Меню Рубрики

Анализ социализации детей в доу

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:

Данные исследования: современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
— Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
— У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. — — Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.

— Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.
Такой диагноз как СДВГ (ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) уже является нормой развития. Сейчас идет для детей большой поток информации ( шумы, книги, ТВ, гаджеты, звуки на улице) – в результате в головном мозге детей недостаточность нейронных соединения, выхода для этого потока информации нет и поэтому эта информация выходит у современных детей через поведенческие реакции или дети часто болеют. Так же нейронные соединения разрушаются и питанием современного ребенка, продукты содержащие ГМО. Дети все впитывают как губка до 5 лет, у них защитные механизмы не сформированы до 5 лет.

— Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора, кушать. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и
музыкальными роликами.

— Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

— У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.

— Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках. НО у большинства детей головной мозг не созрел для восприятия информации и особенно большого объема информации, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др психическим проблемам.

— Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

— Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом.
Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

— На психические и личностные изменения современного ребенка, влияет ориентация общества, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения иразвитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть, исследования показали, что это происходит, из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Идет информационная загруженность родителей, приходя домой они не могут не думать о работе, работу несет домой.

— Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По наблюдениям, малая доля детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Психологические особенности социализации современных дошкольников
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад,, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества»
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие.

Главной целью социализации является — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Рассмотрим психологические особенности социализации раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Младший дошкольный возраст В этом возрастном периоде ребенок уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников, называет сверстников по имени, взрослых по имени отчеству. Понимает, кем он является (девочкой или мальчиком). Понимает оценку хороших и простых поступков. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее. И в этом возрасте является нормой, что ребенок может жадничать, брать чужие игрушки, обижаться и тд.

2. Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения.Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими (упрямство, строптивость, конфликтность и др.) постепенно уходят. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому.

3. Старший дошкольный возраст. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый — образец для подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения. Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает помощь.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его.

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.
Дети проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.
В этом случае ребенок может толкнуть другого ребенка, ударить — норма эта для младшего дошкольного возраста.
В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют «агрессией, ориентированной на человека» рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.
Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка – у среднего и старшего дошкольного возраста.
Перечислим основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.
На вербальном уровне:

• речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
• рассказывает очень мало или вообще ничего;
• зачастую не может выразить словами свое эмоциональное состояние;
• вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково
На не вербальном уровне:
• пониженная моторная активность;
• сидит тихо, старается не привлекать внимание;
• часто плаксив и апатичен;
• мимика лица или вялая или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
• не может устанавливать контакт взглядом, не смотрит на партнера, отводит глаза.

На уровне социальных контактов:
• неприсоединение к группе играющих детей;
• разные формы отказа от контактов с чужими незнакомыми людьми;
• нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
• нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
• неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет», при необходимости высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
• беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства
Каким должен быть выпускник ДОО?

• Проявляет инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности
• Доброжелательное отношение к себе и другим, к миру
• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
• Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения
• Проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым
• Способен ставить цели, делать выбор и принимать решение, оценивать свои действия
• Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними и устанавливать отношения с разными людьми
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности ребенка и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» 9 эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

источник

Понятие, функции и условия социализации. Выявление общих закономерностей протекания процесса социализации ребенка. Диагностика социализированности детей в условиях детского сада. Методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: «Социализация старших дошкольников в условиях детского сада»

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации старших дошкольников в условиях детского сада
  • 1.1 Понятие социализации
  • 1.2 Общие закономерности протекания процесса социализации у дошкольников
  • Вывод по главе 1
  • Глава 2. Практическое исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада
  • 2.1 Диагностика социализированности детей в условиях детского сада
  • 2.2 Методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников
  • 2.3 Анализ результатов
  • Вывод по главе 2
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Читайте также:  Анализы на скрытые инфекции у детей список

С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.


Именно в период детства складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии, — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, — понятие, определяемое включенностью в общественные отношения.


Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Количество людей, нуждающихся в социальной поддержке имеет устойчивую тенденцию к росту, в связи с чем наряду с реализацией общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения берут на себя дополнительные функции, обеспечивающие его развитие в социально-педагогическом плане.


Комплексные исследования последних лет (Г.М. Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.С. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.


Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.


Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики, так или иначе, затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков).


На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн).


Объект исследования — социализация старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.


Предмет исследования — процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.


Цель данного исследования — исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада.


— предложить методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников и дать анализ их эффективности.


