матерью и ребенком на протяжении первых лет после рождения младенца. Они предполагали, что степень эмоциональной включенности и отзывчивости при совместной деятельности влияет на формирование модели поведения ребенка в дальнейшей жизни. Наиболее впечатляющими являются описания того, как отсутствие эмоционально-личностного общения влияет на развитие младенцев. Так, немецко-американский психоаналитик Р. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение «депрессии зависимости». Дж. Боулби также проводил исследования в сиротских приютах и заметил, что несмотря на то, что там с младенцами общались в рамках физического ухода, психологическое развитие их отставало и у них проявлялись задержки эмоционального и речевого развития. Из чего можно сделать еще один вывод, что совместная деятельность, общение должно быть эмоционально окрашенным, контактным.

Получается, что совместная деятельность между родителем и ребенком должна иметь какие-то особенные характеристики, чтобы быть таковой. Давайте опишем их все.

  • Совместная интересная для всех участников цель. Это значит нужно найти форму и содержание, которые будут интересны и для мамы с папой, и для ребенка. Если играть то, в то, что интересно всем, если читать, то так, как все хотят.
  • Распределение ролей. Совместная деятельность предполагает, что родитель и ребенок договаривают о том, кто какую роль играет в ней. Если при чтении читает только ребенок или играет в игрушки, а взрослый только наблюдает или слушает – это не совместная деятельность.
  • Эмоционально-личностная включенность. В данном случае речь идет о том, что мама и папа должны вовлекаться в деятельность, испытывать чувства и демонстрировать их, радоваться или огорчаться, реагировать на то, что делает ребенок. Если ребенок расстроился, что он проиграл, ему нужно сопереживать, если он радуется, что у него хорошо вышло, нужно радоваться с ним. При этом можно и нужно делиться своими впечатлениями. Если мама или папа безучастно сидит или стоит, пока ребенок пытается бросит мяч в корзину – это не совместная деятельность.
  • Контакт между участниками деятельности. Совместная деятельность предполагает, что родитель и ребенок находятся в постоянном контакте, они способны реагировать на действия друг друга, соотносят свои действия, регулируют поведение и видят друг друга. Если мама или папа сидят и читают журнал, пока ребенок рядом делает уроки – это не совместная деятельность.
  • Нацеленость на потенциал развития. Если у ребенка что-то уже хорошо получается: он хорошо уже умеет кидать мяч в корзину, читает эту книжку, играет в игру, то ему можно предложить усложнить это занятие. Придумать новую игру, дать более сложную книжку или предложить увеличить расстояние. При этом быть рядом и помогать ему делать первые шаги в освоении нового.

    Таким образом, на самом деле любую деятельность можно сделать совместной, если придерживаться выше изложенных правил.

    Сидеть и следить, чтобы ребенок делал уроки, может быть очень тяжело, утомительно и скучно. Ребенок и родитель часто воспринимают этот процесс как каторгу. Но, например, если папа или мама включиться в этот процесс, предложить соревнование на скорость решения примеров или ребенку стать учителем родителю и объяснить материал, то все измениться.

    Читайте также:  Художественный анализ отцы и дети

    Стоит отметить, что включенность родителя, предложение поделать что-то вместе, новое распределение ролей для ребенка оказываются очень ценными.

    При этом содержание и форма совместной деятельности зависят от возраста ребенка. Роль родителя с взрослением ребенка снижается, в какой-то момент может происходить смена того, кто примет на себя ведущую роль.

    источник

    Федотова Татьяна Сергеевна
    Выступление на педсовете

    «Организация совместной деятельности

    « Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»

    Самое сложное в работе с детьми

    это работа с их родителями.

    Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

    Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы : информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

    Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

    Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

    Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на наш взгляд, являются:

    *тематические встречи «Урок здоровья» и семинары-практикумы.

    При их планировании и проведении старались свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же, пытались теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть была дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых («Путешествие в Сказкино» — 2 мл. гр. ; «Играем пальчиками» — ср. гр.) . Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Были оформлены презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлекали и детей.

    *совместные физкультурные досуги, праздники.

    Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Анализ проведенного анкетирования показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях.

    Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

    Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями (спортивно-музыкальный праздник «Мы играем в паравоз» — ст., подг. гр.) ; День семьи «Папа, мама, я – отличная семья! » — ст. гр.) .

    В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

    При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В День открытых дверей, посвященном Всемирному дню здоровья, планируем пригласить родителей принять участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях «Когда мы едины, мы непобедимы! », в которых на спортивной арене детского сада встретятся дети, родители и педагоги ст. и подг. гр.

    Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    *домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

    Родители вместе с детьми пополняют странички дневника здоровья «Здоровячок», выполняя полученные задания: нарисовать любимое спортивное оборудование малыша, любимую игру на прогулке и т. д.

    *встречи с интересными людьми («Гость дня»).

    Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее, другое. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. А если дать возможность родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога»?

    Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

    * выставки совместных работ детей и родителей.

    Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. При оформлении зала для КВН «Люби и знай родной свой край» использовались совместные работы детей и родителей подг. гр. «Лес глазами детей».

    Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

    Итогом творческого задания «Сочиняем вместе сказку» — словесного творчества детей, родителей и педагогов детского сада — стала книга сказок о спорте и здоровье «Здоровье – это здорово! ». Её презентация прошла в каждой группе. Чтение сказок всем детям способствует развитию эмоций ребенка, который принял участие в сочинительстве, вызывает чувство гордости и за себя, и за своих родителей.

    Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, публикуем их в СМИ, вручаем грамоты, дипломы, памятные призы за участие в том или ином мероприятии).

    Основная задача всей проводимой работы — пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

    Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

    И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

    «Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое? ». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

    Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? ». «Все в твоих руках! » – ответил мудрец».

    Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

    Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

    источник

    Анализ работы с родителями группы

    Воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ№313

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
    Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Поэтому, в 2015 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

    . Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

    Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

    Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

    • Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
    • Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
    • Родители – критические наблюдатели .
    Читайте также:  Язвенный колит у детей анализ

    Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

    • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
    • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
    • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
    • У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

    Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
    Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

    • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
    • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
    • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

    • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
    • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

    • общие и групповые родительские собрания
    • консультации
    • занятия с участием родителей
    • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
    • совместные экскурсии
    • Дни добрых дел
    • Дни открытых дверей
    • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
    • оформление фотомонтажей
    • совместное создание развивающей предметно- пространственной среды
    • утренние приветствия
    • работа с родительским комитетом группы
    • беседы с детьми и родителями
    • тренинги
    • семинар-практикум
    • родительские гостиные
    • мастер- классы

    В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

    Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

    Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

    Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

    К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

    Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

    Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

    Были разработаны конспекты совместных занятий, викторин, развлечений, досугов «Страна Знаний», «Новые приключения Колобка», «Мы – дети планеты Земля», квест « По дороге знаний», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

    Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

    Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

    На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

    Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по математике, по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

    Наглядно – информационное направление

    Наглядно-информационное направление включает в себя:

    • родительские уголки
    • папки-передвижки «Неболейка», «По Совету всему свету»
    • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
    • библиотека – передвижка
    • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
    • фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Папа, мама, я – дружная семья», «Квартира моей мечты»
    • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
      «Учись быть папой»
    • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
    • копилка Добрых дел.

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

    Активность родителей в создании фотогазет, выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

    • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
    • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
    • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
    • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
    • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
    • совместные проекты «Путешествие в царство математике», «Моя семья»
    • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей».
    • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
    • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
    • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»
    • Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

    Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

    • Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
    • Консультации для родителей
    • Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
    • Распределение ролей взрослых
    • Изготовление пригласительных билетов.
    • Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
    • Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
    • Индивидуальные встречи и консультации
    • Изготовление атрибутов, пособий.

    Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

    Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

    Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

    Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

    Берегите друг друга!
    Добротой согревайте!
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга,
    Рядом вместе побудьте!
    (0. Высоцкая)

    При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

    В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

    Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

    В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочный плакат для именинников, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, стенд для детских работ по художественному творчеству, изготовили рамки с фотографиями детей.

    С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин», «библиотека». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, и посмотреть групповой или семейный альбомы.

    Есть у нас и кафе «Одуванчик», куда дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами.

    Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, обустройство участка горкой для скатывания на ледянках, поделками из снега, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

    Итог – уютная отремонтированная группа и спальня, красиво оформлена приемная комната, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
    Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

    Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

    Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

    Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

    источник