В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс социализации старших дошкольников в условиях детского сада будет эффективным, если:


— педагоги уделяют повышенное внимание процессу социализации детей, знают его закономерности протекания в старшем дошкольном возрасте;


— созданы необходимые психолого-педагогические условия, способствующие эффективности процессу социализации;


Для проверки выдвинутого предположения, решения поставленных задач нами использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей; беседы и опрос детей и воспитателей, педагогический эксперимент.


Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине XX в. и было подготовлено научными разработками философов, социологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека компетентным членом общества. Однако еще в прошлом веке философы, психологи, педагоги обосновали ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия различных факторов — физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия.


К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.


Почти до 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.


Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Зарубежными социологами данный термин рассматривается как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям» (Смелзер Н.). Социальные психологи включают в понятие «социализация» процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми» (Маршалл А.Р., Шибутани Т. и др.). В психологических теориях можно выделить разные аспекты в понимании термина, так представители теории научения под социализацией понимают развитие и контролирование определенных «драйв систем» (Дюркгейм Э., Парсонс Т. и др.). Приверженцы психодинамической школы трактуют данное понятие как развитие супер-эго, направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей (МакНейл Э.). Интеракционисты убеждены, что социализация — это взаимодействие ребенка и окружающей среды [19, 14].


В психоанализе социализация понимается как приобретение контроля над импульсами. По З. Фрейду, ребенок изначально асоциален, и усвоение социальных норм и требований осуществляется через подавление инстинктивного начала. Для А. Адлера определяющим в социализации является чувство общности, «социальное чувство», вызывающее социальные контакты ребенка с другими людьми. Э. Эриксон в своих работах, в основном посвященных включению ребенка в общество, подчеркивал роль среды, культуры и социального окружения с присущими ему ожиданиями, надеждами, которые индивид может оправдать или не оправдать.


Отечественная школа представлена в работе взглядами социологов, психологов и социальных психологов. В социологии под «социализацией» авторы понимают «процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, норм и правил поведения» (Андреева Г.М. и др.). Отечественными психологами в последние годы тоже уделяется внимание вопросам социализации ребенка. Под термином «социализация» они понимают «приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание» (Платонов К.К.). В отечественной социальной психологии, вслед за В.В. Новиковым, социализация понимается как процесс многогранный, непременно активный и не прекращающийся в течение всей жизни человека [16, 21].


— усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;


— становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;


— включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.


Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.


В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.


Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.


Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле — это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности [5,19].


Социализация — это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми [16,38].


Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

— нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

— личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

— ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

— коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

— прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

— творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

— компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности [11, 54].

Таким образом, философия, социология и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.

Многие известные педагоги и психологи обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это В.В. Абраменкова, Н.В. Андриенкова, И.С. Кон, Е.О. Смирнова, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и др.

А.Н. Леонтьев говорил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое «очеловечивание» ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной деятельности, знаковым мышлением.

В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций (В.В. Абраменкова, Н.В. Андриенкова) [4,34].

Рядом авторов (И.С. Кон, Е.О. Смирнова) рассматриваются отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми 5 — 6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних. Данные проведенных психологических исследований (И.С. Кон, Е.О. Смирнова) показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка [5, 16].

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

Дошкольник является членом общества, которое влияет на его развитие посредством социальных законов, регулирующих отношения в данном обществе.

Социализация дошкольников — процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация дошкольника — это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии [11, 47].

Стадии социализации детей можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе [23,30].

Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: у него формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе; образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел — сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Читайте также:  Анализы на стафилококк у детей показания

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление [5, 45].

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [11, 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия [23, 34].

Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой способ включения биологического пола и его культурных ассоциаций в самовосприятие и поведение ребенка. Указанный процесс объединяет несколько компонентов: половую идентичность, понимание социальных ожиданий в отношении мужчины и женщины, усвоение поведения, соответствующего половой принадлежности.

Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. Психологически процессы самооценки и формирования Я-концепции имеют значительные отличия. Я-концепция, по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часть Я-концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка — это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Термин «просоциальное поведение» используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, выражение сочувствия. Сотрудничество представляет собой совместную работу группы людей для достижения определенной цели. Просоциальное поведение, необходимое для сотрудничества, обычно формируется на базе таких личностных качеств, как альтруизм и сочувствие. Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возможны и ситуативные его отклонения.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Социализация старших дошкольников осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении [5,37].

Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ [4,13].

Л.С. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или Процесса, который он замещает. Например, слово «окно» замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. «расшифровывает» значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако, он не единственный.

Таким образом, понятия «развитие психики» и «социализация» пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ.

Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование, и развитие личности

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Важным средством социализации дошкольников является игра. Играя, дети постигают мир взрослых, его ценности и культуру, осваивают выработанные веками социальные роли и модели поведения. Источником игры, как правило, является окружающая действительность. В игре ребенок отображает значимые для него события и факты, примеряя их на себя и приобретая бесценный опыт взаимодействия с социумом.

Основными механизмами социализации детей дошкольного возраста являются: социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная и индуктивная регуляция, социальный опыт, контроль, оценка, рефлексия.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе.

Детский сад как социально воспитательный институт способно обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для социализации дошкольника.

В дошкольном образовательном учреждении для социализации дошкольников создаются необходимые условия. Детский сад оказывает целостное влияние на социальное воспитание дошкольников, обеспечивает единство познавательной, игровой деятельности и межличностных отношений, разнообразного общения, свободное проявление социально ценной инициативы в кругу сверстников.

Социализация может быть успешной лишь тогда, когда будут учтены действующие внешние и внутренние факторы. К числу основных факторов относятся сложившийся образ жизни ребенка, который может содействовать развитию заданных качеств; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на социализацию ребенка (воспитательные системы, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, положение дошкольника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности ребенка.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, заключается в научении воспитанников быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

По мнению М.И. Шиловой, главное проявление эффективной социализации личности видится в том способе, каким регулируется поведение людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы — требования, общественное мнение) и внутренними (моральное сознание личности и добровольность поведения) [23,32].

В качестве критериев и показателей социализация можно использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Социализация старших дошкольников имеет важное значение для дальнейшего становления и развития личности.

Таким образом, под социализаций понимают развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.


Социализация — это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.


Социализация — это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.


Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.


Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.


Под успешной социализацией дошкольника мы понимаем активное творческое освоение социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.


Глава 2. Практическое исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада


Диагностика социализированности связана с оценкой результатов процесса социализации на уровне отдельного индивида.


Детский сад работает по программе М.А. Васильевой «Воспитание и обучения в детском саду», которая направлена на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Также ведется работа по программе социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.


— дают понятие о принадлежности ребенка к близким ему сообществам (семье, группе детского сада, к большому сообществу жителей России);


— знакомят с нормами и традициями жизни группы (считалки, установление очередности, использование жребия, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства);


— дают знание об атрибутике, территории, символах (в том числе и общепринятых государственных), природе, культуре.


Диагностика социализированности старших дошкольников проводилась в ходе наблюдения за детьми в процессе их совместной деятельности. В заключении наблюдения была проведена беседа с воспитателем.

Сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков

Выполнение бытовых правил и требований воспитателя

Умение общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми

источник

В теоретической части данного опыта поставлена основная цель работы: «Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников», отмечены задачи, которые поставили перед собой педагоги ДОУ. Определена целостная система мероприятий, сформулирована структура работы по данному направлению.

Подробно описаны все мероприятия, проводимые с детьми: для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям, для развития коммуникативной компетентности детей, для развития социальных навыков у детей, для развития бережного отношения к окружающему миру. Отмечены мероприятия, которые проведены для повышения профессиональной компетентности педагогов: педсоветы, консультации, рекомендации и т.д. Особое внимание в работе уделено духовно- нравственному воспитанию, для того, чтобы воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи выделены наиболее эффективные формы работы с родителями. Отмечена результативность работы по социально — личностному развитию детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7

Опыт работы по социализации по теме: «Прикоснись к сердцу ребенка»

Выполнила: старший воспитатель Таран Н.Б.

  1. Информационная карта ППО………………………….3-5
  2. Целостное описание опыта…………………………….6- 12
  3. Результативность опыта……………………………….13-16
  4. Библиографический список………………………… …17

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора: Таран Наталья Борисовна
  2. Город (район): город Славянск- на- Кубани
  3. Образовательное учреждение : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7
  4. Занимаемая должность: старший воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификация : 19 лет, высшая квалификационная категория
  6. Тема педагогического опыта: « Прикоснись к сердцу ребенка»
  7. Уровень опыта по степени новизны: Постановка и решение новых педагогических, методических и управленческих задач.
  8. Цель педагогического опыта: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
  9. Краткое описание опыта:
Читайте также:  Анализы на синегнойную палочку у детей

Актуальность данного опыта работы

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Задачи по социально- личностному развитию детей:

1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Основные компоненты системы работы:

1. Целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в нашем детском саду.

2. Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.

3. Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре.

4. Насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам образовательной программы.

5. Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания.

Структура работы по социально- личностному развитию детей:

I. Программно-методическое обеспечение.

II. Условия (предметно-развивающая среда, квалификационный уровень педагогов, методическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению).

III. Система индивидуального сопровождения социально-личностного развития ребенка. (Диагностика)

IV. Особенности организации жизнедеятельности ДОУ.

Методы, используемые в работе:

— Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

— Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

-Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

Приемы арт- терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

— Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Результативность деятельности по социально- личностному развитию:

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности, положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.

10. Эффективность опыта: Создавая условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

11. Экспертное заключение: Опыт работы обобщен на методическом уроне, семинаре ККИДППО на тему: «Перспективные направления деятельности ДОУ» 03.03.2011 г. и вызвал интерес участников семинара.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения.

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлена наша работа, которая реализует личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей, что ведет за собой сохранение и развитие индивидуальности, сущность которой проявляется, прежде всего, в творчестве и стремлении к совершенству.

Социально-личностное развитие дошкольника , то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Миссия образовательного учреждения.

Организация целенаправленной педагогической деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

Актуальность данного опыта работы

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Девиз педагогов ДОУ- « Прикоснись к сердцу ребенка»

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Социально – личностное развитие ребенка неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития.

Задачи по социально- личностному развитию детей:

1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

В детском саду задачи социально- личностного развития детей решаются на всех видах детской деятельности в ходе реализации парциальной программы «Я-ты-мы» О.Л. Князевой, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.

Также для успешной реализации социально- личностного развития детей широко используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, которая формирует основы безопасного поведения на улице, способствует воспитанию у детей адекватного поведения в различных ситуациях на дорогах, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. Педагогами, используя вышеперечисленные программы, разработаны перспективные планы и система мероприятий, направленная на развитие эмоциональной сферы, положительного отношения ребенка к себе, другим людям, коммуникативной и социальной компетенции детей.

Целостная система мероприятий включает в себя:

1. Целостную и мотивированную деятельность как основу всей жизни ребенка в нашем детском саду.

2. Профилактику и психологическую коррекцию негативных эмоциональных состояний детей.

3. Целенаправленную работу по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре.

4. Насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам образовательной программы.

5. Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания. Один специалист не может справиться со всеми задачами, которые поставлены в учреждении по развитию и воспитанию детей. Именно сотрудничество всех специалистов детского сада помогает нам достичь хороших результатов в развитии личности ребенка.

Структура работы по социально- личностному развитию детей:

I. Программно-методическое обеспечение.

II. Условия (предметно-развивающая среда, квалификационный уровень педагогов, методическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению).

III. Система индивидуального сопровождения социально-личностного развития ребенка. (Диагностика)

IV. Особенности организации жизнедеятельности ДОУ.

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

1. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организуют:

— Утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

— Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.

— Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.

— Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и другое).

— Программные занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе.

— Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек из киндерсюрпризов, ключи, календари по темам и многое другое).

— Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству.

— Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка) .

— Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, ёмкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям мы проводим:

— Дидактические игры направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).

— Чтение сказок разных народов.

— Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

— Коллективные работы по изодеятельности.

— Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного материала).

— Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на даче, Как мы лепили снежный городок).

— Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.

— Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

— Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно Паровозик, где в каждом вагончике есть места для фото каждого ребенка группы, зеркальная стена – из дисков СД) помогают почувствовать дух единства, важности всех и каждого.

3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

— Элементы психогимнастики на занятиях по изодеятельности, ознакомлению с окружающим.

— Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п..

— Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

— Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

4. Для развития социальных навыков у детей мы проводим:

— Дидактические игры (выбери что правильно, а что неправильно).

— Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

— Специальные игры на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.

— Игры тренинги “Спасаем друзей”, элементы сказкатерапии.

5. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:

— чтение художественной литературы;

— дидактические игры природоведческого содержания;

— просмотр спектаклей на экологические темы;

— акции (Посади цветок, покорми птиц);

— уход за растениями в уголке природы и на участке;

— трудовая деятельность (различные виды труда)

Для развития компетентности педагогов по данному вопросу проведены консультации на темы: “Формирование нравственного здоровья”, “Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками”, “Работа по ознакомлению детей с именем”.

Проведены педсоветы: “Обеспечение психофизического здоровья дошкольников”, “Учимся понимать друг друга”.

Подготовлены методические рекомендации для педагогов : “Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей раннего и младшего возраста”, “Как играть с гиперактивными детьми” и другие.

Результативность деятельности по социально- личностному развитию:

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности, положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.

Сравнивая результаты проведенной диагностики по социально- личностному развитию детей, отмечается положительная динамика

источник